Логопедический проект ‘Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями’

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы

Анна Владимировна Фоминцева
Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы

Актуальность проекта…3

Тип проекта …3

Цель проекта… …3

Задачи проекта…3

Участники проекта…4

Этапы проекта…4

План достижения цели…5

Дальнейшая реализация проекта…6

Актуальность выбранной темы:

«Обращаться с языком кое-как —значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития, укрепления и сохранения детского здоровья является особенно актуальным. Работая учителем – логопедом на логопедической группе, пришла к выводу, о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи детей.

Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему мероприятий в процессе коррекционной работы.

Тип проекта

1. По методу – (информационно – практический)

2. По содержанию – ребенок –семья – учитель-логопед

3. По длительности – долгосрочный – 1 год

Цель проекта: Привлечение родителей детей с нарушениями речи в коррекционный процесс.

• Информировать родителей о речевых нарушениях детей;

• Ознакомить родителей с содержанием логопедической работы;

• Приобрести родителями определенные педагогические знания и умения;

• Освоить родителями практический опыт по исправлению речи детей.

Разработать план мероприятий по эффективному взаимодействию учителя-логопеда с родителями и реализовать его в практической деятельности.

Участники проекта

1. Дети старший дошкольный возраст(5-7лет)

2. Родители

3. Учитель – логопед

Продолжительность 1 год

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный

Задача: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.

• Диагностика речевого развития детей;

• Анкетирование родителей;

• Ознакомительная работа с родителями;

• Сбор анамнестических данных о ребенке;

2 этап – Практический

Задача: разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

• Семинар- практикум на родительском собрании

• Оформление брошюр по проблемам развития речи ребенка;

• Оформление фотогазеты «В кабинете логопеда»

• Оформление различной стендовой информации;

• Памятки по выполнению домашних заданий;

Работа с тетрадями домашних заданий;

• Подборка литературы и компакт дисков по развитию речи детей.

3 этап – Заключительный

Задача: Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

• Итоговая диагностика речевого развития детей, представления родителям «речевого экрана»;

• Анкетирование родителей «Оценка коррекционной деятельности учителя-логопеда»;

• Заполнение родителями согласий о прекращении логопедической работы и возложение на себя ответственности за дальнейшую автоматизацию звуков в спонтанной речи в летний – оздоровительный период;

• Вручение выпускникам «свидетельств об окончании логопедической группы»

План достижения цели

Анкетирование родителей

Цель: изучить педагогическую наблюдательность родителей, выявить позицию родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.Участники:родители,учитель-логопед,воспитатели

Родительская встреча

Цель:познакомить родителей с итогами мониторинга речевого развития детей, с содержанием коррекционно-развивающей работыв условиях логопедической группы Участники: учитель-логопед,родители

Цель:рассказ родителям о речевых нарушениях детейи способах их преодоления Участники:учитель-логопед,родители

Семинар- практикум «Значение артикуляционной гимнастики»

Цель:дать родителям знания о необходимости проведения артикуляционной гимнастики и правильности ее выполнения.

Участники:учитель-логопед, родители,воспитатели

Работа с тетрадями домашних заданий

Цель:закрепление материала изученного в детском саду Учитель-логопед,

Участники:родители,дети

Памятка по выполнению домашнего задания

Цель:познакомить родителейс правилами выполнения домашнего задания с ребенком Участники:учитель-логопед,родители,дети

Проведение индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей Цель:познакомить родителей с коррекционно-педагогическими технологиями обучения и воспитания детей, адекватно оценить уровень развития своего ребенка.Участники:учитель-логопед,родители,дети

Цель:дать родителям необходимые знания и умения Учитель-логопед,

Участники:родители,учитель-логопед

Цель:научить родителей практическим методам работы по преодолению речевых нарушений

Участники:учитель-логопед, родители,дети

Библиотека для родителей

Цель:дать родителям методические рекомендации, необходимые педагогические знания. Познакомить с новинками печатных изданий и цифровых носителей.

Участники:учитель-логопед, родители,воспитатели

Рекомендации по работе с детьми в летний период.

Цель:закрепление изученного материала.

Участники:учитель-логопед,родители

Осознание родителями своей роли в процессе речевого развития ребенка и активное включение в коррекционный процесс по исправлению речевых дефектов у детей. Овладение необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей позволит ускорить коррекционный процесс и повысить эффективность работы.

Дальнейшая реализация проекта:

• Результаты проекта будут применяться учителями-логопедами и педагогами МАДОУ в рамках сотрудничества и обмена методическими разработками.

• Организация презентации проекта для педагогов МАДОУ на педагогическом совете

• Публикации опыта работы, распространение его в городе и других регионах

1. Бабина, Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе [Текст] / Е. С. Бабина // Логопед. – 2005, N 5.

2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М., 2010

3. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова. -М. : Сфера, 2005

4. Жукова, Н. С. Логопедия [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. Б. Филичева. – Екатеринбург, 1998.

5. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – М., 2007.

6. Фадеева, Ю. А., Жилина, И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР [Текст] / Ю. А. Фадеева, И. И. Жилина. – М., 2012

Читайте также:
Комплексы упражнений логопедического массажа

7. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1989.

8. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева. – М. : Воронеж, 1997.

9. Хватцев, М. С. Логопедия. Работа с дошкольниками. [Текст] / М. С. Хватцев. – М., 1996.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Статья написана в соавторстве с учителем – логопедом Шамановой Н. В. Речь – бесценный дар природы человеку. Только человек обладает счастливой.

Конкурс чтецов-форма работы учителя-логопеда с детьми и родителями. Опыт работы Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас: – на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 гг. Цель – привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к коррекции речевых нарушений воспитанников.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ» ПРОГРАММА ПРОЕКТА Проблема Затруднения в согласованности коррекционно-развивающей работы всех специалистов ДОУ. Цель проекта Разработка.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги, современная жизнь не стоит на месте, многое изменяется, появляются новые технологии. Вот и наша Российская система образования.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возраста В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений.

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

Актуальность:

Необходимость проведения логопедического проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании коррекционной логопедической помощи. Исходя из этого, мы должны повысить уровень психолого-педагогических знаний у родителей в речевом развитии ребёнка.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь-май).
Принципы реализации проекта:
— добровольности;
— сотрудничества;
— значимости (выбранные темы актуальны и принимаемые);
— постоянства обратной связи;
— вариативности форм и методов;
— научности;
— открытости и конфиденциальности.
Проблема: что мы знаем о речевых нарушениях и как работать (воспитывать/заниматься) с детьми, имеющими речевые нарушения?

Цель проекта: совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи.

Задачи:
— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
— создать атмосферу общности интересов;
— повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
— воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции.

Ожидаемые результаты. Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Формы работы с родителями: анкетирование родителей; выступления на родительских собраниях; проведение мастер — классов; проведение праздника чистой речи; круглый стол (подведение итогов коррекционно-логопедической деятельности).
Наглядно-информационные формы: папки-передвижки; оформление уголка логопеда в каждой возрастной группе; ведение странички логопеда на сайте садика; папки домашних заданий (на выходной).

Работа по взаимодействию логопеда и родителей проходила в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно- аналитический).
Задачи: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;установить контакт с ее членами; согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

2 этап – основной (практический).
Задачи:
разработать и апробировать систему методических материалов для родителей по вопросам речевого развития дошкольников; пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей;

3 этап – заключительный.
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

На 1 этапе нами было проведено анкетирование родителей детей, зачисленных на логопедический пункт, с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

После проведения анкетирования нами были проанализированы анкеты. Результаты анкетирования были представлены в виде диаграмм (см. Приложение).

На 2 этапе наша работа заключалась в:
— оформлении уголка логопеда в каждой возрастной группе, где была представлена информация о нормах речевого развития детей-дошкольников; о причинах нарушений речи; о правилах проведения логопедических занятий; о правилах и условиях выполнения упражнений с ребенком дома по заданию логопеда;
— изготовлении папки-передвижки, в которой размещалась информация о видах речевых нарушений;
— выступлении на родительских собраниях по темам «Специфика обучения и воспитания детей, посещающих логопедический пункт. Роль семьи в преодолении дефектов речи»; «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда»;
— ведении странички логопеда на сайте садика
— проведении индивидуальных/подгрупповых мастер-классов для родителей по постановке/автоматизации звуков в речи;
— заполнении папки домашних заданий на каждого ребенка, посещающего логопедический пункт;

На 3 этапе нами был проведен:
— Праздник Чистой Речи для родителей и детей;
— Круглый стол «Результаты логопедической работы за 2015/2016 учебный год», на котором были подведены и проанализированы итоги эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и итоги эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушениями речи.

  1. Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”
  2. Результаты анкетирования родителей
  3. Конспекты Родительских собраний
  4. ПЛАН проведения конкурсов для педагогов на 2015 год
  5. План конкурсов для детей на 2015 год
  6. Как разместить статью на сайте и получить сертификат к аттестации?
Читайте также:
Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки

Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”

Результаты анкетирования родителей

Конспекты Родительских собраний

Автор: Никитина Екатерина Николаевна,
учитель-логопед,
МДОУ д/с комбинированного вида №22, г. Ростов, Ярославская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей «Главное – вместе»

При реализации данного проекта:

-родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками наших встреч и помощниками учителя-логопеда и своих детей;

– сформируется желание помогать ребенку;

-повысится грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

-родители заинтересуются в успехах своего ребенка и будут информированы с точки зрения вопросов его речевого развития;

-благодаря использованию традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, речь дошкольников даст положительную динамику;

-Разработанный проект поможет педагогам освоить новые формы и методы, повысив свой профессиональный уровень.

Просмотр содержимого документа
«Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей «Главное – вместе»»

МБДОУ «Детский сад № 43»

Проект по взаимодействию

учителя-логопеда и родителей

«Главное – вместе»

Орлова Антонина Сергеевна

г. Биробиджан, 2017

Актуальность

В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребёнка. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми, и тому есть ряд причин, одной из главных – отсутствие соответствующих знаний.

Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие.

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон «Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Тип проекта: Информационно- практический.

Срок реализации: долгосрочный (2 года).

Участники проекта: дети старшей и подготовительной логопедической группы, учитель-логопед.

Возраст детей: 5 – 7 лет

Форма проведения: коллективная, индивидуальная.

Перспективы распространения проекта: Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса.

Цель проекта: включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

Задачи проекта:

– установить партнерские отношения с родителями дошкольников;

– повысить компетентность родителей в области коррекционной педагогики;

– побуждать интерес у родителей к процессу развития ребенка в разных видах деятельности.

-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

-пополнить наглядно-информированный материал, направленный на развитие речи дошкольников.

Содержание проекта.

Тема проекта выбрана не случайно. Так как опыт работы показывает, что родители все больше отдаляются от воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и применяемые формы работы не дают желаемого результата, было принято решение о поиске новых современных форм сотрудничества с родителями. Главная цель – заинтересовать и привлечь родителей к коррекционному процессу логопедической группы.

Своё общение с родителями нужно выстраивать, таким образом, чтобы для них было четко понятно, что взаимодействие – необходимое условие полноценного речевого развития их детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и родители действуют согласованно. А повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития дошкольников значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.

Понятие «взаимодействие с семьёй» подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Этапы реализации проекта:

1-й этап – подготовительный (информационно-аналитический).

2-й этап – основной (практический).

3-й этап – заключительный.

1-й этап – подготовительный

Цель: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей, установить контакт.

Изучение передового опыта работников дошкольных учреждений по направлению «Взаимодействие с родителями».

Оформление информационной корзины «Говорушка», с целью выявления уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей.

Анкетирование родителей.

Анализ особенностей семьи и семейного воспитания дошкольника, с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития и ряд вопросов волнующих родителей.

Подбор методов и форм своего общения с каждым родителем.

Размещение информации о начале реализации проекта «Главное- вместе».

2-й этап – основной (практический).

Цель: Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи детей.

Одна из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей – родительские собрания.

Форма проведения родительского собрания выбирается после обработки анкет, т. е. зависит от запросов и интересов родителей.

Формы родительского собрания:

-деловая игра или вечер вопросов и ответов,

-собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, педагогической лаборатории, либо заседание в виде круглого стола, где в нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого развития детей. В конце таких встреч проводятся обсуждения с родителями – что понравилось, какие советы логопеда применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

-собрание по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами ребенка» и других.

На родительских собраниях используются следующие приемы и методы активизации родителей: «мозговой штурм», «список прилагательных и определений» (например, подберите синонимы к слову «ребенок», «мини – эксперимент»).

Совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей.

Читайте также:
План-конспект НОД Улицы нашего города

Вместе с родителями дети становятся участниками проектов по темам, например, «Пальчики играют – речь развивают», «Самомассаж для нас», «Весёлый язычок и его сказки».

Индивидуальные занятия-практикумы «Научись вместе с ребёнком» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей.

Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

Индивидуальные встречи с родителями «Ваш вопрос -наш ответ», с целью информирования о динамике речевого развития ребёнка;

Ведение журнала достижений, который информируют родителей об успеваемости ребёнка.

Своевременное оформление информационного стенда, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации образовательного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Логопед рекомендует», как позаниматься дома по лексической теме, как автоматизировать звуки и другие.

Проведение мастер – классов по темам: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков», «Выполнение домашнего задания учителя-логопеда», «Логопедия для родителей — учимся исправлять свистящие (шипящие) звуки» и другие.

Создание памяток (брошюр) по выполнению домашних заданий, по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики, по проблемам развития речи дошкольника.

Проведение устных и письменных тематических консультаций: «Нарушение речи: дизартрия», «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, и так занимается с логопедом?», «Речевые игры дома», «Автоматизация отработанных звуков в речи с помощью игровых приёмов», «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста», «Учимся слышать звуки правильно их произносить» и многие другие.

Не стоит оставлять без внимания и такие формы сотрудничества с родителями как:

досуговое направление, которое является самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;

речевые праздники, которые полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала;

-дни открытых дверей, с целью ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;

-«домашняя библиотека». Родители могут взять домой на время необходимые пособия, игры, компакт диски, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

11. Кроме очных встреч со всеми предложенными формами работы родителей нужно знакомить по средствам использования интернета. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут ознакомиться с предлагаемым логопедом материалом.

3-й этап – заключительный

Цель: Проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда и родителей, поощрение участников проекта.

Итоговая диагностика речевого развития детей.

Награждение родителей выпускников благодарностями.

Анкетирование родителей «Как вы оцениваете коррекционно- педагогическую деятельность».

Фотоотчёт о взаимодействии с родителями.

Вручение выпускникам свидетельств об окончании логопедической группы.

При реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

-родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками наших встреч и помощниками учителя-логопеда и своих детей;

– сформируется желание помогать ребенку;

-повысится грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

-родители заинтересуются в успехах своего ребенка и будут информированы с точки зрения вопросов его речевого развития;

-благодаря использованию традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, речь дошкольников даст положительную динамику;

-Разработанный проект поможет педагогам освоить новые формы и методы, повысив свой профессиональный уровень.

Список используемой литературы:

Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.

Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).

Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей)- Москва, 2006.

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14

Статья просмотрена: 4019 раз

Библиографическое описание:

Боровик, М. И. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком / М. И. Боровик, Н. О. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 18.01.2022).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Успех коррекционно-воспитательная деятельность педагога-логопеда в значительной степени зависит от активного и квалифицированного участия родителей в процессе речевой коррекции, в воспитании и обучении ребенка. С ребенком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных и коррекционных учреждениях, но и дома, в кругу семьи — в первичной, в наиболее важной и авторитетной ячейке социума для маленького человека, по возможности привлекая к процессу коррекции всех членов семьи.

Однако, даже самые активные и любящие родители как правило не имеют необходимых педагогических знаний и умений, и, в результате, не уделяют ребенку, имеющему нарушения речи, достаточного времени и внимания, либо вовсе отстраняются от проблемы, в наибольшей мере возлагая ее на специалистов. Не менее пагубны также ошибочные методы домашней коррекции, прилагаемые родителями с самыми лучшими намерениями, но без должной коррекционно-педагогической и психологической квалификации.

Таким образом, инициатива формирования такого сотрудничества должна исходить от учителя-логопеда. Список задач достаточно широк: необходимо сформировать комфортную и доверительную общую образовательную среду; внятно и исчерпывающе разъяснить родителям значимость и методику речевой коррекции; добиться активного и правильного участия родителей в воспитании ребенка; объяснить необходимость закрепления успехов, достигнутых на занятиях; снабдить необходимыми для этих целей педагогическими инструментами и обеспечить средствами связи.

Все семьи разные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраивать индивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу на специалистов, необходимо провести серьезную просветительскую работу и правильно мотивировать на кропотливую совместную работу с логопедом и ребенком. Если родители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа, чем завышенные ожидания и головокружения от возможных сиюминутных успехов. В тех случаях, когда родители не столь серьезно обеспокоены речевыми проблемами ребенка в надежде, что «само исправится», специалисту необходимо не только объяснить важность коррекционной работы, но и постоянно напоминать, побуждать и интересоваться успехами ребенка в домашней работе. Если же семья неблагополучная, и родители достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя, и/или изыскивать альтернативные методы воздействия на ситуацию. Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз учителю-логопеду приходится не только учить, но и учиться самому.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р

Однако есть универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда. Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре вида: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и объединяющие.

  1. Родительские собрания;
  2. Семинары и практикумы (тренинги);
  3. Круглые столы.
  1. Анкетирование;
  2. Собеседования;
  3. Консультации;
  4. Тетради домашних заданий;
  5. Еженедельные итоговые выписки.
  1. Буклеты, информационные листки и газеты;
  2. Открытые занятия;
  3. Логопедическая библиотека;
  4. Сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы.

Объединяющие методы: совместная подготовка и участие родителей и детей в праздниках, выступлениях, играх и развлечениях.

Важнейший инструмент выстраивания равноправного сотрудничества специалистов и родителей — родительские собрания. На первых собраниях родители получают первичные сведения о структуре данного учреждения, о правилах и распорядке, о целях и задачах специалистов, о динамике прошлых курсов и т. п. Очень хорошим подспорьем в данном случае могут служить видеоматериалы, демонстрирующие успешную работу логопедов, нейропсихологов и других специалистов. Кроме того, такие собрания служат еще и спаечным инструментом, превращающим ранее незнакомых индивидуумов в коллектив, объединенный общими целями, чаяниями и задачами. Специалист обязан донести безмерную важность общей ответственности за будущее каждого ребенка и обозначить методы решения задач, как для логопеда, так и для родителей, выступающих в роли учителей.

Последующие родительские собрания должны проходить под девизом «Наши дети молодцы!» (положительная динамика). Ни в коем случае нельзя публично хвалить одних детей и их родителей и обозначать проблемы с другими, рискуя потерять с таким трудом налаженный психологический контакт. Вся существующая проблематика должна быть вынесена с коллективного уровня на индивидуальный.

Тайминг родительских собраний должен быть составлен таким образом, чтобы оставалось достаточно времени для вопросов и ответов на них. Вопросы возникают у каждого родителя, но задают их, в силу индивидуальных особенностей, отнюдь не все. Как показывает практика, вопросы, за редким исключением, в целом довольно стереотипны, так что ответы на волнующие темы получают все, и более активные родители, и менее активные.

Семинары и практикумы служат, прежде всего, для помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в кругу семьи. Здесь родители учатся правильному обращению с тетрадями для домашних работ. Здесь получают организационные, логопедические и психологические знания и умения, обучаются использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, приемам развития мелкой моторики, внимания, мышления, усидчивости и т. п. Каждый семинар должен быть предельно конкретным, нацеленным на решение актуальных на данный момент времени коррекционных и педагогических задач. Каждый семинар должен быть подкреплен практическими демонстрациями и отработкой приемов коррекционной работы, наглядными пособиями, информационными листками и брошюрами.

Еще большему прорастанию горизонтальных связей педагогическо-родительской среды способствуют круглые столы. В отличие от семинара, девиз которого «Практика, и еще раз практика», круглый стол служит для повышения педагогической культуры родителей. Для теоретического обоснования педагогической, психологической и коррекционной работы с детьми проводить круглые столы можно как в любом учреждении, так и в кругу семьи. К участию в круглых столах с родителями необходимо привлекать как можно большее количество специалистов — логопедов, психологов, врачей, административных работников. Повестка круглого стола состоит из нескольких докладов на волнующие родителей темы, с разъяснениями и дополнениями других специалистов. После выступлений проводится их широкое обсуждение в форме обмена мнениями. Необходимо помнить, что формат круглого стола подразумевает благожелательную, но жесткую модерацию, не позволяющую собеседникам далеко выходить за рамки обозначенной дискуссии из оправданного опасения потери структуры мероприятия и ухода от его целей и задач.

Начинать выстраивать плодотворные взаимоотношения с родителями необходимо уже на стадии сбора первичного анамнеза, с собеседований и анкетирования. Важно максимально близко познакомиться с каждой семьей, создать атмосферу взаимного доверия, показать необходимость и доказать искреннюю заинтересованность в полноценном речевом развитии ребенка. Для этого придется учитывать индивидуальные особенности каждой семьи: ее состав, культурный уровень, условия жизни, степени занятости каждого члена семьи, уровень активности родителей и уровень готовности идти на доверительное сотрудничество с логопедом. Более того, на стадии знакомства весьма рационально использовать комплексный подход: используя данные, полученные не только в очном и заочном общении логопеда с родителями, но и данные, полученные при общении родителей с психологом и врачами т. п.

После первичного собеседования проводятся индивидуальные консультации. Чаще всего они требуются родителям, чьи дети испытывают трудности в улучшении качества речи, нуждаются в медикаментозном вмешательстве и в наблюдении другими специалистами. В рамках таких консультаций подробно рассматривается дальнейший коррекционный маршрут ребенка в каждом конкретном случае.

Тетради домашних заданий — главный инструмент, посредством которого родители получают своевременный набор игр и упражнений для закрепления навыков, знаний и умений, полученных на логопедических занятиях, а также конкретные методические рекомендации для выполнения именно этих упражнений. Традиционные обычные «школьные» тетради, которые заполняются родителями на основании карточек с домашними заданиями, целесообразно заменить небольшими папками с вложенными в них пустыми файлами. В такой файл удобно вкладывать одноразовые карточки большого формата, с уже подготовленными полями для решений. Кроме этого тетрадь может и должна быть использована в качестве главного средства оперативной связи между специалистами и семьей ребенка. Каждое задание должно сопровождаться специальным полем, в котором родители смогут оставлять свои заметки, вопросы, беспокойства и пожелания, а логопед — свои ответы и замечания. Практика показывает, что подобная интерактивность в наибольшей мере способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательный и коррекционно-педагогический процесс, крайне наглядно и действенно формирует близкие доверительные отношения родителей и педагогов.

Читайте также:
Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов

Информационные листки раздаются родителям после родительских собраний, семинаров и плановых консультаций. Их задача — конкретизация поднимаемых на собраниях и обсуждениях тем, целей и методов проведения логопедических занятий, здесь же описывается необходимый для успешной работы с ребенком инструментарий и оглашаются рекомендации по графику и распорядку домашней работы. Кроме того, информационные листки служат приглашением родителей на логопедические занятия.

Родители должны иметь свободный доступ к фронтальным и персональным занятиям в дошкольных образовательных учреждениях. На таких открытых занятиях взрослые могут наглядно ознакомиться с приемами и методами коррекционной работы для последующего применения их в домашних условиях, научиться правильной комбинаторике выполнения целевой речевой работы и развитию высших психических процессов, важных для адаптации ребенка в обществе. Родителям вовсе необязательно оставаться пассивными наблюдателями открытых занятий, очень полезно включать их в педагогический процесс как равноправных его участников. Таким образом родители проходят логопедическую практику, обретают понятие о правильных реакциях на успехи и проблемы ребенка, и одновременно раскрепощаются, налаживают реально действующие контакты с детьми и специалистами.

Крайне полезным подспорьем в общей коррекционной деятельности служит доступная каждому родителю логопедическая библиотека-игротека. Важно собирать в ней не только специальную литературу, не только все без исключения пособия, используемые для занятий и игр дома, интересные статьи и книги, но и оригинальные дидактические материалы и инструменты, созданные педагогами и родителями, аудио-видео документы, работы детей. Логопед всегда должен быть готов предложить родителям те материалы и инструменты, которые необходимы для более эффективного развития именно их ребенка.

Не стоит упускать из виду и современные информационные технологии. Для собраний, семинаров, практикумов и круглых столов отлично подойдут своевременные компьютерные презентации. Короткие, но красочные игровые и учебные презентации служат великолепным инструментом удержания внимания ребенка на групповых и индивидуальных занятиях. Массу полезной для родителей информации можно разместить как на официальном сайте учреждения, так и в социальных сетях. В тех же сетях крайне удобно дублировать актуальную стендовую информацию, давать анонсы мероприятий и приглашать на них родителей. Так же помогает налаживанию единой педагогическо-семейной среды переписка по электронной почте и информационная лента логопеда в формате «вопрос-ответ».

Еще один, не менее важный метод взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком, на который необходимо обратить пристальное внимание — это совместное участие в подготовке и реализации речевых проектов: тематических утренников, праздников, выставок художественных работ и прочих развлечений, демонстрирующих прогресс ребенка в результате совместной коррекционной работы. Участие в подобной творческой деятельности — мощнейший фактор, стимулирующий сотрудничество, доверительность и совместную ответственность родителей и специалистов. Другими словами — идеальный тимбилдинг.

Совершенно очевидно, что только равноправное сотрудничество логопеда, психологов, медработников и родителей — важнейшее условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых недостатков, имеющих непосредственное негативное влияние на умственное и нравственное развитие подрастающего поколения. Более того, необходимо сделать равноправным участником такого сотрудничества и самого ребенка.

  1. Закон РФ «Об образовании», М., 2008.
  2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
  3. Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3.
  4. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.
  5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Доронова Т. Н. и др. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  7. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» Детство-Пресс, 2012.
  8. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Логопедический проект ‘Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями’

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Кузнецова Любовь Алексеевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 4

Населенный пункт: Волгоградская область, город Камышин

Одним из важных направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребёнка, имеющего речевые нарушения. Вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Необходимо сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Цель совместной педагогической работы заключается в повышении качества коррекционно – образовательного процесса по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Современные формы работы с родителями способствуют повышению их компетентности и значительно сказываются на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Вопрос поиска и осуществления новых форм взаимодействия ДОУ с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Мир постоянно усложняется, не хватает времени для «живого» общения. Поэтому педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел.

Новые формы работы учителя – логопеда с родителями.

В настоящее время практикой накоплено многообразие современных (нетрадиционных) форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит педагогов перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Классификацию нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяет следующие нетрадиционные формы:

  • информационно-аналитические;
  • досуговые, познавательные;
  • наглядно-информационные.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», «дерево вопросов» куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт, благодаря им родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: тематические праздники «Праздник правильной речи», « Новогодняя ёлка», «Праздник мам», «Праздник урожая» и др.

Читайте также:
Дикие животные' - рекомендации учителя-логопеда для воспитателей в группе ЗПР

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Новые формы проведения родительских собраний.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание – это важный элемент стратегии общения с семьей, на нем закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

На современном этапе учителя – логопеды всё чаще используют разнообразные формы родительских собраний такие как:

  • педагогическая мастерская;
  • конференция;
  • консилиум;
  • диспут;
  • диалог;
  • дискуссия;
  • практикум;
  • тренинг;
  • опыт;
  • «круглый стол»;
  • вечер-встреча;
  • КВН, «Поле чудес» и др.
  • совместно с детьми.

Родительские тренинги.

Очень важными в коррекционной работе с детьми-логопатами являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. Родители вполне могут стать для своих детей «домашними логопедами» при наличии соответствующего обучения их методам игровой терапии в коррекции речевых нарушений и развития речи.

Тем не менее, как показывает опыт работы, родители не всегда умеют создавать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретённые во время пребывания в дошкольном учреждении. Это побуждает логопедов искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Поэтому совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.

Взаимодействие с родителями детей, осуществляется в разных формах, среди них особым успехом пользуются тренинги.

Тренинг – это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников. Представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из нее многократно расширяются. Часто само присутствие в группе уже способствует снятию остроты проблемы. Родители, посетившие тренинг, убеждаются в том, что не только их ребенок имеет нарушения речи. Они видят, что с аналогичными трудностями сталкиваются родители многих семей. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет и речевые проблемы можно решить.

Тренинг является активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к речевому нарушению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Участники тренинга получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми.

Логопедический дневник

В дневнике записываются индивидуальные домашние задания по коррекции звукопроизношения. Выполнение заданий в дневнике позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата.

На первой странице в дневнике отображается экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у ребенка и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Это обозначается буквами: «П» – звук требует постановки; выполняем артикуляционные упражнения «А» – звук требует автоматизации в слогах, словах; «Д»- звуки нуждаются в дифференциации; «С» – необходимо следить за правильностью произношения этого звука в самостоятельной речи. Таким образом, с помощью экрана родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё не поставлен, какой автоматизируется, а какой введён в речь.

Также в дневнике дается описание артикуляционных упражнений, которые с ребенком можно выполнять дома перед зеркалом. Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии с логопедом, Родители выполняют записанное задание до тех пор, пока в тетради не появляется оценка (наклейка). Задание считается усвоенным тогда, когда ребенок по требованию логопеда может легко без предварительной подготовки и поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук, назвать картинки, повторить предложения, стихи и т.д.

Так, при использовании дневника и помощи родителей закрепление произносительных навыков протекает более продуктивно. Фонетический дневник стимулирует родителей для своевременного и качественного выполнения домашних заданий с детьми. А наклейки в тетради вызывают желание у ребенка стремиться к лучшим результатам.

Интернет и специализированные издания, как средства логопедического просвещения родителей.

Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для посещения дошкольного учреждения, школы, для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы – компьютерные технологии. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяют сделать просветительскую работу логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Блог – это сетевой журнал или дневник событий. Это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Особенности блога, которые позволяют логопеду использовать его в практике:

  • публичность, которая отличает блог от простого дневника, делает материалы доступными для чтения родителями;
  • возможность оставлять к записям блога комментарии, которые доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, отвечая на комментарии;
  • возможность размещения ссылок, фото, видео позволяет логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку;
  • возможность пополнять, расширять и обогащать материал;
Читайте также:
Особенности работы с неговорящими детьми младшего возраста

В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей.

Сайт – это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения и имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

Современный логопед может широко использовать данные возможности интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями. Целесообразно на сайте размещать ознакомительную и обучающую информацию.

Обучающая информация может содержаться в рубриках:

  • «Это важно знать» (содержит информацию о развитии речи в онтогенезе, этиологии нарушений устной и письменной речи, последствия несвоевременной коррекции и др.).
  • «Полезные книжки» (содержит список популярной логопедической литературы).
  • «Поиграй со мной» (содержит игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков с указанием цели, задач и оборудования).

Таким образом, при помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов.

Благодаря интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, таким как сайты логопедической направленности. На своей страничке логопед может размещать ссылки полезных для родителей сайтов.

Электронная почта – технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной компьютерной сети.

При помощи электронной почты логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на собрания, тренинги, консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий. Логопед может отправлять детям задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные диктанты, памятки и др.

Особенно актуальны задания, когда ребенок болен и не может посещать занятия. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями может происходить через электронную почту. Таким образом, родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Специализированные издания (книги, медиапособия).

Для осуществления логопедической пропаганды среди родителей можно использовать специализированные издания, такие как медиа пособия и книги логопедической направленности.

Медиатека – это фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций. Логопед может помочь родителям подобрать обучающие программы, игры для занятий в домашних условиях, что позволяет в игровой форме закрепить полученные знания.

Данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации или тематической выставки, на которой представляются различные медиа-объекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в интернете.

Для эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений логопед может самостоятельно записать на электронные носители видео консультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления материала и предлагать их родителям на собраниях, консультациях.

Примерные темы видеоматериалов:

  • «Уроки подвижного Язычка»;
  • «Трудный звук – ты наш друг»;
  • «С пальчиками играем – речь развиваем» и др.

Родительская почта.

Все родители хотят, чтобы их детям было комфортно и интересно в детском саду, чтобы ребенок полноценно развивался и общался. Именно поэтому у родителей возникают разнообразные предложения, пожелания, замечания или вопросы. Некоторые предложения являются весьма дельными и требуют тщательного рассмотрения. Именно для этих целей используется «родительская почта».

Родительская почта – одна из нетрадиционных форм работы, предполагает сбор и анализ информации. Позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту. Данный вид взаимодействия необходим для семей сильно занятых, которые не имеют возможности лично встретиться с логопедом, а также, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

Презентация родительской почты возможна на родительском собрании или встрече с родителями педагог объясняет механизм действия почты; необходимо провести обучение – предложить родителям в режиме реального времени наполнить ящик, после чего ответить на заданные вопросы. То есть почта – это своеобразная оперативная и адекватная обратная связь между участниками воспитательного процесса: родителями и педагогами.

Электронная газета для родителей.

Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия с семьей воспитанников ДОУ является выпуск электронной газеты для родителей. Электронные средства взаимодействия постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

Электронная газета – это способ психолого-педагогического просвещения семьи, развития практических навыков родителей в формировании правильной речи ребенка, информирования о жизни детского сада.

Проектная деятельность.

Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.

В ходе решения поставленных задач, компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, организуя беседы, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; наблюдения и экскурсии, занятия в кружках и студиях по интересам.

Совместно с родителями дети занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

В результате внедрения новых форм работы, позиция родителей меняется. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания и обучения детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников с речевыми проблемами.

1. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера» – Москва, 2010г.

Читайте также:
Совместная деятельность логопеда с детьми (ОНР-III, второй год обучения)

2. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » – Москва, 2011г.

3. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » – Москва, 2011

4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.

5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.

6. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128

7. Дронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, – М, Сфера 2002

8. Л.С. Вакуленко. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы / под ред. – СПб, 2012 г

9. О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.

10. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие. Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб, «Детство – Пресс», 2011. 160 с.

11. Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. – , 2012. №4 – с 33-38

Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями

Коротаева Лидия Николаевна

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями

В последние годы проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. В результате многих неблагоприятных факторов окружающей среды подавляющее большинство детей сегодня нуждаются в коррекции нарушения речевого развития, в организации профилактического воздействия.

Между тем, Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция. Если вовремя не уделять должного внимания устранению речевых нарушений, то они превратятся в стойкий дефект и могут сказаться на обучении в школе, на выбор профессии в будущем. Этим обусловлена актуальность коррекционно-образовательной работы. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Ещё В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь семьёй и вовлекать её в свою работу. Опыт работы в ДОУ показывает, что современным родителям необходима постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным; педагоги стремятся найти новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые помогут решить проблемы каждого ребёнка и семьи индивидуально.

Актуальность проекта «Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей»

определяется реальными потребностями коррекционного образования, ростом количества
детей с самыми разными речевыми нарушениями и необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Кроме того, нельзя недооценивать важность жизнедеятельности дошкольников в семье. При отсутствии систематической взаимосвязи с семьями воспитанников педагоги не могут быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
К сожалению, в вопросах взаимодействия и сотрудничества с родителями существуют ряд проблем. Одна из наиболее сложных проблем – разное отношение педагогов и родителей к вопросам речевого развития детей. Некоторые родители просто отстраняются от работы по устранению речевых недостатков, ссылаясь на нехватку времени. Другие не владеют достаточными знаниями и умениями. Третьи считают речевые нарушения не столь важными, не придают им значения, считая, что «и так всё пройдёт, сам научится»

. Некоторые попросту не замечают проблем с речью у своего ребёнка или замечают только
нарушенное звукопроизношение (чаще всего звука «р»
). Поэтому необходимо помочь
родителям понять, как должна развиваться речь, какие проблемы существуют у конкретного ребёнка, насколько важно своевременно и правильно формировать речь детей; показать родителям, в чём суть взаимоработы логопеда, воспитателей и родителей; подчеркнуть необходимость закрепления в домашних условиях достигнутых на занятиях результатов; найти такие формы и методы воздействия, которые помогут сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками в работе.
На мой взгляд, сотрудничество учителя-логопеда и родителей будет способствовать их активному вовлечению в коррекционный процесс,если будут соблюдены следующие условия:

— работа будет проводиться систематично, целенаправленно, содержать разнообразные формы;

учитель-логопед будет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому родителю и ребёнку;

— внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;

— отношение между учителем-логопедом и родителями будут доброжелательными, их общая цель будет направлена на помощь ребёнку в устранении его речевых нарушений.

Для полноценной подготовки детей к школе и устранения недостатков речевого развития я определила основную цель своей работы –осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс для повышения эффективности коррекционной работы.

Для реализации данной цели необходимо было решать следующие задачи:

-Изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту.

— Разъяснить родителям важность коррекционно-развивающего обучения и их участия в этом процессе.

— Подобрать наиболее оптимальные формы и методы работы по взаимодействию с семьёй, учитывая индивидуальность каждого из родителей.

— Рационально спланировать работу с родителями и реализовать её на практике.

— Повысить педагогическую компетентность среди родителей и педагогов, познакомить их с разнообразным практическим материалом, направленным на решение конкретных задач коррекционно-образовательного процесса.

— Оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических способностях.

— Выявить результативность работы по устранению речевых нарушений при активном вовлечении родителей в коррекционный процесс.

Разработка и реализация проекта осуществлялась в три этапа.

На первом этапе была создана теоретическая база для реализации проекта. Прошли обсуждения с родителями предстоящей работы, выяснялись образовательные потребности родителей. Проводилось анкетирование, которое показало, как родители относятся к проблемам речевого развития своего ребёнка, как оценивают свою роль в формировании его речевых навыков.

Читайте также:
Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда

Основной формой работы с родителями в этот период были родительские собрания, индивидуальные и подгрупповые консультации.

Во время второго этапа была реализована основная система мероприятий для родителей. В настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Особый интерес вызывали мероприятия (семинары-практикумы «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата», «Пальчиками играем-речь развиваем»

; мастер-классы
«Учимся слышать и различать звуки»
,
«Автоматизируем звуки в игре»
; круглый стол «Организация единого
речевого пространства в ДОУ в семье», на которых родители могли не только получать теоретические рекомендации и советы, но и на практике потренироваться в проведении различных видов гимнастик, выполнить задания по автоматизации, дифференциации звуков, лексико-грамматические упражнения. Основное внимание мам или бабушек обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Вниманию родителей предлагались дидактические игры с подробным описанием их применения по обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя, формированию звуковой культуры слова, развитию связной речи. Обращалось внимание родителей на то, что игры можно не только приобрести в магазине, но и изготовить самим совместно с ребенком.
Интересным и запоминающимся оказалось мероприятие «Мы друг друга понимаем»

, в котором участвовали дети, их мамы и бабушки. Участники могли продемонстрировать и свои
речевые, и артистические способности.
Сколько бы мы не говорили родителям о том, каких успехов добились их дети, над чем необходимо работать, лучшим для них способом демонстрации детских умений и педагогических приёмов являются открытые занятия. На таких занятиях родители видят, как можно помочь своему ребёнку, что именно не получается у него, как можно в домашних условиях проводить коррекционную работу. На индивидуальных занятиях родители (как правило, только мамы)

сами имеют возможность потренироваться в выполнении коррекционных упражнений.
«Учимся у тех, кого любим»
— это выражение может точно объяснить роль мамы на таких занятиях. При этом мамы проявляют интерес и к поведению ребёнка на занятии, и к тому, как он усваивает преподносимый материал, какими методами можно добиться правильного произношения.

Активнее вовлекать родителей в коррекционно-логопедический процесс помогает организация мини-проектов. Вместе с родителями мною были реализованы проекты «По дорогам сказок»

,
«Эти удивительные гласные»
,
«Мудрость народа в пословицах и поговорках»
,
«Пальчиками играем-речь развиваем»
,
«Сказка о весёлом язычке»
,
«Безопасная дорога»
и др. В ходе работы над этими проектами
родители принимали участие в организации выставок, в изготовлении всевозможных поделок и пособий.
Интересным видом работы с родителями, на мой взгляд, является использование почтового ящика «Мне интересно и важно знать»

Эта работа позволила мне осуществить обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий его вопрос получить ответ (стенд «Советы логопеда»

) без личной встречи. Данный вид
взаимодействия необходим для тех родителей, которые в силу своей занятости не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.
Очень важна для родителей и наглядная информация. Ведь по утверждению психологов, мы запоминаем любую информацию лучше, воспринимая её зрительно. Материалы, которые помещаются в Речевом уголке, в папках-передвижках (практические рекомендации, иллюстративный или выставочный материал, служат стимуляцией активности родителей. А узнать, как родители распоряжаются данной информацией, помогает стенд «Занимаемся логопедией дома»

. В рамках реализации данного проекта
родителями были оформлены мини папки с небольшими фотоотчётами о коррекционной работе в домашних условиях.
На заключительном этапе проекта были подведены итоги работы над проектом, проведено анкетирование родителей. Все родители без исключения отметили положительную динамику своего ребёнка в речевом развитии и высоко оценили проделанную логопедом коррекционную работу.

Сравнительный анализ результатов коррекционной работы позволил сделать вывод, что у детей, чьи родители принимали активное участие в работе, выполняли рекомендации логопеда, проявляли собственную инициативу в некоторых ситуациях, наблюдалась высокая результативность коррекционной работы, значительно сокращалось время, затраченное на устранение речевого нарушения.

1. Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.

2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи», ТЦ «Сфера»

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Г. Б. «Логопедия»

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. «Если ваш ребенок отстает в развитии»

, М.
«Медицина»
, 1993 г.

5. Виноградова Н. Ф., Година Г. Н., Загик Л. В. и др. «Детский сад и семья»

, М. Просвещение 1981 г.

6. Волкова И. Е. «Родители и дети»

Обучение пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи

«Обучение пересказу детей с нарушением речи»

Пересказ – это связная и последовательная устная передача содержания прочитанного. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.

Логопеды работают с детьми, имеющими те или иные речевые проблемы. Как правило, это дети с общим недоразвитием речи. Под ОНР понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Для детей с ОНР третьего уровня речевого развития, которые уже способны к обучению составлению рассказов, характерным в этом плане является нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи, нарушение логико – временных и причинно – следственных связей в тексте. При составлении рассказа дети проявляют низкую степень самостоятельной активности, у них отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей данной категории носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно – коррекционных задач.

Читайте также:
Формирование фразовой речи у детей в процессе трудового воспитания

Для успешного осуществления работы по обучению детей пересказу необходимо соблюдать определенную последовательность в работе над текстом:

1 этап – это рассказывание текста детям.

2 этап – обыгрывание прочитанного текста с использованием настольного, кукольного, пальчикового и другого вида театра.

3 этап – ответы на вопросы взрослого. После проигрывания детям задаются вопросы, ответы на которые помогают раскрыть смысл действий персонажей, вызывают правильное отношение к героям. Взрослый учит детей тому, как надо поступать и правильно выражать свои мысли, оформлять высказывания.

4 этап – изображение прочитанного текста (рисунок, аппликация, лепка, конструирование и др.). Важным средством для воспитания эстетического отношения к окружающему миру является изобразительная деятельность, которая дает возможность ребенку создать рисунок на основе собственного замысла, реализуя свои потенциальные возможности. Это позволяет ребенку еще раз продумать содержание текста, проговорить про себя, отобразить в рисунке свои личностные представления об услышанном.

5 этап – пересказ текста детьми с опорой на наглядность.

Такой алгоритм действий развивает у детей умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание, следить за развитием сюжета, формировать эмоционального восприятия услышанного, учить отвечать на вопросы по его содержанию, выполнять игровые действия, стимулирует детей повторять отдельные слова и выражения из текста, учит передавать содержание в изобразительной деятельности, пересказывать содержание текста с опорой на игровые действия и рисунок, развивает память, внимание, мышление.

Игры для обучения пересказу

Игра «Из какой я сказки?»

Цели: Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, связной речи.

Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки из пособий серии «Любимые сказки».

Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно несколько плоскостных фигурок и предлагает детям назвать их. Затем вызывается ребенок, подготовивший вместе с педагогом рассказ от лица одного из персонажей. Дети должны послушать и определить, чьи это слова, из какой сказки этот герой. («Колобок», «Теремок», «Репка»).

Игра «Кто лишний?»

Цели: Развитие зрительного внимания.
Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог выставляет несколько фигурок на наборное полотно. Одна из них должна быть лишней, из другой сказки. Дети должны посмотреть и определить, какая фигурка лишняя и почему. Аналогично проводится игра «Кого не хватает?». («Колобок», «Теремок», «Репка»).

Игра «Четвертый лишний»

Цели: Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной речи.
Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог выставляет на наборное полотно фигурки Машеньки и Ванюшки из сказки «Гуси-лебеди», Машеньки и медвежонка из сказки «Три медведя» и предлагает детям определить, кто из сказочных героев лишний. Дети объясняют, что лишний медвежонок, потому что он не человек, а животное. Аналогично можно провести игру так, чтобы дети могли находить лишнего героя из сказки, дифференцировать людей, животных и т.д.

Игра «Расскажи по цепочке»

Дети берут предметные картинки (колокольчики) и определяют очередность пересказа: с обратной стороны колокольчика написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.

Игра «Будь внимательным»

Цели: Развитие зрительного внимания, навыков ориентировки в пространстве. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог выставляет на наборное полотно яблоню, над ней помещает стаю лебедей, а под ней – яблоки, закрепляет речку, а в ней – камень, печку, а перед ней — дрова, слева от яблони можно поместить фигурки детей. Он предлагает детям рассмотреть картинку и рассказать, что (кто) где находится. Затем можно попросить детей закрыть глаза, а тем временем поменять местами фигурки на наборном полотне: лебедей поместить над печкой, дрова убрать за печку, детей поместить возле речки и т. п.

Дети должны, открыв глаза, сказать, что изменилось на картинке.

Игра «Не зевай — по порядку называй»

Цели: Развитие зрительного внимания, обучение порядковому счету, актуализация атрибутивного словаря (порядковые числительные), совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог помещает на наборное полотно фигурки зайца, лисы, волка, медведя, медведицы, медвежонка, Машеньки, Ванюшки, петуха и предлагает рассмотреть и назвать их. Затем дети должны продолжить порядковый счет, начатый логопедом:
-Заяц первый, лиса вторая, волк третий и т. п.
Можно предложить детям следующие вопросы: «Который по счету волк?», «А медвежонок который по счету?», «Между какими героями стоит медведица?», «Перед кем стоит Машенька?», «За кем стоит петух?» и т.п.

Примерный план занятия по пересказу русской народной сказки «Лиса и рак»

1.Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения. Показать рака на картинке, пояснить, что у него слабые тонкие ноги, но цепкие клешни. Предложить детям показать, какой величины рак.
2. Чтение сказки (1-2 раза)
3. Разбор сказки (содержание, язык, выразительность). Воспитатель спрашивает: «Почему лиса предложила раку перегоняться? Ласково или насмешливо сказала она: «Давай с тобой перегоняться?» (Предлагает повторить хором и индивидуально эту фразу, выделяя слово перегоняться). Что придумал рак, чтобы перехитрить лису? (Обратить внимание на слова уцепился за хвост). Предлагает послушать ещё раз, как медленно и насмешливо сказал рак лисе, когда отцепился от её хвоста: «А я тебя давно тут жду!» (выделить слов давно).
4. Повторное чтение сказки с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей (3-4 ответа).
6. Пересказ по ролям (2-3 ответа).

Официальный сайт Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска “Детский сад № 391 комбинированного вида “Елочка”.

Все права защищены.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Информация на официальном сайте размещается на русском языке.

© Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска “Детский сад № 391 комбинированного вида “Елочка”, 2020-2021годы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: