Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях

Логопедическое занятие”Дифференциация С- Ш” в слогах. словах, в предложениях”.
план-конспект по логопедии по теме

Индивидуальное логопедическое занятие.

Скачать:

Вложение Размер
differentsiatsiya_s-_sh.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация С- Ш в слогах, словах, предложениях.

Цель занятия : Совершенствование навыков дифференциации согласных звуков [с] – [ш].

  • Уточнить артикуляцию звуков [с] – [ш], выделяя сходство и различия. продолжать учить акустико-артикуляторной характеристике звуков Ш и С с опорой на различные виды контроля.

учить определять наличие данных звуков в словах; произносить данные звуки в слогах, словах, предложениях.

  • Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений от артикуляционных образов звуков.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развитие моторики речевого аппарата.
  • Закрепление связи звукового образа звуков с их графическим изображением.
  • Закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах, предложениях;
  • Воспитывать умение понимать учебную задачу, воспитывать устойчивый интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, телеграмма, колечки Су Джок, 2 картинки с изображением мальчиков, предметные картинки и слова (сок, суп, салат, ватрушка, паштет, каша, колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша),мяч.

Здравствуй! Я рада тебя видеть. Давай начнем наше занятие.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

– Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику а) для губ:

Ладонь сжата в кулак (пальцами вверх). Под счёт 1 – пальчики расправляются (расставлены в стороны, как лучики солнышка) и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счёт 2 – ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Под счёт 1 – пальчики расправляются, образуя большой круг и удерживаются одновременно с “Рупором” 5 сек., на счёт 2 – ладонь сжимается в щепоть. И так далее.

Под счёт 1 – пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “Чашечки” и удерживаются одновременно с “Чашечкой” 5 сек., на счёт 2 – ладонь выпрямляется. И так далее.

“Горка” Под счёт 1 – согнутая ладонь опущена и удерживается вместе с “Горкой” 5 сек., на счёт 2 – ладонь выпрямляется. И так далее.

Самомассаж биологически активных зон

Ты же знаешь, что весной все часто болеют? А чтобы нам не болеть, нам нужно сделать массаж! Ты любишь, когда тебе делают массаж?

«Чтоб горло не болело, мы его погладим смело,
(поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком»

(приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны-вместе)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!

(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону)

Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг об друга)»

Объявление темы занятия

Я сегодня получила телеграмму от братьев Сани и Шуры, давай посмотрим, что же в ней написано.

Мальчики приглашают нас гости.

Отправимся к ним в гости?

Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции

· Дыхательное упражнение «Ветерок»

Дорога предстоит нам через лес. В лесу подул тёплый ветерок Ш-Ш-Ш-Ш. И мы подуем Ш-Ш-Ш-Ш. А сейчас дует холодный ветерок С-С-С-С. И мы подуем С-С-С-С.

Какой звук мы произносили, когда пели песенку теплого ветра?

А какой звук произносили, когда пели песенку холодного ветра?

Как ты думаешь, какие звуки мы будем различать на занятии?

Уточнить артикуляцию звука С и звука Ш. Показать кистью руки положение языка для данных звуков(С- ладошка «Блинчик», Ш — ладошка «Чашечкой»)

Развитие фонематического слуха

Наши друзья Саня и Шура захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С» ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш», ты должен топнуть ногой.

( уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь)

Молодец, ты нашел Саню и Шуру!

· Пальчиковая гимнастика с колечками Су Джок

Надеваем колечко на пальчик произносим слог со звуком С (СА), снимаем — слог со звуком Ш (ША). И т.д.

Работа на уровне слога

Саня, запел свою песенку, давай будем петь вместе с ним: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы. Шуре, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось:

Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши.

Какие разные у нас получились песенки!

Работа на уровне слова

Саня и шура спрятали слова. которые они любят в буквах. Назови картинки.

Саня и Шура готовились к нашему приходу и поэтому сходили в магазин за продуктами. Посмотри, сколько всего они купили (предметные картинки: колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша). Как ты думаешь, что купил Саня, а что- Шура?

Назвать картинки. Разложить слова по группам.

Логопедическое занятие по теме «Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях»

Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Логопедическое занятие по теме «Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях» разработано в игровой форме, так как игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Цели логопедического занятия:

• Формировать умение различать звуки С-Ш в слогах, словах, фразах.
• Продолжить упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений с придаточным причины.
• Активизировать и расширять словарный запас.
• Развивать память, внимание, мышление.
• Формировать чувство бережного отношения друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, игрушка – заяц Степашка; карточки с картинками-«4-й лишний», карточки с предложениями для чтения; силуэты предметов (мальчик, шапка,сосна, шишка,белка), ручки, буквы, мяч.

1. Организационный момент:

– Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

2.Введение в тему.

– Ребята, наш Степашка попал в беду. Он играл в компьютерную игру и заблудился в ней. Чтобы он вернулся к нам, нужно послушать стихи и догадаться о каких звуках мы будем говорить на занятии. Поможем Степашке?

В словах на «С» повсюду свист, он слышен здесь прекрасно.
Собака, сумки, сахар, лист. Теперь тебе все ясно?
В словах на «Ш» – совсем не то, тут шум сплошной мы слышим.
Шалаш, подушка, решето, шуршим, решаем, пишем.

– Какие звуки мы будем повторять сегодня?

– Правильно С и Ш. Вот и вернулся к нам Степашка.

3. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

– Ребята, вспомните, при произнесении звука С (Ш), в каком положении губы, зубы, язык.

– Звуки С, Ш согласные, глухие, твердые.

4. Дифференциация на слух звуков С, Ш.

– Ребята, в слове, Степашка, тоже есть звуки С, Ш. Он их очень любит и хочет поиграть в игру «Покажи нужную букву». (Например: большой, сладкий, катушка, лес, сынок, шить, окошко, песок, ласточка, крыша, нос).

5. Упражнение «Наоборот» звуки в слогах С-Ш.

-Я называю слог со звуком С, а вы со звуком Ш. (Например: СА-ША, и т.д.)

6. Дифференциация С-Ш.

– Степашка, принес с собой карточки с картинками. Помогите ему правильно определить, какая картинка лишняя, объяснить почему и назвать, где слышится звук С (Ш) в этом слове.
(Сапоги, шуба, сандалии, кроссовки; (шуба-это одежда, звук Ш слышится в начале слова; и т.д.)

– Ребята ответьте на мой вопрос так, чтобы в слове были оба звука С-Ш.

– Как зовут зайца из программы «Спокойной ночи малыши»? ( Степашка)

– Кто ведет паровоз? ( машинист)

– Хвост у лисы какой? (пушистый)

– Чем покрыто тело собаки? (шерстью)

– Что светит днем в небе? (солнышко)

– Как называются маленькие баранки? (сушки)

– Если дети смеются, слушая рассказ, то этот рассказ какой?(смешной)

– Как называется дорога по которой едут машины? (шоссе)

– Кто играет в шахматы? (шахматисты)

8. Упражнение «Вставь пропущенную букву».

– Ребята, сейчас напечатайте пропущенные буквы в словах и прочитайте предложение. Назовите последнее слово в предложении и составьте звуко-слоговую схему этого слова

Ми.ша пьет анана.овый .ок. Последнее слово в предложении – сок.

– Ребята, Степашка принес вам силуэты предметов с их помощью вы сможете пересказать рассказ «Миша и белка». Слушайте внимательно.

Пошел Миша в лес за шишками. Видит стоит высокая сосна, а под ней много шишек. Но тут он заметил на сосне белку. Захотел ее поймать. Кинул в белку шапкой. А шапка на суку повисла. Так и ушел Миша домой без белки и без шапки.

10. Итог логопедического занятия.

Аникина Маргарита Николаевна,
учитель-логопед МБОУ НОШ №59 «Перспектива»
г. Липецк

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]–[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] – [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

I. Организационный момент.

– Заходит ребёнок, здоровается!

– Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

– Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка”).

Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
– Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

– Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

– Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Упражнение “Чашечка”.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

– Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

– К нам сегодня пришёл ещё один гость – это кукла.

– Она сказала, что зовут её Фафа.

– Ты слышала когда – либо такое имя?

– А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

– Поможем ей в этом?

– Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

– И вот первое задание.

– Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? (Саша).

– Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

– Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

– Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

– Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

– Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

– Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

– Поехали дальше. По дороге мы встретили сундук, он необычный.

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 – 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог – селим на первый этаж, если два слога – на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

– Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй – ка”.Игра с мяом.

– Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

Са – ша со – шо су – шу
Сы – ши ста – шта спа – шпа
Сма – шма сла – шла сна – шна
Сутки – шутки миска мишка
Каска – кашка касса – каша
Маска – Машка плюс – плюш

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

– Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, – ой, – ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, – ой, – ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

– А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

Поехали дальше. Спустили пар: с-с-с.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

– Необходимо выложить схему имени – Саша.

– Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

– Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

– Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

– Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

Клоун – это …… У сосны огромный …………..
Кошка съела бедную …….. Снегурочка подарила Маше ……
Малыш ест вкусную ……. У солдата большая ……..

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

– Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

– Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

– Назови звуки пропущенные в словах?

– А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

– Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] – [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Евгения Хмельченко
Конспект занятия «Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Цель: дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

формировать понятие «согласные звуки», уточнить особенности артикуляции звуков [С] и [Ш];

пополнение словарного запаса.

закреплять правильное произношение звуков [С] и [Ш];

закреплять навыки дифференциации звуков [С] и [Ш] на слух и в произношении.

развивать фонематическое восприятие;

развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки: самовар, самокат, сыр, оса, астра, карандаш, шапка, шофер, черепашонок, лягушонок; Совунья и Шпуля.

Ход занятия

Логопед: Здравствуй! Проходи, присаживайся рядом со мной!

Логопед: К нам сегодня пришли на занятие две гостьи. Ты знаешь, как их зовут? А из каких они мультиков?

Ребенок: Это Совунья и Шпуля. Совунья из мультика «Смешарики», а Шпуля из мультика «Фиксики».

Логопед: Молодец! Только вот наши гостьи не различают звуки, с которых начинаются их имена. За это их заколдовала колдунья и поменяла местами. Чтобы помочь им вернуться обратно в свои мультики, нужно научить наших гостий различать звуки, с которых начинаются их имена. Какие это звуки?

Ребенок: Это звуки [С] и [Ш].

Логопед: Умничка! Ты готов помочь нашим друзьям.

Логопед: Хорошо! Но сначала нужно подготовить наши губки и язычок к правильному произношению этих звуков.

Артикуляционная гимнастика

1. «Заборчик»: Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «и». Удерживать так под счет от 5 до 10.

2. «трубочка»: Сомкнуть зубы, сделав «заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «о». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

3. «накажем непослушный язычок»: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

4. Упражнение для губ «Бублик». Зубы сомкнуть. Попеременно вытягивать губы вперед (как будто произносим звук О, затем возвращаться в исходное положение.

5. Упражнение для языка «Чашечка». Рот широко открыть. Расположить широкий язык на нижней губе. Приподнять края языка вверх. Касаться верхних зубов нельзя.

6. Упражнение для языка «Гармошка». Рот открыть. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот, тем самым натягивая и стягивая подъязычную уздечку.

Совунья и Шпуля: Молодец! Первый шаг уже сделан!

Дыхательная гимнастика

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

«Насос» Представь, что из насоса выходит воздух. Сделай глубокий вдох носом. На удлиненном выдохе произнеси: С-с-с-с, имитируя при этом движения насоса руками. (4-5 раз)

Работа с речевыми профилями

Логопед: Давай дадим характеристику звуку [С].

Ребенок: Звук [С] – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Умничка! Когда мы произносим звук [С], в каком положении находится язык? Он лежит? А может он поднимается вверх? В каком положении находятся губы? А зубы?

Ребенок: Губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута, воздушная струя длительная и сильная, проходит по центру языка. Голосовые связки разомкнуты, горло не дрожит, голоса нет.

Логопед: Произнеси правильно слоги.

Логопед: Давай дадим характеристику звуку [Ш]

Ребенок: Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Очень хорошо! А что происходит с языком, когда мы произносим звук [Ш]? А что с губами? А что с зубами?

Ребенок: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Логопед: Произнеси правильно слоги.

Совунья и Шпуля: Замечательно! А сейчас мы поиграем с тобой в игру «Сыграй по нотам». Нужно правильно и четко произносить слоги, которые я буду называть.

Совунья и Шпуля: Отлично! А теперь мы предлагаем выполнить следующее задание. Я буду говорить слоги, а ты хлопни в ладоши один раз, если услышишь в слове звук [С], стукни по парте, если услышите звук [Ш]. Будьте внимательны! Слова: Ша, шу, шо, са, ос, ши, со, ош, уш, ас, ус, аш, су, сы, иш, ыс.

Логопед: Очень хорошо! Но ты, наверное, устал.

Логопед: Тогда встаем и подвигаемся.

Физкультминутка

Ходит кошка возле норки, Руки за спиной, ходьба на месте с поворотами вправо, влево.

Спинку выгибает горкой,

Ходит кошка – мышку ждет,

Только мышка не идет.

Кошка вспомнила про плошку, Бег на месте

Побежала по дорожке,

Дома плошка с молоком – Наклоны с доставанием пальцами носков.

Мышку можно съесть потом.

Вышла мышка не спеша, Будет малышам обед.

Ищет крошки малышам.

Хорошо, что кошки нет,

Будет малышам обед.

Совунья и Шпуля: Умничка! Осталось ещё чуть-чуть! Давай приступим к следующему заданию. Помоги Совунье и Шпуле разобрать вот эти картинки. Для Совуньи картинки, на которых слова со звуком [С], а для Шпули со звуком [Ш].

Для Совуньи: самовар, самокат, сыр, оса, астра

Для Шпули: карандаш, шапка, шофер, черепашонок, лягушонок.

Для обеих: сушка, шесть, солнышко.

Совунья и Шпуля: Большой молодец! Остался последний шаг!

А теперь внимательно послушай и произнеси следующие чистоговорки:

Ша-ша-ша – у меня лапша.

Шо-шо-шо – летом хорошо.

Ши-ши-ши – Миша с Машей малыши.

са-са-са — у Сани коса

со-со-со — поломалось колесо

сы-сы-сы — длинные усы

Совунья и Шпуля: Замечательно! У тебя все получилось! Теперь мы можем вернуться обратно в наши мультики! Спасибо тебе большое!

Итог занятия:

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие! Чем мы сегодня занимались? А что тебе больше всего понравилось?

Конспект занятия «Щенок» по теме «Автоматизация звука [Р] в прямых и обратных слогах, в словах и предложениях» Цель: закрепить навык правильного произношения звука Р в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – развивать.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л] в слогах, словах и предложениях» Групповое логопедическое занятие Тема: Дифференциация звуков «С-Ш» в слогах, словах и предложениях. Цели: • Развитие речи, памяти, логического.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С ], [Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С ],[Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» (старшая.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях» Тема: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. (По мотивам сказки А. Н. Толстого «Буратино».) Задачи:- развивать артикуляционную.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] — [Б], [П’] — [Б’] в слогах, словах, предложениях» Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях» Цель: Научить дифференцировать звуки.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] и [Л] в словах и предложениях» Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: “Дифференциация звуков Р и Л в словах и предложениях”. Цель: автоматизировать и.

Конспект урока для 1 класса коррекционной школы «Дифференциация звуков [С] — [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях» Конспект урока по произношению 1 класса. Тема урока: Дифференциация звуков и букв С-Ш. Тип урока: усвоение новых знаний. Цель: научить различать.

Конспект занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях, дифференциация гласных звуков [ы]-[и]» Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях, дифференциация гласных звуков [ы-и]. Цель: упражнять в правильном произношении.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях» в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Общеразвивающего вида «Увинский детский сад№1» Конспект Индивидуальное занятие.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе для обучающихся с нарушением интеллекта по теме:

«Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»

Цель: Умение различать звуки С-Ш в слогах, в словах.

1.Закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш].

2. Дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах.

3. Определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Развитие фонематического слуха и слухового внимания.

Совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса обучающихся.

Стимулирование обучающихся к полным речевым высказываниям посредством различных упражнений.

Воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда.

Формирование контроля обучающихся за собственной речью.

Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: проектор, тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, цветные карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент:

– Здравствуйте! Внимание! Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок.

Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы.

Чтобы четко произносить звуки, надо потренировать свой язычок. Выполним артикуляционную гимнастику: ( Слайд 2)

Зубы ровно мы смыкаем,

И заборчик получаем…..

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

«Горка». «Киска сердится»

Превратился в кошку

Выгнул круто спинку –

И в постельку лёг.

Язык широкий положи,

А края приподними,

Чашку в рот мы занесём,

Её бока к зубам прижмём.

Красить потолок пора

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Наш маляр работе рад.

«Чистим зубки»

Не темнели чтоб они.

«Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Как лошадка пробегает,

язычок наш тоже знает.

Цок, цок, цок да цок –

Скачет, скачет язычок.

Дыхательная гимнастика:

А теперь мы не спеша

Будем правильно дышать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

(упражнение глубокого вдоха через нос, а выдоха через рот).

Подготовка к введению в тему:

– Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он просит вашей помощи, помогите ему отгадать загадки и назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на занятии.

Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт
(сосулька)

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Выделение первого звука из слов – отгадок (слайд 3).

Определение темы занятия:

Сегодня на занятии мы будем различать «Звуки С-Ш», слышать и проговаривать эти звуки в слогах, в словах. (слайд 4).

Основная часть.

1.Возьмите зеркала и попробуем уточнить правильную артикуляцию звука С.

Давайте посмотрим, профиль звука «С» (слайд 5)

– Какое положение принимают губы при произнесении звука «С»? (губы в улыбке).

– При произнесении звука, где находится язык? (у нижних зубов).

– Если поднести ладони ко рту и произносить звук «С», мы ощущаем?

(холодную воздушную струю).

А теперь про звук «Ш». (слайд 6). Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

2.- Давайте дадим им характеристику: согласный или гласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий (используя сигнальные карточки).

– Предлагаю прослушать звуки, которые издаются в окружающем мире: шуршат на дереве листы, насос свистит. Какие звуки они издают?

3. Игра «Шифровальщик». Незнайка принес телеграмму и просит вас, ребята, ее расшифровать. (слайд 7)

Стрелочка указывает вверх, что нужно произносить звук «ш», а вниз звук «с».

IV. Дифференциация звуков на уровне слога и слова. «Повторяй за мной». Чтение слоговых таблиц (слайд 8)

Проговариваем чистоговорки хором:

СА-СА-СА – под сосной идёт лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем не спеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы лисы.

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку.

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

VI. Игра на развитие фонематического слуха. Игра «Не ошибись». Перед вами картинки, Обведите зеленым карандашом те картинки, в которых слышится звук «С».

А синим, в котором слышится звук «Ш».

Картинки: сани, мешок, парус, носок, шуба, колесо, машина, цыпленок, труба, мышь, подушка, сосна.

– Какие картинки лишние? (цыпленок, труба)

VII. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу: (слайд 9)

VIII. Игра «Посчитаем». (слайд 10)

Незнайка предлагает посчитать предметы от 1 до 5.

1 шапка, 2 шапки и т.д.

1 карандаш, 2 карандаша и т.д.

1 мышь, 2 мыши и т.д.

IX. «Исправь ошибку». Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

У тебя все получилось!

X. Итог занятия. Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали?

-Что вам понравилось на занятии?

-Как ты оценишь свою работу? С помощью смайликов. Если ты доволен работой подними – радостного, не совсем справился с заданиями – грустного.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект занятия “Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях”

Трофимова Н.Н.
Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР – д/с № 116

Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.

-уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить делить слова на слоги; учить согласовывать прилагательные с существительными, учить строить фразу.

– развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

– воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.

-предметные картинки для дифференциации звуков С и Ш в словах и предложениях.

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Игровое упражнение «Четвертый лишний»

Выделение лишнего слова: апельсин, абрикос, ананас, улитка.

-Почему улитка лишнее слово? Какие гласные звуки ты знаешь?

-А какие еще есть звуки? Почему они называются согласными?

-Мне пришло письмо от Сони и Шурика. В своем письме они просят о помощи. Злая колдунья заколдовала юную принцессу, превратив ее в старуху. И чтобы помочь ей нам надо выполнить задания. Поможем?

2.Выделение первого звука в словах.

-Скажи, какой первый звук ты слышишь в словах «Соня» и «Шурик».

-Сегодня мы поучимся различать звуки С и Ш в слогах, словах, предложениях.

3.Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков С и Ш.

-Звуки С и Ш какие они?

[С] – согласный, твёрдый, глухой.

[Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

4.Игровое упражнение «Повтори».

-Слушай внимательно, повторяй старательно.

5.Выделение звуков С и Ш из ряда других звуков.

-Подними символ (круга) если услышишь звук С и символ (прямоугольника) если услышишь звук Ш.

-с, м, а, ш, с, н, о, ш, ш, с, и т.д.

6.Отгадывание слов с пропущенными звуками.

-На столе лежат картинки нужно внимательно прослушать слово с пропущенным звуком и найти нужную картинку.

(..апка,…уба. умка. ова. ахматы. каф.)

7.Деление слов на слоги.

-Разложи картинки правильно, в паровозик с одним окошком картинки в название которых один слог. В паровозик с двумя окошками картинки в название которых два слога и т.д.

(кукушка, кошка, шар, подушка, сова, ананас, суп, посуда, сумка).

8.Игровое упражнение «Найди пару».

-Нужно найти пару картинок на звуки С и Ш, которые объединяются одной лексической темой.

9.Игровое упражнение «Выдели слово».

-Найди картинку в название которой можно услышать звук С и обведи фломастером .Затем найди картинку в название которой можно услышать звук Ш и обведи фломастером эту картинку.

10.Отгадывание загадки. Подбор слов признаков и слов действий к отгадке загадки.

«У порога плачет, когти прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет». (Кошка).

-Скажи, какая кошка? Подбери слова признаки в название которых есть звуки С и Ш.(пушистая, смешная, шустрая, большая.)

-Скажи, что кошка может делать? Подбери слова действия, в название которых можно услышать звуки С и Ш.(спит, кушает, ест, шумит, шалит.)

11.Согласование существительных с прилагательными.

-Мы сказали кошка пушистая, а кто может быть пушистый, пушистое, пушистые? Подбери картинки.(снег, одеяло, зайчики).

-Еще мы говорили, что кошка смешная. А кто может быть смешной, смешное, смешные? Подбери картинки и назови фразу.(гном, кино, клоуны).

12.Анализ с синтез слов «суп», «шум».

-Все кошки любят молочный суп, составь схему слова «суп».

Раздор схемы. Назвать первый (второй, третий) звук. Дать характеристику, определить количество звуков и слогов в слове.

-Когда кошка сытая она начинает играть, бегать, шалить и создает ….

-Угадай, какое слово получится, если в слове «суп» первый звук мы заменим на звук Ш, а последний звук в слове «суп» мы заменим на звук М.(шум)

Анализ и синтез слова «шум».Разбор схемы слова.

13.Выделение слов на звуки С и Ш из текста. Пересказ рассказа с использованием картинок к тексту.

-Послушай рассказ и потом назови попробуй назвать все слова на звуки С и Ш.

«У Саши живет кошка Муся. У Муси длинные усы. Она ловит мышей. Мышки убегают от Муси. Кошка Муся большая, смышленая, она догоняет мышек».

-Попробуй сама пересказать рассказ.

-Мы выполнили много заданий и теперь я думаю нам удалось помочь Соне и Шурику. Давай взглянем на фото заколдованной принцессы.

-Чары рассеяны мы справились!

-Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах, словах, предложениях?

Конспект логопедического занятия на тему: ” Дифференциация звуков [С ],[Ш] и букв С-Ш в слогах, словах, предложениях и связной речи”.

Цель: Формировать умение дифференцировать звуки [С], [Ш] и буквы С-Ш в слогах, словах, предложении, тексте, на лексическом материале «Животные жарких стран».

Обучающие задачи занятия:

– закрепление знаний об артикуляции и акустических признаках данных звуков.

– обогащение словарного запаса на данные звуки по лексической теме: «Животные жарких стран».

-закрепить знания и умения выделять «звук», «слог», «слово», «предложение».

– закрепить связь между звуками[С], [Ш] и буквами «эс» и «ша».

– продолжать учить детей давать полную характеристику звукам, на основе их артикуляции.

Развивающие задачи занятия:

-Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;

-Развитие мелкой моторики

-Развитие фонематического слуха, фонематического анализа, умение находить место звуков в словах.

– Способствовать развитию познавательных процессов.

– Формирование навыков совместной деятельности.

Воспитательные задачи занятия:

-Воспитывать интерес к занятиям, воспитание трудолюбия, настойчивости.

Коррекционные задачи занятия:

-дифференциация звуков в самостоятельном произношении (в изолированном виде, в слогах, словах, предложении, тексте, связной речи).

– корректировать и развивать фонематическое восприятие.

– Восполнять пробелы в формировании грамматического строя речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: ” Дифференциация звуков [С ],[Ш] и букв С-Ш в слогах, словах, предложениях и связной речи”. »

Бюджетное образовательное учреждение

« Знаменская средняя школа»

Знаменского Муниципального района Омской области

Конспект логопедического занятия на тему:

Дифференциация звуков [С ],[Ш] и букв С-Ш

в слогах, словах, предложениях и связной речи”

Выполнил: Раздымахо Т.А.

БОУ «Знаменская средняя школа»

Знаменское 2014

Тема занятия:

Дифференциация звуков[С ],[Ш] и букв С-Ш

в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Тип занятия: подгрупповое

Для детей 7 лет.

Цель: Формировать умение дифференцировать звуки [С], [Ш] и буквы С-Ш в слогах, словах, предложении, тексте, на лексическом материале «Животные жарких стран».

Обучающие задачи занятия:

– закрепление знаний об артикуляции и акустических признаках данных звуков.

– обогащение словарного запаса на данные звуки по лексической теме: «Животные жарких стран».

-закрепить знания и умения выделять «звук», «слог», «слово», «предложение».

– закрепить связь между звуками[С], [Ш] и буквами «эс» и «ша».

– продолжать учить детей давать полную характеристику звукам, на основе их артикуляции.

Развивающие задачи занятия:

-Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;

-Развитие мелкой моторики

-Развитие фонематического слуха, фонематического анализа, умение находить место звуков в словах.

– Способствовать развитию познавательных процессов.

– Формирование навыков совместной деятельности.

Воспитательные задачи занятия:

-Воспитывать интерес к занятиям, воспитание трудолюбия, настойчивости.

Коррекционные задачи занятия:

-дифференциация звуков в самостоятельном произношении (в изолированном виде, в слогах, словах, предложении, тексте, связной речи).

– корректировать и развивать фонематическое восприятие.

– Восполнять пробелы в формировании грамматического строя речи.

Оборудование: зеркала, графические модели, карточки, схемы, таблицы, компьютерная презентация.

Читайте также:
Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: