Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Сегодня я хотела бы рассказать о логоритмике как форме коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

В нашем детском саду действует группа ранней помощи детям с задержкой речевого развития. В группе находятся дети в возрасте от 2 до 3 лет. Работа ведется по программе Пискуновой Л. Н., Сидоренко Е. Г. «Говоруши».

Обеспечить психолого- педагогическую поддержку детям раннего возраста с нарушениями речи, которая включает комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно- методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психофизического и социального развития ребенка раннего возраста с речевой патологией, стимуляцию его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.

– своевременное выявление комплекса причин, приводящих к нарушению и задержке речи ребенка;

– предупреждение возможных осложнений и вторичных нарушений психоречевого развития ребенка;

– создание условий для обеспечения комплексной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах медико-социальной психолого-педагогической диагностики;

В последнее время проблема задержки речевого развития у детей младшего возраста становится особенно актуальной. Большое количество детей уже при рождении имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша.

На третьем году жизни речь ребенка становиться доминирующей линией развития. В норме быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Дети же раннего возраста с ограниченным словарным запасом достаточно ярко выделяются среди своих сверстников. Как правило, это дети «Группы риска» по речевой патологии, которую составляют:

  • Дети с органическими поражениями ЦНС любой этиологии,
  • Недоношенные и маловесные дети с массой тела при рождении менее 1,5 кг.
  • Дети с асфиксией при родах
  • Дети, находящиеся в отделении интенсивной терапии,
  • Дети с анатомо- физеологическими дефектами речевого аппарата

Главной особенностью речи этих детей является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря и связанная с ней задержка речевого развития.

В работе с такими детьми я использую различные методики и приемы. Например такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логоритмика.

Что такое логоритмика?

Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).

Цель логоритмики:

– преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы

Задачи логоритмики:

• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
• устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
• развивать речевое и слуховое внимание;
• учить переключать внимание, включая смену движений;
• продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);
• развивать физиологическое дыхание;
• развивать артикуляционный аппарат;
• развивать силу голоса и выразительность речи, пения;
• развивать мелкую моторику, точность движений;
• развивать мимику лица;
• формировать правильную артикуляцию звука.

Важнейшей задачей, определяющую особенную значимость логопедической ритмики как одно из компонентов коррекционно-логопедической работы, является формирование и развитие у детей с системным недоразвитием речи, сенсорных и двигательных способностей.

В логоритмической деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития можно выделить 2 звена:

1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства ритма и темпа в движении.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений : создание мотива к речевой деятельности, стимуляция речевой активности, расширение и активизация импрессивного словаря, развитие темпа и ритма дыхания (сначала без речи, а потом с речью), развитие орального праксиса, просодики, фонематического слуха.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы тесная связь движения с музыкой. Кроме того, использование логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала.

Каждая логоритмическая деятельность построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных, так как только в игре у ребенка раннего возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь). Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам.

Именно в игре возможно создать такую ситуацию, которая стимулирует речь ребенка, активизирует речь словарь, обогащает сенсорный опыт.

Игровые упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается. Это связано с особенностями детей раннего возраста: шансы получить ответную реакцию ребенка в рамках известного ему материала достаточно высоки.

Читайте также:
Логопедическая помощь ребенку-аутисту

Во время логоритмической деятельности дети стоят в кругу, или сидят полукругом. Преимущество такого расположения в том, что все видят всех, т.е. есть возможность видеть артикуляцию взрослого и одновременно слышать речь, выполняя действия (движения) вслед или вместе с педагогом.

Логоритмика проводятся мной 1 раз в неделю совместно с музыкальным руководителем и воспитателем группы. Возможно использование музыкальных записей на цифровых носителях.

При планировании логоритмической деятельности для детей раннего возраста с ЗРР я выделяю следующие направления работы:

  • формирование правильного дыхания — упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания. (Игра «Салютики»).
  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса (Игры: «Веселые звуки», «Самолетики», «Вороны»).
  • развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций. (Игра «Снежинки»).
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц. (Артикуляционная гимнастика).
  • развитие мелкой моторики — пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики (Игра «Моя семья»).

При разработке любой логоритмической деятельности я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения логоритмики выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Одно из необходимых условие для получения хороших результатов — взаимодействие всех педагогов и родителей. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель и психолог могут использовать на своей общей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярная логоритмическая деятельность способствуют развитию речи детей младшего возраста. Формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником речи для детей!

Боровая Елена Владимировна,
учитель-логопед

1. Пискунова Л.Н., Сидоренко Е.Г. «Говоруши» программа и методическое руководство комплексной коррекционно-развивающей работы в первой младшей группы., Тольятти Фонд «Развитие через образование», 2008,
2. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации — М., 2001.
3. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учебное пособие — М., 2002.
4. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей –М. Аверсэв,, 2004.
5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М., Сфера, 2005.
6. Кныш В. А., Комар И. И., Лобан Е. Б., Дудик Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников. М., Гном и Д, 2008.

«Использование логопедической ритмики в работе по преодолению задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»
статья по логопедии (младшая группа)

В данной статье рассматривается актуальность проблеммы применения логопедической ритмики с детьми с ЗРР

Скачать:

Вложение Размер
statya_.docx 19.27 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. В силу данных тенденций расширяются и методы коррекции речевой патологии. Логопеды в своей работе помимо традиционных методов применяют также и современные, инновационные средства.

В головном мозге центры речи и движения находятся в одном полушарии. При развитии моторики происходит и положительное воздействие на речевые центры. Поэтому логопеды в своей работе активно используют упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Использование музыкального сопровождения улучшают качество и результат занятий, так как музыка воспринимается детьми легко, отработка ритма, плавности движений параллельно с развитием речи происходит естественно и интересно для ребенка.

Изучением логопедической ритмики в системе коррекционно-логопедического процесса в разное время занимались такие авторы как В.А. Гринер, Н.Г. Александрова, Г. А. Волкова, Н.А. Рычкова и многие другие.

Применение логопедической ритмики актуально в общей системе коррекционно-логопедической работы, так как решает большое количество важных логопедических задач:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие навыков переключения с одного вида деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики и фонационного и физиологического видов дыхания;
  • развитие слуховой, зрительной и двигательной координации.

Актуальность обусловлена разработкой новейших методов, средств и форм преодоления нарушений речи и необходимостью комплексного воздействия на нарушения речи, в соответствии с принципом комплексности.

Логопедическая ритмика подразумевает терапию с воздействием на двигательную сферу детей совместно со словом и музыкальным сопровождением.

Задержка речевого развития представляет собой нарушение, при котором происходит отставание темпов нормального речевого развития. Дети с ЗРР в более поздние сроки овладевают навыками речи, отмечается качественное и количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной стороны речи, отсутствие фразовой речи к двум годам и связной речи к трем. Коррекционная работа по преодолению задержки речевого развития требует комплексного подхода. В логопедической работе необходимо использовать всевозможные методы и приемы. На наш взгляд, проведение занятий по логопедической ритмики поможет в более короткие сроки преодолеть данное нарушение. Из этого предположения формируется цель нашей выпускной квалификационной работы.

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

В 30-е годы прошлого столетия было выделено особое направление в лечебной ритмике для работы с детьми с патологиями речи – логопедическая ритмика. Данное направление стало активно применяться в коррекционно-логопедической работе с детьми с заиканием. Долгое время эта ветвь лечебной ритмики использовалась как дополнительный прием при лечении логоневрозов. Логопедическая ритмика давала положительный результат коррекции музыкальной стороны речи: мелодии, ритма, логического ударения, пауз. Смысловое содержание речи передается словами, но эмоциональность, субъективную значимость высказываний отражает музыкальные ритмы.

Коррекционное значение логопедической ритмики велико. В общей системе коррекционно-логопедического процесса в работе с детьми с речевыми нарушениями можно выделить в несколько отдельных категорий: развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти; развитие оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего; развитие координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица; воспитание чувства темпа и ритма в движении; воспитание личностных качеств человека с речевым расстройством; воспитание и развитие темпа и ритма дыхания; развитие орального праксиса; развитие просодии речи, развитие фонематического восприятия. Таким образом, коррекционное значение логопедической ритмики в работе с детьми с различными речевыми нарушениями велико, логоритмика помогает развитию многих процессов и компонентов речевой системы.

Проведение логоритмических занятий возможно использовать при коррекционно-логопедической работе с детьми с различными речевыми нарушениями, такими как общее недоразвитие речи, заикание, дизартрия, задержка речевого развития. В отечественной логопедии существует достаточное количество методик, разработанных для проведения логоритмических занятий с детьми с различными речевыми нарушениями. Основополагающей методикой можно считать учебное пособие Г.А. Волковой

Задержка речевого развития – нарушение, при котором происходит отставание речи от возрастной нормы речевого развития. Обычно о задержке речевого развития говорят до 3,5 лет, в старшем возрасте можно говорить о других нарушениях речи, например, алалия, ОНР. Ребенок с ЗРР способен в дальнейшем овладеть всеми навыками речи, однако это будет происходить значительно дольше, и усваиваться в более поздние сроки. Отличие речи детей с ЗРР от нормально развивающихся сверстников будет иметь только временный характер. Речь детей с ЗРР будет соответствовать речи детей младших по возрасту. Об этом свидетельствует онтогенетическое проявление закономерностей формирования лексики и грамматики в речи детей с ЗРР.

Обследование речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития наиболее обширно и полно представила Е.В. Мазанова в речевой карте обследования. Для обследования психомоторного состояния детей младшего дошкольного возраста с ЗРР нами была использована методика Н.А. Казовой, А.М. Быховской.

Построение занятий по логоритмике строются с учетом подобранной лексической темы.

В основу упражнений для дыхания предлагается методика Б. Толкачева. Ее главная особенность заключается в использовании в работе озвученного выхода.

Логопедическая ритмика играет большое значение в коррекционной работе с детьми с различными речевыми нарушениями.

Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. У детей с речевыми нарушениями развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный комплекс. Это касается как общей так и «тонкой» моторики. Ребенок, у которого лучше развиты моторные функции, быстрее овладевает речью/

Основными направлениями в логопедической ритмики в работе с детьми с различными речевыми нарушениями является развитие моторики артикуляционного аппарата, произвольной мимической моторики.

Также развитие общей произвольной моторики, речевого высказывания на одном выдохе, фонематического восприятия, мелкой моторики рук, речевого слуха, чувства ритма, умения произносить слова со сложной слоговой структурой и т.д.

В настоящее время логопедическая ритмика представляет собой самостоятельное направление и используется при работе с детьми с различными речевыми отклонениями, помимо этого, логоритмика достаточно популярна и преподается также детям без речевых нарушений.

В Отечественной логопедии существует достаточное количество методик по занятиям логопедической ритмики, в работе нами были проанализированы методики следующих авторов: Г.А Волковой, М.Ю. Картушиной, Т.А. Овчинниковой, Н.В. Нищевой.

Задержка речевого развития – нарушение, при котором происходит отставание речи от возрастной нормы речевого развития. При ЗРР ребенок абсолютно понимает обращенную к нему речь, однако не может выразиться самостоятельно. ЗРР при отсутствии правильной логопедической помощи может привести к задержке психического развития, как вторичному проявлению нарушения, поэтому важно оказать своевременную помощь детям с данным нарушением.

Проект «Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Смирнова Лариса Николаевна

учитель-логопед МБДОУ ДС «Белоснежка»

Косачева Татьяна Юрьевна

музыкальный руководитель МБДОУ ДС «Белоснежка»

Проект «Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

«Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений

у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

учитель-логопед Смирнова Лариса Николаевна

музыкальный руководитель Косачева Татьяна Юрьевна

Данный проект создан для проведения работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством логоритмических занятий. Рекомендован к использованию педагогами дошкольных учреждений, логопедами, музыкальными руководителями, родителями.

Актуальность проблемы

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение со взрослыми и сверстниками — всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями. И именно логоритмика, является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также — представлений об эстетической красоте родной речи.

Учёные отмечают, что в последнее десятилетие заметно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Сейчас в первые классы наших школ поступает 55,5% детей с отклонениями речевого развития. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно перед школой, в лучшем случае после пяти лет.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь затрудняет общение и нередко накладывает отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше.

Воспитание чистой речи у детей задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: логопеды, воспитатели, учителя, родители.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление и профилактику нарушений речи, профилактику с развитием двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмика полезна всем детям без исключения в качестве профилактики речевых нарушений. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровье сберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж (каштаны, колючие мячики), играют в речевые и пальчиковые игры.

Коллективность в проведении ритмических занятий обеспечивает формирование подражательных действий, появление ориентировки на общий ритм движений, воспроизведение действий по образцу и моделирование действий по аналогии. Кроме того, это способствует повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений.

Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Логопедическая ритмика — наиболее доступная и универсальная форма профилактики речевых нарушений у детей. В этой связи применение логоритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.

Цель проекта:

  • Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста посредством логоритмических занятий.

Задачи проекта:

  1. Создавать условия побуждающие детей активно участвовать в логоритмических занятиях.
  2. Преодолевать речевой негативизм детей.
  3. Развивать психические функции (мышление, память, внимание, восприятие, воображение и конечно же речь).
  4. Расширять и обогащать словарный запас, формировать связную речь, её грамматический строй.
  5. Осуществлять эстетическое и нравственное развитие, используя различные методические приёмы обучения и организации развивающей предметно-пространственной среды (игровые и дидактические пособия, музыкальное сопровождение и др.).
  6. Повышать родительскую компетентность в области логоритмических знаний.
  7. Развивать звуковысотный, тембровый и динамический слух, координацию общих движений, мелкой моторики и мимики лица.
  8. Воспитывать чувство темпа и ритма в движении.
  9. Формировать навыки ориентации в пространстве.

Возраст : младший и средний дошкольный (3 — 5 лет).

Тип проекта : познавательно — игровой.

Сроки реализации проекта : 2 года

Участники проекта:

  • Учитель-логопед
  • Воспитатели группы
  • Музыкальный руководитель
  • Родители воспитанников группы

Требования к участникам проекта:

  • Занятия по логоритмике могут проводить только педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием.
  • Участниками логоритмических занятий являются: учитель-логопед музыкальный руководитель, воспитатель группы (возможно родители).
  • Занятие по логоритмике проводится фронтально один раз в неделю,
    продолжительность занятия зависит от возраста детей.

Новизна проекта

В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.

В основу проекта нами положены следующие принципы:

    • учет возрастных особенностей дошкольников;
    • принцип развивающего обучения (основывается на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;
    • принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия фонетической ритмикой;
    • принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
    • системность и постепенное усложнение материала: музыкального, двигательного, речевого;
    • комплексное воздействие на сохранные анализаторные системы ребёнка;
    • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей;
    • игровой принцип — соответствует возрастным психологическим особенностям детей;
    • принцип безоценочного позитивного принятия ребенка;
    • принцип использования различных форм, методов и приемов работы;
  • принцип поэтапности работы, на основе которого были выделены следующие этапы:

I этап – подготовительный

Включает в себя постановку целей, задач, изучение методической литературы по данной теме, определение методов и приемов, выбор оборудования и материала, место проведения занятий. Работа с родителями.

II этап — основной

Содержание деятельности воспитателя:

  • проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
  • закрепление материала занятия.

Содержание деятельности родителей:

    • участие в работе по развитию лексического запаса речи;
    • закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;
  • проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

III этап – обобщающий (заключительный)

  • Анализ результатов работы по проекту с помощью диагностических методик.
  • проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
  • подведение итогов реализации проекта;
  • презентация проекта;
  • показ открытого мероприятия.

Содержание логоритмического воздействия

разрабатывалось по двум направлениям:

Условия реализации проекта

Требования к развивающей среде:

  • Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
  • Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, набора аудио- и видеозаписей, интерактивная доска.
  • Наглядный, демонстрационный и раздаточный материал: маски, костюмы зверей, птиц, детские игрушки, иллюстрации к детским песенкам, мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки, кубики и др.
  • Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
  • Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
  • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
  • Нетрадиционные музыкальные инструменты: баночки с разными наполнителями (горох, монеты, пуговицы, песок и т.д.), мешочки с разными наполнителями, шуршащие музыкальные инструменты (из пластиковых бутылок) и др.

Перечень видов деятельности, используемых на логоритмических занятиях:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание и память;
  • счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • самостоятельная музыкальная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • упражнения для развития творческой инициативы, улирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание и память;
  • счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • самостоятельная музыкальная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • упражнения для развития творческой инициативы.

Основным принципом построения занятия по логоритмике, является тесная связь движения и музыки с включением речевого материала.

Примерная структура занятия по логоритмике

с использованием различных видов деятельности

Расширение словарного запаса, заучивание стихотворных строчек.

Игра на музыкальных инструментах.

Методы воздействия:

  • краткое объяснение,
  • показ с пояснением,
  • указание при воспроизведении,
  • беседа, разъяснение сюжета,
  • вопросы по последовательности движений,
  • команды,
  • образный сюжетный рассказ.

Ожидаемые результаты.

    1. Развитие коммуникативной функции речи. Установление контакта с детьми.
    2. Преодоление речевого негативизма.
    3. Активизация словарного запаса детей.
  • Развитие наблюдательности, подражательности, активности.
  • Обогащение и расширение представлений об окружающем мире.
  • Повышение компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
  • Развитие у детей звуковысотного, темброго и динамического слуха, развитие ритма, координации общих движений, мелкой моторики и мимики лица.

Список используемой литературы:

Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: Учебно – методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.

Анищенкова Е. Логопедическая ритмика для развития дошкольников: пособие для родителей и педагогов. Издание: 2008.

Крупа – Шушарина С.В. Логопедические песенки на стихи Ольги Крупенчук – Воснесенской. Ростов – на – Дону. Феникс, 2010.

Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий. Издательство: «Детство-Пресс», 2015.

Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Издательство «Корона.Век», 2012.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 16.05.2019 2019-05-16

Статья просмотрена: 542 раза

Библиографическое описание:

Дмитриченко, Л. Г. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий / Л. Г. Дмитриченко, О. А. Серова, Н. Г. Шеховцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 471-472. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59082/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В последнее время возрастает число детей с различными нарушениями речи. Логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, создают хороший эмоциональный настрой, способствуют более открытому общению со сверстниками.

Ключевые слова: логоритмика, дошкольный возраст, развитие речи, упражнения.

Введение

Формирование всесторонне развитой личности ребенка – основная задача программ детских садов, которые учитывают развитие дошкольника через систематическое общение со сверстниками и педагогами. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы обучить ребенка формулировать собственные мысли правильным, грамотным литературным языком, хорошо пользоваться разговорной речью, воспитывать звуковую культуру речи. Правильная речь — важное условие удачного обучения в школе. Речь дошкольников на этапе ее формирования иногда изобилует дефектами звукопроизношения. Слабая сформированность речевого или же фонематического слуха – это отсутствие возможности понимания на слух, слабая дифференциация звуков речи. Здесь особенно важно, чтобы речевая среда дошкольника была грамотно сформирована. Логоритмика — это вид коррекционной работы, в которой преодоление речевых нарушений идет методом соединения двигательной активности ребенка в сочетании с текстом и музыкой.

Основная часть

Именно дети с нарушением речи часто страдают и от нарушения общей моторики. Обычно мы наблюдаем у таких детей нарушение чувства ритма, внимания и недостаточную координацию. Развитие общей моторики способствует развитию речи. Четкие упражнения для рук, ног, туловища и головы развивают общую моторику, что в свою очередь стимулирует мозговые процессы, а соответственно и речь дошкольника.

Цель логоритмики: исправление речевого нарушения путём коррекции двигательной сферы.

Методы логоритмики:

Содержание иформы работы по логоритмике.

  1. Художественное слово
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Речевые игры
  5. Подвижные игры
  6. Общие физические упражнения
  7. Музыкальная ритмика
  8. Пение
  9. Релаксация.

Приведенные логоритмические формы невозможно выполнить за одно занятие, здесь мы приводим их для ориентировки системной работы, однако, есть обязательные части, которые должны присутствовать в каждом занятии: художественное слово, музыкальная ритмика и релаксация. Если систематически проводить эти занятия, которые замечательно воспринимаются детьми, то можно добиться результатов значительно быстрее. Логоритмические занятия способствуют не только улучшению речи ребенка, но и его всестороннему развитию: улучшается умение ориентироваться в окружающем мире, появляется ответственность к выполнению творческих заданий, способность преодолевать проблемы, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Повседневное выполнение логоритмических упражнений в свободное время и по желанию ребенка (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с перемещением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с перемещением и т. д.) приучает детей к режиму, способствует перестройке систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной и др. Логоритмика включает в себя:

– ходьбу в разных направлениях;

– упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

– упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

– речевые упражнения без музыкального сопровождения;

– упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

– упражнения на развитие мелкой моторики.

Раскрывая возможности логоритмических занятий для детей, авторы постарались доказать их важность для воспитания в ребенке не только грамотной речи, как основной задачи, но и чувства доброжелательности и взаимопомощи, развития духовно-эстетического мира ребенка. Подражательность, самостоятельность и коллективизм – это немногие личностные качества, которым помогает проявиться логоритмика. Ожидаемые результаты работы от системных занятий – это положительная динамика правильного звукопроизношения; постановка правильного темпа речи, ритма дыхания; развитие речевого выдоха; улучшение речевой памяти; способность к выполнению артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений в едином ритме; развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением. Комплекс логоритмических упражнений способствует снижению психоэмоционального напряжения, укреплению здоровья детей и общей нормализации речи.

Вывод

Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Выполняемые под музыку, они формируют у детей чувство ритма, внимания, координации, а многократное повторение простых звучаний является полезным для развития речи ребёнка. Систематические занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

  1. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.
  2. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой — СПб.: КАРО, 2005. — (Коррекционноая педагогика).
  4. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
  5. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Логоритмика для детей: упражнения для дошкольников

Основной целью воспитания ребенка в детском саду и дома является его полноценное и всестороннее развитие. Помимо правильной речи, он должен знать элементарные навыки гигиены, у него должна быть развита мелкая и общая моторика, он должен уметь преодолевать трудности.

Одной из методик преодоления речевых нарушений у детей является логоритмика. Она представляет собой комплекс логоритмических игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением (счёт). Это двигательные упражнения, которые направлены на развитие речевого дыхания, артикуляции и укрепление мышечного тонуса.

Что такое логоритмика

Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

В России изучением положительного воздействия на речевую функцию ритмических движений совместно с произношением слов и правильным дыханием занимались Г.А. Волкова, Е. Железнова и Г.Р. Шашкина. С их точки зрения под логоритмикой понималась система двигательных упражнений, целью которых было устранение речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т.д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное.

Основные цели и задачи

Логоритмика является частью коррекционной педагогики, в которой движения сопровождаются звуком.

К ее основным функциям относятся:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие правильной координации;
  • выработка правильного дыхания;
  • выработка темпа речи;
  • развитие речевой памяти;
  • развитие слуховой функции;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сенсорики;
  • улучшение равновесия;
  • формирование правильной осанки и походки.

Логоритмика используется в качестве вспомогательного метода при коррекционной работе с дошкольниками. Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.

Все это достигается путем избавления от имеющихся нарушений при помощи двигательных и специально разработанных речевых упражнений. Соответственно, в таких занятиях большую роль играет музыкальная составляющая и слова.

Логоритмика для дошкольников позволяет улучшить следующие навыки:

  • развивается навык речевого выдоха при говорении;
  • совершенствуется мелкая и крупная моторика;
  • ребенок становится более ловким;
  • улучшается интонация, мимика и темп речи;
  • развивается фонематический слух;
  • развивается подвижность органов артикуляции, за счет чего улучшается дикция;
  • формируется правильная осанка;
  • развивается навык ориентации в пространстве;
  • гиперактивные дети становятся более спокойными, а медлительные, напротив, более бодрыми и шустрыми;
  • развиваются творческие способности;
  • повышается общая выносливость организма.

В каких случаях показана логоритмика для детей

Упражнения по логоритмике, при регулярном их проведении, развивают память и музыкальный слух.

Данная методика может использоваться в самых разных случаях:

  • Общее недоразвитие речи у детей.
  • Заикание.
  • Данная методика практикуется в возрасте 2,5-4 лет, когда у детей активно формируется речь.
  • Логоритмика показана детям с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют.
  • Отставание в развитии координации движений и моторики.
  • Нарушения звукопроизношения. Упражнения помогают детям со слишком медленной или быстрой речью, с плохой интонацией и т.д.

Основные виды логоритмических упражнений

Занятия по логоритмике должны подбираться с учетом возраста дошкольника. Задачей ребенка является повторение всего того, что делает взрослый.

Ходьба и маршировка

Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным. Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений, закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.

Используются различные варианты данных упражнений:

Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.

Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.

Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации движений у ребенка.

Используются различные виды упражнений:

«Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.

«Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются колени, падает корпус и голова.

Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции

Проведение этих упражнений позволяет сформировать правильное дыхание, которое необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его основные характеристики (высоту, силу), а также сделать его более выразительным. Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а также улучшить звукопроизношение.

Используются следующие упражнения:

«Буря в стакане». Ребенку следует периодически предлагать пить сок из трубочки. Необходимо менять диаметр трубочек, начиная с более толстых, постепенно переходя на тонкие. Скажите ему, что можно не только пить таким образом сок, но и выдыхать струю воздуха из трубочки. Продемонстрируйте это сами с помощью стакана воды и предложите ему самому сделать «бурю в стакане».

«Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.

«Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку, после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным и высоким голосом.

Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются на практике. В частности, активно применяются следующие типы занятий:

  • Пение. Положительно сказывается на интонации голоса, позволяет улучшить качество речи, организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией.
  • Счетные упражнения. Помогают ребенку запомнить порядковый счет предметов.
  • Пальчиковая гимнастика. Данные упражнения крайне важны, потому что они прямым образом воздействуют на определенную зону коры головного мозга, которая отвечает за речь.
  • Игры на развитие памяти, внимания. Помогают развить навыки быстрого переключения между действиями.
  • Игры на развитие мимики. Обязательны для проведения с детьми, у которых есть какие-либо речевые нарушения. Объясняется это тем, что для них характерна невыразительность мимики, что делает невыразительным и само произношение.
  • Танцы. Положительно сказываются на осанке, улучшают пластику и чувство ритма.

Основные правила проведения упражнений

При проведении логоритмических упражнений нужно в первую очередь руководствоваться теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка, т.е. всегда важен индивидуальный подход. При этом выполнение каждого упражнения должно напоминать игру, чтобы у ребенка были только положительные эмоции от этого процесса.

Существует ряд важных правил при выполнении этих упражнений:

  • С детьми, страдающими от заикания, нужно заниматься не менее четырех раз в неделю. Основной упор нужно делать на занятия по развитию речевого аппарата, нормализации его тонуса, а также улучшению темпа речи. В остальных же случаях достаточно двух раз в неделю.
  • Важно быть готовыми к тому, что это достаточно длительный процесс, который может занять не менее 6 месяцев. И то только в том случае, если занятия будут регулярными.
  • Необходимо использовать в занятиях те игрушки, книжки и музыку, которые нравятся ребенку.
  • Важно повторять упражнения до тех пор, пока у ребенка они не будут получаться на «отлично».
  • Нужно правильным образом выбирать музыку – она должна соответствовать двигательной и текстовой части упражнений (для спокойных движений нужна более тихая музыка, а для динамичных занятий, соответственно, более бодрая).
  • Всегда нужно быть на позитивном настрое. Если у ребенка что-то не получается, то не нужно демонстрировать свое недовольство этим, иначе он может замкнуться в себе.

Логоритмические упражнения прекрасно подходят и для домашних занятий, поэтому родителям следует уделать этому как можно больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопедов и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.

Логоритмика для детей с речевыми нарушениями

Данная разработка может быть полезна логопедам, работающим с детьми имеющими различные речевые нарушения.

Просмотр содержимого документа
«Логоритмика для детей с речевыми нарушениями»

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

LOGORITMIKA FOR CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

В Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями получают реабилитационную помощь дети с ограничениями жизнедеятельности. В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Занятия логоритмикой в первую очередь рекомендованы детям с речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание, алалия, задержка речевого развития, логоневроз. А также детям с СДВГ, с ДЦП, с задержкой психического развития, когнитивно простым детям и детям с различными синдромами и расстройствами, сопровождающимися нарушением развития (аутистический, эпилептический и т. д.). В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так у детей и с нарушениями двигательной сферы. Логоритмические занятия являются одним из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми проблемами, а также с двигательными нарушениями.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Занятия по логоритмике проводятся два раза в неделю в утренние часы

Длительность занятия – 25-30 мин. Количество детей в группе – от 4 до 14 человек. К проведению занятий привлекаются родители.

Тематика занятий зависит от времени года.

Комплексы не повторяются, они изменяются, дополняются в зависимости от состава детей в группах.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия, которая составлена с учётом принципов ортобиоза:

движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

песня, сопровождаемая жестами;

подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

расширение лексического запаса;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

совершенствование общей и мелкой моторики;

выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Многогранность коррекционной работы с детьми с диагнозом ДЦП формируется благодаря простым, но эффективным средствам — это движения под музыку, двигательно-речевые упражнения, речевые упражнения, а также речевые упражнения с музыкальным сопровождением. Работая с данной категорией детей, мы используем лишь некоторые, адаптированные приемы коррекционного воздействия.

Из музыкально-двигательных средств логоритмики и элементов психогимнастики на занятиях учителя-логопеды нашего центра используют упражнения на развитие дыхания, способствующие выработке диафрагмального дыхания, которые реализуются в игре. Мы учим детей сдувать легкие предметы, надувать мыльные пузыри, вдыхать и выдыхать воздух через нос, также в этот комплекс мы включаем упражнения на развитие голоса, которые способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работу начинаем с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Силу голоса развиваем путем произнесения гласных громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения.

Всегда на логоритмических занятиях учителя-логопеды проводят упражнения по развитию мелкой моторики, которые способствуют не только развитию движений пальцев рук, а также их взаимодействию, координации, стимулируют развитие речевых зон коры головного мозга. Данные упражнения можно выполнять пассивно, когда родители держат руки ребенка в своих руках и выполняют заданные действия в возможном для данного ребенка объеме.

В занятия обязательно включаем упражнения на регуляцию мышечного тонуса, где учим детей напрягать и расслаблять мышцы. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки или голосом взрослого. Здесь также возможно применение пассивного способа выполнения задания, как и в упражнениях по развитию мелкой моторики.

Из двигательно-речевых средств логопедической ритмики используем только те упражнения, которые соответствуют уровню физического развития детей. Сочетание речи с движением способствует развитию речевого внимания, а также приучает детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней сначала совместно с родителями, а затем все более самостоятельно. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

В связи с тем, что у данной категории детей практически отсутствуют речевые средства общения, в занятия включаем упражнения, стимулирующие речевую активность, используем приемы договаривания простых слов или звукоподражаний, чтение педагогом небольших стихов со зрительным сопровождением (показ предметов или простых сюжетов). Музыкальное сопровождение эмоционально стимулирует речевое развитие, формирует положительную мотивацию, способствует установлению эмоционального контакта со взрослым. В раннем возрасте во время проведения логоритмических занятий специалисты опираются на все сохранные анализаторы ребенка и, основываясь на них, способствуют формированию в дальнейшем речевых умений и навыков.

Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.

Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи и движений, приносит успехи, помогает ребенку заговорить и стать двигательно более активным.

Навыки, отработанные на занятиях логоритмики, мы используем и на праздничных мероприятиях, которые регулярно проводятся в Центре.

Система занятий по логоритмике способствует положительной динамике: у большей части детей преодолеваются речевые дефекты и корректируются отклонения в личностной и поведенческой сфере.

Возможность судить об эффективности применения изложенной технологии даёт обратная связь с родителями, полученная в результате бесед, ответы родителей на анкетные вопросы, наблюдения за занимающимися детьми, что позволило выяснить следующее: дети охотно посещают занятия, некоторые даже пытаются дома «передавать» свой опыт другим членам семьи. Родители отмечают изменения в состоянии здоровья детей:

– жизнерадостность, ощущаемая после каждого занятия;

– улучшение физического и эмоционального состояния детей.

Список использованной литературы:

1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология(дошкольная).-СПб.:»Петербург –XXI«,1997.

2.Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией ( Методические разработки к проведению коррекционных занятий).-СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма»,1993.

3.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. -СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,1999.

4. Лопухина И.С. Логопедия- ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. -СПб.:» Дельта»,1997.

5.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.М.:»ТС СФЕРА»2007

Логоритмика как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Хоменко Марина Сергеевна

Учитель-дефектолог, МБОУ “Московская СОШ им. А.П. Кыштымова” СПДО д/с “Зоренька”, Республика Хакасия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хоменко М.С. Логоритмика как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 18.01.2022).

Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой в 20-е годы прошлого века. Орф-подход, являющийся основой этой педагогики и служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры. Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее успешно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять основу для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Именно на этой закономерности основан один из методов логопедической работы по развитию речи ребёнка – логоритмика. Она связывает воедино слово, музыку и движение.

В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так и у детей с нарушениями двигательной сферы. Как видим, в основе этого подхода лежит основной принцип орф-педагогики.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как: И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Логоритмика состоит из следующих элементов:

  • логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики.

С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.

Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:

«По кочкам, по кочкам,

по гладенькой дорожке,

А физминутки на школьных уроках:

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».

Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы, и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.

Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.

Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.

Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.

(И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки, (Наклон головы вправо и влево.)

Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360°.)

Мы снежинки-балеринки. (Наклоны туловища вправо и влево.)

Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили. (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли. (Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли. (Руки в стороны, вниз и возврат в и.п.)

Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.

Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что логоритмика (в основе которой лежит орф-педагогика) в различных своих проявлениях может красной нитью украсить и обогатить нашу жизнь от рождения до самого преклонного возраста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: