Материал для обследования лексико-грамматического строя речи у школьников

Обследование грамматического строя речи

Юлия Лопаткина
Обследование грамматического строя речи

ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАПРАВЛЕННОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ.

Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что они не знают, не умеют, но и то, что они знают, умеют, а также то, что лежит в ближайшей зоне их речевого развития.

Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня развития грамматического строя речи, поэтому задания не предусматривают оказания помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

Для обследования грамматического строя речи детей использовались методики,предложенные: Т. Н. Волковской, Т. А. Фотековой.

Обследование грамматического строя речи

1. Обследованиенавыка составления предложения:

Инструкция: я буду называть слова,а ты постарайся составить из них предложение:

• Мальчик, открывать, дверь.

• Девочка, читать, книжка

• Доктор, лечить, дети

• Рисовать, карандаш, девочка

• В, сад, расти, вишня

• Сидеть, синичка, на, ветке

• Груша, бабушка, внучка давать

• Витя, косить, трава, кролики, для

• Миша, дать, собака, большая, кость

• Петя, купить, шар, красный, мама

Оценка: 3 балла – предложение составлено верно; 2 балла – нарушен порядок слов; 1 балл – наблюдаются попуски, привнесения или внесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.

Инструкция: вставь,пропущенное предлоги в предложение:

• Лена наливает чай… чашки

• Лодка плывет… озеру

• Чайка летит … водой

• Деревья шумят… ветра

• Последние листья падают… березы

• Щенок спрятался… крыльцом

• Пес сидит… конуре

В связи с трудностью этого задания целесообразно использовать 2 вида помощи: 1 – стимулирующий (наверное, подумай еще) и 2 – в виде вопроса к полученному предлогу (распустились на чем)

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – правельный ответ после стимулирующей помощи; 1балл – правильный ответ после второго вида помощи.

Инструкция: исправь ошибку

• Собака вышла в будку.

• По морю плывут корабли.

• Дом нарисован мальчик.

• Девочка гладит утюгом

• Мальчик умывается лицо

• Собака вышла в будку

• Березки склонились от ветра

• Солнце освещается землей

• У Нины большая яблоко

• Хорошо спится медведь под снегом

• Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 3 балла – выявление и исправление ошибки; 2 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов); 1 балл – шибка выявлена, но не исправлена.

2. Обследованиепадежных форм существительных:

Инструкция:посмотри на картинку и ответь:

• Без чего машина?

• Кому дает корм девочка?

• Чем девочка ест суп?

• Кого нарисовал мальчик?

• О ком телевизионная передача «В мире животных»?

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

3. Образование множественного числа существительных

Инструкция: на этой картинке нарисовано ведро, а на этой?

Ведро – … шишка – … птица – … нож – …

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

4. Обследованиеобразования формы родительного падежа существительных во множественном числе:

Инструкция: посмотри, на этой картинке нарисованы деревья, а на этой нет чего?

Деревья – … окна – … карандаши – … колеса – … вишни – … груши – …

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

5. Согласование прилагательных с существительными разного рода

Инструкция: ответь на вопрос, что на картинке синее, что здесь синяя, что здесь синий?

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Инструкция: я буду называть большой предмет, а ты называй маленький предмет ласково.

Шапка – … кукла – … платье – … сапог – … жук – … корабль – …

7. Образование названий детенышей животных

Инструкция: у лисы лисенок, а как называется детеныш кошки?

Кошка – … корова – … белка – … волк – … коза – … овца – …

8. Образование прилагательных от существительных

Инструкция: ручка из пластмассы, какая ручка?

Матрешка – … стакан – … портфель – … свитер – … конверт – … кольцо – …

9. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: скажи чей на картинки хвост

Лисий, собачий, львиный, павлиный.

Читайте также:
Конспект открытого занятия по автоматизации звука (р) в словах и чистоговорках

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

Таким образом каждый ребенок мог получить максимальное количество 33 балла. Нами были выделены следующие уровни развития сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР IIIуровня: высокий уровень 23-33 балла, средний уровень 12-22 баллов, низкий уровень 0-11 баллов.

Прикреплённые файлы:
kursovaja-rabota-lopatkina_mu045.ppt | 139,5 Кб

Цикл НОД по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста (Можно использовать как материал к мониторингу) 1. Тема «Лунтик и его друзья» Приоритетная задача НОД: согласование имен существительных.

Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи (Средняя – подготовительная группы) Игрушки Образование прилагательных.

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями,.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес» Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных. Учить составлять по образцу сложносочиненные предложения с.

Консультация логопеда для воспитателей ДОУ «Методы и приемы формирования грамматического строя речи дошкольников» Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Задачи по формированию грамматической.

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: – упражнять детей в подборе действий к предметам, – развивать логическое.

Открытый просмотр НОД по теме «Дидактические игры и приемы в построении грамматического строя речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым» Открытый просмотр.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Выявление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция

Методика обследования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обучаемости будет строиться по-разному, Грибова О.Е. при обследовании лексико-грамматического строя речи предлагает следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

2. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

3. Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования.

4. От продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь. Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ.

5. От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

Изучение речевого развития можно проводить не только методом индивидуального обследования с использованием наглядного материала, но и в процессе наблюдения (пассивного и активного словаря) за свободным общением детей в играх, на прогулках, на занятиях с воспитателем.

В результате можно выявить уровень речевой коммуникации детей, отмечая следующие особенности:

– навыки речевого общения (легко ли ребенок вступает в контакт, как входит в контакт с детьми младшего возраста, со сверстниками, со взрослыми, умеет ли поддержать разговор, говорит много или молчит);

– умение пользования правилами речевого этикета (культура общения):

а) здоровается ли и прощается без напоминания;

б) благодарит ли за помощь взрослых и детей;

в) использует ли различную громкость голоса в зависимости от ситуации;

г) умеет ли пойти на компромисс, договориться в конфликтной ситуации;

д) доброжелателен ли в общении;

е) умеет ли свободно, не стесняясь, отвечать незнакомым людям, а также педагогу на занятиях. [20]

Обследование речи детей рекомендуется проводить с помощью наглядного материала.

Читайте также:
Основы актерского мастерства для старших дошкольников

Методика обследования лексики.

При обследовании словарного запаса (активного и пассивного) используются следующие приемы:

1) ребенку предлагают назвать картинки с изображением:

– предметов и их частей (часы – циферблат, стрелки, цифры; дерево – ствол, ветки, корни);

– профессий и атрибутов к ним (маляр – кисти, краски; фотограф – фотоаппарат;)

– животных, птиц и их детенышей (собака – щенок; корова – теленок);

– существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия;

– действия, обозначающие голосовые реакции животных (каркает, чирикает, лает, мычит);

– чувства, эмоции (плачет, смеется, грустит), различные явления природы;

– действия, связанные с профессиональной деятельностью (слушает легкие, выписывает лекарство, делает уколы, проверяет горло и т.д.), с животным и растительным миром (порхает, летает, плавает, ползает и т.д.);

– семантически близкие действия (моется – купается, спит – лежит, вяжет – шьет и т.д.);

– признаки предметов, обозначающих величину, цвет, форму, температуру, вес, сезонность;

– признаки, указывающие на продукты питания, на материал, из которого сделаны предметы;

– признаки обобщающего характера;

3) добавить в предложение недостающие слова, необходимые по смыслу (платье очень длинное – мама платье подшивает; пуговица оторвалась – мама пуговицу пришивает…);

4) подобрать антонимы (вечер – утро, день – ночь, шум – тишина и т.д.);

5) подобрать синонимы (мальчик храбрый, смелый, река – бежит, течет, шумит);

6) образовать сложные слова (лесоруб, зубочистка, овощерезка);

7) подобрать однородные члены предложения к словам – раздражителям (снег – идет, падает, сверкает, тает, блестит; мяч – резиновый, круглый, новый, большой, футбольный; летает – бабочка, шмель, муха, жук, самолет, шар);

8) объяснить значение слов (холодильник, конура, берлога, кастрюля и пр.);

9) объяснить переносное значение слов (золотые руки, золотое сердце).

Особое внимание при исследовании словаря обращается на умение образовывать новые слова, используя суффиксально-префиксальные способы. Для определения степени сформированности навыков словообразования подбираются задания на образование:

– уменьшительных существительных мужского рода (ремешок, коврик, дубок), женского рода (лопатка, лужица), среднего рода (окошко, окошечко, пальтишко, платьице);

– существительных с суффиксами деятеля: – ник, – щик, – тель, – ист (дворник, учитель, строитель, пианист, футболист);

– приставочных глаголов со значением законченности, направленности, удаленности, продолжительности действия (перепрыгнул, обогнул, отбежал; лил – вылил – полил – налил – подлил – слил);

– прилагательных: притяжательных с суффиксами «j» (лисья, волчья), «-ин» (мамин, Вовин); с суффиксами, выражающими характерологическую отнесенность: чив-, лив – (молчаливый, улыбчивый, хвастливый).

При этом детям предлагалось объяснить значение вновь образованных слов, опираясь на имеющиеся навыки морфологического анализа.

В процессе обследования используют интересные для ребенка фрагменты игр. Ситуации создаются таким образом, чтобы повысить речевую активность ребенка, снять его стеснительность, вызвать желание лучше ответить. Логопед комментирует ситуацию, подсказывает детям реакцию на происходящее (удивился, обрадовался), предлагает различные манипуляции с предметами.

Методика обследования грамматического строя языка.

Для обследования этого компонента языка ставится цель выяснить:

– как ребенок понимает и употребляет в речи предлоги: в, на, из, под, из-под, из-за, между, около, над;

– как употребляет существительные родительного падежа множественного числа (петель, яблок, блюдец);

– как образовывает сравнительную степень прилагательных:

а) простым (синтетическим) способом при помощи суффиксов (ее – ей), особенно с чередованием согласных (высокий – выше, дорогой – дороже, простой – проще, сухой – суше);

б) супплетивным способом (лучше, хуже);

– как согласовывает в роде, числе, падеже прилагательные с существительными;

– как образует множественное число существительных с непродуктивными окончаниями (листья, жеребята);

– как пользуется глагольными формами:

а) разноспрягаемыми глаголами (бежать, хотеть);

б) спрягаемыми глаголами с особыми окончаниями в личных формах (есть, ешь, дать, дашь);

в) настоящего, прошедшего времени, повелительного наклонения с чередующимися звуками (ездить, жечь, стричь);

– как образовывает причастия (читать – читающий);

– какие виды предложений употребляет в самостоятельной речи;

– может ли восстановить нарушенный порядок слов в предложении;

– может ли из слов, данных в произвольном порядке и в исходной форме, составить предложения, согласуя правильно слова и их порядок в предложении.

При обследовании используют следующие задания:

– добавление в предложения слов, употребляемых в нужной грамматической форме;

– составление предложений по вопросам; составление предложений по демонстрации действий;

– составление предложений по картине, по серии картин;

– составление предложений по опорным словам;

– составление предложений по слову в заданной падежной форме. [13]

Читайте также:
Семинар для учителей начальных классов по коррекции дисграфии

Технология обследования лексико-грамматического строя речи предложенная О.Е. Грибовой.

Обследование речи дошкольников.

В соответствии со сформулированными принципами, обследование начинается с изучения активного словарного запаса.

Учитывая нормативные особенности лексикона, а также трудности установления вербального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, наличие у ряда детей стойкого речевого негативизма, необходимо проводить обследование с использованием реальных объектов, их игрушечных аналогов и ограниченного количества реалистичных трехмерных изображений ряда предмета. При этом обследование проводиться в ходе манипулирования с предметами или в процессе организации простейших игр с минимальным ограничением свободы передвижения ребенка. Поэтому «пространство» обследования может перемещаться на пол, к шкафу с игрушками, а возможно, распространяться на всю площадь кабинета. При работе с детьми 3-3,5 лет наряду с игрушками можно использовать красочные иллюстрации к хорошо знакомым сказкам с простым сюжетом «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.

Детям среднего и старшего дошкольного возраста стоит предложить работать с предметами и сюжетными картинками, которые могут быть отобраны из любого набора дидактических пособий. Однако предпочтение необходимо отдавать картинкам, изображение на которых может быть интерпретировано однозначно. Ребенку предлагается выполнить задания, предъявленные в игровой форме, типа «Догадайтесь, что художник забыл нарисовать на картинки», «Дополни…», «Исправь…», «Сравни два предмета» и др.

Для детей старше 5,5 лет в обследование вводятся обобщающие понятия. Однако логопед должен четко и осознанно различать бытовые и научные обобщающие понятия. Кроме этого, для детей различного возраста и условий воспитания важно по-разному рассматривать наличие в активном или пассивном лексиконе ребенка тех понятий, которые формируются в процессе жизни (еда, одежда, игрушки), и тех которые формируются в процессе обучения (домашние и дикие животные, фрукты, овощи, мебель, транспорт и др.).

Исследование состояния пассивного словаря, т.е. выяснение того насколько ребенок понимает лексику, которой не владеет.

Ряд слов может быть использован в речи ребенка правильно, однако при восприятии вызвать у ребенка трудности, особенно если есть проблемы с фонематическим восприятием. В этом случае предъявляются слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по количеству звуков, их последовательности, (пояс – поезд, марки – рамки, ворона – ворота). Такой тест может проводиться с опорой на картинки, так и в устном плане. Затруднения в дифференциации слов, близких по звуковому составу могут быть обусловлены недостаточностью фонематического восприятия. Это требует углубленного исследования в данном направлении.

Логопед должен обратить внимание на соотнесение объема словаря существительных, глаголов и прилагательных. А также зафиксировать в протоколе обследования ошибки ребенка в использовании лексических средств.

Процедура обследования словарного запаса утомительна для ребенка, так как требует от него интенсивного припоминания, длительного сосредоточения, поэтому рекомендуется совмещать вербальные задания небольшими двигательными паузами, выполнением игровых действий с объектам и другими видами занятий, позволяющих ребенку отдохнуть.

Грамматический строй речи.

Обследование начинается с уровня сформированности синтаксических навыков ребенка.

Если у ребенка имеются начатки фразовой речи, то исследование грамматических структур проводится в процессе манипуляции с игрушками. Выясняется, владеет ли ребенок фразой, какова протяженность этой фразы и её структура. Кроме этого, проверяется, понимает ли ребенок простейшие инструкции. При этом жестко исключаются подсказывающие жесты, интонация, указывающий взгляд.

Если у ребенка сформирована фразовая речь, то можно начать исследование со сложных предложений, доступных для детей по структуре, постепенно переходя к более простым, пока не определиться тот уровень, которым ребенок владеет уверено.

Задания могут даваться самые разнообразные: «Расскажи, что ты видишь…», «Составь предложение со словами…», «Отвечай полным ответом на мои вопросы» и т.д.

Исследование пассивной грамматики, используются картинки. Это серии картинок, на которых изображены разные предметы, имеющие одинаковый цвет или объект, выполняющие одно и то же действие. Например: синий карандаш, синее ведро, синяя книга, синие кубики. Одеяло упало на пол, вилка упала, ложка упала, листья упали.

Обследование активной грамматики, проводится на материале пространственных предлогов, условно выделенных в несколько групп, в соответствии с последовательностью их становления в онтогенезе:

· к, от, из-за, из-под;

· за, перед, между, через, около.

Очень важно отметить, что в ряде случаев один и тот же предлог, в зависимости от его значения, может быть использован с различными падежными окончаниями. Например, предлог «в» в значении местоположения объекта сочетается с предложным падежом имени существительного (в столе, в коробке), а в значении направления движения – с винительным (в стол, в коробку).

Поэтому в процессе обследования детям задаются вопросы: «Где лежит?», «Куда положили?», «Откуда взяли?» и т.д. при этом обращается внимание не только на адекватное употребление предлогов, но и на правильное использование падежных окончаний.

Читайте также:
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Обследования словоизменения и словообразования детям можно предложить изменение и образование слов по аналогии или образцам. Длительность процедуры обучения грамматическим действиям по аналогии является достаточно достоверным показателем сформированности языковой способности и сохранности основных механизмов, обеспечивающих грамматическое оформление языковых единиц, следовательно, отсутствие (наличие) патологии грамматического строя речи.

При грубом недоразвитии речи у ребенка в активной грамматике резко ограничен набор грамматических средств, поэтому при обследовании этих детей рационально использовать специальный дидактический материал, рассчитанный на проверку понимания наиболее простых грамматических категорий: числа, рода, времени, некоторых падежных форм и конструкций. Используются инструкции типа «Покажи, где (а какой картинке) карандаш, а где карандаши…», «Дай кубик. Дай кубики…» и т.д.

В ходе обследования лексико-грамматической стороны речи следует вести протокол обследования, куда заносятся данные о предъявленном материале, о том, с каким материалом ребенок справляется успешно, и фиксируются ошибки ребенка. [5]

Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи

Логопедический альбом

для обследования лексико-грамматического строя

и связной речи

Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи:Наглядно-методическое пособие. – СПб. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 20с, ил.

Альбом предназначен для обследования состояния лексики, грамматического строя и монологической речи ребенка. Пособие может быть использовано при обследовании детей с любыми расстройствами речи.

Подписано в печать 25.04.2006.

Формат 60×90 1/8. Печать офсетная. Гарнитура №У1опС.

Усл. печ. л. 7,0. Заказ № 000.

Санкт-Петербург, а/я 45.

Тел.: (8; , ^жскЫуо-ргевх. ги

ИД Карапуз, Тел.: (4, , у^ду. кагариг. сот

Е-таП:5гега@сп1.ш, у^ж15-5Гега. ги

©Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Наглядный материал для обследования состояния лексики ребенка включает:

Набор предметных картинок для проверки понимания и употребления слов (номинативного лексического значения):

• существительные по темам: игрушки, канцелярские принадлежности, одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, транспорт, животные, бытовая техника, спортивные принадлежности (рис. 1 — 12);

• глаголы действия, движения, состояния (рис. 13—16);

• прилагательные качественные, относительные, притяжательные (рис. 17—19);

• числительные простые количественные и порядковые (рис. 20);

• предлоги (рис. 21—22).

Картинки для выявления состояния обобщающей функции слов — сигнификативного лексического значения (рис. 23—26).

Картинки для выявления состояния структурного аспекта лексических значений слов:

• лексические парадигмы: антонимия (рис. 27—28), синонимия (рис. 29—30),

• часть — целое (рис. 31—32);

• лексические синтагмы: предмет — качество (рис. 17—19),

• предмет — действие (рис. 13—16).

Картинки для выявления эмотивного (прагматического) аспекта лексических значений слов(рис. 33—34).

Для исследования состояния грамматического строя речи предлагается следующее.

Набор картинок для выявления способности словоизменения:

• осознание рода существительных путем подстановки местоимений «мой, моя, мое» (рис. 35);

• изменение существительных по числам (рис. 36);

• изменение прилагательных в роде и числе (рис. 37);

• изменение глаголов по числам (рис. 38);

• изменение существительных по падежам (рис. 39—40);

• согласование существительных с числительными (рис. 41);

• изменение прилагательных по падежам (рис. 39—40).

К словам «лестница» и «дом» добавляются прилагательные «большая» и «большой».

Набор картинок для выявления способности словообразования:

• суффиксальным способом (рис. 42);

• префиксальным способом (рис. 43—44).

Для исследования состояния связной речи представлены:

• серия сюжетных картин для составления рассказа (рис. 45—46);

• картинка «Котенок» для составления описательного рассказа (рис. 47);

• картинка «На прогулке» для составления сюжетного рассказа (рис. 48).

В пособии представлены рисунки:

Рис. 1. Барабан. Кукла. Машинка. Паровозик. Пирамида. Кубики.

Рис.2. Скрепки. Тетрадь. Ручка. Линейка. Карандаш. Ножницы.

Рис. 3. Рубашка. Брюки. Юбка. Майка. Носки. Куртка.

Рис. 4. Ботинки. Сапоги. Туфли. Тапки. Кроссовки. Босоножки.

Рис. 5. Кровать. Стол. Шкаф. Кресло. Диван. Трюмо.

Рис. 6. Кастрюля. Чашка с блюдцем. Чайник. Сковорода. Тарелка. Стакан.

Рис. 7. Огурец. Помидор. Капуста. Свекла. Лук. Баклажан.

Рис. 8. Груша. Банан. Яблоко. Виноград. Апельсин. Ананас.

Рис. 9. Автобус. Самолет. Корабль. Грузовик. Вертолет. Электричка.

Рис. 10. Корова. Тигр. Собака. Медведь. Черепаха. Попугай.

Рис. 11. Телевизор. Пылесос. Компьютер. Стиральная машина. Плита. Батарея.

Рис.12. Лыжи. Санки. Самокат. Велосипед. Ракетка. Роликовые коньки.

Рис. 13. Идет. Плывет. Летит. Ползет. Бежит. Прыгает.

Рис. 14. Спит. Сидит. Загорает. Сердится. Плачет. Смеется.

Рис. 15. Читает. Пишет. Умывается. Моет. Пьет. Гладит.

Рис. 16. Поет. Лечит. Рисует. Варит. Продает. Строит.

Рис. 17. Высокий. Низкий. Красный. Синий. Тяжелая. Легкий.

Рис. 18. Апельсиновый. Клубничное. Бумажный. Пластилиновый. Деревянный. Стеклянный.

Рис. 19. Бабушкина. Тетина. Медвежьи. Птичий.

Рис. 20. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Первый, второй, третий, четвертый, пятый.

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи

Первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

Рис. 21. В клетке. На клетке. Над клеткой. Под клеткой. Перед клеткой. За клеткой. Рис. 22. В клетку. Из клетки. Из-за клетки. По клетке. От клетки. К клетке.

Рис. 23. Собаки.

Рис. 24. Столы.

Рис. 25. Куклы.

Рис.26. Машины.

Рис. 27. Жарко — холодно. Входит — выходит. Большой – маленький.

Рис. 28. Грустно — весело. Чистое — грязное. Горячо — холодно.

Рис. 29. Бежит. Мчится. Скачет. Едет.

Рис.30. Красивый. Нарядная. Праздничный. Украшенная.

Рис. 31. Рукав — платье. Пуговица — пальто. Руль — автомобиль. Лист – дерево. Рис. 32. Страница – книга. Окно — дом. Касса — магазин. Плита — кухня.

Рис.33. Котенок. Ребенок. Конфеты. Солнышко.

Рис.34. Злой. Плачущий. Горькое. Плохая.

Рис.35. Моя. Мой. Мое. Мои.

Рис. 36. Стол – столы. Стул – стулья. Книга – книги.

Рис.37. Красная. Красное. Красный. Красные.

Рис. 38. Идет. Идут. Сидит. Сидят.

Рис. 39. Это лестница. Прыгает с лестницы. Подошел к лестнице. Взял лестницу.

Пошел с лестницей. Стоит на лестнице.

Рис. 40. Это дом. Выходит из дома. Подходит к дому. Заходит в дом.

Прячется за домом. Сидит в доме.

Рис. 41. Один гриб. Три гриба. Одна ложка. Две ложки. Три кота. Пять котов.

Рис. 42. Дом – домик. Кукла – куколка. Книга – книжечка.

Рис.43. Подошел. Перешел.

Рис.44. Вошел. Вышел.

Рис. 45. Дети нашли на улице щенка. Они взяли его домой.

Рис.46. Дети воспитывали щенка. Выросшая собака защищает детей.

Рис. 47. Котенок.

Рис. 48. Дети на прогулке: мальчики играют в мяч, девочки прыгают через скакалку, малыши играют в песочнице, дети играют с котенком.

Методика обследования лексико-грамматического строя

Краткая аннотация.Методика обследования лексико-грамматического строя речи используется в лексико-грамматическом оформлении текстов в устной или письменной форме. Методика обследования лексико-грамматической стороны речи описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей.

Цель:выявить уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи (употребление и понимание).

Материал:сюжетные картинки, пары картинок, вербальный материал.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Для правильной оценки отклонений речевого развития ребенка и определения наиболее рациональных и дифференцированных путей его коррекции необходимо определить уровень сформированности лексических и грамматических средств. С этой целью учитель-логопед проводит специальное обследование.

Наблюдения за речью детей в процессе беседы и выполнения различного рода заданий позволяют в той или иной мере судить о состоянии лексических и грамматических средств языка, которые ребенок использует в общении. Так, например, если в ходе предварительной беседы ребенок неточно употребляет широко распространенные слова, заменяя одно слово другим, и к тому же неправильно оформляет высказывания грамматически, становится очевидной необходимость специального обследования.

При анализе структуры речевого дефекта существенным явля­ется определение уровня владения ребенком различными грамма­тическими формами и структурами.

Обследование грамматического строя проводится по трем на­правлениям: синтаксис, словообразование и словоизменение. В процессе обследованияподросткам сначала предлагаются задания, на­правленные на изучение состояния грамматического строя актив­ной речи, а при отсутствии тех или иных грамматических еди­ниц в самостоятельной речи — задания на их понимание. В процессе обследования материал структурируют не только по его относительной сложности, но и в соответствии с грамматической моделью. Использование однотипного грамматического материа­ла позволяет специалисту выявить обучаемость ребенка языковым явлениям, т.е. наличие у него так называемого «чувства языка», что служит дополнительным параметром при функциональной ди­агностике пограничных нарушений.

¾ Составление предложений различных типов;

¾ Использование различных видов связи в словосочетаниях;

¾ Образование различных форм слова (словоизменения);

¾ Использование различных способов словообразования.

Обследование словарного запаса проводится на несколько ином уровне, чем у младших школьников, хотя общее количество обследуемых словарных единиц примерно такое же – около сотни. Естественно, что сложность предъявляемого материала и дидактические приемы будут зависеть от возраста школьника и степени речевого недоразвития. Поэтому в тяжелых случаях мы можем использовать предметные и сюжетные картинки, с опорой на которые школьники должны ответить на вопросы: Что это? Кто это? Что делает? Какой? Где? И др.

У школьников с менее выраженной патологией речи с учетом их более широкого жизненного опыта, возросшим уровнем обобщения, расширившимися представлениями об окружающем мире, можно использовать одну предметную картинку для организации ситуативного поля. С помощью вопросов логопед может исследовать состояние часто и редко употребительной лексики в активном словарном запасе ребенка. Например, демонстрируя картинку «самолет», педагог задает следующие вопросы: Что это? Назови части самолета? Зачем нужны самолеты? Какие бывают самолеты? Кто управляет самолетом? Какие еще профессии в авиации ты знаешь? и др. Естественно, что отбор ситуаций должен коррелировать с представлениями ребенка и его жизненным опытом.

Читайте также:
Речевое развитие первоклассника

Наличие речевой патологии характеризуется наличием своеобразия формирования семантических представлений, лежащих в основе словарных единиц. Поэтому при обследовании школьников в первую очередь обращается внимание на использование лексики в адекватном значении, на тот смысл, который вкладывает ребенок в то или иное слово, на способы актуализации лексики.

При обследовании активного словарного запаса школьников предъявляют те задания, которые помогают раскрыть качественные особенности лексикона ребенка. С этой целью исследуются обобщающая функция речи, на примере обобщающих понятий, переносного значения слова, многозначности. Детям предъявляются различного рода задания по подбору пары, составлению словосочетаний и предложений с определенными словами, продолжение ряда слов по признаку включения их в одно видовое понятие, подбор антонимов и синонимов, исключение лишнего слова и проч. Специфичность выполнения данных заданий, а именно, использование слова в расширенном значении или в суженном, ситуативно связанном значении, актуализация слов и их смешение по звуковому сходству, как правило, свидетельствует о несформированности лексической системы в языковом сознании ребенка.

Оцениваются следующие показатели:

· грамматическое оформление высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования);

· уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи (употребление и понимание);

· степень обучаемости грамматическому оформле­нию языковых и речевых единиц;

· характер грамматических ошибок;

· словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики);

· соотношение лексики, относящееся к различным морфологическим категориям;

· характер парадигматических и синтагматических связей;

· способы актуализации лексики.

· звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцентный контур слова);

Материал для обследования лексико-грамматического строя речи у школьников

Пономарева Л.А., tc ” Пономарева Л.А.,” учитель-логопед ДОУ № 103, г. Челябинск
Автор статьи обобщил методики обследования речи детей, предложенные Р.Е. Левиной, Т.П. Бессоновой и Т.Б. Филичевой, и представляет материал, который касается лексико-грамматической стороны речи.
При поступлении в школу проводится индивидуальное обследование детей в присутствии родителей. На каждого ребенка тратится от 20 до 40 мин, в зависимости от его умственного развития и состояния речи. Родители заполняют анкету (см. приложение).
Диагностический материал для обследования лексики и грамматики многофункционален. Именно это позволяет за короткое время выявить у ребенка речевые проблемы.
Обследование начинается с беседы. Она позволяет судить о нарушениях произношения, умении строить предложения и о словарном запасе ребенка. Логопед предлагает определенные вопросы.
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Назови свой адрес.
С кем живешь?
Кто из твоих братьев (сестер) старше (младше) тебя? И т.д.
Есть ли в твоем доме животные? Опиши их.
Какая у тебя любимая игрушка?
Для выявления интеллектуальных возможностей и уровня вербально-логического мышления ребенка просят найти лишний предмет и разложить серию сюжетных картинок, по которым нужно составить предложения и рассказ и сделать определенные выводы, отвечая на вопросы логопеда. Необходимо также сосчитать количество слов в предложении. Серии картинок, сюжетные картинки, работа с деформированными предложениями и опорными словами позволяют определить умение грамотно составлять предложения.
Наборы картинок по темам и устный опрос помогают выяснить знания обобщающих и других понятий. Логопед предлагает ребенку различные задания и вопросы.
Назови одним словом – стол, стул, шкаф, диван.
Что такое транспорт?
Назови животных, их детенышей (в единственном и множественном числе).
Назови жилища животных. У собаки – конура. Чья конура? Собачья. (Проверка образования притяжательных прилагательных.)
Назови времена года, дни недели. Что такое сутки?
Расскажи, что ты видишь на картинке? (Предлагаются нечасто встречающиеся предметы – пальма, компас, глобус, страус и т.п.)
С помощью картинок, на которых изображены действия предметов, выясняется знание глаголов и предлогов.
Человек идет к дому, от дома, вокруг дома, через порог, по ступенькам и т.д. Идет, подходит, переходит, выходит, заходит, уходит и др.
Правильное употребление предлогов можно зафиксировать с помощью специальных картинок.
Собака (кошка) сидит на коробке, под коробкой, за коробкой.
Собака (кошка) выглядывает из коробки, из-под коробки, из-за коробки.
Специальные игры помогают определить знание синонимов и антонимов.
Назови слово, близкое по значению. (Дом – жилье, горе – беда, радость – счастье.)
Назови слово, противоположное по значению. (Высоко – низко, большой – маленький, день – ночь.)
Большое значение имеет материал, дающий возможность определить, умеет ли ребенок изменять слова и образовывать новые.
Стакан из стекла – какой стакан? (Стеклянный.)
Рыба, ловить – назови одним словом этого человека. (Рыболов.)
Дом – назови ласково. (Домик.) А теперь назови во множественном числе. (Дома.)
Это что? (Дом.) Спрятали – нет чего? (Дома.) И т.д.
Выясняется понимание первичности событий и инверсионных конструкций.
Многофункциональной в диагностике является картинка «Девочка на лыжах». С ее помощью можно определить, умеет ли ребенок образовывать и изменять слова, какие части речи использует в активном словаре.
1. Подсчет слов в предложениях.
Девочка спускается с горы. Девочка катается на лыжах.
2. Подбор родственных слов.
Лыжи, лыжница, лыжник, лыжный, лыжня, лыжа; снег, снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снежный, снегопад, снежки.
3. Словообразование.
Прилагательные
Костюм из шерсти – шерстяной.
Лыжи из пластика – пластиковые.
Гора из снега – снежная.
Девочка какая? – Смелая, быстрая, маленькая, красивая, бесстрашная, спортивная.
Косички чьи? (Притяжательные прилагательные.) – Девичьи.
Глаголы
Девочка что делает? – Едет, бежит, мчится, спускается, падает.
Наречия
Едет как? – Быстро, весело, умело, радостно.
Уменьшительно-
ласкательная форма
существительных
Снег – снежок, костюм – костюмчик, гора – горка.
4. Словоизменение.
Это кто? – Девочка.
Не стало кого? (Картинка закрывается.) – Девочки.
Собака бежит к кому? – К девочке.
Видим на картинке кого? – Девочку.
Играет собака с кем? – С девочкой.
Мы сейчас говорим о ком? –
О девочке.
Приложение
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка ___________________________
2. Дата рождения _________ ___________________________
3. Школа, класс ___________ ___________________________
4. Домашний адрес, телефон ___________________________
5. ФИО матери ____________
Образование _____________
Место работы, телефон _____ ___________________________
6. ФИО отца _____________
Образование _____________
Место работы, телефон _____ ___________________________
Анамнез
I. Дородовой период
1. Протекание беременности (токсикоз, ушибы, заболевания, отечность) __________________
2. Протекание родов (преждевременные, после срока, быст-
рые, затяжные, стимулированные, как шел ребенок) ________ ___________________________
3. Какая по счету беременность ______________________
II. Послеродовой период
1. Состояние ребенка сразу после родов (сразу ли закричал, асфиксия) __________________
2. Когда приложили к груди ___________________________
3. Как вскармливался ______ ___________________________
III. Раннее психомоторное
развитие
1. Когда появились первые зубы _______________________
2. Когда начал:
держать голову ___________
сидеть _____________
стоять _____________
3. До какого возраста сосал соску _____________
4. Перенесенные заболевания (желудочно-кишечные инфек ции, заболевания ЦНС, пневмония, операции, травмы):
до года __________________
после года _______________
5. У каких врачей наблюдается теперь _________________
IV. Речевое развитие
1. Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, лица с дефектом речи, двуязычие) ______
2. Когда появились:
гуление _________________
лепет ___________________
первые слова _____________
первые фразы ____________
3. Когда стал использовать речь как средство общения ___________________________
4. Какие звуки и до какого возраста:
не произносил ____________
заменял _________________
искажал _________________
5. Переставлял ли звуки, слоги в словах _________________
до какого возраста _________
6. Замечал ли свои ошибки ___________________________
ошибки других ___________
7. Занимался ли с логопедом ___________________________
как регулярно, результаты ___________________________
8. С какого возраста посещал детский сад и какой __________
9. Научились ли читать до школы и как (по буквам, по слогам, словами, бегло) __________
10. Как пишет (зеркально, левой, правой рукой) _________
11. Состояние зрения, слуха ___________________________
12. Общее состояние здоровья (соматически ослабленный, хронические заболевания) ________
Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий.
Дата заполнения «___» ____ 200__г.
Подпись родителей ________
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Методы обследования речи детей / Под общ. ред. И.Т. Власенко и
Г.В. Чиркиной; Сост. Т.П. Бессонова. М., 1992.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

Читайте также:
Звуковые зрительные символы в работе с детьми 4-5 лет, имеющих различные нарушения речи

Методика выявления уровня развития грамматического строя речи Волкова Г.А.

Методика выявления уровня развития грамматического строя речи

Методика включает следующие задания:

I. Исследование функции словоизменения.

1. Изменение имён существительных по падежам.

Посмотри: «У меня есть кукла.

У меня нет чего? (куклы)

Я пою песенку, кому? (кукле)

Я купаю кого? (куклу)

Я люблю играть с кем? (куклой)

Я мечтаю о чем? (о кукле)

2. Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное.

Материал: предметные картинки. У взрослого с изображением одного предмета, у ребёнка с изображением нескольких предметов.

Инструкция: посмотри и скажи, что это? (показываем на картинку где один предмет).

А это что? (показываем на картинку где несколько предметов).

3. Образование имён существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Материал: предметные картинки.

Инструкция: Показать ребёнку картинки, дать рассмотреть и спросить: Что это? Затем закрыть ту картинку, на которой изображён один предмет, и спросить: Чего нет?: затем закрыть два одинаковых предмета и задать вопрос: Чего нет?

Дом – дома – домов

Дерево – дерева – деревьев

Окно – окна – окон

Стол – стола – столов

Шар – шара – шаров

Книга – книги – книг

4. Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде.

Материал: предметные картинки с изображением (красного шара, красной чашке, красного пальто, красного шарфа).

Инструкция: Посмотри внимательно на картинку и скажи: (Какой?) цветом шар – красный.

Чашка (какая?) цветом – красная

Пальто (какое?) цветом – красное

Шарф (какой?) цветом – красный

II. Исследование функции словообразования.

1. Образование существительного с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Материал: Д/и «Путешествие в страну Гномию».

Инструкция: мы с тобой попали в страну Гномию, там всё как у нас только маленького размера. Мы идём не по большой дороге, а по маленькой дорожке, видим не большой дом, а маленький домик, в домике стоит не большой стол, а маленький столик, на столе лежит не большая ложка, а маленькая ложечка, в углу стоит не большой стул, а маленький стульчик, на стене висит не большая картина, а маленькая картинка, в спальне стоит не большая кровать, а маленькая кроватка.

Читайте также:
Я и моя семья - конспект интегрированного открытого занятия

2. Образование относительных прилагательных от существительных.

Материал: слова для предъявления: мяч, кораблик, шуба, ваза.

Инструкция: Из чего сделан предмет.

Мяч из резины – резиновый

Кораблик из бумаги – бумажный

Шуба из меха – меховая

Ваза из стекла – стеклянная

Сумка из кожи – кожаная

3. Образование глаголов движения с помощью приставок.

Мальчик ходит в школу.

Мальчик выходит из дома.

Мальчик заходит в автобус.

Мальчик переходит улицу.

Мальчик обходит лужу.

Мальчик уходит со школы.

Каждое задание оценивается по единой 3-балльной системе:

3 балла – понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, обобщающий способ действия и текущего контроля, отсутствие специфических ошибок;

2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;

1 балл – отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.

I – высокий (16 –21 балла). Ребенок отвечает на вопросы точно, самостоятельно.

II – выше среднего (10 – 15 баллов). Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности.

III – средний (5 – 10 баллов). Ребенок отвечает неуверенно пользуется помощью взрослого.

IV – низкий (0 – 4 баллов). Ребенок активно пользуется помощью, не выполняет задания.

Формирование лексико-грамматических представлений у детей-первоклассников группы риска

Разделы: Логопедия

Формирование у детей навыков построения грамматически правильной речи требует мобилизации речевых и познавательных возможностей. Овладение лексико-грамматическим строем речи возможно только при наличии определённого уровня сформированности словаря и уровня развития связанной речи. Поэтому важным направлением является работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Это приобретает особое значение для детей первых классов, имеющих общее недоразвитие речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. отмечают, что у этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок при построении предложений.

Формирование лексико-грамматических средств языка – важнейшая проблема в логопедии. Этой проблеме посвящено множество трудов: А.Р. Лурия, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и др. В частности в работах Л.С. Выготского рассматриваются языковые проявления в рамках конкретных коммуникативных ситуаций, вскрываются закономерности речевого онтогенеза, соотношение языка и мышления в развитии личности ребенка.

Задачи, реализуемые в данной работе:

  1. проведение обследования лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с ОНР
  2. систематизация отдельных приемов коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей.

Обследование лексико-грамматического строя речи

Для изучения состояния лексико-грамматического компонента языка у детей данной категории используются следующие методы:

  1. обследование словаря у детей;
  2. исследование лексико-грамматического строя речи с помощью серии заданий;
  3. наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, и обиходно-бытовой деятельности в условиях школы;
  4. изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических обследований, педагогических характеристик и заключений и др.); использование бесед с родителями, учителями и детьми-логопатами.

Для обследования словаря у детей может быть использован специально составленный словарный минимум в объеме 350 – 500 слов. Рекомендуется использовать наглядный материал из пособий Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, О.И.Соловьевой.

Лексический (и соответствующий картинный) материал подбирается с учетом ряда принципов:

  1. семантического: в словарь-минимум включаются слова, обозначающие различные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений;
  2. лексико-грамматического: включаются существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги – в количественном соотношении, характерном для словарного запаса младших школьников с нормальным речевым развитием;
  3. тематического принципа, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по обобщающим темам. Выясняется знание детьми названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.
Читайте также:
Как говорим мы – так говорят наши дети

Для исследования словарного запаса применяется ряд специальных приемов: название предметов, нахождение общих названий, подбор синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов. А также выявляется уровень глагольного словаря и словаря прилагательных и наречий. Особое внимание должно быть обращено на употребление детьми относительных и притяжательных прилагательных,

При обследовании понимания различных предложений основное внимание обращается не только на то, как ребенок воспринимает отдельные слова, но и на то, как он понимает их связь в предложении. Вот приемы, которые могут быть специально использованы для выявления понимания некоторых грамматических форм речи:

  1. формы единственного и множественного числа существительного, глагола, прилагательного;
  2. формы мужского и женского рода глагола;
  3. формы мужского, женского и среднего рода прилагательного;
  4. уровень употребления местоимений в речи.

Словарь детей не всегда является достаточным показателем недоразвития речи. В зависимости от среды, воспитания и других причин может наблюдаться богатство или ограниченность развития словарного запаса. Он должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями, в частности с особенностями развития грамматического строя речи. Один из приемов, который применятся в данном случае, – это составление предложений или коротеньких рассказов по специально подобранным сюжетным или серийным картинкам. Наряду с этим приемом должны быть использованы и другие наиболее специфичные формы задание, которые ребенок может выполнить лишь при условии сформированности грамматических структур различных видов предложений. К ним относится составление предложений по опорным словам, составление текстов на основе деформированных предложений. На следующем этапе следует проверить, как используются в самостоятельной речи предлоги и падежные конструкции. Следует обратить внимание также на образование формы родительного падежа множественного числа и употребление приставочных глаголов, что составляет значительные трудности для детей с элементами общего недоразвития речи.

Таким образом, обследования является важным фактором в дальнейшей работе с ребенком, имеющим речевые нарушения. В зависимости от результатов обследования выстраивается коррекционная работа по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи с каждым ребенком.

Планомерное динамическое обследование позволяет наиболее плодотворно строить коррекционную работу по обучению грамматически правильной речи школьников.

Основные направления работы по формированию лексико-грамматических компонентов речи.

При коррекционной работе должна быть подвергнута вся система речи; при этом внимание логопеда ни в коем случае не должно быть сосредоточено исключительно на преодолении отдельных дефектов, поскольку, все составные элементы языковой структуры находятся в причинно-следственной зависимости и подвижно взаимодействуют.

В связи с необходимостью преодолеть недоразвитие лексической и грамматической сторон речи выдвигаются две задачи. Первая задача состоит в уточнении значений имеющихся у детей слов и дальнейшем обогащении их словарного запаса за счет накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Вторая задача заключается в уточнении и дальнейшем совершенствовании грамматического оформления речи, что достигается главным образом в результате овладения различного рода словосочетаниями, связью слов в предложении: согласованием, управлением, служебными словами и усвоением моделей предложений различных синтаксических конструкций. Первостепенное значение и на данном этапе придается работе по упорядочению и расширению морфологических и синтаксических обобщений.

Специальное внимание в процессе занятии уделялось коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

Этапы формирование лексико-грамматических категорий

  1. формирование языковых обобщений, связанных с употреблением однотипных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, ряда глагольных форм и др., усвоение нормативного употребления словоформ в контексте предложений;
  2. практическое усвоение основных форм связи слов в предложении (согласование, глагольное управление, примыкание).
  3. развитие фразовой речи, усвоение различных типов синтаксических конструкций;
  4. усвоение норм семантико-синтаксической связи между предложениями в составе текста;
  5. активизация и обогащение словарного запаса.

Языковые средства построения связных высказывании усваивались детьми в ходе разбора текста, специальных упражнений, включаемых в занятия, и закреплялись в процессе самого пересказа. Вопросы для разбора содержания и лексического разбора содержание и лексического разбора текста составлялись так, чтобы ребенку было необходимо в своих ответах употребить слово в нужной грамматической форме или дать ответ в виде предложения определенной структуры.

Эффективность работы во многом зависит от четкой организации занятия, от равномерности распределения нагрузки от преемственности в работе логопеда и учителя. Надо учитывать, что усвоение и восприятие предполагаемого материала более эффективно при малогрупповом методе обучения, и это позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом их речевых и психологических особенностей.

Читайте также:
Зарплата учителя-логопеда — снова повышение?

Таким образом, в результате такой организации логопедических занятий достигается многоплановый коррекционный эффект: устраняются недостатки речевого развития, восполняются пробелы в сформировании грамматических понятий, закрепляется адекватное использование грамматических терминов в процессе учебной деятельности. При разработке занятий необходимо учитывать ряд общедидактических принципов: доступность и посильность обучения, сознательность и активность детей в процессе обучения, систематичность и последовательность. На основе этих принципов строится вся система логопедического воздействия.

Исходя из этого, был составлен план по коррекции лексико-грамматических форм языка:

I. Формирование навыков словообразования.

  1. Развитие понимания устной речи;
  2. Различение значения слов, сходных по звуковому составу: уменьшительно-ласкательное и нейтральное обозначение предмета, названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, названия материалов, проектов питания и соответствующих относительных прилагательных;
  3. Понимание значения глаголов с приставками;
  4. Понимание значения существительных с приставками;
  5. Различение названий животных и соответствующих притяжательных прилагательных.

II. Практическое усвоение приёмов словообразования.

  1. Образование и употребление уменьшительно-ласкательных названий предметов;
  2. Название действий с приставками в, вы, у, на
  3. Образование притяжательных прилагательных от имён собственных.

III .Формирование грамматически правильной речи.

  1. Развитие понимания устной речи;
  2. Выделение с помощью вопросов названий предметов действий;
  3. Различение значений слов, сходных по звуковому составу: единственное и множественное число существительных, падежные формы единственного числа существительных, единственное и множественное число глаголов, настоящее и прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательных; единственное и множественное число прилагательных;
  4. Различение категории одушевленности и неодушевлённости предметов: вопросы: что это?, кто это?, формы прямого дополнения – что?, кого?
  5. Различение родовой принадлежности существительных: мужской и женский род;
  6. Понимание значения словосочетаний с пространственными предлогами на, в, с, из, под, из-под;
  7. Образование и употребление множественного числа существительных;
  8. Изменение глаголов 3-его лица настоящего времени в числе;
  9. Изменение глаголов прошедшего времени в числе и в роде: мужской, женский;
  10. Правильное согласование с существительными мужского и женского рода притяжательных местоимений мой, моя, количественных числительных один, одна и прилагательных в именительном падеже;
  11. Согласование числительных два, две с существительными в именительном падеже;
  12. Правильное употребление формы родительного падежа имён числительных один, одна, два, две (одного, одной, двух);
  13. Правильное употребление формы творительного падежа единственного числа в значении совместности действия (вопросы с чем? с кем?).

Результаты коррекционно-логопедической работы.

Целенаправленное формирование у детей с ОНР лексико-грамматических средств языка предусматривает дифференцируемый и индивидуальный подход к ним в зависимости от уровня развития речи ребёнка и его индивидуально – психологических особенностей. Это принимается во внимание при оказании индивидуальной помощи ребенку (направленное использование вспомогательных вопросов, речевого образца, средств наглядности и др.) при определении очерёдности и степени участия в коллективных формах работы, в заданиях на подбор лексем и словоформ, в упражнениях, направленных на активизацию восприятия, внимания, памяти и других. Следует учитывать также выраженность нарушений просодической стороны речи, которые часто отмечаются у данной группы детей.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствам, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Большое внимание уделяется формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических компонентов фразы высказывания, различных типов синтаксических конструкций. Необходимо стремиться, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности для ребенка Применение облегчающих и активирующих приемов обучения при условии направленной помощи педагога, неоднократного повторения тренировочных упражнений, широкого использования игровых форм занятий способствует успешному усвоению детьми навыков грамматически правильной речи.

Использование перечисленных приемов и средств довольно эффективно в работе с детьми с ОНР. У них отмечается положительная динамика развития психических процессов, эмоционально – волевых качеств, значительное улучшение звуковой и смысловой стороны речи. Положительные результаты обучения у детей свидетельствуют об эффективности используемых приемов, что позволяет использовать их для занятий с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями в условиях логопункта массовой школы.

  1. Багель О. А. Индивидуальный подход при коррекции речевых нарушений у младших
  2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985;
  3. Ладыженская Т.А. Связная речь. / Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980;
  4. Садовникова И. А.Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письмаМ., 2005;
  5. Селиверстов В. И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. М., 1994;
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: