Макет артикуляционного аппарата

Макет артикуляционного аппарата

Акименко В. М., канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии СГПИ, г. Ставрополь
Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.
Несформированность фонематического восприятия может привести к недостаточной ориентировке в звуковой действительности и к нарушениям произносительной стороны речи. Опираясь на статистические данные отечественных и зарубежных исследователей, можно сделать вывод об их широкой распространенности у дошкольников.
Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи. Однако без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, а это может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Специальные исследования Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, Д.Б. Эльконина и др. показывают, что недостаточная ориентировка в «звуковой действительности языка», несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой.
Несмотря на достаточно полную и серьезную проработанность вопросов коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников, мы считаем возможным указать на необходимость продолжения методических поисков в этом направлении по нескольким причинам.
1. Сложившиеся методики коррекции звукопроизношения не формируют у детей правильный образ положения органов артикуляционного аппарата. По нашему мнению, одна из причин этого заключается в упрощении обучения, которое вносит демонстративная наглядность (артикуляционный профиль, фотографии уклада, муляжи и т.д.), которая в силу своей эмпиричности (визуальные различия в положениях органов артикуляционного аппарата минимальны) не может способствовать созданию верного образа положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
2. Используемые наглядные средства не соответствуют задачам коррекционного обучения. Традиционно сложилось, что развитие фонематического слуха идет по линии слушания и говорения, но в силу его недоразвития, опираясь только на слух, трудно научить ребенка различать звуки. Здесь нужна также дополнительная «материализация» звука.
3. Дети с недоразвитием фонематического слуха испытывают особые сложности при подготовке к обучению грамоте, которые проявляются в трудностях анализа звукового состава слова. Предлагаемые способы «материализации» звука (фишки для обозначения гласных и согласных звуков) не помогают интонационному выделению звуков в словах, что приводит к их пропускам при анализе слова.
Таким образом, необходимо совершенствовать систему коррекционного обучения детей с нарушениями речи, искать новые эффективные методы обучения. К ним, например, относится моделирование, которое представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов).
Моделирование дает возможность изменить сам подход к во-
просу обучения и воспитания до-
школьников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования. Однако использование моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, на наш взгляд, не нашло достаточного применения.
Проведя анализ исследований по данной проблеме (В.А. Веникова, Б.А. Глинского, Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина, К.Е. Морозова, В.В. Налимова, И. Новика, В.А. Штоффа), мы сформулировали процедуру моделирования, в которую включили несколько этапов.
1. Изучение объекта исследования и выделение необходимых свойств и отношений.
2. Определение аналога модели и формулировка условий аналогии.
3. Выбор в качестве модели объекта, способного заместить оригинал. В соответствии с предложенной процедурой, мы изучили органы артикуляционного аппарата, принимающие участие в произнесении звуков, и определили аналог для гласных звуков:
– участие или неучастие губ;
– вибрация голосовых складок;
– свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель, а также согласных звуков:
– наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
– способ артикуляции;
– место артикуляции;
– наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;
– место резонирования.
Для облегчения процедуры создания моделей артикуляции звуков, нами были разработаны специальные символы (рисунок).

Модели артикуляции, во-первых, должны содержать все перечисленные признаки звуков, во-вторых, быть свободными от связей и отношений, которые затрудняют познание артикуляции. Иначе говоря, необходимо, чтобы они были просты в использовании. Простота нужна как для большей доступности модели, так и для получения с ее помощью данных, которые нельзя получить при непосредственном изучении оригинала.
Нами разработаны модели артикуляции звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука и замещают артикуляционный уклад при коррекции звукопроизношения (приложение). Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запомнить и правильно провести коррекционную работу. Чем богаче и разнообразнее стимулы (средства, которыми мы располагаем для запоминания), чем более просты и доступны они, тем лучше произвольное запоминание; чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти.
Применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, а занимаясь коррекцией звукопроизношения, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов артикуляционного аппарата при произнесении звука.
Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.
Дети, осваивая умения и навыки правильного произношения, звукового анализа и синтеза, должны постоянно артикулировать звуки, уточнять положение губ, языка, работу голосовых складок и соотносить это с каждым знаком модели. А одним из самых ярких проявлений творческого саморазвития, умения самостоятельно мыслить, добывать знания можно назвать рефлексию. Развиваясь, рефлексивные навыки повышают общий интеллектуальный уровень ребенка, способствуют развитию мышления.
Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна. Оно не требует ни дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки преподавателей. Положительный результат от введения предлагаемой технологии появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Приложение
Модели артикуляции
Гласные звуки [а], [и], [о], [э], [ы], [у]
[А]. Рот широко открыт – на модели круг. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.
[И]. Губы растянуты в улыбке – на модели горизонтальный, узкий прямоугольник. Воздуш ная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.

Читайте также:
Дифференциация звуков (Ш) - (Ж)

[О]. Форма губ напоминает букву «о» – на модели вертикальный овал. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.
[Э]. Губы растянуты, но имеют округление – на модели овал, расположенный по горизонтали. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.

[Ы]. Губы растянуты, но не так сильно, как при произнесении звука [и] – на модели широкий прямоугольник. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.
[У]. Губы вытянуты вперед «в трубочку» – на модели маленький круг. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.

Дифтонги «я», «ё», «ю», «е»
«Я». Эта буква состоит из двух звуков: согласного [j] и гласного [а] – на модели соединение этих звуков. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.
«Ё». Эта буква состоит из двух звуков: согласного [j] и гласного [о] – на модели соединение этих звуков. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.
«Ю». Эта буква состоит из двух звуков: согласного [j] и гласного [у] – на модели соединение этих звуков. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.

«Е». Эта буква состоит из двух звуков: согласного [j] и гласного [э] – на модели соединение этих звуков. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.

Согласные звуки [ф], [ф’], [в], [в’]
[Ф]. Глухой – на модели нет колокольчика, твердый, щелевой. Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха, верхняя губа слегка приподнята – фигура напоминает дугу, кончик языка отходит от нижних резцов – кружок ниже фигуры.

[Ф’]. Глухой – на модели нет колокольчика, щелевой. Мягкий – губы более растянуты, дуга длиннее по горизонтали, чем при произнесении звука [ф], кончик языка отходит от нижних резцов – кружок ниже фигуры.
[В]. Звонкий – на модели колокольчик, твердый, щелевой. Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха, верхняя губа слегка приподнята – фигура напоминает дугу, кончик языка отходит от нижних резцов – кружок ниже фигуры.

Читайте также:
Конспект итогового занятия по ФЦКМ с детьми средней группы компенсирующей направленности

[В’]. Звонкий – на модели колокольчик, щелевой. Мягкий – губы более растянуты, дуга длиннее по горизонтали, чем при произнесении звука [в]. Кончик языка отходит от нижних резцов – кружок ниже фигуры.

Согласные звуки [ш], [ж], [ч], [ш’]
[Ш]. Глухой – на модели нет колокольчика, щелевой, переднеязычный, твердый. При произнесении звука «Ш» губы слегка выдвинуты вперед и округлены – на модели круг. Кончик языка поднят за альвеолы, на модели стрелка показывает движение языка вверх.
[Ж]. Звонкий – на модели колокольчик, щелевой, переднеязычный, твердый. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены – на модели круг. Кончик языка поднят за альвеолы, на модели стрелка показывает движение языка вверх.

[Ч]. Глухой – на модели нет колокольчика, переднеязычный (передненёбный), твердый. Аффрикат – на модели показано слияние двух звуков [т’] и [ш’].
[Ш’]. Глухой – на модели нет колокольчика, щелевой, переднеязычный, мягкий. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены – на модели круг. Кончик языка поднят к альвеолам (ниже, чем при произнесении звука [ш]), на модели стрелка короче, чем при произнесении звука [ш], и показывает движение языка вверх.

Согласные звуки [м], [м’], [б], [б’], [п], [п’], [н], [н’]
[М]. Сонорный – на модели колокольчик, смычно-проходной, губно-губной – на модели конфигурация губ в форме ромба, которая напоминает движение губ в момент образования звука. Носовой – черта посередине модели означает, что воздушная струя через рот не идет.
[М’]. Сонорный – на модели колокольчик, смычно-проходной, губно-губной – на модели конфигурация губ в форме ромба, но они более растянуты по горизонтали, чем при произнесении звука [м]. Носовой – черта посередине модели означает, что воздушная струя через рот не идет.

[Б]. Звонкий – на модели колокольчик, губно-губной, смычно-взрывной – на модели конфигурация губ в форме ромба, которая отражает движения губ в момент образования звука. Кончик языка у нижних резцов – кружок внизу ромба.
[Б’]. Звонкий – на модели колокольчик, губно-губной, смычно-взрывной. Мягкий – на модели ромб, отражающий конфигурацию губ в момент произнесения звука, но он более растянут по горизонтали, чем при произнесении звука [б]. Кончик языка у нижних резцов – кружок внизу ромба.

[П]. Глухой – на модели нет колокольчика, губно-губной, смычно-взрывной – на модели конфигурация губ в форме ромба, которая отражает движения губ в момент образования звука. Кончик языка у нижних резцов – кружок внизу ромба.
[П’]. Глухой – на модели нет колокольчика, губно-губной, смычно-взрывной. Мягкий – на модели ромб, отражающий конфигурацию губ в момент произнесения звука, но он более растянут по горизонтали, чем при произнесении звука [п]. Кончик языка у нижних резцов – кружок внизу ромба.

[Н]. Сонорный – на модели колокольчик, смычно-проходной, язычно-зубной. Губы разомкнуты – на модели небольшой овал в горизонтальном положении. Носовой – черта посередине модели означает, что воздушная струя через рот не идет.
[Н’]. Сонорный – на модели колокольчик, смычно-проходной, язычно-зубной. Губы разомкнуты, но более растянуты по горизонтали, чем при произнесении звука [м], – на модели большой овал в горизонтальном положении. Носовой – черта посередине модели означает, что воздушная струя через рот не идет.

Согласные звуки [с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [ц]
[С]. Глухой – на модели нет колокольчика, щелевой, переднеязычный, твердый. Губы растянуты – на модели прямоугольник. Кончик языка у нижних резцов – кружок под прямоугольником.
[С’]. Глухой – на модели нет колокольчика, переднеязычный, щелевой. Губы растянуты больше, чем при произнесении звука [с] – на модели прямоугольник длиннее. Мягкий – на модели над прямоугольником дуга, так как спинка языка выгнута. Кончик языка у нижних резцов – кружок под прямоугольником.

[З]. Звонкий – на модели колокольчик, щелевой, переднеязычный, твердый. Губы растянуты – на модели прямоугольник. Кончик языка у нижних резцов – кружок под прямоугольником.
[З’]. Звонкий – на модели колокольчик, щелевой. Губы растянуты больше, чем при произнесении звука [з] – на модели прямоугольник длиннее. Переднеязычный, мягкий – на модели над прямоугольником дуга, так как спинка языка выгнута. Кончик языка у нижних резцов – кружок под прямоугольником.

Читайте также:
Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте

[Т]. Глухой – на модели нет колокольчика, смычно-взрывной, язычно-зубной. Губы имеют нейтральное положение – на модели прямоугольник. Кончик языка у верхних резцов – кружок над прямоугольником.
[Т’]. Глухой – на модели нет колокольчика, смычно-взрывной, язычно-зубной. Мягкий – губы более растянуты, чем при произнесении звука [т] – прямоугольник по горизонтали длиннее. Дуга над прямоугольником обозначает подъем спинки языка.

[Д]. Звонкий – на модели колокольчик, смычно-взрывной, язычно-зубной. Губы имеют нейтральное положение – на модели прямоугольник. Кончик языка у верхних резцов – кружок над прямоугольником.
[Д’]. Звонкий – на модели колокольчик, смычно-взрывной, язычно-зубной, мягкий. Губы более растянуты, чем при произнесении звука [д] – прямоугольник по горизонтали длиннее. Дуга над прямоугольником обозначает подъем спинки языка.

[Ц]. Глухой – на модели нет колокольчика, переднеязычный, мягкий. Аффрикат – на модели показано слияние двух звуков [т] и [с].
Согласные звуки [г], [г’], [к], [к’], [х], [х’], [й]
[Г]. Звонкий – на модели колокольчик, твердый. Заднеязычный, кончик языка отходит от нижних резцов – кружок внизу круга. Петля (вид на язык спереди) маленькая. Спинка языка поднимается для образования смычно-взрывного звука.
[Г’]. Звонкий – на модели колокольчик, средненёбный, смычно-взрывной – на модели петля, мягкий. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного, более растянуты – на модели овал.

[К]. Глухой – на модели нет колокольчика, заднеязычный. Кончик языка отходит от нижних резцов – кружок внутри круга, твердый. Петля (вид на язык спереди) маленькая. Спинка языка поднимается для образования смычно-взрывного звука.
[К’]. Глухой – на модели нет колокольчика, средненёбный, смычно-взрывной – на модели петля, мягкий. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного, более растянуты – на модели овал.

[Х]. Глухой – на модели нет колокольчика, заднеязычный, кончик языка отходит от нижних резцов – кружок внизу круга, твердый, щелевой. Петля больших размеров – образует с нёбом щель.
[Х’]. Глухой – на модели нет колокольчика, средненёбный, щелевой, мягкий. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного, более растянуты – на модели овал.

[Й]. Сонорный – на модели колокольчик. Губы растянуты в улыбке – на модели прямоугольник. Среднеязычный, кончик языка отходит от нижних резцов – кружок внутри прямоугольника.

Согласные звуки [р], [р’], [л], [л’]
[Р]. Сонорный – на модели колокольчик, дрожащий – на модели волнистая линия чуть выше середины, так как кончик языка находится у альвеол и совершает колебательные движения, твердый. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного – на модели круг.
[Р’]. Сонорный – на модели колокольчик, дрожащий – на модели волнистая линия чуть выше середины, так как кончик языка находится у альвеол и совершает колебательные движения, переднеязычный. Мягкий – спинка языка более поднята, чем при произнесении звука [р]. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного – на модели овал.

[Л]. Сонорный – на модели колокольчик, смычно-проходной, переднеязычный, твердый. Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного – на модели круг. Кончик языка у альвеол – кружок вверху круга. Боковые края языка не смыкаются с коренными резцами – на модели фигура, напоминающая букву «л».
[Л’]. Сонорный – на модели колокольчик, смычно-проходной, переднеязычный, мягкий.

Губы разомкнуты или принимают положение следующего гласного, более растянуты – на модели овал. Кончик языка у альвеол – кружок вверху круга. Боковые края языка не смыкаются с коренными резцами – на модели фигура, напоминающая букву «л».

«Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике»

Содержимое публикации

Консультация на тему: «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике».

Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет улуч­шить качество обучения и воспитания, обеспечивает на­глядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

Применение моделей при постановке звуков, незави­симо от формы речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артику­ляционного аппарата. Роль зрительных ощущений вы­полняет модель, смотря на которую, ребенок сознатель­но пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» арти­куляцию непроизносимого звука. У ребенка при работе с моделями создается правильный образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Создание образа предполагает исследование, отсечение органов, не принимающих участие в произнесении звука и знание положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, поэтому ни артикуляцион­ный профиль, ни фотографии и т.д., образ не формируют уже потому, что не дают возможность отделить органы, не участвующие в произнесении звука.

Читайте также:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произноситель­ных навыков.

На первом этапе исправления нарушений произноше­ния с применением моделей артикуляции звуков решается задача сознательного усвоения детьми связи между акус­тическими и артикуляционными признаками звука.

При проведении коррекционной работы по исправле­нию нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков, особенно тщательно необходимо вы­явить форму нарушенного произношения. В связи с этим можно использовать схему постановки звуков.

Согласно предложенной схеме, если звук отсутствует в речи, то постановка проводится по модели, если у ребенка искаженное произношение звука, то модель отсутствует, так как нет такого артикуляционного уклада в фонетичес­кой системе русского языка.

Если звук заменяется, то данный факт может свидетель­ствовать о первичном или вторичном нарушении фонема­тического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. Ведь хорошо развитый фонематический слух является важным компонентом пол­ноценного формирования произносительных навыков.

Несформированность фонематического слуха у детей с ФФН и ОНР проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляторным пара­метрам. В то же время известно, что формирование фоне­матического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, причем верна и обратная зависимость: умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Поэтому коррекционную работу при постановке звука необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха.

Отражая уклад органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, модели артикуляции звука знакомят ребенка с основными свойствами и отношения­ми мира звуков. Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели. Модели артикуляции звуков воссоздают об­раз положения органов артикуляционного аппарата в мо­мент произнесения звуков. Ребенок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата со­ответствует разное качество звуков.

То есть, применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха, позволяют под­ключить в работу слуховой, зрительный и речедвигатель­ный анализаторы. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает ка­чество приема и воспроизведения звуков.

Модели артикуляции согласных звуков вводятся посте­пенно и при наличии данного звука в речи ребенка. Для каждого звука можно рекомендовать следующие виды за­даний:

называются звуки в сплошном потоке. Ребенок показывает модель артикуляции отрабатываемого звука;

найти в слоговом ряду лишний, отличающийся одним звуком слог и показать его модель артикуляции;

предлагаются слоговые ряды (слова). Услышав слог (слово) с заданным звуком, показать соответствую­щую модель артикуляции;

подобрать слова на заданную модель артикуляции;

выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

составить слог на заданную модель артикуляции;

придумать слово со слогом, написанным при помо­щи моделей артикуляции;

определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначив его моделью;

добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции получить новое слово;

составить слова из моделей артикуляции звуков и т.д.

Если в речи ребенка наблюдаются замены и смешения

звуков, то данный факт может свидетельствовать о нару­шении фонематического слуха и работу по дифференци­ации звуков надо проводить особенно тщательно. Рабо­та начинается с разъяснения ребенку отличий, которые имеются в неразличаемых звуках. Роль зрительных ощу­щений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоми­ная» артикуляцию заменяемого звука, помогает разли­чению фонем. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Это различие и является зрительной опорой, помогающей развитию фо­нематического слуха. Если проанализировать наиболее распространенные замены звуков, то в моделях эти отли­чия очень бросаются в глаза. Ребенок понимает ошибку. Например, анализируя модели артикуляции заменяемых звуков [р] и [л] видно, что есть похожие позиции в артику­ляции — это работа голосовых складок, прохождение воз­душной струи через рот, кончик языка поднят вверх, губы нейтральны или слегка округлены. Различия заключаются в том, что при произнесении звука [р] кончик языка со­вершает колебательные движения — на модели волна, а при произнесении звука [л] боковые края языка опущены и воздушная струя проходит по бокам языка — на модели фигура напоминает букву и воздушная струя проходит по бокам языка — на модели фигура напоминает букву [л].

Читайте также:
Адаптация ребёнка к новому детскому коллективу

Имеют место случаи, когда замены звуков не связаны с нарушением фонематического слуха, а обусловлены не- сформированностью операций отбора фонем по их арти­куляторным параметрам в моторном звене воспроизвод­ства речи. При наличии данного дефекта коррекционная работа с применением моделей артикуляции звуков также проходит более успешно по причине расширения нагляд­ности и большей осмысленности.

Например, звук [с] заменяется, на звук [ш].

Дети сравнивают модели артикуляции звуков [с] и [ш]. При произнесении звука [с] губы в улыбке — на моде­ли прямоугольник, кончик языка у нижних резцов — (.) под прямоугольником. При произнесении звука [ш] губы округлены — на модели круг, кончик языка находится у верхних резцов — стрелка показывает движение языка вверх, а (.) в верху круга — положение кончика языка.

После того как ребенок научился распознавать не раз­личаемые звуки по моделям, включаем следующие виды занятий:

выделить неразличаемые звуки из потока звуков (од­новременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;

при произнесении слогов (слов), состоящих из заме­няемых звуков, показывать соответствующую мо­дель артикуляции;

подобрать картинки, названия которых отличаются одним из дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель ар­тикуляции;

выделить из текста слова с дифференцируемыми зву­ками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т. д.

Изложенная схема коррекции фонематического слуха с применением моделей артикуляции звуков поможет за­крепить правильное произношение всех звуков русского языка, добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка: твердо­стью — мягкостью и глухостью — звонкостью, а также поможет сформировать умение различать звуки на слух в собственной речи и в речи других. Работа с моделями артикуляции звуков предполагает тщательное предварительное изучение ребенком строения органов артикуляционного аппарата. Обратить внима­ние ребенка на подвижные и неподвижные органы. Какие движения могут совершать губы, язычок, научить ощу­щать работу голосовых складок, характер выдыхаемой воздушной струи. Перед постановкой каждого звука так же тщательно проанализировать положение органов арти­куляционного аппарата в момент произнесения звука. На основании проведенного исследования построить модель артикуляции постановочного звука.

Макет артикуляционного аппарата

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Согласованная работа органов артикуляционного аппарата, порождающая человеческую речь, называется артикуляцией.

Бесплатные занятия с логопедом

Артикуляционный аппарат — это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), участвующие в производстве звуков речи и голоса.

Согласованная работа органов артикуляционного аппарата, порождающая человеческую речь, называется артикуляцией. Артикуляция (от лат. articulo — «расчленяю») — многоступенчатый акт, состоящий из трех последовательных фаз:

  • приступ (экскурсия): занятие органами речи позиции, требуемой для произнесения определенного звука;
  • выдержка: фиксация данной позиции;
  • отступ (рекурсия): возврат органов речи в исходное состояние, подготовка или принятие позиции для произнесения последующего звука.

Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:

Анатомическое строение артикуляционного аппарата и его физиологическая сущность

Речевой аппарат представлен центральным и периферическим отделами. Функцией центрального аппарата является р егуляция процесса речи. Он включает в себя:

  • кору головного мозга (преимущественно левого полушария);
  • подкорковые узлы, расположенные в толще белого вещества полушарий вблизи от боковых желудочков мозга ;
  • пучки нервных волокон, проводящие импульс;
  • ядра ствола (преимущественно черепно-мозговые анатомические образования продолговатого мозга);
  • нервов, проходящих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышечным волокнам.

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и звукопроизводящего отделов. В образовании звуковой волны участвует ряд органов, которые в совокупности составляют периферию речевого аппарат человека. Этот аппарат представлен:

  • дыхательным аппаратом,
  • гортанью,
  • полостью рта,
  • полостью носа.
Читайте также:
Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука (Л)

Артикуляционный аппарат входит в структуру периферического речевого аппарата, который совместно с дыхательным (воздухообразующим) и голосовым (придает индивидуальную окраску и силу голосу) отделом играет основную роль при звукообразовании.

Источник звукообразования

Источником звукообразования является надставная труба или резонатор, в котором образуются обертоны и резонаторные тоны, а также всевозможные шумы от трения воздушной струи о сближенные органы артикуляции или от взрыва сомкнутых.

Надставная труба берет начало полостью глотки (фаринкс), в которой находится надгортанный хрящ, и затем делится на две выходные полости: ротовую и носовую. Эти полости разделяются между собой небо, передняя часть которого твердая, а задняя — мягкая (небная занавеска, оканчивающаяся маленьким язычком).

Основное условие нормальной работы артикуляционного аппарата — естественность и подвижность. У лиц с нарушенной речевой функцией наблюдается недостаточная подвижность артикуляционного аппарата в результате мышечных зажимов или органических дефектов. Корректируются данные проблемы посредством артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Упражнения на развитие артикуляторных возможностей входят в комплекс мероприятий, которые помогают ребенку учиться говорить.

Особенности строения и функции артикуляционного аппарата у лиц с речевыми недостатками

В ходе диагностики строения и моторной функции артикуляционного аппарата у логопатов наблюдаются анатомические аномалии (укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус и т.д.) или функциональная невозможность выполнения отдельных артикуляционных укладов. Например, не могут поднять язык к небу при широко открытом рте, надуть щеки, пощелкать языком и другие упражнения). Даже, если удается выполнить некоторые движения, качества выполнения этих движений заметно страдает. Отмечается неполнота действий, снижение тонуса мышц, кратковременность удержания заданной позы. Это и ведет к искажению звуков, смешению их и ухудшению дикции.

Артикуляционный аппарат: строение, функции и дефекты

Речевой аппарат состоит из двух частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речевая артикуляция осуществляется в результате деятельности сложной сенсо-моторной системы, конечным итогом которой является приведение в готовность оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры к выполнению артикуляторной задачи сообразно интегрированной в мозгу программе. Наличие дефектов в речевом аппарате серьезно влияют на жизнь ребенка, его успехи в освоении школьной программы и социальной адаптации.

Чтобы человек произносил звуки без дефектов, важна согласованная работа всех органов, участвующих в звукообразовании. Если мышцы артикуляционного аппарата будут слабо развиты, то результатом этого будет неправильное звукопроизношение. Поэтому очень важно знать строение артикуляционного аппарата и принцип работы его органов.

Что такое артикуляционный аппарат

Артикуляционный аппарат – это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), которые участвуют в производстве звуков речи и голоса. Соответственно, согласованная работа всех органов, входящих в состав артикуляционного аппарата, порождающая речь, называется артикуляцией – акта, состоящего из 3 последовательных фаз:

  1. Экскурсия (приступ) – органы речи занимают правильную позицию для произнесения какого-нибудь звука.
  2. Выдержка – фиксация правильной позиции.
  3. Рекурсия (отступ) – возврат органов в исходное состояние, либо принятие другой позиции для произнесения следующего звука.

Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:

К артикуляционным органам относятся: ротовая полость (язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, щеки), глотка и гортань.

Органы речи делятся на подвижные и неподвижные, активные и пассивные. К подвижным относятся язык, губы, мягкое небо с маленьким язычком, нижняя челюсть и голосовые связки. Неподвижные: верхняя челюсть, зубы, альвеолярная дуга и твердое небо.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи осуществляют определенные движения для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и вся нижняя челюсть. Пассивные органы выполняют лишь вспомогательную роль. К ним относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Функции артикуляционного аппарата

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отдел. Функция центрального отдела – это регуляция процесса речи. Он включает в себя кору головного мозга, подкорковые узлы, пучки нервных волокон, задачей которых является провождение импульса, а также нервы, которые проходят к мышечным волокнам (артикуляторным, голосовым и дыхательным).

Читайте также:
Звуки (в) - (в’), буква В - конспект занятия

Артикуляционный аппарат входит в периферический речевой аппарат, и его основная функция – это образование звуков (совместно с голосовым и дыхательным отделом).

Основные дефекты

Любые дефекты артикуляционного аппарата (врожденные или приобретенные) так или иначе негативно влияют на формирование и развитие речевой функции.

К основным дефектам относятся:

  • Расщелина губы (ее еще называют «заячьей губой»). У ребенка наблюдается щель верхней губы, которая идет от красной каймы к носу.
  • Передний открытый прикус. Данный дефект характеризуется не смыканием передних верхних и нижних зубов.
  • Прогения. Относится к дефектам прикуса, для которого характерно чрезмерное развитие нижней челюсти, которая заметно выступает вперед. Если у ребенка вперед выступает верхняя челюсть, то это называется прогнатией.
  • Прикус ортогенический. Еще один из дефектов прикуса, для которого характерно такое смыкание зубов, при котором верхние зубы не перекрывают нижние, а плотно стыкуются с ними.
  • Диастема – данный дефект характеризуется чрезмерно большим промежутком (по сравнению с нормой) между зубами, который отделяет два рядом стоящих зуба (как правило, верхней челюсти). Бывает ложной (устраняется после смены молочных зубов постоянными) и истинной (наблюдается, когда все зубы уже прорезались).
  • Готическое нёбо – аномалия развития верхней челюсти, которое характеризуется высоким аркообразным сводом твердого нёба.
  • Короткая уздечка языка. При таком врожденном дефекте движение языка оказывается затрудненным. К другим дефектам языка относится его недоразвитие или чрезмерное развитие, а также нарушение его подвижности (в результате парезов и параличей).

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Существует большое количество упражнений, но мы укажем несколько из них. Их можно выполнять не только с логопедом, но и дома.

Упражнение «Дудочка»: Ребенок вытягивает губы вперед трубочкой. Способствует укреплению мышц языка, а также учит ребенка вытягивать губы в трубочку.

Упражнение «Лошадка». Необходимо присосать язык к нёбу, после чего щелкнуть языком. Цокать нужно сильно и медленно, тянув при этом подъязычную связку.

Для детей раннего возраста подходят простые артикуляционные упражнения, вроде надувания щек, вытягивания языка, сдувания ваты и других легких предметов, движений языка, которые имитируют облизывание губ, и т.д.

Постановка звука «М»

Твёрдый звук «М» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «М». Оглавление

  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «М»:

  • отсутствие звука — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «ак» и «артышка», вместо «мак» и «мартышка».

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «М»:

  • сомкнуть и разомкнуть губы;
  • сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос;
  • втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой;
  • вытянуть губы «хоботком», покрутить «хоботком», вправо — влево;
  • закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами — верхнюю;
  • кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «М». Пример цепочки звуков: М, П, Б, М, Ф, Н, М, Т, М, К, М…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «М». Пример цепочки звуков: МА, МО, РФ, СУ, МА, ТО, МУ, ЛЫ, МЫ, НО, МА…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «М». Пример цепочки слов: часы, майка, мох, кочка, мультик, шлем, банка, мочалка, книжка, дом…
Читайте также:
Конспект занятия Мой город - Конспект НОД Мы очень любим город свой

Больше игр на развитие фонематического слуха у детей ищите здесь

Постановка звука

Чаще всего выделяют твёрдый звук «М» ставят по подражанию: логопед или мама прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Малыш ощущает вибрацию на щеке взрослого и воспроизводит её путём тактильного контроля через свою ладошку.

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «М»:

  • губы плотно сомкнуты и в момент смычки напряжены;
  • положение языка зависит от следующего звука;
  • мягкое нёбо опущено, и воздушная струя проходит в носовую полость, воздух изо рта не выходит;
  • голосовые связки разомкнуты, и ладонь, приложенная к шее, ощущает вибрацию гортани.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «М».

Автоматизация твёрдого звука «М» в прямых слогах:

  • ма — мо — ма
  • мо — му — мы
  • мэ — ма — мы
  • му — мы — ма
  • мо — му — мэ
  • ма — му — мо

Автоматизация твёрдого звука «М» в обратных слогах:

  • ам — ом — ум
  • ым — ум — ом
  • ум — ым — ам
  • ом — ам — ум
  • ым — ам — ум
  • эм — ом — ам

Автоматизация твёрдого звука «М» в интервокальной позиции:

  • ама — омо — уму
  • ымы — омо — ама
  • уму — эмэ — омо
  • омо — уму — эмэ
  • эмэ — омо — ымы
  • ама — омо — эмэ

Автоматизация твёрдого звука «М» в слогах со стечением согласных:

  • мба — мбо — мбу
  • мбы — мбэ — мбо
  • мбу — мба — мбы
  • сма — смо — сму
  • смы — смэ — сма
  • смо — сму — смэ

Автоматизация твёрдого звука «М» в словах:

Малыш, молния, холм, шлем, помада, комната, сумка, солома, матрёшка, молоко, мох, крем, дом, мама, мультик, муха, молоток, гром, лампа.

Автоматизация твёрдого звука «М» в словосочетаниях:

Мама моет, мы слушали, молока мало, макет моста, шумные малыши, смотрим мультик, сломанный мост, молоть муку, молочное мороженое, мокрая майка, маленький дом.

Автоматизация твёрдого звука «М» в чистоговорках:

  • Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — снежная зима.
  • Мо–мо–мо, Мо–мо–мо — все мы любим эскимо.
  • Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — новые дома.
  • Ом–ом–ом, Ом–ом–ом — шуму на весь дом.
  • Ам–ам–ам, Ам–ам–ам — мы гуляли там.
  • Ым–ым–ым, Ым–ым–ым — из трубы шел дым.

Автоматизация твёрдого звука «М» в предложениях:

Мальчик машет флажком. Мама моет раму. Мышонок пьёт молоко. Маша в маске на маскараде. В сумке лежат мандарины. Комары и мухи летают над вареньем.

Автоматизация твёрдого звука «М» в стихах:

Можно мне? — Спросила мышка?
Что ты? Ты еще малышка.
(Г. Сатир)

Автоматизация твёрдого звука «М» в рассказах:

«Мурка»
У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
На, Мурка молоко.
Мур-мур-мур, — благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Источники:

  • «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета, составленный в соответствии с современными требованиями оформления педагогической документации. В материале представлено не только оснащение логопедического кабинета, но и картотека методических и дидактических пособий для успешной коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста.

Паспорт логопедического кабинета

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Защитники отечества

Общие сведения о кабинете^

  • Образовательное учреждение:Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение№ 42
  • Общая площадь логопедического кабинета:15м.кв.
  • Освещенность:
  • Тип: смешанный (естественное и искусственное)
  • Источники: естественное – окно 1 шт.
  • искусственное –люминесцентные лампы 4 шт.
  • Количество работающих логопедов:1
  • Количество логопедических групп:1
  • Ф.И.О. учителя-логопеда:Попова Ирина Семеновна
  • Стаж работы:5 лет
  • Образование:высшее
  • Разряд:первая квалификационная категория

График занятости логопедического кабинета

Консультации для педагогов

Консультации для родителей

Участие в режимных моментах

Правила пользования логопедическим кабинетом

• влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
• ежедневно проводится проветривание кабинета;
• перед каждым применением и после него производится обработка ло-гопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
• кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для ин-дивидуальных занятий, игровой зоной;
• по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с тре-бованиями САНПиН и ФГОС и основными педагогическими принципами:

  1. Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопеди-ческого кабинета с перечислением всего материала и оборудования);
  2. Доступности(дидактические игры и игрушки хранятся на нижних откры-тых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках);
  3. Здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение(над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены ка-бинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);
  4. Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрас-тных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).
  5. Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта).

Документация

  1. Положение о логопедической группе.
  2. Должностные инструкции учителя-логопеда.
  3. Рабочая программа учителя-логопеда.
  4. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
  5. Паспорт кабинета.
  6. Речевые карты на каждого ребёнка.
  7. Тетради взаимосвязи с воспитателями.
  8. Тетрадь по работе с родителями.
  9. Перспективные планы индивидуальной работы с детьми.
  10. Календарно-тематическое планирование.
  11. Годовой план работы.
  12. Циклограмма деятельности логопеда.
  13. График работы учителя-логопеда.
  14. Расписание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.
  15. Инструктаж по ТБ.
  16. Тетради индивидуальной работы с детьми.
  17. Копии отчетов о результатах коррекционной работы, протоколы ПМПК.
  18. Журнал диагностики детей курируемого ГБДОУ.

Зоны в логопедическом кабинете

1. Зона дыхания: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания.
2. Артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, фотоаль-бомы с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звуков.
3. Зона фонального восприятия (интонационная): игрушки, музыкальные инструменты, картинки с эмоциями.
4. Зона тембрального восприятия (фонематический слух) — звучащие слова в картинках и предметах, звуки — человечки гласные и согласные, схемы характеристики звуков, картинки — паронимы.
5. Зона обучения грамоте — схемы для разбора слов, предложений, фишки, кассы букв и слогов, магнитная доска, азбука и т.д.
6. Зона грамматики – игры и картинки для развития грамматического строя речи.
7. Зона фразовой речи — кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, ростовая кукла, маски.
8. Зона общей моторики – игры на развитие общей и мелкой моторики, пособия по пальчиковому и лицевому массажу, видеоматериалы по артику-ляционной гимнастике.
9. Мотивационная зона — символы для оценки и самооценки, предметы для поощрения.
10. Методическая Зона — планы, конспекты, библиотека методической ли-тературы и др.

Оснащение логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (1.5м — 0.5м) — 1 шт.
2. Детские столы — 2 шт.
3. Детские стулья — 8 шт.
4. Стол для логопеда — 1 шт.
5. Шкафы для пособий — 3 шт.
6. Зеркала для индивидуальной работы — 18 шт.
7. Магнитная доска мини — 1 шт.
8. Лампа дневного освещения над зеркалом – 2 шт.
9. Персональный компьютер – 1 шт.
10. Принтер – 1шт.
11. Картотека имеющихся пособий.
12. Коробки и папки для хранения пособий.

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми

1. Набор логопедических зондов — 6 шт.
2. Спиртовые салфетки.
3. Вата стерильная.
4. Пособия для индивидуальной работы.
5. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
6. Материалы для обследования устной речи.

Специальная литература

Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 100 экземпляров.

Паспорт логопедического кабинета

Содержимое разработки

Паспорт логопедического кабинета МБОУ «СОШ» № » г. Чебоксары (2020-2021 учебный год)

Читайте также:
Дифференциация звуков (Ш) - (Ж)

Информация о логопедическом кабинете

Краткое описание

Кабинет небольшой, располагается на третьем этаже МБОУ «СОШ № » г. Чебоксары, в правом крыле здания.

Дата создания кабинета 2006-2007 учебный год.

Количество работающих логопедов в кабинете – 1.

Общая площадь – ___20_______ м 2 .

– тип: смешанный – естественное и искусственное

– источники: естественное – окно 1 шт., искусственное – люминесцентные лампы 4 штуки

В кабинете предусмотрено:

– 1 рабочее место педагога

– 6 рабочих мест для подгрупповой работы

– 1 рабочее место для индивидуального занятия

Стены окрашены водоэмульсионной краской.

Пол покрыт линолеумом.

Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.

Мебель в кабинете установлена в контексте общей пластической композиции.

График занятости логопедического кабинета

Понедельник 11.15 – 15.15 Пятница 10.15 – 14.15

Вторник 10.15 – 14.15

Среда 10.40 – 14.40

Четверг 10.55 – 14.55

Правила пользования логопедическим кабинетом

– ключи от кабинета в двух экземплярах (один на вахте, второй у зам. директора по АХЧ)

– влажная уборка и мытье полов в кабинете производится ежедневно;

– после каждого занятия проводится проветривание кабинета;

– по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Основное назначение логопедического кабинета

– проведение диагностического обследования речевого развития учащихся начальных классов;

– проведение подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми;

– консультативная работы учителя-логопеда с родителями (беседы, открытые занятия по показу приёмов работы);

– консультативной работы учителя-логопеда с педагогами (знакомство учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом).

Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой деятельности учителя-логопеда. Критерии, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:

– Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований. – Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований СанПиН; удовлетворение двигательной активности обучающихся; предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.

Рабочие зоны

Рабочая зона логопеда (зона ТСО) представляет собой рабочий стол с выдвигающимися ящиками. В ящиках стола размещены документы логопеда, картотека с данными о детях, родителях. На столе хранятся журнал посещаемости, компьютер, принтер, проектор.

Рабочая зона используется для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

– Зона дидактического, методического сопровождения представлена шкафом для хранения учебного материала: документации логопеда; материала для диагностики; систематизированного дидактического материала; пособий по обучению грамоте; литературы по преодолению общего недоразвития речи; игрового обеспечения (игрушки, настольные игры, обучающие карточки).

– Зона коррекции звукопроизношения оснащена настенным зеркалом (50×100), индивидуальными зеркалами (6 штук), столом; набором карточек для артикуляционной гимнастики, картотекой с играми; одноразовыми шпателями, зондами, пособиями для коррекции звукопроизношения.

– Коррекционно – развивающая зона оснащена комплектом 3 двуместными партами, 6 стульями; магнитной доской; указкой, над доской висит лента букв, слева – плакат «Фонетический разбор слова», справа – «Алфавит. Печатные и рукописные буквы».

Сенсомоторная зона оснащена материалом для развития мелкой моторики. Пособия для развития мелкой и крупной моторики: мозаика, счетные палочки, бусы, пазлы, нейроскакалка.

Зоны использования здоровьесберегающих технологий

Оборудование на развитие ощущений движения органов дыхания, речевого выдоха, сильной воздушной струи. Атрибуты дыхательной гимнастики: «Снежинка», «Облачко», «Бабочки» «Птицы».

Пособия для развития зрения: 1) двигающиеся предметы; 2) зрительные тренажёры; 3) комплексы упражнений по словесным инструкциям.

Су-джок терапия. Использование массажных шариков различного диаметра.

Оборудование логопедического кабинета

Документация

Наименование

Нормативно-правовая база. Законы РФ.

Положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ОУ. Функциональные обязанности учителя-логопеда ОУ.

Паспорт логопедического кабинета.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

Журнал учёта детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Список обучающихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия.

Списки обучающихся по логопедическим группам.

Годовой план логопеда.

Рабочая программа индивидуальной работы по постановке звуков.

Программы коррекционно – развивающей работы.

Программы логопедического сопровождения на детей-инвалидов.

Расписание работы учителя-логопеда.

Анализ логопедической работы за учебный год. Цифровой отчет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: