Логопедическое занятие в 3 классе – Правописание безударной гласной в корне слов

Логопедическое занятие в 3 классе — «Правописание безударной гласной в корне слов»

Урок логопеда в 3 классе. Дисграфия, обусловленная несформированностью звуко – буквенного анализа.

Образовательная:
– Совершенствование навыка правописания безударной гласной в корне слова.

Коррекционные:
Развитие:
– фонематических процессов (слуха, воображения);
– наблюдательности, умения объяснять;
– мелкой и артикуляционной моторики;
– ориентировки в пространстве;
– зрительного восприятия, внимания;
– совершенствование связной речи.
– обогащение словаря;

Воспитательная:
– Воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: модули, снежки, подснежники, сугробы, снежинки с загадками, солнце, карточки с заданиями, силуэт дерева с корнем, стрелка-ориентир, магниты, колпачки от фломастеров, маршрутные листы, листья с подсказками, корзина, 3 ,пословицы, девиз, фломастеры, магнитная доска, мел.

Орг. момент: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть весеннего утра,доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения, плохое настроение.(3раза)

Молодцы! Повернёмся, поздороваемся с нашими гостями, которые пришли посмотреть на то, чему мы с вами научились.
Проходите и усаживайтесь на свои места.

Сообщение темы: сегодня мы с вами подведём итоги по работе над безударными гласными, будем находить «ошибкоопасные» места в словах и многое другое, и всё занятие будем работать под девизом:

СООБРАЗИЛ – ПРОВЕРИЛ – НАПИСАЛ,

Но для начала мы выполним артикуляционную гимнастику, вспомнив гласные буквы по модулям.
Сядьте поудобнее, возьмите массажные коврики и выполним упражнения:

Нажимаем на звонок, (надавливание подушечками пальцев)
Начинается урок:
Дзынь-дзынь-дзынь.
Вот разгладим мы ладошки, (движения руками вверх-вниз)
Поработаем немножко.
Отложили в сторону.

Ребята, давайте вспомним название зимних и весенних месяцев.

Ну а теперь, мы отправимся в сказку «12 месяцев». Все её помните? И так, опушка леса, костер, девочка с корзиной и братья месяцы, которые согласились помочь девочке набрать среди зимы корзину цветов, но с условием, что вы поможете ей выполнить несколько заданий. Вы согласны помочь?

1 задание нам предлагает зимний месяц – Декабрь:

На доске написаны слова:

М..ряк, сл..ды, с..довый, п..левой, пл..щадка, прин..сти, пл..сал, п..чтальон, з..мовать,

ваша задача вставить пропущенную букву, ответ обосновать.

Декабрь уступил своё место – брату Январю:

2 задание: каждому из вас я раздам силуэт дерева, у него есть только корень, который является общей частью родственных слов. Нарисуйте ствол и ветви дерева, придумайте и напишите на ветках однокоренные слова, которые будут образованы с указанным корнем. В придуманных словах выдели корень, обозначь орфограмму, укажи проверочное слово. Каждому из вас даётся листочек-подсказка.

РЫБ – тот, кто ловит рыбу;
– огромная рыба;
ЧАС — мастер по починке часов;
– солдат, стоящий на посту;
ВАР – ягоды, сваренные в сахаре;
– тот, кто готовит пищу;
ЛЕС – тот, кто охраняет лес;
– маленький лес.
(после выполнения задания, деревья вывешиваются на доску по сюжету сказки, имитируя лес).

3 задание вам подготовил братец – Февраль.

Поймайте снежинку и прочитайте задание (на снежинках написаны загадки).

Тает снег, бегут ручьи,
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной).

В ответе найдите «ошибкоопасное» место. Ответ обоснуйте.

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, (фонограмма)
И расцвёл ..(подснежник).

В ответе найдите «ошибкоопасное» место. Ответ обоснуйте.

(сугробы опускаются, открывается подснежники). Вы, наверное, замерзли от зимней стужи, давайте согреемся, а что случилось с подснежниками, мы узнаем после того, как сделаем разминку.

Мы сначала будем топать,
А затем мы будем хлопать.
Ладошки вверх, пальцы напрягаем,
Ладошки вниз, пальцы расслабляем,
Ладошки на бочок и сжали в кулачок.
А сейчас мы повернёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Читайте также:
Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Ну вот, стало жарко, как весной, а это значит, пришёл черёд Марту месяцу дать задание.

4 задание: Ребята, а может вы сами догадались, какое задание приготовил месяц-март? Посмотрите на наши подснежники. (Надо собрать цветок). А как вы думаете, почему так называются эти цветы?

Вы видите стебельки, на которых написаны буквы и отдельно лепестки. Возьмите лепесток, выполните задание и поставьте его в стебелёк с той гласной, которую, по вашему мнению, нужно написать в слове. Ответ обосновать.

Выполнив правильно у вас получаться подснежники.

(сн.жинка, в.сна, цв.тёт, гн.здо, в.зать, т.жёлый, р.ды, пр.мой, хв.лил, гр.чи, тр.ва, п.стух, св.стит, л.сты, скр.пит, стр.жи ).

Какие вы молодцы! И с этим заданием справились. Давайте подснежники сорвём и отдадим их девочке.

5 задание: А для того, чтоб она благополучно добралась домой братец – Апрель даёт вам задание на выбор.

1. Карточки с легким заданием:

Соедини слово с нужной буквой:

гр..чи а др..зды
р..ка о тр..ва
п..тно е п..ла
р..ды и ..са
ст..на я в..да
зм..я м ..чи

2. Карточки со сложным заданием:

Прочитай, вставляя пропущенные буквы, подбери проверочные слова, которые отвечают на заданный в скобках вопрос.

И пот..кли (что делал?) сосульки, затр..щал (что?) лёд, расп..лзлись(что делал?) сн..га (что?). Вот-вот заз..ленеет (что? какой?) лес, заг..лубеют (что?)
Воды, задымятся пашни. Гр..чи (кто?) прил..тели (что?) – в..сну (что?) принесли.

Ребята, давайте вспомним, каким становится снег весной? (он: липкий, клейкий, мягкий…), а в какую игру дети любят играть с таким снегом? (снежки).

Вот и мы с вами поиграем в «снежки» (детям раздаются маршрутные листы на которых указано место расположения снежков. В снежках спрятаны части стихотворения, которое дети должны составить).

Мы под удареньем пишем,
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.

Итог:
– Ну вот, со всеми заданиями мы справились. Над чем мы сегодня работали на занятии?
– Какой мы подведём итог? (Чтение стих-я)
– А что мы будем с этим звуком делать? (Проверять)
Запомните это стихотворение и вспоминайте обязательно, что учили на занятии!

Кагарлыцкая Татьяна Леонидовна,
учитель-логопед МОУСОШ №2, г. Пыть-Ях

Конспект занятия “Безударная гласная”

Тема: «Безударная гласная»

Цель: формирование умения подбирать проверочные слова.

– развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха,
– развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием,
– обогащение словаря,
– развитие мелкой моторики и неречевых процессов.

– формирование умения подбирать проверочные слова,
– развитие и совершенствование грамматического оформления речи и построение связного высказывания,
– предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.

– развитие познавательной активности детей.

компьютер, резиновые шарики, картина с котёнком, индивидуальные карточки с заданиями, большие карточки со словами на доску, предметные картинки, лото «Безударная гласная», оценочные карточки.

1. Психологическая установка.

Наши глаза хорошо смотрят и всё (видят), наши уши внимательно слушают и всё (слышат), наша голова хорошо (думает). Мы всё сможем, всё сумеем, у нас всё получится.

2. Пальчиковая гимнастика с резиновыми шариками.

– круговые движения ладонями,
– поперечные движения всеми пальчиками,
– круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
– передача шарика пальчиками,
– вращение шариков в одной руке.

3. Я сегодня по электронной почте получила письмо, отгадайте от кого.

Чуб торчит, сам коротышка,
Про него есть чудо-книжка.
Он озорной, в широкой шляпе,
Живёт в Цветочном городке.
А ты попробуй, угадай-ка,
Как все его зовут?

Читайте также:
Дифференциация звуков (У) - (А)

Попросить одного ученика прочитать это письмо:
«Я хотел составить рассказ по картинке, но не знаю, как пишутся некоторые слова. Ребята, помогите мне».

4. Давайте посмотрим на картинку, что там нарисовано?

Вот какой рассказ получился у Незнайки.

У девочки маши жил к…тёнок Пушок. Он любил сидеть на …кне и смотреть на цв…ты. Однажды он решил погулять в с…ду. Зв…рёк спрыгнул с …кна в тр…ву. Пушок подбежал к красивому цв…тку и понюхал его. Вдруг из цв…тка вылетела пч…ла и чуть не ужалила его. К…тёнок испугался и побежал д…мой.

Как называется этот рассказ? Почему Незнайка не знает, как писать слово «котёнок»?
Давайте произнесём это слово.
Какой звук слышится в корне слова?
-Звук «а».
Но ведь есть слово «кот», «кошка», «котик». Какие это слова?
– Однокоренные.
Почему же в них чётко слышен звук «о»?
– Потому, что он стоит под ударением.
Давайте поставим ударение в слове «котёнок».
Так почему же в корне слова гласная вызвала сомнение?
– Потому, что она не под ударением.
Эта гласная называется «безударная».
Посмотрите на рассказ Незнайки, какую орфограмму не знает Незнайка?
– Безударную гласную.
Почему безударная гласная вызывает у Незнайки сомнения?
– Она слышится нечётко, непонятно.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?
– Надо подобрать проверочное слово.

Давайте сегодня на занятии мы с вами и будем учиться подбирать проверочные слова и научим этому Незнайку.

5. Как же правильно подобрать проверочное слово, что нужно сделать? Давайте вспомним, что мы вначале выделили в слове «котёнок»?

1. Поставить ударение.
2. Найти безударную гласную.
3. Подобрать проверочное слово.

6. Какое же слово будет проверочным?

Перед вами карточки. В скобках написаны слова. В каждом слове выделить корень,
поставить ударение.

Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка) Трава
Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница) Грибы
Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек, дождевой) Дождь
В каких словах гласная в корне звучит чётко? Назвать только проверочные слова,
объяснить, что это

а) однокоренное слово, с ударной гласной в корне.
Значит, какую букву надо писать в словах? (Дать пояснение по каждому слову)
Логопед вывешивает слова на доску, копим словарик. Прочитать эти слова.
Получилось ли правильно выбрать проверочное слово? Отметить сложность
выполнения в оценочных карточках.

7. А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания, и нам опять нужно будет
подобрать проверочное слово.

Ранняя ос…нь (осина, осенний) Осень
Чистая в…да (воды, водит) Вода
Лесная тр…па (тропочка, трап) Тропа
Высокая г…ра (горка, горе) Гора

Проверка с объяснением. Какое слово в этом случае будет проверочным, что мы можем сделать?

б) изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Отметить в оценочных карточках, получилось ли у вас правильно выполнить это
задание.

8. А сейчас давайте поиграем в игру «один – много».

ОДИН – МНОГО
лиса
пчела ( по картинкам )
река
глаза
столы



Логопед пишет проверочные слова на доске, а дети – в тетрадях.
Например: лиса – лисы.
А почему эти слова будут проверочными?
– Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение.
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)
В оценочных карточках отметить справились с заданием или нет.

9. У нас накопился словарик (прочитать хором). Что общего в этих словах?

– Они все с орфограммой на безударную гласную, они все существительные.
Все слова закрыть. Вспомните слова из нашего словарика.
Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная.
Д/и «Безударное лото»
Вставить пропущенную букву, подобрав проверочное слово (буквы на фишках).
Затем сравнить с написанием слов на доске.
Отметить сложность задания в оценочных карточках.

Читайте также:
Составление рассказа-описания диких животных по наглядному плану

10. Мы с вами всё занятие учились подбирать проверочные слова. Ответьте, какие слова будут считаться проверочными?

– Однокоренные слова, с ударением в корне слова.
– Можно изменить слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Давайте посмотрим, научился ли Незнайка подбирать слова с безударными гласными.
Прочитать рассказ, объясняя написанные Незнайкой слова.
В оценочных карточках отметить получилось ли правильно подобрать проверочные слова.

Конспект логопедического занятия по теме: «Безударные гласные в корне слова»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Конспект логопедического занятия по теме:

«Безударные гласные в корне слова»

Скачать:

Вложение Размер
tema_zanyatiya_log._3_kl_bezudarnye_gl.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме:

«Безударные гласные в корне слова»

– Совершенствование навыка правописания безударной гласной в корне слова.

– фонематических процессов (слуха, воображения);

– наблюдательности, умения объяснять;

– мелкой и артикуляционной моторики;

– ориентировки в пространстве;

-зрительного восприятия, внимания;

-совершенствование связной речи;

-Воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: Профили артикуляции, зеркала, плакат со снеговиками, картина елочки со словами ( в форме шаров), снежинки с загадками, конверты с заданиями.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Какое у вас сегодня настроение?

Начнем наше занятие с хорошим, радостным настроением.

2. Сообщение темы занятия: Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на занятии, вам необходимо посмотреть на доску ( на доске две таблички со словами «з…ма – зимы), кто поможет мне назвать тему занятия?

Тема нашего занятия «Безударная гласная в корнях слова». Ваша задача – научиться быстро и точно находить проверочные слова для правильного написания безударных гласных в корнях слов.

Широко открыть рот, четко закрыть.

(удержать под счет 5)

Приподнять верхнюю губу до десен

Опустить нижнюю губу до десен

Обтянуть губами зубы

Укрепить губы, говоря звуки п-п-п

1.Высунуть спокойный, ненапряженный язык.

2.Положить кончик языка на верхнюю губу, затем на нижнюю.

3.Поднимать и опускать кончик языка внутри рта, а потом перед зубами.

4.Опустить кончик языка за нижние зубы и произнести песенку водички с- с-с, затем песенку комарика.

5. Поднять кончик язычка на бугорочки за верхними зубами и произнести ш-ш-ш, затем ж-ж-ж.

Глубокий вдох через нос (на счет1-5), выдох через рот.

На выдохе произнести скороговорку.

«Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках».

Произнесение вначале медленно, затем быстрее, быстро, тихо, громко.

4.Задания, направленные на совершенствование навыка правописания безударной гласной в корнях слова.

Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Игра «Четвертый лишний». Назовите лишнее слово, ответ обоснуйте.

Январь, апрель, декабрь, февраль.

Ребята, к нам на занятие пришли интересные человечки, догадайтесь кто они? А для этого отгадайте загадку.

А весною исчезают
Потому что быстро тают

Зимние месяцы пришли вместе с ними, и приготовили для вас интересные задания.

1. задание предлагает вам зимний месяц, догадайтесь какой?

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет –

Мы встречаем Новый год

1. Прочитайте. Выпишите парами однокоренные слова. Сначала, чтобы гласная была ударной, затем безударной.

Сосна, вода, дела, трава__

Проверить надо все слова.

Стоп! Писать опасно!

Слуху не доверяйте__

Сосны, воды, дело, травы

А теперь пишите смело.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

2.задание предлагает зимний месяц, а вы догадайтесь какой?

1. Игра: «Эстафета».

На доске записаны столбики слов с безударными гласными. Необходимо выполнить задание по проверке безударных гласных. Подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.

2. Игра: « Украсим елочку».

На веточках написаны буквы и отдельно даны игрушки с пропущенными буквами. Возьмите игрушку, вставьте пропущенную букву и повесьте ее на веточку с той с той гласной, которую по вашему мнению надо написать. (ответ обосновать)

(сн…жинка, сн…говик, р…ка, тр…ва, к…вер, к…рмушка, с…ва, гр…бы, стр…жи, р…ды)

Физминутка «Хлопья белые»

Хлопья белые летят (бег на месте)

Холоднее стало (приседания)

Только, зимушка, ребят (наклоны туловища влево вправо)

Ты не испугала (прыжки на месте)

Нет! Нет! Нет! Ты не испугала.

3 задание предлагает зимний месяц, догадайтесь какой?

Последний зимний месяц жаль,

Кроткий самый он…

Игра: « Отгадай загадку».

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять

1. Игра: «Отгадай загадку».

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

1. Игра: «Отгадай загадку».

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

С неба падает зимою

И кружится над землею

1. Игра: «Отгадай загадку».

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

Когда это бывает?

2. Задание на внимание.

Снеговики написали вам письма о зиме. Но в этих письмах много ошибок, на безударные гласные, нет связи между предложениями.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

На берегу р…ки стоит с…сна.

Она живет в н…ре.

З…мой и летом она зеленая.

Под с…сной сидит л…са.

2. Задание на внимание.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

На сн…гу видны сл…ды.

И на з…мле лежит снег. Пришла з…ма.

2. Задание на внимание.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

Вот и пришла х…лодная з…ма.

Тихо з…мой в л…су.

Лед сковал реки и …зера.

Побелели п…ля и луга.

2. Задание на внимание.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

Дети лепят сн…говика.

Утром был сн…гопад.

Тяжелые шапки снега лежат на ветвях д…ревьев и на кустах.

– Со всеми заданиями мы справились. Над чем мы сегодня работали на занятии?

– Какой мы итог подведем?

Чтение стихотворения декабря. Что мы будем делать с безударными гласными? (Проверять)

Запомните это стихотворение и вспоминайте обязательно, что учили на занятии!

У вас на партах находятся значки. Выберите значок, который вам подходит. Мне было приятно с вами работать. Спасибо.

Логопедическое занятие в 3-м классе КРО по теме “Правописание безударных гласных в корне слова”

Задачи:

  • Закреплять правило правописания безударных гласных в корне.
  • Упражнять в подборе проверочных слов.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкую моторику.
  • Воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование: домик с гласными буквами, стихотворение “Безударные гласные”, ребусы, сигнальные значки, сюжетные картинки, карточки с предложениями, стихотворение “Козленок”.

Ход занятия

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы занятия.

1. Ребята, разгадайте ребусы.

– Что нужно сделать, чтобы найти ударный гласный?

– Как называется слог, на который падает ударение?

– А на который не падает ударение?

– Как звучат гласные звуки, в безударном положении? (нечетко).

– Что нужно сделать, чтобы безударный гласный в слове звучал четко?

(нужно подобрать родственное слово, в котором на данный сомнительный гласный падает ударение).

2. Ребята послушайте стихотворение.

Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья –
Вызывает он сомненья.
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Ударенье проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.

3. – Кто сообщит тему сегодняшнего занятия?

– Ребята, поместите в домик гласные, которые сходно звучат в безударной позиции.

4. Игра “Самый внимательный”.

– У вас на столах лежат сигнальные карточки с гласными буквами. Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы про себя проверите слово и поднимите карточку с нужной буквой.

– Слова: трава, роса, змея, хитрец, кольцо, перо, скала, стекло, длина, окно, пчела, тянуть, точить.

Если кто- то из детей поднял не ту букву, то тут же проверяем, находим ошибку.

5. Игра “Найди проверочное слово”.

– На доске записаны слова, вам нужно отобрать и выписать только те слова, которые являются проверочными к выделенным словам.

Перед выполнением задания упражнение “Кулачок, ребро, ладонь”.

Садовый – посадить, посадка, сады, садик, садовник;

Лесистый – лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы;

– Лиса – лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька;

– Снежок – снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.

6. Физминутка. “Как живёшь?”

7. На столах у каждого из вас лежат карточки с сюжетными картинками.

Нужно по ним составить предложения и записать предложения в тетрадь по образцу, который, лежит перед вами.

Перед выполнением пальчиковая гимнастика “Цветок”.

– Снегирь (снег) сидит на ветке.

8. На листе записано стихотворение “Козлёнок”, с пропущенными сомнительными гласными и размещено на доске.

– Ребята, прочитайте стихотворение. Попробуйте назвать слова, в которых пропущены гласные. Вставьте сомнительные гласные в слова и подберите проверочное слово к ним.

Как у нас – к..зёл,
Как у нас – с..дой,
Что за умница был,
Сам и по воду х..дил,
Сам и кашу в..рил,
Деда с бабкой к..рмил.

9. Зрительный диктант.

– Ребята, сейчас напишем зрительный диктант. Вам нужно не только запомнить предложение, но и записать правильно пропущенную букву. Что нужно для этого сделать? (надо найти проверочное слово).

Дуют х..лодные ветры.
Г..лодные звери рыщут в л..сах.
Во дв..ре много д..тей.
Л..са была х..тра.
Громко в..сной тр..щат сороки.

III. Вывод.

Назовите тему нашего занятия. Какие упражнения и игры вам понравились больше? Назовите правило безударных гласных. Чьи ответы вам понравились? Оцениваю каждого учащегося.

Конспект логопедического занятия по теме: «Правописание безударных гласных в корне слов»

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 2»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Конспект

логопедического занятия по теме:

«Правописание безударных гласных в корне слов»

Учитель – логопед: Митрофанова Лариса Николаевна

Цель: формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных.

Совершенствовать умение различать произношение и написание слов .
Совершенствовать умение различать ударные и безударные гласные в корне слов .

Закреплять навык применения изученных способов проверки слов с безударными гласными в корне .

Развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.

Развивать фонематическое восприятие.

Совершенствовать навыки самоконтроля на основе сравнения с образцом.

Воспитывать культуру общения через умение слушать.

Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

Ход занятия

Организационный момент

– Рада видеть тебя сегодня на занятии. Будь сегодня активен, внимательно меня слушай, не торопись, четко отвечай на поставленные вопросы и задания.

Основная часть

1.Формулировка темы занятия.

– Послушай стихотворение, подумай и скажи какая тема сегодняшнего занятия.

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет вам наука:

Гласный ставь под ударенье,

В корне нет теперь сомненья!

– Назови тему нашего занятия «Правописание безударных гласных в корне слов».

2.Словарная работа.

1.Сочный, сладкий фрукт с мягкой кожурой оранжевого цвета. (апельсин)

2.Главный город государства (столица).

3. Человек, совершающий поездку в транспорте (пассажир).

4.Население нашей страны (народ).

5.сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра (погода).

6.Награда за спортивные и другие достижения (медаль).

– Проверь написание этих слов. Выполни самопроверку.

– Как называются слова с непроверяемыми гласными? (словарные).

-Как проверить написание этих слов? (их нужно запомнить или проверить по орфографическому словарю).

– Прочти правило. Объясни, что нужно делать если перед нами слово с безударной гласной?

Если буква гласная вызвала сомнение –

Ты её немедленно ставь под ударение.

– Напиши и подбери проверочное слово.

Н..зина, пл..щадка, в..шнёвый, в..твистый, п..хучий, др..жать, б..жать, в..сеть, л..нейка, в..рхушка, п..чтальон, тр..пинка, х..лодный, м..ряки.

«Различай на слух». Слушай внимательно, нужно найти слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Объясни их правописание проверяемыми словами.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

– Молодец. Отдохнём. Выполним гимнастику для глаз.

Работа с текстом.

– Спиши текст, вставив пропущенные буквы, обозначить орфограммы:

З…ма. Кругом на з…мле и на крышах д…мов л…жит снег. Д…ревья в инее.

Колхозный конюх выв…л в…рхового к…ня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нём была м…ховая шапка, тёплое пальто, а на н…гах – валенки.

Конь был вороной масти. Г…л…ва узкая, красивая, на лбубелая звёздочка. Шея пр…мая, длинная, гибкая. Сп…на мускулистая, к…роткая. Ноги сильные и стройные. Конь б…жит быстро, л…гко и эн…ргично, хвост и грива разв…ваются на в…тру. Правую переднюю ногу он вык…нул вп…рёд, а левую поджал под себя.

Этот вороной конь был очень красив на белом сн…гу.

«Найди ошибку»

У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик – дварняга Тобик.

– Какую орфограмму вспоминали сегодня?

-Какое задание понравилось? В чем были трудности?

1.Напиши и подбери проверочное слово.

Н..зина, пл..щадка, в..шнёвый, в..твистый, п..хучий, др..жать, б..жать, в..сеть, л..нейка, в..рхушка, п..чтальон, тр..пинка, х..лодный, м..ряки.

2. Найди слова , которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Объясни их правописание проверяемыми словами.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

3. Спиши текст, вставив пропущенные буквы, обозначить орфограммы:

З…ма. Кругом на з…мле и на крышах д…мов л…жит снег. Д…ревья в инее.

Колхозный конюх выв…л в…рхового к…ня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нём была м…ховая шапка, тёплое пальто, а на н…гах – валенки.

Конь был вороной масти. Г…л…ва узкая, красивая, на лбубелая звёздочка. Шея пр…мая, длинная, гибкая. Сп…на мускулистая, к…роткая. Ноги сильные и стройные. Конь б…жит быстро, л…гко и эн…ргично, хвост и грива разв…ваются на в…тру. Правую переднюю ногу он вык…нул вп…рёд, а левую поджал под себя.

Этот вороной конь был очень красив на белом сн…гу.

Найди ошибку:

У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик – дварняга Тобик.

Логопедическое занятие в 3 классе – Правописание безударной гласной в корне слов

Автор: Солодова Елена Николаевна

учитель — логопед МБОУ «Средняя школа №20»,г. Норильска, Красноярского края

Конспект открытого коррекционно — логопедического урока в 3 – 4 классе на тему: «Ударные и безударные гласные» с использованием интерактивной игры.

Конспект открытого логопедического занятия в 3 – 4 классе на тему «Ударные и безударные гласные» с использованием интерактивной игры.

Учитель – логопед МБОУ «СОШ №20»

Солодова Елена Николаевна

Цель: формировать умение различать ударные и безударные гласные.

1) учить пользоваться алгоритмом проверки слов с безударной гласной в корне слова; развивать умение объяснить правописание слов с безударной гласной, развивать умения слышать ударный гласный в слове, учить подбирать проверочные слова;

2) корригировать мышление на основе упражнений в классификации; способствовать развитию зрительно-слуховой памяти, слухового восприятия, коррекции мышления на основе упражнения на воспроизводство; развивать и корригировать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки;

3) воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: презентация, физ. минутка, интерактивная игра, прописи «Логопедический альбом по преодолению нарушений письма и чтения у школьников 3 – 5 классов» Прокопьевой Т. И.

Ход занятия:

  • Организационный момент.

Л.: – Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Назовите, какой сегодня день недели, число, месяц.

Л.: — Как всегда мы начинаем наше логопедическое занятие со специального упражнения.

«Кулак-ребро-ладонь»

Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали ее в кулак, положили на ребро. Проговариваем, ускоряя темп.

Л.: — Я думаю, это упражнение поможет нам справиться с трудными заданиями. Молодцы!

  1. Формирование представленной о смыслоразличительной роли ударения. Работа со словами-омографами.

Л.: — Послушайте сказку.

В огромном государстве слов случилось несчастье — куда-то пропало УДАРЕНИЕ. А случилось это потому, что слова стали очень гордыми и сказали, что не надо им никакого ударения. И без ударения ясно, что обозначает каждое слово. Прошло некоторое время, и в государстве началась суматоха (объяснить лексическое значение). Стало совсем непонятно, что обозначают некоторые слова.

Л.: — Почему так случилось?

Л.: — Сегодня тема нашего занятия «Ударные и безударные гласные». Мы будем учиться слышать и определять безударную гласную в корне слов и проверять ее, чтобы грамотно, без ошибок писать слова.

На слайд выведено слово « кружки ».

Л.: — Шепотом прочитайте слово и тихо скажите его мне на ухо. (подхожу к каждому ребенку).

Л.: — Я услышала такие слова «Кру̀жки- кружки́». Один или разные предметы обозначают эти слова? Что надо сделать, чтобы было понятно, что это одно и тоже слово обозначает разные предметы?

Д .: Нужно правильно поставить ударение.

Л. : — Рассмотрите картинки. Соедините картинки, название которых пишется одинаково. Запишите слова парами. Поставьте ударение в словах.

Кру̀жки-кружки́, гво̀здики-гвозди́ки, за̀мок-замо́к, стрѐлки-стрелки́.

Л .: — Какой вывод можно сделать?

Л. и д .: — Встречаются слова одинаковые по написанию, но ударение в них падает на разные гласные. Поэтому, они звучат по-разному и обозначают разные предметы.

Л. : — Правы ли были слова, когда сказали, что не нужно им ударение?

Л. : — Давайте разбираться дальше. На слайде записаны цепочки слов:

Жил – жѝли – жила̀ – о̀жил — ожила̀

Звон – звоно̀к – звонѝт – позвоня̀т — звона̀рь

Л .: — Как называются слова каждой строчки?

Д. : — Родственные.

Л.: -Объясните значение каждого слова. Прочитайте слова и понаблюдайте за ударением (В словах ставится ударение.) Придумайте предложение с данными словами.

  1. Знакомство с форморазличительной ролью ударения.

Л.: — Прочитайте первые два предложения. Найдите и подчеркните в них одинаковые по написанию слова. Расставьте в подчёркнутых словах ударения.

За дверью слышны голоса̀. У Зины сегодня нет го̀лоса.

Лена мела̀ пол и нашла кусочек мѐла.

Ужѐ и река стала у̀же, и солнце сѐло, а село̀ еще далеко.

Эти го̀ры высокѝ. На склоне горы̀ пасеться стадо.

Я мо̀ю мою̀ младшую сестренку Ма̀йю.

Дорога̀ доро̀га, но доро̀же бездоро̀жье.

Сто̀ит посмотреть, как малыш стоѝт на ногах.

Л. :- Давайте проверим, ребята, правильно ли вы поставили ударение. Какой вывод можно сделать?

Д. : — От ударения может зависеть значение слова.

  1. Физкультурная минутка.

Л.: — Мы хорошо потрудились, а теперь отдохнём. Вставайте около своих мест и внимание на экран.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Л.: — Молодцы! Немного отдохнули, продолжаем занятие.

  1. Закрепление понятия «чередующиеся согласные в корне слова».

Л. : — Следующее задание, ребята. Понятие «чередующиеся согласные в корне слова» . Прочитайте слова.

Л.: — Ребята, вам понятны значения слов? Давайте поставим ударения в словах, обозначим корень, подчеркнём в нём согласную.

Коллективная работа с детьми.

Л. : — Обозначьте корень и подчеркните гласную в корне слова.

Л. : — Мы уже знаем, что гласная в корне, находящаяся под ударением называется ударная гласная. Гласная в корне без ударения, является безударной .

Л.: — Какие слова из приведенного списка являются проверочными для проверки безударной гласной в корне слова?

Ответы детей.

Л.: — Запишите буквы чередующихся согласных звуков.

Беж-ать,вы-бег-ать, бег-унок, бег-ун, бег-овая, про-беж-ка. ж-г

Пляс-ать, пляс-ка, пляс-ун, пляс-овая, пляш-ет. с-ш

Свет-лый, свеч-а, под-свеч-ник, о-свещ-ение, про-свещ-ение. т-ч-щ

Л. : — Давайте сделаем вывод о том, что в родственных словах согласные в корне могут изменяться – чередоваться.

Л.: — Ребята, давайте посмотрим что нужно делать, чтобы не допустить ошибку. Посмотрите на экран!

Нужно действовать по алгоритму: В слове “С..сна̀” – ставим ударение, подбираем родственные слова, чтобы выделить корень. Какие это слова? Ответы детей .

Л.: — Корень -с..сн-, ударение падает на А . Пропущенная в корне гласная безударная подчеркивается. Это орфограмма. Проверочное слово «со̀сны». В слове «со̀сны» буква О под ударением , значит, в слове «сосна̀» пишется О.

Л.: — Посмотрите, с помощью каких вопросов можно изменить слова, чтобы поставить гласную в слабой позиции под ударение.

ОДИН — МНОГО

С..сна-со̀сны в..сна-вё̀сны зв..зда-звё̀зды

ВЧЕРА — СЕГОДНЯ

Пр..сил-про̀сит ск..зал-ска̀жет д..рил-да̀рит

БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ

К..вер – ко̀врик п..ро -–пё̀рышко ст..кло-стё̀клышко

в..ренье- ва̀риться к..пель -–ка̀пает л..пучка-лѝпнет

Л. : — Молодцы, ребята! Мы справились и с этим заданием.

  1. Закрепление навыка орфографии письма.

Л. : Теперь нам нужно научиться грамотно писать. На экране следующее задание.

Л.: — Прочитайте текст. Можно ли смело, не сомневаясь, вставлять пропущенные буквы?

Д. : — Нет, потому что они находятся в слабой позиции.

Л.: Что нужно делать, чтобы не допустить ошибки в словах?

Д. : — Подобрать проверочные слова .

Л.: — Проверенные гласные вписываете в слова.

Работаем совместно с детьми устно.

Пришла д..лгожданная в..сна. В..да на р..ке стала сп..дать, а низкие м..ста еще залиты в..дой. По высоким б..регам с..нели льдины. В оврагах л..жал х..лодный снег. Ярко св..тило в..сеннее солнце. Его теплые лучи согр..вали землю. На проталинах проб..вались м..лодые з..леные л..сточки. Р..ка ож..ла. Серые чайки п..рили над в..дой. Они камнем бр..сались за добычей, хлопая по в..де крыльями. В их клювах бл..стели и рыбки.

Л. : — Ребята, давайте вместе разберёмся с первым предложением. В слове …

До̀лго, вё̀сны, во̀ды, рѐки, па̀дает, мѐсто, бѐрег, сѝний, лё̀г ,хо̀лод, свѐт, грѐет, пробѝться, мо̀лод, зѐлень, лѝст, рѐки, жѝть, па̀р, бро̀сь, блѐск.

Л.: Все молодцы! Ребята, а какое мы знаем стихотворение о безударных гласных?

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно Поставь под ударение

Л.:- Ребята, чтобы поупражняться и не допускать ошибки я приготовила для вас игру. Она нетрудная, но хочу вас предупредить, если вы неверно ответите на вопрос, то начнёте игру с самого начала. Желаю удачи!

Коллективная интерактивная игра.

— Рефлексия. Подведение итогов.

Л.: — Ребята, о чём мы сегодня говорили? Чему научились? Что понравилось на занятии? Какое задание показалось вам самым трудным?

Предлагаю детям наклеить наклейки в прописях, сладкие угощения.

Конспект логопедического занятия по теме: «Правописание безударных гласных в корне слов»

Конспект логопедического занятия «Проверка слов с безударной гласной в корне»3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне».

(3-ий логопедический класс)

Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, осмысленно подбирать проверочные слова к слову с безударным гласным; развитие фонематических представлений; обогащение лексического запаса; закрепление навыков правильного построения предложений, логически увязывая их с друг другом; развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование: конверты с карточками, таблица букв, опорные схемы для проверки безударных гласных, карточки с предложениями из опорных слов, карточки с листочками деревьев с написанными на них словами; мешок с различными предметами, в названии которых проверяемая безударная гласная в корне.

  • Организационный момент.

Упражнение «ЭХО» : ве-ве-вя, вье-вье-вья, въе-въе-въя и т.д.

Сообщение темы и целей занятия.

Л. Возьмите из конвертов, которые лежат на партах, карточки со словами. Сложите из слов фразу и определите тему сегодняшнего урока. Если задание выполните правильно, то на обратной стороне карточек сможете прочитать слово.

— сегодня на занятии будем учиться слышать и определять безударную гласную в корне слов и проверять ее, чтобы грамотно, без ошибок писать слова.

Л. Вспомним правило проверки слов с безударными гласными в корне.

Используя опорные схемы, дети рассказывают правило:

1. – изменить слово

2. – подобрать однокоренное слово

— так сколько существует способов проверки безударных гласных в корне слова?

Д. Два способа проверки.

Распознавание проверяемых безударных гласных в корне и их проверка.

1. На доске слова: ст-на, с-ва, з-ма, стр-ла, тр-ва.

Л. Пропущена гласная в корне. Как вы думаете, почему? Что надо сделать, чтобы проверить слово?

Д. Изменить слово так, чтобы этот звук четко слышался, т.е. чтобы на него падало ударение.

К доске выходит ученик , берет из кармашка букву –Ы и закрывает им окончание в слове букву –А. Дети читают слово стены, протягивая ударный звук. Логопед берет букву е и вставляет в слово.

Л. Каким способом проверили безударную гласную в корне?

Д. Меняем окончание так, чтобы этот звук четко слышался. Это первый способ.

Л. А что надо сделать, чтобы проверить это слово вторым способом?

Д. Подобрать однокоренное слово – стеночка, при помощи суффикса.

Дети записывают слова в тетрадь вместе с проверочными словами, выделяя морфемы.

« Найди проверочное слово». (см. приложение)

Л-нивый (линька, лень)

М-стерская (мост, мастер)

Уд-вительный ( дева, диво)

Л. Каким способом проверяли безударные гласные в корне?

Д. Вторым способом – подбирали однокоренные слова.

Л. Давайте прогуляемся по зимнему лесу.

Мы пришли в зимний лес. (шагают на месте)

Сколько здесь вокруг чудес? (разводят руками)

Справа березка в шубке стоит, (отводят правую руку в сторону)

Слева елка на нас глядит, (отводят левую руку в сторону)

Снежинки в небе кружатся (кружатся на месте)

И на землю тихо ложатся. ( приседают)

Л. Замерзли? Потрите щечки, ушки, носик, ручки. Сделайте глубокий вдох и выдох.

  • Тренировка в применение полученных знаний.
  • Составление предложения по опорам.

    На ———- р-сы. (см. приложение)

    Д. На траве блестели (сверкали, искрились, сияли, лежали) капельки росы.

    Л. Есть ли в предложении слова с проверяемой безударной гласной в корне?

    Дети называют слова, подбирают к ним проверочные, объясняют, каким способом проверяли.

    Предложение записывают в тетрадь с комментированием.

    Работа с деформированным текстом загадки.

    Л. А сейчас задание немного сложнее. На листочках деревьев (липы, клена, дуба, березы) записаны слова. Составьте из них предложения. У вас получится загадка. (см. приложение)

    Первая строчка: липовые листочки (Летом я летаю.)

    Вторая строчка: кленовые листочки (Мед собираю.)

    Третья строчка: дубовые листочки (Но когда меня подразнишь,)

    Четвертая строчка: березовые листочки:(Тогда я кусаю.)

    Отгадку дети записывают в тетрадь вместе с проверочным словом.

  • Пройти лабиринт, собирая буквы. Записать из этих букв слово вместе с проверочным словом. (см. приложение) укв слово вместе с проверочным словом.словом.ишь,)
  • а..
  • Игра «Угадай предмет»

    В мешочке лежат различные предметы: карандаш, линейка, медвежонок, слоненок, блокнот, часы и т.п. Ученик на ощупь угадывает предмет, затем достает его из мешочка и определяет, если в названии этого предмета проверяемая безударная гласная в корне, подбирает проверочное слово, определяет безударную гласную.

    Л. Чему вы учились сегодня на занятии? Какие задания вам понравились больше?
    Автор:Арифулина Татьяна Геннадьевна

    Оставьте свой комментарий

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: