Ловкие пальцы – красивая речь

Конспект занятия развитие речи в первой младшей группе «Ловкие пальчики» с использованием пальчиковых игр и упражнений.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Конспект занятия развитие речи в первой младшей группе «Ловкие пальчики» с использованием пальчиковых игр и упражнений.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект занятия развитие речи в первой младшей группе «Ловкие пальчики» с использованием пальчиковых игр и упражнений. 42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия развитие речи в первой младшей группе «Ловкие пальчики» с использованием пальчиковых игр и упражнений.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и упражнений.

1. Учить внимательно, слушать потешки и стихи.

2. Учить запоминать, проговаривать отдельные слова, понимать их значение.

1. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений.

2. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

3. Развивать творческое воображение, активную речь.

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

1.Воспитывать у детей чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

Материалы и оборудование: книга сказок, игрушки: зайка, мишка – 2шт, домик, фонограмма музыкальной пальчиковой игры «В лесу», тазик с фасолью, игрушки из киндр-сюрприза.

Приветствие «Свет солнца»

Небо, небо голубое, солнце, солнце золотое. (Идём по кругу, держась за руки)

Дай нам, солнышко, ответ, (Руки вверх)

«Ты нас любишь или нет?» (Руки к себе)

Дарит солнце света луч, освещает всё вокруг! (Машем поднятыми вверх руками)

Мы берём в ладошки свет, (Ладони складываем лодочкой)

Улыбаемся в ответ! (Улыбаемся друг другу)

Дети давайте поздороваемся друг с другом (здороваются)

“Нарисуем большой круг” (рукой показ круга)

” Много лучиков вокруг (рисуем в воздухе лучики)

“Это солнышко сияет – всё собою озаряет”

Прекрасное солнышко! Молодцы! Давайте звонко похлопаем в ладоши.

– Ребята! Я для вас приготовила сюрприз.

– Что это? Правильно книга. Но это не простая книга. Это волшебная книга сказок.

Тише, детки, не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса…

Сказка спряталась пока!

(открываю книгу и достаю игрушку мальчик из «киндр-сюрприза») .

– Сказка, сказка, приходи! Будут рады малыши.

– Жил-был мальчик, маленький да удаленький. Звали его Мальчик с пальчик, потому что он был ростом с пальчик. Он был очень вежливым и всегда со всеми здоровался.

– Ребята! Давайте и мы поздороваемся с каждым пальчиком. На каждой руке живут пять пальчиков.

Я здороваюсь везде – Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)

– Мальчик-с-пальчик грустит. Давайте спросим, почему ему грустно.

– Ребята! Мальчик с пальчик говорит, что потерял свои игрушки. Последний раз, когда он их видел, они вместе резвились в бассейне. Поможем ему найти игрушки?

(На дне «бассейна из фасоли» спрятать игрушки из киндер сюрприза. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.)

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

– Давайте соберем игрушки в волшебную книгу сказок.

– Мальчик с пальчик очень благодарен вам и вашим пальчикам за помощь и приглашает на прогулку в лес. В этом лесу мы можем встретить самых разных животных.

Можно отправляться в путь

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ-топ, топ-топ, топ-топ.

По камушкам, по камушкам

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

– Ребята! Смотрите, кто к нам выбежал. Заинька. Какого цвета зайка? Давайте поздороваемся с ним, погладим его. Давайте поиграем с зайкой.

Жили-были (кистями рук покрутить перед собой “фонарики”)

Зайчики (показываем «ушки» пальцами)

На лесной (прямые руки вверх, пальцы врозь – «дерево»)

В беленькой избушке. («домик»)

Наряжались (покрутить кистями рук внизу)

Надевали (потопать правой ногой)

Тапочки. (потопать левой ногой)

– Зайка непоседа. Он торопится бежать. Отпустим его. Пойдем дальше

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ-топ, топ-топ, топ-топ.

По камушкам, по камушкам

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

– Ребята, а это кто? Давайте поздороваемся с мишками. Медвежата приглашают поиграть с ними. Поиграем?

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили

Вот так, вот так головой своей крутили

(поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так, дружно дерево качали

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

А вразвалочку ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так, и из речки воду пили

(наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (хлопаем руками вверху)

Вот так, вот так, лапы выше поднимали.

– С медвежатами поиграли, сейчас нам нужно возвращаться в детский сад. И мальчику- с- пальчику пора вернуться в сказку.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ-топ, топ-топ, топ-топ.

По камушкам, по камушкам

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

– Вот мы и вернулись. Ребята вам понравилась наша прогулка? С кем мы гуляли? Кого встретили на своем пути? Давайте попрощаемся с мальчиком- с -пальчиком .

Пальчиковая игра «Ловкие пальчики»

Ручки маленьких ребят веселятся и шалят.

Вот мы хлопаем в ладоши: «Ах, какой денек хороший!» (хлопают в ладоши)

Посмотрите: можно ручкой показать на небе тучку (показывают указательным пальцем)

Ну, а если грянет гром – ушки быстренько заткнем. (закрывают уши)

Можем пальчиком грозить: «Ну-ну-ну! Нельзя дерзить!» (грозят пальцем)

В дверь к соседу постучать: «Тук-тук-тук, идем играть!» (стучат кулачком)

Если кашляем, зеваем – ротик ручкой прикрываем. (прикрывают рот ладошкой)

Маленького котика гладим по животику. (поглаживают себя по животу)

Машем ручкой на прощанье: «До свидания! До свидания!» (машут ручкой).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе ” Поможем кошечке” с использованием ИКТ

Составляя это занятие я опиралась на то, чтобы обогатить и расширить представлений детей третьего года жизни об окружающем мире, развить интереса к объектам живой природы и конечно решались зада.

конспект занятия по сенсорике в первой младшей группе весёлые пальчики

констект занятия в первой младшей группе.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Клубничка» на тему: «Использование малых фольклорных форм»

Конспект занятия по развитию речи.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе “Веселые пальчики”.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе по аппликации с использованием пальчиковых игр и упражнений на тему: «Пирамидка для Мишки».

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы.

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Ловкие пальчики»

Конспект организованной образовательной деятельностив первой младшей группе«Ловкие пальчики&raquo.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Веселые пальчики» (пальчиковые игры)

Речевое развитие и развитие мелкой моторики руки в процессе пальчиковых игр.

Консультация-практикум для родителей «Ловкие пальчики — правильная речь»

Татьяна Щербинина
Консультация-практикум для родителей «Ловкие пальчики — правильная речь»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а

умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Развитие мелкой моторики, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребенка.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, тем самым активизируя речь ребенка.

Таким образом, тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Уникальным средством развития речи являются пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируя моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулируют развитие мышления, внимания, воображения, воспитывают эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной. Также они дают пальчикам полноценный отдых, и кроме того, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стихи помогают детям снять моральное напряжение.

Таким образом, использование пальчиковыхигр и упражнений помогают детям:

• улучшить звукопроизношение и обогатить лексику;

• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят старшего дошкольного возраста;

• развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

• ориентироваться в пространстве;

• если ребенок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Кроме пальчиковых игр полезен массаж и самомассаж пальцев рук. Самомассаж пальцев рук –стимуляция активных точек при помощи различных приспособлений: грецкие орехи, колючие шарики, валики, массажные мячи, су джоки, сухой бассейн. Упражнения с использованием эспандера способствуют развитию силы кисти и пальцев рук.

1. Большой палец соединяется с каждым 4 раза

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

А чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

2. Сжимать эспандер

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам,

Станут пальчики сильнее,

А головушка умнее.

2. Катать массажный мяч между ладонями

Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат,

Спинку поглажу, животик потру,

Нравится очень это ежу.

К каждой иголочке я прикоснусь

И мне неважно, что я уколюсь

3. Катать грецкий орех

Я катаю свой орех,

Чтобы был круглее всех.

Крепко в кулачок зажми,

Да смотри, не урони.

В другую руку передай,

Сжимать снова начинай.

Ладошкам надо отдохнуть,

Орех в коробочку вернуть.

(по О. И. Крупенчук)

4. Сухой бассейн для рук способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формирование произвольных движений пальцев рук.

В этой баночке не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для затей,

Мы их достанем поскорей.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

5. Кинезиологические упражнения

Кинезиология – это наука о мышцах и выполняемых ими движениях. Кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», направлены на развитие межполушарного взаимодействия, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность.

Мы играли в ладушки,

Жарили оладушки. (одновременно поворачиваем ладони: одну

Так пожарим, повернем вверх, другую вниз

И опять играть начнем.

Вот ладонь, а вот кулак, (левая рука – ладонь, правая – кулак)

Все быстрее делай так.

Лягушка хочет в пруд, (Кулак, ребро, ладонь)

Лягушке скучно тут. (кулак, ребро, ладонь)

Развивающее пособие «Свинка» для детей раннего возраста Известно, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти,.

Рекомендации для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики рук» Уважаемые родители! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники.

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие

Уже не для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.

Мелкая моторика – это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т.п. Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже – формирование речи.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики— движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.

Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.

Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

· Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

· Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

· Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

· Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

· Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

· Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

· Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

· Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

· Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

· Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

· Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

· Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

· Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

· Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем на обеих

Барабанит по окошку, руках пальцы, начиная с больших.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от воды.

Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол

Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

© МКДОУ д/с № 164 “Золотой петушок”, 2008 – 2021

Проект “Ловкие пальчики. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей”

Данная презентация содержит материал, который будет полезен педагогам дошкольных учреждений.

Содержимое разработки

Проект «Ловкие пальчики. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»

МДОБУ «Детский сад «Солнышко»

  • В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55, 5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей), увеличение числа патологий беременности (родовые травмы), социальные проблемы. В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов.
  • Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
  • Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития речи, неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного запаса. Наблюдения за детьми в ходе занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают. У детей слабо развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.
  • Это определило тему моей дальнейшей работы «Сенсорное развитие детей через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр»

Цель и задачи проекта

Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд для родителей.

Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.

  • Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.

  • Изучение литературы по теме:

Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

  • Тема «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики»

Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием. Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми, игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в детском саду, даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях.

Создание картотеки пальчиковой гимнастики по лексическим темам

«Умывалочка», «Мяч», «Это я!», «Вышел дождик на прогулку»

«Осенние листья», «Засолка капусты», «Слива», «Цветок»

«Утята», «Кто приехал?» «Много мебели в квартире», «Тарелка»

«Снежинки», «Кормушка», «Сидит белка на тележке», «Елочка»

«Зимние забавы», «Кот Царапка», «Я – художник»

«Перчатки», «Обувь», «Мяу – котенок», «Есть у нас драчливый гусь»

«Подарки», Приготовили обед», «Ходилочка», «Транспорт»

«Раз – весна..», «»В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в гнезде»

«Помощники», «Мой город», «Пион», «Бабочка»

  • Информационный стенд для родителей с рекомендациями .

  • Проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке.

мячиков между ладоней.

«Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех!»

  • кольца Су Джок

«Я колечко примеряю

И совсем не забываю

Каждый пальчик нарядить

Чтобы мне здоровой быть!»

Как устанем – перестанем»

Работа с детьми, включающая манипуляции с предметами

  • «Волшебные дорожки»

Описание : выкладывание бусин по нарисованным линиям с одновременным проговариванием стихотворения:

«Нарядили ножки В новые сапожки, Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. Вы шагайте, топайте, По лужам не шлепайте. В грязь не заходите, Сапожки не рвите.

Манипуляции с предметами

  • Игра «Найди и

«Я для каждого зверька

Подберу скорей дружка.

Вместе будет веселей

Им еще найти друзей!»

Манипуляции с предметами

  • «Веселая гусеница»

Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения:

Ползи по дорожке

Дам тебе лепешек».

Манипуляции с предметами

Цель: закрепление цвета, счета, навыка соотносить количество и цифру.

«Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаю я считать.

Вы за мною повторяйте,

От меня не отставайте!»

Манипуляции с предметами

  • Перекладывание теннисных мячиков ложкой
  • Выкладывание букв и цифр на магнитную доску, составление узоров.

Манипуляции с предметами

Используются как массажер и для передвигания косточек.

«Раз, два – шли утята

Три, четыре – за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал.

А десятый испугался

– «Пи-пи-пи!» – «Не пищи!

Мы тут рядом, поищи!»

Манипуляции с предметами

Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам.

«Мы играем в паровоз,

Ничего, что нет колес,

Зато есть дорога!»

  • Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.
  • Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память.
  • Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

  • Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.
  • Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики
  • Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

1. Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

2. Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

3. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

4. Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

5. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

6. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»

Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Эти выводы не случайны. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Какую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Прежде всего, обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Выполнение упражнений с пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Вот одни из упражнений, которые нужно применять дома:

«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало. (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть)

«Человечек»

Топ-топ-топ!» – топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке. (Указательный и средний пальцы «ходят» по столу)

«Посчитаем»

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Раз- два – три – четыре-пять!

Будем пальчики считать – Крепкие, дружные.

Все такие нужные… (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать, этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)

Составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик). Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

“Замок”

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

Очень скоро лето, поэтому как никогда актуальны игры с водой и в воде. В том числе – всевозможные вылавливания.

«Рыболовы»

В тазик с водой можно положить мелкие игрушки. Выдайте малышу ложку, пусть вылавливает. (Не забывайте, что всё должно иметь игровой подтекст). Например, возьмите любую игрушку (мишку, куклу и т.д.) скажите малышу, что она шла по мостику через речку, и обронил все «грибочки» из корзинки. Попросите малыша выловить их!

«Переносим воду»

В одну миску наливаем воду, а вторую оставляем сухой. Теперь, показываем малышу, как с помощью губки, мы собираем воду и переносим ее в другую миску. Когда упражнение будет выполнено, налейте немного воды на стол и попросите малыша убрать лужицу со стола.

«Из миски в миску»

Переливать воду из миски в миску можно чем угодно. Например: ложкой, кофейной чашечкой, пипеткой, резиновой грушей, шприцом. Научите ребенка управляться с этими предметами, покажите сами и сделайте несколько движений его ручкой. Конечно, учитывайте возраст малыша: работа с пипеткой и шприцом под силу ребенку 2-х лет и старше. Дети могут делать это до бесконечности.

«Взбиваем пену»

Научите ребёнка взбивать пенку. Налейте в миску воду, добавьте немного шампуня. Теперь, покажите ребёнку, как надо правильно взбивать. Придерживая миску левой рукой, делать вращательные движения правой рукой, по часовой стрелке. Обратите внимание вашего малыша на образование пены, как бы, удивляясь и радуясь вместе с ним. Вначале помогите ему, придерживая его руку.

«Купание»

Вы купаете ребенка, пусть он помоет игрушку, сначала губкой, а потом и водой смыть пену.

Прищепки. Прищепки – это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные – сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки, ёжика, солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке или ёжику – иголки из прищепок, солнышку – лучики и т.д.

Игры с крупами. Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Теперь вам понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль. Как можно пересыпать? Ложкой из миски в миску (или из чашки в чашку), раскладывать ложкой крупу поровну в 3 маленькие чашечки. Главное: учите ребенка держать ложку правильно, не в кулаке, а 3 пальцами. Чем раньше вы правильно вложите ложку в ручку малыша, тем меньше проблем у вас будет с переучиванием в 4 или 5 лет. Как только потянулся сам кушать – тут же и вкладывайте ложку, и сразу – правильно. Годовалый малыш вполне может освоить это нехитрое дело.

«Волшебное сито»

Скажите: “в этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать “сахаром” песочный “торт” и т.п.

«Сортировка»

Попросите малыша разложить крупинки на 3 кучки: в одну кучку пусть кладет гречку, в другую – горох, а в третью – фасоль. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка – это простейшая мыслительная операция.

Применяйте простые упражнения для тренировки мелкой мускулатуры: катание шестигранных карандашей. Перебирание палочек. Рисование тонкой и толстой кисточкой, пальцем. Рисование карандашом. Лепка из теста, пластилина. Различные виды конструктора. Различные виды мозаики. Игры со шнурками, с верёвочками.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.

Как сделать интересной автоматизацию звуков

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным

Трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «не Вкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «Давай поиграем». Очень Важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям. Если же ребенок упорно отказывается от занятий, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы делаете не так.
Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию, учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент. Многие родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «Придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель занятий — правильное произнесение звука — должна сохраняться на протяжении всей игры.
Предлагаю вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно.
« Загадки»
Для этой игры потребуются: шесть-семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки», наверняка повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь — корова — ворона — жираф — ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, Потому что неживая, затем ворону — птица, потом корову — домашнее животное, две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определял количество слогов, даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.
«Слова вокруг нас»
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных»в названии которых есть звук (р) (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф), или
«Назови слово со звуком [с]»(снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки). В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте очереди, дома. Постепенно ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Игр для закрепления звуков во фразе очень много. Вот некоторые из них, особенно нравящиеся детям.
«Весёлые рифмовки»
Игра учит ребенка рифмовать слова, т.е. подбирать их по звучанию. Во фразах для рифмовок должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно расскажет их всем.

На картинке у Кирилла (ребёнок продолжает начатую фразу) Три зубастых Крокодила. или
Очень Грустная горилла или
Кенгуру заговорила или
Черепаха суп варила

Ромашки на кармашке У маленькой Наташки. А в кармашке уНаташки Разноцветные стекляшки или
Три усатых таракашки или
Пуговицы от рубашки
или
Фотография Аркашки.
«Найди ошибку»
Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе,«Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуй придумать вместе с ним стихотворные варианты нелепиц.
На бахче растут медузы. В море плавают арбузы.

Расцвели на клумбе козы,
На лугу пасутся розы.

«Расскажи и покажи»
Предложите ребенку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями.
Мухомор на тонкой ножке
(Встаньте на одну ногу. Руки на поясе).
Вырос на лесной дорожке,
(Поднимите руки вверх и в стороны).
Ждет прихода грибников.
(Поднесите руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите вдаль, поворачиваясь слева направо). Кто сорвать его готов?
(Жест вопроса и удивления). Знают грибники прекрасно: (Ритмично погрозите пальцем). Мухоморы есть опасно! (Погладьте живот. Вытяни руки вперед ладонямиот себя, какбы отказываясь от чего-то).
Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребенком, превратите этот процесс в увлекательную игру.
Не забывайте про основную цель ваших занятий — правильное произношение звука и контролируйте, напоминайте, исправляйте!
Стремление правильно повторить нужное движение непроизвольно переносит внимание ребенка с произносительной стороны речи на собственно движение. И если ему удается качественно сочетать правильное произношение с нужным движением, значит он готов перейти на следующий, более высокий уровень автоматизации звука. Забавные стихи с движениями — это и речевая зарядка, и физкультминутка во время занятий, и веселая утренняя гимнастика, и просто забавная игра.
В литературе можно найти много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их на занятиях. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку, дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость — от этого во многом зависит результат.
И еще один совет: умейте всегда вовремя остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как прием вкусной пищи — «Лучше НЕДО, чем ПЕРЕ!» — золотое правило игры. Пусть ребенок уйдет от вас с живым интересом к игре и острым желанием продолжить ее завтра.

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным

Краткая аннотация: Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему – то, что не вызывает у него интереса. Автоматизацию звуков лучше осуществлять в игровой форме.

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным

Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему – то, что не вызывает у него интереса. Автоматизацию звуков лучше осуществлять в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития автоматизации будет протекать активнее, быстрее.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.

Многие молодые специалисты и родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И так как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Результат занятий во многом зависит, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в интересную игру. Конечно, основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

Игры со звуками

Предлагаю вам несколько игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по – разному. Например: рысь – лошадь – сорока – жираф – машина. Из данной серии последовательно можно убрать машину, потому что неживая, затем сороку – птица, потом лошадь – домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и описать черты двух сходных предметов.

Также научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

«Следопыт»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Затем усложните игру – вспоминайте слова с закрепляемым звуком, по какой — то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук (р)» (зебра, носорог, тигр и т.д.), или «Назови «зимнее» слово со звуком (с)» (снег, снеговик, Снегурочка, санки и т.д.).

Постепенно ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Игр для закрепления звуков во фразе очень много.

Упражнение «Поймай звук»

В волшебной стране летает много звуков. Если услышите звук (л), хлопайте в ладоши и произносите: в, м, н, л, б, л, л, с, к…. А теперь зовите звук (л) к себе, услышав его в частях слов, т.е. в слогах – ла, бо, ры, вла… Если в слове услышите звук (л), топайте (лодка, сова, машина, лампа и т.д.)

Упражнение «Собери цветок»

На столе разложены лепестки. В стране звуков распустились прекрасные цветы. Нам нужно собрать цветок, в названиях лепестков которого есть звук (с). Дети собирают цветок, логопед проверяет правильность выполнения

Игра «Наоборот»

Скажите слова наоборот:

В них Г поставьте вперёд:

  • Тихий – громкий,
  • чистый — …,
  • весёлый -…,
  • умный -….,
  • сытый -….
  • звонкий -….,
  • шершавый -…

Игра «Найди ошибку»

Ребенок должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу» и т.д. Нелепость ситуаций забавляет детей.

Не забывайте про основную цель ваших занятий – правильное произношение звука и контролируйте, напоминайте, исправляйте!

В литературе можно найти много речевого материала: скороговорок, дразнилок, потешек, считалок, небольших стихов и т.д. используйте их на занятиях. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Читайте также:
Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: