Конспект по логоритмике для младшей логопедической группы по теме: «Части тела и лица. Туалетные принадлежности».
- МНЕМОСХЕМЫ СТИХОТВОРЕНИЙ (1)
- СХЕМЫ для составления описательных и сравнительных рассказов (1)
- МЕТОДИКИ (2)
- РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ (19)
- Богомолова “Нарушение речи у детей” (1)
- ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (3)
- Л.А.Комарова “Тетради по автоматизации звуков” (1)
- Н.Э.Теремкова “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. (1)
- КОНСПЕКТЫ (10)
- КОНСУЛЬТАЦИИ (21)
Конспект по логоритмике для младшей логопедической группы по теме: «Части тела и лица. Туалетные принадлежности».
Задачи: Совершенствовать словарь по теме. Развивать координацию речи с движением, органы артикуляционного аппарата с помощью статических упражнений. Формировать подражание движениям рук. Закреплять умение повторять движения за взрослым.
Оборудование: музыкальный инструмент (синтезатор), магнитофон с диском.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент. Дети идут под музыку и встают в круг. Игра «Барабанщики».
Наши ножки: топ! топ!
Наши ручки: хлоп! хлоп!
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернёмся
И все вместе улыбнёмся.
- Артикуляционная гимнастика.
Сказку вам я все ребята
Расскажу про язычок.
Жил он в домике-домишке
Шалунишка и плутишка. (Дудочка)
Утром рано он вставал,
Домик-ротик открывал. (Окошко)
И смотрел по сторонам:
Что есть тут и что есть там? (Часики)
Язычок наш в дом идёт
И блины себе печёт. (Качели)
И блинов наестся он,
Рот умоет (Облизать губы)
На лошадке поскакать. (Лошадка)
Вечером домой вернётся,
В домике своём запрётся. (Заборчик)
Спать ложится до утра.
Зубки чистить ему пора. (Чистим зубки)
- Координация речи с движением. Дети, что нам необходимо чтобы почистить наши зубки? (Зубная щётка, зубная паста).
Эта щётка для Андрейки,
(По два движения указательным пальцем правой руки сначала вдоль левой,
потом вдоль правой щечки.)
Чисти зубки поскорей – ка.
(Четыре движения горизонтально расположенным указательным
пальцем правой руки вверх – вниз.)
Раз, два, три. Раз, два, три.
(Движения указательным пальцем правой руки вдоль губ.)
Вот так зубки! Посмотри!
(Делают упражнение «Улыбка»).
- Подвижная игра.
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобится… (мыло)
Ребята, а для чего нам нужно мыло? (Мыть руки, тело…)
Давайте мы покажем как мы моем руки.
Мы намылим наши ручки,
(Круговыми движениями трут одну ладошку о другую.)
Раз, два, три. Раз, два, три.
(Два раза выполняют по три ритмичных хлопка.)
А над ручками, как тучки,
(«Выбрасывают» руки вверх.)
(Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.)
- Пальчиковая гимнастика. Покажите пальчики.
Это пальцы у меня,
(дети показываю пальцы сначала на правой руке, а второй раз на левой)
Их сжимать умею я.
(сжимают и разжимают пальцы)
Свои пальцы я сжимаю,
А потом их разжимаю.
- Физкультминутка. Давайте покажем, где у нас глазки.
Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
(дети показывают части тела)
- Игра «Грязнуля».
Логопед пачкает руки в краске. Отворачивается и под медленную музыку идёт спиной к детям, а дети идут за ним. Как только музыка начинается быстрая, логопед разворачивается и пытается испачкать детей. Дети убегают от него.
- Игровое танцевальное упражнение «Повторяйте за мной».
- Самомассаж «Умывалочка».
Моем тело, моем уши,
Не спеша, не спеша.
Чистота всего дороже!
Чистым надо быть всегда!
- Итог занятия.
Конспект урока по ритмике на тему “Тело человека (части тела). Функциональные возможности”.
Класс: 4 класс. Дети с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности.
Тема урока: «Тело человека (части тела). Функциональные возможности».
Цель уроков ритмики: коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма.
– развитие и накопление элементарных двигательных навыков;
– развитие памяти, мышления, чувства ритма;
– формирование правильной осанки;
– повышение работоспособности и двигательной активности;
– развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нём;
– формирование ведущих положительных качеств личности, конструктивного взаимодействия в обществе.
Форма работы: групповая, парная, игровая.
– музыкальный центр, DVD;
– аудио и видео записи.
– тематический словарь в картинках «Тело человека (части тела)»
Методы обучения: совместные действия учителя и учеников.
Вводная часть.
Цель: организация эмоционального состояния, активизация внимания, подготовка организма к нагрузке.
Диск Е.Железновой «Топ-топ» – коммуникативный танец-игра «Ну-ка, все, встали в круг» №5.
Подготовка организма к нагрузке.
Выполнение упражнений по показу. DVD диск Уроки тётушки Совы «Утренняя гимнастика для малышей».
Основная часть.
Подготовка учащихся к восприятию темы урока.
Цель: организовать познавательную деятельность, привлечь внимание и вызвать интерес к теме урока.
Корригирующая игра «Хлоп» диск Е.Железновой «Топ-топ»
« Вот носик, вот ушки, вот щёчки, вот рот.
Вот ручка, вот ножка, вот грудь, вот живот.
Вот спинка, вот шея, вот брови, вот лоб…
А вот и ладошка и я по ней – хлоп.»
Движения выполняются соответственно тексту.
– Что мы назвали и показали? Обобщение ответов учащихся – это части тела человека.
Тема урока. «Тело человека (части тела). Функциональные возможности».
Цель: закрепить представления детей о строении тела человека, активизировать интерес к познанию себя, своего тела, своих возможностей, развивать двигательные навыки, ориентировку в пространстве.
Работа с картинками из тематического словаря «Тело человека (части тела)». Рассказ по картинкам:
Наше тело устроено так: сверху-голова, затем шея и туловище. У туловища есть верхние конечности – руки и нижние конечности – ноги.
Туловище является хранилищем для внутренних органов человека.
(Демонстрация картинок и показ детьми на себе)
Какими возможностями обладает человеческое тело? Оно гибкое, подвижное. Человек способен управлять им.
Посмотрим так-ли это?
Корригирующая игра «Разминка» диск С. и Е. Железновых «Новые пальчиковые песенки-игры»
Головами покиваем, (2) носиками помотаем,
И зубами постучим, (4) и немножко по молчим.
Плечиками мы покрутим, (6) и про ручки не забудем
Пальчиками потрясём (8) и немножко отдохнём
Мы ногами поболтаем, (10) и чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём (12) и сначала всё начнём.
1 – киваем головой,
2 – качаем головой (отрицательный жест),
3 – стучим зубами,
4 – прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»),
5 – поставив пальцы на плечи вращаем плечами,
6 – крутим руками,
7 – встряхиваем кистями рук,
8 – наклонившись качаем руками («чтобы ручки отдохнули»),
9 – встряхиваем ногами,
10 – пружинки,
11 – выполняем приставной шаг,
12 – прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
Рассказ по картинкам:
Верхние конечности – руки. Рука состоит из плеча, предплечья и кисти. Суставы позволяют человеку производить руками множество различных движений. Что умеют руки человека? Сильные руки удерживают тяжёлую штангу. Умелые руки плавными движениями гладят кошку. Руки пианиста – быстрые, ловкие, грациозные. Пальцы рук. Каждый палец на руке имеет название: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой. Пальцами мы можем брать, удерживать, сжимать, осязать (ощупывать). (Демонстрация картинок и показ детьми на себе).
Пальчиковые игры: «Пальчики» №10, «Перчатка» №12 диск С.и Е. Железновых «Новые пальчиковые песенки-игры»
Вот это самый толстый пальчик у меня,
Вместе с ним танцуют все мои друзья.
Это самый ловкий пальчик у меня,
И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
Вот это самый длинный пальчик у меня,
Вместе с ним танцуют все его друзья,
А вот этот пальчик – лодырь у меня,
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
А этот пальчик-мальчик лучший у меня
Вместе с ним танцуют все его друзья
Все мои пять пальцев дружная семья,
И, когда они танцуют, танцую с ними я.
1 (и далее) – в соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев (начиная с большого),
2 (и далее) – сжимаем и разжимаем кулаки,
3 – хлопаем в ладоши.
Весёлая мышка перчатку нашла,
Гнездо в ней устроив, (3) детей позвала.
Им корочку хлеба дала пожевать,
Отшлёпала всех – (6) и отправила спать.
Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка), поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх,
Ладони соединяем ковшом,
Сгибаем и разгибаем пальцы («зовущий жест»),
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по подушечкам остальных пальцев,
Хлопаем в ладоши,
Складываем ладони, кладём под щёку,
Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному пальцу).
Пальчики у вас умелые. А ручки?
Диск Е.Железновой «Весёлая логоритмика» – «Передай мячик» №29
Рассказ по картинкам:
Нижние конечности – ноги. Основные функции ног – опорная и двигательная. Строение ноги: бедро, голень, стопа. На ногах, так же как и на руках, есть пальцы. Ногами человек может выполнять различные движения, даже рисовать. (Демонстрация картинок, дети показывают на себе)
А что же могут наши ноги?
Ритмопластика. Диск Е.Железновой «Весёлая логоритмика»:
№11. «Ходим – бегаем»
№15. «Идём – крадёмся»
№17 «Пружинки – прыжки»
Рассказ по картинкам.
Чтобы правильно выполнять все упражнения, нам помогали и другие органы тела. В голове человека находится мозг и сосредоточены все органы чувств: зрения (глаза), слуха (уши), обоняния (нос), вкуса (язык). Голова соединяется с туловищем при помощи шеи, которая обеспечивает ей подвижность. (Демонстрация картинки и показ детьми на себе).
Вот сейчас нам понадобятся руки, уши, глаза, ноги.
Цель: формирование умения действовать в коллективе, развитие навыков общения и взаимодействия, терпения, выдержки.
Шумовой оркестр. Диск Е.Железновой «Топ-топ» – «Хорошо играем» №21. Для игры понадобятся чашки, деревянные и металлические ложки, крышки от кастрюль. В соответствии с текстом, каждый выполняет свои действия.
Коммуникативные танцы-игры. Диск Е.Железновой «Топ-топ» – «Как котята». Движения выполняются в парах, согласно тексту песни.
Заключительная часть.
Цель: переход от повышенной мышечной и эмоциональной деятельности к спокойному состоянию.
Корригирующая игра. Диск Е.Железновой «Весёлая логоритмика» – №21 «Покачай-передай»
Игра «Нарисуй лицо» Выдаю раскраски: голова девочки и мальчика, где необходимо дорисовать лицо (брови, глаза, нос, рот). Задание выполняется под релакс – музыку.
Логоритмика для детей: упражнения для дошкольников
Основной целью воспитания ребенка в детском саду и дома является его полноценное и всестороннее развитие. Помимо правильной речи, он должен знать элементарные навыки гигиены, у него должна быть развита мелкая и общая моторика, он должен уметь преодолевать трудности.
Одной из методик преодоления речевых нарушений у детей является логоритмика. Она представляет собой комплекс логоритмических игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением (счёт). Это двигательные упражнения, которые направлены на развитие речевого дыхания, артикуляции и укрепление мышечного тонуса.
Что такое логоритмика
Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
В России изучением положительного воздействия на речевую функцию ритмических движений совместно с произношением слов и правильным дыханием занимались Г.А. Волкова, Е. Железнова и Г.Р. Шашкина. С их точки зрения под логоритмикой понималась система двигательных упражнений, целью которых было устранение речевых дефектов у детей дошкольного возраста.
Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т.д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное.
Основные цели и задачи
Логоритмика является частью коррекционной педагогики, в которой движения сопровождаются звуком.
К ее основным функциям относятся:
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие правильной координации;
- выработка правильного дыхания;
- выработка темпа речи;
- развитие речевой памяти;
- развитие слуховой функции;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие сенсорики;
- улучшение равновесия;
- формирование правильной осанки и походки.
Логоритмика используется в качестве вспомогательного метода при коррекционной работе с дошкольниками. Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.
Все это достигается путем избавления от имеющихся нарушений при помощи двигательных и специально разработанных речевых упражнений. Соответственно, в таких занятиях большую роль играет музыкальная составляющая и слова.
Логоритмика для дошкольников позволяет улучшить следующие навыки:
- развивается навык речевого выдоха при говорении;
- совершенствуется мелкая и крупная моторика;
- ребенок становится более ловким;
- улучшается интонация, мимика и темп речи;
- развивается фонематический слух;
- развивается подвижность органов артикуляции, за счет чего улучшается дикция;
- формируется правильная осанка;
- развивается навык ориентации в пространстве;
- гиперактивные дети становятся более спокойными, а медлительные, напротив, более бодрыми и шустрыми;
- развиваются творческие способности;
- повышается общая выносливость организма.
В каких случаях показана логоритмика для детей
Упражнения по логоритмике, при регулярном их проведении, развивают память и музыкальный слух.
Данная методика может использоваться в самых разных случаях:
- Общее недоразвитие речи у детей.
- Заикание.
- Данная методика практикуется в возрасте 2,5-4 лет, когда у детей активно формируется речь.
- Логоритмика показана детям с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют.
- Отставание в развитии координации движений и моторики.
- Нарушения звукопроизношения. Упражнения помогают детям со слишком медленной или быстрой речью, с плохой интонацией и т.д.
Основные виды логоритмических упражнений
Занятия по логоритмике должны подбираться с учетом возраста дошкольника. Задачей ребенка является повторение всего того, что делает взрослый.
Ходьба и маршировка
Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным. Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений, закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.
Используются различные варианты данных упражнений:
Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.
Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.
Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации движений у ребенка.
Используются различные виды упражнений:
«Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.
«Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются колени, падает корпус и голова.
Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции
Проведение этих упражнений позволяет сформировать правильное дыхание, которое необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его основные характеристики (высоту, силу), а также сделать его более выразительным. Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а также улучшить звукопроизношение.
Используются следующие упражнения:
«Буря в стакане». Ребенку следует периодически предлагать пить сок из трубочки. Необходимо менять диаметр трубочек, начиная с более толстых, постепенно переходя на тонкие. Скажите ему, что можно не только пить таким образом сок, но и выдыхать струю воздуха из трубочки. Продемонстрируйте это сами с помощью стакана воды и предложите ему самому сделать «бурю в стакане».
«Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.
«Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку, после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным и высоким голосом.
Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются на практике. В частности, активно применяются следующие типы занятий:
- Пение. Положительно сказывается на интонации голоса, позволяет улучшить качество речи, организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией.
- Счетные упражнения. Помогают ребенку запомнить порядковый счет предметов.
- Пальчиковая гимнастика. Данные упражнения крайне важны, потому что они прямым образом воздействуют на определенную зону коры головного мозга, которая отвечает за речь.
- Игры на развитие памяти, внимания. Помогают развить навыки быстрого переключения между действиями.
- Игры на развитие мимики. Обязательны для проведения с детьми, у которых есть какие-либо речевые нарушения. Объясняется это тем, что для них характерна невыразительность мимики, что делает невыразительным и само произношение.
- Танцы. Положительно сказываются на осанке, улучшают пластику и чувство ритма.
Основные правила проведения упражнений
При проведении логоритмических упражнений нужно в первую очередь руководствоваться теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка, т.е. всегда важен индивидуальный подход. При этом выполнение каждого упражнения должно напоминать игру, чтобы у ребенка были только положительные эмоции от этого процесса.
Существует ряд важных правил при выполнении этих упражнений:
- С детьми, страдающими от заикания, нужно заниматься не менее четырех раз в неделю. Основной упор нужно делать на занятия по развитию речевого аппарата, нормализации его тонуса, а также улучшению темпа речи. В остальных же случаях достаточно двух раз в неделю.
- Важно быть готовыми к тому, что это достаточно длительный процесс, который может занять не менее 6 месяцев. И то только в том случае, если занятия будут регулярными.
- Необходимо использовать в занятиях те игрушки, книжки и музыку, которые нравятся ребенку.
- Важно повторять упражнения до тех пор, пока у ребенка они не будут получаться на «отлично».
- Нужно правильным образом выбирать музыку – она должна соответствовать двигательной и текстовой части упражнений (для спокойных движений нужна более тихая музыка, а для динамичных занятий, соответственно, более бодрая).
- Всегда нужно быть на позитивном настрое. Если у ребенка что-то не получается, то не нужно демонстрировать свое недовольство этим, иначе он может замкнуться в себе.
Логоритмические упражнения прекрасно подходят и для домашних занятий, поэтому родителям следует уделать этому как можно больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопедов и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.
Материалы к коррекционным занятиям по теме “Части тела”
Тема: Человек. Части тела.
Цель: Создание условий для ознакомления ребенка с частями тела человека.
-Образовательные: формирование представления о теле человека, нахождение и показ частей тела на себе, на кукле и на изображении.
-Коррекционно-развивающие: развитие произвольного зрительного и слухового внимания, мышления, мелкой моторики рук и координации движений.
-Воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества.
Оборудование: кукла, картинки с изображением человека и частей тела.
Ход занятия
1.Организационный момент : приветствие ребенка, налаживание эмоционального контакта с ним.
2.Основной этап
2.1 Актуализация знаний. Введение в тему занятия.
2.1.1 Дидактическая игра «Посмотри и покажи».
Цель: формирование представления о частях своего тела, , подражать действиям взрослого.
Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Смотри … (имя ребенка), вот мои руки», показывает свои руки ребенку, затем говорит: «а где у … (имя ребенка) ручки?», берет руки ребенка и помогает ему рассмотреть свои руки, говорит: «Вот они», просит: «Дай мне ручки» и протягивает свои руки к ребенку.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики».
«Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик- прыг в кровать. Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише пальчик, не шуми, братиков не разбуди…Встали пальчики. Ура! А теперь играть пора.» (Пальцы разомкнуты, поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем энергично разжимаются).
2.2 Работа по теме занятия.
2.2.1 Игра на развитие слухового внимания «Покажи у куклы и у себя».
Цель: формирование представления о частях тела, умения показывать части тела на кукле, слушать и выполнять простые инструкции.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку куклу, говорит: «Посмотри … (имя ребенка), какая красивая кукла пришла к тебе в гости. Смотри, какие у нее ручки (показывает руки куклы), покажи, где у куклы ручки?». Если ребенок не может сам показать руки на кукле, взрослый помогает ему это сделать (1. Рука в руке; 2. За кисть; 3. За локоть).
Подобным образом организуется изучение остальных частей тела.
Для закрепления можно так же показывать на кукле ранее изученные части лица.
2.2.2 Дидактическая игра «Зеркало (части тела)».
Цель: рассмотрение частей тела, развитие координации движений.
Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Посмотри, вот мои руки, а где твои руки?», ребенок показывает свои руки. Взрослый говорит: «Повторяй за мной» и выполняет простые, доступные ребенку движения и действия руками, а ребенок повторяет за взрослым.
Для закрепления изученных частей тела так же можно использовать эту игру.
2.2.3 Дидактическая игра «Найди такое же».
Цель: расширение представлений о человеческом теле, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры: Перед ребенком на стол кладется картинка с изображением человека. Взрослый спрашивает: «Кто это?», просит показать изученные части тела: «Покажи, где руки? / ноги? и др.» Затем, взрослый показывает по одной карточке с изображением изученных частей тела, а ребенок говорит, как эта часть тела называется и показывает ее на картинке с человеком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо (изображаем ветер-дуем)
Закачалось деревце, (качаем из стороны в сторону поднятыми вверх руками)
Ветерок всё тише, деревце всё выше (тянемся руками вверх).
2.2.4 Практические работы
1. Лепка «Глазки». Из пластилина ребенок скатывает шарики и налепливает их на картонную заготовку «Лицо» с нарисованными частями лица.
Аналогичную работу можно сделать при изучении и других частей лица.
2. Аппликация «Смешная рожица». Наклеивание деталей (глаз, губ, носа, ушей) на готовую форму из картона.
Логоритмическое занятие
МКДОУ «Среднесибирский десткий сад»
учитель-логопед Пищева Е.Ю.
«Спорт-здоровье, спорт – игра, всем друзьям: Физкульт-Ура!»
Конспект занятия по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Спорт-здоровье, спорт – игра, всем друзьям Физкульт-Ура!
1.Развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения; развитие зрительно-двигательной и слухоречевой координации.
2.Развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
3.Стимуляция творческой активности.
4 Воспитание у детей точности и выразительности исполнения.
Материал к занятию:
Магнитофон, флажки по количеству детей. (по 2шт. на ребёнка)
Раздел занятия
Ход занятия по логоритмике
1.Организация начала занятия
Ходьба по кругу с чередованием: четыре шага, два хлопка, перед собой- два хлопка по коленям, простая ходьба, повтор
Звучит марш. Дети в темпе марша входят в зал за педагогом. По окончании музыки останавливаются перед стульчиками.
2. Вокальное музицирование
Поздороваемся споём: здрав-ствуй-те! (показывает «лесенку» правой рукой).
А теперь руками и ногами (отхлопывают и «протопывают» ритмическую структуру слова) Дети выполняют все действия по образцу.
Ребята, я рада видеть всех вас здоровыми, весёлыми, в ваших глазках я читаю умные мысли. Какой праздник отмечала вчера наша страна? (День защитников Отечества) Мы сегодня ещё раз хотим поздравить наших мальчиков с этим праздником, чтобы они росли здоровыми, сильными, мужественными, а для этого нам нужно…. (ответы детей)
3.Игрогимнастика
Чтобы нам такими стать предлагаю отправиться в путешествие в город Здоровьеград.
Садитесь за мной в «вагоны». Дети «едут», совместно с педагогом:
Поезд едет скрежеща: же-че-ша-ща,
Же-че-ша-ща, же-че-ша-ща,
Наш поезд остановился, первая остановка
Раз, два – мы проснулись,
Три – все потянулись
Четыре – солнцу улыбнулись.
Пять – кровать заправляем,
Шесть – лицо мы умываем,
Семь – зарядку выполнять,
Восемь – душ скорей принять.
Девять – быстро обтираться,
Десять надо одеваться,
Всем за дело приниматься.
Не спеши дружок постой!
Зубы чисти, причишись,
Побыстрее шевелись!
4. Упражнение на развитие ритма под музыку
Мы умылись, оделись, размялись, пора отправляться дальше:
(Упр-е с флажками):
Дети идут по кругу, флажки в руках:
1,2,3,4- флажки внизу, топать в ритм под счёт-1,2,3
1,2,3,4- поднять флажки вверх помахать, 1,2,3;
1,2,3,4- сойтись в круг, постучать флажком о флажок;
1,2,3,4- вернуться назад – подпрыгнуть
Ходьба по кругу:
1,2,3,4- топ, топ, топ
1,2,3,4- шлеп, шлёп, шлёп.
5. Дыхательно-артикуляционный тренинг:
Пока мы выполняли упр-я немного устали, выполним упр-я на дыхание:
Вдох делаем носом, выдох ртом – без напряжения:
У Весны ветер ласковый, нежный, тёплый -(вдох) Ф-Ф-Ф.
У Лета – Жаркий, согревающий- (Вдох) – Х-Х-Х-Х….
У Осени прохладный – (вдох) – С-С-С-С….
У Зимы холодный, студеный, (вдох) В-В-В-В-В……
6.Пальчиковая игра «Солнце поднимается»
Педагог и дети произносят вместе:
Солнце поднимается
Всё вокруг просыпается,
Вставай, Большак,
Вставай, Указка,
Вставай, Серёдка!
Вставай, Сиротка,
И ты, Крошка,
И вся ладошка!
6.Музыкально-ритмическая игра «Если весело живётся, делай так»
Дыхание мы успокоили, голосовой аппарат разогрели, сейчас немного ещё поиграем.
Под музыкальное сопровождение дети выполняют совместно с педагогом движения.
7.Песня о спорте (ЗОЖ)
Муз. сопровождение
Поощрить всех детей за активное участие в занятии.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Логоритмические игры и упражнения для дошкольников с ТНР.
Логоритмика – это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.
Цель логоритмики- преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи логоритмики:
-оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики);
-образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений);
-воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность);
-коррекционные (коррекция речевых нарушений в определенном возрасте).
Лексическая тема «Осень. Деревья»
Упражнение «Листопад».
Листопад, листопад! Руки поднять вверх.
Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины – рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.
То-то радость для ребят!
Лексическая тема «Осень. Деревья»
Упражнение «Осенью».
Ветры яблони качают. Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями
Лексическая тема «Фрукты»
Упражнение «Яблоки».
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Самый маленький – шалун.
Всё, всё, всё съедает.
Лексическая тема «Фрукты»
Упражнение «Компот».
Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ. Развести руки в стороны.
Лексическая тема «Фрукты»
Упражнение «Сливы».
Кисти сжаты в кулак.
Большой пальчик сливы трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Самый маленький – шалун.
Всё, всё, всё съедает.
Лексическая тема «Овощи»
Упражнение «Огород».
Дети под музыку двигаются по залу в колонне по одному и проговаривают текст стихотворения, сопровождая его ритмическими движениями.
На ослике мы ехали — Дети идут, высоко
поднимая ноги. Руки согнуты
До угла доехали. в локтях перед собой, кулачки
Сели на машину — Дети идут топающим шагом. Зашуршали шины. Руки полусогнуты в локтях
На машине ехали — ладошки, сжатые в кулаки,
До реки доехали. движутся поочередно вверх-
вниз, имитируют управление рулем.
Тр-р-р! Стоп! Разворот! Притопнуть ногой,
На реке пароход.
Пароходом ехали, Пружинящие полуприседания,
К берегу подъехали. дети руками имитируют
работу лопастей парохода.
Пароход не везет.
Осторожно иди! Дети двигаются «змейкой»,
обходя разложенные на полу предметы.
Овощи ты не помни!
Лексическая тема «Овощи»
Упражнение на развитие чувства ритма «Огород».
Педагог: Нас встречает оркестр.
Дети вместе с логопедом под музыку речитативом проговаривают слова, отбивают ритм деревянными ложками:
Ой, ре-бята, та-ра-ра!
В ого-ро-де шум с утра.
Нас встре-ча-ют толс-тя-чок –
Круп-ный глад-кий ка-ба-чок
И кра-са-вец ве-ли-кан –
Лук, пет-руш-ка, о-гу-рец,
Важный пе-рец – мо-ло-дец,
Реп-ка, свек-ла и то-мат.
На-ша гряд-ка про-сто клад!
Педагог: Кто стоит там у забора?
Не Маланья, не Федора.
Не совсем приятное.
Выставляется картинка «Пугало».
Лексическая тема «Овощи»
Упражнение на развитие быстроты, ловкости, координации движений «Пугало».
Звучит музыка. Дети идут по кругу хороводным шагом. В центре — пугало (ребенок).
Дети. В огороде пугало,
Огурцы нам Пугало
Рвать с грядки не велит.
Пугало грозит детям.
И как будто пляшет.
Пугало выполняет движения в соответствии с текстом
Мы тихонько подойдем
И огурчиков нарвем.
Дети медленно и осторожно приближаются к Пугалу.
Пугало. Огурцы нельзя здесь рвать!
Я вас буду догонять.
Пугало догоняет детей.
Лексическая тема «Овощи»
Упражнение на развитие координации речи с движением «На грядке».
Звучит музыка (русская народная песня «Как у наших у ворот»).
Педагог. В огород мы пойдем, урожай соберем.
Дети ходят по кругу, взявшись за руки.
Педагог. Мы морковку натаскаем?
Педагог. И картошки накопаем?
Педагог. Круглый, сочный, очень вкусный
Срежем мы кочан капустный?
Дети. Очень сочный, очень вкусный
Срежем мы кочан капустный!
«Срезают кочан», показывают руками круг.
Мы трудились. Так устали! В корзинки все убрали. Ребята, что за шум на грядке? Это снова помидор безобразничает!
Лексическая тема «Лес»
Упражнение на развитие чувства ритма
«В осеннем лесу».
Педагог. А в лесу начался настоящий концерт.
У каждого лесного жителя свой инструмент;
Застучал своим длинным клювом дятел.
Забарабанил лапками по пню маленький зайчишка.
Залязгал зубами голодный волк.
Затопал по своим делам шустрый ежик.
Лексическая тема «Осень. Лес»
Ритмическое упражнение «Капли».
Капля — раз! Капля — два!
Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Лексическая тема «Овощи»
Динамическое упражнение на координацию слова с движением, речевого дыхания
«Помидор»
В огороде за забором
Руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперёд, затем руки поднять вверх, ладони прямые от себя вытянуться с небольшим напряжением «в струнку»
Руки в бока, грудь и живот немного вперёд («напыжеться»); концы пальцев обеих рук соеденить, образовав «шарик».
Держатся за колышки,
Сжать кулаки, пальцы смотрят друг на друга; согнуть руки в когтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты.
Греются на солнышке.
Поднять лицо вверх, как бы подставляя солнышку; руки поднять вверх, слегка развести, потянуться к солнышку.
Лексическая тема «Овощи»
Упражнение «Капуста».
Мы капусту рубим-рубим,
Движения прямыми ладонями вверх-вниз
Мы капусту солим-солим,
поочерёдное поглаживание подушечек пальцев
Мы капусту трём-трём,
потирать кулачок о кулачок
Мы капусту жмём-жмём.
сжимать и разжимать кулачки
Лексическая тема «Овощи»
Упражнение «Репка».
Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Хоть держалась крепко,
Лексическая тема «Ягоды»
Упражнение «Ягоды».
В лес отправимся гулять
По извилистым тропинкам
Потихоньку мы пойдём.
Ходьба змейкой между листьями, лежащими на полу взявшись за руки
Может быть и под листочком
Сладку ягодку найдём.
На носочки детки встали,
По дорожкам побежали.
И на каблучках пойдём,
Через лужи перейдём.
Ходьба на пятках
Где ты прячешься малинка
Полезай-ка в кузовок!
Лексическая тема «Ягоды»
Упражнение «По ягоды».
Мы шли-шли-шли, Маршируют, руки на поясе.
Наклонились, правой рукой коснулись
носка левой ноги, не сгибая колен.
Раз, два, три, четыре, пять, Маршируют.
Мы идем искать опять.
Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.
Лексическая тема «Домашние птицы»
Подвижная игра «Петух».
Координация речи с движением. Развитие подражательности. Совершенствование умения договаривать словосочетания.
Петя, Петенька, петух
Весь раскрашен в прах и пух.
Дети стоят лицом в центр круга, ритмично бьют руками по бокам, как крылышками.
Разноцветный, весь цветной,
Идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину.
И кричит, как заводной:
Останавливаются, поворачиваются лицом в круг
Лексическая тема «Домашние птицы»
Упражнение «Птичий двор».
Упражнение на развитие координации движений.
Наш гусак встает на зорьке,
Дети потягиваются, руки за голову
Он к реке сбегает с горки. Маршируют.
Он гусиную зарядку Приседают.
Любит делать по порядку.
Для начала — бег на месте, Бегут на месте.
Крылья врозь, а лапки вместе.
Разводят руки в стороны.
Упражнения для шея,
Движения головой вперед-назад.
Чтоб росла еще длиннее.
Тренировка для хвоста, Руки на поясе-вращательные движения бедрами.
А потом – бултых с моста! Приседают, руки на коленках, голова опущена.
Он плывет на середину, Плавно раздвигают руки, имитируя стиль «брасс».
Чистит лапки, моет спину. Поглаживают правой рукой левую, начиная с кончиков пальцев до плеча.
Лапки моет чисто-чисто, Поглаживают левой рукой правую,
Не прослыть чтоб трубочистом, начиная с кончиков пальцев до плеча.
Крикнул селезень: «Кряк-кряк».
Прыгают на месте на двух ногах.
Физкультурник наш гусак!
Лексическая тема «Домашние птицы»
Упражнение «Индюк».
Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача
Остановиться, удивленно посмотреть вниз
Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам
Весь раздулся, словно шар
Или медный самовар
Сцепить округленные руки перед грудью
Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк
Лексическая тема «Части тела»
Подвижная игра «Это я».
Развитие общей моторики, координации движений. Формирование умения договаривать слова или словосочетания.
Это глазки. Вот. Вот.
Показываем сначала левый, потом — правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.
Беремся сначала за левое ухо, потом — за правое.
Это нос. Это рот.
Левой рукой показываем рот, правой — нос.
Там спинка. Тут живот.
Левую ладошку кладем на спину правую — на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп. Протягиваем обе руки, два раза хлопаем.
Это ножки. Топ, топ.
Кладем ладони на бедра, два раза топаем.
Ой, устали. Вытрем лоб.
Правой ладонью проводим по лбу.
Упражнение «Тарелка».
Координация речи с движением. Формирование умения договаривать словосочетания за воспитателем.
Дети выполняют движения, подражая воспитателю, и договаривают за ним словосочетания.
Вот тарелка для Валерки —
Рисуют руками большой круг.
Рисуют указательными пальцами маленькие круги.
Для котлеты, для пюре,
Загибают на левой руке пальчики правой рукой, начиная с большого.
Для блинов и для гречки.
Упражнение «Помощник».
Посуду моет наш Антошка,
Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Моет вилку, чашку, ложку,
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Лексическая тема «Продукты питания»
Пальчиковая игра «Варим суп».
Эй, ребята! Эге-гей!
Дети хлопают в ладоши.
Чистим овощи для щей. Режем мы капусту
Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»). Будет супчик вкусный. Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони. Чистим очень ловко, Мы натрём морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам. Красную головку. Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь») А потом, а потом
Стучат по левой ладони ребром правой. Мы покрошим помидор, И головку лучка, И зубок чесночка. Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»). Скушай-ка, голубчик! Протягивают обе ладони вперёд.
Лексическая тема «Части тела»
Логоритмическая игра с пением «Здравствуйте!».
Музыка и слова С. Коротаевой
Ручки, ручки, просыпайтесь, Здравствуйте! Потирают ладошку о ладошку. Ласковые ручки наши, Здравствуйте! Гладят по два раза ладошкой по правой, потом по левой руке. Пальчики сердитые, Здравствуйте! Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д. И ладошки, наши крошки, Здравствуйте! Ритмично хлопают в ладоши перед собой. Наши ушки, наши щёчки, Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щёчки. Наши локоны и кудри, Здравствуйте! Гладят себя по голове. Вы друг другу улыбнитесь, Здравствуйте! Улыбаются сначала соседу слева, потом справа. И головкой поклонитесь, Здравствуйте! Выполняют поклон головой.
Лексическая тема «Продукты питания»
Подвижная игра «Каша».
Координация речи с движением.
Эта каша для Любаши,
Дети держат перед собой руки, сложенные
Пар над кашей поднялся.
Тянутся руками вверх.
Отрицательно качают головой, а потом машут рукой.
Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы формирования образа буквы. | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА БУКВЫ
(с точки зрения аналитико – синтетического метода)
- Выделение начального звука из слова.
Звук находится в сильной позиции (ударный слог в начале слова)
* у тка – выделение звука у.
- Называние буквы.
а) Детям предлагается назвать картинки и определить 1-й звук в названных словах ( Какой 1-й звук в этих словах?; Давайте изолированно произнесем этот звук. Звук у мы слышим и произносим. Его мы можем обозначить буквой (это значок – домик, в котором живет данный звук), которую можем прочитать и написать).
б) Знакомство с печатной буквой.
Показывают букву и говорят: это буква У. Этой буквой обозначают звук у .
Из каких элементов состоит буква У ? – из палочек – короткой и длинной;
Из скольких элементов состоит буква У? – из 2-х;
Как расположены элементы? – длинная палочка – справа налево, короткая – наоборот. Буква смотрит в левую сторону.
(Другие инструкции: Сколько длинных элементов, сколько коротких, сколько овалов, кругов, где находится короткая палочка? )
- Подбор зрительного образа к букве.
Данный пункт может идти раньше, чем анализ буквы.
Инструкция : На что похожа буква У? (на заячьи уши, на рогатку и др.).
Желательно, чтобы в названии зрительного образа был звук, обозначаемый данной буквой (* У – уши заячьи, О – обруч, А – арка, П – перекладина и др.).
- Стихотворное описание графического образа буквы.
* У – буква У – два длинных ушка….
Буквы называть звуками!
- Ощупывание буквы.
Предлагается объемный вариант буквы (* буква из пластелина, пенопласта, пластмассы и др.).
- Обведение буквы пальцем.
Буква на плоскости, но либо из бархатной бумаги, либо из наждачной.
- Обведение буквы по трафарету или по контуру.
Сначала пальцем, позднее карандашом или ручкой.
- Обведение буквы по гладкой поверхности.
- Запись буквы в воздухе (с образцом и без образца).
Буква записывается в воздухе сначала пальцем, потом ручкой.
- Выкладывание, конструирование буквы.
Используются спички, счетные палочки, нитки, веревочки, проволока и др.
- Вырезание буквы из бумаги.
(также: выкладывание из мозаики, из пшена, аппликация буквы и т.д.)
- Прием пантомимы.
Дети с помощью рук и ног изображают букву.
- Дид. игры на развитие зрительного гнозиса.
Цель их : запомнить букву и воспринимать её в любых условиях.
- Нахождение буквы по образцу (найди такую же букву, какую я покажу);
- Нахождение буквы без образца (найди букву, которую я назову);
- Называние буквы (Какая это буква?)
- Написание буквы на ладони, на спине;
- Узнавание недописанной буквы;
- Узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве;
- Узнавание букв, наложенных друг на друга;
- Узнавание букв, написанных разным шрифтом, узнавание стилизованных букв.
- Печатание буквы или написание буквы печатным шрифтом самостоятельно в тетрадь.
Между этим пунктом и остальными должен быть разрыв в несколько занятий или хотя бы в одно занятие.
Печатание основывается на анализе буквы.
Обязательно предварительное написание буквы в воздухе.
Используется а) комментированное учителем написание буквы:
* буква У : «короткая сверху вниз, длинная сверху вниз»
б) ритмизованное письмо (под счет):
Учитель считает, а дети записывают букву. Это позволяет выработать единый темп на занятии.