Авторское многофункциональное пособие (для автоматизации «трудных» звуков и развития речи) «Лягушка-болтушка»
Авторское многофункциональное пособие
(для автоматизации «трудных» звуков и развития речи)
«Лягушка-болтушка»
- Короб-экран;
- Пособие «Автоматизация «трудных» звуков»;
- Картотека артикуляционной гимнастики + жетоны;
- Зеркало;
- Логопедическая лягушка-игрушка;
- Комплект предметных картинок (на липучке) на автоматизацию шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, сь, з, зь, ц), сонорных (л, ль, р, рь) звуков;
- Комплект наград и медалей;
- Комплект логопедических тетрадей.
Короб-экран изготовлен из обычной коробки для посылок размером 25 см* 32 см. Коробка обклеена цветной пленкой. На широкую сторону коробки прикреплена панель-экран из фетра с обозначением экрана для работы и 3-х маленьких карманов для размещения дополнительных упражнений-программ. Короб-экран помимо декоративной функции пособия-телевизора носит и практический характер: коробка является хранилищем для всех составляющих его компонентов (пособия, картотеки, зеркала, игрушки-лягушки, комплекта карточек, медалей и наград, комплекта тетрадей).
Цель данного пособия: проведение занятий по автоматизации «трудных» звуков и развитию речи.
Время проведения занятия: 15-25 минут.
Возраст: дети от 4 лет.
Тип взаимодействия: индивидуальная работа (возможна организация занятий небольшими подгруппами).
Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
1. Автоматизация изолированного звука.
2. Автоматизация звука в слогах.
3. Автоматизация звука в словах.
4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
5. Автоматизация звука в текстах, рассказах.
6. Автоматизация звука в стихах.
7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Соответственно и работа с данным пособием представляет собой занятие (целесообразнее индивидуальное), которое проходит в несколько этапов:
Рассмотрим этапы работы с данным пособием на примере автоматизации звука Л.
– Добрый день, лягушка!
(Киваем головой в знак приветствия)
(Показываем два пальчика)
– Как дела, подружка?
(Показываем большой палец или пожимаем плечами)
– Что в корзиночке?
(Сжимаем и раскрываем кулачок – показываем ладошки)
Платье (книжку и др.) новое куплю.
1. Выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом для подготовки (акриловое зеркало вставлено в карман короба-экрана, 3 жетона вставлены в кармашки – «программа передач»). Ребенок выполняет 3 рекомендованных для автоматизации подготовительных упражнения. Например, для автоматизации звука Л выполним следующие упражнения: «Вкусное варенье», «Чашечка», «Месим тесто».
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений, определенных положений и развитие силы мышц органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Здесь весёлым помощником педагога и ребенка является логопедическая лягушка-игрушка, которая продемонстрирует артикуляционную позу и раскрепостит ребенка в игре.
2. После выполнения гимнастики работаем над автоматизацией звука в слогах (когда звук поставлен, и автоматизация изолированного звука пройдена) с помощью чистоговорок. Если ребенку трудно повторять чистоговорку целиком, то он проговаривает только ее слоговую часть. Например:
ЛА-ЛА-ЛА – Мила маме помогла,
ЛА-ЛА-ЛА – Мила в лодочке плыла.
ЛО-ЛО-ЛО – ловко вымыла стекло,
ЛО-ЛО-ЛО – светит солнышко светло.
ЛУ-ЛУ-ЛУ – Алла купила пилу,
ЛУ-ЛУ-ЛУ – наточили мы пилу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – у нас новые столы,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла полы.
АЛ-АЛ-АЛ – Павел днём не спал.
АЛ-АЛ-АЛ – в углу тёмный подвал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ – пенал упал на пол.
ОЛ-ОЛ-ОЛ – садимся мы за стол …
3. Следующий этап – автоматизация звука в словах. Здесь педагог предлагает разместить карточки-картинки на экране и назвать их. На этом этапе, как и в первых двух, просим произносить звук «утрированно», дольше, громче, чётче, чем обычно это делается в речи. Из карточек создаем своеобразную «звуковую дорожку» и работаем над её «чистотой». И переходим к следующему этапу.
4. Работа над автоматизацией звука в словосочетаниях и простых предложениях. Предлагаем ребенку составить словосочетание и предложение из предложенных слов. Например, кукла, белка, лампа, лук, молоко, дятел, стол, пенал. Белка посадила лук. Кукла любит молоко. Кукла включила лампу. Лампа и пенал на столе. Дятел взял пенал со стола. И т.д.
5. После успешной работы над автоматизацией звука в словах и предложениях можно провести работу с текстом или беседу по картинке. В сборнике представлены небольшие адаптированные тексты для чтения и пересказа. Формат пособия позволяет проводить и беседу по картинке (формата А5), которую можно разместить на экране, вставив в карман.
6. Однако новый звук должен закрепляться не только на занятиях, над звуком необходимо работать и дома, чтобы не сформировался так называемый «синдром кабинетной речи», когда ребенок вне занятия употребляет всё тот же «трудный» звук по-старому. В этом случае можно дать ребенку задание разучить дома стихотворение, например:
Куклу Милу Лида мыла,
с куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
полиняла, как могла.
От обиды куклу Лида
обменяла на осла.
7. Вместе со стихотворением в качестве домашнего задания можно дать печатное задание для закрепления звука, можно это задание выполнить и на занятии. Например:
В процессе занятий по автоматизации звука, в принципе, как и в процессе любых занятий, очень важно заинтересовать ребенка, оставить приятное впечатление от проведенного времени и упражнений, воодушевить ребенка на дальнейшую работу. Мотивация – важный толчок для дальнейшей работы, но мотивация должна быть правильной. Следует объяснить ребенку, что говорить правильно и красиво необходимо для того, чтобы общаться и дружить, чтобы рассказывать стихотворения и участвовать в утренниках, чтобы хорошо учиться в школе и быть взрослым. Но и маленькие значки-поощрения никто не отменял, ребенок всегда очень доволен, когда его труды отмечены даже самой простой бумажной медалькой или забавной наклейкой.
В ходе использования данного пособия обнаружилось, что его можно использовать и в ходе упражнений по дифференциации звуков речи (Игра «Поймай звук»). Цель: развитие слухового и фонематического восприятия. Для этого в окошки – «программа передач» помещаем два звука для дифференциации, например З и С, и предлагаем ребенку разместить их на нужном этаже, слова со звуком С напротив «С», слова со звуком З напротив «З»: лиса, зонт, медуза, сумка, сова, ваза.
По аналогии проводится игра «Какой звук?» с целью разделить слова в зависимости от того на какой звук начинается (оканчивается) слово: гласный, согласный твердый, согласный мягкий.
По аналогии проводим игру «Посчитай» для определения количества слогов в слове.
Спасибо за внимание!
Список использованных источников:
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей (в 4 альбомах)
Логопедический квест «Сокровища волшебного ларца»
Разделы: Логопедия
Ключевые слова: квест , взаимодействие с родителями , логопедический квест
Цель: закрепление умения пользоваться правильной, чистой речью.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять правильное произношение поставленных звуков;
- совершенствовать фонематические процессы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- способствовать вовлечению родителей дошкольников в коррекционно-образовательный процесс;
- воспитывать познавательный интерес у воспитанников, умение взаимодействовать со сверстниками и родителями.
Целевая аудитория: старшие дошкольники с речевыми нарушениями, их родители.
Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, презентация «В поисках сокровищ», волшебный ларец (декоративный сундучок или шкатулка), медали «Грамотей», книги (по количеству участвующих детей, взрослых), «снежки» (мягкие мячи), «кирпичики» (мягкий строительный конструктор).
Ведущий (далее — В.): Сегодня я нашла в книжном уголке в нашей группе волшебный ларец. Но что же в нем? Открыть я его не смогла. Где же ключ от него? Может быть он в конверте?
Ведущий открывает конверт, вынимает из конверта сложенный листок и читает:
«Ларец откроется тогда, когда ты выполнишь задания,
Приложив старание, проявляя знания!
На вопросы отвечая, не спеши,
Правильно и четко звуки говори!»
Какие же задания надо нам выполнить, что бы ларец открылся?
Демонстрируется слайд с картой квест-игры.
В.: Вот сколько заданий нам предстоит выполнить! А помогут нам в этом герои сказок, мультфильмов. За каждое правильно выполненное задание, вы получите деталь ключа, которым можно открыть волшебный ларец.
Оправляемся в путь?!
Задания выполняются в ходе квест-игры по очереди родителями и детьми.
Слайд 1. Бременские музыканты.
В.: Бременские музыканты ищут свои инструменты, их забрала Атаманша. Поможем вернуть их?
ди «Где звучит?»
Участникам игры предлагается определить музыкальный инструмент, назвать направление и силу его звучания (справа, слева, далеко, близко).
В.: А кто хочет попробовать сам стать музыкантом?
ди «Умелый музыкант»
Ведущий прохлопывает, либо отстукивает на музыкальном инструменте (бубен, барбан, синтезатор или др.) ритмический рисунок, а игрок должен его повторить.
Слайд 2. Маша и три медведя.
В.: Машенька отправилась на прогулку в лес. Как же там хорошо! Ой, а что за звуки? Назовите, что прозвучало.
ди «Угадай, что прозвучало»
Игрокам необходимо назвать источник звука (шелест листьев листьев, вой ветра, птичий щебет и др.).
В.: Рещила однажды Маша побывать в домике у трех медведей, зашла, села за стол, полежала на кроватке и вдруг услышала, что они вернулись. Кто из медведей обращался к девочке? Назовите.
ди «Узнай по голосу» (с использованием аудиозаписи).
Игрокам предлагается помочь Маше и узнать по голосу, кто из трех медведей произнес фразу.
Слайд 3. Смешарики.
В.: Однажды смешарики нашли книгу, а в ней необычные стихотворения. Им показалось, что в стихах ошибки. А вы, как думаете?
ди «Шутки – минутки»
Русская красавица
Своей козою славится.
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был,
В почку он воды налил
У меня в тарелке зуб,
Заболел у Кроша суп.
На лугу пасутся косы.
Заплела Нюша козы.
Спать пора, настала нос,
Сажей вымазал я ночь.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану
В огороде вырос люк,
На асфальте виден люк.
Копатыч пилит жук,
На цветок уселся сук.
В море шторм, на судне кашка.
У Лосяша в миске качка.
Нюша испекла мне зайку.
Подарили Пину сайку.
В.: К нам прилетел необычный гость. Он умеет разговаривать только на своем языке.
Слайд 4. Лунтик
Поздороваемся с ним?
Лунтик: та-ка-па.
В.: та-ка-па. А теперь поздороваемся все вместе: та-ка-па.
Лунтик: ка-на-па?
В.: Что же он спрашивает? А, я кажется поняла, это Лунтик хочет узнать как у нас дела?
В.: А у нас все хорошо! А теперь мы спросим у Лунтика: ка-на-па? (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых).
Лунтик: га-ба-да!
В.: И у нас все отлично! Га-ба-да! (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых)
В.: Откуда же ты к нам прилетел, Лунтик?
Лунтик: фа-ха-ка (картинка с изображением Луны).
В.: Планета Лунтика на его языке называется: фа-ха-ка. Кто запомнил? Сможете повторить? (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых)
В.: А мы жители планеты Земля!
Лунтик: ка-ва-ха? (картинка с изображением Земли).
В.: ка-ва-ха, затем по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых.
Лунтик: па-да-та (машет рукой).
В.: Лунтик попрощался с нами, но ему очень понравилось здесь. До свидания, Лунтик. Па-да-та.
Участники игры: па-да-та (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых).
Ведущий: как здорово, что мы с ним познакомились!
Слайд 5. Снеговичок Олаф.
В.: Да это же снеговичок Олаф, ему очень нравятся снежные забавы. А вам?
Поиграем в снежки?
ди «Поймай звук»
Игрокам предлагается выделить заданный звук из ряда на слух. За каждый правильный ответ участнику выдается «снежок» (мячик), который он бросает в мишень.
А еще Олаф очень любит кататься с горки. А вы? Поможем ему ее построить? Я произношу звуки, а вы берете столько «снежных» кирпичиков (используется строительный конструктор), сколько раз был назван звук.
ди «Сколько раз я назову звук?»
В.: Какую замечательную горку вы построили! Как вы уже догадались, Олаф любит все зимнее. Даже «зимние» слова! Но только те, в которых есть звук.
ди «Четвёртый лишний»
Играющим предлагается прослушать 4 слова, назвать то, в котором нет заданного звука.
Слайд 6. Фиксики
В.: Симка и Нолик с удовольствием решают задачки, а вот эти им пока трудно решить. А вы сможете помочь фиксикам? Предлагаю разделиться.
Ребята, вам необходимо составить «цепочку» из слов.
ди «Цепочка».
Игрокам необходимо составить цепочку слов, используя картинки: слово начинается на звук, которым заканчивается предыдущее.
В.: А вам (обращается к взрослым) необходимо найти все предметы со звуком.
ди «Найди предметы с нужным звуком»
Игроки находят картинки с заданным звуком.
В.: А следующее задание я предлагаю выполнить всем вместе!
ди «Расшифруй слово»
Играющим предлагается звуковая схема, необходимо подобрать слова, подходящие к ней.
В.: Вы справились со всеми заданиями, отлично! А вот и ключ! (участники соединяют детали, получаемые после каждого задания, таким образом, что бы получился ключ).
Волшебный ларец открывается. Ведущий читает надпись на внутренней стороне крышки:
«Грамоте учится — всегда пригодиться!».
В.: Вот какое послание отправили вам герои сказок и мультфильмов. Какие задания вам было трудно выполнять? А какие легко?
Вы приложили знания, старание, усилия, было трудно, но вы выполнили задания. Герои сказок и мультфильмов дарят вам книги и медали.
Ведущий награждает участников медалями «Грамотей», книгами, благодарит всех за участие в игре.
Методическая разработка «Лягушка-Болтушка»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 30
Методическая разработка
«Лягушка-Болтушка»
учитель-логопед
Захарова
Екатерина Семеновна
AРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА –
КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так “без костей”? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика длится не более 5-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.
Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Данные картинки-символы используются мною, как и на начальном этапе проведения артикуляционной гимнастики, так и даются детям в качестве домашнего задания и вклеиваются в тетрадь. Эти символы ребенок должен раскрасить и повторить данные упражнения перед зеркалом дома.
Символы упражнений расположены над зеркалом для индивидуальных занятий, сделаны альбомы с комплексами упражнений для активных органов артикуляции, а так же специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы.
В “копилке” любого логопеда имеются “Сказки о Весёлом язычке”, которые позволяют в забавной форме выполнить необходимые упражнения. Каждый раз, приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату! Сказки имеют и традиционную форму – стихотворение, сказка и загадки, а так же и более современную – мультимедийная презентация.
С появлением в рабочем кабинете логопеда компьютера использование мультимедийных презентаций существенно облегчает работу. Так как с помощью компьютерной графики можно показать выполнение любого, даже очень сложного упражнения более красочно (упражнение “Вкусное варенье”, “Грибок”).
Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я изготовила дидактическую куклу «Лягушка-Болтушка», которую использую в работе по коррекции артикуляторных расстройств. С ее помощью можно модифицировать вышеуказанный прием и вместе с тем она является занимательным персонажем в сюжете занятия и создает благоприятный эмоциональный фон.
«Лягушка-Болтушка» – это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова лягушки сшита таким образом, что можно вложить руку с тыльной стороны головы в язык. Логопед, манипулируя этим языком, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. При этом он дает возможность детям ощупывать язык лягушки, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Кстати, Лягушку-Болтушку можно использовать как поощрение, а именно предложить провести артикуляционную гимнастику вместе с лягушкой наиболее старательному ребенку.
Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов.
Сказка «О Веселом Язычке»
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело.
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)
Сказка про Язычок.
Из книги: А. С. Анищенкова “Артикуляционная гимнастика “
Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 – -10.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков “дддд” и “тттт”
Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить “пя – пя – пя”
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка –
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок – цок – цок – цок – цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
“Блл, бллл!” – предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание “Бл – бл – бл” (“болтушка”).
Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:”И – у! И – у! И – у!”
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.
Дайте Язычку дуду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
“Садитесь, комарики!”
Предложить ребёнку длительно произносить звук “шшш”. Обратить внимание на то, что при произнесении звука “ш” передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.
Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, “выдавливая” шарики.
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр…
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: ” пя – пя – пя”. Выполнять упражнение в течение 10 сек.
Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Логопедический квест ‘По следам Лягушки-болтушки’
Цель : Автоматизация звука «Л» и «Ль в слогах, словах, предложениях.
Образовательные задачи:
- Закреплять навыки произношения звуков «Л» и «Ль» в словах, предложениях, стихах и спонтанной речи.
- Закреплять навыки проводить звукобуквенный анализ и синтез слов.
- Закреплять навыки дифференцировать на слух и в произношении сходные по артикуляционным и акустическим признакам звуки.
- Развивать навыки чтения слов по карточкам.
Развивающие задачи:
- Продолжить развивать фонематическое восприятие и слух.
- Продолжить развивать мелкую моторику рук
- Развивать речевое дыхание и артикуляционную моторику
- Развивать память и внимания
- Развивать словесно-логическое мышление, через специально подобранные игры и упражнения.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
- Воспитывать у детей активность и внимательность на занятии
- Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.
- Воспитывать познавательный интерес, стремление детей к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.
Материал и оборудование : интерактивная панель , презентация (слайды с изображением страны правильной речи, буквы Л, аудиозапись). Карточки-лабиринты. Цветы – ромашки для дыхательной гимнастики. Карточки –пары. Цветные фишки для обозначения звуков, конверт с загадками, схема слова. Удочки, таз с водой, футляры от киндер-сюрпризов с цифрами внутри, картинки с буквами.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости.
Дети здороваются .Вдруг раздается звонок по телефону.
Логопед: Ребята, нам кто-то звонит.
Принцесса Лола: «Здравствуйте ребята. Я принцесса Лола. В стране Правильной речи случилась беда. Злая колдунья украла звук Л. И теперь в стране Правильной речи происходит путаница: были ложки, а стали рожки, на лугу гуляла лама, а теперь большая яма. Мы просим вас помочь вернуть нам звук Л, потому что сами не можем выполнить условие злой колдуньи».
Логопед: Ребята я знаю это условие, если четко и правильно произносить звук Л, силы колдуньи слабеют. Вы хотите помочь принцессе Лоле и жителям страны Правильной речи? (Ответы детей). И вас не испугают трудные задания? Тогда вам нужно выполнить пять заданий, чтобы отыскать и собрать все части звука Л. А поможет вам дружба и сплоченность. Для того, чтобы у вас все обязательно получилось нужно сделать разминку.
Артикуляционная гимнастика.
Раз, два, три – Язычок вверх подними.
Четыре, пять – опустили вниз опять.
Ты, язык не обижай,
На качелях покачай.
Подними его скорей,
Ему станет веселей.
Снова вниз опусти,
И немного отдохни. (Качели).
Ходят часики вот так.
В одну сторону, в другую.
Поиграй в игру такую. (Часики)
Утром зубы каждый день,
Чистить нам совсем не лень.
И вверху, и внизу
Щёткой я своей пройду. (Чистим зубки)
Будет он во рту- грибок.
Досчитаем до пяти,
А потом вниз опусти. (Грибок)
На гармошке я играю,
Шире ротик открываю,
К потолку язык прижму,
Ниже челюсть отведу (Гармошка).
Мы нисколько не устали,
Язычком мы цокать стали.
Цокать медленно и сильно,
Ты дружок не торопись-
Делай медленно – трудись.
Слышно звонко, как лошадка,
Бьёт копытом по брусчатке. (Лошадка).
Логопед: Вижу, вы готовы! Отправляемся в путешествие на автомобиле.
Звучит веселая музыка. Дети, изображая движение на автомобиле, двигаются по залу. Останавливаются возле первого стола.
На столе лежит конверт с частями лабиринта. Пароход.
Логопед: Вот и первое испытание от Колдуньи. Вам нужно проплыть по лабиринту передавая друг другу пароход. Пароход движется, если он сильно гудит и вы чётко произносите звук Л . Но сначала нужно достать части лабиринта из конверта и его сложить.
Дети собирают лабиринт – пазл. Затем прокатывая пароход по дорожке, произносят звук Л.
Логопед: Молодцы! (Звучит музыкальный сигнал). Слышу, силы колдуньи начали слабеть. У нас есть первая часть буквы.
(Логопед незаметно достаёт часть буквы из-под крышки стола и прикрепляет её на мольберт).
Задание « Цветочная поляна».
На столе лежат ромашки из бумаги. Пары картинок:
Логопед: Ребята мы с вами приехали на цветочную поляну. Здесь Колдунья приготовила для вас новое испытание. Эти цветы необычные. В каждом спрятана картинка. Чтобы её увидеть, надо ловко подуть на ромашку не надувая щёк. Затем подобрать подходящую по смыслу картинку на столе. Когда это задание всеми вами будет выполнено, нужно будет чётко назвать обе картинки, выговаривая звук Л, и составить с этими словами предложение. Во время выполнения задания, вы можете договариваться и меняться картинками, чтобы ваше предложение было правильным по смыслу.
Логопед: Молодцы!(Звучит звуковой сигнал). Похоже, что вы справились с заданием, поищите вокруг поляны, где Колдунья спрятала вторую часть буквы.
Дети под столом находят корзину с цветами, в ней часть буквы, прикрепляют её на мольберт.
Логопед: Наше путешествие продолжается.
Дети под музыку продолжают движение дальше.
Задание «Узнай слово».
На столе лежит схема для слова «Страна», цветные фишки для обозначения звуков, конверт с загадками.
Логопед: У вас новое испытание. Нужно узнать какое слово задумала Колдунья. Вы узнаете это слово, если составите звуковую схему этого слова. Оно состоит из первых звуков слов, которые вы узнаете, если отгадаете загадки. Каждый из вас отгадывает одну загадку. Если кто-то не знает ответ, только тогда остальные, могут помочь. Назвав слово, вы называете первый звук в этом слове и обозначаете его фишкой на схеме.
1.Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая . (Сорока)
2. Все меня топчут, а я все лучше. (Тропинка)
3. Разноцветное коромысло, над рекою повисло. (Радуга)
4.Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
5.Он толстокож и неуклюж,
Ему река — не глубже луж.
Всю жизнь несёт свой мощный рог —
За что ж наказан… (Носорог)
Для комнатных рыбок
Ответь без ошибок. (Аквариум)
Дети по очереди отгадывают загадки. Произносят слово, называют в нём первый звук, говорят его характеристику, обозначают на схеме соответствующей фишкой. Называют слово «Страна».
Логопед: Наше путешествие продолжается.
Дети под музыку продолжают движение дальше.
Посмотрите, перед нами схемы сказочных скороговорок. И чтобы найти следующую часть буквы Л, нужно произнести скороговорки с разной интонацией: радостно, грустно.
Задание «Сказочная скороговорка». Произнесение скороговорки с разной интонацией: радостно, грустно.
Лом ломает толстый лед,
Лом ломать не устает.
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.
Поглотить нас мгла могла,
Но нам лампа помогла…
Белый цвет
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
На последней карточке-схеме прикреплена часть буквы Л.
Логопед: Молодцы, ребята, вы справились и с этим испытанием ( Звучит звуковой сигнал). Я думаю, на этом столе вы сможете найти ещё одну часть буквы.
Дети осматривают поверхность стола и находят третью часть буквы, прикрепляют ее к мольберту.
На экране появляется заставка «море».
Логопед: Дальше мы с вами отправимся путешествовать по морю. (Звучит шум моря). Перед нами синее тёплое море. По нему бегут высокие волны. А в воде резвятся разноцветные рыбы.
Физкультминутка под музыку :
А рыбы в море плавают вот так! Волна морская двигается так!
А волны покоряют высоту, а мы с тобою видим красоту!
А рыбы в море плавают вот так! Волна морская двигается так!
Жемчужина, что в ракушке живёт и вместе с нами песенку поет.
Логопед: Перед нами остров, на котором нас ждёт ещё одно испытание.
Дети под звуки шума моря подходят к столу.
Задание « Сложи слово» .
На столе лежат удочки, таз с водой, ведерко с футлярами от киндер-сюрпризов с цифрами внутри, перевёрнутые картинки с буквами.
Логопед: Вам нужно узнать, чего больше всего боится Колдунья. Это слово нужно сложить из букв. Кто какую букву сможет взять, вы узнаете, если поймаете на удочку рыбку. Можно поймать только одну рыбку.
Дети вылавливают удочками футляры-рыбки, внутри них находятся цифры. Берут буквы, каждая из которой соответствует цифре из футляра. Дети составляют слово «дружелюбие».
Логопед: Молодцы ребята, справились с заданием. (Звучит звуковой сигнал). Давайте поищем последний элемент буквы. А вот и еще одна часть буквы (под дном ведерка).
Дети прикрепляют на мольберт последнюю часть буквы.
Логопед: Посмотрите, у нас получилось собрать букву Л.Значит вы смогли выполнить условие злой Колдуньи и правильно произносили звук Л .
Логопед: Ребята, кому понравилось помогать принцессе Лоле, и было легко, пусть возьмёт жёлтый шар, кому было трудно, и он считает, что не справился с заданием возьмите зелёный шар. Опустите шары в вазу.
Раздается звонок (на экране появляется «Страна Правильной речи»).
Принцесса Лола: «Спасибо вам, дружные и храбрые ребята. Вы помогли вернуть мой звук Л. В моей стране снова порядок. А за вашу помощь, я дарю вам подарок».
Логопед: молодцы, дети! Справились со всеми заданиями пиратов, потому, что были внимательными и сообразительными.
Смотрите, какой замечательный подарок подарил вам Принцесса Лола (показывает празднично упакованную коробку с подарком). Скажем ей спасибо.
А нам пора возвращаться в группу. Дети под музыку уходят.
КОНСПЕКТ ООД по речевому развитию с использованием инновационных технологий «По следам Лягушки-болтушки» для детей старшей группы компенсирующей направленности.
Конспект ООД с использованием инновационных технологий
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ООД по речевому развитию с использованием инновационных технологий «По следам Лягушки-болтушки» для детей старшей группы компенсирующей направленности.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №39 «Золотая рыбка» города Георгиевска»
На заседании №3 базовой методической
площадки групп компенсирующей
направленности ДОО Георгиевского
Заведующий МДОУ «Детский сад
№39 «Золотая рыбка» г. Георгиевска»
организованной образовательной деятельности
по речевому развитию с использованием инновационных технологий
«По следам Лягушки-болтушки»
для детей старшей группы компенсирующей направленности.
Данько Инна Евгеньевна
Форма проведения: логопедический квест.
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей старшего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий.
активировать пассивный и активный словарь;
согласовывать существительное с прилагательным и числительным;
автоматизировать звуки в речи при помощи чистоговорок;
закреплять правильное употребление предлогов НА и ПОД;
закреплять умение детей составлять сложноподчинённые предложения;
употреблять существительные в творительном падеже единственном числе;
продолжать формировать умение правильно и полным ответом отвечать на вопросы;
закрепить навыки составления рассказа из собственного опыта с опорой на картинно-графический план.
развивать внимание, воображение, восприятие, речевой слух, память;
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать коммуникативные способности по средством общения со взрослым и сверстниками;
развивать связную речь.
воспитывать доброту, сочувствие и отзывчивость;
закреплять умение работать в команде, сохраняя дружеские отношения.
создание положительного микроклимата в процессе совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материал и оборудование: проектор, ноутбук, дуб с желудями на магнитах, шарики «Су-джок», столы для рисования песком, камешки марблс, подушки, части ключа, избушка Бабы Яги, Лягушка-болтушка, мнемотаблица, медали, игра – подарок.
Звучит музыка «В гостях у сказки». Дети играют, рассматривают книги.
– Ребята, а что вы делаете? Можно мне тоже посмотреть с вами эту интересную книгу?
– Ребята, вы любите сказки? Настя, какая твоя любимая сказка? Почему? А какую сказку любит Артём? (ответы детей)
– Я тоже люблю сказки. Вам интересно, какая моя любимая сказка? Ну…Спросите меня… (дети задают вопрос) Я очень люблю сказки Александра Сергеевича Пушкина и хотела бы показать вам свой любимый отрывок. Посмотрим? (на экране отрывок поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
– А вот и сам кот идёт. Видно что-то хочет нам рассказать. Послушаем?
Кот: Мяу. На помощь. Мою подружку, сказочную лягушку, лягушку-болтушку, похитила Баба Яга. Она замкнула её в своей избушке, а ключ спрятала сама. Прошу вас, помогите, ключ найдите, и лягушку-болтушку освободите!
Л: – Ребята, как вы смотрите на то, чтобы отправиться в Лукоморье и помочь лягушке-болтушке, ведь она учит жителей Лукоморья правильно разговаривать (ответы детей)?
Л: – Положительно? Готовы помогать? Но прежде, чем отправимся в сказку, произнесём волшебные слова:
«Уть – уть – уть – отправляемся мы в путь!
Да – да – да – сложно будет, не беда!
Ить – ить – ить – надо ключик нам добыть!
Ой – ой – ой – вернём лягушку мы домой!»
– А поможет нам добраться до избушки карта Лукоморья.
2. Основная часть.
2.1. «Желуди для зверей». Но куда же нам идти? Карта-карта помоги (обратить внимание детей на карту). На каждом этапе нас ждёт часть ключа от избушки Бабы Яги.
Л:- Так…Так … Где мы сейчас находимся? Ребята, посмотрите, откуда начинается наше путешествие, где мы находимся?
Д:- Мы находимся у дуба.
Л:- И здесь нас ждёт первое задание. Чтобы часть ключа добыть, надо нам его выполнить. Наберём желудей для диковинных зверей! Будем снимать аккуратно жёлуди с дуба, и считать их.
Д: – Один жёлудь, два жёлудя, три жёлудя, четыре жёлудя, пять желудей, шесть желудей (дети снимают с дерева и складывают в корзинку).
Л: – Скажите, где висели жёлуди? (Жёлуди висели на дубе.) Смотрите, один жёлудь упал! Матвей, где он лежит?
Матвей: – Он лежит под дубом.
Л: – Будем жёлудь передавать по кругу, и говорить, какой он.
Д: – Жёлудь коричневый, жёлудь гладкий, жёлудь твёрдый, жёлудь овальный, жёлудь крупный, жёлудь съедобный для зверей, но не съедобный для людей.
– Молодцы, задание выполнили, часть ключа добыли. Давайте будем складывать части ключа в корзинку.
2.2. «Ёжики Су-джок»
Л:- Посмотрите, лягушка оставила нам свои следы, указывающие путь. Следуем дальше? Сколько нам нужно отсчитать следов от дуба до ёжика?
Л:- Считаем каждый след все вместе: «один след, два следа»
– А вот и ёжик, который предлагает нам присесть. Вы помните, я домой вам давала фотографии с их изображением? Вы, вместе с родителями, должны были нарисовать колючие предметы. Вспомните, что ещё колется, так же как и ёжики (ответы детей). Молодцы! Всё верно!
– Возьмём помощников ёжика и выполним зарядку для пальчиков. Вспомним стишок про ёжика.
Пальчиковая гимнастика «Су-джок»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.
(дети катают Су Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
(массажные движения мизинца)
(дети катают Су- Джок между ладонями).(1 раз).
– Молодцы, задание выполнили, часть ключа добыли.
2.3. «Песчаный берег»
Л:- Следуем дальше, сколько нам нужно отсчитать следов от ёжика до следующей остановки?
Л:- Считаем каждый след хором «один след, два следа, три следа».
– Попали мы на песчаный берег. Что вы слышите? (ответы детей) Здесь нас ждёт сказочная русалка и очередное задание от неё.
Русалка: Ребята, мои украшения рассыпались в песке. Помогите собрать ожерелье и браслет, а я вам подарю часть ключа!
Л: – Работы много, нужно найти и собрать два украшения: ожерелье и браслет. Ожерелье собираем из крупных камней, а браслет из мелких. Давайте разделимся на две команды (дети делятся, начинают собирать камешки, обратить внимание детей на размер камней). Ребята первой команды, что вы собираете для Русалки? (ответ детей первой команды) Значит, вторая команда собирает.
– Из чего вы собрали свой браслет? А вы ожерелье? Молодцы, задание выполнили, и две части ключа добыли. Ребята вы такие трудолюбивые! Отгадайте, какое насекомое тоже очень любит трудиться:
Ранним утром ей не спится:
Очень хочется трудиться
Вот и мёду принесла
– Ну что? Отправимся за следующей частью ключа к волшебной пчеле?
2.4. « Волшебные соты»
Л:- Считаем каждый след хором «один след, два следа, три следа, четыре следа».
– А вот и волшебная пчела ждёт нас. Внимательно слушаем! Только отвечать на вопросы пчелы нужно полными предложениями. Интерактивная игра «Волшебные соты».
– Молодцы, мы помогли собрать мёд пчеле и добыли часть ключа.
2.5. «Релаксация»
Л: – Вы такие умницы. Столько заданий выполнили! Я предлагаю вам отдохнуть.
Звучит музыка 3 «Звуки леса». Расслабляющая гимнастика для глаз
– Давайте приляжем на лужайку, примем удобную позу, расслабимся, разотрём ручки до тепла, сделаем из ладоней домик, оденем его на глаза и представим, что смотрим на чёрный, тёплый и приятный бархат, вслушаемся в музыку.
– Можете открыть глаза, мы отдохнули и снова полны сил.
– Ой, смотрите, это же часть ключа! Как вы думаете, откуда он здесь? (ответы) А я думаю, что невнимательная Баба Яга его обронила. Ура. Как нам повезло.
2.5. «Избушка Бабы Яги»
Л:- Следуем дальше, считаем следы! Куда же они нас приведут? (Дети считают следы, выходит избушка) А вот мы и добрались до избушки!
Л:- Здравствуй, избушка! Избушка, избушка повернись к лесу оконцем, а к ребятам дверцей! Давайте соберём части ключа, тогда мы сможем открыть дверь и освободить Лягушку.
3. Подведение итогов и анализ деятельности детей.
Лягушка: – Ква, ква, ква. Спасибо, ребята, вы такие молодцы! Части ключа добыли, правильно их соединили и меня освободили.
Л: – Да! Ребятам было не просто, но они справились! Хотите рассказать Лягушке о наших приключениях? (по мнемотаблице)
– Что вас обрадовало в нашем путешествии? А что удивило? Что было не легко? Что о нашем путешествии вы расскажите вечером родителям?
Лягушка: – Молодцы ребята, вы поступили как настоящие друзья, откликнулись на просьбу Кота-говоруна о помощи.
Кот (с экрана): – Все заметили вокруг
Ты достойный, верный друг,
Принимай медаль скорей
В благодарность от друзей.
Звучит музыка 4 (про дружбу)
Лягушка: – Ребята, вы хотите поиграть со сказочными героями? Тогда я дарю вам игру с интересными заданиями от Змея Горыныча, в которую вы со своими друзьями поиграете в группе.
Успешность обучения ребенка в школе, Арсланова Л.Т.
статья (1 класс) на тему
Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Что же входит в набор «школьной готовности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnost_obucheniya_rebenka_v_shkole_zavisit_ot_ego_psihologicheskoy_zrelosti.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность обучения ребенка в школе
Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Что же входит в набор «школьной готовности».
Многие родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению. Чтение и счет – это учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы предпосылки учебной деятельности и все составляющие, необходимые для успешного обучения.
Психологическая зрелость предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: мотивационной, волевой, умственной, социальной. Существенную роль в обучении играет зрительное восприятие, моторная сфера, пространственно-временные отношения. Недоразвитие этих функций отрицательно сказывается на состояние речи детей, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления, поскольку речь и мышление взаимосвязаны.
Чтобы обеспечить подготовленность ребенка к обучению в школе, воспитатели детских садов, уже начиная с младших групп, работают над развитием у детей тех знаний, навыков, умений, привычек, способностей и интересов, на которые сможет опереться учитель, продолжая работу над развитием поступивших в его класс маленьких учеников.
А сейчас более подробно о наиболее значимых показателях подготовленности ребенка к школе и о простых проверочных заданиях для их выявления.
Во-первых, это общее физическое развитие ребенка: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития. Большого внимания заслуживает состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированность мелких движений кистей руки и пальцев). Установлено, что резкая близорукость, пониженный слух или недостаточная подвижность и координированность мелких движений руки является причинами, мешающими успешности учения детей в школе. Учеными доказано, что недоразвитие тонкой моторики (движение пальцев) отрицательно скажется на его умственном развитии и речи. Кисть руки-это орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. Кисть руки есть еще одна речевая зона мозга.
Соответственно должно быть определено и состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Нарушения нервной деятельности, прежде всего скажутся на быстрой утомляемости ребенка, что может отрицательно повлиять не только на его школьную успеваемость, но и на все отношения ученика к школе и к товарищам.
Во-вторых, это мотивационная готовность, т. е. выявление ориентировки в окружающем, запаса знаний отношения к школе.
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции-одна из важнейших составляющих мотивационной готовности к школе. Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, т. к. обстановка и правила поведения в школе ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают не только родители, но и педагоги.
Определить отношение ребенка к школе помогут вопросы: хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? Как, по-твоему, лучше учиться дома с мамой или в школе с учителями?
О сформированности отношения к школе можно судить по всем трем вопросам. Если все три ответа правильные, то это высокий уровень, два ответа-средний, один ответ-низкий. В таких случаях ребенку как больше уделять внимания. От такого ребенка нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения, это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учебе и учителю. Необходимо дождаться, пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения.
Для проверки ориентировки в окружающем и запаса знаний можно предложить следующие вопросы.
1.Как тебя зовут?
2.Сколько тебе лет?
3.Как зовут твоих родителей?
4.Как называется город, где ты живешь?
5.Каких ты знаешь домашних животных?
6.Каких диких животных?
7.В какое время года на деревьях появляются листья?
8.Что остается на земле после дождя?
9.Чем отличается день от ночи?
Если ребенок ответил правильно на 7-8 вопросов, то это говорит о высоком уровне, 5-6 средний, 4 или менее низкий.
Следующий показатель готовности ребенка к школе является интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной готовностью понимается как наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку быстро научиться читать, считать, решать задачи «про себя», т.е. во внутреннем плане.
Для оценки уровня развития мышления и речи может быть предложен ряд специальных заданий.
1.Понимание грамматической конструкции.
2.Выполнение словесных поручений.
3.Изменение существительных по числам.
4.Рассказ по рисункам.
- Понимание грамматической конструкции.
Мама произносит предложение: « Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Предложение нужно произносить медленно и четко. Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок хорошо его расслышал. Дальше следует вопрос: «Что Петя делал раньше-смотрел кино или читал книгу?» Можно предложить сказку.
- Выполнение словесных поручений.
На столе в беспорядке лежат карандаши. Мама говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». после выполнения задания учитель спрашивает: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?»
- Изменение существительных по числам.
Это можно провести в форме игры.
Мама говорит: «Я назову словом один предмет, а вы измените это слово так, чтобы получилось много предметов. Например: «Я скажу карандаш, а вы должны ответить карандаши».
- Рассказ по картинкам.
Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки. Эти картинки разложить в нужном порядке и рассказать.
Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх. Нужно почаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими (например, роль продавца, капитана корабля, врача в больнице).
При низком уровне развития мышления и речи ребенку должны быть обеспечены с самого начала обучения дополнительные индивидуальные занятия. Естественно нужно работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить снижения его самооценки. Для этого надо почаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
В детском саду созданы все условия для развития ребенка. Есть и спортивные залы со всеми спортивными инвентарями, живые уголки, игровые залы для проведения каких-нибудь занятий.
Все это помогает успешному обучению в школе. В этих условиях можно развить:
-достаточный уровень развития образных представлений;
-уровень развития мелких движений;
-уровень развития крупных движений.
Для развития образных представлений можно использовать следующие задания (собирание разрезных картинок, рисунок человека).
Для развития образных представлений большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Проводить занятия не только детском саду, но и дома. Заниматься рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала.
Ребенку полезно предлагать следующие упражнения:
-срисовывание графических образцов;
-обведение по контуру геометрических фигур;
-вырезание по контуру фигур из бумаги;
-раскрашивание и штриховка;
-различные виды изобразительной деятельности(рисование, лепка, аппликация)
-конструирование и работа мозаикой;
-освоение ремесел (шитье, вышивка).
Для развития крупной моторики предлагаю следующие игры и упражнения (т. е. силы, ловкости, координации движений)
-игры с резинкой;
-игры типа «Зеркало»;
-спортивные игры, физические упражнения;
-занятия танцами, спортом, гимнастикой;
-полезны занятия плаванием.
Если ребенок держит карандаш в левой руке, это надо учесть в процессе занятий. Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Переучивать левшу не следует: это может вызвать у ребенка повышенную возбудимость, заикание.
Учитывая степень подготовленности детей к школе – это важный фактор успешности обучения. Это поможет учителю составить психолого-педагогические характеристики детей, помогающие организовать дифференцированный подход к их обучению.
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе.
Подумайте, умеет ли ваш ребенок подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием или основой умственной подготовки будущих первоклассников к обучению.
Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Приобрести школьную форму, удобные школьные принадлежности для ребенка.
Очень важно, чтобы дети летом хорошо отдохнули, окрепли, набрались новых впечатлений и с нетерпением ждали 1 сентября,
Консультация для родителей младших школьников. Предпосылки успешного обучения в школе
Автор: Дуванская Галина Васильевна, социальный педагог, ГБУСОН РО «СРЦ Миллеровского района» г.Миллерово Ростовская область
Назначение материала: Предлагаю вашему вниманию статью о школьных проблемах, о повышении роли и ответственности семьи за развитие личности ребенка. Материал могут использовать в своей работе учителя начальных классов, воспитатели, педагоги других образовательных учреждений.
Известный психолог Д.В. Винникотт сделал много интересных наблюдений о родителях и детях. Например, дети не нуждаются в совершенных родителях. Все, что нам нужно, это не вредить и просто быть преданным им, как это всегда и требовалось от пап и мам. Но как помочь устранить школьные трудности, которые характерны для большинства ребят? Многие взрослые с первых дней учебы беспокоятся , конечно же, об успехах первоклашек. Сколько раз поднимал руку, сколько раз похвалили, как написал палочки. Вы искренне заинтересованы в успехах малыша, но с другой стороны, если ребенок не отвечает на уроке, допускает ошибки, хвастаться ему будет нечем. Как бы то ни было, поддерживайте его. Он может ошибаться и это нормально.
Увы, при выяснении причин чаще всего оказывается, что ребенок «не хочет», когда он не может. «Ленится», когда ему трудно. «Не выполняет», когда не имеет функциональных возможностей собраться.
* Помогайте подростку обретать уверенность в себе, преодолевая вместе с ним трудности, которые может он осилить. Ваше присутствие придаст ему храбрости. Не настаивайте, чтобы все было сделано правильно: если он хотя бы просто сделает это сам, то будет так счастлив, что захочет попробовать еще и еще, и, конечно, у него получится лучше.
* Хвалите усилия, а не результат. «У тебя все получилось!», «Ух, ты! Ты не сдался!» Конечно, результат усилий малыша будет несовершенным, но главное – не это. Ваша цель – чтобы он продолжал поиски и попытки и знал, что в труде самом по себе есть удовлетворение.
* Учите ребенка подбадривать самого себя. Как сказала Пеги О Мара, «то, как мы говорим с детьми, станет впоследствии их внутренним голосом». Вдохновляйте своего малыша, подбадривайте: «Если не получается – пробуй, пробуй еще. Практика приводит к совершенству!», «Я смогу, смогу», – эти выражения проверены временем и они помогают, когда мы начинаем отчаиваться.
Большинство родителей хорошо знают, как трудно бывает усадить ребенка за уроки, что не удивительно, потому как ребенок не видит ценности этого, часто не очень приятного труда. Поскольку уроки – это неотъемлемая часть школьного обучения, то детям необходимо найти в этом какое – то удовольствие.
Как это можно сделать?
* Будьте в курсе. Вопрос «Какие у тебя на сегодня задания?» должен быть ежедневным обычаем. Маленькие школьники не могут считать уроки важным делом, если вы показываете им, что вас это не касается. Не стоит брать на себя роль учителя, проверять и исправлять домашнее задание, а скорее помочь понять, что требуется сделать, и выполнить это.
* Сделайте это ежедневным ритуалом. Уроки по меньшей мере приучают к такой полезной рутине, как усидчивость и выполнение однообразных заданий. Привычка делать уроки лучше формируется, если это делать каждый день в одно и то же время.
* Будьте готовы – время от времени ребенок будет чувствовать, что ему нужна ваша помощь. Помогите справиться с детскими страхами и огорчениями, помогите сосредоточиться на учебе.
* Пусть дети выполняют задание рядом с вами, а не в своей комнате. Рядом с одним из родителей ребятам легче сосредоточиться. Многие дети лучше делают уроки на кухонном столе или в комнате для родителей, когда вы там же делаете свои дела.
Не мешайте ребенку, но будьте готовы ответить на вопрос или помочь разобраться. Чтобы сосредоточиться на задании, сядьте рядом с ним за столом, делая какую – то бумажную работу и поглядывая, как идут у него дела.
* Выключайте отвлекающие приборы, пока ребенок делает уроки.
* Помогайте столько, сколько это необходимо, но не берите выполнение заданий на себя.
Предлагайте минимально необходимую помощь, пока ребенок не научится справляться сам.
Ваша задача поддерживать малыша до тех пор, пока он не освоит желаемое поведение, и делать это так, чтобы он считал себя ребенком, которому все удается, а не человеком, у которого ничего не получается.
Дети хотят быть удачливыми, но, если мы не будем помогать им стараться изо всех сил, они могут подумать, что просто не способны на успех.
Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию , родители должны задумываться о следующем:
Как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную, исполненную оптимизма и терпения, но в то же время и последовательной требовательности?
Как объяснить детям, что и сейчас и потом и всегда им будут нужны знания, усвоение которых сегодня дается с таким трудом?
Как в самих себе воспитать чуткое отношение к проблемам детей, чтобы их вопросы не иссякали и никогда не были некстати?
Общественно ценные мотивы учения не возникают из прямой агитации за успешную учебу. Гораздо большее впечатление производят зримые результаты знаний и мастерства других людей, не в последнюю очередь родителей и близких. Сегодня каждый человек с детства должен непрерывно учиться, не теряться в растущем потоке информации. Серьезные практически применимые знания побуждают человека к постоянному повышению своего образовательного уровня. Хорошо, если родители и учителя умеют убедить детей в пользе учения, доказывая им полезность знаний, Наши дети должны чувствовать, как интересно проникать в природу вещей и явлений и познавать их взаимосвязь. Если они знают об историческом развитии и его закономерностях, то противоречия жизни не застанут их врасплох. Только с
приобретением знаний и умений у ребенка возникает здоровое уважение к себе, а значит чувство, что и он внесет свой вклад в жизнь нашего общества