Итоговое игровое логопедическое занятие в подготовительной группе
Автор: Кузнецова Вера Николаевна, учитель-логопед МАДОУ “Детский сад № 77”
Занятие будет интересно учителям-логопедам подготовительных групп, воспитателям подготовительных групп, реализующих дополнительную программу по обучению чтению, учителям начальных классов при прощании с букварём.
Цель: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению; учить применять их в практической деятельности – игре.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять умение выделять из ряда слово, отличающееся от других по слоговой структуре;
• закреплять умение определять первый звук в слове;
• закреплять умение составлять слова из букв;
• закреплять навык звукового анализа слова;
• закреплять умение составлять предложения из слов;
• закреплять начальные навыки чтения;
Развивающие:
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать память и внимание;
• развивать словесно-логическое мышление у детей;
Воспитательные:
• воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде;
• воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;
Оборудование: аудиозапись песни «АБВГДейка» и минусовка «Маленькая страна», мультимедийное оборудование с презентаций к занятию, буквы на формате листа А5, таблички со словами для составления предложений, таблички с именами детей, цветные магниты (для звукового анализа), цветные фломастеры (красные, синие, зелёные), магнитные доски -2 шт.
Ход занятия:
(дети входят под музыку «АБВГДейка» и рассаживаются на стулья)
Ведущий.
Здравствуйте дорогие дети, уважаемые родители! Сегодня дети хотят показать Вам, чему они научились на логопедических занятиях. В этом учебном году мы не только закрепляли наши умения правильной речи, но и учились читать. В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека.
А что же это за книга?
Эту первую в школе книжку
Знают девочки все и мальчишки.
Среди книжек он главарь,
Эта книжка – наш …
Все дети: Букварь! (Презентация. Слайд 1)
Ведущий:
Ой, что же это? Как же нам это прочитать? Кто же это в нашем букваре похозяйничал? Да тут письмо! (Достаю письмо из-за экрана)
Давайте прочитаем, что здесь написано. А письмо-то даже без конверта! (Ведущий читает.)
К вам в садик я проникла ночью!
Решила – праздник вам испорчу!
Все буквы в узелок связала,
Все в букваре заколдовала!
Помочь им только тот сумеет,
Кто трудности преодолеет,
Кто же это?
Стук в дверь. Появляется Баба-яга.
Баба Яга бурчит себе под нос:
Эй, неси меня меня, метла
Стой! Куда ж ты занесла?
Здравствуйте, здравствуйте, мои милые девочки – вертелочки, мальчики – кочерыжки! Как дела?
Ведущий.
Здравствуй, Баба Яга! Что же ты, Баба Яга, натворила? Мы с ребятами готовились родителям показать наши знания, а ты нам всё испортила.
Баба Яга:
Я, вредная гражданка.
Я, вообще-то, как-никак –
Дама-интриганка.
Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования
Прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там,
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Ведущий:
Хорошо, хорошо, мы готовы выполнить твои задания.
1 задание.
Баба Яга:
1. Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
2. На страницах букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит, буквы)
3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).
5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).
6. Слово вкусное УХА, начинает буква….. (У)
Баба Яга:
Ой, да все вы только врете, ничего вы не могёте,
Или могите, забыла, русский я давно учила!
Ведущий. Эх, старуха Баба Яга, как же ты неправильно слова говоришь. А вот наши ребята научились говорить правильно все звуки и слова.
Баба Яга. Не верю! Докажите!
Ведущий. Давайте, ребята расскажем скороговорки:
Дети рассказывают скороговорки:
Баба Яга:
Откройте мне, пожалуйста, секрет, как вы всему научились?
Ведущий.
Откроем, и споём тебе частушки. Садись, отдохни и послушай. Заводи, Маша, полукруг.
Дети поют частушки (каждый ребёнок одну частушку)
Частушки про логопедов (Автор неизвестен)
1. Утром делают зарядку
Все традиционную,
Ну а нам ещё дают –
Артикуляционную.
2. В дидактические игры
Полюбили мы играть.
Они классно помогают
Буквы нам запоминать!
3. Логопед к нам приходила,
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот –
Ничего не разберет.
4. Заниматься к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
5. Мы играли в логопеда:
Дима пел, Матвей мычал,
Миша тигром притворялся
Егор талантливо молчал.
6. Мы играем в пулемет,
Мы рычим, как рация.
Не ругайте нас, идет
Автоматизация!
7. А вчера я объясняла
Маме с папой гласные.
Этих взрослых обучать –
Затея-то напрасная!
8. Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Даже бабушка сказала:
– Что за наказанье!
9. Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!
10. Вот закончилися муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал –
Половину растерял.
11. Проявляет логопед
Знанья и активность,
Повышается у нас
Коммуникативность!
12. Звуко-буквенный анализ –
Что за наваждение
Снова звуки выделяем,
Пишем предложения!
13. М» приходит в гости к «А» –
Начали сливать слова
А чтоб книжки все читать
Будем скорость развивать!
14. Должен каждый офицер
Говорить отлично “Р”!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
Все вместе:
15. Мы пока частушки пели,
Заплелися языки.
Вы похлопайте погромче
Мы старались, как могли!
Ведущий.
Спасибо, ребята, и сегодня, мне бы хотелось всем Вам вручить дипломы за талант, так все вы очень талантливы, что мы и сегодня увидели.
Диплом вручает ведущий вместе с Бабой Ягой.
Ведущий.
Мы только начали познавать всё богатство русского языка, всех вас ждут в стане правильной речи. Выходите, ребята, споём все вместе песню про эту страну.
Все поют песню на мотив «Маленькая страна»
Песня «Маленькая страна» (Автор неизвестен)
В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт.
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Припев:
Маленькая страна,
Правильная страна.
Там говорят и пишут верно
Звуки и все слова.
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам.
Трудности и ошибки речи
Не приживутся там.
Нас логопед научил все звуки
Чётко произносить.
Будем всегда и везде стараться
Правильно говорить.
Припев:
Все прощаемся.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Конспект занятия для подготовительной группы детского сада
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну звука [Р.]»
Автор: Барабанщикова Наталья Николаевна, учитель-логопед, ЯНАО, Тюменская область г. Муравлено, МАДОУ Д/С «Теремок».
Занятие для детей подготовительной группы занимающихся на логопункте.
Программные задачи занятия: закреплять сонорный звук Р в слогах, словах, в предложениях и в связной речи, развивать фонематические процессы, артикуляционную и мелкую моторику. А так же развивать общую моторику и координацию движений, развивать память, внимание. Формировать у детей самоконтроль речи, прививать дружеские отношения.
Занятие подгрупповое, но элементы занятия можно использовать и на индивидуальном занятии, а так же воспитателям на занятии по обучению грамоте.
При составлении занятия использовала литературу авторов:
Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина – «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.
Е.А. Пожиленко – «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации – Москва, 1999 г.
И.В. Медведева, Т.Г. Маторина – «Логоигры» популярная логопедия – С-П, 2003 г.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
– закреплять произношение звука [Р.] в слогах, словах, предложениях связной речи
– повторять алгоритм анализа артикуляции звука [Р.];
– развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику;
– развивать общую моторику и координацию движений,
– развивать память, внимание;
– формировать самоконтроль речи;
– прививать дружеские отношения.
ОБОРУДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:
Демонстрационно-наглядный материал:
Загадки о сказочных героях; схема артикуляционной гимнастики; кроссворд из четырёх слов в виде ступеньки; картина с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго); игрушки Буратино, Красная Шапочка, Чебурашка, Крокодил Гена, картина с изображением радуги для звукового анализа слова, буквы Р., А, Д, У, Г, А; картина с изображением реки; звуковые дома; ребусы.
Раздаточный:
Маркер; зеркала; схемы для звукового анализа; тетради, ручки синего, зелёного, красного цвета.
Технические средства:
Магнитофон; кассета с записью «рыдания».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Характеристика звука.
5. Произнесение звука в слогах.
6. Произнесение звука в словах.
7. Использование предлогов.
-введение нового слова «рыдание»
Использование слов – антонимов
– Игра: «Противоположные слова»
Обогащение словарного запаса (пословица о дружбе)
8. Динамическая пауза
9. Работа в тетрадях. Звукобуквенный анализ слова.
10. Произнесение звуков [Р.], [Р.’] в предложениях, чистоговорках.
1. Организационный момент
Ребята! Вы любите путешествовать?! Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, где живёт звук, а какой вы догадайтесь сами. Послушайте стихи-загадки:
– Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите ей имя её (Красная Шапочка)
– Носик круглый, пятачок,
Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек – копытца
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи, Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три поросёнка)
– У отца был мальчик странный,
Что за странный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
(Дети отгадывают загадки)
Да, это Кр-р-расная Шапочка, Бур-р-ратино, три пор-р-росёнка. А теперь скажите, какой звук встречается во всех этих словах. (Дети отвечают звук [Р.])
2. Сообщение темы:
В страну какого звука мы отправимся? Путешествие будет не простое, нам будут встречаться разные препятствия.
Чтобы отправиться, нам нужно вспомнить наше главное правило:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, чётко говорим,
Никогда мы не спешим
3. Артикуляционная гимнастика:
– сделать артикуляционную гимнастику. (фото 1,2)
(Комплекс артикуляционной гимнастики на сонорный звук [Р.]) – произнести звук [Р.], (громко, тихо)
4. Характеристика звука:
Расскажите мне о звуке [Р.]. Какой он? (гласный или согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
5. Произнесение звука в слогах:
Развитие фонематического слуха.
Здесь нам предлагают поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу»
Кто знает, что такое слог? (Ответы детей)
РА-РА-РА начинается игра.
Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова (РАКЕТА, РАНА, РАК. )
Продолжаем мы игру – где слова со слогом РУ? (РУКА, РУЧЕЙ, РУБАШКА)
-отгадайте ребус (РЫБАК) какой слог первый?
– теперь произнести слова из «рассыпанных слогов»:
Игра «Рассыпанные слоги»
Логопед произносит отельные слоги, дети должны составить слово РА, НО (РАНО, НОРА) РО, ДО, ГА (ДОРОГА)
По этой дороге мы идём дальше и на пути, встречаются ступеньки.
6. Произнесение звука в словах:
Выложим ступеньки из слов
(вспоминаем с детьми, что звуки мы слышим, а буквы пишем, у каждого звука есть своя буква)
КРАССВОРД из и четырёх слов.
– На первой ступеньке слово из шести звуков:
ВОПРОС: На чем человек летает в космос? (РАКЕТА)
ВОПРОС: Без чего ученик не ходит в школу? (РУЧКА, РАНЕЦ) – Трытья ступенька:
ВОПРОС: Если есть у кисочки на ушах две кисточки,
Эту киску берегись, потому что это (РЫСЬ)
ВОПРОС: Ползёт наоборот,
Всё под водой хватает клешнёй. (РАК)
7. Использование предлогов:
По этим ступенькам мы поднялись и попали к кому?
к Карабасу Барабасу (выставляется злой Карбас Барабас)
– Вы сидите около кого? (около Карабаса Барабаса)
– Я стою где? (за Карабасом Барабасом)
– Какой Карабас Барабас? (злой, сердитый)
Новое слово «рыдание»
(включаю запись с «рыданием»)
Слышите чьи-то рыдания (уточнение значения слова)
Они рыдают, потому что Карабас Барабас забрал у них один звук. Я назову их без этого звука, а вы угадайте кто это?
Там рыдают: Бу атино, К асная Шапочка, Чебу ашка, К кодил Гена – как назвать их одним словом. (ИГРУШКИ), а если они из сказки (СКАЗАЧНЫЕ ГЕРОИ) (Выставляются герои сказок)
Какой звук забрал у них Карабас Барабас (Звук [Р.])
Знаете зачем. (дети фантазируют)
Чтобы стать ещё более злым, сердитым.
Игра «Противоположные слова»
Взрослый говорит слово, дети говорят противоположное слово (слова-антонимы)
Чтобы он вернул звук и пропустил нас дальше, надо назвать противоположные слова
До кого дотронется Карабас Барабас, тот будет говорить:
Грубый – ласковый, нежный
(выставляется добрый Карабас Барабас)
– Каким стал К.Б.? (Добрым, весёлым)
– с кем подружился К.Б.? (С Красной Шапочкой, с Чебурашкой дети перечисляют сказочных героев)
– кем он им стал? (другом)
Обогащение словаря Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу; «Дружба и братство дороже богатства» (повторяем несколько раз)
8. Динамическая пауза:
Мы играли и устали,
Дружно все мы тихо встали
Ручками похлопали раз, два, три.
Ножками потопали раз, два, три.
Мы идём, и мы поём раз, два, три.
Очень дружно мы живём раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнём
И опять мы в путь пойдём.
(Дети садятся за столы)
9. 3вукобуквенный анализ слов:
Работа в тетрадях.
Куда же нам дальше идти?
Карабас Барабас и его друзья покажут нам дорогу, если мы отгадаем загадку:
Разноцветное коромысло над рекой повисло» (РАДУГА)
(выставляется перепутанные буквы этого слова)
Здесь опять кто-то перепутал все буквы
– Поставьте буквы в нужной последовательности, и скажите, какой буквы не хватает. Сделайте звуковой анализ этого слова
(один ребёнок делает у доски, остальные индивидуально за столами)
10. Произнесение звука [Р.] в предложениях, чистоговорках.
По волшебной дороге – радуге друзья ушли в свои сказки, а мы пришли к реке (выставляется картина с изображением реки)
Нам нужно перейти через реку как? (переправа, паром, мостом)
А мостом у нас будут предложения, которые вы составите со словами, которые есть на картине со звуком [Р.]. (Составляют предложения)
– Как вы запишите предложение. Ехал Грека через реку.
(Составляют схемы предложения)
– Кто закончит чистоговорку о Греке?
– Сколько букв Р. изобразил художник.
11. Итог:
Перебрались мы через реку и оказались около скольких домов? (двух)
В каком доме живёт наш звук [Р.]? (в доме согласных звуков)
Как называется наш край, город, Родина, детский сад, столица округа?
В каких названных словах звук [Р.] – мягкий, в каких твёрдый?
Молодцы ребята звук [Р.] благодарит вас за то, что вы справились с заданиями в стране и дарит вам в подарок РЕБУСЫ.
Понравилось вам путешествие, чем?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина – «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.
2. Е.А. Пожиленко – «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации – Москва, 1999 г.
3. И.В. Медведева, Т.Г. Маторина – «Логоигры» популярная логопедия – С-П, 2003 г.
Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний».
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Ласточка» с. Унцукуль
Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе
«Путешествие в страну знаний».
Подготовила и провела:
Учитель-логопед
Нурмагомедова А. М.
Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний».
– Закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, “Обучение элементам грамоты”, “Лексико-грамматические категории”, “Связная речь”, «Математика»
– Интеграция образовательных областей «Коммуникация», « Познание» , «Здоровье», «Социализация».
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи :
Образовательная область “Коммуникация”:
– Совершенствование умения определять «гласный звук» , «твердый согласный звук» , «мягкий согласный звук» ; понятие «соседи числа» , «порядковый счет» навыков звукового, слогового анализа слов ;
– Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования) ;
– Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
– Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
– Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии .
Образовательная область “ Познание”
– Совершенствование навыков и умений работать моделью;
– Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи) ;
– Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии .
Образовательная область “Здоровье”.
– Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (динамическая пауза “Беги к камню”, релаксация “Улыбка”)
– Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
– Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Образовательная область “Социализация”
– Воспитание культуры межличностных отношений.
Методы и приемы : – Наглядный (пособия, картинки) ; – Словесный (совместная речевая деятельность) ; – Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы,) ;
– Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений) .
СЛОВАРНАЯ РАБОТА : закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, «порядковый счет» , «соседи числа»
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : письмо, домик, дорожка, дерево, камни, мольберт, модели звуков, буквы, цифры, домики с цифрами, картинки для игры на внимания, замки, «воздушный шар» , музыка, «макет реки» , кубики с буквами, «солнышко» , призы, пазлы из букв, карта.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, знакомство с порядковым счетом, с «соседями» чисел, «портретами» звуков.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ :
Педагогический опыт учителя- логопеда Н . В. Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР” , В. Базарного “Здоровъесберегающие технологии”, М. Монтессори “Зона ближайшего развития”.
Место проведения : – логопедическая группа
Количество детей : – 13 человек.
Ход занятия:
Дети входят в группу с логопедом .
Логопед : Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей ,- это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева) . Улыбнитесь гостям.
Логопед : Ребята, нам сегодня пришло письмо от Царицы Знаний . Прочитаем его?
Логопед вместе с детьми читает письмо.
«Мои дорогие юные друзья! Я Царица Знаний . Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний ! Мне так хочется узнать, чему же вы научились за учебный год. В Стране Знаний вас ожидает сюрприз . Желаю вам удачи!»
Логопед : А на чем же мы отправимся в Страну Знаний ?
Дети осматриваются и видят воздушный шар.
Логопед предлагает занять места , чтобы отправиться в путешествие в Страну Знаний в гости к Царице Знаний .
Затем логопед начинает делать с детьми логоритмическую композицию «На воздушном шаре» .
(Автор стихов и движений Е. Е. Соколова)
Мы летим над облаками,
(развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево)
Мы хватаем их руками,
(выполнять хватательные движения четыре раза)
Задеваем головой. Ой!
(наклонить голову и накрыть ее двумя руками)
Если дома не сидится,
(поманить к себе три раза одной рукой)
(три раза – другой)
По дорожке голубой.
(вытянуть обе руки вперед и развести в стороны, ладошками вверх)
Внезапно раздается громкая зловещая музыка. (Я выбрала «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского). Музыка усиливается, все понимают, что воздушный шар теряет высоту, и скоро мы окажемся на земле.
Все происходит быстро. Через 3-4 минуты раздается удар тарелок, что означает, что мы приземлились.
Логопед : Ребята с вами все в порядке? Что случилось? Где мы?
Все осматриваются, стараясь понять, куда мы приземлились.
Логопед : скорее всего, мы оказались в Дебрях Незнания .
В это время появляется «местный житель» . Он одет, как мальчишка, в бейсболке, футболке, на которых висит множество «двоек» .
Витек : Здравствуйте! А кто вы такие и как здесь оказались?
Дети : Мы летели на воздушном шаре в Страну Знаний , но воздушный шар потерпел крушение.
«Абориген» Витёк : рассказывает свою историю о том, что учился очень плохо, уроки прогуливал, теперь живет в Дебрях Незнания и очень хочет вернуться домой. Он просит детей помочь ему отсюда выбраться.
Логопед : Ребята, поможем Витьку вернуться домой?
Логопед : Тогда отправляемся вместе с Витей в страну Знаний , откуда мы сможем вернуться домой. Но как же добраться до страны Знаний ?
Витек : У меня есть карта, по которой мы доберемся до страны Знаний .
Логопед : Давайте посмотрим по карте, какая наша первая остановка.
Дети : деревня Звуковая
Логопед : И так мы попали в деревню Звуковую. Вот и первое задание.
Деревня “Звуковая” (перед детьми панорама деревни – дом, дерево с фруктами, дорожка по которой ползет гусеница, камни красного, синего, зеленого цвета).
Задание №1 : – “Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуках”
Логопед : – Назовите неречевые звуки, которые окружают нас. (Ответы детей)
– Назовите речевые звуки, которые мы произносим.
– На какие 2 группы делятся все звуки ?
– На какие группы делятся согласные звуки?
– Назовите первый звук в слове “школа”.
– Назовите последний звук в слове «ученик»
– Сколько звуков в слове “кот”.
– Назовите гласный звук в слове “мак”.
– Выберите на яблоне себе яблоко и прочитайте слово.
Динамическая пауза : – Упражнение “Найди звук”
Логопед : – Ребята, Царица Знаний превратила эти камни (модули) в разные цвета, которые обозначают цветовую модель звуков.
– Что обозначаем красным цветом?
– Что обозначаем синим цветом?
– Что обозначаем зеленым цветом?
Сейчас я буду называть слова, а вы определите с какого звука начинается слово и бегите к тому камню, который обозначает модель того или иного звука.
Логопед : Молодцы! Первое задание вы выполнили. Можете сорвать 1 двойку с Витька. Отправляемся дальше. Какая наша следующая остановка?
Дети : г. Внимания.
Логопед : Мы оказались в городе Внимания.
Игра на внимание.
Логопед показывает карточки , дети выполняют по ним задания.
Витек : Срочно найдите названия фруктов среди букв.
Логопед : Молодцы! Можно снять еще одну двойку с Вити. Смотрим какая наша следующая остановка?
Дети : г. Старания
Логопед : Вот мы в г. Старания. И вам нужно очень сильно постараться, чтобы выполнить следующее задание.
Игра “Камешки”: дети получают камешки, они должны собрать их в одно целое. Дети называют «портреты» звуков которые у них получились. И придумывают с ними слова.
Витек : Игра : «Дремучий лес» .
Ребята, перед нами «Дремучий лес» его надо пройти. Выложите деревья в прямом и обратном порядке.
Дети выкладывают деревья в прямом и обратном счете.
Логопед : И это задание мы выполнили. Снимаем с Витька еще одну плохую оценку. Смотрим по карте куда нам двигаться дальше?
Дети : Река Забывайка
Логопед : Ребята, перед нами река Забывайка. Плавать в ней нельзя, поэтому она и зовется Забывайкой. Окунешься в ее воды и все сразу забудешь, даже, как тебя зовут. Следовательно, надо думать, как через неё перебраться.
Дети осматриваются и видят кирпичики с буквами. Из них они выкладывают «мост» и читают слово «Школа» . По нему переходят реку и попадают в страну Знаний . Но там висят замки. Дети выполняют задания чтобы снять замки.
Логопед : Ребята, вот мы и попали в страну Знаний . А пускать нас не хотят, видите, замки висят! Сколько замков? (3) Каждый замочек – это задание.
1 задание : Сколько слогов в слове “каша” , “дом”, “машина”, “кукла”, “Царица”.
Логопед : Молодцы! Снимите двойку с Вити.
2 задание : Игра : «Соседи числа»
Дети называют соседей числа.
Логопед : И с этим заданием справились. Еще снимаем одну двойку.
3 задание : Ребята, а зачем нужно ходить в школу?
Логопед : Молодцы! Со всеми заданиями мы справились и открыли Страну Знаний . А на Вите не осталось не одной двойки. Мы долго шли в страну Знаний и очень устали . Давайте присядем и отдохнем. А вы скажите, что вам понравилось сегодня в нашем путешествии .
На поляне лежит круг. Дети вытягивают ленту и говорят, что им понравилось на занятии .
Логопед : Что у нас получилось? (Солнышко) . А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Вите мы тоже помогли. А теперь нам нужно вернуться обратно в детский сад. Но как?
К детям выходит Царица Знаний .
Царица Знаний : Ребята, я видела в свое волшебное зеркало, как вы преодолевали трудности, которые встретились на вашем пути. Помогли двоечнику Вите выбраться из дебрей Незнания . Вы все достойны носить звание ученик. Я вас всех жду 1 сентября в школе.
Царица Знаний вручает детям призы .
Царица Знаний : А сейчас вы вокруг себя повернетесь и домой перенесетесь. 1-2-3.
Логопед : Но вот мы и дома.
Витек : Спасибо вам ребята за помощь. Обещаю исправиться и учиться только на 4 и 5.
До свидания, до встречи в школе.
Конспекты логопедических занятий для дошкольников
Конспект НОД в логопедической группе «Таинственный мир океана»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в логопедической подготовительной к школе группе детского сада с
Занятия в подготовительной группе по теме «Мы друзья леса!»
Автор: Мокрецова Галина Григорьевна Должность: учитель-логопед Место работы: МБДОУ № 12 Месторасположение: г. Красноярск,
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Р) в работе с ребенком 5-6 лет
Автор: Башкирцева Ольга Германовна Должность: учитель-логопед Место работы: МДОУ детский сад общеразвивающего вида №99
Конспект занятия учителя-логопеда для детей с ОНР «Мой любимый город — Магадан»
Авторский конспект логопедического занятия в детском саду для детей с ОНР «Мой любимый город
Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР «Оказание первой медицинской помощи»
Конспект занятия логопеда с детьми старшей группы с ОНР «Оказание первой медицинской помощи». Цель:
Занятия логопеда. Конспект НОД в подготовительной к школе группе детей с ОНР: «Весёлое путешествие»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР: «Весёлое путешествие».
Логопедическая работа с детьми старшей группы с ОНР. Конспект логопедического занятия «Овощи»
Номинация: конспекты логопедических занятий с детьми 4-5 лет. Конспект подгрупповых логопедических занятий по формированию
Конспект ООД с детьми 5-6 лет с ОНР по теме «Водоплавающие птицы»
Коррекционная работа в ДОУ. Конспект образовательной организованной деятельности с детьми 5-6 лет с ОН�
Конспект весеннего логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Весна»
Конспект весеннего открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи
Конспект занятия-игры по математике в старшей логопедической группе «В стране занимательной Математики»
Конспект занятия-игры по ФЭМП в старшей логопедической группе «В стране занимательной Математики». Цель: формирование
Логопеду. Конспект весеннего НОД по обучению рассказыванию в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием от 5 до 6 лет.
Тема: Весна. Перелётные птицы. Планируемый результат: 1.закреплён навык согласования частей речи между собой;
Конспект занятия-игры для 2 младшей логопедической группы «В гостях у Солнышка»
Цель: развитие интереса и познавательной активности малышей на основе игровых импровизаций. Задачи: Обучающие —
Занятия логопеда, вторая младшая группа. Как себя вести на дороге.
Название: Как себя вести на дороге Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , занятия
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук С». «Чудесная страна».
Тема: Звук «С» «Чудесная страна» Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР, Возраст детей:
Конспект НОД «Звуки «м», «мь». Буква М»
Дубовик Людмила Николаевна учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад № 41 городское поселение
НОД для детей подготовительной группы на тему: «Кругосветное путешествие»
Арасланова Ксения Викторовна учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №221» город Пермь
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров»
Цель: закрепить произношение звука Л в слогах, словах и предложениях с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Конспект НОД образовательной области «Коммуникация» в средней логопедической группе. Тема: « Зима».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Социализация». Тема: » Зима» Образовательная область: Коммуникация
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «В гости к Кто-то-таму»
Автор: Соболева Ольга Леонидовна Должность: учитель-логопед Место работы: МДОУ детский сад № 183 Месторасположение:
Навигация
- Главная
- Условия конкурса
- Конспекты
- Сценарии
- Методические разработки
- Развивающие игры
- Саморазвитие
Образовательный Портал 2010
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт portal2010.com обязательна.
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию связной речи у детей в подготовительной логопедической группе (ОНР) “В поисках сокровищ”
Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Коррекционо-образовательные задачи:
- Закреплять словарьдетей по теме «Дом и его части»;
- Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;
- Учить связно, последовательно излагать ход рассказа, используя наглядную схему-образец;
- Развивать умение логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание;
- Закреплять знания о геометрических фигурах и цвете;
- Закреплять навыки порядкового счета;
Коррекционо-развивающие задачи:
- Развиватьсвязную речь, внимание, память, творческое воображение;
- Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве;
- Развивать координацию движений, мелкую моторику рук;
- Развивать логическое мышление;
Коррекционо-воспитательные задачи:
- воспитывать эстетические качества;
- учить выслушивать высказывания товарищей;
- формировать умение работать в команде.
Оборудование:ПК, проектор, экран, конверты с пазлами, конверты с набором геометрических фигур, сундук с заданиями, мяч, магнитная доска.
Ход занятия
Эмоциональный настрой
Воспитатель. Дети, сегодня занятие не обычное, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. Поздоровались – больше внимания на гостей не обращаем.
I. Организационный момент
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
Воспитатель Дети, где мы очутились? Мы с вами очутились в гостях, а у кого сейчас узнаем. Я предлагаю вам присесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.
Посмотрите, вот что сегодня я нашла на пороге этого дома. Это шкатулка. Посмотрим, что в ней лежит? Записка. Давайте ее прочитаем.
Воспитатель читает записку:
«Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Если вы читаете это письмо, то попали по адресу. Добро пожаловать в мой дом. Разложите вложенные карточки и составите из них слово и тогда вы узнаете кто Я».
Воспитатель развешивает карточки на магнитной доске.
Воспитатель. Артем, подойди к доске и составь слово. Прочитай, что у тебя получилось.
Ребенок по карточкам составляют слово «Кузя»
Воспитатель. От кого же записка? Как вы думаете, кто этот Кузя? Где он живет?
Дети. От Кузи. Это домовенок Кузя. В домах.
Воспитатель. Здесь еще что-то написано:
«Я оставил вам видеосообщение. Воспользуйтесь моим ноутбуком для просмотра».
«Ребята, сорока, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Бабе Яге или вредной и хитрой вороне, я спрятал его в этой комнате. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, то найдете сокровище. Желаю удачи».
Воспитатель. Ребята, что вы решили, будем искать сокровище?
Дети. Да!
II. Основная часть
Воспитатель. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание.
Айгуль, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 1. Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
Воспитатель. Слушайте первое задание домового:«Ребята, дома бывают разные и высокие, и низкие, и строят их из разных материалов. Ваше задание правильно назвать, из каких строительных материалов построены дома, где я успел погостить»
Игра «Назови, какой дом»
Воспитатель: Дети, из чего можно построить дом?
Дети: Из кирпича, дерева, камня, бетона, глины, веток, соломы, металла.
На экране выставляются картинки с изображением домов из разных строительных материалов.
Воспитатель: Если дом построен из кирпича, он какой? Кирпичный.
Из соломы? Соломенный.
Из дерева? Деревянный.
Из камня? Каменный.
Из бетона? Бетонный.
Из глины? Глиняный.
Изо льда? Ледяной.
Из бумаги? Бумажный.
А какой дом будет прочным? Ответы детей.
Если дом из одного этажа, то он какой? Одноэтажный.
Если дом из трех этажей, то он какой? Трехэтажный.
Если дом из девяти этажей, то он какой? Девятиэтажный.
Если у дома много этажей, то он какой? Многоэтажный.
Воспитатель. Молодцы! Ой, смотрите, здесь еще есть буква «К» с № 1. Чтобы это значило? Смотрим на карту. Второе задание, где у нас находится? Вот, нашли. Айлита, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 2.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
Воспитатель. Слушайте задание домовенка:
«Ребята, я знаю, что у всех есть свой дом и у животных тоже. Я предлагаю вам сыграть в игру с мячом «Чей дом?»
Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.
У медведя дом медвежий.
- У лисы чей дом? – Лисий.
- У зайца чей дом? – Заячий.
- У волка чей дом? – Волчий.
- У белки чей дом? – Беличий.
- У барсука чей дом? – Барсучий.
- У собаки чей дом? – Собачий.
- У кошки чей дом? – Кошачий.
- У мыши чей дом? – Мышиный.
Воспитатель. Справились мы с этой задачей. Предлагаю сесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.Можно искать дальше, но и здесь есть буква – это «Н», с № 2. Смотрим на карту, ищем третье задание.Арина, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 3.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
Слушайте внимательно задание:
«Вы очень находчивые ребята! Разложите пазлы из желтых конвертов в соответствии с числами от 1 до 10, и у вас получится целая картина».
Прежде чем выполнять задание я предлагаю вам превратиться в строителей и построить свой дом:
Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)
Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)
Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)
Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)
Воспитатель: Дети, молодцы! Открываем желтые конверты и приступаем к заданию. Что у вас получилось?
Дети: У нас получился дом.
Воспитатель: Убираем пазлы в конверт. Сейчас на экране будут появляться детали дома, а вам нужно будет рассказать, для чего они нужны.
Игра «Для того, чтобы»
Крыша дому нужна для того, чтобы была защита от осадков.
Двери дому нужны для того, чтобы…
Окна дому нужны для того, чтобы…
Стены дому нужны для того, чтобы…
Труба дому нужна для того, чтобы…
Балкон дому нужен для того, чтобы…
Крыльцо дому нужно для того, чтобы…
Лифт дому нужен, для того чтобы …
Мебель дому нужна для того, чтобы …
Воспитатель. Молодцы! И с этим заданием справились! Нашли букву «И» под № 3. Дети, я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать небольшую разминку. Для этого встанем в красивый круг в центре зала.
Физкультминутка: «Игрушечная стройка»
Получили мы подарки: (Дети изображают, как выкладывают)
Кирпичи, бруски и арки. (предметы из коробки.)
Из коробки мы берем, (Кулачок ставят на кулачок.)
Строим мы красивый дом. (Стучим кулачками.)
Строим быстро, строим скоро, (Дети садятся на корточки)
Без цемента из раствора. (постепенно выпрямляясь)
Дом растет все выше, выше, (а потом встают на носки.)
Есть карниз, труба и крыша. (Сомкнуть руки над головой.)
Воспитатель. Я предлагаю вам присесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.
Ищем следующее задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. Илья, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 4.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
«Ребята, я знаю, что вы очень творческие и любите фантазировать, поэтому приготовил для вас именно это задание – головоломку. Предлагаю вам построить каждому свой дом».
Воспитатель. Возьмите и откройте белые конверты. Аккуратно выложите содержимое на стол. Составьте из них силуэт дома. (Дети выполняют.)
Вопросы детям во время работы: сосчитай, сколько геометрических фигур? Одного ли они цвета? (11 геом. фигур одного цвета)
Какие геометрические фигуры есть в наборе? (2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников – 1 большой и 4 маленьких.)
Какая геометрическая фигура находится выше/ниже/слева/справа от геометрической фигуры?
Воспитатель. Мне очень понравились ваши дома. Уберем геометрические фигуры в конверт. Получаем карточку с буквой «Г» под № 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Маша, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 5.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
«Ребята, вы все живете в разных домах: высоких и низких, кирпичных и деревянных. Я высылаю таблицу, по которой предлагаю рассказать про свой дом. Задание не простое,но я уверен, что вы справитесь».
Игра «Расскажи про свой дом»
Составление рассказа по мнемотаблице.
Воспитатель. Илья, расскажи про свой дом. Айгуль, расскажи про свой дом. Артем, расскажи про свой дом. Маша, расскажи про свой дом.
Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания домовенка. И получили с последним заданием букву «А» с №5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Выходит домовенок Кузя.
Кузя. «Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. Это и будет ответ. А ответ этот…
Воспитатель. Айлита, подойди к доске и составь слово по цифрам. Прочитай что у тебя получилось. (книга)
Кузя. В ней можно найти ответы на многие вопросы. Вот вам карта с координатами сокровища. (Дети находят сокровища). Это не простая книга, а «умная книга» или «Энциклопедия». А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания».
III. Заключительная часть.
Воспитатель. Дети, о чем мы сегодня говорили?
Кузя. Ребята, какие задания вам понравились больше всего? Какие задания были для вас сложными?
Воспитатель. Дети, вам понравилось в гостях у Кузи? На этом наше путешествие окончено. Попрощаемся с Кузей.
Материалы обследования устной речи первоклассников
Логопедическое обследование первоклассников
Всех детей поступивших в 1 класс обследует школьный логопед. Это не тестирование! Перед поступлением в школу ребёнок проходит медицинское обследование для составления полной картины состояния здоровья и своевременного выявления тех или иных нарушений. Логопедическое обследование также необходимо для своевременного выявления нарушений в развитии речи.
Родители часто интересуются: зачем обследоваться у школьного логопеда, если ребёнок занимается с логопедом в детском саду? В детском саду логопед занимается коррекцией устной речи (в основном коррекцией звукопроизношения). А если звук был поставлен, но в речи ребенок его не использует? Тогда звук необходимо автоматизировать. Школьный логопед корректирует и устную, и письменную речь. При логопедическом обследовании выявляются предпосылки к дислексии (нарушению чтения) и дисграфии (нарушению письма). Родителям сразу же даются практические рекомендации по устранению нарушений. В случае необходимости ребёнок зачисляется на логопедические занятия.
При обследовании ребёнка логопед проверяет не одно только звукопроизношение, а ВСЕ стороны речи :
- пространственно – временные представления;
- звукопроизношение;
- фонематические процессы (умение слышать и различать звуки; определять место звуков в слове);
- слоговую структуру слов;
- лексический (словарный) запас;
- грамматический строй речи (умение правильно изменять слова, формировать новые слова по определённому образцу и т.п. навыки);
- связную речь (составление рассказа по картинке или серии картинок);
- уровень сформированности навыка чтения (ребёнок не обязан к первому классу уметь читать, но в случае, если навык чтения формируется с трудом, логопед выявляет причину трудностей и даёт практические рекомендации по их устранению).
Примерные виды заданий логопедического обследования
- Обследование умения ориентирования в пространстве.
Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится впереди, сзади, посередине, справа и лева?
- Проверка правильности звукопроизношения
Для выявления отклонений в речевом развитии подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
- Обследование фонематической стороны речи.
1.Назовите слово, в котором есть звук р (л, ч, м, и т.п.).
2. Игра «Слушай внимательно»
Какой звук слышишь в начале слова? в конце слова? (определить место звука в слове).
3. Составь слово (на слух): К,О,Т, М,А,К, Д,О,М, М,А,Р,Ш.
4. Ребенку предлагается распределить картинки по группам: в одной группе картинки, названия которых начинаются со звука Ф, в другой – со звука З, в третьей – со звука Ш .
5. Повтори за мной звуки (различение оппозиционных звуков):
та-да-да па-ба-па ва-ва-фа
за-за-са ка-га-ка ша-жа-ша
ра-ра-ла ша-cа-ша ча-тя-ча
- Обследование слоговой структуры слова.
Повтори за логопедом сложные слова, словосочетания:
Сковорода, футболист, кинотеатр, баскетбол, аквалангист, термометр. Рыбки плавают в аквариуме; милиционер остановил велосипедиста; фотограф фотографирует детей; медведь убежал в лесную чащу; Соня сушила мокрое белье на веревочке;
- Обследование словаря.
1. Назвать обобщающие слова (картинки).
Юбка, кофта, брюки, носки, платье – одежда и т.п.
2. Игра «Скажи наоборот» (подбор слов с противоположным значением)
добро – хороший – сладкая –
горе – большой – длинный –
друг – высокий – много –
3. Назвать малознакомые предметы (картинки).
4. Покажи и назови части предмета ( картинки).
- Обследование грамматического строя речи.
1.Словоизменение (умение употреблять имена существительные в ед. и мн. числах).
Игра «Один – много»
Стол – Дерево – Воробей –
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Игра «Назови ласково».
Гриб- лиса – лист – воробей –
одеяло – чашка – яблоко – стул –
Образование прилагательных от существительных
Из чего сделаны предметы?
Кастрюля из металла – Шарик из резины –
Матрешка из дерева – Шапка из меха –
Какое варенье варят из яблок? – Какой сок делают из винограда? –
Из клубники – Из апельсина –
Из слив – Из моркови –
- Обследование связной речи.
Некоторое представление о состояния связной речи детей логопед уже получил в ходе первичного обследования. Во время вторичного, углубленного обследования логопед предлагает детям одну сюжетную картинку или серии сюжетных картинок, просит внимательно рассмотреть их, разложить в нужной последовательности и составить рассказ.
Организация логопедического обследования в практике работы школьного логопеда
Разделы: Логопедия
Целью в работе учителя-логопеда является выявление и устранение речевых нарушений у учащихся логопедическими средствами, что способствует успешной социализации младших школьников в процессе их адаптации к условиям общеобразовательной школы. Одним из важных направлений в работе школьного учителя-логопеда является диагностическое обследование учащихся начальных классов, особенно первоклассников. Цели данного обследования многосторонни: выявить количество детей-логопатов, нуждающихся в оказании логопедической помощи – консультационной, либо в систематических постоянных занятиях. Также целью обследования является выявление нарушений не только устной, но и письменной речи. С учащимся, нуждающемся в логопедической помощи, коррекционные занятия необходимо начать как можно раньше для предупреждения возникновения вторичных речевых нарушений, предотвратить полностью или частично развитие дисграфии и дислексии. Обычно обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течении первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия, с ними логопед проводит тщательное обследование. [6]
Логопедическое обследование включает в себя: тщательное изучение условий воспитания учащихся и динамики их речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребёнке; логопедическое и психолого-педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребёнка; анализ речевых нарушений и педагогическую оценку всех полученных данных. Во время логопедического обследования особое внимание обращается на особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, внимание, работоспособность, наблюдательность, утомляемость), а также на возможности адаптации детей к условиям общения. По данным логопедического обследования происходит комплектация логопедических групп. С будущими первоклассниками учитель-логопед начинает знакомство в школе “Малышок”, занятия в которой проходят с января по май месяц, проводят учителя начальных классов, педагог-психолог, учитель-логопед. Логопед обследует состояние всех зачисленных на эти занятия детей и выявляет детей с речевыми нарушениями, поскольку одним из основных показателей готовности к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. 1-й этап обследования логопедом – обследование речевой деятельности всех будущих первоклассников. На занятиях в школе будущего первоклассника учитель-логопед собирает информацию о состоянии волевой готовности будущего первоклассника к обучению в школе, о состоянии словаря, связной речи, фонематического анализа, пространственно-временных ориентировок, графомоторных навыков. В ходе логопедического обследования дошкольников выявляются группы риска, в которые входят дети с поздним и аномальным развитием речи, с нарушениями пери- и постнатальных периодов, с билингвизмом. Анализ диагностически-значимых сведений из медицинских карт позволяет получить первые данные о нарушении речи. Посещение открытых занятий в детском саду, круглые столы по передаче детей в школу, речевые карты передаются дошкольными логопедами в школу – всё это способствует своевременному обследованию детей учителем – логопедом в школе “Малышок” и организации систематической коррекционной работы. Среди таких дошкольников много неорганизованных детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, либо родители таких детей проявляют логопедическую некомпетентность, что мешает им вовремя обратиться за консультацией к специалисту, поэтому обследование таких детей учителем-логопедом необходимо. Таким образом, стартовое логопедическое обследование начинается у школьного логопеда до поступления ребёнка в 1 класс.
Учитель-логопед, выступая на родительском собрании, рассказывает, что такое речевая готовность к школе и предлагает пройти детям логопедическое обследование, на котором присутствуют родители и получают индивидуальные консультации. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы, но вместе с тем, оно имеет своё специфическое содержание. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечивается тем, что обследование происходит на фоне личности обследуемого, с учётом данных его развития – как общего, так и речевого.
2-м этапом является углубленное обследование детей, нуждающихся в логопедической помощи. Подобное обследование проводится либо в конце учебного года при условии посещения ребёнком школы “Малышок”, либо в начале учебного года. Обследование проводится индивидуально, в присутствии родителей, на каждого ребёнка тратится от 20 до 40 минут, в зависимости от его умственного развития и состояния речи. Обследование проводится в кабинете логопеда, причём материал для обследования готовится заранее, обстановка для обследования должна быть психологически правильной. Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребёнок был совершенно спокоен, не был испуганным, это может сказаться на повышение тонуса мышц. Необходимо начать логопедическое обследование ребёнка с изучения медицинской и биографической документации – сбор и анализ анамнестических данных, выяснение акушерского анамнеза: протекание беременности в 1 и 2 половину, протекание родов и первый крик при родах, состояние ребёнка в момент рождения, ранний отказ от грудного вскармливания и анамнеза развития ребёнка– психомоторного, соматического, доречевого, раннего речевого, нервно-психического. Со слов родителей заполняются такие пункты, как имя, фамилия, возраст, жалобы родителей, краткие анамнестические данные, данные раннего развития: общего (коротко) и речевого (по периодам). Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем появление и качество первых слов и простых фраз. Какие звуки произносились неправильно, не было ли нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов, проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств , в течение какого периода, её результат, характерные особенности понимания речи окружающих. Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей, воспитателя, учителя. Желательно, чтобы в ней были сведения, чем интересуется ребёнок. Данные о состоянии слуха, зрения, интеллекта желательно заполнять на основании предоставленных справок. Причём состояние интеллекта – важный фактор при анализе речевого нарушения. [3]
Данные о состоянии органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости, предлагая ребёнку произвести основные движения каждого из органов, учитывается быстрота движений, плавность и равномерность движений правой и левой половины, объём, амплитуда, темп и скорость переключения. При этом логопед определяет насколько их строение соответствует норме. Исследуемые отделы речевого аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторного аппарата следует описывать по схеме: губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык, нижняя челюсть. Особенно подробно логопед оценивает объём артикуляционных движений языка. На данном этапе диагностируются затруднения в движении артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объёма движений – активных и пассивных, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях, склонность к постоянному удерживанию языка “комком” в глубине полости рта, тонус мускулатуры, точность движений, длительность удерживания артикуляционных органов в определённой позиции.
Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым определённых действий – для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперёд и отвести их усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ, надуть и втянуть щёки. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им как маятником. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперёд, установить нет ли контрактуры. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук “а”. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лицевой, губной, язычной мускулатуре) оценивается при совместном осмотре логопедом и невропатологом. При выполнении указанных действий необходимо отметить наличие или отсутствие сопутствующих движений лица, мимических мышц. Далее отмечаются особенности нарушения дыхания, голоса (сила, высота, тембр – сиплый, резкий, с носовым оттенком), просодической организации речевого потока, исследуются динамические характеристики речи: темп и ритм, интонация, выразительность, употребление ударений (словесного и логического), употребление пауз в потоке речи.
При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения разборчивости речи. Для исследования фонетической стороны речи используются предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце); речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки). Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искажённое произношение (носовое, смягчённое, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное), изолированно, в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, их уподобление, перестановка.
Для исследования фонематической стороны речи используются картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твёрдость – мягкость, свистящие – шипящие. Для установления состояния звукового дифференцирования звуков необходимо проверить состояние слуха. Для этого ребёнок должен выполнить задание данное тихим голосом или шёпотом, например: “Покажи, где висит картина. Подними правую руку”. Лицо или органы речи логопеду необходимо при этом закрыть экраном. Также необходимо выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребёнок должен ответить на вопросы: “Что гудит? (машина). Угадай, что звучит? (свисток, труба, шуршит бумага)”. Необходимо проверить слуховое различение слогов , слов с оппозиционными звуками. Для этого ребёнок повторяет: ба-па, да-та, ка-га-ка, са-ся; мышка-мишка, катушка-кадушка, роза-лоза; семь машин на шоссе, пастушок быстро шёл, висел железный замок. [2] Для проверки состояния фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений предлагаются подобные задания: определить, есть ли звук в словах, определить количество звуков в слове и место звука в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определённый звук, узнать и воспроизвести гласные и согласные звуки, соотнести звук с буквой.
Полноценное понимание речи – необходимая предпосылка для правильного пользования речью, и логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную её стороны. Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи) логопед ориентируется на то, как ребёнок понимает названия слов часто и редко встречающихся в разговорной речи, обобщающих слов, близких по значению; понимание простых предложений (односложных конструкций, более распространённых форм, понимание интонационного характера предложений, различных грамматических категорий (род, число, падеж) выясняется с помощью вопросов по картинке. [4] Пассивный словарь проверяется на реальных предметах и игрушках, предметных и сюжетных картинках. При обследовании понимания логопед не всегда ждёт развёрнутого ответа, достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок. При обследовании (собственной) экспрессивной стороны речи выявляется уровень речевого развития ребёнка. Важно отметить возрастную сформированность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слова.
Для исследования лексики и грамматического строя речи используются предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, картинки с изображением действий, картинки с изображением разного количества предметов (стул-стулья, шкаф-шкафы), картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина). [5] Наблюдая за речью ребёнка, логопед определяет бедность или богатство его словаря, объём, точность употребления слов, соответствие возрасту, называя предметы, действия, цвет и форму, при этом важно использовать не только приметные картинки, но и сюжетные, указывающие положение в пространстве, для выявления употребления предлогов. При обследовании грамматического строя речи выявляется характер оформления ответов, употребляемых предложений (двухсловные, трёхсловные, наличие сложных предложений). [7] При обследовании словообразования выясняется образование профессий женского рода, название детёнышей животных, образование прилагательных от существительных. Для данного обследования логопед отбирает сюжетные картинки, ответы на которые идут от простого (Мальчик идёт), простого распространённого с употреблением дополнения (Книга лежит на столе). Для более глубокого анализа грамматического строя речи логопед выясняет состояние словоизменения (употребление предложно-падежных конструкций, согласование существительного и прилагательного в роде и числе, дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени, совершенного и несовершенного вида, согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице и роде). Материалом для исследования состояния письменной речи являются тексты для чтения различной сложности, слоговые таблицы, буквы, тексты диктантов и изложений, печатные и рукописные тексты для списывания. Необходимо определить характер чтения слогов (простых и со стечением согласных), слов, предложений, текста, также определить понимание прочитанного, скорость чтения и способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое). При исследовании процесса письма необходимо в каждом виде письменных работ определить количество и характер ошибок. Письменные работы предлагаются следующие: списывание с печатного и рукописного текста, письмо под диктовку (слуховой диктант), изложение, письмо предложений или текстов с дефектно произносимыми учениками звуками, письмо предложений или текстов с не дифференцируемыми учениками по слуху звуками (глухие – звонкие, свистящие – шипящие), письмо предложений или текстов с оптически сходными буквами (и-у, и-ц, о-а, б-д).[1] Так же логопедом проверяется состояние зрительно-пространственных функций: определение ведущей руки, правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве, выполнение проб Хэда. Состояние речезрительных функций: узнавание букв вперемешку, усложнённых букв, наложенных, сходных по начертанию. Логопед должен учитывать, что неудачи школьного обучения создают у ребёнка отрицательное отношение к учебникам, букварям, книгам для чтения, поэтому необходимо использовать самый разнообразный материал, оформленный в виде карточек, табличек. Именно разнообразие и многофункциональность диагностического материала позволяет выявить за короткое время у ребёнка речевые проблемы.
Обследование начинается с беседы. Во время беседы логопед старается установить контакт с обследуемым. Она позволяет выявить коммуникативно-речевые умения ребёнка, судить о произношении ребёнка, умении строить предложения и о словарном запасе ребёнка. Также беседа позволяет судить о некоторых особенностях личности ребёнка и о его развитии, выявляются интересы ребёнка, наличие любимых игр, занятий, особенности представлений об окружающем. Логопед предлагает определённые вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Назови свой адрес? С кем живёшь? Кто из твоих братьев (сестёр) младше (старше) тебя? Есть ли в доме твоём животные? Опиши их. Какая твоя любимая игрушка?
Другим методическим приёмом обследования будет активное наблюдение за ребёнком, для этого логопед предлагает картинки, игрушки, даёт разные задания. Для выявления интеллектуальных возможностей и уровня вербально-логического мышления ребёнка просят найти лишний предмет и разложить серию сюжетных картинок, по которым нужно составить предложения и рассказ и сделать определённые выводы, опираясь на вопросы логопеда, необходимо также сосчитать количество слов в предложении. Серии картинок, сюжетные картинки, работа с деформированными предложениями и опорными словами позволяют определить умение грамотно составлять предложения. Наборы картинок по темам и устный опрос помогают выяснить знания обобщающих и других понятий. Например, назвать одним словом – стол, стул, шкаф, диван. Что такое транспорт? Назвать животных, их детёнышей в единственном и множественном числе. Назвать жилища животных. У собаки – конура. Чья конура? Собачья. Проверка образования притяжательных прилагательных. Назвать времена года, дни недели. Что такое сутки? С помощью картинок, на которых изображены действия предметов, выясняется знание глаголов и предметов. Так, собака сидит на коробке, под коробкой, за коробкой. Собака выглядывает из коробки, из-за коробки, из-под коробки. Специальные игры помогают определить знание синонимов и антонимов, большое значение имеет материал, дающий возможность определить, умеет ли ребёнок изменять слова и образовывать новые (стакан из стекла – стеклянный; рыба, ловить – назови одним словом этого человека – рыболов; дом – назови ласково –домик, а теперь во множественном числе – дома).
Анализируя данные логопедического обследования, логопед определяет к какой группе следует отнести выявленные у ребёнка расстройства. Обследование проводится комплексно, динамически, всесторонне и даёт возможность наметить индивидуальный план наиболее эффективной помощи ребёнку, видеть общую речевую ситуацию и тенденции её развития, обеспечить диагностику речевых нарушений на начальных этапах обучения, поставить речевой диагноз: степень и характер нарушений устной и письменной речи.
-
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И.Лалаева., Л.В. Бенедиктова.– СПб.. 2001 . – 24–88 с.
- Методы обследования речи детей: учебное пособие / под ред.И.Т. Власенко и Г.В.Чиркиной; сост.Т.П. Бессонова. – М., 1992.
- Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
- Практикум по олигофренопсихологии: учебное пособие / под ред. А.Д.Виноградовой.– Л., 1980.– 68–77 С.
- Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под общей ред. Н.А.Заруба; авт-сост.: Л.И. Загляда, Г.А.Спирина, А.Н. Климова, А.В.Толкачёва. – Кемерово., 2007. – 114 с.
- ФиличеваТ.Б., ЧевелёваН.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии / Т.Б.Филичева., Н.А.Чевелёва., Г.В. Чиркина. – М.,1989. – 223с.
- Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития / И.А.Шаповал.-М., 2005.– 287–290 С.