Логопедический досуг ‘Что? Где? Когда?’

Логопедическая игра «Что? Где? Когда?»

Ирина Фёдоровна Ларионова
Логопедическая игра «Что? Где? Когда?»

Логопедическая игра: «Что? Где? Когда

Разработала учитель-логопед

МБДОУ НЖ детский сад “Берёзка “

Ларионова Ирина Фёдоровна

Цель: В игровой форме обобщить, систематизировать, закрепить знания, полученные воспитанниками логопедических занятий.

-Закреплять приобретённые произносительные умения.

-Развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.

-Закреплять знания детей: о единицах речи (звук, буква).

-Закрепить знания слов с противоположным значением.

– Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

– Продолжать учить делить слова на слоги.

-Учить ребёнка образовывать сложные прилагательные путём сложения.

– Развитие логическое мышления, внимания.

– Воспитывать чувство сопереживания, ответственность за команду.

-Уметь работать в команде, совещаться, обсуждать, находить правильное решение.

Ход занятия:

(музыка игры «Что? Где? Когда)

Логопед: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались на логопедическую игру «Что? Где? Когда, в которой примет участие команда, состоящая из детей средней группы. Сегодня с нами играют:

Командир команды «Знатоков»– Тимофей, Настя, Валера, Настя, Агния, Толя, Катя.

Посмотрите, ребята, к нам в детский сад пришло вот какое – то письмо. Давайте поскорее узнаем, что же там написано

(логопед открывает конверт и читает письмо)

Вас приветствуют лесные жители. Сейчас у вас начнётся увлекательное путешествие в нашу страну правильной речи. В конвертах, которые лежат на столе вопросы. Они пришли от нас и вам надо будет на них ответить за минуту. Волчок укажет конверт, на вопрос из которого нужно ответить.

А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время логопедической игры:

• вопросы надо слушать внимательно;

• ответить на задание может любой, который знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять руку и таким образом, получить право на ответ;

• за правильный ответ будет ставиться балл, но если команда ответит не правильно, тогда этот балл будет у лесных зверей.

• победителем в логопедической игре будет та команда, у которой будет больше баллов.

Ведущий: Ребята, цель нашего мероприятия —продемонстрировать, чему научились на логопедических занятиях, как вы умнеете работать в команде, совещаться, обсуждать, находить правильное решение. Друзья, вы все внимательно прослушали правила игры, и теперь пришло время начинать игру. Надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной.

Итак, мы начинаем игру!

Уважаемые знатоки,первый вопрос от мишки:

1раунд. Что мы видим, читая книгу?

(музыка Минута на размышления)

-Кто будет отвечать? Отвечать будет…

Ребята,какое мы с вами знаем правило:

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и читаем!

Правильно 1-0 в пользу знатоков

-Уважаемые знатоки,вопрос от зайчика:

2 раунд.Послушайте внимательно инструкцию: рот открыть, на счёт «раз»– опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы.

Как называется это артикуляционное упражнение?

а) «Карусели»

в) «Качели» (+)

(музыка Минута на размышления)

-Кто будет отвечать? Отвечать будет…

Сели дети на качели

И взлетели выше ели!

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись!

Покажите нашим гостям, как мы с вами делаем «качели»

Правильно 2-0 в пользу знатоков.

3 раунд. 3адание от ёжика:

Рассмотрите фотографию девочки, выполняющей артикуляционное упражнение.

Как оно называется (даю фото)

б) «Грибок» (+)

в) «Расчёска»

(музыка Минута на размышления)

-Кто будет отвечать? Отвечать будет…

Широко открою рот,

Будто щёлкну я вот – вот,

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учёба!

Покажите нашим гостям, как мы с вами делаем «грибок»

Правильно 3-0 в пользу знатоков

Следующий раунд 4.Задание от Белочки:

Перед вами задание : Внимательно осмотрите картинку и определите один лишний и зачеркните. Назовите, по какому признаку объединены оставшиеся предметы.

ЗАЯЦ,, КОШКА, ЛОШАДЬ,РЫБА.

(Ответ детей: Лишняя –рыба. Заяц, кошка, и лошадь –животные.)

ВОРОБЕЙ, ОГУРЕЦ, ЛЕБЕДЬ, КУРИЦА.

(Ответ детей: Лишний – огурец. Воробей, роза и лебедь –птицы. Огурец – овощ)

РОМАШКА, РОЗА, ТЮЛЬПАНЫ, ГРУША. (Ответ детей: Лишняя – груша. Ромашка, роза и тюльпан – цветы. Груша –фрукт)

МАШИНА, ТРАКТОР, ГРИБ, ПАРОВОЗ. (Ответ детей: Лишний – Гриб. Машина, трактор и паровоз – транспорт. Мухомор – гриб)

Правильно 4-0 в пользу знатоков

– Молодцы, ребята! А сейчас музыкальная пауза! Давайте, посмотрим на экран! Белочка приготовила для вас небольшую разминку под музыку! Движения простые, повторяйте за белочкой!

(играет музыка и белочка показывает движение)

Физминутка от белочки

Поиграем в нашу любимую игру «Скажи наоборот»

Скажу я слово “высоко”,

А ты ответишь – “низко”

Скажу я слово “далеко”,

А ты ответишь – “близко”.

Скажу тебе я слово “сытый”,

Ответишь ты – “голодный”.

Скажу “горячий” я тебе,

Ответишь ты – “холодный”.

Скажу тебе я слово “трус”,

Ответишь ты – “храбрец”.

Теперь “начало” я скажу,

Ты отвечай – “конец”.

Следующий раунд. А теперь задание от Лисички.

Внимание на экран. Ваша задача указать противоположное слово. Отвечаем вслух!

Молодцы! 5-0 в пользу знатоков

Читайте также:
Звук М - конспект занятия

Следующий раунд. Задание от Волка.

Ёжик живёт в доме, с одним этажом. Какой, у ёжика дом (одноэтажный)

В этом доме лягушка живёт на первом этаже, а зайчик на втором?

Как можно назвать их дом (двухэтажный)

А назовите этот дом? Как можно его назвать (трёхэтажный)

Молодцы! 6-0 в пользу знатоков

Следующий раунд. Чёрный ящик (музыка выноса чёрного ящика)

Вам нужно отгадать, что в чёрном ящике! Внимание вопрос?

Отгадайте загадку: Отгадка в картинке.

Если б не было его, ни сказал бы, ни чего! (Правильно, язык)

Хорошо, досрочный ответ!

А теперь откроем ящик и проверим правильно вы отгадали! Правильно 7-0!

Ребята, к нам на игру прилетела божья коровка!

У неёпроблема: Нет цветка! Ребята поможем ей! Соберем ромашку!Внимание задание: Подойти к столику!Собрать ромашку: берёте лепестки, называете изображённую картинку и определяете количество слогов в слове и вставляете лепесток в сердцевинку. В нашей сердцевине сколько слогов?

(минута пошла)

А теперь проверим! Внимание на экран!

Посмотрите на экран мы играли с Мишкой, Лисонькой, зайкой, ёжиком, белочкой, волком. Как можно назвать их? (Лесные жители)

Давайте,ребята им расскажем правило правильной речи:

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем

И легко нам говорить и не хочется спешить

Так спокойно, ТАК ПРИЯТНО. Говорим – и всем понятно!

Спасибо нашим пальчикам, спасибо язычку

Красиво, чётко, правильно я говорить хочу!

Вот и закончилась наша логопедическая игра! Вы были активные и умели работать в команде, совещались, обсуждали, находили правильное решение.

Ребята посмотрите на экран, здесь два смайлика Один улыбается, а другой грустный! Выберете для себя если вам логопедическая игра «Что? Где? Когда понравилось, то выберете «Улыбающийся смайлик» Ну если не понравилось, – то «Грустный смайлик»

Вы ребята молодцы!

Потрудились от души

Вы все думали, решали

На вопросы отвечали

Где-то верно, где-то нет,

Но всегда был готов ответ

Вас с победой поздравляю,

Умниками быть желаю.

И поэтому дарю угощения от лесных жителей

(подарок от жителей леса шоколадные грибочки)

Спасибо за внимание!

Дидактическая игра «Логопедическая гармошка» Аннотация: дидактическая игра «Логопедическая гармошка» является интересным материалом для автоматизации звуков [С-Ш] у детей старшего дошкольного.

Дидактическая логопедическая игра «Ленточки для голубки» .

Логопедическая дидактическая игра «Домики» Игра развивает фонематическое восприятие и подготавливает ребёнка подготовительной группы к обучению к грамоте. Рекомендуется для детей с.

Логопедическая игра «Цветочная поляна» ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА “Цветочная поляна ” Коррекционно-образовательные задачи: 1. Совершенствование грамматического строя речи (формирование.

Логопедическая игра «Пернатые друзья» Логопедическая игра «Пернатые друзья» Цель. Активизация и актуализация словаря по теме «Зимующие и перелётные птицы»; совершенствование.

Логопедическая игра «По буквенной дорожке» Логопедическая игра «По буквенной дорожке» Цель: закрепление зрительного образа буквы, развитие умения определять правильно и неправильно.

Логопедическая игра «Рассказ из чистоговорок по картине» Цель: Учить ребенка составлять чистоговорки так, чтобы при проговаривании их одна за другой получился небольшой связный рассказ. Задача:.

Логопедическая игра «Шкатулочка» Цель игры: -автоматизация звука[Ш]в словах и предложениях. -развитие внимания, памяти; -развитие диалоговой связной речи. Дорогие друзья,.

Логопедическая игра «Угостим собачку косточкой» Данная игра подходит как для индивидуального занятия, так и для занятия в микрогруппах, а так же может быть включена в совместную деятельность.

Логопедическая игра «Заячья радость» Дидактическая игра на дифференциацию звуков [р] – [л] в словах “Заячья радость” Цель: Дифференциация звуков звуков [р] – [л] в словах. Оборудование:.

Логопедический досуг ‘Что? Где? Когда?’

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
Викторины
Автор: Тохтасинова Элеонора Амировна
05.05.2019 10:12

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе

«Управление образования» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.

Составила и провела: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4 «Дружба» Тохтасинова Элеонора Амировна Альметьевск, 2018

Цель:

  • обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.
  • Показать результаты освоения программы по данному возрасту.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное восприятия, любознательность.

Образовательные:

  • учить отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закреплять знания временных и пространственных представлений, развитие речи.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Оборудование: мультимедийная доска, значки на каждого ребенка, игровой стол, волчок, вопросы в конвертах, чёрный ящик, медали, оформление группы, магнитные фишки – очки, магнитная доска.

ХОД ИГРЫ:

(звучит музыка игры «Что? Где? Когда?»)

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в нашем интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?»! Сегодня против команды воспитателей играет команда знатоков. Чтобы принять участие в нашей игре, нам нужно выбрать знатоков. Кто правильно ответит на вопросы, тот занимает место за игровым столом знатоков.

(за правильный ответ ребенку вручается значок знатока)

Итак, внимание первый вопрос:

  1. Как называется время суток после вечера? (ночь)
  2. Какое время суток самое светлое? (день)
  3. Сколько всего дней в неделе? (семь)
  4. Если сегодня среда, вчера какой день был? (вторник)
  5. Сколько месяцев в году? (12)
  6. Назовите 10 месяц (октябрь)
  7. Сколько минут в одном часе? (60 минут)
  8. Сколько часов в сутках? (24 часа)

Воспитатель: — Уважаемые знатоки, нашей почётной гостьей и помощницей сегодня будет многоуважаемая Мудрая Сова. (Влетает Сова).

Сова: — Здравствуйте, мои друзья!

Я Сова — Совушка,

Я старейшина в лесу,

И с очками на носу.

Сова: — Я буду внимательно следить за игрой и в конце объявлю победителя.

Воспитатель: — А теперь я познакомлю вас с правилами игры! Вы видите, на игровом столе стоит волчок со стрелкой, и лежат конверты. На каждом конверте написана цифра, она указывает номер вопроса от команды воспитателей, на какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем и выполняем задание. Знатоки должны ответить на все вопросы, которые находятся в 8 конвертах. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко.

Итак, мы начинаем игру! (Ребенок крутит волчок.)

Воспитатель: — Внимание на экран. Против знатоков играет Гульнара Мазитовна (фото педага)

Необходимо угадать загадки: загадка№1

С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины,

Вам представится я рад,

А зовут меня- (квадрат)

Воспитатель: — Положите эту фигуру в правый верхний угол листа.

– Слушайте следующую загадку.

Нет углов у меня

и похож на блюдце я,

на тарелку и на крышку,

на кольцо, на колесо (круг).

Воспитатель: — Положите эту фигуру в левый нижний угол.

Моя загадка коротка

три стороны и три угла,

скажите, кто же я (треугольник)

Воспитатель: — Положите эту фигуру в правый нижний угол.

У меня есть пять углов,

у меня есть пять сторон,

назови меня (пятиугольник).

Воспитатель: — Положите эту фигуру в центр листа.

Растяни круг по бокам

И получишь ты… (овал).

Воспитатель: — Какой угол остался свободным? (левый верхний)

– Положите туда овал.

– Внимание, правильный ответ! (Воспитатель показывает правильный ответ, знатоки проверяют правильность выполнения)

-Молодцы, справились с заданием. Команда Знатоков получает одно очко.

(ребенок крутит волчок)

Воспитатель: Внимание на экран. Против вас играет Юлия Алексеевна (фото педагога). Она предлагает пройти квест «Собери слово». На картинке на полках лежат предметы, по команде угадываете место предмета, находите его в группе, под этим предметом лежит буква, из этих букв собираете слово (мама).

Воспитатель: Внимание правильный ответ. Дети проверяют правильность выполнения задания.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Команда Знатоков получает одно очко.

(ребенок крутит волчок)

Воспитатель: Итак, внимание, вносится чёрный ящик. Вы должны, угадать, что в нём находится.

На руке и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода

Дети должны собрать часы на листе бумаги, приклеить циферблат и стрелки, указывающие время 3 часа.

–Молодцы! Команда Знатоков получает одно очко.

(ребенок крутит волчок)

Дети под музыку передвигаются по группе, музыка останавливается дети выполняют команду:

  • подними правую руку
  • подними левую руку
  • попрыгай на правой ноге
  • правой рукой дотронься до левого уха
  • левой рукой дотронься до правого колена.

Воспитатель: Итак, мы поиграли и пора вернуться к вопросам

(ребенок крутит волчок)

Воспитатель: — Внимание на экран. Против вас играет Татьяна Сергеевна.

Игра «Что раньше, что позже». Карточки сложить в правильном порядке, объяснить, что было раньше, что было позже?

-Молодцы, справились с заданием. Команда Знатоков получает одно очко.

(ребенок крутит волчок)

Воспитатель: — Внимание на экран. Против вас играет Ляйсан Имамутдиновна (фото педагога). Необходимо выполнить графический диктант (задание выполняется индивидуально на листке в клеточку)

Воспитатель: — Внимание правильный ответ (проверяется правильность выполнения). На табло вносятся очки.

(ребенок крутит волчок)

Воспитатель: — Внимание на экран. Против вас играет Ирина Викторовна.

Игра «Четвертый лишний»

Внимание вопрос: исключите лишнее слово и объясните «почему?»

  1. Декабрь, сентябрь, февраль, январь (сентябрь)
  2. Апрель, март, июль, май (июль)
  3. Июнь, август, июль, октябрь (октябрь)
  4. Ноябрь, сентябрь, март, октябрь (март)

Воспитатель: — Молодцы, справились с заданием. Команда Знатоков получает одно очко.

(ребенок крутит волчок)

Воспитатель: — Уважаемые игроки, вам выпал сектор «Блиц – опрос», который для вас приготовили наши гости. Если хоть на один вопрос ответите неправильно, очко получат воспитатели. Слушайте вопросы:

(педагоги задают 5 вопросов)

Воспитатель: — И так команда Знатоков справилась с последним заданием, и получают своё очко и становятся победителями интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».

(Звучат фанфары, дети встают на награждение).

Сова: Молодцы, ребята! Вручаю вам медали, как лучшим игрокам в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»!

Воспитатель: Спасибо, вам дети, за хорошую игру! Поздравляю Вас с вашей заслуженной победой и вручаю вам призы.

Логопедическое развлечение – игра “Что? Где? Когда?”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цель: систематизировать у детей знания, полученные на речевых занятиях.

Задачи обучающие:

– систематизировать у детей полученные на речевых занятиях знания;

– развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;

– развивать память, речевое внимание;

– развивать умение размышлять, делать выводы, анализировать.

Задачи развивающие:

– развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память;

– вырабатывать правильную осанку, координировать движения, ориентироваться в пространстве.

Задачи воспитательные:

– воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Интеграция ОО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Для скачивания презентации для развлечения пройдите по ссылке: http://www.proshkolu.ru/user/Bogatyreva24/file/634.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_chgk.docx 34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: систематизировать у детей знания, полученные на речевых занятиях.

– систематизировать у детей полученные на речевых занятиях знания;

– развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;

– развивать память, речевое внимание;

– развивать умение размышлять, делать выводы, анализировать.

– развивать фонема тический слух, слуховое внимание, зрительную память;

– вырабатывать правильную осанку, координировать движения, ориентироваться в пространстве.

– воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь .

Интеграция ОО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук);
  • слайдовое сопровождение.
  • Бейджи с именами;
  • Круглый стол с волчком;
  • Конверты (6 шт.);
  • Пюпитр;
  • Мяч;
  • Бубен;
  • Мольберт (3шт.);
  • Магниты (12шт.);
  • Плоскостные корзины с условными обозначениями слоговой структуры слова
  • Черный ящик;
  • Магнитные буквы (10шт.);
  • Табло для фиксации счета;
  • Медальоны-совы (10шт.);
  • Поднос;
  • Стол (4 шт.);
  • Стулья (10 шт.).

– ознакомление с правилами игры «Что? Где? Когда?»;

– упражнение в определении количества слогов в словах;

– вспомнить сказочных героев;

Методы и приемы:

– словесные: беседа, пояснения, поощрения, вопросы;

– наглядные: иллюстрации, слайды;

– игровые: игровая ситуация, дидактическая игра, подвижная игра;

Круглый стол с волчком и разложенными на нем конвертами, пюпитр

– Добрый день, уважаемые зрители, я рада видеть вас в клубе «Что? Где? Когда?»

Дети под музыку входят в зал парами, выстраиваются в шеренгу.

– Сегодня в нашем клубе против телезрителей играет команда знатоков детского сада «В гостях у сказки». Уважаемые знатоки, прошу вас занять свои места.

Дети садятся на стульчики. Зрители аплодируют.

– Против знатоков играют сказочные герои, а какие – мы узнаем в ходе игры .

– Первый раунд! (гонг)

Логопед просит детей вращать волчок. Волчок останавливается на конверте, логопед ставит конверт на пюпитр.

– Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой играет против вас, посмотрите на картинку. Кому принадлежит банка с вареньем?

– Верно! Карлсон просит вас внимательно прослушать слова, определить последний звук.

– Внимание, на экран!

— комар, забор, топор ([р]);

— носок, чайник, клубок ([к]);

— лиса, конфета, груша ([а]);

Дети слушают слова, определяют последний звук.

– Знатоки успешно справились с заданием, и счет становится . На табло выставляется счет.

– Второй раунд! (гонг)

Логопед просит детей вращать волчок. Волчок останавливается на конверте, логопед ставит конверт на пюпитр.

– Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Красивую шапочку ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

Ну, отгадайте, как звали ее?

4 корзинки на мольбертах.

Дети: Красная Шапочка.

– Красная Шапочка играет против знатоков.

– Красная Шапочка просит знатоков, навести порядок в ее корзинках.

– В 1 корзинке должны лежать слова из 1 слога, в этой корзинке слова из …(2 слогов), в 3-ей из … (3 слогов), в следующей из … (4 слогов).

– Прошу вас подойти к столу и взять по одной картинке.

Дети называют предметы, изображенные на картинках, определяют количество слогов в словах. Если ребенок затрудняется с ответом, определить количество слогов с помощью хлопков в ладоши.

– Разложите свои картинки в соответствующие корзинки.

Дети раскладывают картинки по корзинкам.

– Внимание, правильный ответ.

– Картинки из 1(2,3,4) слога?

Дети перечисляют. Если есть ошибки – исправляют вместе с логопедом.

– Знатоки справились с заданием, и счет становится .

На табло выставляется счет.

-Третий раунд! (гонг)

Логопед просит детей вращать волчок. Волчок останавливается на конверте, логопед ставит конверт на пюпитр.

– Внимательно прослушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задание. ( звучит фрагмент песенки Винни – Пуха)

– Против знатоков играет Винни – Пух!

– Винни – Пух просит вас собрать слова из звуков. Я вам буду «бросать» звуки, а вы соберите их в слова:

ш, к, о, л, а – ШКОЛА,

Картинки появляются на экране.

На табло выставляется счет.

– А теперь музыкальная пауза.

– Скорее становитесь в круг, сейчас немного отдохнем, поиграем в игру, которая называется «Весёлый бубен».

Стоя в кругу, под музыку, дети друг другу по цепочке передают бубен, произнося слова:
«Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам,

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам!

(по окончанию слов, тот ребенок, у кого оказался бубен выходит в круг и показывает движения, а остальные за ним повторяют).

Игра повторяется 3 раза

Четвертый раунд! (гонг)

Логопед просит детей вращать волчок. Волчок останавливается на конверте, логопед ставит конверт на пюпитр.

– Ребята чтобы узнать, кто играет с нами в 4 раунде, нужно собрать разрезные картинки. Прошу вас пройти и встать по 3-4 человека возле каждого стола. Итак, уважаемые знатоки, по моему сигналу вам нужно будет собрать картинки и потому что на них изображено вы догадаетесь кто ваш соперник в 4 раунде.

– Что у вас получилось?

– Вы догадались, из какой сказки эти предметы?

Дети: Из сказки Золушка

– Золушка играет против знатоков.

– Уважаемые знатоки! Золушка очень любит мультфильмы и сказки. И хочет проверить, знаете ли вы их также как она.

– Внимательно посмотрите на экран и найдите лишнюю картинку.

2. Пьеро, Незнайка, Мальвина, Буратино;

3. доктор Айболит, Колобок, Лисичка, Старуха;

4. Муха – Цокатуха, Пчела, Комарик, Дюймовочка.

На табло выставляется счет.

Пятый раунд! (гонг)

Логопед просит детей вращать волчок. Волчок останавливается на конверте, логопед ставит конверт на пюпитр.

– Уважаемы знатоки! Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:

У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный

– Внимание! Черный ящик!

– Уважаемые знатоки, в черном ящике лежат буквы, вам нужно на ощупь узнать их.

– Прошу выйти сюда пять знатоков. Встаньте в ряд и сложите руки за спиной. Каждому из вас я положу в ладошки по одной букве. Вам нужно не глядя, на ощупь, определить, что это за буква? И так, готовы?

Когда все буквы будут узнаны, дети размещают их на мольберте и садятся на свои места. Затем тоже самое задание выполняют оставшиеся пять детей.

– Знатоки справились с заданием. Счет становится .

На табло переворачивается цифра .

Шестой раунд! (гонг)

Логопед просит детей вращать волчок. Волчок останавливается на конверте, логопед ставит конверт на пюпитр.

– Уважаемые знатоки! Посмотрите внимательно на экран, отгадайте, кто наш следующий герой.

– Шапокляк предлагает вам сыграть в блиц-игру «Скажи наоборот»:

Игра проводится с мячом, дети встают со стульев.

– Трудное задание, но знатоки не сдаются. И выполняют это задание. Счет становится … в пользу знатоков.

На табло переворачивается цифра .

Медальоны в виде совы

– Дорогие знатоки, со счетом … вы одержали победу. Сказочные герои благодарят вас за интересную игру.

– Вам, юные знатоки, вручается символ нашей игры мудрая сова.

Логопед вручает детям медальоны в виде совы

– Пройдите друг за другом, сделайте круг почета под бурные аплодисменты.

Список использованной литературы:

  1. Лапковская В. П. Володькова И. П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев для работы с детьми 5-7 лет М: 2008
  2. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения. М.: 2001
  3. Быстрова Г. А. Сизова Э. А. Логопедические игры и задания. С.-П. 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое развлечение “Путешествие в страну Знаний”

Предлагается конспект логопедического развлечения , которое проводится совместно с родителями. Дети и родители во время путешествия выполняют задания, чтобы попасть в страну Знаний.

Логопедическое развлечение с элементами театрализованной деятельности “В гостях у Лесовичка”

Во взаимодействии с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи самым эффективным приемом является игровой. Развертывая свою деятельность в контексте игры можно добиться значительно более высоких резуль.

Итоговое интегрированное логопедическое развлечение в подготовительной группе по теме «Посуда».

НОД в подготовительной группе.Конспект итогового – комплексного логопедического развлечения, в котором отражены основные требования, связанные с ФГТ. Предназначен для организации непосредственно.

Логопедическое развлечение “Буратино идет в школу”

Сценарий логопедического развлечения «Буратино идет в школу». Выступление на выпускном вечере: «До свидания, детский сад».

«Весёлый зоопарк» Логопедическое развлечение для детей средней группы

«Весёлый зоопарк»Логопедическое развлечение для детей средней группы Цель: совершенствовать .

“В гостях у дедушки Корнея”. Логопедическое развлечение.

Логопедическое развлечение в старшей группе по произведениям К.И. Чуковского.

Логопедическое развлечение для детей младшей и средней группы «Логопедическая сказка».

Логопедическое развлечение для детей младшей и средней группы «Логопедическая сказка».Цель: развитие интереса к логопедическим занятиями воспитание мотивации к учению, развитие фонема.

Методическая разработка игры “Что? Где? Когда?”

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Коммуникация

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Образовательные:

· систематизировать у детей полученные знания на речевых занятиях;

· развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать

интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;

· развивать память, речевое внимание;

· развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать.

· вырабатывать правильную осанку, координировать движения, ориентироваться в пространстве.

Коррекционные:

– продолжать формировать умение точно выполнять артикуляционные упражнения;

· развивать фонема тический слух,

– развивать фонематические процессы через определение звука в слове,

слуховое внимание, зрительную память;

– упражнять в подборе прилагательных антонимов,

– упражнять в составлении предложений и связного высказывания при помощи схем.

Воспитательные:

· воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь .

Слайдовая презентация, проектор, барабан-волчок- игровое поле , табло с цифрами, конверты с заданиями от сказочных героев; корзинки по количеству слогов, магнитная доска и магниты предметные картинки ,карточки для игры “Крестики-нолики”, схемы; мяч, черный ящик, зеркало,медали.

СЛАЙД 1 -заставка

На игровом поле лежат конверты. В середине поля волчок со стрелочкой. Звучит музыка.

Логопед. Внимание! Мы начинаем весеннюю серию игр «Что? Где? Когда?». В игре принимает участие команда знатоков и против знатоков играют сказочные герои , а какие сказочные герои — мы узнаем в ходе игры .

Итак, поприветствуем наших знатоков. За игровым столом знатоки. (Логопед называет имена детей).

Играем до 8 очков. Счёт 0:0

СЛАЙД 2 – волчок

Первый раунд. Первый ребёнок вращает волчок.

Стрелка указывает на конверт.

Логопед.: Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой играет против вас, посмотрите на картинку; кому принадлежит банка с вареньем?

Задания предлагаются от имени сказочных героев.

СЛАЙД 3 : Уважаемые знатоки! Внимательно прослушайте слова, определите последний звук. Дайте характеристику звукам.

СЛАЙД 4 Карлсон Слова:

Дети слушают слова, определяют последний звук, дают характеристику звуку.

Назовите вашу картинку. Определите последний звук. Дайте характеристику звуку.

Дети определяют последний звук, дают характеристику звуку.

Знатоки успешно справились с заданием и счет становится 1:0.

(музыкальный проигрыш). Логопед вывешивает на табло счёт.

СЛАЙД 6 Второй раунд.

Второй ребенок вращает волчок. Стрелка указывает на конверт.

Логопед.: Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Красивую шапочку ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

Ну, отгадайте, как звали ее?

Дети.:Красная Шапочка.

Логопед. :Красная Шапочка играет против знатоков.

Красная Шапочка.: Уважаемые знатоки. Помогите мне навести порядок,

разложите кар­тинки по корзинкам:

Картинки, в названии которых 1 слог, в первую корзинку; во вторую – картинки, в названии которых два слога; в третью – .. .три слога; в четвертую – картинки, в названии которых четыре слога.

Дети раскладывают картинки по корзинкам.

СЛАЙД 8 – Знатоки справились с заданием и счет становится 2:0.

(музыкальный проигрыш). Логопед вывешивает на табло счёт.

СЛАЙД 9 Третий раунд.

Ребенок вращает волчок.

Логопед.: Внимательно прослушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой при­готовил вам задание.

СЛАЙД 10 Звучит запись из мультфильма «Вини – Пух и все, все, все», голос Пятачка: «А где мой

воздушный шарик

Против знатоков играет Пятачок.

Пятачок: А вот и я. Узнали вы меня. Здравствуйте, друзья!

Я очень люблю придумывать и играть в разные игры. И вам предлагаю поиграть в крестики нолики. Если в слове есть звук Р на карточке ставите Х, если звука в слове нет – О.

Ракета, шкаф, повар

Школа, мотор , рука

Пяточок : Молодцы , ребята, вы действительно знатоки, успешно выполнили мое задание. Пока до новых встреч!

СЛАЙД11 Счет становится 3:0.

(музыкальный проигрыш). Логопед вывешивает на табло счёт.

СЛАЙД 12 Четвертый раунд.

Ребенок вращает волчок.

Логопед. А сейчас с вами играю Я.

Уважаемые знатоки! Внимание, «Черный ящик».

СЛАЙД 13 Отгадайте загадку и узнаете, какой предмет лежит в «Черном ящике».

Часто я в него смотрюсь
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (Зеркало).

Дети в черном ящике находят зеркало. Открывают ящик. Показывают зеркало. А когда мы на занятиях используем зеркало?

Дети: Когда делаем артикуляционную гимнастику.

Логопед: Какие вы знаете упражнения, которые помогли нам научится произносить звук Р? (Дети показывают упражнения)

Трудное задание, но знатоки не сдаются. Выполнили задание. Счет становится 4:0.

СЛАЙД 14 Пятый раунд.

Ребенок вращает волчок.

Логопед. Посмотрите на картинку — что это?

СЛАЙД 16 Дети. Туфелька.

Логопед. Кому она принадлежит?

Логопед.Золушка играет против знатоков.

Золушка.: Уважаемые знатоки! Золушка очень любит сказки и хочет проверить, знаете ли вы хо­рошо героев мульфильмов и сказок?

– Как зовут кота в мультфильме Простоквашино?

– В какой сказке главный герой – путешественник сделан из муки?

– Какое первое желание старика выполнила Золотая рыбка?

– Что служит топливом для автомобиля Емели?

– Кто держался за внучку в сказке «Репка»?

– От какого усача звери дали стрекача?

– Что в сказке всегда побеждает?

СЛАЙД 18 – Знатоки справились с заданием и счет становится 5:0.

(музыкальный проигрыш). Логопед вывешивает на табло счёт.

СЛАЙД 19 Шестой раунд.

Ребенок вращает волчок.

Логопед. С вами играет –

Логопед.: Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.

СЛАЙД 20 показывает фотографию

Дети.:Пчелка Майя.

Пчелка Майя: Привет вам из цветочной страны, я Пчелка Майя.. У вас так красиво, много цветов, я их очень люблю, а еще я люблю играть.

Помогите мне, отобрать к обеду только те овощи и фрукты, в названии которых есть звук Р. Мы с подружками очень любим, играть в игру «Пчелки» (музыкальная пауза)

Подвижная игра “Пчелка Майя”

Пчелка Майя:

Ой , ребята мне с вами так весело и интересно, но мне пора к себе в улей к своим подружкам! Пока! Пока!

СЛАЙД 21 Знатоки справились с заданием. Счет становится 6:0.

(музыкальный проигрыш). Логопед вывешивает на табло счёт.

СЛАЙД 22 Седьмой раунд.

Логопед.: Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:

С букварем шагает в школу

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?

Дети.Буратино.

Буратино.: Я хочу поиграть с вами в игру «Скажи наоборот»:

(Игра проводится с мячом)

СЛАЙД 24 Выполнили задание. Счет становится 7:0 в пользу знатоков.

Восьмой раунд.

Логопед.: Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:

Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажите, как?

Ответ: Матроскин

Логопед.Против знатоков играет кот Матроскин.

Составить рассказ по схеме.

СЛАЙД 27 Знатоки справились с заданием. Счет становится 8:0.

(музыкальный проигрыш). Логопед вывешивает на табло счёт.

Логопед. Сказочные герои благодарят вас за приятную игру .

Со счетом 8:0 выиграли знатоки !

Итак, знатокам вручаются медали символ интеллектуальной игры

Логопедическая игра: “Что?, “Где?”, “Когда?”

Цель: создание условий для вовлечения родителей в образовательный процесс, обучение приёмам артикуляционной и дыхательной гимнастики, а также для обобщения, систематизации, закрепления знаний, полученные воспитанниками на логопедических занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая игра: “Что?, “Где?”, “Когда?”»

Логопедическая игра: Что? Где? Когда?

Цель: создание условий для вовлечения родителей в образовательный процесс, обучение приёмам артикуляционной и дыхательной гимнастики, а также для обобщения, систематизации, закрепления знаний, полученные воспитанниками на логопедических занятиях.

Образовательные:

-Закреплять приобретённые произносительные умения.

-Развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.

-Закреплять знания детей: о единицах речи (звук, буква).

– Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

– Продолжать упражнять делить слова на слоги.

Развивающие:

– Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

– Воспитывать чувство сопереживания, ответственность за команду.

– Развивать умение работать в команде, совещаться, обсуждать, находить правильное решение.

Ход занятия:

Логопед: – Внимание! Внимание! Сегодня в подготовительной группе детского сада «Сказка» проводится игра: Что? Где? Когда? Итак, поприветствуем наших знатоков!

Против знатоков играют лесные жители, а какие мы узнаем в ходе игры.

А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время логопедической игры:

• вопросы надо слушать внимательно;

• ответить на задание может любой, который знает ответ и хочет ответить, для этого нужно поднять руку и таким образом, получить право на ответ;

• за правильный ответ будет ставиться балл, но если команда ответит неправильно, тогда этот балл будет у лесных зверей.

• победителем в логопедической игре будет та команда, у которой будет больше баллов.

Основная часть:

Логопед: Итак, мы начинаем игру! А, чтобы узнать, какой лесной житель играет против вас крутим волчок.

1 раунд: Уважаемые знатоки, первое задание от . (стрелка указывает на животного)

Логопед: Итак, внимание чёрный ящик! Вам нужно отгадать, что в чёрном ящике! Внимание вопрос?

Ему язык я покажу-
Оно дразнится в ответ.
А если руку подниму-
Оно в ответ-привет..

Что за омут-озерцо?
Глядь, а там – твое лицо,
грусть твоя, твоя улыбка.
Серебрится, но, не рыбка…(зеркало)

Логопед: Ребята, а для чего нам нужно зеркало? (Выполнять гимнастику для нашего язычка)

Артикуляционная гимнастика

Логопед: Ребята, чтобы наша речь была чистая и четкая мы с вами, совместно с родителями, выполним гимнастику для нашего язычка.

Жил – был язычок, Однажды язычок открыл свои окошки посмотреть, кто к нему пришел в гости.

У детей и родителей рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

В гости к язычку пришел слон. Какой у него длинный хобот. Подумал язычок и вытянул губы в трубочку.

Дети и родители вытягивают губы в трубочку.

В гости к язычку пришла лягушка и улыбнулась в ответ и язычок тоже улыбнулся.

У детей и родителей, губы широко улыбаются. Видны верхние и нижние зубы.

Решил язычок угостить блинами своих гостей

Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Принес чай в чашке, а также вкусное варенье.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов, затем широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

А затем они отправились, качаться на качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянутся верхние зубы, а затем опустить в нижние.

Пришла сердитая кошечка и стала язычка выгонять с качели. Она выгибала спинку и язычок выгнул спинку.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

И вдруг язычок вспомнил, что он пригласил маляра покрасить потолок в домике и стали они красить вместе.

Рот открыт. Губы улыбаются. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Рот открыт. Язык присосать к небу.

Нарисовали гармошки и лошадку.

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, растягивая уздечку.
Губы улыбаются. Рот открыт. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Логопед: Молодцы! Все очень постарались и выполнили это задание! 1-0 в пользу знатоков.

2 раунд: Уважаемые знатоки, второй вопрос от .

(стрелка указывает на животного)

Логопед: Что мы видим, читая книгу?

Логопед: Кто будет отвечать? Отвечать будет…

Ребята, какое мы с вами знаем правило:

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и читаем!

Логопед: ….(животное) просит вас зашифровать слово «ЛЕС». А для начала давайте вспомним какие звуки у нас бывают? (Характеристика звуков)

Правильно 2-0 в пользу знатоков

3 раунд: Уважаемые знатоки, 3 вопрос от . (стрелка указывает на животного)

Перед вами задание: Внимательно посмотрите картинку и определите один лишний. Назовите, по какому признаку объединены оставшиеся предметы.

Правильно 3-0 в пользу знатоков

– Молодцы, ребята! А сейчас физкультурная пауза! А провести её пришёл наш любимый друг хомячок Хомка:

Хомка, хомка, хомячок

Хомка рано встаёт

Щёчки моет, шейку трёт

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку

Хомка хочет сильным стать!

4 раунд: Уважаемые знатоки, 4 задание от . (стрелка указывает на животного)

Логопед: Уважаемые знатоки в нашем доме, в лесу наступила осень.. Поговорим об осени. А что это такое, я предлагаю воспользоваться помощью зрителей, узнаем у ваших родителей, а вы запоминайте, чтобы смогли потом много про осень рассказать!

Логопед: Ребята, кому я бросаю мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Цветы на клумбах осенью – Цветы на клумбах осенью засыхают.

Дыхательная гимнастика. «Осенний листопад».

Логопед: Возьмите листочек и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. Выполняем дыхательную гимнастику. Вот какой листопад у нас с вами получился.

Молодцы, справились и с этим заданиями 4:0 в пользу знатоков.

5 раунд: Уважаемые знатоки, 5 задание от . (стрелка указывает на животного)

Логопед: Ребята, у каждого лесного жителя есть свой дом, вы должны догадаться, кто в каком домике живёт, а для этого нужно посчитать количество слогов в их названии, и расселить животных по домам.

В домик с одним окошком, если в названии животного 1 слог.

С 2мя окнами, если 2 слога

С 3мя окнами, если 3 слога.

Молодцы, справились и с этим заданиями 5:0 в пользу знатоков.

6 раунд: Уважаемые знатоки, 6 задание от . (стрелка указывает на животного)

Логопед: Ребята, в лесу живёт много разнообразных животных. Сыграем в игру «Один-много»

Я называю одно животное, а вы много: лиса – много лис, белка – много белок, медведь – много медведей, волк – много волков, олень – много оленей, кабан – много кабанов.

Молодцы, справились и с этим заданиями 6:0 в пользу знатоков.

Итог: Вот и закончилась наша логопедическая игра! Со счётом 6:0 победу одержали знатоки. Вы были активные и умели работать в команде, совещались, обсуждали, находили правильное решение. Выберете для себя смайлик если вам логопедическая игра «Что? Где? Когда понравилось, то выберете «Улыбающийся смайлик» Ну если не понравилось, – то «Грустный смайлик»

Своевременная диагностика и ранняя коррекция речевыхнарушений – залог успешного обучения в школе
статья по логопедии

статья о важности ранней диагностики и коррекции речевыхнарушений

Скачать:

Вложение Размер
vazhnost_ranney_diagnostiki.docx 18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Правильная речь – залог успешного обучения в школе.

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.

Дошкольное образование – первая ступень общего образования ребенка. Вместе с ребёнком за семь лет дошкольной жизни мы строим фундамент из многих кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни. Одним из важных кирпичиков в этой постройке является речевое развитие ребёнка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.

Еще до начала школьного образования каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий дети оказываются не готовыми к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил. В норме овладение всеми компонентами речи у детей заканчивается к 5-реже 6 годам. Однако, по результатам обследования речи детей, с каждым годом выявляется все больше и больше детей с нарушениями речи. Речевые нарушения оказывают влияние на развитие ребёнка в целом.

Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.

1. звукопроизношение произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

2. фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. На фонематическом восприятии –обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

3. словарный запас, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может порассуждать.

4. лексико – грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизмам.

5. связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

Речь имеет регулирующую функцию, благодаря которой мы способны подчинять своё действие речевой инструкции, выполнять просьбы, команды. Речь регулирует высшие психические функции человека: память, внимание, мышление. Неполноценная речевая деятельность, сопутствующие невротические отклонения оказывают негативное влияние на развитие внимания, логической и смысловой памяти, снижается продуктивность запоминания, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, тормозиться развитие игровой деятельности, дети не умеют довести начатое дело до конца.

Для того, чтобы у ребёнка был красивый, ровный почерк необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков.

В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе.

Речь – одна из важных видов деятельности человека. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок, и прежде всего, зависит от нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь – это и явление социальное, без общения взрослого и ребёнка она не возникает

Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.

2. Важность ранней диагности речевых нарушений, значение речи для обучения детей в школе.

Еще до начала школьного образования каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий дети оказываются не готовыми к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил. В норме овладение всеми компонентами речи у детей заканчивается к 5-реже 6 годам. Однако, по результатам обследования речи детей, с каждым годом выявляется все больше и больше детей с нарушениями речи. Речевые нарушения оказывают влияние на развитие ребёнка в целом.

. Какое же влияние оказывают нарушения речи на развитие ребенка и на обучение его в школе.

Речь – одна из важных видов деятельности человека. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок, и прежде всего, зависит от нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь – это и явление социальное, без общения взрослого и ребёнка она не возникает. В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми. Плохо говорящие дети начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется общение с другими детьми, снижается познавательная активность. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом. Речевым дефектам часто сопутствуют невротические проявления. У детей может наблюдаться повышенный уровень тревожности, агрессивность, гипервозбудимость, которая проявляется в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, в излишней двигательной активности, и наоборот, заторможенность, вялость, пассивность. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка.

Речь имеет регулирующую функцию, благодаря которой мы способны подчинять своё действие речевой инструкции, выполнять просьбы, команды. Речь регулирует высшие психические функции человека: память, внимание, мышление.

Неполноценная речевая деятельность, сопутствующие невротические отклонения оказывают негативное влияние на развитие внимания, логической и смысловой памяти, снижается продуктивность запоминания, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, тормозиться развитие игровой деятельности, дети не умеют довести начатое дело до конца.

Особенностью современной ситуации является более раннее овладение детьми письменной формой речи, чтением и письмом. Письменная речь в этом случае ложиться на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексия, дисграфия). В свою очередь нарушения письменной речи оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, усугубляет речевой дефект и психическое развитие ребёнка. Устранять нарушения речи и последствия этих нарушений в период уже начавшегося школьного обучения очень сложно, а иногда и невозможно (отсутствие в школе логопеда или логопункта).

Хорошо подготовить ребёнка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию устной речи дошкольника, что входит в содержание коррекционного курса в группе для детей с речевыми нарушениями.

Ранняя диагностика и своевременная коррекционная помощь, задачей которой является развитие всех компонентов речи и приведение речи ребёнка к норме, обеспечит ребёнку возможность в дальнейшем полноценно учиться, работать, жить.

Хорошо развитая устная речь – залог дальнейшего успешного обучения в школе и гармоничного развития личности в целом.

Подводя итог всему выше сказанному, хочу обратить ваше внимание, что ведущей фигурой в вопросе преодоления у детей неуспеваемости, связанной с нарушениями речи должен являться не школьный логопед, а логопед детского сада, способный выявить речевые нарушения, провести коррекцию нарушений и провести профилактику дальнейших нарушений.

«Значение ранней диагностики, профилактики и ранней коррекционной помощи детям с нарушениями психического и речевого развития.»

Бузычкина О.В.
логопед
Департамент труда и социальной защиты населения
города Москвы
Государственное казенное учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Соколёнок»

Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасту важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых двух лет жизнь, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Поскольку, как это было показано выше, тяжелые формы общего недоразвития речи обычно возникают на фоне органического поражения центральной нервной системы, то первой важной задачей врача является диагностика не только тяжелых, но и более легких форм повреждений мозга. Особое внимание обращается на детей, родившихся
от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом, перенесших асфиксию, родовую травму, длительную желтуху, а также на недоношенных, маловесных и незрелых при рождении детей. При осмотре детей группы риска уже в первые месяцы жизни. У них можно обнаружить признаки отставания психомоторного развития, общее беспокойство, нарушения сна, соматическую ослабленность. В настоящее время разработаны критерии диагностики нарушений психомоторного развития детей первого года жизни.
В целях предупреждения общего недоразвития речи необходимо. Разработать рекомендации для родителей детей, относящихся к группе риска, а также детей с различными отклонениями в физическом или психическом развитии. Матери следует знать о влиянии эмоционального общения с ребенком на становление его речи. Кроме
того, логопед и психолог должны обучить мать основным приемам работы по стимулированию психического развития ребенка.
Ранняя диагностика отклонений довербального и вербального поведения проводится в рамках комплексного обследования ребенка. Для диагностики необходимо хорошо представлять основные закономерности довербального и раннего вербального развития. Выделяют следующие стадии развития ребенка от рождения до 18 месяцев.
I стадия, длящаяся от рождения до 8 недель (2 месяца) — характеризуется рефлекторным криком и рефлекторными звуками. Звуки сопровождают в основном соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Иногда звуки крика как бы очень приближенно напоминают согласные г, к, н, но, так как эти звуки носят рефлекторный характер, они не рассматриваются как предшественники фонем.
Оценка крика ребенка имеет важное диагностическое значение. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с органическим поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем выявляются расстройства речи, крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребенок обычно производит на вдохе, или может отсутствовать вообще.
II стадия характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления и смеха. Ее продолжительность от 8 до 20 недель начинается развитие интонационной характеристики крика: крик видоизменяется в зависимости от состояния ребенка. Ребенок по-разному сигнализирует матери о болевом ощущении, чувстве голода, дискомфорте в связи с мокрыми пеленками и т.д. У детей с органическим поражением центральной нервной системы крик обычно остается однообразным, без интонационной выразительности. Начиная с 12 недель у большинства здоровых детей частота крика снижается, исчезают примитивные звуки кряхтения и т. п., появляется начальное гуление («гуканье»). Звуки гуления возникают на улыбку и разговор взрослого с ребенком, т. е. на этой стадии осуществляется переход от рефлекторных звуков к коммуникативным. Подтверждением этому является то, что ребенок активнее гулит в присутствии взрослых. К неделям появляется «социальная» улыбка, которая пока еще недифференцирована и адресована всем лицам, общающимся с ребенком. В гулении преобладают гласные звуки, но к концу II стадии появляются и редуцированные согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе, т. е. гуление представляет собой своеобразную тренировку речевого дыхания. Гуление обычно выступает в качестве составляющего элемента комплекса оживления.
В период гуления интенсивно развивается интонационная система языка, звуки, в него входящие, начинают постепенно приближаться к стандартным фонемам. На этой же стадии появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, к 16 неделям смех становится продолжительным.
Симптомами риска речевых нарушений у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы на этой стадии являются отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления; однообразные, редкие и тихие звуки гуления, сопровождаемые хаотическими движениями в конечностях; отсутствие смеха; преобладание назализованных звуков крика. Основным приемом коррекционной работы, направленной на предупреждение нарушений речевого развития на первых двух стадиях, является нормализация процесса кормления. Несмотря на трудности кормления грудью некоторых детей с органическим поражением мозга, рекомендуется не отрывать их от груди, а помогать им в захватывании соска и тем самым тренировать у них функцию сосания. В этих условиях создаются необходимые артикуляционные предпосылки для произнесения звуков. Наряду с нормализацией кормления следует развивать у ребенка потребность в общении со взрослыми, формировать зрительную фиксацию и способность следить за движущимся предметом, слуховое внимание и умение локализовать звук в пространстве.
Особая роль отводится занятиям по активизации голосовых реакций, которые следует проводить через минут после пробуждения. Перед занятиями необходимо создать у ребенка эмоционально-положительный настрой. При проведении занятий большое значение имеет разговор с ребенком. Например, можно несколько раз эмоционально, с изменением громкости и высоты голоса, повторить имя ребенка или короткие рифмованные строки.
III стадия характеризуется появлением лепета. Ее длительность от до 30 недель На этой стадии отмечается постепенное исчезновение цепочек гласных звуков и возвращение к произношению однослоговых сегментов, в которых постепенно удлиняются звуки, похожие на гласные или согласные. Согласные звуки начинают все больше продуцироваться в передних отделах полости рта. Ротовая полость к этому времени увеличивается в объеме, что создает благоприятные условия для более разнообразных движений языка. К концу этой стадии ребенку доступны разнообразные Звуковые комплексы с длительным произнесением отдельных их сегментов, в которых постепенно появляются еще нечетко артикулируемые слоги с окончаниями на гласных звуках.
К месяцам здоровый ребенок начинает произносить сочетания губных и язычных согласных с гласными (бааа, мааа, тааа, лааа]. К этому возрасту появляется первый слог ба или лад, это Начало лепета, представляющего собой повторное произнесение Необходимо подчеркнуть, что все мероприятия по предупреждению отставания речевого развития носят комплексный характер и обязательно включают в себя общую стимуляцию психомоторного развития, а при необходимости — и специальное лечение.
Ранняя диагностика нарушений речевого развития — основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При оценке доречевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью.

Список литературы

  1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.- М., 2003.
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб., 2000.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М.: Просвещение, 1973.
  4. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формировании детской личности. Принцип развитии в психологии. -М., 1978.
  5. Козлова Е.В. Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого-второго года жизни. — М., 2003.
  6. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений. /Дефектология. — 1994.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: