Материалы обследования устной речи первоклассников

Программа «Диагностика устной и письменной речи»

В данной работе представлен методический материал для обследования устной и письменной речи учащихся.

Содержимое разработки

Программа «Диагностика устной и письменной речи»

для учащихся 1-9 классов МБОУ «СОШ № 23» п.Айхал, Мирнинского р-на , РС(Я), осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего и основного общего образования, адаптированным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .

Содержание программы.

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-методические материалы.

Программа по диагностике учащихся с 1-9 классы

Программа по диагностике учащихся осуществляется на основе:

ФГОС общего образования:

• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012г №1060, от 29 декабря 2014г №1643, от 18 мая 2015г «507, от 31 декабря 2015г №1576)

• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; в ред.приказов от 17 декабря 2010г № 1897, от 29 декабря 2014г №1644, от 31 декабря 2015г №1577

• Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.2). Одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей – одна из самых актуальных. Письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Несмотря на многообразие методик диагностики речи детей, актуальность проблемы очевидна. Этой проблеме посвящены многие современные исследования. Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка.

Диагностика устной и письменной речи проводится в два этапа:

1 этап – первичная диагностика в первые две недели учебного года ( с 1 по 15 сентября).

2 этап – итоговая диагностика проводится последние две недели учебного года.

Временной регламент обследования составляет две недели. Диагностика в начале года позволяет выявить исходный уровень ребенка, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Целью итоговой диагностики выступает оценка достижений речевого развития обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы логопедической работы. Система обследования речи учащихся нашей школы разработана с учетом основных принципов диагностики. За основу методики обследования детей взяты речевые пробы экспресс-диагностики Т.А.Фотековой. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: списывания, самостоятельного письма. Так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, обследованию подлежат зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. Использование экспресс-диагностики позволяет судить об успешности (наличии положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся в освоении планируемых результатов в овладении программы логопедической работы.

Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентира основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной логопедической программы. Для учета возрастной спецификации методика разработана в трех вариантах. Первый предназначен для детей младшего школьного возраста, второй для учащихся старших классов. Структура методики, типы заданий, а также целый ряд проб и порядок оценки в обоих вариантах одинаковы.

Логопедическое обследование состоит из трех этапов:

1 этап. Подготовительный. Состоит из ознакомления с документами (педагогические, медицинские), беседы с родителями. Целью данного этапа является выяснение моторного, речевого, психического анамнеза ребенка.

2 этап. Обследование детей проводится на основе общих принципов и методов: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим.

В содержании логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, в процессе выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем; фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, фонематических процессов, грамматического строя речи, состояние связной речи, состояние навыков письма и чтения.

В период начальной и итоговой диагностики (в первых классах только в период итоговой диагностики) во всех классах проводятся диктанты с целью выявления логопедических ошибок с последующими рекомендациями учителям – предметникам для осуществления коррекционной работы по развитию письменной речи.

Условия обследования ребенка состоят в следующем:

Читайте также:
Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?

– установление эмоционального контакта с ребенком, создание адекватного отношения к обследованию;

-тактика общения с ребенком – сотрудничество, доброжелательное отношение.

– учет сформированности психических процессов: памяти, внимания, мышления.

3 этап. Заключительный. На данном этапе проходит обработка полученных результатов обследования. Данные заносятся в речевые карты, пишется логопедическое заключение, составляется речевой профиль. На основе итоговой диагностики разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребенка на следующий учебный год. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования обучающихся и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

«Комплексная диагностика речевой успешности первоклассников»

ГОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема «Комплексная диагностика речевой успешности первоклассников»

учитель-логопед МКОУ Увельская СОШ № 3

Группа № 215

Г. Челябинск – 2012 г.

ГЛАВА I . Теоретические вопросы организации и проведения комплексной диагностики речевой успешности первоклассников

1.1 Описание методики и правила оценки выполнения заданий – выявление особенностей речевого развития речевой успешности первоклассников……………………….……………………………………………. …стр.5

Описание методики и правила оценки выполнения заданий – исследование высших психических функций первоклассника…………………………………………………………………. …стр.18

ГЛАВА II . Обработка результатов, занесение результатов в таблицы, составление гистограмм речевого профиля для каждого первоклассника

2.1. Обработка результатов, составление таблиц и гистограммы речевого профиля комплексной диагностики речевой успешности первоклассников – выявление особенностей речевого развития………. стр.22

2.2. Обработка результатов, составление таблиц, комплексной диагностики речевой успешности первоклассников – исследование высших психических функций………………………………………………..……………………………..…стр.28

Специалисты разных сфер – педиатры, неврологи, психологи, логопеды, педагоги — отмечают рост числа детей с поврежденной или ослабленной нервной системой, другими устойчивыми или функциональными нарушениями здоровья. К концу дошкольного периода детства стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого пятого ребенка, функциональные — у каждого третьего, здоровыми же признаны менее половины детей [3]. В связи с этим по-прежнему актуальна проблема недостаточной готовности детей к обучению в школе.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что–то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.

Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии будущего первоклассника для успешного обучения в школе.

Ребенок, поступая в школу, не только должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но и должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен овладеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Не менее важными являются развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, а также правильное звукопроизношение, развитый соответственно возрасту фонематический слух, достаточный словарный запас, что необходимо для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма. Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевой успешности. Работа логопеда условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, технологии их достижения. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых непосредственно в процессе обследования и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы. В диагностической работе не может быть мелочей и малозначимых фактов, так как заключение в пользу того или иного речевого нарушения выносится по совокупности диагностических признаков. Всякое выявленное обстоятельство ложится на чашу весов “за” или “против”, склоняя к тому или иному выводу о состоянии речи обследуемого ребенка и вырисовывая объективную картину речевого дефекта.

При разработки комплексной диагностики мной были использованы методики А.Н. Корнева, Т.А. Фотековой. Результаты исследования речи и психических процессов позволят сделать заключение о наличии речевого дефекта и особенностях ВПФ.

Читайте также:
НОД Использование инновационно-оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Основная цель предложенной диагностики – своевременное выявление детей, представляющих группу риска. Данную программу можно использовать на школьных логопунктах в начале учебного года и в подготовительных группах дошкольных учреждений при диагностических срезах (в середине и в конце учебного года), что позволяет отслеживать динамику коррекционного процесса. Все результаты должны быть математически обработаны и представлены в виде таблиц и гистограмм.

Описание методики и правила оценки выполнения заданий – выявление особенностей речевого развития речевой успешности первоклассников

Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала логопед выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от простого к сложному. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, что повышает продуктивность и продолжительность обследования.

Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей их использования в пассивном словаре. Последовательность процедуры формулируется как переход от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Данный подход позволяет сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

Логопедическое обследование должно содержать максимально возможный объем информации о становлении и состоянии речи и тех аспектах психофизического развития, которые способны влиять на формирование и осуществление ее функций с целью определения наиболее оптимальных и эффективных направлений коррекционно-развивающей работы в каждом конкретном случае.

На своем столе заранее в определенном порядке следует расположить необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.) До начала беседы нужно дать ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайться определить его состояние (тревожность, заторможенность и т.д.).

В беседе с ребенком я использую бланк экспресс-диагностики речевой успешности, который составлен мной по материалам Т.А.Фотековой , где сразу проставляю баллы и подсчитываю результаты в баллах и процентах по семи пробам:

Лист диагностики речевого развития детей перед поступлением в школу

Цель: определение уровня речевого развития детей, поступающих в школу, направленное на предупреждение возникновения вторичных речевых нарушений.
Задачи:
– обследование словаря;
– обследование звуковой культуры речи;
– обследование грамматического строя речи;
– обследование связной речи

Данная диагностика предназначена для определения уровня развития речи детей, поступающих в 1 класс (звуковая культура, грамматика, словарь, связная речь). Уровень речевого развития дошкольников выявляется в конце ученого года. Обследование проводит учитель-логопед индивидуально с каждым ребенком. Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания предлагаются с использованием наглядности (картинки).

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам):
1 балл ставится, если ребенок затрудняется в выполнении заданий, множественные ошибки в выполнении заданий;
2 балла – единичные ошибки, исправляются с помощью уточняющего вопроса;
3 балла – правильное выполнение заданий.

Фамилия, имя ребенка __________________________
Дата рождения ____________ Группа __________________
№ задания Критерий Баллы
Развитие словаря
1 «Подбери картинки»
(умение обобщать)
(музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, овощи, фрукты, посуда, головные уборы, школьные принадлежности)
2 «Что лишнее»
(умение обосновывать свой выбор) Клевер, тюльпан, ромашка, боровик_____________________________________________________________
Автомобиль, самолет, автобус, трактор_____________________________________________________________
Апельсин, груша, лук, яблоко______________________________________________________________
Смородина, вишня, банан, клубника____________________________________________________________
Кепка , скакалка, сноуборд,мяч_________________________________________________________
3 «Какой? Какая? Какое? Какие?»
(умение использовать в речи прилагательные)
Виноград (какой?)_____________
Колокольчик (какой?)_______________
Жираф (какой?)____________________
Шкаф (какой?)_____________________
Лягушка (какая?)__________________
Кровать (какая?)___________________
Луна(какая?)______________________
Шляпа (какая?)____________________
Пальто (какое?)____________________
Солнце (какое?)____________________
Кресло (какое?)____________________
Яблоко (какое?)____________________
Белки (какие?)_____________________
Звезды (какие?)____________________
Брюки (какие?)____________________
Часы (какие?)
4 «Кто что делает?»
(умение использовать в речи глаголы)
Рыба что делает?__________________
Птица что делает?_________________
Конь что делает?__________________
Собака что делает?________________
Бабочка что делает?_______________
Змея что делает?__________________
Повар что делает?_________________
Художник что делает?______________
Учитель что делает?________________

Швея что делает?__________________
Парикмахер что делает?_____________
Продавец что делает?_______________
5 «Скажи наоборот»
(умение использовать в речи антонимы)
Сильный ветер_____________________
Высокий дом______________________
Короткий шарф____________________
Мальчик подбежал_________________
Девочка смеется___________________
Зайчик заболел____________________
Толстая книга_____________________
Грязная одежда___________________
Самолет улетел___________________
Солнечный день__________________
Глубокая тарелка_________________
Хороший поступок_________________
Звуковая культура речи
1 «Определи место звука в слове»
(владение звуковой стороной речи) (последовательность звуков в слове)
Мак____________
Дом_____________
Сыр__________
Кит____________
2 «Назови звук»
(фонематический слух, умение определять место звука в слове) Выделение звука «с» из слов
Сумка____________
Санки____________
Ананас___________
Капуста__________
Автобус__________

Читайте также:
Предметно-развивающая среда логопедической группы

3 «Отбери картинки»
(фонематическое восприятие) «т»_________________________________________________________________
«з»_________________________________________________________________
«ж»______________________________
__________________________________
«к»_________________________________________________________________
«р»_________________________________________________________________
«ш»_________________________________________________________________
«г»_________________________________________________________________
Грамматический строй речи
1 «Какого цвета предмет?»
(умение согласовывать прилагательные с существительными)
Желтая майка____________________________
Желтый мяч_______________________
Желтое яблоко_____________________
Красная роза______________________
Красный флаг______________________
Красное кресло_____________________
Синяя сумка_______________________
Синий автобус_____________________
Синее полотенце___________________
2 «Назови количество предметов»
(умение согласовывать числительные с существительными) 1 (трактор, самолет, ракета)
2 (трактора, самолета, ракеты)
3 (трактора, самолета, ракеты)
4 (трактора, самолета, ракеты)
5 (тракторов, самолетов, ракет)
6 (тракторов, самолетов, ракет)
3 «Ласковые слова»
(умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного)
Катя______________
Вова____________
Таня_______________
Лиса_________________
Заяц________________
Волк________________
Чайник______________
Тарелка______________
Ложка_______________
Чашка_____________
Мама_______________
Папа_______________
Брат________________
Сестра_______________
4 «Расскажи любимую сказку»
(умение использовать в речи предложения разных видов)
5 «Что это и чего не стало?»
(умение использовать в речи существительные во множественном числе, родительном падеже)
Глаз ________-____________
Лист ________-_____________
Ухо ________-____________
Стул ________-____________
Окно _________-__________
Ведро-________-____________
Мост-_________-____________
Котенок-______-_____________
Связная речь
1 «Объяснение сюжетных картинок»
(умение осмысливать содержание ситуации, изображённой на картинке) О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда» (стр. 271)

2 «Разложи по порядку»
(способность понимать связь между событиями и строить умозаключения) (картинки)

3 «Скажи правильно»
(умение вести диалог)

4 «Как я провел лето», «Как я провел зимние каникулы»
(умение составлять рассказ из личного опыта
5 «Сочиняем сказку»
(речетворчество) Придумать сказку на новый лад («Колобок», «Теремок»)

Итоговый балл
Условные обозначения:

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий, множественные ошибки в выполнении заданий
2 балла – единичные ошибки, исправляются с помощью уточняющего вопроса
3 балла – правильное выполнение заданий
Уровни
Высокий уровень (38-54 балла) – ребенок правильно, самостоятельно выполняет все задания
Средний уровень (26-37 баллов) – ребенок, при выполнении предложенных заданий, допускает единичные ошибки
Ниже среднего (18-25 баллов) – низкий уровень, ребенок затрудняется в выполнении заданий, большинство заданий не выполняются
«____» _______________ 20____ г.
Учитель-логопед ________

ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска. – презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемlogoped.yaguo.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска.” — Транскрипт:

1 ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска

2 Актуальност ь Эффективность коррекционной работы зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в нее компонентов. Как правило, разработанные методы диагностики предусматривают качественный анализ данных. Однако, в некоторых случаях может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме.

3 ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ФОТЕКОВА (В МЕТОДИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ Р.И. ЛАЛАЕВОЙ, Е.В. МАЛЬЦЕВОЙ, А.Р. ЛУРИЯ) Предлагает методику предназначенную для выявления особенностей развития устной речи детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры речевого дефекта. Предложены два варианта методики: экспресс – диагностика углубленное обследование. Разработана бально – уровневая система оценки выполнения заданий методики.

4 ДАННАЯ МЕТОДИКА УДОБНА ДЛЯ: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля); построения системы индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия; может быть успешно использована в научно- исследовательских целях

5 СЕРИЯ – I ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ 1.Проверка состояния фонематического восприятия 2.Исследование артикуляционной моторики 3.Исследование звукопроизношения 4.Исследование сформированности звуко – слоговой структуры слова

6 СЕРИЯ – II ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА 1.Сколько слов в предложении? 2.Сколько слогов в слове? 3.Определи место звука в слове 4.Сколько звуков в слове?

7 СЕРИЯ – III ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ 1.Повторение предложений 2.Верификация предложений 3.Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме 4.Добавление предлогов в предложение 5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

8 СЕРИЯ – IV ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 1.Названия детенышей 2.Образование существительных в уменьшительной форме 3.Образование прилагательных от существительных: относительных качественных притяжательных

9 СЕРИЯ – V ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЛОГИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СЕРИЯ – VI ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок) 1.Пересказ прослушанного текста

10 СЕРИИ С VII – VIII ПРЕДЛОЖЕНЫ ВЕРТЕЦКОЙ Л.В. СЕРИЯ – VII ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА. 1.Чтение текста (за 1 минуту) 2. Пересказ прочитанного текста

11 СЕРИЯ – VIII ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА 1.Диктант 2.Списывание текста

12 ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА Первичная диагностика (сентябрь месяц) Итоговая диагностика (май месяц)

13 ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ 1 – Фонематическое восприятие 2 – Артикуляционная моторика 3 – Звукопроизношение 4 – Слоговая структура слова 5 – Навыки языкового анализа 6 – Грамматический строй речи 7 – Словарь и словообразовательные процессы 8 – Понимание логико-грамматических отношений 9 – Связная речь 10 – Чтение 11 – Письмо Максимальная оценка за каждую серию заданий составляет 30 баллов (серии II – VIII). В серии I – каждая проба оценивается в отдельности.

14 Речевой профиль учащегося 2 класса Логопедическое заключение: Двуязычие. ОНР III ур. и обусловленное им нарушение чтения и письма. Дислалия.

Материалы обследования устной речи первоклассников

Понятие «речь» можно рассматривать многоаспектно. Прежде всего, это понятие лингвистическое. Проблемы речевого общения рассматриваются в таких дисциплинах из области лингвистики, как когнитивная лингвистика, психолингвистика, теория речевого общения, речевая культура и др. Однако речь – понятие не только лингвистическое, но и философское. Философская составляющая объясняется тем фактом, что речь является одним из видов деятельности человека, а именно коммуникативной деятельностью. Возникновение речи в обществе обусловлено потребностью в координации и регуляции совместной трудовой деятельности и в проявлении коллективного сознания [1]. Обобщая вышесказанное, представим определения понятия «речь» в виде схемы на рис. 1.

Рис. 1. Трактовки понятия «речь»

Совокупность всей работы учителя по овладению учащимися умениями эффективного использования языка как средства общения называется развитием речи. Данная работа проводится целенаправленно и системно, в связи с изучением системы языка и чтением литературно-художественных произведений [2]. Работа учителя по развитию речи учащихся младших классов направлена прежде всего на увеличение уровня осознанности речевых действий, на превентизацию логических ошибок, на оказание помощи в грамматическом оформлении речевого выражения [3]. Для плодотворной работы по развитию речи учащихся начальных классов необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы учащиеся не только получали информацию, но и творчески осваивали ее, учились анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Работа по речевому развитию учеников начальных классов направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), на реализацию предметных результатов начального общего образования, заключающихся в развитии умений в письменной и устной форме выражать собственные мысли в соответствии с правилами и нормами русского литературного языка, речевой ситуацией и целью высказывания [1]. В соответствии с уровнями языка выделяют уровни работы по развитию речи учащихся [4]:

– произносительный (речеговорение) – правильная артикуляция, речепроизношение, интонирование;

– словарный – правильное и уместное употребление слов в соответствии с речевой ситуацией;

– грамматический – согласование слов в словосочетании и предложении в роде, числе и падеже;

– уровень текста – умения, связанные с составлением текста в устной или письменной форме.

Приоритетной задачей начального образования является развитие речи младших школьников. Данный постулат обусловлен требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [5]. Развитие речи – не стихийный процесс, поэтому на сегодняшний день перед учителями начального образования стоит задача развития речи учащихся. От того, насколько продуктивно она будет решаться, зависит успешность всего образовательного процесса. В свою очередь успешность выступает в качестве одного из приоритетов российского образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Выдающиеся педагоги, речеведы, лингвисты, методисты, такие как К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Е.И. Никитин и ряд других, занимались активной разработкой вопросов, связанных с развитием речи в психолого-педагогической науке.

Читайте также:
Дифференциация звуков (С, Ш) - конспект логопедического занятия

Цель исследования: определить уровень развития речи младших школьников.

Материалы и методы исследования

Были использованы следующие методы исследования: эмпирические – естественный педагогический эксперимент, тестирование; математическая обработка результатов исследования.

Была проведена диагностика уровня развития речи младших школьников. Экспериментальная деятельность осуществлялась на базе МБОУ ООШ № 31 г. Новороссийска. Всего было задействовано 60 учеников. Учащиеся 2 «А» класса выступили в качестве экспериментального класса (30 чел.), учащиеся 2 «Б» – в качестве контрольного класса (30 чел.).

Для достижения поставленной цели исследования, а именно для диагностики уровня развития речи младших школьников, применялись несколько диагностических методик, представленных в таблице: 1) методика, разработанная Р.С. Немовым «Определение понятий»; 2) методика обследования речи младших школьников, разработанная Т.А. Фотековой.

по развитию речи

Параметр развития речи

Лексический уровень (словарная работа)

Уровень активного словарного запаса

Методика Р.С. Немова «Определение понятий»

Работа на синтаксическом уровне (построение словосочетаний и предложений)

Умение строить понятные высказывания

Методика обследования речи младших школьников Т.А. Фотековой. Речевая проба «Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме» из серии II по исследованию грамматического строя речи

Работа над связными письменными речевыми высказываниями

Умение создавать тексты

Методика обследования речи младших школьников Т.А. Фотековой. Речевая проба «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» из серии IV по исследованию развития речи на уровне текста

Результаты исследования и их обсуждение

Для выяснения уровня речевого развития применялись следующие диагностические методики.

1. Методика, разработанная Р.С. Немовым «Определение понятий» [6]. Диагностируемый параметр развития речи: уровень активного словарного запаса.

Каждому подопытному предлагался следующий набор слов: автомобиль, трость, книга, крем, мох, пчела, тянуться, обобщать, есть, жгучий.

Перед началом проведения диагностических мероприятий предлагалась следующая инструкция: «Вам предложен набор слов. Представьте, что вы повстречали человека, незнакомого ни с одним значением этих слов. Постарайтесь объяснить этому человеку, что значит каждое из слов, так, чтобы он понял.

За каждое соответствующее верному значению определение слова ученик получает по 1 баллу. Если определение, составленное и записанное учащимся, оказалось не вполне точным, требующим доработки, то за данное определение подопытный получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно несоответствующем действительности определении – 0 баллов.

Оценка результатов. Для подведения итогов диагностики подсчитывается общая сумма баллов. Максимальный балл, насчитываемый учащемуся за полное выполнение задания, равняется 10, минимальный – 0.

После подсчёта общей суммы баллов делаются выводы о речевом развитии учащегося по параметру активного словарного запаса (лексический уровень развития речи): 9–10баллов – высокий, 4–7 баллов – средний, 0–3 балла – низкий.

Результаты диагностики, демонстрирующие уровень развития речи (уровень активного словарного запаса) учащихся контрольного 2 «Б» и экспериментального 2 «А» класса, представлены на рис. 2.

Рис. 2. Диагностика уровня развития речи младших школьников (уровень активного словарного запаса) на констатирующем этапе эксперимента

Диаграмма показывает следующие результаты: уровень развития речи (уровень активного словарного запаса) у учащихся 2 «А» класса на низком уровне – 43 % (13 чел.), на среднем – 40 % (12 чел.), на высоком – 17 % (5 чел.), у учащихся 2 «Б» класса на низком уровне – 40 % (12 чел.), на среднем – 50 % (15 чел.), на высоком – 10 % (3 чел.). Таким образом, уровень развития речи младших школьников примерно одинаков.

2. Методика обследования речи младших школьников, предложенная Т.А. Фотековой [7]. Данная методика составлена автором на основе речевых проб, предложенных Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой.

В целях диагностики уровня развития речи младших школьников на грамматическом уровне была использована речевая проба «Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме» из серии II по исследованию грамматического строя речи методики обследования речи младших школьников Т.А. Фотековой. Диагностируемый параметр развития речи – умение строить понятные высказывания.

Инструкция: «Попробуйте составить предложение из слов.

Девочка, закрывать, окно.

Перелетать, воробей, с, куст.

Банан, дедушка, внук, просить.

Иннокентий, собирать, сено, домашний, животные, для.

Арина, получила, в, подарок, букет, ромашки».

Проведение речевой пробы позволяет судить об уровне развития речи следующим образом:

– высокий – предложение составлено грамматически верно;

– средний – нарушена очерёдность слов, наблюдаются незначительные смысловые пропуски и неточности, аграмматизмы, некоторые слова заменены на синонимы;

Читайте также:
Логопедические игры своими руками

– низкий – предложение составлено неверно, потерян смысл, задание не выполнено.

Результаты диагностики, отражающие уровень развития речи младших школьников (умение строить понятные высказывания), представлены на рис. 3.

Рис. 3. Диагностика уровня развития речи младших школьников (речевое умение – умение строить понятные высказывания) на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 4. Диагностика уровня развития речи младших школьников (речевое умение – умение создавать тексты) на констатирующем этапе эксперимента

Данные диаграммы демонстрируют следующие показатели: уровень развития речи на грамматическом уровне (умение строить понятные высказывания) у учащихся 2 «А» класса на недостаточном уровне – 33 % (10 чел.), на среднем – 47 % (14 чел.), на высоком – 20 % (6 чел.), у учащихся 2 «Б» класса на недостаточном уровне – 37 % (11 чел.), на среднем – 50 % (15 чел.), на высоком – 13 % (4 чел.). То есть уровень развития речи младших школьников примерно одинаков.

Для того чтобы диагностировать уровень речевого развития младших школьников на уровне текста, была использована речевая проба «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» из серии IV по исследованию развития речи на уровне текста методики обследования речи младших школьников, разработанной Т.А. Фотековой. Диагностируемый параметр развития речи – умение создавать тексты.

Инструкция: «Изучите представленные изображения. Постарайтесь восстановить последовательность. Составьте рассказ и запишите его».

Заключения об уровне речевого развития учащихся начальных классов на уровне текста делаются по следующим основаниям: высокий – сочинение соответствует ситуации, изображённой на картинках, соблюдена смысловая целостность, все ключевые события освещены, расположены в правильной очерёдности, рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием языковых средств; средний – допущены небольшие искажения изображённой ситуации, неправильно поняты и воспроизведены причинно-следственные связи, отсутствуют связующие звенья, в сочинении отсутствуют аграмматизмы, но наблюдаются некая стереотипность в оформлении, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; низкий – упущена смысловая целостность, пропущены звенья смысловой цепочки, смысл искажён, языковые средства использованы неадекватным образом. Результаты диагностики, отражающие уровень развития речи младших школьников на уровне текста (речевое умение – умение создавать тексты), представлены на рис. 4.

Данные диаграммы показывают следующие показатели уровня развития речи (речевое умение – умение создавать тексты): у учеников 2 «А» класса на низком уровне – 37 % (11 чел.), на среднем – 53 % (16 чел.), на высоком – 10 % (3 чел.), у диагностируемых учащихся 2 «Б» класса на низком уровне – 40 % (11 чел.), на среднем – 47 % (14 чел.), на высоком – 16 % (5 чел.). Таким образом, уровень развития речи учащихся обоих классов имеет примерно одинаковые показатели и находится в основном на среднем и низком уровнях.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует необходимость целенаправленной работы по развитию речи в соответствии с требованиями современного российского образования.

Использование игровых методов при автоматизации поставленных звуков у детей с проблемами в развитии

Разделы: Логопедия

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Работая на протяжении ряда лет с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР), я сталкивалась с тем, что стандартные методы в работе по автоматизации звуков не приносят желаемых результатов.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

  • Развитие моторики речевого аппарата;
  • Отработка правильного произношения звуков;
  • Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.
Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по логопедии: Автоматизация звука (Ж) в словах и предложениях

Автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Мы часто задаем себе вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровой комплекс по автоматизации звуков именно для них.

Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.
На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и “сломать” старый речевой стереотип бывает очень трудно. Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет заниматься дома!”.

Для автоматизации произношения звуков в свободной речи я рекомендую родителям использовать данный игровой комплекс (Приложение №1).

Лото-бродилка”

Цель игрового комплекса: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данным комплексом:

  • повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
  • формирование правильного произнесения звука в слове и в предложении;
  • формирование грамматического строя речи.
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие произвольного внимания, памяти;
  • активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные:

  • воспитание целеустремлённости;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
  • воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.
  • 21 игровая карта.
  • Фишки.
  • Инструкция.
  • Ход игры

    Вариант №1: “Бродилка”

    В игре участвуют 1-2 игрока. Устанавливают порядок хода, между участниками Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Где живет сова?” “Помоги сове добраться до дупла. Передвигайся по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [С], в начале слова, (сапоги, собака, сумка, сом, совок, сундук)”. Игроки передвигаются по очереди проговаривая изображение на картинке, если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

    Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до дупла).

    В игре участвуют 1-2 игрока. Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Помоги катеру добраться до причала”. Устанавливают порядок хода между участниками. Игроки по очереди передвигаются по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [Р], в конце слова (сыр, шар, топор, помидор, мухомор, забор) проговаривая изображение на картинке и закрывая его фишкой. Таким образом, получается дорожка и ребенок наглядно видит достижение цели. Если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

    Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до причала).

    Желаем Вам приятного обучения в компании наших игр!

    Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

    Наталия Зыбкина
    Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 89 “Умка” комбинированного вида

    Консультация для педагогов ДОУ

    «Игровые приемы автоматизации звуков

    в логопедическом сопровождении дошкольников»

    подготовила учитель-логопед

    Зыбкина Наталия Александровна

    Коррекционная работа над звукопроизношением делится на этапы:

    I. Подготовительный этап

    Цель: подготовка к постановке и автоматизации звуков речи.

    1. Развитие слухового восприятия и внимания.

    2. Развитие дыхания (речевого и неречевого) и голоса.

    3. Развитие артикуляционной моторики.

    4. Развитие мелкой моторики.

    II. Этап постановки звука

    Цель: формирование артикуляции, обучение произношению звуков в изолированном звучании.

    III. Этап автоматизации звука

    Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

    • Введение звука в слоги.

    • Введение звука в слова и фразы.

    • Введение звука в связную речь.

    • Развитие фонематического анализа и синтеза.

    IV. Этап дифференциации звуков речи

    Цель: дифференцировать звуки речи друг от друга.

    Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звуков в дошкольном возрасте направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования, т. к. процессы саморегуляции в этом возрасте детям недоступны. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

    При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

    Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия менять виды деятельности и наглядность. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

    О значении игры в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги: А. С Макаренко, Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева.

    К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

    Использование логопедическихигр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:

    – повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;

    – побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;

    – повысить работоспособность детей;

    – активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

    – вызвать позитивное отношение к процессу обучения;

    – быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;

    Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях на определенном этапе постановки и автоматизации звуков.

    Проанализировав существующие пособия по автоматизации правильного звукопроизношения, можно сделать вывод, что практически во всех пособиях преобладает текстовой материал, который доступен только взрослому, умеющему читать. А чтобы успешно работать с детьми младшего дошкольного возраста, логопеду нужно много картинного материала. Как отмечал К. Д. Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения всегда сопровождают иллюстрации.

    В арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

    Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы.

    • Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят:

    – сказки-игры о “Весёлом Язычке”;

    – дидактическая игрушка «Каркуша»;

    – иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме. Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и

    – наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.

    • На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия,как:

    – картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков;

    – символы звуков;

    игровые задания в виде звукоподражаний: «Шумелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);

    «Звуковые дорожки»;

    «Волшебные ниточки», «Клубочки», «Разноцветные верёвочки»;

    – всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж», «Дай косточку щенку – р-р-р-р-р», «Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з», «Паровозик едет до вокзала – ч-ч-ч-ч», «Почистим дорожку – щ-щ-щ-щ», «Не разбуди Катю – ц-ц-ц-ц», «Холодный ветерок, помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с», «Змейка – ш-ш-ш», «Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л», «Спортивный свисток, помоги Боре добраться до стадиона – рь-рь-рь» и т. д.Основной целью этих игр является: на одном выдохе длительно произнести заданный звук.

    Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику. Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.

    Автоматизация звуков в слогах:

    При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком,для привлечения интереса детей я практикую использование:

    «Слоговые песенки» (песенки Змейки, Сороки, Курицы, Белочки, Мальвины, Тигра, Тигрёнка, Жука, Зайки Знайки, Дюймовочки);

    – «Называй слоги пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах)»;

    «Скажи громко-тихо»;

    На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ритма:

    «Переложи бусинки», «Собери разноцветные бусы», «Волшебные палочки», «Построй заборчик», «Цветные камешки», «Су-Джок» и колечки», «Молоточек», «Весёлые звоночки»; игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;

    «Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию, «Хлопушки», «Топотушки», «Повтори, не ошибись» – ребёнок держит перед собой ладони тыльной стороной, логопед прикасается то одной, то двумя ладонями к его ладоням, произнося закрепляемый слог, «Цветочек» – сгибание и разгибание пальчиков по одному с одновременным произнесением слогов;

    На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы.

    Автоматизация звуков в словах,словосочетаниях и предложениях:

    Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными,развивающими и познавательными:

    «Волшебная палочка» – дотронься палочкой до картинки и назови, «Фотограф» – с помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок, «Эхо», «Чего не стало?», «Вспомни и назови», «В гостях у гномов» – я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка, «Загадки» – я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку, «Найди и назови», «Доскажи словечко», «Назови всё живое», «Всё, что растёт», «Цепочка слов»;

    – «Скажи слова голосом медведя (лисы, зайчика, мышки, «Назови слова голосом мамы-медведицы, медвежонка; кошки, котёнка…»;

    «Логопедическое домино», «Лото»;

    «Положи в кармашки», «Я со звуком (Р, С) играю и картинки называю»;

    «Сложи пирамидку», «Собери бусы», «Собери букет»;

    «Весёлый поезд», «Собери урожай», «Сложи в корзинку»;

    «Трафаретики», «Назови какого цвета…».

    Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

    Автоматизацияв связной и самостоятельной речи:

    На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов.Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую:

    – пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе;

    – заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.

    Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звукина различном речевом материале: от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка»). Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов». Уже один вид «весёлого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.

    Материал преподносится детям в виде сказок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.

    Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно-игровых методов и приемов вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, тем самым позволяя ускорить процесс автоматизации звуков, а также в целом повышает уровень речевого развития дошкольников. Индивидуальный уровень достижений отчетливо показывает положительную динамику.

    Список использованной литературы

    1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М. : ООО «АСТ: Астрель», 2008.

    2. Епифанова О. В. Автоматизация и дифференциация звуков. –Волгоград: «Учитель», 2011.

    3. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.

    4. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами. – М. : ООО «АСТ: Астрель», 2010.

    Доклад на РМО «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических компонентов у дошкольников» СЛАЙД 1 Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании,.

    Игра для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Игра «Поможем ёжику собрать яблочки» Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать мелкую моторику. Оборудование:.

    Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза. Одна из задач дошкольного образования – подготовка детей к школе. Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к.

    Использование презентаций при автоматизации звуков Учителям -логопедам да и не только логопедам, воспитателям, учителям известно, что закрепление учебного материала в игровой форме проходит.

    Конспект ООД для родителей «Игровые приемы при обучении детей счёту» (используя палочки Кюизенера) В рамках проекта дошкольного учреждения на тему:”Новые формы взаимодействия детского сада и семьи”. В детском саду были проведены мероприятия.

    Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста ФГОС Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

    Разнообразие логопедических игр на этапе автоматизации звуков Звук поставлен! Ура! Но впереди ждет монотонная работа по автоматизации звука. И для этого нужен огромный арсенал игр. С чего начнем? С.

    Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации. Преодоление.

    Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

    Звуковая дорожка для автоматизации поставленных звуков «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: