Логопедический альбом: Профилактика и коррекция дисграфии

Рабочие логопедические тетради

Информационный портал Екатеринбурга

  • Спонсор школы – “Сима-ленд” — крупнейшая в России оптовая компания
  • Спонсор школы – Футбольный клуб “УРАЛ”
  • Спонсор школы – Трубная Металлургическая Компания (ТМК)
  • Официальный интернет-портал государственных услуг
  • Электронный муниципалитет
  • Центр одаренность и технологии
  • ИМЦ Верх-Исетского района
  • Дневник.ру (школьный журналдневник)
  • Научные новости
  • Группа ВКонтакте
  • Школьная новостная сеть
  • Фонд “Золотое сечение”
  • Образовательный центр «Сириус»
  • «Международный детский центр «Артек»
  • официальный портал Екатеринбурга (на данном сайте имеется рубрика “Электронный муниципалитет”, в котором размещена информация по муниципальным услугам)
  • официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
  • Депертамент образования г.Екатеринбурга
  • сайт информационной поддержки ЕГЭ и ГИА по Свердловской области
  • Федеральный институт педагогических измерений

Дата последнего изменения на сайте: 17.01.2022

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

Профилактика и коррекция дисграфии Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Барабонина Анна Андреевна

В статье представлен теоретический анализ дисграфии . Отражена профилактика и коррекция дисграфии . Нами будут рассмотрены пять форм дисграфии . Даны упражнения и рекомендации по коррекции дисграфии .

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Барабонина Анна Андреевна

Текст научной работы на тему «Профилактика и коррекция дисграфии»

1. Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей. / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. 128 с.

2. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н. В. Афанасьевой. — СПб: Речь, 2008. 366 с.

3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: «Академия», 2007 503 с.

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 496 с.

5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. М., Генезис,.2000. 128 с.

6. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Пособие для учителя / С.Н.Чистякова. П.С. Лернер, Н.Ф.Родичев и др. (Под ред. С.Н.Чистяковой). – М: Педагогический университет, 2005. 162 с.

7. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / [П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко,. А. В Прудило и др.] под ред. С.Н. Чистяковой, М: Просвещение,: 2010. 80 с.

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ Барабонина А.А.

Барабонина Анна Андреевна – студент, кафедра логопедии,

Первый московский гсударственный медицинский университет им. И.М. Сеченова,

учитель-логопед, Школа 1362, г. Москва

Аннотация: в статье представлен теоретический анализ дисграфии. Отражена профилактика и коррекция дисграфии. Нами будут рассмотрены пять форм дисграфии. Даны упражнения и рекомендации по коррекции дисграфии. Ключевые слова: дисграфия, коррекция, профилактика, фонематическое недоразвитие, расстройство письма.

Дисграфия (греч.) – это частичное расстройства процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью, возможно даже распадом психических функций, участвующих при построении письменной речи человека. Проявляется она в типичных, повторяющихся ошибках в письме. Для коррекции дисграфии необходимо целенаправленное обучение.

Современное представление о письме основывается на исследованиях таких авторов как П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, в своих работах они исследуют письмо и связывают его с психическими процессами, происходящими в головном мозге человека. Каждая операция письма связана со структурным компонентами психических процессов [1,2].

Г.А. Каше, Н.А. Никашина, О.Б. Ольхин рассматривают нарушения письма как следствие недоразвития устной речи. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина рассматривают нарушения письма с недостаточностью фонематического слуха и восприятия.

Читайте также:
Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

В науке и практике понятие дисграфии определилось и включает различные нарушения в виде следующих форм (рисунок 1).

Рис. 1. Пять форм дисграфии

Обратимся к рисунку. В нем мы показали пять форм дисграфии. Первая форма -артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Суть ее состоит в следующем: пациент, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. В данном случае он пишет так, как произносит. Это происходит до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, в этом случае заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Вторая форма – акустическая форма дисграфии. Данная форма дисграфии проявляется в замене букв, соответствующих, фонетически близким звукам. В данной форме в устной речи звуки произносятся правильно, но на письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Например «Бар – Пар», «Любит – Лубит».

Третья форма – дисграфия, на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Данная форма наиболее распространена. Для пациента будут характерны следующие ошибки: слова обрываются на половине, перестановка букв и слогов местами, пропуск букв в словах, контоминация когда в одном слове слоги разных слов, повторение букв и (или) слогов в одном слове несколько раз, когда в одном слове много букв – например три «ооо» или «еее», слитное написание предлогов.

Четвертая форма – аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи. Пациент пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («классный сумка», «радостный дети»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. В основном аграмматическая дисграфия обычно встречается у детей. Она проявляется в неправильном написании окончаний слов. Когда пациент не может согласовать два слова между собой.

Пятая форма – оптическая дисграфия. В её основе лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Буквы в алфавите состоят из набора одних и тех же элементов: «палочки», «овалы». Если пациент не видит различие между буквами, то это приведет к неправильному их написанию.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма. В случае дисграфии человек пишет так, как произносит. Отражение неправильного звукопроизношения на письме, которое проявляется в заменах букв (любит на «лубит»), пропусках букв (письмо на «писмо»), контаминации, ошибки обозначения границ предложения, написания строчных букв; персеверации.

В коррекции дисграфии можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Основные цели, которые стоят на подготовительном этапе:

– развитие слухового и зрительного внимания;

– развитие слуховых дифференцировок;

– развитие фонематического внимания;

– уточнение артикуляции звуков при их произношении;

– производится коррекция звуков произношения.

Целеполагание на основном этапе включает:

– развитие слухового и зрительного внимания;

– развитие фонематического анализа синтеза;

– развитие слуховых дифференцировок (разбираются слова и словосочетания по слогам);

Целью заключительного этапа можем считать:

– закрепление полученных знаний, умений и навыков;

– перенос полученных умений, знаний на другие виды деятельности.

Мы знаем, что у большинства людей левое полушарие мозга отвечает за письмо. Например, у китайцев, в связи с особенностью их письменной речи – иероглифы можно им анонсировать развитие правого полушария головного мозга.

У людей страдающих дисграфией наблюдается способности к рисованию. Тут сразу проводится аналогия с древностью, когда древние люди объяснялись рисунком на камне, глиняных изделиях, скалах. Некоторые специалисты наблюдают «зеркальность» в характере письма пациентов. Т.е при написании некоторых букв пациент их переворачивает, буква нарисована другой стороной, например буква «З» или «С». Очнь часто зеркально переворачивать буквы могут левши.

Читайте также:
Организованная учебная деятельность по интеграции произношения и обучению грамоте

К мерам профилактики дисграфии можно отнести:

– развитие тех психических функции на раннем этапе, например у школьников еще до поступления в школу.

– развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга. Если дисграфией страдают дети, то с самого раннего возраста с детьми рекомендовано выполнять пальчиковую гимнастику, массаж кистей рук, игровые упражнения «Собери пирамидку», «Шнуровки».

– выполнять различные координированные движения руки: закрась предмет, нарисовать дорожку, обвести по контуру.

Можем предложить следующие упражнения для профилактики и лечения дисграфии:

– использовать речевые игры: разбирать слова по слогам, выделить грамматические элементы слова, складывание слов;

– разобрать чем отличается твердое произношение сова от мягкого;

– необходимо наращивать скорость чтения и письма. Для этого давать читать и писать тексты на время.

– рекомендовать больше читать. В процессе чтения грамматика правится, так как человек запоминает много слов.

– дать любую книжку и предложить в течение 5-10 минут зачеркивать и обводить в ней выбранные буквы, например, только «о»;

– при написании предложений и слов проговаривать их вслух по слогам. Логопед в процессе этого упражнения может увидеть слабые места. Важно, чтобы пациент проговаривал окончании слов;

– дать упражнение, где есть пропущенные буквы. Предложить пациенту их дописать;

– предложить найти ошибки в тексте, в котором проставлены «лишние» запятые. Нужно объяснить каждый знак препинания;

– дать поиграть в игру «лабиринт».

Очень часто по почерку определяют степень пораженности дисграфией. Логопеды могут обратить внимание на уродливый или слишком красивый почерк с вырисовыванием каждой букв, если человек делает нетипичные ошибки в тексте, если он зеркально переворачивает буквы. Для профилактики можем предложить такие упражнения, как «Диктант», «Зачеркивание букв».

1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. М., 1950.

2. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2017. № 1 (70). С. 31-42.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Корякина Ольга Анатольевна – учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка», г. Черногорск, Республика Хакасия

Аннотация: в статье рассматривается коррекционная работа по воспитанию воздушной струи у детей с дислалией.

Ключевые слова: воздушная струя, игровые упражнения, методы, приемы.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Источник образования звуков речи – воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»[1, с.4].

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Дыхательные упражнения помогают выработать силу и правильное распределение выдоха.

Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребенка следующих основных противопоставлений. Воздушная струя при произнесении шипящих звуков: широкая, теплая, слабая, рассеянная. Воздушная струя при произнесении свистящих звуков: узкая, холодная, сильная, направленная. Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.

Читайте также:
Презентация - Закрепление сенсорных представлений как коррекционный компонент занятий по развитию речи

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция

Материалы, собранные в этом разделе, будут полезными для работы с детьми, имеющими частичные нарушения в навыках чтения и письма. Здесь приведены конспекты занятий и НОД, полезные советы по профилактике дисграфии и дислексии.

Педагоги анализируют причины возникновения данных нарушений, приводят конкретные планы и программы вывода ребёнка из затруднительного положения, связанного с освоением чтения и письма. Приводится большое количество специальных дидактических игр, пособий, упражнений, помогающих в решении данных проблем.

Конкретные пути улучшения навыков чтения и письма.

Содержится в разделах:

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога – логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи». При проектировании комплекса дидактических игр и упражнений за основу были взяты методические.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога – логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи». Слайд 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ прилагается в следующей публикации. Дисграфия у младших школьников в настоящее время.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция – Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Публикация «Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием. » Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом. Дифференцированный подход в процессе.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Методики для устранения оптической дисграфии у младших школьников с ОНР Проанализировав работы таких исследователей, как И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, И.Н. Ефименкова, В.А. Ковшикова, А.Н. Корнева и др, можно понять что причины оптической дисграфии зачастую имеют связь с расстройствами пространственной ориентировки, проблемами временных.

Консультация «Дислексия и дисграфия у младших школьников» Консультация для родителей «Дислекcия и дисграфия у младших школьников». По статистике около 37% учеников младших классов имеют серьезные трудности с обучением грамоте и приобретении навыков чтения. Учителя начальной школы, логопеды и психологи, говорят, что число учащихся.

Роль игры в профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников Роль игры в профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников Твердят: «В начале было Слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви – И озаренье, а работа, Глаза цветов, глаза ребенка. Все начинается с любви. Р. Рождественский. Для овладения письменной речью.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция – Консультация «Профилактика дисграфии»

Статья «Консультация «Профилактика. » Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком. Вы начинаете.

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма. Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения. Дисграфия и дислексия связаны между собой и часто встречаются.

Конспект логопедического подгруппового занятия по коррекции дисграфии во 2 классе «Буквы с и э» Конспект подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе Составила учитель-логопед Сазонова Н.А. Тема: Дифференциация букв С и Э Задачи: научить детей дифференцировать буквы С и Э изолированно, в слогах, в словах, соотносить буквы со звуками и символами для.

Читайте также:
Дифференциация звуков (В)-(В’) - (Ф)-(Ф’) - конспект

Примерное календарное планирование по профилактике дисграфии у воспитанников 6–7 лет с ТНР Календарно – тематическое планирование по профилактике дисграфии на 2021 – 2022 уч. г. 1 полуго дие Даты и название лексической темы Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза Профилактика оптической дисграфии Профилактика артикуляторно – акустической.

Логопедический альбом: Профилактика и коррекция дисграфии

Уважаемые коллеги! В данном разделе я разместила материалы, которыми пользуюсь в своей работе. Это книги в электронном варианте, дидактические пособия, методические разработки и т.п. Многое я нахожу на просторах интернета, что-то делаю сама. Я всегда с удовольствием делюсь с коллегами своей копилкой, а когда нахожу что-то интересное и полезное в сети, то всегда испытываю чувство благодарности к людям, которые выкладывают свои материалы. Не всегда я запоминаю авторов скаченных материалов, но хочу сказать им ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Страничка для коллег

Материалы для обследования устной и письменной речи

Альбом Филичевой Каше.doc

Диагностика дисграфии 1-2 кл.docx

Диагностика дисграфии 1-2 кл.docx

Обслед фонем слуха и яз анализа.pdf

Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет.pdf

Симонова Альбом для выявления дислексии дисграфии.pdf

Экспресс-методика обслед письм речи.pdf

Баль, Захарченя. Обследование письма и чтения младших школьников.doc

Логопедическое обследование старших школьников.docx

Смирнова Обследование звукопроизношения.pdf

Ведение документации

Журнал учета логопедических занятий.docx

формулировки коррекционных задач при составлении плана занятия.doc

Планирование логопедических занятий 4-7 класс Боева Коробкина.doc

заполнение речевой карты шпора.doc

Комментарии к оформлению речевых карт.doc

формулировки логопедических заключений.doc

памятка для логопеда по заполнению речевой карты.doc

Отказ от занятий.doc

классификация наруш речи.docx

классификация психических расстройств.doc

Коды и шифры заболеваний.docx

Артикуляционная гимнастика

У бабушки с дедушкой.pptx

Артикуляционная гимнастика для мальчиков.pptx

Артикуляционная гимнастика для девочек.pptx

Рабочая тетрадь к артикул упр.doc

Материалы для коррекции звукопроизношения

Крылова Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи.doc

Логопедические упражнения в рифмах.djvu

Матыкина Логопедическая раскраска.doc

Османова Картотека по автоматизации Р.doc

Правила автоматизации звуков.docx

Резниченко Автоматизация звуков.doc

Речевой материал для автом Л.doc

Речевой материал для автом Ч-Щ.doc

Чистоговорки в картинках.djvu

Саморокова шипящие звуки.docx

Игры для формирования звукопроизношения.doc

игры с парными карточками ЖШЧЩ.doc

Реутина Тексты для чтения и пересказа 2.doc

Реутина Тексты для чтения и пересказа.doc

Скворцова И.В. Трудные звук С.doc

Маслова Ускоренная постановка звуков.doc

Формирование правильного звукопроизношения у детей с ОНР Ч 1.doc

Формирование правильного звукопроизношения у детей с ОНР Ч 2.doc

Вакуленко Коррекция нарушений звукопроизношения у детей.pdf

Доронина Технология постановки звуков помощью логопедических зондов.doc

Постановка звуков по Архиповой.doc

Материалы для коррекции письменной речи

Игры со словами 1+1.pptx

Читаем без буквы А.pptx

Поймай первый звук.pptx

Алифанова Егорова Развитие правильности и осознанности чтения.doc

Допиши предложение Д-Т.pptx

Допиши словечко тв-мяг.pptx

Звездопад Диффернециация Ж-Ш.pptx

Зина и Зоя в магазине.pptx

Кот-рыболов Дифференциация А-Я.pptx

логопедические карточки 2.doc

На полянке Дифференциация З-С.pptx

Начало середина конец Дифференциация З-С.pptx

Осенние букеты дифференциация Г-К.pptx

Подбери по смыслу г-к.pptx

Подбери словечко Д-Т.pptx

Помоги Кузе Б-П.pptx

Четвертый лишний Д-Т.pptx

Поймай последний звук.pptx

Составь слова по первым буквам.pptx

Андрюхова Л.Л. Дидактический материал по развитию и коррекции устной речи (для учащихся 1-4 классов).doc

Коррекция оптической дисграфии.docx

Буйко В Парные звонкие и глухие согласные.doc

Делим слова на слоги.djvu

Игры и упражнения с родственными словами.doc

Козырева Путешествие в страну падежей.pdf

Кочеткова Различай О-А.doc

Найди и прочитай Карапуз.doc

Чистякова 1 кл.pdf

Читайте также:
Кубарик - дидиактическая развивающая игрушка

Чистякова 2 кл.pdf

Чистякова 3 кл.pdf

Яворская 2-3 кл.pdf

Яворская 3-4 кл.pdf

Костылева Занимательные упр со звуками и буквами.pdf

Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление.doc

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция.docx

Крупенчук игры с буквами.docx

Яцель Учимся употреблять предлоги приложение.doc

Садовникова Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.doc

Обведи по точкам. Изучаем буквы и развиваем графомоторные навыки.docx

Полникова Дидактическая тетрадь по русскому языку 1-2 кл.pdf

Садовникова Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма

Обведи по точкам. Изучаем буквы и развиваем графомоторные навыки

Для профилактики и коррекции оптической дисграфии

“> файл
pdf
391.71 KB

Материалы для развития речи

Истории в каринках.pdf

ИСТОРИИ В КАРТИНКАХ 2.doc

Опорные картинки для пересказа.doc

Рассказы цепной организации.doc

Учусь пересказывать. Развитие связной речи.pdf

Формирование слоговой структуры слова.doc

Ценина Слоговая структура.doc

Мисаренко Развитие речи 2-4класс конструирование предложений.pdf

Сазонова Куцина Грамматика для дошкольников.pdf

Кучугова Звуки и буквы.pdf

Крупенчук Научите меня говорить правильно.docx

Сюжетные картинки 1 класс.pdf

Сюжетные картинки 2 класс.pdf

Сюжетные картинки 3 класс.pdf

Хомякова Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.djvu

“> файл
rar
738.31 KB

“> файл
rar
350.69 KB

“> файл
rar
131.04 KB

Литература по логопедии

Справочники

Поваляева М.А. Справочник логопеда.doc

Лалаева логопедия в табл и схемах.pdf

Пятница логопедия в табл и схемах.pdf

Елецкая Организация работы логопеда в школе.doc

Иванова Дошкольный логопункт.doc

Аманатова Справочник школьного логопеда.doc

Обучение детей с выражен недоразвитием интеллекта.docx

Сайты для логопедов

Детский портал “Солнышко”

Дефектология для Вас

Интернет-магазин “Всё для логопеда”

Книжный интернет-магазин “Лабиринт”

Содержится большое количество тематических публикаций, содержащих интересные, разъясняющие и обучающие материалы, направленные как на узкопрофильные проблемы, так и на детскую тематику в целом.

Логозаврия: сайт детских компьютерных игр

Представлены обучающие, развивающие и развлекающие онлайн (online) флеш-игры для детей от 3 до 12 лет и взрослых. Для обучения дошкольников и младших школьников особый интерес представляет раздел “Уроки мудрой совы”, предусматривающий разбиение материала на три уровня сложности.

Материалы по логопедии систематизированы по возрастным группам: для дошкольников, школьников и взрослых. Имеются книги и статьи по разделам: логопедия, дефектология, медицина, образование, педагогика.

Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 05.06.2017 2017-06-05

Статья просмотрена: 2431 раз

Библиографическое описание:

Максимишина, С. А. Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников / С. А. Максимишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 182-183. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44155/ (дата обращения: 18.01.2022).

Современное образование предъявляет достаточно большие требования к качеству обучения школьников, но, между тем, в настоящее время отмечается увеличение количества детей, которые не усваивают программу начальной и средней школы. Одной из причин, препятствующих усвоению школьной программы, является несформированность навыка письма и, как следствие, невозможность кодировать и декодировать информацию по ряду учебных дисциплин. Вот почему проблема коррекции дисграфии, у учащихся общеобразовательной школы, остается одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.

Трудности в обучении письму могут наблюдаться, как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей не имеющих ярко выраженных нарушений. Обнаруженные у младших школьников специфические нарушения письма определяют необходимость дифференцированного и комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению дисграфии, а также устранению нарушений устной речи.

Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: логопедическом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом, такими специалистами как: Т. В. Ахутина, Л. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, М. Е. Хватцев, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова, Ж. М. Глозман и др. Но процесс письма представляет собой достаточно сложную форму речевой деятельности и имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя большое количество различных анализаторов. Такие как речеслуховой, речедвигательный, зрительный и двигательный. Между этими анализаторами в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность, благодаря которой процесс письма осуществляется автоматизировано и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным. Расстройство какого-либо из этих анализаторов приводит к нарушению процесса овладения письмом, то есть к дисграфии.

Читайте также:
Автоматизация звука (Р) со стечением согласных - конспект

Оптическая дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в специфических повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленных несформированность высших психических функций, участвующих в процессе письма. Оптическая дисграфия, тесно связанна с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, а так же моторных координаций проявляющихся в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего на письме дети путают буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам.

Выделяют литеральную форму оптической дисграфии при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слов наблюдаются искажения или замены букв оптического характера.

В логопедии разработаны методы, позволяющие изучить дисграфию с точки зрения нейропсихологического подхода: методика для детей с тяжелыми дефектами речи З. А. Репиной; методика Р. И. Лалаевой и Л. В. Венедиктовой; комплексная методика А. П. Вороновой; методика Т. В. Ахутиной и О. Б. Иншаковой; программа обследования письма Н. Н. Баль и И. А. Захарченя.

Изучив эти методики, мы выделили основные трудности с которыми чаще всего встречаются младшие школьники.

Признаки слабости кинестетической организации движений выражаются в следующих трудностях:

  1. Моторика (отставание в развитии крупной и мелкой моторики, отставание в развитии речевой моторики);
  2. Артикуляция (смешение или нечеткое произнесение звуков);
  3. Письмо (смешение на письме звуков, близких по произношению или букв, близких по написанию).

Признаки слабости переработки слуховой информации прослеживаются при проверке фонематического слуха (замена звуков близких по звучанию в устной и письменной речи).

Признаки слабости переработки зрительно-пространственной информации прослеживаются на письме как:

  1. Трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки (левостороннее игнорирование/отсутствие отступа);
  2. Трудности удержания строки: колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова;
  3. Устойчивая зеркальность при написании букв и трудности актуализации графического/ двигательного образа;
  4. Замена рукописных букв печатными, необычный способ написания букв;
  5. Трудности овладения словарными словами; пропуск и замена гласных в том числе и ударных;
  6. Нарушение порядка букв в словах, слитное написание двух и более слов.

Все эти трудности мешают младшим школьникам свободно овладеть навыком письма. И зачастую недостаточная сформированность данных факторов проявляться как изолированно, так и в сочетании, что еще больше снижает возможность обучения. Н. М. Пылаева выстраивает следующую иерархию несформированности психических функций (факторов), приводящих к оптической дисграфии и школьной неуспеваемости в целом [2]:

  1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи;
  2. Недостаточность развития функций программирования и контроля;
  3. Зрительно-пространственные и квазипространственные трудности;
  4. Трудности переработки слуховой информации.
  5. Трудности переработки зрительной информации.

Коррекционная работа по преодолению оптической дисграфии ведется в несколько этапов и включает в себя следующие направления:

1 этап. Организационный (проведение первичного обследования)

2 этап. Подготовительный (развитие зрительного гнозиса, буквенного гнозиса, анализа и синтеза, расширение объема зрительной памяти, кинетической и кинестической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций, формирование пространственного восприятия, пространственного представления и формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений).

3 этап. Основной (формирование навыков самоконтроля и планирования деятельности, сукцессивных функций — закрепление, автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв)

Читайте также:
Организованная образовательная деятельность по грамоте

4 этап. Заключительный (закрепление полученных навыков и перенос полученных знаний на другие виды деятельности).

Наличие дисграфии у детей приводит к печальным последствиям, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта. Дети страдающие оптической дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами.

Завершая исследование, следует отметить, что предложенная программа коррекционной работы позволит своевременно выявить симптоматику оптической дисграфии и своевременно начать коррекционную работу.

  1. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников». — 2008 г.
  2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход» — 2015 г.
  3. Безруких М. М. «Трудности обучения в начальной школе». — 2009 г.
  4. Глозман Ж. И., Соболева. А.Е. «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе». — 2016 г.
  5. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей». — 2003 г.
  6. Семенович А. В.. «Введение в нейропсихологию детского возраста». -2005 г.

Исправление дисграфии: упражнения для школьников 1-2 класса

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не
может овладеть письменной речью не из-за того, что он ленится или не знает правил, как может показаться на первый взгляд, а из-за нарушенных высших психических функций, контролирующих написание слов. Без целенаправленной коррекции повысить грамотность письма практически невозможно.

Как пишет ребенок при дисграфии?

Он путает похожие по написанию буквы, пишет их зеркально, не различает глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, дублирует слоги. Почерк неровный, скачущий то вправо, то влево, наклон и размер знаков постоянно изменяется, буквы часто получают лишние элементы, дублируются, переворачиваются. Часто у детей с дисграфией наблюдается неправильная артикуляция, из-за чего у них искажается мысленный облик
слова. Многим школьникам никак не дается грамматический строй: они неправильно согласуют слова, подменяют предлоги, путают такие элементарные вещи, как род и число, являясь при этом носителями языка.

Что делать, если поставили дисграфию?

Первый и самый главный совет родителям, столкнувшимся с дисграфией, звучит следующим образом: не пытайтесь обвинить в плохих оценках ребенка и не ждите быстрых успехов. Он просто не может воспринять логику и правила языка из-за особенностей развития психических функций. Дисграфия корректируется в течение нескольких лет, поэтому пятерки и четверки появятся в лучшем случае в классе пятом.
Обязательно поставьте в известность школьного учителя, что у ребенка логопедическое заболевание.

Упражнения, направленные на коррекцию дисграфии, довольно просты, и вы можете выполнять их дома вместе с ребенком, соблюдая рекомендации логопеда. Заниматься нужно каждый день, не менее 60 минут, только в этом случае можно рассчитывать на какой-либо результат. Вы должны находить время на занятия в любой ситуации, пусть даже это будут 30 минут вместо положенного часа.

1. Жужжащее чтение

При выполнении любого письменного задания ребенок должен проговаривать каждую букву, буквально бубнить себе под нос все, что он пишет. Причем проговаривание должно быть орфографическим, то есть слово корова так и произносим: КО-РО-ВА, а не [карова], как мы это делаем в обычной речи.

2. Экспериментируйте со способом письма

Непривычные письменные принадлежности, например, чернильная ручка с пером, магнитные буквы, краски и т. д., помогают дисграфику лучше сосредоточиться на процессе письма. Логопеды рекомендуют завести ручки и карандаши треугольной формы с ребристой или шероховатой поверхностью. В результате и количество ошибок
постепенно уменьшится.

Читайте также:
Консультация логопеда для музыкальных руководителей

3. Переписывайте классику

Ежедневно просите ребенка переписать один-два абзаца из любой книжки, написанной русскоязычным писателем. Здесь можно убить сразу двух зайцев. Во-первых, ребенок тренирует навыки грамотного письма, усваивает облик слов, развивается внимательность. Во-вторых, порядок построения предложения, правила согласования слов в падеже, роде, числе, употребление предлогов откладываются в его памяти сами собой. Отдайте предпочтение рассказам Паустовского, Носова, Бианки, Драгунского. Перед началом занятия убедитесь, что в тексте нет сложных оборотов, чересчур длинных предложений, малопонятных диалектных или устаревших слов.

4. Поиграйте в корректора

Вам потребуется как можно более скучный текст (можно взять любые документы или инструкцию, главное, чтобы содержание не увлекло ребенка), набранный крупным шрифтом. Сначала выберите букву, которая хорошо знакома малышу и не вызывает затруднений. Допустим, это буква О. Первое задание: найти все буквы О и зачеркнуть их. Постепенно задачу следует усложнять: нужно отыскать схожие буквы, написание
которых вызывает проблемы, например, Б и В. Важно: ребенок должен именно не читать, а искать буквы по их облику. Это упражнение особенно эффективно при оптической форме дисграфии.

5. В поисках пропавших букв

Текст для этого задания, наоборот, должен быть очень увлекательным. Вы можете взять отрывок из любых детских произведений. Подготовьте два варианта: исходный текст, набранный крупным шрифтом, и тренировочный, где в каждом слове этого же текста будут сделаны пробелы. Задача ребенка – восстановить пропущенные буквы, ориентируясь сначала на исходник, а потом уже без подсказок. Начинать тоже можно с
букв, которые хорошо знакомы школьнику.

6. Работайте над почерком

При стабильных занятиях исправление почерка занимает около месяца. Вам потребуется тетрадь в клеточку. Каждый день ребенок должен переписывать туда по несколько коротких предложений. Главное условие – все линии должны находиться в пределах клетки. Тщательно следите за процессом и не скупитесь на похвалу, даже если сегодня удалось написать хорошо только одно-два слова.

7. Лабиринт

Это задание направлено на улучшение работы моторных и речевых центров. Приготовьте головоломки-лабиринты или точечные рисунки. Их можно скачать из Интернета или купить готовый сборник в любом киоске. Задача ребенка – провести линию по всем ходам лабиринта или от точки к точке, не отрывая пальца или карандаша и не переворачивая лист.

8. Собираем предложения

Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Ребенку нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их на столе.

9. Волшебные буквы

Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание ребенку: нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза.

10. Ох уж эти предлоги!

Употребление предлогов – проблема для всех дисграфиков. Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых.

  • Задание первое: переписать текст, подчеркивая предлоги.
  • Задание второе: переписать текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом.
  • Задание третье: вставить в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д.
  • Задание четвертое: вставить на место пропусков нужные предлоги из списка.
    Важно: следите, чтобы ребенок все переписывал в тетрадь, каждое задание нужно буквально пропускать через руку.
Читайте также:
Конспект занятия: Дифференциация звуков З’-С’

Мы показали вам только базовые упражнения, на основе которых разрабатывается большинство коррекционных и профилактических комплексов. Индивидуальную программу занятий вам предложит логопед, исходя из формы дисграфии и степени ее проявления.

Не забывайте самые главные условия грамотной коррекции: регулярные занятия в благожелательной обстановке, а также терпение, терпение и еще раз терпение. Желаем успехов!

Дата публикации: 15.10.2019. Последнее изменение: 29.01.2021.

Педразвитие

Автор: Фадеева Жанна Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ – детский сад № 424
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Сценарий познавательно-игрового мероприятия
Тема: Логопедический КВН с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Раздел: дошкольное образование

Логопедический КВН в подготовительной группе:

Интеграция образовательных областей:

Виды детской деятельности:

Воспитание взаимовыручки, коллективизма, умение работать сообща,

оказывать друг другу помощь, умение слушать друг друга, чувства

ответственности перед своей командой.

Задачи речевого развития:

Систематизировать у детей полученные знания на занятиях

Развивать грамматический строй речи

Обогащать словарный запас

Развивать память, речевое внимание, воображение

Развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную

«Физическое развитие»: вырабатывать правильную осанку, координировать

движения, ориентироваться в пространстве.

Развитие графических навыков, мелкой моторики и чувства ритма.

«Художественно-эстетическое развитие»: развивать интерес к

художественному слову, к речи, расширять знания и кругозор.

«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать

самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь. Способствовать созданию

положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от

Побуждение детей и родителей к активному участию. Привлечение

родителей к совместному мероприятию для установления хороших,

доверительных отношений с ребенком.

Оборудование: Буквы КВН, разрезные картинки, буквы для составления

слов, кружочки: синие, красные, зеленые; обручи (корзины), предметные

картинки, эмблемы, осенние листочки для жюри с оценкой «4» или «5».

Ход развлечения:

Участники игры под музыку «Мы начинаем КВН…» – входят в зал.

– Всем, Всем! Всем! Начинаем наш КВН! Сегодня в нем участвуют две

команды. Вашими соперниками, уважаемые родители, будут ваши дети –

команда «Умников». «Умники», а ваши соперники – команда «Мудрецы».

Предлагаю игрокам выбрать капитанов. Итак, мы начинаем! Я приглашаю

команды занять свои места. Наш конкурс будет оценивать компетентное

жюри (оглашается имя, отчество руководителя ДОУ).

Первое задание разминка (логика, память, мышление).

Найди лишнее слово:

– Бублик, кастрюля, чашка, половник…..(бублик)

– Сардельки, ложка, вилка, нож….. (ложка)

– Кастрюля, сковорода, молоко, чашка…..(сковорода)

– Чайник, молочник, чашка, сапоги…….(сапоги)

– Кофейник, конфета, блюдце, супница…..(супница).

И снова время жюри настало, ставить оценки традицией стало. Жюри

выставляет оценки и комментирует конкурс.

Продолжаем КВН. Второй конкурс:

Минус-плюс, огонь-вода, дерзкий-осторожный. Все антонимы всегда

(Вопросы задаются поочередно одной и другой команде).

– Сахар сладкий, а перец…….

– Дорога широкая, а тропинка…….

– Пластилин мягкий, а камень…..

– Чай горячий, а мороженое…..

– Кисель густой, а морс…..

– Заяц бежит быстро, а черепаха ползет…..

– Днем светло, а ночью…..

– Крокодил Гена добрый, а Шапокляк……

И снова время жюри настало, ставить оценки традицией стало. Жюри

выставляет оценки и комментирует конкурс.

Третий конкурс:

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно,

чтоб было все понятно. Поэтому следующее задание «Кто кого

переговорит». (Задача – вспомнить скороговорку, быстро и четко ее

– От топота копыт пыль по полю летит.

– Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.

– Проворонила ворона вороненка.

– Тридцать три вагона в ряд тараторят тарахтят.

– Около кола бьют в колокола.

– Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

И снова время жюри настало, ставить оценки традицией стало. Жюри

Читайте также:
Звук (Н) - конспект занятия

выставляет оценки и комментирует конкурс.

Четвертый конкурс:

«Конкурс Знаек»: он состоит из 4 заданий.

– Первое задание: выбери с подноса картинки со звуком «К». Родители

ищут звук «К» в середине слова (ПОЛКА, ИГОЛКА, ЩУКА), а дети в

начале слова (КОРАБЛЬ, КАСТРЮЛЯ, КОШКА). Затем капитан называет

игрока, который рассказывает, почему он собрал именно эти предметы.

Например: «Кастрюля, в этом слове звук «К» находится в начале слова».

– Второе задание: «Угадай зашифрованное слово». Называют слово по

звукам, а команды угадывают. Родителям слово «КОЗА», а детям «ВАЗА».

– Третье задание: «Шифровальщики» (звуковой анализ слова) «Кружочки

разложи» и команду мудрецов обгони!

Помним, что согласные твердые, обозначаются, синим кружочком, а

мягкие согласные зеленым. Гласные звуки красным кружочком.

Каждая команда из кружочков составляет слова. Дети слово – «ЩУКА», а

– Четвертое задание: «Угадай слово по первым звукам слов».

Выставляются картинки сначала для первой команды, а потом для второй.

«Умники»: слово КНИГА- кирпичи, нитки, игла, гусь, автобус.

«Мудрецы»: слово ЧАЙНИК- чайка, арбуз, йод, нитки, иголка, ключ.

И снова время жюри настало, ставить оценки традицией стало. Жюри

выставляет оценки и комментирует конкурс.

Пятый конкурс «Доскажи словечко»:

Это задание начинаем с родителей.

– Есть одна игра для вас:

Я прочту стихи сейчас,

Я начну, а вы старайтесь, нужные словечки дружно хором добавляйте!

И осенью зеленый весь,

стоит густой сосновый…….(лес)

Если солнце припекает

Или мочит дождь газон,

Это нас не испугает,

Нас с тобой укроет ……(зонт)

По реке, по воде, облаков караван,

Это стелется белый, осенний ……(туман)

Чтобы было нам тепло,

Есть у туч осенних серых

Свой сердитый вождь,

Целый день пускает стрелы – серебристый…….(дождь)

Такому чуду каждый рад

Нам дарит осень……(листопад)

И снова время жюри настало, ставить оценки традицией стало. Жюри

выставляет оценки и комментирует конкурс.

Шестой конкурс «Собери картинку»:

Каждой команде дается картинка разрезанная на 6 частей, кто быстрее

соберет, в той команде капитан поднимает руку.

И снова время жюри настало, ставить оценки традицией стало. Жюри

выставляет оценки и комментирует конкурс.

Седьмой конкурс «Найди отгадку»:

Он бывает по утрам и вечерам, из-за него ничего не видно

впереди. Когда он идет не переставая, становится грустно на

душе и мокро на улице (Дождь).

Это очень красиво и торжественно, деревья сбрасывают свой

золотой наряд (Листопад).

Он может шептать, свистеть, бушевать, злиться, подталкивать

прохожих в спину, срывать листву с деревьев (Ветер).

Он похож на снежные иголочки, которыми украшены ветки

Она плывет по небу темная, угрожающая, а потом вдруг

расплачется горькими слезами (Туча).

И снова время жюри настало, ставить оценки традицией стало. Жюри

выставляет оценки и комментирует конкурс.

Восьмой конкурс «Узнай слово»:

– Вызываются сначала дети 6 человек, логопед каждому на ушко говорит

по 1 звуку, затем дети произносят эти звуки по очереди и узнают слово:

Затем родители 6 человек произносят слово «Д_Р_У_Ж_Б_А».

И снова время жюри настало, ставить оценки традицией стало. Жюри

выставляет оценки и комментирует конкурс.

А пока жюри совещается и подводит итоги, кто бы ни оказался впереди, мы с

уверенностью можем сказать: сегодня победила дружба, смекалка и

Мы надеемся на новые турниры, игры и встречи! Все молодцы! Спасибо!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: