Логопедическое заключение при заикании

Заикание у детей

Причины, симптомы
и методы коррекции

Содержание статьи:

Что такое заикание?

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Основные причины заикания у детей

Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»

Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.
Читайте также:
Логопедическое обследование безречевых детей

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.

Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Логопедическое заключение при заикании

Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения

Читайте также:
Чтобы ребенок не заикался

Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся

перейти к оглавлению

Cогласно современным педагогическим теориям представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, ис . Глава 3

Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения

Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся

перейти к оглавлению

Cогласно современным педагогическим теориям представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитального процесса. Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы, определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения, которое должно быть комплексным, включать в себя психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.

Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние его речи, особенности личности, моторику. Прежде, чем логопед приступит к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные заключения состояния интеллекта, слуха, зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами.

Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося.

Анамнестические данные об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу с ним.

Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния – так называемого «речевого статуса» перед началом коррекционной работы. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом.

Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов представлены в приложении 3.

Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся

При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

Комплексный подход к преодолению заикания подразумевает два аспекта. Во-первых, сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которое направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, психоневролога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Круг участвующих в реабилитационном процессе может быть и более широким.

В настоящее время в педагогической литературе представлены как отдельные приемы логопедической работы с заикающимися, так и ряд комплексных реабилитационных систем. Их использование зависит от типа учреждения, в котором получают помощь заикающиеся, от количества специалистов, принимающих участие в реабилитационном процессе, от уровня их профессиональной подготовки и пр.

Выработка устойчивой плавности речи представляет собой основную цель реабилитационной работы с заикающимися, достижение которой возможно благодаря решению трех основных задач:

формирование навыка плавной речи;

воспитание личности заикающегося;

профилактика рецидивов и хронификации заикания.

Решение первой – связано с применением целого ряда логопедических технологий:

торможение патологических речедвигательных стереотипов;

регуляция эмоционального состояния;

развитие координации и ритмизации движений;

формирование речевого дыхания;

формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

развитие просодической стороны речи;

развитие планирующей функции речи.

Решение второй – связано с психолого-педагогической работой, направленной на воспитание и перевоспитание отношения к себе, к своему речевому дефекту и формирование социальной активности. Это осуществляется с помощью психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок и логопедических занятий.

Реализация данных задач входит в той или иной степени в каждую из известных комплексных систем реабилитации заикающихся любой возрастной группы. Последовательность применения различных технологий для решения этих задач может быть разной. В большинстве случаев они используются одновременно, усложняясь в соответствии с этапами коррекционно-педагогической работы.

Успех коррекционной работы проверяется катамнестически, т. е. показателем ее эффективности является отсутствие рецидивов заикания, что

обеспечивается решением третьей задачи. •

Комплексный метод реабилитации заикающихся реализуется поэтапно. В понятие поэтапности в педагогике входит положение о том, что все виды коррекционной работы должны идти от простого к сложному, и это должно быть обязательно учтено при проведении логопедических, логоритмических, психотерапевтических и других мероприятий.•

Для детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу?

как проходит адаптация в школе;

как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т. п.)? Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком?

о характере контактов со сверстниками;

о характере взаимоотношений с родителями;

о наличии «трудных» звуков и страхе перед речью.

Для подростков в анамнестические сведения включаются дополнительно следующие пункты:

1) наличие логофобии и возраст, в котором она появилась;

Читайте также:
Советы для родителей по работе в домашних условиях с заикающимися детьми

2) какие меры принимались для коррекции заикания;

3) какие приемы использовались в целях уменьшения речевых судорог и страха речи.

Согласно современным педагогическим теориям представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса.

Все логопедические техники решают единую задачу — выработку плавной речи. Обучение им происходит практически одновременно, т. е. техники направлены не на расчленение психофизиологических параметров, составляющих устную речь, а, напротив, на их объединение и их координацию. Логопед должен учитывать, что динамика обучения навыкам плавной речи состоит не в последовательности применения той или иной техники, а в последовательном усложнении речевых задач: от произнесения изолированных звуков до контекстной монологической речи.

Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложенная Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, которая не потеряла актуальности до настоящего времени.

Авторами впервые обосновывается ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся:

до начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования;

коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но и на весь организм и личность заикающегося в целом;

логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать «охранительный речевой режим»;

развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение «степени самостоятельности речи»: сопряженная, отраженная, краткие ответы на вопросы по знакомой картине, самостоятельное описание ее, пересказ прослушанного небольшого рассказа, рассказ по знакомой картине и речь в беседе (спонтанная).

Заикание – логоневроз.

  • мозг
  • позвоночник
  • нервы и сосуды

1. Общие сведения

Заикание, или логоневроз, представляет собой одну из наиболее распространенных и, вместе с тем, сложных проблем, заниматься которой вынуждены специалисты самого разного профиля – от педагогов до нейрохирургов.

По разным оценкам, среди детей заикание встречается в 8-10% от общей популяции, хотя это речевое расстройство может возникнуть не только в детском, но и в любом другом возрасте, независимо от пола, места проживания, расовой и национальной принадлежности. Впрочем, достоверная и тесная связь с полом все же имеется: мальчики страдают примерно втрое чаще, и лечить логоневроз у них сложнее.

Периоды, когда развивающаяся центральная нервная система и, в частности, речевые ее функции наиболее уязвимы для дезорганизующих воздействий, охватывают возрастные интервалы от 2 до 4 и от 5 до 7 лет, когда ребенок получает (и должен переработать, усвоить, запомнить) огромное количество новой для него информации.

2. Причины

Общеизвестна и очевидна роль социально-психологических факторов в развитии заикания. К таким факторам относятся ситуации острого и хронического дистресса, психотравмы, пережитые шоковые состояния (после чего речь может на какое-то время утрачиваться полностью, восстанавливаясь уже с заиканием), социально-педагогическая запущенность, нездоровый микроклимат в семье, завышенный уровень ожиданий и требований к ребенку, дефицит внимания и общения, неосознаваемый и неотреагированный внутренний конфликт, и т.д. Собственно, потому заикание и относят к невротическим расстройствам, что в его основе практически всегда лежит та или иная психогения.

Однако патогенез развития логоневроза на уровне функционирования ЦНС остается, по сути, неясным. За последнее столетие выдвинут ряд серьезных гипотез и теорий, – от психоаналитических и бихевиоральных до психолингвистических и нейрофизиологических, – но все они, в лучшем случае, являются лишь более-менее удачными моделями, способными ответить на часть вопросов и не решающими проблему в целом. Так, до последнего времени недооценивалась, по-видимому, роль генетических факторов (наследственная предрасположенность могла бы объяснить, кроме прочего, преобладание лиц мужского пола среди страдающих заиканием) и/или значение гормонального дисбаланса (в частности, аномальных концентраций нейромедиатора дофамина). По сей день неизвестно, почему логоневроз встречается в столь разных вариантах и чем именно определяется клиническая специфика при одинаковых, казалось бы, начальных условиях.

Не всегда удается найти в анамнезе причину (в том числе в сфере бессознательного и вытесненного), которую можно было бы счесть достаточно серьезной: многие дети и взрослые, пережившие более чем тяжелые психотравмы, никаких признаков заикания не обнаруживают.

Электрофизиологические, томографические и прочие инструментальные диагностические методы также пока не приносят исчерпывающей информации о связях между заиканием и органическими изменениями в структурах головного мозга, – в частности, зоны Брока́, функционирование которой непосредственно ассоциировано с речью.

Ситуация дополнительно осложняется тем, что заикание нередко развивается по типу порочного замкнутого круга: ребенок с речевым расстройством испытывает огромный дискомфорт по поводу своей «неполноценности» (особенно если подвергается насмешкам или иному прессингу), может замкнуться, впасть в тяжелое депрессивное состояние, начать страшиться и избегать речевой коммуникации вообще, оставить всякие попытки и веру в возможность излечения; нарастающее интрапсихическое напряжение, таким образом, по принципу обратной связи прогрессивно усугубляет логоневроз.

Исследования в данной области осуществляются в ведущих психоневрологических центрах по всему миру, однако на сегодняшний день методики коррекции (разработанные, большей частью, эмпирическим путем) являются более успешными, чем попытки создать непротиворечивый и достаточно полный теоретический базис, что в свою очередь открыло бы пути к разработке подлинно этиопатогенетической терапии.

Читайте также:
Нарушения темпо-ритмической организации речи

3. Симптомы и диагностика

Как указано выше, существуют разные варианты заикания, весьма отличающиеся друг от друга. В одних случаях преобладает логоклония (непроизвольное повторение звуков или слогов «на старте» фразы либо слова), в других выражен тонический компонент – необходимость произнести слово вызывает перенапряжение мимических мышц, языка, мышц шеи.

Иногда непроизвольно растягиваются (словно пропеваются) те или иные звуки, либо пациент не может произнести определенные фонемы, тогда как прочие сочетания звуков вербализует без труда. Нередко заикание появляется только в некоторых ситуациях, а в более комфортной для больного обстановке исчезает без следа.

Выделяют четыре фазы в прогрессировании логоневроза: от дошкольной до «взрослой», к наступлению которой заикающийся человек, как правило, вырабатывает собственные приемы «сглаживания» или «маскировки» заикания, привыкает почти автоматически заменять недоступные ему слова или звуки более удобными синонимами; в целом, смиряется с наличием расстройства, более или менее адаптируется и научается жить с ним, – а также с глубоко укоренившимся комплексом неполноценности, страхом и избеганием общения, тревожно-депрессивным синдромом и другими нарушениями психики, подчас куда более тяжелыми и выраженными, нежели первичное заикание.

Однако при благоприятных условиях, правильной тактике поведения родителей, доброжелательном отношении со стороны микросоциального окружения во многих случаях обнаруживается тенденция к постепенной редукции заикания. Полное устранение речевого расстройства наблюдается в 50-80% случаях.

Диагностика может потребовать привлечения профильных специалистов – прежде всего, для выявления или исключения патологического органического фона (резидуальные последствия родовой травмы, латентно протекающие нейроинфекции, опухоли и т.д.), а также для оценки общего психологического состояния, конституционального типа личности и других факторов, имеющих значение в плане предстоящего лечения.

4. Лечение

В настоящее время практикуется множество эффективных методик лечения заикания. Первоочередной задачей является нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а также у его ближайших родственников. Столь же важно исследовать и, если необходимо, скорректировать систему внутрисемейных отношений. Применяются различные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации. Разработаны системы специальной логопедической гимнастики, массажа, дыхания. Иногда применяется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в других случаях она не показана и нецелесообразна.

При выявлении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).

Сегодня в большинстве случаев удается добиться полного излечения или, по крайней мере, кардинальной редукции логоневротической симптоматики. Очень важно обратиться за помощью на начальном этапе, при первых признаках нарушений ритмики и плавности речи, когда расстройство еще не приобрело характер застойной фиксации с массой вторичных психологических последствий.

Диагнозы логопеда

Огромное спасибо замечательному доктору гинекологу Виктории Викторовне за отличный, очень грамотный, очень профессиональный и очень душевный прием. Я получила рекомендации по лечению и профилактике.

Рекомендую всем женщинам посетить этого замечательного доктора.

Лунина Анна Викторовна
Детский логопед – дефектолог

В последние годы, к сожалению, нарушения речи у детей встречаются всё чаще и чаще. Выявить нарушения речевого развития может на своих приёмах педиатр, невролог, психолог. Логопед проводит диагностику речевого развития, собирает анамнез и на этом основании делает логопедическое заключение. Какие диагнозы может поставить логопед и какие направления в коррекции речевых дефектов важно учитывать для их компенсации расскажу в этой статье.

ЗРР – задержка речевого развития. Это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков. Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо меньше и хуже сверстников. Его речь поздно появляется или медленно развивается и малопонятна. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. На консультации логопед определяет степень задержки речевого развития, рекомендует консультацию невролога (для исключения тяжёлых нарушений органического характера), может также направить на консультацию к ЛОРу (для проверки слуха), педиатра (показатели общего физического здоровья также важны для своевременного развития высших психических функций). Детям с задержками речевого развития рекомендованы занятия логоритмикой, занятия с психологом, логопедом (групповые и/или индивидуальные) на стимуляцию речевой активности.

Алалия – это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Алалию вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребенка. Речь ребёнка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Поставить диагноз поможет всестороннее обследование у невролога, ЛОРа, психиатра, педиатра. Логопед на консультации определяет форму алалии (моторную, сенсорную, смешанную) и рекомендует посещение логопедического детского сада. Занятия при алалии с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, психологом обязательны и должны носить регулярный, системный характер и под наблюдением невролога.

Читайте также:
Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи

ОНР – общее недоразвитие речи. Это системное нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речи. Ребёнок разговаривает, но речь страдает на звуковом, слоговом, грамматическом уровне, нарушается смысловая составляющая и понимания речи, и самостоятельного речевого высказывания. Может выступать как самостоятельное нарушение, так и в составе других нарушений или являться следствием других речевых патологий. Специалисты выделяют 3 (4) уровня ОНР. Коррекция этого нарушения успешнее всего проходит в логопедическом детском саду или в логопедической группе детского сада. Рекомендуется наблюдение у невролога и, в составе общей коррекционной работы, занятия с нейропсихологом, дефектологом.

Дизартрия – возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений (движений органов речи), нарушение голосообразования и дыхания. Дизартрия речи может быть самостоятельным речевым дефектом, а также может входить в состав более сложных речевых расстройств. Дизартрия тот случай, когда в народе говорят «каша во рту». Сильно страдает произносительная сторона речи, звукопроизношение. Родители могут заметить не только нечёткое произнесение звуков, но и недостаточную координацию у детей, неуклюжесть, неопрятность, неловкость в артикуляционной и мелкой моторике; может быть повышенная саливация (слюнотечение разной степени), возможна асимметрия в работе мышц языка, щёк (при высовывании языка и выполнении им заданных движений, надувании щёк и пр.), назализация голоса (гнусавый, носовой оттенок речи). Логопед на диагностике определяет вид дизартрии, обращая внимание на состояние мышц артикуляционного аппарата (гипер/гипотонус) для правильного подбора вида и способов артикуляционного массажа. Коррекция такого нарушения будет успешнее, если в работе участвуют невролог, врач-физиотерапевт, массажист, специалист по ЛФК, нейропсихолог. Детям показаны регулярные логопедические занятия с использованием логопедического массажа, тейпирования.

ФФНР – фонетико-фонематическое нарушение речи. Это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с нарушением восприятия (фонематический слух) и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными звуковыми заменами, смешениями, пропусками, искажениями звуков (чай – тяй, щётка – сётка, кошка – коська, самокат – фамокат, мебель – небель, космонавт – косёнат и пр.) Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре и звуконаполняемости слов (пувица- пуговица, кода-сковорода, нига-книга, мот-мост). То есть ребёнок может пропускать целые слоги, переставлять местами, пропускать звуки в словах. Успешность коррекционной работы с таким нарушением зависит от регулярных, системных индивидуальных занятий с логопедом.

Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, соблюдение назначений невролога, массаж, ЛФК, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Дисграфия, дислексия – нарушение письма, нарушение чтения.

Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме (смешение букв по схожим признакам, пропуски букв, «зеркальное» написание буквы, пропуск элементов буквы, кинетические ошибки).

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем (ребёнок может смешивать буквы во время чтения, может быть нарушение чтения слоговой структуры слова, во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки, с трудом усваивает зрительный образ буквы, нарушение грамматических форм при чтении, чтение по догадке, школьник плохо и длительный период связывает буквы в слоги или долго находится на слоговом типе чтения).

Ошибки имеют разный характер и форму дисграфии и дислексии определит логопед во время диагностики. Для полноты сведений также важна консультация невролога, окулиста, ЛОРа, нейропсихолога. Ставят такой диагноз школьникам, но предпосылки нарушения письма и чтения могут появится в дошкольный период. Родителям стоит обратить внимание, если:

ребёнку долго не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно;

он плохо различает и воспроизводит звуки;

речь развивается медленнее, чем у сверстников или не соответствует возрастным нормам;

имеются проблемы с развитием мелкой моторики;

Читайте также:
Нарушение звуко-слогового и слого-ритмического анализа и синтеза слова у больных с эфферентной моторной афазией и методы его преодоления

Как распознать и предотвратить развитие заикания у детей

Если обратится к международному классификатору болезней МКБ-10, то заикание описывается как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Однако советско-российская логопедическая литература вводит более простое определение: нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Диагноз “заикание” ставится в случае сильной степени проявления симптомов.

По некоторым данным, заиканием (логоневрозом) страдает около 2% населения нашей страны и 3-4 % Европы.

Причины появления дефекта речи

Причины возникновения заикания принято делить на две большие категории: производящие причины и предрасполагающие. Первый тип — случайные, являющиеся толчком, события и действия. Второй тип — условия, дающие почву для возникновения недуга.

Производящие причины

Анатомо-физиологические

  • Травмы головного мозга
  • Органические нарушения мозга
  • Истощение нервной системы
  • Интоксикации
  • Соматические хронические заболевания
  • Болезни носа, глотки, гортани
  • Задержки речевого развития

Психические и социальные

  • Психотравмы (кратковременные и длительно действующие)
  • Неправильное воспитание в семье
  • Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение)
  • Перегрузка речевым материалом
  • Полиглоссия
  • Подражание заикающимся
  • Переучивание леворукости

Предрасполагающие причины заикания и неблагоприятные факторы

В определённых условиях риск развития заикания повышается. Вероятность появления дефектов речи повышается в следующих случаях:

  • Невротическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные заболевания родителей (например, сифилис, алкоголизм, наркомания, интоксицирующие нервную систему плода)
  • Невротические особенности ребенка: повышенная раздражительность, страхи (например, ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре)
  • Конституционная предрасположенность: состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции
  • Наследственная отягощенность: передающиеся от родителей заболевания (например, ослабленность речевого аппарата передаётся по наследству)
  • Поражение головного мозга: постинфекционные, органические, черепно-мозговые травмы (например, сотрясения мозга, энцефалопатия)

В возникновении заболевания могут оставить свой след и неблагоприятные условия:

  • физическая ослабленность детей;
  • скрытая психическая ущемленность ребенка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов с близким человеком;
  • недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений

Если ребёнок относится к одной из перечисленных групп риска, то следует понаблюдать повнимательнее за его поведением и речью. Также стоит помнить, что мальчики заикаются 4 раза чаще, а более половины заикающихся приобретают недуг между 2 и 5 годами, 90% заболевает раньше 10 лет.

Как распознать раннюю стадию заикания у ребёнка

Обращайте внимание на манеры, жесты, речь ребёнка, внимательно прислушайтесь к его речи. Детская неуверенная речь с повторениями слов — это норма в возрасте от 2 до 7 лет, в более позднем возрасте стоит понаблюдать за ребёнком и обратить внимание на следующие признаки начальных стадий заикания:

  • Частые повторения слов.
  • Пролонгирование звуков, слогов, слов.
  • Попытки избежать общения, боязнь разговора.
  • Фразы ребёнка о том, что он не может что-то произнести.
  • Расстроенный вид.
  • Напряжение мышц лица, шеи и голоса.
  • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

Если заметны один или несколько признаков, то нужно принимать меры, например, изменить стиль общения с ребёнком.

Как снизить риск возникновения и избавить ребёнка от заикания ранней стадии

  1. Говорите с ребёнком медленно и плавно, равномерно и ритмично. Самостоятельно задайте неспешный, расслабленный темп вашей беседы, а не просите ребёнка говорить помедленнее. Этими действиями вы поспособствуете более плавной речи ребёнка, так как подадите ему пример.
  2. Делайте паузы в своей речи, оставляйте пустоты, особенно после фраз ребёнка — это дает ему возможность сказать что-то еще, а вам обдумать его слова. Не говорите только потому, что нужно заполнить паузу в разговоре. Дайте ребёнку понять и почувствовать, что он может говорить столько времени, сколько ему необходимо.
  3. Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы давят на ребенка, заставляют чувствовать ограничение во времени на ответ. Комментируйте и описывайте то, что сейчас делаете вместе с ребенком — это значительно уменьшает давление из-за нехватки времени.
  4. Директивы и команды иногда содержат осуждение и критику. Такие фразы лучше начинайте словами: “Давай ””, “Как насчет…”, “Что ты думаешь?”
  5. Иногда повторяйте за ребёнком, чтобы дать понять, что вы его внимательно слушали. Основная цель – уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать форму речи в виде комментариев и утверждений. Сделайте так, чтобы речь ребенка стала плавной в беседе.
  6. Слушайте ребенка, не перебивайте, дайте почувствовать, что его высказывания — самая важная вещь в данный момент. Позволяйте ребенку начинать беседу, выбирать тему для разговора. Делайте уместные комментарии по теме. Постарайтесь не контролировать беседу постоянно.
  7. Установите контакт глазами. Не отводите взгляд, если ребенок начал заикаться, иначе вы покажете, что испытываете дискомфорт. Позвольте ребенку закончить фразу, даже если придётся подождать.
  8. Признайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести слово, что он может закричать: “я не могу этого сказать”, “никак не получается”. В этот момент продемонстрируйте принимающее отношение к ребенку фразами: “это было трудно произнести”, “это сложное слово”. Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен, напуган или находится в состоянии стресса. В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется.
  9. Если в данный момент не получается уделить внимание исключительно ребенку, то скажите ему, что выполняете определенную работу, а после её завершения уделите ему полностью все своё внимание и обязательно выполните свое обещание!
  10. Выделяйте специальное время для беседы и общения, игры с ребёнком. Это значительно способствует увеличению плавности речи. Используйте это время, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Позвольте ребенку самостоятельно выбрать занятие и решить, когда начать разговор. Уделяя ребёнку время вы очень сильно повышаете его самооценку, а это помогает ему снизить темп речи.
  11. Уделяйте внимание исключительно ребенку. Детям часто не хватает исключительного внимания любящих родителей, это именно то, о чём дети мечтают!
Читайте также:
Устранение нарушений голоса у детей с дизартрией

Таким образом вы создадите положительный фон вокруг себя и ребёнка и подарите ему поток положительных эмоций. Боритесь за речь своего ребёнка!

Логопсиходиагностика

Теоретические основы организации помощи детям, страдающим заиканием. Вопросы реабилитации заикающихся как предмет специального исследования. Сущность логопсихотерапевтического подхода. Задачи и функции логопсиходиагностики. Направления ее проведения.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.08.2013
Размер файла 30,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа по дисциплине: «Психолого-педагогическая диагностика детей и взрослых с нарушениями речи»

Колбина Гузель Рамилевна

1. Теоретические основы организации помощи детям, страдающим заиканием

2. Понятие, цели и задачи логопсиходиагностики

Актуальность. В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до З% населения, и, несмотря на большое число научных работ по этой теме, проблема эффективной коррекции заикания продолжает оставаться актуальной. Особенно необходимо повышение эффективности помощи заикающимся детям уже в дошкольном возрасте, когда “стаж” заикания ещё небольшой, а компенсаторные возможности организма велики.

Проблема состоит в том, что в процессе логопедической работы специалистам приходится сталкиваться с фактом наличия у заикающихся дошкольников ряда психических особенностей (Беккер К.П., Власова Н.А., Волкова Г.А., Глозман Ж.М., Зайцева Л.А., Захаров А.И., Миссуловин Л.Я., Рау Е.Ю., Селивёрстов В.И., и др.). Поскольку имеется определённая связь между особенностями поведения и речевыми затруднениями этих детей, традиционное логопедическое воздействие в процессе их реабилитации оказывается недостаточно эффективным. Так Захаров А.И. пишет о первичности нарушения процесса формирования межличностных отношений заикающегося дошкольника и настаивает на необходимости восстановления у него нарушенных навыков общения, умения принимать, играть роли и адекватно выражать свои чувства.

Для коррекции заикания в настоящее время наиболее эффективным признан комплексный метод, предусматривающий логопедическое, психотерапевтическое, психологическое и медикаментозное воздействия.

Однако в системе образовательных учреждений (например, школ и детских садов) «…комплексный метод лечения заикания, по сути дела, только декларируется, а, фактически, предлагаются те или иные дидактические приёмы…» (Л.Я. Миссуловин, 1988). Основная часть заикающихся дошкольников, прежде всего, направляется именно в группы для заикающихся при специализированных речевых и неспециализированных детских садах, где нет ни врача-психотерапевта, ни психолога. Поэтому знание специалистами-логопедами не только логопедических, но и некоторых психокоррекционных методов и приёмов, таких как логопсиходиагностика является рациональным в сложившихся обстоятельствах.

заикание логопсиходиагностика реабилитация

1. Теоретические основы организации помощи детям, страдающим заиканием

Как известно, все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – формируются и развиваются с прямым участием речи. Связанная с сознанием в целом, речь включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами.

При нарушениях речи страдают межфункциональные связи, возникают диспропорции и ассинхронии в развитии различных психических функций. Отмечается, что в этих случаях изменяются способы коммуникации, социальной адаптации в сторону их деструкции, ограничивается способность детей к приему и переработке информации.

При всех видах нарушений речевого развития, по мнению ряда авторов, уменьшается объем информации, которая может быть принята в единицу времени: снижается точность принимаемой информации, замедляется ее переработка. Другими словами, медленно, но неуклонно формируется база не только для экзогенно-органического поражения мозга, но и для аномальной личностной изменчивости в сторону диапазона пограничной аномальной личности.

Среди многочисленных речевых нарушений заикание – одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, выработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося.

Исследуемая проблема является пограничной и находится на стыке ряда наук: психологии логопедии, дефектологии, медицины, физиологии и др.

Читайте также:
Значение биоэнергопластики при формировании звукопроизношения у детей с ОНР

От врачей, логопедов, психологов все больше требуется знание клинических проявлений заикания и заикоподобных расстройств речи различного генеза, умение интерпретировать их психофизиологические, психологические и социально-психологические аспекты. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии.

В отечественной и зарубежной психологии проблеме коррекции заикания отводится большое место. Проблема заикания и факторов, его обусловливающих, отражена в работах Беляковой Л.И., Богомоловой А.И., Вайзмана Н.П., Власовой Н.А., Дъяковой Е.А., Сикорского И.А., Тяпугина Н.П., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. Хватцева М.Е. Шкловского Б.М. и других.

Заикание и вопросы реабилитации заикающихся как предмет специального исследования представлены в трудах Арутюнян Л.3. Беляковой Л.И., Богомоловой А.И., Болдыревой Т.А., Буянова М.И., Власовой Н.А., Волковой Г.А., Драпкина Б.З., Дъяковой Е.А., Карповой Н.Л., Некрасовой Ю.Б., Сикорского И.А., Тяпугина Н.П., Шкловского Б.М.

Специфика заикания в дошкольном возрасте освещена в исследованиях Арутюнян Л.3., Асатиани Н.М., Беляковой Л.И., Буянова М.И., Волковой Г.А., Драпкина Б.З., Калачевой И.О., Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.П., Рау Е.Ю., Рау Ф.А., Садовниковой Е.Н., Селиверстова В.И.

Несмотря на то, что наукой накоплен богатый опыт в плане теории и практики проблемы, вопрос оказания помощи заикающимся детям остается нерешенным и требует дальнейшего анализа.

2. Понятие, цели и задачи логопсиходиагностики

Понятие «логопсиходиагностики» сложилось в связи с развитием личностно-ориентированной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся. Эта система представленна в работах ряда авторов — Л.З. Андроновой, Б.З. Драпкина, Ю.Б. Некрасовой, Н.Л. Краповой, Е.Ю. Рау, В.М. Школовского. Все они являются последователями школы известного харьковского психотерапевта К.М. Дубровского. Психотерапевтическое направление, связанное с именем К.М. Дубровского, получило свое развитие в середине 60-х годов.

В дальнейшем оно оформилось его учениками в особую систему логопсихотерапевтических воздействий при коррекции заикания. В частности, логопсихотерапевтический подход представлен в работах Ю.Б. Некрасовой, а также Л.З. Андроновой и ее последователей.

Согласно логопсихотерапевтическому подходу заикание рассматривается как нарушение коммуникации, а реабилитация заикающихся должна быть связана не только с чисто логопедической работой, но и с так называемым процессом «лечебного перевоспитания«. Главная цель — гармонизация личности и нормализация ее связей с окружающим миром. Чтобы осуществить такое «перевоспитание», используется специальная система «саногенных психических состояний». Логопедическое, психотерапевтическое и психологическое воздействия в методиках логопсихотерапевтического подхода опосредуют друг друга, а не осуществляются параллельно. Они взаимодополняют друг друга, сочетаются в приемах и методах.

Сам процесс реабилитации заикающихся не разбивается между разными специалистами, а проводится одним специалистом — логопсихотерапевтом. Логопсихотерапевт должен обладать знаниями и логопеда, и психотерапевта. Ведущий принцип такого подхода — это принцип логопсиходиагностики. Он совмещает в себе традиционную педагогическую диагностику, которая направлена на изучение речи пациента, и диагностику его личностно-коммуникативных особенностей, независимо от клинической группы заикания (неврозоподобного или невротического типов).

Главной задачей логопсиходиагностики является составление «внутренней картины здоровья», а не выявление картины болезни пациента (согласно рекомендациям Ю.Б. Некрасовой). Логопсиходиагностика проводится в трех направлениях: а) выявление речевого статуса, б) выявление коммуникативного статуса и в) определение особенностей личности. Именно эти три направления наиболее полно раскрывают картину адаптированности личности.

При отсутствии четких рекомендаций по построению логопсиходиагностики для заикающихся дошкольников мы попытались создать приемлемый вариант, модифицировав и дополнив вариант ее построения, предложенный Ю.Б. Некрасовой. В диагностических целях нужно использовать стандартные речевые пробы для выявления речевого статуса, рисуночные тесты “Моя семья”, “Мы играем” и социометрическое обследование — для выявления коммуникативного статуса, рисуночные тесты “Моя семья” и “Автопортрет”, а также адаптивный вариант проективной тестовой методики фрустрационной толерантности (Розенцвейг) — для выявления личностных особенностей.

Логопсихотерапевт должен не акцентироваться на проблеме заикающегося, а искать пути наиболее комфортного и благоприятного развития его личности. Важно при этом предоставлять пациенту большие возможности для самореализации и самовыражения.

Таким образом, логопсиходиагностика совмещает одновременно две функции: диагностическую и психотерапевтическую. То есть нужно принимать во внимание проблемы заикающегося ребенка, учитывать их в ходе реабилитационного курса. Акцентироваться необходимо на поиске и развитии адаптивных черт личности, которые составляют внутренний «портрет неповторимости» человека.

Принцип логопсиходиагностики, нацеливает на изучение особенностей речи во взаимосвязи с личностно-коммуникативными нарушениями и позитивными аспектами развития логопата. Принцип опосредствования логопедических и психологических методов при преодолении нарушений речи определяет междисциплинарное взаимодействие как наиболее продуктивный подход в коррекции нарушений.

Главной задачей диагностики является не столько выявление проблем ребенка, сколько создание “портрета здоровья” (Ю.В. Некрасова), т. е. образа, способного вместить в себя лучшие адаптивные черты человека и комплекс саногенных состояний.

Таким образом, общие подходы к организации психокоррекционной работы с логопатами, сложившиеся в практике коррекции заикания, наиболее согласуются как с современными тенденциями специального образования и практической логопедии, что позволяет рассматривать их в качестве ориентира при разработке концепции современной логопсихологии. Одновременное сочетание, взаимосвязь и взаимопроникновение приемов логопедии и практической психологии в процессе реабилитации заикающихся дошкольников оказывает эффективное влияние не только на устранение заикания, но и на абилитацию и реабилитацию личности заикающегося дошкольника в целом, одновременно восстанавливая речь и гармонию отношений личности с социальной средой.

Читайте также:
Современные научные подходы коррекции нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией

1. Арутюнян Л.3. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. – М., 1990

2. Арутюнян Л.З. Эмоционально-стрессовая психотерапия заикания. – М.: Медицина, 1992.

3. Арутюнян-Андронова Л.З. Как лечить заикание. – М., 1993.

4. Арутюнян (Андронова) Л.З. Коррекция личности и нормализация функционального состояния в процессе работы над речью // Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С.Волковой. В 5 кн. Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. -М.: ВЛАДОС, 2003. С. 265-266.

5. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О., Мозговая Е.Л. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием. //Дефектология, 1978, №1. С. 25-30.

6. Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Фрейдин Ю.Л. Некоторые вопросы клинической классификации заикания / Логопедия. Заикание под ред. Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой – М.: В.Секачев, 2001.

7. Белякова Л.И., Дъякова Е.А. Логопедия. Заикание. Учебное пособие. -М: ЭКСМО-Пресс, 2001

8. Богомолова А.И. Методика формирования твердой ритмичной речи./ Логопедия. Заикание. – М.: В.Секачев, 2001.

9. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1977.

10. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся //Заикание. Проблемы теории и практики./ под ред. А.И. Беляковой. – М., 1992. С. 76-87

11. Буянов М.И., Драпкин Б.З. Клиника, отграничение и принципы лечения невротического и неврозоподобного заикания у детей и подростков / Неврозы и нарушения характера у детей./ под ред. Ковалева В.В.- М.: 1973.

12. Вайзман Н.П. Психотерапия в дефектологии. – М.: // Психология, 1992. С. 3

13. Власова Н.А. Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккера. – М., 1983.

14. Власова Н.А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов // Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С.Волковой. В 5 кн. Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 243-244.

15. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959.

16. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.: Просвещение, 1983 – 144 с.

17. Волкова Г.А. Особенности развития личности заикающихся детей старшего дошкольного возраста / Расстройства речи. Новости оториноларингологии и логопатологии. – СПб.: 2000. С.3-30.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и этапы становления конфликтологии как научного направления. Два подхода социального конфликта, пессимистический и оптимистический, предмет и методы его исследования. Типы характера личности и его влияние на поведения в конфликтной ситуации.

презентация [2,0 M], добавлен 19.06.2014

Коррекционно-компенсаторное значение обучения. Научно-методическая основа организации деятельности специального психолога и оказания психологической помощи детям. Виды психокоррекции. Связь специальной психологии с психологическими и медицинскими науками.

шпаргалка [362,3 K], добавлен 17.02.2009

Социальные проблемы, возникающие у детей “группы риска”. Технологии психологической реабилитации и профилактики; цель и характеристика игротерапии, музыкотерапии, библиотерапии. Анализ работы МУ “Центр социальной помощи детям “Берегиня” г. Новосибирска.

дипломная работа [159,9 K], добавлен 27.06.2012

Анализ психолого-педагогической литературы. Психотерапевтическое вмешательство. Направления развития психологической реабилитации. Теоретические и практические проблемы создания системы психологической реабилитации. Методы психологической реабилитации.

курсовая работа [48,7 K], добавлен 13.08.2008

Типы и признаки заикания, причины его возникновения. Механизм заикания, методики его лечения. Особенности психики заикающихся, их дифференциация на группы по эмоциональному отношению к заболеванию. Степень фиксированности заикающихся на дефекте.

презентация [265,2 K], добавлен 24.01.2014

Специфика работы психолога в учреждении социального обслуживания. Структурные подразделения центра социальной помощи семье и детям Михайловского района. Профессиональные функции психолога. Проведение тренинга личностного роста для подростков “Пойми себя”.

отчет по практике [49,1 K], добавлен 22.10.2009

Психическое развитие слепых и слабовидящих людей, способы их коррекции при обучении и воспитании. Задачи и принципы тифлопсихологии. Методы реабилитации поздноослепших. Учение о викариате органов чувств. Основы современной научной теории компенсации.

презентация [493,3 K], добавлен 16.04.2015

Методы нейропсихологической диагностики

Давайте поговорим о целях, принципах и методах такого важного направления в психологии, как нейропсихологическая диагностика. Такие знания будут полезны для студентов, начинающих специалистов и всех интересующихся нейроподходом, ведь многие методики успешно применяются в процессе патопсихологических и психосоматических исследований. Надеемся, что наша информация расширит знания о влиянии особенностей головного мозга на психику и представления о коррекции психологических нарушений.

Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели

Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.

В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.

Читайте также:
Особенности развития связной речи у детей с ОНР

Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:

  • восстановление мозговых функций и памяти у возрастных пациентов и пациентов, перенесших инсульт или травму;
  • коррекция проявлений патологий мозговой деятельности у детей;
  • наладить мозговую деятельность и поведение людей с расстройством аутистического спектра.

Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?

В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.

При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.

Методы нейродиагностики

Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.

Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.

Обычно применяются две группы методов диагностики.

1. В первую группу входят исследования для получения знаний:

  • сравнительно-анатомический подход, который изучает взаимозависимость мозгового строения и нервной системы с особенностями в поведении и средой существования;
  • разрушающий метод, при котором специалист «отключает» часть головного мозга пациента и анализирует поведенческие изменения;
  • методика раздражения, при которой проводится воздействие на точечные мозговые участки и наблюдение за сопутствующей реакцией.

2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):

  • электроэнцефалография;
  • МРТ;
  • исследования при помощи химических индикаторов;
  • ПЭТ;
  • КТ.

Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность

Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:

  • выдвигают гипотезу, с учетом истории болезни и беседы с пациентом;
  • назначают методы обследования;
  • проверяют первоначальную гипотезу в ходе выполнения пациентом заданий;
  • выделяют синдром;
  • составляют нейропсихологическое заключение и план дальнейшей коррекции.

Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.

Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?

Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):

  • взрослым людям при нарушениях после перенесенного инсульта, травмы, опухоли или ее продолжительного лечения;
  • детям с задержкой психического развития, речевых, слуховых и моторных функций, при расстройстве аутистического спектра, при нарушениях чтения, письма, счета, при синдроме гиперактивности и дефиците внимания, при последствиях, вызванных травмой, опухолью или инсультом.

Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.

Виды нейропсихологической коррекции

По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.

Основными видами нейропсихологической коррекции будут:

Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).

Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.

Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.

Зачастую нейропсихолог не ограничивается каким-то одним коррекционным методом, а применяет их в комплексе, пытаясь разнообразить задания для достижения более устойчивого результата лечения. Разумеется, в выборе методики специалист учитывает возраст, диагноз, рекомендации лечащего врача и личные особенности пациента.

Не только изучить теоретическую часть нейропсихологии, но и научиться применять на практике методы диагностики и коррекции патологий мозговой деятельности у детей поможет наш курс профессиональной переподготовки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: