Логопедический проект: Предупреждение нарушений письма и чтения

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Статья просмотрена: 9707 раз

Библиографическое описание:

Земляченко, М. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2314/ (дата обращения: 18.01.2022).

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников. Логопед должен понимать, что профилактика дисграфии, дислексии является актуальной проблемой в современном модернизированном мире. Если раньше ребенок шел в школу и не мог писать и читать, то это считалось нормой. Но в наше время ребенку, который не умеет читать, очень сложно ориентироваться в окружающем мире. Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму.

Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок должен соотнести буквы с этими образами и благодаря этому понять смысл читаемого теста.

У ребёнка с логопедическим диагнозом нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звукослоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно произносить.

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Приоритетные направления логопедической работы:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

Читайте также:
Групповое логопедическое занятие на тему: Работа с деформированными предложениями

4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В группах для детей с тяжелыми нарушениями речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:

1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв

лепка из пластилина;

выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

вырезание из цветной бумаги;

выжигание на дощечках;

вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

Игра «Необычный конструктор»

вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый; палочка – большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)


«Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:


из одного элемента (О, С);

из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);

из трех элементов и т.д.

«Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:


прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

влево (З, Л, У, Ч и т.д.);

«открыты» (А, Б, Г и т.д.);

Упражнение «Нарисуй дорожку»

Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

Упражнение «Угадай, какая буква?»

Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

Игра «Разноцветное путешествие»

У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх – вправо – вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом;

Обвести букву по точкам;

Слепить букву из пластилина;

Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала);

Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки;

“Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква;

Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение);

Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).

Обвести найденную букву (красным или синим цветом);

Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении);

Собрать букву из двух половинок;

Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их;

Прочитать слово по пол-букве.

Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;

Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово;

«Собрать» буквы и прочитать слово;

Работа с изографами.

В результате проводимой работы у детей:


улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

Читайте также:
Презентации по логопедии. Автоматизация звука (С) в игре Четвёртый лишний

развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С.Пб., 1995.

Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.

Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.

Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук. Преодоление грамматического недоразвития речи.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению.

Первый этап «Звук, буква, слог, слово». Основное содержание коррекционно-педагогической работы направлено на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, на совершенствование фонематических представлений учащихся.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего.

слово, словарный запас, устная речь, звук, ударный слог, ребенок, звуковой анализ, звук речи, дошкольный возраст, грамматический строй.

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

У младших школьников с ОНР наблюдается скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неконтекстное восприятие фразы.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного.

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук. Преодоление грамматического недоразвития речи.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению.

Первый этап «Звук, буква, слог, слово». Основное содержание коррекционно-педагогической работы направлено на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, на совершенствование фонематических представлений учащихся.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего.

слово, словарный запас, устная речь, звук, ударный слог, ребенок, звуковой анализ, звук речи, дошкольный возраст, грамматический строй.

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

У младших школьников с ОНР наблюдается скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неконтекстное восприятие фразы.

Читайте также:
Логопедическая викторина 'Играй-ка – угадай-ка'

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного.

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно.

Коррекционно-развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Наталья Артемьева
Коррекционно-развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Дислексия— это «частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера». Это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.

Важными условиями предупреждения дислексии и дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия. Профилактическая работа по преодолению нарушений письменнойречи должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психологом, логопедом и воспитателем. Корнев А. Н. отмечает две формы профилактики дислексий и дисграфий.

Профилактика нарушений чтения и письма заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам.Для данной профилактики рассмотрены несколько мероприятий:

1. Меры по предупреждениюанти – и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. д. ;

2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей впервые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной и церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка является безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.

5. При наличии билингвизма (двуязычия) у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относящиеся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей,не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Профилактика чтения заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведения комплекса предупредительных мер. Диагностическая методика, используемая при этом должна быть адаптирована для детей дошкольного возраста. Для предупреждения нарушения чтениярекомендуется следующее:

1. Формирование функционального базиса навыков чтения.

2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком – письмом.

Профилактика письма заключается:

1. в своевременном выявлении группы риска. С детьми, у которых наблюдается риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа;

2. в исправлении фонетико-фонематических нарушений;

3. в развитии функционального базиса письма по адаптированной к дошкольникам методике.

Выделяют несколько основных задач профилактики нарушений чтения и письма у детей:

1. Формирование верного звукопроизношение;

2. Развивать фонематический слух;

3. Подготовка к обучению грамоте.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

В содержании коррекционной деятельности должны быть отраженно взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения.

Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями Консультация для воспитателей Тема: «Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями» Леонова Лариса Петровна Воспитатель.

Читайте также:
Оформление портфолио учителя-логопеда

Игровые технологии в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС Особое значение для подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного.

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов «Дифференциация согласных» Тема: Дифференциация согласных [С] – [Ш] в слогах, словах. предложениях, тексте. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов.

Коррекционно–развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у детей с речевыми нарушениями Консультация для воспитателей Тема: «Содержание коррекционно – развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма.

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями» Актуальность проекта: В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы.

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями Уважаемые родители! Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие всё –.

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями Для дошкольников с речевыми нарушениями проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия.

Советы логопеда «Нарушения письма и чтения у детей» Советы логопеда Нарушения письма и чтения у детей Наряду с патологией устной речи существуют нарушения письменной речи. Это нарушения письма.

Содержание коррекционной работы по предупреждению нарушений социализации детей старшего дошкольного возраста Статья по теме: «Содержание коррекционной работы по предупреждению нарушений социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями В последние годы проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. В результате многих неблагоприятных факторов окружающей среды.

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Ознакомление с главными принципами логопедического воздействия при организации коррекционно–профилактической работы. Определение значения работы по предупреждению дисграфии и дислексии. Рассмотрение и характеристика основных задач коррекционной работы.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 19.03.2018
Размер файла 19,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра специального и инклюзивного образования

Курсы повышения квалификации

«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»

Тема: «Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями»

Караман И.Ю. воспитатель МО г.Клин

МДОУ ДС №2 Калинка

Проверил: к.п.н., доцент Бутко Г.А.

Оглавление

1. Принципы коррекционной работы

2. Задачи коррекционной работы

3. Коррекционно-развивающая работа

Введение

Эффективная работа по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями и сопутствующей им педагогической запущенности.

Своевременное выявление среди них детей с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяет не только предупредить появление у этих детей нарушение чтения и письма, но и не допустить отставания в усвоении программного материала. Из вышесказанного следует, что эффективность коррекционного воздействия определяется уровнем ранней диагностики всех проявлений речевой неполноценности. Поэтому основная задача логопеда правильно оценить все проявления речевого нарушения каждого ребёнка.

Нарушения чтения и письма в психолого-педагогической классификации рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений.

Таким образом, содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон речи, связной речи; импрессивной и экспрессивной речи. (Звуковой стороны речи: правильного звукопроизношения и фонетико-фонематического восприятия и дифференциации. Смысловой стороны речи: лексического запаса, грамматического строя речи, звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза.)

Читайте также:
Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем

1. Принципы коррекционной работы

Принципы логопедического воздействия при организации коррекционно – профилактической работы.

1. Этиопатогенетический принцип,

2. Принцип системного подхода,

3. Принцип индивидуально – дифференцированного подхода,

4. Принцип поэтапного формирования умственных действий,

5. Принцип учета ведущей деятельности и мотивации,

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Для дошкольников с речевыми нарушениями проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма». Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Дислексия — «частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера» Другими словами -это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.

В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Но как показывают многочисленные исследования известных отечественных дефектологов (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, А.К.Маркова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина и др.) затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, недостатки произношения, которых являются показателем незаконченности фонемообразования. К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Задачи коррекционной работы

Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

· Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, сонорные.

· Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.

· Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.

· Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове – начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.

· Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.

При ФФН дети нестойко употребляют звуки речи. Некоторые звуки ребёнок по инструкции изолированно произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда звуки одной фонетической группы заменяются, а другой искажаются. Поскольку у детей нарушено фонематическое восприятие, т.е. дети не различают звуки в потоке речи, то страдает понимание речи. Им трудно повторить слоги с оппозиционными звуками, самостоятельно подбирать слова на заданный звук, выделять звук из слова и т.д. логопедический коррекционный дисграфия

Дети с ОНР, как известно, имеют ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражают свои мысли, неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении, то в их письменной речи будут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений.

Преодоление ФФН и профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно. Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Формирование звукопроизношения,

2. Развитие фонематического восприятия,

3. Формирование навыков языкового анализа и синтеза,

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте Звуки (С-С’), Буква С

4. Обогащение активного словаря и формирование практических умений им пользоваться.

5. Развитие грамматических навыков,

6. Формирование связной речи,

7. Совершенствование пространственных представлений,

8. Развитие способности к запоминанию и воспроизведению,

9. Развитие мелкой моторики рук,

10. Развитие тактильных ощущений,

11. Развитие конструктивного праксиса,

12. Расширение «поля зрения» ребенка.

3. Коррекционно-развивающая работа

Для формирования навыков и умений необходимо:

– проведение дидактических игр, с однотипными игрушками, предметами, муляжами («Первый, последний», «Что изменилось?», «Следующий, предыдущий»);

-обучение ориентировке на листе бумаги: «Поймай фигуру», «Слева, справа, в середине», «Графический диктант», на теле: «Сделай так», «Закрой глаза и повтори», в пространстве: «Холодно – горячо», «Найди по схеме», «Самый, самый», «Ближе – дальше», во времени: «Делу время», «Веселая неделька»;

-сравнение графической структуры букв и цифр («Четвертый лишний», «Буквы, цифры за вуалью», «Допиши»);

– отработка порядкового и количественного счета одновременно с согласованием существительных с числительными и прилагательными («Числовой куб», «Самый любимый пятый»). На первых этапах хорошо помогают стихи – «запоминалки»;

– подборка логоритмических упражнений с учетом решаемых задач. Дети любят считалки как современные, так и фольклорные, загадки – «вопрошалки», включающие логические отношения направления, величины, последовательности.

Важным направлением в профилактике нарушений письменной речи, является формирование и коррекция неречевых психических функций, обеспечивающих письменную речь. Именно неречевые психические функции являются той глубинной базой, на которой строится письменная речь.

Библиографический список

1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / М.: Академия, 2008. – 368 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.

3. Логопедия: методическое наследие / авт.-сост. Р. И. Лалаева; под ред. Л. С. Волковой. М.: Владос, 2003. – 304 с.

4. Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т.Б. Филичева // Логопедия. 2008. №3. С.5-9.

5. Детская патопсихология. Хрестоматия/ Сост. Н.Л. Белопольская. 3-е изд., – М., Когито-Центр, 2004.- 351с.

6. Лекции Бессоновой Т.П., Дружиловской О.В., Ворошиловой Е.Л..

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Методика логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи. Развитие фонематического воспитания при устранении дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии. Особенности устранения аграмматической и оптической дислексии и дисграфии.

реферат [16,2 K], добавлен 12.12.2010

Научно-методические основы выявления дисграфии, отличие от иных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Разработки системы логопедической работы по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом.

курсовая работа [64,6 K], добавлен 18.03.2011

Особенности формирования графических навыков письма. Причины, механизм возникновения нарушений письменной речи у детей. Коррекционно-педагогическая работа по подготовке детей с проблемами в развитии к овладению графикой письма в условиях специального ДОУ.

дипломная работа [280,7 K], добавлен 04.05.2015

Проблемы дислексии и дисграфии у младших школьников, комплекс коррекционных мер по их предупреждению. Характеристика нарушений речи у учащихся 1 классов. Методы психолого-педагогической диагностики уровня сформированности навыков чтения и письма у детей.

курсовая работа [3,3 M], добавлен 18.05.2015

Общие методологические подходы к изучению процесса формирования навыка чтения у младших школьников. Чтение как сложный психофизиологический процесс. Содержание коррекционно-развивающей работы. Проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.

дипломная работа [92,4 K], добавлен 28.01.2014

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста»

Предупреждение нарушений

чтения и письма

у детей дошкольного

возраста

МОУ «Увинская СОШ №4»

Вахрушева Татьяна Николаевна

Причины речевых нарушений

Биологические причины:

  • Внутриутробная патология (пренатальная):
  • инфекционные, эндокринные и др. соматические заболевания матери;
  • гипоксия плода (кислородное голодание);
  • тяжёлый токсикоз;
  • иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус – фактору

2. Повреждения при родах (натальная патология):

  • Акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода, кесарево сечение и др.);
  • асфиксия (кислородное голодание плода во время родов);
  • родовые травмы (часто приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток головного мозга)

3. Воздействие вредных факторов после рождения (постнатальная патология):

  • тяжёлые заболевания ребёнка в первые годы жизни (частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалитные, ранние желудочно-кишечные расстройства и др.);
  • черепно-мозговые травмы

4. Нарушение слуха.

5. Наследственные факторы:

  • задержка речевого развития;
  • нервно-психические заболевания;
  • заикание;
  • нарушения чтения и письма;
  • нарушения в строении артикуляционного аппарата: расщелины нёба, губы, зубочелюстные патологии и др.
Читайте также:
Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантантом

Социальные причины:

  • алкоголизм, курение, приём наркотиков;
  • профессиональные вредности;
  • приём лекарственных препаратов;
  • радиация;
  • психические травмы;
  • эмоциональная депривация в первые годы жизни (недостаточность эмоционально-положительного контакта с родителями);
  • педагогическая запущенность .

Ошибки

в письменной речи

Нарушения звукопроизношения:

  • замены букв (шуба – «суба», жук – «зук», лампа – «вампа»);
  • пропуски букв (гриб – «гиб»)

Нарушение фонематических процессов:

  • замены одной буквы на другую (барабан – «парапан», курица – «курича»);
  • неправильное обозначение мягкости согласных на письме («писмо», «лубит»);
  • пропуски согласных (диктант – «дикат»), пропуски гласных (собака – «сбака»);
  • перестановки букв (окно – «коно»);
  • добавления букв (таскали – «тасакали»)

Нарушение слоговой

структуры слов:

  • пропуски слогов (комната – «кота», карандаши – «кадаши»);
  • перестановки слогов (дверь – «древь»,семена – «сенема»);
  • добавления слогов

Нарушение грамматического строя речи:

  • искажения структуры слов, замена приставок, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки»)
  • нарушения предложных конструкций (над столом – «на столом»);
  • неправильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях («много деревов», «плывёт корабли»);
  • Трудности конструирования предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении

  • Направления работы по предупреждению нарушений чтения и письма:
  • Своевременное выявление детей группы риска (детей с нарушениями речи, познавательных процессов).
  • Направление детей группы риска к специалистам (дефектологу, логопеду, психологу).
  • Взаимодействие со специалистами, выполнение рекомендаций по закреплению полученных навыков.
  • Формирование фонематических процессов.
  • Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формирование связной речи.
  • Развитие оптико-пространственных представлений (зрительного восприятия и памяти), зрительного анализа и синтеза.

Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Введение

Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением ( Бельгия – 5 %, Британия – 4 %, Греция – 5 %, Финляндия – 10 %, Соединённые Штаты Америки – 8,5 %).

Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом, с идеями А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, В.Н.Винарской, Н.А.Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя свое значение и теперь.

В настоящее время проблемой преодоления нарушения чтения и письма занимаются Р.И.Лалаева, В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева и другие, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определять причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.

Некоторые исследователи и педагоги обращают внимание на возрастание роли профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей: Ю.Ф.Гаркуша, Т.Н.Кроткова, Н.И.Шудьдешова “Некоторые аспекты логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста” (формирование представлений детей о звуко-буквенном и слоговом составе слов, грамматических отношениях слов, структуре предложения с использованием наглядных моделей и наглядного моделирования); М.Г.Милостивенко “Предупреждение нарушений чтения и письма” (система заданий по предупреждению нарушений на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста); Г.В.Бабина, Н.А.Грассе “Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи”.

Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, издано много коррекционной логопедической литературы по преодолению и предупреждению дисграфий и дислексий.

Однако ни один ребенок не может сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает достаточно большое количество ошибок, которые могут надолго осложнить усвоение программы дошкольного и школьного обучения.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения и письма

Ежегодно обследуя старших дошкольников, мы отмечаем наиболее типичные ошибки неправильного обучения чтению и письму педагогами и родителями, а именно:

1) изучение алфавитных названий букв;

2) неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

3) неправильное обучение навыкам рисования и письма.

На что же необходимо обратить внимание родителей?

1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:

– навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.

– звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША, соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова. Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.

Читайте также:
Авторская логопедическая игра 'Наряди Букваренка'

2. Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:

– побуквенное чтение : М, А, М, А.

– прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.

3. Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:

  • выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;
  • прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
  • угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;
  • обведение пальцем контура букв, штриховка букв;
  • применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ).

4. Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:

– пальчики бегают по столу

– разведение пальцев в стороны

– поочередное поднимание пальцев руки

Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.

Кроме этого родители должны знать, что:

– ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.

5. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.

Но при этом необходимо помнить:

  • ребенок должен уметь правильно держать карандаш ( тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо );
  • тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном );
  • правильно сидеть за столом;
  • не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;
  • необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).

Вот перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2016

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Система оказания помощи детям с нарушением чтения(дислексия) и письма(дисграфия) определяется комплексом проблем, которые стоят перед этими детьми. Дислексия и дисграфия – это внушительный синдром, который включает нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, соответствующие поведенческие реакции, а также и само нарушение письменной речи. В профилактической работе по преодолению нарушений письменной речи должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психологом, логопедом и воспитателем.

Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

Садовниковой И.Н были выделены несколько принципов организации коррекционно-логопедической работы, которые были направленны на профилактику и преодоление дислексии и дисграфии:

1. Комплексность мероприятий;

2. Преемственность между представителями отдельных служб, участвующих в коррекционной работе: психологом, логопедом, педагогами. Особенно важен контакт психолога, логопеда с воспитателями;

3. Включение родителей в коррекционную и психотерапевтическую работу с ребенком.

Мнухин С.С. делает заключение о том, что коррекция дислексий и дисграфий наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика является высокоэффективной мерой, которая позволяет предупредить формирование всех этих нарушений.

Так, например, Корнеев А.Н. отмечает две формы профилактики дислексий и дисграфий.

I профилактика нарушения чтения и письма заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для данной профилактики рассмотрены несколько мероприятий:

1. Меры по предупреждению анти – и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т.д.;

Читайте также:
Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей впервые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной и церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка является безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.

5. При наличии билингвизма (двуязычия) у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относящиеся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

II профилактика чтения (дисграфии) заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведения комплекса предупредительных мер. Диагностическая методика, используемая при этом должна быть адаптировано для детей дошкольного возраста. Для предупреждения нарушения чтения рекомендуется следующее:

1. Формирование функционального базиса навыков чтения.

2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком – письмом.

II профилактика письма (дисграфий) заключается в:

1. Своевременном выявлении группы риска. С детьми, у которых наблюдается риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа;

2. Исправление фонетико-фонематических нарушений;

3. Развитие функционального базиса письма по адаптированной к дошкольникам методике;

4. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

Выделят несколько основных задач профилактики нарушений чтения и письма у детей, а именно:

1. Формирование верного звукопроизношение;

2. Развивать фонематический слух;

3. Подготовка к обучению грамоте.

В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять дефект речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики.

Дети с различными нарушениями речи в условиях массовой школы обычно оказываются не в состоянии овладеть навыками письма и чтения в полном объеме. Среди таких детей значительный процент составляют дети с дисграфией и дислексией.

Ориентирование в звуковой стороне слова подготавливает ребенка к усваиванию грамоты, письменной речи. Важность наблюдений над звуковой стороной слова для овладения родным языком, развития культуры речи выделяют многие выдающиеся педагоги и психологи, такие как: Швачкин Н.Х., Гвоздев А.Н., Левина Р.Я., Спирова Л.Ф., Ананьев Б.Г.

Д. Б. Элькониным была представлена многофункциональная и эффективная система развивающего обучения грамоте. Принцип данной системы состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Не следует стремиться сократить буквенный этап обучения, т.к. от него зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Таким образом, основными направлениями по предупреждению нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте являются: формирование “функционального базиса чтения”, обучение чтению с опережением (в дошкольном возрасте). Одним из необходимых условий предупредительного воздействия является раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Важным моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении и в организации коррекционных мероприятий служит овладение фонематического развития детей с речевыми нарушениями.

Список литературы:

1.Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб, 1997.

2.Хватцев М.Б. Логопедия. М, 1996.

3.Корнев А.И. Нарушение чтения и письма у детей.СПб, 1997.

4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; издательство «Союз», 2001.

5. Хрестоматия по логопедии. / Учебное пособие: В 2тт. Т.II /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Конспект итогового психологического занятия в подготовительной группе

Дети входят в музыкальный зал с воспитателями, психолог приветствует их у воздушного шара и предлагает занять места, чтобы отправиться в путешествие в Город Радости. Все садятся на ковер, воспитатели укладывают мешки, которые будут играть роль балласта.
Предлагается спеть веселую песню. (Мы пели первый куплет песни И.Дунаевского «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!», она создает нужное настроение).

Читайте также:
Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантантом

Затем музыкальный руководитель начинает делать с детьми логоритмическую композицию «На воздушном шаре».
(Автор стихов и движений Е.Е.Соколова)
Исходное положение: дети сидят на полу по-турецки, руки на коленях.
Мы летим над облаками,
(развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево)
Мы хватаем их руками,
(выполнять хватательные движения четыре раза)
Задеваем головой. Ой!
(наклонить голову и накрыть ее двумя руками)

Если дома не сидится,
(поманить к себе три раза одной рукой)
Приглашаем прокатиться
(три раза – другой)
По дорожке голубой.
(вытянуть обе руки вперед и развести в стороны, ладошками вверх)

Радуга цветная
(нарисовать радугу правой рукой слева направо)

Спинку выгибает.
(нарисовать радугу левой рукой слева направо)
Это нам от солнышка
(руки согнуты в локтях (локти внизу), ладони повернуты на зрителя, пальцы растопырены, поднять руки вверх и опустить)
Теплого привет.
(руки в том же положении, поднять их и опустить)

Звездочки мигают,
(обеими руками одновременно жать и разжать кулачки на уровне глаз 4 раза)
Нам добра желают,
(скрестить руки на груди, покачаться вправо-влево)
Мы им улыбнемся
(улыбнуться, развести руки в стороны)
И споем в ответ.
(положить руки на колени)
Ля-ля-ля…
(пропеть короткую мелодию, легко похлопывая руками по коленям)

Внезапно раздается громкая зловещая музыка. (Я выбрала «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского). Музыка усиливается, все понимают, что воздушный шар теряет высоту, и скоро мы окажемся на земле. Выбрасывается балласт. Принимаются другие меры безопасности.
Все происходит быстро. Через 3-4 минуты раздается удар тарелок, что означает, что мы приземлились. Воспитатели собирают детей возле себя, проговаривают, все ли в порядке.
Все осматриваются, стараясь понять, куда мы приземлились.
Психолог объявляет, что, скорее всего, мы оказались в Дебрях Незнания.

В это время появляются «местные жители» (их роль исполнили воспитатели старшей группы, которым хотелось присутствовать на интеллектуальной игре, но сделать это можно было только в качестве участника). Они одеты, как мальчишки, в бейсболках, футболках, на которых висит множество «двоек» и «единиц».
Происходит знакомство. Дети говорят, кто они, откуда прилетели и куда хотели бы попасть. «Аборигены» Витёк и Васёк рассказывают свою историю о том, что учились очень плохо, уроки прогуливали, теперь живут в Дебрях Незнания и очень хотят вернуться домой. Они просят детей помочь им ответить на вопросы, чтобы вместе отсюда выбраться.
Поскольку в игре необходимо импровизировать, мы приготовили много вопросов разной степени сложности. Я приведу все, но в момент игры было задано 5 вопросов, на которые дети смогли правильно ответить.
В какое время года самые короткие дни?
Лиственница – это…
Лиственное дерево
Хвойное дерево
Куст
Цветок
В чём пчёлы хранят мёд…
В банках в сотах
В ящиках в вёдрах

Кто живёт в овчарне?
лошади овчарки
овцы кролики

От выхлопных газов автомобилей воздух очищают…
пешеходы дворники
деревья велосипедисты

Сколько зубов во рту взрослого человека?
54 20 32 38

Обоняние – это способность различать…
цвета формы
запахи звуки

В темноте наши зрачки…
уменьшаются меняют цвет
увеличиваются исчезают

Кто делает сладости?
диетолог фармацевт
кондитер парфюмер

С каждым правильным ответом дети могли оторвать ненавистную двойку с одежды Вити и Васи.
Радостные друзья предложили сыграть детям в игру «Овощи, фрукты и прочие продукты». Правило игры: постарайтесь узнать с завязанными глазами, что вам дали в руки. Предмет следует ощупать, можно понюхать, но нельзя пробовать на вкус.
Если назовете правильно, предмет ваш, если ошибётесь, то – наш.
Все садятся в круг, завязывают платком глаза.
Витя и Вася, психолог, воспитатели дают каждому ребёнку что-то съедобное, каждому свое, без повторов. В нашей группе было 24 ребенка, поэтому кроме овощей и фруктов были чупа-чупс, киндер-сюрприз, конфета, шоколадка и т.д.
Дети справились с заданием, кроме одной девочки, которая не смогла определить, что у нее было печенье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: