Логопедическое обследование больных в остром периоде инсульта

Логопедическое обследование больных в остром периоде инсульта

В мире ежегодно инсульт диагностируется у более чем 6 миллионов человек, в России – у более чем 450 тыс. Подобное состояние означает нарушение кровообращения в головном мозге вследствие различных причин, в результате чего происходит либо некроз – тогда говорят об ишемическом инсульте (инфаркте мозга), либо излитие крови в ткань мозга – тогда говорят об инсульте по геморрагическому типу. Кровоизлияния в мозг встречаются реже, однако летальность от них значительно выше; они возникают внезапно, днем, чаще у молодых, в то время как инфаркты мозга могут сопровождаться периодом предвестников и возникают чаще ночью или утром, среди полного покоя.

Геморрагический инсульт головного мозга – это внезапное нарушение церебрального кровообращения с образованием гематомы или пропитыванием кровью нервной ткани. Повреждение вещества мозга влечет за собой значительные неврологические расстройства вплоть до полной потери двигательной и чувствительной функции, а также нарушения глотания, речи, дыхания.

Л.Г. Столярова отмечала, что афазический синдром имеет различный характер и разное обратное развитие в зависимости от того, вызван ли он кровоизлиянием в мозг или развитием очага размягчения. Для афазии, возникающей вследствие геморрагического инсульта, типичны смешанный характер речевых расстройств, быстрый темп и значительная степень восстановления речи часто без применения специального логопедического обучения, меньшее по тяжести поражение речевых функций по сравнению с двигательными.

При ишемическом инсульте афазический синдром и его обратное развитие зависят от уровня поражения сосудистой системы и характера этого поражения.

При геморрагическом инсульте большая степень поражения какой-либо из сторон речи (моторной или сенсорной) не находится в прямой зависимости от близости расположения очага к соответствующей речевой зоне. При афазии, возникшей вследствие геморрагического инсульта, очаг расположен обычно вдали от корковых речевых областей мозга. Афазия, возникающая вследствие геморрагического инсульта, связана с распространением на речевые зоны коры мозга отека и охранительного торможения. Одинаковое влияние очага на различные отделы коры очевидно и приводит к тому, что в большинстве случаев как моторные, так и сенсорные речевые функции страдают в равной мере, и афазия представлена как тотальная или смешанная [3; 76 c.].

Отсутствием очагового, анатомического повреждения речевых областей объясняется быстрое и значительное восстановление речи у больных, переживших геморрагический инсульт, а также диссоциация в степени восстановления речи и движений – значительная степень восстановления речи и стойкость грубого двигательного дефекта.

Проиллюстрируем выше сказанное примером больного. Пациент Д., 39 лет. Внутримозговое кровоизлияние в области базальных ядер слева. Базальные ядра левой гемисферы от 20.02.14.

В результате геморрагического инсульта у больного Д. развилась тотальная афазия с частичной сохранностью понимания речи окружающих. Дата обследования: 21.02.14.

Нейропсихологическое логопедическое обследование от 25.02.14

Жалобы: на нарушение речи.

Импрессивная речь: трудности в понимании обращенной речи.

Экспрессивная речь: фразовая, простой лексико-грамматической структуры типа S-P cо множественными персеверациями. Спонтанная речь изобилует вербальными парафазиями. Недостаточный контроль за собственной речью. Затруднения в подборе слов. При показе предмета, пациент называет его предназначение. В речи преобладает предикативная лексика.

Орально-артикуляторный праксис нарушен по эфферентному типу.

Фонематический слух нарушен незначительно.

Объем слухо-речевой памяти не нарушен.

Называние предметов малочастотной лексики затруднено.

Заключение: остаточные явления перенесенной эфферентной моторной афазии, элементы сенсорной афазии.

При обследовании выявлены многочисленные персеверации. Правильно назвав изображенное на рисунке дерево, следующую картинку с велосипедом он тоже назвал деревом. При этом ошибка не была замечена пациентом, он исправил ее только после того, как его переспросили. Мяч был назван сначала яблоком, следующий предмет – очки – снова яблоком. В данном случае мы имеем дело с персеверациями в сочетании с вербальными парафазиями. Недостаточный контроль за собственной речью и затруднения в подборе слов можно проиллюстрировать следующим примером: при просьбе назвать булавку, больной сказал: «Закалываешь и все хорошо бывает».

Изучение речи Пациента Д. показало, что несмотря на тяжелое состояние и наличие грубой очаговой неврологической симптоматики началось спонтанное восстановление речевых функций. Логопедическая работа, начатая па фоне спонтанного восстановления, заметно ускорила темп восстановления речи, и в конечном итоге удавалось достигнуть значительной степени восстановления речевых функций.

Реабилитация больных после острого нарушения кровообращения направлена на восстановление функциональных возможностей нервной системы или компенсацию неврологического дефекта, социальную, профессиональную и бытовую реабилитацию. Длительность процесса реабилитации зависит от степени тяжести инсульта, распространенности зоны поражения и топики поражения. Мероприятия, направленные на реабилитацию больного, важно начинать в остром периоде заболевания. Они должны осуществляться поэтапно, систематически и в течение длительного времени.

Таким образом, среди факторов, определяющих своеобразие речевых расстройств при геморрагическом инсульте, значительное место занимают: тяжесть мозгового поражения, выраженность общемозговых и нейродинамических изменений в головном мозге, определяющих тяжесть состояния, в том числе и тяжесть речевых нарушений в острый период инсульта.

Кроме того, большое значение имеют особенности локализации очага – в области подкорковых узлов, на известном расстоянии от корковых речевых областей мозга, при отсутствии очагового повреждения последних, следствием чего является смешанный характер речевых расстройств, быстрое по темпу и значительное по степени восстановления речи. Следовательно, если больные переживают геморрагический инсульт, то в абсолютном большинстве случаев для восстановления речи существуют благоприятные условия и можно рассчитывать на хороший прогноз.

Восстановление речи после инсульта

Инсульт представляет собой острое нарушение кровоснабжения мозга, когда от недостатка кислорода гибнут клетки в нервных центрах и разрушаются нейронные связи. Его последствия могут быть самыми разными: потеря памяти, частичный или полный паралич, деменция и нарушения речи. Последние классифицируются по нескольким типам: легкие, средние и тяжелые.

Однако результаты инсульта не являются необратимыми: в большинстве случаев реально вернуть пострадавшего к нормальной жизни при помощи комплекса восстановительных мероприятий.

Признаки нарушения речи

О том, что при инсульте оказались повреждены участки мозга, отвечающие за речь, говорит поведение пострадавшего:

  1. Больной путает слова и звуки, запинается, заикается;
  2. Нарушено построение предложений – вместо «я пошёл на улицу» человек может сказать «я улица на идти» и т.д.;
  3. Частое повторение одних и тех же звуков или слов;
  4. Пациент плохо понимает то, о чем ему говорят, забывает названия предметов;
  5. Нарушены навыки последовательного счёта;
  6. Появились нецензурные слова и выражения.
Читайте также:
Домашние животные - конспект логопедического подгруппового занятия

Последний фактор зачастую становится неожиданным, так как после инсульта могут начать ругаться даже культурные и воспитанные люди. Специалисты утверждают, что это связано с древним происхождением нецензурной лексики.

Виды речевых расстройств

Современная медицина знает два основных вида нарушений речи после инсульта: афазию и дизартрию. В первом случае речь нарушается из-за гибели нейронов и их связей в мозговом центре, который отвечает за речь. Афазия бывает полной и частичной. Дизартрия возникает на фоне того, что в мозге пострадали центры, отвечающие за работу речевых мышц.

Афазия

Является самой распространенной причиной нарушения речи. Всего насчитывается шесть вариаций афазии:

  1. Моторная. Эта форма делится ещё на два вида афазии. При афферентной афазии больной не может выбрать артикуляторную позу, которая нужна для того, чтобы произнести конкретные звуки. При эфферентной афазии речь сохраняется на инстинктивном уровне, но нарушено повторение. У пострадавших возникают трудности с переходом из одного положения к другому.
  2. Динамическая. В данном варианте у пациентов наблюдаются проблемы активного высказывания: невозможность корректно сформулировать предложение, потому что нарушены и внешняя, и внутренняя речь. Нередки случаи эхопраксии – повторения – ситуации, когда больной автоматически начинает повторять вслед за собеседником слова, фразы, мимику или жестикуляцию.
  3. Сенсорная. Делится на три типа: корковая, субкортикальная и транскортикальная афазии. В первом случае у больного отсутствуют и понимание, и произношение звуков, во втором – искажается трансляция импульсов от отделов мозга, ответственных за восприятие звуковой информации. В третьем случае нарушаются письмо и зрительная функция, но пациент способен к восприятию легких речевых конструкций.
  4. Сематическая. Пострадавшие полностью не понимают сложные речевые конструкции, которые отвечают за пространственное соотношение. Часто наблюдаются проблемы при выполнении заданий, которые содержат сложные синтаксические формулировки. Пациенты забывают названия простейших бытовых предметов – посуды, мебели, одежды, электроприборов, медленно читают. Иногда развивается акалькулия – нейропсихологическое заболевание, когда человек теряет способность последовательного счёта.
  5. Акустико-мнестическая. При данной афазии у больных возникают трудности, которые связаны со способностью удерживать в памяти информацию, воспринимаемую слуховым путём. Во время занятий с логопедом больные не могут повторить простейшие связки из нескольких слов, разобраться в смысле предложения, когда его произносят в быстром темпе или во время разговора с несколькими собеседниками.
  6. Тотальная. Отличительной чертой этого вида афазии является полное отсутствие речи в связи с поражением большого количества участков мозга. Тотальная афазия подлежит тяжелой и долгой коррекционной работе у разных специалистов – от массажистов до логопеда.

Дизартрия

Вид речевого расстройства, когда у пострадавшего от инсульта нарушается работа органов, отвечающих за артикуляцию (язык, нёбо, губы). Наблюдается намного реже, чем афазия, развивается, как правило, при поражении разных структур мозга, в частности черепных нервов, принимающих участие в работе речевых мышц. У пациентов наблюдается вялая и неуверенная речь, затруднено произношение отдельных звуков или слов.

Артикуляционная диспраксия

Ещё один вид нарушений речи – неспособность человека совершать последовательные движения ртом, губами, языком – который делится на два вида: кинетическую и кинестетическую.

В первом варианте появляются трудности при последовательной смене звуков и слогов, пропуск их, замена одного слога или звука на другой, неправильная расстановка ударений.

Во втором варианте возникают нарушения в артикуляционном укладе: мозг испытывает затруднения при взаимодействии с мышцами, отвечающими за воспроизведение звуков.

Формирование двигательных навыков осуществляется через адекватно скоординированные действия. После инсульта в участках мозга с премоторной, профронтальной и моторной корой может произойти гибель нейронов, которая и приведет к диспраксии.

Коррекцией диспраксии в содействии с неврологом и психологом занимается логопед.

Способы восстановления речи после инсульта

Речь после инсульта реабилитируется через комплекс различных мероприятий. Это и приём лекарств, улучшающих кровообращение и способствующий образованию новых нейронных связей, и физиотерапия, массаж, логопедические и артикуляционные упражнения и многое другое. План восстановления речи после инсульта у конкретного больного разрабатывается индивидуально на основе исследований и вынесенного диагноза. Отдельные моменты восстановительной терапии требуют контроля специалиста, но далеко не все. Некоторые упражнения для восстановления речи после инсульта больной может выполнять и при помощи и участии близких ему людей, что сделает процесс выздоровления более эффективным.

Как только состояние пациента стабилизировалось, начинаются самые первые упражнения. Больного обследуют логопед и невролог. Специальные тесты помогают выявить имеющиеся проблемы и назначить дальнейшее лечение.

Нет гарантий, что человек полностью восстановит речевые навыки: многое зависит от того, насколько сильными оказались повреждения мозга, от способностей организма к регенерации и заинтересованности больного и его близких в достижении цели.

Заниматься самолечением и самостоятельно учить больного разговаривать категорически не рекомендуется. Есть риск развития осложнений в виде эхолалии – бессмысленного повторения слов, словесный эмбол, аграматизму и т.д. Комплекс лечебных мероприятий назначается исключительно группой лечащих специалистов.

Логопедические упражнения

Регулярные занятия с логопедом – это залог восстановления речи. Поначалу специалист занимается с пациентом сам, затем родственники могут продолжить тренировки уже в домашних условиях.

Основа работы логопеда – это вовлечение тех или иных участков мозга в управление речевыми функциями. Для этого он использует разные методики и комплексы упражнений:

  1. Фонетические. Через повторение пострадавшим за врачом отдельных звуков, слов и фраз определяется вид нарушения речи. Под контролем оказываются мимические мышцы языка и губ.
  2. Семантические. Стимулируется активный мыслительный процесс. Человек, который перенёс инсульт, должен завершать предложения, ряды ассоциаций, беседовать на различные темы.
  3. Наглядные. Применение карточек с изображениями, книжных иллюстраций и других специализированных предметов для того, чтобы больной начал выстраивать различные связи и ассоциативные ряды. Обычно этот метод используется при сенсорной афазии.
  4. Творческие. К восстановительной работе подключаются различные виды творческой деятельности – в частности те, которыми пациент увлекался. Это может быть выразительное чтение скороговорок, стихов, актёрское мастерство, музыка, пение, рисование и т.д.
Читайте также:
Центр речевого развития в логопедической группе

Существуют несколько правил выполнения заданий:

  1. Постепенное повышение сложности упражнений;
  2. Обязательно поощрение достижений больного;
  3. Следить за состоянием пациента, не допускать переутомления;
  4. Количество занятий – не более 5-10 в неделю.

На основании успехов пациента время от времени логопед должен корректировать программу восстановительных мероприятий.

Массаж

После инсульта нередки случаи не только нарушения речи, но и появление проблем с речевым аппаратом: у больных нарушается жевательная функция, появляется неконтролируемое слюнотечение, обвисают уголки рта и щёки. Возникает необходимость вернуть мышцам тонус и запустить процесс восстановления правильной мимики. Здесь на помощь больному приходит специальный массаж, который назначается лечащим врачом в зависимости от особенностей травмы у конкретного человека.

Главные задачи массажа в рамках восстановительной терапии – это:

  1. Улучшение кровообращения и активизация оттока лимфы;
  2. Приведение в норму тонуса и эластичности мышечной ткани;
  3. Укрепление общего состояния организма;
  4. Снятие напряжения и тревожности у пациентов.

Массаж назначают почти сразу после стабилизации состояния больного: примерно через одну-две недели после кризиса. Сначала это простые поглаживания мышц и слабые растирания в умеренном ритме. Затем приёмы становятся более сложными, используются разминание и вибрация, интенсивность и продолжительность сеансов увеличивается.

Решение о назначении или отказе от курсов массажа принимает лечащий врач. Иногда у пациента могут быть противопоказания к нему, повышенный риск развития тяжелых отклонений от нормы функциональности организма, иные осложнения.

Артикуляционные упражнения

Данный вид занятий используется для того, чтобы повысить контроль над мышцами, задействованными в говорении.

Логопедические упражнения, которые разрабатывают язык:

  1. Высунуть его и несколько секунд подержать в таком положении;
  2. Постараться достать языком до носа, задержать;
  3. Провести им из одного угла рта в другой несколько раз;
  4. Поводить языком по нёбу вперёд и назад;
  5. Цокать;
  6. Слегка прикусить язык, предварительно его расслабив;
  7. Обвести губы сначала против часовой, а потом по часовой стрелке.

Упражнения, разрабатывающие губы:

  1. Сложить их в трубочку и вытянуть;
  2. Улыбнуться с закрытым ртом;
  3. Поднимать вверх губу, показывая верхний ряд зубов;
  4. Катать воздух в разные стороны, надувая то одну, то другую щёку;
  5. Дуть через губы, предварительно их расслабив;
  6. Тянуть при помощи пальцев их вверх, вниз, вправо, влево;
  7. Чередовать приподнятые и опущенные уголки рта.

Упражнения, восстанавливающие голос:

  1. Поочерёдное произношение гласных;
  2. Беззвучная артикуляция «Ы»;
  3. Произношение гласных друг за другом с плавным переходом звука, при этом меняя местами ударения;
  4. Повторение согласных звуков – от глухих к звонким.

Упражнения для мимики:

  1. Работа бровями: хмуриться, удивляться при их помощи;
  2. Очень широко открыть, а затем расслабить рот;
  3. «Поцеловать» воздух;
  4. Показать собеседнику язык и тянуть его в разные стороны;
  5. Подвигать челюстью.

В зависимости от вида заболевания врач подбирает индивидуальный комплекс заданий для каждого пациента.

Дыхательная гимнастика

Занятия с логопедом будут проходить в разы эффективнее, если перед началом речевых упражнений выполнить физические, которые улучшат артикуляцию и работу лицевых мышц:

  1. Тянуть букву «У» через вытянутые «трубочкой» губы;
  2. Несколько раз улыбнуться так, чтобы соблюдалась симметрия в уголках губ;
  3. Если потеря чувствительности несущественная – чуть-чуть прикусить нижнюю, а затем и верхнюю губы;
  4. Сворачивать трубочкой язык;
  5. Выразительно почмокать;
  6. Провести языком по губам и нёбу;
  7. Спокойно надуть и сдуть щёки.

Для достижения положительной динамики упражнения должны выполняться регулярно.

Лекарственная терапия

Приём медикаментов в постинсультный период позволяет предотвратить процесс разрушения клеток, нормализовать кровообращение и запустить процесс регенерации тканей.

Специалисты назначают препараты разных видов:

  1. Кроворазжижающие – лекарства, которые снижают вязкость крови и стимулируют улучшение кровообращения;
  2. Диуретики – снимают отёки, в том числе в мозге;
  3. Ноотропные препараты – стимулируют регенерацию нервных клеток;
  4. Гипотензивные препараты – не позволяют артериальному давлению достичь критического значения, которое может спровоцировать осложнения.

Музыкотерапия

В определённых ситуациях, когда больной совсем не говорит, но может петь, помогает лечение музыкой. Все упражнения с логопедом в такой ситуации проходят через пение: пациент пропевает звуки, слова, предложения, повторяет слова и мотив вслед за любимым исполнителем.

Помимо этого, музыка положительно влияет на психику человека, успокаивая или же делая его счастливым. Часто больные пребывают в состоянии депрессии или повышенной тревожности, и здесь на помощь специалистам приходит музыка, которая стабилизирует эмоциональный фон.

Положительное влияние музыки на восстановление мозга после инсульта исследовалось на научных практикумах. Людям с нарушениями речи во время занятий измеряли показатели деятельности коры головного мозга. Было доказано, что музыка стимулирует работу нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, а значит, и восстанавливает утерянные в ходе болезни свойства мозга.

Физиотерапия

Набор лечебных практик и методик по стимуляции артикуляционного аппарата и голосовых связок путём воздействия электрическими импульсами, магнитным излучением, светом, теплом или воздухом, ультразвуком и т.д.

Одни из главных задач физиотерапии после перенесённого инсульта – это:

  1. Предупреждение осложнений и нового инсульта;
  2. Улучшение кровообращения и обмена веществ;
  3. Предупреждение возникновения тромбов, которые могут привести к закупорке сосудов;
  4. Восстановление мышечного тонуса;
  5. Снятие боли и отёков;
  6. Улучшение прохождения нервных импульсов, ускорение образования новых нейронов;
  7. Нормализация режима сна и общего самочувствия больного.

Иглорефлексотерапия

Популярная процедура используется для коррекции моторной афазии и способствует восстановлению тонуса речевого аппарата.

Эффективность иглоукалывания давно доказана наукой: иглы раздражают нервные окончания в коже, посылают сигналы в головной и спинной мозг, тем самым активируя ЦНС и способствуя образованию новых нейронов. Также при использовании этого метода улучшается активность мышц, уменьшается боль, активизируется иммунная система.

Народные способы

Лечение инсульта травами иногда практикуют некоторые врачи, назначая его в качестве вспомогательной терапии. Приём отваров калины, чабреца, зверобоя, шиповника, календулы, конечно, может поспособствовать улучшению кровообращения или повысить общую сопротивляемость организма, но панацеей не является.

Не рекомендуем самостоятельно начинать лечение родственников, пострадавших от инсульта, народными методами: предварительно проконсультируйтесь у лечащего врача и убедитесь, что у больного нет аллергии на то или иное средство.

Читайте также:
Детско-взрослый проект 'Игровые тренинги'

Сколько времени занимает восстановления речи после инсульта

Процесс реабилитации занимает обычно от нескольких месяцев до нескольких лет – всё зависит от того, несколько сильно были повреждены речевые центры. Обычные нарушения при афазии исчезают в среднем через 3-6 месяцев после кризиса.

Если инсульт был перенесён в тяжёлой форме, то возможность восстановления утраченных речевых навыков составляет около 55%. При средней тяжести гарантированно можно восстановить 75% повреждений, при лёгкой – до 90%.

Самый благоприятный прогноз наблюдается у больных, которые перенесли моторную афазию. У молодых людей речь восстанавливается практически полностью, у пожилых могут остаться незначительные нарушения в виде нечёткого произношения отдельных звуков.

Где лучше пройти реабилитацию?

Самые первые действия по возвращению утраченных навыков начинаются ещё в условиях стационара. Лечащий врач разрабатывает стратегию лечения и назначает препараты, которые способствуют ускорению регенерации клеток мозга.

Восстановление речи после инсульта проводится как дома, так и в специальных реабилитационных центрах (например, «Южный», г.Москва), где с пострадавшими занимаются квалифицированные логопеды-афазиологи, неврологи, психологи, массажисты.

Предварительно пациента осматривают, назначают по результатам диагностики реабилитационную программу, позволяющую постепенно вернут человека к нормальной полноценной жизни. С родными и близкими пациента проводятся индивидуальные консультации и назначаются комплексы упражнений, которыми необходимо будет продолжать заниматься в домашних условиях.

Реабилитация и восстановление речи после инсульта

Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. ( примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций ( различными видами агнозий и апраксий).
Расстройства речи после инсульта возникает вследствие поражения речевых зон коры головного мозга и их проводящих путей. В зависимости от локализации и величины зоны поражения, нарушения речи могут проявляться в виде афазий:
Моторная афазия:

  • Афферентная — проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз, или иначе, артикулем. В устной речи больных это проявляется в: поисках артикуляции.
  • Эфферентная — речь становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Больной относительно легко произносит отдельные звуки но, испытывает существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

Сенсорная афазия. Расстройство фонематического слуха, обуславливают грубые нарушения импрессивной речи-понимания. Звуки теряют свое стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.
Динамическая афазия. Речевой дефект проявляется в речевой аспонтанности и инактивности. Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге.
Амнестические нарушения. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринимаемой на слух информации, сужение объема запоминания.
Семантическая афазия. То есть не способность воспринимать сложные логико-грамматические обороты речи.

Выбор способа реабилитации речи

Нарушения речи считаются наиболее сложными последствиями инсульта. На восстановление речевых функций требуется очень много времени, в среднем – 2-3 года, а в некоторых случаях – до 6 лет. При этом эффективность лечения во многом зависит от того, насколько быстро начнется процесс реабилитации, и от методов воздействия.
Для восстановления речи после инсульта работу с логопедом нужно начинать в течение первых трех месяцев после приступа. Как правило, форму нарушения и ее степень можно определить уже через несколько недель, и уже в это время можно наметить основную программу и подобрать комплекс упражнений.
Реабилитация речи после инсульта является обязательной частью комплексной программы восстановительного обучения. При этом нужно помнить, что способность говорить не вернется к человеку спонтанно – этого можно добиться только ежедневными занятиями со специалистами по индивидуальной программе в зависимости от речевой патологии. Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.

Лечебный курс по восстановлению речи — логопедом после инсульта.

В какой бы степени не были выражены нарушения речи у пациентов, занятия с логопедом после инсульта являются обязательной составляющей процесса реабилитации. Независимо от того, проходят они в клинике, или на дому, квалифицированный специалист сможет правильно оценить готовность больного к тому или иному виду занятий, определить их оптимальную продолжительность, скорректировать программу в зависимости от состояния пациента.
Восстановление речи после инсульта проводится в сочетании с адекватной медикаментозной терапией. Восстановительное обучение длится 20-45 минут ( в зависимости от степени утомляемости пациента).Если же во время работы с логопедом наблюдается головная боль, одышка, слабость, повышения давления и другие негативные проявления, занятие сокращается до 10 минут.

Восстановление речи в Центре реабилитации

Реабилитация речи после инсульта в нашем реабилитационном центре проводится квалифицированными логопедами- афазиологами, клиническими психологами. После предварительной диагностики и осмотра пациента, специалисты составляют индивидуальную программу восстановления речи и других высших психических функций. Также проводят консультации с родственниками пациента, в том числе относительно занятий в домашних условиях.

Форма работы с пациентами – индивидуальная, групповая.

  • проводят первичное нейропсихологическое обследование речи и других высших психических функций пациентов, осуществляют детальную качественную оценку выявленной симптоматики в установленной форме.
  • осуществляют логопедическое, нейропсихологическое, патопсихологическое, экспресс-диагностическое обследование.
  • определяют стратегию и тактику нейрореабилитации. Совместно с врачами, специалистом по лечебной физкультуре разрабатывают программы нейрореабилитации пациентов с учетом их индивидуальных особенностей и состояния высших психических функций.
  • осуществляют динамическое наблюдение с качественной оценкой состояния речи и других высших психических функций в середине курса нейрореабилитации с целью корректировки индивидуальной программы нейрореабилитации пациента.
  • оценивают эффективность лечебного и реабилитационного воздействия на разных этапах.
  • осуществляют консультативную работу с ближайшими родственниками пациента, с целью специализированной психологической и нейрологопедической помощи.
  • осуществляют прогностическую оценку нейрореабилитации.

Большое внимание уделяется также формированию положительного эмоционального состояния пациента, выбору формы мотивации к занятиям и социальной адаптации пациента.

Инсульт: причины, признаки, диагностика, лечение

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), инфаркт мозга – это внезапно возникшее нарушение кровоснабжения участка головного мозга, повлекшее за собой снижение его функций. ОНМК входит в число цереброваскулярных заболеваний и в совокупности с прочими занимает 1-е место в структуре заболеваемости и смертности населения Земли [4].

Что такое инсульт

Имеется высокий риск смерти в первые несколько часов, а затем в период до 28 суток после сосудистой катастрофы. Ежегодная смертность от инсульта в РФ составляет 374 случая на 100000 [10]. В 2018 г. в остром периоде инсульта умерли 35% пациентов, к концу первого года этот показатель увеличивается на 15%, а в целом, в первые 5 лет летальность инсультов составляет 44% [11]. Смертность от инсультов составила 92,9 на 100000 населения, а больничная летальность – 19,1% [5].

Читайте также:
Коррекция устной и письменной речи у учащихся младшего школьного возраста в условиях билингвизма

Наиболее вероятна длительная инвалидизация пациентов, перенесших ОНМК. Распространенность первичной инвалидности при инсульте в 2018 году составила 3,2 на 10 тыс. населения [2]. Из них 31% нуждаются в постоянном уходе, 20% имеют выраженные ограничения мобильности и только 8% – возвращаются к труду [3]. Распространенность повторных инсультов составляла в 2014 году 0,79%, из них на ишемические инсульты приходится 87,5% [9].

Причины инсульта

Предрасполагающие факторы:

  • мужчины от 45 до 59 лет;
  • возраст от 70 лет и старше (для обоих полов) [4];
  • артериальная гипертензия;
  • мерцательная аритмия;
  • атеросклероз церебральных сосудов;
  • коагулопатии, тромбофилии, анемии;
  • артерио-венозные мальформации;
  • остеохондроз с повреждением позвоночной артерии;
  • опухоли головного мозга;
  • дислипопротеинемия;
  • ожирение;
  • сахарный диабет;
  • перемежающаяся хромота;
  • механические протезы клапанов сердца и сосудов;
  • ИБС, инфаркт миокарда в период менее 6 месяцев до инсульта;
  • прочие кардиологические заболевания;
  • курение, алкоголизм;
  • случаи инсульта в семье;
  • малоподвижный образ жизни;
  • стресс [1, 3].

Признаки начинающегося инсульта

Начало геморрагического инсульта характеризуется следующими симптомами:

  • резкая головная боль;
  • повышение АД;
  • рвота;
  • головокружение;
  • потеря сознания;
  • слабость в конечностях;
  • нарушения зрения;
  • судороги [1].

Начало ишемического инсульта – постепенное, в течение часа появляются некоторые из нижеописанных симптомов:

  • асимметрия лица, онемение;
  • затрудненная речь – бессвязная, нарушено понимание;
  • двоение в глазах, нарушения зрения;
  • головная боль;
  • онемение, ограничение подвижности в конечностях, чаще с одной стороны;
  • головокружения, нарушение равновесия, пошатывание, заплетающаяся походка;
  • помрачение сознания с дезориентацией, впоследствии может быть потеря сознания [3].

При появлении одного или более из этих признаков необходимо:

  1. Усадить пациента, обеспечив доступ свежего воздуха.
  2. Немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.
  3. Если пациент в сознании, может жевать и глотать, дать ему принять одну таблетку аспирина.

Пациент подлежит госпитализации в неврологическое или нейрохирургическое отделение, где и будет осуществляться лечение инсульта. Чем быстрее пациент окажется в стационаре, тем более эффективна терапия.

Симптомы инсульта

Причинами смерти могут быть отек мозга, пневмония, сердечная недостаточность, повторный инсульт. В тяжелых случаях может развиться «синдром запертого человека»: пациент находится в сознании, но не может двигаться, глотать и говорить [3].

Последствия инсульта

Диагностика инсультов

Анализы при инсульте

  • Развернутый клинический анализ крови, включая скорость оседания эритроцитов (СОЭ).
  • Биохимический анализ крови с определением С-реактивного белка и гомоцистеина, уровня глюкозы, количества тромбоцитов, активированного частичного тромбопластинового времени, МНО.
  • Интерлейкин 10.
  • Коагулограмма расширенная.
  • Определение кислотно-щелочного состояния.
  • Общий анализ мочи.

Для подготовки к нейрохирургическому вмешательству дополнительно выполняют анализ крови на гепатиты В, С, сифилис, ВИЧ, определение группы крови и резус-фактора.

Лечение инсульта

Реабилитация при инсульте

Реабилитационный процесс продолжается в течение всего периода госпитализации. На втором этапе больных с серьезными нарушениями, не способных передвигаться самостоятельно, направляют в реабилитационные отделения или специализированные стационары. Тех, кто может ходить самостоятельно или с поддержкой, реабилитируют в амбулаторных центрах на базе поликлиник и санаториев.

Процесс реабилитации не должен прерываться, поэтому занятия необходимо продолжать и в домашних условиях. Конечно, на дому отсутствуют высокотехнологичные роботизированные комплексы, физиотерапевтическая аппаратура, но возможны занятия ЛФК, массаж, работа с психологом, логопедом и эрготерапевтом. Для этого используют телемедицинские технологии, организуют посещения специалистов реабилитационного профиля.

В индивидуальную программу реабилитации входят не только направление на восстановительное лечение, но и технические средства реабилитации. Однако обычно родственникам также приходится прилагать значительные физические и финансовые ресурсы для достижения наилучшего эффекта [7].

Инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии: соотношение речевых нарушений с вариантом инфаркта головного мозга

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.

Читайте в новом номере

В статье рассматриваются варианты речевых нарушений и варианты изменений вещества головного мозга при инсульте в бассейне левой средней мозговой артерии (СМА), особое внимание уделено афазии и вызвавшим ее вариантам ишемического, как правило, инфаркта головного мозга. Проанализирована результативность комплекса занятий по улучшению речи.
Цель исследования: изучить соотношение объема поражения головного мозга при инсульте в бассейне левой СМА и степени нарушения речи.
Материал и методы: в исследование было включено 356 человек с подозрением на острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), которые были обследованы неврологом, проведена оценка неврологического дефицита. В дальнейшем, если состояние пациентов позволяло, им проводилось логопедическое исследование, в большинстве случаев – на следующий день после поступления в стационар. Всем пациентам при поступлении и большинству пациентов в динамике проводилась КТ головного мозга с целью подтверждения/исключения очагового поражения головного мозга и уточнения объема поражения и локализации патологического участка.
Результаты: по результатам КТ головного мозга у 32 (25,8%) человек из 124 выявлены типичные ишемические изменения в бассейне ЛСМА, из них у 7 – при исследовании в динамике, т. е. при поступлении изменения еще не были явными (начальная стадия инсульта). Основными группами сравнения стали 3 группы пациентов: с дизартрией (20 человек), моторной афазией (13 человек) и сенсомоторной афазией (23 человека). Критериями сравнения были объем и характер поражения, состояние сознания, сроки восстановления речи.
Выводы: сенсомоторная афазия при ишемическом инфаркте головного мозга может возникать как при поражении обширной области вокруг Сильвиевой борозды доминантного полушария, так и при локальном поражении в зоне одного из речевых корковых центров или зоны белого вещества между ними. Афазический синдром чаще встречается при криптогенном варианте ишемического инсульта, сенсомоторный вариант афазии часто возникает при повторных инсультах. С учетом менее выраженной динамики восстановления речи в группе больных с сенсомоторной афазией этим больным актуально продолжить логопедические занятия после выписки, чтобы достичь значительного/полного восстановления.

Читайте также:
Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Ключевые слова: инсульт, левая средняя мозговая артерия, афазия, инфаркт головного мозга, центр Брока, центр Вернике, компьютерная томография, дизартрия.

Для цитирования: Кутькин Д.В., Бабанина Е.А., Шевцов Ю.А. Инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии: соотношение речевых нарушений с вариантом инфаркта головного мозга. РМЖ. Медицинское обозрение. 2016;24(26):1747-1751.

Left middle cerebral artery stroke: the correlation between speech disorders and cerebral infarction
Kut’kin D.V., Babanina E.A., Shevtsov Yu.A.

City Clinical Hospital No. 5, Barnaul

Background. The paper discusses speech disorders and variants of brain injury after left middle cerebral artery (MCA) stroke. Aphasia and underlying types of ischemic stroke are of special interest. The efficacy of speech therapy exercises is analyzed.
Aim. To study the correlation between brain injury severity after left MCA stroke and speech disorder degree.
Patients and methods. The study enrolled 356 patients with probable acute stroke who were examined by neurologist to assess the severity of neurological deficiency. If the condition was satisfactory, the patient was examined by speech therapist. At admission and dynamically, the patients underwent brain CT to verify or to exclude focal brain injury and to specify lesion size and localization.
Results. Brain CT revealed typical ischemic lesions in the left MCA perfusion area in 32 of 124 patients (25.8%). In 7 patients, these lesions were not obvious (early stroke). Three study group were compared: patients with dysarthria (n = 20), motor aphasia (n = 13), or sensorimotor aphasia (n = 23). Comparison criteria were lesion size and localization, consciousness, and speech recovery time.
Conclusions. Sensorimotor aphasia after ischemic strokes may result from large lesions around Sylvian fissure as well as from local lesions of cortical speech center(s) or white matter between them. Aphasia is more common in cryptogenic ischemic strokes while sensorimotor aphasia is more common in recurrent strokes. Considering delayed speech recovery in sensorimotor aphasia group, these patients should proceed with the speech therapy after the discharge to achieve significant improvement or full speech recovery.

Key words: stroke, left middle cerebral artery, aphasia, cerebral infarction, Broca’s area, Wernicke’s area, computed tomography,dysarthria.

For citation: Kut’kin D.V., Babanina E.A., Shevtsov Yu.A. Left middle cerebral artery stroke: the correlation between speech disorders and cerebral infarction // RMJ. 2016. № 26. P. 1747–1751.

В статье рассматриваются варианты речевых нарушений и варианты изменений вещества головного мозга при инсульте в бассейне левой средней мозговой артерии

Введение

Для клиники левополушарных инсультов характерны речевые нарушения, среди которых наиболее значимой является афазия. Афазия, проявившаяся остро, указывает на нарушение кровообращения в бассейне средней мозговой артерии (СМА) [1].
Речевые процессы, как правило, обнаруживают значительную степень латерализации и у большинства людей зависят от ведущего (доминантного) полушария [2]. Необходимо учитывать, что в определении доминантного полушария, ответственного за речь, подход, связывающий доминантность только с праворукостью или леворукостью, является упрощенным. Профиль распределения функций между полушариями обычно многообразен [2, 3], что отражается на степени речевых нарушений и возможностях восстановления речи [4]. Многие люди проявляют лишь частичную и неодинаковую доминантность полушария в отношении разных функций [2]. Наряду с тем, что функция речи у правшей (≥90%) и большинства левшей (>50%) связана преимущественно с левым полушарием [1,4], существуют три исключения из этого правила:
1. Менее чем у 50% левшей функция речи связана с правым полушарием.
2. Аномическая (амнестическая) афазия может возникать при метаболических расстройствах и объемных процессах в головном мозге.
3. Афазия может быть связана с поражением левого таламуса [1].
Так называемую перекрестную афазию (афазию, вызванную ипсилатеральным к доминирующей руке церебральным поражением) в настоящее время относят только к правшам [4].
Область коры, ответственная за функцию речи, расположена вокруг Сильвиевой и Ролландовой борозд (бассейн СМА). Продукцию речи определяют четыре зоны этой области, тесно связанные между собой и расположенные последовательно вдоль заднепередней оси: зона Вернике (задняя часть верхней височной извилины), угловая извилина, дугообразный пучок (ДП) и зона Брока (задняя часть нижней лобной извилины) (рис. 1, 2) [1].


ДП представляет собой подкорковые волокна белого вещества, соединяющие зону Брока и зону Вернике. Есть сведения, что в левом полушарии ДП встречается в 100% случаев, тогда как в правом – только в 55% [5]. Ряд исследователей считают, что имеется несколько проводящих путей, участвующих в обеспечении речевой функции [6, 7]. Другие авторы получили достоверное подтверждение только роли ДП [8].
Патогенез дизартрических расстройств речи обусловливается различными по локализации очаговыми поражениями мозга. Нередко наблюдаются сложные формы дизартрии [9].
Цель исследования: изучить соотношение объема поражения головного мозга при инсульте в бассейне левой СМА и степени нарушения речи.

Материал и методы

В приемный покой КГБУЗ «Городская больница № 5» за 4-месячный период с подозрением на ОНМК поступили 356 человек. Все пациенты обследованы неврологом в приемном покое больницы, проведена оценка неврологического дефицита, отражено наличие/отсутствие нарушений речи. В дальнейшем, если состояние пациентов позволяло, им проводилось логопедическое исследование, в большинстве случаев – на следующий день после поступления в стационар.
В 124 случаях (каждый третий пациент) поставлен предварительный диагноз: ОНМК в бассейне левой средней мозговой артерии (ЛСМА). Данная локализация наиболее актуальна при изучении афазии у больных с ОНМК.
Всем пациентам при поступлении и большинству пациентов в динамике проводилась КТ головного мозга (томограф Bright Speed 16) с целью подтверждения/исключения очагового поражения головного мозга и уточнения объема поражения и локализации патологического участка.
По результатам КТ головного мозга у 32 (25,8%) человек из 124 выявлены типичные ишемические изменения в бассейне ЛСМА, из них у 7 при исследовании в динамике, т. е. при поступлении изменения еще не были явными (начальная стадия инсульта). В 5 (4,0%) случаях выявлены кровоизлияния: левосторонние медиальные гематомы и 1 случай субарахноидального кровоизлияния (САК). В 5 (4,0%) случаях из 124 выявлены инфаркты другой локализации (не в бассейне ЛСМА) (табл. 1).

Читайте также:
Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

В 22 (17,7%) случаях по данным КТ головного мозга не выявлено инфаркта в зоне интереса, но пациенты были госпитализированы в первичное неврологическое отделение для больных с ОНМК, т. к. у них выявлена значимая неврологическая симптоматика: явления атрофии вещества головного мозга, сосудистые очаговые изменения, сосудистый лейкоареоз, постинфарктные кисты. К этой группе отнесены также пациенты, у которых клиника была обусловлена транзиторной ишемической атакой.
В 60 (48,4%) случаях пациенты не были госпитализированы. В большинстве случаев ОНМК не подтвердилось (нет соответствующих изменений по данным КТ и в неврологическом статусе). В число не госпитализированных в отделение ОНМК вошли также пациенты с различными вариантами атрофии вещества головного мозга в сочетании со значимой неврологической симптоматикой, которые отказались от предложенной госпитализации. Единичные пациенты переведены в другие стационары, т. к. у них были выявлены травматические изменения черепа, головногомозга, новообразования. Часть пациентов переведена в дежурное отделение неврологии другого стационара, например, с диагнозом «остеохондроз».
У 64 пациентов, госпитализированных в отделение ОНМК с инсультом, имелись нарушения речи (табл. 2). Детальный характер речевых нарушений определен логопедом. В 20 (31,2%) случаях у пациентов выявлены дизартрия и отсутствие афазии. В 2 случаях дизартрии сопутствовали дисфония и дисфагия. Выявлена афазия у 44 (68,8%) человек, из них в 7 случаях она регрессировала к моменту консультации логопедом на следующий день (в 2 случаях при регрессе афазии выявлены ишемические инфаркты). У 3 человек из группы с сенсомоторным вариантом афазии отмечалась выраженная дизартрия, у 9 человек – дисфагия. У 4 человек из группы с моторной афазией отмечались также явления дизартрии, в 1 случае – выраженная дизартрия.

Двум пациентам-левшам, у которых первоначально подозревался инсульт в бассейне левой СМА, с учетом результатов КТ головного мозга был поставлен диагноз: «Инсульт в бассейне правой СМА». В одном случае имелась афазия, которая регрессировала за 24 ч, в другом случае отмечена дизартрия.
У пациентов с дизартрией без афазии выявлено 4 вида дизартрии: экстрапирамидная (3 случая), афферентная корковая (1 случай), бульбарная (1 случай), псевдобульбарная (8 случаев), в остальных случаях четко определить вид дизартрии было затруднительно, проявления были слабовыраженными (табл. 3).
В группах пациентов с дизартрией и регрессом афазии в течение 24 ч отмечается небольшое преобладание мужчин.

Афазии наблюдаются при поражениях коры головного мозга. В одном случае причиной афазии было поражение подкорковых структур левого полушария (медиальная внутримозговая гематома в таламусе (рис. 3). Нарушения речи в таких случаях не соответствуют ни одному из основных типов афазий. Поражение подкорковых структур можно заподозрить в тех случаях, когда амнестическая афазия сочетается с дизартрией или афазия – с гемипарезом. У данного пациента наблюдался правосторонний гемипарез 4 балла.

По классификации ишемических инсультов TOAST у госпитализированных пациентов с речевыми нарушениями выявлены следующие типы инсультов: в группе пациентов с сенсомоторной афазией наиболее частым был криптогенный вариант (47,6% случаев), на 2-м месте – кардиоэмболический (28,6%), на 3-м – атеротромботический (23,8%), отмечалась наибольшая частота повторных инсультов. В группе пациентов с моторной афазией также наиболее частым оказался криптогенный вариант, но в меньшем проценте случаев (41,7%), на 2-м месте – атеротромботический вариант (25,0%), на 3-м – кардиоэмболический (16,7%). В группе с дизартрией наиболее часто встречался лакунарный вариант (38,9% случаев), на 2-м месте – кардиоэмболический и криптогенный варианты (каждый по 22,2% случаев).
В группе больных с сенсомоторной афазией (23 человека) в 39,1% (9 человек) случаев у больных с сенсомоторной афазией был выявлен крупный инфаркт в бассейне ЛСМА доминантного полушария (рис. 4–6). В 47,8% (11 человек) случаев выявлен инфаркт малых размеров (рис. 7).

В 1 (4,3%) случае диагностировано САК вследствие разрыва аневризмы передней соединительной артерии, которое сочеталось с внутрижелудочковым кровоизлиянием. В 2 (8,7%) случаях КТ при поступлении и в динамике не выявила достоверного «свежего» участка инфаркта и постинфарктных изменений, у пациентов отмечены значительная атрофия вещества головного мозга, выраженный сосудистый лейкоареоз, клинический диагноз в обоих случаях: «Повторный ишемический инсульт в бассейне ЛСМА».
Основными группами сравнения стали 3 группы пациентов: с дизартрией (20 человек), моторной афазией (13 человек) и сенсомоторной афазией (23 человека). Критериями сравнения были объем и характер поражения, состояние сознания, сроки восстановления речи.
В таблице 4 в скобках указаны случаи соответствия локализации патологических изменений функционально-анатомическим зонам (при сенсомоторной афазии – обширной зоне вокруг Сильвиевой борозды; при моторной афазии – центру Брока; при дизартрии – локальным изменениям на уровне среднего мозга, подкорковых структур, коры).

Выявлены 3 медиальные гематомы слева, 2 из которых таламические (одна сопровождалась моторной афазией, другая – дизартрией), 1 – таламическая с распространением на внутреннюю капсулу (сопровождалась дизартрией). В одном случае в группе пациентов с дизартрией патологических изменений не выявлено, дизартрия регрессировала менее чем за 24 ч (табл. 5).

Случаев сопора и комы не было.
Достичь значительного улучшения речи у больных с сенсомоторной афазией в стационаре часто не удается (табл. 6). Поэтому логопед дает рекомендации каждому больному продолжать занятия в домашних условиях.

Результаты
Выводы

1. Сенсомоторная афазия при ишемическом инфаркте головного мозга может возникать как при поражении обширной области вокруг Сильвиевой борозды доминантного полушария, так и при локальном поражении в зоне одного из речевых корковых центров или зоне белого вещества между ними.
2. У больных с сенсомоторной афазией, вызванной инсультом, чаще, чем в других группах, отмечено оглушенное сознание, несмотря на то, что размер подтвержденного инфаркта более чем в половине случаев не был большим.
3. Фактические границы речевых центров индивидуально, по всей видимости, варьируют, поэтому не всегда обнаруживается совпадение точности предполагаемого анатомического поражения степени функциональных нарушений (афазии).
4. Полное соответствие объема выявленного инфаркта мозга объему речевых нарушений было отмечено в группе больных с сенсомоторной афазией, когда инфаркт был крупным.
5. Афазический синдром чаще встречается при криптогенном варианте ишемического инсульта, сенсомоторный вариант афазии часто возникает при повторных инсультах.
6. С учетом менее выраженной динамики восстановления речи в группе больных с сенсомоторной афазией этим больным следует продолжать логопедические занятия после выписки, чтобы достичь значительного/полного восстановления.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия на тему 'Продукты'

Упражнения для восстановления речи после инсульта

Инсульт – острое нарушение кровоснабжения мозга. Оно способно привести к серьезным последствиям для здоровья, к примеру, ухудшению внимания, речевым нарушениям, частичному параличу. В соответствии с тяжестью повреждения, нарушения речи бывают легкими, средними и тяжелыми. Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, требуется комплекс реабилитационных мероприятий. Рассмотрим подробнее, как вернуть речь после инсульта с помощью упражнений.

Основные виды нарушений речи

Существует две основные формы нарушений – афазия и дизартрия (первая встречается чаще). При афазии отмечается ухудшение речевых функций в результате повреждения в головном мозге речевых центров. Она бывает полной (когда речь полностью отсутствует) и частичной. Первое время после инсульта зачастую сопровождается отсутствием речи, но благодаря качественным реабилитационным мерам ситуация улучшается.

Различают шесть основных форм афазии:

1. Моторную. Она подразделяется на два основных вида – афферентную и эфферентную. В случае с первой человек испытывает трудности при выборе артикуляторной позы, необходимой для произнесения конкретных звуков. При эфферентной инстинктивная речь сохраняется, однако сильно нарушается повторение. Больных беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не получается переключиться с одного положения на другое.

2. Динамическую. Основной характерный речевой дефект – сильное затруднение или отсутствие возможности активного высказывания. Пациент не в состоянии нормально сформулировать высказывание, поскольку нарушается внешняя и внутренняя речь. Часто появляется эхопраксия, когда человек повторяет за собеседником на автомате его слова и движения.

3. Сенсорную. Она подразделяется на три основных вида: корковый, субкортикальный и транскортикальный. При первом пациент не понимает и не произносит звуки. При втором происходит искажение трансляции импульсов от центров, воспринимающих звуковую информацию. При третьем сохраняется способность воспринимать легкие речевые конструкции, но наругается письмо и ухудшается зрительная функция.

4. Семантическую. У больных отмечается полное непонимание сложных речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения. Зачастую возникают затруднения в осуществлении заданий, содержащих непростые синтаксические структуры. Больные способны забывать название привычных предметов (к примеру, ложки, стола). Чтение замедленное, может развиться акалькулия.Это нейропсихологический симптом, который проявляется нарушением счета

5. Акустико-мнестическая. Такая форма характеризуется трудностями, связанными с удержанием в памяти информации, воспринятой человеком на слух. Многие пациенты даже не в состоянии повторить за логопедом простую связку, состоящую из 3-5 слов, уловить смысл речи при быстром темпе или при разговоре с двумя и более людьми сразу.

6. Тотальную. Такая форма характеризуется полным отсутствием речи (из-за поражения многих речевых участков мозга). Это самая тяжелая форма, которая требует длительной коррекции с помощью лекарственной терапии и упражнений.

Дизартрия – это речевое расстройство, связанное с нарушением подвижности органов артикуляции (языка, неба и губ). Оно способно развиваться при поражении различных структур, но чаще всего затрагиваются черепные нервы, участвующие в работе речевых мышц. Дизартрия заключается в затрудненном произношении некоторых слов или звуков (речь вялая и невнятная).

Восстановление речи после инсульта: комплекс упражнений

Восстановление речи после инсульта назначают в совокупности с другими мероприятиями (к примеру, лекарственной терапией, физио и массажем). Разрабатывают план в индивидуальном порядке. Зачастую он включает специальный комплекс, состоящий из дыхательных и артикуляционных упражнений, который пациентам необходимо выполнять уже в стационарном отделении под чутким руководством логопеда.

Из-за того, что нарушения речи могут быть разных форм и степеней выраженности, точный комплекс упражнений специалист подбирает в индивидуальном порядке для каждого пациента. Упражнения можно выполнять и в домашних условиях после выписки из стационарного отделения.

Ранняя речевая реабилитация начинается сразу после стабилизации состояния пациента в стационарном отделении. Предварительно, логопед проводит полное обследование. Тестирование позволяет обнаружить все проблемы, связанные с произношением, пониманием, чтением, письмом, артикуляцией. С этой целью проводят специальные тесты (дополнительно может потребоваться консультация врача-невролога).

Способы устранения нарушений речи

Восстановление речевой функции происходит в несколько этапов. Продолжительность напрямую зависит от тяжести клинического случая: часть функций может быть сохранена, а другая полностью или частично нарушена.

Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.

Следующий шаг – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.

На первом этапе логопед ведет работы, которые могут включать следующие практики:

1. Применение альтернативных вопросов. Врач специально ставит вопрос таким образом, чтобы у человека не было возможности ответить обычным жестом. К примеру, вопрос: «Любите морс?» не подходит. Подходящая формулировка: «Вы любите морс или чай? Что сейчас хотите выпить?».

2. Перечисление предметов. Человек смотрит карточки, на которых находятся разные предметы. Задача – назвать их. С помощью таких карточек пациента просят выбрать правильное название из нескольких возможных вариантов.

3. Использование фотографий близких родственником пациента. Врачи часто в своей практике используют демонстрацию снимков, чтобы человек по ним узнал знакомые лица.

4. Ответы с употреблением слов из вопроса. Иногда специалисты предлагают пациентам отвечать на вопросы, повторяя при этом слова с изменением порядка.

5. Произнесение букв и чисел. Пациент смотрит на произвольно расположенные буквы и числа (их размер и количество напрямую зависит от тяжести клинического случая), старается их произнести.

6. Упражнения на ряды чисел. Зачастую человеку не удается называть привычные ряды (например, дни недели). Поэтому для практики предлагают воспроизводить ряды задом наперед (к примеру, считать от 3 до 13 и обратно).

Читайте также:
Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

7. Чтение. Когда у пациента сохранены навыки чтения, рекомендуется их использовать для ускорения реабилитационного периода. Для этого ему дают простые задачи: медленно произносить вслух отдельно-взятые слова, части из текста.

На втором этапе, когда состояние человека нормализуется, и предыдущие практики даются легко, логопед предлагает усложненные задачи. В первую очередь, требуется нормализовать связь между словом и образом, выработать способность легко удерживать речевые конструкции. Человек должен научиться самостоятельно строить фразы. Для этого врач показывает различные картинки, а человек говорит, что именно на них изображено. После этого просят подобрать конкретную картинку к слову и наоборот.

Дополнительно практикуют работы с сюжетными картинками и целыми циклами картинок в хронологическом порядке. Пациенту предлагают составить небольшой рассказ с определенным количеством слов. Ведутся работы с темпом и интонацией высказываний. Зачастую врач просит пациента пересказать текст разного уровня сложности с применением опорных слов и изображений. В конце, чтобы закрепить результат, предоставляют написать небольшой рассказ под диктовку.

Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.

Следующий шаг второго этапа – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.

Контроль дыхания

Индивидуальный комплекс упражнений разрабатывает специалист. Ниже представлен один из примеров. В первую очередь, требуется занять удобное горизонтальное положение. Руки должны быть сложены перед собой, в области живота, чтобы хорошо ощущать и контролировать брюшное дыхание. Далее делают глубокий вдох через нос, и медленно выдыхают через рот. Такую технику дыхания повторяют несколько раз, после чего усложняют, добавляя при выдохе произнесение следующих звуков:

Количество необходимых повторений установит специалист..

Логопедические упражнения

Помимо контроля дыхания, важно выполнять комплекс упражнений для развития мышц языка. Он может включать разные упражнения. К примеру, высовывание языка с удержанием его по средней линии вниз на несколько счетов или с перемещением сначала за правую, а после за левую щеку на протяжении 10 секунд.

Регулярно выполняя упражнения, прогресс не заставит себя ждать. Однако важно понимать, что пациенту для выздоровления требуется психологическая поддержка. Поэтому рекомендуется комплексная работа, чтобы во время занятий рядом присутствовал логопед и родственник, которого обучили всем нюансам.

Вместе с речевыми нарушениями часто отмечаются двигательные, психологические и когнитивные расстройства, поэтому дополнительно прибегают и к другим методикам. Среди них: физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, медикаментозная терапия.

Преимущества обращения в Юсуповскую больницу

Юсуповская больница оказывает своим пациентам полноценный цикл медицинских услуг, включая, стационарное лечение, обследование, хирургию и реабилитацию. Предусмотрены диагностические процедуры любого уровня сложности. Услуги оказываются по различным медицинским направлениям. Одно из приоритетных – неврология. С каждым пациентом после инсульта работает команда опытных специалистов. Они проводят диагностику и в кратчайшие сроки приступают к реабилитации. Это помогает пациенту вернуть интерес к жизни, активность и самостоятельность в быту.

В ходе реабилитации практикуют логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта. К каждому пациенту предусмотрен индивидуальный подход, что гарантирует положительную динамику в лечении. Возможно размещение с родственниками в семейной палате, с сиделкой.

Для записи на первичный прием к специалисту позвонить по указанным на сайте телефонам или заполнить стандартную форму в онлайн-режиме, оставив контактные данные для обратной связи.

Коррекция речевого развития у ребенка с ограниченными возможностями
статья на тему

Выступление на VI краевой научно-практической конференции “Актуальные вопросы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 25.04.2014 года.

Скачать:

Вложение Размер
rebenok_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

МО Новопкровский район

Коррекция речевого развития у ребенка с ограниченными возможностями.

Речь у детей с ограниченными возможностями формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова после 3-4 лет. Как правило, эти дети понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, фразы аморфные, наблюдается множественные дефекты произношения. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Прежде, чем работать с ребенком по преодолению недостатков его развития, необходимо провести консультацию с родителями. Самое важное, о чем должны помнить родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нужно поддерживать в семье спокойные, ровные отношения. Тяжело сказывается на семейных отношениях нарушение социальных связей, когда один из родителей частично или полностью выключается из общественной жизни и лишается из-за этого психологической помощи, позволяющей противостоять стрессу. А больной ребенок – это всегда стресс. Желательно, чтобы ребенком занимались оба родителя. Если воспитание переносится только на одного из них, то ему предъявляют и все претензии. В итоге возникают разногласия между супругами. А при совместной работе даже самые небольшие успехи приносят большую семейную радость.

Бытует мнение, что с логопедической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится говорить. Это ошибочная точка зрения. Начинать регулярные занятия с малышом надо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а систематически, изо дня в день. В каждой семье по-своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и к целесообразности занятий относятся весьма пессимистично. Однако практика показывает, что компенсаторные возможности детей дошкольного возраста очень высокие. Важно подобрать доступное для ребенка задание и запастись терпением. Другие родители завышают способности ребенка. В подобных случаях специалистам приходится нелегко: они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, стараются дать совет, как лучше их преодолевать.
Ребенку нужно, чтобы его любили и относились к нему, как к здоровому, воспринимая его таким, каков он есть, независимо от его проблем. Подобное отношение, способствующее установлению взаимного контакта между больным ребенком и остальными членами семьи, позволит ему развивать свои личностные качества в наиболее благоприятной среде. Не имеет значения, что в будущем он не станет физически полноценным, но сумеет без особых конфликтов и разногласий войти в мир, стать добрым, отзывчивым и полезным для окружающих, – что, собственно, и делает человека человеком. Как здоровый, так и больной от рождения ребенок, став взрослым, гораздо легче сможет достигнуть своего благополучия и сыграть положительную роль в жизни общества, если растет в радостной, дружной и сплоченной семье. Даже учеба легче дается тому ребенку, который в раннем детстве чувствовал себя в семье спокойно и уверенно.

С чего начинать работу по активизации речевого развития ребенка? С тех компонентов, которые участвуют в процессе речи. Это прежде всего формирование речевого дыхания, целенаправленной воздушной струи, необходимой при произношении звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
У неговорящих детей речевой выдох резко укорочен, поэтому: необходимо научить ребенка сдувать ватку с книги; дуть на кораблик в тазу с водой, чтобы привести его в движение (язык распластанный, воздух проходит по центральной линии языка); играть на дудочке; надувать шары. Протяжное произношение гласных с разведением рук в стороны также стимулирует развитие голоса и выдоха. Вы произносите звук и объясняете его артикуляцию: «Смотри, я широко открываю рот и пою песенку — а-а. Теперь я делаю губы колесом и пою песенку — у-у. Я улыбаюсь, показываю зубы и пою песенку — и-и. А теперь давай вместе со мной споем эти песенки».
А теперь я буду показывать губами, какую песенку тебе петь – у-у. Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Прежде чем перейти к отработке артикуляции согласных, перед зеркалом проделайте с ребенком упражнения для развития подвижности языка и губ: смыкайте и размыкайте зубы (открывайте и закрывайте «домик»); смыкайте и размыкайте губы, произнося при этом звуки п и м; языком проделывайте движения, подобные тем, которые делает кошка, когда пьет («полакаешь, как кошка»); приподнимайте язык ложечкой.
Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики на занятиях по звукопроизношению и ежедневная гимнастика для языка и губ помогают детям произносить согласные звуки без специальной постановочной работы логопеда.

Тренировку в произнесении согласных свяжите с определенными образами: с-с-с — так льется вода, з-з-з — пищит комар, ж-ж-ж — это жужжит жук, ш-ш-ш — шипит гусь, ф-ф-ф — фырчит ежик, в-в-в — звук далеко летящего самолета и т. п. Конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый из них с соответствующей картинкой.
Работа над звукопроизношением предполагает, что у ребенка уже есть устойчивое внимание. Иными словами, заниматься этим следует начинать только после того, как малыш стал относительно организованным, усидчивым и оказался способным к целенаправленной деятельности.
Для того чтобы малыш научился понимать обращенную к нему речь, как можно чаще называйте интересующие его предметы, яркие игрушки, движущиеся машины и связанные с ними действия, имена окружающих. Если вы заметили, что ребенок внимательно смотрит на какой-либо предмет, тянется к нему, обращается с лепетом к кому-либо из взрослых, не упустите возможность, пообщайтесь с малышом, расскажите об интересующем его предмете, задайте ему простые вопросы, попытайтесь получить от него ответ.
Познания ребенка об окружающем его мире еще невелики, поэтому постарайтесь, чтобы он усвоил названия частей тела, игрушек, посуды. Чем интереснее для него предмет, чем ближе и всестороннее он сможет познакомиться с ним, тем скорее он соотнесет словесное обозначение с реальной вещью или действием. Поэтому приучайте ребенка не только смотреть на игрушку или какую-либо вещь, но и трогать, ощупывать, брать в руки, двигать ее, стучать и т. п. С помощью таких приемов он научится узнавать, а затем и называть некоторые виды одежды, обуви, мебели, посуды, игрушки —те предметы, которыми он постоянно пользуется. Он сможет строить простые предложения, состоящие из 2—3 слов.
Произносите слова и фразы только в том случае, если ребенок акцентирует внимание на данном предмете или производит с ним какие-то действия. Неправильно поступает мать, когда делает одно (помогает ребенку одеться), а говорит о другом (о том, куда они пойдут гулять). В этом случае у малыша не возникает устойчивой связи между словом и предметом, словом и действием.
Приучайте детей выполнять ваши просьбы, ориентироваться в окружающей их обстановке: «покажи, где шкаф», «принеси из кухни чашку» и т. п. Сначала вы просите выполнить задание в комнате, квартире, а затем обращаетесь с просьбой к ребенку что-то сделать на прогулке, во дворе. Таким образом, у вашего малыша постепенно расширяются представления о мире.
Иногда случается так, что вы не понимаете ребенка. Что бы он ни говорил, с вашей стороны малыш должен встречать только поддержку и поощрение. Вы, наверное, уже заметили, что вначале ребенок действием, мимикой и жестом реагировал на ваши речь и движения. Затем он попытался подражать вам в произношении звуков, слов и фраз. Не упустите возможность похвалить его, постоянно стимулируйте его речевую активность.
Пассивность, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, отсутствие интереса к окружающему — все это замедляет развитие речи. Поэтому организуйте занятия с малышом так, чтобы он был вынужден попросить или сказать что-либо, задать вопрос и т. п. Например, создайте такую ситуацию, когда для выполнения аппликации не хватает клея или цветной бумаги. Ребенок будет должен попросить недостающий предмет. Вы совершаете большую ошибку, если стараетесь предупредить любую попытку ребенка к самостоятельным действиям. Тем самым вы лишаете его общения с окружающими.

Занятия по формированию простых лексико-грамматических категорий планируются таким образом, чтобы в играх максимально использовать природные вещества – песок и воду. Например, игры для знакомства с предлогами: «Спрячь в песочек, в водичку»; «Достань из песка, из водички»; «Кораблик плывет по водичке», «Черепашка идет по песочку». Игры для упражнений в словоизменении: «Большой – маленький» (рисовать на песке большие предметы и маленькие – для формирования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Лодочки» (для согласования числительных с существительными) и т.д. Такие игры с песком и водой интересны детям раннего возраста.
Если вы вышли вместе с ребенком на прогулку, старайтесь все время разговаривать с ним. У малыша появляются разнообразные впечатления от увиденного, объясните ребенку то, что вызывает его интерес. Вначале старайтесь гулять около вашего дома, обращайте внимание малыша на здание, на то, как убирают снег или подметают дорогу, какие деревья растут рядом. Такие дети очень редко задают вопросы, поэтому сами расскажите малышу о происходящем вокруг. При этом постоянно возвращайтесь к опыту ребенка, к тому, что он уже видел, чему он радовался.
Итак, ваш малыш уже знаком с какими-то предметами, у него есть определенные представления об окружающем мире. Теперь вы можете строить занятия с использованием картинок. Для занятий вам потребуются различные наборы картинок с изображением предметов посуды, мебели, овощей, животных. Благо, сейчас достаточно красивых, ярких и развивающих книг. Научите малыша называть нарисованный предмет и соотносить его с реальным объектом. Со временем ваш ребенок должен уметь классифицировать картинки и пользоваться обобщающими словами. Например, вы просите ребенка одеть куклу на прогулку. Он выбирает картинки с изображением предметов одежды, называет каждый из них и определяет отобранное одним словом «одежда». Вашего ребенка может заинтересовать игра «В огороде». Попросите малыша собрать в корзинку картинки с изображением того, что растет в огороде, и назвать группу предметов одним словом («овощи»). Старайтесь вводить в речь ребенка обобщающие слова и следите за правильным их употреблением.
Теперь вы приступаете к работе с простыми сюжетными картинками. Вопросы по картинке должны быть короткие и ясные. Если ребенок не умеет говорить, то вы можете довольствоваться тем, что он показывает на предмет, внимательно слушает ваши объяснения. Например, вы кладете перед ним картинку и рассказываете: «Это мальчики. Это большой мальчик, а это маленький мальчик. Большой мальчик читает книгу. Маленький мальчик играет в мяч». После этого обратитесь с просьбой: «Покажи, где большой мальчик. Где маленький мальчик? Покажи, кто читает» и т. п. Такие занятия развивают у ребенка понимание обиходной речи.
Вы научили ребенка рассматривать отдельную картинку и называть изображенное на ней. Далее переходите к работе с серией картинок, связанных простым содержанием. Для этого дайте малышу 3— 4 картинки, которые сначала надо разложить в порядке развертывания сюжета, а потом составить рассказ. Это задание сложное. Помогите ребенку рассматривать картинки, определите вместе с ним последовательность их расположения. Однако заключительная часть задания — рассказ, — как правило, не под силу малышу. В лучшем случае он перечислит отдельные предметы или действия, не связав их между собой. Не огорчайтесь. Если ваши занятия будут систематическими, то с каждым разом связных высказываний становится больше и со временем малыш без особого труда будет справляться с подобными заданиями. Маленькие дети очень любят яркие предметы, картинки. И чем больше книг с яркими, красочными картинками вы будете читать вашему ребенку, тем раньше он сможет соотносить прочитанное с иллюстрациями, отвечать на поставленные вопросы. Часть занятий по обучению рассказыванию можно вынести на природу, что дополнительно активизирует речь детей, так как им очень нравится наблюдать за муравьями и жуками (при изучении темы «Насекомые»), трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев (при изучении темы «Деревья»), рассматривать цветы (при изучении темы «Цветы») и т.д. Все это помогает обогащать словарный запас, составлять предложения, повторять короткие рассказы и самим их составлять из двух-трех предложений.

Итак, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Список использованной литературы:

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2000.

2.Широкова Р.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д, 2004

3.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для до-школьников. М., 1990

4.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990

5.Шошина Т.В. Развиваем речь ребенка в игре. Ж.Практическая психология и логопедия. №3,2009

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: