Логопедические комментарии к оформлению речевых карт

Комментарии к оформлению речевых карт, логопедических представлений и характеристик Комментарии к оформлению речевых карт, логопедических представлений и характеристик

Рассматриваемый аспект. Варианты ответов

Данные о ходе речевого развития

  • Речевое развитие по возрасту;
  • без особенностей;
  • доречевое развитие с задержкой;
  • раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
  • в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
  • поздно начал говорить;
  • до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
  • ранее психомоторное развитие с задержкой;
  • фразовая речь – с 3 лет.

    Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

  • Анатомическое строение без аномалий;
  • не удерживает позу закрытого рта;
  • может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
  • движение языка замедленные, с затруднениями;
  • основные движения языком, губами выполняет;
  • губы толстые, малоподвижные;
  • наблюдается замена движений и синкенезии;
  • язык вялый, массивный, объем движений неполный;
  • переключаемость движений нарушена;
  • тонус нормальный, активность движений достаточная;
  • кончик языка малоактивный;
  • при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
  • прикус – прогения;
  • отмечается повышенная соливация;
  • твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
  • точность выполнения движений сохранна;
  • зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
  • мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.

    Состояние мелкой моторики

  • Движение рук неточное;
  • пробы Хеда выполняет выборочно;
  • с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
  • навыками самообслуживания не владеет;
  • недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
  • произвольная моторика не сформирована;
  • ведущая рука – правая;
  • предпочитает работать левой рукой;
  • все движения выполняет правильно;
  • мышечный тонус повышен;
  • неправильно держит карандаш;
  • моторная неловкость при работе с пластилином;
  • испытывает трудности при овладении графическими навыками;
  • наблюдается замедленный темп письма;

    Состояние общей моторики

  • Двигательно неловок, медлителен;
  • ограничен объем активных движений;
  • отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
  • испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
  • мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
  • отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
  • замен движений и синкенезий не наблюдается;

    Понимание речи

  • Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
  • понимание речи затруднено;
  • выполняет задания по словесной инструкции;
  • нуждается в неоднократном повторении задания;
  • с опозданием реагирует на обращение учителя;
  • речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
  • понимание речи связано с незнанием русского языка.

    Звукопроизношение

  • Имеются недостатки произношения;
  • нарушено произношение звуков …;
  • дефектно произносит оппозиционные звуки;
  • недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
  • изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
  • отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.

    Фонематические процессы

  • Фонематический слух недостаточно сформирован;
  • фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
  • фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
  • затрудняется придумать слово на заданный звук;
  • слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
  • неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
  • фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
  • при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;

    Владение звуко – буквенным анализом и синтезом

  • Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
  • допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
  • имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
  • определение места звука в слове сформировано;
  • место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
  • имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;

    Воспроизведение слов сложного звукового состава

  • Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
  • количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
  • переставляет слоги местами;
  • слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

    Темп,

    внятность речи,

    характеристика голоса и дыхания

  • Темп высказываний замедленный;
  • речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
  • звуки произносятся нечетко;
  • голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
  • дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
  • темп и ритм речи в пределах нормы;
  • словесное ударение употребляет правильно;
  • интонационная речь недостаточно выразительна.

    Проявления заикания

  • Не заикается;
  • иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;
  • наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);

    Словарный запас

  • Объем словарного запаса соответствует возрасту;
  • словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
  • не всегда точно использует слова;
  • испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
  • в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
  • не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
  • часто использует слова не по назначению;
  • допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
  • страдает понимание и употребление обобщающих понятий.

    Грамматический строй

  • Недостаточно сформирован для данного возраста;
  • в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
  • допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
  • имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
  • неправильно употребляет предлоги, падежи;
  • имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
  • в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
  • допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
  • имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
  • допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
  • есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).

    Связная речь

  • Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
  • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
  • неотчетливо произносит слова;
  • оречевление затруднено;
  • при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
  • наблюдается высокий уровень речевого развития;
  • опыт речевого общения беден;
  • самостоятельно высказаться затрудняется;
  • устная форма речи недостаточно сформирована.
  • грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
    Читайте также:
    Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда

    Письмо

  • Имеются многочисленные ошибки разного характера;
  • испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
  • при списывании наблюдаются единичные ошибки;
  • при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).

    Чтение

  • Способ чтения побуквенно – слоговой;
  • чтение замедленное, послоговое, словами;
  • понимание прочитанного с неточностями;
  • чтение послоговое, простые слова читает целостно;
  • делает запинки при чтении многосложных слов;
  • чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
  • не отвечает на вопросы по тексту;
  • при чтении слова произносит неотчетливо.

    Координация и пространственная ориентировка

  • Нечеткая координация движений;
  • затрудняется определить правую, левую сторону;
  • зрительно – пространственные представления сформированы недостаточно;
  • причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
  • неправильно располагает написанное на листе бумаги;
  • схема тела не сформирована;
  • правильно определяет части тела.

    Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)

  • Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
  • охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
  • легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
  • имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
  • испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;
  • внимание неустойчивое, часто отвлекается;
  • значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
  • с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
  • запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;
  • инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.

    Логопедическое заключение

  • Показаний для занятий на логопункте нет;
  • фонематическое недоразвитие речи;
  • общее недоразвитие речи;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
  • нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
  • недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • лексико-грамматическое недоразвитие;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
  • сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
  • имеется нерезко выраженная дисграфия;
  • аграмматическая дислексия и дисграфия;
  • фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

    Основные причины трудностей усвоения учебного материала

  • Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
  • трудности адаптации в школьном учреждении;
  • нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
  • незрелость эмоционально – волевой сферы;
  • педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
  • гиперопека родителей;
  • недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
  • двигательная расторможенность, гиперактивность;
  • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
  • трудности начались со второго полугодия, после болезни;
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными терминами, понятиями;
  • слабо развито словесно-логическое мышление;
  • недостаточное развитие связной речи;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
  • невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)

    Результаты речевого развития

  • Динамика речевого развития незначительная;
  • при положительной динамике развития выпущен из группы;
  • рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
  • динамики в развитии не наблюдается;
  • логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.

    Рекомендации

  • Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;
  • избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;
  • ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
  • перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;
  • в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);
  • систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;
  • пополнение и уточнение имеющихся знаний;
  • систематизация умения и навыков;
  • рекомендуется консультация у специалистов…;
  • во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;
  • рекомендован дополнительный отдых;
  • уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
  • посещение занятий с психологом и логопедом;
  • устранение пробелов в имеющихся знаниях;
  • довести до необходимого уровня учебную деятельность;
  • стимулировать самооценку;
  • создание возможности выбора…;
  • повышение личной ответственности;
  • создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;
  • оказание помощи в обретении веры в свои силы;
  • рекомендован повторный курс обучения;
  • проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;
  • восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
  • ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
  • для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;
  • единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей
    Автор: Смирнова Ирина Ивановна

    Комментарии к оформлению речевых карт, логопедических представлений и характеристик

    к оформлению речевых карт,

    Состояние мимической мускулатуры

    1. Мышечный тонус норма

    2. Точное выполнение движений

    3. Объём движений полный

    1. Гипертонус (гипотония, дистония) лицевой мускулатуры

    2. Движения выполняет неточно

    3. Объём движение не полный

    4. Сглаженность носогубного треугольника

    4. Тремор подбородка.

    Строение, тонус, подвижность губ

    Строение губ без особенностей, тонус норма, подвижность не нарушена.

    1. Массивные, тонкие губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов

    2. Гипертонус, гипотония, дистония

    3. Малоподвижные, излишне подвижные.

    Строение зубов, прикус

    1. Без особенностей.

    2. Прикус правильный

    1. Крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.

    Читайте также:
    Презентация Чистоговорки автоматизация звука (С)

    2. Передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.

    Строение твёрдого нёба

    Высокое, имеет готическую форму, низкое, наличие расщелины, послеоперационные рубцы.

    Строение и подвижность, мягкого нёба

    1. Строение норма

    2. Подвижность не нарушена

    1. Расщелина, послеоперационные рубцы, субмукозная щель, длинное, короткое.

    2. Не подвижное, малоподвижное.

    Строение, тонус, подвижность языка

    1. Строение без особенностей

    3. Подвижность не нарушена

    1. Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, массивный.

    2. Спастичность, гипотония, дистония.

    3. Гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка ( вправо, влево ); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка.

    Фонетическая сторона речи

    Слоговая структура слов

    Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют.

    В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена.

    Правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры.

    1. Элизии. Усечение слогового контура слова (выпадение слога или слогов, или слогообразующей гласной)

    2. Итерации (застревание на каком-либо слоге, может перерасти в заикание)

    3. Уподобление одного слога другому

    4. Добавление лишней гласной на стыке согласных

    5. Перестановки (нарушение последовательности слогов или звуков в слове)

    6. Контаминации (часть одного слова сливается с частью другого слова)

    7. Невозможность воспроизведения слов.

    Нарушение во фразовой речи.

    Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных

    Фонематическое восприятие, слух

    Дифференциация звуков не нарушена.

    1. Затрудняется в дифференциации оппозиционных фонем (не смешиваемых в произношении звуков, смешиваемых в произношании звуков);

    2 Неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина

    Сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки

    1. Сформированы недостаточно (затрудняется придумать слово на заданный звук).

    2. Не сформированы.

    Фонематический анализ и синтез

    Фонематический анализ и синтез в основном сформированы.

    1. При выполнении фонематического анализа (синтеза) наблюдаются затруднения.

    2. При выполнении фонематического анализа (синтеза) наблюдаются значительные трудности

    Лексико-грамматический строй речи

    Грамматический строй речи

    1. Без нарушений.

    2. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

    1. Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки……………………………

    2. Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

    3. Грубые нарушения.

    Наблюдается высокий уровень речевого развития

    1. Грубое недоразвитие связной речи.

    2. Самостоятельно высказаться затрудняется

    3. Устная форма речи недостаточно сформирована

    4. Наблюдается недостаточное развитие связной речи;

    в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.

    Объем словарного запаса соответствует возрасту

    1. Словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;

    не всегда точно использует слова;

    2. Испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

    3. В речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;

    4. Не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;

    5. Допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;

    страдает понимание и употребление обобщающих понятий

    Памятка по составлению логопедического представления на ребёнка школьного возраста

    1. Краткий анамнез речевого развития.

    Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).

    – речевое развитие без особенностей;

    – речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;

    – задержка темпов речевого развития;

    – позднее появление речи;

    – речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.

    2. Речевая среда и социальные условия.

    – речевая среда без особенностей;

    – социальные условия благоприятные / неблагоприятные;

    – двуязычие в семье;

    – у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);

    – ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;

    – речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;

    – недостатки речи у близких родственников (указать, какие).

    3. Общая и мелкая моторика.

    – нарушений ручной моторики не наблюдается;

    – недостаточно развита моторика мелких мышц рук;

    – ведущая рука – правая (левая);

    – предпочитает работать левой (правой) рукой;

    – неправильно держит ручку;

    – испытывает трудности при овладении графическими навыками;

    – наблюдается замедленный темп письма;

    – мышцы руки быстро утомляются при письме;

    – замен движений и синкенезий (сопутствующих движений) не наблюдается;

    – отмечается общая заторможенность движений;

    – характерное двигательное беспокойство.

    4. Артикуляционный аппарат.

    Оценивается: размер, строение, целостность органов артикуляционного аппарата.

    – анатомическое строение без аномалий;

    – строение артикуляционного аппарата без особенностей;

    – органы артикуляционного аппарата без отклонений в строении;

    а) губы (толстые, малоподвижные, тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов и др.);

    б) зубы (мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, аномалии челюстной дуги и др.);

    в) язык (вялый, массивный, маленький, укороченная подъязычная связка и др.);

    г) твердое нёбо (высокое, имеет готическую форму, уплощённое, расщелина и др.);

    д) мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы и др.);

    е) артикуляционная моторика:

    Указывается: характер, степень выраженности в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны.

    Оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двига­тельных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при вы­полнении непроизвольных и произвольных движений.

    – двигательные функции сохранны;

    – наличие выраженных парезов, параличей, нарушений то­нуса;

    – может достаточное время удерживать артикуляторное положение;

    – движения замедленные, с затруднениями;

    – наблюдается замена движений и синкенезии (сопутствующие движения);

    – объем движений неполный;

    Читайте также:
    Организованная образовательная деятельность по грамоте

    – переключаемость движений нарушена;

    – тонус нормальный, активность движений достаточная;

    – при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;

    – точность выполнения движений сохранна;

    5. Общее звучание речи.

    Оцениваются особенности голоса и общее звучание речи.

    – без особенностей, нормальной громкости, затухающий, глухой, звонкий, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, дрожащий, назализованный и др.;

    – речь невнятная, чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих;

    – разборчивость речи не нарушена (снижена);

    – речь выразительная (невыразительная);

    – речь интонационно оформленная;

    – затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.

    6. Понимание речи.

    – обращённую речь понимает в полном объёме;

    – понимание обращённой речи затруднено;

    – требуется неоднократное (многократное) повторение инструкций;

    – понимает речь в пределах уровня интеллекта;

    – правильно выполняет действия по речевой инструкции.

    7. Активный словарь.

    Оценивается: качественный и количественный состав, особенности актуализации словаря, уровень сформированности обобщающей функции слова.

    – ограничен обиходно-бытовой тематикой, беден, мал, неточен;

    – преимущественно представлена кон­кретная бытовая лексика;

    – преимущественно использует глагольную лексику;

    – незначительный объем прилагатель­ных, наречий и др.;

    – с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (указать, какому), встречаются словесные замены;

    – испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

    – не понимает значения многих слов, допускает ошибки в их употреблении;

    – допускает смешение слов по смыслу и акустическому сходству;

    – неточность в употреблении слов;

    – вербальные парафазии (смешение слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

    – обобщающие понятия сформированы;

    – использует слова в переносном значении.

    8. Грамматический строй.

    – тип предложения: назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу высказывания;

    – развернутость предложения (длина в среднем);

    – степень выраженности аграмматизма при его наличии: отдельные аграмматизмы (указать, какие), неустойчивые ошибки;

    – уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;

    – характер аграмматизма: смешение моделей, гипергенерализация, нарушение поряд­ка слов в предложении, пропуски (замены) пред­логов, др.

    – речь без аграмматизмов;

    – в спонтанной речи (в ходе обследования) аграмматизмов не выявлено;

    – грамматический строй недостаточно сформирован;

    – в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;

    – составляет предложения по опорным словам;

    – использует сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и);

    – сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (использует союзы: потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);

    – ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;

    – наблюдаются аграмматизмы в устой речи, неправильное согласование прил. с сущ.;

    – отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами;

    – аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных;

    – неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;

    – понимает и употребляет предлоги;

    – использует приставки при образовании сущ. и гл.;

    – имеются ошибки при преобразовании и сущ. в множественное число;

    – трудности в словообразовании / словоизменении;

    – операции словоизменения и/или словообразования затруднены.

    9. Слоговая структура:

    Указывается: тип слоговой структуры (мно­госложные, со стеченьями согласных, малознакомые, ко­личество слогов и из каких слогов состоит, например трех­сложные со стечением согласных на границе слогов).

    Оценивается: характер ошибок.

    – пропускает слоги, уподобляет слоги, пе­реставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, пре­образует стечения согласных в дополнительный слог; пе­реставляет согласные;

    – очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;

    – при повторном произнесе­нии воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец;

    – слоговая структура сохранна;

    – нарушения слоговой структуры слова отсутствуют;

    – слоговая структура слова не нарушена;

    – правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры;

    – невозможность воспроизведения слов;

    – переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски слогов;

    – допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов);

    – замедленное послоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.

    Оценивается: наличие / отсутствие дефектного произношения звуков.

    – звуки, имеющие дефектное произношение;

    – характер нарушения: искажения (указать, какие), замены (указать, какие), смешения (указать, какие);

    – устойчивый или неустойчивый характер проявления не­достатков, с чем это может быть связано.

    11. Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.

    а) фонематическое восприятие:

    – не сформировано (указать, какие звуки, по каким призна­кам смешиваются, устойчивый или неустойчивый харак­тер смешения, какие факторы ухудшают различение оппо­зиционных звуков);

    – дифференциация звуков не нарушена;

    – правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки;

    – при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки;

    – наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

    б) звуковой анализ и синтез:

    – способность выделить звук на фоне слова сформирована;

    – определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове;

    – первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки;

    – способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована;

    – навык звукового анализа и синтеза сформирован;

    – владеет звуковым анализом слов (указать, каких);

    – при выполнении звукового анализа допускает ошибки (указать, каких);

    – доступен звуковой анализ слов (указать, каких);

    Читайте также:
    Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    – правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков;

    – слово из звуков (указать количество) синтезирует;

    – звуковой синтез не доступен.

    12. Связная речь

    Указывается: вид задания (составление связного рассказа по серии кар­тинок (указать количество), по картинке, с опорой на реальный предмет или си­туацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).

    – самостоятельность выполнения задания (составил само­стоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;

    – степень развернутости (примерное количество предложе­ний);

    – тематичность (рассказ соответствует избранной или пред­ложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие нео­правданных отступлений от темы; тема раскрыта не пол­ностью);

    – связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – со­юзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложени­ями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);

    – последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логиче­ская последовательность; части рассказа или предложе­ния расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предло­жений, не связанных между собой);

    А) рассказ по серии картинок:

    Критерий смысловой целостности:

    – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

    – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев;

    – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

    – отсутствует описание ситуации.

    Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

    – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

    – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление;

    – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

    – рассказ не оформлен;

    Б) пересказ текста:

    Критерии смысловой целостности:

    – воспроизведены все смысловые звенья;

    – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

    – пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;

    Критерии лексико-грамматического оформления:

    – пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм;

    – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;

    – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

    Критерии самостоятельности выполнения:

    – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

    – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения;

    – пересказ по вопросам;

    – даже по вопросам пересказ недоступен.

    13. Темп и плавность речи

    Оценивается темпо-ритмическая организация речи.

    – темп ускорен / замедлен;

    – наличие слов с неправильно выделяемым удар­ным слогом;

    – наличие продолжительных пауз хезитации;

    – наличие проявлений заикания (каких?).

    – темп речи замедленный (быстрый, нормальный);

    – речь не торопливая (чрезмерно быстрая);

    – паузы и ударения употребляет правильно;

    – наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста;

    – словесное ударение употребляет правильно;

    – паузы в речи использует излишне часто.

    – при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);

    – в диктантах и изложениях единичные/многочисленные ошибки;

    – графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы, колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н);

    – специфические ошибки: пропуски, замены букв и слогов и др.;

    – отсутствие выделения начала предложения;

    – способ чтения (побуквенный, слоговой плавный или отрывистый, слоговой с переходом на целые слова, целыми словами);

    – тип ошибок: пропуски, замены букв, слогов, неправильное чтение окончаний слов и др.;

    – количество ошибок (единичные, редкие, многочисленные) и их влияние на понимание прочитанного;

    – понимание прочитанного (фактология, общий смысл текста и подтекст).

    Формулировки логопедических заключений для учащихся общеобразовательных классов

    1. Фонетическое нарушение речи (ФНР)

    2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

    3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровня или НВ ОНР).

    4. Заикание. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или с ФФНР.

    5. Нарушение / недоразвитие чтения и/или письма. Можно использовать термины из клинико-педагогический классификации (дисграфия и дислексия с указанием их вида).

    Формулировки логопедических заключений для учащихся с ЗПР

    1. Несформированность языковых средств.

    2. Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств.

    Формулировки логопедических заключений для учащихся с УО

    1. Системное недоразвитие речи.

    2. Нарушение письма и/или чтения, обусловленное системным недоразвитием речи.

    В заключении можно так же отразить динамику развития речи:

    – значительное / незначительное улучшение речи;

    – динамика улучшения речи положительная / незначительная;

    В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:

    – речевое развитие соответствует возрасту;

    – речь развита в пределах возрастной нормы.

    Учитель-логопед формулирует рекомендации в рамках своей компетенции.

    – продолжить логопедические занятия;

    – автоматизация в речи звуков (указать каких);

    – логопедические занятия по развитию фонематических процессов;

    Комментарии к оформлению индивидуальной речевой карты и индивидуальной карточки ребенка

    Предлагаемый вариант речевой карты соответствует установленным требованиям и представляет собой карту бланк, что упрощает заполнение документа, сохраняя его содержательность .

    Титульный лист карты содержит следующую информацию:

    ■Фамилия имя, возраст, класс, школа № , домашний адрес, телефон (заполняется в начале обследования);

    ■ Данные о развитии (заполняется в начале обследования со слов родителей);

    ■ Характеристика устной речи (заполняется по завершении обследования, проводимого индивидуально);

    Читайте также:
    Конспект НОД по теме Предлоги

    ■ Характеристика письменной речи (заполняется по завершении обследования, проводимого фронтально или индивидуально);

    ■ Заключение (формулируется по результатам обследования устной речи (учащиеся 1-х классов на начало учебного года); устной и письменной речи (учащиеся остальных классов).

    ■ Рекомендации (даются по результатам обследования и могут быть следующего содержания: «рекомендованы логопедические занятия», «рекомендовано обследование в ПМПК», «рекомендована консультация школьного психолога» (если есть), «логопедические занятия не рекомендованы»).

    Обследование речи проводится на разных языковых уровнях с последовательностью предъявления заданий в соответствии с принципами системности, от общего к частному, что помогает собрать емкую (количественно и качественно) информацию о проявлениях речевой недостаточности и рассматривать особенности речи в контексте с другими высшими психическими процессами.

    В речевой карте:

    ■ указаны виды заданий и их фактический материал, которые могут быть изменены на более привычные, а значит, более показательные для логопеда;

    ■ предложены критерии оценок выполняемых заданий (оценку рекомендуется проводить по окончании обследования).

    Выполнение большинства заданий требует незначительного по объему наглядного материала, который дан в приложении к речевой карте и предлагается как опорный при выполнении некоторых видов заданий.

    Некоторые виды заданий (по оптико-пространственному восприятию, праксису, профилю латеральной организации) не являются вербальными, но внесены в речевую карту, т. к. в сочетании с другими показателями: понимание инструкции, темп выполнения заданий, сформированность мотиваций, регуляции, самоконтроля, являются информационно важными для определения причин (не только речевых), обусловивших нарушения письменной формы речи.

    Обследование зрительного восприятия может быть проведено с использованием традиционного «Ориентировочного теста школьной зрелости» (тест Керна Ийрасека), но с точки зрения сформированности графо-моторного навыка и оптико-пространственных представлений.

    При обследовании чтения как письменной формы речи необходимо обращать внимание не только на техническую сторону процесса (скорость, способ чтения, правильность, выразительность), но прежде всего на его осознание (понимание смысла прочитанного), не только фиксируя, но и анализируя ошибки.

    Нормативные требования к технике чтения

    1 класс 1полугодие 2полугодие 20 25 слов Слоговое Слоговое
    2 класс 1полугодие 2полугодие 25 35 слов 40 50 слов Слоговое + словами Слоговое + словами
    3 класс 1полугодие 2полугодие 50 60 слов 65 75 слов Слоговое + словами Словами
    4 класс 1полугодие 2полугодие 70 80 слов 85 95 слов Словами Словами

    Учитывая нормативные требования, не следует забывать, что:

    > Вырабатывая автоматизированные способы чтения, ребенок не должен терять возможности в любой момент, когда это понадобится, осознавать эти способы и сознательно их контролировать.

    > При выработке навыков автоматизируется не сама деятельность в целом, а ее отдельные компоненты. Чтение всегда остается сознательной деятельностью, автоматизируются лишь операции (способы ее выполнения), посредством которых эта деятельность осуществляется.

    > Навык чтения предполагает владение навыками как быстрого, так и медленного чтения. С одной стороны, нужно уметь читать возможно более быстро (когда это необходимо); с другой – чтение, например, художественной литературы должно быть медленным чтением для воссоздающего воображения, без которого невозможно полноценное восприятие художественного произведения.

    Таким образом, скорочтение, являясь показателем сформированности навыка, не должно считаться единственным критерием оценки чтения как сознательной деятельности, т. к. уметь читать – значит уметь читать по разному. Поэтому учет нормативных требований к технике чтения должен носить, скорее, ориентировочный характер для учителя-логопеда при обследовании чтения.

    Письменная речь (в случае сформированных навыков письма и чтения) обследуется фронтально, устная речь – индивидуально. Свободно владея техникой обследования, возможно проведение обследования устной речи фронтально или попарно.

    По результатам обследования письма, письменной речи заполняется карта специфических ошибок, в которой фиксируются все допущенные ошибки с учетом их специфики и количества при выполнении различных видов письменных заданий (списывание, слуховой диктант, свободный диктант), что в последующем будет определять составление перспективного планирования, тематического планирования, выбор индивидуальной или групповой формы работы.

    На титульный лист речевой карты вынесено логопедическое представление на учащегося, которое заполняется в соответствии с данными о развитии ребенка (со слов родителей во время обследования) и характеристиками устной и письменной речи. Что облегчает составление логопедического представления по требованию родителей или для предоставления в ПМПК.

    Обследование рекомендуется проводить в присутствии родителей (законных представителей) ребенка для:

    ■ заполнения родителями индивидуальной карточки на учащегося;

    ■ рекомендаций по результатам обследования;

    ■ решения вопроса о зачислении на занятия.

    В случае отказа от рекомендуемых ребенку занятий со стороны родителей Вы можете предложить написать заявление следующего содержания:

    «Прошу не зачислять моего ребенка_____ (фамилия, имя) на логопедические занятия (с указанием причины). 00.00.00. Подпись».

    Данное заявление может оказаться полезным при решении спорных вопросов или предъявлении возможных претензий к учителю-логопеду со стороны администрации школы, учителя, а также родителей в последующем.

    В индивидуальную карточку, заполняемую родителями, могут быть внесены дополнительные пункты, являющиеся для учителя-логопеда информационно важными.

    Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 301 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    Методические рекомендации по оформлению речевых карт для детей с онр и ффнр (фнр) и некоторых формулировок для написания характеристик при экспресс обследовании детей

    Методические рекомендации по оформлению речевых карт для детей с ОНР и ФФНР (ФНР) и некоторых формулировок для написания характеристик при экспресс обследовании детей

    Методист ИПО СГГУ

    Говоря о функциональных обязанностях учителя – логопеда, можно выделить одну очень значимую и не менее важную обязанность, чем все остальные. Это – оформление необходимой документации по установленной форме. Ее ведение является одним из существенных показателей профессионализма. Много времени отводит логопед написанию логопедических заключений, характеристик, представлений, оформлению речевых карт и должен рационально использовать своё рабочее время. Чтобы не тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, специальных выражений, формулировок в данных рекомендациях предлагаются некоторые варианты готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность (Приложение 1). Это помогает повысить свою компетентность в области нормативно – правовых материалов, более эффективно организовать свою работу. Заполняя документ на ребенка, необходимо знать содержание нормативных документов, касающихся данного вопроса, помнить о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, основываться на его диагностические данные и учитывать результаты речевого развития. Также представлены образцы оформления речевых карт для детей с ОНР и ФФНР (Приложение 2).

    Читайте также:
    Спортивно-речевое педагогическое мероприятие на тему: Но приданья старины забывать мы не должны

    Эти методические рекомендации помогут учителям – логопедам в их повседневном труде.

    Данные о ходе речевого развития

    • Речевое развитие по возрасту;
    • без особенностей;
    • доречевое развитие с задержкой;
    • раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
    • в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
    • поздно начал говорить;
    • до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
    • ранее психомоторное развитие с задержкой;
    • фразовая речь – с 3 лет.

    Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

    • Анатомическое строение без аномалий;
    • не удерживает позу закрытого рта;
    • может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
    • движение языка замедленные, с затруднениями;
    • основные движения языком, губами выполняет;
    • губы толстые, малоподвижные;
    • наблюдается замена движений и синкенезии;
    • язык вялый, массивный, объем движений неполный;
    • переключаемость движений нарушена;
    • тонус нормальный, активность движений достаточная;
    • кончик языка малоактивный;
    • при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
    • прикус – прогения;
    • отмечается повышенная соливация;
    • твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
    • точность выполнения движений сохранна;
    • зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
    • мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.

    Состояние мелкой моторики

    • Движение рук неточное;
    • пробы Хеда выполняет выборочно;
    • с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
    • навыками самообслуживания не владеет;
    • недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
    • произвольная моторика не сформирована;
    • ведущая рука – правая;
    • предпочитает работать левой рукой;
    • все движения выполняет правильно;
    • мышечный тонус повышен;
    • неправильно держит карандаш;
    • моторная неловкость при работе с пластилином;
    • испытывает трудности при овладении графическими навыками;
    • наблюдается замедленный темп письма;

    Состояние общей моторики

    • Двигательно неловок, медлителен;
    • ограничен объем активных движений;
    • отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
    • испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
    • мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
    • отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
    • замен движений и синкенезий не наблюдается;

    Понимание речи

    • Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
    • понимание речи затруднено;
    • выполняет задания по словесной инструкции;
    • нуждается в неоднократном повторении задания;
    • с опозданием реагирует на обращение учителя;
    • речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
    • понимание речи связано с незнанием русского языка.

    Звукопроизношение

    • Имеются недостатки произношения;
    • нарушено произношение звуков …;
    • дефектно произносит оппозиционные звуки;
    • недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
    • изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
    • отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.

    Фонематические процессы

    • Фонематический слух недостаточно сформирован;
    • фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
    • фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
    • затрудняется придумать слово на заданный звук;
    • слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
    • неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
    • фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
    • при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;

    Владение звуко – буквенным анализом и синтезом

    • Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
    • допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
    • имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
    • определение места звука в слове сформировано;
    • место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
    • имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;

    Воспроизведение слов сложного звукового состава

    • Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
    • количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
    • переставляет слоги местами;
    • слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

    Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания

    • Темп высказываний замедленный;
    • речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
    • звуки произносятся нечетко;
    • голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
    • дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
    • темп и ритм речи в пределах нормы;
    • словесное ударение употребляет правильно;
    • интонационная речь недостаточно выразительна.

    Проявления заикания

    • Не заикается;
    • иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;
    • наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);

    Словарный запас

    • Объем словарного запаса соответствует возрасту;
    • словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
    • не всегда точно использует слова;
    • испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
    • в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
    • не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
    • часто использует слова не по назначению;
    • допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
    • страдает понимание и употребление обобщающих понятий.

    Грамматический строй

    • Недостаточно сформирован для данного возраста;
    • в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
    • допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
    • имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
    • неправильно употребляет предлоги, падежи;
    • имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
    • в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
    • допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
    • имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
    • допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
    • есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
    Читайте также:
    Игры на формирование экологических представлений дошкольников

    Связная речь

    • Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
    • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
    • неотчетливо произносит слова;
    • оречевление затруднено;
    • при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
    • наблюдается высокий уровень речевого развития;
    • опыт речевого общения беден;
    • самостоятельно высказаться затрудняется;
    • устная форма речи недостаточно сформирована.
    • грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).

    Письмо

    • Имеются многочисленные ошибки разного характера;
    • испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
    • при списывании наблюдаются единичные ошибки;
    • при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).

    Чтение

    • Способ чтения побуквенно – слоговой;
    • чтение замедленное, послоговое, словами;
    • понимание прочитанного с неточностями;
    • чтение послоговое, простые слова читает целостно;
    • делает запинки при чтении многосложных слов;
    • чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
    • не отвечает на вопросы по тексту;
    • при чтении слова произносит неотчетливо.

    Координация и пространственная ориентировка

    • Нечеткая координация движений;
    • затрудняется определить правую, левую сторону;
    • зрительно – пространственные представления сформированы недостаточно;
    • причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
    • неправильно располагает написанное на листе бумаги;
    • схема тела не сформирована;
    • правильно определяет части тела.

    Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)

    • Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
    • охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
    • легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
    • имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
    • испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;
    • внимание неустойчивое, часто отвлекается;
    • значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
    • с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
    • запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;
    • инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.

    Логопедическое заключение

    • Показаний для занятий на логопункте нет;
    • фонематическое недоразвитие речи;
    • общее недоразвитие речи;
    • нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
    • нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
    • недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
    • лексико-грамматическое недоразвитие;
    • полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
    • сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
    • имеется нерезко выраженная дисграфия;
    • аграмматическая дислексия и дисграфия;
    • фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

    Основные причины трудностей усвоения учебного материала

    • Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
    • трудности адаптации в школьном учреждении;
    • нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
    • незрелость эмоционально – волевой сферы;
    • педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
    • гиперопека родителей;
    • недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
    • двигательная расторможенность, гиперактивность;
    • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
    • трудности начались со второго полугодия, после болезни;
    • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
    • трудности овладения учебными терминами, понятиями;
    • слабо развито словесно-логическое мышление;
    • недостаточное развитие связной речи;
    • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
    • невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)

    Результаты речевого развития

    • Динамика речевого развития незначительная;
    • при положительной динамике развития, выпущен из группы;
    • рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
    • динамики в развитии не наблюдается;
    • логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.

    Приложение 2

    ^ РЕЧЕВАЯ КАРТА

    Фамилия, имя ребёнка___________________________________________________________________

    Дата рождения, возраст______________________Возраст на 01.09.____ г. _______________________

    Домашний адрес, телефон_______________________________________________________________

    Откуда поступил в ДУЗ _____________________ Дата поступления в логопедическую группу ______

    Решение медико-педагогической комиссии от _______________Протокол № ____________________

    Принят на срок_________________________________________________________________________

    Заключение медико-педагогической комиссии_______________________________________________

    Продление срока пребывания на _____________________ Протокол № ______ от_________________

    Заключение медико-педагогической комиссии_______________________________________________

    Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

    Содержимое публикации

    Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

    Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.

    Родители (законные представители) ____________________________________________________

    1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

    2. Речеязыковая компетенция

    2.1. Уровень сформированности лексикона

    Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

    Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь

    2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

    Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь

    Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм

    Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь

    2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

    Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

    Читайте также:
    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом ОНР

    Продуцирование текстане доступно

    Репродуцирование текстане доступно

    2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

    Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза

    Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

    Слоговая структура слова грубо нарушена

    Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза

    1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

    3. Состояние артикуляционного аппарата

    3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

    3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация

    3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)

    4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

    5. Двигательное развитие

    5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

    5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук

    6. Психологическая база речи

    6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

    6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

    7. Дополнительная информация

    7.1. Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова

    7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей

    7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи

    7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития

    7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)

    РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

    Учитель-логопед _____________________________________________________ /________________/

    Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.

    Фамилия, имя, отчество Иванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.

    Родители (законные представители) ____________________________________________________

    1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

    2. Речеязыковая компетенция

    2.1. Уровень сформированности лексикона

    Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

    Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

    2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

    Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

    Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

    Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

    Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

    Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

    Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)

    Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

    Слоговая структура слова грубо нарушена

    Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)

    1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

    3. Состояние артикуляционного аппарата

    3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

    3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии

    3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет

    4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

    5. Двигательное развитие

    5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

    5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук

    6. Психологическая база речи

    6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

    6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

    Читайте также:
    Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

    7. Дополнительная информация

    7.1. Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)

    7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья

    7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность

    7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии

    7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)

    РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

    Учитель-логопед ____________________________________________________ /_________________/

    Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

    Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович ……Дата рождения 00.00.0000 г.

    Родители (законные представители) ____________________________________________________

    1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

    2. Речеязыковая компетенция

    2.1. Уровень сформированности лексикона

    Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

    Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

    2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

    Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

    Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

    Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

    Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

    Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

    Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)

    Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

    Слоговая структура слова грубо нарушена

    Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ

    Знакомство родителей с современными педагогическими технологиями на семинарах-практикумах в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи)

    Родители несут ответственность за благополучие своего ребенка. Причем не формальную, как врач, а реальную – благодаря своему биологическому и социальному статусу людей, подаривших ему жизнь.

    Современная родительская некомпетентность, отсутствие необходимых знаний о развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста, связанны лишь с соответствующими культурными установками, недостатком необходимой информации и фактически отсутствием школы для родителей.

    Опыт логопедической практики в дошкольном учреждении показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцинирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы.

    В основу консультативно-образовательной деятельности учителя-логопеда нашего дошкольного образовательного учреждения выдвинута система проведения годичных семинаров-практикумов для родителей и детей. Отличительной чертой данных тематических циклов стало знакомство родителей с педагогическими технологиями и вариативностью их использования в совместных занятиях с детьми дома. Средством объединения данных семинаров-практикумов является сказка.

    Совместные семинары-практикумы для родителей и детей 4-5 летнего возраста:

    1 .Целью первого семинара-практикума является знакомство родителей с органами артикуляции, артикуляционной и дыхательной гимнастикой.

    Авторская сказка помогает учителю-логопеду ознакомить родителей с механизмами действия дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой и её лечебной эффективностью, с валеологической здоровьесберегающей технологией вибрационно-вокального и дыхательного развития (автор Татарникова. Л. Г., Андреева Л. В.).

    Данные технологии помогают овладевать различными видами дыхания, использовать дыхание в целях саморегуляции организма, овладеть техникой вокального и речевого дыхания, развить детям их дыхательные возможности.

    Терапевтическая технология сказкотерапии позволяет родителям ознакомиться с логопедическими сказками-путешествиями для проведения артикуляционной гимнастики (авторы Косинова Е.М., Лукина Н.А, Малец М. В., Нищева Н.В., Рогожникова М.В., Рожкова Т.В., Рыжова Н.В.) и для проведения самомассажа лица (автор Куликовская Т. А.).

    2. В рамках второго семинара-практикума родители получают практические навыки по развитию мелкой моторики рук детей.

    Здоровьесберегающая терапевтическая технология Су-джок – терапия ознакомит с разновидностью массажа кистей рук массажным шариком Су-Джок. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, логопед предлагает использовать стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом работать над автоматизацией поставленного звука в речи.

    Наряду с приемами пальчиковой гимнастики, родителям показывается массаж пальцев рук с использованием разнообразных предметов (орехи, шарики, мячи, разноцветными шариками «марблс», карандаши, прищепки, бигуди и т.д.) и в том числе гидрогимнастика и гидромассаж (автор Штыкина И.Н.).

    Вода, соль и массаж как лечебные профилактические средства были известны еще в глубокой древности. Благоприятное воздействие теплой воды, соли и массажа на кожу рук ребенка с ее обширной сосудистой системой и огромным количеством рецепторов, является механическим передатчиком раздражения в кору головного мозга. Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего происходит расслабление и снятие патологическое напряжение.

    Читайте также:
    План-конспект подгруппового логопедического занятия на тему Игрушки

    Технология тестопластики, предложенная на семинаре, позволяет детям с помощью взрослых обогатить опыт ощущений и восприятий, активизировать мелкую моторику рук; координацию и тактильные ощущения рук; способствовать развитию воображения, памяти, внимания, мышление.

    3. Третий семинар-практикум посвящен умным играм.

    На данном семинаре учителю-логопеду предстоит ознакомить родителей со здоровьесберегающей валеологической технологией эмоционально-образного развития (автор Татарникова. Л. Г., Андреева Л. В.) для улучшения психологического настроения у детей с проведением общей цветовой саморегуляции.

    С целью ознакомления с терапевтической здоровьесберегающей технологией пескотерапии (авторы Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевна, Н.В.Дурова, Н.Кузуб, Р.Г.Голубева) логопед организует совместные игры с песком, акцентируя внимание на их роли в развитии тактильно-кинетической чувствительности и мелкую моторику рук; снятию мышечной напряжённости; стабилизации эмоционального состояния, поглощения негативной энергии; совершенствованию зрительно-пространственную ориентировки, способствующие расширению словарного запаса; развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; на их роли в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Обучающая сказка-путешествие знакомит родителей с технологией развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач, автор Альтшуллер Г. С.) и технологией развивающих игр (автор Никитин Б. П.)

    Данные технологии применяются для развития быстроты реакции, фонематического слух, изобретательской смекалки, памяти и внимания, диалектического мышления ребенка, творческих способностей и воображения, формирования произвольности.

    При планировании данных семинаров-практикумов подбирался материал на сочетание работы в паре: «логопед-ребенок», «родитель-ребенок», «логопед-родитель». Выбор данной формы работы помогало родителям принять роль не только наблюдателя за деятельностью своего ребенка, но и стать соучастником сказочного действия.

    В рамках проведения совместных семинаров-практикумов для родителей и детей 5-6 летнего возраста проходит работа над проектными педагогическими технологиями.

    Совместные проекты ознакомительно-ориентированного типа применяются для сбора информации и систематизации знаний детей об объектах, явлениях («Животные наших лесов», «Транспорт», «Любимое дерево моего ребенка», «Новая буква», «Моя азбука»). Информационные проекты социальной направленности позволяют воспитывать у детей привязанность к родителям, развивать интерес к их трудовой деятельности, положительное отношение к сверстникам и детскому саду, формировать адекватную самооценку. («Моя любимая мама», «Наши папы», «Наш любимый детский сад», «Моя семья»).

    Выполнение данных проектов позволило поддержать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

    Совместные семинары-практикумы для родителей и детей 6-7 летнего возраста позволяют подготовить детей и родителей к школьному обучению. Ознакомление родителей с терапевтической технологией кинезиология (авторы Сиротюк А.Л., Сиротюк А. С., Зегебарт Г.М., Ильичева О.С.) позволило облегчить процесс формирования предпосылок, необходимых для осуществления любой практической и особенно учебной деятельности, развитию графомоторных навыков, тонкой моторики рук, овладения навыками рисования, письма и чтения; провести профилактические мероприятия по предотвращению дислексии и дисграфии. Под влиянием кинезиологических тренировок в ДОУ и в семье отмечены положительные структурные изменения в организме будущих школьников (синхронная работа полушарий головного мозга).

    Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда с родителями интересно тем, что логопед направляет поисковую деятельность родителей на придумывание вариантов работы с детьми по коррекции и развитию речи; что родители на время семинаров-практикумов являются не только сторонними наблюдателями, но и соучастниками сказочного творческого действия.

    Проводя тематические семинары-практикумы, разрушается иллюзия, распространенная среди родителей, о возможности магического «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии переноса в реальную жизненную ситуацию.

    Работа с родителями – одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда. Проходя такую «школу логопеда», родители постепенно из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, что дает хорошие результаты. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, и повышают качество коррекционного процесса, снижают рецидивы.

    1. Богачева О.В. Современный подход в работе с родителями в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы). Курск, ООО «Учитель», 2006г.
    2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
    3. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
    4. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. — С.52-54
    5. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
    6. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
    7. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
    8. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
    9. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. Издательство: Сфера, 2009 г.
    10. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: