Логопедическое занятие в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи III уровня по произношению “Звук (И)”

Конспект фронтального занятия “Звук [И]”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект фронтального занятия “Звук [И]”

Скачать:

Вложение Размер
zvuk_i.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санькова Христина Викторовна

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей со звуком [И], научить четко произносить звук [И], запомнить его артикуляцию, учить слышать его и выделять из ряда других звуков, учить выделять данный звук в начале слов в ударной позиции.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки, в названии которых есть изучаемый звук, зеркало на каждого ребенка, символы звуков (квадратики).

Логопед: Сядет тот, кто внимательно выслушает и выполнит инструкции:

— Указательным пальцем левой руки покажи свой левый глаз.

— Указательным пальцем правой руки покажи свое левое ухо.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство со звуком [И].

Логопед загадывает детям загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.

А серебром деревья уберет. (Иней)

Логопед показывает детям и объясняет артикуляцию звука [И]: Когда мы произносим звук [И], то:

– губки – «в улыбке»;

– зубки сближены, но не сомкнуты;

– язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

– горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок руки детей лежат на горлышке).

После показа и объяснения логопеда дети правильно произносят звук [И] перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ.

4. Характеристика звука [И].

Логопед рассказывает детям о том, что звук [И] гласный , его можно петь, т.к. при произнесении звука [И] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный квадратик .

Логопед знакомит детей с символом звука [И]: ослик кричит: ИИИ.

5. Фонетические упражнения.

а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе:

— жеребенок «поет» песенку: иииииииииии.

б) произнести вслед за логопедом с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

— ослик приближается: ииииИИИИИИ.

— ослик удаляется: ИИИИиииии.

в) произнести самостоятельно звук [И] отрывисто столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши.

6. Упражнение «Хлопни в ладошки».

Логопед произносит разные звуки, а дети хлопают в ладошки тогда, когда услышат звук [И]:

7. Упражнение «Посмотри на картинки».

Логопед выставляет на доску картинки и называет их (ива, индюк, игрушки, иголка, избушка). Дети отвечают на вопрос, какой первый звук в этих словах.

8. Физминутка «Яблоня».

– Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, держатся за руки. В

Где же твои яблоки? центре стоит один ребенок – «яблоня».

Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую строку

Или ветер их унес? загибают по одному пальцу на руках.

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? Опускают руки, пожимают плечами.

-Не морозил их мороз, Эти слова произносит ребенок-«яблоня».

И не ветер их унес, Дети загибают по одному пальцу на руках,

Не спалило их огнем, начиная с больших.

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали! Дети разбегаются, «яблоня» пытается их

9. Игра «О чем я говорю?».

Дети должны добавить по смыслу слово в предложение:

– В магазине продают разные … игрушки.

– Над рекой склонилась плакучая … ива.

– По двору гуляет сердитый … индюк.

– На опушке леса стоит маленькая … избушка.

– Мама шьет, ей нужна … иголка.

10. Игра «Слушай внимательно».

Дети показывают красный кружок, услышав в стихотворении слово, начинающееся со звука [И]:

Ира, Инна и Илюшка

В детский сад несут игрушки.

Целый день у них – игра,

Так довольна детвора!

11. Игра «Соберем словечко».

Логопед: Произносите звук [И], а я буду договаривать слово. Какое слово получится?

12. Итог занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия “Дифференциация звуков С-З”

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки “С-З” с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж.

конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте

Данное занятие проводится в подготовительной логопедической группе детского сада. Для создания учебной мотивации и поддержания интереса знятие проходит форме путешествия в сказочную страну.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции.

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1. Образовательная:·.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж – 3.Задачи: – образовательные: формировать.

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР Составила учитель-логопед Абросимова Тамара Владимировна

Совершенствовать умение звукового анализа и синтеза,Автоматизировать звуки “С-З”,Учить взаимодействовать детей друг с другом.

Конспект фронтального корреционного занятия на тему “Притяжательные прилагательные”

Итоговое занятие на тему “Притяжательные прилагательные” разработано для детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Цель занятия: закрепить навык практического употребл.

Логопедическое занятие в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи III уровня по произношению «Звук [И]«

Конспект логопедического занятия «Звук [И]»

1. Четко произносить звук [И].
2. Вырабатывать умение изменять высоту и силу голоса.
3. Выделять звук из ряда гласных
4. Учить определять позицию звука в слове.
5. Анализировать звуковой ряд.
6. Автоматизировать звук в словах, предложениях.

Оборудование: символы, предметные картинки, игрушки.

I. Организационный момент.

Дети приглашаются на ковёр. Заранее на ковре разбросаны ватные шарики, создавая ощущение снежной поляны, также на ковре заготовлены игрушки со звуком [И]: кубик, домик, мячик зайчик, лиса, мишка, слоник, книга.

Логопед: Какой праздник к нам скоро придёт?
Дети: Новый год!
Логопед: В какое время года этот праздник?
Дети: Зимой.
Логопед: Правильно, а в слове ЗИМА есть звук [И]?
Дети: есть!
Логопед: А где вы его слышите?
Дети: в середине слова!
Логопед: Правильно! Ребята, мы с вами сейчас находимся на снежной поляне! У нас беда! Дедушка Мороз летел с подарками из другой страны и у него порвался мешочек. Все подарки упали на эту снежную поляну. Дедушка Мороз не заметил, а ребятки так будут ждать подарков! Давайте поможем Дедушке Морозу.

Дети собирают подарки.

Логопед: Таня, что ты взяла?
Таня: Мишку.
Логопед: В слове мишка есть звук [И]?
Таня: есть.
Логопед: А где ты его слышишь?
Таня : В середине слова.
Логопед к детям: А у вас?

II. Сообщение темы, произнесение звуков, артикуляция, символы, сравнение звуков по артикуляции.

Логопед: Ребята, какой вы звук сейчас называли?
Дети: — «И»
Логопед: Сегодня на занятии мы будем играть с этим звуком.

Логопед: А вы знаете, что звук И у нас весёлый, кто догадался – почему?
Дети: Когда мы его произносим, губки у нас улыбаются.
Логопед: Давайте произнесем звук [И].

Что происходит с губами?
Дети: — Губы приоткрыты, принимают форму улыбки.
Логопед: Что происходит с языком?
Дети: кончик языка опускается и прячется за нижние зубки, а боковые края языка прижимаются к задним боковым зубам, воздух выходит свободно.

Логопед: Какой это звук?
Дети: гласный.
Логопед: Почему?
Дети: во рту воздух не встречает преграду
( На доске вывешен символ звука. )

III. Изменение силы и высоты голоса.

Логопед: Я слышу Дедушка Мороз идёт. Заметил, что подарков нет. Теперь ищет подарки с весёлым звуком [И].
Я слышу как он зовёт громко- ИИИ
Давайте отзовёмся ему!
Дети: (громко) ИИИ
Логопед: А эхо отвечает тихо- иии, теперь вместе.
Дети: иии
Логопед: Дед Мороз сердито- ИИИИ, теперь вместе.
Дети: ИИИ
Логопед: А мы ему весело откликнемся — ИИИИ.
Дети: ИИИ

Приходит Дедушка Мороз, дети складывают в мешочек подарки.

IV. Выделять звук из ряда гласных.

Логопед: Ребята, а Дедушка Мороз и к вам не с пустыми руками пришёл, а с сюрпризом, но сначала вы должны поиграть со звуком И и ответить на его сложные задания. Согласны?
Дети: Да!
Логопед: Играем в игру, которая называется «Поймай звук». Когда услышите звук [И]- хлопайте в ладоши!
Логопед называет звуки: А У О И Ы О И У И.

Логопед: Молодцы, ручки хорошо хлопают, ушки хорошо слышат, но Дедушка Мороз хочет вас ещё проверить и предлагает игру « Птички спят».
Засыпайте, а когда услышите звук [И]- просыпайтесь.
Логопед: А О И У И Ы О У А И.

V. Анализ ряда гласных .

Логопед: Дедушка Мороз письмо передал, тут написано – (логопед достаёт письмо и читает) — « Заготовил я для детей подарки, а отдавать пока жалко, наверно они считать у вас не умеют?!»
Логопед: Ребята, а вы считать умеете?
Дети: Да
Логопед: А гласные звуки знаете?
Дети: Да.
Логопед: Давайте покажем Дедушке, что мы всё знаем!

Слушаем внимательно: АИО- сколько звуков?
Дети: три.
Логопед: Какой первый звук?
Дети: А
Логопед: Какой второй?
Дети: И
Логопед: Третий?
Дети: О

VI. Автоматизация звука в словах.

Логопед: Есть у Дедушки Мороза друзья- помощники, вы хотите знать кто они?
Дети: Да
Логопед показывает друзей Деда Мороза, в названии которых есть звук И ( тигр Тимка, пёс Бимка, кукла Инна, мышонок Пи).

Логопед: В слове тигр есть звук И и где вы его слышите?
Настя: Есть. В середине слова.
И т.д…..

VII. Физ. Минутка

1) Как интересно нам зимой! (руки вверх поднимают)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках, присели, руки вперёд)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (руки вверх поднимают, улыбаются)

2) Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал! (хлопнуть)
Зайка тут же убежал. (бег на месте)

VIII. Выделение слов со звуком [И]

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие подарки с весёлым звуком [И] мы помогли собрать Деду Морозу?
Дети называют
Логопед: Эти подарки Дедушка вёз детям, в имени которых есть звук [И]. Какие имена вы знаете, где есть звук [И]?
Дети: Дима, Ира, Лида, Витя, Миша, Полина, Нина,
Вика, Игорь, Даниил, Лиля, Вероника, Кирилл…

IХ. Автоматизировать звук [И]в словах, предложениях

Логопед: Приготовил Дед Мороз для вас последнюю, но очень сложную задачу и нам надо справиться ( берёт мешок с картинками, дети сами достают по одной картине). Угадайте, в начале, в середине или в конце слышим весёлый звук [И], в названии ваших картинок!
Дети отвечают: ЛИСТ- звук [И] стоит в середине слова и т.д.

Логопед: А теперь нам будут помогать пеналы, достаём три длинных жёлтых полосочки, начало предложения и точку. И по схеме составляем предложение с нашими картинками.( /_ _ _ )
Первое – слово-признак, второе – слово-предмет и третье – слово-действие.
Пример: Соня:- Жёлтый лист падает.
Логопед: Хорошо. В конце ставим что?
Соня: Точку.
Логопед: начинаем строить схему откуда?
Соня: справа налево.

Логопед: С каким звуком мы сегодня играли?
Дети: с [И].
Логопед: Какой это звуки?
Дети: гласный.
Логопед: Кто приходил сегодня к нам с заданиями?
Дети: Дед Мороз.
Логопед: А кто вспомнит, как зовут друзей-помощников Дедушки?
Дети: Тимка, Бимка, Инна, Пи.
Логопед: Все сложные задания от Дедушки Мороза решили, а теперь хорошо бы и подарки получить!
(логопед выносит подарки для детей )

Шультайс Александра Викторовна,
учитель-логопед ГОУ Детский сад
комбинированного вида №1565 ЗОУО ДО г. Москвы

Логопедическое занятие в старшей логогруппе ОНР «Звуки [А], [У], [И], [О]»

Юлия Долгова
Логопедическое занятие в старшей логогруппе ОНР «Звуки [А], [У], [И], [О]»

Фронтальное логопедическое занятие по формированию звукового анализа и синтеза и обучению грамоте

старшей логопедической группе для детей с ОНР)

Тема: Звуки А,У,И,О.

Цель: Закрепление правильного произношения гласных звуков А, У, И, О. Использование на занятии средств логоритмики.

1.Коррекционно-образовательные: Упражнять в умении четко произносить и дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, У, И, О. Продолжать учить звукослоговому анализу, определению ударного звука в слове. Упражнять в составлении предложений по предметным картинкам.

2.Коррекционно-развивающие: Развивать диафрагмальное и речевое дыхание. Слуховое внимание, память, чувство ритма.

3.Коррекционно-воспитательные: Воспитывать выдержку и умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: Звуковые символы (демонстрационные и индивидуальные).Предметные картинки: утка, дом, мак, ива, пальто, сапоги, кит, чашка, тапки, гусеница, овощи, домино. Наборное полотно, карточка с цифрой 1, мяч, обруч, магнитные удочки, пёрышки на ниточках, бубен, листы бумаги и карандаши.

Ход занятия:

1.Организационный момент: – Ребята, а для чего вы приходите в детский сад? (играть, заниматься, узнавать что-то новое)

– Предлагаю отправиться в гости к звукам и поиграть с ними. Но возьму с собой только тех, у кого хорошее настроение. Вспомним «весёлую обезьянку»: Психогимнастика.

Любит покривляться обезьяна,

Всех дразнить готова постоянно:

Словно заинька насторожилась,

Как лисичка хитрой притворилась,

Будто глупый ослик удивилась,

Как колючий ёжик рассердилась,

Словно мышка в норке испугалась,

И как вы, ребята, рассмеялась.

-Настроение подняли, давайте пальчики разбудим. Будем соединять пальчики в колечки сначала на левой руке, затем – на правой, а потом – на обеих руках вместе.

Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,

Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.

– Это про вас, ребята? – Нет? Тогда отправляемся в путешествие.

1) Упражнение для развития диафрагмального дыхания.

-Полетим на волшебных перышках. (Логопед раздает детям перышки на ниточках) Но, помните, вдох делаем бесшумный в животик, выдох плавный, долгий, щеки не надуваем, чтобы пёрышко держалось наверху.

2) Артикуляционная гимнастика.

-Пойдёмте за столы. У вас на столах звуки, у которых мы в гостях, но прежде чем их перевернуть и посмотреть, скажите, с помощью чего мы произносим звуки? (язык, губы, зубы, голосок, ветерок.) Возьмите зеркало, поиграем с язычком.

Язычок знаком вам, дети, мы его улыбкой встретим (улыбка).

Вот и язычок пришел (приоткрыть рот, высунуть острый

Вправо он сейчас пошел (язык вправо)

Всё, что нужно увидал и налево зашагал (язык влево).

Погулял совсем немножко, широко открыл окошко,

(широко открыть рот).

Он окно не закрывает, кверху кончик поднимает,

(рот ш. о. кончик языка поднимается вверх).

Он окно не закрывает, книзу кончик опускает.

(рот ш. о. кончик языка опускается вниз).

Язычок не устаёт, из ковша водичку пьёт.

(упр-е «чашечка»).

В прятки поиграть он рад, отступает шаг назад.

(затянуть язык вглубь рта).

Поиграл с тобою в прятки и помчался на лошадке.

(поцокать языком).

Говорит он: – до свиданья! Тебе машет на прощанье.

(упр-е «качели»).

3) Закрепление знания артикуляционного уклада заданных звуков «Отгадай звук по описанию».

– А теперь угадайте наш первый звук: Губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит, голосок поет. (Дети определяют звук И). Переверните звук.

А сейчас Аделина тихонько подсмотрит и загадает нам второй звук: Рот широко открыт, губы округлены, язык лежит, голосок поет. (О). Переверните звук.

Аналогично дети загадывают и отгадывают звуки А,У.

– Назовите чётко эти звуки. Чем они похожи? Чем отличаются?

4) Упражнение для развития внимания и фонематического слуха.

– Приглашаю вас на «звуковую зарядку». Посмотрим, какие вы внимательные. Нужно выполнять разные движения на разные звуки:

О – руки на поясе.

И – руки в стороны.

(сначала логопед называет звуки и выполняет движения правильно, затем называет звуки и не выполняет движения, затем называет звуки и выполняет движения неправильно.)

5) Звуковой анализ звукосочетаний.

– А сейчас поиграем в игру «Живые звуки».

Дети за столами выполняют звуковой анализ звукосочетаний: АУИ, ОХ, АМ, МА, МАК.

6) Ритмическое упражнение.

– От того, как четко и красиво мы будем произносить гласные звуки, так четко и красиво будет звучать наша речь. Поиграем в игру «Ветерок».

Ветерок листвой шуршит: Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Дети потирают ладонь о ладонь.

В трубах громко он гудит: У-у-у. У-У-У-

Хлопают над головой руками.

Поднимает пыль столбом — Бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Дует он везде, кругом — Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Переступают, повернувшись вокруг себя.

Может вызвать бурю он — Страх-страх, страх-страх.

Руки в стороны, делают вращательные движения.

Не удержится и слон — Ах-ах, ах-ах.

7) Дифференциация звуков в произношении.

– Приглашаю вас на звуковую рыбалку. Рыбу ловит рыболов, а звуки ловит –(звуколов).

(логопед кладёт па пол обруч, детям раздаёт удочки с магнитами).

– Достаёте картинку, называете её и называете звук – командир (ударный звук).Картинки: утка, дом, сад, ива, пальто, сапоги, и т. д.

8) Закрепление относительных местоимений.

Расставить на наборное полотно: 1 полочка – моя, 2 полочка – мой, 3 полочка – моё, 4 полочка – мои.

9) Деление слов на слоги.

– Слова можно не только проговаривать, но и записывать, буквы писать мы пока не умеем, давайте запишем наши слова схемами, разделим их на части. (дети за столами зарисовывают черточками слова и слоги).

9) Игра «Предложение разбилось». Составление предложений с опорой на предметные картинки. Упражнение на ориентировку в пространстве, произвольное внимание.

– Придумайте предложение с этими словами (выбрать одно предложение из шести слов, если нет такого, увеличить с помощью вопросов). – Каждый из вас станет отдельным словом в этом предложении.

например: Мама повесила новое пальто на вешалку.

– Постройтесь по порядку от цифры 1, проговорите предложение по словам.

Под звуки бубна дети шагают, двигаются поскоками врассыпную. Бубен смолк – дети встают на свои места в предложении. (2раза).

3. Итог занятия:Игра с мячом: «Придумай слово на заданный звук». Формирование фонематического восприятия.

Дети придумывают слова на звуки О, А, У, И.

Логопедическое занятие «Звуки [Р], [P’], буква «Р» Тема : «Звуки «Р», «р,», буква «Р». Цели: артикуляция звука Р, Р, ; определение места звука в слове, звуковой анализ слова; составление.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития Коррекционно-образовательные: – уточнить артикуляцию и характеристику звука (л); – автоматизировать звук (л) в слогах, в словах; – расширять,.

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР «Звуки [д], [д’]» Тема: звуки [д], [д,] Цель: формировать умение дифференцировать звуки [д], [д’] на слух и в собственной речи в слогах, словах. Образовательные.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с ОНР «Звуки [т], [т’]» Тема: звуки [т], [т,] Цель: формировать умение дифференцировать звуки [т], [т’] на слух и в собственной речи в слогах, словах, предложениях.

Логопедическое занятие для детей с ОНР «Путешествие в космос» Тема занятия «Путешествие в космос» Коррекционно-образовательные задачи : – Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Космос».

Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР «Звуки [п]-[б]» Цель занятияДифференциация звуков П-Б ЗадачиКоррекционно-образовательные- учить детей различать согласные звуки по признаку звонкость-глухость.

Занятие по обучению грамоте в старшей логогруппе «Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков» Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия на материале и речевых звуков». Цели занятия: Коррекционно-образовательные: – формировать.

Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы с ОНР. Логосказка «Как звуки [ш] и [ж] стали добрее» Коррекционная цель: Дифференциация звуков Ш и Ж. Коррекционно-образовательные задачи: 1. Уточнить артикуляцию и закрепить навык четкого.

Логопедическое подгрупповое занятие для детей с ОНР «Осенняя мозаика» Логопедическое подгрупповое занятие для детей с ОНР “Осенняя мозаика” Цели: – Уточнить представление об осени и ее приметах. – активизировать.

Логопедическое подгрупповое занятие в старшей группе детского сада для детей с ОНР «Весенняя капель» «Весенняя капель» Цели: обобщение представлений о ранней весне и весенних явлениях в природе. Активизация и актуализация словаря по теме.

Конспект логопедического занятия «Звук [А]» для детей с ОНР старшей группы

Статья:

Цель: познакомить детей со звуком «Т». Задачи: Учить детей выделять на слух звук (т) Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги. Упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Формировать способность проводить звуковой анализ слов. Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку. в пространстве. Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом. Ход: Орг.момент Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Зашифрованная картинка


Я стучу, Сто гвоздей заколочу. Буду строить дом, дом. Будут дети жить в нем. (Молоток)

Послушайте как стучит молоток -Т-т-т! Многократное изолированное произношение звука «Как стучит молоток? — т-т-т» Представим, что у вас молоточки, давайте постучим. Целый день тук, да тук Раздается громкий стук Молоточки стучат Строим дом для ребят. Одновременно дети выполняют следующие движения: 1 – постукивают поочередно кулачок на кулачок 2 – наоборот; 3– поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома. -Вот мы и построили дом, осталось узнать, кто в нем будет жить? Знакомьтесь Таня и Толя (Появляется картинка дети) У ребят есть друзья, звуковички. Ребята решили нас познакомить с одним из звуковичков. С каким попробуйте отгадать. Этот звук слышим, когда произносим имена детей Таня Толя. Какой первый звук мы слышим в именах детей? -Звук [Т] -Давайте познакомимся Характеристика звук: Взрослый показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Т]: — губки в свободном положении; — зубки сближены, но не сомкнуты; — кончик язычка стучит за верхними зубками (дети выполняют перед зеркалом) Звук [Т]– согласный, так как он не поётся (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Горлышко «спит», чтобы убедился в этом, приложите тыльную сторону руки спереди к шее. Произносим звук [Т]: тихо. Обозначение: синий кружок (картинка) Символ звука: Большой молоток стучит: ТТТТ…. Маленький молоточек стучит: тттт…. Повторяем с детьми характеристику звука: звук [Т]:согласный твердый, глухой. Речевая зарядка. а)Запомни и повтори слоги Та – то – ту Ту – то – ты То – ту – та Ты – то – та Ат – от – ут Ут – ит – ат -Молотцы!

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-ат, то-от…; ту-…, ты- Д/игра «Подбери одежду для Тани и Толи» Правила игры: Подберите и назовите одежду и обувь, в названии которых встречается звук [Т]: выделите голосом звук [Т]: (куртка, колготки, платок, перчатки)

Дигра «Договорить последний звук [Т] в словах»: вин…, бин…, зон…, кус…, мос…, лис…, сала…, жаке…, паке…; Дигра«Придумай слово» Та… (релка), тык… (ва), туф… (ли), тру… (ба), таб… (летка), так… (си), трам… (вай), мет… (ла), курт…(ка). Упражнение:предлагаю детям договорить последний слог ТА в словах: лопа…, конфе…, моне…, пала…, газе…, воро…, котле… Речевая подвижная игра «Мы с картинками играем». Мы с картинками играем, По слогам их называем. Мы руками хлопаем, А ногами топаем. Дети одновременно хлопают и топают

Определить место звука [Т] в слове, используя карточку и синий кружок, где мы слышим звук (в начале, в конце, в середине слова) Образец показывает воспитатель ( зонт, лист, кот, кит, туфли тапочки, трактор, тигр телевизор, телефон, торт) Придумай предложения по картинкам. («Таня танцует», «Толя играет») В каких словах мы слышим звук ] Выполнить задания «Четвертый лишний» четыре картинки одна из которых не имеет звук] Дети должны выделить в кружок это слово. Рефлексия. -Вам удалось справиться с заданием ? Итог.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.Тема: знакомство с алфавитом.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.

Тема: знакомство с алфавитом.

Цель: дать понятия о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук» и «буква», учить выделять звук (а) из речи. Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить общению в коллективе.

Материал: алфавит, простые карандаши, тетрадь, картинки.

Воспитатель: Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной, когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки, пишем буквы. Буквы – это значит для записи звуков.

Какие звуки вы поете? (а, о, у, ы, и, э). Те звуки, которые вы поете, называются гласными. Воздух проходит свободно, нигде не встречая преград.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-А-а-а). Выделение первого звука (а) в словах. Слова находят дети на картинках (арбуз, аист, астра…..)

Проводится игра «Узнай звук» дети хлопают в ладоши если в слове услышат звук (а). стол, стул, аист, банка…..

Гласный звук можно записывать буквой, которая так и называется гласная буква а. Звук слышим, произносим, а букву пишем и видим. Показ буквы, место её в алфавите. Игра «На что похожа буква А? Ответы детей. Чтение стихов про букву А. А – начало алфавита,Тем она и знаменита.А узнать ее легко:Ноги ставит широко.

«А»имеет важный вид – Начинает алфавит, Идет гордо и легко, Ноги ставит широко.

И, конечно, буква «А»,

Любит вкусные слова.Абрикос, арбуз, айва, Вот ведь правдакакова.

Дети в тетрадях печатают буквы А,а.

Игра «Доскажи словечко»

Он большой, как мяч футбольный, Если спелый — все довольны. Так приятен он на вкус! и зовут его ? (Арбуз)

Человек немолодой с усами и бородой,

Любит ребят, лечит зверят,

Симпатичный на вид.

Он зовется… (Айболит)

Буквы—значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется строй …(алфавит)

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:

— Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает: -Топай правою ногой, Топай левою ногой.

Снова — правою ногой, Снова — левою ногой,

После — правою ногой, После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Детям розданы шаблон «Апельсин». Штриховка только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка.

Игра «Кто внимательный?» Дети должны запомнить слова со звуком (а), которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?»

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита? Долой самозванку А! — кричали гласные буквы. — Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха). Что же это делается, а? — шипели шипящие. — Букву, с которой начинается ангина

и
акула,
ставить во главе азбуки! Ничего себе шуточки… Все правильно, — молча думали согласные буквы, — ведь недаром самые вкусные вещи — арбуз, апельсин, абрикос, ананас — начинаются на А. Но громче всех кричала буква Я. Я не понимаю, почему все же первая А, а не я?! А потому, — сказала молчавшая до сих пор А, — что самое первое слово каждого малыша начинается на А. Это какое же такое слово? — не унималась Я. .
Агу,
— сказала А. — И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди! Так! — сказал твердый знак.

НОД в старшей группе детского сада с ОНР по теме: Звуки [И, У, А]

«Поможем Буратино найти Золотой ключик»

Цели логопедического занятия: закрепление умений выделять гласные звуки [И, У, А], в начале, в середине, в конце слов. Упражнение в анализе и синтезе звукокомплексов из 2-х и 3-х гласных звуков. Развитие фонематического слуха, внимания. Выработка чётких координированных действий во взаимосвязи с речью.

Оборудование: конверт с фотографиями Буратино; письмо, карта, вложенные в конверт; мешочек, игрушки: индеец, индюк, утюг, утка, изюм (в пакетике), ириска, автобус, апельсин (муляж). Игрушка Буратино; мяч; карточки, с изображением песенок гласных звуков; портфель, золотой ключик.

Раздаточный материал: карты-схемы с изображением звуков, предметные картинки (по 6 на каждого ребёнка); карандаши простые; листы с изображением картинок и схем; сувениры-улитки (6 штук).

— Ребята подойдите, пожалуйста, все ко мне. А скажите мне, пожалуйста, в каком городе мы живём? Правильно в городе Калининграде. А на какой улице находится наш детский сад. Верно, на улице Сибирякова. А номер у детского сада есть? Да- номер 134. Молодцы. И номер группы знаете? Ну и ну, опять верно. Значит, письмо пришло по правильному адресу.

— Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Вот смотрите – это оно. Здесь написано: «Город Калининград. Детский сад №134. Ребятам в 10 группу. Раз это письмо предназначено для нас, значит давайте посмотрим, что же там? (в конверт вложены фотографии Буратино). Ребята. Да это же Буратино! Это его фотографии! Да не одна фотография, а целых три. Давайте рассмотрим их. На этой фотографии Буратино произносит звук…(логопед спрашивает детей) [А].

— А как мы произносим этот звук? Правильно, рот мы широко открываем, нет никакой преграды для воздушной струи.

— Смотрите на следующую фотографию. Какой звук произносит Буратино? Звук [У]. Произнесите этот звук. Что стало с вашими губами? (они вытянулись в трубочку).

— А на этой фотографии Буратино произносит звук… ([И]). Хорошо! Посмотрите рот ваш….. улыбается, губы…. раздвигаются, за нижние зубы язык опускается.

— Ребята, а скажите, какие эти звуки по характеру? Гласные. А почему? Их можно петь, тянуть протяжно, долго.

Для пения гласные звуки важны, Они и напевны и очень нежны. Летят, как птицы, эти звуки в синеву: — АИУ, АИУ! АИУ!

— Ребята, тут ещё письмо какое-то:

Дорогие ребятишки, Помогите шалунишке! Потерял я ключик свой. Где мой ключик золотой? Как же мне его найти? Чтоб домой к себе зайти. Карту я вам положу. Где дорогу укажу, По которой я гулял И свой ключик потерял!

— Ну что, ребята, поможем Буратино отыскать ключик? Давайте собираться в путь!

— Смотрите, на карте изображён мешочек. Наверное, Буратино его тоже потерял. Может быть, здесь лежит его ключик? Нет, здесь что-то другое. Давайте посмотрим, что там лежит.

Логопед предлагает каждому ребёнку по очереди доставать из мешочка предметы. При этом спрашивает, какой первый звук слышится в этом слове.

— Так, мешочек нашли. Дальше нарисованы карточки какие-то. Вот же они (логопед вместе с детьми подходит к детским столам, на которых лежат карты-схемы и по 6 картинок, начинающиеся на звуки [И, У, А]. Каждую картинку надо положить под свою схему.

— Ребята, давайте вспомним: этот кружок какой звук обозначает и т.д.

Как только дети справятся, спросить каждого: под какую схему положили картинку и почему.

— Отправляемся дальше! На карте изображён мячик. Ага, на этой полянке Буратино играл в мячик. Посмотрите, здесь нет его ключика? Ну, давайте, и мы поиграем с мячиком. Логопед кидает мячик ребёнку и говорит:

— какаду, кончается на … (ребёнок возвращает мячик со звуком, которым заканчивается это слово;

— быки, глаза, потому, жуки, холода, кенгуру, дома, провода, носки, страна, игра.

— Держим дальше путь. На карте нарисована нотка. Буратино очень весёлый, любит петь, танцевать. Давайте и мы угадаем, что поёт Буратино.

Логопед показывает веер из карточек, на которых изображён этот герой, поющий не один звук, а несколько — произношение звуков с движением (каждый ребёнок по очереди выбирает карточку и все вместе показывают песенку с движением рук)

— Молодцы! На карте нарисован карандаш. Ясно, Буратино заходил в школу. Может быть, он его в школе потерял? Давайте сядем за столы и посмотрим, что тут не сделал Буратино?

На каждого ребёнка приготовлены листы с изображением картинок и схем звуков. Дети должны карандашом соединить каждую картинку со схемой, где гласные звуки находятся в середине. В конце работы спросить, кто как справился.

— Ой, ребята, а что это там за портфель? Да ведь это же портфель Буратино! Наверное, ключик там! Точно, вот он! (из портфеля виднеется золотой ключик). А вот и сам Буратино!

— Смотрите, ребята, он нам приготовил подарки! Отгадайте загадку:

— Сама ползёт, на себе дом везёт». Это…(улитка), правильно! У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Буратино подарил нам улиток! Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове УЛИТКА? Какой последний? Какой в середине слышим звук? Так вот почему Буратино подарил нам улиток! В этом слове мы слышим знакомые для нас звуки [И, У, А]!

Итог логопедического занятия:

— Где мы с вами сегодня побывали? Какие звуки мы сегодня вспоминали? Какие они по характеру? Каким цветом мы их обозначаем?

— Молодцы! Вы сегодня все хорошо отвечали и играли!

Соловьёва Евгения Анатольевна, учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с №134, г. Калининград

  1. Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе «Как Буратино друзей искал»
  2. Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука [Л]
  3. Логопедическое занятие в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи III уровня по произношению «Звук [И]«
  4. Итоговое занятие по формированию фонематических представлений у детей с ОНР в старшей группе
  5. Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Конспект логопедического занятия для старших дошкольников. Звук и буква А

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [а], буква А»
Данный материал будет полезен учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, родителям; рассчитан для детей 5-7 лет.Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А. Задачи: — знакомить детей со звуком [а], его характеристикой: — давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова); — познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ; — познакомить с отличием звука от буквы; — развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие; — развивать артикуляционную, мелкую моторику; — учить выделять звук из ряда гласных звуков.
Ход занятия
1. Сообщение темы занятия. — Ребята, у нас сегодня в гостях попугай по имени Арчи. Он приготовил для вас задание: Послушайте и назовите первый звук в словах: автобус, антенна, арбуз, акробат. — Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный. — Представьте себе картинку: плачет ребенок. Какой звук он произносит, когда плачет? (звук [а]) — Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а]. 2. Уточнение артикуляции звука. — Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а]. Молодцы. — Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать. 3. Игра «Поймай звук» — Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши: а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а. 4. Игра «Длинный – короткий» У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко. 5. Пальчиковая гимнастика. — Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками. Мы делили апельсин. (Разламывают воображаемый апельсин.)
Много нас,
(Показывают 10 пальцев.)
А он один.
(Показывают один палец.)
Эта долька – для ежа.
(Загибают по одному пальчику,
Эта долька — для стрижа.
начиная с большого на левой руке.)
Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура.
(Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас – беда.
(Сжимают кулаки и прижимают к груди.)
Разбегайтесь – кто куда!
(«Бегут» пальцами по столу.)6. Работа на раздаточных листах. — Ребята, Арчи принес для вас листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а]. — Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а]. 7. Знакомство с буквой А. — Ребята, посмотрите, что у меня изображено. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А. Высока и стройна буква А. Очень похожа на арку она. — Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет? — Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом. — Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем. — Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков. Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок». — Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе. Итог занятия. — Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (попугай Арчи) — Назовите первый звук в его имени А – а – Арчи (звук [а]) — Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а]. — А с какой буквой мы познакомились? А. — Каким цветом обозначается звук [а]? красным. — Что понравилось больше всего? — Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы. — Давайте попрощаемся с попугаем Арчи. — Наше занятие окончено.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе

Похожие статьи:

Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР.

Автор: Селюченко Е.В., учитель-логопед, МБДОУ № 26 «г. Александров».

Тема: «Звук и буква У».

Лексическая тема: «Игрушки».

Цель: Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У.

• уточнить произношение звука [у];

• определять позицию звука [у] в слове;

• познакомить с буквой У.

• учить детей выделять звук [у] из ряда гласных звуков;

• развивать фонематический слух и восприятие;

• развивать речевое внимание;

• развивать умение образовывать приставочные глаголы.

• воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Оборудование: Умка, медведица, коробочки с картинками, картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы, игрушки; картинки животных севера, (самолет, животные севера, африканские животные утка с утятами, утюг, удочка, макет севера, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка, интерактивная игра «Услышь звук У».

1. Организационный момент

В царстве холода весь год
Этот зверь большой живёт.
Носит белый он наряд
И лесному мишке брат.
Подобраться без труда
Может к нерпе среди льда.
И в засаде там, где лунка,
Ждёт свою добычу…(Умка)

Вносится медвежонок Умка.

Логопед: Это — Умка.

Послушайте ребятя, что с ним произошло.

Приплыл по океану с Севера матрос,

– Малюточку – медведя в подарок мне привез.

Сидит он и тоскует весь вечер на пролет

– И мамочку любимую очень-очень ждет.

– Видите, ребята, какой грустный медвежонок?

Как вы думаете, почему?

Дети: заблудился, в чужом краю без мамы, скучает по снегу и т. д.

Логопед: – Правильно ли поступил матрос, что привез мне в подарок живого медвежонка? Почему?

Дети: поступил не правильно, нельзя отбирать детей от мамы, диких животных не дарят.

Логопед: – Как мы можем помочь Умке?

Дети: отправить обратно домой.

Логопед: – Какими путями можно отправить медвежонка к его маме?

Дети: по почте, самолетом, поездом, обратно отдать матросу

2. Развитие общей моторики

Гимнастика «Белые медведи»

Белые медведи мороза не боятся,

Нравится им в море ледяном купаться.

Не страшны им в Арктике

На рыбу и тюленей охотятся они.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

2. Развитие артикуляционной моторики

По утрам Умка, как и мы, любит делать гимнастику для язычка. Давайте все вместе поупражняемся.

«Улыбка» – Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» – Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

– Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Ну, а впереди – забор.

Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

«Лопаточка» – Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

– Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

3. Развитие голоса

Изображать звук паровозика: У-У-У-У…. Громко (близко подъехал, тихо (далеко отъехал).

4. Сообщение темы занятия

Логпед: Каким именем мы назвали медвежонка? (Умка.)

Какой первый звук вы услышали в слове Умка? (Звук [у].) Где мы можем услышать звук [у]? Кто воет у-у-у? (ветер, волки.) Зимой ветер воет. (у-у-у). Звук [у] произносится с усилением и ослаблением голоса.

Логопед: Север – это ледяная пустыня. Белый цвет – это цвет снега, холода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте нашего детского сада, т. е. два этажа. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс – самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка. Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие. – Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север?

Дети: на оленях, на машине, на поезде, лететь самолетом.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [у], познакомимся с буквой У.

5. Характеристика звука [у] по артикуляционным и акустическим признакам

Выставляется игрушка — самолет.

Логопед: – Ребята какой звук издает самолет при взлете? (У-у-у.) самолет гудит. (у-у-у). Произнесите звук [у]. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук [у]. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук [у] называется гласным.

Умка показывает, у какого окна полетит в самолете звук [у].

Сколько гласных звуков поселилось самолете ? (Два звука.)

Логопед: В первого окна путешествует.

Логопед: у второго окна.

Логопед: Звук [у] будем обозначать красным кружочком, как и звук [а]. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.

Для пения гласные звуки важны,

Они и напевны и очень нежны.

Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.

6. Выделение звука [у] из ряда гласных. Игра «Услышь звук У»

7. Произношение звука [у] в словах. Словоизменение

Выставляется коробочка. Умка принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Имитация ловли рыбы.

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук [у] — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)

Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это. (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук [у].)

Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.

Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук [у]. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много. (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять утят.)

8. Развитие общей моторики

Где всюду холод, лед и тень,

Полгода – ночь, погода – день

Из льда здесь люди строят дом,

И океан покрыт весь льдом.

Зверей здесь ты почти не встретишь,

И птиц ты в небе не заметишь.

Лишь мишка белый, словно иней

Хозяин ледяной пустыни.

Дети обнимают себя за плечи

Ладонями закрываю – открывают глаза

Поднимают руки над головой – «крыша»

Ладонями показывают льдины

Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны.

Делают махи руками

Подражают походке медведя

Логопед: – Ребята покажите, как ходят медведи (дети показывают).

В Полотняной стране

По реке Простыне

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Имитация работы с утюгом.

Чем ты гладишь? (Утюгом.)

9. Развитие речевого внимания

Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука [у] в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко».

Жи-жи-жи, ползут. (ужи).

Сы-сы-сы, у папы выросли. (усы).

В названии какой части тела есть звук [у]? (Уши.)

Мы слушаем усами? (Нет, ушами.)

У ужей нет. (ушей).

А у нас два. (уха).

Ха-ха-ха, из рыбы варится. (уха).

Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.)

Послушайте, какие слова «заблудились».

Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.)

Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)

Улитка просит удочку:

— Закинь-ка в реку уточку.

10. Игра Один — много. (образование существительного множественного числа):

Логопед: Умка спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком [у]?

Дети: проговариваю слова

12. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой

Мы с Умкой будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно:

улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка;

утюг, мутюг, витюг, утюг.

Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.)

Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова.

Демонстрируется звуковая линейка.

Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. (Два окошка.) Скажите слово утка.

Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука.

Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.)

А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка, у-жи (два хлопка, уж (один хлопок, у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.

13. Знакомство с буквой У.

Сейчас Умка покажет вам свою любимую букву.

Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия.

На что похожа буква у?

Логопед: – Наш самолет осторожно приземлился, и мы спускаемся на землю. Умка: – Спасибо, ребята, вот я и дома, только мамы я своей не вижу. Где она? – Не переживай, Умка. Ребята сейчас помогут отыскать тебе маму.

На столе стоит макет Севера с животными. Среди них 2-3 животных из жарких стран: слон, жираф, тигр. Задача детей — определить, кто из них лишний. – Почему эти животные лишние? (живут в жарких странах)

– Кто из вас самый внимательный? Кто еще из животных есть на макете? (белый медведь) Почему он здесь? (белый медведь – житель Севера)

Умка: – Вот она моя мама!

Медведица: – Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему маленькому Умке добраться до дома.

Я очень надеюсь, что вам понравилось это путешествие, и вы изучили звук (У).

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня «По грибы, по ягоды».

Конспект индивидуального логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня «По грибы, по ягоды».

Логопедическая тема: «Дифференциация звуков Л и Ль в словах и предложениях».

Лексическая тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Автор: Баринова Елена Владимировна

СП ГБОУ СОШ №3 “Детский сад №60”

г. Сызрань Самарской области

Цель: развивать умение использовать образцы правильной речи на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, конструктивной)

дифференцировать звуки Л и Ль в словах и предложениях;

закрепить знания детей о лесе, ягодах и грибах, диких животных и их детенышах;

развивать умение образовывать детенышей животных;

развивать умение согласовывать числительные с существительными;

развивать умение использовать приставочные глаголы;

развивать умение классифицировать и обобщать предметы.

развивать плавный продолжительный выход;

развивать фонематические процессы и навыки звукового анализа;

развивать мелкую моторику рук, моторику органов артикуляции, согласование речи с движением;

развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, память, внимание.

Оборудование:

ноутбук, звуковая запись утиного крякания, набор карточек «Мамы и малыши», тренажер для развития дыхания «Цветок и бабочка», набор конструктора «Лего», игровое поле «Веселый счет», игровое поле «Поиграем с язычком», игра-презентация «Третий лишний».

1. Организационный момент

Логопед: Саша, смотри кто сегодня к нам зашел на занятие. Это лесник и он хочет пригласить нас в лес, который он охраняет. Не сомневаюсь, что нас ждет увлекательное и незабываемое путешествие. Ну что, отправимся в дорогу?

Ребенок: Да

2. Основная часть.

Постановка проблемной ситуации.

Слышится утиное крякание.

Логопед: Послушай, что это за странные звуки… Как ты думаешь, кто бы это мог быть?

Ребенок: Утки

Логопед: Да, конечно, это над нами пролетели утки.

Игровой логопедический самомассаж лица «Летели утки»

Слова логопеда

Действия ребенка

Над лесной опушкой.

Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз

Так же легко провести 6 раз по щекам

Указательными пальцами массировать крылья носа

А не начать ли нам массаж сначала?

Логопед: Вот мы вошли в лес. Посмотри на эту узкую тропинку. Лесник сказал, что она ведет в глубь леса. Пройдем по ней и узнаем, что нас ожидает впереди. А для этого нам необходимо выполнить все задания.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Ребенок по очереди выполняет артикуляционные упражнения, изображенные на игровом поле и передвигает фигурку лесника.

Логопед: Молодец! Ну вот, мы и вышли на полянку. Посмотри, какой красивый цветок, а на нем большая синяя бабочка. Но вот беда — бабочка намочила крылышки росой от цветка и теперь не может взлететь. Давай, поможем ей?

Развитие плавного длительного выхода

Ребенок сдувает бабочку с цветка.

Логопед: Мы помогли бабочке взлететь, а теперь посмотрим, что же еще есть на полянке. Что ты видишь?

Ребенок: грибы и цветы.

Развитие согласования числительного с существительным

Логопед: Да, здесь много разных грибов и цветов! Давай посчитаем их?

Игра «Веселый счет»

Ребенок считает грибы и цветы, называет их количество и выкладывает соответствующее им число цветных блоков конструктора Лего: 5 лисичек – 5 оранжевых блоков, 6 маслят – 6 коричневых блоков, 3 тюльпана – 3 красных блока, 4 василька – 4 синих блока.

Логопед: Молодец, ты все верно посчитал. А теперь давай соберем грибы и отнесем домой?

Ребенок: да

Логопед: А вот что же мы будем собирать грибы – мы забыли взять с собой лукошко! Что же, значит нужно сделать его из подручных материалов!

Развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, логического мышления

Ребенку предоставляются блоки конструктора Лего, из которых он собирает лукошко.

Логопед: Какое прекрасное лукошко у тебя получилось! Мы хорошо потрудились, а можно немножко поиграть.

Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа

Логопед: Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай. Итак, слушай внимательно и подбирай недостающее слово.

Возле леса на опушке мы увидели…

Ребенок: Лягушку.

Логопед: А потом в густом лесу, мы наткнулись на …

Ребенок: Лису.

Логопед: Молодец! А теперь посчитай, сколько звуков в слове «лиса», перечисли эти звуки и составь схему слова при помощи цветных блоков конструктора.

Ребенок считает звуки, называет их и выкладывает схему слова. Мягкий звук Ль обозначает блоком зеленого цвета, гласный звук И — блоком красного цвета, твердый согласный С — блоком синего цвета, гласный звук А — блоком красного цвета.

Логопед: Молодец! Ты прекрасно справился с заданием и теперь можем немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Белочка»

Слова логопеда

Действия ребенка

Прыгает по веточкам

Мелькает хвостик средь ветвей

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаться остальных пальцев, выполняя упражнения сначала одной, затем другой рукой.

Развитие словообразования, образование детенышей животных

Логопед: Белочка рассказала леснику, что в лесу случился переполох. Потерялись детеныши и мамы ушли на их поиск. Нужно помочь мамам найти своих деток.

Игра «Мамы и малыши»

Ребенок предоставляются карточки с лесными дивотными и их детенышами. Он выбирает соответствующую пару карточек и называет их: лиса — лисёнок, олень — оленёнок, лось — лосёнок и т.д.

Развитие умения классифицировать предметы по определенному признаку

Логопед: Молодец! Все мамы нашли своих потерявшихся малышей. А теперь поиграем в игру «Третий лишний». Смотри внимательно на экран и скажи, что же здесь лишнее.

Игра «Третий лишний»

Ребенок играет в игру с применением ИКТ «Третий лишний»

Логопед: Молодец!

Употребление приставочных глаголов

Логопед: Ну вот мы и вышли из леса, а это значит, что наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. На пригорке мы увидели машину лесника и он предложил нас подвезти.

Игра «Веселое путешествие»

Ребенок катит машину, проговаривая свои действия.

Машина ехала, ехала и доехала до горы, потом въехала в гору, а затем съехала с горы и поехала дальше. Объехала столб. Доехала до речки. Проехала по мосту, переехала рельсы и приехала в детский сад.

3. Анализ. Рефлексия.

Логопед: Мы вернулись в детский сад. Давай вспомним, где мы сегодня побывали и кого встретили? Понравилось тебе наше путешествие?

Список использованной литературы:

Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2019. – 96 с.

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – Спб.: Корона. Век, 2019. – 80с.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. – 3-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.

Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – Спб.: Детство-пресс, 2018. – 64 с.

Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2012. – 151 с.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по развитию звукопроизношения в 3 периоде для детей с ОНР 3 уровня

Предмет: Логопедия
Категория материала: Конспекты
Автор: Коломийчук Ольга Юрьевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 119.50 Kb

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду. Поэтому представленный конспект занятия – конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по развитию звукопроизношения в 3 периоде для детей с ОНР 3 уровня.

Целями занятия являлись развитие фонематического слуха (игры «Кто самый внимательный», «Город звуков»), закрепление правильного произношения звука «х» в самостоятельной речи (игра «В гостях у Хрюши», физминутка) и развитие психических процессов (внимания, мышления – на протяжении всего занятия).

Занятие построено по принципу от простого к сложному с использованием различных элементов видов деятельности (аппликации, математики).

Учитывается нагрузка материала, для предупреждения утомляемости предлагается физ. минутка.

В занятии применяются наглядные, словесные методы обучения, используются приемы демонстрации, показа, объяснения.

В оборудовании занятия – много наглядного материала (предметные картинки и наборы картинок к играм, игрушка «би-ба-бо», картинки-половинки), а также и раздаточного (клей, кисточки, пластилин)

Конспект подгруппового логопедического занятия

закрепить правильное произношение звука «х» в самостоятельной речи;

развитие фонематического слуха;

развитие внимания, мышления

Оборудование: конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами, половинки предметных картинок, полоски бумаги, «фотографии» Хрюши по количеству детей, «би-ба-бо» Хрюши, предметные картинки животных с недостающими частями тела, клей, кисточки, пластилин, наборы картинок к игре «Кто самый внимательный»

На столе логопеда лежат конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами.

– Ребята, выберите 2 конверта с фигурами одинакового цвета.

Затем оттуда достаются половинки картинок, из которых дети складывают целые картинки. Называют их.

– Послушайте внимательно слова и определите какой звук первый во всех этих словах – ХАТА, ХЛЕБ, ХАЛАТ, ХОЛОДИЛЬНИК, ХОККЕИСТ?

Дети определяют звук (звук «х»)

-Сегодня мы познакомимся со звуком «х».

2. Основная часть.

1) Знакомство с артикуляцией звука «х»

Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)

Характеристика. Звук «х» — твердый, глухой, согласный.

2) Игра «В гостях у Хрюши»

– Все любят смотреть передачу «Спокойной ночи малыши»?

– Кто из героев передачи пришел к вам в гости: нос пятачком, а хвост крючком? (Хрюша)

Появляется игрушка «би-ба-бо» Хрюши

– Хрюша любит рисовать, он художник. Но он забыл нарисовать на своих рисунках у зверей части тела.

Детям раздаются рисунки Хрюши, они их рассматривают, называют, что забыл нарисовать Хрюша: «У слона – хобот»… Дети находят нужные детали и дополняют рисунки, при этом проговаривают: «У петуха нет хвоста»…

– Назовите слова со звуком «х» (на доске)

Каждому ребенку Хрюша дарит свою фотографию и просит:

– Послушайте слова и когда услышите слово, в котором есть звук «х», то поднимите мою фотографию: СТОЛ, МУХА, КОТ, ХАТА, ПЕТУХ, РУ

КА, ГУСЬ, НИТКИ, МОХ, САХАРНИЦА.

Рано утром под лопух – ух, ух,

Прибежал гулять петух – ух, ух,

Там увидел он горох – ох, ох,

Начал важно он клевать – ах, ах,

Горошины подбирать – ах, ах,

А потом во весь свой дух –ух, ух,

Свою песню спел петух –ух, ух.

(дети выполняют соответствующие движения, проговаривая слова)

4) Игра «Кто самый внимательный?»

Каждому ребенку дается набор предметных картинок. дети должны отобрать ту, в которой есть звук «х».

конфеты, кот, петух

окно, мальчик, орех

кукла, чайник, пароход

ракета, кеды, сахар

кубики, огонь, орехи

Выигрывает тот, кто запомнил и повторил все картинки на звук «х»

5) Игра «Город звуков»

Дети считалкой выбирают кто из них будет звуком «х» (этому ребенку дается символ звук «х»). остальным детям раздаются символы гласных звуков «а», «о», «у», «ы»

– Шел по городу звук «х» (ребенок имитирует). И захотелось ему спеть песенку со звуком …

– «А», — говорит ребенок.

– И получилась у них песенка…

– «АХ», — говорят дети.

Аналогично «поем песню» со всеми остальными звуками.

– Какой звук мы учили?

– Хрюша остался доволен вами и просит вас назвать слова, в которых есть звук «х».

Читайте также:
Пособие 'Волшебный стол'
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: