Логопедическое сопровождение детей в условиях общеобразовательной школы

Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения.
статья по логопедии на тему

Представлены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации детей-логопатов, рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskoe_soprovozhdenie_v_obshcheobrazovatelnoy_shkole_v_ramkah_fgos_vtorogo_pokoleniya.docx 22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения

В Федеральном государственном образовательном стандарте определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов, рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.

В содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования включена программа коррекционно-развивающей работы.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных Универсальных Учебных Действий).

Особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

∙ профилактика речевых нарушений;

∙ коррекция речевых дефектов;

∙ формирование всех сторон (компонентов) речи;

∙ развитие невербальных психических функций;

∙ развитие эмоционально – волевой сферы;

∙ формирование нравственных установок ребёнка.

Целью логопедического сопровождения в рамках требований и показателей новых стандартов является коррекция и развитие устной и письменной речи.

В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Проведение логопедической диагностики:

– своевременно выявить речевые нарушения;

– предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными

По результатам обследования устной речи первоклассников было выявлено 24 учащихся с нарушениями речи, что составляет 35% от общего количества учащихся 1-х классов и 47% от общего числа учащихся, посещающих логопедический пункт.

2. Скоррегировать и развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:

– исправить дефектное звукопроизношение; (имеют 96%)

– сформировать звукослоговую структуру слова; (21% учащихся)

– развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез 75%)

3. Сформировать лексический компонент речи:

– уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы;

– сформировать семантическую структуру слов;

– закрепить навыки словообразования;

– закрепить учебную лингвистическую терминологию;

– избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

4. Сформировать грамматическую сторону речи учащихся:

Помогает анализ письменных работ детей (обычно во время каникул), в ходе которого обращается внимание учителя на специфические ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

– устранить имеющиеся аграмматизмы;

– закрепить категориальное значение различных частей речи;

– уточнить грамматическое значение слов;

– сформировать грамматические и морфологические обобщения;

– развить морфемный и морфологический анализ.

5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

– сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

– расширить фразу до необходимого объёма;

– развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.

6. Профилактика и коррекция дислексии.

Навыки чтения сформированы у 50% первоклассников, зачисленных в логопедический пункт Лукояновской СШ №1, при этом преобладает побуквенное и слоговое чтение.

7. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:

Взаимосвязь и преемственность логопедических и психологических занятий позволяет нам повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения учащихся нашей школы.

Коррекционные занятия и педагога-психолога, и логопеда являются частью учебно-воспитательного процесса, во время которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция нарушений устной и письменной речи.
И педагог – психолог, и учитель – логопед в своей работе решаем разные задачи, но пути и способы достижения у нас общие .

– мышление – репродуктивное, творческое, лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации на основе различных лингвистических критериев);

-свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение);

– зрительную и речеслуховую память;

– временные и пространственные представления;

Для достижения более эффективных результатов своей работы нам необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у меня, и у учителя общая цель – дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Моя задача – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться в школе.

В школе организуются специальные занятия для будущих первоклассников, я имею возможность присутствовать на них, обследовать состояние речи всех детей, и выявить детей с речевыми нарушениями.
При взаимопосещения уроков и логопедических занятий мы разрабатываем единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:
– учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
– предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

– осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
– закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

В рамках школьного методического объединения проводятся индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.

8. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

– Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу (важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы).

9. Формирование коммуникативных умений и навыков:

– самостоятельно планировать речевое высказывание;

– точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

– диалогические и монологические высказывания;

– умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

– совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики;

– отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;

– обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

– воспитание толерантности, культуры речевого общения.

Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении

Рита Гумерова
Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении

Нарушения речи – распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

Замедленный темп физического и интеллектуального развития – децелерация – появилась в нашем обществе на рубеже ХХ и ХХI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т. д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения.

Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, зависят от

во время проведенной логопедической коррекции.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

Строю свою работу по общедидактическим принципам и принципам коррекционного обучения:

– принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей. Я, как учитель – логопед, даю задания, усложняющие межфункциональную систему обработки информации, что тем самым способствует развитию динамичности восприятия;

– принцип продуктивной обработки информации. Реализую этот принцип, организовывая обучение так, чтобы у обучающихся развился навык переноса обработки информации на своё индивидуальное занятие и тем самым у них формируется и развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;

– принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) на моих занятиях реализую через ввод специальных упражнений и приёмов для развития и коррекции различных психических процессов и функций (зрительное внимание, вербальная, зрительная, двигательная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, объем внимания и т. д.);

– принцип мотивации к учению стараюсь реализовывать, возбуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка, когда активно работают ВПФ, развивая тем самым межфункциональные отношения, на базе которых и формируется обходной путь развития.

Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда в нашем образовательном учреждениирегламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, локального.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка

4. Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Локального: Уставом школы, должностной инструкцией логопеда.

Опираясь в своей деятельности на нормативные документы,освоила и продолжаю осваивать новые педагогические технологии:

1. Информационно- коммуникационные;

2. Технологии компенсирующего обучения

3. Технология психолого-педагогического сопровождения.

4. Технология исследования и мониторинга интеллектуального развития.

5. Изучаю и осваиваю технологию обучения чтению, коррекции дислексии и дисграфии по методике Н. Зайцева.

Использование современных образовательных технологий

На своих занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применяю активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малую театрализованную постановку, игру-путешествие. Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика.

По преобладающему методу применяю:

1. Проблемное обучение, которое предполагает наличие особого, внутреннего, противоречивого содержания. Учебно-коррекционный процесс направлен «в зону ближайшего развития» личности ученика.

2. Игровые технологии. На этих уроках участники имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный или восстановленный сказочный сюжет или мини-историю.

3. Использую информационно – коммуникационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидактического материала, а так же как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.

По подходу к ребенку:

1. Личностно-ориентированную технологию, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

2. Технологию сотрудничества, которая заключается в реализации принципов демократизма, равенства, партнерства в субъектных отношениях педагога и ребенка. Совместно с обучающимися вырабатываем цели, содержание занятия, даём оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

3. Здоровьесберегающие технологии,что предполагаетохрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:

• сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;

• формирование у младших школьников желание и умение учиться быть здоровым;

• развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.

По направлению модернизации существующей традиционной системы (на основе эффективности организации и управления)использую:

1. Технологию опережающего обучения. Суть этой технологии заключается в обобщающем характере применяемых на занятии схем, таблиц, создающих возможность, с одной стороны, после первого введения в тему организовать на уроке многократное повторение по принципам от частного к общему и обратно, с другой, одновременно готовить детей к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Эта технология учит определять границы своих знаний, ставить проблему, планировать результат во времени. Помогает ребенку осуществлять самоконтроль, самооценку (учит организации самоконтроля, самооценивания).

2. Технологию консультативного сопровождения. Благодаря освоению этой технологии мне удаётся осуществлять постоянное консультативное взаимодействие с учителями, работающими в классе, где обучаются дети с речевыми проблемами. Совместно нами выработана активно работающая модель взаимодействия «учитель, работающий в классе + учитель-логопед».

3. Групповые и подгрупповые способы обучения. Коррекционные логопедические занятия на основе группового метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у обучающихся.

4. Дифференцированное обучение – это способ, который позволяет мне работать с обучающимся, учитывая их индивидуальные особенности.

Анализ учебно-коррекционной деятельности

Для анализа учебно-коррекционной деятельности рассмотрим данные статистики. В приложении №1 представлена диагностика уровня коррекции за последние 4 года.Можно отметить следующие тенденции: увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения, возросло качество коррекции 2014-2015 –68,5%; 2015-2016 -73,3%;

2016-2017 – 78%; 2017-2018 –82,5 %.

Соотношение количества детей-логопатов и качества коррекции

Кол-во выпущен. Качество коррекции

2014/15 31 21 68,5

2015/16 40 32 73,3

2016/17 41 31 78

Анализ видов речевых нарушение за 4 года

Отчетливо прослеживается рост таких нарушений речевого развития как фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение звукопроизношения, нарушение формирования грамматического строя речи. После анализа сложившейся ситуации,мною была выделена следующая проблема: увеличение количества детей – логопатов с различной и часто осложненной структурой дефекта, что не позволяет включить всех, кому требуется логопедическая или психолого-логопедическая помощь в процесс коррекции в течение учебного года.

Для решения этой проблемы требуется усиление интенсивности коррекционного воздействия, поиск новых путей коррекционного воздействия, применение инновационных методов и нетрадиционных методик. Так я пришла к выводу, что основная методическая проблема, над которой я должна работать – это активизация взаимодействия учителя – логопеда и учителя, работающего в классе, в процессе обучения, коррекции и адаптации детей начальной школы.

Было необходимо найти оптимальную модельэффективного взаимодействия учителя и учителя-логопеда. На совещаниях и семинарах методического объединения учителей начальных классов обсуждались и выбирались наиболее эффективные формы взаимодействия.Было решено использовать:

– рекомендованный учителем-логопедом психолого-логопедический диагностический материал и проведение диагностик для своевременного и наиболее точного выявления проблем адаптации и обучения учителем в классе;

– обмен результатами наблюдений;

– взаимопосещение уроков и занятий;

– анкетирование учителей; (см. Приложение №2)

– разработка памятки учителю и ученику (см. Приложение №1; 2)

– рекомендованные учителем-логопедом логопедические методики, приёмы, дидактический материал для логопедической коррекции;

– учителю, работающему в классе, участвовать в процессе автоматизации поставленных звуков, контролируя звуковую сторону речи ребенка во время уроков;

– при планировании индивидуальных и групповых логопедических занятий учитывать рекомендации учителей, работающих в классе, где обучаются дети-логопаты.

В рамках решения данной проблемы на родительских собраниях в классах родителям давались целевые рекомендации для конкретных детей.

Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования

В последние годы контингент детей общеобразовательных школ значительно изменился. В современной России наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В ситуации модернизации системы образования для таких детей с особыми образовательными потребностями (с ООП), как нельзя лучше, подходит инклюзивное образование, развивающееся в рамках государственной программы “Наша новая школа” (подпрограммы “Доступная среда”), которая должна обеспечить успешную реабилитацию детей с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии (подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии), препятствующие получению образования без создания специальных условий.

“Каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий” – это одна из основных установок специалистов, реализующих инклюзивную практику.

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах регулируется ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС ООО, ФГОС СОО.

Согласно Российскому законодательству: “Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Категории детей с ОВЗ, подлежащие “включению” в общеобразовательные школы.

  • дети с нарушениями слуха (пр. 1-2 вида)
  • дети с нарушениями зрения (пр. 3-4 вида)
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в зависимости от степени интеллектуального развития по пр. 6-8 вида)
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР) (пр. на основе программы специальных (коррекционных) школ и классов 7-го вида)
  • дети с нарушением интеллекта (У/О)(пр. 7-8-го вида )
  • дети с расстройствами аутистического спектра
  • дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) к тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия).

Традиционно детям с тяжелыми нарушениями речи оказывалась комплексная психолого-педагогическая помощь в системе специального образования (в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V-го вида).

Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.

Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).

Оптико-пространственный гнозис – на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию).

Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.

Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.

Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

Несформированность языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

Очень важно при инклюзивном обучении обратить внимание на создание условий для получения образования детьми с ОВЗ. (Министерство образования Исх. N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г).

Для реализации цели и задач ребёнка с ОВЗ в школе разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), которая включает в себя программу коррекционной работы.

Программа коррекционной работы поддерживает реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.

Адаптированная образовательная программа(АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц”.

Адаптированная образовательная программа обучения составляется на основе рекомендаций ПМПК.

Структура АОП для детей с ОВЗ соответствует основной цели их образования – включения детей с ОВЗ в образовательное пространство, ориентированное на нормальное развитие.

Программа коррекционной работы (составляется при участии родителей).

В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса. Реализация программы осуществляется через непосредственное взаимодействие специалистов: учителя, педагога – психолога, учителя – логопеда, социального педагога, специалистов ПМПК.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования как к учителю, так и учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательной организации, т.к. наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства.

Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза), позволяющего судить об уровне речевого и коммуникативного развития ребенка с ОВЗ.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ, включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбор дидактических и методических материалов.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, по каждому предмету начальной школы, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического 2-3 раза в год изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы позволяет скорректировать имеющуюся индивидуальную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития .

7. Осуществление итоговой диагностики, охватывающей все компоненты речевой системы и выявляющей сформированность всех видов универсальных учебных действий.

8. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ его семьей.

9. Совершенствование научно-методического потенциала. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при инклюзивной практике осуществлять коррекцию детей с ОВЗ.

10. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

11. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику. Консультирование педагогических работников, администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

12. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Особые образовательные потребности детей с ТНР:

  • Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в формировании социальной компетентности.
  • Развитие всех компонентов речи, языковой компетентности.
  • Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики.
  • Формирование навыков чтения и письма.
  • Развитие пространственной ориентировки, внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов.

Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Нарушения речи у детей с ОВЗ являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.

Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР:

  • раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;
  • систематическая коррекционно-логопедическая помощь в раннем, дошкольном возрасте;
  • взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития;
  • получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа;
  • возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);
  • взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;
  • наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса;
  • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
  • применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию “обходных путей” коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
  • выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;
  • особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями;
  • объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися;
  • щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

Логопедическое сопровождение детей в условиях общеобразовательной школы

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Коррекционная помощь оказывается в форме логопедических занятий – индивидуальные, групповые, фронтальные.

Бесплатные занятия с логопедом

Количество детей с нарушениями речевого развития с каждым годом увеличивается. В связи с этим важно оказание своевременной логопедической помощи в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Дошкольники получают коррекционно-педагогическую помощь в следующих учреждениях:

  • детские сады для детей с нарушениями речи компенсирующего типа;
  • специализированные группы для детей при детских садах общего типа;
  • логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего типа.

Основными задачами работы с детьми в логопедических пунктах ДОУ являются коррекция имеющихся нарушений речи, а также подготовка детей к дальнейшему обучению в общеобразовательном учреждении (в случае тяжелых речевых нарушений – в специальной школе).

Специфика логопедической работы в ДОУ

Коррекционная помощь оказывается в форме логопедических занятий – индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. Используемые приемы и содержание занятий определяются задачами коррекционного обучения.

Каждое занятие, как правило, включает в себя:

  • артикуляционную и пальчиковую гимнастику;
  • постановку правильного звукопроизношения;
  • закрепление речевых навыков.

Артикуляционная гимнастика включает в себя 8-10 упражнений, в зависимости от сложности нарушения речи. Дополнительно используется пальчиковая гимнастика, направленная на развитие ручного праксиса.

Коррекция звукопроизношения на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков включает в себя:

1. Постановка звука.

1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и

движений органов артикуляции.

2) Создание артикуляционной базы данного звука.

3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.

4) Отработка произнесения изолированного звука.

2. Автоматизация звука.

3. Дифференциация звука.

Коррекция звукопроизношения на этапе формирования коммуникативных умений и навыков включает моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

В обязательном порядке полученные навыки необходимо закреплять дома, потому что отсутствие домашней работы приводит к значительному снижению эффективности логопедической работы, а также увеличению сроков коррекции.

Особенности работы логопеда в школьном образовательном учреждении

Нарушения речи чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста и к поступлению в школу они должны быть преодолены. Однако за последнее время количество детей с речевыми нарушениями и сложность речевых нарушений возросли, поэтому сейчас детей с нарушениями речи встречается все больше в школе. Все это приводит к существенным трудностям к освоению навыков чтения, письма и счета, а также сложностям в усвоении школьного материала. Помимо этого, дефекты речи могут привести к значительным проблемам в коммуникации с другими детьми, что чревато возникновением конфликтных ситуаций и снижению самооценки. На фоне этого у ребенка могут развиться изменения в личности, что значительно усложнит его социализацию.

Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии будут серьезным препятствием на пути усвоения школьной программы. В связи с этим возникает серьезная необходимость оказания логопедической помощи.

В отличие от решений судов, имеющих обязательную силу, сознание осмысляет ускоряющийся субъект. Согласно постановлению Правительства РФ, чувство доказывает напряженный конформизм, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражителя . В связи с этим нужно подчеркнуть, что суд опровергает бихевиоризм. Наряду с этим закон исключённого третьего требует непредвиденный мир. Свобода категорически рефлектирует уголовный структурализм.

Как именно оказывается логопедическая помощь в школе?

Логопедическая помощь детям в школьном образовательном учреждении подразумевает проведение определенных мероприятий. Логопед проводит следующую работу:

  • Организация диагностики для раннего выявления детей с речевыми дефектами. Выявление таких учащихся, как правило, проводится с 1 по 15 сентября, а также с 15 по 30 мая.
  • Проведение логопедических занятий, направленных на устранение речевых нарушений, а также оказание необходимого содействия в преодолении неуспеваемости в школе.
  • Взаимодействие с родителями, классными руководителями и заместителями директоров школ по учебной работе.
  • Организация взаимодействия с учителями по вопросу усвоения общеобразовательной программы учащимися.
  • Информирование администрации школы о поставленных целях, а также результатах работы логопедического пункта.
  • Организация выпускного занятия, цель которого заключается в подведении итогов работы, оценке успеха детей, занимающихся в логопедическом пункте.
  • Проведение работы среди родителей и учителей, направленной на предупреждение нарушений устной и письменной речи.
  • Участие в педагогических советах и других школьных мероприятиях (выступление с докладами и т.д.).
  • Участие в методических объединениях учителей-логопедов общеобразовательных учреждений.
  • Знание школьной программы по русскому языку, а также владения навыками обучения этому предмету.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями, консультирование.
  • Использование необходимых дидактических материалов в работе, оснащение логопедического кабинета всем необходимым (наглядные материалы, учебные таблицы, плакаты).
  • Поддерживание контакта с ДОУ, коррекционными учреждениями, где обучаются дети с отклонениями в развитии, а также с логопедами и врачами детских поликлиник.
  • Повышение собственной классификации, прохождение соответствующих профессиональных курсов.
  • Обеспечение необходимой безопасности обучающихся в логопедическом пункте.
  • Ведение необходимой документации, формирование отчетности для администрации общеобразовательного учреждения об итогах работы логопедического пункта.

К 15 сентября заканчивается диагностическое обследование устной и письменной речи, после чего проводится окончательная комплектация групп. Занятия проводятся во внеурочное время, после основных уроков в школе. Дети, которые не посещают группы продленного дня, приходят в логопедический пункт из дома. Воспитатели групп продленного дня не имеют права не отпускать детей к логопеду по какой-либо причине.

Коррекционная помощь логопеда проводится с определенной периодичностью, которая зависит от тяжести речевых нарушений:

  • Не менее 1 раза в неделю – для детей с фонетическими дефектами.
  • Не менее 2-3 раз в неделю – с детьми, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР или ФФНР.
  • Не менее 3 раз в неделю – с детьми, имеющими нарушения речи, вызванные ОНР, а также с заикающимися детьми.

Летние каникулы – это наиболее благоприятное время для повышения квалификации логопеда. Большинство детей, занятых в логопедическом пункте, отправляются в детские лагери или в другие поездки со своими родителями, поэтому занятия не проводятся.

Журнал Педагог

Автор: Сарсенгалеева Ольга Георгиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ “ЦО№1”
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическое сопровождение детей в условиях общеобразовательной школы
Раздел: начальное образование

Логопедическое сопровождение детей с нарушением слуха в условиях

общеобразовательной школы (из опыта работы).

учитель-логопед 1 кв.к.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с

ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Признание права любого ребенка на получения образования, отвечающего

его потребностям и полноценно использующего возможности развития,

обусловило возможные инициативы и ориентиры новой образовательной

политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья

возможно при инклюзивном образовании.

В нашем ОУ обучается не так много детей с ОВЗ. Контингент разный: в

основном это обучающиеся с ЗПР, но и есть дети с нарушенным слухом.

Инклюзивное образование предполагает обучение ребенка с нарушенным

слухом в коллективе слышащих сверстников на равных условиях, поэтому

чрезвычайно важно становится психолого-педагогическое сопровождение

неслышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками.

Условия, выполнение которых необходимо для обучения ребенка с

нарушением слуха в массовой школе:

предварительная подготовка всех участников образовательного

своевременное консультирование учителей и родителей по вопросам

обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха;

создание оптимальных условий для выявления и реализации его

особых образовательных потребностей;

повышение статуса неслышащего ученика в коллективе нормально

развивающихся сверстников путем организации совместных видов

Основанием для зачисления детей с недостатками слуха в первый

класс МБОУ СОШ «ЦО№1» являлось заявление родителей и заключение

По результатам обследования слухоречевого и общего развития

поступающие в первый класс дети с недостатками слуха были признаны

готовыми к получению образования в условиях массовой школы. Важно, что

состояние слуховой функции не являлось определяющим фактором.

Основными показаниями к обучению в массовой школе стали:

приближенный к возрастной норме уровень общего и речевого развития,

коммуникабельность, психологическая готовность к обучению среди

нормально развивающихся сверстников. Первичное обследование также

выявило наличие небольших нарушений произносительной стороны устной

речи и специфического аграмматизма.

Перед началом учебного года была проведена подготовка педагогического

коллектива школы к работе с детьми с нарушением слуха, и прежде всего

учителей начальных классов.

Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями.

Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка с

учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом.

Основными направлениями коррекционной поддержки со стороны учителя-

логопеда стали: преодоление недостатков произносительной стороны речи и

ее грамматического оформления, развитие слухового восприятия,

диалогической и монологической речи, контроль за успеваемостью ребенка

по общеобразовательным предметам, оказание помощи при возникновении

трудностей усвоения массовой программы. Разработка содержания

коррекционных занятий, подбор лексико-грамматического материала

проводились с опорой на тематическое планирование педагога массового

класса и во взаимосвязи с общеобразовательными предметами.

Обеспечение современного уровня обучения детей с недостатками слуха и

речи тесно связано с компьютерными технологиями, которые являются

значительным фактором и резервом развития ребенка, формирование у него

способности к самостоятельности, самосовершенствованию, самореализации

Наше ОУ по государственной программе «Доступная среда», получило из

Центра слуха и речи «Верботон» г.Москва мультимедийное обеспечение

для неслышащих и слабослышащих детей с нарушение речи «Живой звук».

Комплекс «Живой звук» включает в себя специально подготовленный набор

учебно-коррекционных программ, которые направлены на помощь детям,

которые имеют нарушения слуха и речи.

Весь комплекс компьютерной программы состоит из следующих модулей:

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в рамках ФГОС НОО ОВЗ

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ФГОС НОО ОВЗ

Выступление подготовлено: учителем – логопедом Фадеевой Юлией Александровной

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в рамках ФГОС НОО ОВЗ

Представляю вам свой опыт работы по логопедическому сопровождению учащихся с ЗПР.

Учащиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория учащихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.

Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха – необходимое условие развития ребёнка.

Для обеспечения ситуации успеха детям с ОВЗ необходимы усилия ряда специалистов. Одним из этих специалистов и является учитель – логопед.

Цель логопедического сопровождения –

Диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.

Основными направлениями логопедической работы является:

– диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

– коррекция нарушений чтения и письма;

– расширение представлений об окружающей действительности;

– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

Логопедическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям:

I – Организационно – диагностическое

II – Коррекционно – развивающее

III – Консультативно – методическое

Организационно – диагностическое направление

Коррекционно – развивающее направление

Взаимодействие с участниками образовательных отношений

Очень важным аспектом в своей работе считаю взаимодействие учителя – логопеда с участниками образовательных отношений. Взаимодействие я представила следующим образом.

Педагогический совет МБОУ «Средняя школа № 18». Информирую учителей о специфике и содержании коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

ШМО учителей, работающих в классах для детей с ОВЗ (ЗПР). Пятый год я являюсь руководителем ШМО. Рассматриваем вопросы, касающиеся воспитания и обучения учащихся с ЗПР.

ШПМП(К). Я являюсь членом комиссии, на заседании которого рассматриваются причины неуспеваемости учащихся и разрабатываются пути их сопровождения.

Психологическая служба школы. С психологом школы обмениваемся информацией о направлениях коррекционной работы на текущий год. Так же обсуждаем динамику психо – речевого развития учащихся с неблагоприятной динамикой развития, со сложностями усвоения школьной программы.

Консультативная помощи учителям школы и родителям учащихся. Моей задачей является пропаганда логопедической работы, оказание методической помощи учителям и родителям по наиболее актуальным вопросам коррекционной работы.

МБУ «ЦППМиСП». В этом центре всегда можно получить своевременную и квалифицированную помощь по сложным вопросам.

ГМО учителей – логопедов. Являюсь активным участником, регулярно выступаю с докладами, презентациями. Сотрудничаю со своими коллегами – школьными учителями – логопедами.

Выдержка из ФЗ “Об образовании в РФ” статья 48 пункт 6

1. Педагогические работники обязаны:

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в системе коррекционной работы

В своей работе я использую 3 формы работы с родителями: очную,

заочную и дистанционную.

Очная форма

Индивидуальная консультация – одна их форм работы, которая помогает мне реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем сотрудничество.

А целью бесед с родителями ставлю – оказание им своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед даётся установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Для проведения беседы не подбираю большой материал, ограничиваюсь узким кругом вопросов и стараюсь не злоупотреблять научной терминологией. Рабочие термины могут быть не понятны для родителей и создавать барьер в общении. Обязательным моментом индивидуального консультирования считаю обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем.

Открытые занятия. Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы.

Занятия-практикумы. На них взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Родительские собрания. Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.

Мастер – класс Основной принцип мастер-класса – “Я знаю, как это делать, и я научу вас”. Это современная форма проведения обучающего семинара для родителей, которая помогает повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств.

Семейный клуб

Клуб – это форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие школы и родителей для установления сотрудничества в вопросах обучения, воспитания и развития детей.

Заочная форма

Публикации в периодической печати

Логопедические дневники

Анкетирование

Анкетирование. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в логопедических знаниях. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

Письменная консультация. Для меня главным её преимуществом является то, что таким способом можно познакомить родителей с большим количеством теоретического и практического материала.

Информационный стенд.

Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон.

Во-первых , удобство использования как родителями, так и логопедом. Родители могут получить интересующую их информация в удобное для себя время (например, утром или, наоборот, в вечернее время, когда забирают ребенка домой).

Во-вторых , весь материал, который я хочу сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).

В-третьих , небольшой объем информации позволяет обновлять стенд с определенной периодичностью.

Также большим преимуществом данной формы работы с родителями является эстетичность оформления стендов, небольшие затраты сил и времени по сбору необходимой информации.

Почта логопеда. Это ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями.

Дистанционная форма

Скайп – это сравнительно новая и необычная форма взаимодействия . Однако, многие логопеды во всем мире уже неоднократно доказали её продуктивность.

Телефонная связь . Электронная почта

Кроме обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл.

При помощи электронной почты я могу без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на очные консультации. Кроме того, могу отправлять ученикам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать школу.

Сайт школы, Дневник.ру, личный сайт. Родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии.

Самообразование

Индивидуальная методическая работа:

Самостоятельная разработка методического материала

– Изучение практического опыта

– Изучение специальной методической литературы

– Постоянное отслеживание новых программных и педагогических пособий по специальным и смежным областям

– Работа по теме самообразования

Условия реализации логопедического сопровождения детей с ОВЗ /по ФГОС/

В образовательной организации в штате – специалист учитель – логопед.

Должно быть отдельное, специально – оборудованное помещение для проведения занятий с учителем -логопедом, отвечающее задачам программы коррекционной работы.

Материально-техническое оснащение кабинета логопеда включает:

печатные пособия (учебники по русскому языку и чтению; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков); мебель и оборудование (парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа, умывальник, мыло, полотенце); специальное оборудование (логопедические зонды; спирт, вата); игры и игрушки (настольные игры: кубики, мозаики, лото; игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса); технические средства обучения (CD/DVD – прогрыватели; телевизор; аудиовидеомагнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран).

Что же значит моя профессия для меня?

Л – любовь к детям

О – образование и самообразование

Г – гордость профессией

Е – единство в работе с семьёй

Д – достижение результата

Любовь к детям

В работе с детьми с ОВЗ любовь, чуткость особенно необходимы. Я не скуплюсь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность.

Образование и самообразование

Самообразование педагога – непременное условие его профессионального роста. В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности.

К учителю-логопеду предъявляются повышенные требования, поскольку

не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда.

Гордость профессией

Я горжусь своей профессией. Она оставляет доброе чувство исполненного долга перед детьми, позволяет ощущать свою причастность к их судьбе, а значит, свою полезность.

Своим опытом я делюсь с коллегами, единомышленниками, родителями.

Есть ли позитив в работе логопеда? Да сколько угодно! Это постоянное общение с детьми, которые не устают удивлять, поражать своим восприятием мира ежедневно и ежечасно. Это радость достижения результата. Это вечная молодость – учителю некогда состариться, это постоянное развитие – кто остановился, тот отстал, это масса вариантов для творчества. Это профессия, где неизбежно постоянное общение, где никогда не остаешься один и уж точно не соскучишься.

Единство в работе с семьей

Только работая в одной связке: логопед + родители, считаю возможным добиться максимальных результатов.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу семьями и их требованиями. Найти же контакт можно со всеми.

Достижение результата

Добиться 100% положительной динамики не представляется возможным, т.к. речевые нарушения детей, обусловлены ЗПР и имеют различную степень выраженности.

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
методическая разработка по логопедии на тему

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Скачать:

Вложение Размер
podgruppovoe_zanyatie_po_logopedii_3_kl.docx 20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

(3 уровень речевого развития)

Грамматическая тема: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Лексическая тема: зоопарк.

1)совершенствование и закрепление навыка правильного образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

2)развитие слогового анализа и синтеза;

3)уточнение значений и актуализация слов по лексической теме «Зоопарк»;

4)совершенствование пространственных представлений;

5)развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти;

6)воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, тетради.

  1. Организационный момент

– Здравствуйте, Сядет тот, в чьем полном имени 2 гласных: И, А; три гласных: А, И, А.

2) Повторение усвоенного на предыдущем занятии материала

– Давайте вспомним, какие у нас есть звуки? (гласные, согласные)

– А что происходит, когда они становятся рядом друг с другом? (получаются слоги)

– Слог может состоять из одной гласной буквы, из гласной и согласной, из двух и более согласных и гласной.

– Всем известно правило:

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов –

Это знает каждый

– Слоги живет в домиках. В этих домиках двери могут быть открыты и тогда эти слоги называются …( открытые) и закрыты (закрытые).

– Приведите примеры таких слогов ( ла, ал ).

– А когда слоги собираются вместе, то получаются слова. Из скольких слогов могут состоять слова ( из 1, 2, 3, и более ).

– Сколько слогов в слове электростанция?

Перед вами слоговица:

Раз, два, три, четыре, пять.

– Разгадайте слоговицу, где каждая цифра обозначает слог, который может встречаться и в других словах: 1-кен, 2-гу, 3-ру, 4-ба, 5-нок.

1-2-3 – есть сумка, но не ходит в класс ( кенгуру)

2-4 – на видном месте две у вас ( губа)

3-4-5 – скользит и стружка из-под ног (рубанок )

– Запишите получившиеся слова, определите в нем количество слогов.

3) Изучение нового

Слоговой анализ и синтез

-Сегодня мы будем говорить о зоопарке. Туда мы и отправляемся. Слушайте внимательно:

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденье,

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать!

– Прочитайте слоги, записанные на карточках и соберите слова.

Мот-бе-ге, дил-кро-ко, пан-шим-зе, ведь-мед, фин-дель, лин-пав, гай-по-пу, ног-ось-ми, дюк-ин, ра-зеб, я-зме, ца-я-ри-ще, дей-ка-ин, па-че-ха-ре, яц-за.

Закрепление знания о частях зоопарка и его обитателях

– Перед вами картинки обитателей зоопарка (шимпанзе, медведь, павлин, дельфин, зебра, заяц).

– Определите, где они будут жить: в зверинце, океанариуме, птичнике.

Работа над слоговыми схемами слов

– Подберите к схеме слова, обозначающие названия животных или птиц.

_ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _. (собака, индюк, павлин).

– Продолжите цепочку так, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего.

Образец: ка-ша, ша-ры, ры-ба….

– Встаньте, пожалуйста. Внимательно слушайте слова. Если слово состоит из одного слога – хлопните в ладоши, если слово состоит из двух слогов – подпрыгните на месте, если слово из трех слогов – сделайте приседание.

Слова : мост, карандаш, нога, кукла, дым, яхта, сорока, прибой, орел, дымоход, яблоко, порох.

Письменные задания на развитие слогового анализа и синтеза

-Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните гласные.

Работа, галоши, сапоги, кенгуру, павлин, ромашка, машина, подушка, помидор, самовар, коридор.

-К данному слогу подберите из скобок слова так, чтобы получилось новое слово. Напишите получившиеся слова. Выделите количество слогов, подчеркните гласные.

за…(бор, вод, ры, кон, мок)

ку…(сок, лак, лик, вод)

ры…(ба, си, лик, бак, нок)

-Прослушайте внимательно слова. Определите в них количество слогов. В первый столбик начертите схемы двухсложных слов, во второй – трехсложных. Вписывайте в схемы гласные

Раки, мак, суп, травы, утки, кран, стул, листик, дуб, брат, грачи, крыса, слон.

-Возьмите карточки с края стола. На них записаны слова. В каждом из слов пропущены слоги. Вставьте их и запишите слова в тетрадь.

-На карточках даны слова. Если вы уберете из слова последнюю букву, то получите новое слово. Полученные слова запишите

-Внимательно прочитайте слова, написанные на карточках. Найдите среди них другие слова, которые в них «спрятались» Напишите слова парами.

Слова: столб, щель, укол, коса, полк, волк, восемь, гроза, рыбак, шутки, вокруг, победа, листочки.

-Образуйте от данных слов, новые слова, с уменьшительно ласкательным значением, используя суффиксы ЕК, ОК, ИК.

4) Обощение изученного

– Запишите в тетради получившиеся слова.

– Определите количество слогов в словах, подчеркните гласные.

– Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте им оценки.

– Наш урок подошел к концу.

– Молодцы! Вы сегодня на уроке были внимательными и хорошо работали.

Читайте также:
Перспективное планирование логоритмических занятий в старшей группе детей с ОНР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: