Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

Материал в помощь воспитателю по звуковой культуре речи

Речь только тогда речь, когда она перестраивает язык.
Н.И.Жинкин.

Материал в помощь воспитателю по звуковой культуре речи

Общее понятие о звуковой культуре речи

Программой воспитания в детском саду предусмотрено формирование звуковой культуры речи. Что такое звуковая культура речи? Это умение правильно пользоваться всеми (языковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи оказывает воспитатель. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением, умением пользоваться голосом, приучает говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Работа над речевым дыханием

Цель: получение длительного ротового выдоха.

Помнить: не напрягать шею, плечи, плавно, под счет до еды.

Очень полезны для этого следующие упражнения:

1. «Цветочный магазин»-

Тренировка глубокого медленного вдоха через нос.

2. «Свеча» – тренировка ровного медленного выдоха на пламя свечи.

3. «Упрямая свеча» – тренировка интенсивного сильного выдоха .

4. «Погашу свечу» — тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением: «фу! фу! фу!»

Очень полезными упражнениями могут быть: дутье на вату, бабочку, жука, на воду до получения брызг.

Работа над силой голоса

А) «Гудок» — подражание гудку поезда.

У — громко
У — тихо
У-У – переход от тихого к громкому произношению без паузы.

А — громко,
А- тихо,
АААА — без паузы.

В) «Укачивание куклы».

ААА — громко, в одной тональности,
ААА — тихо, в одной тональности.

Г) «Рычание собаки», «Мычание коровы», «Эхо» и др.

Высота голоса

При работе над высотой голоса полезны такие игровые упражнения:

Интонация

Интонация придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи , поэтому развитие высоты , силы, тембра голоса улучшает выразительность, богатство и красоту речи ребенка.

Этому способствуют междометия:

А! О! Ай! Ай! – Ай!- Ай!

(вопрос: А -? , радость – А!, удивление – О!, боли – О-о-о, испуг — Ай! И т.д.

Составной частью работы над интонацией является работа над логическим ударением.

Например, во фразе: «Аня ушла домой» можно дать разные задания, подчеркивая голосом каждое слово.

(кто?) Аня ушла домой. Аня ушла (куда?) домой и т.д.

Темп речи

Может быть слишком медленным, может быть слишком быстрым. При очень медленном темпе надо прыгать, бегать, скакать и говорить. При быстрой речи используется сопряженная и отраженная речь, но задается темп отхлопыванием, отстукиванием, играя в мяч, в бубен.

Фонематический слух

(Умение слышать и выделять речевые звуки)

А) Можно выявить в игре.

Показать детям банан, произнести, затем закрыть рот экраном и предложить: — Скажу правильно- молчите, неправильно — хлопайте.

Б) Игра «Три медведя» (покажи, кто говорит).

Скороговорки, потешки

Три сороки на пороге,
Три вороны на воротах.

На горке горько
Ревет Егорка.

Из-за леса из-за гор
Едет дедушка Егор.

Кол около кола,
Около кола колокола.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула себе Николку

У ели линьков мы ели.

Мышонку шепчет мышь

– Ты все не спишь, шуршишь.
Мышонок шепчет мыши
Шуршать я буду тише.

Спал спокойно сытый сом,
Видел сладкий –сладкий сон.

Самолет построим сами,
Полетим мы над лесами.

Шумова Светлана Викторовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 1,
г. Александров

МАТЕРИАЛ в помощь воспитателю по звуковой культуре речи
методическая разработка по развитию речи на тему

Методическая разработка ” Материал в помощь воспитателю по звуковой культуре речи”

Скачать:

Вложение Размер
material_v_pomoshch_vospitatelyu_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx 18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»

МАТЕРИАЛ

в помощь воспитателю по звуковой культуре речи

высшей квалификационной категории

Шумова Светлана Викторовна

Общее понятие о звуковой культуре речи

Программой воспитания в детском саду предусмотрено формирование звуковой культуры речи. Что такое звуковая культура речи? Это умение правильно пользоваться всеми (языковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи оказывает воспитатель. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением, умением пользоваться голосом, приучает говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Работа над речевым дыханием

Цель : получение длительного ротового выдоха.

Помнить : не напрягать шею, плечи , плавно, под счет до еды.

Очень полезны для этого следующие упражнения :

  1. « Цветочный магазин»-

тренировка глубокого медленного вдоха через нос.

  1. « Свеча» – тренировка ровного медленного выдоха на пламя свечи.
  2. « Упрямая свеча» – тренировка интенсивного сильного выдоха .
  3. « Погашу свечу »- тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением: «фу! фу! фу!»

Очень полезными упражнениями могут быть: дутье на вату, бабочку, жука, на воду до получения брызг.

Работа над силой голоса.

А) « Гудок»- подражание гудку поезда

У- громко

У-У – переход от тихого к громкому произношению без паузы.

Б ) « Плач ребенка» –

В) « Укачивание куклы »

ААА- громко, в одной тональности,

ААА- тихо, в одной тональности.

Г) «Рычание собаки», «Мычание коровы», «Эхо» и др.

При работе над высотой голоса полезны такие игровые упражнения

А) «Самолет»

Б) « Лай»

В) « Мычание»

Интонация придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи , поэтому развитие высоты , силы, тембра голоса улучшает выразительность, богатство и красоту речи ребенка.

Этому способствуют междометия:

(вопрос:А-? , радость –А!, удивление –О!, боли – О, испуг – Ай! И т.д.

Составной частью работы над интонацией является работа над логическим ударением.

Например, во фразе: « Аня ушла домой» можно дать разные задания, подчеркивая голосом каждое слово.

(кто?) Аня ушла домой. Аня ушла (куда?) домой и т.д.

Может быть слишком медленным, может быть слишком быстрым. При очень медленном темпе надо прыгать, бегать, скакать и говорить. При быстрой речи используется сопряженная и отраженная речь, но задается темп отхлопыванием, отстукиванием, играя в мяч, в бубен.

Фонематический слух

(Умение слышать и выделять речевые звуки)

А) Можно выявить в игре.

Показать детям банан, произнести, затем закрыть рот экраном и предложить: – Скажу правильно- молчите, неправильно – хлопайте.

Б) Игра « Три медведя» (покажи, кто говорит).

Р Три сороки на пороге,

Три вороны на воротах.

На горке горько

Из-за леса из-за гор

Едет дедушка Егор

Л Кол около кола,

Около кола колокола

Клала Клава лук на полку,

Кликнула себе Николку

Ль У ели линьков мы ели.

Ш Мышонку шепчет мышь

-Ты все не спишь, шуршишь.

Мышонок шепчет мыши

Шуршать я буду тише.

С Спал спокойно сытый сом,

Видел сладкий –сладкий сон.

Самолет построим сами,

Полетим мы над лесами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей “Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности”

Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему “Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности”.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р.

Консультация для воспитателей “Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры”

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место.

Консультация для родителей “Развитие речевой активности с помощью игр по звуковой культуре речи” из опыта работы

из опыта работы.

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей»

Материал будет полезен воспитателям младших групп.

Фонематическая ритмика в помощь воспитателю по звуковой культуре речи»

предлагаю упражнения по звуковой культуре речи. все двигательные упражнения сопровождаются стихотворным текстом. можно использовать в младшем дошкольном возрасте. есть и ритмическиеупражнения для стар.

Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

Период дошкольного возраста – наиболее благоприятное время для формирования звуковой культуры речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Период дошкольного возраста – наиболее благоприятное время для формирования звуковой культуры речи. Большую роль при овладении ей дошкольниками играет общение с окружающими. В частности, с воспитателем.

Что относится к звуковой культуре речи

Звуковая культура входит в более общее явление речевой культуры. Воспитание звуковой культуры речи включает различные направления работы:

  • Развитие речевого слуха;
  • Постановка правильного звукопроизношения;
  • Формирование орфоэпической стороны речи;
  • Обучение средствам звуковой выразительности речи;
  • Отработка дикции.

Основой для складывания звуковой культуры речи является хороший речевой слух, поэтому формирование этой стороны речевой культуры включает как развитие артикуляционного аппарата, так и совершенствование речевого восприятия.

Неправильность в формировании звуковой культуры речи способна негативно сказаться на личностных особенностях ребенка: он становится менее общительным, стесняется своего недостатка, пропадает интерес к играм, снижается любознательность. Напротив, дошкольник с хорошо развитой звукоречевой культурой способен понятно и легко выразить свои мысли и желания, он не испытывает трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

Звуковая культура речи должна быть сформирована к 5-7 годам, поскольку в дальнейшем в школьном возрасте дефекты этой стороны речи могут негативно сказаться на учебной деятельности.

Формирование звуковой культуры речи дошкольников

Звукопроизношение

Чистота звукопроизношения гарантирована, если органы артикуляционного аппарата ребенка достаточно подвижны и без труда переключаются с одного уклада на другой.

Работу по коррекции звукопроизношения разделяют на несколько этапов.

Этап подготовки. Педагог формирует умение опознавать и отличать друг от друга звуки речи.Также на этом этапе логопед ставит правильную артикуляцию с помощью гимнастики. Отрабатываются опорные звуки.

На следующем этапе складываются первичные произносительные умения и навыки. В этот период педагог занимается постановкой звуков. Она осуществляется тремя возможными способами:

  1. По подражанию. Логопед дает образец правильной артикуляции звука, а дошкольник повторяет.
  2. Механический способ предполагает применение вспомогательных средств – логопедических зондов или их заменителей. Нужный уклад органов речи придается с помощью этих приспособлений.
  3. Смешанный способ синтезирует два предыдущих.

Когда звук поставлен, его нужно автоматизировать в речи. Тренировочные упражнения предусматривают последовательную отработку звука. Сначала автоматизируют в начале слова, перед гласными, затем в конце (исключение – звонкие согласные), после этого – в середине слова, в последнюю очередь – в лексемах со стечением согласных.

Необходимо также научить ребенка дифференцировать проблемный звук от других со схожей артикуляцией.

На последнем этапе работы формируются коммуникативные умения – дошкольник учится использовать отработанный звук в различных ситуациях общения.

Речевая выразительность

Выразительность речи достигается за счет интонационных средств и подразумевает такие компоненты: мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр.

Мелодика – это изменение высоты голоса. Благодаря мелодике человек может выразить всевозможные эмоции высказывания, его подтекст, а также собственное отношение к тому, о чем говорит.

Ритм – это чередование ударных и безударных речевых элементов, идущих в определенной последовательности, через определенные временные промежутки. Элементы речи здесь – это слог или слово.

Темп – это скорость произнесения высказывания. Темп речи может быть более быстрым или медленным. Эта характеристика может иметь зависимость от длины речевой единицы. В более длинном слове время, потраченное на произнесение одного слога, меньше. Во время обычного разговора человек произносит 5-6 слогов в секунду. Темп помогает оформить интонационную целостность высказывания. Слушатель понимает, что фраза завершается по замедлению темпа, которое обычно бывает в конце высказывания. Также темп позволяет противопоставить важное и неважное в высказывании. Отрезки речи с более значимой информацией произносятся медленнее.

Ударение помогает выделить один из речевых элементов. Это выделение происходит за счет того, что удлиняется произнесение либо меняется тон. В зависимости о того, что говорящий хочет маркировать в своем высказывании, различают логическое ударение (выделяется отдельное слово) и фразовое (выделяется группа слов).

Паузы представляют собой перерывы в звучании речи и являются очень значимым средством воздействия на слушателя.

Индивидуальный колорит голосу придает тембр. Создается за счет добавочных тонов голоса, сопутствующих основному тону. Индивидуальность этого компонента зависит от строения гортани, носовой и ротовой полостей конкретного человека.

Речевая выразительность предстает в двух ипостасях: выразительность повседневной речи и выразительность при произнесении заранее подготовленного высказывания. Последняя является обдуманной и произвольной. Детям дошкольного возраста сложно одновременно отвечать на вопрос и придавать своему высказыванию выразительность. Сформировать данное умение – задача педагога.

Большие возможности для воспитания произвольной выразительности речи дает театрализованная деятельность. Начинать такую работу целесообразно с предложения ребенку поговорить за куклу. Педагог может построить целый диалог с дошкольником, озвучивающим игрушку. Игровая форма занятия поможет снять напряжение и добиться положительного эмоционального настроя.

Дополнительные занятия логоритмикой помогут закрепить приобретенные навыки. Логоритмические упражнения содержат упражнения, различные по скорости, движения в такт музыке, что помогает воспитать чувство ритма, высоты и силы голоса.

Речевое дыхание

Чтобы проговорить фразу, нужно запастись достаточным объемом воздуха. Среди наиболее частотных погрешностей речевого дыхания выделяют:

  • Неумение рассчитывать необходимый для произнесения фразы запас воздуха
  • Короткий выдох, возникающий нерегулярно, от случая к случаю
  • Частые доборы воздуха.

Самая типичная ошибка – ключичное или верхнереберное дыхание при производстве речи. Такой тип дыхания несложно узнать по признакам: плечевой пояс и грудная клетка сильно поднимаются, мышцы шеи находятся в напряжении, дыхание шумное и напряженное.

Устранить подобные недостатки помогает дыхательная гимнастика. Она решает следующие задачи:

  • Научиться применять нижнереберное диафрагмальное дыхание
  • Задействовать мышцы брюшного пресса
  • Научиться осознанно управлять дыхательным ритмом
  • Научиться верно соотносить вдох и выдох.

Постепенно следует усложнять задания. Тренировать речевой выдох нужно прежде всего на единичных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы. Контроль правильности речевого дыхания осуществляется с помощью ладони, которую кладут на диафрагмальную область.

Комплекс дыхательных упражнений включает статические (в покое) и динамические (в сочетании с движениями туловища, рук и шеи) упражнения.

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Среди методов воздействия, применяемых при формировании звуковой культуры речи ребенка, выделяют практические, наглядные и словесные. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование.

Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими. Хорошо, если каждый из этих случаев будет включать речевое сопровождение со стороны детей для отработки тех или иных речевых навыков. Каждая игра предполагает развертывание воображаемой ситуации. Это может быть сюжетная канва, ролевое распределение или прочие игровые действия. В играх можно отрабатывать все компоненты звуковой культуры речи.

Упражнения подразумевают множественное повторение заданных действий – как практических, так и умственных. Большое значение упражнения имеют при коррекции звукопроизношения. Так, упражнения артикуляционной гимнастики направлены на постановку звуков.

Словесные методы (заучивание наизусть стихотворений и пересказ) эффективны при формировании выразительности речи.

Демонстрация правильного произношения является ведущим приемом в воспитании звуковой культуры речи. В определенных случаях бывает необходим специфический прием утрированного произношения. К нему часто прибегают при отработке фонематического слуха и звукопроизношения. Педагог произносит слова с подчеркнутой дикцией или выделяет нужный звук интонационно.

В младших группах часто используют образное называние звука.

Занятие по формированию звуковой культуры речи

Содержание, структура и частота занятий по формированию звуковой культуры речи зависят от возрастной категории дошкольников.

В младшей группе занятия по воспитанию звуковой культуры речи рекомендуется включать 1-2 раза в месяц. Также несколько упражнений необходимо вписывать в структуру занятий, направленных на решение прочих речевых задач. Это может быть акцентирование внимания на выразительности голоса при чтении литературного материала. Отрабатывать различные звуки эффективнее всего в этом возрасте на звукоподражаниях.

Лучше всего материал усваивается, когда педагог проводит ассоциацию звука с каким-либо образом: звук А – кукла плачет, звук У – гул самолета, сочетание АУ – дети потерялись в лесу.

В средней группе занятия по звуковой культуре проводятся 3 раза в месяц. На них дети учатся находить слова, похожие по звучанию, тренируются произносить текст с разной интонацией. Кроме того, происходит закрепление уже поставленных звуков.

В старшей группе элементы выразительности речи отрабатываются на материале скороговорок, чистоговорок, заучиваются стихи. Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания.

В подготовительной группе дети продолжают учиться выделять изучаемый звук или слог в словах. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи: мелодике, ритму, тембру, темпу. Развивая чувство ритма, педагог готовит ребенка воспринимать поэтическую речь.

Дидактические игры

Фонематический слух и умение распознавать не речевые звуки можно тренировать с помощью игры «Оркестр». Дети стоят спиной к педагогу, который издает звуки при помощи различных инструментов. Сначала целесообразно давать на распознание один инструмент. К примеру, трещотку. Затем одновременно предложить 2 звука – трещотка и барабан. Постепенно увеличивать количество звуков. Дети должны сказать, какие музыкальные инструменты они услышали в оркестре.

Для дифференциации звуков подходят дидактические игры, в которых нужно распределить заданные звуки на 2 группы. К примеру, в игре «Разноцветные корзинки» логопед произносит названия предметов и явлений, а дети поднимают оранжевую корзину, если слышат в слове один звук, а желтую – если слышат другой. Похожие задачи можно реализовывать, распределяя слова с искомыми звуками в разные домики, шкафчики, кастрюли и т. д.

Заключение

Работа по формированию звуковой культуры представляет собой целую систему. Она осуществляется с первых дней пребывания ребенка в детском саду.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

«Формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является следующее: вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи.

Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков. Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

Таким образом, существующая в детских садах система занятий для первой и второй младших, а также средней группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам).

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи? Это дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом. Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям. В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек.

Во второй младшей группе особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи. Оно включает формирование артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности: сначала у детей отрабатывают правильное произношение гласных звуков. На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих звуков и их дифференциацию.

Формирование правильного произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу над изолированными звуками и звукоподражательными словами. Педагог четко произносит звук и звукосочетание и предлагает воспитанникам повторить образец.

Важным этапом в формировании звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой метод.

Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: детям предлагают произносить шутки – чистоговорки с определенными звуками.

Привлекая внимание воспитанников к речи окружающих, педагог приучает малышей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и детей.

В конце учебного года, закрепляя правильное произношение свистящих звуков, педагог предлагает воспитанникам уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в заданных словах. На том же речевом материале детей упражняют в произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе.

В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи воспитатель широко использует наглядный материал.

В средней группе значительно снижается количество неправильно произносимых звуков, реже встречаются нарушения в слоговой структуре слова.

Не все дети умеют регулировать дыхание, голос, темп речи, правильно ставить ударение в словах. У некоторых недостаточно развит фонематический слух, интонационная выразительность речи. У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение к рифме.

Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки.

Постепенно речь детей становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять небольшое повествование, в котором он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех речевых занятий.

У воспитанников средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. Продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово», «звук». Осуществляется она разными средствами.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки.

Четкое произнесение воспитателем слов является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

Целесообразно использовать упражнения на подбор слов, сходных по звучанию, на проговаривание недостающих в слове звуков и т. п.

В старшей группе у ребенка речь достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка. В общении со сверстниками и взрослыми ребенок может регулировать силу голоса, темп речи, способен интонационно правильно передавать свои чувства, но при пересказе художественных произведений речь детей недостаточно выразительна.

У некоторых детей наблюдаются недостатки звукопроизношения (чаще всего – свистящих и шипящих звуков, л, р).

Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе осуществляется при помощи упражнений, которые проводят не реже двух раз в месяц, в течение 5-7 мин. Некоторые задачи воспитания произносительной стороны речи решают на занятиях по развитию речи, по ознакомлению детей с художественной литературой.

Поскольку к пяти годам еще не все дети овладевают правильным произношением звуков, особенно тех, которые относятся к группе шипящих, а также л и р, работе над этими звуками уделяется большое внимание.

Работа по совершенствованию речевого слуха проводится при заучивании детьми стихов, потешек, считалок. Воспитатель знакомит дошкольников с интонационными средствами выразительности, учит правильно пользоваться ими.

В старшей группе продолжается работа, начатая на предыдущих возрастных этапах.

Продолжается работа, направленная на развитие речевого дыхания.

В подготовительной группе у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо.

Однако у некоторых детей еще имеются те или иные несовершенства звуковой стороны речи. Эти несовершенства чаще всего выражаются в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков (главным образом свистящих и шипящих, в нечётком различении на слух и в произношении звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

Воспитание звуковой культуры речи в подготовительной группе направлено прежде всего на совершенствование произносительной стороны речи.

Выработка четкого произношения слов и фраз (т. е. хорошей дикции) является одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи детей данного возраста. Работа над дикцией проводится на протяжении всего учебного года.

Развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость голоса, темп речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности) осуществляется на специальных занятиях по звуковой культуре речи, а также на других речевых занятиях.

Для развития голосового аппарата воспитатель предлагает детям произносить скороговорки с различной громкостью, в различном темпе. Учит, изменяя тон голоса, передавать личное отношение (радость, безразличие, огорчение и т. п.) к тем или иным явлениям окружающего мира.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи не ограничена только специальными упражнениями или занятиями. Она проводится в тесной связи с развитием других сторон речи. Некоторые ее разделы непосредственно включаются в содержание работы по обучению родному языку. Например, в процессе пересказывания или составления рассказов по картине воспитатель наряду с решением основной задачи обращает внимание детей на громкость речи, на ее темп, на правильное использование различных средств интонационной выразительности.

В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Недостатки звукопроизношения могут отразиться в дальнейшем на усвоении грамоты, родного языка.

1. Занятия по развитиюречи в детском саду: Кн. для детского сада/ Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. ; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. – 271с.2. А. М. Бородич Методика развитияречи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.«Дошкол. педагогика и психология.» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.-255 с.

Звуковая культура речи дошкольников

Звуковая культура речи закладывается в тот период, когда ребенок учится разговаривать. В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно наполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй речи, научаются связно высказываться. У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их гораздо труднее.

Понятие звуковой культуры речи

Речь – сложная функция, которая задействует многие части организма. Развитие речи детей дошкольного возраста подразумевает не только непосредственное «говорение» и осмысление того, что произносится. Каким будет звукоизвлечение и произношение, зависит от того, насколько развит речевой аппарат, как работают дыхательные мышцы.

Соответственно, звуковая культура речи — это многогранное понятие, включающее чистое произношение, характеристики звучания, речевое дыхание, содержательность высказываний, общую выразительность речи.

В тесной взаимосвязи с работой артикуляционного аппарата и дыхательных мышц находится речевой слух. Детям с ослабленным слухом — или просто рассеянным и невнимательным — трудно уловить и воспроизвести сложные звуки, обеспечить содержательность, выразительность речи. Поэтому, говоря о воспитании звуковой культуры, обязательно включают развитие речевого слуха.

Особенности формирования звуковой культуры речи дошкольников

Речь ребенка формируется на примере вербального общения взрослых людей, которые его окружают. Для некоторых родителей и бабушек-дедушек становится открытием, что даже с крохой непозволительно сюсюкать и подстраиваться под детский лепет. С первых дней жизни дети должны слышать ласковую, но при этом правильную речь с точки зрения грамматики и произношения. Только так развитие связной речи у детей дошкольного возраста будет происходить естественно и полноценно.

Начиная с трехлетнего возраста, дошкольник начнет повторять вслед за взрослыми слово за словом. Крайне важно, чтобы его звукоподражание опиралось на отчетливые правильно произносимые фразы.

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи у детей дошкольного возраста меняется с каждым месяцем благодаря естественному совершенствованию речевого аппарата.

Малыши 3-4 лет имеют характерную речевую особенность, заключающуюся в смягчении практически всех слов. Большинство детей еще не произносят звук Р, шипящих Ж, Ч, Ш, Щ.

Отмечается частая замена более сложных звуков (так называемых, заднеязычных) на простые (переднеязычные) в начале слова. Проследите за движением языка: гораздо проще выговорить «шук» вместо жук, «долова» нежели голова, «Татя» вместо Катя.

Несколько подряд стоящих согласных звуков и вовсе превращают фразы малышей в новые лексические изобретения.

К пяти годам большая часть детей избавляется от повального смягчения. Произношение слов еще неустойчиво, но звуки осваиваются почти все. Другое дело, что ребенку еще не всегда удается уместно их использовать. На радостях, что уже поддались Р, Ж и другие коварные звуки, дошкольник употребляет их, заменяя вполне лояльные к произношению Л, Т, С. По этой причине можно услышать от ребенка «рапка» (лапка), «жубы» (зубы) и подобное словотворчество.

Дети старшего дошкольного возраста, в основном, произносят чисто все звуки, если нет функциональных отклонений (шепелявость, заикание), устранение которых требует специальной логопедической помощи. Но у шестилеток может закрепиться перестановка звуков или слогов, а также привычное для ближайшего круга искажение слов («мясобурка», «велисапед»). Причиной может быть как подражание, так и неразвитый речевой слух, слабое произвольное внимание.

Характеристики речевой выразительности

Становление звуковой выразительности речи происходит, когда высказывания дошкольника приобретают связность. Мелодику произношения предложений дети улавливают раньше, чем начинают говорить. Интонация, логическое ударение в предложении приходит, когда ребенок начинает говорить осмысленно.

Элементы речевой выразительности являются важным компонентом звуковой культуры. Интонация и четкость произношения не только придают красоту звучанию. От них зависит донесение смысла сообщения, понимание содержания слушателем. Развитие выразительности речи детей можно обеспечить рассказыванием стихов, участием в театрализованных представлениях.

Темп и речевое дыхание

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками обусловлены еще и тем, что детский организм имеет слабо разработанную систему дыхательных мышц, дыхательных путей.

Поэтому ребенок может не договаривать слова, перескакивать сложные звукосочетания, высказываться чрезмерно торопливо. При этом речь звучит взволнованно или крикливо.

Важно разрабатывать дыхательные мышцы ребенка, практикуя глубокие вдохи и выдохи.

Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть. Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения родителей и воспитателей к этому вопросу. Культуру речи необходимо прививать, воспитывать.

Первое, что необходимо соблюдать взрослым, это подавать пример ребенку своей грамотной речью и культурой словесного общения.

Во-вторых, родители обязаны внимательно следить за продвижением своего дитя в освоении родного языка. Здесь важно не умиление детским произношением, а аккуратные подсказки, как употребить слова правильно, побуждение формулировать повествовательное предложение. В произношении трудных звуков необходимо систематически тренироваться, чтобы предупредить возможные речевые нарушения.

Формирование правильного произношения

Родителям следует ориентироваться на возрастные нормы формирования чистого произношения. Преодолевая 5-летний рубеж, ребенок должен научиться произношению всех звуков. Уже приближаясь к этому возрасту, взрослым нужно в качестве профилактики возможных речевых проблем у своего ребенка стимулировать развитие его слухового внимания. Это можно делать повсеместно в игровой форме:

  • Предложить ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. Потом расспросить, что он услышал.
  • Практиковать совместное рассказывание сказок, имитируя голоса сказочных героев.
  • Учить вычленять звуки в слове: взрослый называет слова, а дошкольник определяет, есть ли в нем обозначенный звук.

Незатруднительно также проводить артикуляционную гимнастику. Такие упражнения для языка как «Лопатка», «Иголочка», «Горка», «Часики», «Лошадка» известны всем. Эти артикуляционные движения просто выполнять, но эффективность их подтверждена многолетней практикой.

Тренировка дикции и выразительности

Формированию дикции и выразительности эффективно способствует заучивание и рассказывание небольших занятных стихов. Детям нравятся потешные рифмованные строки. Это доступные и простые приемы на развитие речи у детей 3-4 лет. Малыши с вдохновением рассказывают стихи, стараясь повторить все акценты, которые услышали в декламации мамы или бабушки. Тем более что детские четверостишия часто включают одновременно повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Как в данном примере:

Кроме тренировки интонационной выразительности, подобные декламации являются благодатной средой для автоматизации трудно дающихся дошкольнику звуков.

Способствует развитию речевой выразительности также театрализованная деятельность, которую несложно организовать в домашних условиях. Дети любят слушать любимые сказки чуть ли не каждый день. Они в точности знают содержание и внимательно следят, чтобы рассказчик не пропускал никаких эпизодов.

Самое время поручить дошкольнику одну из притягательных для него ролей. Даже без дополнительного напутствия ребенок постарается изобразить характер героя, применяя соответствующие темп и тональность речи.

Игры на развитие культуры речи

Прививать ребенку звуковую культуру речи следует с помощью игровых условий. Полноценное звучание развивается в процессе тренировок, а игра как раз и является той естественной для дошкольника деятельностью, где он готов многократно повторять одни и те же действия и слова.

Можно подобрать игры, направленные на тренировку дикции и эмоциональности высказываний, на формирование артикуляционного аппарата, на становление речевого дыхания, на расширение словарного запаса. Рассмотрим примеры для каждой из перечисленных групп.

Игры-диалоги с применением кукол. Зачастую достаточно задать тематику, и дети самостоятельно разыграют диалог. Это может быть встреча лесных жителей или приход в гости на чаепитие, беседа персонажей из мультфильма или бытовой сюжет.

Упражнение «Мишки и пчелка» на развитие артикуляционных мышц (взрослый рассказывает историю, а дети сопровождают рассказ движениями). Медвежата сладко спали в берлоге, расслабленно высунув язычок. Тут в берлогу залетела пчелка, надумав сесть прямо на язык медвежонку. Мишки, спрятав язык, сложили губы трубочкой и стали делать круговые движения в разные стороны. Пчелка растерялась и улетела. А медвежата веселились, жужжа каждый на свой лад: «Ж-ж-ж», «З-з-з».

Игра «Духовой оркестр». Показать детям, как играет трубач (короткий и длинный выдох), музыкант на тромбоне (один выдох как можно длиннее), кларнетист (несколько коротких выдохов). Взрослый выступает в роли дирижера. Договориться, какой музыкальный инструмент изображают дети, когда ведущий поднимает руку вверх, разводит руки, прижимает их к груди.

Выполнение подобных игровых упражнений служит эффективной профилактикой возможных недостатков произношения и стимулирует развитие звуковой стороны речи.

Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

Хомяк Лариса Александровна,
учитель – логопед МДОУ д/с №13
г.Алексеевки Белгородской области

Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

    Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

– восприятие темпа и ритма речи.

Формировать произносительную сторону речи:

– учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

– развивать артикуляционный аппарат;

– работать над речевым дыханием;

– вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

– вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

– формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

– фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

  • Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  • Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
  • Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

    1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
    2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
    3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
    4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

    Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

    – дидактические игры («Чей домик?»)

    – подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

    – дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

    – метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

    Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

    – образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

    – краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

    – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

    – образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка комара, туп-туп-туп – топает козленок);

    – хоровые и индивидуальные повторения;

    – обоснование необходимости выполнить задание педагога;

    – индивидуальная мотивировка задания;

    – совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

    – оценка ответа или действия и исправления;

    – образная физкультурная пауза;

    – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

    В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

    1. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
    2. Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.

    Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

    Речь – это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется культурой речи. Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом.

    Что такое – звуковая культура речи?

    Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

    Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

    Занятие по формированию звуковой культуры речи

    Содержание, структура и частота занятий по формированию звуковой культуры речи зависят от возрастной категории дошкольников.

    В младшей группе занятия по воспитанию звуковой культуры речи рекомендуется включать 1-2 раза в месяц. Также несколько упражнений необходимо вписывать в структуру занятий, направленных на решение прочих речевых задач. Это может быть акцентирование внимания на выразительности голоса при чтении литературного материала. Отрабатывать различные звуки эффективнее всего в этом возрасте на звукоподражаниях.

    Лучше всего материал усваивается, когда педагог проводит ассоциацию звука с каким-либо образом: звук А – кукла плачет, звук У – гул самолета, сочетание АУ – дети потерялись в лесу.

    В средней группе занятия по звуковой культуре проводятся 3 раза в месяц. На них дети учатся находить слова, похожие по звучанию, тренируются произносить текст с разной интонацией. Кроме того, происходит закрепление уже поставленных звуков.

    В старшей группе элементы выразительности речи отрабатываются на материале скороговорок, чистоговорок, заучиваются стихи. Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания.

    В подготовительной группе дети продолжают учиться выделять изучаемый звук или слог в словах. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи: мелодике, ритму, тембру, темпу. Развивая чувство ритма, педагог готовит ребенка воспринимать поэтическую речь.

    Как воспитать звуковую культуру речи?

    Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

    • Воспитывают правильное звукопроизношение.
    • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
    • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
    • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
    • Развивают слуховое внимание у детей.

    Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

    • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
    • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
    • Работа в форме игр, упражнений.
    • Музыкальные занятия.

    Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

    Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

    Среди методов воздействия, применяемых при формировании звуковой культуры речи ребенка, выделяют практические, наглядные и словесные. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование.

    Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими. Хорошо, если каждый из этих случаев будет включать речевое сопровождение со стороны детей для отработки тех или иных речевых навыков. Каждая игра предполагает развертывание воображаемой ситуации. Это может быть сюжетная канва, ролевое распределение или прочие игровые действия. В играх можно отрабатывать все компоненты звуковой культуры речи.

    Игры на развитие связной речи в средней группе — проведение НОД

    Упражнения подразумевают множественное повторение заданных действий – как практических, так и умственных. Большое значение упражнения имеют при коррекции звукопроизношения. Так, упражнения артикуляционной гимнастики направлены на постановку звуков.

    Словесные методы (заучивание наизусть стихотворений и пересказ) эффективны при формировании выразительности речи.

    Демонстрация правильного произношения является ведущим приемом в воспитании звуковой культуры речи. В определенных случаях бывает необходим специфический прием утрированного произношения. К нему часто прибегают при отработке фонематического слуха и звукопроизношения. Педагог произносит слова с подчеркнутой дикцией или выделяет нужный звук интонационно.

    В младших группах часто используют образное называние звука.

    Биологический слух

    Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания – это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание – это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

    Как правильно выбрать логопеда?

    Найти хорошего специалиста — задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

    • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
    • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
    • Узнайте количество и стоимость занятий.
    • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
    • Насколько высоки гарантии положительного результата.

    Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

    Звуки

    Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение – складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

    Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

    Статья:

    Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. Звуковая культура речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Изучение различных аспектов звуковой культуры речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве. О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, о. Воспитание звуковой культуры речи в детском саду решает задачи: • формирования у детей правильного звукопроизношения, • четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, • развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), • выработки умеренного темпа речи, • обучение правильного речевого дыхания, • выработка навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). • развитие слухового внимания и речевого слуха. Работа по воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: • развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); • развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.). Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах: • на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку; • различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку; • отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения); • дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.). Для воспитания звуковой культуры речи используются следующие методы: • дидактические игры («Чей домик?»), • подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»), • дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.), • метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.), Применяются разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей: • образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог; • краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата; • утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова); • образное называние звука или звукосочетания (з-з-з — песенка комара, ш-ш-ш – песенка змейки); • хоровые и индивидуальные повторения; • обоснование необходимости выполнить задание педагога; • индивидуальная мотивировка задания; • совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь(незамедлительное повторение ребенком речи-образца); • оценка ответа или действия и исправления; • образная физкультурная пауза; • показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. Учитывая физиологические и психологические детей задачи воспитания звуковой культуры речи в разных возрастных группах усложняются. Так в младшем дошкольном возрасте работа больше направлена на формирование навыков правильного произношения звуков, развитие речевого слуха; в старшем возрасте больше внимание обращается на выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия. При переходе на ФГОС работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, и в учебной деятельности по речевому развитию детей. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Так игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции. Первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда ребенок пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движением и позициями речевых органов, нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка. Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма. Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15—20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Воспитание звуковой культуры речи — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку стать успешным в школе. Нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Что позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

    Воспитание звуковой речи у дошкольников

    Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

    • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
    • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
    • Уделение внимания дыханию во время речи.

    Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

    Звуковая культура речи: понятие, сущность и её значение.

    По мнению исследователей детской речи М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной звуковая культура речи

    Читайте также:
    Логопедическое занятие по лексической теме Осень
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: