Логопедический проект ‘Азбука’

проект “Моя волшебная буква”

Тамаразова Юлия Николаевна,

МАДОУ ДС КВ “Ручеёк”

ЯНАО г. Новый Уренгой

Недооценка своевременного исправления

речевых дефектов у детей приводит в

последствии к трудностям в овладении

письмом и чтением. Такой ребенок будет

постоянно отстающим в школе, будет страдать

от того, что его старания не приводят к

Его вины здесь нет.

Виноваты только родители, считавшие,

что малыш вырастет и «выговорится»

МОЯ ВОЛШЕБНАЯ БУКВА

Проект учителя – логопеда

Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной.
Все что на занятии с логопедом изучаем, дома обязательно с мамой, папой закрепляем.

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что с участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Гипотеза: Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстранятся от работы по исправлению речевых дефектов у детей. Они преодолеют возникшие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком

– формировать умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

– выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

– определять отличия в названиях картинок.

– определять место заданного звука в слова.

– подбирать слова с заданным звуком.

– формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребенком.

– формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза детей;

– способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;

– повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;

– привлечь родителей к изготовлению книжек – малышек по пройденным звукам

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами, воспитателями групп, родителями.

Тип проекта практико-ориентированный, индивидуальный

По продолжительности: долгосрочный (1 год, в течение всего периода коррекции звукопроизношения)

Участники проекта: учитель-логопед, родители детей группы, воспитатели группы, воспитанники группы.

– Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан­ный звук в слове или отсутствует).

– Формирование действия вычленения звука от начала и конца слова
(по вопросам: “Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?)

– Выделение ударной гласной в слове.

– Определение места звука слове (После какого звука слышится нужный
звук в слове? Перед каким звуком?)

– Умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

– Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

– Повышение компетентности родителей в вопросе развития детей;

– Включение родителей в коррекционный процесс

1 этап – подготовительный (информационно – аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

2 этап – основной (практический)

Изготовление самодельных книжек – малышек на каждый пройденный звук, соблюдая определенный условия:

– сначала подбираем предметные картинки на заданный звук (звук находится в начале слова);

– за тем подбираем картинки, в которых позиция звука определятся серединой слова;

– следующие картинки со звуком в конце слова.

Правила создания (формирования страниц)

Картинки на страницах книга должны соответствовать позиции звука в слове (вначале слова, в середин или в конце)

3 этап – заключительный (оформление мини библиотеки авторских пособий)

– презентация каждой книжки всеми участниками проекта (родители, дети, воспитатели) и оформление выставки (библиотеки) в детском саду.

Презентация опыта: готовыми книжками могут пользоваться педагоги ДОУ, логопеды, родители, а также сами дети, играя в различные игры. Например: «найди звук», «Где живет звук» и тд.

Опыт может транслироваться на городских методических объединениях, представлен на конкурсы различного уровня

Содержание и деятельность проекта:

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

Работа с детьми
– Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
– Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционная гимнастика»
– Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»

Читайте также:
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Работа с семьей

– Выступление на тему: «Результаты проведенной коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности»
– Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
– Совместное с ребенком изготовление книжек – малышек на пройденный звук «Моя волшебная буква»
– Использование книг в процессе закрепления пройденного звука и при определении позиции данного звука в слове.

Работа с педагогами
– Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
– Оформление выставки (Библиотеки) с детьми «Моя волшебная буква» (на все пройденные звуки)
– Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Практический результат проекта
– Презентация индивидуальных книжек – малышек «Волшебная буква», их практическое использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда
– Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Вывод: включение родителей в совместный у логопедом и воспитателем процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя – логопеда и родителей.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Для оформления работы были использованы картинки со следующих сайтов

Файл: Умная сова.png

Фотографии можно напечатать в конце или начале публикации

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Логопедический проект “Живые буквы”

Логопедический проект

« Живые буквы»

Пр оект разработан для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Тип проекта:

По сроку реализации: долгосрочный – октябрь-май

По целевой установке: практико-ориентированный

По составу участников : индивидуально-подгрупповой

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР (ОНР), учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель проекта: закрепить знания дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР о буквах , посредством развития мелкой моторики рук.

Задачи проекта:

Совершенствование знаний воспитанников с ТНР о звуках и буквах.

Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук:

развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук;

развитие графических навыков, подготовка руки к письму.

Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:

память, речь детей, воображение;

зрительное и слуховое восприятие;

умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.

Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.

Актуальность проекта

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада – одно из самых основных направлений в процессе подготовки к обучению в школе. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения элементами грамоты. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза ниже, чем у воспитанников с речью в норме. Дети с трудом запоминают буквы – как средство приобретения первоначальных навыков для правильного чтения и грамотного письма, звуки- как один из способов формирования речи. У детей с ТНР (ОНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. В связи с этим у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Дети не могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в логопедической работе с дошкольниками с ТНР (ОНР).

Читайте также:
Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи - конспект занятия

Предполагаемый результат:
– Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
– Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
– Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения.
– Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
– Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.

-Развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук.

– Развитие памяти, воображения.

Продукт проектной деятельности: организация выставки букв, изготовленных воспитанниками группы компенсирующей направленности «Живые буквы»

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный
– Определение целей и задач проектной деятельности.
– Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
– Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
– Составление плана деятельности.
– Первичное обследование детей.
– Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
– Изучение методической литературы по обучению грамоте, развитию мелкой моторики дошкольников с ТНР.

2 этап. Основной
– Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте.
– Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
– Промежуточная диагностика детей.
– Изготовление «Живых букв» детьми на занятиях с использованием различных материалов: пайеток, бисера, бусин, пуговиц.
– Консультации для родителей «Подготовка руки дошкольника к письму».

Заключительный
– Организация выставки букв «Живые буквы», сделанных детьми на занятиях в ДОУ.

Логопедический проект «Логопедическая азбука»

автор: Анисимова Анна Михайловна

учитель-логопед МДОУ ВМР «Детский сад № 15 «Лужок» г Вольска Саратовской области»

Логопедический проект «Логопедическая азбука»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

Проект «Логопедическая азбука»

Участники проекта : Дети , учитель – логопед, воспитатели, родители.

Тип проекта: творческий, групповой, индивидуальный.

Продолжительность : долгосрочный

Результаты проекта:

  • Знакомство детей с буквами и закрепления знаний о них.
  • Формирование навыка звукобуквенного анализа.
  • Развитие мелкой моторики и графо – моторных навыков.
  • Развитие высших психических функций.
  • Активное участие родителей в совместном творческо-познавательном процессе.
  • Взаимодействие педагогов и родителей.

Обоснование актуальности проекта:

По результатам многочисленных исследований, дети с ОНР имеют не только речевые нарушения, но и недостаточно развитые психические процессы, а также эмоционально-волевые нарушения. Указанные особенности у большинства детей с ОНР оказываются скорректированными в ходе работы специалистов и воспитателей. Однако по нашим наблюдениям, а также беседам с родителями младших школьников, у части детей нарушения в той или иной степени остаются и в дальнейшем ведут к школьным трудностям. На первое выходят проблемы, связанные с обучением письму и чтению.

Продумывая организацию дополнительной помощи, мы намеренно остановились на такой совместной деятельности, которая соответствует:

  1. Целям и структуре коррекционной работы;
  2. Интересам и потребностям детей дошкольного возраста.

Как известно, дети старшего дошкольного возраста любят рисовать, мастерить и уже оценивают результаты своего труда.

Поэтому проект «логопедическая азбука» как нельзя лучше соответствует предполагаемым результатам коррекционно — развивающего обучения детей данного возраста.

Основная цель проекта:

Изучение детьми с ОНР звуков и букв русского алфавита, формирование предпосылок успешного обучения в школе.

Цели проекта:

  1. Коррекционно-развивающие:
  • Закрепление графического образа букв русского алфавита.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
  • Развитие воображения и художественных способностей.
  1. Образовательные :
  • Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с процессом создания книги.
  1. Воспитательные:
  • Развитие самостоятельности, инициативности, умение работать в коллективе.

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей понимание того, что книга «Логопедическая азбука» источник знаний.
  • Воспитывать интерес к азбуке и бережное отношение к ней.
  • Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Этапы работы над проектом

  1. Этап: Подготовительный.

Основной целью которого является формирование мотивации к созданию «Логопедической азбуки» своими руками.

Также на этом этапе составляется план работы, информируются родители, подбирается необходимый методический материал.

  1. Этап: Основной.

Основной этап проходит в соответствии с Программой обучения. Каждую неделю логопед знакомит детей с новым звуком и буквой, проводит игры на развитие фонематических процессов и закрепление зрительного образа букв.

Далее на каждую букву дается задание на развитие мелкой моторики и графо – моторных навыков.

Кроме того ребенку предлагается придумать слова, словосочетания и предложения на изучаемый звук.

Такая работа проводится индивидуально и позволяет решать сразу несколько коррекционных задач, а именно: расширение словаря, подбор глаголов и прилагательных к существительному, развитие языкового анализа и синтеза, слоговой анализ слов, усвоение правил написания предложений, развитие воображения.

  1. Этап. Заключительный.

Когда все страницы заполнены, оформляется обложка, чтобы книга «Логопедическая азбука» выглядела как настоящая.

Предлагаемые мероприятия:

  • Ежедневное закрепление пройденного материала.

выставление рекомендаций для родителей на изучаемую букву.

  • Организация итогового мероприятия «Абвгдейка» для воспитанников группы компенсирующей направленности и их родителей.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Для более успешного изучения и запоминания детьми букв, предлагаем поучаствовать вам и вашим детям в логопедическом проекте «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ АЗБУКА».

На каждую изучаемую букву вам, вместе с ребенком, предлагается на альбомном листе сделать ее необычно, но понятно из любого материала:

фасоли, гороха, гречки…..

написать короткое стихотворение про букву, наклеить/нарисовать несколько словкартинок на данный звук.

Читайте также:
Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений

В конце года все работы соединятся в одну большую азбуку и будет проведено итоговое занятие с выполненными заданиями.

Творческий проект “Логопедическая азбука”
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Проект для детей старшей и подготовительной логопедической группы детского сада

Скачать:

Вложение Размер
proekt.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект для старших дошкольников

Срок организации и реализации проекта:

сентябрь 2017 –май 2019гг.

творческий, групповой, индивидуальный.

долгосрочный – 2 года

Авторы, организаторы проекта:

учитель – логопед: Аникеева Наталья Александровна;

воспитатели: Илюшова Нина Анатольевна; Штабеева Валентина Петровна

Воспитанники группы и их родители

ЗАТО Шиханы, 2017

Для успешного овладения ребёнком грамотным чтением и письмом необходим определённый уровень сформированности предпосылок этих процессов, а именно –фонетико-фонематических процессов (звукопроизношение, звукоразличение,звуковая аналитико-синтетическая деятельность). Дети группы компенсирующей

направленности – дети с ОНР – в структуре дефекта имеют нарушение (недоразвитие) фонематического восприятия. Опыт работы показывает, что такие дети испытывают значительные затруднения в усвоении знаний, приобретении умений, необходимых для обучения грамоте в общеобразовательной школе. Это обусловлено некоторыми составляющими структуры ОНР:

Фонетическая сторона речи детей характеризуется наличием многочисленных искажений, замен и смешений звуков. Страдает звуконаполняемость слов, состоящих из звуков, даже не нуждающихся в коррекции.

Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки изолированно и их употребления в спонтанной речи. Недостаточность фонематического восприятия является причиной неготовности к самостоятельному (в отличие от детей с нормой речи) овладению звуковым анализом и синтезом.

Задержка в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма, обусловленная клиническими причинами дефекта.

Недоразвитие оптико-пространственного восприятия, недостаточная сформированность слуховой, зрительной, ассоциативной памяти, зрительно-

моторной координации (М.Е.Хватцев 1996г., И.Н.Садовникова – 1995г. и др.) не позволяет детям быстро запоминать буквы, количество и расположение их элементов, соотносить звук и букву.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией проявляющаяся в некритичном отношении ребенка к своему дефекту и слабой

мотивации к его устранению является препятствием получения речевых навыков и умений.

Перечисленные, нескомпенсированные в дошкольном детстве недостатки, в школе становятся причинами нарушений чтения и письма – дислексии и дисграфии.

В виду необходимости принятия мер по оптимизации процесса речевой

подготовки детей к школе решили разработать и реализовать в старшей и подготовительной логопедической группе образовательный проект «Логопедическая азбука»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТ А: Формирование фонетико-фонематических представлений и навыков как предпосылок грамотного чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Учить детей с нарушениями речи правильно произносить и дифференцировать в свободной речи звуки родного языка
  • Воспитывать у детей речевую мотивацию
  • Формировать у детей умения и навыки звуко-буквенного анализа
  • Способствовать развитию у детей творческих способностей
  • Привлекать родителей к активному участию в процессе овладением ребенком умениями и навыками в процессе обучения грамоте.

В ходе разработки проекта определили основные проектные направления работы по выбранной стороне речевой деятельности:

I. Формирование произносительных навыков:

  • Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация звуков)
  • Дифференциация смешиваемых звуков;

II. Формирование фонематических восприятия и представлений;

III. Развитие навыков и умений звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза.

Определили следующие формы организаци и для реализации проекта:

  • Занятия по формированию фонетико-фонематических представлений, постановке, автоматизации, дифференциации звуков, подготовке к обучению грамоте (индивидуальные, подгрупповые, групповые) – занятия с логопедом и воспитателем.
  • Свободная деятельность детей – игра.
  • Занятия с родителями дома (выполнение творческих работ)

1.Подготовительный этап – разработка проекта (сентябрь 2017г.)

2.Технологический этап – основной (октябрь – май 2018г.)

3.Рефлексивный этап – результаты проекта (последняя неделя мая 2018).

1.Подготовительный этап – внесение корректив в проект (сентябрь 2018г.)

2.Технологический этап – основной (октябрь – май 2019г.)

3.Рефлексивный этап – результаты проекта (последняя неделя мая 2019).

Предполагаемые продукты проекта:

  • в старшей группе — общая книга «Азбука» со стихами, рисунками и картинками детей;
  • в подготовительной группе: книжки «Азбука», созданные каждым ребенком индивидуально.

Предполагаемые ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ для каждого РЕБЁНКА в конце ПРОЕКТА:

  • проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам
  • интересуется причинно-следственными связями и самостоятельно делает выводы
  • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении
  • владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
  • может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности – навыки звуко-буквенного анализа
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, решения проблемы
  • демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов
  • готов к реализации самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной) в отношении «визуализации» букв
  • стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различны

Участие семьи в проекте:

  • Закрепление дома знаний детей, полученных на занятиях по звуковой культуре речи и обучению грамоте в заданиях к « Азбуке»
  • Выполнение заданий логопеда по коррекции звукопроизношения;
  • Обеспечение дома контроля правильной речи и воспитание самоконтроля у ребёнка;
  • Помощь ребёнку в выполнении творческих заданий проекта.

Старшая логопедическая группа

I этап. Подготовительный

I этап. Подготовительный

– Определение целей и задач проектной деятельности.
– Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
– Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
– Первичное обследование детей.
– Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
– Изготовление наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
– Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
– Изучение методической литературы по обучению грамоте.

– Определение дальнейших целей и задач проектной деятельности.
– Составление плана деятельности.
– Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
– Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
– Изучение методической литературы по обучению грамоте.

2 этап Технологический

2 этап. Технологический

– Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте
– Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
– Подборка стихов о звуках и буквах.

– Вырезание картинок на данный звук.
– Консультация для педагогов «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».
– Консультация для родителей «Развиваем фонематический слух»

– Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
– Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
– Чтение и/или составление сказок детьми совместно с родителями об изучаемых звуках и буквах.
– Подборка картинок, стихов о звуках и буквах.
– Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов.
– Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР»;
– Консультации для родителей «

«Учим детей читать»

«Речевая готовность ребенка к школе»

3 этап. Рефлексивный

3 этап. Рефлексивный

– Презентация совместно сделанной книжки «Азбука»

Творческий практико-ориентированный проект «В мире звуков и букв»

Руководители проекта

I квалификационной категории Шестакова Оксана Ивановна

II квалификационной категории Пашкова Светлана Сергеевна

Участники проекта:

Дети, родители, педагог подготовительной группы и учитель – логопед

Паспорт проекта

Тип проекта:

По доминирующей в проект е деятельности: творческий практико-ориентированный.

По содержанию : ребенок и семья.

По числу участников проекта : групповой

По времени проведения : долгосрочный (1 год).

По характеру контактов : в рамках ДОУ.

По профилю знаний : монопроект – область Коммуникация.

По характеру участия ребенка в проекте : у частник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководители проекта – воспитатель и учитель – логопед.

Дети и родители подготовительной к школе группы.

Заказчик проекта: родители воспитанников подготовительной к школе группы.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2011 – май 2012 уч.г.

Цель проекта:

  • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);
  • овладение элементами грамоты;
  • Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
  • Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
  • Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
  • Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения. Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работе с детьми.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
  • Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

Актуальность проблемы:

В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» – ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

Возникает вопрос: с чего начинать обучение грамоте. Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребенкаряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается еще в дошкольном детстве.

Обследуя детей подготовительной к школе группы (22 ребенка) были выявлены следующие результаты:

низкий уровень- 45 % (12 детей);

средний уровень – 55 % (10 детей);

высокий уровень – 0 %.

Дети затрудняются в:

– выделении звука на фоне слова;

– определении позиции звука в слове;

– подборе слова на заданный звук;

– не владеют понятиями «гласный», «согласный» звуки, из чего вытекает неумение составлять звуковой анализ слова.

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у детей не сформированы предпосылки к освоению грамоте.

Содержание проекта

С введением новых федеральных государственных требований в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно «воспитатель, учитель – логопед и родители». Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а учитель – логопед ведет работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.

Предполагаемый результат проекта:

1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

3. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов чтение.

4. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

6. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

План реализации проекта

Подготовительныйэтап

Срок реализации: 2 недели.

Мероприятие

Ответственные

Сроки

Определение целей и задач проектной деятельности.

1, 2 неделя сентября.

Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

1, 2 неделя сентября.

Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте.

1, 2 неделя сентября.

Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

1, 2 неделя сентября.

Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала.

1, 2 неделя сентября.

Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

1, 2 неделя сентября.

Составление плана основного этапа.

1, 2 неделя сентября.

Основной этап

Срок реализации: 3-я неделя сентября – 2-я неделя мая

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Проведение ННОД по обучению грамоте.

Согласно календарно-перспективного плана.

2

Проведение ННОД по коррекции звукопроизношения, формирования фонематических представлений.

Согласно календарно-перспективного плана.

3

Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых ННОД.

По мере необходимости.

4

5

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

в течение реализации проекта.

6

Совместная деятельность с детьми.

Согласно календарно-перспективного планирования.

7

Самостоятельная деятельность детей.

8

Обобщающее игровое занятия

9

Промежуточная диагностика детей.

10

Семинар – практикум «Встаньте звуки в ряд».

11

Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика».

12

Создание альбомов «Место звука в слове», «Звуковые картинки» «Цепочка слов».

13

Конкурсы «Сделай букву сам»,

14

Конкурс «Придумай сказку о звуке»,

15

Создание игр: «Волшебный телевизор», «Имена детей» (ребусы)

16

Индивидуальные консультации с учителем – логопедом.

В течение реализации проекта.

17

Итоговое родительское собрание.

Заключительный этап

Срок реализации: 1, 2 неделя мая

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Обобщающая игровая ННОД «Большие буквы»

2

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта.

3

Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации

4

Презентация проекта (педсовет, КМО).

Этот проект значим для всех его участников:

Дети : получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги : продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители : получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Предполагаемое распределение ролейв проектной группе:

Воспитатель, учитель – логопед : проведение ННОД с детьми, НОД с детьми, консультирование родителей

Дети : участвуют в ННОД, НОД, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.

Родители : закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб.; «Детство- Пресс», 2005

2. Бережнова О.В «Работа с семьей при подготовке детей к школе» сост.. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

4. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.

6. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998

7. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000.

8. Сомкова О.Н, Бадакова З.В., Яблоновская И.В. «Путешествие по Стране Правильной Речи. Диагностическая тетрадь. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО

9. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Я учусь читать и писать. – Смоленск: Издательство « Ассоциация XXI век», 1998.

10. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.Школьная Пресса 2002.

12. Логопедические тетради на звуки. – Киров.: ИП. Бурдина С.В.

13. Серия «Говорим правильно». «Гласные и согласные» – Киров.: ИП. Бурдина С.В.

14. Серия «Говорим правильно». «Делим слова на слоги» – Киров: ИП. Бурдина С.В.

15. Серия «Говорим правильно». Слова и звуки. – Киров: ИП. Бурдина С.В.

16. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучая грамоту. – Киров: ИП. Бурдина С.

17.Суперраскраска. «Азбука с заданиями», художник – И. Баранова, 2008 г.

Материально – техническое:

Наименование

Привлеченные средства

Бюджетные средства

Источник дохода

Приобретение канцелярских принадлежностей:

– картон (цветной, белый)

Дидактическое пособие «Азбука в контурах»

Приобретение призов для конкурсов

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение двух недель, за истекший срок была проделана следующая работа:

  • Провели диагностирование детей, на определение актуальности проекта по диагностической тетради «В Стране Правильной Речи».
  • Составили календарные планы по обучению грамоте (Приложение №1) и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте (Приложение № 2).
  • Создали наглядно-дидактический материал: «Живые звуки», «Слоговая таблица», плакаты на изучаемые буквы.
  • Проинформировали родителей, сформировали интерес к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.
  • Составили план основного этапа проекта,

Промежуточный отчет основного этапа проекта

«В мире звуков и букв»

Данный этап реализуется в течение учебного года (третья неделя сентября по вторую неделю мая). За истекший срок (сентябрь – январь) были проведены следующие мероприятия:

  • ННОД по обучению грамоте (приложение № 3).
  • ННОД по коррекции звукопроизношения, усвоению грамоте (приложение № 4).
  • Ежедневно учитель-логопед проводила логопятиминутки, на которых дети выполняли артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, упражнения на развитие дыхания, на развитие фонематических представлений.
  • Для родителей был представлен наглядно-информационный материал: «Обучение грамоте в семье» (приложение № 5), «Артикуляционная гимнастика», «7 основных, золотых правил эффективной методики обучения чтению ребёнка» и др.
  • Во время совместной деятельности с детьми проводились игры и упражнения: «Найди все предметы на звук…», «Отыщи на картинке буквы и составь из них слова», «Логопедическое лото», «На что похожа буква?»; читали слоги на слоговой таблице и составляли из слогов слова; составляли звуковые схемы слов, схемы предложений; заучивали стихи, скороговорки с изученными звуками, учились отгадывать ребусы.
  • В самостоятельной деятельности дети активно использовали трафареты букв, обводя и заштриховывая их, моделировали буквы, используя различный материал; составляли из разрезных букв слова и звуковые схемы к ним. В играх шло активное распределение ролей: обучающих и обучаемых.
  • Учителем-логопедом и воспитателем было проведено игровое занятий «Поможем Незнайке» (приложение № 6). Подводя итог проведенного занятия, можно сказать, что дети справились с поставленными задачами, эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего занятия, дети с удовольствие выполняли предложенные задания, используя материал, который был предложен для выполнения с родителями, положительный результат достигнут.
  • Обработка результатов диагностики речевого уровня детей подготовительной к школе группы показала следующие результаты:
    • на начало года низкий уровень – 45 %, на середину года – 18%,
    • средний уровень в начале года 55 %, в середине года – 50%;
    • к середине года высокий уровень подготовленности показали 32 % детей (приложение № 7).

Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.

Работа с родителями велась на семинарах – практикумах, индивидуальных консультациях и т.п.

В начале учебного года для родителей воспитанников был проведен семинар – практикум «Встаньте звуки в ряд», на котором родители познакомились со значением артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношении и практиковались в выполнении комплексов постановки различных звуков. Также воспитатель познакомил родителей воспитанников с задачами по обучению грамоте и приемами их реализации.

На индивидуальных консультациях с учителем – логопедом родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; получили представления о работе учителя-логопеда, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома.

Родители приняли активное участие в проекте. Ими были созданы альбомы «Цепочка слов», «Звуковые картинки»; дидактические игры-ребусы: «Волшебный телевизор», «Имена детей», демонстрационный материал для занятий. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.

В течение оставшегося времени основного этапа (февраль – май) – проекта планируется провести:

  • Конкурс на лучшую букву «Сделай букву сам» организация выставки букв, сделанных детьми под руководством родителей.
  • Конкурс «Придумай сказку о звуке», оформление детьми совместно с родителями книжек-малышек с придуманными сказками.
  • Родительская встреча. В повестке:

– фотоотчет о ходе проекта;

– награждение победителей (детей и их родителей) конкурсов грамотами и призами.

По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

  • овладели первоначальными навыками правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
  • получили знания о буквах, приобрели навыки чтения;
  • повысились коммуникативные, творческие способности детей;
  • расширились и активизировались словарный запас, связная речь.
  • повысиласьпсихологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь .

Альманах педагога

Автор: Рахманова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Инженерно-техническая школа дважды героя Советского Союза имени П.Р.Поповича
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика дисграфии и основные направления логопедической работы по ее преодолению
Раздел: дошкольное образование

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ

Дисграфия – стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на

этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается

Симптомы дисграфии:

Стойкие ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые

не связаны с незнанием или неумением применять орфографические

Дисграфические ошибки являются многочисленными, повторяющимися и

сохраняются длительное время.

Дисграфические ошибки связаны с несформированностью лексико-

грамматического строя речи, недоразвитием оптико-пространственных

функций, неполноценной способностью детей дифференцировать фонемы

на слух и в произношении, анализировать предложения, осуществлять

слоговой и фонематический анализ и синтез.

Направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного и слухового

восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок, пространственных

представлений, кинетической и кинестетической организации движений,

конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобрази-

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций:

слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей;

способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную

последовательность стимулов, действий или символов.

3. Развитие психических функций: зрительного и слухового внимания,

4. Развитие интеллектуальной деятельности: мыслительных операций:

сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации,

анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков

планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности;

воспитание мотивов к учебной деятельности.

5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза

языковых единиц: развитие связной монологической речи, способности к

суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматичес-

кого и фонетического оформления речи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ

у детей школьного возраста осуществляется в нескольких подходах.

Первый подход базируется на результатах логопедической диагностики

детей с проблемами письма.

Анализируя диагностические данные, логопед выявляет слабые звенья

(прежде всего лингвистические) функциональной системы письма у

конкретного учащегося, определяет вид или сочетание видов дисграфии и в

соответствии с этим планирует коррекционную работу. Такая работа

осуществляется индивидуально или с подгруппой детей одного возраста, у

которых наблюдаются одинаковые виды дисграфии.

В основу данного подхода положен принцип преимущественного

воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, формирование

их с учетом зоны ближайшего развития ребенка и нормативных возрастных

Выделены следующие ведущие направления работы:

1) совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и

усвоение их правильного буквенного обозначения на письме – при

коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания

2) коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование

фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного

буквенного обозначения на письме – при коррекции акустико-

3) совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза,

способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и

структуру предложений – при коррекции дисграфии на почве

несформированности языкового анализа и синтеза;

4) совершенствование синтаксических и морфологических обобщений,

морфологического анализа состава слова – при коррекции

5) совершенствование зрительного восприятия, памяти; пространственных

представлений; зрительного анализа и синтеза; уточнение речевого

обозначения пространственных соотношений – при коррекции оптической

Второй подход осуществляется в русле широкомасштабной коррекционно-

развивающей работы школьного логопеда, которая построена в соответствии

с методическими рекомендациями А.В.Ястребовой.

В рамках данного подхода коррекционно-развивающая работа посвящена

совершенствованию устной речи детей, развитию речемыслительной

деятельности и формированию психологических предпосылок к

осуществлению полноценной учебной деятельности.

Логопед работает одновременно над всеми компонентами речевой системы

звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем.

В работе выделяются следующие этапы:

I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: развитие

фонематического восприятия и фонематических представлений; устранение

дефектов звукопроизношения; формирование навыков анализа и синтеза

звукослогового состава слов; закрепление звукобуквенных связей.

II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и

грамматикой: уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря

путем накопления новых слов и совершенствования словообразования;

уточнение значений используемых синтаксических конструкций;

совершенствование грамматического оформления связной речи путем

овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении,

моделями различных синтаксических конструкций.

III этап – восполнение пробелов в формировании связной речи: развитие и

совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

программирования смысловой структуры высказывания; установления

связности и последовательности высказывания; отбора языковых средств,

необходимых для построения высказывания.

Работа по выделенным направлениям реализуется вне зависимости от видов

нарушения письменной речи. Она осуществляется с детьми, речь которых не

соответствует школьным требованиям, которые не справляются с

программой по русскому языку и допускают большое количество ошибок в

письме и чтении.

Развивая все компоненты речевой функциональной системы, совершенствуя

у детей навыки произвольных операций с языковыми элементами с учетом

материала школьной программы по русскому языку, логопед одновременно

решает следующие задачи:

1) развитие речемыслительной активности и самостоятельности;

2) формирование полноценных учебных умений и рациональных приемов

организации учебной работы;

3) формирование коммуникативных умений;

4) предупреждение или устранение дислексии и дисграфии;

5) предупреждение функциональной неграмотности.

Третий подход базируется на результатах логопедического обследования

детей с дисграфией, позволяющего выявить неполноценные звенья

функциональной системы письма, изучить виды и характер специфических

ошибок в письме и на основании этого определить ведущие направления

Однако данный подход не предусматривает соотнесения выявленных

нарушений с тем или иным видом дисграфии, не предполагает жесткого

следования какому-либо определенному алгоритму в процессе

Среди ведущих выделяют следующие направления работы по коррекции

1) развитие пространственных и временных представлений;

2) развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов;

3) количественное и качественное обогащение словаря;

4) совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов;

5) усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений;

6) обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями

многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических

Дисграфия – симптомы и лечение

Что такое дисграфия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Панкратова И. В., невролога со стажем в 26 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.

Выделяется три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.

Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Такая задержка возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребёнка [7] .

К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:

  • отягощённая беременность — хронические заболевания матери, гестоз, анемия, многоплодная беременность;
  • рождение ребёнка на сроке беременности до 35 недель;
  • перинатальная патология центральной нервной системы (ЦНС);
  • церебральная гипоксия (ишемия) — острое повреждение головного мозга в результате его недостаточного кровоснабжения во время беременности, родов или в течение первого месяца жизни;
  • родовая травма ЦНС;
  • инфекции ЦНС (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус, краснуха);
  • системные метаболические нарушения (билирубиновая энцефалопатия, гипогликемия, гипокальциемия, гипо- и гипермагниемия, гипо- и гипернатриемия).

Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • патологии внутренних органов (пиелонефрит, гастрит, пневмония, ревматизм);
  • нарушения сердечно-сосудистой системы;
  • онкология;
  • выраженная психологическая травма, обусловленная сложной семейной обстановкой, низким социальным статусом, конфликтами со сверстниками, одиночеством.

Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.

Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.

Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).

При обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дисграфия была обнаружена у 21 % детей [3] .

Симптомы дисграфии

Дисграфия проявляется ошибками в письме, которые регулярно повторяются у детей без сопутствующих патологий (умственной отсталости или снижения слуха).

Ошибки на уровне букв и слогов обусловлены несформированностью звукового анализа слова (пропуски, перестановки, вставки, повторы как букв, так и слогов). Например: “снки-санки” или “кичат-кричат”.

Ошибки на уровне слова связаны с затруднением вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов (слитное написание слов, предлогов со словами, либо раздельное написание приставки со словом). Например: “и дут”, “по дкроватью”, “светилалуна”.

Ошибки на уровне предложений связаны с недостаточностью языкового обобщения, это не позволяет школьникам уловить различия частей речи. Это приводит к нарушению структуры предложения. Например: “гуси вышли изадвора пощли на прут” [7] .

У школьников с дисграфией часто формируется неразборчивый почерк, написание букв неаккуратное — так проявляется неуверенность ребёнка и боязнь ошибки. Буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме ребёнок напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма. При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки, при этом регулярно получает неудовлетворительные оценки. Это приводит невротизации ребёнка и ещё больше усугубляет его проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе.

Проявления дисграфии также может сочетаться с неврологическими нарушениями — снижением памяти и внимания, гиперактивностью, нарушением поведения.

Важно помнить, что в первом классе многие дети с трудом осваивают письмо, делая большое количество ошибок, но это нормальный путь становления письменной речи.

Патогенез дисграфии

Для правильной работы сложной системы, отвечающей за речевое развитие ребёнка, необходим неповреждённый мозг и равномерное созревание речевых центров и анализаторов.

При воздействии неблагоприятных факторов могут возникать отклонения в созревании и работе отделов мозга, отвечающих за речевое развитие и за письменную речь в частности. Патологическое влияние на развивающийся мозг может быть оказано в разные временные периоды: от внутриутробного развития до школьного возраста. К таким факторам относятся внутриутробные инфекции, родовая травма, порок сердца, хирургические вмешательства, соматические заболевания, черепно-мозговая травма. Негативный фактор может повлиять не только на отдельные центры, входящие в речевые зоны, но и на весь речевой комплекс, что приведёт к общему недоразвитию речи (ОНР).

От степени, силы и длительности патологического воздействия на речевые зоны зависят клинические проявления дисграфии у детей — от лёгких форм, корректирующихся занятиями с логопедом, до тяжёлых нарушений, требующих комплексного подхода к терапии.

В настоящее время существует несколько основных подходов к патогенезу дисграфии. Корнев А. Н. выделяет в патогенезе нарушений письменной речи три аспекта [3] :

  • нарушение в развитии психических функций;
  • неоднородность развития индивидуальных сенсомоторных и интеллектуальных функций;
  • частное недоразвитие ряда умственных функций.

Лалаева Р. И. считает, что у детей с дисграфией не сформированы отдельные психические функции [4] :

  • зрительный анализ и синтез;
  • пространственные представления;
  • слухопроизносительная дифференциация звуков;
  • фонематический, слоговый анализ и синтез;
  • деление предложений на слова;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Классификация и стадии развития дисграфии

Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.

Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов [8] :

  • оптическая дисграфия — обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
  • акустическая дисграфия — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
  • моторная дисграфия — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.

Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций [4] :

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
  2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
  4. нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
  5. нарушение слогового анализа и синтеза;
  6. нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
  7. Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
  8. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений

Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:

  • I блок — регуляция тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
  • II блок — приём, переработка и хранение информации (операциональный уровень);
  • III блок — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) [5] .

Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:

  • Регуляторная — дисфункция III блока, связанная со слабостью функций программирования и контроля.
  • Акустико-кинестетическая — дисфункция II блока мозга, слабость переработки слуховой и кинестетической (двигательной) информации. Поражение кинестетического анализатора приводит к нарушению точных артикуляционных и глазодвигательных движений и движений мышц кисти.
  • Зрительно-пространственная — связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом речевого слуха.

У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)

Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:

  1. Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
  2. замены букв (ч-щ, б-п);
  3. нарушения в обозначении мягкости согласных (“маленкие”);
  4. искажения звукобуквенной структуры слова (“поплькли — поблёкли”).
  5. Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
  6. замены букв (о-а, ю-у);
  7. искажения звукобуквенной структуры слова (“птичк, помогайт, пичкам”);
  8. нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы (“в оконнов стекла”).
  9. Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
  10. замены букв (н-т);
  11. искажения звукобуквенной структуры слова (“подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц”);
  12. нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
  13. аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).

Осложнения дисграфии

Дисграфия, не выявленная в младшем школьном возрасте, может отразиться на дальнейшем развитии личности ребёнка. При лёгкой форме расстройства, не осложнённой другими неврологическими патологиями, проблема может быть решена с помощью занятий с логопедом и психологом.

Если же у ребёнка выявлены сопутствующие неврологические отклонения, такие как синдром дефицита внимания, снижение памяти, выраженная гиперактивность, нарушение поведения в виде выраженной расторможённости и агрессивности, низкий уровень усвоения школьного материала, то победить нарушение письменной речи будет сложнее. Целенаправленные коррекционно-логопедические занятия и медикаментозное лечение помогут уменьшить проявление дисграфии, но у части детей проблемы с письменной речью могут остаться на всю жизнь. В таком случае дисграфия значительно повлияет на становление личности ребёнка. Такие дети могут иметь психологические проблемы:

  • неуверенность в себе;
  • низкую самооценку;
  • сниженную социализацию и попытки скрыть свою проблему от окружающих.

Также возникает ограничение при выборе будущей профессии. Однако важно помнить, что и во взрослом возрасте человек может бороться с дисграфией и достигнуть положительных результатов.

Ряд детей младшего школьного возраста с дисграфией имеют пограничное состояние по умственному развитию. Такие дети плохо усваивают школьную программу, отстают от сверстников, часто нуждаются в дополнительных занятиях. Если ребёнок после второго класса школы не освоил письмо и не научился читать, необходима консультация психиатра [4] .

Диагностика дисграфии

Первичная диагностика дисграфии проводится школьным логопедом в конце первого класса или в начале учебного года во втором классе. Для этого логопед использует речевые карты — стандартизированный опросник, выявляющий уровень физического, познавательного, нервно-психического, речевого и психомоторного развития. На основании анализа результатов тестирования делается вывод о наличии или отсутствии дисграфии. При выявлении дисграфии логопед определяет её вид.

Для уточнения общего уровня развития ребёнка необходима консультация клинического психолога. Психологическое тестирование поможет выявить конкретные проблемы ученика:

  • снижение памяти и внимания;
  • нарушение мышления, снижение уровня интеллектуального развития.

Ребёнок с дисграфией должен быть осмотрен неврологом. При осмотре детский невролог оценит общий неврологический статус и выявит сопутствующие неврологические патологии. Основываясь на результатах осмотра и данных, полученных от логопеда и клинического психолога, врач-невролог выработает тактику обследования и при необходимости план лечения пациента.

Для комплексного обследования ребёнка с дисграфией необходима консультация педиатра для исключения хронических соматических заболеваний, офтальмолога и сурдолога для выявления снижения слуха и психиатра [2] [9] .

Обязательным инструментальным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга.

К другим инструментальным методам относятся дуплексное исследование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника ( неинвазивное исследование сосудов, отражающее функциональные показатели кровотока) и магнитно-резонансная томография (МРТ). МРТ головного мозга показана детям с выраженными сопутствующими неврологическими нарушениями для выявления возможных органических поражений головного мозга [2] .

Лечение дисграфии

При выявлении у ребёнка дисграфии логопеду нужно уточнить её форму, это необходимо для составления методического плана реабилитации и организации коррекционных занятий. К работе логопеда для нормализации психологического состояния ребёнка целесообразно подключить занятия с психологом.

Детям с дисграфией рекомендованы регулярные осмотры невролога. Врач на основании клинического осмотра и данных инструментальных исследований составляет план лечения пациента. Подход к терапии детей с дисграфией должен основываться на рекомендациях федерального руководства по детской неврологии.

Из медикаментозной терапии показаны препараты:

Также в лечении используются малоинвазивные инструментальные методы. Для коррекции речевых нарушений у детей применяют транскраниальную микрополяризацию [10] . Метод основан на лечебном воздействии на головной мозг постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы. Во время процедуры происходит направленное воздействие на системы головного мозга. Это активирует неэффективно функционирующий синаптический аппарат нейронов и стимулирует развитие незрелых элементов коры головного мозга [6] .

Также для лечения детей с дисграфией применяют метод биоакустической коррекции [11] . Основой терапии является компьютерное преобразование электроэнцефалограммы больного в акустический сигнал и предъявление этого сигнала пациенту в реальном времени. Тем самым осуществляется сенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция. ЭЭГ-зависимая физиотерапия на основе метода биоакустической коррекции способствует улучшению показателей состояния центральной нервной системы.

Прогноз. Профилактика

В большинстве случаев дисграфия у детей младшего школьного возраста поддаётся логопедической коррекции. Тяжёлые случаи нарушения письменной речи встречаются нечасто. Таких детей отправляют в центры психолого-медико-социального сопровождения для решения вопроса о дальнейшем обучении ребёнка. Обычно пациентам с тяжёлой формой дисграфии рекомендуют продложить обучение в школе для детей с патологией речи. В дальнейшем при устранении проблем с письменной речью ребёнка переводят в общеобразовательную школу.

Профилактика дисграфии основывается в раннем выявлении логопедом (на уровне детского сада) детей с нарушением речевого развития. Если к 4-5 годам у ребёнка остаются речевые проблемы, его необходимо перевести в логопедический детский сад иди логопедическую группу для проведения коррекционных занятий.

В комплекс логопедических занятий, помимо работы по постановке и автоматизации звуков, обязательно должны входить задания по развитию внимания, памяти, узнавания зрительных образов, мелкой моторики, слухового сосредоточения [4] .

В настоящее время многие родители настроены на раннее развитие своего ребёнка, но этот подход часто себя не оправдывает и может спровоцировать проблему. Так, обучение ребёнка чтению и письму должно коррелировать со степенью созревания его сознания и готовности к обучению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: