Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов

Работа логопеда с младшими школьниками в общеобразовательной школе.

Хорошая речь- является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.

Просмотр содержимого документа
«Работа логопеда с младшими школьниками в общеобразовательной школе.»

МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» Курской области Щигровского района

  • РАБОТА ЛОГОПЕДА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Учитель-логопед Харина О.Л.

Кто такой логопед? Он невролог, Он учитель, дефектолог, Воспитатель и психолог, Режиссёр, артист, оратор, Маг, волшебник и новатор.

Часто к нам, логопедам, обращаются: «Доктор». А мы, работая в любой структуре, являемся учителями.

Меняется мир, но не меняется значимость и многогранность профессии учителя. Ведь любой учитель должен сочетать в себе профессии актера, музыканта, дизайнера, художника, психолога. Особенно психолога, так как учитель – логопед должен быть не только носителем и передатчиком информации, но и мастером создания у маленького ребенка эмоционального настроя для возникновения мотивации к серьезным занятиям.

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррекционного педагога. Но не во всех школах есть ставка логопеда, не говоря уже о второй. Вот и приходится специалисту искусственно сужать поле своей деятельности, занимаясь коррекцией речевых нарушений только с учащимися начальных классов. Отсюда возникает вопрос: в чем же заключается логопедическое сопровождение младших классов в условиях общеобразовательной школы? Давайте постараемся в этом разобраться…

« Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка».

Хорошая речь – является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Не секрет, что количество детей с нарушением речевого развития год от года увеличивается.

Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.

Таким образом, в целях оптимизации образовательного процесса создана комплексная служба по оказанию логопедической помощи и психолого-социальной поддержки детям школьного возраста.

Целью логопедического сопровождения является:

Оказание помощи учащимся имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими образовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Задачи логопедической работы:

  • Диагностика и коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • Своевременное выявление учащихся с трудностями освоения общеобразовательных программ;
  • Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с речевыми нарушениями с учетом структуры дефекта.
  • Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
  • Методическая работа
  • Внеклассная работа

Направления коррекционной работы

  • Развитие фонематических процессов;
  • Коррекция дефектов произносительной стороны речи;
  • Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
  • Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
  • Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.
  • Развитие неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, мышления);
  • Развитие моторики, пространственно-временных представлений;
  • Развитие личности ребенка, его способности учиться и познавать окружающий мир. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками.
  • Развитие личности ребенка, его способности учиться и познавать окружающий мир.
  • Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками.

В своей работе я использую 2 вида занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 4 человека, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.

  • На логопедических занятиях учитываются психологические особенности детей младшего школьного возраста, уроки строятся так, чтобы воспитывать у детей положительное отношение к коррекционным занятиям. Используются различные виды заданий, в частности, эмоциональный речевой материал и игровые приемы, которые отвечают потребностям младших школьников и создают благоприятные условия для преодоления нарушений письма.

Так мы занимаемся

Расширяем словарный запас и кругозор: викторина «Школа»

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию «Письмо с пропусками»

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности «Оцени себя»

  • Если межполушарные связи по каким-то причинам блокируются, происходит искажение в процессах познания, возникают сложности в учебе, чаще всего связанные с нарушением чтения и письма.
  • Одновременные движения обеих рук активизируют сразу оба полушария. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.

Рисование двумя руками – путь к успеху!

Рисование двумя руками не только полезное, но и очень увлекательное занятие

  • Деятельность логопедического сопровождения является важной составной в инклюзивном пространстве школы. Логопедические занятия по коррекции сложных речевых дефектов направлены на развитие коммуникативных навыков, что помогает учащимся начальной ступени обучения социализироваться в детском обществе.
  • В результате реализации программы коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием: будут восполнены пробелы в развитии звуковой стороны речи, в развитии лексического запаса и грамматического строя речи, в формировании связной речи сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.
Читайте также:
Логопедическое развлечение для детей с родителями: В гостях у королевы Азбуки

  • Что хочется сказать в заключение. Каждый ребенок уникален. Нет стандарта для облегчения задачи обучения. Что-то хорошее получится, если только вложить максимум своих усилий, частичку своей души, если будешь искренен с ребенком. Другой вариант с детьми не проходит. Необходимо постоянно совершенствовать преподавательское искусство. Дети такие разные. Из-за этого нет возможности останавливаться, необходимо быть в движении, в поиске, в развитии. Порой бывает трудно, что кажется нет сил. А Даша, Маша, Вова улыбнуться…и вот они силы, и нет большей радости чем видеть эти распахнутые, удивленные, хитроватые глаза детей.
  • К сожалению, стихи писать я не умею, но вот прочитала стихотворение коллеги-логопеда Колтыгиной Л.С.и поняла: это и мои слова. Спасибо ей!
  • Терпение и творчество, упорство и победа-
  • Вот главные этапы в работе логопеда!
  • При самой первой встрече мы часто слышим: «Датте!»
  • А на прощанье – четкое: «Здоровья вам и счастья!»
  • И я без ложной скромности признаться, не стыжусь.
  • Что я своей профессией действительно горжусь!

Программа логопедической работы с учащимися начальных классов Составила учитель-логопед высшей квалификационной категории Шульдешова Ольга Васильевна. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИгорь Близнюков

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Программа логопедической работы с учащимися начальных классов Составила учитель-логопед высшей квалификационной категории Шульдешова Ольга Васильевна.” — Транскрипт:

1 Программа логопедической работы с учащимися начальных классов Составила учитель-логопед высшей квалификационной категории Шульдешова Ольга Васильевна

2 создать условия для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у учащихся начальных классов: коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи создание системы комплексной помощи учащимся в освоении основной образовательной программы начального общего образования Цель составления программы

3 Учитель – логопед общеобразовательной школы строит свою работу, ориентируясь на нормативные документы

4 В основе программы программы Министерства Образования РФ по коррекции письменной и устной речи научно-методические рекомендации инструктивные письма

5 Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Программа составлена на основе Инструктивно-методического письма МО и ПО РФ «О подготовке детей к школе» 990/14/15 от года и «Преемственность», разработанной Институтом общего образования МО и ПО РФ, ММ: 1999г. Должностная инструкция учителя-логопеда Пр. 120 от г. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. 1996г. «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» 1996г. Закон РФ «Об образовании» г. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Письмо Минобразования России от 4 декабря 2000г. 2) Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» от 22 января 1998г ин/20-4. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000г 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003г. 191 « О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». Положение об организации работы логопедического пункта в Муниципальном общеобразовательном учреждении – средняя общеобразовательная школа 38 г. Орла. Расмотрено на заседании педагогического совета от г. При составлении программы опиралась на методики, разработанные М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Н. Ефименковой и другими специалистами отечественной логопедии. 1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.; Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

6 речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи. Программа построена с учетом

7 Новизна данной программы заключается в следующем 1. наличие для её реализации комплекта дидактического и раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;

8 2. возможность гибкого использования данного комплекта: детьми, педагогами, родителями; Новизна данной программы заключается в следующем

9 3. возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения; Новизна данной программы заключается в следующем

10 4. создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся. Новизна данной программы заключается в следующем

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

11 Задачи Своевременное выявление детей нуждающихся в логопедической помощи, имеющих отклонения в развитии речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушения письменной речи.

12 Задачи Разработка и реализация учебных планов, адекватных поставленным целям, способностям школьников и периоду коррекционно-развивающей работы.

13 Задачи Организация индивидуальных и групповых занятий для учащихся логопедической группы.

14 Задачи Создание достаточной для коррекционно- развивающей работы валеологической среды. 1.Соблюдение валеологических требований к учебно – воспитательному процессу в соответствии с гигиеническими нормами САНПИНА 2.Создание благоприятного климата в учебно – воспитательном процессе

15 Задачи Поддержание высокой мотивации учащихся, родителей и всех заинтересованных сторон в коррекционно – образовательном процессе.

16 Задачи Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) учащихся по интересующим их вопросам.

17 В данной программе РАСКРЫТА ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ логопедического сопровождения учащихся начальных классов

18 НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 1.Организационное направление 2.Диагностическо – рекомендационное направление 3.Коррекционно – развивающее направление 4.Научно – методическое направление 5.Взаимодействие со всеми участниками общеобразовательного процесса

19 Участники реализации программы – учитель-логопед – администрация школы – педагоги школы – учащиеся школы, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи – родители (законные представители)

20 Программа логопедической помощи учащимся в начальной школе реализуется во взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности

21 Механизм реализации программы 1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. Правильное составление расписания в соответствии с нормами Сан Пина. Физкультминутки, дыхательные зарядки, артикуляционные гимнастики, пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, проводимые во время занятий.

22 Механизм реализации программы 2. Обеспечение базового уровня воспитания и образования дошкольников (Школа будущего первоклассника) и младших школьников (1 – 4 класс). Первичное консультирование и подготовка детей и родителей к школе. Работа в ШБП. Обследование устной и письменной речи будущих первоклассников и учащихся начальной школы. Комплектование групп и подгрупп для занятий на логопункте. Организация и проведение коррекционно- развивающих занятий на логопункте школы.

23 Механизм реализации программы Оформление и ведение документации. 3. Методическое обеспечение

24 Разработка и утверждение рабочей программы. Механизм реализации программы 3. Методическое обеспечение

25 Повышение своей профессиональной квалификации. Механизм реализации программы 3. Методическое обеспечение

26 Участие в работе Психолого-медико- педагогического консилиума МОУ по запросам администрации. Механизм реализации программы 3. Методическое обеспечение

27 Сопровождение деятельности учащегося, родителей, специалистов. Механизм реализации программы 3. Методическое обеспечение

28 Неразглашение медицинских данных, предоставляемых родителями и узкими специалистами для оформления речевой карты, без письменного запроса другим учреждениям и физическим лицам. Механизм реализации программы 3. Методическое обеспечение

29 Консультирование учителей, родителей. Рекомендации учителей, родителей. Механизм реализации программы 3. Методическое обеспечение

30 Механизм реализации программы 4. Работа с учителями, воспитателями группы продлённого дня Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, воспитателей ГПД, родителей (законных представителей) обучающихся. Консультации по интересующим темам. Выступления на педагогических советах и методических объединениях учителей начальных классов и воспитателей ГПД (по запросам). Проведение открытого занятия для учителей начальных классов (по запросам).

31 Механизм реализации программы 5. Работа с родителями Консультации с родителями (законными представителями) по результатам обследования устной и письменной речи учащихся. Проведение и/или совместное проведение с учителями начальных классов собраний для родителей (по запросам): Привлечение родителей как социальных партнеров, помогающих в учёбе детям.

32 Планируемый результат Максимальное устранение дефекта в развитии устной и письменной речи.

33 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1.Первых классов 2.Вторых классов 3.Третьих классов 4.Четвёртых классов

34 Реализация этой программы даёт возможность ребенку устранить или смягчить как речевые (устные и/или письменные), так и психологические нарушения (речь – одно из важнейших психических функций человека), способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – воспитанию человека, повышению уровня успеваемости учащихся начальных классов

Сотрудничество логопеда и учителя начальных классов в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы

Разделы: Логопедия

Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога. Подход к работе по устранению речевых нарушений должен быть комплексным.

В настоящее время в школу приходит много детей с низким уровнем речевого развития. Анализ устной речи первоклассников, показывает, что только у 30 % учащихся накоплен достаточный речевой опыт, необходимый для овладения грамотой. У многих начинающих обучение школьников наблюдается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный грамматический строй, бедный и недифференцированный словарный запас, неумение составить связное высказывание. Они оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям и испытывают трудности в освоении грамоты. Такие дети требуют к себе особого внимания учителя и нуждаются в помощи учителя – логопеда. К сожалению, учитель-логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. В этих условиях он может использовать в своей работе технологию консультативного сопровождения. Технология применяется для организации тесного сотрудничества с учителем. От этого сотрудничества во многом зависит, смогут ли учащиеся с речевым недоразвитием преодолеть трудности в обучении.

Читайте также:
Музыкотерапия в логопедическом детском саду

Условия эффективного сотрудничества:

  • установление партнёрских отношений в процессе сопровождения ребёнка;
  • учитель принимает помощь и поддержку логопеда, доверяет ему, а логопед помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребёнка;
  • учитель-логопед должен хорошо знать содержание учебных программ, по которым обучаются школьники, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований;
  • учитель осваивает логопедические приёмы, чтобы его работа становилась более квалифицированной и эффективной;
  • в процессе взаимодействия происходит обмен опытом, взаимное обогащение.
  • консультации, которые посвящаются анализу учебных проблем, разработке программ и выбору средств реализации программ комплексного индивидуального сопровождения каждого ученика, имеющего речевые нарушения;
  • индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;
  • тематические консультации;
  • круглые столы и семинары для педагогов;
  • взаимное посещение занятий и уроков.

Сотрудничество начинается с совместного проведения логопедом и учителем диагностики проблем детей, поступивших в школу. В сентябре логопед проводит первичное обследование устной речи учащихся 1 классов. На каждого ученика заполняется протокол первичного обследования (Приложение 1). Составляются итоговые таблицы по классам (Приложение 2). В конце сентября по результатам обследования проводятся первые индивидуальные консультации с педагогами, обучающими первоклассников. К этому времени у них уже есть предварительные итоги изучения интеллектуального потенциала, способностей и возможностей

учащихся, есть результаты наблюдения основных проявлений личностных особенностей первоклассников. Во время обсуждения выявляются проблемы в развитии детей, выделяется группа учащихся, которым требуется помощь в преодолении трудностей обучения, выясняется, какую помощь детям могут оказать родители, определяются пути взаимодействия.

Далее проводится повторная консультативная встреча, во время которой формируется список детей, которые будут посещать логопедические занятия, вырабатываются единые требования к учащимся, а также обсуждается общий план коррекционной работы.

Учитель оказывает существенную помощь при решении организационных вопросов (согласование расписания занятий с родителями, контроль посещаемости и т.д.), а также активно работает с семьями обучающихся, формируя серьёзное и ответственное отношение к логопедическим занятиям.

На последующих рабочих встречах обсуждаются конкретные учебные проблемы учеников и способы их преодоления. Проводить диагностику учебного затруднения удобно по определённой схеме (Приложение 3). Это помогает максимально конкретизировать проблему и искать эффективные пути её решения. К схемам диагностики учебных затруднений учащихся периодически желательно возвращаться, чтобы была возможность объективно оценить результаты работы (и достижения ученика и работу учителя).

Для своевременного выявления трудностей, возникающих у первоклассников в процессе обучения, нужен постоянный мониторинг. В январе совместно с учителем проводится исследование операций языкового анализа и синтеза при помощи бланковой методики (Приложение 4).

В феврале учитель-логопед проводит комплексную письменную работу во всех первых классах с целью: выяснить, насколько успешно овладевают навыками письма учащиеся 1-х классов (учитывается этап обучения и требования программы на момент обследования), выявить учащихся, испытывающих трудности, определить характер ошибок, степень их выраженности (Приложение 5).

В мае проводится ещё одна письменная работа с целью: выяснить степень успешности овладения навыками письма учащимися 1-х классов к концу первого года обучения; выявить учащихся, у которых имеются специфические нарушения письма. Проверка навыков письма, выработанных в процессе целенаправленного школьного обучения, осуществляется с помощью следующих видов письменных работ: слухового диктанта и списывания с рукописного текста. Объем текстов сокращен т.к. на выполнение работы учащимся отводится один урок (Приложение 6).

При совместном анализе письменных работ обсуждается возможность использования учителем некоторых специальных подходов и приёмов на уроках, чтобы облегчить и улучшить учебное взаимодействие с учениками, испытывающими трудности при формировании навыков письма и чтения. У учащихся появляется возможность получать определённую логопедическую помощь, облегчающую изучение учебного материала, непосредственно на уроке. Обсуждение результатов логопедической работы позволяет учителю-логопеду вовремя вносить изменения в коррекционную работу с учащимися.

Эффективность взаимодействия учителя и логопеда можно определить по наличию реальных учебных достижений учащихся, по положительной динамике успеваемости.

Тесное взаимодействие педагога и логопеда может помочь учащимся с нарушениями письменной речи преодолеть трудности.

Список литературы

  1. Кузьмина, Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. / Е.В.Кузьмина. – Москва: Сфера. – 2009. – 64 с.
  2. Логопедические занятия со школьниками: книга для логопедов, психологов, социальных педагогов. / Е.Д. Бурина, Т.А.Иванова, Е.В.Иванова, А.В.Литвина, Е.В. Меттус и др.– Санкт-Петербург: КАРО. – 2006. – 108 с.
  3. Ткаченко, Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. / Т.А. Ткаченко.– Москва: ГНОМиД. – 2004. – 48 с.
  4. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. / Т. А. Фотекова. – Москва: Аркти. – 2000. – 57с.
Читайте также:
Знакомимся со звуком (Ж) -конспект фронтального логопедического занятия

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов начальное общее образование

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Пояснительная записка
Рабочая программа «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» разработана в соответствии с :

– положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимися по основной образовательной программе начального общего образования;

-требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к основной образовательной программе начального общего образования; ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. В стандарте указывается на обязательный «учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей».

-санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования и условия организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29.12.2010)
Рабочая программа составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:

-положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др.);

-положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития (Б.Г.Ананьев,Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,А.Р.Лурия);

-принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Р.И.Лалаева);

-научно-теоретические положения деятельностного подхода в обучении о необходимости формирования письма как метапредметного умения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта « Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О.А.Ишимовой, С.Н.Шаховской, А.А.Алмазовой; Москва «Просвещение» 2014г.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 классов с нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.

Цель коррекционно-педагогической работы: предупреждение и исправление нарушения письма обучающихся 1-4 классов с нарушением в развитии устной речи.

Задачи:

1.Создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте (устно-речевые; операциональные: выделение звуков из речевого потока, перевод звуков в зрительный образ букв; превращение графических знаков в графические начертания).
2.Сформировать обобщённые представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами.
3.Создать для детей с нарушением чтения и письма адекватные средовые условия с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей. А именно: создание комфортного воспитательного, образовательного, развивающего пространства, дающего возможность успешной коррекции, выбора способа и скорости освоения навыка письма. Коррекционная работа строится с учётом развивающей речевой среды, совместно организованной деятельности.
Общая характеристика коррекционно-педагогической работы
Коррекционно-педагогическая работа проводиться в два этапа. Первый этап – предупреждение трудностей формирования письма (ориентировочная продолжительность 0,5-1,5 года). Второй этап – коррекция нарушения письма (ориентировочная продолжительность 1,5-2,5 года).

Общее количество тем-160, из них 35 тем на первом этапе, 125 тем на втором этапе. На одну тему может проводиться до трёх занятий в зависимости от образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей в освоении содержания материала. Периодичность занятий – не реже 2 раз в неделю. Работа организуется в форме групповых или индивидуальных занятий. При проведении работы в форме групповых занятий используются фронтальная, индивидуализированная, индивидуальная формы организации деятельности детей.

Распределение тем и проверочных работ по этапам коррекционно-педагогической работы
.

Этап Количество тем Количество проверочных работ Всего
1.Предупреждение нарушения письма 33 2 35
2.Коррекция нарушения письма 110 15 125
3.Всего 143 17 160

Характеристика первого этапа коррекционно-педагогической работы « Предупреждение нарушения письма»
Организация коррекционно-педагогической работы с первых дней школьного обучения ребёнка необходима для создания предпосылок успешного формирования первоначального навыка письма как условия предупреждения дисграфии.

Характеристика состава детей: обучающиеся 1 классов группы риска с нарушением в развитии устной речи (предрасположенность к дисграфии по признаку речевой недостаточности: недоразвитие фонетико-фонематических компонентов устной речи, недоразвитие фонетико-фонематических компонентов и лексико-грамматических компонентов устной речи).

Количество тем – 35. Ориентировочная продолжительность коррекционно-педагогической работы – полгода – год. В работе с учащимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, продолжительность реализации первого этапа коррекционно-педагогической работы может быть увеличена на 0,5 года с учётом их образовательных потребностей.

Планируемые результаты: отсутствие или незначительное количество дисграфических ошибок на письме, нестойкий характер проявления ошибок при выполнении репродуктивных письменных заданий (письмо под диктовку, списывание).
Первый этап коррекционно-педагогической работы
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам. Звуки и буквы (33 темы + 2 проверочные работы)

Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении

Рита Гумерова
Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении

Читайте также:
Педагогический проект: Информационно-развлекательный журнал для детей и родителей 'Радужный мир'

Нарушения речи – распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

Замедленный темп физического и интеллектуального развития – децелерация – появилась в нашем обществе на рубеже ХХ и ХХI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т. д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения.

Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, зависят от

во время проведенной логопедической коррекции.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

Строю свою работу по общедидактическим принципам и принципам коррекционного обучения:

– принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей. Я, как учитель – логопед, даю задания, усложняющие межфункциональную систему обработки информации, что тем самым способствует развитию динамичности восприятия;

– принцип продуктивной обработки информации. Реализую этот принцип, организовывая обучение так, чтобы у обучающихся развился навык переноса обработки информации на своё индивидуальное занятие и тем самым у них формируется и развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;

– принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) на моих занятиях реализую через ввод специальных упражнений и приёмов для развития и коррекции различных психических процессов и функций (зрительное внимание, вербальная, зрительная, двигательная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, объем внимания и т. д.);

– принцип мотивации к учению стараюсь реализовывать, возбуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка, когда активно работают ВПФ, развивая тем самым межфункциональные отношения, на базе которых и формируется обходной путь развития.

Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда в нашем образовательном учреждениирегламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, локального.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка

4. Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Локального: Уставом школы, должностной инструкцией логопеда.

Опираясь в своей деятельности на нормативные документы,освоила и продолжаю осваивать новые педагогические технологии:

1. Информационно- коммуникационные;

2. Технологии компенсирующего обучения

3. Технология психолого-педагогического сопровождения.

4. Технология исследования и мониторинга интеллектуального развития.

5. Изучаю и осваиваю технологию обучения чтению, коррекции дислексии и дисграфии по методике Н. Зайцева.

Использование современных образовательных технологий

На своих занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применяю активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малую театрализованную постановку, игру-путешествие. Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика.

По преобладающему методу применяю:

1. Проблемное обучение, которое предполагает наличие особого, внутреннего, противоречивого содержания. Учебно-коррекционный процесс направлен «в зону ближайшего развития» личности ученика.

2. Игровые технологии. На этих уроках участники имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный или восстановленный сказочный сюжет или мини-историю.

3. Использую информационно – коммуникационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидактического материала, а так же как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.

По подходу к ребенку:

1. Личностно-ориентированную технологию, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

2. Технологию сотрудничества, которая заключается в реализации принципов демократизма, равенства, партнерства в субъектных отношениях педагога и ребенка. Совместно с обучающимися вырабатываем цели, содержание занятия, даём оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Читайте также:
Задания по лексической теме ‘Мебель’ для 3-4 класса

3. Здоровьесберегающие технологии,что предполагаетохрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:

• сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;

• формирование у младших школьников желание и умение учиться быть здоровым;

• развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.

По направлению модернизации существующей традиционной системы (на основе эффективности организации и управления)использую:

1. Технологию опережающего обучения. Суть этой технологии заключается в обобщающем характере применяемых на занятии схем, таблиц, создающих возможность, с одной стороны, после первого введения в тему организовать на уроке многократное повторение по принципам от частного к общему и обратно, с другой, одновременно готовить детей к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Эта технология учит определять границы своих знаний, ставить проблему, планировать результат во времени. Помогает ребенку осуществлять самоконтроль, самооценку (учит организации самоконтроля, самооценивания).

2. Технологию консультативного сопровождения. Благодаря освоению этой технологии мне удаётся осуществлять постоянное консультативное взаимодействие с учителями, работающими в классе, где обучаются дети с речевыми проблемами. Совместно нами выработана активно работающая модель взаимодействия «учитель, работающий в классе + учитель-логопед».

3. Групповые и подгрупповые способы обучения. Коррекционные логопедические занятия на основе группового метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у обучающихся.

4. Дифференцированное обучение – это способ, который позволяет мне работать с обучающимся, учитывая их индивидуальные особенности.

Анализ учебно-коррекционной деятельности

Для анализа учебно-коррекционной деятельности рассмотрим данные статистики. В приложении №1 представлена диагностика уровня коррекции за последние 4 года.Можно отметить следующие тенденции: увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения, возросло качество коррекции 2014-2015 –68,5%; 2015-2016 -73,3%;

2016-2017 – 78%; 2017-2018 –82,5 %.

Соотношение количества детей-логопатов и качества коррекции

Кол-во выпущен. Качество коррекции

2014/15 31 21 68,5

2015/16 40 32 73,3

2016/17 41 31 78

Анализ видов речевых нарушение за 4 года

Отчетливо прослеживается рост таких нарушений речевого развития как фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение звукопроизношения, нарушение формирования грамматического строя речи. После анализа сложившейся ситуации,мною была выделена следующая проблема: увеличение количества детей – логопатов с различной и часто осложненной структурой дефекта, что не позволяет включить всех, кому требуется логопедическая или психолого-логопедическая помощь в процесс коррекции в течение учебного года.

Для решения этой проблемы требуется усиление интенсивности коррекционного воздействия, поиск новых путей коррекционного воздействия, применение инновационных методов и нетрадиционных методик. Так я пришла к выводу, что основная методическая проблема, над которой я должна работать – это активизация взаимодействия учителя – логопеда и учителя, работающего в классе, в процессе обучения, коррекции и адаптации детей начальной школы.

Было необходимо найти оптимальную модельэффективного взаимодействия учителя и учителя-логопеда. На совещаниях и семинарах методического объединения учителей начальных классов обсуждались и выбирались наиболее эффективные формы взаимодействия.Было решено использовать:

– рекомендованный учителем-логопедом психолого-логопедический диагностический материал и проведение диагностик для своевременного и наиболее точного выявления проблем адаптации и обучения учителем в классе;

– обмен результатами наблюдений;

– взаимопосещение уроков и занятий;

– анкетирование учителей; (см. Приложение №2)

– разработка памятки учителю и ученику (см. Приложение №1; 2)

– рекомендованные учителем-логопедом логопедические методики, приёмы, дидактический материал для логопедической коррекции;

– учителю, работающему в классе, участвовать в процессе автоматизации поставленных звуков, контролируя звуковую сторону речи ребенка во время уроков;

– при планировании индивидуальных и групповых логопедических занятий учитывать рекомендации учителей, работающих в классе, где обучаются дети-логопаты.

В рамках решения данной проблемы на родительских собраниях в классах родителям давались целевые рекомендации для конкретных детей.

Конспект НОД в старшей логопедической группе «Космическое приключение»

Непосредственно-образовательная деятельность разработана для детей 5-6 лет, раздел «Коррекционная работа в ДОО», раскрывает интеграцию образовательных областей: «познавательного развития», «социально – коммуникативного развития», «речевого развития» в соответствии с ООП МБДОУ д/с №10 и ФГОС ДО. Конспект рекомендован учителям — логопедам дошкольных образовательных организаций, работающим с детьми, имеющими речевые нарушения (ОНР, ФФНР).

Тема: Космическое приключение

Группа: старшая логопедическая

Время реализации НОД: 25 минут.

  • закрепление знаний детей по лексической теме «Космос» через внедрение технологии развивающего обучения.
  • Закрепить понятия по лексической теме «Космос».
  • Упражнять детей в подборе родственных слов, в образовании новых слов, согласовании существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах.
  • Развивать фонематическое восприятия.
  • Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.
  • Формировать умение слышать педагога, выполнять инструкцию, работать в коллективе, быть внимательным к друг другу.
  • Воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.
  • Активизация словаря: космос, космический, планета, спутник, скафандр, космодром.
  • планетный, планетарий, инопланетяне, астроном, созвездие
  • обобщения и систематизации знаний по теме: «Космос».
  • Занятие-путешествие.
  • Кубики Никитина; мультимедийная установка для показа презентации; макет «Далёкой планеты», телеграмма с текстом, изображения инопланетян, рация, кукла Гнома-астронома (на руку), сигнальные флажки, материал для игры «Найди две одинаковые ракеты», фигурки птиц, животных, насекомых.
Читайте также:
Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Ход НОД:

Организационный момент:

Звучат тревожные позывные. Логопед в наушниках, сидя за импровизированной рацией, принимает позывные.

Логопед: Ребята, только что поступили тревожные позывные жителей Далёкой планеты. Послушайте сообщение: «Дети Земли! На нашу планету обрушилось огромная беда! Налетел страшный ураган и уничтожил почти всё живое на ней. Погибли многие растения, насекомые, животные стали покидать её в поисках нового жилища. Помогите, пожалуйста, вернуть нашей планете первоначальный облик. Жители Далёкой планеты»

Логопед: Ну, что, ребята, поможем? Но как мы доберёмся до неё? Я, кажется, знаю. Послушайте, пожалуйста, загадку и ответьте — у кого мы спросим совета:

Кто смотрит всегда в телескоп,
С космосом близко знаком,
Обнаруживает чёрные дыры,
Любуется созвездием Лиры? (Астроном)

Логопед: Правильно, ребята. Нам поможет Гном-астроном. ( Появляется кукла Гнома-астронома на руке у учителя — логопеда).

Логопед: Уважаемый, Гном, вы много знаете о космосе, укажите нам, пожалуйста, путь к Далёкой планете. Нам необходимо туда попасть, так как от нас ждут помощи её жители.

Гном: Я вам, конечно. Помогу, но вы должны знать, что путь вам предстоит трудный и далёкий:

Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня,
Там нет земной голубизны,
Там виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна. (В.Лепилов)
Вы готовы? (Да)

Гном: Прежде всего, нам нужно построить ракету. Вы будете инженерами-конструкторами. Займите свои рабочие места. Перед вами эскизы трех ракет (гном – астроном обращает внимание детей на мольберт, где прикреплены эскизы ракет). Вам нужно выбрать понравившуюся ракету и сконструировать ее из кубиков.

Дети самостоятельно выполняют задание, используя кубики Никитина.

Гном: Вот ракеты построены. Теперь мы с вами космонавты. А чтобы я не сомневался в вашей подготовке, хочу узнать, насколько вы внимательны.

Игра «Какое слово отличается от других?» (развитие фонематических восприятий)

Ребята, вам необходимо поднять сигнальный флажок, когда вы услышите лишнее слово.

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?
Кто такой астроном?
Что такое гастроном?

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?
Кто такой путник?
Что такое спутник?
Что общего у этих слов?

Игра «Найди две одинаковые ракеты» (развитие зрительных представлений)

Гном: Путь нам предстоит не близкий и опасный, поэтому мы полетим парами.

Дети разбиваются на пары, выбирая одинаковые ракеты.

Логопед: Ребята, транспорт, на котором мы полетим, какой? (Космический)

Как можно ещё назвать ракету? ( Космический корабль).

Логопед: Но нам нужно надеть ещё специальное снаряжение.

Как называется костюм космонавта? (Скафандр).

Откуда начнём свой путь? (С космодрома)

Гном: Чтобы наши космические корабли смогли подняться ввысь, нам необходимо подобрать ключи. Я предлагаю вам поиграть в игру «Слова родственники.

Игра «Слова-родственники» (Подбор родственных слов)

Ребята, вам необходимо выбрать и произнести только те слова, которые нам подходят:

1) Солнце, сон, солнечный, солнышко. (Солнце, солнечный, солнышко).
2) Космос, косматый, космонавт, космический. (Космос, космонавт, космический)
3) Планета, план, планетный, планетарий. (Планета, планетный, планетарий)

Почему выбрали эти слова? (Это слова-родственники).

Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «планетарий»? (если дети затрудняются ответить, логопед раскрывает понятие)

Логопед: Ребята, для того чтобы мы смогли помочь жителям Далёкой планеты, давайте проверим вашу физическую подготовку.

Игра малой подвижности (речь + движения) «Звездочет»

На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера-два-с, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! ( Развести руки в стороны)

Пальчиковая игра «Космический отряд» (Развитие мелкой моторики)

Космонавтом хочешь стать? Выполнять движения по тексту.
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать.
Раз, два, три, четыре, пять — По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки
вверх
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими,
образуя «бинокль»
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
В космосе сквозь толщу лет Сжимают и разжимают пальцы рук.
Ледяной летит объект. Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-
влево.
Хвост его — полоска света, К кулаку присоединяют раскрытые пальцы
второй руки-«хвост»
А зовут объект комета. Сжимают и разжимают пальцы рук.

Читайте также:
Лексическая тема Фрукты (старшая группа)

Гном: Итак, всё готово к полёту. Займите свои места в космическом корабле. Начинаем отчёт: пять, четыре, три, два, один…Пуск. (Звучит космическая музыка, на экран проецируется «звёздное небо»).

Логопед: Ребята, внимательно посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (Кометы, планеты, созвездия) – показ на экране (презентация)

Игровое упражнение «Подбери словечко» (подбор слов-определений.)

Логопед: Какое определение можно подобрать к словам «созвездие», «планета», «комета»?

Игровое упражнение «Пересчет» (согласование существительных, прилагательных с числительными)

Логопед: Давайте посчитаем, сколько мы увидели созвездий?

Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий);

Одна далёкая планета, две… .

Логопед: Ребята, внимательно посмотрите, кого мы видим в иллюминаторе? (на экране появляются изображения инопланетян — марсиан)

Логопед: Ребята, как вы думаете, мимо какой планеты пролетает наш космический корабль? (Марс).

Логопед: Почему вы так решили?

Логопед: Посмотрите, они нас приветствуют.

Логопед: Как можно назвать жителей Марса? (марсиане) Ребята, мне кажется они показывают нам путь к Далекой планете?

Логопед: Наш космический корабль пролетает мимо другой планеты.

Интересно, как она называется?

(Появляются инопланетяне – показ картинки на экране.)

Мы с Венеры — раз, два, три!
Наш девиз ты повтори:
Дружба, смелость — наш девиз,
За друзей всегда держись!

Логопед: Кто сможет сказать, как называют жителей Венеры? (Венериане).

Я сейчас попробую связаться с ними. Здравствуйте, жители планеты Венера.

Уважаемые Венериане! Мы проделали уже большой путь к Далёкой планете, не смогли бы вы нам показать, куда лететь дальше?

Логопед передает детям ответ венериан.

Ребята, венериане просят нас помочь им отгадать загадки, тогда они покажут нам путь.

Загадки:

1) Угли пылают-
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днём не достать (Звёзды)

2) Блин в окошке виден Тане-
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел…
Поделиться не хотел (Луна)

3) Ты меня увидишь в небе,
Я хвостата, не хвастлива.
Не планета. Не ракета,
А зовут меня…(Ракета)

(Звучит космическая музыка. Дети продолжают путешествие. Выставляется макет планеты).

Логопед: Вот мы и долетели до цели, посмотрите, какая не радостная картина предстала перед нашими глазами. Ребята, что мы с вами можем сделать для жителей Далекой планеты? (спросить каждого ребенка) Давайте сделаем так, чтобы планета превратилась в цветущий сад. (Дети украшают макет, выставляют деревья, кусты, наполняют водой устье реки, расселяют птиц, животных)

Логопед: Вот и ожила Далёкая планета и стала очень похожа на нашу Землю. Мы будем иногда прилетать сюда.

Какие пожелания вы хотели бы оставить жителям?

Логопед читает стихотворение:

Есть теперь планета-сад
В этом космосе холодном.
Там теперь леса шумят,
Птиц, скликая, перелётных.
И цветы теперь цветут-
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы песнь поют
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нет!

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Вы сделали очень доброе дело – спасли от гибели Далёкую планету. Пора возвращаться домой. Дети присаживаются на стульчики. Звучит космическая музыка.

Конспект НОД ” Космическое приключение”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект по ознакомлению с окружающим

Скачать:

Вложение Размер
kosmicheskoe_priklyuchenie.docx 176.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида № 91 «Речецветик»

Конспект организованной образовательной

деятельности по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

по теме: «Космическое приключение»

Сухих Юлия Николаевна, воспитатель

Архангельск 2021 г .

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим по теме «Космическое приключение» для детей старшего дошкольного возраста

Форма проведения: групповая.

Цель – расширение и углубление представления детей о космосе.

Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения праздника Дня космонавтики.

Расширять представления детей о профессии космонавта.

Систематизировать и расширять представление детей о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры, составлять из них фигуру по образцу.

Продолжать упражнять детей в ориентировке детей на плоскости , используя слова: на лево, направо, вниз, вверх.

Развивающие: Развивать диалогическую речь методом интервью.

Развивать внимание, память через дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы»

Развивать зрительное восприятие посредством дидактического упражнения «Найди по силуэту»

Воспитательные: Воспитывать любознательность, познавательный интерес .

Игрушка журналист, макет солнечной системы, солнце, планеты на формате А3.

Геометрические фигуры (треугольники, прямоугольники, квадрат) , силуэтные изображения предметов (ракета, скафандр, солнце, звезда, планета с кольцами и др.) и их цветные копии на каждого ребенка, макет солнечной системы, солнце и планеты на каждого ребенка, лабиринт на формате А3.

Мультимедийное устройство, ноутбук, экран, презентация «Космос»

  1. Организационный момент:

Дети стоят полукругом, звучит спокойная музыка.

Я решил сегодня твёрдо:
Космонавтом стать хочу!
Я в ракету влезу гордо
И в ракете полечу!
Будут звёзды и кометы
Проплывать в моём окне,
Все журналы и газеты
Всем расскажут обо мне.

В: Ребята, о чем мечтает мальчик в стихотворении?

Д: Стать космонавтом и полететь в космос.

В: Правильно! Многие мальчишки мечтают быть космонавтами, ведь это очень интересная, необычная, но очень сложная и опасная профессия. Она полна приключений и удивительных открытий.

Я хочу рассказать вам интересную историю о известном космонавте, но для этого вам необходимо занять свои места на стульчиках.

Дети садятся за столы, стоящие напротив экрана

  1. Основная часть:

В: В весенний мартовский день в небольшой деревне под городом Смоленском родился мальчик Юра. (Слайд 2) Он рос умным мальчишкой, любил слушать сказки. Когда Юре исполнилось 7 лет – началась война. Трудности военного времени сделали его характер стойким и мужественным. С тех самых пор он мечтал стать военным летчиком. И его мечта сбылась, но не сразу: в юности он вступил в клуб авиалюбителей, закончил летное училище, и наконец стал летчиком. В это время начался отбор кандидатов для первого состава отряда космонавтов. Доброжелательный, сильный, надежный юноша ни к кому не испытывал зависти, упорно работал, и руководство решило доверить ему важнейшую миссию – первый полет в космос. Этот полет состоялся 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток 1». (Слайд 3) И теперь всему миру известен наш первый космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд 4)

Каждый год 12 апреля мы празднуем замечательный праздник – день Космонавтики. А в этом году он особенный, юбилейный – прошло 60 лет со времен первого полета человека в космос.

Дидактическая игра «Какой должен быть космонавт?

В: Ребята, как вы думаете, какой должен быть космонавт?

Д: Смелым, сильным, выносливым, бесстрашным, отважным и др.

В: Молодцы, ребята! А теперь скажите мне, пожалуйста, есть ли среди вас дети, такие же смелые, как Юрий Алексеевич?

В: Тогда приглашаю вас отправиться в космическое путешествие. Вы знаете, что нужно для того, чтобы отправиться в космос?

Дидактическая игра «Что лишнее»

В: Давайте это проверим. Сейчас на слайде появятся разные предметы, некоторые из них мы возьмем в полет. Назовите предметы, которые нам не подойдут. Если вы назовете правильно, то ненужные предметы пропадут, останутся только те, которые мы возьмем в полет. Называть предметы мы будем только слева направо. Начинаем. (Слайд 5)

В: Хорошо, все оставшиеся предметы мы соберем с собой. Но стойте, на чем же летают в космос?

Д: В космос летают на ракете .

В: Предлагаю построить ракету.

Логическое упражнение «Построй по образцу»

И: У меня есть детали корабля и схема его постройки. Необходимо собрать его, справитесь? Подходите к столу, где лежат детали. Рассмотрим внимательно схему. Из каких фигур состоит ракета? Какого цвета? Все ли фигуры одного размера? С какой фигуры начнем собирать ракету? Какую поставим ниже? Приступаем к сборке.

В: Все верно, вы справились!

Упражнение «Найди по силуэту»

В: Для того, чтобы отправиться в космос, нужно занять места на космическом корабле. Ракета, которую вы построили, оборудована так, что для каждого из вас есть кресло. Но не все так просто! Сейчас я раздам вам силуэты предметов, связанных с космосом.

Воспитатель выдает карточки с силуэтным изображением ракеты, скафандра, звезды, планеты, солнца и др. каждому ребенку.

В: Посмотрите внимательно на силуэт на карточке и догадайтесь, где ваше место. Ну что, займем свои места. Будьте внимательны!

Посреди группы расставлены стулья – места в корабле, на спинке каждого стула – картинка – пара карточки ребенка.

В: Все нашли свое место? К взлету готовы? На старт, внимание… Полетели!

В: Вот мы и в космосе. Как же здесь красиво. (Слайд 6) Хотите узнать о нем больше?

В: Сейчас я вам расскажу о том, что такое солнечная система. Система имеет такое название, потому что центром ее является Солнце – это раскаленный газовый шар. Солнце – это большая звезда , вокруг которого движутся 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран. Путь, по которому они двигаются вокруг Солнца, называется орбитой. Каждая планета движется по своей орбите.

В: Предлагаю каждому из вас составить модель солнечной системы. Давайте расставим планеты, каждую на свое место, а я вам немного расскажу о каждой из них.

В: Но перед тем, как приступить к заданию, вам, космонавты, нужно немного размяться. Вставайте со своих мест и выходите ко мне.

Я хочу стать космонавтом,
Надеваю я скафандр,
Полечу я на ракете
И открою все планеты!

– поднять руки вверх.

– присесть и постепенно вставать.

– соединить руки над головой.
– обвести руками большой круг.

В: Теперь перейдем в кабину ракеты и сядем за столы. (На столах расставлен клей, листы с изображением солнца и орбит, планеты разных цветов и размеров, карандаши)

Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы»

В: Как называется путь, по которому движется планета?

В: Перед вами картина – космос. На ней изображены лишь орбиты. Давайте ее заполним.

В центре мы приклеим солнце, обозначим его большим желтым кругом. Что вам известно о солнце? Как вы думаете, смогли бы мы жить без солнца?

В: Всем известно, что на солнце нельзя смотреть долго, от этого устают глаза. Чтоб наши глаза отдохнули, предлагаю сделать гимнастику.

Гимнастика для глаз «Космос»

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря

Видит он весь шар

Шар земной – наш дом родной

– посмотреть влево, вправо.

– на каждое слово опустить взгляд вниз.

– посмотреть то влево, то вправо.

– земной нарисовать глазами круг

В: Вокруг солнца мы видим орбиты, сейчас на них мы будем располагать планеты. Самым первым расположим Меркурий – самую маленькую и самая близкая к Солнцу планета. Найдите самый маленький круг, им мы и обозначим Меркурий. Приклейте его на первую орбиту. Какую планету вы приклеили первой?

В: Потом совершает свой круг красавица Венера, которую окружает слой очень плотных облаков. На Венере постоянно происходят вспышки молний. Венера имеет бело – желтую окраску. Давайте найдем ее среди других планет и приклеим на вторую орбиту. Какую планету вы расположили второй?

В: Третью планету вы назовете сами, когда послушаете мою загадку:

На планете чудеса:

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери…

В: О какой планете говориться в загадке?

Д: О планете Земля!

В: Что вы знаете об этой планете?

Д: На ней есть жизнь. Большая часть этой планеты покрыта водой. У нее есть спутник – луна.

В: Молодцы. Найдите планету Землю и наклейте ее третей. Белым карандашом нарисуйте луну.

В: Еще дальше движется маленький Марс. На ней большое количество железа и поэтому поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Космонавты хотят полететь на Марс и исследовать планету. Возьмите красную планету и приклейте четвертой. Какая это планета?

В: За Марсом находится дорога огромного Юпитера – самой большой планеты в Солнечной системе. Имеет огромное количество спутников – 67. Найдем самую большую планету, приклеим ее следующей. Как называется самая большая планета?

В: Далее находится орбита необычного Сатурна, у которого имеются необычные кольца из газа и космического мусора. Найдем его и приклеим. Какую планету мы приклеили?

В: Следующие планеты похожи немного между собой, это Уран и Нептун. Уран является третьей по размеру планетой в Солнечной системе, его называют «ледяной планетой» она голубого цвета. Нептун – последняя, 8-ая планета от Солнца. Он похож на Уран. Нептун относится к ледяным гигантам. Планета названа в честь морского бога – Нептуна, она синяя. Давайте найдем их место и приклеим. Какие планеты, похожие друг на друга, вы приклеили последними?

В: Ребята, посмотрите, какая красивая модель солнечной системы получилась у каждого из вас.

В: Ребята, пора отправляться домой. Для того, чтобы долететь до Земли, нужно найти короткий путь. У меня есть карта – лабиринт, на которой он указан. Один из вас будет чертить путь, а другие ребята будут указывать направление движения. Будьте внимательны, некоторые маршруты могут привести вас в тупик. Кто хочет взять карандаш и чертить путь? Все остальные будут говорить направление движения: направо, налево, вверх, вниз. Приступим. Куда сначала будем двигаться на ракете? Куда дальше?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: