Образец логопедического заключения
Дано на воспитанника МБДОУ № 322 – **, родившегося ** ** 2007 г.
Поступил в речевую группу — 08.07.2015 г.
С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1
Направляется: на консультацию к психиатру.
Выявлено:
—речь — нарушения произношения заметны, но речь понятна окружающим;
—темп речи – нормальный;
—голос – нормальный;
—подвижность органов артикуляционного аппарата – «смазанная», сжатая, неточная;
—выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный. Страдает дифференциация и точность движений, амплитуда движений снижена. Отмечается слабость мышц языка;
—подъязычная связка – норма;
—саливация – умеренная;
—мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;
—произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм;
—фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;
—слоговая структура — воспроизводит правильно;
—словарный запас – глагольный словарь соответствует возрасту. Предметный словарь и словарь признаков неточный. Испытывает трудности в подборе прилагательных-антонимов;
—грамматический строй речи – испытывает трудности в словоизменении и словообразовании: употребление формы род.п. множ. числа, согласование имен существительных с числительными два и пять, образование относительных и притяжательных прилагательных;
—связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить предложение по картинке, рассказ — по серии картинок. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов и пересказе небольших текстов, требуется помощь в форме наводящих и побуждающих вопросов.
На занятиях – малоактивен, медленно включается в работу, задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (или подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. К середине занятия отмечается спад работоспособности, вялость и полное прекращение работы.
Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за год пребывания в речевом детском саду.
Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.
«30» сентября 2015 г.
Заведующая МБДОУ № _____________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.
С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1
Направляется: на ПМПК.
Выявлено:
—речь — речь разборчивая, понятна окружающим;
—темп речи – нормальный;
—голос – нормальный;
—подвижность органов артикуляционного аппарата – неточная;
—выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;
—подъязычная связка – норма;
—саливация – умеренная;
—мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;
—произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм; на данный момент: идет работа по автоматизации звука [ш] в словах, потешках; звуков [ж, л] в слогах, словах; дифференциация звуков [с-ш];
—фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;
—слоговая структура — не нарушена;
—словарный запас – соответствует возрастной норме;
—грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;
—связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.
На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.
Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.
Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.
Логопедическое заключение ОНР 4 уровня
В этой статье мы поговорим об ОНР 4 уровня: характеристике и признаках нарушения, кто выделил 4 уровень ОНР и как его откорректировать.
Бесплатные занятия с логопедом
Общее недоразвитие речи 4 уровня — самая легкая форма нарушения. Языковые компоненты практически соответствуют норме, у ребенка хороший словарный запас и связная речь — этого достаточно для общения. Тем не менее, в школе он все равно может испытывать трудности при обучении чтению, письму. Чтобы маленький школьник хорошо учился, нужно довести его речевые навыки до полного соответствия норме.
В этой статье мы поговорим об ОНР 4 уровня: характеристике и признаках нарушения, кто выделил 4 уровень ОНР и как его откорректировать.
ОНР 4 уровня: характеристика нарушения
Изначально было принято разделение ОНР на 3 группы — от 1-ой до 3-ей. Однако в 2001 году профессор, логопед-дефектолог Филичева Т.Б. включила в классификацию еще одну степень ОНР — четвертую.
В целом ребенок четвертого уровня ОНР типа говорит правильно, но все же некоторые ошибки и сложности встречаются. Вот его признаки:
- Дети говорят недостаточно четко и выразительно, «хромает» артикуляция;
- Трудности вызывает разделение шипящих, вибрантов, то есть дрожащих согласных, и аффрикат («ч» = «ть» + «щ», «ц» = «т» + «с»);
- Могут заменять или переставлять местами звуки, пропускать слоги. Например, вместо слова «молоток» сказать «моток». Но в большей мере это касается слов со сложной слоговой структурой и звуковой наполненностью;
- Недостаточно понимают значения слов, которые обозначают признаки предметов. Например, могут сказать «мальчик длинный» вместо «мальчик высокий»;
- Неправильно составляют новые слова с помощью суффиксов. Например, вместо «платьице» скажут «платенько»;
- Ошибаются при согласовании существительных с прилагательными (например, «пишу красным ручком»), неправильно применяют существительные во множественном числе родительного или именительного падежей (например, «в зоопарке видел много птицев и зверев»);
- Не понимают значения слов, которые не используются в повседневной жизни;
- Неправильно трактуют пословицы, подбирают антонимы и синонимы;
- При пересказе или составлении рассказа детки путают последовательность событий, не могут выделить в сюжете главную и второстепенные линии, повторяют одно и то же.
Перечисленные ошибки встречаются не всегда. Отклонения настолько малозаметны, что выявить их можно только целенаправленно при обследовании у логопеда-дефектолога. Но сделать это нужно обязательно, чтобы в дальнейшем у первоклассника не возникло трудностей с обучением.
Характеристика детей с ОНР 4 типа
У деток хороший словарный запас, хотя преимущественно он состоит из слов общего употребления. Поэтому значение редких слов им, как правило, неизвестно.
У них связная речь, хоть и несколько смазанная и нечеткая. Они развернуто отвечают на вопросы, выражают свои мысли. Но речь своеобразная. Если попросить малыша пересказать рассказ, он будет акцентировать внимание на неважных деталях и упускать важные; а при повествовании на свободную тему будет выбирать простые слова и несложные предложения.
Имеется критичность к речи, то есть ребенок может понять, что допустил ошибку. Если предложить ему 2 варианта, он выберет верный.
У деток с ОНР 4 типа хорошо поставлены звуки, они правильно выговаривают их. Но им не хватает четкости, поэтому необходимо поработать над артикуляцией.
Малыши пропускают или заменяют союзы. Например, могут сказать: «Папа сказал я шел домой» (пропущен союз «чтобы»), «Я побежала, куда сидела кошка» («куда» вместо «где»).
В предложениях встречается инверсия. Например, дошкольник с ОНР 4 ур скажет: «Увидели долго искали которого котенка» вместо «Увидели котенка, которого долго искали».
Еще у деток с ОНР 4 уровня характеристика такая: им пока тяжело планировать свое повествование.
4-й уровень речевого развития как самостоятельный диагноз ставят редко. Как правило, на него выходят дети после коррекционной работы у логопеда-дефектолога, которым ранее диагностировали 3 степень ОНР. Главная характеристика детей с ОНР 4 уровня — практически полное соответствие возрастной норме по речевому развитию и готовность к школе. Еще немного коррекционной работы — и детки полностью преодолеют все барьеры и без труда начнут учиться писать и читать.
Причины ОНР IV уровня
Есть 2 группы факторов, которые могут привести 4-му уровню речевого развития — биологические и социальные.
Биологические включают органические причины. К ним относят особенности развития центральной нервной системы и органов речи. На овладение речевыми навыками влияет внутриутробное развитие плода. Вредные привычки беременной женщины, стрессы, фетоплацентарная недостаточность, токсикоз, внутриутробные инфекции, асфиксия и гипоксия плода, осложненные роды (тяжелые, стремительные, затяжные) — все это влияет на развитие младенца после рождения.
Огромное значение имеют и события первого года жизни грудничка: слабое здоровье, перенесенные нейроинфекции, поствакцинальные осложнения, черепно-мозговые травмы — вот основные причины общего недоразвития речи 4 уровня. В зоне риска младенцы, которые поздно начали гулить, лепетать, сказали первое слово или овладели фразовой речью — это указывает на возможную задержку речевого развития.
Социальные — это средовые факторы. Сюда входит речевое окружение малыша, отношение к нему, воспитание. Плохо, если родители не занимаются с чадом, не разговаривают с ним, не играют. Но не меньший вред приносят ему родственники, которые сюсюкают, используют уменьшительно-ласкательные или «детские» слова («биби», «кака», «красненький», «тарелочка»). Это все только затрудняет овладение родным языком. В зоне риска и дети-билингвы, в семьях которых говорят на двух языках или на «суржике».
Неблагоприятная обстановка в семье, эмоциональное напряжение или отверженность, дефицит общения и отсутствие контакта с родителями тоже могут стать причиной ОНР 4 ур.
Методы диагностики ОНР 4 степени
Сначала маленького пациента осматривает педиатр и собирает общую информацию о состоянии здоровья, а затем направляет его к узким специалистам — психологу, неврологу, отоларингологу, логопеду, психиатру:
- Психолог оценивает психоэмоциональное состояние малыша, развитие личностной сферы, памяти, мышления, внимания;
- Отоларинголог исключает нарушение остроты слуха;
- Психиатр оценивает психическое здоровье пациента и исключает заболевания, которые сопровождаются речевыми нарушениями, например аутизм;
- Невролог оценивает неврологический статус малыша, выявляет причины нарушения, при необходимости направляет его на аппаратную диагностику (МРТ головного мозга, ЭЭГ, например). Он же пишет заключение онр 4 типа;
- Логопед оценивает сформированность речевых компонентов. Он использует материалы разной тематики и сложности, адаптированные под возраст пациента. Это могут быть картинки, тексты, аудиозаписи. Также специалист опирается на результаты осмотров других врачей, собирает информацию о речевом развитии малыша у родителей.
Диагностика устной речи при ОНР 4 степени
Цель — оценить сформированность всех языковых компонентов.
Первый — связность речи. Логопед просит малыша составить рассказ по картинке или пересказать услышанное. У дошкольников должна быть последовательная связная речь.
Второй — грамматические процессы. Врач оценивает, насколько дитя может составлять новые слова, согласовывать их в предложениях и выстраивать фразы.
Третий — звуковой компонент. Логопед оценивает, насколько правильно и четко произносит малыш звуки, насколько развита слоговая структура и звуконаполняемость слов.
Четвертый — слухоречевая память. Для полного овладения речевыми навыками этот процесс должен быть полноценно развит.
После заключения ОНР 4 степени специалист разрабатывает план логопедической работы.
Коррекционная программа при ОНР IV уровня
Оптимальный возраст для начала коррекции речи у деток с ОНР 4 ур — 6 лет. К моменту поступления в школу логопед успеет откорректировать речевые навыки и подготовит будущего школьника к обучению письму и чтению в первом классе. Именно такие цели и преследует коррекционная работа.
Занятия составляются таким образом, чтобы развивать все языковые звенья.
Во-первых, вывести на новый уровень фонематические процессы и звукопроизношение. Сначала логопед работает над артикуляцией, потом учит различать звуки на слух, произносить их с опорой на акустику и артикуляцию. Особое внимание уделяется во время занятий словам со сложной слоговой структурой и стечением согласных, а также звуко-буквенному анализу. Это пригодится впоследствии при обучении чтению. Занятия включают логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.
Во-вторых, расширить словарный запас. Важно наполнить словарь и новыми общеупотребительными словами и теми, которые используются реже. Логопед учит подбирать омонимы, синонимы, антонимы, составлять новые слова с помощью приставок и суффиксов. Объясняет ученикам смысл поговорок и пословиц, переносный смысл слов.
В-третьих, сформировать грамматический строй языка. Уделяется вниманием родам, числам, падежам. Деток учат понимать интонацию и определять по ней вопросительные и повествовательные предложения. Они учатся правильно задавать вопросы и развернуто отвечать на них, изучают предлоги.
В-четвертых, совершенствовать связную устную речь. Детки учатся строить и использовать сложные предложения в повседневном общении. На уроках они пересказывают или составляют рассказы по картинкам – учатся полностью раскрывать тему, вычленять главное и второстепенное, использовать прямую речь, говорить выразительно и четко.
В-пятых, подготовить дошкольников к обучению письму и чтению. Это необходимо для закрепления навыков устной речи. Главная цель — подготовить руку к письму, познакомить с буквами, научить складывать из них слова. На уроках детки работают с разрезной азбукой.
Выводы
ОНР 4-го типа не мешает деткам общаться. Тем не менее, станет проблемой, когда придет время учиться читать и писать. Чтобы у школьника не возникло таких проблем, необходимо откорректировать и устранить пробелы.
Чем раньше вы их выявите, тем лучше. Если вы замечаете ошибки в устной речи дочки или сына или же у него в анамнезе имеется диагноз ОНР, обязательно нужно довести уровень речевого развития до возрастной нормы.
Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4
Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.
Отличительные признаки ОНР:
- Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
- Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
- Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.
Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.
Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.
Общее недоразвитие речи 1 уровня
Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».
В чем проявляется:
- Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
- Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
- Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
- При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
- Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.
Общее недоразвитие речи 2 уровня
Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.
На что обратить внимание:
- Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
- Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
- Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
- Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
- Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
- Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
- Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
- Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
- Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
Общее недоразвитие речи 3 уровня
Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.
- Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
- Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
- Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
- Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
- Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
- Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
- Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
- Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
- Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.
Общее недоразвитие речи 4 уровня
Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.
- Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
- Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
- Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
- Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
- Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).
Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.
Дата публикации: 04.04.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Общее недоразвитие речи 4 уровня
По статистике, на долю общего недоразвития речи (ОНР) приходится 40% от всех дисфункций речевой деятельности. Чаще диагноз ставят детям, начавшим говорить с опозданием, – от 2-х до 3-х лет. 4 уровень ОНР характеризуется незначительными лексическими ошибками, неправильной морфологией и синтаксисом предложений. Родители могут даже не обратить внимание на пробелы в функции языкового аппарата.
- Описание
- Этиология и патогенез
- Диагностика
- Коррекция состояния
- Рекомендации
При обнаружении патологии логопедом в детском саду ребенку рекомендовано исправление недоразвития речи. Задача специалиста заключается в коррекции патологического отклонения в частных и домашних условиях. Своевременная диагностика и лечение предотвращают появление комплексов и трудностей в общении с другими детьми. Общий прогноз нарушения речевой функции 4 степени положительный.
Описание
На устранении дисфункций речевого аппарата, а также предупреждении их развития специализируется логопедия. ОНР 4 уровня диагностируют на основании недостаточного словарного запаса, сложностей с подбором антонимов. Ребенок не умеет склонять по падежам словосочетания для связывания их по смыслу. Особенно, это касается родительного и винительного. Но если предложить выбрать из двух вариантов, он сделает это правильно.
Подробно описала 4 уровень речевого развития профессор Филичева Т.Б., защитившая докторскую диссертацию по педагогике. Характеристика 4 уровня ОНР выглядит следующим образом:
- речь нечеткая, у ребенка возникают трудности с произношением Л, Щ, Р, Ц, С; он сознательно пропускает их или слоги с ними, чтобы облегчить себе задачу (например, молоток – моток);
- также отмечается произвольная перестановка слогов (велосипедист − весилопедист, динозавр − дизинавр);
- неумение правильно использовать прилагательные для характеристики признаков (толстый − худой, добрый − злой);
- добавление ненужных звуков (пояс – пояст, груша – игруша);
- особое затруднение при проговаривании суффиксов (собачий − собаковый);
- нарушение грамматики при составлении предложений (ходили за хлебам в магазины).
Также малышу сложно согласовывать между собой существительные с числительными. Пересказывая текст, он путает главные события со второстепенными. Неумение использовать сложные предлоги и конструкции речи приводит к образованию большого количества повторов. Описание по картинке тоже осуществляется с нарушением логической последовательности.
Общее впечатление при общении с детьми ОНР 4 уровня заключается в том, что говорят они медленно и бессвязно, как бы нехотя и кратко. Их неумение использовать антонимы и характеризовать предметы по признакам может выглядеть так, что они не понимают разницы между понятиями овальный и круглый, мяч и клубок и т. д. Также они не воспринимают дифференциацию на мужской и женский род. Сложнее всего даются прилагательные и существительные с уменьшительными суффиксами.
Этиология и патогенез
Причины, способствующие развитию отклонения, подразделяются на биологические, социальные и смешанного характера. Повреждение участка коры может произойти до и после родов. К факторам риска относятся:
- инфекционные заболевания во время беременности;
- токсикоз;
- резус-конфликт матери и ребенка;
- кислородное голодание;
- желтушка новорожденных.
Также к нарушениям речевого развития могут привести травмы головного мозга, эпилепсия и энцефалопатия. Относительным образом может повлиять и генетическая наследственность. В зависимости от причин развития заболевание может характеризоваться неврологическими симптомами.
Дети с ОНР 4 степени с трудом ведут диалог, хотя и понимают речь, поэтому они малообщительны. Из-за рассеянного внимания у них слабое логическое мышление, им трудно запомнить последовательность действий. Нарушения речи могут вызывать психические отклонения: у ребенка повышается тревожность, он впадает в агрессию. В связи с этим ему проще находиться в одиночестве, чем общаться со сверстниками.
Отдельно следует обратить внимание на влияние обстановки в семье и ближайшего окружения на формирование артикуляционного аппарата. При этом отсутствуют органические повреждения головного мозга.
Не только недостаток внимания, отсутствие общения с ребенком могут вызвать подобное отклонение. Гиперопека также отрицательно влияет на тренировку речи, малыш не успевает сформулировать просьбу, все его желания предугадываются.
Диагностика
Для постановки диагноза требуется осмотр педиатра и детского невролога. Необходима дифференциация с другими отклонениями в речевом развитии: алалией, ринолалией, аутизмом, дизартрией, органическими поражениями мозга и детским церебральным параличом.
Серия картинок для составления рассказа
В ходе комплексного обследования ребенка консультирует логопед. С помощью специальных логопедических методов оценивают связную речь при пересказе, грамматику, словарный запас, амплитуду движений артикуляционного аппарата, особенности произношения звуков. Проверяют способность выделять и воспроизводить образы. В заключении педагог указывает информацию о типе ОНР, его клинические симптомы.
Коррекция состояния
Чтобы достичь нормального уровня развития речи, способности к усвоению школьного материала, адаптировать ребенка к социуму, посещению ДОУ используют комплексный подход. Схема коррекции детей с ОНР 4 включает следующие занятия:
- нормализацию воспроизведения губных звуков;
- тренировку сочетания нескольких согласных подряд;
- генерацию звуков;
- повышение грамотности речи и письма.
В процессе коррекционной работы используют дидактические карточки с буквами, из которых складывают слова, короткие предложения. В игровой форме дети обучаются с помощью заданий «Поле чудес», «Волшебное дерево», заполняя пустые поля, решая ребусы.
Методики основаны на расширении словарного запаса, изучении понятия антонимов, умении обозначать признаки предметов. Постепенно ребенка учат использовать сложные приставки и суффиксы. Кроме того, логопед занимается коррекцией грамматики речи.
Прогноз при ОНР 4 степени положительный, поскольку отсутствует грубое нарушение фонематического восприятия. На занятиях отрабатывают связную речь, закономерности языка.
Рекомендации
Опыт, накопленный логопедами, свидетельствует о том, что необходимо улучшать речевое развитие, для этого детям требуется мотивация. Несмотря на то что лексические и грамматические ошибки несущественны, впоследствии у ребенка наблюдаются сложности с процессом обучения. По сравнению со сверстниками он слабее запоминает новый материал, не усваивает грамматические правила. Чтобы избавиться от замкнутости и стеснительности, ребенка погружают в социальные ситуации с помощью игр. Их сложность увеличивают постепенно, индивидуально в отношении каждого пациента.
ОНР 4 уровня — коррекционная работа
Общее недоразвитие речи встречается в 40 % случаев от всего количества нарушений, связанных с речевой деятельностью. Чаще всего диагностируется у детей, поздно начавших говорить. Как правило, первые различимые слова ребенок произносит не ранее двух лет, а фразы – после трех.
Расстройства речи проявляются от полного неумения говорить (1 уровень ОНР) до незначительных пробелов в лексике и ошибок в грамматическом построении фраз и предложений (ОНР 4 уровня).
В дошкольных учреждениях логопеды проводят диагностику с целью выявить общее недоразвитие речи у детей, провести своевременное корректирование. Это необходимо, чтобы избежать в дальнейшем трудностей в учебе и общении, появления комплексов, психологических травм. Подробную характеристику ОНР 4 уровня дала в своей работе доктор педагогических наук, профессор Филичева Т.Б.
Характеристика ОНР 4 уровня
Речевое расстройство характеризуется незначительными отклонениями:
- невнятная речь, нечеткое воспроизведение звуков (Л, Щ, Р, Ц, С);
- элизия – пропуск звуков или слогов, чтобы облегчить произношение (молоток – моток);
- парафазия – замена слогов и звуков (мотоциклист – мотокилист);
- перестановка слогов (космонавт – комоснавт);
- неправильное применение слов, обозначающих признак (короткий – низкий, длинный – высокий);
- добавление звуков (пояс – пояст, груша – игруша);
- трудности словообразования с использованием суффиксов (волчий – волковый);
- аграмматизм – ошибки в построении предложений (в цирке видели собаков, медведев).
Общее недоразвитие речи 4 уровня встречается нечасто, прослеживается при сравнении с нормой. Проявляется своеобразной ограниченностью словарного запаса. Сложности возникают в подборе антонимических выражений к некоторым словам, использовании родительного и винительного падежа существительных. Но у детей присутствует критичность к речи, т. е. если предложить два варианта фразы, они выберут правильный.
Употребление простых предлогов не вызывает затруднений, в отличие от сложных. Ребенок часто допускает ошибки в согласовании числительных и существительных между собой. При пересказе небольших текстов, описании картинок или сюжетов нарушается логическая последовательность, отделение главных событий от второстепенных. Предложения малоинформативны, много повторений.
Причины появления
Факторы, которые приводят к общему недоразвитию речи, могут быть биологическими, социальными и сочетанными. Негрубые повреждения локальных областей головного мозга с остаточными явлениями происходят в перинатальном или послеродовом периоде.
- внутриутробные инфекции;
- тяжелые токсикозы;
- недоношенность;
- резус-конфликт;
- гипоксия;
- желтуха новорожденных;
- алкогольный синдром.
В послеродовом периоде и раннем младенчестве отделы ЦНС, отвечающие за речевое развитие, могут повреждаться в результате тяжелых болезней, травм головы, эпилептической энцефалопатии. Отмечено влияние наследственности на характер нарушения речевой деятельности.
Среда накладывает отпечаток на развитие речи, но органические повреждения мозга при этом могут присутствовать.
Важно. Нехватка общения, безнадзорность или, наоборот, гиперопека приводят к тому, что у ребенка нет возможности практиковаться в разговоре или высказывать мысли и желания. Отсутствие тренировки речи сказываются на ее развитии.
Признаки и симптомы
Дети с ОНР 4 уровня отличаются от сверстников общими признаками:
- поздно начинают разговаривать, первые различимые слова произносят после 3-5 лет;
- понимают речь, но с трудом высказываются;
- мало разговаривают, особенно в присутствии посторонних;
- плохо запоминают последовательности, сложные задания;
- у них рассеянное внимание, слабое логическое мышление;
- испытывают трудности при обобщении, анализе.
Последствия нарушения речи сочетается с отставанием психического развития. Ребенок быстро устает, часто бывает агрессивен или тревожен. У него мало друзей, он предпочитает играть в одиночестве.
Диагностика
Перед диагностикой у логопеда детей с задержкой речевого развития ОНР 4 уровня осматривают педиатр и детский невролог.
Недоразвитие речи сопровождает алалию, дислалию, ринолалию, аутизм, дизартрию, ДЦП, олигофрению. Поэтому обследование ребенка 4-5 лет с ОНР проводят комплексно.
В ходе логопедического обследования беседуют с родителями о раннем развитии ребенка, особенностях его речи. Проводят диагностику специальными методиками, которые включают:
- изучение связной речи по пересказу услышанного, рассказу по картинке;
- оценка грамматической сформированности языка по образованию и изменению слов, согласованию их во фразах и предложениях;
- исследование словарного запаса;
- определение состояния речевого аппарата, особенностей звукопроизношения, звуконаполняемости слов.
Слухоречевую память оценивают по воспроизведению цепочки слов, запоминанию образов. Заключение логопеда содержит информацию об уровне ОНР, клиническую форму заболевания.
Лечение и коррекционная работа
Цель логопедических занятий – достижение нормального уровня устной речи для усваивания школьного материала и успешного обучения. Осуществляют системный подход.
Коррекционная работа с детьми при ОНР 4 уровня заключается:
- в дифференцировании на слух, а затем в воспроизведении свистящих, шипящих, твердых и мягких звуков;
- в отработке произношения слов со сложным сочетанием согласных;
- в тренировке анализа и последующего синтеза звуков;
- в обучении грамотной речи и письму.
Навык чтения отрабатывается с помощью упражнений с разрезной азбукой – складывание слов, коротких предложений, преобразования с заменой букв. Дети играют в «Поле чудес», «Волшебное дерево», где нужно заполнить пустые поля. Решают ребусы и кроссворды.
Методики на расширение словарного запаса предполагают изучение противоположных свойств предметов, угадывание их по признакам. В лексику вводят слова, образованные с помощью разных приставок и уменьшительных суффиксов.
На занятиях ребенок объясняет значения слов, описывает понятия, учится правильно подбирать омонимы. Уделяют внимание изучению и практике грамматического строя речи.
Важно. У детей с ОНР 4 уровня нет грубых искажений фонематического процесса. Поэтому коррекционная работа направлена на отработку связной речи, осмысление закономерностей языка и тренировку речевых навыков.
Дополнительные рекомендации специалистов
Детям с ОНР 4 уровня, для последующего совершенствования речевого развития, требуется мотивация. Специфическими чертами их характера являются замкнутость, стеснительность, речевой негативизм.
Нужно вовлекать ребенка в общение с помощью игр, коммуникативных ситуаций. Занятия должны быть систематическими, с нарастающей сложностью, с учетом индивидуальной особенности личности.
Конспект логопедического занятия для старших дошкольников на тему: Весна
Под музыку Чайковского «Март» логопед читает:
(демонстрируются весенние слайды)
Кап-кап-кап – звенит капель
Побежал в лесу ручей.
Ожил и вздохнул лужок.
Пробивается цветок.
Скоро прилетят скворцы.
Весны первые гонцы.
Всё проснётся ото сна
В гости к нам пришла…
Дети: Весна!
Логопед: Позвольте мне сегодня побыть Весной и узнать ваши знания обо мне.
Весна:
Давайте вспомним как мы ждали встречи с весной, как приветствовали её весенними закличками:
Дети, взявшись за руки, образуют круг.
Закличка: «Веснянка»:
А уж ясно солнышко высоко-высоко (медленно поднимают руки вверх)
А уж ясно солнышко припекло горячо (потирают ладони и прикладывают к щекам)
Ручейками вёснушка растопила лёд (плавные движения руками вперёд)
И кораблик весело побежал вперёд (поворачиваются друг за другом и бегут на носочках)
Вот и стайка скворушек к нам летит (меняют направление движения, взмахи руками)
Занимать скворечники поспешит (останавливаются поднимают руки вверх образуя круг)
Радуется весело детвора (хлопки руками)
Все весну приветствуют: УРА! УРА! УРА!
Дети присаживаются.
Весна: Все рады весне. А почему?
Ответы детей: (Весной просыпается природа, становится красиво от цветущих лужков.
Весной можно подольше гулять на улице, кататься на самокате, велосипеде.
Весной распускаются цветы, солнышко сильнее греет, поют птицы. И т.д.)
Логопед: Мне очень понравились ваши ответы. А давайте похвалим весну.
Упражнение «Подбери словечко».
Весна (какая?)… (ласковая, тёплая, дружная, добрая, лучистая, яркая)
Погода (какая?)… (тёплая, весенняя, радостная, ясная, солнечная)
Небо (какое?)…(светлое, синее, голубое, безоблачное)
Ручей (какой?)… (шумный, быстрый, прозрачный, чистый, звонкий)
Птицы (какие?)….(суетливые, крикливые, заботливые, проворные)
Весна: Молодцы, ребята. Каждое время года имеет свою музыку, свою мелодию, голоса, шум. Давайте прислушаемся к звукам природы и попробуем отгадать что звучит.
Игра: «Песенки Весны».
За ширмой Весна издаёт звуки, которые дети угадывают. Например:
Шум ручья- переливают воду из ёмкостей;
Дятел- стук молоточка;
Звон колокольчика – тает сосулька, весенний дождь;
Игра на свистульке – пение птиц.
Весна хвалит детей и предлагает пройти к весенней полянке. (На доске, мольберте зелёная полянка.)
Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка. Вот только она пустая, безжизненная. Давайте мы сами оживим нашу весеннюю полянку. А поможет нам в этом наш дружок Язычок.
Артикуляционная гимнастика «Весенняя прогулка Язычка в лес»
Ранним весенним утром выглянул Язычок в окошко: широкий язык на нижней губе;
Посмотрел на право, на лево, вверх, вниз: движение языка вправо-влево, вверх-вниз;
Улыбнулся солнышку: упр. «Улыбочка»;
И поскакал по тропинке в лес: Упр. «Лошадка»;
В лесу пели птицы: «Ку-ку; ку-ку», – куковала кукушка (звукоподражание).
(На полянке появляется кукушка и размещается на полянке, затем по содержанию артикуляционной гимнастики дополняется полянка другими персонажами)
«Д-д-д»,- стучал дятел по дереву.
«Цу-цу-цу»- галдели грачи, строя гнёзда.
«Ац-ац-ац» – отвечали им скворцы.
Заслушался язычок – упр. «Лопатка».
«СССССС……»-зашумел ручеёк.
«Динь-динь»- проснулись подснежники.
«ЖЖЖЖ….»- выползли маленькие жучки.
«ЫЫЫЫ….»-раздался радостный рёв и из берлоги вылез медведь.
«Фр-Фр-Фр»- зашуршал лапками ёжик.
Вдохнул глубоко ёжик чистого весеннего воздуха, выдохнул:
«Ах, как хорошо!»
Весна: Вот посмотрите какая чудесная весенняя полянка у нас получилась.
Давайте по порядку расскажем, что же произошло на полянке весной?
Дети: Весной прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы….
Распускаются первоцветы: подснежники, вереск, мать-и-мачеха….
Выползают насекомые: мухи, жуки….
Просыпаются животные: медведи, ежи…
Весна: Ребята, какие вы молодцы. У вас получились замечательные предложения. На следующем занятии мы научимся составлять рассказ о весне.
А сейчас хочу предложить вам выполнить такое задание.
(Детям раздаётся практическое задание)
Логопедическое занятие «Весна»
Наталья Александровна Харина
Логопедическое занятие «Весна»
Логопедическое занятие
Лексическая тема: «Весна»
– уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме,введение в словарь новых слов: «ПРОТАЛИНА», «ЛЕДОХОД», «КАПЕЛЬ».
– развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
– совершенствовать фонематическое восприятие;
– развитие зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
– развитие длительного плавного вдоха, выдоха.
– воспитывать умения слушать педагога и выполнять его требования;
– прививать интерес к выполнению артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастике;
– воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход Занятия:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре.
Громко, чётко, говорим
Никогда мы не спешим.
2. Логопед:
– О чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете,если отгадаете загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла (Весна).
Логопед:
– Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
– О Весне.
(на столе лежит игрушка «солнышко»)
Логопед:
– Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
3. Логопедический массаж:
Логопед:
– Давайте ощутим прикосновение солнышко:
Светит яркое весеннее солнышко
и ласкает нам лицо. (поглаживание)
Дождик ещё холодный. (постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда
пощипывает морозец, (пощипывание)
а всё-таки солнышко
светит сильнее. (поглаживание)
4. Артикуляционная гимнастика.
«Весенняя сказка весёлого язычка»
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко.
(Открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 раза в др.).
От его лучиков звонко закапала капель.
(Цокать языком).
Язычок оделся и отправился в лес. Он шёл не спеша по тропинке и слышал,как весело пели птицы:
«Ку-ку, ку-ку» ,- куковала кукушка высоко на ели.
(Звукоподражание).
«Д-Д-Д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков.
(Звукоподражание).
Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку.
(упр-е «Блинчик»).
Сел язычок на пенёк.
(упр-е «Грибок»).
(упр-е «Часики»).
На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими
(упр-е «Улыбка»).
5.Гимнастика для глаз:
Логопед:
– Ребята, язычок побывал на поляне, а вы хотите там побывать? (Да).
– Давайте, ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку.
С ветерком я подружусь
На полянке окажусь.
(Пока у детей закрыты глаза, логопед вывешивает картинку, на ней изображена весенняя поляна).
Логопед:
– Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась. Опишите её, какая она? (весенняя, солнечная, красивая). Что вы видите на ней?
– На картинке мы видим цветы. Это подснежники, тюльпаны …
6. Дыхательное упражнение «Цветочек»:
Логопед:
– Весна подарила нам первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом,на выдохе произнесите: «Ах!», и раскройте бутон (дети размыкают пальцы).
7. Логопед:
– Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времен года). Определите, на какой картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (дети называют признаки весны).
8. Игра «Хлопни в ладоши»
Логопед:
– Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.
Слова: листопад, мороз, тает, прилетают, солнышко, снегопад, тёплое, снегопад, ярче, снежинки, проталины (Картинка «Проталина»).
(Логопедпросит объяснить значение слова: ПРОТАЛИНА).
9. Игра «Посмотри и отгадай» (по картинкам).
Логопед:
– Посмотрите на картинку и отгадайте загадку:
Что весной греет, светит, припекает?
Что весной голубое, высокое, чистое?
Что в небе лёгкое, белое, пушистое?
Что весной журчит, бежит, поёт?
Что с крыши свисает, капает, тает? (картинка «Капель»).
(Логопедпросит объяснить значение слова: КАПЕЛЬ).
10. Игра «Один – много».
11. Игра «Назови ласково»
Логопед:
– Долгожданной весной всё радует глаз и ласковое солнышко, и белые облака, и первые проталины. Так и хочется сказать обо всём ласково. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я говорю слово и бросаю мяч, а вы ласково и бросаете мне мяч обратно.
12. Игра «Скажи наоборот»
Зимой снег белый, а весной (серый).
Зимой дни холодные, а весной (тёплые).
Зимой солнце тусклое, а весной….(яркое).
Зимой небо серое, а весной (голубое).
Зимой ветер холодный, а весной (тёплый).
13. Игра «Доскажи предложение»:
Логопед:
– Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких вспомним вместе.Подберите слова-действия и закончите предложения:
1. Весной солнце (что делает (греет).
2. Весной сосульки под солнцем (что делают (тают).
(логопед просит детей объяснить значение слова КАПЕЛЬ)
3. Весной ручьи (что делают (бегут).
4. Весной травка (что делает… (зеленеет).
5. Весной на реке лёд (что делает (плывёт).
(логопед просит объяснить значение слова ЛЕДОХОД)
14. Игра «Весеннее панно» (Мнемотаблица).
Логопед:
– Давайте сейчас все вместе расскажем о весне и составим красивую весеннюю картинку.
Наступила весна. Тает снег и появляется первая зелёная трава. Из-под снега пробиваются первые цветы – подснежники. Прилетают птицы с тёплых краев и вьют гнёзда. На деревьях набухают почки и появляются первые цветы. Девочки и мальчики радуются солнцу.
15. Пальчиковая гимнастика.
Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик
И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи.
Деткам нежно согревает щёчки, щёчки, щёчки
А весной на носик ставит точки, точки, точки.
16. Логопед:
– А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку (логопед раздаёт детям раскраску).
17. Итог занятия:
Логопед:
– Ребята, какие вы молодцы! Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось?
– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
– В какие игры играли?
Домашнее задание. Лексическая тема «Сказка» СКАЗКА. 1. Где «живут» сказки? 2. Кто придумывает сказки? (народ, авторы, писатели) 3. Каких авторов, писателей-сказочников вы знаете?.
Интегрированное лого-ритмическое занятие для детей младшего возраста. Лексическая тема «Части тела» Цель: Уточнение представлений о лице и его частях, о теле и его частях. • Активизация в речи детей названий частей лица, тела. • Развивать.
Подгрупповое логопедическое занятие с применением ИКТ для детей с ФФН подготовительной группы «Весна-красна, в гости просим» Весна – красна, в гости просим Забродина Анна Юрьевна, учитель – логопед МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» г. Котовск Тамбовской области.
Лексическая тема. «Город. Улица». Логоритмическое занятие «Поездка по городу» Лексическая тема: «Город. Улица» Логоритмическое занятие: «Поездка по городу» составила учитель – логопед Козловская Т. В. ХОД ЗАНЯТИЯ I.
Лексическая тема «Сад, огород». Автоматизация звука [С]. Цели: Образовательные: Формировать семантическое поле слова САД, развитие смысловых связей слов. Упражнять в практическом изменении и.
Логопедическое подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий. Тема «Как ребята посуду искали» Тема: «Как ребята посуду искали» Задачи: Коррекционно-образовательные: • уточнить и активизировать словарь по теме; • уточнить и расширить.
Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные». Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные» Коррекционно-образовательные цели: • расширить знания детей.
Открытое логопедическое занятие по теме «Транспорт» (старший дошкольный возраст с ОНР) Цели и задачи: 1. Систематизировать знания детей по теме: «Транспорт» путем активизации словарного запаса. 2. Закрепить навык употребления.
Открытое логопедическое занятие в коррекционной разновозрастной группе по теме «Весна» Конспект занятия в коррекционной разновозрастной группе №5 «Путешествие по весеннему лесу» или в «Поиске весеннего солнышка» Тип занятия.
Рассказ по опорным картинкам. Лексическая тема «Весна» Тема: Рассказ по опорным картинкам. Лексическая тема: «Весна». Цель: формирование связной речи у детей 5-6 лет с комплексными нарушениями.