Материал для родителей по лексической теме Лето, луг, цветы

Рекомендации родителям по лексической теме «Лето» от учителя-логопеда

Елена Лисицкая
Рекомендации родителям по лексической теме «Лето» от учителя-логопеда

Рекомендации родителям по лексической теме «Лето» от учителя-логопеда.

Цель: развитие речи дошкольника

Задачи: закреплять представления о лете и его приметах, обогащать и активизировать словарь, развивать общую моторику, координацию речи с движением, воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

1.Расширение словарного запаса детей: (лето, жара, солнце, отпуск, каникулы, отдых, цолнцепек, река, море, озеро, пляж, загар, купание; летний, жаркий, прохладный, теплый, горячий, солнечный, радостный; отдыхать, купаться, загорать, играть, кататься, ходить, ездить, летать.

2. Родителям рекомендуется:

-поговорите с ребенком какое время года скоро наступит, обратите внимание какие изменения происходят в живой и неживой природе;

-узнайте у ребенка какие летние месяцы он знает;

– помогите ребенку вспомнить какое время года предшествует лету, а какое будет после лета.

3. Какой? Какая? Какие? (помогите ребенку подобрать по 3-5 определений)

Лето- жаркое, солнечное, яркое, ….

4. Закончи предложение (совместно с ребенком)

Летомв лесу много зеленых деревьев: дубов, кленов, осин….

Летомв лесу можно увидеть животных:….

Летомв лесу растет много грибов:…

Летомна полянах много цветов:….

Летомнад нами летает много насекомых:…

5. Помогите ребенку составить рассказ по картинке,используя наводящие вопросы:

-Как ты думаешь какое время года изображено на картинке (Лето)

– Какое небо, трава, деревья (Чистое, голубое небо, трава зеленая и в ней много разноцветных цветов, деревья зеленые).

-Что делают ребята? (купаются, загорают, играют в мяч, рыбачат, собирают цветы).

6. Предлагаю Вам с ребенком выполнить Физкультминутку.

(родитель читает текст, а ребенок выполняет движения)

«Лесная лужайка».

Мы к лесной лужайке вышли,

(Маршируют, высоко поднимая колени.)

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

(Руки в стороны, затем на пояс и присесть.)

Через ветви и пенечки.

(Поднимают руки вверх, затем приседают на корточки, ладони на полу.)

Кто высоко так шагал –

(Встают. Маршируют на месте.)

Не споткнулся, не упал.

(Погрозить пальцем правой, левой руки.)

7. Выучите с ребенком стихотворение о лете (на выбор).

Рекомендации родителям по теме «Народная игрушка» для второй группы раннего возраста Уважаемые родители! В период с 10.03.16 по 31.03.16 тема наших занятий “Народная игрушка”. Цель темы: знакомить с народным творчеством на.

Рекомендации родителям по теме недели «8 марта — женский день» 1. Расскажите ребенку о празднике 8 марта: кого поздравляют в этот день, почему его называют «Женским днём». Помогите запомнить информацию.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Рекомендации родителям по теме недели «Осторожно, дорога!» Рекомендуется: Побеседуйте с ребенком о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Помогите ребёнку запомнить некоторые правила:.

Рекомендации родителям по теме недели «Профессии военных» Задания родителям: * Расскажите детям о военных профессиях, объясните, почему их называют защитниками Родины. Рассмотрите дома картинки.

Рекомендации родителям по теме недели: «Животный мир» Проговорите с детьми, каких животных называют домашними, а каких дикими. Спросите у ребенка, для чего нужны животные, и какую роль они.

Рекомендации родителям по проведению занятия по лексической теме «Насекомые» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «НАСЕКОМЫЕ». Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям по лексической теме «Почта» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ ПОЧТА. Здравствуйте уважаемые родители! Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались.

Читайте также:
Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям по теме «Домашние птицы» для детей 4–6 лет Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком находитесь большую часть времени дома, постарайтесь провести его с пользой.

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям по теме «Описание домашних животных» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой. Уважаемые родители! Тема недели «Животные». Находясь дома, продолжаем образовательный процесс, сегодня поговорим.

Рекомендации родителям по лексической теме “Лето”

Рекомендации родителям по лексической теме: «Лето».

1. Рекомендуем:

Уточнить последовательность смены времён года. Спросить у ребёнка, знает ли он, какое время года сейчас? Какое время года буде после весны? Попросить назвать предшествующее лету и последующее за летом время года. Перечислить времена года по порядку начиная с лета. Повторить и закрепить названия летних месяцев. Какая погода летом. Назвать летние явления природы (осадки, радуга, гроза, туман, что бывает утром на траве, почему…) Какие птицы вернулись в наши края и почему? Какие дни летом (длинные или короткие)? Что длиннее /короче день или ночь летом? Что делают люди летом в огороде, в саду, в городе? Спросить у ребёнка, какие летние развлечения он знает? Как хотел бы провести лето? Как одеваются люди летом? Понаблюдать вместе с ребёнком за изменениями в природе.

2. Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения.

Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобами.

Людей, которые выращивают сады, называют …

Людей, которые выращивают овощи, называют …

Людей, которые выращивают цветы, называют …

3. Упражнение «Подбирай слова». Закончи предложения: подбери как можно больше слов-предметов.

Образец: Летом в лесу много деревьев: елей, дубов, сосен.

Летом в лесу можно увидеть много разных животных: …

Летом в лесу растёт много грибов: … -и ягод: …

Летом на полянах много цветов: …

Над ними летает много насекомых: …

4. Упражнение «Стань художником».

Отгадай загадки. Выучи 2 по выбору. Нарисуй отгадки цветными карандашами.

Ветер, сильный и могучий,

Вдруг нагонит в небе… (Тучи)

Побежали по дорожке серебристых нитей ножки. (Дождик)

В небе появилась.

Как она средь тучек

Серых появилась? (Молния)

Через речку прыг да скок-

Семицветная дуга. (Радуга)

5. Игру «Объясни пословицу»

Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой — телегу.

6. Игру «Поймай и раздели»

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его взрослому, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Сол-ныш-ко — три, тра-ва — два, ра-ду-га — три, реч-ка — два, дож-дик — два.

7. Игру «Подбери рифму»

Взрослый называет слово, ребёнок подбирает рифмующиеся с ним слова.

одуванчик — диванчик — стаканчик.

кочка — бочка — строчка.

8. Игру «Составь предложение из слов»

Ход игры. Взрослый предлагает детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.

Ярко, лето, светить, солнце. —Летом ярко светит солнце.

Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. — На поляне мы нашли душистую землянику.

9. Игру «Исправь ошибки»

ХОД игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.

(голубая) колокольчик — голубой колокольчик

10. Игру «Хлопаем — топаем»

Читайте также:
Дидактическая игра-занятие для развития ориентировки во времени

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку послушать предложения о лете. Если он согласен с выражением, пусть хлопают в ладоши, если нет — топает ногами.

Летом птицы улетают на юг.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь — первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

11. Выучить скороговорку

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Игра «Что сначала, что потом?»

Осень – лето, радуга – дождь, варить уху – ловить рыбу, поливать – цветы – сажать цветы, умываться – просыпаться, сушить купальную одежду – купаться.

12. Упражнение «Составь предложения из слов»

Лето, стоять, теплое. Плыть, по волны, плот. Река, в, дети, купаться.

13. Пересказать текст в правильной последовательности:

Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.

14. Физминутка:

Лето ! Мы идем гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке. (Ходьба на месте.)

На поляне дуб зеленый

Потянулся к небу кроной. (Потягивание – руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро желуди повесил. (Потягивание – руки в стороны.)

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклонимся до носочков.

Раз – цветок, и два – цветок.

А потом сплетем венок. (Наклоны вперед.)

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы. (Шаги на месте.)

Собираем по кустам,

Здесь отличные места. (Повороты влево – вправо.)

Тут в лесу растет черника,

Чтобы ягодку сорвать,

Надо ниже приседать. (Приседания.)

На полянке серый зайчик

Выше всех сегодня скачет.

Вместе с зайчиком скачу,

До небес достать хочу. (Прыжки.)

А теперь пора нам, братцы,

Из лесочка возвращаться.

Хоть дорога нелегка,

Заниматься нам пора. (Шаги на месте.)

15. Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Загадывать детям загадки, дети отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.

— Сейчас мы с вами будем рисовать картину. Отгадайте, какое время года будет на ней изображено?

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться. (лето).

—Правильно на картине будет изображено лето.

А теперь слушай загадки и рисуй отгадки.

1.Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя, . (солнце).

2.Они легкие, как вата,

По небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

3.Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

По полям течет. (река).

4.Он поплачет над садами —

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний. (дождик).

5. Поле летом покраснело.

Яркий, как победный флаг,

Нам головкой машет смело

Бархатистый красный. (мак).

Дети по желанию дорисовывают картину.

16. Текст для пересказа

«Как Вася ловил рыбу»

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

— Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

— Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

— Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего!

Читайте также:
Особенности развития и формирования словаря у детей с нарушениями речи

— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

Статья Методические рекомендации для родителей по лексической теме:”Растения луга и сада” . Автор: Татьяна Александровна Редькина

Автор: Татьяна Александровна Редькина
Представлены методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста в виде игр и упражнений

Автор: Татьяна Александровна Редькина

«Растения луга и сада»

Проведите с ребёнком беседу

в природе поздней весн

появились в мае;

названия первых цветов;

, чем отличаются луговые (полевые) цветы от садовых –

луговые (полевые) цветы

вырастают сами, их человек не

человек ухаживает, сажает,

поливает, рыхлит, выращивает.

на внешний вид растений

напомните, какие условия нуж ны для хорошего роста растений: т епло, свет, вода, воздух, почва.

– Зачем растению стебель, листья, корень, цветы, семена?

– Что нужно для того, чтобы растение росло?

– Для чего садовнику нужны: лопата, грабли, лейка, тяпка, коса, пила.

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож.

Я похожа на звезду –

Названье так и переводится.

Я ближе к осени цвету,

Чтобы попасть в букеты к школьницам.

Пышный куст в саду расцвёл,

Привлекая ос и пчёл

Весь в больших цветах махровых –

Белых, розовых, бордовых.

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету .

Хоть не зверь я и не птица,

Но сумею защититься!

Только тронь мои цветки

Игры и упражнения

«Я знаю пять названий

Предложите ребенку назвать пять названий цветов к обобщающему понятию :

– Я знаю пять названий полевых цветов : ромашка – один; мак – два и т.д.

– Я знаю пять названий садовых цветов : тюльпан – один, нарцис с- два и т.д.

П одбор прилагательных к существительным

мать – и – мачеха (какая?) -……………

Предложите ребенку сосчитать цветы от 1 до 5 ( упр -е на согласование числительных с существительными
Один воздушный одуванчик, 2 . 3 … 5 … ;
Один душистый ландыш, 2 . 3 … 5 … ;
Одна голубая незабудка, 2 . 3 … 5 … ;
Одна желтая мать-и-мачеха, 2 . 3 … 5 … .

Предложите ребенку повторить за вами ряд слов :

Нарцисс – тюльпан – маргаритка – колокольчик ;

одуванчик – ландыш – мать-и-мачеха – одуванчик ;

ландыш – тюльпан – марга ритка – колокольчик

«Составь предложение из слов»

Вырос, поляна, на, одуванчик.

На поляне вырос одуванчик.

Маргаритка, цвести, сад, в.

Л андыш, расти, душистый, лес, в

слоговой анализ слов:

МАК ( в этом слове один сло г)

М – согласный, твердый, звонкий ;

К – согласный, твердый, глухой

ПИ-ОН (в этом слове два слога, второй слог ударный).

Пь — согласный, мягкий, глухой звук;

Н- согласный, твердый, звонкий.

Рассмотри картинки. Дополни предложения предлогами (проследить за точностью употребления предлогов в речи ).

рассказ по схеме об 1-2 цветах

ассказы для чтения

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик. Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик. Танюша пришла домой с золотым венком на голове. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.

Колокольчик
Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек. А выше всех, веселее всех — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.
Ландыши
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство.

Читайте также:
Авторская игра 'Занимательные клеточки'

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились.

2. Объясните, что первые весенние цветы называются первоцветами. Помогите ребенку запомнить слово “первоцветы”.

3. Рассмотрите цветок (любой) и помогите ребенку запомнить его строение: корень, стебель, лист, цветок.

4. Обратите внимание на цвет и запах цветов.

5. Учите ребенка узнавать первоцветы на картинке и в природе.

6. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

    Один одуванчик, 2 . 3 . .
    Один ландыш, 2 . 3 . .
    Одна незабудка, 2 . 3 . .
    Одна мать-и-мачеха, 2 . 3 . .

7. Упражнение “Подбери признак” на согласование прилагательных с существительными.

    Одуванчик (какой?) .
    Незабудки (какие?) .
    Мать-и-мачеха (какая?) .
    Ландыш (какой?) .

8. Упражнение “Один – много” на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

    Одна незабудка – много незабудок.
    Один ландыш – много .
    Один одуванчик – много .
    Одна мать-и-мачеха – много .

9. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

    Наши алые цветы распускают лепестки,
    (Плавно разжать пальцы)
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    (Помахать руками перед собой)
    Наши алые цветки закрывают лепестки,
    (Плавно сжать пальцы)
    Тихо засыпают, головой качают.
    (Плавно опустить их на стол)

10. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое).

Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки,
На зеленых стебельках – Круглые комочки.

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит;
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

1. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились.

2. Уточните, как называются первые весенние цветы.

3. Рассмотрите цветок (любой) и спросите ребенка о строении: корень, стебель, лист, цветок.

4. Учите узнавать первоцветы на картинке и в природе.

5. Упражнение “Чей лист, чей цветок”. В ходе выполнения упражнения желательно использовать для узнавания живые цветы.

6. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

    Один одуванчик, 2 . 3 . .
    Один ландыш, 2 . 3 . .
    Одна незабудка, 2 . 3 . .
    Одна мать-и-мачеха, 2 . 3 . .

6. Упражнение “Подбери признак” на согласование прилагательных с существительными.

    Одуванчик (какой?) .
    Незабудки (какие?) .
    Мать-и-мачеха (какая?) .
    Ландыш (какой?) .

7. Упражнение “Какой запах?” – учимся образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

    Пахнет ландышами – запах (какой?) ландышевый.
    Пахнет одуванчиками – запах (какой?) .
    Пахнет незабудками – запах (какой?) .
    Пахнет мать- мачехой – запах (какой?) .

8. Упражнение “Чем пахнет в воздухе?” на употребление существительных в творительном падеже единственного и множественного числа.

    В воздухе пахнет ландышем, ландышами.
    В воздухе пахнет одуванчиком, одуванчиками.
    И так далее.

9. Упражнение “Один – много” на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

    Одна незабудка – много незабудок.
    Один ландыш – много .
    Один одуванчик – много .
    Одна мать-и-мачеха – много.

10. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Прослушать стихотворение и назвать первоцветы, которые встречаются в стихотворении.

Читайте также:
Логопедическое сопровождение детей первого года жизни в условиях дневного стационара неврологического профиля

Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс.
Хорошо запомни ты, как называются цветы.

11. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать любые первоцветы (можно сделать аппликацию).

Комментарии к статьям
Развитие речи. Май

21.06.2007, 19:27
Irina

Спасибо за идеи .
Я бы была поосторожнее с использованием формулировки “муха-вредное насекомое”.Приносит вред людям,а птицам,жабам -огромная польза! 18.05.2010, 21:27
Татьяна

Спасибо, очень помогли при составлении конспекта начинающему логопеду.Охвачены все лексические темы. Детям очень нравятся занятия, которые проходят в игровой форме.

Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны

Действительно гуманная педагогика – приобщающая детей к процессу созидания самих себя. Ш. Амонашвили

среда, 26 мая 2021 г.

Лексическая тема: Лето. Цветы.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ :

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, мимоза, тюльпан, колокольчик, ландыш, ромашка, клевер, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, медуница, природа, охрана, анютины глазки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.

ГЛАГОЛЫ: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО СЧИТАТЬ:
Один цветок, два цветка,…, пять цветков…
Одна фиалка, две фиалки,…, пять фиалок…

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:.
Подснежник – первый, белый, нежный…
Фиалка – маленькая, фиолетовая, комнатная…
Листья – …
Мимоза – …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Цветы можно – сажать, срывать, поливать…

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ЦВЕТЫ ПО ПЛАНУ:
Название.
Строение.
Где растет.
Способы ухода.
Для чего нужны цветы.

Прочитать или выучить стихотворения:

Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Е. Серова)

Золотые лепестки, Хрупкий стебелек.

Распустился у реки Солнечный цветок.

Только тучка набежала, Сжались лепесточки,

На зеленых стебельках – Круглые комочки. (Н. Нищева)

На ромашку, как на балерину,

Издали любуется лесок.

У неё на лепестки накинут

Паутинки лёгкий волосок.

Ветер листья гонит по дорожке,

Вянут травы —осень настаёт.

Лишь ромашка на упругой ножке

Кружится, танцует и — цветёт (Т. Велозёров)

На солнечной опушке

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет. ( Е. Серова)

Как чиста в колхозе рожь —

Василек едва найдешь.

Всем бы ты, цветок, хорош,

Но зачем ты портишь рожь?

Приходи-ка лучше в сад,

Вот обрадуешь ребят! (Е. Серова )

Д/И «Назови ласково»:

Ромашка – ромашечка, гвоздика – гвоздичка, цветок – цветочек, лист – листочек …

Д/И «Скажи про один – скажи про много»:

Ландыш – ландыши, незабудка – . ромашка – …, василек – …, гвоздика – …, колокольчик – …, одуванчик –…, подснежник – …

Д/И «Подбери признак»:

Одуванчик (какой?) – желтый, крупный, яркий…Цветы мать – и – мачехи (какие?) – мелкие, желтые, …Цветы незабудки (какие?) – голубые, красивые, нежные …
Д/И « Какой, какие?»:

Цветок растет в лесу – лесной, в саду – садовый, в поле – полевой, на лугу – луговой;

Расцветают цветы весной – весенние, летом – летние, осенью – осенние.

Упражнение “Подбери признак” на согласование прилагательных с существительными.

Упражнение “Один – много” на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Одна незабудка – много незабудок.

Один ландыш – много .

Один одуванчик – много .

Читайте также:
Перспективный план работы логопункта МДОУ

Одна мать-и-мачеха – много .

Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы)

Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол)

Только солнышко взойдёт –

Наш цветочек расцветёт.

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка

На два больше лепестка.

( Поочерёдное соединение подушечек пальцев обеих рук (мизинчик с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д. ) на каждый ударный слог. Ладони не касаются друг друга)

Цветы растут везде:

Если они растут в саду, то они называются ….садовые.

Если на лугу – … луговые .

Если в лесу – …лесные.

Если в поле – …полевые.

Если в комнате – …комнатные.

Если в воде – … водяные.

Если в горах – …горные.

Если цветы нужны для лекарства – …лекарственные.

У всех цветов есть:

Корень, стебелёк, листочки, бутон, лепестки.

Почему у всех цветов разные названия:

Подснежник – под снегом растёт;

Незабудки – не забывают их;

Чистотел – чистит тело;

Подорожник – растёт у дороги;

Ноготки – похож на ногти;

Тысячелистник – у этого цветочка тысяча листочков;

Медуница – цветочек несёт мёд;

Мать-и-мачеха – листочки мягкие с одной стороны, как мама,

с другой стороны – жесткий листочек, как мачеха.

Одуванчик – его можно сдуть.

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

О каком же цветочке эта чистоговорка?

Правильно, про одуванчик. Как вы отгадали? – правильно, шарик.

«Во дворе растёт подсолнух»

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

«Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

«Раз — цветок, два — цветок»

Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до носочков.
Раз — цветок, два — цветок.
А потом сплетём венок. (Наклоны вперёд, сначала к правой ноге, потом к левой.)

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

«Наши алые цветки»

Наши алые цветки
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево-вправо.)
Тихо засыпают.

( Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Читайте также:
Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

«Нарисуйте» круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И команды выполняйте.

Дети на выдохе произносят звук «ф-ф…», поднимая вверх руки и мелко перебирая пальчиками, показывая, как летят пушинки одуванчика.

Дети располагаются произвольно (сидят, стоят); руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился). Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся).

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

ХОД игры: Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Мы несли грибы в корзине

И еще цветочек синий.

Этот синенький цветок

Поле, словно в желтых волнах.

Здесь растет цветок. ( подсолнух) .

Он за солнышком головку.

Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Аленки, двух Наташек.

Все веночки из. ( ромашек) .

Вот полянка, вся в цветочках,

Словно в светло-синих точках.

Соберу здесь для Анютки

Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование

относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).

ХОД игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных полевых цветков. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.

Например: колокольчик лежит между ромашкой и одуванчиком.

Или: василёк — справа от колокольчика и слева от незабудки и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

Игра «Цветочная полянка»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям представить, что они очутились на цветочной полянке.

Полянка, на которой растут ромашки (какая?) ромашковая.

Полянка, на которой растут васильки (какая?) .

Полянка, на которой растут колокольчики (какая?) .

Полянка, на которой растут одуванчики (какая?) .

Цели: развивать грамматический строй речи (согласование существительного с числительным), активизировать словарный запас по теме, развивать связную речь.

Ход игры. Воспитатель читает текст, показывая в ходе рассказа картинку с изображением соответствующего цветка, дети дополняют рассказ. Затем воспитатель читает дополненный текст второй раз, а дети пересказывают.

Как-то летом Дашенька пошла гулять с подружками. Девочки набрели на полянку, полную самых разных цветов. Чего здесь только не было: и ромашки, и незабудки, и васильки. Девочки плели из цветов венки, а Даша решила собрать букет для бабушки. Букет получился красивым и пышным. В нём были: три. (василька), пять. (ромашек), четыре. (незабудки), два. (мака) и семь. (колокольчиков).

С. Чешева, И. Михеева

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.

Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название полевого цветка. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Ко-ло-коль-чик—четыре; о-ду-ван-чик—четыре, ро-маш-ка —

три; ва-си-лёк — три.

Текст для пересказа

Весной все рады цветам. За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному. Ребята в лесу собирают цветы. Спешат на первые цветы бабочки, пчёлы и мухи. И рябчик туда же: ива цветёт он на иве, черника и голубика — он к ним. Зацветут незабудки — не забудет и незабудки.

Читайте также:
Новые подходы к обучению чтению детей с нарушением речи

Ребята складывают из цветов букеты; букеты нежны, красивы, пахучи. Бабочки и пчёлы угощаются на цветах. Цветы для них — расписные скатерти-самобранки. Садись и веселись: и мёд, и нектар, и сок.

А рябчик цветы ест! Оказывается, они ещё и вкусны! И очень любит незабудки. Наверное, у них особый, незабываемый вкус.

Все любят цветы. Только каждый по- своему. Н. Сладков

Методические рекомендации для родителей по лексической теме: “Растения луга и сада”
методическая разработка (старшая группа)

В методических рекомендациях представлены игры и упражнения в рамках лексической темы: “Растения луга и сада”.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley_po_leksicheskoy_teme_rasteniya_luga_i_sada.docx 225.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Растения луга и сада»

напомните, какие условия нужны для хорошего роста растений: тепло, свет, вода, воздух, почва.

  • задайте ребёнку следующие вопросы:

– Зачем растению стебель, листья, корень, цветы, семена?

– Что нужно для того, чтобы растение росло?

– Для чего садовнику нужны: лопата, грабли, лейка, тяпка, коса, пила.

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож.

Я похожа на звезду –

Названье так и переводится.

Я ближе к осени цвету,

Чтобы попасть в букеты к школьницам.

Пышный куст в саду расцвёл,

Привлекая ос и пчёл

Весь в больших цветах махровых –

Белых, розовых, бордовых.

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету .

Хоть не зверь я и не птица,

Но сумею защититься!

Только тронь мои цветки

Игры и упражнения

  • «Я знаю пять названий»

Предложите ребенку назвать пять названий цветов к обобщающему понятию :

– Я знаю пять названий полевых цветов : ромашка – один; мак – два и т.д.

– Я знаю пять названий садовых цветов : тюльпан – один, нарцисс- два и т.д.

Подбор прилагательных к существительным

мать – и – мачеха (какая?) -……………

Предложите ребенку сосчитать цветы от 1 до 5 (упр-е на согласование числительных с существительными
Один воздушный одуванчик, 2 . 3 … 5 … ;
Один душистый ландыш, 2 . 3 … 5 … ;
Одна голубая незабудка, 2 . 3 … 5 … ;
Одна желтая мать-и-мачеха, 2 . 3 … 5 … .

  • «Запомни, повтори»

Предложите ребенку повторить за вами ряд слов :

Нарцисс – тюльпан – маргаритка – колокольчик ;

одуванчик – ландыш – мать-и-мачеха – одуванчик ;

ландыш – тюльпан – маргаритка – колокольчик

  • «Составь предложение из слов»

Вырос, поляна, на, одуванчик.

На поляне вырос одуванчик.

Маргаритка, цвести, сад, в.

Ландыш, расти, душистый, лес, в

  • Звуко – слоговой анализ слов:

МАК (в этом слове один слог)

М – согласный, твердый, звонкий;

К – согласный, твердый, глухой

ПИ-ОН (в этом слове два слога, второй слог ударный).

Пь — согласный, мягкий, глухой звук;

Н- согласный, твердый, звонкий.

  • «Путешествие пчелы»

Рассмотри картинки. Дополни предложения предлогами (проследить за точностью употребления предлогов в речи ).

  • Предложите ребенку составить рассказ по схеме об 1-2 цветах

  • Короткие рассказы для чтения
    Одуванчики
    Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик. Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик. Танюша пришла домой с золотым венком на голове. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.

Колокольчик
Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек. А выше всех, веселее всех — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.
Ландыши
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по лексическим темам.

Методические рекомендации для родителейпо лексическим темам. СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ(Составлен по материалам учителя-логопеда Н.В.Соколовой) Блок №1. «Мир растений» Тема «Фрукты»Существ.

Методические рекомендации для родителей по развитию речи с учетом изучаемой лексической темы

Представлены методические рекомендации для родителей по закреплению изученного материала в домашних условиях.

Методические рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда»

Данные рекомендации предназначены для закрепления материала по лексическим темам, отработанным с детьми на занятиях в детском саду и формирования всех грамматических категорий у ребенка до.

Методические рекомендации для родителей по лексической теме ” Перелетные птицы”

Рекомендации для выполнения домашних заданий.

методические рекомендации для родителей по лексической теме “Комнатные растения”

лексико-грамматические упражнения по лексической теме “Комнатные растения”.

Конспект НОД в старшей группе на тему: “Растения леса,луга и сада”

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Растения леса, луга, сада»Цель: познакомить детей с растениями сада, луга и леса.Материалы и оборудование: иллюстрации растений, схема растения, ноу.

Методические рекомендации для родителей детей, посещающих младшую ясельную группу детского сада На тему «Как правильно приучить ребёнка пользоваться ложкой при приеме пищи» Маковская Т.Н.

Учимся правильно приучать ребёнка есть ложкой.

Материал для родителей по лексической теме Лето, луг, цветы

Пальчиковая гимнастика «Лето»
(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!

П.г.”Я рисую лето”

Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)
Солнце,

На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучий. (на столе рисуют пальцем «ручей»)

Лексическая тема
Дидактический материал
лото с загадками
Прописи с летней тематикой
Полезный журнал о природе- наблюдения в природе, конспекты развивающих занятий, задания, литературный материал, лето в природе, музыке и культуре.
Презентации:
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ЛЕТОМ (со звуком). Народные приметы о комарах, рыбе, закате, росе, пчёлах, ягодах, туманах, лягушках, ласточках, стрекозах, пузырях на лужах, одуванчиках и другие.
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЛЕТОМ (со звуком). Природные явления: пение птиц, летнее солнцестояние, созревание ягод, гроза, радуга, слепой дождь, град, роса…

Лексическая тема для подготовки к школе
1. Назовите основные приметы лета. День длинный. Солнце светит ярко. Погода жаркая. Небо высокое, голубое; облака легкие, пушистые. Летние дожди теплые, обильные, бывают грозы.

2. Назовите природные явления, которые встречаются только летом: гроза, радуга, град. Объясните причину этих явлений.

3. Вспомните названия летних месяцев.

4. Расскажите, как изменяется растительный мир летом. Цветут цветы, кустарники, вырастают высокие травы. Колосится рожь, пшеница и др. зерновые культуры. В лесу созревают грибы, ягоды, орехи. В парке рассмотрите и назовите цветы, деревья, травы.

5. Как люди одеваются летом? Расскажите, какой должна быть летняя одежда: легкая, светлая, свободная; из каких материалов ее делают: изо льна, хлопка, шелка… Назовите летнюю одежду: сарафан, юбка, платье, футболка, шорты, бриджи, кепка, панамка, косынка… Расскажите, почему нельзя долго находиться под прямыми лучами солнца, почему надо прикрывать голову.

6. На прогулке в лесу, в парке понаблюдайте за птицами, насекомыми. Рассмотрите и назовите их. Что делают летом птицы, животные, насекомые?

7. Расскажите, как люди проводят время летом: купаются, загорают, играют в волейбол, бадминтон, катаются на велосипедах, самокатах, ходят на прогулки в лес, в парк.

8. Подберите прилагательные

Лето (какое?) – теплое, жаркое, веселое, короткое, прекрасное, долгожданное; цветок (какой?) – красивый, пахучий, нежный, лекарственный, ароматный, луговой; море (какое?), погода (какая?) и т.д.

Из маков – маковый

Из васильков – васильковый

Из одуванчиков – одуванчиковый

Из лютиков – лютиковый

Из ромашек – ромашковый

Из фиалок – фиалковый

Из ландышей – ландышевый

Из черемухи – черемуховый.

10. Подберите родственные слова:

Цветок – цветочек, цветовод, цветник, цветочница, первоцвет, цветочный;

роза – розовый, розарий, розовеет, розочка; море – морской, моряк, приморский, заморский, мореплаватель, морепродукты; отдых – отдыхать, отдыхающий; трава – травка, травинка, травушка, травоядный; солнце – солнечный, солнышко, солнцезащитный.

11. Объясните значение выражения.

«Лето собериха, а зима поедиха.»

«Что летом родится, зимой пригодится»

«Готовь сани летом, а телегу зимой»

«Летний день стоит зимней недели»

прописи для малышей можно использовать для вырезания со старшими детьми
раскраска “Лето” с образцами
Маленькие рисунки на летнюю тематику, которые необходимо дополнить до большой картины
Математические летние игры:

Добавьте подпись

Замечательные игры в папках
Расскажи, сосчитай, напиши- летние карточки

шаблоны
игра с английскими надписями, но уж очень натуралистична!

математическая игра с мороженым- считаем точки от 1 до 10

очень летние карточки

Мандалы, мемори, рабочие листы в моей коллекции на пинтерест



Летние поделки из гербария:


Летние эксперименты для которых нужна жара и солнце, двор и возможность быстро умыться)

Обязательно рисование цветными мыльными пузырями. Краски подливаем побольше.

Делаем цветные мыльные пузыри с использованием пищевых красителей или специальной смываемой с рук и одежды краски- в любом случае, для занятий в компании сначала сделайте тест. Здесь можно посмотреть, как рисунки мыльными пузырями можно дополнить.
Эксперимент с цветным льдом и солью
рисование цветным льдом- описание на английском, но по фото всё понятно.
свеча из растаявших на солнце восковых мелков- вот куда можно пустить обломки!

рисование замороженными мелками: крахмал, смываемая краска, вода

Подвижные игры

безопасные фризби

Летние поделки
моя пополняемая коллекция поделок на тему летнего отдыха, купания, мороженого и т.д.


Ловец солнца из расплавленных бусин
Делаем цветы для украшения газона
радужная подвеска может стать чудесным веером!

Кулинария
Полезное мороженое из фруктов и йогурта.
Ингредиенты:
Банан
Клубника
Киви
Обезжиренный йогурт

Приготовление:
Фрукты режем, кладем в контейнер и заливаем обезжиренным йогуртом. Можно в стаканчики из-под йогурта залить. Ставим в морозилку на 2 -3 часика и вкусное полезное мороженое готово!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: