Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для педагогов

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Составил: учитель – логопед

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Три кита, на которых стоит логоритмика – это движение, музыка и речь.

Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями, который способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики,

координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного

тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа

включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и

ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической

моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного

звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка, посредством движения.

Скачать:

Вложение Размер
logoritmika_statya.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Составил: учитель – логопед

МДОУ “ЦРР д/с 102”

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Три кита, на которых стоит логоритмика – это движение, музыка и речь.

Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями, который способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
1. Развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики,

координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного

тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений . Эта работа

включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и

ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической

моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного

звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка , посредством движения.

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики с помощью логоритмических игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, логопедических попевок.
  • формирование правильного дыхания (умение делать глубокий вдох и длительный выдох).
  • развитие способности ориентироваться в пространстве (музыкальные игры).
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью (хороводы, игры с пением).
  • развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи (высота, сила, тембр голоса) с помощью дидактических игр «Угадай-ка» (определение соответствия музыки, движения, голоса с образом животных, «Угадай, на чем играю» и т. д.)

К методическим приемам относятся:

  • показ упражнений
  • совместное выполнение движений
  • словесная инструкция
  • пояснение с конкретным показом движения

Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.

Ритмопластика – своеобразный музыкально-ритмический психотренинг. «Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку.

«Ритмический» – значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, тренируются все психические процессы: восприятие, внимание, память, эмоции и чувства, мышление и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, координация движений.

Ребенок приобретает умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье.

Ритмопластика доступна всем детям без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др.

Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве.

Хорошо известно, что танец способствует раскрытию внутреннего мира ребенка через эмоции, к тому же это еще и самый доступный способ самовыражения ребенка, когда ему еще трудно словами сказать, что он чувствует и что с ним происходит.

Значение танца для ребенка заключается в том, что он помогает снять эмоциональное напряжение безопасным способом. Ведь не всегда малыш может высказать и адекватно выразить свои негативные чувства: гнев, обиду и т. п.

Основная цель программы «ритмопластика» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка.

Важными задачами ритмического воспитания являются:

  • Развитие музыкальности
  • Развитие пластичности
  • Развитие умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях

Практика показала, что регулярное включение элементов логоритмики и ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

В результате этого у детей:

  • нормализуются психические процессы и свойства;
  • быстрее формируются двигательные навыки;
  • чище и грамотнее станет речь;
  • эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности.

Примерные упражнения для логоритмики:

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)

Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)

Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)

Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады – лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо (опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

Надувают шарик быстро (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга),

Он становится большой (медленно развести руки в стороны).

Вдруг шар лопнул (хлопок в ладоши),

Воздух вышел (подуть на ладони),

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку).

– Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)

Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)

-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)

– Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)

Это ты в траве шуршишь?

– ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

– Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Не боюсь твоих «шу-шу» ( погрозить пальчиком)

– У-ку-шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь),

Вот козлик рогатый (указательный палец и мизинец выставить вперед).

На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед).

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз).

Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест – накрест).

И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).

Мой пальчик – непоседа,

Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)

А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)

Раз, два, три, четыре, пять , (прыжки на двух ногах)

Вышел дождик погулять! (марш)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)

Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)

«По газону не ходить!» (отрицание – головой)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие – на выдохе)

И ушел. Газон засох . (присесть)

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю ! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

«Шел по берегу петух»

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)

Поскользнулся, в речку – бух ! (круговые движения руками, затем приседают)

Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну

Затем руки я помою, («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)

«Деревцо»
Ветер дует нам в лицо (махать руками ладошками к себе),
Закачалось деревцо (руки подняты, покачивание туловищем из стороны в сторону).
Ветер тише, тише, тише (плавно опускают руки).
Деревцо всё выше, выше (поднять руки и потянуться вверх).

Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические.

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольников.

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но .

Проект по теме самообразования “Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников”.

семинар-практикум «КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» выступление на тему: «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольников»

составила учитель-логопед Тихонова М.А.

«Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ЗПР средствами логопедической ритмики»

Перед нами, специалистами, работающими с такими детьми, встала проблема – создать оптимальные условия одновременно для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфе.

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией.

Технологии коррекции мануальной диспраксии как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) наряду с недоразвитием всех речевых компонентов отмечаются проблемы психомоторного развития, которые характеризуются как мануальная диспраксия. Одним из .

Детская логоритмика

Содержание статьи

  • Цели и задачи логоритмики
  • Как проводятся занятия: особенности логоритмики

Логоритмика – одна из технологий детской коррекционной программы, которая благодаря определенным приемам соединяет движения, слова и музыку. Логопед на занятиях прорабатывает с малышами не только речь, но одновременно артикуляционную, общую и мелкую моторику. У детей без серьезных усилий быстро развиваются речь, двигательные навыки, способности к преодолению трудностей, творческое начало. Если каждый день в одно и то же время выполнять специальные упражнения (на расслабление, дыхательно-голосовые и др.), дети входят в правильный, здоровый режим. Во время регулярных занятий логопедической логоритмикой гармонично перестраиваются различные системы организма – двигательная, дыхательная, сердечно-сосудистая и др. Источник:
Шашкина Г.Р.
Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г.Р. Шашкина. – М.:
Академия,2005.-192с.

Цель логоритмики заключается в том, чтобы у детей укреплялась мимическая мускулатура, развивалась моторика, устанавливались ритм и темп дыхания во время речи, формировалась фонетическая система. Дети учатся сочетать речь и движения, подчиняя их одному ритму, формируют пространственную ориентацию, развивают мелодико-интонационные свойства речи. Источник:
Волкова Г.А.
Логопедическая ритмика. – М., 2002.

Задачи метода логоритмики:

  • правильная осанка, координация движений при беге, ходьбе, гармоничные движения рук и ног;
  • устранение скованности, напряжения;
  • воспитание свободы в действиях;
  • имитационные движения;
  • развитие внимания – слухового и речевого;
  • развитие моторики, силы голоса, выразительности речи, артикуляции, правильного дыхания, точности движений;
  • правильная мимика.

Как проводятся занятия: особенности логоритмики

Длительность занятия – 30-40 минут, она зависит от возраста детей. Работать с детьми может один логопед или вместе с музыкальным руководителем.

Основные средства логоритмики – это:

  • упражнения для развития голоса, дыхания;
  • ходьба в разные стороны;
  • пение;
  • упражнения на ритмику;
  • активизация внимания;
  • регулирование мышечного тонуса;
  • упражнения на развитие речи без музыки;
  • упражнения для развития чувства темпа музыки;
  • упражнения на моторику – общую и мелкую.

Например, дыхательные упражнения позволяют увеличить длительность и силу вдоха, проработать правильное дыхание. Они могут сочетаться с приседаниями, движениями руками. На выдохе произносятся специальные слова и фразы. Во время логоритмики проводятся и игры на развитие речи, к примеру, подражание животным, их голосам.

Каждое занятие – это увлекательный и доступный сюжет. В группах обычно – 4-5 детей с 2-3-х до 6-ти лет. При формировании групп учитываются индивидуальные особенности ребят, чтобы занятия были эффективными и интересными для всех. Для детей с заиканием предусмотрены специальные занятия, основанные на речевом дыхании, выработке синхронизации между речью и движениями. Источник:
Лопатина Л.В.
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб: Союз, 2004.

Логоритмика – это эффективная коррекция имеющихся нарушений, а также профилактика их возникновения. Специалисты успешно борются с задержками речевого развития, заиканием, общим недоразвитием речи, ринолалией.

  1. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г.Р. Шашкина. – М.: Академия,2005.-192с.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб: Союз, 2004.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Презентация к уроку

В настоящее время система дошкольного образования претерпевает существенные изменения. Среди проблем дошкольного образования главными являются вопросы изменения содержания дошкольного образования, форм и условий работы с детьми дошкольного возраста и необходимой подготовки педагогических кадров, способных осуществлять эту работу.

Одной из актуальных задач системы дошкольного образования на современном этапе является совершенствование коррекционно-педагогической и социально-психологической помощи детям. О важности раннего выявления и коррекции недостатков в психофизическом развитии ребенка говорится много. Но такая коррекционно-педагогическая деятельность так и не стала приоритетной в реальной практике системы дошкольного образования.

По мнению В.И. Селиверстова, система коррекционно-педагогической помощи не охватывает значительную часть нуждающихся в ней детей дошкольного возраста. Сеть дошкольных учреждений (групп) компенсирующего вида осуществляет помощь лишь детям с выраженными отклонениями в психофизическом развитии (не более 2,5-3 % от всех детей дошкольного возраста). Вместе с тем, по разным причинам, в остальных видах детских садов среди нормально развивающихся сверстников оказывается большое количество детей с так называемыми «стертыми», слабо выраженными формами нарушений. Такие дети не получают специальной помощи и испытывают значительные трудности в усвоении образовательной программы, а в последствии в адаптации к новому виду деятельности – школьному обучению, потенциально составляя своеобразную «группу риска» в системе начального общего образования.

В сферу нашей деятельности, как педагогов-логопедов входит: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.

Педагог-логопед учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт, делится им с коллегами, единомышленниками.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют, побуждают педагогов к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов коррекционного обучения в соответствии с требованиями жизни.

В этой связи передо мной встала задача своевременного успешного предупреждения и преодоления недостатков психофизического развития детей в процессе организованной коррекционно-педагогической помощи детям, с так называемыми «стертыми», слабо выраженными формами нарушений.

В своей педагогической деятельности я стараюсь вести целенаправленную систематическую работу по формированию специальных мотивов, потребности в употреблении полученных знаний на занятиях, на материале, выходящем за рамки обучения, используя в работе эффективные, интересные, занимательные для детей приемы.

На мой взгляд, перспективным направлением совершенствования коррекционно-педагогического процесса детей общеобразовательных учреждений является использование логоритмических средств и приемов на логопедических занятиях.

Внимание детей всегда привлекает новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы.
Но при этом эффективность педагогического воздействия также зависит от активности, заинтересованности ребенка на занятиях. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

В ходе диагностики детей, проводимой в стенах дошкольного учреждения, ежедневных наблюдений за ними на занятиях и в свободной деятельности, подтверждается тот факт, что у детей, так называемых, массовых групп присутствуют:

  • вариативное нарушение компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, мимики, мелодико-интонационной стороны речи;
  • отмечаются стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • внимание, восприятие, память и мышление ниже возрастного минимума;
  • выявляются нарушения, как общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Поэтому дети, при формировании чистой и правильной речи, нуждаются во вспомогательных средствах и приемах логоритмики, которые облегчают, направляют, вовлекают детей в процесс становления базовых основ речевой деятельности, тем самым, способствуя корригированию самой речи. О чем в свое время писали: Г.А.Волкова, Н.А.Тугова, Н.А Рычкова, В.А.Гринер, Е.В.Оганесян, Г.Р.Шашкина и другие авторы.

Поэтому, я считаю необходимым разрабатывание и усовершенствование приемов и методов использования средств и приемов логопедической ритмики на логопедических занятиях.

Итак, ЛОГОРИТМИКА!

Логопедическая ритмика – это ветвь лечебной ритмики, которая является одной из форм активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Всё, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Создателем системы был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Сущность метода Э. Жак-Далькроза заключается в том, что при помощи сочетания ритма, музыки и движения он решал задачу ” воспитания ритма” сначала у музыкантов, а затем, используя специально подобранные упражнения, автор начал заниматься с детьми дошкольного возраста, развивая у них музыкальный слух, память, внимание, ритмичность и пластическую выразительность движений. Дальнейшее развитие система Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Большая заслуга в этом принадлежит Н.Г. Александровой и В.А. Гринер. Из системы занятий ритмической гимнастикой и музыкального ритмического воздействия выделяется лечебная ритмика. Формируется особое направление ритмического воздействия на людей с речевой патологией в реабилитационных целях – логопедическая ритмика. Первоначально логопедическая ритмика использовалась в работе с заикающимися дошкольниками по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой.

Логопедическая ритмика с тех пор занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Объектом логопедической ритмики является человек (ребёнок) с речевой патологией.

Предметом – многообразные нарушения психомоторных функций людей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Целью – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Все направления логоритмической работы условно можно разделить на две части – на развитие речевых процессов и на развитие неречевых процессов. Тем, кто проводит занятия с элементами логоритмики, хорошо известны эти направления:

Я не буду их перечислять. Все они отражены на экране.

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Мы же определили для себя основные ступени таким образом:

Слышать,
Видеть,
Понимать
И пространство ощущать.
Петь, дышать,
Играть ритмично-громко, тихо, высоко, низко, в темпе и легко,
Самому придумать что-то,
Изменяя ход игры.
Вот тогда достигнем цели –
Чистой речи детворы!

Первая задача, которую нужно решать, – это учить слушать и слышать, слышать логопеда, звучащие предметы, музыку.
Затем – видеть, концентрировать внимание на ведущем. Реагировать на него, видеть предметы, с которыми необходимо выполнять действия.
Понимать просьбу, инструкцию – следующая ступень работы.
Ощущать пространство, учить ориентироваться в нем, не наталкиваясь друг на друга, на предметы – очередной шаг в работе.
Многократное повторение движений – это залог успеха. «То, что постоянно повторяется, переходит в привычку».
Параллельно поем, развивая вокально-певческие навыки, вырабатываем длительный плавный выдох, играем на музыкальных инструментах.
Научить ребенка проявлять творчество, фантазировать, включать воображение, находить решение самостоятельно – это одна из самых сложных задач для педагога.

Логоритмическое воздействие осуществляется поэтапно, в соответствии с логопедической коррекцией. С этой целью используются следующие средства логопедической ритмики:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус: общеразвивающие и коррекционные.

Общеразвивающие воздействуют на мышцы спины, плечевого пояса, рук, ног. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, кубики, ленты и пр.) и без предметов.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития чувства равновесия, формирования правильной осанки;

  • упражнения и игры для развития общей, тонкой моторки;
  • для развития мимики, пантомимики;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • подвижные игры: несюжетные, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта;
  • упражнения и игры для развития творческой инициативы;
  • заключительные упражнения.

В работе логопеда с детьми выделяются: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, задачи логоритмического воздействия на подготовительном этапе:

  • развитие музыкального, звуковысотного, тембрового слуха;
  • певческого диапазона голоса;
  • чувства ритма;
  • слухового внимания;
  • пространственной организации движений;
  • общей и тонкой моторики, мимики;
  • артикуляционная моторика для формирования базы звуков.

Задачи логоритмического воздействия на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков(постановка звука, автоматизация, дифференциации звуков)

  • Продолжение развития неречевых функций, указанных на под. этапе. Особое внимание обращаем на: совершенствование речевой моторики (переключаемость, координация, точность выполнения движения)
  • Развитие мыслительных операций:
  • сравнения и обобщения;
  • звуковысотного слуха;
  • фонематического восприятия;
  • воспитания связи между звуком и его музыкальным образом.

Задачи логоритмического воздействия на этапе формирования коммуникативных умений и навыков:

  • закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
  • дальнейшее развитие музыкального слуха;
  • певческого диапазона голоса;
  • мимики, пантомимики;
  • артикуляционной моторики;
  • просодии речи;
  • фонематического восприятия;
  • формирования навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Таким образом, логопедическое занятие, с элементами логоритмики включает в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с предметами, музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Развитие чувства ритма.
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
Развитие певческих данных.
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонетические упражнения. Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.
Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей.

В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

К проведению логопедического занятия с элементами логоритмики, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:

  • Занятия составляются с опорой на лексические темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
  • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Работая с детьми, мы обозначали для себя некоторые правила, которые являются залогом успеха и определяют личностно-ориентированный подход к решению педагогических проблем.

Правила успеха:

  • Помним, что «один в поле не воин», поэтому, чем больше специалистов и родителей будет работать с ребенком, тем быстрее и эффективнее пойдет процесс становления речи.
  • Ребенок заговорит тогда, когда мы захотим его слушать.
  • Мы очень терпеливы и понимаем: если ребенок не выполняет задание, он не издевается над нами, он просто не может этого сделать.
  • Играя с ребенком, мы присаживаемся на низкий стул, давая возможность видеть свое лицо, четкую дикцию, говорим медленно нараспев.
  • Наши занятия – это не уроки в школе. Даже самый сложный материал легче усваивается в игре. Занятия со сказочным сюжетом стимулируют развитие воображения, речи и внимания.
  • Играя с ребенком, нужно выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
  • Мы не сравниваем детей с друг другом, а принимаем их такими, какие они есть.

Безусловно, лучшим способом организации работы является сотрудничество. Мы избрали для себя междисциплинарную форму. У каждого свой вид деятельности, но цель общая – развитие и воспитание ребенка. Логопед составляет конспект занятия, задает лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыку, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения. Психолог проводит на занятии игры по развитию психических процессов, согласно лексической теме. Он же осуществляет наблюдения за детьми и за отношениями между детьми и взрослыми. Семья проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 16.05.2019 2019-05-16

Статья просмотрена: 542 раза

Библиографическое описание:

Дмитриченко, Л. Г. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий / Л. Г. Дмитриченко, О. А. Серова, Н. Г. Шеховцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 471-472. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59082/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В последнее время возрастает число детей с различными нарушениями речи. Логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, создают хороший эмоциональный настрой, способствуют более открытому общению со сверстниками.

Ключевые слова: логоритмика, дошкольный возраст, развитие речи, упражнения.

Введение

Формирование всесторонне развитой личности ребенка – основная задача программ детских садов, которые учитывают развитие дошкольника через систематическое общение со сверстниками и педагогами. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы обучить ребенка формулировать собственные мысли правильным, грамотным литературным языком, хорошо пользоваться разговорной речью, воспитывать звуковую культуру речи. Правильная речь — важное условие удачного обучения в школе. Речь дошкольников на этапе ее формирования иногда изобилует дефектами звукопроизношения. Слабая сформированность речевого или же фонематического слуха – это отсутствие возможности понимания на слух, слабая дифференциация звуков речи. Здесь особенно важно, чтобы речевая среда дошкольника была грамотно сформирована. Логоритмика — это вид коррекционной работы, в которой преодоление речевых нарушений идет методом соединения двигательной активности ребенка в сочетании с текстом и музыкой.

Основная часть

Именно дети с нарушением речи часто страдают и от нарушения общей моторики. Обычно мы наблюдаем у таких детей нарушение чувства ритма, внимания и недостаточную координацию. Развитие общей моторики способствует развитию речи. Четкие упражнения для рук, ног, туловища и головы развивают общую моторику, что в свою очередь стимулирует мозговые процессы, а соответственно и речь дошкольника.

Цель логоритмики: исправление речевого нарушения путём коррекции двигательной сферы.

Методы логоритмики:

Содержание иформы работы по логоритмике.

  1. Художественное слово
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Речевые игры
  5. Подвижные игры
  6. Общие физические упражнения
  7. Музыкальная ритмика
  8. Пение
  9. Релаксация.

Приведенные логоритмические формы невозможно выполнить за одно занятие, здесь мы приводим их для ориентировки системной работы, однако, есть обязательные части, которые должны присутствовать в каждом занятии: художественное слово, музыкальная ритмика и релаксация. Если систематически проводить эти занятия, которые замечательно воспринимаются детьми, то можно добиться результатов значительно быстрее. Логоритмические занятия способствуют не только улучшению речи ребенка, но и его всестороннему развитию: улучшается умение ориентироваться в окружающем мире, появляется ответственность к выполнению творческих заданий, способность преодолевать проблемы, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Повседневное выполнение логоритмических упражнений в свободное время и по желанию ребенка (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с перемещением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с перемещением и т. д.) приучает детей к режиму, способствует перестройке систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной и др. Логоритмика включает в себя:

– ходьбу в разных направлениях;

– упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

– упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

– речевые упражнения без музыкального сопровождения;

– упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

– упражнения на развитие мелкой моторики.

Раскрывая возможности логоритмических занятий для детей, авторы постарались доказать их важность для воспитания в ребенке не только грамотной речи, как основной задачи, но и чувства доброжелательности и взаимопомощи, развития духовно-эстетического мира ребенка. Подражательность, самостоятельность и коллективизм – это немногие личностные качества, которым помогает проявиться логоритмика. Ожидаемые результаты работы от системных занятий – это положительная динамика правильного звукопроизношения; постановка правильного темпа речи, ритма дыхания; развитие речевого выдоха; улучшение речевой памяти; способность к выполнению артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений в едином ритме; развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением. Комплекс логоритмических упражнений способствует снижению психоэмоционального напряжения, укреплению здоровья детей и общей нормализации речи.

Вывод

Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Выполняемые под музыку, они формируют у детей чувство ритма, внимания, координации, а многократное повторение простых звучаний является полезным для развития речи ребёнка. Систематические занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

  1. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.
  2. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой — СПб.: КАРО, 2005. — (Коррекционноая педагогика).
  4. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
  5. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Логритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

  • Тематическое планирование (1)
  • Профессиональные стрессы (1)
  • Речевое развитие детей с ОВЗ (4)
  • Подготовка к школе (2)

Логритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Участники: Педагоги ДОУ.
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию логоритмических упражнений в ходе ОД.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на логопедических занятиях с использованием логоритмики.

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

– Сегодня мастер-класс, который подразумевает активное общение участников данного мероприятия.

– В круг скорее вы вставайте и со мною поиграйте.

Игра «Назови имя и прилагательное на первый звук».

– Будем мяч передавать имя называть и прилагательное на первый звук вашего имени, например Наталья – напористая.

– Какой замечательный педагогический состав.

Предлагаю выполнить всем вместе артикуляционную гимнастику под музыку.

– Присаживайтесь на свои места.

В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения. Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  1. Оздоровительные

В результате решения оздоровительных задач: укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани.

  1. Образовательные.

Осуществление образовательных задач способствует формированию пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. Происходит развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.

Развитию ловкости, силы, переключаемости, координации движений. Дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыки (понятие темпа, ритма и т.п.).

  1. Воспитательные.

Решение воспитательных задач способствует развитию способности восприятия музыкальных образов, умению перевоплощаться, развитию выразительности и грации движений. Позволяет воспитывать чувство коллективизма, действовать согласно правилам игр и упражнений.

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования

  • Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня, среди недели).
  • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
  • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • При составлении занятий не обязательно, чтобы были включены упражнения сразу всех разделов. Следует учитывать степень трудности заданий, избегать использование речевых заданий, следующих сразу после особо подвижных упражнений.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Представим, что мы с вами дети средней группы, тема недели: «Посуда»

Выполним пальчиковую гимнастику в разном темпе. Сначала медленно и громко, затем быстро и тихо.

Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Раз, два, три, четыре –

(попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чашку, чайник, ковшик, ложку и большую поварешку.

(загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды)
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.

(снова загибают пальчики)
Так мы маме помогали!

Приглашаю пятерых желающих. Игровое упражнение «Посуда»

Вот большой стеклянный
чайник:
Дети надувают животик.
Очень важный, как начальник!
Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки!
Приседают, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни – разобьются!
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке.
Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.
Вот пластмассовый поднос:
Он посуду нам принес!
Чистоговорки:

Да – да – да – вот посуда. Ды – ды – ды – нет посуды. Ду – ду – ду – на посуду.

А теперь внимание на экран. Вашему вниманию физкультминутка с детьми средней группы «Самовар» под музыку.

Рефлексия мастер – класса

Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую на логоритмических занятиях.

– Что Вы получили для себя на данном занятии?

– Что вы пожелаете всем участникам группы и присутствующим?

– Чем бы вы смогли поделиться с коллегами?

Я желаю вам профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!

Методические рекомендации для педагога «Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений»

Дошкольное детство — самый благоприятный период для развития речи от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и других компонентов языковой системы я использую эффективное средство преодоления речевых и неречевых нарушений, как логоритмика.

Методические рекомендации для педагога «Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений»

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза.

Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь — необходимое условие успешного обучения в школе.

Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость.

Логоритмика – это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

Логопедическая ритмика позволяет решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

  • Укрепление костно-мышечного аппарата.
  • Развитие координации движений и моторных функций.
  • Воспитание правильной осанки, походки.
  • Развитие ловкости, силы, выносливости.
  • Формирование двигательных умений и навыков.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
  • Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
  • Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
  • Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и. т. д.
  • Формирования и развитие организаторских способностей.
  • Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.
  • Учитываются возрастные и личностные особенности детей, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, а также развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
  • Корреционные задачи устраняют нарушенные функции, развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Логоритмические занятия способствуют:

  • Укреплению костно-мышечного аппарата
  • Развитию фонематического слуха
  • Развитию слухового внимания
  • Развитию музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
  • Развитию мимики, пантомимики
  • Формированию и развитию кинестетических ощущений
  • Развитию координации и пространственной организации движений, моторных функций
  • Развитию выразительности и грации движений
  • Воспитанию переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • Формированию, развитие, слухо-зрительно- двигательной координации
  • Развитию физиологического и фонационного дыхания
  • Развитию певческого диапазона голоса
  • Развитию чувства ритма
  • Воспитанию умения перевоплощаться
  • Развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
  • Воспитанию связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
  • Формированию и закреплению навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых занятий, способность преодолевать трудности, творчески выразить себя.

Кроме того, упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, побуждают ребенка к общению, освобождают от неподвижности на занятиях и также включают следующие элементы:

  • логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • ритмические уражнения служат средством формирования и развития чувства ритма и выразительности в движениях и в речи;
  • упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность;
  • упражнения для развития общей моторики позволяют регулировать мышечный тонус;
  • для развития мелкой моторики применяются игры с пальчиками (пальчивовая гимнастика), сопровождаемые чтением стихов, народных потешек, скороговорок, чистоговорок. С помощью пальчиковых игр эффективно закрепляется произношение поставленного звука, отрабатывается дикция, развиваются общие речевые навыки, координация тонких движений пальцев рук;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей;
  • упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.

В занятиях используется принцип постепенного наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к детям к логоритмическим заданиям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

  1. Алябьева Е.А Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2006
  2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением:Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи.-СП6.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 1999.
  3. Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий. СП «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015г.
  4. Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009г.

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Логопедическая ритмика — один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи — составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Нарушения речи и двигательных функций (мимической, артикуляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тестов Озе- рецкого — Гельнитца и Л. А. Квинта, а также приемов, общепринятых в логопедии. Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, переключаемое™ движений губ, языка, щек); состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики (статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемое™ движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированное™ моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Коррекционная работа в дошкольном учреждении с детьми с ФФНР проводится в двух направлениях: постановка и автоматизация звуков и развитие фонематических процессов. В подготовительной к школе группе вводятся элементы обучения грамоте. У детей с фонетико-фонематической недостаточностью наблюдается некоторое несовершенство двигательных функций, коррекция которого способствует более эффективному и быстрому преодолению основного речевого расстройства. Занятия логопедической ритмикой с дошкольниками с данной пат логией развития речи проводятся 2 раза в неделю. Они включают такие средства, как упражнения на различные виды ходьбы и бега; на развитие речевого дыхания; на регуляцию мышечного тонуса голоса, дикции, артикуляции, статической и динамической координации движений, мелкой и мимической моторики; упражнения на переключаемое™ движений.

План-конспект логоритмического занятия для дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями речи [1] Тема: Звук [с]

Организационный момент. Загадка.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое. (.Самолет.)

1. Ходьба в обход зала в колонне по одному под тихую музыку на носочках, руки за головой и под громкую музыку полуприседом, руки на поясе (музыка

  • 2. Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег (музыка Ф. Наде- ненко «В темпе марша»).
  • 3. Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка —латышская народная мелодия в обработке А. Донас).
  • 4. Развитие фонематического восприятия. Произнесение логопедом ряда слов со звуком [с] или без него: мак, сом, кот, сад, салат, заяц, слон, пила, шишка, жук, звон, собака, насос. Если звука [с] в слове нет, то дети сидят на ковре по всему залу, если звук [с] в слове слышится, то дети двигаются по залу, произнося звук [с] с имитацией движений крыльев самолета.
  • 5. Упражнение на развитие дикции и артикуляции — проговаривание последнего слога с имитацией движений рукой, как при игре в бадминтон.

Укусила в нос оса — са, са, са, са.

Стал мой нос как колесо — со, со, со, со.

Не боюсь я злой осы — сы, сы, сы, сы.

Я осу в руке несу — су, су, су, су.

6. «Звук заблудился» — замена слов по смыслу, определение позиции звука [с] в слове, придумывание детьми движений и выполнение их под текст.

Говорят, один рыбак В речке выловил башмак.

Но зато ему потом На крючок попался дом (сом).

На пожелтевшую траву Бросает лев (лес) свою листву.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки, балеринки, Мы танцуем день и ночь.

Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли.

В зоопарке стоит слон.

(Разжимание и сжимание пальцев в кулаки.)

Уши, хобот, серый он.

(Поочередное выставление больших пальцев, указательных пальцев, потирание кистей.)

Головой своей кивает,

(Большие пальцы встречаются с другими пальцами рук, 4 раза.)

Будто в гости приглашает.

(Кисти лицом к себе, зовущий жест, 4 раза.)

10. Диафрагмальная дыхательная гимнастика с игрушкой на животе (аудиозапись песни «Лесной олень» из серии «77 лучших песен для детей»).

Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) (третий уровень речевого развития)

У детей с третьим уровнем речевого развития недостаточно сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования частей речи, неточное звуковое оформление слов и низкий уровень развития фонематических процессов. Основная задача логопеда — развитие всех компонентов речевой системы с акцентом на развитие связной речи. Развитие связной речи проводится по периодам обучения от простого к сложному, от умений воспроизводить рассказы логопеда до самостоятельных рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин и рассказов с элементами творчества.

На логопедических занятиях максимально включаются все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию моторики и речи, упражнения с предметами и речевым сопровождением, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.

Примерная схема логоритмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)

Упражнения на различные виды ходьбы и бега. Упражнение для развития дыхания с речевым сопровождением.

Упражнение для развития дикции и артикуляции. Упражнение для развития мелкой моторики. Упражнение на развитие координации движений и речи. Упражнение с предметами и речевым сопровождением. Упражнение с элементами танца. Игра-драматизация.

Упражнение для развития мышечного тонуса.

Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (второй уровень речевого развития)

У детей со вторым уровнем речевого развития отмечаются существенные отклонения в развитии моторной и эмоционально-волевой сферы по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. У большинства детей с ОНР отмечается отсутствие чувства ритма и снижение звуковысотного слуха.

Содержание логоритмических занятий зависит от периода обучения и двигательно-речевых возможностей детей.

Впервом периоде обучения детей с ОНР старшего возраста программа предусматривает формирование понимания устной речи, подготовку к диалогу, знания в области словообразования (уменьшительный суффикс и приставочные глаголы), употребление притяжательных местоимений с существительными и составление простых предложений. Данные задачи решаются на занятиях, посвященных следующим лексическим темам: «Овощи — фрукты», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы», «Животные».

Во втором периоде основными задачами являются: формирование диалогических форм общения, употребление в речи относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, использование предлогов в, на, под, из, глаголов третьего лица единственного числа. Темы предлагаются в следующей последовательности: «Зима», «Новый год», «Семья», «Игрушки», «Зимующие птицы», «Мебель», «Профессии», «Транспорт».

Третий период коррекционной работы предполагает развитие фразовой речи, образование глаголов с помощью приставок, относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, антонимов и синонимов, употребление предлогов к, с, от. Темы могут быть следующими: «Лето», «Дом», «Части тела, лица», «Школа», «Спорт».

Схема логоритмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи (второй уровень речевого развития)

Организационный момент: сообщение темы, построение.

Упражнения на различные виды ходьбы и бега: ходьба коррекционная, с изменением положений рук.

Диафрагмальная дыхательная гимнастика.

Упражнения для развития мышечного тонуса.

Упражнения для развития артикуляции и дикции.

Упражнения для развития мимической моторики.

Речевая игра с мячом.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение на координацию движений с речью.

Заключительная часть Упражнение для развития речевого внимания.

Упражнения с элементами релаксации.

План-конспект логоритмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи (первый уровень речевого

Цель занятия: развивать координацию движений, ориентацию в пространстве, переключаемость движений, мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный праксис; формировать понимание обращенной речи; вызывать естественные речевые реакции.

Организационный момент. Загадка.

1. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой! (Кто это? —Дятел).

  • 2. Упражнения на различные виды ходьбы: по кругу, в колонне по одному (по узкой тропинке), ходьба на пятках (по кочкам), ходьба на носках (по лужам).
  • 3. Упражнение на передачу разного темпа в движении. Чередование легкого бега и спокойной ходьбы (музыка Т. Ломовой «На прогулке»).

(Дети поднимают и опускают корпус с пола.)

Есть водица в кадке.

(Логопед-«курочка» ходит вокруг и проговаривает стихотворение.)

Кто меня боится, Тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки,

(Дети, лежа на полу, выполняют движение «велосипед».)

Не боятся кадки. Возле кадки блюдце, Все они напьются.

(Поднимаются и бегут к логопеду.)

Организация логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками

У детей с заиканием имеются выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед началом речи, дискоорди- нация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.

По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда входят дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифференцированных приемов воздействия.

Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся являются нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально-стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложным эмоциональным ситуациям.

Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с самого раннего возраста, с 2—3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания.

Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопедической работы, между логопедом группы и логоритмистом существует тесная взаимосвязь.

В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, этап сопряжен- ной-отраженной речи, этап диалогической речи, этап самостоятельной речи и этап спонтанной речи и эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.

Этапы формирования плавной речи у заикающихся дошкольников средствами логопедической ритмики

1. Этап ограничения речи

Задача логопедической работы — ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это время вводятся все неречевые средства, такие, как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.

Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков — инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

2. Этап сопряженной и отраженной речи

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4—5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.

На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.

3. Этап диалогической речи

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

4. Этап самостоятельной речи

Логопедические занятия формируют умения повторять рассказы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и речевым сопровождением.

5.Этап спонтанной эмоциональной речи и общения

Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию — чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

Примерная схема логоритмического занятия с заикающимися дошкольниками

Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.

Упражнения для развития голоса, дикции и артикуляции. Пение. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений. Упражнения на координацию движений и речи. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.

Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку («Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую игрушку и на выдох опускать ее.

Читайте также:
Материал для обследования лексико-грамматического строя речи у школьников
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: