Материал для знакомства с образом буквы

Мини-проект «Знакомство детей с образом буквы»

Верховцева Марина
Мини-проект «Знакомство детей с образом буквы»

Мини-проект «Знакомство детей с образом буквы»

Актуальность выбранной темы вызвана тем, что среди дошкольников с речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент детей, имеющих нарушение письменной речи (90- 95 %, что указывает на невозможность успешного обучения ребёнка в школе. А как известно, легче предупредить нарушения, чем их устранять. В старшей группе для детей с ОНР обучение грамоте начинается со знакомства со звуком и образом буквы. И от того, как регулярно, последовательно и в какой доступной и интересной форме дети будут знакомиться с буквами, зависит успех в чтении и письме.

Цель: создание условий для усвоения и закрепления детьми зрительно-пространственного образа буквы.

познакомить детей со звуками;

– формировать графический образ буквы;

– соотносить звук и его символ;

формировать зрительно-пространственный гнозис;

развивать фонематический слух;

развивать зрительное восприятие и внимание;

учить дифференциации смешиваемых по оптическим сходствам букв ;

воспитывать навыки сотрудничества в коллективе.

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением.

Дифференциация смешиваемых букв.

Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Сроки реализации проекта:

Первый период обучения (сентябрь – декабрь).

Дети старшей логопедической группы детского сада, родители воспитанников, воспитатели и специалисты, учитель-логопед.

Основные направления работы

1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию.

2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

3. Развитие тактильных ощущений профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)

4. Развитие фонематического слуха.

5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

Взаимодействие с членами образовательного процесса:

1.Консультирование родителей на тему:Как помочь ребенку запомнить буквы

2. Мастер-классы для родителей по индивидуальным приемам запоминания образа букв.

3. Совместное изготовление картинок- образов букв родителями и их детьми

4. Индивидуальное консультирование воспитателей по использованию данных методов и приемов запоминания образа букв в индивидуальной работе с детьми, в игровой и свободной деятельности

5. Взаимодействие с педагогом-психологом и учителем-дефектологом с целью развития зрительного восприятия и внимания

6. Ознакомление и закрепление графического образа букв в НОД, индивидуальной работе, режимных моментах, на прогулке.

Используемые методы и приемы:

1. Вырывание букв из бумаги.

2. Выкладывание букв из фасоли (гороха) на карточках, намазанных пластилином.

3. Выкладывание букв из пуговиц, камней, монет.

4. Выкладывание букв из шнура и ниток.

5. Письмо мокрым пальцем по доске.

6. Преобразование одной буквы в другую, (Из «А «в «Н» из «Н» в «П») и путём добавления разнообразных элементов.

7. Лепка букв из пластилина.

8. Печатание букв на песке, манке, крупе, снегу.

9. Складывание букв из частей.

10. Обводка букв по пунктирным линиям.

11. Ощупывание пластмассовых букв – игра «Чудесный мешочек».

Выполнение перечисленных упражнений способствует развитию мышц мелкой моторики

руки, что очень важно при подготовке руки к письму.

С целью предупреждения нарушений зрительных образов буквиспользуются следующие упражнения:

1. Узнай сходные по начертанию буквы (только из числа известных ребёнку печатных букв).

2. Напечатай, выложи их из различного материала.

3. Узнай буквы, написанные пунктиром.

4. Узнай недописанные буквы. Обведи их.

5. Узнай буквы, наложенные друг на друга.

6. Узнай заштрихованные буквы.

7. Узнай стилизованные буквы

8. Допечатай вторую половину.

9. Допиши половинки букв и прочитай слова

10. Найди правильную букву (обведи ее)

11. Пишем пальцем на спине, на руке, в воздухе

12. Узнавание букв, написанных разным шрифтом

Многие из этих методов и приемов будут применяться на протяжении всего обучения грамоте в детском саду, будут усложняться по мере взросления детей и возрастания их потребностей,совершенствоваться при обучении чтению и письму.

1. Если хочешь много знать, многого добиться,

Обязательно читать надо научиться.

Азбука, азбука каждому нужна,

Читайте также:
План-конспект НОД: Игра-путешествие - Мы по городу идём

Нам поможет книжки прочитать она.

«Азбука в картинках-ассоциациях»

2. Звук А Найди и раскрась букву А

-А! – со мною вместе пойте,

-А! – пошире рот откройте!

-А! – спом мы высоко,

-А! – протянем низко.

-А. – как будто далеко,

-А. – мы слышим – близко.

-А! – крикнем звонко.

Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!

Звук П Найди и раскрась букву П

– П! – мы губы сложим вместе,

-П – мы выдохнем порезче!

-П! П! П! –пыхтим мы глухо:

Нету голоса у звука!

Каша на плите пыхтит,

Из-под крышки пар летит.

3. Обведение буквы по трафарету или по контуру.

4. Выкладывание, конструирование, лепка буквы, написание на песке.

5. Прием пантомимы- дети с помощью рук и ног изображают букву

6. На что похожа буква?

7. Печатание, дописывание или написание буквы печатным шрифтом самостоятельно в тетрадь.

Консультация для родителей

«Как помочь ребенку запомнить буквы»

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их? На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно говорить о буквах,произнося их звуками : не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.

Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее, после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот, т-рактор и т. п.).

Игры, способствующие запоминанию букв :

1. Игра «Покажи букву»

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

2. Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь.Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется.Например: «шкаф»«ш», «стол»«с», «тумба»«т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата.Например: «Алла»«А», мама, «Коля»«К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.

Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»– на обруч, «п» -на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

3. Игра «Архитектор»

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

4. Игра «Дорисуй букву»

Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

5. Игра «Узнай букву»

Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

6. Игра «Что неправильно»

Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

7. Игра «Найди и подчеркни»

Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.

Читайте также:
Звук и буква Л - конспект логопедического занятия

8. Игра «Алфавитный дартс»

Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.

9. Игра «Магнитная азбука»

Прикрепить ее можно, например,на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало, «Какая буква лишняя, «С какой буквы начинается слово…

10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.

В результате целенаправленной работы у детей:

развивается и повышается интерес к буквам, чтению и письму;

улучшаются внимание, восприятие;

совершенствуются пространственно-временные ориентировки;

развивается мелкая моторика и конструктивный праксис;

осуществляется подготовка к обучению грамоте.

1. Калинина И. Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.

2. Кобзарева Л. Г., Кузьмина Т. И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. М., 2000.

3. Крупенчук О. И. Учим буквы. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2004.

4.Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л. С. Волковой. –М: Просвещение, 1989.

5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб. : Дельта, 1998

Фотоотчет об экскурсии в мини-музей «Русская изба» для старших дошкольников «Знакомство с бытом русского народа» Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных.

Фотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В своем блоге я сообщала о нашем участие в федеральном конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста.

Мастер-класс с родителями «Знакомство с программируемым мини-роботом «Bee-bot Умная пчела» Цель: Познакомить родителей старшей группы с программируемым роботом «Bee- bot” Умная пчела. Задачи:показать важность работы по развитию.

Мини-музей «Знакомство с родным краем» Актуальность темы: Дошкольный возраст- возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности – доброта, терпение, умение.

Мини-проект для детей средней группы «Вода и ее значение в жизни» Мини-проект для детей средней группы «Вода и ее значение в жизни». Проблема: Вода встречается везде, мы ею пользуемся, но не осознаем значения.

Мини-проект «Новый год у ворот» для детей 5–6 лет Мини – проект «Новый год у ворот». Разработала и осуществила воспитатель МКБДОУ детский сад «Колосок» Каткова Т. В. Тема проекта: «Символы.

Проект по обучению грамоте «Буквы, давайте жить дружно» (основной этап) Цель проекта: профилактика нарушений письменной речи. Задачи основного этапа: – совершенствовать пространственную ориентировку; – учить.

Проект по обучению грамоте «Буквы, давайте жить дружно» (подготовительный этап) Цель проекта: профилактика нарушений письменной речи. Задачи подготовительного этапа: – развивать зрительно-моторную координацию, – развивать.

Проект по организации мини-музея «Тик-так» в мини-центре для средней и старшей групп в мини-центре «Домовенок» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно-игровой. Сроки реализации: долгосрочный. Цель проекта – обогащение.

Экскурсия в мини-музей «Транспорт». Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь Алгоритм планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа:.

Материал для знакомства с образом буквы

С чего начать?
Читать можно и нужно все вывески и названия на улице и дома. Ну а кубики с картинками – лучшее изобретение человечества в деле нашего с вами детского образования. Картинки могут быть со сказочными героями, животными, или игрушками- в зависимости от интересов малыша. Я легко и неожиданно для родителей научилась читать по картонным кубикам с чудесными сказочными картинками в 4 года. Мой ребёнок в 4 из кубиков строил, не обращая внимания на буквы и картинки, а читать начал вдруг имена всех наших знакомых, которые сначала с интересом диктовал, запоминал и чуть позже писал сам печатными буквами. Да и до того он увлечённо собирал “документы”: билеты, квитанции и разные обрывки печатной продукции.
Вы задались целью научить ребёнка читать? Серьёзно? Тогда создайте для этого среду и условия. Может помочь специальный уютный книжный уголок или домик, где малышу можно уединиться с книгой. А когда-то детям было достаточно видеть читающих старших.

Читайте также:
Коррекционное занятие с элементами театрализации: В поход за рецептом счастья

Больше разных букв!вязаные на пальцах, например.

Главное помнить, что мир воспринимается детьми, как и взрослыми, по-разному. И если на слух и зрительно информации от взрослого бывает довольно, то кинестетики останутся с . раскрасками. Есть мнение, что большинство наших детей именно кинестетики – а это те, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, колется, жесткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать. Поэтому разнообразим детскую деятельность. Не раскрашивать там, где можно сделать аппликацию из чего угодно, или настучать точек фломастерами; не обводить там, где можно наколоть зубочисткой, не только резать, но и рвать и пр.пр.пр.
Выведем кратко алгоритм действий: увидели- озвучили- услышали- повторили форму( проволока, пластилин, верёвки, тело)- нашли такую же- обыграли- украсили- подружились!
Буква должна запомниться. Игра должна быть интересной. Кто-то способен не запомнить букву, если сам вбил гвозди в деревяшку, на которой нарисована “Г”?

1. Нам понадобится Азбука с картинками для раскрашивания- моя любимая там много картинок:

“живой” алфавит

Живой алфавит для занятий в группе начинаем делать с первых дней. Каждый делает свою букву, потом буквы имён своих родителей и т.д. Здесь обыгрывается первый звук в слове, например, В- воробей и буква превращается при помощи дополнительных деталей в воробья.
Хорошо начать с короткой сказки про букву: например про букву “К”.
А можно все буквы представить как жителей сказочного городка Звукоречье в виде забавных звучков, про которых в книге Г.Н. Градусовой “Путешествие в страну звуков” рассказывается короткая сказка со словами на определённую букву
В “Волшебной азбуке” -(аудиофайл в группе vk.com )собраны и песни, и стихи про буквы в сказке про гномиков.


3. Обыгрываем форму букв.
Эта часть занятий обязательна для детей- кинестетиков, которые познают мир через движение, а таких большинство и слов учителя и картинок им мало. Всё нужно потрогать, пробежать, изобразить телом.

буква “К”

буквы-человечки

Букву, выложенную из верёвки можно пройти ножками:

Наши волшебные шнурочки


Обратим внимание на что похожа буква. Хороша книга С. Гордиенко:

Замечательный лаконичный вариант – обязательно именно его использую для знакомства с буквами- можно скачать в Интернете и раскрасить:

Р , как топор; С, как месяц.

Стихи про буквы лучше сразу учить такие, которые помогают запомнить вид буквы, дают подсказку. Мои дети, сходу запоминают, например, буквы “Ы”: А бедняжка буква Ы ходит с палочкой увы. Здесь Азбука со стихами, заданиями и местом для написания буквы.Стихи те же, что и в раскраске, обозначенной мной как лаконичный вариант выше.

Вот ” Е” мы бы, например, разрисовали еловой хвоей а “С” посыпали солью или сахаром. Дети четвертого года эизни обожают такие приёмы!

4. Упражнения для закрепления изученной буквы.
Упражнения на каждую букву
Сборник с заданиями найти спрятанные буквы на картинке
Много интересных идей в этом блоге, например распечатай букву и играй . Мне и моим детям понравилась идея накалывать зубочисткой контур буквы.

Дальше дело за играми,которые помогут закрепить изученное: всевозможные лото, мемори, тактильные, логические, бродилки, металки, кормилки
-См. Игры для изучения букв

Пусть скажет каждый: “Я знаю все буквы!”

Урок на тему «Знакомство с образом буквы «А». Узнавание графического изображения буквы «А»

ГБОУ школа №7 Красносельского р-на

г. Санкт-Петербург

1 г класс, подразделение «Особый ребёнок».

Классный руководитель: Терентьева Ю.Ю.

Урок: Развитие речи и альтернативная коммуникация.

Методические приемы: рассматривание картинок, вопросы, беседа, рассказ, динамическая пауза, работа на листочках, итог.

Оборудование: презентация, портрет Буратино, напечатанные слова, пиктограммы, индивидуальные демонстрационные планшеты.

Приёмы обучения и учения

Содержание, способы организации деятельности обучающихся

Знакомство с образом буквы « А». Узнавание графического изображения буквы «А».

Читайте также:
О некоторых аспектах инклюзивного подхода к развитию дошкольников с речевыми нарушениями в условиях массовой группы детского сада

Цель: создать условия для формирование представлений о звуке и букве « А», формировать умение писать букву «А».

Приветствие.

Диалог с обучающимися.

Расположение за рабочим местом.

Подготовка рабочих мест.

Рифмованное начало.

Прозвенел и стих звонок.

Сообщил – идёт урок.

Направить внимание учащихся на правильную посадку и поведение на уроке.

Правильное расположение учебных принадлежностей на плоскости рабочего стола (парты).

Позвонить в колокольчик.

Прикрепить изображение колокольчика на доску.

Плакат (посадка ученика на занятии). Пиктограммы (слушай и смори).

Определение темы урока.

-Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости?

– Он пришёл из книги Алексея Николаевича Толстого «Буратино или приключение золотого ключика».

-Давайте вспомним, куда отправил Папа Карло Буратино для того чтобы он стал умным и умелым.

– Какую первую учебную книгу подарил Папа Карло Буратино, чтобы он научился читать? И сам мог узнавать много нового и интересного из книг.

-Азбуку. Слайд -4

Какой звук мы слышим в начале, когда произносим слово Азбука? «А»

-Посмотрите, как выглядит буква «А». (Прикрепить слово «Азбука и букву «А» на доску).

Слово школа крепится на доску.

Слово Азбука крепится на доску.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Приёмы привлечения внимания детей к новым сведениям; приёмы первичного закрепления.

-Буратино открыл свою Азбуку. Что изображено у него на первой страничке. Слайд-5

Какой звук мы слышим в начале, когда произносим слово «Арбуз».

– «А». Посмотрите, как пишется буква, когда нам понадобится её изобразить.

(Написать печатную «А», считая и называя элементы, из которых состоит буква).

-Может вы уже догадались, какой букве мы посвятим наш урок и что мы научимся делать?

На уроке мы будем говорить о звуке и букве «А»

и научимся графически изображать, писать букву « А».

– Возьмите планшеты, найдите картинки.

– Разложите картинки на парте. Что объединяет все изображения? (Слайды -7, 8, 9).

– Когда мы произносим эти слова, вначале звучит звук «А», а если надо записать слово, то пишется буква «А».

Слово арбуз крепится на доску.

Буква «А», также крепится на доске.

На заранее разлинованных строчках учитель пишет с комментарием печатную букву «А»

Основные приёмы динамической паузы упражнения.

-Буратино уже порядком подустал.

И ему хочется немного поразмяться. Давайте покажем ему, как мы умеем делать упражнения, которые помогут нам отдохнуть.

Фикультминутка.

(Обучающиеся встают около парт)

(Делаем шаг в сторону)

Тем она и знаменита.

(Поднимаем руки вверх)

А узнать её легко

(Разводим руки в стороны)

Ноги ставит широко.

(Ставим ноги на ширину плеч)

Применение теоретических положений для выполнения упражнений и решения задач.

Воспроизведение учащимися способов выполнения упражнений по образцу; применение правил.

-Мы вместе с Буратино, учились узнавать букву «А» в словах.

– Сейчас я проверю, как вы справляетесь с этой задачей.

-У вас на парте таблицы с изображением букв. Закрасьте только букву «А».

– Молодцы. Вы очень хорошо научились узнавать букву «А», из ряда других букв.

-А теперь мы научимся конструировать букву «А».

-Перед вами счётные палочки. Давайте сконструируем из них букву «А». Сначала мы сосчитаем, из скольких элементов состоит буква «А». Найдите в планшетах цифру, которая соответствует количеству элементов буквы «А».

-Отсчитайте 3-ри палочки.

-Выкладываем букву на парте, считая элементы.

Счёт элементов буквы с корректирующей помощью учителя.

Учитель выполняет показ вместе с детьми.

На листе с контурным наброском дети с помощью палочек выкладывают букву.

Основные приёмы пальчиковой гимнастики упражнения.

Подготовка руки к письму.

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Упражнение выполняется сидя за партой.

Мы научились выкладывать букву «А» из палочек. У вас очень хорошо получилось.

Читайте также:
Основы актерского мастерства для старших дошкольников

А сейчас мы напишем букву «А».

(проследить за посадкой и за правильным захватом ручки, вовремя письма).

-Пишем прямую наклонную.

-Затем вторую наклонную.

-Выполняем задания до конца.

-Вы очень хорошо справились с задание и научились писать букву «А». Разместите свои работы на доске.

– Буратино и его друзья радуются. У нас на уроке они узнали много нового и нужного.

Учитель демонстрирует написание на доске.

Обучающиеся работают на листах с заданием.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

-Сегодня на уроке мы учились слышать звук «А» в словах.

-Узнали, как пишется буква «А».

-У нас получилось написать букву «А».

-Мы умеем узнавать и писать букву «А».

-Спасибо за работу на уроке.

Ученики по очереди размещают работы на доске.

На что похожи буквы: азбука в картинках-ассоциациях

ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 04.10.2019 | Ольга Васильевна Лысенко Оставить комментарий Далеко не все “азбуки в картинках” идут на пользу детям. Некоторые могут наоборот — задержать процесс обучения и внести путаницу в сознание юного ученика. К этому приводит вот что: .

Во-первых, хочется отметить, что данное пособие вызывает у меня чувство полного удовлетворения, стопроцентного попадания в цель. Пособие одинаково позитивно воспринимается как взрослыми, так и детьми.

Учителя довольны, потому что наличие одной такой мнемокартинки снимает целую массу проблем с запоминанием. Возникновение ярких ассоциативных связей позволяет увеличить

  • скорость запоминания,
  • объем памяти.

До создания этого пособия мы пытались решить проблему запоминания разными способами.

Мы пробовали лепить буквы

Минусы — занимает массу времени, срабатывает не на всех. Вылепленная буква — это просто прием, действующий на один раз. Да, ребенок трогает пластилин руками, но какой образ-ассоциация остаётся у него после этого занятия?

Большой разницы между просто вылепленными полосками из пластилина и полосками, соединенными в буквы, не наблюдается.

Ребенок помнит, что на уроке он лепил. Но что именно лепил — не помнит. Поэтому от лепки пластилиновых букв мы отказались давно.

Другое дело лепить из буквы образ-ассоциацию: Д — домик, З — зайчик.

Посмотрим, как проблему запоминания букв можно решить с помощью лепки:

Мы пытались пользоваться пособиями других авторов

Такие пособия можно условно разделить на две группы:

  • Картинка + буква, на которую начинается слово
  • На какой предмет похожа буква.

А теперь «шедевры». Методика «Как обучать ребенка, чтобы он никогда не выучил буквы». Как задержать процесс обучения и внести полную путаницу в сознание юного ученика.

Все эти пособия продаются. Их кто-то покупает и пытается научить своего ребенка. Это печально.

Подбирая инструменты для обучения, проявляйте разумную бдительность. Смотрите, на что на самом деле направлено пособие.

В итоге мы сделали свой системный инструмент: «Азбука в картинках-ассоциациях»

  1. Работая с этим пособием, ребенок чётко выделяет первый звук и видит образ-ассоциацию с единственным смыслом. А — аист, О — обруч, Р — рука.
  2. Внимание сосредоточено на предмете изучения, а не рассеивается на красивые рамочки и украшалки, которые не добавляют смысла. Одна буква — одна ассоциация.
  3. Нашу картинку ребенок может легко срисовать сам, используя любую контурную букву.
  4. Используя образы-ассоциации из пособия, мы играем в игру «Покажи букву телом».
  5. Пособие легко используется в индивидуальной и групповой работе.

Гласные дружат парами

Есть особенности при изучении букв Е и Э. Буква Э изучается в начале, буква Е — позже. К моменту прохождения буквы Е, дети уже знают, что гласные буквы дружат парочками. И если долго протянуть букву-смягчитель, то услышишь имя ее подружки. Е протягиваем, в конце слышим Э. Буквы Е и Э показывают язычки друг другу.

Аналогично парой изучаются буквы Ё-О. Протянем Ё, слышим – О. Буквы дружили. Поэтому, чтобы никто не забыл об их дружбе, буква Ё взяла себе две маленькие «О-ошки» и посадила их себе на голову. Произносим Ё и протягиваем О-О. Это единственная буква с двумя «ошками» на голове.

Последняя страница пособия представляет все гласные, написанные парами. Протяни имя буквы-смягчителя из левого столбика и услышишь имя гласной буквы – соседки справа. И-Ы являются исключением из этого правила, но тоже запоминаются в паре.

Читайте также:
Конспект ООД с детьми с ОНР III уровня в старшей группе

Я очень надеюсь, что пособие «Азбука в картинках-ассоциациях» поможет вашим детям запомнить буквы легко и без напряжения.

Хорошим подспорьем в работе учителя станет запись вебинара «Азбука». Здесь вы найдете методику эффективного запоминания букв, которая применима в рамках любой образовательной концепции (традиционного, авторского, домашнего, развивающего обучения).

Четко выстроенная методическая последовательность этапов запоминания необходима каждому учителю для получения гарантированного результата. Для ребенка вся система представлена в виде игр.

Полтора часа игр, которые превращают процесс обучения буквам из мучительных уроков в веселое приключение.

Сейчас у вас есть возможность приобрести «Азбуку в картинках-ассоциациях» в электронном виде.

Это семнадцать листов PDF для печати на принтере на бумаге размера А4. По две буквы на странице, как на картинке.

Об авторе: Ольга Васильевна Лысенко

Педагог с 20-летним стажем, автор методик интенсивного обучения чтению, математике, каллиграфии, русскому языку.

Как быстро обучить ребенка буквам?

Посмотрите запись вебинара, в котором Ольга Лысенко щедро делится приёмами обучения буквам, чтению и письму.

Раньше эта запись продавалась за 5000 рублей, но сейчас мы получили разрешение высылать её всем, кто интересуется методикой.

Обязательно посмотрите этот вебинар сами и дайте посмотреть вашему преподавателю по подготовке к школе. Как всегда, у Ольги Васильевны максимум полезной информации в единицу времени, отточенные годами упражнения, энергичный темп и заряжающий позитив.

Методика ознакомления со звуком и буквой

Структура занятий

Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков состоят из нескольких частей и проводятся по строго определенной схеме:

1. организационный момент;

2. знакомство и работа со звуком;

3. знакомство и работа с буквой;

4. работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия);

5. подведение итогов занятия.

Последовательность работы над каждым звуком такова:

1. знакомство со звуком — выделение его на слух;

2. уточнение артикуляции звука;

3. определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий);

4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других

5. звуков,слогов, слов;

6. определение места звука в слове (с опорой на картинки);

7. определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;

8. составление слогов, слов из заданных звуков;

9. подбор слов с определенным звуком.

Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности:

1. знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;

2. «печатание» буквы в воздухе, далее — в тетрадях по образцу;

3. чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам.

4. В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.

Структура занятий по дифференциации звуков такова:

1. организационный момент;

2. уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий;

3. дифференциация звуков:

o на слуховом уровне — выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий),

o определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки;

4. работа в тетрадях:

o запись слогов, слов на изучаемые звуки,

o составление звуковых схем слогов, слов;

5. составление слогов, слов из заданных звуков и букв;

6. работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия;

7. подведение итогов занятия.

Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых приемов и вариабельностью дидактических игр.

Учитывая принцип поэтапного формирования умственных действий и принцип системности, знакомство со звуками и буквами проходит в определенной последовательности. Начало каждого занятия — сообщение темы, в ходе которого изучаемый звук выделяется на слух.

Для знакомства со звуками можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на интересующий звук; стихи с многократно повторяющимся определенным звуком; рассказы, в которых главное внимание направляется на слуховое восприятие данного звука. Звук при этом связывается с конкретным образом и произносится по подражанию («песенка водички» — [С], «песенка комарика» — [3]).

Читайте также:
Практикум для родителей по обучению грамоте

При изучении гласных звуков и йотированных гласных букв помощь в работе могут оказать фонетические сказки для дошкольников (см. ниже). Так как тема «Йотированные гласные» сложна для детей дошкольного возраста, следует лишь «прикоснуться» к ней (познакомить с буквами), объяснив, что обо всех «хитростях» этих букв ребята узнают позже — в школе. Для фонетического разбора следует подбирать слова без йотированных гласных.

После определения темы занятия (выделения звука на слух) детям предлагается произнести звук и обратить внимание на положение артикуляторных органов. По ходу работы дети отвечают на вопросы, которые нацеливают каждого ребенка не на простое произношение звука, а на необходимость проанализировать, «прочувствовать» его артикуляцию, например: «В каком положении губы (язык)?» Таким образом, полученные знания становятся осознанными, так как формируются на основе четких слуховых и кинестетических (двигательных) ощущений. Логопед при этом не просто проговаривает звук вместе с детьми, а, имитируя руками положение языка, заостряет их внимание на существенных моментах.

Далее проходит ознакомление с характеристикой звука. Например: звук [А] — рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом (логопед «дирижирует» и вместе с детьми пропевает звук выше-ниже). Дается объяснение, что такой звук называется гласным.

Звук [М] — губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы; звук можно потянуть (логопед с детьми произносит звук длительно, показывая руками, что звук «тянется», но его нельзя произнести выше-ниже, т.е. нельзя петь). Объясняется, что такой звук называется согласным. Затем детям предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук [М], при этом задается вопрос: «Что вы чувствуете?». Когда все убедятся, что «горлышко дрожит», логопед объясняет, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.

После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:

o Звук [М] ([А]) — это какой звук? (Гласный/согласный.)

o Почему? (Гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный — петь нельзя, воздух встречает преграду.)

o У Какой согласный? (Глухой/звонкий.)

o Почему? (Глухой — горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий — горлышко дрожит, голосовые связки работают.)

Следующий этап работы — выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводится игра «Услышишь — хлопни» (или аналогичные ей). Обязательное условие — дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор каждого ребенка.

Целесообразно использовать различные варианты игры «Эхо», которая позволяет автоматизировать звуки, развивать слуховое восприятие звуковых и слоговых рядов, внимание, память. Ряды звуков, слогов, слов для запоминания даются с постепенным усложнением по объему и по содержанию (см. приложение).

Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, логопед показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, картинка выставляется на доску в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор

При изучении согласных звуков вводится следующий этап работы — формирование понятий «твердый — мягкий». Детям предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова — одно на твердый, другой на мягкий звук. Вопрос логопеда, сопровождающий показ, нацеливает на то, чтобы ребята вслушались и определили, одинаково ли звучат первые звуки. После определения на слух разницы звучания педагог объясняет, что один звук — твердый, другой — мягкий, и картинки выставляются в ту или иную часть доски: на твердый звук — слева, на мягкий — справа. Далее педагог упражняет детей в различении твердого и мягкого звука, проговаривая слова, предъявляя картинки и помещая их после ответов детей в соответствующую часть доски.

Читайте также:
Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

По окончании этого этапа работы детям еще раз задается серия вопросов на закрепление:

o О каком звуке мы сегодня говорили?

o Какой это звук?

o Почему его называют согласным (гласным)?

o Какой это согласный? (Глухой — звонкий.)

o Каким он может быть? (Твердым — мягким.)

Примечание. Необходимо обратить внимание на то, что при изучении первого согласного звука, который может быть твердым и мягким ([М]), целесообразно рассказать о мягком знаке, «говорящем» о том, что буква, написанная перед ним, обозначает мягкий звук.

После объяснениа карточки с буквой «Ь» будет определять место картинок, слогов, слов с мягкими согласными звуками.

С первых занятий, как групповых, так и индивидуальных, следует «закрепить» место картинок на твердые и мягкие звуки (например: слева — на твердые, справа — на мягкие), картинок на звуки в начале, середине, конце слов (соответственно в верхнем, среднем, нижнем рядах).

Заключительный вид работы над звуком — самостоятельный подбор слов. По цепочке опрашиваются все дети. Каждый ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится. Если кто-то затрудняется подобрать слово самостоятельно, то к помощи привлекаются остальные дети (по желанию). Ребенок повторяет предложенное ему слово и сам определяет характеристики нужного звука.

Примечание. Работа по дифференциации звуков на слуховом уровне предусматривает: выделение звуков из ряда других звуков, из ряда слогов и слов. Например: игра «Услышишь — хлопни» — услышав один звук, надо хлопнуть один раз, другой звук — хлопнуть два раза;

o определение наличия того или иного звука и их места в слове с опорой на картинки.

Для развития фонематического синтеза используются задания на составление слогов, слов, произнесенных по отдельным звукам ([Ш], [А] — [ША], [Ж], [У] — [ЖУ]; [С], [У], [П] — суп, [К], [О], [3], [А] — коза); по слогам ([жу], [ки] — жуки, [ма], [ши], [на] — машина).

Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы пишем и читаем. Об этапах знакомства с буквой и их содержании говорилось выше («Структура занятий»), здесь же остановимся на некоторых моментах.

1. Работа в тетрадях. С первого занятия детей необходимо приучать четко выполнять требования к ведению тетрадей: каждая работа начинается с бордюра; между строчками пропускается 2 клеточки, между работами — 4 клеточки; между буквами, слогами, словами — 2 клеточки.

Во время первого периода обучения образец бордюра дается в тетрадях, в дальнейшем под диктовку детьми могут выполняться первые несколько элементов (вместо образца). Возможно и самостоятельное придумывание бордюров.

Бордюры не только помогают в работе по коррекции мелкой моторики, но и способствуют развитию зрительного внимания, умению видеть чередующиеся элементы, развивают зрительное восприятие рядов.

В тетрадях, в зависимости от периода обучения, выполняются следующие виды работ: «печатание» букв, слогов, слов, предложений; составление звукобуквенных схем слов, схем предложений.

2. Работа по таблицам. Чтение по таблицам прямых и обратных слогов проходит после знакомства с буквой и «печатания» ее в тетрадях.

На занятиях используются 2 таблицы: первая — на чтение прямых и обратных слогов, вторая — на чтение слогов с твердыми и мягкими звуками (см. приложение). Сначала дети читают хором, затем — поочередно. В ходе систематической работы по таблицам у детей формируется навык слогового чтения, закрепляются образы букв, на практическом уровне усваивается способ обозначения мягкости на письме йотированными гласными и буквой И.

В заключительной части занятия проводится игра, направленная на развитие зрительного внимания, памяти, автоматизацию звуков, коррекцию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Используя выставленные ранее картинки, можно проводить такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный фотограф» и др.

Наглядный материал для знакомства со звуком подбирается так, чтобы его можно было использовать в ходе занятия и для составления звуковых и слоговых схем, предложений.

Подводя итог занятия, логопед еще раз задает серию вопросов, позволяющих закрепить знания, полученные детьми. В конце каждого занятия детям объясняется задание, которое они могут выполнить дома с родителями:

Читайте также:
Конспект дистанционного логопедического занятия с учащимся первого класса

1. Подбор слова с твердым и мягким изученным звуком, определение его места в слове.

2. Игра «Скажи наоборот» — на закрепление твердости — мягкости (игра объясняется).

3. В тонких тетрадях:

o нарисовать бордюр (дается образец);

o нарисовать картинки на изученный звук в начале,

o середине, конце слова; под картинками составить

o схемы слов, обозначить место изучаемого звука;

o «напечатать» по строчке большой и маленькой изученной буквы.

Выполнение заданий дома позволяет лучше закреплять полученные знания. Практика показала, что дети выполняют их осознанно, зачастую сами объясняют родителям, что и как надо делать. Такие задания можно предлагать два раза в неделю.

Большое значение для развития и коррекции речи имеет работа воспитателей группы, выполняемая ими по поручению логопеда как на фронтальных занятиях, так и индивидуально. Для этого, принимая во внимание ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к занятиям, целесообразно применять различные игровые формы обучения. Предлагаемая система работы позволяет использовать многообразие дидактических игр и приемов, включая в работу различные анализаторы.

Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование разнообразных игр и приемов в сочетании с многократностью и вариабельностью позволяет достичь эффективности в коррекции фонетико-фонематического строя у детей с общим недоразвитием речи и успешному обучению их слоговому чтению.

Практика показала, что дети группы риска (дошкольники с диагнозом ОНР), прошедшие обучение по данной системе, успешно обучаются в начальных классах школы.

Представленная в пособии система работы по ознакомлению со звуками и буквами, рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, с успехом может быть использована как при обучении детей с задержкой психического развития, так и в массовых детских садах.

Учите: слушая — слышать,

играя — познавать мир звуков.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Изучаем буквы в действии!

Этот блог посвящён знакомству с алфавитом – у нас оно должно получиться креативным, развлекающим, развивательным, познавательным и, наконец, вкусным! :) Будьте с нами!

pirmdiena, 2014. gada 4. augusts

Буква С – занятие

3. Гимнастика.
На улице холодно, дует ветер, идёт снег. Покажи, как ты замёрз, съёжился! Давай изобразим как мы на улице лепим снеговика (имитируем движения). Поработали, отогрелись, расслабились.

4а. “Ловишки” (очень хороший источник!)
Я буду называть разные звуки, но если среди них услышишь звук [С], ты должен “поймать” его, хлопнув в ладоши.
= мм-ррр-ссс-т-с-п-ф-ш-ф-с
= мма-ррра-та-сса-фо-ту-пу-кы-су

4б. Когда услышишь слова с буквой “С” – хлопни в ладошки!
= сосна, ваза, лиса, Вася, заяц, озеро, осина

5. Игра с мячом “Эхо” (подсмотрела здесь)
Я буду “бросать” тебе буквы, а ты возвращай мне слоги!
= с, а – са
= с, и – си
= с, у – су
= с, о – со

6. Твёрдый и мягкий “С”
* Прочитай слоги! (здесь)

* Определи сам, в каких словах С твёрдая, а в каких – мягкая! (можно попроисть ребёнка сильно и слабо стучать по столу, или топать ногой и хлопать в ладошки, или раскладывать в разные чашечки шарики, или строить из кубиков пирамиду, и т.д.)
– сад, карась, рис, бусы, синий, суп, синичка, снегирь, лиса, Серёжа, лес, сирень, сметана, середина, мясо

7. Найди спрятанные буквы “С”. Обведи их. (здесь)

9в. Прописная буква “С” (здесь)

10. Найти буквы “С” (взято здесь)

11а. Рабочий лист про букву “С” (источник)



12. Игра “Эхо” (подсмотрено здесь)
Я буду произносить слова, а ты конец слова (эти отдельные слова будут начинаться на букву С) (лучше всего приготовить слайды).
= барсук (сук), место (сто), песок (сок), заслон (слон), присоска (соска), восемь (семь).

13. Игра “Улитка”
Можно просто попросить ребёнка называть по порядку все слова в улитке, уделяя должное внимание звуку С, или же бросать кубик и продвигаться на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы.

15. Слова на букву “С”
Те слова, которые со звёздочкой, пусть назовёт во множественном числе.

17. Игра “Следы”.
Определить чьи эти следы на картинке.

Читайте также:
Дидактические игры в работе учителя-логопеда

21. Простое домино “Автоматизация звука [С]” (ищите здесь)



Задания у упражнения “Дифференциация букв С и Ш” (источник, ещё, ещё и ещё)

Из букв в мешках составь название всего того, что можно испечь из муки (буквы могут повторяться). (взято здесь)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»

Расширяем словарный запас детей, учим использовать в речи существительные: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, пароход, теплоход, яхта, телега, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, бензин, топливо, электричество, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт; прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный; глаголы: едет, мчится, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, тормозит, сигналит.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра с мячом «Одинмного»

Автобус — автобусы — автобусов

грузовик — поезд — машина —

«Скажи наоборот»:

«Подбери признак»

Машина (какая?) – быстрая, гоночная, новая, старая, легковая, грузовая, темно-синяя и т. д.;

Автобус – быстрый, большой, блестящий, разноцветный…;

«Подобрать действия к предметам»

Поезд (что делает?) – …

самолет (что делает?) – …

пароход (что делает?) – ….

«Назови, какой, какая, какое?» (детям от 5 лет)

Шина из резины – кабина из железа –

руль из пластмассы – сиденье из кожи –

кузов из дерева – фургон из брезента –

«Скажи правильно»:

машина (ехать); троллейбус (идти);

самолет (лететь); автобус (сигналить);

корабль (плыть); трамвай (звенеть).

«Составь слово из 2 слов»

Машина, которая убирает мусор (мусороуборочная)

Машина, которая грузы возит (грузовая)

«Сосчитай до 5» (ракета, трамвай, колесо)

Один автобус, два автобуса, ……, пять автобусов

Пальчиковая гимнастика

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим)

В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки)

Они очень редко заходят сюда

Тексты для чтения и запоминания

Что в подарок нам привез?

– Я привез цветные книжки.

Пусть читают ребятишки!

Я привез карандаши,

Пусть рисуют малыши.

ЖИЛ НА СВЕТЕ САМОСВАЛ

Жил на свете самосвал,

Он на стройке побывал,

Подкатил с утра к воротам.

Сторожа спросили: – Кто там?

Самосвал ответил так:

– Я привез отличный шлак.

Где он только не бывал!

Он кирпич возил и гравий,

Но, увы, застрял в канаве!

Буксовал он, буксовал.

Еле вылез самосвал.

Говорит: – Меня не троньте,

Я сегодня на ремонте.

У меня помята рама!

– Алексей! – сказала мама.-

Ты успел в канаву влезть?

Дело в том, что самосвалом

Был Алеша, славный малый.

Сколько лет ему? Лет шесть.

Самосвал сигналит громко:

– У меня сейчас поломка,

Но с утра я снова в путь.

– Хорошо, – сказала мама, –

Но пока Алешей будь!

Молока попьешь, и спать!

Что ж, пришлось Алешей стать.

Где Алеша? Спит уже.

Дома спит, не в гараже.

Пальчиковая гимнастика

Ракеты летают, Подушечки одноименных пальцев рук сомкнуть.

Ладошки немного округлить; движение сомкнутых рук вверх

Плывут корабли, Соединить руки соприкасаясь краями ладоней и мизинцев – «лодочка»; двигать руками из стороны в сторону.

И едут по трассе грузовики. Руки перед собой, согнуть в локтях, пальцы сжать в кулачки, имитировать управление рулем.

В метро под землей
Электрички гудят. Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.

По кругу спешат Соединить руки, развести их в стороны, описывая круг.

То вперед, то назад. Руки согнуть в локтях перед грудью, двигать руками вперед, затем назад.

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: