Материал для родителей по лексической теме Зима

Лексическая тема “Зимние забавы”

  • Лексические темы (старший дошкольный возраст) (1)
  • Домашние задания (Лексические темы) (30)
  • МалышОК (Клуб раннего развития) (1)
  • Видеоролики о лете; обогащение словарного запаса (4)
  • Бессмертный полк 2020 (1)
  • Интерактивные игры. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (3)
  • Пальчиковая гимнастика. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
  • Развиваем фонематическое восприятие. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (7)
  • Делим на слоги. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
  • Автоматизация звуков. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (5)
  • Занятия во время САМОИЗОЛЯЦИИ.Развиваем Лексико-грамматический строй речи (34)
  • Игры для детей младшего возраста (1)
  • Развитие графомоторных навыков (1)
  • Автоматизация звуков (6)
  • Изучаем мир вокруг (5)

Лексическая тема “Зимние забавы”

Рекомендации для родителей: в спомните признаки зимы. Спросите у ребенка, какого цвета снег. На улице дайте ребёнку потрогать снег руками, чтобы он почувствовал, какой он холодный, мокрый, липкий, пушистый. Напомните ребенку, в какие зимние игры можно играть на улице, на чем кататься, что лепить.

Словарь:

Предметы: зима, снег, снежинка, пурга, метель, лёд, сосульки, холод, снегопад, мороз, холод, ветер, узор, иней, метель, стужа, вьюга. Забавы, развлечение, игры, гуляния, хороводы, подарки, коньки, санки, лыжи, палки, клюшка, шайба, каток, горка, лыжник, конькобежец, хоккеист, снежки.

Признаки: пушистый, ледяной, ледовый, прозрачный, белый, лёгкий, холодный, зимний, морозный. Весёлые, задорные, игровые, снежный, радостный, санный, хоккейный, лыжный, праздничный.

Действия: замерзать, кружиться, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать,кружиться, леденеть. Дарить, играть, забавляться, лепить, кататься, строить.

1. Дидактическая игра «Да и нет» (можно с мячом)

Взрослый предлагает ребёнку фразы, а ребёнок определяет, бывает это зимой или нет:

Зимой идет снег.

Зимой люди купаются в реке.

Зимой катаются на велосипеде.

Зимой люди надевают шубы. И т.п

2. “Доскажи словечко”

1. Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…. (снег)

2.С неба все скользят пушинки

3. На поселок, на лесок

Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки

Все хотят играть в ….. (снежки)

6. Словно в белый пуховик

7. Рядом снежная фигурка

Это девочка…. (снегурка)

8. На снегу- то посмотри

С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

3. «Какой может быть?» (расширение словаря слов-признаков (прилагательных))

Снег –. (белый, пушистый)

Зима -. (тёплой, суровой, холодной)

Мороз -. (сильный, слабый, трескучий)

Хоровод –. (большой, дружный, красивый, весѐлый)

Снеговик —. ( большой, белый, холодный, весѐлый, снежный)

4. Игра «Что делает?» (расширение словаря слов-действий (глаголов))

СНЕГ: идёт, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьётся.

СНЕЖИНКА: тает, падает, идёт, кружится, ложится, вьётся.

ЛЕД: трещит, тает, ломается, плывѐт.

ДЕТИ ЗИМОЙ (что делают?) – играют, бегают, катаются, лепят, скатываются.

5. Один –много (множественное число):

хоровод –хороводы, подарок – подарки, хоккеист –хоккеисты, снежок – снежки, праздник – праздники, лыжник – лыжники, горка – горки, клюшка – клюшки, ёлка – ёлки.

6. “Сосчитай до пяти” – согласование числительных с существительным

Один снежок, два . три. четыре . пять . одна снежинка, две. три. четыре. пять.. один сугроб, два . три. четыре. пять. одна горка, два . три. четыре. пять.

7. Отгадай загадки – развитие логического мышления

На прогулке бегуны

Через луг бегут к березке,

Тянут две полоски. (Лыжи)

Две новые кленовые

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги. (Лыжи)

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

За веревку вожу. (Санки)

Всё лето стояли,

Помчались с горы. (Санки)

Нелегко иногда забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно. (Снежная горка)

Читайте также:
Конспект занятия: Путешествие в Страну Пальчиковых Игр

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик)

Во дворе с утра игра,

– Значит там игра —. (Хоккей)

Бегут по дорожке

Доски да ножки. (Лыжи)

Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был, как из пушки,

Эта палка –для хоккея она зовется . (Клюшка)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом. (Ледяная горка)

До чего же повезло – Сколько снегу намело!

Кататься мы на . (Санках)

8. Игра «Я, мы, он, она, вместе – дружная семья»

Взрослый произносит фразу: «Я катаюсь на санках». Затем просит детей повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты», «он», «они»…

– Я гуляю по зимнему лесу – Ты … (гуляешь) по зимнему лесу.

Я играю в хоккей. – Мы …

Я играю в снежки. – Они …

Я леплю снеговика. – Вы …

9. Игра «Исправь ошибку”- развитие словесно-логического мышления

Лыжнику нужны санки.

Конькобежцу нужны лыжи.

Саночнику нужны коньки.

Хоккеисту нужны санки.

10. Игра «Закончи предложение» – закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы»

Описание. Взрослый задает вопросы.

Для чего мальчик взял санки? (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки).

Для чего дети поливают горку? (Дети поливают горку, чтобы она была скользкой).

Для чего мальчик взял клюшку и шайбу? (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей).

Для чего девочка надела шубку? (Девочка надела шубку, чтобы ей было тепло)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Пересказ рассказа «Гостья Зима»

«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз.Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лёд. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А ещё можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму.» Вопросы для пересказа Кто пришѐл к нам в гости? Какое время года было до этого? Чем зима накрыла землю? Что делает метель, вьюга, ветер, мороз? Какие подарки принесла зима? Для чего людям нужны эти подарки? Что такое зимние забавы?

Просмотр многосерийных мультфильмов «Ну, погоди!» (выпуск №8), «Смешарики» («Фигурное катание и зимние игры»), «Маша и медведь» «Праздник на коньках”

Назвать предметы, которые изображены на картинке

Материал для родителей по лексической теме Зима

Лексико-грамматические игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей. К играм прилагается красочная презентация, чтобы детям было интересно и увлекательно играть!

Скачать красочную презентацию можно по ССЫЛКЕ. .

1.Введение в тему

Цель: обобщение и закрепление знаний о зиме

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (Зимой)

2.Игра « До – между – за»

Цель: закрепить знания детей о зимних месяцах, их последовательности

Какой месяц до января? .

Какой месяц после декабря.

Какой месяц до февраля.

Какой месяц между декабрем и февралем.

Какой месяц после января.

3. Приметы зимы

Цель: закрепить представления детей о приметах зимы, активизировать словарь по теме «Зима»

Скажите мне, что переменилось в природе (ответы детей (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

Читайте также:
Формирование пространственных представлений - игры и упражнения

4. Игра «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания и понимания речи

– А теперь присаживаемся в круг на коврик, мы поиграем в игру «Зимние слова».

– Я произношу слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопните в ладоши.

(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).

5. Игра « Один — много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Санки – санки – много санок

Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска – маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

6. Игра « Назови ласково»

Цель: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно — ласкательных форм.

7. Игра « сосчитай» (1-2-5)

Цель: согласование числительных с существительными

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок

Одна льдинка, две льдинки, …пять льдинок

Одна теплая шубка, две теплые шубки, пять теплых шубок

Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

8. Игра «Нет чего?»

Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже

9. Игра «Скажи какой? (какая?)»

Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными

Зима какая. ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)

Снег какой. ( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)

Лед какой. ( прозрачный, холодный…)

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

10. Игра «Какая зимой погода?»

Цель: упражнения в словообразовании

Ребята, скажите, какая может быть погода зимой?

(Если идет снег, то погода…)

11. Игра «Подбери слова-действия»

Цель: активизация в речи детей глаголов

Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой вода в реке. … (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

12.Упражнение «А что вчера?»

Цель: употребление глаголов в прошедшем времени
Сегодня снег блестит, и вчера. (блестел)
Сегодня снег падает, и вчера .
Сегодня снег сверкает, и вчера .
Сегодня снег тает, и вчера .
Сегодня снег хрустит, и вчера .
Сегодня снег идет, и вчера .
Сегодня снег ложится, и вчера .
Сегодня снег кружится, и вчера ..

13. Игра «Что наделала зима?»

Цель: образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

14. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам. Закрепить знания о приметах зимы

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

Летом небо светлое, а зимой…(темное)

Летом день длинный, а зимой…(короткий)

Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

15. Упражнение «Без чего не бывает зимы?».

Цель: подбор существительных и правильное согласование слов

Я показываю вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика,…)

16. Игра «Доскажи словечко».

Цель: развитие грамматического строя речи, умения подбирать однокоренные слова.

Закончите строчки подходящим по значению словом, образованным от слова «СНЕГ»

Читайте также:
Методическая разработка с презентацией: Логопедический праздник - Путешествие в Страну правильной речи

1.Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…. (снег)

2.С неба все скользят пушинки

3. На поселок, на лесок

Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки

Все хотят играть в ….. (снежки)

6. Словно в белый пуховик

7. Рядом снежная фигурка

Это девочка…. (снегурка)

8. На снегу- то посмотри

С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

17. Игра « 4 лишний»

Цель: формирование логического мышления, умения обосновывать свой выбор

(выбрать лишнюю картинку)

18.Упражнение «Снеговик»

Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения

Мы решили слепить … (снеговика)

-мы приделали нос-морковку …(снеговику)

-Мы показали соседям нашего …(снеговика)

-Мы долго играли со…(снеговиком)

-Мы рассказали маме о…(снеговике)

19. Игра «Чего не стало»

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память . (по картинкам)

20. Игра «Что бывает зимой?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления

-Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад)

-Летом бывает дождь, а зимой…(снег)

-Летом лепят фигурки из песка, а зимой…(лепят снеговика)

-Летом жарко, а зимой …(холодно)

-летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках)

-Весной снег тает, а зимой…(лежит)

-Летом катаются на велосипедах, а зимой…(на санках)

21. Игра « Да или нет»

Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.

Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлечений

Я называю вам разные игры и развлечения, а вы говорите «ДА», когда услышите игру, в которую можно играть зимой и «НЕТ», если это не зимнее развлечение

– кататься на санках

– кататься на велосипеде

– купаться в реке

– играть в снежки

– строить крепость из снега

– строить замок из песка

-кататься на роликах

22. Упражнение “Кому что нужно?”

Цель: согласование существительных в дательном падеже, развитие внимания, памяти и речи детей.

Лыжи нужны ..(лыжнику)

клюшка нужна. (хоккеисту)

коньки нужны. (фигуристу)

сноуборд нужен – . (сноубордисту)

санки нужны – . , (саночнику)

23. Упражнение «составь предложения по картинкам»

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса

Мальчик катается на лыжах.

Девочка катается на коньках.

Дети слепили снеговика.

Мальчики играют в снежки.

24.Пословицы и поговорки о зиме

Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме и их значениями.

Декабрь год заканчивает, зиму начинает.

В Феврале два друга – мороз и вьюга.

Январю – большие морозы, февралю – метель.

Зима не лето: в шубку одета.

Шубка зимой не шутка.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик да, стоять не велит.

Много снега – много хлеба.

25. Игра « Мой рассказ о зиме»

Цель: составления рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса

Наступила морозная зима. Солнце светит, но не греет. На улице идет снег. Земля покрыта сугробами. Реки и озера покрыты льдом. Деревья стоят голые, покрытые снегом и инеем. Птицы улетели в теплые края. Медведь спит в берлоге. Ежик спит в норке. Лиса , белка, заяц поменяли шубки. Люди одели теплую одежду: меховые шапки, шубы, варежки.

У детей зимой много развлечений: катание на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Рекомендации для родителей детей старшей логопедической группы по лексической теме “Зима в природе”

Мной представлены рекомендации для родителей старшей логопедической группы по развитию речи по лексической теме “Зима в природе”. Данные рекомнедации помогут не только логопедам, но и воспитателям и родиетлям.

Читайте также:
Транспорт. Употребление приставочных глаголов - конспект

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей детей старшей логопедической группы по лексической теме “Зима в природе”»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 418» г. Перми

(МАДОУ «Детский сад № 418» г. Перми)

Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшей логопедической группы по лексической теме недели

Шутова Ирина Юрьевна

Лексическая тема «ЗИМА В ПРИРОДЕ»

Дети должны усвоить: смена времен года, основные признаки зимы, зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме.

Новая лексика: зима, время года, стужа, заносы, зимние забавы, лыжи, санки, снежки, декабрь, январь, февраль, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, зимующие птицы, снегирь, синица, воробей, щегол, холод; замерзать, кружиться; пушистый, ледяной, снежный, морозный, скрипучий, холодный.

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например: – Какое сейчас время года? – Сейчас зима. – Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы:

Земля покрыта снегом, а реки и озера — льдом. Стало холодно, на улице мороз.

Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.

Ночи стоят длинные, а дни — короткие.

Люди надели теплую зимнюю одежду.

Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить.

Декабрь, январь, февраль

С морозом, со снежком,

С Рождественской звездой.

Предложите ребенку выполнить упражнение «До — между — после». Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?

Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «метель», вьюга»

Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…

Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.

Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.

Объясните ребенку, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Вместе с ним рассмотрите изображения вороны, сороки, воробья, голубя, снегиря, синицы, щегла. Пусть ребенок показывает и называет птиц. Предложите ему составить маленький рассказ о каждой птице по образцу. Например. Это сорока. Она большая, черно-белая. У нее круглая черная голова, овальное бело-черное туловище, длинный черный хвост, большие черно-белые крылья. У сороки черные глаза и сильный клюв.

Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково»

Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.

Горка из снега (какая?) — снежная.

Дорожка изо льда (какая?) — …

Погода с морозом (какая?) — …

Поупражняйте ребенка в подборе антонимов, предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.

Летом небо светлое, а зимой — …

Летом день длинный, а зимой — …

Летом солнце светит ярко, а зимой — …

Весной лед на реке тонкий, а зимой — …

Снег мягкий, а лед… — …

Одни сосульки длинные, а другие — …

Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима»

Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

«А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)

Сегодня снег блестит, а вчера. (блестел)

Сегодня снег падает, а вчера .

Сегодня снег сверкает, а вчера .

Читайте также:
Сайт специалиста - Зачем логопеду свой сайт

Сегодня снег тает, а вчера .

Сегодня снег хрустит, а вчера .

Сегодня снег идет, а вчера .

Сегодня снег ложится, а вчера .

Сегодня снег кружится, а вчера .

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средний пальчики

Бабу снежную лепили, “ Лепят” комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, “ Крошат” хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. “ Едят ложкой” суп

Лексический материал «Зима» для родителей детей старшего дошкольного возраста

Ковалева Нина
Лексический материал «Зима» для родителей детей старшего дошкольного возраста

Что должен знать о зиме ребёнок

названия зимних месяцев; декабрь – последний месяц года;

основные приметы зимы;

какие изменения происходят: на небе, на земле, на воде;

что происходит с деревьями зимой;

что делают зимой животные и птицы;

чем занимаются люди;

в какие зимние игры играют дети.

Учите детей замечать и называть признаки зимы,используя наводящие вопросы:

– Какая на улице погода?

– Какие дни, ночи (по продолжительности?

– Как зимой одеваются люди и почему?

– Чем покрыты зимой реки и озера?

– Чем покрыта земля?

– Как назвать явление, когда падает снег? (снегопад).

Почитайте и объясните:

– Как можно помочь зимующим птицам.

– Кто из зверей,где зимует: кто в норе, кто в берлоге, кто в дупле.

Понаблюдайте с детьми и предложите им объяснить:

– Что такое вьюга, метель, пурга, поземка, мороз, гололед.

– Почему в теплую погоду можно лепить из снега, а в холодную нет.

Упражнять детей в образовании существительных ласкательного значения (снег — снежок, зима – зимушка,)

Учить подбирать прилагательные к существительным:

– Снег (какой) — белый, мягкий, пушистый, легкий, …

– Снежинки (какие) — мохнатые, прозрачные, холодные, …

– Зимний день (какой) — ветреный, пасмурный, короткий…

Учить образовывать прилагательные от существительных:

– Какая погода зимой, когда на улице снег (снежная, холод (холодная, мороз (морозная, ветер (ветреная).

Учить детей называть действия.

– Что можно сказать про снежинки? — Они падают, летают, вьются, танцуют, кружатся.

Загадки по теме «Зима»:

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Как махнула рукавом —

Все покрылось серебром. (Зима. Зимние месяцы.)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель)

Лексический словарь по теме

«ЗИМА»

Названия: зима, декабрь, январь, февраль, погода, холод, ветер, снег, лёд, снежинка, снеговик, мороз, сосулька, льдинка, узор, снегопад, метель, вьюга, заносы, буря, буран, сугроб, прорубь, гололёд, гололедица, заморозки, иней, стужа, позёмка, покров, оттепель, горка, бахрома, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, следы, одежда, реки, озера, хлопья, забавы;

Признаки: прозрачный, ледяной, хрупкий, гладкий, ветреный, тонкий, глубокий, крепкий, пасмурный, искристый, сверкающий, блестящий, рассыпчатый, липкий, легкий, пушистый, рыхлый, скользкий, суровый, студёный, заснеженный, ясный, морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная;

Наречия: светло, свежо, морозно, солнечно, радостно, бодро, тихо, скользко;

Действия: наступать, начинаться, дуть, мерзнуть, греться, падать, посыпать, скрипеть, блестеть, таять, покрывать, морозить, кружиться, замерзать, скользить, хрустеть, вьюжить, бушевать, устилать, сверкать, крепчать, студить, заснежить, сковывать, леденеть, зябнуть, метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает,

рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

Читайте также:
Звук и буква П - конспект группового логопедического занятия

Лексический материал

для родителей детей старшего дошкольного возраста

по теме «Зима»

Что должен знать о зиме ребёнок

названия зимних месяцев; декабрь – последний месяц года;

основные приметы зимы;

какие изменения происходят: на небе, на земле, на воде;

что происходит с деревьями зимой;

что делают зимой животные и птицы;

чем занимаются люди;

в какие зимние игры играют дети.

Учите детей замечать и называть признаки зимы,используя наводящие вопросы:

– Какая на улице погода?

– Какие дни, ночи (по продолжительности?

– Как зимой одеваются люди и почему?

– Чем покрыты зимой реки и озера?

– Чем покрыта земля?

– Как назвать явление, когда падает снег? (снегопад).

Почитайте и объясните:

– Как можно помочь зимующим птицам.

– Кто из зверей,где зимует: кто в норе, кто в берлоге, кто в дупле.

Понаблюдайте с детьми и предложите им объяснить:

– Что такое вьюга, метель, пурга, поземка, мороз, гололед.

– Почему в теплую погоду можно лепить из снега, а в холодную нет.

Упражнять детей в образовании существительных ласкательного значения (снег — снежок, зима – зимушка,)

Учить подбирать прилагательные к существительным:

– Снег (какой) — белый, мягкий, пушистый, легкий, …

– Снежинки (какие) — мохнатые, прозрачные, холодные, …

– Зимний день (какой) — ветреный, пасмурный, короткий…

Учить образовывать прилагательные от существительных:

– Какая погода зимой, когда на улице снег (снежная, холод (холодная, мороз (морозная, ветер (ветреная).

Учить детей называть действия.

– Что можно сказать про снежинки? — Они падают, летают, вьются, танцуют, кружатся.

Загадки по теме «Зима»:

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Как махнула рукавом —

Все покрылось серебром. (Зима. Зимние месяцы.)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель)

Лексический словарь по теме

«ЗИМА»

Названия: зима, декабрь, январь, февраль, погода, холод, ветер, снег, лёд, снежинка, снеговик, мороз, сосулька, льдинка, узор, снегопад, метель, вьюга, заносы, буря, буран, сугроб, прорубь, гололёд, гололедица, заморозки, иней, стужа, позёмка, покров, оттепель, горка, бахрома, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, следы, одежда, реки, озера, хлопья, забавы;

Признаки: прозрачный, ледяной, хрупкий, гладкий, ветреный, тонкий, глубокий, крепкий, пасмурный, искристый, сверкающий, блестящий, рассыпчатый, липкий, легкий, пушистый, рыхлый, скользкий, суровый, студёный, заснеженный, ясный, морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная;

Наречия: светло, свежо, морозно, солнечно, радостно, бодро, тихо, скользко;

Действия: наступать, начинаться, дуть, мерзнуть, греться, падать, посыпать, скрипеть, блестеть, таять, покрывать, морозить, кружиться, замерзать, скользить, хрустеть, вьюжить, бушевать, устилать, сверкать, крепчать, студить, заснежить, сковывать, леденеть, зябнуть, метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает,

рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

Дидактическое пособие «Лэпбук» для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-зима» Дидактическое пособие – Лэпбук «Зимушка-зима” изготовлено из нескольких коробок из-под конфет, в которые вклеены кармашки, сложенные способом.

Игра по ПДД «Что? Где? Когда?» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Игра: «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения (для детей подготовительной группы и родителей) Цель: Систематизировать знания.

Лексический материал «Защитники Отечества» Цели: уточнить знания детей об армии, их представления о родах ВОЙСК; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины образовывать существительные.

Песня для малышей «Снегири». Песня «Зима» для детей старшего дошкольного возраста СнегириСлова Людмилы Рябоконевой, воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»,п. Таежный. 1. Прилетели снегири, Сели у окошка. Рада, рада детвора.

Читайте также:
Лексическая тема Зимующие птицы (рекомендации для родителей)

Праздничное развлечение для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Веселая ярмарка» Цель: Создание условий для приобщения детей и родителей к культуре русского народа. Задачи: Привлекать детей и родителей к активному участию.

Проект «Я хочу быть здоровым!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Классификация проекта: • по тематике: здоровьесберегающий; • по срокам реализации: долгосрочный; • участники проекта: дети старшего дошкольного.

Проект «Зимушка. Зима» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если.

Сценарий развлечения «Прощай, Зимушка-Зима» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения ««Прощай, Зимушка -Зима» для детей старшего дошкольного возраста Ведущая. Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие.

Стихи для детей старшего дошкольного возраста «Чем пахнет зима?» и «Маленькая сказка про капризную ёлочку» Чем пахнет зима? Запах первого морозца, Хрустких листьев на снегу, На земле лежащих пёстро, По которым я бегу. * Пахнут дни, что вслед.

Загадки «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Загадки про зиму очень интересные и познавательные. Они открывают перед ребенком огромный разнообразный мир природы. Загадки про зиму легко.

Лексическая тема “Зима” для развития речи (возраст 2,5-3 года)

1. Обсудить на прогулке, что на улице происходит зимой:

Сейчас зима. Вся земля покрыта снегом. На детской площадке лежат сугробы – большие кучи снега. Стало холодно, на улице мороз. Люди надевают тёплую зимнюю одежду, чтобы не замёрзнуть – шубы, пальто, варежки, сапоги, валенки, шапки. Небо серое, облачное, пасмурное. Солнышко светит, но не греет. Деревья стоят голые, покрытые снегом и инеем. На крышах домов висят сосульки. Дует сильный ветер – метель. Падает снег – снегопад. Зимой можно кататься по снегу на санках, лыжах, лепить снеговиков, строить снежные башни, играть в снежки, кататься с горки.

2. Подбор прилагательных к существительному

Снег какой? (белый, холодный, пушистый, хрустящий, мягкий, лёгкий…)

Снежинки какие? (белые, маленькие…)

Лёд какой? (холодный, прозрачный, гладкий, скользкий, твёрдый…)

Сосулька какая? (холодная, прозрачная, гладкая, скользкая, твёрдая…)

Погода какая? (холодная, морозная, пасмурная…)

Ветер какой? (сильный, холодный, морозный…)

Какую одежду надевают люди зимой? (тёплую, зимнюю)

3. Подбор существительных к глаголу

Что тает? (снег, снежинка, сосулька)

Что на земле блестит? (снег)

4. Подбор глаголов к существительному

Снежинки зимой что делают? (падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают. )

Снег что делает? (падает, ложится, лежит, идёт, кружится, хрустит, блестит, искрится, сверкает, переливается, тает…)

Ветер что делает? (дует, задувает, воет. )

5. Употребление глаголов в прошедшем времени (сегодня снег падает, а вчера…падал, сегодня снег ложится, а вчера…)

6. Задавать другие вопросы по теме:

Какое сейчас время года?

Чем покрыты деревья и земля?

Где висят сосульки?

Что висит на крышах домов?

Какую одежду надевают зимой?

Зачем люди надевают зимой тёплую одежду?

Что такое сугробы?

Что можно делать зимой на улице?

7. Назови ласково (снег – снежок, лёд – ледок, льдинка, снежинка, сосулька, горка, сугроб, ветер, солнце, санки, снеговик)

8. Скажи наоборот

Снег мягкий, а лёд…Летом жарко, а зимой…Одни сосульки длинные, а другие…

9. Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять («идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили («лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались (проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.)

А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Читайте также:
Сценарий логопедического досуга - Веселое путешествие

Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

10. Песенки на зимние темы (в лесу родилась ёлочка и маленькой ёлочке холодно зимой)

11. Стихи
А на горке — снег, снег, и под горкой — снег, снег, и на ёлке — снег, снег, и под ёлкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише… Не шуметь.

Своими словами описать понятия (снег, снежинки, сугроб, сосулька, лёд, ветер, санки, снеговик, горка).

Загадки в стихах:

Белые шапки надели дома, холодно им — наступила …

Дел у меня немало — я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня .

Крыша в шапке меховой, белый дым над головой, двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла .

С неба он летит зимой, не ходи теперь босой, знает каждый человек, что всегда холодный .

На всех садится, никого не боится (снег)

Выпал снег чистейшей пробы, из него везде .

Снегом землю замело — за окном белым-бело, эти белые пушинки называются .

Не колючий, светло-синий по кустам развешан …

Вот полозья, спинка, планки, а всё вместе это – …

До чего же повезло — сколько снегу намело! Выходим спозаранку кататься мы на …

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Рекомендую родителям спросить у ребенка, какое время года сейчас, в какие игры любит играть малыш зимой, что нужно для зимних игр.

2. В качестве экскурсии сходите с малышом на зимний стадион (парк), где следует обратить внимание на то, какими видами спорта заняты дети.

3. Упражнение “Кому что нужно?” на употребление существительного в винительном падеже.

    Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту – . фигуристу – . саночнику -. и т.д.



4. Упражнение “Исправь ошибку” на логическое мышление.

    Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны санки. Хоккеисту нужны лыжи.

Зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей, играют в футбол, лепят снежную бабу, загорают, строят снежную крепость.

5. Выучить стихотворение.

    Мчусь, как ветер, на коньках
    Вдоль лесной опушки.
    Рукавицы на руках,
    Шапка на макушке.
    Раз-два! Вот и поскользнулся.
    Раз и два! Чуть не кувыркнулся.
    (Саша Черный)

Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

Покатились санки вниз,
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади –
Там канавка впереди.
Надо ездить осторожно,
А не то разбиться можно.

6. Упражнение на координацию речи с движением.
(ребенок имитирует лепку зайчика из снега)

    Мы слепили снежный ком,
    Ушки сделали потом.
    И как раз
    Вместо глаз
    Угольки нашлись у нас.
    Кролик вышел, как живой!
    Он с хвостом и с головой!
    За усы
    Не тяни –
    Из соломинок они!
    Длинные, блестящие,
    Точно настоящие!
    (О. Высоцкая)

1. Рекомендую уточнить у ребенка, какое сейчас время года. Попросить назвать все зимние месяцы.

2. Спросите у ребенка, в какие игры можно играть зимой, а в какие нельзя и почему (учим малыша устанавливать причинно-следственные связи).

3. Спросите, какие зимние виды спорта знает ребенок, какой инвентарь нужен для этого.

4. Упражнение “Почему так назван?” на словообразование, в том числе и на образование сложных слов.

Читайте также:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

    Конькобежец – потому что бегает на коньках,
    саночник – .
    лыжник – .
    сноубордист – .
    хоккеист – .
    фигурист – .

5. Упражнение “Кому что нужно?” на употребление дательного падежа существительного.

    Лыжи нужны . (лыжнику),
    клюшка нужна – .
    коньки нужны – .
    санки нужны – .
    сноуборд нужен – .
    шайба нужна – .

6. Связная речь. Составить рассказ из личного опыта на темы: “Как я лепил(а) снежную бабу”, “Как я играл(а) зимой”.

7. Выучить стихотворение (по выбору).

    Детство
    Вот моя деревня;
    Вот мой дом родной;
    Вот качусь я в санках
    По горе крутой.
    Вот свернулись санки,
    И я на бок- хлоп!
    Кубарем качуся
    Под гору в сугроб.
    И друзья-мальчишки,
    Стоя надо мной,
    Весело хохочут
    Над моей бедой.
    Всё лицо и руки
    Залепил мне снег.
    Мне в сугробе – горе,
    А ребятам смех!”
    (А. Суриков, 1866)

Работница
Мы слепили бабу снежную,
Бабу снежную, потешную,
А зима сказала ей:
“Стань работницей моей!
У тебя в руках метла,
Ты б дорожки замела.
Раздели со мной заботы
И старайся дотемна”.
А уволила с работы
Бабу снежную весна.
(В. Шварц)

Уточните у ребенка, почему “уволила с работы весна” (учим устанавливать причинно-следственные связи).

8. Упражнение на координацию речи с движением.

    Раз, два, три, четыре, пять,
    (загибать по одному пальчики)
    Мы во двор пошли гулять.
    (идут по столу указательным и средним пальцами)
    Бабу снежную лепили,
    (лепят комочек двумя ладонями)
    Птичек крошками кормили,
    (крошащие движения всеми пальчиками)
    С горки мы потом катались,
    (ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)
    А еще в снегу валялись.
    (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

9. Познакомьте ребенка с произведениями живописи.
Картины:
П. Грузинский “Масленица”,
В. Кустодиев “Зима. Масленичные гуляния”,
В. Суриков “Взятие снежного городка.

Расскажите о художнике (кратко). Рассмотрите картину (если есть возможность) или репродукцию. Побеседуйте с ребенком о том, что изобразил художник (какое время года, какие зимние забавы). Расспросите ребенка, что изображено на переднем плане картины, а что на заднем плане, красками, каких цветов он пользовался (подбор определений к существительному).

Комментарии к статьям
Развитие речи. Январь.

24.01.2007, 12:09
Ольга

нам с доченькой очень нравятся ваши советы! спасибо! 24.01.2007, 12:22
Марика

Мы готовимся к школе, а ваши советы нам помогают составить план занятия. Спасибо большое! 02.02.2007, 16:35
Рамиля

Очень подробные занятия. Отлично использовать для логопедов в работе с родителями. 03.02.2007, 21:45
Ольга

Работаю логопедом в детском саду.Жаль, поздно нашла ваш сайт. Отличные рекомендации для родителей. Буду использовать в работе сама и порекомендую родителям! 18.02.2007, 16:51
Александра

Спасибо, хорошее методическое пособие для проведения занятий по подготовке к школе. 16.09.2007, 23:44
Алла Тафий

Очень хорошие методическое пособие!
я сразу стала по нему заниматься с сыном.
Мальчику очень нарвится заниматься. Спасибо! 11.01.2008, 12:07
ирина

спасибо 20.01.2008, 10:43
Маргарита и Даня

Огромное спасибо за помощь и прекрасные советы. 11.02.2008, 22:11
светлана

интересно читать о развитии речи но может быть будут новые уроки например о цветах сказках качествах людей это было бы неплохо с детьми я незанимаюсь читаю для себя 22.01.2009, 10:43
ольга

спасибо. очень нравится ваши занятия,занимаемся регулярно.но хотелось бы еще упражнения для развития фонетического слуха. 03.03.2009, 15:03
Бойко Ирина Леонидовна

Использую некоторые элементы на уроках с 1 классом. Интересно. Занимательно. 29.01.2011, 19:39
Лидия

Спасибо большое за материал и рекомендации.Начну заниматься с внучкой 4г8мес-ОНР 2йстепени Занимаемся 3раза в неделю с логопедом уже 2йгод Прогресс большой,но хочется побыстрее догнать 02.12.2011, 03:05
Татьяна

Огромное спасибо! 28.01.2012, 07:52
Ольга

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Наш город

Спасибо большое за ваш труд. 26.11.2012, 10:24
джафар

Примерный перечень вопросов для подготовки к квалификационному испытанию с целью установления соответствия занимаемой должности для Педагогов коррекционных ДОУ ( воспитателя, дефектолога, логопеда)

Примерный перечень вопроСОВ

для подготовки к квалификационному испытанию с целью установления соответствия занимаемой должности для

ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ДОУ

(в форме компьютерного тестирования)

Укажите современное название всей группы детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях.

Назовите категории детей, относящихся к детям с ограниченными возможностями здоровья, психического и/или физического (ОВЗ)?

Назовите категории детей, не относящихся к детям с ограниченными возможностями здоровья, психического и/или физического (ОВЗ)?

Назовите категории детей, относящихся к детям с сенсорными нарушениями развития?

Назовите категории детей, относящихся к детям с первично нарушенными или задержанными отклонениями интеллектуального развития?

Назовите категорию детей, характеризующихся стойким выраженным снижением познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Укажите современное название категорий детей с нарушениями слуха.

Укажите современное название категорий детей с нарушениями зрения.

Укажите, у каких категорий детей нарушения речи рассматриваются как первичные?

Укажите ведущий дефект у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

К какой группе предпочтительно отнести детей с нарушениями слуха и зрения; слуха, зрения и интеллекта; опорно-двигательного аппарата и интеллекта?

К какой группе предпочтительно отнести детей с синдромом аутизма, умеренной и глубокой степенью умственной отсталости, детским церебральным параличом (ДЦП)?

Укажите понятие, определяющее активное приспособление ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям окружающей среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе?

Укажите специфические проблемы развития, характерные для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Укажите, какими документами определяются условия осуществления специального образования граждан РФ, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Охарактеризуйте влияние социокультурных и этнокультурных условий на жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семью.

Назовите документ, определяющий специфику образовательного процесса в отношении детей, имеющих множественные нарушения развития.

Назовите документы, являющиеся основополагающими, в плане организации воспитания, обучения и коррекции нарушенного или отклоняющегося развития у детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В чем заключается осуществление дифференцированного подхода при организации специального образования детей?

Укажите пропущенное слово: «Коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психофизического развития ребенка, создает дополнительные возможности для процесса … утраченных или неполноценных функций или систем организма».

Что является основанием для направления ребёнка в специализированное дошкольное или школьное учреждение (ДОУ компенсирующего вида, специальное (коррекционное) образовательное учреждение I-VIII видов)?

Какие подходы используются при коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается?

Укажите, какие задачи обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями являются общими с задачами обучения и воспитания детей, не имеющих отклонений в развитии?

Укажите, какие специалисты обеспечивают коррекцию индивидуальных отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений?

Кто определяет оптимальную нагрузку для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, посещающего коррекционную группу ДОУ?

Какой режим поддерживается в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья?

В какие виды дошкольных образовательных учреждений направляются дети с ограниченными возможностями здоровья?

В каких дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) приоритетным направлением является коррекция речевых нарушений у детей?

В каких дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) приоритетным направлением является коррекция речевых и психоречевых нарушений у детей?

В каких дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) приоритетным направлением является коррекция сенсорных нарушений у детей?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: