Логопедические технологии

Современные логопедические технологии

Мелихова Ирина Валерьевна
Современные логопедические технологии

Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.

В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня.

В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.

В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

•Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

•Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

•Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

•Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

•Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

•Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням,было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство, логос – учение.

В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н. М. ,Шеховцова Т. С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам:

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:

• нейропсихологические технологии,

• различные виды логопедического массажа,

• дыхательный тренажёр Фролова,

• различные модели и символы,

• активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,

• БОС технологии

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

– Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

– Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

– Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

Читайте также:
Сказки о Веселом Язычке

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения,уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем,что:

– Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.

– Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

– Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

– Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

– Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

2. Мокрый, холодный

3. Капает, стучит, льётся

4. Я не люблю дождь

2. Белый, пушистый

3. Скачет, прячется, боится

4. Я жалею зайца.

5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно,что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

понятиями: слово – предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак,

• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

• согласовывать слова в предложении,

• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.Могут быть использованы такие варианты работы как:

– составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

– коррекция и совершенствование готового синквейна;

– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

– Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Таким образом, технология «Дидактический синквейн»гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Читайте также:
Презентация Детёныши домашних животных

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки — СПб. : Издательство «Лань», 1999.— 112 с. http://pedlib.ru/Books/3/0454/3_0454-1.shtml

2. Т. Ю. Бардышева. Е. Н. Моносова. Логопедический занятия в детском саду. 2-я младшая группа.

3. Андреева С. Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003. – с. 76-84 http://pedlib.ru/Books/2/0033/2_0033-1.shtml

4. Э. М. Курицына. Л. А. Тараева Игры на развитие речи.

5. Алябьева Е. А. Логоритмическиеупражнения без музыкального сопровождения: Метод. Пособие М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. http://pedlib.ru/Books/6/0431/6_0431-1.shtm

6. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников – М. : АСТ, 2008. – 60 с. – (Родничок) (Программа обучения в детском саду) http://pedlib.ru/Books/5/0194/5_0194-1.shtml

7. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников

– М. :АСТ: Астрель, 2007. – 61 с. – (Родничок) http://pedlib.ru/Books/5/0195/5_0195-1.shtml

8. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. Пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Сердце отдаю детям).

9. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ. ред. Г. В. Чиркиной М. : Айрис-пресс, 2005

10. Лурия А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1979, 320 с.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер – класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Игра «Логопедические кубики» Оборудование: пять кубиков с шестью разными сторонами Цель игры: закрепить умение составлять звуковые и слоговые схемы слов Ход игры. Первый.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно – ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Логопедические игры на кухне Все мы знаем, что большую часть своего времени мамы, после работы проводят на кухне, и совсем мало времени остаётся на то что бы провести.

Логопедические игры ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ Игра «Весёлая рыбалка». Цель: учить детей дифференцировать звуки по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости, по.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог – психолог Руденко Н. Н. ,.

Технологии в работе логопеда

Речь – это одна из важнейших психических функций человека, её развитие происходит с ранних лет ребенка и является важнейшей составляющей его успешного обучения в школе и социализации.

Различные речевые нарушения прямым образом сказываются на личности ребенка, его поведении, ведь любой дефект может стать причиной того, что малыш просто замкнется в себе, либо вовсе перестанет говорить. В связи с этим современная логопедия использует традиционные и нетрадиционные способы, а также продолжает создавать новые способы развития, обучения и коррекции речевых нарушений у детей разных возрастов и уровня развития.

Использование логопедических технологий в коррекции речевых дефектов

На сегодняшний день существуют различные технологии в работе логопеда, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка и коррекции имеющихся нарушений.

Логопедические технологии – это совокупность различных упражнений и приемов, которые реализуются в определенной последовательности и ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых дефектов.

Технологии можно условно разделить на 2 группы – традиционные и инновационные. К традиционным относятсяследующие технологии:

  • логопедического обследования.
  • коррекции звукопроизношения;
  • постановки речевого дыхания при различных отклонениях в произношении;
  • коррекции голоса при разных нарушениях произносительной стороны речи;
  • постановки интонации и темпа речи;
  • постановки ритмики речи;
  • развития лексико-грамматической стороны речи;
  • логопедического массажа.

Логопедическое обследование

Данная технология используется на начальном этапе логопедической коррекции. Ее основная цель – выявление речевого дефекта, степени нарушения, а также определение приемов и методов коррекции.

Логопед в ДОУ проводит работу по следующим направлениям:

  • определение особенностей речевого развития ребенка;
  • выявление негативных тенденций в развитии, включая психические процессы;
  • выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;
  • прогнозирование использования тех или иных методов коррекции;
  • формирование коррекционной программы и плана;
  • анализ возможных итогов логопедического воздействия.

Коррекция звукопроизношения

Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно. Работа реализуется в следующей последовательности:

  • Подготовительный этап. Работа предполагает подготовку речезвукового и речеслухового анализаторов к дальнейшему коррекционному воздействию, правильному восприятию звуков и постановке правильного произношения.
  • Формирование первичных произносительных навыков и умений. Используются различные упражнения, направленные на формирование правильного произношения отдельных звуков, а также доведения этого процесса до автоматизма в повседневной речи. Иными словами, проводится постановка, автоматизация и дифференциация звука.
  • Формирование коммуникативных навыков. Использование различных методик, которые направлены на формирование навыков применения конкретного звука в речи, а также умение строить нормальные коммуникативные связи.
Читайте также:
Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

Постановка речевого дыхания

При различных нарушениях произносительной стороны речи используются различные способы постановки правильного дыхания.

Заикание

При заикании в дошкольном возрасте формирование диафрагмально-реберного дыхания нужно проводить в положении лежа – так мышцы тела будут расслаблены, а диафрагмальное дыхание будет устанавливаться автоматически.

При заикании выделяют следующие этапы формирования речевого дыхания:

  • Первый этап. Включает в себя постановку диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот.
  • Второй этап. Предполагает формирование длительного фонационного выдоха.
  • Третий этап. Включает в себя формирование речевого вдоха.

Дизартрия

Формирование речевого дыхании при дизартрии включает в себя 2 этапа – общие дыхательные упражнения, а также проведение речевой дыхательной гимнастики.

Проведение речевой дыхательной гимнастики предполагает соблюдение нескольких правил:

Важно дозировать нагрузку, чтобы не допустить переутомления малыша.

Нужно следить, чтобы ребенок занимал правильную позу, не напрягал шею и плечи.

  • Важно концентрировать его внимание на ощущениях от движений межреберных мышц, а также мышц нижней части живота.
  • Все дыхательные движения нужно делать не спеша, под музыку или счет.
  • Помещение, где проводятся упражнения, должно хорошо проветриваться. Дыхательную гимнастику следует проводить до приема пищи.

Коррекция голоса

При ринолалии выделяются следующие задачи работы по коррекции голоса (по И.И. Ермаковой):

  • Нормализация тембра.
  • Развитие голосовых данных.
  • Восстановление двигательной функции гортани;
  • Восстановление навыков правильного голосоведения.

Развитие интонационной стороны речи (при заикании)

Нормализация интонационной стороны речи при заикании предполагает решение следующих задач:

  • Развитие навыка интонационного оформления фраз (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).
  • Нормализация речевого паузирования.
  • Формирование навыка интонационного разделения и выделения логических центров фраз и синтагм.

Развитие интонационной стороны речи (при ринолалии)

В работу по развитии интонационной стороны речи входят различные упражнения:

  • по выработке речевого дыхания;
  • по постановке гласных;
  • по самомассажу и массажу;
  • по подготовке артикуляционных органов к постановке согласных звуков;
  • по формированию речевого слуха;
  • по развитию голоса;
  • знакомство с такими понятиями, как ударение и знаки препинания;
  • автоматизация произношения гласных в различных фонетических позициях.

Коррекция темпо-ритмической стороны речи (при заикании)

Проводятся работы по развитию мелкой, общей, а также артикуляционной моторики. Также развивается чувство ритма и темпа.

Работа включает в себя:

  • Развитие общего представления о темпе.
  • Формирование восприятия разного темпа речи.
  • Развитие навыков воспроизводить разный темп речи (вместе с логопедом, отраженно за логопедом, самостоятельное воспроизведение фразы).

Логопедический массаж

Логопедический массаж представляет собой процедуру механического воздействия на мышцы периферического речевого аппарата, что помогает нормализовать мышечный тонус. Это важные подготовительные мероприятия перед выполнением сложных действий, необходимых при артикуляции звуков.

У логопедического массажа есть ряд плюсов:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • отсутствие болевых ощущений;
  • положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • улучшение функционирования сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • увеличение амплитуды движения артикуляционных органов и т.д.

Современные технологии в работе логопеда ДОУ

В логопедии продолжается поиск эффективных методик, которые бы оказались полезны при коррекции различных речевых нарушений. Есть ряд приемов и способов, которые можно назвать нетрадиционными, но они уже показали свою эффективность на практике.

Можно выделить следующие инновационные метода работы логопеда:

  • арт-терапия;
  • телесноориентированные техники;
  • пальчиковая гимнастика;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Арт-терапия

Арт-терапия – это совокупность методик, которые построены на основе применения различных видов искусства. Они эффективно снимают нервно-психическое напряжение, поэтому процесс логопедической коррекции проходит намного более эффективно.
В арт-терапию входят:

  • музыкотерапия;
  • логоритмика;
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • песочная терапия.

Музыкотерапия

Музыка улучшает тонус коры головного мозга, а также вызывает положительные эмоции у ребенка. У него формируется навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • ритмические движения под музыку;
  • пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение;
  • игру на музыкальных инструментах.

Логоритмика

Данная логопедическая технология представляет собой комплекс речедвигательных, музыкально-речевых и музыкально-двигательных упражнений.

В ходе занятий у детей развивается выносливость, равновесие и ловкость. Они учатся быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Происходит формирование красивой осанки и укрепление мышц.

Сказкотерапия

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

  • создание коммуникативной направленности каждого слова ребенка;
  • улучшение лексико-грамматической и звуковой стороны речи;
  • формирование в ребенке умения вести монолог и диалог;
  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • создание благоприятной атмосферы, приобщение ребенку к прошлому и настоящему русской культуры.

Мнемотехника

Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания информации. На словосочетание или слова нужно придумывать картинки, которые бы их обозначали. В результате весь текст выглядит как определенная схема, смотря на которую ребенок может воспроизвести загадку, стихотворение или скороговорку.

Читайте также:
Занятие по развитию речи 'В гости к гномам'

Такие приемы очень важны для детей дошкольного возраста, т.к. их мыслительные задачи решаются, как правило, с помощью внешних средств, т.е. они намного лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух.

Песочная терапия

Песочная терапия развивает эмоционально-волевую сферу, а также способствует коррекции речевых нарушений.

Варианты возможных игр:

  • создание отпечатков ладоней, кулаков;
  • скольжение ладонями по песку;
  • сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • рисование узоров на песке;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения этих предметов.

Телесно-ориентированные техники

Двигательная система ребенка напрямую связана с развитием его психических функций. Есть разные виды методик:

  • Дыхательные упражнения. Тренируют самоконтроль, улучшают ритмику организма. Занятия проводятся на улице, либо в хорошо проветриваемом помещении.
  • Упражнения на релаксацию. Позволяют ребенку расслабиться, побыть наедине со своими мыслями.
  • Растяжка. Представляет собой комплекс упражнений, которые связаны с расслаблением и напряжением разных частей тела. Помогает при гипо- и гипертонусе мышц.

Пальчиковая гимнастика

Когда ребенок занимается и при этом ритмично двигает пальцами, то у его активируются речевые центры головного мозга.

Пальчиковые игры тренируют память, потому что ребенку приходится запоминать последовательность движений. Гимнастика положительно влияет на состояние самих пальцев, поэтому малышу будет гораздо проще при обучении письму.

Современные логопедические технологии

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

Логопедический массаж

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

  • ручной (классический);
  • аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
  • точечный (воздействие на биологически активные точки);
  • самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

  • короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
  • ринолалия;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • нарушения голоса;
  • алалия;
  • дисграфия;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • заикание невротической природы;
  • отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • простота и безболезненность;
  • положительное влияние на нервную и мышечную систему;
  • повышение эластичности мышечных волокон;
  • улучшение функции сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

  • вирусные заболевания;
  • стоматиты, гингивиты;
  • конъюнктивиты;
  • кожные болезни.

Телесноориентированные техники

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

  1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.
  2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.
  1. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.
  2. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

  • поочередное использование теплового и холодового факторов;
  • сначала гипотермия, потом гипертермия;
  • только гипертермия;
  • только гипотермия.
  • повышенное слюноотделение;
  • синкинезии;
  • артикуляционные апраксии;
  • некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

  • эпилепсия;
  • ОРВИ;
  • заболевания ЛОР-органов;
  • холодовая аллергия.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.

  • ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;
  • строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;
  • ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;
  • ходить со сменой ведущих;
  • равномерное сужение и расширение круга.
Читайте также:
Дидактические игры в работе логопеда и воспитателей

Песочная терапия

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

  1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
  2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
  3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

  • чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
  • песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
  • миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
  • вода.

Варианты игр:

  • создание отпечатков кулачков, ладоней;
  • поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
  • рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.
  • работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
  • активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
  • снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
  • совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие моторики рук.
  • кожные болезни;
  • повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);
  • наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;
  • повышенная тревожность ребенка.

Мнемотехника

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.

Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

  • расширение словарного запаса;
  • появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;
  • увеличение знаний об окружающем мире.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

  1. Медитативная.
  2. Психотерапевтическая.
  3. Психокоррекционная.
  4. Психологическая.
  5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • эффективная игровая мотивация детской речи;
  • усовершенствование звуковой речи;
  • усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
  • создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.
  • рисование сказок;
  • создание кукол;
  • рассказывание и сочинительство.

Логоритмика

Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.

  • танцы, пение;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • сочетание пения и дыхательных упражнений;
  • игры со звукоподражанием;
  • чистоговорки;
  • пение и ходьба в разных направлениях.

Логоритмика необходима в следующих случаях:

  • в период интенсивного формирования речи;
  • дизартрии;
  • недостаточно развитая моторика и координация движений;
  • чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;
  • заикание.

Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Музыкотерапия

Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний.

  • слушание музыки;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • элементы театрализации;
  • музыкорисование.

Результаты музыкальной терапии:

  • нормализация эмоционального состояния;
  • выработка навыков использования голоса;
  • устранение страхов речевых и двигательных расстройств;
  • развитие чувства ритма, самостоятельности, активности;
  • стимуляция слухового восприятия;
  • воспроизведение музыкальных образов.

Изотерапия

Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Есть несколько вариантов занятий:

  • рисование на манной крупе;
  • пальцевая живопись;
  • кляксография.

Цветотерапия

Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.

Педагог строит работу следующим образом:

  • дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации;
  • обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков.
  • осознавание особых цветовых пристрастий;
  • повышение чувствительности и восприимчивости;
  • расширение и углубление восприятия цветовой гаммы;
  • расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами;
  • возрастание интереса к познавательной деятельности.
Читайте также:
Организация досуговой деятельности детей с речевыми нарушениями

Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.

Логопедические технологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и практическое значение логопедических технологий

Логопедическая технология – это комплекс различных упражнений, реализуемых в определенной последовательности и ориентированных на устранение или сглаживание разнообразных дефектов речи ребенка.

Современная логопедия ищет новые способы коррекции речевых дефектов ребенка и создания условий для обучения и развития детей разных возрастных групп и разного уровня развития.

Как правило, логопедия занимается коррекцией речевых дефектов детей, имеющих особые образовательные потребности. При этом, речевой дефект может быть, как первичным отклонением, так и вторичным, являющемся следствием иного нарушения функционирования детского организма.

Развитие речи имеет важное значение для нормального обучения и развития ребенка, его социального становления, самореализации и самоутверждения. Если ребенок не владеет полноценной речью, то у него могут возникнуть трудности, как в обучении, так и в построении коммуникативных связей со сверстниками, а это, в свою очередь, ведет к развитию психических проблем, дисгармонии, эмоциональным нарушениям. Поэтому, логопедия играет важную роль не только в речевом развитии ребенка, но в его общем эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии.

Современная логопедия богата огромным разнообразием как традиционных, так и нетрадиционных технологий. Их использование в логопедической практике способствует:

  • Повышению внимания, улучшению восприятия и памяти.
  • Повышению обучаемости.
  • Развитию навыков видения, слышания и рассуждения.
  • Устранению проблем поведения и борьба с психологическими трудностями.
  • Улучшению моторных функций организма.
  • Активизации речевой активности.
  • Снятию эмоционального напряжения.
  • Формированию навыков правильного и осмысленного чтения.
  • Развитию социальной адаптации и ее укреплению.

Готовые работы на аналогичную тему

Речевая функция является важнейшей психической функцией организма. Она способствует активизации познавательной деятельности, развивает мышление и логику.

Логопедия, как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое определяется социальной сущностью языка, речи, взаимосвязью речевого развития и мышления.

Традиционные и нетрадиционные технологии логопедии

Все технологии, используемые в коррекционной логопедической практике, можно подразделить на две группы:

Традиционные технологии. Сюда относятся логопедические технологии, применяемые в коррекции речевых дефектов с момента становления дефектологии и логопедии. К ним относятся: технология логопедического обследования, технология коррекции звукопроизношения, технология постановки речевого дыхания при разных отклонениях в произношении, технология коррекции голосового произношения, технология постановки интонации и темпа речи, технология постановки ритмики речи, технология формирования лексико-грамматической стороны речи, технология проведения логопедического массажа.

Рисунок 1. Традиционные технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Современные технологии. Они относятся к нетрадиционным методикам коррекционного воздействия на речь. К ним относится: гидромассаж и гидрогимнастика, технология нейропсихологической направленности, кинезиотерапия или коррекция речи двигательными упражнениями, Суджок-терапия или коррекция речевых дефектов, посредством применения семян, фитотерапия или лечения чаями и травами, дыхательная гимнастика, разнородный массаж, иглоукалывание, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, лечение песком, камнями, куклами, сказками, технология использования моделей и символов.

Рисунок 2. Современные технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Современное общество активно использует разнообразные мультимедийные средства и технологии в различных направлениях деятельности. Логопедия не исключение. Любые логопедические технологии могут быть дополнены мультимедийными средствами.

Технология логопедического обследования

Данная технология используется на начальном этапе логопедической коррекции, когда требуется выявить речевой дефект, степень его развития и определить коррекционные приемы и методы логопедического воздействия.

Применение данной технологии ориентировано на выбор конкретных путей коррекционной работы с конкретным ребенком, исходя из имеющихся у него речевых нарушений и степени их тяжести.

Логопед реализует свою работу по следующим направлениям:

  1. Определяет особенности речевого развития ребенка.
  2. Определяет сложности и негативные тенденции, как в речевом развитии, так и психических процессах.
  3. Определяет изменения в речи и возможность их коррекции.
  4. Делает прогнозы эффективности применения тех или иных методов и приемов.
  5. Формирует коррекционную программу, планирует работу и прогнозирует ее итоги.
  6. Анализирует свою исследовательскую работу, вносит в нее поправки, акцентирует внимание на отдельных аспектах речевого развития ребенка.
  7. Составляет перечень вариантов коррекционного воздействия, ориентированного на устранение или сглаживание, выявленного речевого дефекта.

Технология коррекции звукопроизношения

Устранение неправильного речевого произношения предполагает поэтапную логопедическую терапию. Она реализуется в следующей последовательности:

  1. Подготовительная работа. Она состоит в подготовке речезвукового и речеслухового анализаторов к коррекционному воздействию, верному восприятию звуков и постановке правильного произношения.
  2. Постановка звука и его автоматизация. Логопед применяет упражнения, ориентированные на правильное произношение конкретного звука и доведение верности его произношения в обычной речи до автоматизма. Кроме того, здесь же, реализуется формирование навыков различения смешанных звуков и их верного произношения, а также правильного использования в речи.
  3. Формирование коммуникативных навыков. Происходит применение разных методик и технологий, ориентированных на формирование навыков использования конкретного звука в речи, умения строить успешные коммуникативные связи.
Читайте также:
Игровые упражнения по автоматизации звука С

Логопедические технологии

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Использование логопедических технологий в коррекции речевых дефектов.

Бесплатные занятия с логопедом

Речь – это одна из важнейших психических функций человека, её развитие происходит с ранних лет ребенка и является важнейшей составляющей его успешного обучения в школе и социализации.

Различные речевые нарушения прямым образом сказываются на личности ребенка, его поведении, ведь любой дефект может стать причиной того, что малыш просто замкнется в себе, либо вовсе перестанет говорить. В связи с этим современная логопедия использует традиционные и нетрадиционные способы, а также продолжает создавать новые способы развития, обучения и коррекции речевых нарушений у детей разных возрастов и уровня развития.

Использование логопедических технологий в коррекции речевых дефектов

На сегодняшний день существуют различные технологии в работе логопеда, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка и коррекции имеющихся нарушений.

Логопедические технологии – это совокупность различных упражнений и приемов, которые реализуются в определенной последовательности и ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых дефектов.

Технологии можно условно разделить на 2 группы – традиционные и инновационные. К традиционным относятсяследующие технологии:

  • логопедического обследования.
  • коррекции звукопроизношения;
  • постановки речевого дыхания при различных отклонениях в произношении;
  • коррекции голоса при разных нарушениях произносительной стороны речи;
  • постановки интонации и темпа речи;
  • постановки ритмики речи;
  • развития лексико-грамматической стороны речи;
  • логопедического массажа.

Логопедическое обследование

Данная технология используется на начальном этапе логопедической коррекции. Ее основная цель – выявление речевого дефекта, степени нарушения, а также определение приемов и методов коррекции.

Логопед в ДОУ проводит работу по следующим направлениям:

  • определение особенностей речевого развития ребенка;
  • выявление негативных тенденций в развитии, включая психические процессы;
  • выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;
  • прогнозирование использования тех или иных методов коррекции;
  • формирование коррекционной программы и плана;
  • анализ возможных итогов логопедического воздействия.

Коррекция звукопроизношения

Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно. Работа реализуется в следующей последовательности:

  • Подготовительный этап. Работа предполагает подготовку речезвукового и речеслухового анализаторов к дальнейшему коррекционному воздействию, правильному восприятию звуков и постановке правильного произношения.
  • Формирование первичных произносительных навыков и умений. Используются различные упражнения, направленные на формирование правильного произношения отдельных звуков, а также доведения этого процесса до автоматизма в повседневной речи. Иными словами, проводится постановка, автоматизация и дифференциация звука.
  • Формирование коммуникативных навыков. Использование различных методик, которые направлены на формирование навыков применения конкретного звука в речи, а также умение строить нормальные коммуникативные связи.

Постановка речевого дыхания

При различных нарушениях произносительной стороны речи используются различные способы постановки правильного дыхания.

Заикание

При заикании в дошкольном возрасте формирование диафрагмально-реберного дыхания нужно проводить в положении лежа – так мышцы тела будут расслаблены, а диафрагмальное дыхание будет устанавливаться автоматически.

При заикании выделяют следующие этапы формирования речевого дыхания:

  • Первый этап. Включает в себя постановку диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот.
  • Второй этап. Предполагает формирование длительного фонационного выдоха.
  • Третий этап. Включает в себя формирование речевого вдоха.

Дизартрия

Формирование речевого дыхании при дизартрии включает в себя 2 этапа – общие дыхательные упражнения, а также проведение речевой дыхательной гимнастики.

Проведение речевой дыхательной гимнастики предполагает соблюдение нескольких правил:

Важно дозировать нагрузку, чтобы не допустить переутомления малыша.

Нужно следить, чтобы ребенок занимал правильную позу, не напрягал шею и плечи.

  • Важно концентрировать его внимание на ощущениях от движений межреберных мышц, а также мышц нижней части живота.
  • Все дыхательные движения нужно делать не спеша, под музыку или счет.
  • Помещение, где проводятся упражнения, должно хорошо проветриваться. Дыхательную гимнастику следует проводить до приема пищи.

Коррекция голоса

При ринолалии выделяются следующие задачи работы по коррекции голоса (по И.И. Ермаковой):

  • Нормализация тембра.
  • Развитие голосовых данных.
  • Восстановление двигательной функции гортани;
  • Восстановление навыков правильного голосоведения.

Развитие интонационной стороны речи (при заикании)

Нормализация интонационной стороны речи при заикании предполагает решение следующих задач:

  • Развитие навыка интонационного оформления фраз (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).
  • Нормализация речевого паузирования.
  • Формирование навыка интонационного разделения и выделения логических центров фраз и синтагм.

Развитие интонационной стороны речи (при ринолалии)

В работу по развитии интонационной стороны речи входят различные упражнения:

  • по выработке речевого дыхания;
  • по постановке гласных;
  • по самомассажу и массажу;
  • по подготовке артикуляционных органов к постановке согласных звуков;
  • по формированию речевого слуха;
  • по развитию голоса;
  • знакомство с такими понятиями, как ударение и знаки препинания;
  • автоматизация произношения гласных в различных фонетических позициях.
Читайте также:
Карточки-задания на дифференциацию парных согласных

Коррекция темпо-ритмической стороны речи (при заикании)

Проводятся работы по развитию мелкой, общей, а также артикуляционной моторики. Также развивается чувство ритма и темпа.

Работа включает в себя:

  • Развитие общего представления о темпе.
  • Формирование восприятия разного темпа речи.
  • Развитие навыков воспроизводить разный темп речи (вместе с логопедом, отраженно за логопедом, самостоятельное воспроизведение фразы).

Логопедический массаж

Логопедический массаж представляет собой процедуру механического воздействия на мышцы периферического речевого аппарата, что помогает нормализовать мышечный тонус. Это важные подготовительные мероприятия перед выполнением сложных действий, необходимых при артикуляции звуков.

У логопедического массажа есть ряд плюсов:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • отсутствие болевых ощущений;
  • положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • улучшение функционирования сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • увеличение амплитуды движения артикуляционных органов и т.д.

Современные технологии в работе логопеда ДОУ

В логопедии продолжается поиск эффективных методик, которые бы оказались полезны при коррекции различных речевых нарушений. Есть ряд приемов и способов, которые можно назвать нетрадиционными, но они уже показали свою эффективность на практике.

Можно выделить следующие инновационные метода работы логопеда:

  • арт-терапия;
  • телесноориентированные техники;
  • пальчиковая гимнастика;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Арт-терапия

Арт-терапия – это совокупность методик, которые построены на основе применения различных видов искусства. Они эффективно снимают нервно-психическое напряжение, поэтому процесс логопедической коррекции проходит намного более эффективно.
В арт-терапию входят:

  • музыкотерапия;
  • логоритмика;
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • песочная терапия.

Музыкотерапия

Музыка улучшает тонус коры головного мозга, а также вызывает положительные эмоции у ребенка. У него формируется навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • ритмические движения под музыку;
  • пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение;
  • игру на музыкальных инструментах.

Логоритмика

Данная логопедическая технология представляет собой комплекс речедвигательных, музыкально-речевых и музыкально-двигательных упражнений.

В ходе занятий у детей развивается выносливость, равновесие и ловкость. Они учатся быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Происходит формирование красивой осанки и укрепление мышц.

Сказкотерапия

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

  • создание коммуникативной направленности каждого слова ребенка;
  • улучшение лексико-грамматической и звуковой стороны речи;
  • формирование в ребенке умения вести монолог и диалог;
  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • создание благоприятной атмосферы, приобщение ребенку к прошлому и настоящему русской культуры.

Мнемотехника

Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания информации. На словосочетание или слова нужно придумывать картинки, которые бы их обозначали. В результате весь текст выглядит как определенная схема, смотря на которую ребенок может воспроизвести загадку, стихотворение или скороговорку.

Такие приемы очень важны для детей дошкольного возраста, т.к. их мыслительные задачи решаются, как правило, с помощью внешних средств, т.е. они намного лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух.

Песочная терапия

Песочная терапия развивает эмоционально-волевую сферу, а также способствует коррекции речевых нарушений.

Варианты возможных игр:

  • создание отпечатков ладоней, кулаков;
  • скольжение ладонями по песку;
  • сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • рисование узоров на песке;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения этих предметов.

Телесно-ориентированные техники

Двигательная система ребенка напрямую связана с развитием его психических функций. Есть разные виды методик:

  • Дыхательные упражнения. Тренируют самоконтроль, улучшают ритмику организма. Занятия проводятся на улице, либо в хорошо проветриваемом помещении.
  • Упражнения на релаксацию. Позволяют ребенку расслабиться, побыть наедине со своими мыслями.
  • Растяжка. Представляет собой комплекс упражнений, которые связаны с расслаблением и напряжением разных частей тела. Помогает при гипо- и гипертонусе мышц.

Пальчиковая гимнастика

Когда ребенок занимается и при этом ритмично двигает пальцами, то у его активируются речевые центры головного мозга.

Пальчиковые игры тренируют память, потому что ребенку приходится запоминать последовательность движений. Гимнастика положительно влияет на состояние самих пальцев, поэтому малышу будет гораздо проще при обучении письму.

Нарушение звуко-слогового и слого-ритмического анализа и синтеза слова у больных с эфферентной моторной афазией и методы его преодоления

В статье описаны специфические трудности, встречающиеся в устной и письменной речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней и легкой степени выраженности, представлены методы логопедической работы по устранению этих нарушений.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении премоторных (заднелобных) отделов коры головного мозга доминантного по речи полушария.

В структуре речевого дефекта при эфферентной моторной афазии отмечается:

  • нарушение произносительной стороны речи,
  • связного высказывания,
  • внутренней речи,
  • письма,
  • чтения,
  • в меньшей степени – понимания.

Центральным механизмом данной формы афазии является патологическая инертность речедвигательных актов, центральным дефектом – нарушение артикуляторных переключений.

У больных с эфферентной моторной афазией нарушается кинетическая организация речи, что проявляется в нарушении плавности, ритмичности произношения, трудностях звуко-слоговых переключений внутри слова. Речь сопровождается персеверациями, запинками, пропусками и перестановками звуков и слогов. Часто отмечается скандированное, послоговое произнесение слов и фраз, нарушение ударения, бедность интонирования.

Подобные изменения отмечаются и в письменной речи: нарушается звуко-слоговой состав слов при чтении и буквенно-слоговая структура слов при их написании под диктовку и «от себя».

Читайте также:
Карточки-задания на дифференциацию парных согласных

Наиболее частыми ошибками на письме являются пропуски букв, слогов, изменение порядка букв и слогов, персевераторные добавления элементов слова.

Наибольшие трудности звуко-слогового анализа и синтеза вызывают слова со стечениями согласных, слова из 3-4-х и более слогов.

Следует отметить, что малочастотные слова сложной структуры, очевидно, ввиду их редкой употребляемости и низким уровнем автоматизации, относятся к категории наиболее сложных для пациентов с эфферентной моторной афазией.

В комплексе логопедических мероприятий на индивидуальных и групповых занятиях с такими больными используются упражнения на восстановление и развитие звуко-слогового, слого-ритмического анализа и синтеза слова как в устной речи,так и на письме. Такие упражнения, выполняемые устно и письменно под контролем логопеда с привлечением внешних опор (картинок, схем и др.) и самостоятельного зрительного контроля пациента, способствуют преодолению специфических ошибок в речи пациента.

Лексический материал подбирается по принципу «от простого к сложному» с учетом индивидуальных особенностей пациентов, их преморбидного уровня, возраста, профессиональных и личностных интересов.

Чаще встречается моторная афазия легкой степени выраженности. Больные с легкой степенью выраженности афферентной моторной афазии могут, хотя и с искажениями (аграматизмами), произносить достаточно развернутые фразы, разнообразные по логической и синтаксической структуре. Человек, у которого отмечается относительно легкая афферентная моторная афазия, часто произносит предложения, которые состоят только из глаголов и существительных. При легкой степени выраженности афферентной моторной афазии задачами коррекционно-педагогической работы являются преодоление остаточных артикуляторных трудностей при произнесении многосложных слов со стечением согласных.

Методы восстановления звуко-слогового и слого-ритмического анализа и синтеза слова при эфферентной моторной афазии:

  1. Деление слова на слоги. Определение количества слогов в слове.
  2. Определение ударного слога в слове.
  3. Заполнение пропущенных гласных в слове.
  4. Восполнение пропущенного слога в слове.
  5. Составление слов из данных вразбивку слогов.
  6. Ритмизированное чтение слов одинаковой слого-ритмической структуры с привлечением внешних опор (отстукивание, дирижирование).
  7. Подбор слов с идентичной слого-ритмической структурой.
  8. Сравнительный анализ слов, имеющих разную слого-ритмическую структуру.
  9. Деление слов на группы на основе их слого-ритмической близости.
  10. Подбор и разделение на группы рифмующихся слов из данных.
  11. Самостоятельный подбор к заданным словам рифмующихся слов.
  12. Самостоятельный подбор слов заданной звуко-слоговой структуры с опорой на графическую схему слова.
  13. Исправление ошибок в словах с измененным порядком букв.
  14. Восполнение пропущенных согласных букв в односложных и двусложных словах с одним стечением согласных в слове (стол, книга, фартук и т.п.).
  15. Восполнение пропущенных согласных букв в их стечениях в сложных словах ( форточка, кастрюля, программа, упражнение и т.п.) .
  16. Исправление ошибок в словах с измененным порядком слогов.
  17. Дополнение слога до слова с опорой на графическую схему.
  18. Дополнение слога различными вариантами звукосочетаний и слогов до слов без опоры на графическую схему (море, молоко, мост, мороженое, Москва).
  19. Подбор и написание слов, имеющих в своем составе одинаковые слоги в разных позициях (ро: ро-за, до-ро-га, мет-ро; вет: вет-ка, кре-вет-ка, при-вет).
  20. Отстукивание ритма слова (с выделением количества слогов и ударного слога).
  21. Отстукивание ритма простой фразы (с выделением логического ударения).
  22. Чтение стихов с привлечением внешних опор (дирижирование, отстукивание ритма).
  23. Письмо под диктовку слов различной звуко-слоговой структуры с проговариванием их вслух по слогам.
  24. Автоматизация слов сложной звуко-слоговой структуры в предложении и тексте (чтение, письмо, повторение фразы, самостоятельное составление фразы).
  25. Написание названий к картинкам , ответов на вопросы кроссворда словами сложной звуко-слоговой структуры, отрабатываемыми на занятиях.

Данные методы являются не единственным, а одним из основных направлений работы по восстановлению речи у больных с эфферентной моторной афазией средней и легкой степени выраженности в комплексе восстановительных логопедический мероприятий. Некоторые из них могут быть применены также в логопедической работе при дизартрии с целью преодоления произносительных и просодических нарушений.

Титова Анна Владимировна, логопед,
Московский научно-практический центр медицинской реабилитации,
восстановительной и спортивной медицины.

  1. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.
  3. Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия. – М.,2001.

Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией

В статье предлагается схема реализации одного из методов восстановления речи у больных с эфферентной моторной афазией. Представлен практический материал.

«Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией».

Эфферентная моторная афазия – это системное нарушение речи, которое выражается в полной или частичной ее потере, обусловленное поражением вторичных полей коры нижних отделов премоторной зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга.

Центральным механизмом этой формы афазии является нарушение возможности быстро и плавно переключаться с одного звена артикулируемой речи к последующему из-за патологической инертности артикуляторных актов. Это выражается в том, что больной, хорошо произносящий отдельный звук, не может перейти к последующему, в результате персеверирует прежний звук, либо дает контаминацию предшествующего звука с нужным.

Читайте также:
Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

У пациентов наблюдаются дефекты артикуляции слов: литеральные парафазии, пропуски, перестановки звуков, персевераторные добавления лишних звуков, антиципации. При повторении слов сложных по звуковому составу и слоговой структуре отмечается послоговое произнесение (водопровод – за – да – га – вод), часто — сокращение слоговой структуры.

Поэтому одним из приемов восстановления речи при эфферентной моторной афазии является ритмико–мелодический прием, который «работает» на восстановление звуко–ритмической структуры слова.

Он заключается в том, что подбираются группы слов с одинаковой слого–ритмической структурой (примеры слов в приложении). В каждой группе выделяются подгруппы (5 –7 слов) одинаковой модели (с похожими гласными, количеством слогов, одинаковым ударным слогом) и записаны на диктофон.

Работа начинается со слов с простой звуко-слоговой структурой (односложные слова, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге и т.д.).

Работа с каждой подгруппой слов рассчитана на несколько занятий.

1 занятие. Прослушивание слов.

Прослушивание слов с «прохлопыванием».

Сопряженное проговаривание слов с «прохлопыванием».

Составление слов из букв разрезной азбуки, запись их в тетрадь.

Заканчивание фраз с жестким контекстом этими словами.

2 занятие. Сопряженное чтение отрабатываемых слов с «прохлопыванием».

Самостоятельное чтение ( по возможности ) отрабатываемых слов с

Деление написанных слов на слоги, списывание этих слов по слогам.

Сопряженное проговаривание слов с выделением ударного слога.

3 занятие. Проговаривание отработанных слов с выделением ударного слога.

Заполнение пропущенных букв и слогов в этих словах.

Запись отработанных слов под диктовку.

Составление с этими словами словосочетаний.

Параллельно необходимо проводить работу по сопряженно–отраженному проговариванию фраз бытового содержания, также записанных на диктофон, которые проговариваются также с «прохлопыванием»; прочитываются, используются в диалогах.

Такой способ предъявления материала позволяет больному проговаривать речевой материал в домашних условиях как можно чаще, самостоятельно, без помощи логопеда, без визуальной опоры на артикуляторный рисунок слов, при необходимости дает возможность постоянно возвращаться к началу пройденного материала.

В процессе такой работы отмечались улучшения в состоянии речевой функции пациентов: расширялся активный словарь больных, в спонтанной речи появлялись отдельные фразы бытового содержания, примитивные по логической структуре. Больные более уверенно начинали участвовать в диалоге, хотя ответы чаще всего оставались односложными. В отработанных словах и некоторых новых, схожих с ними по звуко-слоговой структуре, значительно сокращалось количество ошибок.

Положительные изменения отмечались и в письме: отработанные слова больные достаточно легко составлял из букв, заполняли пропуски в этих словах, прочитывали их вслух, записывали их под диктовку, хотя при этом и отмечались литеральные парафазии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Односложные слова.

МАК СОК ВОТ ЛУК МИР ЛЕС

БАК НОС РОТ СУК ПИР ВЕЩЬ

ЛАК ДОМ ПОТ БУК МИЛ ДЕНЬ

РАК СОМ БОР ДУШ МЫЛ ЩЕЛЬ

ТАЗ ЛОМ КОМ ГУСЬ ТИР СЕМЬ

2. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге.

ЛАПА МУХА ДЫНЯ КОЖА

МАМА ДУМА ДЫРА ЛОЖА

ВАЗА ЛУЖА ЛИПА МОДА

ПАПА ЛУПА ШИНА РОЩА

РАНА ТУЧА ПИЩА СОНЯ

МАША СУША ПИЛА НОТА

КАША ШУБА ЛИСА СОДА

3. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге.

САМА РУКА ДЕПО ЗИМА

НОГА МУКА ПЕРО ЛИСА

КОЗА КУМА СЕЛО ПИЛА

ВОДА ДУГА КУПЕ ДИТЯ

ГОРА ЛУНА ПЮРЕ ЖЕНА

ЗАРЯ ГУБА ТИРЕ ЦЕНА

4. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на первом слоге.

УГОЛ ЗАПАХ ГОЛОД БЕРЕГ

УЖАС ЗАПАД ГОЛОС ВЕНИК

УЗЕЛ САХАР ВОРОТ ВЕТЕР

УЛЕЙ ПАЛЕЦ ГОРОД ВЕЧЕР

УЖИН ТАНЕЦ КОЛОС СЕВЕР

5. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на втором слоге.

ОРЕЛ УГОН ВАГОН БАГАЖ

ОВЕС УБОР БАТОН БАЗАР

ОСЕЛ УЗОР ЗАБОР БАРАН

ОТЕЦ УРОК НАРОД БАНАН

ОРЕХ УТЕС ФАСОН ГАРАЖ

6. Двухсложные слова со стечением в середине слова с ударением на первом, на втором слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

7. Трехсложные слова из открытых слогов с ударением на первом, на втором, на третьем слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

КУРИЦА МАШИНА ПОЛОСА

МУЗЫКА КАБИНА БОРОДА

РОДИНА МАЛИНА ГОЛОВА

РОЩИЦА ДОЛИНА ХОЛОДА

ЛУЖИЦА ЛАВИНА ДУХОТА

В дальнейшем звуко-слоговая структура слов усложняется.

  • Цветкова Л.С. «Нейропсихологическая реабилитация больных», 1985.
  • Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии», 2005 г.
  • Шкловский В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии», 2000 г.

Сулимова Наталья Юрьевна,
логопед-нейродефектолог
отделения «Стационар на дому».
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
г. Москва

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: