Логопедическое занятие с детьми старшего возраста с ОНР по теме Домашние птицы

Логопедическое занятие с детьми старшего возраста с ОНР по теме «Домашние птицы»

Цель логопедического занятия: Продолжать учить детей составлять описательные рассказы, используя схему.

  • Закреплять названия домашних птиц и их детенышей.
  • Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
  • Развивать словесно-логическое мышление.
  • Продолжать развивать у детей умения:
  • Образовывать существительные множественного числа.
  • Образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • Учить внимательно слушать собеседника.
  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Демонстрационное: иллюстрации с домашними птицами, мяч.

Раздаточное: предметные разрезные картинки с домашними птицами.

Логопедическое занятие с детьми старшего возраста с ОНР по теме «Домашние птицы»

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы».

Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки — индюшонок,
А у утки есть утенок.
Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Сжимают и разжимают кулачки.

Стук в дверь. Входит курочка.

Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?

Логопед: Какая это птица?

Дети отвечают: домашняя.

Логопед: Почему? Каких домашних птиц вы знаете?

Логопед: Здравствуй курочка. Почему ты плачешь?

Курочка: Здравствуйте, ребята! Как же мне не плакать, снесла я яички, да не простые, а с сюрпризом. Хотела вам принести, угостить вас. Да пока гуляла с цыплятками, корзина с яичками пропала. Хитрая лиса из курятника корзину унесла. Одна за яичками идти боюсь, не справлюсь.

Логопед: А ты курочка знаешь дорогу до лисьего дома?

Курочка: Дорога длинная с препятствиями, а укажет нам ее волшебное яичко.

Логопед: Ну, что ребята поможем курочке. Показывай дорогу.

Логопед: Ребята, в какую сторону покатилось яичко?

Курочка: Вот и первое препятствие. Игра «Назови правильно».

Логопед: Ребята, назовите папу, маму и птенца, как они голос подают.

Дети рассматривают картинки с домашними птицами и называют их.

Логопед: Молодцы! С этим препятствием вы справились. Идем дальше. Курочка, показывай дорогу.

Логопед: А сейчас в какую сторону покатилось яичко?

Дети отвечают: покатилось в правую сторону.

Курочка: Это препятствие называется «Назови птиц ласково».

Игра «Один-много». Логопед кидает мяч, а ребенок называет птицу ласково.

Логопед: Умницы! Вы справились с препятствием. Надо идти дальше. Курочка, показывай нам дорогу.

Логопед: Посмотрите, перья лежат. Видно, уже совсем близко домик лисы. Устали? Давайте поиграем с перьями — «Сдуй перо с ладошки».

Дети с ладошки сдувают перышко.

Курочка: Вот и третье препятствие «Исправь ошибку»

Логопед неправильно называет птенца у птицы, а дети исправляют.

Логопед: Молодцы! Справились. Продолжим наш путь. Ребята, а в какую сторону пошла курочка?

Дети отвечают в левую сторону.

Курочка: Вот мы и пришли к домику лисы. Давайте постучим.

Дети здороваются с лисой.

Лиса: Знаю, знаю, зачем пожаловали.

Курочка: Лисонька, отдай мне пожалуйста корзиночку.

Лиса: Ну ладно. Выполните мое задание, тогда отдам.

Соберите волшебные картинки.

Лиса: Молодцы! Справились с моим заданием.

Дети собирают разрезные картинки с домашними птицами.

Логопед: Лисонька, наши дети составляют описательные рассказы о домашних птицах.

Лиса: С удовольствием послушаю.

Дети составляют рассказы в парах. Договариваются, кто начинает, а кто продолжает рассказ.

Лиса: Спасибо ребята. Интересные рассказы. Курочка, отдам я тебе корзиночку.

Курочка: Спасибо лиса.

Лиса: Ну, а мне пора домой. Дел много. До свидания!

Логопед: И нам пора в детский сад.

Курочка: А я вам помогу быстро дойти по короткой дороге.

Дети возвращаются в детский сад.

Курочка. Спасибо ребятушки. Угощайтесь яичками с сюрпризом. А я побежала домой к моим цыпляткам.

Малых Наталья Юрьевна,
учитель-логопед,
НДОУ «Детский сад № 136″ ОАО «РЖД»,
г.Пермь

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР “Домашние птицы и их птенцы”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тема: “Домашние птицы и их птенцы”

Скачать:

Вложение Размер
ptitsy.docx 19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

с общим недоразвитием речи по теме:

«Домашние птицы и их птенцы »

Составила учитель-логопед: Денисова Оксана Владимировна

Тема занятия: «Домашние птицы и их птенцы»

Цель занятия: Расширить и закрепить знания о домашних птицах и их птенцах.

-Закрепить в речи обобщающее понятие « домашние птицы; птенцы» .

– Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме

-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными; подбор слов – действий).

– Развивать диалогическую речь.

– Конструктивный праксис, артикуляционную, тонкую и общую моторики.

– Зрительное внимание и восприятие.

– Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.

– Воспитание нравственно-эстетических чувств по отношению к живой природе.

– картинка с изображением Незнайки

– картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов

– карточки с цифрами от 1 до 5

– листочки в клетку

– трафареты с изображением птиц

– наклейки с изображением птиц

Методы и приёмы:

– Словесные: беседа, вопросы, объяснения, инструкции, поощрение.

– Наглядные: картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов, карточки с числами, трафареты с изображениями домашних птиц

– Практические: дидактические игры, игры на развитие крупной и мелкой моторики.

  1. Организационный момент

Логопед: Кто помнит, какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Какое время года, какой месяц?

Логопед: Ребята, к нам в гости опять пришёл Незнайка. Послушайте, что он вам расскажет:

Зовут меня Незнайка, я в садик не хожу,

Загадки отгадайте, и я вас награжу!

  1. Основная часть
  • Активизация и расширение словаря . Отгадывание загадок
  • Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)
  • Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
  • Пестрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку – спотыкалочку. ( Утка )
  • Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)
  • Звонко время отмечает, утром солнышко встречает.
    Вот последний луч потух. Спать пора поет … ( Петух ).

Выставляются картинки — гусь, курица, петух, индюк, утка.

Логопед: Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это? (Это птицы.) Почему вы решили, что это птицы?

Дети: Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 лапки.

Логопед: Где живут эти птицы, где берут корм? (Ответы детей) Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними, строит им домики.

Какую пользу приносят эти птицы человеку? Значит, это какие птицы? Каких же домашних птиц мы здесь встретили?

  • Дидактическая игра “Посмотри и назови”.

Логопед: Давайте вспомним, из чего состоит тело петуха. (голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка) Описываем всех птиц по картинкам.

Внимание на водоплавающих птиц (между пальцами на лапках – перепонки)

  • Дидактическая игра “У кого кто в семье?”.

Логопед: У каждой птицы есть своя семья. Внимательно посмотрите и назовите, какие птичьи семьи вы здесь видите. ( Дети называют утиную, гусиную, петушиную, индюшиную семьи. Выставляем картинки птенцов.)

петух – курица – цыплёнок. гусь – гусыня – гусенок; утка – селезень – утёнок; индюк – индюшка – индюшонок;

  • Дидактическая игра “Кто как разговаривает?”.

Логопед: Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

петух – кукарекает курица – кудахчет, квохчет, цыпленок – пищит,
утка – крякает гусь – шипит, гогочет индюк – болбочет

  • Пальчиковая гимнастика “Утята”. (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов “пи-пи-пи” ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый, позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал.
А девятый всех догнал, а десятый испугался.
Громко-громко запищал:– Пи-пи-пи! – Не пищи, поищи!

  • Дидактическая игра “Считай – ка”:

Логопед: А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. ( на фланелеграф ставлю карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указываю последовательность и очередность счета)

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один гусь – одна утка – одна курочка – один индюк –
одна гусыня – один селезень – один петух – одна индюшка –

один гусёнок – один утёнок – один цыплёнок – один индюшонок –

Логопед: Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь…

  • Игровое упражнение «Подбери слова-действия»

Логопед: Что умеют делать курица, утка, гусь, петух?

Дети: Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, пить….

Дети: Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, пить…..

Дети: Гусь умеет гоготать, плавать, ходить, пить, летать…..

Дети: Петух умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, драться…..

  • Обводка и штриховка птиц. ( Работа на листочках)

Логопед: Дети, чтобы Незнайка не забыл, и рассказал Малышкам из Солнечного города, что он узнал о домашних птицах, мы подарим ему наши рисунки. Берём в руки карандаш и катаем его между ладошками, пока они не станут горячими. Подули – остудили. Теперь возьмите трафареты. Ваша задача: обвести и заштриховать полученный силуэт.

Дети обводят по трафаретам фигурки домашних птиц и заштриховывают.

3. Заключительная часть. (Оценка работы детей)

Логопед: О ком сегодня говорили на занятии? Как их всех можно назвать одним словом? Какую пользу приносят домашние птицы? Ребята, Незнайка узнал много нового у нас на занятии, но ему пора прощаться. Незнайке очень понравилось, как вы работали, и он хочет вам подарить наклейки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи “Путешествие в страну правильной речи”. Учитель-логопед МДОУ д/с “Росинка” г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы

Данный конспект составлен для работы с детьми старшего возраста в условиях логопедического пункта.

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей старшей группы Тема: «Встреча с Лунтиком на Земле»

Конспект интегрированного логопедического занятиядля детей старшей группы Тема: «Встреча с Лунтиком на Земле».

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом СПб ГБУЗ “Городская поликлиника № 122” Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях.

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: «Как дети Снеговику помогали!»

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: “Как дети Снеговику помогали!&quot.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития.Тема: Постановка звука [З].Лексическая тема.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР, 3 уровень речевого развития

Тема: Автоматизация звука [Л] в словахЛогопедическая тема: «ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА КОЛОБКА»Цель: Автоматизация звука «Л» в словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:Обучение в.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Домашние птицы»

Хомякова Наталья Ивановна
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Домашние птицы»

Цель: расширять и активизировать словарь и знания детей по данной теме

Задачи: – закреплять названия домашних птиц и их детёнышей;

– образовывать множественное число существительных

в именительном и родительном падежах;

– подбирать глаголы к существительным;

– работать с антонимами;

– согласовывать числительные с существительными;

– уметь отвечать на вопросы полным предложением;

– развивать логическое мышление;

– развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование: демонстрационные картинки домашних птиц и их

детёнышей, раздаточные картинки детёнышей домашних

птиц для обводки, фломастеры, картинки домашних птиц

Ход занятия.

– Ребята, угадаете ли вы, о ком эти строчки?

Кудах-тах-тах – снеслась в кустах. (Курица.)

Ку-ка-ре-ку – кур стерегу! (Петух.)

Пи-пи-пи – воды попить. (Цыплята.)

Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка.)

Дети отгадывают загадки и по мере их отгадывания на доске появляются

– Догадались, о ком мы сегодня продолжим разговор?

– О домашних птицах.

– Каких домашних птиц вы знаете? (Дети отвечают.)

– Почему они птицы? (Тело покрыто перьями, есть две лапы, два крыла,

клюв.) А почему они домашние? (Живут возле дома, на птичьем дворе и

ухаживает за ними хозяйка (человек). Как? (Кормит их и поит.) За что?

(Они приносят пользу: яйцо, мясо, пух, перо.)

3. Образование множественного числа существительных в именительном

и родительном падежах.

На птичьем дворе у хозяйки много домашних птиц. Давайте отправимся на

птичий двор и поиграем в игру «Один – несколько – много».

Вот папы вышли во двор:

петух – петухи – много петухов

гусь – гуси – много гусей

селезень – селезни – много селезней

индюк – индюки – много индюков.

А за ними мамы вышли во двор:

курица – курицы – много куриц

гусыня – гусыни – много гусынь

утка – утки – много уток

индейка – индейки – много индеек.

И последними во двор вышли детёныши:

цыплёнок – цыплята – много цыплят

гусёнок – гусята – много гусят

утёнок – утята – много утят

индюшонок – индюшата – много индюшат.

4. Подбор глаголов к существительным.

Пока птицы бегают во дворе, ищут зёрнышки и червячков, подумаем, что

умеют делать птицы.

Курица: кудахтать, клевать, бегать, ходить, клевать, пить, защищать,

Утка: плавать, ходить, бегать, пить, крякать, искать, переваливаться…

Гусь: гоготать, щипать, бегать, плавать, летать, пить…

Петух: кукарекать, летать, клевать, бегать, ходить, драться…

Наши уточки с утра Идут вперевалочку.

Наши гуси у пруда Идут, вытягивают шею вперёд,

Га-га-га! Га-га-га! ставят руки назад, как крылья.

Наши курочки в окно Бьют руками по бокам невысоко.

А как Петя-петушок Поднимаются на цыпочках,

Рано – рано поутру бьют по бокам руками,

Нам поёт: «Ку-ка-ре-ку!» как крыльями.

6. Развитие мелкой моторики.

Бегали детёныши во дворе и спрятались от своих родителей, не видать их.

Помогите родителям отыскать своих деток – обведите их силуэты по

контуру, чтоб было понятно, чьи это детёныши.

После выполнения задания спрашиваю у ребёнка:

– Я нашёл утёнка… Я нашёл гусёнка… и т. д.

7. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

– Дети, у утки – гусята? У курицы – утята?

У индейки – цыплята? У гусыни – индюшата?

Дети отвечают правильно и показывают обведённых детёнышей их маме.

8. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы».

Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем

У гусыни есть гусёнок. поочерёдно касаются

У индейки – индюшонок. остальных,

А у утки есть утёнок. начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши, Сжимают и разжимают

Все красивы, хороши! кулачки.

Нашли своих детёнышей мамы. А сейчас назовите, кто папа

у утят – селезень, у гусят – гусь, у индюшат – индюк, у цыплят – петух.

9. Игра «Всё наоборот». Работа с антонимами.

Утка большая, а утёнок – …маленький.

Цыплёнок молодой, а петух – …старый.

У гуся шея длинная, а у курицы – …короткая.

У курицы лапы без перепонок, а у утки – …с перепонками.

10. Согласование числительных с существительными.

Много на птичьем дворе бегает птиц. Давайте их сосчитаем. (Один петух.

Пять куриц. Восемь цыплят. Шесть уток. Два индюка. Три гусыни. И т. д.)

11. Итог занятия.

Где мы сегодня были? (На птичьем дворе.)

Кто там живёт? (Гуси, утки)

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Слова-признаки» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Богачева В. Г., учитель-логопед.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Цель: Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: • Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

«Свойства воды». Лексико-грамматическое занятие в средней группе для детей с ОНР Конспект лексико -грамматического занятия средняя группа для детей с ОНР Коррекционно – образовательные цели: Уточнить и расширить представления.

Логопедическое лексико-грамматическое фронтальное занятие для детей старшей группы «Профессии» Цель: повторение материала по лексической теме «Профессии». Задачи: Речевые • Закрепление знаний о разнообразии профессий людей; • Уточнение,.

Модель интегрированного НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Правила дорожного движения» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район «Детский сад №5» Модель интегрированного.

Перспективный план для старшей группы компенсирующей направленности «Игры на развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР» Перспективный план для старшей группы компенсирующей направленности (игры на развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР и их социализацию).

Планирование недели «Домашние птицы» в средней группе компенсирующей направленности ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа: средняя компенсирующей направленности Тема недели: «Домашние птицы». Задачи. Закреплять.

Проект «Домашние животные и их детеныши» в старшей группе компенсирующей направленности Проект “Домашние животные и их детеныши” в старшей группе компенсирующей направленности “Цветики” №9 1. Проект на.

Конспект ООД по ФЭМП «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «МАДОУ комбинированного вида Детский сад №8 Динского района» Образовательная область: познавательное развитие. Конспект Организованной.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Содержимое публикации

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи, продолжать развивать у детей умения: образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа; закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие цветовосприятие, воображение, фантазию, интерес к рисованию в технике пуантилизма.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам, учить внимательно слушать собеседника, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: телевизор, иллюстрации с изображением домашних птиц, изображение картинки птичницы, картинка «птичий двор», маски-шапочки с изображением дом птиц, мяч, запись голосов домашних птиц, контурное изображение петуха, гуашь, ватные палочки, аудиозапись детской песенки «Танец маленьких утят».

Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски», разучивание стихотворения «Петушок».

Ход занятия:

Организационный момент.

1 -Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Кате, от Кати к Алеше, от Алёши к Тихону и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

2.Сообщение темы занятия.

(на экране телевизора картинка «Птичий двор».)

-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор.

Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:

– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

– Как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (показ. картинку птичницы). Что делает птичница? ( дает птицам корм, воду)

– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

Лексико-грамматические игры и упражнения

1.Игра «Волшебные превращения»

– Я предлагаю вам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором.( Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.)

1.Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

2. Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

3. Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

4. Ходит на рыбалку неспеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

5. Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

2. Узнай птиц по голосу

(Дети прослушивают аудиозаписи с голосами домашних птиц.) Отвечают на вопросы логопеда:

– Чей голос вы слышите? (Я слышу голос петуха, гуся, курицы, индюка, утки, цыплят.)

3. Кто как голос подает

Дети становятся в круг (петушок, гусь, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:

– Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)

– Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)

– Что петух делает? (Петух кукарекает.)

(Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет, шипит.)

4. Упражнение «Весёлая семейка»: Назовите папу, маму и птенца каждой птицы. (выставляется картинка с семьями)

Петух, курица, цыпленок.

Гусь, гусыня, гусенок.

Селезень, утка, утенок.

Индюк, индейка, индюшонок.

5. Дидактическая игра “Один – много”. – Давайте поиграем в игру «Один – много». Мы волшебники немного, был один, а станет много.

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
6. Игровое упражнение «Назови ласково»

Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)

Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок – …, птенец-птенчик, крыло – …, клюв -…, перо -…, лапа -…, хвост – … .

7. Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), за.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Лексическая тема: «Домашние птицы»

Цель: совершенствование грамматического строя речи

Задачи:

  • Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
  • Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
  • Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
  • Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные (д/игра «Чья, чей, чье?»);
  • Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково»);
  • Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- (д/игра «Хвастуны»);
  • Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?»).
  • Развитие логического мышления (отгадывание загадок);
  • Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?»);
  • Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку»)
  • Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много»)
  • Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  • Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
  • Контроль над правильным звукопроизношением.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия). – Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением. (логопед читает загадки и выставляет картинки с изображением домашних птиц)

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» — поет … (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

— Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

Либо белый, либо сизый,

Либо пёстрый, в детстве – лысый,

Любит сесть он где повыше

Например, под самой крышей.

Там сидит, воркует он –

Быстрокрылый почтальон. (Голубь)

— Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Верно! Тема нашего занятия сегодня — домашние птицы.

  1. Беседа по вопросам на изученную тему.

А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!

— А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)

— Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)

— Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)

— Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!

  1. Игра «Кто как разговаривает?»— Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух — кукарекает.

гусь – шипит, гогочет

— Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!

  1. Игра «У кого кто в семье?»– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

голубь – голубка — голубята

  1. Пальчиковая гимнастика «Утята».– А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику)

Раз, два — шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы на правой руке,

Три, четыре — за водой. начиная с большого, а со слов

А за ними плёлся пятый

Позади бежал шестой. Загибать пальцы на левой руке, начиная с большого.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался.

Громко- громко запищал: Сжимать и разжимать кулаки.

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

  1. Игра «Расхвали»

— Ребята, домашние птицы очень любят когда их расхваливают, давайте сделаем им приятно и похвалим.

Петух, какой? – красивый, важный, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой, громкоголосый.

Курица, какая? – толстая, пёстрая, неуклюжая, глупая, пестрокрылая,

Индюк, какой? – большой, большехвостый, разноцветный, толстый

Селезень, какой? – красивый, разноцветный, ширококлювый,

Утка, какая? – заботливая, медлительная, ширококлювая, красноклювая,

гусь, какой? – большой, толстый, задиристый, важный, белоголовый, длинношеий,

  1. Игра «Чья, чей, чье?».

— ребята, подскажите чей хвост у петуха?. –петушиный хвост. (Логопед показывает картинку)

Перо, курицы (гуся, утки, петуха, индюка, ) (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…

Хвост, (курицы, гуся, утки) (чей?) – куриный, гусиный….

Глаза, курицы (утки, индюка) (чьи?) – утиные, индюшачьи…

Клюв утки (курицы, индюшки, гуся, петуха) (чей?) – утиный, куриный, индюшачий, гусиный, петушиный

Крыло утки (индюшки, петуха) (чьё?) – утиное, индюшачье, петушиное.

Нога гуся (петуха, цыплёнка, индюшонка) (чья?) – гусиная, петушиная, цыплячья, индюшачья.

  1. Игра с мячом «Один-много», — А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки – много уток (логопед дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая)

курица – курицы, — много куриц,
петух – петухи – много петухов,
гусь – гуси – много гусей,

утка – утки – много уток,

индюк – индюки – много индюков,

селезень – селезни – много селезней,

голубю – голуби – много голубей,

индюшка – индюшки – много индюшек,

гусыня – гусыни – много гусынь,

голубка – голубки – много голубок,
гусенок – гусята – много гусят,
утенок – утята – много утят,
индюшонок – индюшата – много индюшат,

цыпленок – цыплята – много цыплят,

голубёнок – голубята – много голубят

— Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

  1. Игра «Хвастуны». – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)Образец:Петух говорит у меня не голос, а голосище,

Индюк – у меня не хвост, а хвостище,
Утка – у меня не лапы, а лапищи,
Гусь – у меня не шея, а шеища,
Курица – у меня не крыло, а крылище,
Селезень – у меня не клюв, а клювище,

Гусыня – у меня не перо, а перище.

у голубя – не глаза, а глазищи,

  1. Игра «Кого не стало?» — А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)
  1. Игра с мячом «Назови ласково». – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.Например,Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее логопед задает про каждую домашнюю птицу отдельно)

петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,

голубь – голубок,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

  1. Игра «Родственные слова»

Крыло, крылышко, крылья, крылатый, окрылённый, подкрылок;

Перо, пёрышко, перья, перьевой, перьями;

Хвост, хвостик, хвосты, хвостище, хвостатый, бесхвостый;

Петух — петь, пение, петушиный, петушок, петушиться,

Итог. – Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы логопеда).

Сладкова Екатерина Александровна
учитель-логопед, МБ ДОУ «Детский сад №227»
г. Новокузнецк, Кемеровская область

Обобщающее занятие в подготовительной логопедической группе по развитию речи на тему “Домашние птицы”

1. Продолжать развивать подвижность щек, губ, языка.
2. Закрепить работу по развитию речевого дыхания.
3. Продолжать работу над формированием правильной голосоподачи и плавности речи.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
5. Закрепить словарь по теме.
6. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
7. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
8. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
9. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
10. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
11. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
12. Продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов.
13. Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками.
14. Продолжать совершенствовать умение детей образовывать существительные с размерно-оценочными суффиксами.
15. Повторить счет до 10.
16. Развивать память, внимание, мышление, речь.
17. Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Оборудование.

1. Маленькие зеркала на подставке для каждого ребенка.
2. Фланелеграф.
3. Кукла в платочке и с ведерком.
4. Мячик.
5. Птичий двор из игрушек.
6. Картинки и иллюстрации по теме.
7. Цифры на карточках.
8. Указка.

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, голубь, голуби, голубочек, голубка, голубки, голубок, голубята, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, голубятня, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, птицеферма, птичница, птичник, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, воркует, кормит, покормит, накормит, перекормит, закроет, откроет, прикроет, накроет, строит, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.

I. Организационный момент.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.

– А теперь – в гости на птичий двор!

II. Артикуляционная гимнастика для выработки правильного звука [ р ].

– Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?

– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру “Чьи зубы чище? “: рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка “почистим” верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение вместе с логопедом каждый перед своим зеркалом).

– А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.

III. Работа над речевым дыханием.

– А я про Варю знаю стишок:

“Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары”.

– Давайте и вы его расскажите (дети рассказывают хором). Этот стишок можно рассказывать очень тихо (дети рассказывают хором тихо); можно рассказывать грустно (дети рассказывают грустно фронтально).

IV. Закрепление пройденного.

1. Беседа по вопросам на изученную тему.

– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)

– А что еще называют их домом? (Птицеферму)

– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

– Еще кто-то может? (Птичник)

– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

– Из чего пьют? (Из поилки)

– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

2. Дидактическая игра “Посмотри и назови”.

– Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Логопед показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)

– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Логопед показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

3. Дидактическая игра “Кто как разговаривает?”.

– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.

4. Дидактическая игра “У кого кто в семье?”.

– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок. Где они живут? (В голубятне)

Пальчиковая гимнастика “Утята”. (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов “пи-пи-пи” ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

5. Дидактическая игра “Один – много”. (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)

– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.

6. Дидактическая игра “Что сначала, что потом?”.

– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур. (Логопед предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)

Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.

– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)

– А дальше? (Высиживает птенцов)

– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)

– А затем? (Выкармливает птенцов)

7. Дидактическая игра с мячом “Подбери признак”.

– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.

петух (какой?) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (какая?) – красноклювая,
голубка – маленькая, быстрая,
утята (какие?) – шустрые,
голуби – сизые.

8. Дидактическая игра “У кого что?”.

– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)

у петуха (что есть?) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.

9. Дидактическая игра с мячом “Назови ласково”.

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

10. Дидактическая игра “Считайка”:

– А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. (Логопед на фланелеграф ставит карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указывает последовательность и очередность счета)

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –

– Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,

первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –

V. Физминутка.

Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за логопедом)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: “Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)

Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)

И цыпляток догоняет.”

VII. Закрепление пройденного (продолжение).

11. Дидактическая игра “Чья, чей, чье?”.

– Ой, ребята, чей это хвост? – петушиный. (Логопед показывает картинку)

чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чье воркование? – голубиное,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья.

12. Дидактическая игра”Помощники”:

– Ребята, а как мы можем помочь птичнице Варе кормить птиц? Давайте вспомним все действия со словом “кормить”:

Образец: покормить, накормить, перекормить.

– А со словом “закроет”?

Образец: откроет, прикроет, накроет.

13. Дидактическая игра “Потерялись слова”.

– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Логопед указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле)
Показал индюк индюшке
Много зернышек … (В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух … (С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка … (ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть … (ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница … (ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо … (ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд … (ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет … (МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух … (ИЗ-ЗА угла)

14. Дидактическая игра “Хвастуны”.

– Ой, ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)

Образец: у петуха (что?) – не голос, а голосище,

у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,
у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, логопед убирает картинки с фланелеграфа, убирает игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.

Литература:

1. Лопухина И.С.“Логопедия. Речь, ритм, движение.”–СПб.:КОРОНА принт, 2004.

2. Петрова Т.И., Петрова Е.С.“Игры и занятия по развитию речи дошкольников”– М.:Школьная Пресса, 2004.

Занятие «Домашние птицы»

ТЕМА « ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом

развивать общую и мелкую моторику рук, артикуляционную моторику, дыхание, глазодвигательную функцию и пространственное восприятие

уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние птицы»

совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами –онок-; образование притяжательных прилагательных)

закреплять навык деления слов на слоги

развивать логическое внимание, память, мышление

формировать навык сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности

воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам

Оборудование:

сюжетная картинка «Птичий двор и птичница»»; предметные картинки домашних птиц, птенцов; перышки, 3 кораблика, веревка, маска кошки, карточки с изображением домашних птиц и их птенцов, простые карандаши.

Раздаточный материал:

карточки с изображением домашних птиц и их птенцов

Предварительная работа

беседа, рассматривание картин по теме: «Домашние птицы». Чтение художественной литературы К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Гуси», «Уточки», «Курица и утята», Б. Житков « Храбрый утенок», В Сутеев «Цыпленок и утенок», В Осеева «Добрая хозяюшка», Г. Х. Андерсон «Гадкий утенок». Загадки, стихи, потешки, разучивание считалочки.

Ход занятия

I Организационный момент

Дети заходят в группу, приветствуют гостей, становятся полукругом.

Логопед: Собрались все дети в круг

Я -твой друг, и ты мой –друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

II. Введение в новую тему

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие мы отправимся в гости, а вот куда вы узнаете, отгадав загадки:

Всех я вовремя бужу, Красные лапки, щиплет за пятки,

Хоть часов не завожу Беги без оглядки

Съем червя, попью водички, Распускает хвост павлином,

Хлебных крошек поищу, Ходит важным господином

А потом снесу яичко, По земле ногами -стук

Ребятишек угощу Как зовут его…

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведёт.

На доске вывешиваются картинка с «Птичий двор и птичница»

Воспитатель:

– Ребята, вы догадались, куда мы с вами отправимся? (о.д.)

– Правильно! Мы отправимся на птичий двор к домашним птицам.

– Кто живет на птичьем дворе? (о.д.)

– Почему их называют домашние птицы? (о.д.)

Как человек заботится о домашних птицах? (о.д.)

-Чем кормят домашних птиц? (о.д.)

– Какую пользу приносят домашние птицы? (о.д.)

– Какие части тела есть у всех птиц? (о.д.)

– Чем покрыто тело птиц? (о.д.)

– Какие домашние птицы умеют плавать? (о.д.)

– Как называется домик у птиц на птицефабрике? (о.д.)

– Кто ухаживает за птицами на ферме? (птичница)

– Ребята, птица была приручена человеком много лет назад, было это очень давно. Из большого разнообразия птиц одомашнить или приручить удалось только несколько видов это куры, утки, гуси, индюки, именно о них мы сегодня и поговорим.

– Ребята, птицы как и люди живут семьями.

– Давайте с вами назовем семью птиц ( по картинкам)

Петух, курица, цыпленок – это куриная семья;

Селезень, утка, утенок – это утиная семья;

Гусь, гусыня, гусенок – это гусиная семья;

Индюк, индюшка, индюшонок – это индюшачья семья

ИГРА «Кто о ком заботится?»

Курица и петух заботятся о цыпленке (о цыплятах)

Селезень и утка заботятся о утенке (о утятах)

Гусыня и гусь заботятся о гусенке (гусятах)

Индюшка и индюк заботятся об индюшонке (индюшатах)

III.Артикуляционная гимнастика (проводится стоя)

– Ребята, я хочу рассказать вам историю про домашних птиц, а вы слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

– Произошла эта история на птичьем дворе. Птичий двор был обнесен забором (упр. «Заборчик»). Каждое утро домашние птицы выходили во двор гулять. Первым выходил петух, он просыпался очень рано и всех будил (упр. «Дудочка»). Затем выходили утки, они шли к пруду неторопливым шагом (упр. «Качели»). После выходили гуси, они тоже направлялись к водоему гордо вытянув шею вперед (упр. «Иголочка»). В пруду утки, и гуси плавали от берега к берегу (упр. «Часики»). Позже всех выходил индюк

Он считал себя самым важным, любил поспорить и иногда ругался (упр. «Индюк»).

Птенцы очень любили гулять во дворе, любимыми их играми были футбол (упр. «Футбол»), катание с горки (упр. «Катушка»), царь горы (упр. «Грибок»), иногда они ссорились и дрались (упр. «Накажем язычок»), но потом обязательно мирились (упр. «Улыбка»).

– Однажды птенцы играли в прятки и так заигрались, что забыли про своих родителей, про то, что им не разрешали далеко уходить со двора. Когда вечером родители вышли во -двор, то там никого не было, они очень забеспокоились и начали искать своих птенцов.

ИГРА «Кто как кричит?»

-Как петух, кричит? Значит, что он делает? (кукарекает).

-Как курица голос подает? Значит, что она делает? (квохчет, кудахчет)

-Как утка голос подает? Значит, что она делает? (крякает)

-Как индюк кричит? Значит, что он делает? (болбочет)

-Как гусь кричит? Значит, что он делает? (гогочет)

– Как кричит цыпленок? Значит, что он делает? (пищит)

IV. Развитие мелкой моторики рук. (сидя за столами)

Воспитатель:

– Ребята, а давайте поможем найти птице своего птенца, у вас на столе лежат листочки, соедините курицу с цыпленком, утку с утенком, гусыню с гусенком, индюшку с индюшонком.

Пальчиковая гимнастика «Чехарда»

У кошки было пять котят

показать пять пальцев на правой руке

А у гусыни пять гусят

показать пять пальцев на левой руке

Дети резвые в саду

Сыграть решили в чехарду

кистями рук перепрыгивать одна через другую несколько раз (на столе)

У гусят-то- крылышки,

кисти рук скрестить

У котяток – лапки

На крылышках-то перышки,

пошевелить пальцами обеих рук

На лапочках – царапки

огладить каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой

Больно ранят спинки

оскрести по столу

V. Образование притяжательных прилагательных

– Ребята, когда птенцы во дворе играли, они что-то потеряли.

– Посмотрите, что это? (о.д.)

Правильно, это птичье перо.

ИГРА «Кому принадлежит перо?»

– Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)

– Если это перо потеряла курица, ? (куриное)

– Если это перо потерял гусь? (гусиное)

– Если это перо потеряла утка? (утиное)

– Если это перо потеряла индюшка? (индюшачье)

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»

Логопед раздает всем детям по одному перу

– Ребята, давайте подуем на перышко, что бы оно полетело как можно дальше.

– Мы подуем на перышки правильно, вдохнем воздух через нос, не поднимая плеч и не надувая щек, а выдохнем через ротик, выдыхаемая воздушная струя плавная , спокойная.

(После упражнения перышки убираются)

VI. ИГРА «Цыплята и кошка»

Выкладывается из веревки круг. Один из детей – кошка, она находится в центре круга. Остальные – цыплята. Цыплята прыгают в круг и из круга, а кошка неожиданно подкрадывается к ним и старается поймать (запятнать) тех, кто не успел выпрыгнуть за его пределы. Пойманных кошка уводит на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 цыплят, игра останавливается и выбирается другой водящий, а пойманные вновь вступают в игру.

Воспитатель:

– Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Цыплята и кошка»

– Кто напомнит мне правило игры?

– Выберем ведущего, кто знает считалочку?

После игры дети садятся полукругом.

– Ребята, наши домашние птицы собрались в плавание на корабле. Они не могут занять правильно свои места, поможем им?

Надо посадить на корабль с одной трубой тех птиц, в названии которых один слог; на корабль с двумя трубами – в названии которых два слога; на корабль с тремя трубами – в названии которых три слога.

– На какой корабль мы посадим петуха? (о.д.)

– Почему мы посадим петуха на корабль с двумя трубами? (о.д.) и т.д.

Гимнастика для глаз

Воспитатель:

– Поплавали птицы и вернулись на свой птичий двор, а тут уже и вечер наступил, пора спать.

Солнышко с тучками в прятки играло

закрыть, открыть глаза

Солнышко тучки -летучки считало:

Серые тучки, черные тучки

глазки вправо, глазки влево

Легких -две штучки

Тяжелых – три штучки

Тучки попрощались, тучек не стало

закрыть глаза ладонями

ИГРА «Четвертый лишний»

Воспитатель:

Но вечером на птичьем дворе оказались не только домашние птицы, отгадайте кто лишний?

Курица, утка, гусыня, ворона

Грач, индюк, селезень, петух

Индюшонок, крольчонок, цыпленок, утенок

Петух, синица, утка, индюк

VII. Итог.

– О ком мы сегодня говорили?

– Почему этих птиц называют домашними?

– Как человек заботится о домашних птицах?

– Что интересного мы сегодня делали, и что вам больше всего запомнилось, и понравилось?

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет; Москва, «ТЦ Сфера», 2004.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.

Н. В. Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб: «Детство-Пресс»,2008.

Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет». Москва «Владос» 2002.

Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы». Москва «Айрис -Дидактика» 2008.

Читайте также:
Учебно-методический план работы по преодолению нарушений письма, обусловленных ОНР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: