Логопедическое занятие ‘Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака’

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Путешествие в королевство Мягкого знака»

I. Организационный момент (развитие логического мышления)
Эту букву не читаем,
С нею мы слова смягчаем,
В середине, в конце слова,
Встретить её можем снова.
Без неё нельзя никак,
Что же это -. (Мягкий знак.)
Лог. – Догадались, ребята, какая тема нашего занятия? ……. Молодцы! Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце (середине) слова, учиться правильно писать и читать слова с этой буквой.
II. Работа над материалом.
1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления.
Лог: – Сегодня мы отправимся в путешествие в королевство Мягкого знака.
1. Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет. (Корабль)
Лог: – Где находится «Ь» – знак в слове корабль. Какую функцию он выполняет? (смягчает согласную, которая стоит впереди). Молодцы! На доске появляется карта путешествия.
Лог: – Надеваем банданы и отплываем.
2. Разминка с мячиками-ёжиками (несколько упражнений на выбор учителя). Записать число в тетрадках.
3. Развитие логического мышления (операции аналогия, обобщение и классификация)
Лог: – Вот и первая остановка – остров «Загадочный». Начинай с буквы «М». Разгадайте слова и запишите их в тетрадь. Подчеркните зелёным карандашом согласную, которую смягчил Ь-знак.
• Овощ……. (морковь)
• Ходит дворник с метлой, подметает снега –
Запылил белой мглой и поля и луга……….метель.
• Она девочка, а он – ……….. мальчик.
• Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд, а зимой сосёт он лапу……..медведь.
Стол, стул, шкаф, кровать – это……..мебель.

4. Развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти, мышления (классификации), буквенного синтеза.
Остров «Лесной». Найди в таблице 6 названий животных. Зачеркни эти названия цветным карандашом. Слова: медведь, рысь, хорь, соболь, олень, лось.
5. Физминутка (речь с движением)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо)
Потянулся он со сна: (потягивания – руки вверх)
К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набрался сил,
Головой медведь крутил. (вращение головой)
Наклонился он вперёд,
Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой к левой ступне и наоборот).
Наконец медведь наелся (гладим животик)
И на брёвнышке уселся (садимся за парты).

6. Развитие слогового синтеза.
Остров «Дружбы». Собери слова из слогов. Запиши, получившиеся слова в тетрадь, разделив их на две группы (-ь, -ь-) (восемь, карась, пеньки, осень, рельсы, лошадь, полька, пальцы)
во цы
ка рась
пень шадь
о сы
рель ка
ло семь
поль сень
паль ки

7. Развитие фонематического восприятия и умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.
Остров «Волшебный». Игра с мячом.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е. Измайлов).
Лог: – Я назову вам слово без «ь», а вы добавьте его в конец и скажите мне новое слово.
Кон – конь, стал – сталь, шест – шесть, хор – хорь, мел – мель, угол – уголь, кров – кровь, жар – жарь, ел – ель, пар – парь, топ – топь, пыл – пыль, плакат – плакать, пример – примерь.
8. Работа над предложением. Закрепление правописания Ь в конце и в середине слова. Развитие самоконтроля.
Остров «Невезения». На этом острове в словах пропал «ь» – знак. Как теперь читать слова? Прочитайте предложение и вставьте пропущенный «Ь» знак там, где это нужно.
ОПЯТ ПЯТ РЕБЯТ НАШЛИ У ПЕНКА ПЯТ ОПЯТ.
9. КОРОЛЕВСТВО «Ь» ЗНАКА.
Блиц опрос:
• Чего нет у буквы «Ь» – знак? (звука).
• Где в слове может стоять «Ь» – знак? (в середине и конце).
• Почему у «Ь» – знака нет заглавной буквы? (с него не начинаются слова).
• Для чего нужен «Ь» – знак? (смягчает согласные, разделяет согласные и гласные).
• Вспомните слова с «Ь» – знаком, который стоит в середине слова и смягчает согласную.
III. Итог занятия.
Лог: – Ребята чему мы учились сегодня на занятии? Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите смайлики. «Ь» – знак доволен, вот вам от него подарки.
Литература:
1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» – М. Просвещение 1987 г.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. Из-во Книголюб.
3. Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М. Из-во Аквариум. 2006 г.
4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки. М. Из-во Астрель. 2006 г.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия (Автоматизация звука (Ц) в словах и предложениях)

Логопедическое занятие «Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака»

Логопедическое занятие по теме «Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака» разработано для учащихся 2 классов, относится к I этапу коррекционного обучения. На этом этапе происходит восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Данный урок проводится с использованием компьютерных технологий, которые позволяют разнообразить приёмы работы учителя – логопеда и удерживать внимание детей в процессе занятия, также способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Целью урока является формирование умения различать на слух твердые и мягкие фонемы. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь.

Компьютерная презентация на уроке помогает сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

План-конспект логопедического занятия.

1. Образовательная. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь.

2. Развивающая. Развивать звукобуквенный анализ и синтез, фонематический слух. Развивать слуховую память и восприятие.

3. Воспитательная. Воспитывать умение внимательно слушать ответы друг друга, чувство взаимопомощи. Расширять словарный запас по теме «зима».

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (экран), медиапроектор.

Для детей: Тетради, ручки, карандаши.

Тип занятия: групповое.

1. Организационный момент:

Организация внимания, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Логопед: Здравствуйте, дети! Сядет на своё место тот, кто произнесет слово с Ь.

2. Знакомство с новой темой и целями занятия.

Нарисуем
МЯГКИЙ ЗНАК
Нежной капелькой,
Вот так: Ь.
Букву
Капелька
Смягчит –
Слово
Мягко прозвучит.

– Тема нашего занятия « Мягкий знак». Сегодня мы будем работать над словами, в которых пишется Ь.

– Ребята, а для чего в словах нужен Ь?

3. Изучение новой темы.

– Посмотрите на экран и отгадайте загадки:

1) Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос? (медведь)

2) Кто всех пугается, под кустом спасается? (заяц)

3) Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (мороз)

4) У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет, гвоздь упадет. (сосулька)

3. Откройте тетради, запишите число.

Выделение мягких согласных из слов-отгадок.

– Вспомните, какие отгадки были.

– Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь)

– Назовите последний звук в слове.

– Какую букву надо писать на конце слова? (мягкий знак)

– Почему? (Потому что последний согласный мягкий)

– Запишите слово в тетрадь.

– Назовите слово с мягким согласным в середине. (сосулька)

– Какой согласный в этом слове мягкий? (л)

– Какую букву надо написать после буквы Л? Почему?

4. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

– Отгадайте слово: Сначала ЛЬ, потом Д, потом И, потом Н, потом А (льдина)

– Отгадайте слово: Сначала ВЬ, потом Ю, потом Г, потом А (вьюга)

– В слове «вьюга» Ь какой? (Разделительный) Почему? ( ВЬ не сливается с Ю)

5. Устное упражнение — Игра «Наоборот».

При помощи мягкого знака измените слова:

стал – сталь
жар – жарь
стол –
удар –
угол –
пар –
был –
хор –
кон –
цел –

Читайте также:
Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР (3 ур.)

6. Развитие позиционного анализа.

– Запишите слова в первый столбик с Ь в конце слова, во второй столбик с Ь между согласными, в третий- с разделительным Ь.

Слова: Хлопья, деньки, жилье, декабрь, ель, коньки, олень, семь, зелень, календарь, деревья, голубь, сосульки, вьюга, метель, веселье.

7. Работа со словосочетаниями.

– О каком времени года вам напоминают слова: ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, СОСУЛЬКИ? (о зиме)

– Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) Какие мягкие согласные слышаться в конце слов? ( РЬ, РЬ, ЛЬ)

– Запишите слова в тетради, подчеркните Ь.

– Запишите словосочетания: «Декабрьские морозы».

– В слове декабрьские после какой буквы вы напишите Ь? (Р)

– Какие согласные мягкие? (их нет)

– В слове «февральская» какой согласный мягкий? (ЛЬ) В слове «вьюга» после какого согласного напишите Ь?(В)

4. Закрепление нового материала.

8. Разгадывание кроссворда.

Отгадаем вместе кроссворд:

1) Слово, противоположное по значению слову НОЧЬ (день)

2) Слово, близкое по значению словосочетанию ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ (зверь)

3) Слово, близкое по значению слову ВЬЮГА (Метель)

5. Подведение итогов.

– С какими словами мы сегодня занимались? (словами с Ь)

– Для чего нужен мягкий знак в словах? (для обозначения мягкости)

Молодцы! Сегодня вы хорошо работали на занятии, выполнили все задания. И теперь не будете допускать ошибки в словах с Ь.

Багдасаева Мария Александровна,
учитель–логопед,
МКОУ «СОШ № 19» им. Л.А. Попугаевой,
г. Удачный, Республика Саха (Якутия)

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»

Марина Лебедева
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»

Цель: Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме.

– закреплять знания о смягчении согласных при помощи гласных е,ё,ю,я,и;

– закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова;

– работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза;

– обогащать словарный запас;

– развивать грамматический строй речи.

– развивать зрительное и слуховое внимание;

– развивать артикуляционную моторику.

– воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

– воспитывать у детей самоконтроль за речью;

– формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: карточки с буквами, предметные картинки, карточки с текстом

Ход занятия.

1. Организационный момент

Мы пришли сюда учится

Не лениться, а трудиться.

Основная часть. 1. Повторение пройденного материала.

Логопед: давайте вспомним какие гласные звуки смягчают согласные: и, ё, е, ю, я.

2. Знакомство с темой занятия.

Но для смягчения согласных в алфавите есть еще одна буква. Может быть кто- вспомнит её.

Послушайте стихотворение о белочке.

Белка хвостик изогнула,

У пенечка отдохнула

Распушила хвост, да так –

Стала словно мягкий знак. (вывешивается буква ь)

3. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных.

Логопед: вспомните, есть ли у мягкого знака звук. Нет. Но он также важен, как и остальные буквы. чтобы в этом убедится,послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак?

Сказка о мягком знаке.

Жили – были буквы – гласные и согласные.Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели.Например: вставали друг за другом буквы С,А,Н,И и можно было прочесть слово – САНИ, а становились буквы К,О,Н,И и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно!» – смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать» – кричали другие.

«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных» – пытались защищаться Ь и Ъ.

«Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть гласные и, е, ё, ю, я.» – кричали звуки. «Уходите прочь!» – хором закричали буквы. делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве. Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить его имя из букв. Буквы бойко взялись за дело,построились по порядку: Л,О,С … что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И – получилось ЛОСИ! Что – то здесь не так. Ведь животное пришло одно. Попробовали заменить на Я – ЛОСЯ, на Ю – ЛОСЮ, на Е – ЛОСЕ, на Ё – ЛОСЁ! Все не так. Что же делать. Совсем выбились буквы из сил. И тут кто – вспомнил о Ь. Побежали буквы в лес. Разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны. Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ. С тех пор буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились.

Читайте также:
Лексический материал по теме Синонимы

Давайте ответим на вопрос, который я поставила перед вами перед тем,как прочитать сказку: для чего нужен Ь?

4. Закрепление знаний о мягком знаке при смягчении согласных на конце слова.

Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются эти слова при написании.

Угол – уголь, брат – брать, ел – ель, мел – мель

Логопед: согласный в конце слова звучит мягко потому, что его смягчает мягкий знак.

Как произносится согласный, если в конце слова после него стоит Ь.

4. Измените слова так, чтобы в конце появился мягкий знак. Нужно чтобы много слова стали обозначать один предмет.

Рыси, звери, гуси, кони, гости, метели, голуби, караси, олени.

5. Логопед: Мальвина учила Буратино – она знакомила его с ь. девочка попросила его переписать слова с ь, но негодный мальчишка не хочет учиться – он стер своим длинным носом во всех словах ь. Посмотрите, что у него получилось. ПомогитеМальвине исправить ошибки Буратино: угол, ел, брат, мел, стал, шест, кон.

6. Прописать букву ь.

7. Записать слова, подчеркнуть согласную, которую смягчает ь.

Сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь.

Если слово без мягкого знака – хлопнули в ладоши, если слово с мягким знаком – подпрыгнули.

9. Развитие языкового анализа и синтеза.

Вставь где это необходимо ь.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар…. Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

10. Развитие грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными.

Логопед: мы с вами пойдем в магазин покупать посуду. При покупке мы будем пользоваться цифрами, но только теми, в названии которых есть ь.какие это цифры: пять, шесть, семь, восемь, девять и десять.

Дети выбирают предмет посуды, составляют предложение, согласовывая числительное с существительным.

Например: Я купила в магазине пять ножей. Мама купила семь тарелок. Бабушка купила десять стаканов.

11. Итог занятия. Какую буквы мы вспомнили. Имеет ли мягкий знак звук. Для чего служит мягкий знак. Как произносится согласный, если в конце слова после него стоит ь.

Оценка работы учащихся.

Сказка о мягком знаке.

Жили – были буквы – гласные и согласные.Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели.Например: вставали друг за другом буквы С,А,Н,И и можно было прочесть слово – САНИ, а становились буквы К,О,Н,И и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно!» – смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать» – кричали другие.

«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных» – пытались защищаться Ь и Ъ.

«Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть гласные и, е, ё, ю, я.» – кричали звуки. «Уходите прочь!» – хором закричали буквы. делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве. Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить его имя из букв. Буквы бойко взялись за дело,построились по порядку: Л,О,С … что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И – получилось ЛОСИ! Что – то здесь не так. Ведь животное пришло одно. Попробовали заменить на Я – ЛОСЯ, на Ю – ЛОСЮ, на Е – ЛОСЕ, на Ё – ЛОСЁ! Все не так. Что же делать. Совсем выбились буквы из сил. И тут кто – вспомнил о Ь. Побежали буквы в лес. Разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны. Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ. С тех пор буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились.

Читайте также:
Конспект 'Транспорт'

Давайте ответим на вопрос, который я поставила перед вами перед тем,как прочитать сказку: для чего нужен Ь?

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел… .Плот сел на мел… .

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация [с] — [ш]» План-конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса на тему «Дифференциация С-Ш» Цель: учить детей различению изучаемых звуков на.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (2 класс) Автоматизация звука Ш (в слогах, словах, предложениях, тексте) Подготовила и провела: учитель.

Конспект логопедического занятия во 2 классе по теме «Дифференциация согласных [Г]-[К]» Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация согласных “Г-К”. 2-й класс Учитель-логопед Никанорова С. Н. Цели занятия:.

Конспект логопедического занятия «Профессии» в 4 классе коррекционной школе 8 вида Логопедическое занятие “Профессии” в 4 классе коррекционной школе 8 вида. ЦЕЛЬ: продолжить работу по ознакомлению детей о существующих.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Слоговой анализ и синтез слов» Конспект логопедического занятия в 3 классе Тема: “Слоговой анализ и синтез слов” Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза. Задачи:.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Слоговой анализ и синтез слов» Тема : Слоговой анализ и синтез слов. Цели деятельности педагога: Развивать и совершенствовать навыки звукобуквенного и языкового анализа.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Загадочное чередование согласных в корнях» Урок русского языка во 2 классе. Тема урока” Загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком.

Конспект занятия для детей 5–7 лет «Звук [Р] в прямом при стечении согласных» ТЕМА: Звук (Р) в прямом при стечении согласных Цель: учить детей правильно произносить звук «Р» Коррекционно-образовательные задачи:.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Урок русского языка во 2 классе «Упражнения в правописании буквосочетаний жи-ши. Обозначение орфограммы» Русский язык УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВОПИСАНИИ БУКВОСОЧЕТАНИЙ жи-ши. ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ. Тема: Упражнения в написании буквы и после ж и ш.

Читайте также:
Логопедическое занятие: Дифференциация животных

Конспект логопедического занятия. Тема: «Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь»
план-конспект по логопедии на тему

Цели:

1. Развивать фонематический слух на основе выделения мягкого звука на конце слова.

2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

3. Коррекция памяти, внимания, мышления.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx 20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия. Тема: «Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь».

1. Развивать фонематический слух на основе выделения мягкого звука на конце слова.

2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

3. Коррекция памяти, внимания, мышления.

Оборудование : буквы ь раздаточные, картинки на слова с ь на конце, карточки, « Волшебная ниточка », зелёные кружки « Светофор ».

Начинаем наш урок.

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает.

Может только показать,

К ак согласную читать. (Мягкий знак)

Буква р перевернулась – мягким знаком обернулась.

Мы будем сегодня говорить о мягком знаке, учиться его слышать в конце слова, читать слова с мягким знаком.

– Что вы знаете о мягком знаке?

Мягкий знак – хитрый знак .

Н е назвать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома УГОЛ

Превратился сразу в УГОЛЬ,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

– Что обозначает мягкий знак? (мягкость согласного)

Угол-уголь, мел-мель, шест-шесть.

III . Д/и « Светофор ».

Логопед произносит слова. Дети должны поднять зелёный светофор, если услышат, что последний звук в слове звучит мягко.

Словарный материал: стул, угол, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

IV . Отгадай загадку, найди отгадку среди картинок.

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

По лугу ретивый скачет,

Там резвится и лихачит,

Кормим мы его овсом,

Скачем мы на нем верхом ! (Конь)

Строю я высотный дом,

Чтобы люди жили в нём.

Есть готовый котлован,

Есть леса, подъёмный кран.

Есть кирпич. Раствор месите.

Догадались? Я . (Строитель)

V. Д/и «Четвертый лишний».

Портфель, олень, книга, кровать.( Книга , т.к. в слове нет мягкого знака)

Окно, пень, стул, стол. (Пень)

Дверь, снегирь, тюлень, лес. (Лес)

Руки вперёд, в кулачок,

Разжимай – и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай – и на бочок.

Руки вверх – в кулачок,

Разжимай – и на бочок.

На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся.

VII . Деление слов на слоги и подбор слов к схемам

Слова: Олень, лень, день, тюлень, карамель, акварель.

Вспомни загадки. Запиши в клеточках отгадки.

Слова: Конь, ель, олень, учитель, строитель.

IX. Работа в тетради. Вставь пропущенную букву мягкий знак там, где нужно.

1. Штрафной удар _, нержавеющая стал _, густая пыл _, сильный жар _, белый мел _, острый угол _, каменный угол _, обширная мел _, длинный шест _, зеленая ел _.

2. Учител_ положил мел_ на стол.

3. Корабл_ сел на мел_.

4. Опят_ пят_ ребят нашли у пенька пят_ опят_.

Оценка работы детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы. 1 класс. Обучение грамоте. Темы: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь, общее правило переноса, правила записи высказывания.

Задания для самостоятельной работы. Обучение грамоте. 1 класс.Темы: 1. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.2. Общее правило переноса. 3. Правила записи высказывания.

Конспект урока на тему: «Обозначение мягкости согласных на письме гласными” (УМК “Школа России” 1 класс)

Систематизация знаний о буквах, обозначающих мягкость согласных на письме.

Урок для учащихся 3 класса по теме “Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я”

Урок для учащихся 3 класса по теме “Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я&quot.

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 2 класса обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака»

Грамматическая тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.Лексическая тема: Обобщение словаря учащихся.Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить с обозначение мягкости со.

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: – закрепление умения распознавать в слове мя.

Конспект логопедического занятия. Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. 2 класс, НЧиП, обусловленное ФФН. Коррекция акустической дисграфии.

Закрепление знаний обучающихся о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закрепление навыков пр.

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: – закрепление умения распознавать в слове мя.

Конспект логопедического занятия по теме «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака»

Конспект логопедического занятия по теме

«Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака»

Автор: Швецова Нина Николаевна,учитель-логопед МБОУ «СОШ №2» г. Кудымкара

Целевая аудитория: группа учащихся 2 класса

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Проблема учащихся: нарушены дифференциация звуков по твердости-мягкости, обозначение мягкости согласных на письме.

Нарушение: дисграфия на фоне нарушения фонемного распознавания.

Образовательные:

Закрепление представлений учащихся о твердых и мягких согласных

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в словах

Закрепление навыка обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака

Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти

Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза

Развитие орфографической зоркости

Развитие логического мышления в ходе разгадывания загадок

Развитие межполушарного взаимодействия в процессе динамической паузы

Расширение словарного запаса за счет образования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Развитие умений обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы

Воспитательные:

Воспитание самоконтроля при выполнении определенных учебных действий.

Формирование положительной мотивации к занятиям.

Совершенствование навыков общения.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы занятия: индивидуальная, фронтальная работа

Используемые технологии: 1.Технология на основе деятельностного подхода.

2. Здоровьесберегающие технологии

3. Информационно-коммуникативные технологии

4. Технология поэтапного формирования умственных действий

Планируемые результаты.

учиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь;

учиться выполнять звукобуквенный анализ слов;

учиться писать слова, словосочетания, используя прием комментирования;

учиться правильно оформлять письменные задания, следуя инструкции учителя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

выполнять последовательность необходимых операций;

развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причины

Познавательные УУД:

развивать логическое мышление;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии,

на основе анализа изучаемого материала делать выводы

Коммуникативные УУД:

высказывать свою мысль, уметь доказать ее в устной речи;

развивать умение слушать и понимать других

проявлять интерес к процессу обучения;

развивать способность адекватно относиться к своему успеху и неуспеху в учении;

уметь работать самостоятельно и в команде;

уметь выстраивать свою речь в соответствии с требованиями педагога.

Ход занятия.

I. Организационный этап. Приветствие, положительный настрой на занятие

II этап. Актуализация знаний. Постановка цели занятия.

-Послушайте предложение, все ли вам в нем понравится?

Дети учились танцевать полку.

Исправьте предложение. Какое слово вы заменили? Почему? Сравните слова полка и полька. Что изменилось при произнесении этого слова? Как на письме показать, что согласный звук стал произноситься мягко?

-Мягкий знак-это звук или буква?

-На какую согласную влияет мягкий знак: ту, которая стоит перед ним или после него?

-Где в слове может стоять мягкий знак: в начале, в середине или в конце?

-Почему он не может стоять в начале слова?

-Скажите, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

III этап. Обобщение и систематизация знаний

1. Игра «Школьная» – назвать предметы на картинках и определить, мягкость какого звука в слове показывает Ь:

Учитель, медведь, школьник, пальто, альбом, школьница, тетрадь, учительница.

Записать в тетради только те слова, которые имеют отношение к школе.

2.Игра «Морской бой»- определить место буквы Ь в слове, записать соответствующую цифру.

Загадки: -Без головы, а в шляпе, одна нога и та без сапога (Гвоздь)

-Когда он нужен, его выбрасывают, а когда не нужен, поднимают (Якорь)

-Это что же за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках целый год (Ель)

-Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели и хвалили? (Картофель)

-Кто в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна? (Медведь)

-Белый гвоздь на крыше растет, солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)

-Летом папа наш принес в белом ящике мороз, и теперь мороз седой с нами летом и зимой, бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты (Холодильник)

IV этап Динамическая пауза.

3.Игра «Топай-хлопай»- если в слове есть мягкий знак нужно хлопнуть, если его нет – топнуть.

Предметные картинки на слайдах: туфли, фонарь, морковь, лодка, улитка, цепь, лимон, крыльцо, соль, моряк, клюква, календарь

V этап. Применение знаний и умений в самостоятельной работе

4. Игра «Назови ласково» – выполнить задание на карточках, подчеркнуть орфограмму:

Саша –Сашенька береза- березонька белый -беленький

Лиза – кухня – красный –

Миша – лиса – желтый –

Даша – киска – толстый –

Маша – рука – узкий –

Катя – нога – чистый –

Петя – рыба – сладкий –

А теперь поменяемся с соседом тетрадями и попробуем отыскать ошибки, исправлять их можно простым карандашом

5. Интерактивная игра «Гонки» – проводится индивидуально и параллельно с выполнением заданий на карточках.

Источник:1С:Образование 4. Школа. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык (первые уроки) –Повторяем способы обозначения мягкости согласных на письме

VI этап. Рефлексия (подведение итогов логопедического занятия)

-Вспомните, какова была цель нашего сегодняшнего занятия?

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.

Цель: создание условий для закрепления знаний учащихся о смягчении согласных при помощи мягкого знака на конце и в середине слова.

Просмотр содержимого документа
«Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.»

Тема: “Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.”

Цель: создание условий для закрепления знаний учащихся о смягчении согласных при помощи мягкого знака на конце и в середине слова.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Развитие фонематического восприятия.

Формирование положительной мотивации учащихся через использование игровых и занимательных упражнений.

Ход занятия

Организационный момент.

Психологический настрой.

– Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Давайте возьмём на занятие только хорошее настроение.

Организующий настрой.

Мы друг другу улыбнулись

Тихо каждого коснулись

На носочках вверх поднялись

И на пятках покачались.

За парты дружно сели

Стали сразу все при деле

Будет очень интересно!

Какое сегодня число?

Апрель месяц какого времени года?

Какие весенние месяцы вы еще знаете? Какое время года было до весны? Какое время наступит после? Какие признаки весны вы знаете?

Пальчиковая гимнастика

Чтоб красиво нам писать и весенние приметы вспоминать, с ладошками нам надо поиграть.

(каждому ребёнку раздаются ладошки)

Одним из первых признаков весны является капель.

С крыши капает капель:

Кап-кап-кап!(В медленном темпе)

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап-кап!(Увеличиваем темп)

Солнце припекло сильней

(«Солнышко»из ладошек.)

И быстрей звенит капель:

Кап-кап-кап!(В быстром темпе)

Массаж (самомассаж лица)

Наступила красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение и вспомним весенние приметы.

Светит яркое весеннее солнышко – поглаживание

и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. – постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. – пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. – снова поглаживание

Дыхательная гимнастика

Весной солнце греет сильнее, тает снег и бегут ручьи. Самое любимое занятие ребят в это время года – запускать яркие, быстрые кораблики. Вот и мы с вами сейчас будем запускать кораблики. (Дуть на кораблик, чтоб он поплыл)

Артикуляционная гимнастика

В ручейки мы с вами поиграли, и большие лужи увидали.

Когда мы смотрим в лужи видим отраженье будто в зеркале виденье.

(детям раздаются индивидуальные зеркала)

Апрель, апрель, Трубочка/Улыбка

На дворе звенит капель, Окошко

По полям бегут ручьи, Часики

На дорогах лужи. Вкусное варенье

Скоро выйдут муравьи Иголочка

После зимней стужи. Дятел

Пробирается медведь Надуть щеки

Сквозь лесной валежник. Орешки

Стали птицы песни петь Лошадка

И расцвел подснежник. Грибок

Фонематическое восприятие

Ребята мы назвали весенние приметы, а теперь отгадайте эти приметы на слух (журчат ручьи, поют птицы, звуки капели).

К нам весна пришла и оркестр привела. Ребята догадайтесь на каком инструменте я играю (педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах – бубен, треугольник, колокольчик, бубенцы, дети отгадывают)

Постановка темы и целей урока.

Мы сегодня совершим прогулку по весеннему лесу.

Наше путешествие будет интересным и увлекательным, мы будем продолжать учиться различать твердые и мягкие согласные в устной и письменной речи, будем наблюдать за словами с ь.

Что мы видим на полянке, дерево стоит, а на дереве белочка с бельчатами сидит. С бельчонком будем мы играть, задания его выполнять.

1. Вот первое задание: Бельчонок слова написал, но для чего он это не сказал.

Декабрь, январь, февраль, апрель

Какое слово лишнее?(апрель весенний месяц, остальные зимние)

Что общего между словами?(все слова заканчиваются на мягкий знак)

Это буква или звук? (это буква, так как не обозначает никакого звука, а только смягчает согласный).

Мягкий знак с согласной дружен.

В конце слова он ей нужен

За согласными знак пишем

Если мягкими их слышим.

– Сформулируем тему нашего занятия: (“Мягкий знак на конце и в середине слова

Что же мы должны знать? Мягкий знак на конце и в середине слова обозначает мягкость согласного.

Что мы должны уметь? Обозначать мягкие согласные с помощью мягкого знака.

2 . Основная часть урока.

2.Бельчонок предлагает поиграть и мягкие согласные назвать (игра с мячом) Учитель называет твердый согласный, а ученики мягкий.

п-пь, с-сь, л-ль и т.д.

3.Продолжим и поиграем с бельчонком в слова «Измени последний звук в слове».

Учитель бросает мяч и говорит слово, ученик возвращает и говорит слово, в котором последний звук смягчен.

Слова: стал- сталь, брат- брать, кон-конь

4.С бельчонком весело играть

Будем в конце слова звук определять.

Учитель произносит слова. Дети должны поднять зеленую карточку, если услышат, что последний звук в слове звучит мягко. И синюю карточку, если услышат , что последний звук в слове звучит твердо.

Слова: нос, семь, конь, огонь, шар, слон, зверь, окунь, дверь, стол, пень, боль, пять, сом.

Весной природа оживает, пробуждаются от зимнего сна звери.

Отгадайте, кто недавно пробудился и у нас здесь появился.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Медведь, мед-ведь, 5зв, 6букв, 2 слога. Почему букв больше чем звуков?

Запишем родственные, похожие слова: медвежонок, медведица, медвежий.

5.Медведь нам тоже предлагает поиграть со словами и с буквой мягкий знак. Спрячьте мягкий знак в середину слова.

На доске карточка с напечатанными словами.

Измените, слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Назовите предметы ласково во мн. числе.

Запиши слова парами, выдели мягкий знак и подчеркни согласную перед ним Получаются слова: деньки, пеньки, зверьки.

6.Физминутка. Весна в лесу.

Лесной медведь слова нам написал

Но в них он мягкий знак потерял

Поможем и мягкий знак назад мы вложим.

Теперь из этих слов нужно составить словосочетания и записать в тетрадь.

Хозяева лесные нас встречают

И игры разные нам предлагают.

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомтесь это.
(Лось)

Лось задания предлагает и конверты эти дарит.

Составьте из отдельных слов предложение, у каждого получится своё. Запишите его на листочке. Подчеркните мягкую согласную перед ь.

Пушистый зверь прыгнул на ель.

У дуба старые пеньки.

Дует холодный сильный ветер.

Наступили теплые весенние деньки.

7.Зрительная гимнастика. Звери на лесной полянке.

8.Сказочный лось любит весенние стихи.

Каждому ученику раздаются карточки. Надо определить в каких словах пропущен мягкий знак.

Сосулки, как носы у цапел.
И тают, словно карамел.
Я слышу звон апрелских капел –
Поёт весенняя капелл

(Сосульки, цапель, карамель, апрельских, капель, капель)

Ребята давайте вспомним зверей, которых мы сегодня встретили.

Отгадайте и запишите ответы:

В лесу мне видеть довелось.

Как грыз кору могучий . (лось)

Ловко прыгает по веткам ёлок

Рыжий маленький (бельчонок)

Он любит мёд
Зимой он спит
Весной хороший аппетит.
(медведь)

10. Итог занятия

– Какая буква сегодня дежурила на занятии? (Мягкий знак)

– Что обозначает мягкий знак в словах? (Обозначает мягкость согласного)

– Где пишется мягкий знак в словах? ( В конце и середине слов)

Логопедическое занятие на тему “Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака”

Разделы: Логопедия

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.

Цель: Коррекция недостатков письма и чтения, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия (проявляющегося в ошибках обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака).

1. Уточнить представления детей о мягком знаке.

2. Закреплять умение обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в середине и конце слов.

1. Коррекция речевых нарушений

1.1. Развитие фонематического восприятия через различение твёрдых и мягких фонем.

1.2. Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа.

1.3. Развитие навыков словообразования и словоизменения.

1.4. Уточнение и активизация имеющегося у детей словарного запаса по теме “Месяцы года”

1.5. Закрепление понятий “звук – буква”, “словосочетание – предложение”.

1.6. Формирование учебного высказывания.

1.7. Развитие языкового чутья, наблюдений за языковыми явлениями.

1.8. Совершенствование навыка чтения.

1.9. Актуализация знаний по русскому языку.

1.10. Развитие связной речи.

2. Развитие познавательных процессов

2.1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2.2. Развитие внимания (произвольного, непроизвольного)

2.3. Развитие памяти (словесной)

2.4. Развитие мышления через развитие навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

2.5. Развитие временных представлений.

2.6. Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

3.1. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

3.2. Воспитывать умения слушать, не перебивая, учителя – логопеда и товарищей.

Картины по временам года, индивидуальные карточки с названиями месяцев, карточки с зашифрованными словосочетаниями.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто правильно назовёт месяц

  • Первый месяц года (январь)
  • Месяц перед маем (апрель)
  • Месяц после мая (июнь)
  • Самый короткий месяц (февраль)
  • Год кончает, зиму начинает (декабрь)
  • Середина лета (июль)

2. Этап постановки цели. Актуализация знаний. Теоретическое обоснование данного умения.

– Что общего в звучании названий этих месяцев? (В конце названий месяцев слышится мягкий согласный звук)

– Какую букву будете писать в конце каждого названия месяца? (Букву Ь)

– Почему? (Так как она обозначает мягкость согласного звука)

Запись темы занятия в тетрадях

– Чем сегодня будем заниматься на занятии? (Обозначать мягкость согласных при помощи буквы Ь)

– Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков. Тренировочные упражнения.

Работа со словами

Детям раздаются индивидуальные карточки

– Ребята, посмотрите на карточки. Прочитайте. Что это? (Названия месяцев). Вспомните, какие месяцы не назывались в начале занятия? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Все ли месяцы здесь написаны? Почему? (Нет марта, мая, августа, так как их написание не заканчиваются на Ь)

– Запишите названия месяцев по порядку в столбик. С какого месяца начнёте? (С января, так как это начало года). Обратите внимание на правильное написание названий месяцев.

  • Январь
  • Февраль
  • Апрель
  • Июнь
  • Июль
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

– Подчеркните букву Ь, обозначьте мягкий согласный звук. Напишите над словами количество букв и звуков.

– Одинаковое ли количество звуков и букв в словах? (Нет, да)

– Назовите месяцы, в которых количество звуков и букв разное. (Февраль, апрель, сентябрь, октябрь). Почему? (Мягкий знак не обозначает звука)

Назовите месяцы, в которых количество звуков и букв одинаковое? (Январь, июнь, июль, ноябрь). Почему? (гласные второго ряда в начале слова и после гласной обозначают два звука).

Образование прилагательных от данных существительных

– Давайте запишем, как будет называться день в январе? (Январский). А в феврале? (февральский) и т.д. Дети по – аналогии образуют прилагательные.

  • Январь – январский
  • Февраль – февральский
  • Апрель – апрельский
  • Июнь – июньский
  • Июль – июльский
  • Сентябрь – сентябрьский
  • Октябрь – октябрьский
  • Ноябрь – ноябрьский
  • Декабрь – декабрьский

– Запишите эти слова во второй столбик.

– Что вы заметили? (Эти слова родственные. У них общий корень. К каждому слову добавилась частичка – ский и мягкий знак стал писаться в середине слова)

– Почему в слове “январский” вы не написали букву Ь? (Потому что в этом слове звук “Р” слышится твёрдо)

– Выделите корень слов.

– Подчеркните в словах второго столбика букву Ь, обозначьте мягкий согласный звук.

– Разделите слова на слоги: фев – раль – ский, ап – рель – ский, и – юнь – ский,

и – юль – ский, сен – тябрь – ский, ок – тябрь – ский, но – ябрь – ский

– Что заметили? (Во всех словах три слога, буква Ь везде во втором слоге, буква Ь остаётся всегда с предыдущей буквой)

Закрепление правила: При делении на слоги и переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ней буквы.

Работа со словосочетанием

На доске записаны сочетания цифры и слова: 2 метель, 4 капель, 6 полдень, 7 ливень, 9 день, 10 дождь, 11 слякоть, 12 оттепель.

– Вам нужно расшифровать словосочетания. Цифра указывает порядковый номер месяца в году.

(Февраль – метель). Это словосочетание? (Нет, слова не связаны по смыслу). Измените первое слово так, чтобы получилось словосочетание.

  • Февральская метель
  • Апрельская капель
  • Июньский полдень
  • Июльский ливень
  • Сентябрьский день
  • Октябрьский дождь
  • Ноябрьская слякоть
  • Декабрьская оттепель

Выборочная запись словосочетаний

– Запишите только зимние словосочетания, только осенние словосочетания, только весенние и летние словосочетания.

– Подчеркните букву Ь, обозначьте мягкий согласный звук.

Работа с предложением.

– Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май).

В названии какого месяца пишется Ь? (Апрель). А как март и май называли в народе? (Протальник и цветень). А почему мы вспомнили эти названия? (В написании есть Ь)

На доске выставлены слова “протальник, апрель, цветень”

– Давайте запишем пословицу про весну, заменяя сегодняшние названия месяцев без мягкого знака народными. Что должны вспомнить при написании предложения? (Пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка)

Запись поговорки на слух с заменой слов.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

(Протальник с водой, апрель с травой, цветень с цветами)

– Подчеркните букву Ь, обозначьте мягкий согласный звук. Назовите слова, где Ь в середине, слова, где Ь в конце.

Работа с деформированным текстом.

– Ребята, прочитайте стихотворение. В каких словах пропущен Ь? (Сосульки, цапель, карамель, апрельских, капель, капель)

– Спишите стихотворение, вставляя Ь.

– Подчеркните букву Ь, обозначьте мягкий согласный звук. Назовите слова, где Ь в середине, слова, где Ь в конце.

– Что делали на занятии? (Обозначали на письме мягкий согласный звук буквой Ь)

– Какие знания и умения закрепили? (Обозначали мягкость согласного звука буквой Ь в середине и конце слов, вспомнили правило деления на слоги слов с Ь, образовывали родственные слова от названий месяцев, вспомнили народные названия месяцев, исправляли ошибки в стихотворении)

– Достигли ли мы цели? (Да)

– Какие задания понравились? (Ответы детей)

– Оцените свою работу на занятии. На какой ступеньке вы сегодня были?

– Оценка деятельности детей учителем – логопедом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: