Классификация логопедических ошибок у учеников младших классов общеобразовательной школы
Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтение и письме. Например, пропускать буквы: чсы-часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно и т.п.
К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать это, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Ошибки в чтении и письме могут быть единственной проблемой ребенка, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью-бедным словарем, нарушением грамматического строя, несформированностью логико-грамматических отношений. В этом случае невозможность дать развернутый грамотный устный ответ ведет к неуспеваемости ребенка по так называемым устным предметам. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание прочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач. Словом, к середине II класса ребенок уже может стойко отставать по всем предметам.
Многоразовые переписывание плохо выполненных заданий, ежедневные тренировочные диктанты на дополнительных занятиях лишь умножают неудачи ребенка, вызывая в нем неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом. Ребенок – логопат нуждается в квалифицированной помощи логопеда, в специальных коррекционных заданиях, подобранных с учетом конкретных нарушений работы речевых и неречевых центров, обеспечивающих речевую деятельность.
Поговорим о том, на что необходимо обратить внимание учителю для своевременного выявления детей с дисграфией. Чаще всего нарушения письменной речи выявляются у детей с теми или иными недостатками устной речи. Иногда к началу обучения в школе эти недостатки уже скорректированы, но при письме проявляются в различных специфических ошибках. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них:
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии – это акустическая дисграфия
Проявляются в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных ( «писмо», »лубит», «лижа») Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например о-у (туча-«точа»), е-и (лес-«лис»)
Смешение букв, когда пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву, может быть вызвано также нестойкостью соотнесения звука и буквы, когда еще не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы.
Перед тем как перейти к следующему типу ошибок, хочется заметить, что даже в таком неполном анализе представлено множество ошибок из тех, которыми пестрят тетради неуспевающих школьников. У всех этих ошибок один источник – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение восприятия, анализа и синтеза звуков речи и несоотнесение звука и соответствующей буквы.
В программе II класса предусмотрен раздел «Звуко-буквенный анализ», изучение которого помогло бы многим школьникам. К сожалению, этот раздел, трудный для многих детей, учителями воспринимается как второстепенный, и они стараются быстрее «Проскочить» трудную для детей тему. В результате к III классу дети уже не в состоянии объяснить, чем отличается звук от буквы, глухой согласный от звонкого, а гласный от согласного звука. Стойкое неумение слышать и выделять звуки в потоке речи, соотносить их с буквами и как следствие многочисленные «глупые» ошибки в тетрадях – вот плата за игнорирование важности навыков звуко-буквенного анализа слова. Следующий тип ошибок обычно называют аграмматизмами.
Аграмматическая дисграфия
Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфогических, синтаксических обобщений. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропускать членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Все рассмотренные выше ошибки связаны с недостаточным развитием устной речи ребенка. Но нарушения письменной речи – это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, кроме речевого развития, и ряд важных не речевых функций, особенно двигательные функции руки и слухомоторную координацию. Задержка или искаженное развитие этих функций так же приводят к возникновению специфических ошибок в письменной речи младших школьников.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляться в заменах и скажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пронстранстве (в-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м).
К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а так же при органических поражениях мозга.
Смешение букв по кинетическому сходству
Кинетическое сходство имеют следующие буквы русского языка:
о-а б-д в-д и-у л-м и-ш н-ю а-д р-н н-п р-п р-г в-б П-Т У-Ч в-с Г-Р Н-К В-Д ч-ъ |
Важную и, к сожалению, отрицательную роль играет в этом неправомерное методическое требование безотрывного письма с самых первых недель обучения. Графических упражнений для отработки поэлементного написания букв предлагается мало, и времени, отведенного для этих упражнений, явно недостаточно. Таким образом, не вырабатывается умение остановиться до совершения ошибки, поправиться в процессе письма. С переходом на стадию связного письма убыстряется темп и увеличивается объем письменных работ, что соответственно вызывает и рост количества смешений букв. И хотя подобные ошибки не вызваны нарушением произношения или незнанием правил орфографии, их нельзя рассматривать как безобидные «описки».
В заключение хочется еще раз отметить что перечисленные выше ошибки при чтении и письме возникают у учеников не от лени, невнимательности или недоучивания орфографических правил. Такие ошибки появляются вследствие неправильного или недостаточного развития зон головного мозга, контролирующих речевые и неречевые процессы в ходе чтения и письма. Внимательны доброжелательный педагог вовремя сумеет разглядеть эти специфические проблемы, оказать своему ученику психологическую поддержку и дать совет родителям, как вести себя с ребенком и где искать помощи в трудной ситуации. Это поможет школьнику избежать психологического дискомфорта от неудач, с которыми сам он справиться не в состоянии, и получить так необходимую ему квалифицированную помощь учителя-логопеда.
Дисграфия у младших школьников: коррекция, причины
В последнее время специалисты все чаще встречают детей, имеющих проявления дисграфии. Едва пройдя первые шаги обучения письму, некоторые школьники (или дошкольники), попадают в тяжелое положение. Они совершают грубые ошибки при написании текста. Такие, которые, казалось бы, не могут объясниться ничем, кроме невнимательности или недостаточного прилежания. Дисграфия часто связана с дислексией.
Зеркальное написание букв, сращение слов, масса грамматических ошибок, неразборчивый и неаккуратный почерк — такое письмо вызывает недоумение учителей и негодование родителей. Детей считают отстающими хотя при этом они могут неплохо разбираться в математике, логически мыслить, хорошо успевать по другим предметам.
Такое нарушение письменной речи называется дисграфией и связано оно вовсе не с нежеланием ребенка учиться грамоте, а с недостаточно развитыми функциями некоторых отделов мозга.
Что такое дисграфия?
Под дисграфией понимают нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическим ошибками, неверным написанием похожих букв. При этом ошибки эти в письменной речи проявляются постоянно, являются типичными и не зависят от знаний ребенком правил русского языка.
Диктанты детей с дисграфией пестрят красными чернилами исправлений, по мере взросления письмо не улучшается, несмотря на все приложенное усердие. Письменные задания вызывают у ребят исключительно отрицательные эмоции, снижают самооценку и иногда приводят к депрессии.
Тот факт, что ученики с дисграфией выявляются не только в начальной школе, убеждает в том, что сама собой эта проблема не решается и требуется помощи специалиста.
Как определить дисграфию?
Если у вашего ребенка наблюдаются отдельные ошибки в письме или эти ошибки связаны с правилами грамматики, скорее всего эта статья не для вас. Проблема успеваемости должна решиться более усердным изучением правил русского языка.
Дисграфия проявляется совсем иначе:
- Пропускаются буквы и даже слоги в словах.
- Смешиваются близкие по звучанию звуки (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.).
- Заменяются похожие по написанию (ш-щ, в-д, м-л).
- Буквы пишутся как бы в зеркальном отображении.
- Сращиваются ближайшие слова или даже предложения.
- Нарушается грамматическое согласование слов, неправильно строится речь.
- Почерк неразборчивый, строчные буквы заменяются прописными и наоборот, наблюдается пропуск знаков препинания.
Еще одним типичным отличием дисграфии является стойкость ошибок и отсутствие связи с теоретическими знаниями правил и норм языка.
Причины возникновения дисграфии?
Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции.
Этиология состояния может быть обусловлена:
- Неврологическими нарушениями вследствие внутриутробной гипоксии или кислородного голодания в процессе тяжелых родов.
- Тяжелыми последствиями для мозга и нервной системы инфекционных болезней, перенесенных в раннем детстве.
- Черепно-мозговыми травмами, произошедшими в детстве.
- Социальными факторами — педагогической запущенностью, неправильной речью в детском окружении, недостаточностью речевых контактов, билингвизмом.
Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.
Связь устной и письменной речи
Большое значения для благополучного освоения письма имеет развитая устная речь. Чтобы слово было написано правильно, ребенок должен услышать все имеющиеся в нем звуки и проанализировав их, выбрать нужную букву.
Нарушения фонематического слуха, сопутствующие разным отставаниям развития речи, не дают возможность грамотно написать слова. Неправильное произнесение звуков влияет на правильное их понимание и анализ. В случаях более серьезного нарушения слуха, Вам поможет сурдопедагог.
Для того, чтобы освоить письмо, необходимо согласованное развитие фонематического слуха, речи, а также зрительного восприятия букв.
Кроме того, на формирование письменной речи оказывают большое влияние и другие аспекты. Как известно, за устную речь «в ответе» левое полушарие. Предметные символы и изображения — сфера ответственности полушария правого.
Своевременное развитие межполушарных связей, сформированность деятельности каждого из полушарий обеспечивают развитие письменной речи. Именно поэтому довольно часто проявления дисграфии встречаются у левшей.
Виды дисграфии
Исходя из типичных проявлений специалисты выделяют несколько видов дисграфии:
- Акустическая. Главным симптомом является замена на письме букв, сходных по звучанию. У ребенка нарушен процесс распознавания фонем, при этом со звукопроизношением проблем нет.
- Артикуляционно-акустическая. Ее можно описать очень просто «как слышится — так и пишется», то есть ребенок переносит на бумагу слова в том виде, как он их слышит сам от себя. При этой форме имеют место неправильное произнесение звуков, фонематическое восприятие. Для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо «поставить» ребенку звуки.
Форма нарушений в языковом синтезе и анализе. При этом типе дисграфии дети пропускают при написании буквы и слоги, путают раздельное и слитное написание приставок и предлогов, сращивают слова, не дописывают их до конца. Эта форма встречается чаще всего. - Аграмматическая. Текст при такой форме дисграфии пишется наперекор всем правилам грамматического согласования — и в предложениях, и в словосочетаниях. Слова не согласуются между собой, неправильно ставятся окончания и т. д.
- Оптическая форма проявляется в графическом написании букв. Ребенок может «забывать» лишнюю палочку при написании буквы или наоборот приписать еще одну-две, зеркалит их, путает при письме буквы, схожие по внешнему виду.
Можно ли справиться с дисграфией?
Ругать и наказывать ребенка с дисграфией за плохую учебу абсолютно бессмысленно. Тем самым можно только навредить. Он и сам, скорее всего, переживает из-за большого количества ошибок и того факта, что не может справиться с лавиной трудностей. Родителям важно понять, что в данном случае требуется помощь специалиста.
Процесс коррекции, несомненно, не очень быстрый, однако при совместных усилиях с дисграфией вполне можно справиться.
Так как дисграфия обусловлена недоразвитием определенных структур мозга, часто ребенку назначается медикаментозная терапия. Однако одними таблетками ситуация не исправится, главную работу по коррекции берет на себя логопед.
Кроме того, на помощь должны прийти родители. Обязательно придется выполнять заданные логопедом упражнения дома, делать уроки и школьные задания, следуя рекомендациям специалиста. Важно также поддерживать ребенка в его занятиях. Дети-дисграфики часто глубоко переживают свою проблему, опасаясь наделать все больше ошибок. В связи с этим возможны прогулы школы, уклонение от выполнения домашней работы, а значит, появятся и более серьезные проблемы с обучением. Миссия родителей в данном случае — оказывать всемерную поддержку, создавать позитивный настрой и заинтересованность в результате.
Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы
Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.
В занятия по коррекции дисграфии входят:
- Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.
- Тренировка фонематического слуха.
- Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.
- Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.
- Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.
Все логопедические занятия строятся с обязательный учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.
Дисграфия у детей накладывает негативный отпечаток на весь процесс обучения, поэтому родители должны вовремя отслеживать процессы развития речи у своего ребенка и при появлении тревожных звоночков обращаться к логопеду для коррекции.
Дата публикации: 11.07.2016. Последнее изменение: 02.12.2021.
Ошибки при письме у школьника: чем поможет логопед?
Специалисты отмечают, что устная речь дошкольника – это фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться весь процесс обучения. А если фундамент слабый, то и крепкий дом на нем не построишь.
Ребенку шесть лет, через год в школу, а взрослым всё еще приходится угадывать, что он говорит? Такое, к сожалению, сплошь и рядом. Многие родители не задумываются над тем, что такая особенность может серьезно осложнить жизнь будущего школьника.
Что такое речь?
Многие сегодня, пытаясь освободить себе бесценные полчаса тишины, вручают своему чаду какой-нибудь гаджет или интерактивную игрушку. С ними ребенку интересно, он быстро увлекается. Причем в большинстве своем не так уж даже важно, какую игру ему установить: интеллектуальную, где нужно думать, или развлекательную. Итог будет один и тот же: не нужно придумывать ничего, вести диалог за зайцев или кукол, создавать сюжет игры – за ребенка думает приложение, а он лишь жмет на кнопки. Не получилось? «Попробуй еще раз!» Вышло? «Так держать!». Минимальный набор слов, которые слышит ребенок в процессе общения с электронным затейником, и ноль сказанных слов самим ребенком в процессе игры подарят в итоге родителям тишину не только здесь и сейчас. Такая современная игрушка может повлечь за собой более серьезные проблемы впоследствии – трудности с речью.
Устная речь – это тренировка. Мышцы речевого аппарата должны быть готовы к произношению тех или иных звуков. Чем чаще маленький ребенок говорит что-либо родителям, сверстникам, тем больше тренируются мышцы, а значит, и чище звучат звуки. При условии, конечно, что у мамы с папой и тех, кто его окружает, нет дефектов речи. Дефицит общения в семье может стать причиной в том числе и задержки речевого развития, а следом – и психоэмоционального.
Речь – это показатель интеллектуального развития ребенка. Известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантер, собак) и были ими вскормлены. Когда обнаруживали этих детей и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и при этом у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.
Обучаясь говорить, ребенок не только получает возможность объяснять, что ему нужно здесь и сейчас, но и развивает свой интеллект и высшие эмоции, готовит почву для успешного обучения в школе, творчества и т. д. Полностью речь формируется к семи годам.
Как устная речь влияет на грамотность?
Рассказывает логопед медцентра «Статус» Юлия Илюхина:
– К семилетнему возрасту у ребенка формируется звукопроизношение, слоговая структура, грамматический строй и связанная речь. Далее, в первом классе, у ребенка начинает формироваться новый навык – письменная речь. Это более сложный процесс для психики, успех которого возможен только при хорошем освоении устной. Если развитие речи у ребенка запаздывало, то значит, и письменная речь тоже будет нарушена. Это как слабый фундамент, на котором не построишь хороший крепкий дом. От качества письменной речи напрямую зависит успеваемость, причем не только по русскому языку, но и по другим предметам, в том числе устным.
Когда ребенок не понимает, о чем читает, пропускает звуки, называет их другими звуками – это есть нарушение фонематического слуха. Это не проблемы со слухом, ЛОР-врач тут не поможет. Ребенок слышит, но из-за нарушения фонематического слуха, например, звук [м] его мозг «переделывает» его в звук [н], и он пишет «н». Чтобы это исправить, нужна помощь логопеда. В идеале эту проблему лучше устранять до семи лет, чтобы ребенок в школе уже не имел подобных трудностей и обучение шло легко.
В каком возрасте лучше обращаться к логопеду?
Конечно, легче научить, когда еще идет процесс формирования речи, чем переучивать, когда она уже сформирована. То есть если есть трудности с речью и звукопроизношением, то оптимально заняться их устранением до школьного периода.
– Когда уже речь сформирована, ребенку сложнее перестроиться на правильное произношение. Процесс привыкания может быть более длительным, а нагрузка на нервную систему серьезнее за счет того, что идет еще и процесс адаптации к школе, новому окружению и правилам. А тут еще и занятия с логопедом. Поэтому оптимальный возраст – три-четыре года, – пояснила Юлия Сергеевна. – Занятия с малышами проходят в игровой форме, малышам на «уроках» интересно.
Почему возникают речевые нарушения у детей?
Трудные роды, гипоксия, прием во время беременности антибиотиков – всё это может сказаться на мозге ребенка и привести к проблемам с речью, например, дизартрии. В этом случае работа по постановке речи ведется не только логопедом, но и неврологом.
– Эта проблема сегодня достаточно часто встречается. Но не нужно пугаться, если врач ставит такой диагноз. Она относительно легко устраняется, но параллельно с занятиями с логопедом нужно принимать назначенные врачом-неврологом лекарства. Они позволят поддержать нервную систему ребенка и создать стартовую площадку для ее развития. Не стоит думать, что если ребенок до трех лет не начал разговаривать или говорит, но с трудом, что он «потом заговорит». Нет, тут нужна помощь специалистов, – говорит логопед.
Как долго нужно заниматься у логопеда?
Здесь всё индивидуально и зависит от общего развития ребенка. Если ребенку в сентябре идти в первый класс, нет никаких отклонений и только отсутствуют, например, звуки [р] и [л], то за лето можно успеть их поставить. Но здесь всё зависит от участия и самих родителей в этом процессе: правильное и регулярное выполнение домашних заданий поможет быстрее овладеть техникой правильного звукопроизношения.
Рекомендации для педагогов «Логопедические ошибки на письме»
Рекомендации для педагогов
Логопед, работая на своих занятиях с учащимися, очень специфично подходит к оценке их деятельности. Оценка на таком занятии ставится, прежде всего, по психолого-педагогическим параметрам работы ребенка, т. е. за внимательность, активность, желание работать и за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Учитель начальных классов при проверке работы такого ученика должен с другой позиции рассматривать знания и умения ученика.
Характерные ошибки при дисграфии, дислексии:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
– пропуски букв и слогов – «трва», «кродил», «пинес» (принес);
– перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал»
– недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата);
– наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
– искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки);
– слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене). « у стала» (устала);
– неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
– замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан);
– нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь);
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико- грамматической стороны речи:
– аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять желтеньки спиленачки.» (пять желтеньких цыплят);
– слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
Внимательнее отнеситесь к ученику, который читает и пишет с ошибками, не усваивает программу начальной школы и возможно из непослушного двоечника, получится прилежный отличник.
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
2. Будьте доброжелательны и внимательны к ребенку. Не отделяйте его от детского коллектива, посадив на заднюю парту.
3. Правильно оценивайте деятельность ученика и предъявляйте адекватные требования к нему. Это повышает у ребенка уверенность в себе.
4. В начале урока и на физкультминутках давайте упражнения на развитие фонематического слуха и воспитание правильных фонематических представлений.
5. С помощью игровых и дидактических упражнений подводите ученика к самостоятельному осознанию того, что речь можно делить на отдельные компоненты: слова, слоги и звуки.
6. Работая с первоклассником, откажитесь от слитного написания образцов заглавной и прописной букв, иначе это может привести к воспроизведению дважды первой буквы в слове, пример: Аавгуст, Рручей.
7. С первых недель обучения детей в первом классе откажитесь от «безотрывного» письма написания первых слов, это приводит к неумению ученика дифференцировать тонкие движения руки, в результате на письме имеет место неправильная передача количества однородных элементов (у-и, п-г, и-ш). Исправить это можно не сокращая или не убирая стадию поэлементного написания букв.
8. На хорошее развитие чтения вслух влияет правильное дыхание. Для этого на физкультминутках, во время урока, проводите дыхательную гимнастику, которая поможет ребенку правильно дышать во время чтения.
9. В структуру урока включайте упражнения на внимание, память, а главное мышление, это необходимо для понимания содержания текста и его смысла.
10. На уроках и в группе продленного дня больше упражнений давайте на развитие лексико-грамматических представлений. Это развивает способность самостоятельно усваивать детьми правила правописания.
11. На уроках по русскому языку развивайте у детей слуховое восприятие, это поможет ребенку избежать ошибок на грамматические правила, такие как безударные ш-с, в звучании согласных н и нн, с и сс.
12. Для предупреждения ошибок в структурном построении фразы или предложения, рекомендуется больше внимания уделять развитию лексико-грамматической стороны речи, т. е. умению правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием.
13. Уделяя внимание на занятиях интонационной и смысловой стороне речи, учитель помогает ребенку научиться правильно, обозначать на письме границу предложения, что позволяет ученику правильно ставить точки в конце предложения и в написании заглавной буквы в начале.
14. Во избежание трудностей в пересказе, написании изложения, сочинении, учителю необходимо работать на уроке над расширением словарного запаса, построением распространенных предложений, пониманием связей в тексте.
15. При чтении и письме обращайте внимание на полное понимание смысла предложения, это оградит ученика от навыка отрывистого чтения с паузами между словами.
16. Для усвоения детьми навыка правильного чтения и письма, опирайтесь в своей работе на помощь родителей и воспитателей групп продленного дня, закрепляя через них навыки, усвоенные на уроке.
17. Очень важно отмечать каждый, даже незначительный успех ребенка, это стимулирует его активность.
18. Мы должны помнить, что формирование аппарата письменной речи происходит на начальной стадии освоения чтения и письма, и лишь спустя 1 – 2 года от начала обучения, письмо и чтение могут рассматриваться как умственное действие, т. к. их техническая сторона автоматизируется и на первый план выступает смысловая сторона этих процессов.
19. Помните, ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить письменные задания в соответствии с нормами, принятыми в школе.
Логопедические ошибки – что это такое
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом.
Бесплатные занятия с логопедом
Что это такое
Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.
Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.
Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием. Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи.
Этиология появления дефектов
Затруднения в освоении навыков чтения и письма обусловлены рядом причин органического или социального характера:
- Органическое повреждение и недоразвитие корковых зон головного мозга, задействованных в процессе чтения и письма.
- Незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи.
- Соматическая ослабленность ребенка.
- Неправильная речевая среда, в которой растет ребенок.
- Речевые нарушения.
- Билингвизм.
- Неблагоприятная социальная обстановка в семье.
В зависимости от этиологии нарушения составляется план коррекционной работы. Устранив причину расстройства чтения и письма, вы сможете исправить сам дефект. Каждая форма данных нарушений имеет свои специфические причины, на основе которых строится коррекционная работа.
Клиническая симптоматика
Проявления дисграфии и дислексии разнообразны, поэтому очень важно отграничить эти расстройства от физиологических ошибок усвоения письменной речи. Эти нарушения могут являться частью более сложных нервно-психических заболеваний: умственной отсталости, задержки психического развития и др. Клиническая картина представлена неврологической и речевой симптоматикой:
- Нарушения координации движений.
- Трудности в запоминании правил и рифм, прочитанных слов.
- Непонимание прочитанного и написанного. При этом интеллект может быть сохранен.
- Проблемы с концентрацией и распределением внимания, его переключением.
- Ребенок путает стороны.
- Во время чтения и письма возникает дискомфорт в глазах (они могут слезиться, появляется резь; ребенок может подносить книжку слишком близко или слишком низко наклоняться к тетради).
- В процессе чтения и письма школьник быстро утомляется, может заболеть голова.
- Школьник старается читать и писать меньше, отказы могут проявляться в виде негативных реакций: агрессии, плача.
- Ребенок путает похожие элементы.
- Неправильное произношение и нарушение звуко-буквенного анализа.
Главные признаки – это ошибки на чтении и письме, отличающиеся специфичностью. Если у ребенка ошибки физиологического характера, которые появляются при освоении грамоты, то при запоминании правила, они проходят. А при дисграфии и дислексии они носят стойкий и повторяющийся характер.
Классификация дисграфии
Существует множество классификаций расстройства письма. Одна из распространенных, в основе которой находятся психофизиологические закономерности формирования навыка письма:
- Если у ребенка нарушена работа речеслуховой анализаторной системы – это акустическая форма. Причиной ее появления является недостаточная сформированность фонематических процессов. Акустическая дисграфия проявляется в виде замены и смешения букв на письме. Школьник путает букву, фонемы которых имеют схожие акустические признаки.
- Если нарушена работа речедвигательного звена, то может возникнуть артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Школьник путает на письме буквы, фонемы которых имеют схожие артикуляционные характеристики. Если у ребенка неправильное звукопроизношение, то в начальной школе большинство учеников проговаривают про себя буквы, что может привести к такой форме дисграфии.
- При нарушениях работы зрительного, пространственного и кинестетического анализаторов появляется оптико-пространственная форма. У школьника имеются затруднения в различении звуков на слух, нарушена пространственная ориентация буквы или ее элементов. Ребенок затрудняется в определении границ предложений и текста, видении строки и т. д.
Любая из этих форм может возникнуть как следствие речевого нарушения. Поэтому при построении коррекционной работы важно подобрать упражнения для исправления дефекта.
Какие бывают ошибки при нарушении процесса письма
Дисграфические ошибки обусловлены не только недоразвитием анализаторных систем, но и проблемами, связанными с особенностями структуры речевого дефекта.
- Смешение букв по схожим признакам.
- Пропуск буквы, потому что школьник «забыл» как ее писать.
- «Зеркальное» написание буквы.
- Пропуск элементов буквы.
- Кинетические ошибки.
В зависимости от вида ошибок подбирают упражнения для исправления расстройства письменной речи.
Классификация дислексии
В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:
- При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
- Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
- Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
- Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
- При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
- Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.
В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.
Особенности диагностики
Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.
Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.
Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру. Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв.
Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.
Логопедическая помощь при дисграфии
Ребенок должен составить из букв слово
Упражнения для исправления расстройства письма нужно подбирать в зависимости от формы дефекта. Если имеется речевое нарушение (дизартрия, алалия и др.), необходимо исправить его. Иногда нужно комплексное воздействие с участием невролога и нейропсихолога.
- Если это акустическая форма, на уроках ребенку предлагают задания на коррекцию фонематического слуха (различение звуков в речевом потоке, разбор акустических признаков фонем – сходства и различия, работа со словами-паронимами). Предлагают задания на определение количества звуков в слове и их места.
- Если это артикуляторно-акустическая дисграфия, в занятия включают артикуляционные упражнения. С ребенком проводят более подробный разбор артикуляции. Если есть нарушения звукопроизношения – нужна обязательная коррекция.
- Чтобы исправить оптико-пространственную дисграфию учат различать право и лево, вверх и низ. Дают задания располагать на листах разного формата буквы или фигуры по словесной инструкции. Подробный анализ буквы: из каких элементов она состоит, в каком порядке их писать. Также ведется работа по коррекции фонетико-фонематических процессов.
Также при любой форме расстройства письма на занятиях ребенку предлагают выкладывать буквы из подручных материалов, лепить из пластилина или соленого теста. Используют прием «воздушного письма»: рукой в воздухе прописывают буквы, на начальных этапах можно проговаривать написание элементов. Обязательны упражнения на улучшение координации движений и развитие пальчиковой моторики.
Логопедическая помощь при дислексии
Задания подбираются в соответствии с формой нарушения чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:
- исправление звукопроизношения;
- работа со слоговой структурой слова;
- работа над развитием фонетико-фонематических процессов;
- преодоление аграмматизмов.
Предлагают задания на узнавание образа буквы в «зашумленных» изображениях. Логопед вместе с ребенком составляет схемы предложений. Просит определить звук в слове, при этом показывая изображение. Затем произносит звуки с паузой и просит назвать произнесенное слово.
Кроме того, предлагают добавить пропущенный слог или букву. Или выполнить прочитанное действие, показать на подходящую картинку. На уроках школьнику предлагают работать с различными шрифтами, чтобы сформировать зрительный образ буквы.
В современной логопедии дисграфию и дислексию продолжают изучать и подбирают эффективные пути их коррекции. Некоторые специалисты считают, что это дар, людям просто нужно научиться им пользоваться. Но это не означает, что не нужно заниматься коррекцией расстройств письменной речи. Если коррекция была начата вовремя, родители и ребенок выполняют все рекомендации специалистов, школьник сможет без особых затруднений освоить письмо и чтение.
Причины плохого почерка у ребенка: нейропсихология
Ваш ребенок пишет как «курица лапой»? Даже он сам с трудом разбирает, что написал? Вся тетрадь в красных исправлениях и подчеркиваниях?
К сожалению, времена, когда чистописание было обязательным предметом в начальной школе, прошли. Плохой почерк быстро закрепляется ребенком, и исправить его, особенно у детей старше 10 лет, уже трудно, но возможно. Как можно это сделать с помощью нейропсихолога, рассказывает эта статья.
Нужно ли исправлять почерк?
Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.
Почему у ребенка плохой почерк?
Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:
- серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
- ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
- у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
- правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
- во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.
Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.
С чего начинается коррекция почерка?
Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:
- если малыш находится в состоянии стресса, следует привести в равновесие его эмоциональный фон, создать дома и в школе благоприятную среду, где он чувствовал бы себя свободно и комфортно;
- если у ребенка выявлен СДВГ, то нужно обязательно провести коррекцию гиперактивности, поскольку ему трудно концентрировать внимание на конкретном занятии, контролировать свое поведение. Кроме того, такие дети часто имеют большие проблемы с мелкой моторикой;
- обратиться к врачу, чтобы он «настроил» нервную систему ребенка, как музыкальный инструмент;
- отработать четкое начертание букв и их отдельных фрагментов.
Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.
Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.
Из чего обычно строится курс исправления почерка?
После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.
Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.
1. Нейропсихологическая коррекция
Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.
2. Формирование правильной биомеханики письма
На данном этапе корректируется:
- как ребенок сидит за рабочим столом,
- как держит ручку или карандаш,
- правильная ли у него осанка.
Большое значение имеют:
- положение тетради,
- высота стула и стола,
- имеет ли рабочая рука опору.
Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.
3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов
Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его. Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно.
Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.
Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?
1. Приучите ребенка держать спину
Ежедневно выполняйте специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Как только позвоночник окажется в «расправленном положении», головной мозг будет получать больше кислорода и питательных веществ, необходимых нейронам для правильного формирования связей.
2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие
Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.
3. Копируйте и переписывайте
Покажите, как с помощью кальки можно скопировать образцы красивого написания букв. Переписывайте небольшие отрывки из художественной литературы – медленно, обращая внимания на очертания букв, их соединения.
Главное правило, не переутомляйте ребенка, иначе домашние упражнения и занятия с нейропсихологом вызовут у него отторжение и не принесут желаемого результата.
Дата публикации: 05.12.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.
Журнал Педагог
Автор: Хохлова Эллона Георгиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Как помочь ребёнку с нарушениями чтения и письма? Рекомендации родителям.
Раздел: начальное образование
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
муниципального образования город Ноябрьск»
Тема: Как помочь ребёнку с нарушениями чтения и письма
Рекомендации родителям.
Учитель-логопед
Для формирования полноценных навыков чтения и письма, необходима систематическая,
С ребенком необходимо заниматься каждый день, даже если занятие будет длиться 10-15 мин.
Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Убедите его, что такие занятия,
необходимы ребенку для того, что бы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем.
Ведь для того, что бы чего-то достичь в жизни, необходимо уметь грамотно читать и писать.
Начните работу дома с 1-2 упражнений. Не перегружайте ребенка. Обязательно хвалите
ребенка за правильно выполненные задания. Дайте уверенность в том, что на следующем занятии,
работа будет выполнена лучше.
При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Во время письма проговаривать слова вслух.
У взрослого человека сформирован рефлекс «проговаривания про себя» во время письма.
Сами того не замечая, когда мы пишем, то выполняем движения языком. Если во время письма, язык
зажать между зубами, мы будем допускать ошибки.
У ребенка такой рефлекс еще не сформирован, поэтому ему обязательно нужно писать,
проговаривая слова вслух.
Прочитайте всё предложение. Посчитайте количество слов в предложении.
наличие предлогов. Акцентируйте внимание на том, что они пишутся
отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение (заглавная буква в начале
предложения и точка в конце предложения).
Диктовать себе можно только две буквы.
Диктовать следующий слог можно только после того, как написан предыдущий.
Если слово со стечением согласных, диктуем по буквам.
Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делим слова
на слоги, ставим ударение.
Очень важно, что бы ребенок сам нашел допущенные ошибки.
Отметьте на полях простым карандашом строчки, на которых ваш ребенок допустил
ошибку. Одна «галочка» – одна ошибка.
Если ученик не нашел ошибку, поставьте метку над словами с ошибками.
В случае, если ребенок и на этот раз не видит ошибку, напишите на отдельном
листочке слово правильно и дайте ребенку сверить с образцом.
Детям с нарушениями речи очень сложно применить на практике изученные орфограммы в
Зачастую выучить правило, запомнить его – это бессмысленно и не приносит должного
Самое главное для ребенка – понять изучаемую орфограмму.
Пример: орфограмма «безударная гласная в корне слова».
Если ребенок не умеет различать:
– гласные и согласные;
– ударные и безударные гласные;
– не умеет выделять в слове корень;
– подбирать родственные слова,
то он никогда не научится применять эту орфограмму.
Упражнения типа: вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово – очень часто не
приносят положительного результата, т.к. в диктантах дети все равно допускают ошибки.
орфограммой, подберет проверочные слова, а потом, с целью закрепления, напишите этот текст под
Домашние задания – это мучительная процедура для многих родителей, растянутая на 6-8
часов. Что необходимо помнить, чтобы облегчить жизнь и себе, и детям?
объёму задания. Рекомендации «больше читайте и больше пишите» ему не подходят.
Вы наверняка обратили внимание, что ваш ребенок начинает писать или читать хорошо, а
напишет правильно до появления ошибок – это и будут «единицы чтения и письма» вашего ребенка.
Если на дом задали читать большой текст или много писать – не прибегайте к методу: «Пока
не напишешь – не встанешь из-за стола». Для вашего ребенка он губителен. Наоборот, немного
прочитал (ту самую «единицу чтения»), потом и вы можете принять эстафету и продолжить чтение,
ничего страшного в этом нет, затем опять читает ребенок. В перерыве пусть расскажет,
прочитал, займется чем-то другим.
То же самое с письмом. Написал свою «единицу письма» и отдыхает. Следующую порцию он
будет писать, как первую. Вот увидите, ошибок будет меньше.
Да это не позволит быстро «избавиться» от уроков и заниматься своими делами. Но на время
коррекционной работы главная цель – помочь ребенку справиться с проблемами.
Не заставляйте ребенка работы по русскому языку сначала выполнять в черновике, а затем
переписывать в тетрадь. Абсолютно бесполезное занятие. Пусть в тетрадях не будет так чисто, как
коррекционной работы закройте глаза на помарки, договоритесь с учителем. Замечайте любой,
самый маленький успех. Вместе с ребенком,
сравните неудачное его письмо с более удачным,
покажите ему улучшения, поддержите его.
Главное, чтобы он поверил в себя!
Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. М.: Изд-во
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.: Детство-Пресс, 1999.