Логопедическое занятие по теме ‘Игрушки’

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме: «Игрушки»

  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Учить запоминать и повторять цепочку из трех слов.
  • Учить образовывать относительные прилагательные.
  • Учить детей составлять описательный рассказ по заданной схеме.
  • Учить детей различать и называть наложенные контурные картинки.
  • Учить образовывать родительный падеж существительных.
  • Закрепить и уточнить знания детей об игрушках.
  • Развивать словарь детей по теме игрушки.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.
  • Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях.
  • Воспитывать взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Демонстрация дидактического материала.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный — игрушки: медвежонок, мяч, пирамидка, кукла, машинка.

Раздаточный —листки с наложенные контурные картинки, карандаши.

Слова: медведь, медвежонок, кукла, мяч, танк; матрёшка, мишка, ведро, машина, кубики, юла, неваляшка, пирамидка, мозаика; лото, дудочка, домик, зайчик, кубик, лошадка, грузовик, шар, телефон, лопатка, лиса, поезд, кроватка, поезд.

Предложения: Я сделаю пирамидку из дерева. Она будет деревянная. Я сделаю самолёт из пластмассы. Он будет пластмассовый. Я сошью зайца из шерсти. Он будет шерстяной.

Чтение художественной литературы о игрушках, рисование игрушек.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят взявшись за руки.

Учитель-логопед: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения.

Упражнение «Повтори правильно».

Учитель-логопед: Сядет тот, кто повторит за мной.

Кукла – мяч – танк; матрёшка – мишка – ведро; машина – кубики – юла;

неваляшка – пирамидка – мозаика; лото – дудочка – домик, зайчик – кубик — лошадка; грузовик — шар — домик; телефон — лопатка — лиса; поезд — мяч — кроватка.

(Дети повторяют и садятся на свой места.)

Учитель-логопед: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

Ответы детей: (о игрушках).

Основная часть

1. Беседа об игрушках

Учитель-логопед: К нам на занятие придет гость. А вот кто это вы узнаете отгадав загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

Ответы детей: (медведь).

Учитель-логопед: Медвежонок принес нам корзину с игрушками (кукла, пирамидка, матрешка, зайчик).

Вы все любите игрушки, играете с ними. А вы знаете, где делают игрушки?

Учитель-логопед: Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа, или пластмассы (логопед достаёт игрушки из корзинки). Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

2. Упражнение «Из чего сделана игрушка?»

Учитель-логопед: Ребята, мы с вами тоже будем делать из разных материалов свои любимые игрушки и рассказывать об этом медвежонку.

Я сделаю пирамидку из дерева. Она будет деревянная.

(Дети рассказывают и передают медвежонка друг другу.)

Ответы детей: (Я сделаю самолёт из пластмассы. Он будет пластмассовый. )

3. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед выставляет 4 игрушки в определённой последовательности и предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить, как они стоят. Дети закрывают глаза, логопед меняет игрушки местами.

4. Упражнение «Чего не стало?»

Логопед убирает одну игрушку и предлагает детям назвать предмет, который убрали.

5. Физкультурная минутка «Мячик»

Раз, два прыгай мячик. (Взмахи правой ладонья, как бы удары по мячу.)

Читайте также:
Мнемотехника для дошкольников - мнемотаблицы в работе логопеда

Раз, два и мы поскачем. (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.)

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

6. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

7. Развитие речевого слуха

(Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза.)

– Послушайте стихотворение, постарайтесь представить и запомнить, сколько игрушек было у Андрюшки.

Расставил Андрюшка в два рядка игрушки.

Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.

Вместе с лисой – зайка косой.

Следом за ними – ёж и лягушка.

Сколько игрушек расставил Андрюшка? (В. Волина.)

Ответы детей: (шесть).

Учитель-логопед: Назовите все игрушки мальчика Андрюшки.

Ответы детей: (мартышка, мишка. ).

8. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану:

– Из каких частей состоит.

– Из какого материала сделана.

9. Упражнение «Наложенные изображения»

У детей на столах лежат листочки.

Учитель-логопед: Медвежонок приготовил для вас задание. Посмотрите какие игрушки нарисованы на ваших листочках.

Ответы детей: (мяч, юла, пирамидка).

Учитель-логопед: Девочки раскрасят цветными карандашами юлу, а мальчики пирамидку.

(Дети выполняют задание.)

Учитель-логопед: Молодцы ребята! Вы справились с заданием медвежонка.

Заключительная часть

Учитель-логопед: «Ребята, медвежонку пора домой к маме. Вспомните, что медвежонок нам принес. Какие игры вам понравились?» (Медвежонок прощается и уходит.)

1. «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. / Составитель В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991.

2. «1000 загадок». Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития». 1998.

3. Нищева Н. В. «Тетрадь № 1 для старшей логопедической группы (2 год обучения) — Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

4. Метельская Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях». – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М.: ТЦ Сфера, 2004.

Подгрупповое логопедическое занятие по теме: “Игрушки”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Логопедическое занятие для старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование представлений об игрушках, их назначении.

Задачи:

· уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Игрушки»;

· закрепить знания о предложении;

· совершенствовать грамматический строй речи;

· развивать диалогическую речь;

· развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;

· воспитывать культуру общения и поведения на занятиях;

· формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Тип занятия: комбинированное.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Скачать:

Вложение Размер
Логопедическое занятие “Игрушки 15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие

(старший дошкольный возраст)

Учитель-логопед Гришунина В.В.

Цель: формирование представлений об игрушках, их назначении.

  • уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Игрушки»;
  • закрепить знания о предложении;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;
  • воспитывать культуру общения и поведения на занятиях;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Тип занятия: комбинированное.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

1. Организационный момент:

Дети стоят, взявшись за руки

Логопед: «Вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения. Молодцы!»

2. Упражнение «Повтори правильно».

Кукла – мяч – танк;

Матрёшка – мишка – ведро;

Машина – кубики – юла;

Неваляшка – пирамидка – мозаика;

Лото – дудочка – домик.

Логопед: «Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?» (Об игрушках).

3. Беседа об игрушках.

Логопед: «Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки? Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева или пластмассы, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими».

4. Артикуляционная гимнастика:

1. «Лошадка». 3. «Язычок вышел погулять»

2. «Кошечка». 4. «Змейка» и т.д.

5. Отгадывание загадок.

Круглый, гладкий и пузатый – Косолапые ноги,

Больно бьют его ребята. Зимой он спит в берлоге.

Почему беднягу бьют? Догадайся, ответь,

Потому, что он надут. Что это за зверь?

7. Упражнение «Из чего сделана игрушка?».

(образование относительных прилагательных)

Машина сделана из железа, она – железная;

Самолёт сделан из пластмассы, он…;

Матрёшка сделана из дерева, она…;

Мишка сделан из плюша, он…;

Кукла сделана из резины, она… и т. д.

8. Упражнение «С какой игрушкой ты играл?»

(усвоение глаголов 3 лица единственного числа прошедшего времени по картинкам). Ребёнок отвечает полным ответом.

9. Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Слоговой анализ слов:

Пирамидка, неваляшка, машинка, мишка, кукла, кубики, шарики, дом… (определить самое короткое и длинное слово).

10. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану:

– Из каких частей состоит? .

– Из какого материала сделана.

11. Упражнение «Скажи ласково».

Кукла – куколка, мишка – …, дом -…, машина – …, самолёт – …, матрёшка – …, заяц – …, птица – …, корабль – … и т. д.

12. Игра «Один – много».

Одна кукла, а много – …(кукол),

Одна коляска, а много – …,

Один мишка, а много – …,

Один велосипед, а много – …,

Одно колесо, а много – … и т.д.

Чуть ударишь этот мячик –

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не хочет перестать.

(поочерёдное соединение всех пальцев с большим пальцем)

14. Работа в тетрадях.

15. Подведение итогов занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие по теме: “Игрушки”

Коспект группового логопедического занятия в средней группе по лексической теме “Игрушки”.

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: “Игрушки”

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы с ТНР на тему «Игрушки».

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема «Игрушки”

Цель:- расширение и активизация словаря,развитие связной речи.

Логопедическое занятие по теме “Игрушки”

Занятие по теме “Игрушки” для дошкольников старшего возраста.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме “Игрушки” в старшей группе
логопедическое занятие по теме “Игрушки”

Данное занятие может быть использовано при формировании лексико-грамматических представления у дошкольников с ОНР.

Логопедическое занятие. Лексическая тема: “Игрушки”

В занятии используются игры на развитие внимания, логического мышления, связной речи. Представлены тексты загадок, упражнение на развитие фонематического слуха.

Занятие «Игрушки», ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнка»

Никифоровского района Тамбовской области

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме

Давыдова Елена Юрьевна

Цели: Расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки» Их назначение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны.

Задачи: Развитие грамматического строя речи с помощью игр и упражнений (Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных согласование прилагательных с существительными, согласование местоимения существительного в роде и числе ). Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия, внимания, ,мышления. Развитие речевого слуха, общей моторики, координации речи с движением

Оборудование: картинки с изображением игрушек разрезные картинки игрушки

1. Ход занятия

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Хотите узнать, кто?

( Логопед достает пирамидку, матрешку, машинку, мячик.)

Что это такое? Как можно их назвать одним словом? (Игрушки)

Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках.

Логопед: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Тогда попробуйте отгадать.

Он резиновый, упругий

Так и проситься на руки,

Чтоб подбросить и поймать, по дорожке покатать.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

На одной ноге крутилась,

И вдруг на бок повалилась,

С шумом на пол прилегла

У братишки есть их много:

Легковая, грузовая и специальная такая.

В этой открываю дверцу

В эту грузиться песок…

Мы с братишкой, если честно

В них играем весь денёк.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку –

Она закроет глазки,

Поиграем – будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром – дочка, днем – подружка? (Кукла)

Я из них построю дом,

Что же за кирпичики,

Как коробки спичечные? (Кубики

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это? (Матрешки)

2. Игра “Один- много”
мяч – мячи;

мишка – мишки;
зайчик – зайчики;

кубик – кубики;
матрешка – матрешки;

совок – совки
барабан – барабаны.

3. Игра “Что из чего”.

Логопед: Кто знает, из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги).

Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)

4.Физминутка «Буратино»

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

5 Игра “Большой – маленький”
Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
мяч – мячик;

слон – слоник;
машина – машинка;

6 . Игра “Какой, какая, какие”
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) – красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый ,…

7. Игра. «Собери картинки».

Логопед: Соберите картинки и назовите игрушки, которые у вас получились ( кукла, неваляшка, машинка, мишка, зайка, вертолёт).

8 «Четвертый лишний»

Логопед: Я буду вам показывать картинки, вы скажите, какая лишняя картинка.

Комплексное логопедическое занятие по теме “Игрушки” в старшей группе для детей с ОНР

Цели:

Образовательные:

  • Активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Совершенствование умения согласовывать слова в предложении, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Закрепление понятий «предмет», «признак предмета», «действие предмета». Совершенствование умения выполнять звуковой и слоговой анализ и синтез слов.
  • Закрепление умения работать над предложением: выполнять графическую схему предложения; составлять предложения к заданной схеме.

Коррекционные:

  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Закрепление грамматических категорий по теме «Игрушки»:
    – Словоизменение: согласование существительных с числительными «два» и «пять».
    – Словообразование: образование притяжательных прилагательных.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
  • Воспитание умения слушать друг друга.
  • Создание положительных эмоций.

Оборудование: фланелеграф; кружк , обозначающие звуки слова; игрушки: машинка, кукла, мишка, пирамидка, кот, ёжик, кубики, мячик, ослик, зайчик, робот; пособие «телевизор»; серия сюжетных картинок (размер 40 х 25 см.); карточки, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета; «звуковые кубики», ширма.

Раздаточный материал: счетные палочки, звуковые линейки, звуковые пеналы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости (педагоги ДОУ). Чтобы они с вами познакомились, сейчас каждый из вас громко назовет свое имя и скажет, сколько в нем слогов.

Дети называют свои имена и определяют в них количество слогов. (Например: «Меня зовут Миша, в моём имени 2 слога»).

2. Загадки об игрушках.

– А теперь попробуйте угадать, кто же еще пришел к вам в гости.

(Логопед загадывает загадки):

«Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

«Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).

«Что все это значит? Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла).

«Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).

«Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики).

(После каждой отгаданной загадки из-за ширмы достаётся соответствующая игрушка).

– Ребята, назовите одним словом, кто же еще пришел к нам в гости? (Игрушки).

– Для чего нужны игрушки? (Ответы детей)

3. Образование притяжательных прилагательных:

– Из чего могут быть сделаны игрушки? (Игра с мячом)

Кубики из дерева (какие?) – деревянные
Мячик из резины (какой?) – резиновый
Мишка из плюша (какой?) – плюшевый
Мышки из меха (какие?) – меховые
Кукла из соломы (какая?) – соломенная
Ведёрко из железа (какое?) – железное
Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая

4. Сюрпризный момент.

Вот еще одна загадка: «Что это такое?» (Вносится пирамидка без колец).

Ребята, а вы знаете, почему у пирамидки нет колец? Сейчас я вам расскажу: жадный Бегемотик (показ соответствующей игрушки) забрал у нас все колечки и не хочет отдавать. Он согласился отдать кольца только при условии, если вы выполните все его задания. За каждое задание – одно колечко. Согласны?

5. Выделение 1-го звука из слов, характеристика данного звука.

Первое задание Бегемотика:

– Вы должны определить первый звук в названии игрушек и наклеить соответствующий звук – кружок на фланелеграф.Самосвал, мишка, кубики, ослик, зайка, пирамидка, робот»).

(Гласный звук – кружок красного цвета; согласный твёрдый – кружок чёрного цвета; согласный мягкий – кружок синего цвета).

6. Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики рук)

«На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать».

7. Звуковой анализ.

Следующее задание: выполнить звуковой анализ клички котенка – ВАСЬКА.

(Дети выполняют звуковой анализ с помощью звуковых линеек и пеналов).

Один ребенок выполняет задание у доски с помощью пособия «звуковые кубики», рисует на доске слоговую схему слова.

8. Фонематический синтез.

Игра «Живые звуки».

Дети выбирают кружки с символами звуков: [з], [а], [й], [к], [а], становятся по заданному порядку и произносят «свой» звук.

Остальные должны «прочитать» загаданное слово. При правильном ответе предъявляется игрушка «зайка» и возвращается очередное колечко.

9. Динамическая пауза.

А) «Мячик мой» (координация речи с движением):

«Друг весёлый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо мячом играть» (В.Волина)

(Логопед «надувает» шарики: дети встают, длительно произнося звук: «с-с-с…».

Затем шарики «протыкают»: дети медленно приседают, произнося звук: «ш-ш-ш…»).

10. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Игра «Телевизор».

На наборном полотне рассказ, составленный по серии сюжетных картинок («Кораблик»). Две картинки перепутаны. Дети должны установить правильную последовательность. Затем все картинки (по очереди) вставляются в пособие «телевизор».

– Дети, сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм. Но вот беда: сломался звук. Нам надо выбрать диктора, который бы озвучил наш мультфильм. (Диктор выбирается считалочкой, которую произносят все дети:

«Мы со звуком [ш] играем. Слово к слову подбираем:
«шапка, шуба, шкаф, жетон! Выходи из круга вон!»).

Прежде чем приступить к «озвучиванию» мультфильма, ребенок должен объяснить, почему слово «жетон» оказалось лишним.

11. Согласование числительных «один», «два» и «пять» с существительными.

Детям предлагается положить на стол одну оранжевую палочку, две зеленые и пять белых.

Задание: “Игрушки перепутались и их надо сосчитать”.

Дети считают игрушки. Палочки служат зрительной опорой. (Можно сказать, что игрушки превратились в палочки).

Образец: “Одна кукла – две куклы – пять кукол”

кубик –
юла –
машинка –
мяч –
шарик –
пирамидка –
погремушка –
мишка –
самолётик –
зайчик –
матрёшка –
собачка –

12. Выполнение графической схемы предложения; составление предложений к заданной схеме.

– А теперь самое сложное задание:

Бегемотик хочет, чтобы вы составили предложение. Но не просто так, а чтобы первое слово обозначало признак предмета , второе – предмет , а третье – действие предмета .

(Дети придумывают слова, педагог выбирает лучшие. Затем рисуют схему предложения. Например: «Пушистый котик спит»).

13. Дифференциация звуков [р] – [л] (на слух)

“Молодцы! Вы собрали всю пирамидку! Но чего-то не хватает… (Верхушки). Сейчас вы попробуете догадаться, кто прячет верхушку нашей пирамидки”.

Педагог поочередно прикасается к игрушкам, произнося над каждой из них определённый слог: “ ра – ра – ра – ра – ла – ра – ра…”

(Верхушка пирамидки у мишки, так как над этой игрушкой был произнесен слог “ла”).

14. Итог занятия.

– Молодцы! Вы выполнили все задания, собрали всю пирамидку. Наши гости – игрушки наблюдали за вами, и им очень понравилось! Поэтому они решили остаться и поиграть с вами.

(Дети убирают рабочий материал со своих рабочих столов и берут игрушки).

Коррекционное занятие на тему “Игрушки”.

Учитель-дефектолог МБОУ ЦПМСС г.Якутска

Павлова Любовь Иннокентьевна

Открытое логопедическое занятие на тему “Игрушки”.

Контингент: старшая группа.

Цели: Закрепитьзнания названий игрушек и обобщающее слово «игрушки». Развивать умение выделять 1 звук в слове.

Задачи:1.Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с числительными от одного до пяти.Учить образовывать относительные прилагательные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов. Координация речи с движением, развитие общей моторики. Совершенствование навыка выполнения прыжков на носочках.

2. Развивать словарный запас; развивать речевое внимание и память. Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнения и расширение словаря. Развивать умения согласовывать стихотворный текст с действиями. Развитие артикуляции, речевого дыхания и мелкой моторики. Развитие слухового внимания, чувство ритма. Развивать зрительную и слуховую память, координацию движений.

3. Воспитывать умения работать в коллективе, собирать игрушки.

Оборудование: игрушки, предметные картинки, телевизор, ноутбук, диски, зеркало, салфетки, массажные мячики.

На занятии присутствуют родители.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Встреча детей, организация приветствия.

– Назовите ласково своих соседей. Например, Юлю можно назвать Юлечка, а Сережу – Сереженька.

– Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.

  1. Введение в тему.

а) Артикуляционная разминка.

– Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? Да за то, что он надут. (Мяч.)

– Про что эта загадка?

– Что можно делать с мячом? Изобразите, с помощью щек, губ, какой мячик бывает.

Совместно с логопедом выполняют упражнения «Улыбочка – трубочка», «Качели», «Часики», «Чашка», «Лопатка», «Лошадка», «Сьели вкусное варенье», «Орешек».

б) Дыхательная разминка. Упражнение «Лопатка». Положите мягкий язычок на нижнюю губу. А теперь я прикреплю к языку каждого из вас кусочек тонкой бумаги. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на язык так, чтобы бумажка улетела. Упражнение проводится 2-3 раза.

  1. Повторение чистоговорок.

– Слушаем и повторяем (показ слайдов).

– Ра-ра-ра – начинается игра.

4. Игра «Чудесный мешочек».

– Поиграем в игру «Чудесный мешочек». Сегодня утром почтальон принёс мне посылку, в которой лежал вот этот чудесный мешочек. Вы хотите узнать, что в нём? Положи руку в мешочек и отгадай одну игрушку.

(Достать из мешочка все предметы: мяч, машина, кукла, кубик, пони. Дети называют все предметы).

– Как можно их назвать одним словом?

Сообщение темы занятия. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об игрушках.

– Расскажите, какие игрушки есть дома.

– Дома в детском саду когда закончили играть, надо что сделать?

– Назовите любимую игрушку.

5. Игра «Прятки».

– Игрушки любят играть в прятки. Я спрячу одну игрушку, а вы догадайтесь и назовите какую игрушку я спрятала. Закрывайте глазки.

Спрятать игрушки по очереди, если дети затрудняются ответить, описать предмет.

6. Игра «Подбери признак» Картинки кукла, лопатка, мяч, зайчик, пирамидка.

Кукла (какая?) –. (красивая, большая, маленькая, пластмассовая, нарядная и др.)

7. Пальчиковая гимнастика.

«Игрушки». Работа над темпом и ритмом речи.

– Вот сколько у нас игрушек, давайте их посчитаем. Приготовили наши пальчики.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Дети попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Помогаем нашей Кате

Разгибают пальчики, начиная с большого.

Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

8. Работа в тетради.

– Мы видим игрушки: юлу, мяч.

– Раскрасьте мяч, карандашом любого цвета, какой вам нравится.

Дети выполняют работу, логопед оказывает им необходимую помощь, организует во время работы диалог, задавая вопросы: «Какой цвет ты решил выбрать для своего мяча? Какой мяч у тебя получился? Опиши его». Затем логопед оценивает работу детей.

9. Массаж пальцев рук.

– Наши пальчики устали. (Раздать массажные мячи). –

– У тебя мяч какого цвета? (синего).

– Делаем круговые движения.

9. Выделение первого звука в слове.

– Это что? Юла. Назовите 1-й звук.

– Мяч. Назовите 1-й звук.

10.Упражнение “Эхо”.

– Проговариваем слово по слогам и хлопаем в ладоши.

Логопед (громко). Мяч!

Логопед (громко). Ю-ла!

Логопед (громко). Ку-би-ки!

Дети (тихо). Ку-би-ки!

Логопед (громко). Ма-ши-на!

Дети (тихо). Ма-ши-на!

Логопед. Вы были внимательным «Эхом!» Молодцы!

11. Физкультминутка.

Стихотворение с движениями «Самолет».

Самолетик – самолет (Разводят прямые руки в стороны и покачивают ими.)
Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и рычат.)
Завели мотор – р-р-р!
Зарычал мотор – р-р-р!
Заворчал мотор – р-р-р!
Заурчал мотор – р-р-р!
Загудел самолет – у-у-у! (Разводят прямые руки в стороны и тянут звук [у].)
И отправился в полет – у-у-у! (Бегут по кругу друг за другом.)
Приземлился самолет. (Приседают на одно колено.)

12. Упражнение «Помоги Андрюшке».

– Сегодня мы ребята поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте внимательно стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек у Андрюшки.

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой-
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой-
Зайка косой.
Следом за ним-
Еж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?

Дети: Шесть игрушек.

– Можете назвать их?

Дети. Мартышка, мишка, лиса, зайка, еж и лягушка.

13. Игра «Разрезные картинки».

– У меня есть красивая разноцветная коробка. А что в нем? (Разрезные картинки).

– Попробуйте собрать разрезные картинки, которые я вам дала.

Дети складывают картинки из частей.

– Расскажите, что у вас на картинках. Постарайтесь начинать свои ответы по-разному: “У меня на картинке… ”, “Я сложила…”

1-й ребенок: У меня на картинке мишка.

2-й ребенок: Я собрал пирамидку.

3-й ребенок: Я сложила паровозик.

4-й ребенок: А у меня на картинке мячик.

– Молодцы! Вы справились с моим заданием.

14. Итог занятия.

Оценка работы детей.

Предложить детям рассказать, чем они занимались, оценить их работу.

Логопедическое занятие с нарушением чтения и письма «Понятие о предлогах: в, на, из, под, над, у, с»

Цель занятия: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами в, на, из, под, над, у, с , практическое употребление предлогов в устной речи.

– закрепить знания детей о предлогах ;
– упражнять детей в правильном употреблении предлогов;
– учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения;
– упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

– формировать умения использовать предлоги в речи;
– Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью;
– развивать речевое дыхание.
– развивать внимание, память;
– активизировать мыслительную деятельность детей;
– развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

– формировать навыки самоконтроля, интерес к занятиям;
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

учителю-логопеду подготовить презентацию, написать письмо от Незнайки, подобрать стихотворение про предлоги, подобрать картинки для составления предложений, нарисовать и разрезать картинки.

мяч, конверт с письмом, д/и «Собери картинку», цветы и бабочки,карточки, схемы для составления предложений, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Этап УУД Содержание
Деятельность учителя-логопедаДеятельность учащихся

I. Организационный этап

II. Основная часть занятия.

2.1 Сообщение цели занятия
2.2. Игра «Незнайкино письмо».
2.3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, из, под, над, у
2.4. Составление предложений с предлогами (по картинке).
2.5. Дидактическое упражнение «Составь предложение».
2.6. Физминутка
2.7 Выделение предлогов из стихотворных текстов.
2.8 Работа с индивидуальным наглядным материалом.

III. Итог занятия. Рефлексия «Поляна»

Коммуникативные: развивать умения слушать и вступать в диалог с учителем
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач.
Регулятивные: научить принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные: отработать полученную информация, развивать речевые навыки
Регулятивные: развитие общей моторики, коррекция с учетом оценки своих результатов с др.
Коммуникативные: высказывать свое мнение
Познавательные: познакомить детей откуда появилась буква ща, и почему она пишется с буквой а
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные: умение слушать и отвечать
Регулятивные: развитие слухового внимания
Коммуникативные: умение слушать и понимать задание, общаться,
Регулятивные: развитие общей моторики
Регулятивные: формировать умение контролировать правильность выполнения задания
Коммуникативные: вести диалог
Личностные: выражать свое отношение к тем или иным вопросам, свои чувства и ощущения.

– Здравствуйте, ребята.
Надо вам свободней встать. И спокойнее дышать.
Предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем письмо»

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под) нашем городе новые дома. (За) улицах ходят нарядные жители. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Исправьте Незнайкины ошибки. (слайд 1)
Выставляет схемы предлогов в, на, за, под, над,у и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри;
НА – когда предмет находится сверху;
ПОД – когда предмет находится внизу;
ЗА – когда предмет находится сзади.
ИЗ – когда предмет вынимают откуда либо.
НАД –когда предмет находится над чем либо
У – когда предмет стоит где-то
Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

«У Незнайки есть друг Тюбик. (слайд 2) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. (слайд3) Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик».
Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)
Мяч лови, и мяч бросай,
предложение составляй!

На доске–совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом), его анализ.
Какой полоской обозначаем предложение?
Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок. Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?
Что поставим в конце предложения?
Сколько слов в предложении?
Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).
Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

«Незнайкина зарядка»
(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)
Вот Незнайкина зарядка -Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте
Вы, надеюсь, не устали?

«Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (слайд 3)
Предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:
Солнечный лучик упал на волну,
Солнечный лучик попал в глубину.
На горе, на горке,
на крутом пригорке
Стройная рябинка,
будто на картинке.
Стройная береза выросла в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.
На Незнайкиной подушке вышита кукушка..
Длинноухий заяц мчится, за ним гонится лисица.
Если хочет Тюбик спать,
Он приляжет на кровать.

«Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (слайд 4) то же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». После этого предлагает составить и записать предложение с
Примеры предложений: Котенок закатил резиновый мячик под диван. Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Вишенки.
Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятие.

Если вам на занятие было интересно, то возьмите бабочку и прикрепите ее на цветок, а если не, то над цветком, как – будто она улетела. «Спасибо, ребята, за то, что вы научили Незнайку правильно использовать предлоги, составлять предложения. В благодарность Вам за ваши знания, за старания Незнайка дарит вам на память свои фотографии».

Дети здороваются, обращается внимание на улыбку, доброжелательность, настрой на сотрудничество Выполняют упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» — предлогов: в, на, за, под, над, с

Дети слушают письмо,
Исправляют ошибки.
Читают стихотворение «Про предлоги»
Эти маленькие слова мы запомним навсегда.
Из норки к столу, по дивану. За кустиком, с кровати, в яму. От печки, через забор, у дороги. И называть мы их будем предлоги.
Дети составляют предложения с предлогами. Записывают их в тетрадь.
Ответы детей
(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)
Выполняют соответствующие движения
Дети по очереди называют предлоги, которые встречаются в тексте.
Дети собирают разрезные картинки.
Записывают предложения в тетрадь. Самостоятельно составляют схему предложения.
Ответы детей.

Конспект логопедического занятия по теме “Предлоги”

Класс: д/с

Вид занятия: формирование лексико-грамматических средств.

Тип занятия: фронтальное.

Тема: Обобщающее занятие по теме «Предлоги».

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять понимание детьми пространственных отношений, выражаемых предлогами.
  • Упражнять в практическом употреблении предложений с предлогами.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать операции анализа, синтеза, обобщения через умение понимать и различать схемы, обозначающие предлоги.
  • Корригировать грамматический строй речи через построение простого распространенного предложения.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения; проявлять настойчивость и целеустремленность в достижении конечного результата.

Словарная работа: предлог, схема.

Оборудование: гномики-предлоги «за, на, в»; схемы пройденных предлогов; предметные картинки: машина – дом, пенал – стол, бабочка – цветок, белка – елка, щенок – кресло, лиса – нора; фланелеграф; отдельные картинки для составления общей картины на фланелеграфе.

Раздаточный материал: сюжетные картинки для составления предложений на каждого ребенка.

Ход занятия

I. Организация начала занятия

– Закончите мою фразу: «На занятии наши уши внимательно … (слушают), они все … (слышат); наши глаза внимательно … (смотрят), они все … (видят); наша голова хорошо … (думает); наш язык четко и правильно … (говорит)».

II. Подготовительная работа. Сообщение темы занятия

– Мне сказали, что к нам в группу пришли гости. Кто-то из них спрятался за этажеркой. (Логопед голосом выделяет предлог.) Кто пойдет на поиски? Нашел, Максим? Кто же там спрятался? (Гномик – предлог «за».)

– А кто спрятался на полке?

– Вот они наши гости – гномики из страны предлогов. Какие слова помогли их найти? (Нам помогли маленькие слова – предлоги: за, на, в.)

– А если бы не было предлогов, нашли бы мы гостей? (Нет, не нашли.)

– Какие важные слова – предлоги! Они помогают нам узнать, где находится предмет, откуда или куда он движется. Сегодня на занятии мы покажем нашим гостям, как вы научились правильно употреблять разные предлоги.

III. Основной этап

1. Упражнение «Вставь предлог».

– Гномики-предлоги придумали для вас предложения, но подул сильный ветер и все предлоги из предложений улетели. Вернем их на место?

Дети называют, какой предлог пропущен в предложении, находят его схему, повторяют все предложение целиком.

  1. Снег лежит … крыше.
  2. Внучка пришла … бабушке.
  3. … домом летит самолет.
  4. Кошка гонится … мышкой.
  5. Колобок укатился … волка.
  6. … корзине лежат яблоки.
  7. Гриб вырос … деревом.
  8. Книги взяли … полки.

2. Упражнение «Составь предложение».

– А сейчас гномики предлагают вам самим стать маленькими учителями.

Каждый ребенок выбирает сюжетную картинку из предложенных и задает товарищам вопрос – где находится предмет, куда или откуда он движется. Остальные дети составляют предложение с предлогом по картинке. (Например: «Откуда вылетела птичка? – Птичка вылетела из клетки.»)

3. Динамическая пауза.

4. Составление предложений по двум предметным картинкам с разными предлогами.

– Ребята, гномики принесли на занятие пары картинок, чтобы составить предложения. А теперь они спорят, какой же предлог им выбрать. Поможем нашим гостям? Составьте предложения и выберите нужный предлог.

машина – дом пенал – стол
бабочка – цветок белка – елка
щенок – кресло лиса – нора

– Кто составит предложение по этим картинкам с другим предлогом?
(Примеры предложений: «Машина подъехала к дому. Машина стоит у дома. Машина выезжает из-за дома.» И т.п.)

5. Игра «Расскажи, где что (кто) находится».

Логопед выкладывает отдельные картинки для фланелеграфа, от имени гостей предлагает детям составить одну общую картину и рассказать, где находится каждый предмет.

Дети самостоятельно выбирают понравившиеся картинки, прикрепляют их на фланелеграф и составляют предложения с предлогами. (Например: «Белка сидит на елке. Птица летит над деревом. Солнце выглядывает из-за тучи.» и т.д.)

– Вот какая красивая картина у нас получилась! А помогли нам ее сделать предлоги.

IV. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей

– Гномики-предлоги благодарят вас за помощь и за работу на занятии: «Спасибо, ребята! Не забывайте о нас. До новых встреч!».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: