Логопедический массаж, эффективность применения логопедического массажа

Логопедический массаж языка ребенка

Для исправления нарушений речи используются различные методики, которые чаще всего применяются в комплексе. Одним из таких методов является логопедический массаж языка, который предполагает механическое воздействие на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

В комплексе с другими техниками проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию, научив ребенка правильно выговаривать сложные для произношения звуки. Его может делать не только логопед, но и родители в домашних условиях при соответствующей подготовке.

Основные показания к проведению

Сейчас у многих детей выявляются различные недостатки речи, которые важно устранять именно в дошкольный период. Если этого не делать, то ребенок подойдет к школе неподготовленным, его речевые дефекты будут мешать ему не только в изучении школьной программы, но и в полноценном общении со сверстниками. Это в свою очередь чревато развитием у ребенка комплексов, он становится замкнутым и застенчивым, при этом такие дети часто становятся жертвой буллинга из-за своих речевых недостатков.

Чтобы этого избежать, важно своевременно начинать коррекцию нарушений речи. В данном случае, логопедический массаж способствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения.

Логопедический массаж может быть стимулирующим и расслабляющим. Существует несколько показаний для массажа:

  • Гипертонус (повышенный тонус) языка и жевательных мышц.
  • Различные нарушения голоса. Ребенок устает во время разговора, разговаривает слишком тихо, жалуется на болевые ощущения во время разговора, чувствует «ком» в горле и т.д.
  • Нарушение жевательной и глотательной функции.
  • Заикание. Детям с этим нарушением свойственно повторение слогов в слове, либо они не могут произнести слово до конца, зацикливаясь на какой-нибудь одной его части.
  • Миофункциональные нарушения, приводящие к нарушению прикуса.
  • При наличии короткой уздечки языка с целью ее безоперационного растяжения.
  • Дизартрия. Представляет собой нарушение произносительной стороны речи, которое вызвано недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии наблюдается ограниченная подвижность языка и других артикуляционных органов.
  • Повышенное слюноотделение. Данное нарушение объясняется слабостью круговой мышцы рта.

Какой эффект дает логопедический массаж языка

Логопедический массаж языка представляет собой определенный набор техник, которые направлены на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Он влияет на трофику мышц, на состояние иннервации языка. В процессе массажа задействуются не только мышцы языка, но и функционально связанные с этим органом области: губные, щечные, подъязычная и подбородочная область и т.д.

Логопедический массаж в комплексе с другими техниками позволяет справиться со следующими задачами:

  • помощь в правильной постановке звуков;
  • стимуляция процесса формирования речи;
  • улучшение звучания голоса и состояния голосовых связок;
  • косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь;
  • нормализация затруднённого дыхания;
  • формирование правильного диафрагмального дыхания;
  • повышения контроля ребёнка над движениями своих лицевых мышц, языка;
  • нормализация тонуса мышц речевого аппарата, лицевых мышц;
  • коррекция таких нарушений речи, как заикание, дизартрия, ринолалия и др.;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • стимуляция кинестетических ощущений;
  • понижение гипертонуса при спастичности, параличе мышц речевого аппарата, гиперкинезе, синкенизии (расслабляющий эффект массажа);
  • повышение тонуса мышц с недостаточной сократительной способностью (для возникновения нужного напряжения при звукопроизношении);
  • снижение слюноотделения;
  • уменьшение психологического дискомфорта и эмоциональных зажимов.

Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.

Противопоказания к проведению процедуры

Важно знать, что есть определенные противопоказания к проведению логопедического массажа. Как правило, они носят временный характер. К основным противопоказаниям относятся:

  • инфекционные и вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
  • герпесные и гнойничковые высыпания на лице и/или в ротовой полости;
  • повышенная температура;
  • болезни ротовой полости (стоматит, гингивит);
  • увеличенные лимфоузлы;
  • болезни крови и капилляров;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • онкологические заболевания;
  • эпилепсия;
  • гиперчувствительность;
  • ангина (в острой фазе и в течение 10 дней после выздоровления).

Особенности проведения

Логопедический массаж эффективен, но только при условии, что его выполняет квалифицированный логопед. Возможно проведение элементов логопедического массажа родителями ребенка дома, но только после консультации со специалистом, которые должен объяснить все тонкости этого процесса.

Перед началом процедуры исследуется состояние мимических и артикуляторных мышц, общей и мелкой моторики. Важно определить, в каком состоянии находятся мышцы: пассивны, напряжены, есть ли подергивания, асимметрия в работе мышц. На основании проведенного обследования подбирается соответствующий комплекс массажных техник и логопедических упражнений.

Продолжительность первых сеансов должна составлять порядка 5 минут. Затем время сеанса постепенно увеличивается. В случае серьезных проблем с развитием речевого аппарата, продолжительность первых сеансов составляет порядка 1-2 минут. Продолжительность нужно увеличивать постепенно, чтобы не вызвать негативной реакции на занятияу ребенка.

Читайте также:
Конспект НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы: Космические помощники

Важно понимать, что логопедический массаж эффективен только комплексно, т.е. с одновременной медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся речевых нарушений.

Каким бывает логопедический массаж языка

Язык – самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков, поэтому проведение логопедического массажа при дизартрии и других речевых нарушениях является важной составляющей коррекции. Специалисты используют различные методики, которые мы рассмотрим подробнее.

Ручной массаж

Массаж языка подушечками пальцев позволяет проработать все группы мышц. Занятия позволяют снять повышенный тонус артикуляционных и мимических мышц.

ВАЖНО: Занятия проводятся только чистыми руками.

Есть несколько эффективных упражнений для языка:

  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краев от центра до середины (количество повторений – 5-7 раз).
  • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцем горизонтально (5-7 раз).
  • Постукивание высунутого языка, его боковых краев (от центра до середины).
  • Далее можно делать спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка.
  • Легкие пощипывания кончика языка.
  • Захват языка двумя пальцами, прокручивание его по и против часовой стрелки.

Массаж зубной щеткой

Для данного вида массажа используют чистую зубную щетку, которая предназначена только для данной процедуры, т.е. не используется для чистки зубов. За счет своих ворсинок она хорошо разминает язык. Плюс в том, что массаж зубной щеткой можно проводить самостоятельно дома.

Последовательность действий примерно следующая:

  • Под язык нужно подложить сложенный бинт или бумажную салфетку – это необходимо для сбора слюны, которая будет активно выделяться в течение занятий. По мере намокания их нужно менять.
  • Перед выполнением процедуры нужно сказать ребенку, чтобы он расслабил язык настолько, насколько он может.
  • Сначала выполнятся круговые разминающие движения по спинке языка. Нажим несильный.
  • Далее выполняем поглаживания по всей площади языка. Движения должны быть прерывистыми, как во время чистки зубов.
  • Далее ребенок должен напрячь язык и приподнять его к нёбу. Массируем нижнюю часть языка и ямку под ней.

Во время выполнения упражнений нужно следить за состоянием ребенка, чтобы не вызвать у него рвотный рефлекс.

Массаж с помощью ложек

Используются обычные столовые приборы, но важным условием является чистота рук и самих предметов. Для этих целей подойдут 2 чайные ложки.

  1. Поглаживание висков выпуклой стороной ложки (по часовой стрелке).
  2. Поглаживание глазных впадин округлой стороной прибора. Ложку ведут вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза. Возвращают ложку под глазом.
  3. Щеки поглаживаются выпуклой стороной ложки.
  4. Поглаживание висков спиралевидными движениями выпуклой стороной ложки. В конце движения можно слегка надавить на висок.
  5. Подбородочные и жевательные мышцы разминаются круговыми движениями округлой стороны столового прибора.
  6. Кончиком ложки необходимо «поскрести» по нижней и по верхней губе.

Зондовый массаж

Этот тип логопедического массажа выполняется при помощи специальных зондов, которые разработала Новикова Е. В. – доктор педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 11 инструментов, каждый из которых используется в определенных целях. К примеру, «саночки» предназначены для стимуляции мышц, «топорик» применяется при пониженном и повышенном тонусе мышц.

Точная последовательность действий определяется логопедом-дефектологом. В частности, она зависит от конкретного речевого нарушения и возраста пациента. Стандартная схема выглядит следующим образом:

  • Инструментом в виде шарика нужно водить по всей поверхности языка.
  • «Вилочкой» проводится обкалывание языка. Далее совершаются колебательные и вращательные движения инструментом в разных точках.
  • «Восьмеркой» нужно нажимать на язык в нескольких точках.
  • Также используются «саночки» (всего их 3 – малые, средние и большие). Используются для растягивания уздечки под языком, а также надавливания на орган.
  • «Топориком» скользим по языку, слегка надавливая на него.
  • «Крестовиной» проводится нажим, прокручивание, прижимание языка к корню, возвратное выталкивание языком.
  • «Толкачиком» проводится прокручивание, нажим, в также упражнение «Пружина» с языком (до корня).

Каждое движение следует повторять по 20-30 раз. Курс продолжается порядка 3 недель, повторный – через 1,5 месяца.

Как делать массаж дома

Родители ребенка вполне могут проводить необходимый комплекс массажных упражнений в домашних условиях. Более того, это важное условие коррекции, когда занятия проводятся не только в логопедическом кабинете, но и дома.

Логопедический массаж лучше всего начинать со всего лица, что позволит снять гипертонус и общее напряжение. Поглаживания подушечками пальцев начинаем со лба, постепенно переходя к подбородку. Движения должны быть мягкими, от центра к краям лица.

Далее можно переходить к массажу языка:

  • Берем кончик языка, ведем его вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо.
  • Большим пальцем поглаживаем язык, поддерживая его снизу.
  • Поглаживания снизу и сверху языка средним и большим пальцем.
  • Аккуратно покачиваем язык, слегка постукивая пальцами по нему.
  • Уздечку языка можно слегка массировать движениям вверх-вниз.
  • С помощью чистой зубной щетки проводим поглаживания и другие манипуляции, которые мы описали выше.
Читайте также:
Конспект занятия: Составление рассказа-описания

Логопедический массаж при дизартрии

Современные логопеды имеют в своем арсенале много различных способов постановки звуков и нормализации речи. Один из наиболее эффективных и весомых в глазах родителей – логопедический массаж. Это весьма эффективный современный метод логопедического воздействия, в результате которого удается изменить состояние кровеносных сосудов, мышц и нервов, тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж проводится при наличии определенных показаний. Полезен будет он при ринолалии, механической дислалии, заикании и дизартрии. Массаж при дизартрии позволяет подготовить речевой аппарат детей к дальнейшим логопедическим занятиям.

Что такое дизартрия

Так называют речевое расстройство, возникающее при недостаточной иннервации органов речи. В таком состоянии подвижность речевого аппарата ограничена. Дизартрики говорят невнятно, про таких людей говорят: «каша во рту».

Дизартрия может развиться у детей в результате травм, опухолей, нейроинфекций и других патологий головного мозга и ЦНС. В детском возрасте кроме произносительной стороны также часто страдают и другие составляющие речевой системы. Малыш может иметь нарушения восприятия речи на слух, допускать ошибки при чтении или письме. Во взрослом возрасте дизартрия развивается после инсультов или травм. В этом случае страдает только произношение.

Существует много форм дизартрий. Сегодня в мире большинство специалистов используют классификацию, подразумевающую наличие семь видов этого речевого расстройства:

  1. Вялой называют дизартрию, возникающую в результате повреждения подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Сбой нервно-мышечной передачи приводит к периферическому параличу артикуляционных мышц. Такой вид может сопровождаться расстройствами глотания и является частью бульбарного синдрома.
  2. Спастическая дизартрия наблюдается при двухстороннем параличе мускулатуры, развивающемся при двухстороннем поражении передних центральных извилин. Эта форма включена в псевдобульбарный синдром.
  3. Односторонняя верхнемотонейронная дизартрия наблюдается при одностороннем поражении центральных передних извилин.
  4. Атактическая дизартрия развивается в том случае, если поражение затронуло мозжечок или его проводящие пути. При таком виде расстройства речь становится скандированной, нарушается модуляция, постоянно меняется громкость.
  5. Гиперкинетическая дизартрия является разновидностью экстрапирамидной формой расстройства. Причиной ее формирования является нарушение работы подкорковых узлов, а также их нервных связей. Такая дизартрия представляет собой гиперкинез – состояние, когда движения мышц бывают непроизвольными и внезапно возникающими. Может сочетаться с гиперкинезами различной локации.
  6. Гипокинетическая форма также относится к экстрапирамидной дизартрии, возникающей после поражения подкорковых узлов. Большинство случаев наблюдаются при паркинсонизме. Речь невыразительная и замедленная.
  7. Смешанной называют дизартрию, которая развивается на фоне многоочагового поражения нервной системы. Часто возникает в результате травм. В этом случае наблюдается сочетание различных механизмов возникновения дизартрии.

Диагностируется дизартрия в пятилетнем возрасте. После логопедического обследования ребенок с симптоматикой дизартрии направляется к невропатологу. Врач, после тщательного обследования, опровергнет или подтвердит диагноз, а также назначит адекватное лечение. Кроме медицинского воздействия дизартрикам необходима психолого-педагогическая и логопедическая помощь.

Дизартрия является расстройством речи, которое сложно поддается коррекции. Прогноз во многом зависит от состояния дизартрика и степени поражения его ЦНС.

Лечение дизартрии

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием. Это расстройство речи возникает на фоне различных патологий нервной системы. Хотя в ряде случаев, именно оно становится наиболее ярким проявлением заболевания. Именно поэтому диагноз должен быть подтвержден врачом-неврологом, который учитывает мнения логопеда.

Лечение дизартрии должно быть комплексным, включающим в себя следующие методы:

  1. Медикаментозная терапия. Усилия врачей будут направлены на устранение неврологического дефекта. Если повреждения ЦНС не обратимы, то лекарственные препараты назначаются для стабилизации состояния пациента.
  2. Процедуры, направленные на общее укрепление организма.
  3. Физиотерапия. При дизартрии будет полезна лечебная физкультура, рефлексотерапия и иглоукалывание. Все это позволяет нормализовать тонус мышц и двигательную способность органов артикуляции.
  4. Логопедические занятия. Сделать речь идеальной при дизартрии вряд ли получится. В большинстве случаев целью работы логопеда является достижение речи, которая была бы понятна окружающим.

Воздействие логопеда заключается в выполнении артикуляционной гимнастики, исправлении произношения звуков, правильной организации речевого дыхания, повышении выразительности речи. Проводится также массаж органов артикуляции – логопедический

Роль логопедического массажа при лечении дизартрии

Массаж, как способ воздействия на определенные участки тела, давно применяется в медицине при лечении различных заболеваний. В логопедической практике его стали использовать относительно недавно. С его помощью можно нормализовать тонус артикуляционных мышц и улучшить моторику органов речи. В результате удается сделать произношение более выразительным.

Логопедический массаж является частью комплексного логопедического занятия. Он предшествует дыхательной, артикуляционной и голосовой гимнастике. У детей такое воздействие может проводиться при наличии показаний.

Читайте также:
Логопедический праздник для детей и родителей Говорун-Шоу

Этот метод логопедического воздействия весьма эффективен при коррекции произношения, но если у ребенка нет речи вообще, то массаж будет малоэффективен.

Проблемой коррекции тяжелых расстройств речи при помощи логопедического массажа занимались многие исследователи. Сегодня наиболее распространенной методикой является тот, который предложила в своей книге Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии». Сеанс массажа должен состоять несколько этапов:

  • расслабляющиймассаж. Его проводят для каждой из групп мышц, участвующих в речи. Логопед выполняет движения обеими руками, легкие, поглаживающие. На этом этапе важно добиться полного расслабления мышц лица. Все движения выполняются по 5–7 раз, а на расслабляющий массаж отводится не более трех минут для каждой зоны. Завершает этот этап расслабление языка и коррекции его патологической формы;
  • укрепляющиймассаж проводится при ярко выраженной вялости мышц. Существуют разные методики проведения укрепляющего массажа, их подбор зависит от особенностей патологии ребенка. Логопед может использовать поглаживания, надавливания, вибрацию, точечный массаж и т.д. Используемые приемы помогают устранить как гипотонус оральной мускулатуры, так и гиперкинез языка.

Логопедический массаж может производиться вручную или с использованием специального вибромассажера. Аппарат имеет несколько разных насадок, использование которых проводится в строгом соответствии с инструкцией. Могут применяться также специальные зонды и другие приспособления.

Противопоказания

Хоть логопедический массаж и абсолютно безопасная процедура, но все же существует ряд противопоказаний к такому воздействию. Категорически запрещено осуществлять механическое воздействие на оральную мускулатуру в таких случаях:

  1. Лихорадка и острые воспалительные процессы.
  2. Инфекционные заболевания кожи, грибок.
  3. Болезни крови, кровоточивость и кровотечение.
  4. Трофические расширения вен.
  5. Гнойные процессы на различных участках тела.
  6. Патологические состояния сосудов.
  7. Туберкулез в активной форме.
  8. Аллергии.
  9. Опухолевые образования (злокачественные и доброкачественные).
  10. 10. Заболевания органов брюшной полости.
  11. 11. Реабилитационный период после хирургических операций.

Нельзя также применять такой массаж при работе с пациентами, имеющими психические расстройства. Особенное если для них характерно чрезмерное возбуждение.

Приступать к логопедическим занятиям можно будет после полного выздоровления или перехода хронического заболевания в вялотекущую фазу.

Инструменты

В ходе массажа могут быть использованы особые приспособления – специальные логопедические зонды. Поскольку наиболее эффективными они являются при работе с дизартриками, то их часто называют дизартрическими зондами.

Впервые такие приспособления стали использовать в школе глухонемых, расположенной в Берлине, в начале прошлого века. Их разработчиком стал директор этой школы, врач и сурдопедагог А. Гутцман. В то время царила мода на всевозможные технические приспособления и лечение при помощи механических устройств. Позднее зонды Гутцмана модернизировал и использовал в своей практике отечественный сурдопедагог и логопед Ф.А. Рау. С небольшими изменениями эта модификация дошла до наших дней.

Сейчас существует несколько типов зондов, но наиболее известными являются:

  • дизартрические зонды Скляренко. Были разработаны в 1992 году. В набор входит пятнадцать приспособлений, выполненных из пластмассы или металла. Каждый из зондов предназначен для воздействия на определенную зону;
  • набор логопедических зондов Е.В. Новиковой входит восемь специальных приспособлений. Их необходимо применять согласно авторской методике, разработанной логопедом в 2000 году.

Широкое применение в логопедической практике зонды приобрели лишь недавно. В ХХ веке общественность была плохо информирована о подобных приспособлениях, да и изготавливались они практически вручную в единственном экземпляре.

Несмотря на то, что сегодня у логопедов есть больше возможностей по использованию таких инструментов, логопедические зонды применяют немногие специалисты и лишь в особо тяжелых случаях. Связано это с тем, что дети пугаются странных металлических предметов, которые им пытаются засунуть в рот. Из-за этого логопеды при работе с дизартриками по-прежнему пользуются медицинскими шпателями, ватными палочками, резиновыми сосками и другими подручными средствами.

Что делать в домашних условиях

Чтобы лечение было непрерывным, специалисты рекомендуют проводить массаж органов речи и лица в домашних условиях. Дома заниматься можно в любое удобное время, да и детям проще довериться близким людям.

Самостоятельно можно использовать такие приемы массажа:

  1. Пальцевый массаж. Проводится при помощи носового платка или тканевой салфетки. Можно также использовать напальчники, продающиеся в обычных аптеках.
  2. Массаж чайными ложками. Их можно использовать для лица и разминания языка. В данном случае ложка будет выполнять функцию логопедического зонда. Перед массажем ее нужно хорошо вымыть и обдать кипятком.
  3. Использование зубной щетки. Ворсинки помогут хорошо размять язык. Щеткой можно делать круговые движения по всей площади языка, имитировать чистку, обрабатывать нижнюю часть, я также подъязычную ямку. Следует помнить, что для массажа нужно использовать новую щетку, специально купленную для занятий.

Дома массаж можно выполнять один или два раза в день по 15 минут. В зависимости от формы дизартрии, курс массажа может длиться две или три недели.

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Осень для детей старшей логопедической группы

Освоить приемы массажа достаточно легко. Поможет в этом вам логопед. Он подберет комплекс упражнений в зависимости от диагноза, возраста и выраженности нарушений.

Что нужно знать

Несмотря на то, что логопедический массаж при дизартрии можно выполнять в домашних условиях, все же не следует это делать без предварительной консультации с логопедом и неврологом. Если использовать приемы механического воздействия неправильно, то можно навредить ребенку, страдающему дизартрией.

Чтобы логопедический массаж принес пользу, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • лечение дизартрии проводится врачом. Все этапы должны контролироваться специалистами;
  • во время занятий должна царить доброжелательная атмосфера;
  • ребенок во время логопедического массажа должен лежать. Но в некоторых случаях допускается выполнение упражнений сидя;
  • логопедический массаж будет результативен лишь при комплексном подходе. Следует понимать, что механическое воздействие на речевую мускулатуру должно обязательно сочетаться с работой по постановке звуков и речевого дыхания, развитием мелкой моторики.

Как правило, речевые расстройства у детей диагностируются в пятилетнем возрасте. Но если ваш ребенок в группе риска или вы заметили у него проблемы с произношением, то стоит сразу обратиться к специалисту. Ведь чем раньше начать сеансы логопедического массажа при дизартрии, тем успешнее будет лечение.

Найти хорошего логопеда сегодня достаточно просто. Но важно оценить не только профессионализм выбранного специалиста. Очень важно, чтобы он нашел контакт с вашим ребенком. Малыш должен с радостью идти на занятия, тогда эффект от проделанной работы будет более заметным. Это правило работает также и в отношении врачей.

Чуткие, грамотные специалисты ведут прием в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре. Здесь можно получить консультации врачей различных специальностей.

Логопедический массаж, эффективность применения логопедического массажа

Нарушение речи у детей беспокоит многих родителей. Примерно к трем годам становится ясно, какие звуки у них не получаются.

Бесплатные занятия с логопедом

Нарушение речи у детей беспокоит многих родителей. Примерно к трем годам становится ясно, какие звуки у них не получаются. У многих деток проблема проходит с годами и с практикой. Но у некоторых из них расстройства связаны с проблемами в работе артикуляционных мышц и имеют физиологический характер. Помочь может логопедический массаж.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед подбирает вид массирования, направленный на активизацию неработающих участков вербального аппарата. Это позволяет постепенно вернуть тонус всем мышцам, отвечающим за речевую функцию. Методика может применяться при дизартрии, ринолалии, дислалии и так далее.

Манипуляции можно проводить с двух месяцев, хотя в раннем возрасте они делаются только для профилактики. При серьезных расстройствах применяется массаж, направленный на восстановление голосовых возможностей, приведение в тонус мышц речевой системы и уменьшающий время становления произношения. Метод может скорректировать даже существенные неврологические симптомы.

Воздействие на важные речевые центры – губы, язык, мочки ушей и шею, показано детям с такими проблемами:

  • частичная потеря либо неполное расстройство голоса;
  • различные дефекты лечи;
  • чрезмерная интенсивность лицевых мышц;
  • чрезмерное рефлективное слюнотечение;
  • сбой произносительной системы речи в целом;
  • ДЦП;
  • нарушения формирования артикуляционной мускулатуры;
  • все виды логопатии.

Все эти нарушения могут привести к серьезным дефектам речи в будущем, и для предотвращения этого нужно как можно раньше принять меры.

Логопедический массаж имеет противопоказания. К ним относятся простудные и респираторные патологии, стоматиты, увеличение лимфоузлов, воспаления слизистых глаз и десен, герпес. При аутизме, ДЦС, судорогах, синдроме Дауна нужна особая осторожность.

Польза и цели логопедического массажа

Главные цели проведения массажа следующие:

  • достижение точной артикуляции звуков;
  • улучшение состояния голосовых связок;
  • нормализация респирации в процессе речи;
  • предотвращение психологического напряжения по причине речевых дефектов;
  • общее повышение качества речи и работы речевого аппарата.

Массаж помогает нормализовать мышечный тонус общей, артикуляционной и мимической мускулатуры, снижает проявление параличей и парезов этих мышц, снижает патологические движения речевой мускулатуры. Иногда процедура проводится для устранения чрезмерного слюноотделения у детей, которое также мешает нормальной дикции.

Основные виды массажа

Логопедический массаж имеет несколько основных видов:

Классический. Предполагает привычные массажные приемы: поглаживания, разминания, растирания и вибрация. Применяется для активизации и стимуляции тонуса мышц.

  • Точечный. Направлен на биологически активные точки, где скапливаются сосуды и нервные окончания.
  • Аппаратный. Применяются вакуумные или вибрационные приспособления.

Существует зондовый массаж и самомассаж. Последний ребенок делает сам, массируя лицо и язык.

Зондовый массаж выполняется по методу Е.В Новиковой. Он помогает нормализовать речевое дыхание, исправить произношение звуков, увеличить голосовую силу и дополнительно нормализовать работу нервной системы. Проводится он специалистом. Последовательность использования различных зондов на необходимые участки определяется индивидуально.

Обычно сеансы проводят курсом в 2-3 недель. Повторный курс возможен спустя 1,5-2 месяца. Методика противопоказана детям младше полугода.

Читайте также:
Конспект НОД по теме: Человек и части его тела, для детей с ОНР

Специфика массажа в домашних условиях

При выполнении массажа в домашних условиях ребенку должно быть комфортно. Он не должен чувствовать тревогу, важно отыскать к нему подход и отвлечь чем-то. Маленьким деткам сеансы проводят, когда они находятся в коляске или на руках у мамы. Более взрослые детки могут располагаться на спине с маленькой подушкой либо валиком под шеей или в кресле с подголовником.

Со временем дети привыкают к манипуляциям и воспринимают их спокойно.

Процедуру можно проводить не ранее, чем спустя два часа после еды. Предварительно нужно хорошо прополоскать рот ребенка.

Предварительная разминка

Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:

  • Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
  • Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
  • Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
  • Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.

Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.

Методика массажа

Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.

Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.

Для массажа языка используются специальные приспособления. В домашних условиях может использоваться ложка либо указательный палец . При использовании ложки необходимые зоны поглаживают и растирают ее выпуклой стороной.

Для преодоления обильного слюнотечения нужно научить ребенка правильно жевать, сначала с запрокинутой головой. Также он должен научиться подсасывать слюну и чаще ее проглатывать с помощью одного толчка. Другое действенное упражнение – вращение языком в ротовой полости с дальнейшим сглатыванием слюны.

Родители должны проявлять терпение и заниматься с малышом регулярно. Время сеансов определяется степенью нарушения и возрастом ребенка. Она не должна превышать 25 минут вне зависимости от того, проводится ли массаж дома или в лечебном учреждении. Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается.

Курс обычно включает в себя 10-20 сеансов. Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.

Массаж языка для коррекции речи

Сеанс проводится после удаления из полости рта остатков еды, спустя 1,5-2 часа после еды либо за 2 часа до кормления. Делаются поглаживающие движения языка по всем направлениям – это помогает активизировать максимальное количество мышц.

Массаж делается в следующей последовательности:

  • Проработка продольной мышцы от основания к кончику языка.
  • Стимуляция поперечной мышцы от центра к краям.
  • Круговые и спиральные движения по всей площади.
  • Похлопывания всей плоскости языка.
  • Прижимание продольной мускулатуры.
  • Массаж уздечки сверху вниз.
  • С помощью тканевой салфетки делаются перетирающие движения.

Эта методика может использоваться и в домашних условиях.

Расслабление речевых мышц

Для расслабления речевых мышц массаж делается в такой последовательности:

  • Поочередно поглаживается каждая губа от уголков к центру.
  • Верхняя губа поглаживается сверху вниз, нижняя – снизу вверх.
  • Носовые складки обрабатываются от крыльев носа к уголкам рта.
  • Далее надавливают на губы слабыми вращающими движениями.
  • Выполняются пошлепывания губ подушечками пальцев.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Для повышения эффективности логопедического массажа его дополняют артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Выполнять ее рекомендуется перед зеркалом. Обычно ребенок повторяет движение за логопедом или родителем. Подобная гимнастика может включать такие упражнения:

  • Максимальное вытягивание языка.
  • Подтягивание языка к носу и подбородку.
  • Покачивания и отведения в стороны язычка.
  • Губы трубочкой.
  • Растягивания, поднятия, опускания губ.
  • Сжимание и облизывание губ.

Дыхательная гимнастика обычно проводится в игровой форме. Малышам полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики. При этом коррекция речи должна сопровождаться скороговорками. Постоянное их разучивание научит ребенка справляться со сложными для него звуками и поможет освоить темпоритмику речи.

Массаж ложками

Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:

  • Выпуклой поверхность ложки поглаживается височная область.
  • Аналогично поглаживаются глазные впадины. Двигаться нужно вдоль брови к внешней границе глаза. Под глазом движения осуществляются в обратном порядке.
  • Делаются круговые поглаживания щек.
  • Височная зона растирается горкой ложки по спирали. В конце нужно аккуратно нажать на обрабатываемую зону.
  • Спиралевидными движениями горки ложки растирается зона между бровями.
  • Ребром ложки массируются щеки от подбородка к глазам.
  • Кончиком изделия растирается носогубная область.
  • Легкими нажатиями конца ложки прорабатывается отдельно каждая губа.
  • Зона скул и подбородка разминается круглой частью ложки круговыми движениями.
Читайте также:
Особенности коррекционной работы с пациентами, имеющими нарушение функционирования лобных отделов головного мозга

Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.

Логопедический массаж

Киселева Елена Анатольевна
логопед высшей категории
опыт более 20 лет
Подробнее о специалисте

Почему возникла необходимость логопедического массажа в работе с речевыми нарушениями, особенно такими как: ЗРР (Задержка речевого развития), моторная алалия, дизартрия, нарушения произношения отдельных звуков. Для этого мы вспомним этапы формирования речи у детей и когда мы можем говорить о возникновении того или иного нарушения.

Этапы формирования речи

Первый этап – подготовительный (до 1 года).

Первый месяц у ребенка реакция на голос и интонация;

2-3 месяца гуление;

3-6 месяцев лепетная речь.

После 6 мес. Появляются отдельные слоги (по подражанию). Перенимает тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Связывает определенные звукосочетания с предметом. Одновременно реагирует на ситуацию, интонацию, слова и тем самым запоминая слова и реакцию на них.

7-9 мес. Расширяется спектр слов, повторяемых за взрослыми.

10-11 мес. Появляется реакция на слова, независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь (правильная речь окружающих, спокойная, доброжелательная атмосфера).

К концу 1 года появляются первые слова.

Второй этап (1 -3 года).

Употребляются либо слоги, либо слова простой слоговой структуры. Одним словом может обозначить все: предмет, просьбу, чувство. Речь носит ситуативный характер. В этот период ребенок активно использует жесты, мимику. Они заменяют ему недостаток слов. К концу второго года происходит формирование фразовой речи.

И на протяжении 2-3 года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности (понимает больше, чем может сказать).

Если в это время вы замечаете какие либо отклонения, несоответствия норме, можно говорить о задержке речевого развития.

Третий этап (3-7лет).

На протяжении этого периода все больше развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умением исправлять его в некоторых возможных случаях. Активно продолжает увеличиваться словарный запас. Именно в этот период активно формируется звуковая сторона речи. Полностью звукопроизношение формируется к 6 годам. Если звуки к данному сроку не сформированы или произношение сформировалось неправильно, можно говорить о таких диагнозах как: моторная алалия, дизартрия, нарушение произношения отдельных звуков.

Зачем нужен логопедический массаж

В основе любой патологии лежат нарушения кровоснабжения и мышечного тонуса, которые делают невозможным овладение правильным произношением по подражанию, а в дальнейшем и формированию грамматически правильной речи. Сами диагнозы речевых нарушений говорят об этом: моторная (двигательная) алалия; дизартрия (нарушение согласованности мышц артикуляционного аппарата); дистония, спастические формы нарушения и т.д. Все это говорит о том, что применение массажа при речевых расстройствах не просто желательно, а крайне необходимо для успешной работы над дефектом, так как только педагогическими методами здесь не обойтись. Выясним очаги и способы воздействия логопедического массажа, его структуру.

В человеческом организме все органы и функциональные системы взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Ни одну часть тела, ни один орган, особенно вовлеченный в патологический процесс (в нашем случае это речевые патологии) нельзя рассматривать изолированно.

Основное воздействие массажа испытывает на себе наша кожа, которая представляет собой обширное рецепторное поле. Именно в коже расположены сеть нервов, лимфатических и кровеносных сосудов (капилляров). Кожа участвует в регуляции кровообращения, уменьшая или увеличивая приток крови к органам. Мы не будем подробно разбирать механизм действия массажа на организм. Физиологи доказали, что под влиянием массажа (особенно разминания) количество работающих капилляров увеличивается в несколько десятков раз (от 9 до 140), в результате чего убыстряется ток крови, который вызывает положительные изменения возникающие в мышцах. Общеукрепляющее воздействие оказывает массаж на мышечную систему. Под его влиянием нормализуется тонус и эластичность мышц, улучшается их сократительная функция, возрастает сила, повышается работоспособность. Особенно это актуально при речевых расстройствах, связанных с нарушением мышечного тонуса артикуляционного аппарата, которые приводят к их рассогласованию (дизартрия). Массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему, которая в свою очередь координирует жизнедеятельность всех других систем организма, обеспечивая тем самым его целостность. В результате массажа в организме возникают различные реакции рефлекторного характера, благодаря которым происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации его функции при самых различных нарушениях, в том числе и речевых. По этому, логопедический массаж не ограничивается массажем только артикуляционного аппарата. При коррекции речи предусматривается массаж следующих отделов тела: шейного, верхнегрудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица.

Читайте также:
Макет артикуляционного аппарата

При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа + дополнительно разработанные и научно обоснованные для различных паталогий методик. Выбор приемов массажа, техника их применения и дозирование воздействия зависят от формы и стадии паталогического процесса. Все это устанавливается при первом посещении специалиста.

При рефлекторно-сегментарном массаже используются элементы гимнастики и изотомические (с элементами сопротивления) упражнения для нормализации работы мышц шеи, губ, языка.

Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению. Уже только этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме. Опыт показывает, что такой массаж способен снять блокаду или перенапряжение. Массаж рефлексогенных зон включает в себя: массаж кистей рук, стоп, ушных раковин, волосистой части головы, языка.

Длительность сеанса 45 минут. Курс 10 массажей, не реже 2х раз в неделю. Часто логопедический массаж может быть частью логопедического занятия. Необходимость того или иного воздействия определяет специалист после 1 посещения.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Логопедический массаж

О методе логопедический массаж

С помощью логопедического массажа можно исправить и полностью ликвидировать серьёзные речевые нарушения, начиная от заикания и заканчивая частичной и даже полной потерей речи. Метод хорошо помогает корректировать речь, её эмоциональную окраску, правильное произношение звуков.

Логопедический массаж состоит из комплекса индивидуально подобранных упражнений, воздействующих на мышцы, нервные окончания и другие ткани речевого аппарата. Специальные техники помогают расслабить лицевую мускулатуру, нормализовать тонус мышц и звукопроизношение.

Выполняют логопедический массаж уже на 3 месяце, когда новорождённый начинает гулить. В этот период для стимулирования речевого навыка рекомендуется делать пальчиковый массаж. Если к двум годам ребёнок так и не начал чётко говорить – это веский повод для обращения к неврологу и логопеду. Но логопедический массаж не поздно начинать и в старшем детском возрасте. Начиная с 3-х лет, можно проводить зондовый логопедический массаж. Особенно актуально записаться на логопедический массаж в 5-6 летнем возрасте: правильная речь поможет ребёнку легче адаптироваться в школе.

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» применяют несколько видов логопедического массажа:

  • классический ручной;
  • точечный (стимулируются активные акупунктурные зонысвязанные с речевыми центрами в головном моз г е);
  • зондовый логопедический массаж (осуществляет при помощи профессиональных инструментов, позволяющих прицельно стимулировать необходимые участки артикуляционного аппарата).

Показания для логопедического массажа

Многие расстройства речи можно исправить с помощь логопедического массажа (дизартрия, ринолалия, афазия и др.), даже если бессильны другие педагогические коррекционные методики. При задержке речевого и психического развития, нарушении воспроизведения звуков, заикании, отсутствии эмоциональности в речи и других проблемах оптимален метод зондового логопедического массажа. Например, при дизартрии (нарушение произношения слов, речь спутанная, с носовым прононсом, «каша во рту») логопедический массаж помогает активизировать мышцы речевого аппарата, сформировать правильный глотательный рефлекс, скоординировать движения языка, простимулировать передачу импульсов к коре головного мозга. Метод дает хорошие результаты при обильном слюнотечении (саливации). Сколько стоит

Как проходит процедура логопедического массажа

Логопедический массаж начинают с общего массажа лица, поглаживания и растирания лба, щек, губ и т.д. После того, как мышцы лица разогреты, переходят к массажу проблемных зон. Один из главных пунктов – логопедический массаж для языка, поскольку это наиболее важный артикуляционный орган. Зонд для логопедического массажа чаще всего применяют именно в области языка. Зонды для логопедического массажа стерильны, не имеют острых кромок.

Вся процедура может длиться от 15 до 30 минут, в зависимости от задач и степени нарушения речевой функции. Лечение проводится курсами, по 10-15 сеансов. Между курсами делают перерывы до 2-3 месяцев ( в зависимости от клинической картины) для закрепления достигнутых результатов.

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» логопедический массаж проводит опытный логопед. Лучше, если мама оставит малыша со специалистом наедине. Как показывает практика, это позволяет эффективнее вовлечь ребенка.

В Центре «Дети Индиго предусмотрено все, чтобы логопедический массаж приносил удовольствие ребёнку. Занятия проводятся в игровой форме, в отдельном оборудованном помещении. Важно снять психологическое напряжение и обеспечить хороший результат от упражнений.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей зрительной группе. Тема Овощи

В ходе проведения логопедического массажа применяются такие методики как сказкотерапия. Приемы сказкотерапии особенно хороши для занятий с детьми аутистами, так как хорошо помогают вовлечь ребенка в диалог.

Другой прием – логоритмика – хорош для деток с несформировавшимися речевыми навыками. Простые стишки и ритмичные тексты в комплексе с движениями работают на то, чтоб у ребенка возникло желание участвовать в речи.

Эффективность логопедического массажа

Логопедический массаж при дизартрии считается одним из самых эффективных методов лечения. Задать вопрос

Польза логопедического массажа доказана уже не одним поколением. Во-первых, массаж благотворно влияет на общее состояние ребенка. Благодаря массажу лицевой мускулатуры улучшается кровоснабжение, а значит питание тканей, ускоряются обменные процессы, повышается эластичность мышц. Во-вторых, позитивные изменения происходят в нервной системе: улучшается артикуляция, проходят спазмы и параличи, восстанавливается движение всех органов речевого аппарата. Как правило, позитивную динамику мамы отмечают уже в ходе первого курса, но результат лечения во многом зависит от диагноза, возраста и других индивидуальных особенностей ребенка.

Противопоказания

Стоит отложить логопедический массаж в следующих случаях:

  • любое воспалительное заболевание (ОРВИ, ангина, фурункулез и др.);
  • грибковые заболевания кожи;
  • открытые раны;
  • туберкулёз.

Логопедический массаж – массаж языка

«Массаж языка»!? Что, правда! А как это выглядит? – это обычная реакция людей, которые впервые узнают о его существовании. А между тем, массаж языка существует! И применяется специалистами! Поговорим о нем подробнее.

Массаж языка или логопедический массаж — что это такое?

Это комплекс мероприятий, влияющих на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Также массаж языка влияет на трофику (питание) мышц языка, на состояние его иннервации, нормализуя их. В комплекс логопедического массажа включаются не только мышцы языка. Воздействие на окружающие и функционально связанные с языком области, такие как щечные, губные, подъязычная области, подбородочная область, область шеи, обязательно включается в массаж.

Виды массажа языка?

Массаж языка может быть ручной. Ручной логопедический массаж выполняет специалист логопед подушечками пальцев. Ручной логопедический массаж является как самостоятельным этапом массажа языка, так и может быть подготовительным этапом ко второму виду логопедического массажа – зондовому массажу языка.

Второй вид логопедического массажа – зондовый массаж. Зондовый логопедический массаж выполняется специальными логопедическими зондами. Логопедические зонды — это особые «палочки», имеющие различную форму для воздействия на разные структуры полости рта. Логопедический зондовый массаж является более глубоким по сравнению с ручным массажем языка. В ряде случаев специалист может заменить зонд зубной щеткой или другим устройством. Главное, чтобы специалист четко понимал, чего он хочет добиться!

Кто делает массаж языка? У кого есть специальные знания для этого?

Несмотря на то, что слово массаж подразумевает участие массажиста в процессе, в случае логопедического массажа это не так! Логопедическим массажем занимаются логопеды! Но не все логопеды готовы и умеют выполнять массаж. Обычно логопед, набравший опыт и понимающий, что без логопедического массажа не решить многих проблем, получает дополнительное образование по теме «логопедический массаж». После обучения и получения специального документа логопед считается специалистом по массажу языка.

Необходимо добавить, что массажем языка можно заниматься и самостоятельно, например, когда базовые приемы мама делает своему ребенку. Но все равно, назначение массажа и контроль над его эффективностью лучше доверить опытному логопеду-миофункциональному терапевту! Простого логопеда отличает от логопеда-миофункционального терапевта именно то, что второй более детально понимает и умеет работать с мышцами артикуляционного аппарата и жевательного органа.

Как делается массаж языка?

Массаж языка проводится в специальном логопедическом кабинете. Например, кабинет логопеда в Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» выглядит так:

Логопедический массаж проводится в расслабленном для пациента состоянии. Обычно это лежа, полулежа или сидя. Если массаж языка проводится маленькому ребенку, то ребенок сидит на коленях у мамы. Занимает массаж языка около 15 минут. Воспринимается обычно пациентами позитивно, потому что не вызывает отрицательных и болезненных состояний. Специалист проводит массаж языка в специальных одноразовых перчатках. Массажные зонды после каждого пациента стерилизуются! В этом выгодное отличие медицинского центра, например, «Диал-Дент» от других организаций, где могут проводить массаж языка, например, детского сада и т.д. В учреждениях такого типа, как детский сад, логопедам не полагается ни перчаток, ни стерилизаторов. Поэтому там делают массаж голыми руками, а зонды протирают спиртом. Этого, с нашей точки зрения, недостаточно для обеспечения безопасности пациентов!

Кому показан массаж языка?

Массаж языка может быть как стимулирующим, так и расслабляющим. А также комбинированным, когда одну область языка надо расслабить, а другую простимулировать! Отсюда идут показания для массажа языка. Логопедический массаж показан пациентам:

  • с нарушениями речи;
  • нарушениями жевательной и глотательной функции;
  • с нарушением прикуса;
  • проходящим ортодонтическое лечение (исправление прикуса и выравнивание зубов);
  • проходящим ортопедическое лечение (протезирование зубов);
  • с короткой уздечкой языка с целью ее безоперационного растяжения;
  • с гипертонусом языка и жевательных мышц (бруксистам и кланчерам — людям, сжимающим и скрежещущим зубами);
  • с повышенными нагрузками на речевой аппарат (преподаватели, лекторы и т.д.).
Читайте также:
Конспект НОД по теме: Человек и части его тела, для детей с ОНР

Логопедический массаж — не самостоятельная процедура!

Логопедический массаж всегда проводится как часть комплексной программы по достижению какого-либо эффекта. Обычно комбинируется с артикуляционной гимнастикой, с миогимнастикой и точечным массажем.

Логопедический массаж и стоматология! Какова связь? И что мы используем в «Диал-Дент»?

Люди, имеющие неправильный прикус и неровные зубы, почти всегда имеют и неправильную и несбалансированную работу мышц языка, губ, жевательных мышц и других мышц жевательного органа. Мало того, современная концепция причин образования дефектов прикуса говорит о том, что большинство дефектов зубного ряда имеют причиной неправильно работающие мышцы. Неправильная речь, неправильная работа языка при глотании и жевании, несимметричное давление языка — все это приводит к тому, что зубы в определенных условиях могут разъехаться в разные стороны. Так возникает деформация прикуса, которая тем сильнее выражена, чем неправильнее работают язык и другие мышцы.

Большинство ортодонтов, не вникая в работу мышц и не советуясь с логопедами, ставят брекеты или каппы и выравнивают зубные ряды без учета состояния мышц. Такой подход устарел и практически всегда ведет к рецидиву, когда зубы искривятся вновь через какое-то время после лечения. Зная это, ортодонты старой формации заставляют своих пациентов носить ретейнеры. Ретейнеры — это конструкции, удерживающие зубы в выровненном состоянии. Это может быть проволока, приклеенная на зубы, или пластиковая каппа для ночного ношения.

В «Диал-Дент» мы всегда учитываем мышечную причину нарушения прикуса. Участие логопеда в диагностике и в процессе выравнивая зубов дает возможность убрать или скорректировать миофункциональные причины деформаций. Такой междисциплинарный подход более современный и дает наилучший и наиболее стабильный результат лечения! После лечения рецидивов не происходит, потому что выровнены мышечные балансы. Соответственно и само ортодонтическое лечение происходит быстрее и без проблем с участием логопеда-миофункционального терапевта.

Стоимость массажа языка в «Диал-Дент». Специалист по логопедическому массажу.

В Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» массажем языка или логопедическим массажем занимается логопед-миофункциональный терапевт Татьяна Борисовна Цукор. Окончила Московский педагогический государственный университет им. Ленина. Стаж работы более 15-ти лет. Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Лауреат конкурсов «Сердце, отданное детям 2008» и «Сердце, отданное детям 2010».

Стоимость сеанса у логопеда 3500 рублей. Длительность сеанса от 30 минут до 50 минут зависит от задачи и возраста пациента. В сеанс в случае необходимости включается и логопедический массаж.

Являясь уникальным логопедом, которая долго и успешно сотрудничает со стоматологами, Цукор Т.Б. проводит курсы обучения как для стоматологов-ортодонтов, так и для логопедов. В рамках курса разбираются и все аспекты логопедического массажа. Конечно же, о возможностях такого мощного инструмента, как логопедический массаж, должен знать каждый ортодонт. Обучение проводится как в рамках выступления на конгрессах, так и индивидуально или в малых группах.

Наш логопед проводит занятия и по Скайпу. Стоимость такого занятия — 2500 рублей. Как вы понимаете, логопедический массаж по скайпу сделать невозможно, поэтому если необходим массаж, то придется все-таки приезжать в «Диал-Дент».

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии, а также по обучению массажу можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .

Конспект НОД “Путешествие в страну игрушек”
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Материал предназначен для работы с детьми подготовительной группы по формированию речевой грамотности.

Скачать:

Вложение Размер
nod_v_podgotovitelnoy_grupp1.docx 18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие в страну игрушек».

Цель: Формирование речевой грамотности детей 6-7 лет

1. Формировать грамматический строй речи: Уточнять правильное употребление «трудных» глаголов. Упражнять в образовании глаголов с помощью приставок. Закреплять умение образовывать название детёнышей животных, образовывать названия посуды. Закреплять умение подбирать однокоренные слова. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Упражнять в умении строить распространённые предложения. Помогать детям, правильно строить сложноподчинённые предложения. 2. Совершенствовать связную речь детей, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. 3. Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Мультипроектор, картинки, письмо, мяч.

Воспитатель. Ребята сегодня я получила тревожное письмо от Чебурашки. В магазине игрушек поссорились все игрушки. Что будем делать? Дети. Надо им помочь (предлагают разные варианты). Правильно ребята. Мы с вами отправимся на машине в страну игрушек. Для этого нам надо одеться. Игра «Одень, надень». Дети передают мяч по кругу и называют – я надену шляпу, я надену шарф и т.д. Как правильно сказать, если нам надо надеть одежду игрушкам. Дети передают мяч в обратную сторону и называют – я одену куклу. Я одену мишку и т.д. Сейчас ребята нам надо взять в дорогу продукты. Перед вами на доске картинки с разными продуктами. Их надо положить в посуду. Игра «Разложи продукты». Дети образуют новые слова: сахар в сахарницу, соль в солонку, суп в супницу и т. д. Молодцы ребята, все готовы в путь, садитесь на машину, поехали (используется мультимедийный проектор). Машина что делает? Машина едет по дороге? Дети следят за действиями машины, образуют новые глаголы: машина подъехала к дереву, машина объехала дерево, машина заехала на мостик, машина съехала с мостика машина подъехала к гаражу, машина выехала из гаража, машина переехала тропинку, машина въехала в лес. Воспитатель. Ребята вдохните поглубже вы чувствуете, как пахнет лес. Какой вы чувствуете аромат? (Мы чувствуем лесной аромат). Кто следит за лесом? (За лесом следит лесник.) В лесу много зверей. Кто живет в этом лесу? Встаньте ребята парами. Один ребёнок в паре называет животное, а другой его детёныша. Лиса – лисёнок. Медведь – медвежонок и т. д. А сейчас ребята, поиграем в игру «Кто хитрее» . Играем также в парах. Мы с Катюшей вам покажем. Ребёнок называет – у бобренка зубы острые, а у бобра острее. Далее дети подбирают слова, используя разные степени прилагательных. Лисёнок хитрый, а лиса хитрее. Заяц трусливый, а зайчонок трусливее. Медвежонок толстый, а медведь толще и т.д. Молодцы ребята, вы хорошо справились. Поехали дальше. Посмотрите на экран. Что делает машина? Машина выехала из леса. Машинка приехала на поляну. Ребята, вы заметили, на поляне чего- то не хватает. (Высказывания детей). Правильно ребята, на поляне нет цветов. Как вы думаете, что могло произойти? Дети составляют сложноподчинённые предложения. Нет цветов, потому что налетел сильный ветер и все сдул. На поляне не выросли цветы, потому что было холодное лето и т.д.

Игра «Собери цветы». Ребята у меня на столе лепестки цветов, из них нужно собрать цветы. На лепестках картинки. Разделимся на три команды. Первая команда соберет слова предметы и из них соберёт цветок. Вторая команда соберёт слова действия. Третья слова – признаки. Дети называют слова, из которых составили цветы. Молодцы ребята на нашей поляне появились волшебные цветы. Поехали дальше. Вот мы и подъехали к магазину игрушек. Да, какой здесь беспорядок. Игрушки лежат по всему магазину. (Картинка) Расскажите, где находятся игрушки. Дети составляют предложения. Мишка лежит за цветком. Кукла сидит на стуле и т.д. Ребята надо игрушки разложить все по местам. Для этого проведём физминутку.

Физминутка. Наклонилась Неваляшка, Но упасть – не упадёт, Даже если кот мой Яшка Неваляшку в бок толкнёт. В бок толкнёт игрушку он, И в ответ услышит звон: Динь – дон, динь – дон! Мишка милый, Мишка славный, Неуклюжий и забавный, Весь из плюша мишка сшит, Ватой пышною набит. Вот ребята, мы с вами расставили игрушки по местам. Какие игрушки есть в магазине. Дети называют Длинноволосая кукла, рыжеволосый клоун, белогривая лошадка и т.д. А сейчас с этими словами придумайте предложения. Длинноволосая кукла сидит между коричневым мишкой и длинноухим зайцем. Четырёхколёсная машинка стоит рядом со спортивной машинкой. Дети придумывают предложения. Молодцы ребята, мы помогли игрушкам помириться. Расставили всё по местам. А как вы думаете, что могло произойти между игрушками. Почему они рассорились. Ребята высказывают свои предположения. Давайте ребята все вместе придумаем сказку «Игрушки поссорились». Каждый придумает одно предложение. Дети сочиняют маленькую сказку. Ну, что ж ребята, вы придумали замечательную сказку, нам пора отправляться в группу. А сказку подарим нашим игрушкам, чтобы они больше не ссорились.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: