Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход

Психотерапия

ЭЭГ-БОС-терапия — один из трендов в современной психиатрии. Подробно о методике рассказывает Олег Иванович Иващенко.

Почему важно правильно сформулировать запрос перед обращением к специалисту и как это сделать рассказывает психолог Мария Самоцветова.

Как отличить временную хандру от опасной болезни — журнал «Алвиан».

Какие базовые эмоциональные потребности есть у каждого из нас и почему важно их удовлетворять — клинический психолог Юлия Хворова для журнала «Алвиан».

Чем тревога отличается от тревожного расстройства и как при этом помогает гипноз — психотерапевт Абакумова Елена Викторовна для журнала «Алвиан».

Что такое незакрытый или незавершенный гештальт и как от него избавиться — психолог Юлия Носова для журнала «Алвиан».

Откуда берется обида на маму, как с ней справиться (и нужно ли это делать).

Статья для тех, кто «угорел на работе» (или где-то еще) и ищет пути выхода.

8 случаев, когда клиент не может (или не хочет) сказать правду.

Почему возникает «страх бормашинки» и как побороть страх перед дантистом.

Четыре шага, которые помогут справиться с утратой.

«Я не могу без тебя», «ты — смысл моей жизни», «в тебе до капли растворяюсь».

Что такое психотерапия? Это лечебная беседа, во время которой профессиональный врач-психотерапевт или психолог-психотерапевт помогает пациенту осознать и решить проблемы. Психотерапия — это единственный метод лечения душевных расстройств, который рассматривает человека как неделимое целое, изучает его сущность и использует только индивидуальный подход.

Чтобы выбрать хорошего психотерапевта, необходимо обратить внимание на несколько важных моментов:

  • профильное медицинское или психологическое образование
  • стаж работы от 3–5 лет
  • участие в образовательных мероприятиях и конференциях психотерапевтического сообщества

Также важно, чтобы специалист максимально развернуто отвечал на вопросы клиента, не имел плохой славы в интернете и соблюдал морально-этический кодекс.

Цель психотерапии — понять, вытащить на поверхность и победить то, что не дает человеку быть счастливым. Психотерапевт не принимает решений за человека и не навязывает ему свое мнение, а помогает осознать, что на самом деле хочет клиент и как этого можно достичь. Психотерапия предполагает работу над собой, но когда человек начинает избавляться от первой неуверенности, тревоги и страхов, ему сразу становиться легче двигаться к новой, полноценной жизни.

Существует большое количество методик, школ и направлений в психотерапии. Ниже мы расскажем о некоторых популярных методиках.

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

Виды психотерапии и их описание

Распространенные виды психотерапии:

  • когнитивно-поведенческая
  • реконструктивно-личностная
  • психоанализ
  • телесно-ориентированная
  • рациональная
  • групповая
  • семейная
  • психодрама
  • гештальт-терапия
  • эриксоновский гипноз
  • экзистенциальная
  • песочная терапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия. Метод, который требует полного включения и готовности к действию от врача и пациента. Психотерапевт помогает осознать неправильные установки и стереотипы в мышлении и поведении человека, которые мешают сделать правильный выбор и заставляют действовать по шаблону. Одно из главных преимуществ метода — его краткосрочность, для достижения эффекта бывает достаточно 10–15 сеансов. Показания к применению: депрессии, тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения пищевого поведения, алкоголизм.

Реконструктивно-личностная психотерапия. Врач помогает клиенту осознать настоящие источники своих проблем и переключиться с внешних причин на внутренние, а также провести реконструкцию отношений внутри самой личности. В результате формируется адекватное самосознание и расширяется его сфера. Метод подойдет при лечении зависимостей, невротических расстройств, личностных расстройств, панических состояний и фобий.

Психоанализ. Выявление неотреагированных ранее ситуаций, попытка осознания вытесненных комплексов и получение доступа к бессознательному. Так как этот доступ затруднен, Фрейд выделил основные пути к его содержанию: свободные ассоциации, оговорки, описки, ошибочные действия и сновидения. Психоанализ подойдет людям склонным к саморефлексии, поиску смысла.

Телесно-ориентированная психотерапия. Методика, которая подойдет всем людям, так как в основе ее лежит обращение к природе человека, к его телу. Особенно полезна тем, кому сложно сформулировать проблему словами. Телесно-ориентированная психотерапия позволяет обойти привычные механизмы психологической защиты человека, выявить и проработать скрытые и замаскированные психологические проблемы.

Рациональная психотерапия. Метод базируется на разъяснении клиенту истинных причин и механизмов расстройства или устранении логических ошибок в суждениях. Специалист помогает выстроить правильные логические связи и сформировать грамотное понимание проблемы. Применяется при неврозах, психастении, алкоголизме, наркомании и при поведенческих проблемах у подростков.

Читайте также:
Презентация - исследование по теме Дисграфия

Групповая психотерапия. Форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается для достижения определенного результата. В первую очередь, групповая психотерапия помогает социализации и решает проблемы общения. Метод широко применим при неврозах, депрессивных и тревожных состояниях, психосоматических расстройствах, а также при расстройствах сна и пищевого поведения.

Семейная психотерапия. Психологическая терапия семьи и каждого отдельного ее члена. Направлена на создание здоровых межличностных отношений и устранение эмоциональных проблем. Подойдет семьям, где есть проблемы с пониманием между супругами или при детско-родительских конфликтах, а также, если в семье есть психически нездоровый человек.

Психодрама. Термин, который скрывает за собой форму театра, спонтанность игры и глубину психоанализа. Метод помогает через игру, которая проходит при участии других членов группы, научить клиента решать личные проблемы. У участника есть возможность быть одновременно и актером, и драматургом ситуации, научиться отыгрывать фантазии, страхи и конфликты, чтобы справляться с ними в обычной жизни. Психодрама эффективна при работе с детьми и подростками.

Гештальт-терапия. Гештальт — это целостный образ ситуации из прошлого, он всегда имеет начало и конец. Завтрак, прогулка с собакой, ссора в метро, выбор подарка, влюбленность, разговор со случайным человеком — все это гештальты. Одной из главных причин формирования неврозов в этой концепции считается накопление незакрытых гештальтов. Соответственно терапия закрывает их и устраняет препятствия к формированию новых. В процессе гештальт-терапии пациент заново переживает прерванный гештальт и получает возможность его закрыть, тем самым избавиться от причин развития невроза.

Эриксоновский гипноз. Особый вид гипноза, без внушений и беспробудного сна. Это состояние транса, такое, в котором каждый человек бывает несколько раз в день (витать в облаках, ни о чем не думать). Психотерапевт различными методами добивается такого состояния и общается с пациентом, который сам в процессе беседы осознает проблемы и ищет пути их решения. Гипноз противопоказан пациентам в остром психотическом состоянии.

Экзистенциальная психотерапия. Вид психотерапии, который помогает человеку разобраться в глубинных вопросах и понять, как устроена его жизнь и какие факторы оказывают на нее влияние. В процессе работы рассматриваются вопросы жизни и смерти, смысла и бессмысленности существования, одиночества и любви. Метод помогает научиться максимально полно воспринимать свою жизнь и занимать в ней активное положение. Экзистенциальная психотерапия подходит всем, заинтересованным в данных вопросах и может сочетаться с другими видами психотерапии.

Песочная терапия. Современная психотерапия, один из видов арт-терапии. Позволяет заглянуть в себя, снять внутреннее напряжение, найти новые пути развития. С помощью небольшой песочницы и разнообразных объектов человек выстраивает определенную картину, а в процессе терапии имеет возможность менять и перестраивать ее. Метод подойдет детям и взрослым. Он универсальный, надежный и информативный.

Психодинамическая психотерапия

Представляет собой метод лечения, который делает основной упор на индивидуальной личностной динамике.

Это метод терапии осуществляется в основном в двух видах: классический психоанализ и психоаналитически ориентированная психотерапия. В том виде, как его создавали Фрейд и его непосредственные последователи, классический психоанализ представляет собой интенсивную, длительную процедуру, раскрывающую подавленные воспоминания, мысли, страхи и конфликты, предположительно восходящие к проблемам раннего психосексуального развития, и помогающую индивидам освободиться от них посредством их рассмотрения с учетом реалий взрослой жизни.

Согласно теории, освободившись от попыток удержания угрожающих мыслей вне сознания, люди могут направить свою энергию на повышение интеграции личности и более эффективную деятельность.

В психоаналитически ориентированной терапии лечение и идеи, которыми она руководствуется, могут существенно отличаться от принципов и процедур, предлагаемых ортодоксальной теорией Фрейда. Пассивное поведение аналитика заменяется активным стилем беседы, при котором терапевт пытается прояснить искажения и пропуски, допущенные индивидом при конструировании причин и последствий своих проблем, бросая, таким образом, вызов проявляющейся у того «защите».

Четыре основные методики данной формы терапии:

Свободные ассоциации

Индивид должен говорить все, что ему приходит на ум, независимо от того, насколько это может казаться личным, болезненным или не относящимся к делу. Цель свободных ассоциаций заключается в том, чтобы тщательно изучить содержание подсознания. Аналитическая интерпретация заключается в том, что аналитик связывает воедино зачастую обрывочные идеи, установки, действия клиента и дает осмысленное их объяснение.

Анализ сновидений

Считается, что во время сна защитное подавление ослабевает и запрещенные чувства и желания могут найти выход в сновидениях. Тем не менее некоторые мотивы настолько неприемлемы для индивида, что даже во сне они проявляются не в открытой, а в завуалированной, или символической, форме. Таким образом, сновидение обладает содержанием двух видов: 1) проявленным содержанием,представляющим собой сновидение в том виде, в каком его видит спящий, и 2)латентным содержанием, состоящим из действительных мотивов, которые ищут выхода, но настолько болезненны и неприемлемы для индивида, что проявляются в замаскированной форме. Задача терапевта как раз и состоит в том, чтобы раскрыть эти замаскированные значения, исследуя образы, возникающие в проявленном содержании сновидения клиента и его подсознательных ассоциациях, связанных с этими образами.

Читайте также:
Обследование речевой функции у детей 5-6 летнего возраста с ОНР III уровня

Анализ сопротивления

В случае, когда клиенту прдлагают сообщить обо всем, что «приходит ему в голову», а также в процессе подбора ассоциаций к сновидениям, он может продемонстрировать сопротивление – нежелание или неспособность говорить об определенных мыслях, мотивах и переживаниях. Поскольку сопротивление препятствует осознанию болезненного и пугающего материала, необходимо найти его источники, если индивид действительно хочет увидеть проблему и справиться с ней.

Анализ переноса

Часто люди бессознательно переносят на терапевта те установки и чувства, которые они ранее испытывали в отношениях с родителями или другими близкими людьми. Таким образом, клиент может реагировать на аналитика так, как на некую фигуру из своего прошлого, и испытывать те же самые любовь, враждебность или отторжение, которые он чувствовал много лет назад. Помогая понять и признать отношения переноса, терапевт может добиться того, что клиент поймет суть собственных реакций на окружающих.

Существуют и другие краткие психодинамические методы. В целом они не менее эффективны, чем полный психоанализ.

Интерперсональная терапия

Основная идея заключается в том, что в процессе текущих взаимосвязей мы все и всегда бессознательно используем схемы, приобретенные нами в процессе наших самых ранних отношений, например с родителями. Если эти первые контакты были проблемными, например, в них присутствовали отторжение или дурное обращение, то «интроецированные» характеристики партнеров по ранним отношениям могут так или иначе искажать способность точно и объективно перерабатывать информацию, содержащуюся в наших межличностных транзакциях в настоящее время. Таким образом, человек, с которым в прошлом жестоко обращались или отвергали, может действовать, исходя из имплицитного (бессознательного) предположения о том, что мир в целом обращается с ним дурно и отвергает его.

Объектные отношения

Под этим понятием исследователи подразумевают процедуры, делающие акцент на проблемах межличностных отношений, особенно если сами они устают от взаимодействия клиент-терапевт. Терапевты, ориентированные на психодинамический интерперсональный подход, делают упор на различные периоды жизненного цикла: они могут сосредоточиваться на отдаленных событиях прошлого или на текущих («здесь и сейчас») межличностных ситуациях (включая и саму терапию), или сохранять некоторое равновесие между ними. Таким образом, сохраняется основная цель классического анализа – понимание настоящего с точки зрения прошлого.

2 Этап. Современное состояние и пути развития логопсихологии

С введением в учебные планы педагогических вузов нового учебного курса «Логопсихология», данная дисциплина начинает развиваться как са-

мостоятельное научное направление. Введение новой дисциплины вызвало необходимость определить не только содержание курса, его методологиче­ские и теоретические основы, но и само понятие «логопсихология».

Все авторы определяют логопсихологию как отрасль специальной психологии («материнской» науки), однако одни ограничиваются только рамками изучения психики лиц с нарушениями речи первичного харак­тера (В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, Л.В. Кузнецова), другие расши­ряют границы исследования психики изучением методов и приёмов пси-хологической помощи логопатам, подчёркивая прикладную значимость логопсихологии (Т.Н. Волковская, В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова, О.В. Трошин). Причем, следует отметить, что В.И. Лубовский (2007) особо подчеркивает, что логопсихология изучает не психологию речи (вполне сформировавшуюся и имеющую достаточную обеспеченность эксперимен-тальными данными научное направление), не психологию лиц с распадом уже сформировавшейся, нормально развивающейся в прошлом речи (этим занимается афазиология), а психическое развитие лиц с недостатками ре­чи, обусловленное органической или функциональной недостаточностью речевых зон коры головного мозга или анатомическими и функциональны­ми дефектами переферических отделов речедвигательного аппарата, врожденными или приобретенными в раннем (до 3-х лет) возрасте.

Дискуссионным является вопрос о точности самого термина «ло-гопсихология» по отношению к изучаемому феномену. Ряд авторов (Г.А.Волкова, В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова) считают, что термин «логопатопсихология» был бы феноменологически более точным. А, по мнению В.И. Лубовского, лучше было бы использовать более разверну-тую формулировку «психология лиц с первичным речевым дефектом». В середине 90-х годов логопсихология стала развиваться в направ­лении двух подходов: психолингвистического и функционального. Выбор мерного психолингвистического подхода обусловлен созвучностью на-звания дисциплин «психология речи»-«логопсихология». В рамках тако­го подхода выполнена программа, рекомендованная Министерством об­разования России (автор Г.С. Гуменная, 2000), в которой отражено изу­чение психологических механизмов речи.

Второй, функциональный подход, стал разрабатываться на основе уже существующих моделей специально-психологических дисциплин — олигофренопсихологии, сурдопсихологии, тифлопсихологии, которые стали формироваться значительно раньше логопсихологии и сейчас представляют собой системные области знаний с определённым кругом научных понятий, разработанными принципами и методами психологи­ческого изучения лиц соответствующей категории, психокоррекционны-ми технологиями (олигофренопсихология: В.Г. Петрова, Ж.И, Шиф, Л.В. Занков, И.Л. Баскакова, И.М. Бгажнокова, Ю.Т. Матасов, Н.М. Стадненко; сурдопсихология: И.М.Соловьев, Т.В. Розанова,

Л.И. Тигранова, А. Алишкаускас, Т.Г. Богданова, Г.Н. Бертынь, Л.Г. Зикеев, О.И. Кукушкина, Н.Г. Морозова; тифлопсихология: Л.П. Григорьева, А.Г. Литвак, Л.И.Солнцева, В.А. Лонина, Л.С. Волкова, Ю.А.Кулагин, В.Ф. Морева, Т.А. Басилова). С позиции такого подхода выполнены и пер­вые учебные пособия по логопсихологии (Л.В. Кузнецова, 2000; О.В. Трошин, Е.В. Жулина, 2005; В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова, 2006).

Читайте также:
Развитие моторной сферы у детей с дизартрией

Изучение особенностей формирования высших психических функ­ций при речевом недоразвитии ведущего характера является приоритет­ным аспектом и в научно-исследовательских работах по данному на­правлению во 2-ой половине 90-х годов (И.Т. Власенко, Т.Н. Волковская, О.Н. Усанова, Т.А. Фотекова). Эти исследования обогатили теоретиче­скую базу логопсихологии, расширили дифференциально-диагностические критерии ведущего речевого нарушения от сходных по внешним проявлениям состояний, способствовали разработке ряда диаг­ностических и психокоррекционных технологий.

Однако на современном этапе происходит смещение смыслового центра специального образования в сторону личностного, социально-эмоционального развития, что меняет доминанты в содержании профес­сиональной подготовки дефектологов (Н.Н. Малофеев, 2003). Поэтому более прогрессивным в формировании концептуальных основ логопси­хологии выступает личностно-ориентированный подход.

Развиваясь до 2000 года как теоретическая дисциплина, направленная на изучение психологических особенностей лиц с речевой патологией, в последние годы логопсихология значительно расширила круг своих задач. Так, в связи с организацией психологической службы в системе специаль­ного образования отмечается усиление прикладной составляющей этой дисциплины в русле основных направлений практической психологии: психодиагностика, психокоррекция, консультирование. Это нашло отраже­ние и в содержании научных исследований после 2000 года. Ведущим на­правлением научного поиска становится разработка, модификация, адапта­ция традиционных психологических технологий как повышающих эффек­тивность логопедической коррекции, так и способствующих преодолению негативных проявлений личностного развития у детей с нарушениями речи (Е.Н. Садовникова, 2001; Г.Х. Юсупова, 2003; С.М. Валявко, 2006 и др.).

Такая практико-ориентированная тенденция современной логопси­хологии требует разработки соответствующих концептуальных подхо­дов, отражающих как личностно-ориентированные аспекты коррекци-онной работы, так и междисциплинарное взаимодействие логопеда и психолога в едином коррекционно-образовательном пространстве.

Базовой моделью при разработке современной концепции логопси­хологии может служить логопсихотерапевтическое направление в системе реабилитации заикающихся, которое имеет свои научные традиции и раз­вивается с 60-х годов XX века. Истоки данного направления находятся в

(работах К.М. Дубровского и Ю.Б. Некрасовой, и которое активно развива­ется» в настоящее время их последователями Н.Л. Карповой и Е.Ю. Pay,

Принцип логопсиходиагностики, разработанный Ю.Б. Некрасовой, на-целивает на изучение особенностей речи во взаимосвязи с личностно-коммуникативными нарушениями и позитивными аспектами развития лого-пата. Принцип опосредствования логопедических и психологических методов мри преодолении нарушений речи определяет междисциплинарное взаимо-действие как наиболее продуктивный подход в коррекции нарушений.

Таким образом, общие подходы к организации психокоррекционной работы с логопатами, сложившиеся в практике коррекции заикания, наибо­лее согласуются как с современными тенденциями специального образова­ния и практической логопедии, что позволяет рассматривать их в качестве ориентира при разработке концепции современной логопсихологии.

До настоящего времени не определена структурная организация логопсихологии. Так, тесная взаимосвязь с логопедией делает правомер- ной возможность такого же подразделения логопсихологии – дошкольная школьная, логопсихология подростков и взрослых. Каждый из этих раз целой ориентирован на соответствующий контингент лиц с нарушениями речи в возрастном аспекте, характеризуется спецификой речевой патоло- гии и особенностями личностно-коммуникативкых нарушений на каж- дом из возрастных этапов. Эти условия являются определяющими при выборе методов психологической помощи лицам данной категории.

Также, по мнению Т.Н. Волковской (2007), назрела необходимость разработки психологической классификации лиц с нарушениями речи с позиции оказания им психологической помощи. Наличие такой типологии позволит разрабатывать психологические технологии наиболее адекватные особенностям логопата. Имеющиеся учебные пособия по логопсихологии ориентируются на логопедические и психолингвистические классификации.

Так как логопсихология направлена на усиление эффективности практических задач логопедии в основу логопсихологической типологии должна быть положена психолого-педагогическая классификация Р.Е. Левиной. Психологическая составляющая данной классификации (коммуникация) позволяет выделить с позиции объекта психологической помощи две группы лиц: 1) с нарушениями средств речевой коммуникации; 2) с непосредственно коммуникативными нарушениями, т.е. качественные особенности коммуникации могут выступить основным критерием логопсихологической типологии.

Усиление прикладного аспекта логопсихологии с учётом требо- ваний и тенденций современной логопедии, нацеливает и на решение проблемы профессионального взаимодействия логопеда и психолога в процессе коррекционной работы.

По мнению В.И. Лубовского (2007), в будущем логопсихологии предстоит решить целый ряд проблем:

Провести отграничение логопсихологии от нейропсихологии, точнее от афазиологии. Афазиология имеет совершенно другой объект изучения, исследуя случаи расстройства (распад) нормально развившей­ся, уже сформировавшейся речевой функции.

В случаях сложных дефектов должна проводиться их квалифи­кация и установление «веса» каждого первичного дефекта, входящего в сложный дефект, т.е. определение основного дефекта.

Установление границ дефекта(-ов) и типа дизонтогенеза(-ов). Имеются в виду «качественные» границы. В количественном отношении они могут быть «мягкими», «размытыми», плавными и динамичными (при слабовыраженных дефектах). Различительная граница в дифферен­циальной диагностике – качественный предел, качественный сдвиг, от­ражаемый определёнными количественными показателями (идеальный пример – граница между слабовидением и слепотой).

Исследование проблемы межсенсорных связей: при разных де­фектах они формируются и осуществляются по-разному.

Таким образом, перед новой ветвью специальной психологии стоят грандиозные научные задачи. Дальнейшее развитие логопсихологии бу­дет определяться как общей тенденцией дефектологической и психоло­гической науки, так и потребностями логопедической практики.

В чем разница между клинической психологией и нейропсихологией

Психология — это отрасль науки, которая возникает из потребности знать и понимать людей. Со временем развились и многие специальности в области психологии. Эти специализации также продолжали расти и меняться в зависимости от области их интересов. В этом контексте можно упомянуть разницу между клинической психологией и нейропсихологией.

Читайте также:
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР

По мере появления новых подходов количество проблем, с которыми мы сталкиваемся, а также области их компетенции возрастают. В этой статье мы постараемся объяснить различия между клинической психологией и нейропсихологией.

Клиническая психология

Многие думают, что начало этого подхода совпало с Лайтнером Витмером, который основал первую психологическую клинику в 1896 году. Это новое отделение укрепило свои позиции после основания Американской психологической ассоциации.

Первоначально целью клинической психологии было выявление черт или внутренних факторов, которые побуждают людей к развитию психопатологических состояний. Клиническая психология изучает другие факторы, которые контролируют поведение человека и оказывают какое-либо влияние, а не исследует только состояние человека. Этот психологический подход изначально возник как «ненормальный» подход. В результате область интересов этого исследования расширилась вокруг лечения и объяснения ситуации.

Со временем профилактика психических заболеваний стала одним из результатов, к которым процесс исцеления стремится в качестве основной цели клинической психологии. В результате психологи начали работать над выявлением методов, которые будут работать для предотвращения развития различных патологий путем внедрения здоровых психических привычек.

Точно так же специалисты по клинической психологии начали применять другие методы, известные как «справочная терапия». Эти методы были направлены на то, чтобы научить людей эффективно решать проблемы, связанные с ситуациями, которые могут возникнуть в их повседневной жизни. В результате эмоциональная поддержка также стала частью этой практики.

Нейропсихология

Формально нейропсихология была изобретена в начале 20 века русским ученым Александром Луриа. Его исследования включали разработку методов изучения человеческого поведения, которое вредит центральной нервной системе.

Нейропсихология фокусируется на людях с повреждением мозга до уровня, который каким-то образом изменяет когнитивные функции. Следовательно, целью этого подхода будет оценка и восстановление когнитивных функций и поведения. Сегодняшние нейропсихологи работают с детьми с нарушениями психического развития и пациентами с повреждениями головного мозга.

В чем клиническая разница между психологией и нейропсихологией?

По сути, клиническая психология фокусируется на диагностике и лечении эмоциональных расстройств, расстройств личности и поведенческих проблем. Сюда входят такие состояния, как депрессия, тревога и другие подобные проблемы. Кроме того, клинические психологи могут предоставить инструменты, которые помогут справиться с поведенческими расстройствами, такими как гиперактивность.

Для профилактики заболеваний клиническая психология учит пациентов следующему:

  1. Стратегии выхода из сложных ситуаций.
  2. Навыки общения.
  3. Понимание и контроль эмоций.

Здесь цель состоит в том, чтобы пациент узнал себя и выполнял функции на социальном и когнитивном уровне. В результате пациенты могут улучшить качество своей жизни с помощью этих инструментов.

Разница между клинической психологией и нейропсихологией заключается в функциях этих двух структур в клинической области. Вторая из этих двух концепций касается когнитивных и эмоциональных оценок изменений в мозге. Кроме того, в этой области разрабатываются определенные процессы для восстановления ряда функций высокого уровня, чтобы пострадавший человек мог автономно поддерживать свою жизнь и поддерживать свое качество жизни.

Поэтому нейропсихология, как правило, фокусируется на людях с проблемными функциями, как память, внимание, язык и принятие решений. Нейропсихологи также изучают когнитивные аспекты психических проблем, таких как шизофрения или обсессивно-компульсивное расстройство.

Среди целей реабилитационных программ, реализуемых в этих областях — такие действия, как исцеление поврежденных структур и их стимуляция для надлежащего улучшения когнитивных функций. Когда дело доходит до необратимо поврежденных функций, нейропсихологи помогают людям найти стратегии для компенсации утраченных функций.

В чем разница между клинической психологией и нейропсихологией с точки зрения исследования?

Сегодня область исследований клинической психологии направлена на лучшее понимание психопатологических расстройств. Цель здесь — выявить различия между теми, кто действует в соответствии с социальными нормами, и теми, кто этого не делает.

Исследователи в области клинической психологии также стремятся глубже понять проблемы индивидуального и личностного развития. В результате исследования анализируют факторы, которые могут предрасполагать человека к развитию эмоционального расстройства.

Еще одно направление исследований было определено для разработки методов психотерапии. Цель состоит в том, чтобы определить инструменты, которые лучше диагностируют и лечат эмоциональные расстройства. Исследователи надеются разработать более точные методы, которые могут предоставить решения, адаптированные к характеристикам каждого психологического расстройства.

С другой стороны, у нейропсихологии другой фокус исследования. В последнее время нейропсихологи начали работать рука об руку с когнитивными неврологами. Цель этого сотрудничества — понять роль когнитивных функций более высокого уровня в развитии психиатрических и психологических патологий. Кроме того, исследователи, продолжающие работать в этих областях, надеются разработать стратегии, которые обеспечат более эффективный процесс выздоровления от этих расстройств.

Исследования также сосредоточены на понимании последствий проблем развития, которые проявляются у человека неврологически. Исследователи изучают патологии, которые, как представляется, связаны с проблемами развития мозга, такими как аутизм, дефицит внимания и гиперактивность.

Наконец, нейропсихологическая реабилитация — тоже очень интересная область. Психологи хотят объединить методы лечения, которые они практикуют в настоящее время, с технологическими инструментами, чтобы сделать терапию более эффективной. Основная идея заключается в том, чтобы с помощью этих инструментов поддержать разработку практик, которые позволят более точно раскрыть повседневную жизнь пациента и улучшить общие результаты лечения.

Читайте также:
Словесные головоломки при афазии

Хотя эти две области имеют различия, очень важно четко продемонстрировать, что они дополняют друг друга на клиническом и исследовательском уровне. Правильная диагностика и лечение любого психологического или нейропсихологического расстройства должны учитывать перспективы обеих специальностей. Другими словами, сочетание этих двух подходов может помочь в достижении терапевтических целей, направленных на повышение индивидуальной автономии и качества жизни.

Однако различия между клинической психологией и нейропсихологией закономерно проявляются. Обе области специализируются на различных клинических приложениях. Другими словами, одна из этих областей фокусируется на эмоциональных и поведенческих расстройствах, а другая — на когнитивных нарушениях и повреждении мозга.

Наконец, обе специальности используют разные маршруты в своих исследованиях, и они сосредотачиваются именно на этих путях в своей области. Однако достижения в обоих подходах помогут улучшить ресурсы и понять многие различные аспекты психического здоровья.

Если вам нужна помощь или консультация опытного специалиста

запишитесь на прием в лечебно-оздоровительный центр Доверие

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологическая диагностика (экспериментально-психологическое исследование) – это один из видов обследования. В ходе работы оценивается профиль работоспособности и возможных нарушений, работа познавательных функций, таких как внимание, мышление, память, ассоциативные процессы, проводится оценка интеллектуальных возможностей и уровня достижений, а также волевые и личностные особенности, актуальное состояние ребенка.

Патопсихологическая диагностика детей

С помощью специальных методов сбора и анализа данных медицинский психолог помогает врачу-психиатру установить причины трудностей адаптации, особенностей поведения, общения со сверстниками и в семье, сложностей в учебе, выявляет потенциально сильные стороны ребенка, которые могут стать подспорьем в коррекционных занятиях.

Патопсихологическую диагностику проводит медицинский психолог – специалист с высшим психологическим образованием со специализацией в области клинической психологии.

Направление на экспериментально-психологическое исследование дает лечащий врач-психиатр или врач-психиатр КДО (консультативно-диагностического отделения). Это одна из основных форм обследования, которая назначается большинству тех, кто обратился за помощью. Она предлагается, когда врачу-психиатру нужно более детальное изучение психологического профиля ребенка, и обычно используется, чтобы проверить гипотезы врача о наличии или отсутствии специфических особенностей в работе познавательных функций, в проявлениях личности ребенка и (или), чтобы получить более полное представление о психологической составляющей клинической картины. Прохождение патопсихологической диагностики обязательно для подготовки к ряду комиссий, например, по решению вопросов инвалидности и мерах социальной поддержки.

Патопсихологическая диагностика: формы и задачи

Патопсихологическое обследование может проводиться в нескольких формах с учетом решаемых задач:

  • Классическая патопсихологическая диагностика необходима для того, чтобы установить целостную картину психологического функционирования ребенка по основным психическим функциям, выявить, какие трудности на данный момент выходят на первый план, а также отметить те проявления, которые могут быть полезны врачу-психиатру (на амбулаторном приеме или в стационаре) для постановки (уточнения) диагноза.
  • Дополнительная патопсихологическая диагностика может проводиться с целью детального изучения познавательных, интеллектуальных возможностей, эмоционально-личностной сферы, а также для решения специфических запросов специалистов (например, оценка суицидального риска) или после периода адаптации ребенка к условиям стационара с формированием доверительного контакта со специалистом, когда клиническая картина тем не менее остается неясной.
  • Динамическое патопсихологическое обследование позволяет оценить изменения в настроении, актуальном эмоциональном состоянии, особенностях концентрации внимания, в способности к произвольной саморегуляции, работоспособности на этапе завершения лечения в стационаре, по итогу смены терапии, проведения коррекционных занятий.

Как проходит патопсихологическое обследование?

Патопсихологическое обследование длится от 30 минут до 2,5 часов в условиях стационара, при амбулаторном приеме до 1,5 часов. Время рассчитывается с учетом состояния, возраста, особенностей контакта ребенка, запроса врачей и целей психолога. Иногда может потребоваться несколько встреч с ребенком.

Сама встреча обычно состоит из нескольких основных шагов: беседа и выполнение методик.

Патопсихологическое обследование отличается от других форм диагностики тем, что большую часть времени ребенок и специалист сидят за столом. В первую очередь, психолог устанавливает доверительный контакт. Ребенку во время беседы предоставляется возможность высказать то, что его беспокоит, поделиться своими интересами и возникающими трудностями. Если ребенок не говорит, предлагаются простые, а по возможности чуть усложненные инструкции, исследуется понимание речи.

Затем, предлагается выполнение заданий доступного уровня сложности, подобранные индивидуально в зависимости от диагностических предположений врача, запроса родителей, гипотез специалистов и с учетом актуального состояния ребенка, его возрастных возможностей.

Если школьные задания еще недоступны ребенку, то инструкции предлагаются в игровой форме для оценки уровня развития бытовых навыков, а также простые задания на выявление возможных достижений, способности к усвоению новых знаний, готовности к контакту со взрослым. В качестве диагностики с ребенком может проводиться игра, во время которой оценивается способность к сотрудничеству, качество доступной сюжетной игры со специалистом и без него, готовность использовать игровые предметы, понимание их назначения.

Для детей более старшего возраста используются задания, которые скорее напоминают школьные, например, нарисовать дом или дерево. Если ребенок не понимает инструкцию, психолог его направляет, таким образом исследуя обучаемость.

Читайте также:
Профилактика дисграфии у дошкольников

В арсенале медицинского психолога присутствуют методики разных форм и видов подачи:

  • стандартизированные опросники,
  • специализированные тесты (например, разложить предложенную стопку карточек в соответствии с заданием или показать цифры в определенной последовательности),
  • проективные методики (например, ребенка просят придумать рассказ или образ, завершить предложенную фразу или продолжить сказку),
  • оцениваются школьные навыки (например, даются задачи или счет, предлагается прочитать и пересказать текст), общий кругозор (например, знание дней недели или географических объектов).

В процессе выполнения заданий психолог наблюдает за поведением ребенка, его эмоциональным состоянием, подбирая методики и инструкции. Так, с одной стороны, выявляется готовность ребенка к принятию неудач, умение справляться с трудностями, потребность в игровых формах подачи, в дополнительном поощрении, а, с другой, сохраняется нацеленность на выполнение заданий.

Родители и законные представители могут присутствовать при патодиагностике. Это часто имеет достаточно важную диагностическую информацию, когда психолог видит, как ребенок обращается к родителям, как реагирует на их слова.

Стоит отметить, что во время беседы психолога с ребенком и выполнения им диагностических заданий активное участие родителей нежелательно. На некоторое время специалист может попросить взрослых выйти. Это важный момент для оценки сформированного типа привязанностии поведения ребенка в контакте с другим взрослым. Также, возможно, есть ситуации или проявления, о которых ребенок/подросток готов рассказать специалисту только наедине.

Патодиагностика. Подводим итоги

После патопсихологического обследования специалист пишет в структурированной форме с использованием специальных терминов заключение для врача-психиатра, в котором отражены психологические особенности ребенка, причины возможных нарушений, даются рекомендации. Это заключение законные представители ребенка могут получить по запросу. Итоговые выводы также содержаться в выписке (выписном эпикризе). Полученная информация строго конфиденциальна, на неё распространяется закон о врачебной тайне, то есть данные могут быть переданы третьим лицам только в случаях, определенных действующим законодательством РФ.

Родители могут узнать результат патопсихологической диагностики и дальнейшие возможности лечения и коррекции. Не стесняйтесь задавать вопросы! Психологи и врачи-психиатры Центра им. Г.Е.Сухаревой в простой, доступной и понятной форме расскажут о полученных результатах и подскажут, как действовать дальше.

Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение

Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациентов с рецептивной афазией не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. А у пациентов с экспрессивной афазией нарушается способность речеобразования при относительно сохраненном понимании и осмыслении речи. Существуют и другие типы афазии, которые могут в значительной степени перекрываться.

Особенности афазии

Понятие «афазии» в медицинской терминологии означает неврологическое заболевание, которое связано с расстройством когнитивных функций, таких как речь, письмо, память, ориентация во времени и пространстве, рисование, понимание и осознанность, а также внимание и праксис.

Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением. В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации.

Афазия развивается только тогда, когда у человека сформирована речь, т.е. данный диагноз ставится детям старше 3-4 лет.

Причины афазии

Чтобы понять причины возникновения афазии, нужно разобраться с тем, как работает речевой аппарат человека. Головной мозг синтезирует и воспринимает речь при помощи хорошо развитых речевых центров, которые находятся в коре больших полушарий.

Речевые центры называются по именам врачей, которые их открыли:

  1. Речевая зона Брока. Это моторный центр, который отвечает за формирование устной речи и моторную функцию.
  2. Речевой центр Вернике. Этот центр участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.

Чаще всего к развитию афазии приводят следующие факторы:

  • Черепно-мозговая травма. Травма может быть закрытой или открытой. В этом случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие центры, в зависимости от силы удара и куда он был нанесен.
  • Инфаркт мозга и геморрагический инсульт. В результате инфаркта мозга происходит ишемическое повреждение мозга. При остром нарушении мозгового кровообращения (геморрагическом инсульте) возникает нетравматическое внутримозговое кровоизлияние. К возможным факторам, которые могут привести к сосудистым и ишемическим поражениям, относится гипертония, атеросклероз и т.д. При этом у пациентов, которые перенесли геморрагический инсульт, чаще всего диагностируется тональный или смешанный афазический синдром; у больных с ишемическими нарушениями – моторная, тональная и сенсорная афазия.
  • Онкология. В данном случае патология развивается при повреждении речевого центра опухолью.
  • Операции, проведенные на головном мозге.
  • Хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы (болезни Пика, очаговые варианты болезни Альцгеймера).
  • Энцефалит, менингит и другие инфекционно-воспалительные заболевания. Эти причины чаще всего приводят к появлению афазии у детей.

Основная симптоматика

В зависимости от локализации пораженных участков, симптомы могут быть менее или более интенсивными. Наличие того или иного симптома будет зависеть и от вида афазии, который диагностирован у человека.

Читайте также:
Профилактика оптической дисграфии у учащихся с ОВЗ

К основным симптомам афазии относятся:

  • Пропуск отдельных слов, фраз, замена букв.
  • У человека замедляется речь, появляются достаточно длинные паузы между предложениями. В других случаях речь может быть, напротив, очень быстрой и сбивчивой.
  • Грамматические и синтаксические ошибки в речи.
  • Человек может не помнить название объекта или предмета, при этом он будет знать его внешний вид и функцию. В большинстве случаев он может вспомнить название в случае подсказки (если назвать первый слог, то человек вспомнит его окончание).
  • Невозможность распознавания языковой речи.
  • Составление неполных предложений, неправильное произношение, интонация и ударение в словах.

Классификация афазии

В современной медицинской практике принято брать за основу классификацию по А.Р. Лурия, т.к. именно она учитывает локализацию очага поражения и возникающей при этом симптоматики. Ниже указаны основные формы афазии в соответствии с этой классификацией.

Динамическая афазия

Появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария, которое отвечает за речевую функцию. Данная патология характеризуется невозможностью построить связное и логичное высказывание. Возникают проблемы при необходимости пересказа содержимого увиденного ролика.

Пациент может забывать названия улиц, городов, даже фамилии близких ему людей. Но если сделать подсказу, назвав начало слова, то человек сможет закончить его. Возникают проблемы с отсчетом в обратном порядке.

Акустико-гностическая афазия

Проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Эта патология еще называется сенсорной афазией, для которой характерно нарушение речи, при котором человек перестает воспринимать слова другого человека на слух. Пациент не может анализировать и синтезировать обращенную к нему речь, т.е. для него это просто набор невнятных звуков.

При сенсорной афазии нарушено слуховое восприятие при нормальном физическом слухе. Сама же речь таких пациентов в первые 2 месяца после начала мозговой катастрофы напоминает «речевую окрошку», представляя собой случайный набор звуков и слов. Затем у человека развивается логорея с выраженными вербальным, литеральными парафазиями и аграмматизмами.

Акустико-мнестическая афазия

Данная форма проявляется тем, что у человека существенно снижается способность запоминать услышанную информацию. При этом отмечается снижение объема запоминания: услышав фразу, он может запомнить не более 2-3 слов.

Таким людям очень тяжело общаться в компании, где больше 2 людей. При общении с ними нужно использовать простые слова и предложения.

Амнестико-семантическая афазия

Возникает при комплексном повреждении височной, теменной и затылочной зоны головного мозга. Данная форма проявляется следующими нарушениями:

  • Забывание названий предметов.
  • Проблемы с пониманием сложных речевых оборотов, которые отражают временные, пространственные и причинно-следственные взаимоотношения.
  • Проблемы с пониманием причастных и деепричастных оборотов.
  • Непонимание крылатых фраз, метафор, пословиц и т.д.
  • Характерной чертой этого нарушения является невозможность работать с тремя предметами. Пациент может взять чашку и справа от нее положить ложку, но если дать ему еще и вилку, то это вызовет у него затруднение.

Эфферентная моторная афазия

Данная патология связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). У пациента появляются артикуляционные дефекты речи и проблемы с изменением положения органов артикуляционного аппарата. Иными словами, когда он произносит какой-нибудь звук, то ему требуется время для переключения на другой.

Речь присутствует, но без интонационной окраски, эмоций, в ней нет плавности. Центральный речевой дефект – это кинетическая артикуляционная апраксия. При эфферентной моторной афазии также могут наблюдаться нарушения двигательных процессов и заторможенность.

Афферентная моторная афазия

Очаг поражения – нижние отделы постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде. У пациента есть серьезные проблемы с изменением положения артикуляционного аппарата при произношении звуков (кинестетическая артикуляционная апраксия).

При обширных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают сенсорные и моторные речевые зоны, у пациента диагностируется тотальная афазия – полная невозможность говорить и распознавать речь. Часто встречаются смешанные формы афазии: сенсомоторные, афферентно-эфферентные и т.д.

Основные методы диагностики

Диагностика афазии предполагает привлечение нескольких специалистов, включая невролога, нейропсихолога и логопеда.

Для выявления очага поражения и выяснения непосредственных причин патологии применяется МРТ и КТ, УЗДГ сосудов головы и шеи, а также дуплексное сканирование сосудов головного мозга.

Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).

Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:

  • Спонтанная речь: Речь оценивается по беглости, количеству произносимых слов, способности инициировать речь, наличию спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений и просодии.
  • Называние: Пациентов просят назвать объекты. Те из них, кто испытывает затруднения при назывании, часто прибегают к многословным описаниям объекта (например, «то, что вы используете для того, чтобы сказать время» вместо «часы»).
  • Повторение: Пациентов просят повторить грамматически сложные фразы (например, «никаких если, и, или но»).
  • Понимание: Пациентов просят указать на объекты, которые называет врач, выполнить команду в одно или несколько действий, ответить на простые и сложные вопросы «да» или «нет».
  • Чтение и письмо: Пациентов просят написать какую-либо произвольную фразу и громко ее зачитать. Оценивают понимание, произношение, письмо под диктовку.
Читайте также:
Дидактический материал для восстановления понимания развернутой речи при афазии

Формальное нейропсихологическое тестирование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов для выявления афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий»).

Нейропсихолог также проводит диагностику:

  • слухоречевой памяти;
  • праксиса;
  • зрительного гнозиса;
  • интеллектуальных процессов;
  • конструктивно-пространственной деятельности.

В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.

Восстановление речи после инсульта

Инсульт представляет собой острое нарушение кровоснабжения мозга, когда от недостатка кислорода гибнут клетки в нервных центрах и разрушаются нейронные связи. Его последствия могут быть самыми разными: потеря памяти, частичный или полный паралич, деменция и нарушения речи. Последние классифицируются по нескольким типам: легкие, средние и тяжелые.

Однако результаты инсульта не являются необратимыми: в большинстве случаев реально вернуть пострадавшего к нормальной жизни при помощи комплекса восстановительных мероприятий.

Признаки нарушения речи

О том, что при инсульте оказались повреждены участки мозга, отвечающие за речь, говорит поведение пострадавшего:

  1. Больной путает слова и звуки, запинается, заикается;
  2. Нарушено построение предложений – вместо «я пошёл на улицу» человек может сказать «я улица на идти» и т.д.;
  3. Частое повторение одних и тех же звуков или слов;
  4. Пациент плохо понимает то, о чем ему говорят, забывает названия предметов;
  5. Нарушены навыки последовательного счёта;
  6. Появились нецензурные слова и выражения.

Последний фактор зачастую становится неожиданным, так как после инсульта могут начать ругаться даже культурные и воспитанные люди. Специалисты утверждают, что это связано с древним происхождением нецензурной лексики.

Виды речевых расстройств

Современная медицина знает два основных вида нарушений речи после инсульта: афазию и дизартрию. В первом случае речь нарушается из-за гибели нейронов и их связей в мозговом центре, который отвечает за речь. Афазия бывает полной и частичной. Дизартрия возникает на фоне того, что в мозге пострадали центры, отвечающие за работу речевых мышц.

Афазия

Является самой распространенной причиной нарушения речи. Всего насчитывается шесть вариаций афазии:

  1. Моторная. Эта форма делится ещё на два вида афазии. При афферентной афазии больной не может выбрать артикуляторную позу, которая нужна для того, чтобы произнести конкретные звуки. При эфферентной афазии речь сохраняется на инстинктивном уровне, но нарушено повторение. У пострадавших возникают трудности с переходом из одного положения к другому.
  2. Динамическая. В данном варианте у пациентов наблюдаются проблемы активного высказывания: невозможность корректно сформулировать предложение, потому что нарушены и внешняя, и внутренняя речь. Нередки случаи эхопраксии – повторения – ситуации, когда больной автоматически начинает повторять вслед за собеседником слова, фразы, мимику или жестикуляцию.
  3. Сенсорная. Делится на три типа: корковая, субкортикальная и транскортикальная афазии. В первом случае у больного отсутствуют и понимание, и произношение звуков, во втором – искажается трансляция импульсов от отделов мозга, ответственных за восприятие звуковой информации. В третьем случае нарушаются письмо и зрительная функция, но пациент способен к восприятию легких речевых конструкций.
  4. Сематическая. Пострадавшие полностью не понимают сложные речевые конструкции, которые отвечают за пространственное соотношение. Часто наблюдаются проблемы при выполнении заданий, которые содержат сложные синтаксические формулировки. Пациенты забывают названия простейших бытовых предметов – посуды, мебели, одежды, электроприборов, медленно читают. Иногда развивается акалькулия – нейропсихологическое заболевание, когда человек теряет способность последовательного счёта.
  5. Акустико-мнестическая. При данной афазии у больных возникают трудности, которые связаны со способностью удерживать в памяти информацию, воспринимаемую слуховым путём. Во время занятий с логопедом больные не могут повторить простейшие связки из нескольких слов, разобраться в смысле предложения, когда его произносят в быстром темпе или во время разговора с несколькими собеседниками.
  6. Тотальная. Отличительной чертой этого вида афазии является полное отсутствие речи в связи с поражением большого количества участков мозга. Тотальная афазия подлежит тяжелой и долгой коррекционной работе у разных специалистов – от массажистов до логопеда.

Дизартрия

Вид речевого расстройства, когда у пострадавшего от инсульта нарушается работа органов, отвечающих за артикуляцию (язык, нёбо, губы). Наблюдается намного реже, чем афазия, развивается, как правило, при поражении разных структур мозга, в частности черепных нервов, принимающих участие в работе речевых мышц. У пациентов наблюдается вялая и неуверенная речь, затруднено произношение отдельных звуков или слов.

Артикуляционная диспраксия

Ещё один вид нарушений речи – неспособность человека совершать последовательные движения ртом, губами, языком – который делится на два вида: кинетическую и кинестетическую.

В первом варианте появляются трудности при последовательной смене звуков и слогов, пропуск их, замена одного слога или звука на другой, неправильная расстановка ударений.

Во втором варианте возникают нарушения в артикуляционном укладе: мозг испытывает затруднения при взаимодействии с мышцами, отвечающими за воспроизведение звуков.

Читайте также:
Пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии

Формирование двигательных навыков осуществляется через адекватно скоординированные действия. После инсульта в участках мозга с премоторной, профронтальной и моторной корой может произойти гибель нейронов, которая и приведет к диспраксии.

Коррекцией диспраксии в содействии с неврологом и психологом занимается логопед.

Способы восстановления речи после инсульта

Речь после инсульта реабилитируется через комплекс различных мероприятий. Это и приём лекарств, улучшающих кровообращение и способствующий образованию новых нейронных связей, и физиотерапия, массаж, логопедические и артикуляционные упражнения и многое другое. План восстановления речи после инсульта у конкретного больного разрабатывается индивидуально на основе исследований и вынесенного диагноза. Отдельные моменты восстановительной терапии требуют контроля специалиста, но далеко не все. Некоторые упражнения для восстановления речи после инсульта больной может выполнять и при помощи и участии близких ему людей, что сделает процесс выздоровления более эффективным.

Как только состояние пациента стабилизировалось, начинаются самые первые упражнения. Больного обследуют логопед и невролог. Специальные тесты помогают выявить имеющиеся проблемы и назначить дальнейшее лечение.

Нет гарантий, что человек полностью восстановит речевые навыки: многое зависит от того, насколько сильными оказались повреждения мозга, от способностей организма к регенерации и заинтересованности больного и его близких в достижении цели.

Заниматься самолечением и самостоятельно учить больного разговаривать категорически не рекомендуется. Есть риск развития осложнений в виде эхолалии – бессмысленного повторения слов, словесный эмбол, аграматизму и т.д. Комплекс лечебных мероприятий назначается исключительно группой лечащих специалистов.

Логопедические упражнения

Регулярные занятия с логопедом – это залог восстановления речи. Поначалу специалист занимается с пациентом сам, затем родственники могут продолжить тренировки уже в домашних условиях.

Основа работы логопеда – это вовлечение тех или иных участков мозга в управление речевыми функциями. Для этого он использует разные методики и комплексы упражнений:

  1. Фонетические. Через повторение пострадавшим за врачом отдельных звуков, слов и фраз определяется вид нарушения речи. Под контролем оказываются мимические мышцы языка и губ.
  2. Семантические. Стимулируется активный мыслительный процесс. Человек, который перенёс инсульт, должен завершать предложения, ряды ассоциаций, беседовать на различные темы.
  3. Наглядные. Применение карточек с изображениями, книжных иллюстраций и других специализированных предметов для того, чтобы больной начал выстраивать различные связи и ассоциативные ряды. Обычно этот метод используется при сенсорной афазии.
  4. Творческие. К восстановительной работе подключаются различные виды творческой деятельности – в частности те, которыми пациент увлекался. Это может быть выразительное чтение скороговорок, стихов, актёрское мастерство, музыка, пение, рисование и т.д.

Существуют несколько правил выполнения заданий:

  1. Постепенное повышение сложности упражнений;
  2. Обязательно поощрение достижений больного;
  3. Следить за состоянием пациента, не допускать переутомления;
  4. Количество занятий – не более 5-10 в неделю.

На основании успехов пациента время от времени логопед должен корректировать программу восстановительных мероприятий.

Массаж

После инсульта нередки случаи не только нарушения речи, но и появление проблем с речевым аппаратом: у больных нарушается жевательная функция, появляется неконтролируемое слюнотечение, обвисают уголки рта и щёки. Возникает необходимость вернуть мышцам тонус и запустить процесс восстановления правильной мимики. Здесь на помощь больному приходит специальный массаж, который назначается лечащим врачом в зависимости от особенностей травмы у конкретного человека.

Главные задачи массажа в рамках восстановительной терапии – это:

  1. Улучшение кровообращения и активизация оттока лимфы;
  2. Приведение в норму тонуса и эластичности мышечной ткани;
  3. Укрепление общего состояния организма;
  4. Снятие напряжения и тревожности у пациентов.

Массаж назначают почти сразу после стабилизации состояния больного: примерно через одну-две недели после кризиса. Сначала это простые поглаживания мышц и слабые растирания в умеренном ритме. Затем приёмы становятся более сложными, используются разминание и вибрация, интенсивность и продолжительность сеансов увеличивается.

Решение о назначении или отказе от курсов массажа принимает лечащий врач. Иногда у пациента могут быть противопоказания к нему, повышенный риск развития тяжелых отклонений от нормы функциональности организма, иные осложнения.

Артикуляционные упражнения

Данный вид занятий используется для того, чтобы повысить контроль над мышцами, задействованными в говорении.

Логопедические упражнения, которые разрабатывают язык:

  1. Высунуть его и несколько секунд подержать в таком положении;
  2. Постараться достать языком до носа, задержать;
  3. Провести им из одного угла рта в другой несколько раз;
  4. Поводить языком по нёбу вперёд и назад;
  5. Цокать;
  6. Слегка прикусить язык, предварительно его расслабив;
  7. Обвести губы сначала против часовой, а потом по часовой стрелке.

Упражнения, разрабатывающие губы:

  1. Сложить их в трубочку и вытянуть;
  2. Улыбнуться с закрытым ртом;
  3. Поднимать вверх губу, показывая верхний ряд зубов;
  4. Катать воздух в разные стороны, надувая то одну, то другую щёку;
  5. Дуть через губы, предварительно их расслабив;
  6. Тянуть при помощи пальцев их вверх, вниз, вправо, влево;
  7. Чередовать приподнятые и опущенные уголки рта.

Упражнения, восстанавливающие голос:

  1. Поочерёдное произношение гласных;
  2. Беззвучная артикуляция «Ы»;
  3. Произношение гласных друг за другом с плавным переходом звука, при этом меняя местами ударения;
  4. Повторение согласных звуков – от глухих к звонким.

Упражнения для мимики:

  1. Работа бровями: хмуриться, удивляться при их помощи;
  2. Очень широко открыть, а затем расслабить рот;
  3. «Поцеловать» воздух;
  4. Показать собеседнику язык и тянуть его в разные стороны;
  5. Подвигать челюстью.
Читайте также:
Структура групповых логопедических занятий в условиях стационара с пациентами с речевыми расстройствами грубой степени выраженности

В зависимости от вида заболевания врач подбирает индивидуальный комплекс заданий для каждого пациента.

Дыхательная гимнастика

Занятия с логопедом будут проходить в разы эффективнее, если перед началом речевых упражнений выполнить физические, которые улучшат артикуляцию и работу лицевых мышц:

  1. Тянуть букву «У» через вытянутые «трубочкой» губы;
  2. Несколько раз улыбнуться так, чтобы соблюдалась симметрия в уголках губ;
  3. Если потеря чувствительности несущественная – чуть-чуть прикусить нижнюю, а затем и верхнюю губы;
  4. Сворачивать трубочкой язык;
  5. Выразительно почмокать;
  6. Провести языком по губам и нёбу;
  7. Спокойно надуть и сдуть щёки.

Для достижения положительной динамики упражнения должны выполняться регулярно.

Лекарственная терапия

Приём медикаментов в постинсультный период позволяет предотвратить процесс разрушения клеток, нормализовать кровообращение и запустить процесс регенерации тканей.

Специалисты назначают препараты разных видов:

  1. Кроворазжижающие – лекарства, которые снижают вязкость крови и стимулируют улучшение кровообращения;
  2. Диуретики – снимают отёки, в том числе в мозге;
  3. Ноотропные препараты – стимулируют регенерацию нервных клеток;
  4. Гипотензивные препараты – не позволяют артериальному давлению достичь критического значения, которое может спровоцировать осложнения.

Музыкотерапия

В определённых ситуациях, когда больной совсем не говорит, но может петь, помогает лечение музыкой. Все упражнения с логопедом в такой ситуации проходят через пение: пациент пропевает звуки, слова, предложения, повторяет слова и мотив вслед за любимым исполнителем.

Помимо этого, музыка положительно влияет на психику человека, успокаивая или же делая его счастливым. Часто больные пребывают в состоянии депрессии или повышенной тревожности, и здесь на помощь специалистам приходит музыка, которая стабилизирует эмоциональный фон.

Положительное влияние музыки на восстановление мозга после инсульта исследовалось на научных практикумах. Людям с нарушениями речи во время занятий измеряли показатели деятельности коры головного мозга. Было доказано, что музыка стимулирует работу нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, а значит, и восстанавливает утерянные в ходе болезни свойства мозга.

Физиотерапия

Набор лечебных практик и методик по стимуляции артикуляционного аппарата и голосовых связок путём воздействия электрическими импульсами, магнитным излучением, светом, теплом или воздухом, ультразвуком и т.д.

Одни из главных задач физиотерапии после перенесённого инсульта – это:

  1. Предупреждение осложнений и нового инсульта;
  2. Улучшение кровообращения и обмена веществ;
  3. Предупреждение возникновения тромбов, которые могут привести к закупорке сосудов;
  4. Восстановление мышечного тонуса;
  5. Снятие боли и отёков;
  6. Улучшение прохождения нервных импульсов, ускорение образования новых нейронов;
  7. Нормализация режима сна и общего самочувствия больного.

Иглорефлексотерапия

Популярная процедура используется для коррекции моторной афазии и способствует восстановлению тонуса речевого аппарата.

Эффективность иглоукалывания давно доказана наукой: иглы раздражают нервные окончания в коже, посылают сигналы в головной и спинной мозг, тем самым активируя ЦНС и способствуя образованию новых нейронов. Также при использовании этого метода улучшается активность мышц, уменьшается боль, активизируется иммунная система.

Народные способы

Лечение инсульта травами иногда практикуют некоторые врачи, назначая его в качестве вспомогательной терапии. Приём отваров калины, чабреца, зверобоя, шиповника, календулы, конечно, может поспособствовать улучшению кровообращения или повысить общую сопротивляемость организма, но панацеей не является.

Не рекомендуем самостоятельно начинать лечение родственников, пострадавших от инсульта, народными методами: предварительно проконсультируйтесь у лечащего врача и убедитесь, что у больного нет аллергии на то или иное средство.

Сколько времени занимает восстановления речи после инсульта

Процесс реабилитации занимает обычно от нескольких месяцев до нескольких лет – всё зависит от того, несколько сильно были повреждены речевые центры. Обычные нарушения при афазии исчезают в среднем через 3-6 месяцев после кризиса.

Если инсульт был перенесён в тяжёлой форме, то возможность восстановления утраченных речевых навыков составляет около 55%. При средней тяжести гарантированно можно восстановить 75% повреждений, при лёгкой – до 90%.

Самый благоприятный прогноз наблюдается у больных, которые перенесли моторную афазию. У молодых людей речь восстанавливается практически полностью, у пожилых могут остаться незначительные нарушения в виде нечёткого произношения отдельных звуков.

Где лучше пройти реабилитацию?

Самые первые действия по возвращению утраченных навыков начинаются ещё в условиях стационара. Лечащий врач разрабатывает стратегию лечения и назначает препараты, которые способствуют ускорению регенерации клеток мозга.

Восстановление речи после инсульта проводится как дома, так и в специальных реабилитационных центрах (например, «Южный», г.Москва), где с пострадавшими занимаются квалифицированные логопеды-афазиологи, неврологи, психологи, массажисты.

Предварительно пациента осматривают, назначают по результатам диагностики реабилитационную программу, позволяющую постепенно вернут человека к нормальной полноценной жизни. С родными и близкими пациента проводятся индивидуальные консультации и назначаются комплексы упражнений, которыми необходимо будет продолжать заниматься в домашних условиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: