Логопедическое обследование безречевых детей

Психолого-логопедическое обследование безречевых детей

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 30.09.2015

Статья просмотрена: 1976 раз

Библиографическое описание:

Базарова, Н. А. Психолого-логопедическое обследование безречевых детей / Н. А. Базарова, А. В. Никитенко, Е. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8814/ (дата обращения: 18.01.2022).

Обследование безречевого ребёнка должно начинаться с обследования психологического статуса. Логопед должен иметь представление о состоянии различных видов восприятия: зрительного, тактильного, слухового.

1. Исследование восприятия.

а) зрительное восприятие:

Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приёмов. [1, стр.38–39]

Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребёнком от 2 до 5 картинок, предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку.

Предъявление контура. Ребёнку предлагается по контуру узнать изображённый предмет. Перед ребёнком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребёнка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребёнку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнаётся изображение, например, машина без колёс. Инструкция: «Покажи машину».

Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребёнком 3–4 изображения, перечёркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми.

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов. Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, ёлочку и яблоко. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел».

Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приёмы.

Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребёнком 6 квадратов с основными цветами. Инструкция: «Покажи красный (жёлтый, зелёный и т. д.) квадрат». Далее предлагается задание на подбор картинки к цветовому фону.

б) слуховое восприятие: [1, стр.39]

При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребёнка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.

Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребёнком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребёнка, ребёнок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребёнок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Ребёнок показывает игрушку.

2. Пространственный праксис. [1, стр.40]

При исследовании схемы тела логопед просит ребёнка показать правую, левую руку у себя, затем у логопеда. Это задание предлагается детям в возрасте от 5 лет и старше. Обследуя зрительную ориентировку ребёнка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами логопед просит положить один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.

3. Конструктивный праксис.

Логопед использует приёмы:

– Складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали.

– Складывание фигурок из 2–4 палочек по образцу.

4. Динамический праксис

Применяется воспроизведение простых и сложных ритмов; проба: кулак — ребро — ладонь.

5. Исследование моторики

Исследуется состояние общей, ручной и пальчиковой моторики. Например.

Общая моторика: пройти по начерченной на полу линии; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой.

Ручная моторика: сжать кулаки, разжать, похлопать в ладоши, сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот.

Пальчиковая моторика: показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках; 2-й и 5-й пальцы; завязать бантик.

Отметить координацию движений рук, ног; чувство равновесия; объём движений; переключение движений; самостоятельность выполнения; сопутствующие движения.

6. Исследование зрительной памяти

Ребёнку предлагается запомнить 3–4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Логопед просит ребёнка показать те картинки, которые он ранее запомнил. Запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов.

Состояние интеллекта

1. Складывание пирамидки

Применяется для выявления состояния наглядно-действенного мышления. Необходимо иметь несколько пирамидок, состоящих из 4, 6, 8 колец и колпачка. [2, стр.113]

Ребёнку показывают пирамидку и предлагают: «Разбери», сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребёнок не приступает к работе, логопед сам разбирает пирамидку и предлагает ребёнку собрать её. Если ребёнок начинает действовать и собирает пирамидку в беспорядке, его не останавливают до конца работы, затем говорят: «Неправильно». Логопед снова разбирает пирамидку, выбирает самое большое кольцо и надевает его на стержень. Предлагает дальше действовать ребёнку. Если ребёнок неправильно выбирает следующее кольцо, логопед останавливает его, говорит: «Неправильно», берёт следующее, меньшее по размеру, кольцо, сам надевает его на стержень. Так действует до тех пор, пока не будет сложена вся пирамидка. Затем логопед ещё раз предлагает ребёнку самому разобрать и сложить пирамидку. В ход работы не вмешивается. Делается вывод, обучается ли ребёнок способу действия.

У детей с нормальным интеллектом уже с 4-летнего возраста складывание пирамидки не вызывает затруднений (пробы и примеривание допустимы). Дети старше 5 лет пользуются способом зрительного соотнесения. Хаотичные манипуляции с кольцами, выполнение задания методом «проб и ошибок» при повторном самостоятельном складывании пирамидки чаще всего свидетельствует о снижении интеллекта.

Читайте также:
Пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии

2. Складывание разрезных картинок

Применяется для выявления состояния наглядно — образного мышления. Используются разрезные картинки различной трудности. Основные факты логопед получает при анализе способа действия, который применяет ребёнок в процессе складывания картинки. Это могут быть хаотичные, не имеющие цели манипуляции, целенаправленные действия в наглядно — действенном плане (метод «проб и ошибок») и целенаправленное выполнение задания в наглядно — образном плане (зрительное соотнесение).

Дети с нормальным интеллектом легко справляются с вырезанными по контуру картинками из 5–6 частей, составляя рисунок, в основном путём предварительного зрительного примеривания частей друг к другу.

Неадекватный способ действия выражается в том, что ребёнок действует хаотично, без определённой цели подкладывая части рисунка без смысла, например, к голове животного приставляет хвост. И если ребёнок упорно не воспринимает помощь взрослого, если ему оказывается непосильным правильное складывание разрезанной картинки даже после неоднократного наглядного показа — это не может не вызвать сомнений в его интеллектуальном развитии. [2, стр.115]

3. «Почтовый ящик»

Этот метод широко используется при обследовании детей разного возраста, начиная с трёхлетнего. Он применяется для исследования наглядно-действенного мышления, позволяет выявить способность ребёнка к осмысливанию нового способа действия.

4. Наглядный счёт

Обследование состояния счёта имеет большое значение для характеристики детей с нарушениями речи.

Метод наглядного счёта не требует участия речи ребёнка, поэтому при обследовании безречевых детей удобен. Кроме того, этот метод может быть использован и для выявления состояния операций анализа и синтеза, логических умозаключений ребёнка. Выявляется, как ребёнок соотносит предметы по количеству, решает простейшие наглядные задачи. [2, стр.117]

5. Установление последовательности событий

Методика предназначена для выявления возможности устанавливать пространственно-временные связи по серии сюжетных картинок. Для проведения обследования необходимо иметь несколько серий, состоящих из 2–5 картинок. Это задание в большинстве случаев не вызывает значительных затруднений у детей, имеющих первично сохранный интеллект. При неправильной раскладке серии им бывает достаточно, как правило, небольшой помощи со стороны логопеда: указание на неправильную раскладку, выкладывание первой картинки, наводящий вопрос. Усвоив способ установления последовательности на примере одной серии, эти дети аналогичные задания выполняют самостоятельно, обнаруживая ясно выраженную способность к «переносу». Умственно отсталые дети в редких случаях самостоятельно справляются даже с лёгкими сериями картинок, с трудом используют помощь логопеда. Создав произвольный порядок, они не пытаются вдумываться в тот факт, что такой порядок противоречит содержанию картинок, считают работу выполненной, на критические замечания логопеда не обращают внимания. Такой характер работы говорит о некритичности мышления. [2, стр.118]

6. Классификация предметов

Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в распределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Дети с первично сохранным интеллектом в большинстве случаев после совместного разбора двух — трёх (иногда одной) картинок улавливают принцип классификации и дальше выполняют работу самостоятельно или с единичными ошибками.

7. Исключение предметов

Методика предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений.

Исследование импрессивной речи

Приводимые задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше. [3, стр.33–37]

1. Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребёнку небольшой рассказ и проводит беседу; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок.

2. Понимание распространённых предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку».

3. Понимание различных грамматических форм: конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок («Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»); предложных конструкций с предлогами; дифференциация ед. и мн. числа существительных; дифференциация глаголов с различными приставками.

4. Понимание сложноподчинённых предложений.

5. Исследование пассивного словаря: понимание обобщающих слов с деталями; понимание названий детёнышей домашних и диких животных.

1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]/ Г. А. Волкова — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — с.35–49

2. Власенко, И.Т., Чиркина, Г.В., Бессонова, Т. П. Методы обследования речи у детей [Текст]/ И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина, Т. П. Бессонова — М.: Республиканский институт повышения квалификации работников образования Институт коррекционной педагогики, 1992. — с.111–128

3. Балобанова, В.П., Богданова, Л. Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова — СПб.: Детство-Пресс, 2001. — с.29–37

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка.

2. Развитее графического навыка и зрительно– моторной координации.

Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как.

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и

Читайте также:
Влияние нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности на пациентов с афазией в процессе реабилитации

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Изучение развития нагляднодейственного мышления детей.

Библиографическое описание: Зиновьева Г. А. Изучение развития нагляднодейственного мышления детей с интеллектуальной

– задания на уровне зрительного соотнесения не выполняют вообще, а для использования проб им необходимо обучение [7,с. 79].

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Следовательно, стимулируя мелкую моторику руки — активируются соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом.

Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием.

Пальчиковые игры и упражнения — это уникальное средство развития мелкой моторики рук и речи, пространственного и нагляднодейственного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного мышления, они расширяют словарь детей.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через.

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Формирование наглядно-образного мышления у детей.

Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления.

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.

2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Стул».

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе.

Библиографическое описание: Тумашик Т. В. Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все.

Логопедическое обследование безречевых детей

Анна Виль
Логопедическое обследование безречевых детей

Логопедическое обследование безречевых детей[/b]

Уважаемые коллеги! Делюсь составленным протоколом обследования безречевого ребенка. Составила я его по пособию Кирилловой Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. + Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. вопросы дифференциальной диагностики. Учебно – методическое пособие. . Апробировала на детях дошкольного возраста и результаты обследования с заключениями (виды нарушенных анализаторов: речеслуховой или речедвигательный) были подтверждены при медицинском обследовании.

1. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

(импрессивная речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие)

Выполняет С помощью Не выполняет

Выявление объема и точности словаря.

Задание 1. Выявление объема и точности словаря.

«Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».

«Возьми куклу (матрешку.)».

Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку.).

Если ребенок справляется то попросить -узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Задание 2. Предложите показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

Задание 3. Выяснение знаний слов обобщающего характера.

Предложите ребенку найти предметы по темам : «Найди посуду (игрушки, одежду, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки.).

Задание 4. Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей

туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).

«Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?»

Задание 5. Соотнесение предметов с их назначением.

Положите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зубную щетку. Задайте вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?»

Затем замените предметы на предметные картинки и повторите вопросы.

Задание 6. Выяснение объема глагольной лексики.

сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия. «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

Задайте вопросы к названиям изображенных на картинке

действий, выраженных возвратными глаголами: «Покажи, кто

умывается (стоит, бежит)».

Две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто

вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

Задание 7. Понимание названий признаков предметов.

Сравнить предметы в комнате и показать их, ответив на вопросы: «Где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий /низкий дом)»;

«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)»;

«Где красный (желтый, синий) мячик?».

Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.

Задание 1. Понимание форм ед. и множ. числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки,машина/машины, книга/книги)».

Задание 2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения: «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов:

«Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».

Понимание предложений

Задание 1. Выполнение инструкции:

«Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».

Задание 2. Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе:

«Возьми мишку и посади его на стул. (Подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

Иссл-е слуховых функций и фонематического восприятия

Задание 1. Выяснение ориентировочно-поисковой позы на звучание предметов:

найти звучащую игрушку-пищалку в комнате и проследить взглядом за ее перемещением.

Читайте также:
Логопедическая работа при моторной афазии грубой степени выраженности

Задание 2. Выяснение направленности слухового внимания:

с закрытыми глазами указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.

Задание 3. Узнавание и различение гласных звуков из ряда.

Произнесите ряд гласных звуков (не более трех). Предложите ребенку поднять руку (хлопнуть в ладоши, услышав определенный звук (заранее условленный).

2. НЕРЕЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ.

(особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте) Выполняет С помощью Не выполняет

Задание 1. Ориентировка в окружающем пространстве.

Попросите ребенка показать «верх/низ», а также направления:

«Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».

Дайте ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).

Задание 2. Ориентировка на плоскости.

На глазах ребенка постройте домик из заготовленных частей (домик — квадрат,

крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложите:

«Покажи, где крыша? Где труба?»

Задание 3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики). Предложите ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

Задание 4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению. Повторить последовательно позы. Чередуйте по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».

Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

Задание 5. Оральный праксис. Предложите ребенку по подражанию выполнить несколько действий:

… широко отрыть рот;

… вытянуть губы в трубочку;

… сделать губы как при звуке [о];

… высунуть язык лопаткой;

… поднять кончик языка вверх;

… опустить кончик языка вниз;

… поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

Задание 6. Способность к переключению движений.

Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

Задание 7. Конструктивный праксис:

воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу,

создать конструкцию по памяти.

Задание 8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности:

сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем;

облегченный вариант кубиков Кооса;

выполнить вкладки в доску Сегена.

3. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ.

Выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;

изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности в приобретении навыков общения

Задание 1. Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

Задание 2. Реакция на незнакомого человека. В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

Задание 3. Реакция на впечатление.

Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

Задание 4. Способность к подражанию: предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

Задание 5. Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия: пить, есть, спать, мыть (руки, чистить (зубы, причесываться, гладить (кошку).

Задание 6. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Задание 7. Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

Задание 8. Способность изображать и играть роль:«Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».

Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ Введение Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и.

Индивидуальное (для малой подгруппы детей) логопедическое занятие Конспект индивидуального (для малой подгруппы детей) занятия с использованием ИКТ, на этапе автоматизации звука Р в словах и предложениях.

Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В. Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ. В развитии.

Логопедическое занятие «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста Конспект коррекционного занятия по лексической теме «Насекомые», с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий, элементов мнемотехники.

Наглядно-методическое пособие «Обследование детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 21 «Согласовано»: «Утверждено»: И. о. Заведующего МБДОУ № 21.

Обследование фонематического слуха Обследование фонематического слуха 1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит.

Обследование словаря. Словообразование и словоизменение Словообразование и словоизменение Существительные 1. Один – много. Если ребёнок понимает задание, ему предлагается для образования множественного.

Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Как встречала новый год наша.

Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» (2-я неделя) План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Вот и наступила зима в нашем.

Перспективный план «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа: Почему мне нравится весна? Д/И «Повтори и отгадай» Минутки любования природой.

Логопедическое обследование “безречевых” детей 3-4 лет

Автор: Макаревич Наталья Юрьевна, учитель-логопед ОГКУ «ЦСПСиД «Огонёк» г. Томска»
Описание материала: материал носит практический характер, предназначен для учителей-логопедов и дефектологов, занимающихся с «безречевыми» детьми младшего дошкольного возраста.
* * *
Особую проблему в плане логопедического обследования представляют так называемые «безречевые» дети – это полиморфная группа, в которую входят дети с различными нарушениями развития комплексного органического характера: собственно речевыми (алалия, задержка речевого развития, анартрия), эмоционально-личностными (расстройства аутичного спектра, мутизм), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич), нарушениями слуха и интеллекта, а также комплексными нарушениями развития. Сравнительно недавно стали также выделять детей с дисфункцией сенсорной интеграции.
Традиционные приёмы проведения полноценного логопедического обследования данных детей неэффективны, кроме того, часто необходимо длительное время для установления с ними положительного эмоционального контакта. Поэтому нами был разработан специальный комплекс диагностических игр с использованием «живого» песка и фитбола, который позволяет проводить логопедическое обследование «безречевых» детей комплексно с минимальными временными и энергетическими затратами, одновременно решая вопрос установления положительного эмоционального контакта с ребёнком.
Все подобранные игры направлены на одновременное обследование целого ряда параметров. Так, каждая игра с «живым» песком позволяет одновременно выявить степень сформированности и специфику как речевых, так и неречевых функций, имеющихся в структуре дефекта.
Например, игры по поиску в песке игрушек, подобранных по лексическим темам в соответствии с возрастной нормой, которые позволяют обследовать состояние импрессивного словаря ребёнка, в том числе понимание грамматических категорий, состояние слухового внимания и фонематического слуха, а также сформированность ВПФ (внимания, памяти, мышления).
Гармоничным дополнением является включение в процесс логопедического обследования подвижных игр с фитболом. Они не только позволяют переключить внимание ребёнка, предотвратить утомляемость, повышая его работоспособность, но и выявить у него сформированность моторной сферы (качество движений, их координированность, объём и силу, ритмичность, умение выполнять основные движения в соответствии с возрастом), а также выявить наличие/отсутствие дисфункции сенсорной интеграции (состояние и взаимодействие, прежде всего, вестибулярной и проприоцептивной систем).

Читайте также:
Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией

Базовые игры с «живым» песком.
Оборудование: «живой» песок, мелкие игрушки/картинки по лексическим темам, су-джок, массажные мячики, геометрические фигуры и другое.
Игра 1. «Ладошки»: оставить отпечаток ладони на песке, нарисовать глаза, нос, улыбку.
Игра 2. «Прятки» (игрушки по лексическим темам): найти спрятанные игрушки/картинки в песке. Затем прятать определённые игрушки/картинки по инструкции.
Игра 3. «Сказка»: разыгрывание простой сказки с игрушками по выбору логопеда («Теремок», «Колобок» и другие), либо разыгрывается сюжет с любыми из понравившихся ребёнку игрушек (простая сюжетно-ролевая игра).

Базовые игры с фитболом.
Оборудование: фитбол, музыкальное сопровождение, предметы по лексическим темам, коробка.
1.Перекатывание фитбола друг другу с максимально кратким речевым сопровождением (лови, кати, ап, поймал).
2.Прыжки на фитболе, сидя или стоя, под стихотворные тексты (например, «По кочкам») или логоритмические песни (например, «Три медвежонка», «Лягушата»).
3.Удары руками в заданном ритме по фитболу (под счёт, ритм стихотворений и песен).
4.Раскачивания на фитболе:
– ребёнок лежит на фитболе на животе, педагог держит его за ноги; впереди лежит в соответствии с интересами ребёнка игрушка, например, машинка, ребёнок должен дотянуться до неё и схватить; затем игрушка располагается на более далёкое расстояние;
– перед ребёнком несколько однотипных игрушек (например, мячиков), и коробка – нужно брать предметы по одному и бросать в ящик, если возможно, то считая;
– перед ребёнком на выбор различные (по форме, цвету, величине, обобщающему признаку) предметы на классификацию, начиная с двух, – нужно выбрать предметы по инструкции педагога;
– при выявлении высокого уровня понимания речи ребёнком – выбор предмета/объекта по описанию или после отгадывания загадки.

Таким образом, использование представленного комплекса игр для организации логопедического обследования «безречевых» детей значительно повышает его эффективность, экономит трудо- и энергозатраты, одновременно позволяя установить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и мотивировать его на совместную деятельность.

Задержка речевого развития – симптомы и лечение

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 21 год.

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2] . Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.

ЗРР встречается у 8-10 % детей, чаще — у мальчиков [17] .

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
  • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
  • глухота.

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
  • внутриутробное инфицирование;
  • гидроцефалия (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4] .

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекция, напримерменингит , менингоэнцефалит;
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
  • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11] .

Диагноз “задержка речевого развития” не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать “замедление темпов речевого развития”. В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз “задержка речевого развития”, необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

  • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
  • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
  • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
  • При сенсомоторной алалии — ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
  • При нарушении дикции(дизартрии) — у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
  • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

  • При перинатальном поражении головного мозга ( гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
  • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — “понимает” его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая “формирует” активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.

  • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
  • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

  • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
  • Постоянное использование соски в 2-3 года;
  • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно “разобраться” в разных структурах языков.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это “безречевые дети”, которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1] [5] [8] [14] .

Диагностика задержки речевого развития

Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2] [3] [11] [15] .

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — чтобы исследовать деятельность головного мозга;
  • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) — проверить состояние сосудов головного мозга;

  • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза “задержка речевого развития” достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

  • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
  • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: ” Что это? ” .
  • В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
  • В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: ” Зачем? ” и ” Почему? ” .
  • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме “Р”.

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. “ПроБолезни”). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Прогноз. Профилактика

Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1] [2] [5] [7] .

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Задержка речи: необходимые обследования

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
  2. Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Схема обследование детей с ринолалией
методическая разработка по логопедии

Скачать:

Вложение Размер
skhema_obsledovania_detey_s_rinolaliej.doc 31 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

1. Анкетные данные

3. В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство, по поводу какого дефекта (расщепление твердого, мягкого неба, односторонняя, двусторонняя расщелина и т.д.).

4. Строение артикуляционного аппарата. Следует иметь заключение отоларинголога о состоянии слуховой функции, носовой, ротовой полостей, гортани; стоматолога и ортодонта о состоянии зубочелюстной системы, патологии губ, неба, небного свода, языка, а также при необходимости заключение психоневролога, физиотерапевта, педиатра, врача по лечебной физкультуре. Независимо от полноты заключения, логопед тщательно исследует строение и функцию артикуляционного аппарата:

§ длина небной занавески (логопед шпателем пытается довести край мягкого неба до задней стенки глотки, придерживая высунутый язык марлевой салфеткой);

§ форма небного свода (обращается внимание на слишком высокий, готический свод неба или наоборот на слишком низкий);

§ наличие послеоперационных рубцов в области твердого, мягкого неба, губы, незаращений неба, послеоперационных свищей, щелей;

§ наличие аномалий прикуса (прогения, прогнатия, открытый передний или боковой прикус, аномалии зубного ряда);

§ аномалии в строении губ (есть ли расщелина, ее вид, характер, сформированность губы после хейлопластики);

§ патология в строении языка (укорочение подъязычной связки, слишком толстый или тонкий язык и т.д.).

5. Моторика артикуляционного аппарата. При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание не только на подвижность губ, языка, челюсти, а прежде всего:

§ на подвижность мягкого неба, которая проверяется при энергичном многократном произношении звука “а”. Рот ребенка должен быть широко открыт;

§ наличие небно-глоточного смыкания, его вид и характер (пассивное, активное, функциональное смыкание небной занавески с задней стенкой глотки);

§ состояние мимической мускулатуры, наличие сопутствую-щих движений (нахмурить брови, поднять их вверх, наморщить лоб; закрыть правый, левый глаз; надуть правую, потом левую щеку, затем обе щеки одновременно).

При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание на объем (полный, неполный) и качество движений (моторная напряженность, двигательная активность, расторможенность) губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба; умение точно и продолжительно удерживать их в заданной артикуляционной лозе; возможность плавного переключения от одного движения к другому; истощаемость движении; наличие сннкинезий (содружественных движений, сопровождающих главное: щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.).

6. Тип и характер физиологического и речевого дыхания:

§ верхне-ключичное, грудное, диафрагмальное;

§ дыхание в покое, тип дыхания, глубина и сила;

§ речевое дыхание, его тип и сила, продолжительность речевого выдоха, наличие утечки воздуха через рот при фонации.

7. Голосовая функция:

§ сила звучания (предлагается произношение гласных звуков, слогов, слов, фраз от шепота до полного голоса: шепотом, тихим голосом, средней громкости, громким, постепенно усиливая или ослабляя голос);

§ высота голоса (произношение гласных звуков, слогов, слов с повышением или понижением голоса, пение гаммы);

§ тембр голоса (обращается внимание на степень назализации при изолированном произнесении звуков, а также в речевом потоке).

8. Звукопроизношенне. При обследовании звукопроизношеиия обращается внимание на фонетические и фонетико-фонематические дефекты (фиксируются отсутствующие, заменяемые, искаженные, смешиваемые звуки). Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю. Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков: с, з, ц, ш,ж, ч, щ,р,л, к, г, х, п, б, т, д,ф, в,м, н (их мягкие пары).

9. Слуховая функция:

§ состояние физического слуха;

§ состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

10. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи. Хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли артикуляция, какова активность в речевом процессе губ, языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезин.

11. Просодическая сторона речи. Обращаем внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный); ритм (нормальный, аритмия); сохранность пауз в потоке речи (норма, деление слов); громкость, разборчивость, эмоциональная выразительность.

12. Словарь и грамматический строй речи. Обследуя словарь, нужно исследовать активный и пассивный словарный запас в количественном и качественном отношении, обратить внимание на сформированность слоговой структуры слова. При обследовании грамматического строя речи обратить внимание на характер употребляемых предложений (распространенные, нераспространенные), последовательность слов в предложении (соответствует грамматической норме или нет), состояние функции словоизменения и словообразования.

13. Письменная речь.

14. Психическое состояние.

15. Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму ринолалии: открытая, закрытая, смешанная; характер нарушения звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи. Например, открытая ринолалия, фонетический дефект; открытая ринолалия, осложненная общим недоразвитием речи (III уровень).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема обследования детей с дислалией

Схема обследования детей с дислалией.

Схема обследование детей с алалией

Схема обследование детей с дислалией

Схема обследование детей с дизартрией

Схема обследование детей с зайканием

(Л. И. Белякова, Е.А. Дьякова).

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ (ДИСЛАЛИЯ, СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ)

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ (ДИСЛАЛИЯ, СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ).

Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста

Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста позволит педагогу выбрать методику обследования для конкретного ребенка с учетом его особенностей.

Методика логопедического обследования детей с ринолалией

Светлана Громович
Методика логопедического обследования детей с ринолалией

Целью логопедического обследования детей-ринолаликов является определение путей комплексного воздействия ортодонта и логопеда в процессе коррекции дефектов артикуляции.

Исходя из указанной цели ставятся конкретные задачи:

– Изучить состояние зубо-челюстной системы у детей-ринолаликов.

– Соотнести характер нарушения зубо-челюстной системы с характерными расстройствами звукопроизношения.

-Определить направление комплексного обучения и лечения пациентов с расщелинами лица и неба.

Логопедическое обследование детей ринолаликов проводится по следующей методике.

Прежде всего, необходимо предоставить общую картину нарушений речи, выделив основной дефект и вторичные нарушения. Ринолалия может наблюдаться в чистом виде и выступать в комбинации с другими речевыми расстройствами. В процессе обследования необходимо выяснить первичный дефект и показать его влияние на возникновение других речевых расстройств.

В логопедической работе при ринолалии важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка с ринолалией должно выявить особенности его психического развития и подчеркнуть возможности развития личности. Подробное исследование симптоматики нарушения речи и других высших корковых функций обследуемого ребенка позволит правильно диагностировать нарушение и определить потенциальные возможности развития ребенка и пути коррекции его дефекта.

Обследование ребенка начинается с изучения подробного анализа (со слов матери). Эти сведенья должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту.

Фиксируются следующие сведения:

-от какой по счету беременности родился ребенок, чем закончились предшествующие беременности (если были дети, выясняем их возраст и уровень развития; были ли недоношенные беременности, преждевременные роды, чем они вызваны);

-не принимались ли меры для ликвидации этой беременности?

-течение беременности. Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 2-3 месяцам беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время каких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений и т. п. ;

-роды, их характер (срочные, недоношенность, причины её);

-раннее развитие ребенка:

а) брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого возраста получал грудное молоко? С какого времени начали прикармливание? Как развивался физически?

б) когда начал держать головку? (сидеть, стоять, ходить);

в) какие заболевания были у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования? Выясняем наличие заболевания органов слуха;

-развитие речи. Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Знает ли ребенок стихи и сказки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?

-психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем?

Выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время);

-лечение ребенка. Выявляются сроки хирургического вмешательства (оперирование губы, неба, применение медикаментозного лечения и логопедического воздействия во все периоды жизни ребенка; результаты этого воздействия. (Необходимо познакомиться с соответствующей медико-педагогической документацией.)

Такой подробный анамнез даёт представление о характере речевого нарушения, его природе и в некоторой степени показывает возможность логопедического воздействия.

Анамнестические сведения дополняются непосредственным обследование речи ребенка. Обследование ребенка начинается с установления с ним контакта во время беседы на близкую ребенку тему. В процессе беседы ребенку задаются доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходят к изучению его речевых возможностей, все сведения фиксируются в карте обследования.

1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата.

Отмечается наличие ассиметрии лица и носо-губных складок при закрытом рте и уточняется ее характер при произвольном отведении углов рта в стороны и при закрывании рта. Отмечается форма губ и их активность, наличие швов на губе.

Проверяется состояние зубо-челюстной системы. Одновременно осматривается мягкое небо, небный свод, положение и форма языка, челюсти и подвижность нижней челюсти. Подвижность мягкого неба или его фрагментов (до операции) наблюдается при произнесении гласного звука а. В этот момент можно обнаружить подслизистую (субмукозную) расщелину.

Подвижность языка проверяется при выполнении ряда произвольных движений: высовывание языка, отведение его в стороны, подъем вверх, перемещение кончика языка за нижние резцы; проверяется умение ребенка прищелкивает языком.

2. Тип и характер физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное или диафрагмальное; частота дыхания, его ритмичность и сила).

3. Особенности голоса ребенка. Его характер во время речи (крикливый, хрипливый и т. д.)

4. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи (особенно при чтении стихов). Важно отметить, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляция во время речи; отмечается активность губ в речевом процессе, активность языка, щек, лобныхмышц, наличие синкинезий.

5. Исследование звукопроизношения.

Обследованиеначинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю. Отмечается положение языка при произнесении каждого звука, наличие санкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.

Далее обследуетсяхарактер артикуляции всех согласных звуков в соответствии с установленной последовательностью: й, ф, п, т, л, м, н, к, с, х, ш, в, б, д, з, ж, ц, ч, щ, р. При этом сначала отмечается произношение звука в сочетаниях типа афа, ава и т. д. (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа).

6.Исследование развернутой речи: наличие у ребенка развернутой речи и возможность её использования, осуществление процесса коммуникации (с помощью отдельных слов или фразовой речи); умение ребенка пользоваться диалогической речью и задавать вопросы.

При характеристике развернутой речи необходимо остановиться на особенностях развития лексико-грамматического строя речи и владения контекстной речью.

Этот раздел обследования важен для характеристики степени общего речевого недоразвития, которое может осложнить ринолалию.

Исследование развернутой речи дополняется изучением качества речи ребенка при чтении (как изменяется речь обследуемого при чтении, отмечается техника чтения.)

7. Исследование слуха. В случаях жалоб на состояние слуха и при затруднении выявления его состояния собственными средствами логопед должен направить ребенка на специальное исследование.

8.Исследование состояния психических функций: внимания, памяти, мышления, эмоционально – волевой сферы.

Результаты обследования фиксируются в речевой карте. Эти записи создают общее впечатление о ребенке, отражают характерные черты обследуемого, отражают динамику продвижения ребенка на логопедических занятиях, по ним можно судить от эффективности логопедической работы.

Актуальность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить.

Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями: 1. анкетирование родителей; 2. проведение индивидуальных бесед.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: