Логопедическое занятие по теме Весна

Логопедическое занятие по теме “Весна”

Разделы: Логопедия

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме “Весна”.
  • Учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра.
  • Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.
  • Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Закреплять уже известные способы словообразования.
  • Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
  • Развивать художественные и творческие способности.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.

Материал и оборудование: Игрушка “Солнечный зайчик”; весенние пейзажи; аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; кубик с наклеенными на сторонах картинками природных явлений (солнца, ветра); скворечник и скворец.

Л. Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.

Л. Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что сегодня говорить мы будем о весне. Посмотрите на картину, на которой изображена весна, и скажите, без чего не бывает весны?

Д. “Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, без ледохода)”.

Л. Молодцы! А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про: весеннее солнышко, небо, ручьи, снег.

Д. весеннее, яркое, теплое

Небо, какое? – голубое, высокое, чистое.

Ветер – свежий, весенний, теплый.

Ручьи – быстрые, прозрачные, звонкие.

Снег – темный, мягкий, талый.

Л. Замечательно! Молодцы! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветре, снег, ручьи.

Д. Солнце – свети, пригревает, ласкает.

Снег – тает, оседает, темнеет.

Ручьи бегут, звенят, журчат.

Л. Послушайте звуки весны, и отгадайте что это? Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка; поиграть несколько раз.

Л. Вставайте в кружок поиграем в игру “Скажи – наоборот” (игра с мячом).

Зимой небо пасмурное, а весной (Ясное)

Зимой солнце стоит низко, а весной (Высоко)

Зимой воздух холодный, а весной (Теплый)

Зимой день короткий, а весной (Длинный)

Л. Как ласково можно назвать

Л. Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Л. Скажите, а что ещё происходит весной в природе?

Д. Прилетают птицы.

Появляется трава и первые цветы.

На деревьях набухают почки, и появляются первые листочки.

Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.
Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.

Л. “Заботливое солнышко”

Плавно покачивают руки вверху.
Ритмично потирают щеки.

Л. Ребятки, посмотрите, солнышко прислало нам свой лучик! Какой он ласковый, тёплый, а ещё он волшебный. (Показать СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК) Сейчас он превратит нас в сказочников! Посмотрите, какой у него волшебный кубик, он поможет нам сочинить сказку о весне. Сейчас каждый из вас кинет кубик, какая картинка выпадет, про то явление природы нужно будет составить предложение. Посмотрите: ДУЕТ ТЁПЛЫЙ, ВЕСЕНИЙ, ОЗОРНОЙ ВЕТЕР.

Л. Молодцы, послушайте, какая сказка у нас получилась (Логопед составляет рассказ из составленных детьми предложений).

Л. Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.

Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим.
Трим-там-том, трим-там-том!
Мы построим птичка дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг.
Быстро-быстро застучали,
Ловко гвозди забивали.
Трим-там-том, трим-там-том!
Вот готов для птичек дом.
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец?
Это – черненький скворец!

Л. И к нам прилетел гость скворец-скворушка. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

Л. Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушками. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.

– скворец вылетел из скворечника

– скворец облетел вокруг скворечника

– скворец взлетел на крышу скворечника

– скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.

Л. Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а нас волшебный лучик предлагает превратить в художников, вы согласны? Я вам раздам фрагменты картины, а вы должны её сложить все вместе.

Л. Молодцы! Посмотрите, какая получилась картина. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое. Веселый лучик предлагает нам вдохнуть запах весны. Закройте глазки, и послушайте, чем пахнет (предлагаю понюхать влажную землю, растертые листья тополя). Вы почувствовали, чем пахнет весна.

Читайте также:
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема Животные жарких стран

Л. Давайте вспомним, какая весна? Что происходит весной? А вы рады весне?

конспект открытого логопедического занятия на тему “Весна”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

-закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

-развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование:картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: мяч, солнышко, звуковые символы, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа:наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание упражнения «Клен».

Скачать:

Вложение Размер
отрытое логопедическое занятие.zip 20.81 КБ

Предварительный просмотр:

  1. уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

-закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  1. развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

-развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: мяч, солнышко, звуковые символы, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание упражнения «Клен».

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце», ребенок находит игрушку и обращает внимание логопеда)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца) Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения,

которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, К нам пришла.

(дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова. Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой. Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? ( Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег. с крыш капают сосульки. прилетели птицы, . дети надели весеннюю одежду и т.д. ).

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1 . (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко – поглаживание и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. – постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. – пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. – снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Катать шарик по ладони вперед- назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый. и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

Логопед: Ребята ежик побывал на поляне, а вы хотите там побывать?

Логопед: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку.

(Логопед приглашает детей пройти на ковер, просит лечь на спину, руки вдоль туловища и закрыть глаза ).

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, логопед вывешивает картину, на ней изображена весенняя поляна. Чтобы контролировать очерёдность ответов можно использовать мяч, который логопед передаёт от одного ребёнка к другому).

5. Состав рассказа.

Логопед: Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. Какие

первоцветы вы видите?

Дети: Подснежники, тюльпаны, и т. д.

Логопед: Что еще вы видите? ( деревья с птицами).

Логопед: Как называются деревья, которые находятся на нашей поляне.

6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4

прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А , едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)

Логопед: Не только листья распускаются на деревьях, но и раскрываются первоцветы. Я предлагаю вам сделать дых. упражнение, которое называется «Цветочек».

7. Дыхательное упражнение «Цветочек»

Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны ( дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах. » с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

Логопед: А теперь я вам предлагаю раскрасить наши первоцветы.

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают).

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Задаёт вопросы детям: Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? ( Оценивает работу детей)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР “Звуки М-Мь. Вгости к трём медведям”.

Представляю конспект еще одного открытого логопедического занятия. Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой к.

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима».

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно – образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра.

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно – образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С – З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»

Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной логопедической группе

Занятие направлено на закрепление пройденного материала по теме «Осень.Деревья».

Логопедическое занятие по теме «Весна»

Логопедическое занятие по теме «Весна» — дети вместе с педагогом обобщают представление о весне и типичных весенних явлениях в природе. В процессе расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение, тонкую моторику.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».
  • Учить составлять рассказ на предложенную тему.
  • Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.
  • Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Закреплять уже известные способы словообразования.
  • Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
  • Развивать художественные и творческие способности.
  • Развитие связной речи,
  • фонематических процессов,
  • речевого слуха,
  • мышления,
  • творческого воображения,
  • тонкой моторики.
  • Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине,
  • инициативности,
  • самостоятельности.

Материал и оборудование: Игрушки: улитка, белочка, ежик, мишка, мячик; весенние пейзажи; аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; мяч; картинки природных явлений; солнце с лучиками; платочки 4 цветов; серия сюжетных картинок; кубик с наклеенными на сторонах эмоциями; скворечник и скворец.

Ход занятия

Учитель-логопед: К нам в детский сад пришли гости. Они хотят посмотреть на вас, как вы подросли и как много узнали. Подарим улыбки и каждый из вас поприветствует гостей как хочет.

– Прислушайтесь! Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла… (весна).

– Вы конечно узнали, это весна. Назовите самые первые признаки весны в природе. (Выставляются картинки).

– На улице пасмурно, а так хочется чтобы солнышко всегда с нами было. Где же оно? Пойдем его искать.

– Какая самая главная примета весны? От нее зависят все остальные приметы. Дети – Солнце.

Логопед: – Кто же это?

Логопед: — Здравствуй, улитка! Мы ищем солнышко. Помоги нам его найти.

Улитка: – Здравствуйте, дети! Я по земле ползаю, в небо не смотрю. Солнышко не встречала, но оно обронило лучик. Я его вам отдам, если поиграете со мной. Придумайте, как можно больше слов про весенние явления. Небо какое? (слайд)

Дети: – Голубое, высокое, чистое.

Улитка: Солнце какое? (слайд)

Дети: – Весеннее, яркое, теплое.

Улитка: – Ручьи какие? (звук)

Дети: – Быстрые, прозрачные, звонкие.

Улитка: – Ветер какой? (звук)

Дети: – Свежий, весенний, теплый.

Улитка: – Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: — Продолжаем искать весеннее солнышко. Угадайте, кто бы это мог быть? (овал оранжевый на дереве).

Логопед: – Как вы догадались?

Дети: — С приходом весны она поменяет зимнюю шубку серую на новую рыжую и др.

Логопед: — Спросим у белочки про солнышко. Здравствуй, белочка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Белочка — Здравствуйте, дети! Я прыгаю с ветки на ветку, но солнышко не встречала. Я его вам отдам, если поиграете со мной.

Белочка: — Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветер, снег, ручьи. В этом нам помогут цветные платочки: желтый для солнышка, для ветра зеленый, для снега белый, а для ручейка голубой.

Белочка: – Солнце что делает весной?

Дети: — Светит, пригревает, ласкает.

Дети: – Дует, ласкает, освежает.

Дети: — Тает, оседает, темнеет.

Дети: — Бегут, звенят, журчат.

Логопед: – Физминутка «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. (Дети ритмично скрещивают руки над головой.)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачивают руки вверху.)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток. (Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Очень нравится им это!

Белочка: — Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: — Продолжаем искать весеннее солнышко. Это кто на пеньке сидит? Отгадайте загадку.

Шубка — иголки.
Свернётся он — колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? (Ёж)

Логопед: – Спросим у ежика про солнышко. Здравствуй, ежик! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Ежик — Здравствуйте, дети! Я спал всю зиму и проснулся весной, но солнышко на земле мне не встречалось. Как-то бежал по лесным проталинкам, мимо ручейков и нашел весенний лучик. Я его вам отдам, если поиграете.

Логопед: Вставайте в кружок поиграем в игру «Скажи — наоборот» (игра с мячом).

Ежик: — Зимой небо пасмурное, а весной…

Ежик: — Зимой солнце стоит низко, а весной…

Ежик: — Зимой воздух холодный, а весной…

Ежик: — Зимой день короткий, а весной…

Ежик: — Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: – Лучиков много, а солнышко не нашли. Что же нам делать? Продолжим искать солнышко.

Логопед: — А этот герой, подмочил шкуру, проснулся и вылез из берлоги. Кто это? А почему проснулся недовольный?

Покажем, какие чувства мишка испытал, когда проснулся. Поможет нам куб эмоций: как медведь проснулся, испугался, разозлился, вылез из берлоги, удивился, обрадовался, что пришла весна. (куб с эмоциями)

Логопед: – Здравствуй, мишка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Медведь — Порадуйте меня весенними, ласковыми словами о весне, тогда и скажу.

Как ласково можно назвать солнце?

Медведь: — Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! Вот вам лучик.

Логопед: Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.

Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим.
Мы построим птичкам дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг.
Вот готов для птичек дом.
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец?
Это — черненький скворец!

Логопед: — И к нам прилетел гость скворец-скворушка.

Логопед: — Здравствуй, скворушка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Скворец — Здравствуйте, дети! Подскажу, если ответите на вопросы. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

Логопед: — Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.

– Скворец вылетел из скворечника.
– скворец облетел вокруг скворечника.
– скворец взлетел на крышу скворечника.
– скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.

С. – Вот вам весенний лучик. Солнышко где-то рядом. Составьте рассказ по картинкам, солнышко вас обязательно услышит.

Логопед: — (Конверт с серией сюжетных картинок) Дети, солнышку и скворцу будет приятно, если по картинкам мы составим весенний рассказ. (Каждый ребенок составляет по предложению.)

Логопед: — Молодцы, послушайте, какой рассказ у нас получился. (В итоге один ребенок составляет общий рассказ из составленных детьми предложений) Остальные дети расскажут свои рассказы в группе.

Логопед: – Вот и солнышко. Здравствуй, солнышко! Мы нашли твои лучики. (Прикрепляются лучики) Солнышко на небе взошло. Всем стало светло и тепло: и улитке, и ежу, и белке, и медведю.

Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.
Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.

Логопед: – (Слайд) Солнышко нашли. Пора возвращаться в группу. Что особенно понравилось на занятии? Солнышко благодарит вас и дарит раскраски.

Романенко Наталья Геннадьевна,
учитель-логопед,
МДОУ № 1 «Золотой ключик»,
г. Коряжма, Архангельская область

Серия конспектов по развитию речи по лексической теме «Весна»

Для детей второй младшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект занятия № 1 по теме «Весна»

Цель: познакомить детей с признаками весны.

1. Продолжаем учить детей употреблять слово «вот» в самостоятельной речи.
2. Развиваем умение детей работать с большой сюжетной картиной.
3. Закрепляем умение детей наблюдать за сезонными изменениями в природе.
4. Развиваем ручной праксис детей.

Оборудование: демонстрационный материал: серия сюжетных картин о весне, сюжетная картина «Весна», изображение Незнайки, листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги.

Раздаточный материал: листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги.

I. Орг.момент.
Д/и «Что за окном?»: педагог просит детей подойти к окну и посмотреть внимательно в него. Затем взрослый спрашивает: «Солнце светит? (Да). Снег тает? (Да). Птички прилетели? (Да).»

II. Работа по теме занятия.

1. Беседа о весне.

Педагог сообщает детям, что в гости к ним пришел Незнайка, который просит рассказать ему о весне.
– Незнайка, – говорит педагог, мы с ребятами недавно проводили зиму, а теперь наступила весна. Зимой было очень холодно, повсюду лежал снег, на реках-лёд. А теперь, когда пришла весна, солнце стало припекать, снег начал таять, побежали ручейки, с крыш повисли сосульки, зазвенела капель, радостно запели птицы, а на деревьях набухли почки, и совсем скоро появятся первые листочки и цветочки!

Педагог демонстрирует детям первую картинку-солнышко светит ярко, и говорит: «Пришла весна-красна, солнышко привела. Солнышко светит, лучиками всех ласкает.

Лучик солнца улыбнулся, Солнце, солнце, поскорей
Лучик нас с тобой коснулся. Землю и людей согрей!
Сначала лучики были маленькие, лучики-малыши, потом лучики подросли.
Стало солнце пригревать — Снег ручьями стал стекать».
Педагог демонстрирует картинки: снег тает, бегут ручьи.

3 картинка-дети пускают кораблики: «Как много воды! — сказали лучики,— Кому нужна эта вода?” — «Нам, нам!” — закричали дети и стали пускать в ручейке кораблики. Поплыли кораблики!»

4 картинка-распускаются листочки: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам!” — закачали ветками деревья.— Тогда появятся на нас зеленые листочки!”».

5 картинка-первые вессение цветы: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам!” — закричали первые вессение цветочки. –Тогда мы распустимся и будем радовать всех людей!».

6 картинка-прилетели птицы: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам, нам!» — закричали птички. Они напились воды из лужицы и искупались в ней».

2. Рассказ о весне с опорой на картинки.

Логопед рассказывает детям о весне, опираясь на картинки: 1.Весной солнце светит ярко. 2.Весной снег тает. 3.Весной бегут ручьи и можно пускать кораблики. 4.Весной на деревьях появляются листочки. 5.Весной появляются первые весенние цветы. 6.Весной прилетают птицы.

III. Физкультминутка.
«Краски весны»
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
(бегут по кругу друг за другом)
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
(спокойно идут друг за другом)
Льёт лучи на лес и луг
(приседают – встают)
И на все цветы вокруг.
(«цветок» над головой)

IV. Продолжение работы по теме занятия.
Продолжаем учить детей употреблять слово «вот» в самостоятельной речи.
Д/и «Покажи, где…»: педагог по очереди просит детей показать какое-нибудь явление весны на серии сюжетных картинок, а затем на одной большой сюжетной картине, мотивируя их на употребление в своей речи слова «вот».

2. Развитие ручного праксиса.

Педагог раздает детям листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги, и просит их нарисовать лучики к солнышку и капельки к сосулькам. Затем дети объясняют, почему у солнышка появились красивые длинные лучики, а у сосульки-капельки.

Конспект занятия №2 по теме «Весна».

Цель: продолжать знакомить детей с признаками весны.

Задачи:
1. Продолжать учить детей договаривать слова по картинкам.
2. Развивать словесно-логическое мышление детей.
3. Развивать умение детей строить простейшие причинно-следственные связи.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, сюжетная картина «Весна».
раздаточный материал: цветные карандаши.

I. Орг.момент.
Игра на закрепление знаний основных цветов «Сядет тот, у кого в руках красный карандаш».

II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Договори-ка»: педагог, рассказывая о весенних признаках по картинкам, мотивирует детей на договаривание предложений:

  1. Весной солнце светит…ярко. 2.Весной снег…тает. 3.Весной бегут…ручьи и можно пускать…кораблики. 4.Весной на деревьях появляются…листочки. 5.Весной появляются первые весенние. цветы. 6.Весной прилетают…птицы.
  2. Игра на развитие словесно-логического мышления «Так бывает весной?»: педагог демонстрирует детям картинки с изображением различных времен года и задает вопросы: «Кто нарисован на картинке? Что делают/ет? Так бывает весной? Почему?»

III. Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

IV. Продолжение работы по теме занятия.
Расширение глагольного словаря детей.
1. Д/и «Что делает?»: педагог задает вопросы детям:
– Что делает солнце весной? (Ярко светит).
– Что делает снег весной? (Тает).
– Что делают ручейки весной? (Бегут/текут).
– Что появляется на деревьях весной? (Листочки).
– Что появляется на земле весной? (Цветы).
– Кто прилетает весной из теплых стран? (Птицы).
– Какое это время года? (Весна).
2. Работа с сюжетной картиной «Кто что делает?»

Конспект занятия №3 по теме «Весна»

Цель: обогащать представления детей о весне.

Задачи:
1. Формировать предпосылки к связной речи.
2. Развивать словесно-логическое мышление детей.
3. Закреплять знание основных цветов.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, бумажные куклы и одежда для разных времен года.
раздаточный материал: индивидуальные листы для выполнения задания «Чей кораблик?», цветные карандаши.

I. Орг.момент.
Игра на развитие слухового внимания «Сядет тот, чье имя я назову».

II. Работа по теме занятия.
1. Расширение глагольного словаря детей.
1. Д/и «Что делает?»: педагог задает вопросы детям:
– Что делает солнце весной? (Ярко светит).
– Что делает снег весной? (Тает).
– Что делают ручейки весной? (Бегут/текут).
– Что появляется на деревьях весной? (Листочки).
– Что появляется на земле весной? (Цветы).
– Кто прилетает весной из теплых стран? (Птицы).
– Какое это время года? (Весна).
2. Формирование предпосылок к связной речи «Расскажи о весне»: дети рассказывают о весне по картинкам с помощью логопеда.
3.Игра на развитие словесно-логического мышления детей «Можно ли так пойти гулять весной?»: педагог показывает детям бумажных кукол с различной одеждой и спрашивает их: «Можно ли так пойти гулять весной? Почему?».

IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Д/и «Чей кораблик»: педагог раздает детям индивидуальные листы, в которых необходимо провести дорожку от каждого ребёнка (дети одеты в одежду разных цветов: красную, синюю, зеленую, желтую) до кораблика с парусом нужного цвета.

Конспект занятия №4 по теме «Весна»

Цель: закрепить знания детей о весне.

Задачи:
1. Продолжать учить детей сравнивать две картины между собой.
2. Развивать предпосылки к связной речи.
3. Развивать умение детей строить простейшие причинно-следственные связи.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, картинки для игры «Что изменилось?»

I. Орг. момент.
Д/и «Сядет тот, кто скажет, как его зовут?»

II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Да-нет-ка»:
1. Весной можно лепить снеговиков.
2. Весной можно кататься на санках.
3. Весной появляются первые весенние цветы.
4. Весной можно купаться в речке.
5. Весной на деревьях опадают листья.
6. Весной птицы улетают в теплые края.
2. Развитие предпосылок к связной речи «Расскажи о весне»: дети рассказывают о весне по картинкам с помощью логопеда.
3. Игра на установление простейших причинно-следственных связей «Это весна?»: педагог раздает детям картинки с изображением различных времен года, ребята должны ответить весна на картинке или нет и объяснить почему.

III. Физкультминутка.
Игра «Рисуем и рассказываем».
Предложить детям «нарисовать» весну с помощью движений руками и
рассказать о ней.
Солнышко пригрело, Дети тянут руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучи солнца.
И растаял снег. Опускают руки вниз, машут свободными кистями.
И расцвел подснежник На виду у всех. Показывают кистями рук бутончик подснежника, а затем выпрямляют пальцы, показывают цветок.

IV. Продолжение работы по теме занятия.
1.Д/и «Что изменилось?»: педагог предлагает детям посмотреть на картинки и сравнить их. Логопед говорит ребятам о том, что он будет им помогать: «Я начну, а вы закончите фразу: «На верхней картинке идет снег, на нижней — . (небо голубое, ясное). На верхней картинке кругом лежит снег, много сугробов, стоит снеговик; на нижней картинке . (снег тает, бегут ручьи, растут цветочки). На верхней картинке деревья голые, на нижней картинке . (на деревьях появились листья). На верхней картинке птиц мало, им холодно, они нахохлились, на нижней . (птиц много, они вьют гнезда). На верхней картинке нарисована зима, а на нижней — . (весна)».

Конспект занятия №5 по теме «Весна»

Цель: закрепить знания детей о весне.

Задачи:
1. Продолжать учить детей сравнивать две картины между собой.
2. Упражнять детей в умении разгадывать загадки.
3. Развивать умение детей строить простейшие причинно-следственные связи.
4. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, изображение Незнайки, картина к игре «Угадай, где ошибка?», сюжетные картинки к игре «Сравни».

I. Орг.момент.
Д/и «Хлопни, как я!»

II. Работа по теме занятия.
1.Загадки о весне и весенних явлениях.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла . (Весна)

За окном звенит она
И поет: “Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!”
Слышно с крыши:
“Шлеп-шлеп-шлеп!”
Это маленький потоп. (Капель)

Весною стали очень ярки
Все луга, поляны, парки.
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты,
Что же это, что же это? (Цветы)

Парк как будто весь покрыт
Облаком зеленым.
Тополь в зелени стоит,
И дубы, и клены.
Что на веточках раскрылось .
И в апреле распустилось? (Листва, почки)

Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)

Этот домик – из фанерки,
У него насест и дверки.
Птичек ждет удобный дом,
Им уютно будет в нем. (Скворечник)

2. Д/и «Угадай, где ошибка?»: педагог сообщает детям о том, что Незнайка нарисовал картину, которая называется «Весна», но допустил много ошибок, детям необходимо их исправить.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Д/и «Сравни»: педагог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки с изображением весны и зимы. Логопед начинает фразу, а ребята её заканчивают: «На этой картинке ребята…лепят снеговика, а здесь дети…собирают цветы. На этой картинке дети… катаются по льду, а здесь…лед тает, плывут льдинки. На этой картинке дети одеты…тепло, а здесь…легко…На этой картинке…зима, а здесь…весна т.д.».

Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Весну мы встречаем!»

— закреплять представление дошкольников о весне и ее приметах;

— уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна»;

— совершенствовать синтаксический аспект языка (исправление и составление предложений);

— развивать фонематическое представление (закрепление представлений о гласных и согласных звуках, о твердости-мягкости согласных; выделение звуков в словах; анализ слова «весна»), деление слов на слоги;

— развивать умственные способности и речь детей дошкольного возраста;

— совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— продолжать формировать длительность речевого выдоха;

— развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, силу голоса;

— формировать самоконтроль за произношением звуков;

— воспитывать внимательное, бережное отношение к природе;

— воспитывать чувство коллективизма, сопереживания своим друзьям.

Оборудование: письмо логопеду и детям, облачка с заданиями, массажные мячики, арома-лампа, спички, карточки со словами, буквы слова «весна», карточки для звукового анализа, изображение солнышка, сюрприз от Весны.

Ход логопедического занятия в старшей группе

Дети входят в зал и здороваются с гостями, выполняют упражнение, направленное на улучшение эмоционального настроения детей, на развитие общей и мелкой моторики.

С добрым утром, глазки! (Поглаживание век)

Вы проснулись? (Соединить большой и указательный пальцы, изображая «бинокль»)

С добрым утром, ушки! (Поглаживание ушей)

Вы проснулись? (Прикладывание ладоней к ушам)

С добрым утром, ручки! (Поглаживание кистей рук)

Вы проснулись? (Похлопать в ладоши)

С добрым утром, ножки! (Поглаживание бедер)

Вы проснулись? (Потопать ногами)

С добрым утром, солнце! (Развести руки в стороны)

Мы проснулись! (Широко улыбнуться)

Логопед. Теперь мы бодры, веселы, здоровы и можем начинать заниматься.

Стук в дверь, логопеду дают письмо.

Логопед. Дети, письмо для нас! Давайте его прочитаем!

«Добрый день, дорогие дети старшей группы! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня, приходите в весенний сказочный лес. Там вас ждут нелегкие препятствия, а преодолеть вы их сможете только в том случае, если сумеете говорить выразительно, четко, ясно и правильно выполните все задания. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас, друзья!»

— Ну что, пойдем выручать весну? Скажите, пожалуйста, а на чем можно добраться до леса? (Ответы детей) Ну, поехали.

Входят в импровизированный лес.

Логопед. Дети, мы с вами попали в лес, но здесь так мрачно. Посмотрите, сколько облачков, и совсем не видно солнышка. Теперь я понимаю: чтобы пришла весна, нужно разогнать все тучки, но мы это сделаем только тогда, когда выполним задания, которые на этих облаках написаны. Ну что, готовы помочь весне? Тогда идем к первой тучке.

1. Тучка «Ответь-ка!»

Логопед. Какой месяц сейчас на календаре? (Март) Какие еще весенние месяцы вы знаете? (Апрель, май) Сейчас начало, середина или конец весны? (Начало)

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь правильный признак весны»

— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

— Припекает солнышко, тает снег.

— Под ногами шуршат сухие разноцветные листочки.

— Набухают почки, распускаются на деревьях листочки.

— Люди собирают урожай фруктов, овощей.

— Из теплых краев прилетают птицы.

Логопед. Все справились с заданием, переходим ко второй тучке.

2. Тучка «Су — Джок — играй-ка»

Логопед. Садитесь и внимательно меня слушайте и выполняйте, что услышите.

Су — Джок терапия. «Сказка про Ежика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил маленький Ежик. (Показать шарик в открытой ладони)

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. (Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су — Джок)

Одним ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая. (Катать шарик по ладони вперед-назад.) Долго бежал Ежик. И вдруг оказался у большой и глубокой реки. А через реку был переброшен тонкий мостик. (Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, затем — против.)

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шаг, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

А там поляна — большая, круглая, красивая! (Круговые движения шариком по ладони.) На поляне видимо-невидимо первоцветов: подснежники, и крокусы, и мать-и-мачеха, и одуванчик, и тюльпаны! Красиво, как в сказке! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветов.)

Ежику очень понравилась поляна. Он обошел ее, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый, пятый — и он на другом берегу! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

Быстро побежал Ежик: сначала по извилистой дорожке, потом — по прямой. Добрался до своего домика! (Катать шарик по ладони вперед-назад.)

А когда наступил вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке.)

Логопед. Понравилась ли вам сказка про Ежика? Мне тоже, но нам нужно идти дальше.

3. Задачи на третьем облачке «Называй-ка»

Хорошо — плохо. Логопед. Сейчас объясню, что мы здесь будем делать. Мы с вами рассмотрим несколько явлений и постараемся ответить, чем это хорошо, а чем плохо.

Растения лучше будут расти

По лужам можно пускать кораблики

Улицы будут чистые

Нельзя гулять на улице

Можно намокнуть и заболеть

Река может выйти из берегов

2. Светит и припекает солнышко.

Молодцы! А вот уже и четвертое облачко.

4. Облачко «Поразмысли-ка»

Логопед. Дети, мы с вами общаемся при помощи слов, а каждое слово состоит из чего? (Из слогов) Какие бывают слоги? (Открытые и закрытые)

— А теперь разделите слова на слоги с помощью хлопков (шагов, прыжков, приседаний и тому подобное). Но помните, что хлопать нужно только на гласные звуки.

Слова: подснежник, поляна, лес, весна, ручеек.

— Молодцы, никто не ошибся. Давайте немного отдохнем.

Садятся на подушки или пеньки.

Логопед. Дети, садитесь удобно. Мы будем вдыхать приятные весенние запахи и слушать пение птиц в лесу. Только спинки при этом держите, глаза закрываем, начинаем дышать — вдыхаем через нос, выдыхаем через нос, снова вдыхаем, только теперь через рот и выдыхаем через рот, а вот теперь вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот и вдыхаем через рот и выдыхаем через нос.

(Сеанс ароматерапии в сочетании с музыкотерапией)

Логопед. Молодцы, переходим к пятому облачку.

5. Облачко «Произноси-ка»

Упражнение «Диалог Весны и Зимы». (Развитие силы голоса)

Звуки, которые мы слышим в лесу:

И шестая тучка предлагает нам такое задание.

6. Облачко «Исправляй-ка»

Логопед. Я говорю предложение, вы внимательно слушаете и говорите, правильно ли я сказала. Если нет, то исправляете ошибку и говорите правильно. Договорились?

1. Дождь пошел потому, что я взяла зонтик.

(Я взяла зонтик потому, что пошел дождь)

2. Весна наступила потому, что прилетели из теплых краев птицы.

(Птицы прилетели потому, что наступила весна)

3. Стало тепло, насекомые просыпаются.

(Насекомые просыпаются потому, что стало тепло)

Ну, дети, и с этим заданием вы справились. Смотрите: осталась одна тучка. Готовы сделать последнее задание? Тогда, приступаем.

А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и подвигаться.

Физкультминутка «Ра-ра-ра!»

7. Облачко «Собирай-ка»

1. Составить слова из 3 слогов. Прочитать. Назвать первый звук, последний, средний. (Виноград, солнышко, телефон, автобус)

2. Сделать звуковой анализ слова «весна».

— Сколько звуков в слове «весна»?

5 звуков: В, Е, С, Н, А.

— Сколько гласных звуков в слове «весна»?

— Сколько согласных звуков?

3 согласных: В, С, Н.

— Схема слова «Весна».

Итог. Рефлексия

— И это задание вы сделали. Убираем тучку — и, смотрите, наконец-то появилось солнышко. Может, и весна в лес придет?

Звучит музыка, входит Весна.

Наконец я в лес пришла

И тепло всем принесла.

Я улыбаюсь солнышку,

Я улыбаюсь цветочку,

Пусть он зацветет!

Вижу, вы меня ждали,

Я пришла к вам с теплом!

За помощь благодарна вам,

И подарки я раздам.

Подарки — чупа-чупсы — «цветки» детям и гостям.

Автор: Виктория Самойлова

Дарить ребёнку радость встречи с прекрасным звуком чистой речи!

Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в страну красивой и правильной речи» в подготовительной логопедической группе

Открытое занятие по развитию речи

«Путешествие в страну красивой и правильной речи»

в подготовительной логопедической группе

  • Развивать фонематическое восприятие, формировать интонационную выразительность речи.
  • Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах и фразах.
  • Упражнять в придумывании слов, начинающихся на заданный звук.
  • Упражнять в составление слов из звуков.
  • Упражнять в умении четко произносить чистоговорку, с разной силой голоса.
  • Совершенствовать умение проговаривать скороговорку по картинке в различном темпе (быстро, медленно), с разной интонацией (удивлено, восхищенно, вопросительно).
  • Развивать умение определять место звука в слове.
  • Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание.
  • Развивать длительный плавный выдох.
  • Развивать речь, внимание, память, мышление.
  • Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук и воображение.
  • Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать.
  • Воспитывать любовь к родному языку.
  • Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.

Оборудование и материалы:

  • ноутбук, мультимидийная установка, презентация слайдов, видео «круиз по Тихому Океану», интерактивная речевая игра «Назови первый и последний звук в слове» (интернет ресурсы), штурвал, карточки-схемы позиции звуков в словах, предметные картинки, шарики «Су-Джок», стекла для песка, цветной песок.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме.
  • Дидактическая игра «Назови первый и последний звук в слове»

Ход занятия

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. (Установление эмоционального контакта).

Становитесь дети в круг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

2. Игра «Назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени». (Машенька – М…)

Дети, для чего нужно правильно говорить?

Дети. — Чтобы общаться с другими людьми,

– Чтобы общаться друг с другом,

– Чтобы понимать друг друга.

Да, дети, красивую речь приятно слушать.

Воспитатель. Дети, а вы хотите отправиться в путешествие в страну «Красивой и правильной речи»? Чтобы попасть в эту страну, нужно подготовить наши язычки.

3. Артикуляционная гимнастика.

Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.

Вот наши язычки подготовлены к работе.

Страна «Красивой и правильной речи» находится за высокими горами, за глубокими морями, на другом краю земли. И поплывем мы в эту чудную страну на корабле.

Я буду вашим капитаном. Приглашаю вас на корабль.

(Надевает капитанскую фуражку, дети садятся в корабль, включаем видео)

Мы отправляемся в плавание. И вот уже наш корабль уже плывет по волнам.

На море полный штиль и наш корабль плывет не очень быстро.

Ребята, а как нужно помочь нашему кораблю поплыть быстрее?

Дети: Сделать ветерок.

4. Работа над речевым дыханием «Ветерок»

Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик. (показ слайда)

По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик подгоняй.

Дети делают вдох и выдох по 3 раза.

– воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;

– выдох должен быть длительным, плавным;

– ребенок не должен надувать щеки;

5. Воспитатель.

Молодцы ребята! Вы старались, и у вас получился сильный ветер. И вот мы приплыли уже к «Острову звуков», где нас ждут много интересных игр. (слайд )

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!

Чики, чики, чикичок, не стесняйся язычок.
Не стесняйся, не ленись, повторяй не ошибись:

6. Речевая гимнастика «Добавь звук»

Послушайте стихотворение «Разные звуки» и дополните его.

Где-то собаки рычали: р-р-р-р
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж-ж.
Мимо машины бежали: тр-р-р-р.
В небе далеком гудел самолет: л-л-л-л.
Свистели от ветра все поезда: с-с-с-с.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з-з-з.

Чики — чики –чики — чок!
Стал послушный язычок!

7. Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру: «Поймай звуки»

Я бросаю звуки, а вы должны поймать их и составить слово:

к, о, т (кот); м, а, к (мак); с, о, н (сон, н, о, с (нос); к, а, ш, а (каша); м, а, ш, а (Маша).

8. Игра «Цепочка слов».

Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего.

Например: зима — арбуз — заяц — цапля — яйцо — очки — игла.

9. Задание «Подберите картинки по схеме»

Теперь ребята садитесь за столы. внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале).

Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. Выполнив задание, дети рассказывают, где находится звук.

10. Физкультминутка

И.П. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки на пояс.

(барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб).

И.П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад

(зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).

11. Интерактивная речевая игра «Назови первый и последний звук в слове»

На экране будут задания. Если вы правильно называете первый и последний звук в слове, то появляется снежинка, а когда правильно выполните все задания, то заиграет музыка.

12.“Су-Джок»

Давайте ребята отдохнем: посидим на берегу, на песочке, поиграем с камушками.

Чтобы чётко говорить нужно с пальцами ……..дружить.

Дети хором произносят слова, катают по ладоням шарик.

“По руке круги катаю, из-под рук не выпускаю Взад-вперёд его качу, вправо, влево Как хочу! Танцевать умеет танец! На мяче мой каждый палец! Мячик пальцем разминаю, Вдоль по пальцам мяч катаю, Мячик мой не отдыхает, между пальцами гуляет. Вот я фокусник какой!”

А сейчас ребята, вы хотите поиграть с песочком?

13. Песочная терапия

Дети возьмите в руки розеточки с песочком.

Насыпьте песочек в кулачок и потихоньку высыпайте его на стекло.

Вот как он с нами разговаривает — с-с-с-с-с! А теперь руками разровняйте его по стеклу, погладьте его.

Какой он?(сухой или мокрый, теплый или холодный).

Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Слышите, как песочек смеется? Ему это понравилось. Он хочет с вами поиграть.

Игра «Необычные следы»

Ребята, давайте оставим следы на песке.

* «идут медведи» — ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;

* «прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.

* «ползут змеи» — ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:

* «бегут жучки, паучки» — ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются — «жучки здороваются»)

Ребята, посмотрите на свои ладошки. У вас на руках остались песчинки. Потрите ладошки друг о друга.

14. Воспитатель.

Корабль с якоря снимаем, путешествие продолжаем! (Крутит штурвал).

Мы плывем к острову «Скороговорок». (показ слайда)

Посмотрите на экран.

Кто изображен на картинке? (мыши)

О них есть такая скороговорка:

«Шесть мышат в шалаше шуршат»

Какой звук часто повторяется в скороговорке? (Ш)

Давайте медленно и четко произносим в каждом слове звук (Ш).

Теперь скороговорку расскажем шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко.

Проговорите скороговорку медленно, как будто вы спрашиваете, а потом быстрее.

(Индивидуальные и хоровые ответы).

Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.

«Три сороки тараторки тараторили на горке. (показ слайда)

Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке? (Р)

Проговорите скороговорку медленно, как будто вы удивляетесь, а потом быстрее. Совсем быстро.

Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.

(Индивидуальные и хоровые ответы).

«Сидели, свистели семь свиристелей». (показ слайда)

Какой звук часто повторяется в скороговорке? (С)

Где находится язычок, когда мы произносим (С) ?

Проговорите скороговорку медленно, как будто вы восхищаетесь, а потом быстрее. Совсем быстро.

(Индивидуальные и хоровые ответы).

Воспитатель. Молодцы ребята, со всеми заданиями справиться смогли!

Корабль с якоря снимаем, путешествовать продолжаем. (Крутит штурвал).

У нас по курсу (смотрит в бинокль) бухта, где произошла «штранная история»

18. Чтение стихотворения Петра Синявского «Штранная иштория» (слайд)

Встретил жук в одном лесу Симпатичную осу. – Ах, какая модница! Пожвольте пожнакомиться.

Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!
И красавица оса
Улетела в небеса.

Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится.
– Это ж надо было так
Опроштоволоситься!

Дети вам понравилось это стихотворение и почему? ( интересное и смешное).

Ребята, давайте исправим звуки в словах, которые неправильно произносил жук.

Как правильно сказать слова «пожвольте пожнакомиться».?

Нам было смешно – когда жук говорил неправильно. Если говорить слова неправильно, тебя могут не понять другие и над тобой могут смеяться. Вот, что бывает, когда звуки речи не правильно произносят, поэтому следить за правильным звукопроизношением! Давайте вспомним правило:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Пора нам, дети, возвращаться в детский сад.

Итог занятия:

В какой стране мы с вами побывали? На каких островах?

Что вам особенно запомнилось?

Что для вас было трудным?

Скачать презентацию к занятию

Камлева Валентина Михайловна,
воспитатель

Логопедические занятия в подготовительной группе

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на планету Цветсистемзия» Конспект занятия по логопедии с детьми старшей группы «Путешествие на планету Цветсистемзия». Цель: Автоматизация свистящих звуков (С, (З, (Ц) в слогах, словах, словосочетаниях с элементами конструирования из Лего роботов, дополнительно провести эксперимент с окрашиванием цветов.

Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической ОД по автоматизации звука [Ц] у детей 4–7 лет Тема: «Звук Ц» («Автоматизация звука Ц в обратных слогах, словах, предложениях и текстах, содержащих обратные слоги с Ц) Цель: Автоматизация звука Ц в обратных слогах , словах, предложениях и текстах, содержащих обратные слоги с Ц. Задачи: 1. Тренировать правильное произношение.

Логопедические занятия – Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей 6–7 лет с ТНР «Лесные животные»

Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе. » Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Лесные животные» Составитель: учитель – логопед Гончаренко О.Н. Цель: – совершенствование речевой и познавательной активности детей. Задачи.

Конспект логопедического занятия по развитию речи с этнокультурным компонентом в подготовительной группе «Домашние животные» Конспект логопедического занятия по развитию речи с этнокультурным компонентом в подготовительной группе по теме: « Домашние животные» Цель: 1 Развивать связную речь 2 Обогащение словаря по теме «Домашние животные» Задачи: Образовательные: – закреплять и расширять знания о.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «В гостях у царицы Осени» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР В гостях у царицы-Осени Конспект итогового логопедического занятия Цели: Выявить уровень сформированности грамматических категорий (от-носительные и притяжательные прилагательные, связной речи.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Путешествие на Северный полюс» Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий, животного мира Крайнего Севера.

Логопедические занятия – Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Звуки [ж] и [з]»

Статья «Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного. » Цель: Создание условий для успешной автоматизации, дифференциации звуков [ж] и [з] в речи ребёнка. Задачи: Коррекционной-образовательные: -упражнять в правильном произношении [ж] и [з]; -дифференцировать звуки [ж] и [з] в слогах, словах, предложениях. Коррекционной-развивающие.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Земля, где я живу» Земля, где я живу Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе Тема: «Земля, где я живу». Цель: Формирование гражданско-патриотических чувств. Задачи: • Расширить знания детей о хакасской земле, её географическом расположении, климате, полезных.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Рыбы. Мир морей и океанов» Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Рыбы. Мир морей и океанов». Коррекционно-образовательные задачи: – закрепить навыки словообразования и словоизменения: образование множественного числа существительных, согласование существительных с числительными, образование.

Занятие в логопедической подготовительной группе по ФЭМП «Состав числа 9» Занятие в логопедической подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений. Состав числа 9. Цель: учить детей в умении раскладывать число 9 на два меньших числа на примере елочных шаров, закрепить дни недели, решение задач, знакомство с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: