Логопедические перчатки

Игра по речевому развитию “Логопедические перчатки”
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Игра по речевому развитию “Логопедические перчатки”

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskie_perchatki.docx 328.56 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: автоматизация звука в слогах.

Задачи: расширять и активизировать словарь, развивать фонематический слух; развивать внимание; развивать логическое мышление; развивать мелкую моторику (учить соотносить речь с движениями пальцев).

На обычные перчатки на каждый наклеены (на липучки)буквы:
на указательный – А, на средний – О, на безымянный – У, на мизинец – Ы. На большом пальце буквы меняются в зависимости от изучаемого звука. Так же использую большой палец без буквы просто со смешной рожицей, когда ребёнок ещё не знает согласных букв или идёт автоматизация звука в стечении согласных. На изображении согласных букв синяя и зелёная шапочки, обозначающие твёрдый или мягкий звуки. Данное пособие помогает мне не только сэкономить время занятия за счёт совмещения пальчиковой гимнастики с проговариванием слогов, но и сделать его интересным и весёлым.

Пальчиковая гимнастика с использованием «Логопедических перчаток»

Упражнение 1. «Пальчики здороваются». Соединяем поочерёдно каждый палец с большим пальцем правой руки: ра-ро-ру-ры, затем левой руки: ра-ро-ру-ры, затем обе руки вместе: ра-ро-ру-ры. То же с закрытыми слогами: ар-ор-ур-ыр.

Упражнение 2. «Ручки здороваются». Соединяем руки запястьями, теперь пальцы правой руки касаются большого пальца левой руки и наоборот: ра-ро-ру-ры. Упражнение можно усложнить, меняя слоги местами: ро-ры-ра-ру.

Упражнение 3. «Играем на пианино». Руки запястьями упираются на стол, на большие пальцы крепим буквы Э: ра-ро-ру-ры-рэ. Поочерёдно, обеими руками вместе, по заданию логопеда. Букву Р наклеиваю на середину ладони.

Упражнение 4. «Ромашка закрывается». Теперь пальчики поочерёдно «кланяются»: ар-ор-ур-ыр-эр.

Упражнение 5. «Ромашка открывается». Пальчики поочерёдно «встают» с ладошки: ра-ро-ру-ры-рэ. Варьирую слогами и руками по мере усвоения ребёнком упражнений. Для развития фонематического слуха, развития внимания и координации движений, чередую слоги: ра-ра-ро, ру-ры-ры и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальчиковые игры ,музыкально – речевые. двигательно – речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально – певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти.

пальчиковые игры ,музыкально – речевые. двигательно – речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально – певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти.

пальчиковые игры, музыкально – речевые. двигательно – речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.

В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально – певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Игры с Речевичком» по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Очень часто, особенно, у детей с нарушением речи, возникают затруднения при образовании притяжательных прилагательных. Представляю Вашему вниманию конспект НОД, целью которого является – формировать у.

«РЕЧЕВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ». СПОРТИВНО-РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП.

laquo;РЕЧЕВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ». СПОРТИВНО-РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП.

Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР

Консультация для педагогов.

“Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно – речевые упражнения как средство развития музыкальности детей”.

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Логопедический массаж языка ребенка

Для исправления нарушений речи используются различные методики, которые чаще всего применяются в комплексе. Одним из таких методов является логопедический массаж языка, который предполагает механическое воздействие на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

В комплексе с другими техниками проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию, научив ребенка правильно выговаривать сложные для произношения звуки. Его может делать не только логопед, но и родители в домашних условиях при соответствующей подготовке.

Основные показания к проведению

Сейчас у многих детей выявляются различные недостатки речи, которые важно устранять именно в дошкольный период. Если этого не делать, то ребенок подойдет к школе неподготовленным, его речевые дефекты будут мешать ему не только в изучении школьной программы, но и в полноценном общении со сверстниками. Это в свою очередь чревато развитием у ребенка комплексов, он становится замкнутым и застенчивым, при этом такие дети часто становятся жертвой буллинга из-за своих речевых недостатков.

Чтобы этого избежать, важно своевременно начинать коррекцию нарушений речи. В данном случае, логопедический массаж способствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения.

Логопедический массаж может быть стимулирующим и расслабляющим. Существует несколько показаний для массажа:

  • Гипертонус (повышенный тонус) языка и жевательных мышц.
  • Различные нарушения голоса. Ребенок устает во время разговора, разговаривает слишком тихо, жалуется на болевые ощущения во время разговора, чувствует «ком» в горле и т.д.
  • Нарушение жевательной и глотательной функции.
  • Заикание. Детям с этим нарушением свойственно повторение слогов в слове, либо они не могут произнести слово до конца, зацикливаясь на какой-нибудь одной его части.
  • Миофункциональные нарушения, приводящие к нарушению прикуса.
  • При наличии короткой уздечки языка с целью ее безоперационного растяжения.
  • Дизартрия. Представляет собой нарушение произносительной стороны речи, которое вызвано недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии наблюдается ограниченная подвижность языка и других артикуляционных органов.
  • Повышенное слюноотделение. Данное нарушение объясняется слабостью круговой мышцы рта.

Какой эффект дает логопедический массаж языка

Логопедический массаж языка представляет собой определенный набор техник, которые направлены на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Он влияет на трофику мышц, на состояние иннервации языка. В процессе массажа задействуются не только мышцы языка, но и функционально связанные с этим органом области: губные, щечные, подъязычная и подбородочная область и т.д.

Логопедический массаж в комплексе с другими техниками позволяет справиться со следующими задачами:

  • помощь в правильной постановке звуков;
  • стимуляция процесса формирования речи;
  • улучшение звучания голоса и состояния голосовых связок;
  • косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь;
  • нормализация затруднённого дыхания;
  • формирование правильного диафрагмального дыхания;
  • повышения контроля ребёнка над движениями своих лицевых мышц, языка;
  • нормализация тонуса мышц речевого аппарата, лицевых мышц;
  • коррекция таких нарушений речи, как заикание, дизартрия, ринолалия и др.;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • стимуляция кинестетических ощущений;
  • понижение гипертонуса при спастичности, параличе мышц речевого аппарата, гиперкинезе, синкенизии (расслабляющий эффект массажа);
  • повышение тонуса мышц с недостаточной сократительной способностью (для возникновения нужного напряжения при звукопроизношении);
  • снижение слюноотделения;
  • уменьшение психологического дискомфорта и эмоциональных зажимов.

Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.

Противопоказания к проведению процедуры

Важно знать, что есть определенные противопоказания к проведению логопедического массажа. Как правило, они носят временный характер. К основным противопоказаниям относятся:

  • инфекционные и вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
  • герпесные и гнойничковые высыпания на лице и/или в ротовой полости;
  • повышенная температура;
  • болезни ротовой полости (стоматит, гингивит);
  • увеличенные лимфоузлы;
  • болезни крови и капилляров;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • онкологические заболевания;
  • эпилепсия;
  • гиперчувствительность;
  • ангина (в острой фазе и в течение 10 дней после выздоровления).

Особенности проведения

Логопедический массаж эффективен, но только при условии, что его выполняет квалифицированный логопед. Возможно проведение элементов логопедического массажа родителями ребенка дома, но только после консультации со специалистом, которые должен объяснить все тонкости этого процесса.

Перед началом процедуры исследуется состояние мимических и артикуляторных мышц, общей и мелкой моторики. Важно определить, в каком состоянии находятся мышцы: пассивны, напряжены, есть ли подергивания, асимметрия в работе мышц. На основании проведенного обследования подбирается соответствующий комплекс массажных техник и логопедических упражнений.

Продолжительность первых сеансов должна составлять порядка 5 минут. Затем время сеанса постепенно увеличивается. В случае серьезных проблем с развитием речевого аппарата, продолжительность первых сеансов составляет порядка 1-2 минут. Продолжительность нужно увеличивать постепенно, чтобы не вызвать негативной реакции на занятияу ребенка.

Важно понимать, что логопедический массаж эффективен только комплексно, т.е. с одновременной медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся речевых нарушений.

Каким бывает логопедический массаж языка

Язык – самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков, поэтому проведение логопедического массажа при дизартрии и других речевых нарушениях является важной составляющей коррекции. Специалисты используют различные методики, которые мы рассмотрим подробнее.

Ручной массаж

Массаж языка подушечками пальцев позволяет проработать все группы мышц. Занятия позволяют снять повышенный тонус артикуляционных и мимических мышц.

ВАЖНО: Занятия проводятся только чистыми руками.

Есть несколько эффективных упражнений для языка:

  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краев от центра до середины (количество повторений – 5-7 раз).
  • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцем горизонтально (5-7 раз).
  • Постукивание высунутого языка, его боковых краев (от центра до середины).
  • Далее можно делать спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка.
  • Легкие пощипывания кончика языка.
  • Захват языка двумя пальцами, прокручивание его по и против часовой стрелки.

Массаж зубной щеткой

Для данного вида массажа используют чистую зубную щетку, которая предназначена только для данной процедуры, т.е. не используется для чистки зубов. За счет своих ворсинок она хорошо разминает язык. Плюс в том, что массаж зубной щеткой можно проводить самостоятельно дома.

Последовательность действий примерно следующая:

  • Под язык нужно подложить сложенный бинт или бумажную салфетку – это необходимо для сбора слюны, которая будет активно выделяться в течение занятий. По мере намокания их нужно менять.
  • Перед выполнением процедуры нужно сказать ребенку, чтобы он расслабил язык настолько, насколько он может.
  • Сначала выполнятся круговые разминающие движения по спинке языка. Нажим несильный.
  • Далее выполняем поглаживания по всей площади языка. Движения должны быть прерывистыми, как во время чистки зубов.
  • Далее ребенок должен напрячь язык и приподнять его к нёбу. Массируем нижнюю часть языка и ямку под ней.

Во время выполнения упражнений нужно следить за состоянием ребенка, чтобы не вызвать у него рвотный рефлекс.

Массаж с помощью ложек

Используются обычные столовые приборы, но важным условием является чистота рук и самих предметов. Для этих целей подойдут 2 чайные ложки.

  1. Поглаживание висков выпуклой стороной ложки (по часовой стрелке).
  2. Поглаживание глазных впадин округлой стороной прибора. Ложку ведут вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза. Возвращают ложку под глазом.
  3. Щеки поглаживаются выпуклой стороной ложки.
  4. Поглаживание висков спиралевидными движениями выпуклой стороной ложки. В конце движения можно слегка надавить на висок.
  5. Подбородочные и жевательные мышцы разминаются круговыми движениями округлой стороны столового прибора.
  6. Кончиком ложки необходимо «поскрести» по нижней и по верхней губе.

Зондовый массаж

Этот тип логопедического массажа выполняется при помощи специальных зондов, которые разработала Новикова Е. В. – доктор педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 11 инструментов, каждый из которых используется в определенных целях. К примеру, «саночки» предназначены для стимуляции мышц, «топорик» применяется при пониженном и повышенном тонусе мышц.

Точная последовательность действий определяется логопедом-дефектологом. В частности, она зависит от конкретного речевого нарушения и возраста пациента. Стандартная схема выглядит следующим образом:

  • Инструментом в виде шарика нужно водить по всей поверхности языка.
  • «Вилочкой» проводится обкалывание языка. Далее совершаются колебательные и вращательные движения инструментом в разных точках.
  • «Восьмеркой» нужно нажимать на язык в нескольких точках.
  • Также используются «саночки» (всего их 3 – малые, средние и большие). Используются для растягивания уздечки под языком, а также надавливания на орган.
  • «Топориком» скользим по языку, слегка надавливая на него.
  • «Крестовиной» проводится нажим, прокручивание, прижимание языка к корню, возвратное выталкивание языком.
  • «Толкачиком» проводится прокручивание, нажим, в также упражнение «Пружина» с языком (до корня).

Каждое движение следует повторять по 20-30 раз. Курс продолжается порядка 3 недель, повторный – через 1,5 месяца.

Как делать массаж дома

Родители ребенка вполне могут проводить необходимый комплекс массажных упражнений в домашних условиях. Более того, это важное условие коррекции, когда занятия проводятся не только в логопедическом кабинете, но и дома.

Логопедический массаж лучше всего начинать со всего лица, что позволит снять гипертонус и общее напряжение. Поглаживания подушечками пальцев начинаем со лба, постепенно переходя к подбородку. Движения должны быть мягкими, от центра к краям лица.

Далее можно переходить к массажу языка:

  • Берем кончик языка, ведем его вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо.
  • Большим пальцем поглаживаем язык, поддерживая его снизу.
  • Поглаживания снизу и сверху языка средним и большим пальцем.
  • Аккуратно покачиваем язык, слегка постукивая пальцами по нему.
  • Уздечку языка можно слегка массировать движениям вверх-вниз.
  • С помощью чистой зубной щетки проводим поглаживания и другие манипуляции, которые мы описали выше.

Оснащение кабинета логопеда: как купить то, что вам действительно пригодится?

Даже в бюджетных организациях оснащение логопедического кабинета специалистам нередко приходится брать на себя. Но особенно остро этот вопрос стоит при открытии частной практики: выбор оборудования, пособий и материалов огромный, но что из этого действительно пригодится, а на что не стоит тратить деньги? С чего начать, если вы решили оборудовать логопедический кабинет?

Мы составили для вас базовый список — опирайтесь на него.

Общие требования к логопедическому кабинету

Желательно, чтобы он был просторным — тогда будет легче передвигаться во время занятий, хранить инвентарь, проводить физкультминутки и пр.

Рекомендуем купить непрозрачный шкаф для хранения игрушек и пособий, чтобы они не отвлекали детей, с которыми вы будете работать.

Специальная литература

Многие книги можно купить в электронном формате, но мы рекомендуем приобрести минимальный набор литературы в печатном виде: методические пособия, базовые учебники и сборники упражнений и игр. Такие издания очень удобны, особенно для новичков: можно быстро пролистать, подсмотреть, сделать пометки, добавить закладки.

Диагностические логопедические пособия

Кабинет должен быть оснащен стандартизированными материалами для диагностики — обследование, в отличие от коррекционной работы, не предполагает использования подручных средств. Начинающим специалистам советуем купить диагностическое пособие, в которое входит и наглядный материал, и методические рекомендации по проведению обследования.

Обратите внимание: в методических рекомендациях нередко указывают дополнительные инструменты, которые нужно докупить к пособию. Следуйте этим указаниям.

Зеркала

Такое оборудование необходимо учителям-логопедам — ребенок должен видеть свое лицо в процессе артикуляционной гимнастики и постановки звуков.

Вам потребуется набор маленьких зеркал, а также одно большое зеркало. Важно, чтобы большое зеркало можно было закрыть шторкой. Тогда оно не будет отвлекать клиентов.

Логопедические зонды

Актуально, если вы прошли обучение зондовому массажу. Эта методика очень эффективна, но без специального обучения делать массаж зондами нельзя.

Начинающему специалисту достаточно купить пару базовых наборов постановочных зондов, самых востребованных («шарик», «уточка», «рамка» и др.). Остальные зонды докупите позднее, если возникнет необходимость.

Опытные специалисты могут использовать в работе заменители зондов — зубочистки, ложки и пр. В этом случае важно проследить, чтобы оснащение кабинета логопеда включало в себя достаточное количество разнообразных заменителей.

Важный момент: зонды нужно стерилизовать после каждого использования. Нужно купить дезинфицирующие средства для обработки, а еще лучше — включить стерилизатор в список оборудования, необходимого учителю-логопеду.

Наглядные объемные и печатные пособия

Они очень важны, если вы работаете с детьми, особенно с дошкольниками. Рекомендуем для начала купить базовые наглядные материалы, которые пригодятся при коррекции звукопроизношения и расширении словарного запаса: например, предметные карточки по темам «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда» и пр. Чем шире выбор материалов, тем легче вам будет подбирать то, что поможет в занятиях с конкретным ребенком.

Также рекомендуем приобрести пособия, которые позволяют демонстрировать правильную артикуляцию — логопедические профили и объемные пособия (обычно их делают в виде подвижного рта с языком).

Игрушки и развивающие пособия

Начинающим специалистам рекомендуем добавить к оснащению логопедического кабинета универсальные игрушки: куклы, игрушки и виде животных, конструкторы (не тематические), вкладыши, погремушки, пирамидки и пр.

Не покупайте много игрушек! Вместо этого внимательно оценивайте каждую игрушку и думайте, как вы сможете ее использовать на занятиях. Чем больше вариантов применения, тем лучше. Следуя этому совету, вы соберете базовый набор игрушек, которые можно использовать в разных ситуациях, и сэкономите деньги

Спортинвентарь, пособия для развития крупной и мелкой моторики

Рекомендуем купить инвентарь для физкультминуток: мячики, кинезиологические мешочки, мягкие модули (если логопедический кабинет достаточно просторный).

Обратите внимание: более сложное оборудование (утяжелители, балансировочные подушки, инструменты для мозжечковой стимуляции и пр.) имеет смысл покупать, только если вы умеете правильно им пользоваться.

Дополнительные рекомендации

Хорошо, если кабинет оснащен техникой: принтером, музыкальной аппаратурой и видеопроектором. Особенно важен принтер: вы сможете сами печатать материалы для домашних заданий и для работы на занятиях. Это гораздо выгоднее, чем покупать материалы каждый раз, так что в перспективе принтер поможет вам сэкономить и время, и деньги.

Где пройти обучение, чтобы успешно открыть собственный логопедический кабинет?

Если вы хотите работать как частный специалист, обратите внимание на программу повышения квалификации, где эксперты делятся опытом и готовят логопедов к открытию частной практики.

Что такое Зондовый логопедический массаж и зачем он нужен?

Одним из методов, который использует в своей деятельности логопед — зондовый массаж. Эта процедура применяется для:

  • стимуляция речевой моторики;
  • улучшения мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Для проведения массажа используются специальные зонды. С помощью этих инструментов логопед воздействует на губные мышцы и языка, щёк, мягкого нёба с помощью скольжения, надавливания, отодвигания и потирания. Описанные манипуляции с отдельными участками артикуляционного аппарата ведёт к его оздоровлению и восстановлению правильной работы. Но кроме нормализации звукопроизношения зондовый массаж оказывает благотворное воздействие на нервную систему, что дополнительно стимулирует развитие детской речи.

Как и перед любой медицинской процедурой для зондового массажа требуется тщательная логопедическая диагностика, в ходе которой обследуются мимические и жевательные мышцы, входящие в артикуляционную систему, а также губ, щек, языка и мягкого нёба. По результатам обследование определяется место и степень поражения, уточняется время, которое понадобится для лечения. Предварительная диагностика также направлена на определение наиболее эффективной методики массажа для с учётом всех особенностей пациента и его дефекта речи. На срок, который понадобится для устранения недостатков влияют следующие факторы:

  • степени тяжести дефекта;
  • возраста пациента;
  • его индивидуальные особенности.

Следует заметить, что направляет на курсы массажа невролог (детский невролог) после предварительного обследования пациента. А логопед выбирает конкретную технику массажа и его интенсивность.

Что такое логопедические зонды?

Зондовый массаж, как следует из названия, проводится при помощи специальных металлических инструментов. Их не следует путать с зондами по Рау, которые применяется для постановки звуков.

Автор массажного комплекса — Е.В. Новикова, которая получила патент на свою разработку 2000 году.

Набор зондов включает в себя 8 основных и 4 дополнительных зонда с определённым функционалом. Различное виды воздействия зондов на пораженные участки стимулируют чувствительность, улучшают связи между периферическими органами и корой головного мозга.

Инструменты используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Зоны массажа подбираются индивидуально, в зависимости от того, на что жалуется пациент. С помощью зондов можно расслабить мышцы лица и повысить их тонус, избавиться от спазмов. А воздействие на мышцы ведущей руки развивает моторику, помогает в формировании почерка.

С 2000 года технология не стоит на месте, и некоторые специалисты вносили свои улучшения. Например, известные логопеды Т.А. Воробьева и О.И. Крупенчук разработали свой вариант из 9 инструментов.

Специалисты ВИВО КЛИНИК в своей работе используют массажные логопедические зонды всех авторов, подбирая индивидуальные комплекты инструментов, исходя из целей и задач коррекции.

В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?

  • при моторной алалии, когда у ребенка задержка речевого развития и нужен мощный толчок для «запуска» речи. Задача массажа — улучшить поступление сигналов в головной мозг, для развития пораженных отделов. После процедуры пациент начнёт звукоподражать.
  • при дизартрии (расстройства произношения, вызванного нарушением иннервации органов артикуляции), в том числе при ДЦП. Нормализуется тонус мускулатуры, улучшается проводимость нервных импульсов.
  • при заикании, для снижения тонуса мышц артикуляторов.
  • используется при реабилитации утраченных речевых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается произносительный аспект речи, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
  • при гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
  • при нарушении глотания и жевания.
  • при ограниченной подвижности языка, вследствие укорочения подъязычной связки. При легком нарушении массаж улучшит её эластичность. При более выраженном нарушении подъема потребуется хирургическое вмешательство.
  • при ринолалии. Логопедический массаж разгладит рубцы, негативно влияющие на подвижности органов, послеоперационные швы, улучшит работу мышц.

Есть ли противопоказания у зондового массажа?

Противопоказания могут быть временными и абсолютными.

  • высокая температура;
  • плохое самочувствие, общая усталость;
  • тошнота и рвота;
  • повышенное артериальное давление;
  • высыпания на коже;
  • любые инфекционные болезни;
  • ротополостные инфекции, высыпания на слизистой полости рта (стоматит, гингивит);
  • стоматологические проблемы (кариес, пародонтоз и др.);
  • вирусные заболевания, например, герпес.

После исчезновения вышеперечисленных причин возможно выполнение массажного комплекса.

  • все виды эпилепсии (массаж может стать причиной эпилептического припадка).

Если у человека повышенный глоточный рефлекс?

Повышенный глоточный рефлекс не является противопоказанием. Массаж, напротив, постепенно нормализует рефлекторную деятельность, улучшает качество жевания, глотания (делая его более безопасным и произвольно контролируемым), улучшает слюноотделение.

Как проводится массаж?

Сеанс массажа проводится лежа или в любой другой комфортной позе, которая позволит максимально расслабиться. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Логопед выбирает способы воздействия на мышцы в каждом случае индивидуально, после обследования состояния артикуляторного аппарата.

Логопедический массаж специалист проводит только в специальных одноразовых перчатках, медицинском халате и только стерильным инструментом. Всё оборудование подвергается обязательной медицинской стерилизации после каждого занятия.

Как часто проводится массаж?

Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента. Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного. Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов

На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.

Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.

Когда предпочтительнее проводить логопедический зондовый массаж?

Лучше всего натощак, либо через час-полтора после еды.

Какие преимущества и недостатки у зондового логопедического массажа?

  • ускорение постановки звуков;
  • развитие моторных навыков;
  • улучшение работы мышц;
  • повышение тонуса;
  • гиперсаливация;
  • не требуется сложное оборудование и специальные условия для проведения процедуры.

Недостаток, пожалуй, можно выделить только один: зондовый массаж не может применяться как единственное средство борьбы с нарушениями речи. На лечение тяжёлых нарушения речи может уйти 3-4 года и потребуется сочетание различных методов: физио- и медикаментозная терапия, массажи (логопедический и общий), регулярное посещение терапевта и психолога (итогом которых должно стать развитие речи на всех уровнях, выработка мотивации и развитие высших психических функций).

Есть ли еще какие «хитрости» при проведении массажа?

Ребенка знакомят с зондами постепенно, ненасильственно, что также является залогом успеха. Необходимо поощрение ребенка.

Взрослому же пациенту объясняются механизмы воздействия того или иного приема, имеет место рациональная психотерапия, визуализация конечного результата.

Важно знать, что в неумелых руках массаж может быть причиной неприятных ощущений и обратных реакций мышц (повышенный тонус), травмирования уздечки, усиления рвотного рефлекса и т. п. Условием положительного эффекта массажа является индивидуальный выбор техники воздействия на мышцу, что обеспечит специально обученный этому логопед. Так что доверьте его исполнение профессионалам.

В «ВИВО КЛИНИК» предлагается услуга по логопедическому зондовому массажу. Вы можете записаться к специалисту-логопеду на сайте на удобное время. Ждём вас на приёме!

Логопедические перчатки

Пособие «Умная перчатка» делает логопедические занятия более интересными и привлекательными для ребёнка.

Бесплатные занятия с логопедом

Пособие «Умная перчатка» делает логопедические занятия более интересными и привлекательными для ребёнка.

Цель: создание условий для развития экспрессивной речи у детей с ТНР (ОНР I, II, III уровня речевого развития, дизартрия, алалия) с помощью взаимодействия пальцев рук и языка.

Оборудование: пособие представлено в виде перчатки, на подушках пальцев пришиты липучки, множество картинок с липучками для игр.

Формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Значительные трудности в овладении устной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико — фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.

Взаимовлияние речевого и моторного развития широко используется в логопедической практике. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем соседние зоны коры больших полушарий, отвечающие за речь. Сочетание в логопедических упражнениях речи и движений пальцев рук способствует более эффективному развитию компонентов языковой системы.

Приемы практической деятельности

Игры по развитию фонематического восприятия

Задача: различение звуков по высоте, силе, тембру.

Игра 1. «Три медведя» (Приложение 1)

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя».

Ребенок надевает на левую руку перчатку и подбирает картинки. На большой палец прикрепляет картинку с изображением Михайло Ивановича (у него низкий голос), на указательный палец прикрепляет картинку с изображением Настасьи Петровны (у нее голос средней высоты), на средний палец прикрепляет картинку с изображением Мишутки (у него высокий голос).

Если ребенок не говорит, то можно обозначить, как же подает голос медведь – «Э».

Сначала взрослый произносит звук «Э» низко, ребенок на слух определяет персонаж сказки, затем загибает палец. Потом самостоятельно одновременно произносит звук «Э» низко и загибает палец.

Так дальше продолжается игра с остальными персонажами сказки.

Ребенок может менять персонажей сказки местами, может посчитать или показать на каком пальце находится Мишутка.

Таким образом, ребенок учится различать звуки по высоте звучания, не только смотря на картинку, но и подкрепляя это движением пальцев рук.

Игра 2. «Далеко, близко». (Приложение 2)

На столе разложены картинки животных и птиц. Взрослый предлагает ребенку определить, кто и как подает голос.

Сначала взрослый произносит «мяу» (если ребенок не говорит, он просто находит картинку с изображением кота и прикрепляет на палец), затем ребенок находит соответствующую картинку, прикрепляет ее на палец и одновременно проговаривает и загибает палец. Так игра продолжается, пока ребенок не прикрепит всех на перчатку.

Затем ребенок называет или показывает только животных или только птиц, при этом загибая пальцы.

Далее взрослый и ребенок представляют, что животные находятся очень далеко от них, поэтому надо подать голос громко «мяу», «му», «бее», загибая и удерживая пальцы внизу (сразу можно посчитать, сколько же животных так далеко), а вот птицы наоборот очень близко, поэтому надо подать голос тихо «га га», «кря», загибая и удерживая пальцы внизу (сразу можно посчитать, сколько птиц близко).

Таким образом, ребенок звукоподражает животному или птице, учится различать голоса по силе. Перчатка помогает ребенку точно определить количество животных или птиц, не путаясь, кто же далеко, а кто близко. Лучше помогает запомнить кто как подает голос.

Игра 3. «Угадай звук» (Приложение 3)

На столе перед ребенком лежат картинки с изображением символов гласных звуков (А,О,У,И,Ы,Э).

Педагог воспроизводит один гласный звук, ребенок на слух по артикуляции определяет какой звук произнес педагог, выбирает нужную картинку и прикрепляет на палец (одновременно произносит звук и загибает палец).

Также педагог играет с другими звуками.

Далее игра усложняется, ребенок определяет звук только по артикуляции педагога, воспроизводит его с одновременным загибанием пальца.

Так как гласные звуки по артикуляции сложные, предлагаем ребенку пропевать звук и медленно загибать палец (Ааааааааааа). Когда пропеты все звуки, можно предложить ребенку петь быстро или медленно. Воспроизвести быстро звук (У) и также быстро загнуть палец, потом медленно произнести этот же звук (Уууууууу) и медленно загнуть палец.

Игра усложняется. Педагог предлагает ребенку определить по артикуляции два звука (А, И) и прикрепить на перчатку в той же последовательности (если ребенок говорит, то можно проговорить первый звук (А), второй (И)). Далее ребенок определяет три, четыре, пять звуков, пропевает их с одновременным загибанием пальцев. В этой игре можно предложить ребенку определить звуки по артикуляции и воспроизвести их быстро или медленно, смотря как, их будет показывать педагог.

Игры проводятся в индивидуальном порядке и требуют столько времени, сколько необходимо ребенку.

Список литературы:

  1. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника [Текст]: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2005. – 32 с.
  2. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа).- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 704с.
  3. Скворцова, И. В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. – 208с.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Современные логопедические технологии

Автор: Груздева Ирина Алексеевна,

учитель логопед город Чебоксары

Оригинал: скачать.

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

Логопедический массаж

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

§ ручной (классический);
§ аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
§ точечный (воздействие на биологически активные точки);
§ самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

§ короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
§ ринолалия;
§ непроизвольное слюноотделение;
§ нарушения голоса;
§ алалия;
§ дисграфия;
§ нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
§ заикание невротической природы;
§ отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

§ возможность выполнения в домашних условиях;
§ простота и безболезненность;
§ положительное влияние на нервную и мышечную систему;
§ повышение эластичности мышечных волокон;
§ улучшение функции сосудов;
§ нормализация речевого дыхания;
§ снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
§ увеличение амплитуды артикуляционных движений.

§ вирусные заболевания;
§ стоматиты, гингивиты;
§ конъюнктивиты;
§ кожные болезни.

Телесноориентированные техники

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.

2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.

3. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.

4. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

§ поочередное использование теплового и холодового факторов;
§ сначала гипотермия, потом гипертермия;
§ только гипертермия;
§ только гипотермия.

§ повышенное слюноотделение;
§ синкинезии;
§ артикуляционные апраксии;
§ некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

§ эпилепсия;
§ ОРВИ;
§ заболевания ЛОР-органов;
§ холодовая аллергия.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.

§ ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;
§ строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;
§ ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;
§ ходить со сменой ведущих;
§ равномерное сужение и расширение круга.

Песочная терапия

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

§ чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
§ песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
§ миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
§ вода.

§ создание отпечатков кулачков, ладоней;
§ поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
§ скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
§ рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
§ закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.

§ работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
§ активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
§ снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
§ совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
§ развитие моторики рук.

§ кожные болезни;
§ повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);
§ наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;
§ повышенная тревожность ребенка.

Мнемотехника

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.

Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

§ расширение словарного запаса;
§ появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;
§ увеличение знаний об окружающем мире.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

1. Медитативная.
2. Психотерапевтическая.
3. Психокоррекционная.
4. Психологическая.
5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

§ взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
§ эффективная игровая мотивация детской речи;
§ усовершенствование звуковой речи;
§ усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
§ создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.

§ рисование сказок;
§ создание кукол;
§ рассказывание и сочинительство.

Логоритмика

Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.

§ танцы, пение;
§ игры на музыкальных инструментах;
§ сочетание пения и дыхательных упражнений;
§ игры со звукоподражанием;
§ чистоговорки;
§ пение и ходьба в разных направлениях.

Логоритмика необходима в следующих случаях:

§ в период интенсивного формирования речи;
§ дизартрии;
§ недостаточно развитая моторика и координация движений;
§ чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;
§ заикание.

Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Музыкотерапия

Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний.

§ слушание музыки;
§ пение;
§ игра на музыкальных инструментах;
§ элементы театрализации;
§ музыкорисование.

Результаты музыкальной терапии:

§ нормализация эмоционального состояния;
§ выработка навыков использования голоса;
§ устранение страхов речевых и двигательных расстройств;
§ развитие чувства ритма, самостоятельности, активности;
§ стимуляция слухового восприятия;
§ воспроизведение музыкальных образов.

Изотерапия

Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Есть несколько вариантов занятий:

§ рисование на манной крупе;
§ пальцевая живопись;
§ кляксография.

Цветотерапия

Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.

Педагог строит работу следующим образом:

§ дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации;
§ обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков.

§ осознавание особых цветовых пристрастий;
§ повышение чувствительности и восприимчивости;
§ расширение и углубление восприятия цветовой гаммы;
§ расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами;
§ возрастание интереса к познавательной деятельности.

Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.

Современные технологии в логопедии: чему учиться?

Речевые патологии крайне разнообразны. Для их эффективного выявления и коррекции необходимо постоянно осваивать и включать в работу новые подходы, инструменты. В этой статье мы познакомим вас с современными технологиями, которым можно обучиться на дистанционных* курсах АНО «НИИДПО» для логопедов.

Что относят к логопедическим технологиям? Какими они бывают?

Как и любая образовательная технология, логопедическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые гарантируют успешное достижение поставленных целей.

Логопед использует в своей практике разнообразные технологии. К базовым относятся технологии логопедического обследования, коррекции звукопроизношения и голоса, формирования речевого дыхания, развития просодических компонентов, лексико-грамматической стороны, связности речи. Кроме того, специалисты очень часто прибегают к второстепенным технологиям. Они помогают преодолеть речевые нарушения, возникшие на фоне других заболеваний и отклонений в развитии у взрослых и детей. К таким технологиям относят кинезиотерапию, сенсорно-интегративную терапию, Су-Джок-терапию, фитотерапию, ароматерапию, литотерапию, музыкотерапию, куклотерапию, сказкотерапию, песочную терапию и т. д.

Какими технологиями должен владеть логопед, чтобы эффективно работать с клиентами? Как обучиться их применению?

Для успешной работы специалисту нужно освоить все традиционные логопедические технологии, а также входящие в них техники: артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, логопедический массаж, логоритмику, мультимедийные технологии, мнемотехнику, игротерапию. Освоение нетрадиционных технологий расширяет возможности логопеда, помогает ему находить подход к сложным пациентам.

Рассмотрим цели и специфику технологий современной логопедии и программы повышения квалификации, на которых вы сможете овладеть ими.

Технологии логопедического обследования

Логопедическое обследование нацелено на выявление нарушений в речевой сфере с определением возможностей обучения, путей и средств коррекционно-развивающей работы. Обследуя пациента, специалист должен в кратчайший срок установить с ним контакт, с помощью игровых и коррекционных технологий понять причины и характер речевых дефектов, выбрать направления работы для устранения или компенсации нарушения.

С технологиями диагностики речевых нарушений вас познакомит программа «Технологии логопедического обследования детей с нарушениями речи. Формулировка логопедического заключения», рассчитанная на 2 месяца. Вы узнаете о теоретических основах логопедического обследования, получите методические рекомендации по его проведению. Вас научат обследовать пациентов с различными нарушениями устной и письменной речи, в том числе с заиканием, дизартрией, ринолалией.

Технологии коррекции звукопроизношения

Цель коррекции звукопроизношения – выработать определенный артикуляционный уклад, сформировать целенаправленную воздушную струю, научить ребенка переключаться с одной артикуляционной позы на другую (например, при постановке звуков [Ц], [Й]). Для этого используют специальные комплексы статических и динамических упражнений, а также массажные техники.

Современная логопедия предлагает целый ряд технологий коррекции звукопроизношения, среди которых наиболее популярны:

  • Артикуляционная гимнастика – упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, вырабатывают определенный артикуляционный уклад для вызывания звуков, обучают быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Методические приемы гимнастики выбирают индивидуально с учетом речевого нарушения. Например, при дислалии, когда грубых моторных нарушений нет, состояние мышечного тонуса органов артикуляции нормальное, но у ребенка не сформированы некоторые артикуляционные движения, работа ведется произвольно и осознанно, она направлена на формирование новых речевых укладов. При дизартрии артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки, шпателя, зонда), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в активную. При ринолалии работа строится с учетом индивидуальной реакции клиента, а также особенностей строения артикуляционного аппарата до и после уранопластики, в зависимости от влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование. Артикуляционная гимнастика менее эффективна при афазии и алалии.
  • Дыхательная гимнастика – упражнение на формирование правильного речевого дыхания. Популярностью у логопедов пользуются методика Стрельниковой, дыхательный тренажер Фролова.
  • Логомассаж – механическое воздействие на артикуляционные органы для улучшения мышечного тонуса, создания положительных кинестезий, необходимых для нормализации произносительной стороны речи. При использовании логопедического массажа нормативное произношение звуков в ряде случаев формируется спонтанно. Если пациент имеет выраженную неврологическую симптоматику, массаж нередко позволяет добиться положительного эффекта даже без использования других методов логокоррекции. Существуют различные схемы проведения логомассажа. Наиболее популярными считаются массаж Дьяковой Е. А. и зондовый массаж Новиковой Е. В.

У нас вы можете пройти обучение по программе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых», которая познакомит вас сразу с двумя технологиями коррекции звукопроизношения, их использованием в коррекции различных речевых патологий (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии, дислалии, нарушениях дикции и т. д.).

Логопедическая ритмика

Логоритмика – это технология логопедической работы, в которой сочетаются двигательные и речевые упражнений на основе стихотворного или музыкального ритма. Она помогает преодолевать речевой дефект через тренировку и развитие чувства ритма, общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.

Логоритмика способствует развитию и речевых и неречевых процессов, компенсирует недостатки онтогенеза. Технологию применят для развития крупной и мелкой моторики, координации движений, их пространственной организации, нормализации мышечного тонуса, развития чувства темпа и ритма, всех видов памяти, внимания, музыкального, звукового, речевого слуха. С помощью логоритмики можно расширять словарь, отрабатывать грамматические темы, автоматизировать произношение звуков, развивать фонематическое восприятие. Также технология содействует эстетическому воспитанию детей, учит эмоциональной отзывчивости, развивает художественный вкус.

Для знакомства с логоритмикой наши эксперты-практики разработали программу «Логопедическая ритмика в коррекции речевых нарушений и развитии мелкой моторики детей и взрослых» объемом 144 часа. Поступив на нее, вы узнаете о теоретических основах использования технологии, о ее применении в развитии мелкой моторики, коррекции заикания, алалии, афазии, фонетико-фонематических нарушений.

ИКТ в работе логопеда

Использование информационно-компьютерных технологий – один из приоритетов современной логопедии. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение ИКТ должно улучшить качество и ускорить процесс обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний.

Использование ИКТ на занятиях помогает логопеду добиться нескольких целей:

  • включение в работу всех анализаторных систем;
  • развитие элементов наглядно-образного и теоретического мышления;
  • активное пополнение словарного запаса;
  • повышение интереса детей к занятию за счет доступной подачи материала, использования движений, звука, мультипликации;
  • повышение эффективности усвоения материала, развитие памяти, воображения;
  • побуждение к поисковой исследовательской деятельности.

ИКТ повышают динамику занятия, обеспечивают наглядность подачи материала. Например, дети гораздо быстрее поймут, как выполнять упражнение артикуляционной гимнастики или логоритмики, если будут повторять его за любимыми мультипликационными героями.

О включении информационных технологий в логопедическую работу вам расскажут на программе «Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». Вы познакомитесь с геймификацией логопедических занятий, использованием интерактивной доски, smart-стола и других инструментов, узнаете, как применять электронные образовательные ресурсы при работе с дошкольниками.

Чем больше технологий современной логопедии в арсенале специалиста, тем проще ему находить подход даже к самым сложным клиентам, добиваться результатов в профилактике, диагностике, коррекции речевых нарушений. Не упускайте возможности повышать квалификацию и получать новые знания и навыки. Тем более, сегодня это можно делать в дистанционной* форме без отрыва от работы и личных дел.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Читайте также:
Как помочь детям с нарушением письма и чтения - семинар-практикум для учителей начальных классов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: