Логопедическое занятие по закреплению артикуляции звука (ц) для детей с ОНР 3 ур.

Логопедическое занятие по закреплению артикуляции звука [ц] для детей с ОНР 3-го уровня речевого развития; со стертой формой дизартрии (возраст 5-6 лет)

Логопедическое занятие по закреплению артикуляции звука [ц] для детей с ОНР 3-го уровня речевого развития; со стертой формой дизартрии (возраст 5-6 лет).

  • логопедическая: звук [ц],
  • грамматическая: составление предложений с предлогами: в, с, на, у, из,
  • лексическая: зимние забавы детей.

– закрепить знания детей о правильной артикуляции [ц]
– учить детей выделять [ц] из фразовой речи;
– учить детей находить место звука в слове;
– развивать фонематический слух;
– работать над развитием грамматически правильной речи;
– учить детей составлять логически правильные, последовательные, распространенные предложения с предлогами: в, на, с, у, из, за;
– учить детей практическому употреблению предлогов в речи;
образовательные:
– закрепить лексику по теме «Зима»;
– учить детей составлять предложения по теме «Зима», «Зимние забавы детей».

– воспитывать усидчивость, дисциплинированность, выдержку;
– развивать работоспособность.

1. Вырезанные фигурки курицы и цыплят.
2. Полоски и фишки.
3. Предметная картинка «белочка».
4. Сюжетная картинка по теме «Зимние забавы детей».
5. Предметные картинки, в названии которых есть [ц]: по 1 –для каждого.

1. Организационный момент — 0.5 мин
2. Голосовые упражнения — 2 мин
3. Закрепление знаний по артикуляции [ц] — 4 мин.
4. Автоматизация [ц] в предложениях — 3 мин.
5. Развитие фонематического восприятия — 3 мин.
6. Развитие фонематического анализа — 3 мин.
7. Развитие фонематических представлений — 3 мин.
8. Физкультминутка — 4 мин.
9. Составление предложений с предлогами: в, на, с, у, за — 8 мин.
10. Подведение итогов занятия – 1 мин.
11. Оценка деятельности детей — 1 мин.
12. Организация конца занятия — 0,5 мин.

Ход занятия:

Деятельность логопеда Деятельность детей
1 Организационный момент.

Слушайте внимательно, какую я вам сейчас песенку спою: А — О – У – И

Как я спела звуки?

Давайте вместе споём песенку: А — О – У – И (3-4 раза)

А какие песенки вы ещё знаете?

Спойте песенку водички!

Какую песенку ещё знаете?

С участием голоса

а) Ребята, а какой зверёк к нам приходил на прошлом занятии?

И сегодня белочка услышала ваши песенки и прибежала. Вот она! (выставляется картинка). Белочка посмотрела на вас. Вы ей очень понравились, и она запела свою песенку: [ц – ц – ц – ц].

А теперь давайте все вместе споём белочкину песенку. А белочка будет слушать, кто лучше всего её песню поёт.

Все ребята хотят понравится белочке: губки у всех улыбаются, язычок упёрся в нижние зубки, выгнул спинку, как сердитая кошечка. Спинку прислонил к верхним зубкам и запел белочкину весёлую песенку: [ц-ц-ц-ц-]

А белочка сидит и слушает! Спой, пожалуйста, Витя! А теперь белочка послушает, как поёт Наташа, Витя!

б) А теперь расскажите артикуляцию [ц]: где губки у нас при произношении [ц]?

Дети хором произносят: [ц-ц-ц-ц)

А кто это ещё скребётся? Это курица. (выставляется). Прибежала курица, плачет, потеряла она своих цыплят. Давайте поможем курице: все вместе позовём цыплят:

цып-цып-цып — цыплятки!
цып-цып-цып — хохлатки!
Где же вы?
Услыхали цыплятки, прибежали.

а) Я буду говорить вам слова, а вы если услышали в слове [ц] – хлопайте в ладоши, а если не услышали, то хлопать не надо: цвето к, картина, цапля, овцы , ко, цирк , ком, курица , ракета, коробка, лапа, ножницы , папа, цыплёнок , Лара.

б) А сейчас найдите в предложении слова со звуком [ц] и если услышите, хлопните в ладоши:

Бедным курицам не спится, если им лисица снится

Курица волнуется, не пугайте курицу !

А теперь мы поиграем и посоревнуемся.

Первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда

Задание: какая команда больше придумает слов со [ц]?

Отгадайте загадку, ребята: «быстрый маленький зверёк по деревьям скок-поскок». Кто это?

Сейчас мы тоже превратимся в белочек. Встаньте в кружок, белочки!

Мы пушистые бельчата:
Цок – цок- цок! (топают ногами)
Цок – цок- цок!
Мы красивые бельчата:
Цок — цок – цок!
Цок — цок – цок!
Очень ловкие зверята!
Цок — цок – цок!
Цок — цок – цок!
Мы весёлые бельчата:
Цок — цок – цок!
Цок — цок – цок!

Гладят себя по рукам от плеча до кисти.

Вертят «ушами» (руки на голове). Руки на поясе, ноги ставят на пяточки, выставляя вперёд.

Прыгают на левой ноге.

Прыгают на правой ноге.

Приседают и встают.

Руки вперёд плавные движения кистями вверх, вниз.

Руки на поясе, прыгают на двух ногах.

Мотают руками, будто крутят клубочек.

Взявшись за руки, идут в середину круга.

а) Ребята, вы уже рассматривали эту картинку и поэтому знаете всё-всё. Скажите:

какое время года изображено?

Что лежит на земле?

Что делают ребята зимой?

б) Сегодня мы будем придумывать по этой картинке предложения с маленькими словечками: в, на, с, у, за.

Эти маленькие словечки надо выделять голосом.

в) Послушайте какие я придумала предложения с маленькими словечками в, на, с, у, за.

Рома катался на коньках, Дима стоит у дерева. Девочка съезжает с горы. Мальчик стоит за деревом. Миша упал в снег.

г) А теперь вы придумайте предложения со словечками: в, на, с, у, за.

д) Хорошие предложения вы придумали! Молодцы! А из ваших предложений можно составить маленький рассказик.

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Дети вышли на улицу кататься на коньках. Все надели на голову тёплые шапки, а на руки рукавички. На шее завязали шарфы. Дима катался на санках. Он съезжает с горы на санках. Саша и Витя упали с санок в сугроб. Коля катается на лыжах. Он стоит у дерева. Коля хочет съехать с горки. На катке ребята катаются на коньках. Они взялись за руки и катаются паровозиком. Весело зимой!

е) А теперь вы попробуйте составить маленький рассказик.

Дети говорят свои придуманные предложения.

Дети слушают рассказ логопеда.

Пряникова Юлия Олеговна,
учитель-логопед

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: “Звук /Ц/. Буква “Ц”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: “Звук /Ц/. Буква “Ц” для старшей логопедической группы.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект занятия 21.73 КБ
Индивидуальное задание к занятию 1.44 МБ
Презентация к занятию 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по теме:

Цель: закрепление навыков правильного произношения звука [Ц].

  • развивать фонематический слух.
  • закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах.
  • совершенствовать навыки образования существительных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • совершенствовать навыки образования формы родительного падежа множественного числа существительных.
  • совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
  • развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: : мультимедийная презентация, картинки со звуком [Ц], мяч, листочки с заданием для индивидуальной работы.

  1. Организационный момент.

Разминка для ума по пройденному материалу с мячом.

2. Сообщение темы занятия.

Все глядят на середину

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали.

Вы, конечно, там бывали.

– Отгадайте, куда мы сегодня пойдем? (В цирк)

– Какой первый звук в слове цирк? (Первый звук – [ц]). Все артисты в цирке любят звук [ц]. Сегодня мы будем учиться произносить этот звук.

3. Артикуляция и характеристика звука .

– Произнесите звук [ц], что делают губы, зубы и язык?

Губы улыбаются, зубки сближены, но не сомкнуты, кончик языка за нижними зубами, в первый момент спинка языка прижимается к бугоркам за верхними зубами, образуя смычку. После разрыва смычки, спинка языка принимает положение, как при звуке С. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, образуют преграду, поэтому звук согласный.

Звук [ц] – глухой (проверить рукой). Звук [ц] всегда твёрдый.

4. Развитие фонематического слуха.

– Что делают зрители в цирке, если им нравится представление? (Хлопают в ладоши.) Когда услышите звук [ц] – хлопните в ладоши:

а) в слогах: ас, ац, со, цу, иц, сы.

б) в словах: кольцо, колесо, пылесос, акация, цифры, танкист, цветы, телевизор, цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, теленок, мельница, цепь.

5. Речевая зарядка. Определение позиции звука в слове. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.

– Билет в цирк получит тот, кто правильно за мной повторит:

Ца – ца – ца – цапля, улица, пыльца.

Цы – цы – цы – зайцы, мельницы, птенцы.

Цо – цо – цо – деревцо, кольцо, крыльцо.

Ец – ец – ец – огурец, певец, пловец.

Ца – ца – ца – птица, улица, больница.

Дети получают билеты. На билетах картинки, в названии которых есть звук [ц].

– Это вещи артистов цирка. Разложим их по сундукам. В первый сундук положите картинки, названия которых начинаются со звука [ц], во вторую – в которых звук [ц] слышится в середине слова, в третью – картинки, в названии которых звук [ц] в конце. Дети выполняют задание на листочках и у доски с проверкой на экране телевизора.

– Закончи предложение подходящим словом. (По картинкам)

Мы подарим артистам много. (цветов). В сказочной стране много. (дворцов). Чтобы сделать салат нужно много . (огурцов). У девочки на платье много. (пуговиц). У царевны на пальцах много . (колец). На математике мы узнали много. (цифр).

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

– Вы хотите быть фокусниками? Будем превращать большие предметы в маленькие. Измените слово так, чтобы в нем появился звук [ц].

Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ц]»

Елена Васина
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ц]»

Тема: Звук [ц].

Тип занятия: фронтальное.

Вид занятия: фонетическое.

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи. Третий год обучения.

Цель: Закрепление правильного произношения звука [ц] в словах и предложениях.

– развивать навык звуко-слогового анализа;

– закреплять умение в согласовании числительных с существительными;

– закреплять умение образовывать существительные среднего рода с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

Предполагаемый результат: дети будут правильно произносить звук [ц] в словах и предложениях.

Общая продолжительность занятия: 30 минут.

Ресурсы: подборка картинок на звук [ц], квадратики обозначающие твёрдый глухой, согласный звук, ноутбук, проектор, презентация.

Ход занятия

I. Вводный этап.

Логопед: Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её.

На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его. (скворец).

Дети: Скворец. Показ слайдов № 1, 2.

Логопед. Какой последний звук в этом слове? Дети: [ц].

Логопед: Как скворца называют? Дети: Певец. Логопед: Как называют его дом? Дети: Дворец.

Логопед: Дворец, певец, скворец — это слова-друзья, потому что похожи по звучанию. Логопед: Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить сегодня?

Дети: мы будем говорить о звуке [ц].

II. Основной этап.

1. Упражнение на развитие фонематического слуха: хлопнуть в ладоши, если услышите слог, слово со звуком [ц].

Ац, ас, ать, ат, уц, ус, оц, оть, цыган, лиса, сетка, улица, такси, цирк, месяц.

2. Закрепление акустического и артикуляционного образа звука ц.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, как располагаются органы речевого аппарата, когда мы произносим звук [ц].

Дети: Губы растянуты, зубы немного разомкнуты, кончик языка прижат к нижним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. Посередине языка идёт сильная, холодная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладони.

Логопед: Молодцы! А теперь вспомним характеристику звука [ц]. Дети: Звук [ц] согласный — не поется, твердый, глухой — произносится без голоса, обозначается синим цветом.

3. Д/игра «Найди звук». Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Дети определение позиции звука в словах: цапля, яйца, цирк, овца, огурец. Показ слайдов № 3,4,5,6,7.

4. Звуко-слоговой анализ слова овцы.

5. Физкультминутка. “Цапля”.

(Стихотворение читается детьми 2 раза. Первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз-на другой.)

Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться, за соседа не держаться.

6. Д/игра «Назови картинку». На доске — картинки: кольцо, колесо, крыльцо, насос, цифры, овца, лиса, котенок, тапки, цапля, сова, цыпленок, совенок, тесто, конфеты, торт. Дети должны назвать те картинки, в названии которых есть звук [ц].

7. Д/игра “1-2-5”. Упражнение в согласовании числительных с существительными.

1 танец-2 танца-5 танцев (овца, пуговица, мельница, кольцо).

8. Д/игра “Бабушкины подарки”. Образование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: Бабушка прислала подарки не платье, а. платьице. (зеркало, одеяло, мыло, варенье, печенье, письмо, украшение, угощение).

9. Упражнение в назывании родственных слов к слову ЦВЕТОК.

Около детского сада. (цветник).

Всё лето цветы. (цветут).

На клумбе расцвёл маленький. (цветок).

За цветами ухаживает. (цветовод).

Крокусы, подснежники – это. (первоцветы).

Показ слайдов № 8,9,10.

10. «Составь предложение». Логопед раздает детям картинки, в названии которых есть звук [ц].

Дети составляют с этими словами предложения.

Например: Кузнец куёт цепь. На пальце кольцо. В цветнике цветут цветы. На блюдце леденцы. Цыплята клюют яйцо. На улице больница. Цапля – это птица.

III. Заключительный этап.

Логопед: Какой звук мы сегодня чаще всего произносили? Дети: Звук [ц].

Логопед: Вы правильно произносили этот звук. Молодцы!

1. Л. Н. Смирнова. “Логопедия в детском саду”. М. ,2007.

2. Н. Г. Алтухова “Научитесь слышать звуки”.СПБ. ,1999.

3. Л. С. Лылова “Фронтальные логопедические занятия”.Воронеж. ,2012

Прикреплённые файлы:
zvuk-c-k-zanjatiyu_dnvbt.pptx | 1194,6 Кб

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Заключение ПМПК – Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) Возраст: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) Период обучения:.

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ТНР «Насекомые. Цветущие растения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. п. Рощино» Конспект фронтального логопедического занятия.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы «Новый год встречаем с Эльзой» Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы по теме «Новый год встречаем с Эльзой» Цель: Закрепление знаний об особенностях.

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[с’] у детей 5 л с ОНР Цели: Коррекционно- образовательные-различать звуки /С-СЬ/ в слогах, словах, предложениях. Коррекционно-развивающие — развивать координацию.

Конспект фронтального логопедического занятия «Времена года» Конспект фронтального логопедического занятия. Времена года. Логопедическая тема. Называние признаков времен года. Цель: обогащение активного.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [ч]» Цели занятия: Коррекционно-образовательные: – познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву; – научить характеризовать.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Космос» Тема: «Космос» Возраст воспитанников: старшая группа. Программные задачи: Познавательные: расширение представлений о космосе;.

Конспект фронтального занятия логопеда «Звук [O]. Буква «О» Конспект фронтального занятия ЗВУК «О». БУКВА «О». Цель: Закрепить навыки четкого различения и произношения звука «о» в слогах, словах,.

Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе «Путешествие в страну игрушек» МБДОУ «Детский сад №2 «Боровичок» Конспект логопедического фронтального занятия «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка «Домашние животные» Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной.

Общее недоразвитие речи 3 уровня у дошкольников

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 28 мая 2020 г.

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [ц]

Образовательные, развивающие, воспитательные задачи логопедического занятия. Развитие артикуляторного праксиса, произнесение звука изолированно, развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематического восприятия, закрепление звука в словах, слогах.

Рубрика Педагогика
Вид конспект урока
Язык русский
Дата добавления 19.04.2015
Размер файла 17,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [ц]

Цель: постановка звука [ц].

· Коррекционно-образовательные:

o дать характеристику и правильную артикуляцию звука [ц];

o сформировать умение правильного произнесения звука [ц], по подражанию;

o научить произносить звук [ц] изолированно.

· Коррекционно-развивающие:

o развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; правильную воздушную струю; фонематическое восприятие;

· Коррекционно-воспитательные:

o повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

o поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Материалы: пригласительная открытка, тропинка с осенними листьями презентация PowerPoint,

1. Организационный момент

Здравствуй, я очень рада видеть тебя.

Посмотри нам пришла пригласительная открытка, прочтем её.

Читает открытку. Звукознайка и один из его друзей приглашают нас в гости, но кто же этот друг мы узнаем лишь тогда когда дойдем до города. Примем приглашение Звукознайки и его друга?

Но попасть туда не так-то просто, мы должны пройти через волшебный сад и выполнить все задания, которые оставил нам Звукознайка и лишь тогда сможем добраться до места. Ты согласен мне помогать и выполнять все задания старательно?

Тогда в путь! звук фонематический восприятие слог

2. Воспитание сильной длительной направленной плавной воздушной струи

Вот это сад, но все тропинки в нем засыпало осенними листьями. И первое задание от Звукознайки- нужно расчистить тропинки но, не трогая листья руками. Какой хитрый, Звукознайка! Как же нам это сделать?

(Если ребенок не догадывается можно задать наводящие вопросы. Например: Как ветерок убирает тропинки?)

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку ,дуть на язычок

Отлично ты убрал все листья и расчистил тропинки продолжаем путь!

3. Развитие артикуляторного праксиса

Ой, посмотри, какой интересный куст растет в этом саду.

Звукознайка просит нас вспомнить какие упражнения для язычка обозначают эти картинки и выполнить их красиво.

Ребенок. Называет картинку и выполняет упражнение, глядя в зеркало.

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Язычок наш как лопатка –

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

«Наказать непослушный язычок»

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Логопед. Молодец и с этим заданием ты справился прекрасно.

4. Сообщение темы. Постановка звука

А это что за картинка? Обращает внимание ребенка на картинку с артикуляционным укладом. Это Звукознайка оставил нам сказку о звуке [ц], но сказку не простую – с движениями. Я буду ее читать, а ты показывать?

Объяснение артикуляции звука.

Текст сказки для чтения ребенку взрослым

Ветерок в темной и сырой пещере. Его охраняет язык, который улегся на пол пещеры растянулся, никак его не обойдешь.

постучать нижними зубами о верхние

широкий распластанный язык положить на дно ротовой полости

Вдруг язык поднял спину к потолку а своими боками прижимается к верхним зубам теперь ветерку еще труднее выбраться

сделать язык горкой: боковые края прижать к верхним коренным зубам, а кончик языка упереть в нижние зубы.

Но как только язык своей передней частью нагибается к нижним зубам решив пошептаться с ними. Ветерок тут же скатывается по его спине как по горке. Он съезжает прямо к нижним зубам.

оставив небольшое расстояние между зубами, длительно подуть на кончик языка, произнести звук [с].

Зубы не успевают сомкнуться и загородить путь ветерку, между ними остается маленькая щель.

улыбнуться, слегка обнажив зубы разомкнув их (расстояние 1-2 мм).

язык сердится на зубы за то что не удержали ветерка. язык опускается к нижним зубам своей передней частью, а спиной сильно стучит по верхним зубам.

удерживая кончик языка за нижними зубами, произнести несколько раз звук [т].

после удара языка ветерок скатывается по его спине и резко выскакивает в узкую щель между зубами.

отчетливо многократно произнести звуки [т] и [с] слитно (получиться звук ц)

приблизить ладонь ко рту, почувствовать толчкообразные движения воздуха.

Молодец справился отлично. Запомним, что при быстром произнесении -ТС – в таком положении языка получается звук [ц].

-Эта сказка о звуке [ц]. Повтори вместе [ц] (при повторении ребенком звука еще раз обратить внимание на правильность артикуляции).

-Хорошо, двигаемся дальше!

5. Произнесение звука изолированно, знакомство с его зрительным символом

Логопед. Вот и новое задание от Звукознайки. Посмотри внимательно на картинку и запомни (логопед показывает картинку с изображением детской коляски – зрительный символ звука)Новый звук [ц] похож на тот, каким мы просим не шуметь.Тише, тише, спит малыш! ЦЦЦЦ! Повтори!!

Молодец у тебя хорошо получается.

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук

А вот и наш Звукознайка и его друг. Кто же это?

Совершено, верно, Ёжик. Здравствуй Звукознайка, здравствуй Ежик!

Давай поиграем в игру для пальчиков «Ёжик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки.

Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. Зайке беленькому

Конспект подгруппового логопедического занятия [старшая группа, 3 период, звукопроизношение]

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по развитию звукопроизношения в 3 периоде для детей с ОНР 3 уровня

Сапельникова Людмила Евгеньевна – учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение компенсирующего вида №1

Пояснительная записка:

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду. Поэтому представленный конспект занятия – конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по развитию звукопроизношения в 3 периоде для детей с ОНР 3 уровня.

Целями занятия являлись развитие фонематического слуха (игры «Кто самый внимательный», «Город звуков»), закрепление правильного произношения звука «х» в самостоятельной речи (игра «В гостях у Хрюши», физминутка) и развитие психических процессов (внимания, мышления – на протяжении всего занятия).

Занятие построено по принципу от простого к сложному с использованием различных элементов видов деятельности (аппликации, математики).

Учитывается нагрузка материала, для предупреждения утомляемости предлагается физ. минутка.

В занятии применяются наглядные, словесные методы обучения, используются приемы демонстрации, показа, объяснения.

В оборудовании занятия – много наглядного материала (предметные картинки и наборы картинок к играм, игрушка «би-ба-бо», картинки-половинки), а также и раздаточного (клей, кисточки, пластилин)

Конспект подгруппового логопедического занятия

Тема: Звук «Х»

  • закрепить правильное произношение звука «х» в самостоятельной речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие внимания, мышления

Оборудование: конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами, половинки предметных картинок, полоски бумаги, «фотографии» Хрюши по количеству детей, «би-ба-бо» Хрюши, предметные картинки животных с недостающими частями тела, клей, кисточки, пластилин, наборы картинок к игре «Кто самый внимательный»

Ход занятия

На столе логопеда лежат конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами.

– Ребята, выберите 2 конверта с фигурами одинакового цвета.

Затем оттуда достаются половинки картинок, из которых дети складывают целые картинки. Называют их.

– Послушайте внимательно слова и определите какой звук первый во всех этих словах – ХАТА, ХЛЕБ, ХАЛАТ, ХОЛОДИЛЬНИК, ХОККЕИСТ?

Дети определяют звук (звук «х»)

-Сегодня мы познакомимся со звуком «х».

2. Основная часть.

1) Знакомство с артикуляцией звука «х»

Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)

Характеристика. Звук «х» – твердый, глухой, согласный.

2) Игра «В гостях у Хрюши»

– Все любят смотреть передачу «Спокойной ночи малыши»?

– Кто из героев передачи пришел к вам в гости: нос пятачком, а хвост крючком? (Хрюша)

Появляется игрушка «би-ба-бо» Хрюши

– Хрюша любит рисовать, он художник. Но он забыл нарисовать на своих рисунках у зверей части тела.

Детям раздаются рисунки Хрюши, они их рассматривают, называют, что забыл нарисовать Хрюша: «У слона – хобот»… Дети находят нужные детали и дополняют рисунки, при этом проговаривают: «У петуха нет хвоста»…

– Назовите слова со звуком «х» (на доске)

Каждому ребенку Хрюша дарит свою фотографию и просит:

– Послушайте слова и когда услышите слово, в котором есть звук «х», то поднимите мою фотографию: СТОЛ, МУХА, КОТ, ХАТА, ПЕТУХ, РУ

КА, ГУСЬ, НИТКИ, МОХ, САХАРНИЦА.

Рано утром под лопух – ух, ух,

Прибежал гулять петух – ух, ух,

Там увидел он горох – ох, ох,

Начал важно он клевать – ах, ах,

Горошины подбирать – ах, ах,

А потом во весь свой дух –ух, ух,

Свою песню спел петух –ух, ух.

(дети выполняют соответствующие движения, проговаривая слова)

4) Игра «Кто самый внимательный?»

Каждому ребенку дается набор предметных картинок. дети должны отобрать ту, в которой есть звук «х».

конфеты, кот, петух

окно, мальчик, орех

кукла, чайник, пароход

ракета, кеды, сахар

кубики, огонь, орехи

Выигрывает тот, кто запомнил и повторил все картинки на звук «х»

5) Игра «Город звуков»

Дети считалкой выбирают кто из них будет звуком «х» (этому ребенку дается символ звук «х»). остальным детям раздаются символы гласных звуков «а», «о», «у», «ы»

– Шел по городу звук «х» (ребенок имитирует). И захотелось ему спеть песенку со звуком …

– «А», – говорит ребенок.

– И получилась у них песенка…

– «АХ», – говорят дети.

Аналогично «поем песню» со всеми остальными звуками.

– Какой звук мы учили?

– Хрюша остался доволен вами и просит вас назвать слова, в которых есть звук «х».

Рекомендую прочесть:

  • Автоматизация звуков [Ч]-[Т’]-[С’]–[Щ]
  • Конспект занятия по грамоте Звуки [А У И]
  • Конспект по грамоте звуки [А, У, И]
  • Занятие на Звуки [А У И]
  • Занятие в старшей группе Звук [М], буква [М]

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Читайте также:
Особенности коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушение зрения, в логопедической группе
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: