Логопедические игры своими руками

Логопедическое пособие «Речевичок»

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Читайте также:
Тренажер для развития мелкой моторики

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

«Использование дидактических игр и пособий, изготовленных своими руками в работе учителя-логопеда» материал по логопедии (старшая группа) на тему

При работе с детьми важно применять творческое отношение к занятиям. Малыши, с которыми работает логопед, в силу возраста еще не понимают причин, по которым они находятся здесь. Для них то, что делает логопед, выглядит как увлекательные игровые занятия. Кроме того, нарушения речи могут сопровождаться различными недостатками в развитии мелкой моторики, внимания, памяти, воображения, способности думать. Логопедические занятия должны быть направлены на борьбу со всеми такими проблемами.

Делаем логопедические игры и пособия самостоятельно

Делая логопедические игры своими руками для дошкольников, нужно быть уверенным в том, что они являются красочными и увлекательными для малышей. Ребенку нравится играть, а логопед должен организовать это таким образом, чтобы происходила корректировка нарушений.

Логопед занимается с ребенком

Пособия для формирования предметной деятельности

Иногда нарушения речи связаны с недостаточным развитием мелкой моторики или интеллектуальной деятельности. Можно создать логопедические пособия своими руками для коррекции таких проблем.

Работаем над сенсорикой: игра «Замочки»

Важно! Игра «Замочки» поможет детям развить необходимые качества.

Перед началом надо приготовить несколько разноцветных замков-молний (не меньше 6 штук различного цвета). Их раскладывают горизонтально, один под другим, перед ребенком. Ребёнку даются задания различного рода:

  1. Найти замок определенного цвета.
  2. Закрыть или открыть тот, в названии которого есть определенная буква.
  3. Рассказать о своих действиях.
  4. Посчитать вслух замки определенного цвета.

При этом развиваются речевые навыки и мелкая моторика движений рук.

Игра «Посади бабочку на свою дорожку»

В этой игре из фетра определенных цветов сделаны полосы (дорожки). Их должно быть не менее шести штук. Плоские фигурки бабочек, сделанных из картона, нужно посадить на дорожку определенного цвета. При этом могут быть такие задания:

  1. Посадить определенное количество синих фигурок на соответствующую дорожку.
  2. Посчитать вслух количество бабочек, указывая их цвет.

При каждом действии ребёнок должен описывать то, что делает по заданию воспитателя.

«Звуковые полянки» для автоматизации звуков

Для этой игры на листе бумаги рисуют извилистую дорожку. В ее начале ставят собачку, в конце — будку. На дороге находятся косточки, которые надо собрать. Малыш ведет игрушку по дорожке, имитируя ее рычание. Когда она находится в промежутках между косточками, ребенок произносит «р-р-р-р-р-р» длинно и с усилием. У косточки он отдыхает, издавая короткие и легкие звуки «р». Таким образом происходит автоматизация произношения этого звука.

Читайте также:
Конспект образовательной логопедической деятельности для воспитанников 6-7 лет: 23 февраля - День Защитника Отечества

Собираем альбом из карточек на развитие мелкой моторики

Задания по развитию малышей существуют в большом количестве вариантов. Целесообразно собрать их в альбом, каждая страница которого представляет отдельное задание.

Логопедический коврик из квадратов

Если сделать коврик с квадратами и в каждом из них прикрепить мелкие предметы, то малышам можно давать различные задания, относящиеся к ним. Например, они могут выбрать предметы определенного цвета, считая и называя их.

Собираем картинки по темам для работы над звуками

Ребенок может описывать содержимое картинок, составлять относящиеся к ним предложения. Собрав тематическую коллекцию, он будет выполнять задания, связанные с отдельными картинками или их группами, описывая свои действия словами.

Самоделки для развития мелкой моторики из подручного материала

Изготавливая своими руками игры и задания для детей, можно помочь развитию их интеллекта и речевых навыков.

«Шнуровка»

Для такого рода игр можно распечатать изображения и наклеить на твердую бумагу. При этом некоторые детали, которые нужно добавить оформляются таким образом, чтобы в этом месте можно было продеть шнурки и получился завершенный сюжет. Например, можно изобразить тучку и подготовить дырочки так, чтобы шнурок имитировал капли дождя.

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Важно! Могут быть использованы различные сюжеты. Например, шнуровка может обозначать спицы велосипеда или очерчивать нужный контур.

Логопедические бродилки

Для работы с детьми можно использовать компьютер. Для этого достаточно воспользоваться программой для составления презентаций (например, Microsoft PowerPoint). При этом на картинке, которую используют для создания фона, ставят несколько изображений предметов и присоединяют к ним звуки. На этой основе можно создавать различные логопедические игры. Вот некоторые из них:

  1. Ребенок прикасается к нескольким картинкам и громко произносит названия предметов. Он выбирает те, которые дают одинаковый звук. Например: «Одна елочка, две елочки.» Для изучения прилагательных можно произносить: «Одна зеленая елочка, две зеленых елочки».
  2. Предложить малышу выбрать три понравившихся предмета из предложенных и составить предложения с каждым из них. Например, если он выбрал рыбку, посуду и яблоко, он может сказать: «Рыбка плавает в аквариуме», «Петя съел яблоко» и «Папа купил посуду».
  3. Можно поиграть в игру «Жадина». Для этого ребенок выбирает несколько предметов (например, елка, пирожное)и говорит «Моя елка», «Мое пирожное». Можно предложить аналогичную игру «Не жадина». Выбрав картинки со шляпой и велосипедом, малыш говорит: «Я все отдал и у меня нет велосипеда, нет шляпы».

На базе одного или двух изображений с картинками можно придумать большое число такого типа логопедических игр.

К этой категории логопедических пособий, сделанных своими руками для дошкольников, относятся лабиринты. Их рисуют на листке бумаги. Для ребенка создается простой лабиринт, внутри которого расположено большое число предметов. Ребенок бросает кубик и продвигается по направлению к цели, громко и четко проговаривая при этом названия предметов, через которые он проходит. Рисунки подбирают по такой схеме, чтобы игра помогала малышу освоить определенные звуки. Обычно используют несколько вариантов таких лабиринтов.

Тактильный мешочек

Для этой дидактической игры необходимо пошить два вида мешочков:

  1. Непрозрачные — в них нельзя разглядеть, что находится внутри, но можно прощупать. Их делают квадратными со стороной не более 10 сантиметров.
  2. У прозрачных одна сторона сделана из пластика. Для этого можно использовать материал, из которого изготовлены прозрачные файлы. Другая сторона выполнена из ткани.

Мешочки наполняют различными видами наполнителей так, чтобы их на ощупь легко было различить. Они должны быть парными. Каждая разновидность должна быть в одном прозрачном и одном непрозрачном мешочках.

Вот примеры игр, которые могут проводиться с детьми:

  1. Сначала рассматривают содержимое одного из прозрачных мешочком. Его осматривают, ощупывают и описывают содержимое. Затем ищут такой же наполнитель в непрозрачном мешочке.
  2. На ощупь ищут нужный материал. Затем указывают на прозрачный мешочек с таким же наполнителем. Описывают то, что в них содержится. В результате надо выстроить два ряда. При этом должны быть расположены вместе мешочки с тем же содержимым.

Такие занятия развивают зрительные и тактильные анализаторы, учат детей правильно говорить.

Применяется еще один логопедической игры, сделанной своими руками, при котором в мешок кладут несколько предметов. Дети должны на ощупь определить то, что там находится, достать и описать словами.

Дыхательная гимнастика

Для коррекции произношения звуков логопеды практикуют дыхательную гимнастику. Упражнения позволяют усилить воздушную струю, направлять силу воздуха в нужное место, увеличить длительность выдувания. Сначала упражнения выполняют просто губами, не надувая щек. Нужно стараться, чтобы струя воздуха попала на язычок. Это необходимо при работе над шипящими и свистящими звуками — ш, ж, щ, ч, с, з.

Такие упражнения призваны увеличить вентиляцию воздуха в легких, поэтому перед началом занятий обязательно проветрите помещение или выполняйте их на свежем воздухе. При повторах от глубокого дыхания у ребенка может закружиться голова, поэтому делайте перерывы между упражнениями для отдыха. Длительность занятий дыхательной гимнастикой нужно увеличивать постепенно, начиная с коротких упражнений.

Для таких занятий логопедические пособия своими руками сделать несложно. Помимо выдувания воздуха через трубочку или надувания воздушного шарика, можно сделать ребенку яркую игрушку, используя картонную втулку от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги или атласные ленты. Из таких материалов можно с легкостью сделать осьминога с глазами-помпонами. Для красоты оклейте трубочку цветной бумагой. При выдувании воздуха полоски бумаги или ленты будут развиваться в воздухе, что очень понравится ребенку. Прикрепить их можно обычным канцелярским степлером.

Читайте также:
Занятие по обучению грамоте Путешествие по сказке

Темы для занятий для логопеда

Занимаясь с детьми логопед может взять множество различных тем. помогая малышам развивать речевые навыки. Далее приводятся несколько наиболее популярных вариантов.

Темы занятий для подготовительной группы

В каждом занятии важно использовать физкультминутки и сделать его для детей увлекательной игрой.

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Тема «Профессии»

Во время таких занятий рассматривают различные специальности, вовлекая детей в игры и разнообразную деятельность. Им загадывают загадки, связанные с деятельностью взрослых. С малышами проделывают упражнения, имитирующие движения работников.

Проводя по теме «Профессии» логопедическое занятие в подготовительной группе детей учат говорить о различных видах занятий взрослых.

С детьми произносятся различные звуки и слова, их учат делать мимические движения, выражающие определенные эмоции.

Тема «Зима»

Когда проводится логопедическое занятие на тему «Зима» предлагаются загадки на темы зимней погоды, событий, относящихся к этому периоду. С детьми проводят беседы, связанные с этим временем года. Малышам предлагают описать зимнюю погоду, употребляя для этого различные слова. Например, «Что делает мороз/Щиплет, кусает».

Тема «Транспорт»

С детьми рассматривают различные виды транспорта и дают задания, которые имеют отношение к ним. Например, малыши рассматривают карточки с изображениями и должны определить, какая лишняя (изображены: автомобиль, поезд, самолет и кастрюля). Дети должны объяснить свой выбор. Можно проделать упражнение «Пароход гудит», используемое в логопедии.

Обратите внимание! При этом дети на выдохе с закрытым ртом должны произносить долгий звук «ы-ы-ы».

Тема «Мебель»

Мальчикам и девочкам дошкольного возраста предлагают назвать предметы мебели, расположенные в комнате. Их спрашивают о том, из чего сделаны различные части стула, стола или шкафа. Может использоваться игра, когда называются качества мебели, а ребенок должен назвать противоположное свойство.

Тема «Комнатные растения»

Можно сыграть в игру «Чтобы». Детям говорят, как нужно ухаживать за растениями, а они должны добавить слово «чтобы» и сказать, почему именно это надо делать. Игра «Два и пять» состоит в том, что о различных комнатных растениях нужно сказать предложение типа: «У меня два кактуса и пять кактусов». Детям с ОНР предлагают произнести различные предложения , рассказав о том, что делает божья коровка. Например: «Божья коровка летает над цветком».

«Веселая азбука»

Такое пособие пригодится и для логопедической работы, и для изучения букв. На листе картона сверху напишите крупным шрифтом большую и маленькую буквы. В нашем образце это «Д». Затем подберите картинки с изображением предметов на заданный звук и наклейте их на поверхности карточки.

Можно делать пособие вместе с детьми, чтобы ребенок придумал сам слова, начинающиеся на эту букву. Если необходимую картинку не найдете, можно всегда воспользоваться интернетом и отпечатать ее контуры на принтере. Малыш поможет ее раскрасить цветными карандашами. Таким образом оформляют все буквы алфавита. Можно своими руками логопедическую игру делать не всю сразу, а по мере изучения данной буквы. Ребенку легче будет запомнить ее. На следующем занятии можно повторить предыдущую букву и проработать следующую.

Организация логопедических игр в подготовительной группе

Для дошкольников могут проводиться более сложные и насыщенные логопедические мероприятия. Далее рассказано об одном из них.

План занятия «Логопедический КВН»

Конспект такого занятия включает следующие действия.

Детям предлагается соревнование двух команд в том, насколько они знают буквы и умеют произносить слова.

Сначала воспитатель разговаривает с ними, произнося стихотворные фразы. Он предлагает произнести сложные слова — дети делают это хором.

Затем все вместе произносят хором различные звуки (жа-жа-жа, ша-ша-ша).

Детям показывают слова, которые нужно прочитать. Каждая команда выполняет задание.

Малыши из подготовительной группы должны из предложенных слов отбросить буквы и получить новые слова. Далее дети решают другие языковые головоломки.

Обязательно проводится физкультминутка.

В конце занятия определяется победитель логопедического КВН в подготовительной группе. Воспитатель обязательно должен похвалить участников.

«Звуковые цепочки»

Детям очень сложно различать парные звуки (глухие и звонкие), например, с — з или ш — ж. Чтобы облегчить этот процесс, можно сделать логопедическое пособие своими руками, как на фотографии ниже. На большом листе картона изображены два зайчика разного размера. Один собирает слова, начинающиеся на звонкие звуки, другой — на глухие. Можно прикрепить необходимые пары букв кнопками или сделать прозрачный кармашек, чтобы их туда вставлять.

Детям дают набор карточек с картинками. Все предметы начинаются на данные звуки. Ребенок по очереди берет карточку и произносит вслух название изображенного предмета. Определив правильно первый звук, он ищет соответствующую букву и нанизывает картинку на шнурок, который тянется от нее. Так нужно распределить все картинки по цепочкам, выкладывая их рядом друг с другом.

Шаблон схемы для анализа логопедического занятия

Для проведения такого анализа рассматривают следующее:

  1. Задачи, цели проведенного занятия.
  2. Схема проведения: насколько хорошо она была продумана и реализована.
  3. Качество содержательной части урока.
  4. Оценка коррекционного воздействия на малышей.
  5. Изучение отношения детей к уроку.
  6. Насколько профессионально вел работу логопед.

В заключительной части анализа делаются выводы и вносятся предложения для совершенствования методики работы с детьми.

В развитии детей важное значение имеет сфера речевых навыков. Она связана с мелкой моторикой, мышлением, памятью и воображением. Коррекционные мероприятия надо начинать как можно раньше и проводить комплексно, стараясь сделать все возможное, чтобы малыш избавился от недостатков речи.

Оформление чистоговорок

Эти пособия часто используются логопедами и воспитателями детского сада для тренировки правильности произношения определенного звука. Это специальное упражнение состоит из двух частей и представляет собой короткий стишок. Первая строка состоит из трехкратного повторения слога или двух букв — первая гласная, а вторая — согласная. Это логопедическое упражнение на выработку артикуляции, автоматизации произношения звуков. Вторая часть представлена рифмованной фразой, которая содержит данный слог или сочетание букв.

Читайте также:
Конспект занятия про кошек

Чтобы ребенку легче было запомнить чистоговорки и быстрее их произносить, можно сделать своими руками логопедическую игру в форме карточек. Они могут быть маленькими в форме таблицы, как на образце в статье, а можно разместить каждую чистоговорку отдельно на большом листе картона. Это будет демонстрационный материал для работы в группе. Снизу напишите печатными буквами ее текст, чтобы подсказать детям содержание, если кто-нибудь его забудет.

«Прочитай задуманное слово»

Задача ребенка в данной игре, называя первые буквы картинок в ряду, составить задуманное слово. Это интересная игра, которую легко сделать самостоятельно.

Во время подготовки к изготовлению данного пособия действовать нужно в обратном направлении, то есть сначала задумать короткое слово, а затем подобрать картинки, которые начинаются на первые его буквы. Останется только расположить их на одной линии в ряд. На фото, представленном выше, приведены слова, состоящие из пяти букв. Если ребенку трудно освоить эту игру с первого раза, можно для начала придумать более короткие слова, например, «оса», «рак», «нос».

В статье даны образцы логопедических игр и пособий, которые вполне можно сделать в домашних условиях. Работать с ними интересно, а делать быстро и просто.

«Звуковые часы»

Следующая игра очень напоминает предыдущий вариант. Задача ставится та же. Дети должны найти парные слова, которые отличаются только одним звуком. Пособие внешне напоминает часы со стрелками, укрепленными на картонном кругу большого размера. Можно игру сделать из фанеры, оклеив потом листом цветной бумаги. Подбираются картинки пар слов, например, рак — мак, луг — лук, майка — гайка, чайка — майка, роза — коза, соль — моль и т. д.

Ребенок должен выставить стрелки таким образом, чтобы они указывали на пару похожих слов. Можно сделать пособие двусторонним, добавив картинки и стрелки еще и на тыльной стороне круга.

Как сделать логопедические пособия для дошкольников своими руками

  • Делаем логопедические игры и пособия самостоятельно
  • Пособия для формирования предметной деятельности
  • «Звуковые полянки» для автоматизации звуков
  • Собираем альбом из карточек на развитие мелкой моторики
  • Логопедический коврик из квадратов
  • Собираем картинки по темам для работы над звуками
  • Самоделки для развития мелкой моторики из подручного материала
  • Темы для занятий для логопеда
  • Темы занятий для подготовительной группы
  • Организация логопедических игр в подготовительной группе
  • План занятия «Логопедический КВН»
  • Шаблон схемы для анализа логопедического занятия

При работе с детьми важно применять творческое отношение к занятиям. Малыши, с которыми работает логопед, в силу возраста еще не понимают причин, по которым они находятся здесь. Для них то, что делает логопед, выглядит как увлекательные игровые занятия. Кроме того, нарушения речи могут сопровождаться различными недостатками в развитии мелкой моторики, внимания, памяти, воображения, способности думать. Логопедические занятия должны быть направлены на борьбу со всеми такими проблемами.

Делаем логопедические игры и пособия самостоятельно

Делая логопедические игры своими руками для дошкольников, нужно быть уверенным в том, что они являются красочными и увлекательными для малышей. Ребенку нравится играть, а логопед должен организовать это таким образом, чтобы происходила корректировка нарушений.

Логопед занимается с ребенком

Пособия для формирования предметной деятельности

Иногда нарушения речи связаны с недостаточным развитием мелкой моторики или интеллектуальной деятельности. Можно создать логопедические пособия своими руками для коррекции таких проблем.

Работаем над сенсорикой: игра «Замочки»

Важно! Игра «Замочки» поможет детям развить необходимые качества.

Перед началом надо приготовить несколько разноцветных замков-молний (не меньше 6 штук различного цвета). Их раскладывают горизонтально, один под другим, перед ребенком. Ребёнку даются задания различного рода:

  1. Найти замок определенного цвета.
  2. Закрыть или открыть тот, в названии которого есть определенная буква.
  3. Рассказать о своих действиях.
  4. Посчитать вслух замки определенного цвета.

При этом развиваются речевые навыки и мелкая моторика движений рук.

Игра «Посади бабочку на свою дорожку»

В этой игре из фетра определенных цветов сделаны полосы (дорожки). Их должно быть не менее шести штук. Плоские фигурки бабочек, сделанных из картона, нужно посадить на дорожку определенного цвета. При этом могут быть такие задания:

  1. Посадить определенное количество синих фигурок на соответствующую дорожку.
  2. Посчитать вслух количество бабочек, указывая их цвет.

При каждом действии ребёнок должен описывать то, что делает по заданию воспитателя.

«Звуковые полянки» для автоматизации звуков

Для этой игры на листе бумаги рисуют извилистую дорожку. В ее начале ставят собачку, в конце — будку. На дороге находятся косточки, которые надо собрать. Малыш ведет игрушку по дорожке, имитируя ее рычание. Когда она находится в промежутках между косточками, ребенок произносит «р-р-р-р-р-р» длинно и с усилием. У косточки он отдыхает, издавая короткие и легкие звуки «р». Таким образом происходит автоматизация произношения этого звука.

Собираем альбом из карточек на развитие мелкой моторики

Задания по развитию малышей существуют в большом количестве вариантов. Целесообразно собрать их в альбом, каждая страница которого представляет отдельное задание.

Логопедический коврик из квадратов

Если сделать коврик с квадратами и в каждом из них прикрепить мелкие предметы, то малышам можно давать различные задания, относящиеся к ним. Например, они могут выбрать предметы определенного цвета, считая и называя их.

Читайте также:
Рекомендации родителям по лексической теме: Праздник мам, Женские профессии

Собираем картинки по темам для работы над звуками

Ребенок может описывать содержимое картинок, составлять относящиеся к ним предложения. Собрав тематическую коллекцию, он будет выполнять задания, связанные с отдельными картинками или их группами, описывая свои действия словами.

Самоделки для развития мелкой моторики из подручного материала

Изготавливая своими руками игры и задания для детей, можно помочь развитию их интеллекта и речевых навыков.

«Шнуровка»

Для такого рода игр можно распечатать изображения и наклеить на твердую бумагу. При этом некоторые детали, которые нужно добавить оформляются таким образом, чтобы в этом месте можно было продеть шнурки и получился завершенный сюжет. Например, можно изобразить тучку и подготовить дырочки так, чтобы шнурок имитировал капли дождя.

Важно! Могут быть использованы различные сюжеты. Например, шнуровка может обозначать спицы велосипеда или очерчивать нужный контур.

Логопедические бродилки

Для работы с детьми можно использовать компьютер. Для этого достаточно воспользоваться программой для составления презентаций (например, Microsoft PowerPoint). При этом на картинке, которую используют для создания фона, ставят несколько изображений предметов и присоединяют к ним звуки. На этой основе можно создавать различные логопедические игры. Вот некоторые из них:

  1. Ребенок прикасается к нескольким картинкам и громко произносит названия предметов. Он выбирает те, которые дают одинаковый звук. Например: «Одна елочка, две елочки.» Для изучения прилагательных можно произносить: «Одна зеленая елочка, две зеленых елочки».
  2. Предложить малышу выбрать три понравившихся предмета из предложенных и составить предложения с каждым из них. Например, если он выбрал рыбку, посуду и яблоко, он может сказать: «Рыбка плавает в аквариуме», «Петя съел яблоко» и «Папа купил посуду».
  3. Можно поиграть в игру «Жадина». Для этого ребенок выбирает несколько предметов (например, елка, пирожное)и говорит «Моя елка», «Мое пирожное». Можно предложить аналогичную игру «Не жадина». Выбрав картинки со шляпой и велосипедом, малыш говорит: «Я все отдал и у меня нет велосипеда, нет шляпы».

На базе одного или двух изображений с картинками можно придумать большое число такого типа логопедических игр.

К этой категории логопедических пособий, сделанных своими руками для дошкольников, относятся лабиринты. Их рисуют на листке бумаги. Для ребенка создается простой лабиринт, внутри которого расположено большое число предметов. Ребенок бросает кубик и продвигается по направлению к цели, громко и четко проговаривая при этом названия предметов, через которые он проходит. Рисунки подбирают по такой схеме, чтобы игра помогала малышу освоить определенные звуки. Обычно используют несколько вариантов таких лабиринтов.

Тактильный мешочек

Для этой дидактической игры необходимо пошить два вида мешочков:

  1. Непрозрачные — в них нельзя разглядеть, что находится внутри, но можно прощупать. Их делают квадратными со стороной не более 10 сантиметров.
  2. У прозрачных одна сторона сделана из пластика. Для этого можно использовать материал, из которого изготовлены прозрачные файлы. Другая сторона выполнена из ткани.

Мешочки наполняют различными видами наполнителей так, чтобы их на ощупь легко было различить. Они должны быть парными. Каждая разновидность должна быть в одном прозрачном и одном непрозрачном мешочках.

Вот примеры игр, которые могут проводиться с детьми:

  1. Сначала рассматривают содержимое одного из прозрачных мешочком. Его осматривают, ощупывают и описывают содержимое. Затем ищут такой же наполнитель в непрозрачном мешочке.
  2. На ощупь ищут нужный материал. Затем указывают на прозрачный мешочек с таким же наполнителем. Описывают то, что в них содержится. В результате надо выстроить два ряда. При этом должны быть расположены вместе мешочки с тем же содержимым.

Такие занятия развивают зрительные и тактильные анализаторы, учат детей правильно говорить.

Применяется еще один логопедической игры, сделанной своими руками, при котором в мешок кладут несколько предметов. Дети должны на ощупь определить то, что там находится, достать и описать словами.

Темы для занятий для логопеда

Занимаясь с детьми логопед может взять множество различных тем. помогая малышам развивать речевые навыки. Далее приводятся несколько наиболее популярных вариантов.

Темы занятий для подготовительной группы

В каждом занятии важно использовать физкультминутки и сделать его для детей увлекательной игрой.

Тема «Профессии»

Во время таких занятий рассматривают различные специальности, вовлекая детей в игры и разнообразную деятельность. Им загадывают загадки, связанные с деятельностью взрослых. С малышами проделывают упражнения, имитирующие движения работников.

Проводя по теме «Профессии» логопедическое занятие в подготовительной группе детей учат говорить о различных видах занятий взрослых.

С детьми произносятся различные звуки и слова, их учат делать мимические движения, выражающие определенные эмоции.

Тема «Зима»

Когда проводится логопедическое занятие на тему «Зима» предлагаются загадки на темы зимней погоды, событий, относящихся к этому периоду. С детьми проводят беседы, связанные с этим временем года. Малышам предлагают описать зимнюю погоду, употребляя для этого различные слова. Например, «Что делает мороз/Щиплет, кусает».

Тема «Транспорт»

С детьми рассматривают различные виды транспорта и дают задания, которые имеют отношение к ним. Например, малыши рассматривают карточки с изображениями и должны определить, какая лишняя (изображены: автомобиль, поезд, самолет и кастрюля). Дети должны объяснить свой выбор. Можно проделать упражнение «Пароход гудит», используемое в логопедии.

Обратите внимание! При этом дети на выдохе с закрытым ртом должны произносить долгий звук «ы-ы-ы».

Тема «Мебель»

Мальчикам и девочкам дошкольного возраста предлагают назвать предметы мебели, расположенные в комнате. Их спрашивают о том, из чего сделаны различные части стула, стола или шкафа. Может использоваться игра, когда называются качества мебели, а ребенок должен назвать противоположное свойство.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия 'Дифференциация звуков К-Т'
Тема «Комнатные растения»

Можно сыграть в игру «Чтобы». Детям говорят, как нужно ухаживать за растениями, а они должны добавить слово «чтобы» и сказать, почему именно это надо делать. Игра «Два и пять» состоит в том, что о различных комнатных растениях нужно сказать предложение типа: «У меня два кактуса и пять кактусов». Детям с ОНР предлагают произнести различные предложения , рассказав о том, что делает божья коровка. Например: «Божья коровка летает над цветком».

Организация логопедических игр в подготовительной группе

Для дошкольников могут проводиться более сложные и насыщенные логопедические мероприятия. Далее рассказано об одном из них.

План занятия «Логопедический КВН»

Конспект такого занятия включает следующие действия.

Детям предлагается соревнование двух команд в том, насколько они знают буквы и умеют произносить слова.

Сначала воспитатель разговаривает с ними, произнося стихотворные фразы. Он предлагает произнести сложные слова — дети делают это хором.

Затем все вместе произносят хором различные звуки (жа-жа-жа, ша-ша-ша).

Детям показывают слова, которые нужно прочитать. Каждая команда выполняет задание.

Малыши из подготовительной группы должны из предложенных слов отбросить буквы и получить новые слова. Далее дети решают другие языковые головоломки.

Обязательно проводится физкультминутка.

Шаблон схемы для анализа логопедического занятия

Для проведения такого анализа рассматривают следующее:

  1. Задачи, цели проведенного занятия.
  2. Схема проведения: насколько хорошо она была продумана и реализована.
  3. Качество содержательной части урока.
  4. Оценка коррекционного воздействия на малышей.
  5. Изучение отношения детей к уроку.
  6. Насколько профессионально вел работу логопед.

В заключительной части анализа делаются выводы и вносятся предложения для совершенствования методики работы с детьми.

В развитии детей важное значение имеет сфера речевых навыков. Она связана с мелкой моторикой, мышлением, памятью и воображением. Коррекционные мероприятия надо начинать как можно раньше и проводить комплексно, стараясь сделать все возможное, чтобы малыш избавился от недостатков речи.

Логопедические игры своими руками

Для повышения эффективности занятий по коррекции речи детей необходимо широко использовать логопедические игры.

Бесплатные занятия с логопедом

Для повышения эффективности занятий по коррекции речи детей необходимо широко использовать логопедические игры. Особенно это относится к занятиям с детьми дошкольного возраста, потому что у них основной вид деятельности – это игра. Через логопедические игры для дошкольников идет автоматизация звуков речи в слогах, словах, развивается умение связно выражать свои мысли.

Развивающие речевые игры для детей-дошкольников можно приобрести в печатном варианте. Но многие специалисты-логопеды используют на занятиях игры, которые сделаны своими руками. Этим опытом могут воспользоваться и родители.

Логопедические игры на закрепление правильного произношения

На своих занятиях специалисты-логопеды используют следующие игры, изготовленные своими руками:
  • «Отпусти шарики» на закрепление правильного произношения звука С. Нарисованные воздушные шарики разного цвета представляют собой слоги с этим звуком. Ребенок выбирает шарики и произносит прямые и обратные слоги. Также можно наклеить на шарики изображения предметов со звуком С.
  • «Осенний листопад». Звук Ш слышим, когда метем самодельной миниатюрной метлой опавшие листья. На дорожках, нарисованных на картоне, лежат желтые, красные, коричневые листья. Ребенок имитирует подметание листьев, произнося звук. Затем переходим к подметанию дорожек со слогами и словами на Ш.
  • «Играй, гармонь». Закреплять звуки в словах можно, используя самодельную гармошку с наклеенными предметными картинками на любой звук, который был поставлен ребенку, и который необходимо закрепить в речи дошкольника.
  • «Волшебное дерево». Логопед рисует дерево с листьями или плодами, на которых написаны слоги или изображены предметы на необходимый для автоматизации звук.
  • «Едем в далекие края». Паровозик везет вагоны – закрепляем звук Ч. В вагонах едут звери. Называя их, ребенок закрепляет правильное произнесение поставленного ему звука и составление небольших предложений.

Игры на различение звуков в словах

Логопедические игры своими руками для дошкольников помогают научить детей различать звуки на слух, развивают их внимание, пополняют словарный запас.

  • «Веселые превращения слов». Для этой игры хорошо подходит известное стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась»:

Говорят один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался лом!

Необходимо найти слово, которое заблудилось, и заменить подходящим по смыслу. К этим четверостишиям готовятся и юмористические рисунки.

  • «Забей гол». Футбольные ворота нарисованы на бумаге, штанги представляют собой буквы М и Л. На изображениях футбольных мячей гласные И, Ы, О, Е, Я, А. Забиваем гол и образуем слова: мил, мыл, мол, мел, мял, мал. Можно провести игру, читая такие слова:

– Если штангой сделать М, если штангой сделать Л, и забить в ворота И, будет … Ребенок называет получившееся слово. Так все буквы-мячи попадают в ворота.

  • «Ребус». Разгадывание ребусов развивает логику, мышление и речь ребенка. Ребусы можно нарисовать самим, зашифровав в них любое слово или скороговорку, в которой используется поставленный ребенку звук.
  • «Замена звука». У логопеда картинка с нарисованным предметом, он просит заменить начальный звук в слове. Бочка – дочка, точка, кочка, ночка. Заменять можно звуки в других частях слова. Коза – кожа, кора, коса.
  • «Спрятавшееся слово». Показать предметные картинки. Ребенок называет, что изображено. В каждом слове находится еще одно, которое скрылось от нас. Спрашивает логопед: «Сможешь найти слово, которое спряталось?» Уточка – точка, коса – оса, полка – пол, столб – стол, волк – вол.
  • Игры Лото и Домино можно изготовить вместе с детьми. Подобрать и наклеить предметные картинки на картон. Дошкольник проговаривает названия предметов, изображенных на карточках.
Читайте также:
Постановка звука (ш) - конспект

Эти логопедические игры своими руками используются для развития умения обобщать, анализировать, учат быть внимательными.

Театральная игровая деятельность детей на занятиях у логопеда

Логопедические занятия для детей не обходятся и без использования элементов театральной игровой деятельности дошкольников. Фигурки для театра можно изготовить самим. Это может быть пальчиковый театр. Из бумаги делаются маски сказочных героев, они одеваются на палец, и разыгрывается представление. В настольном театре сказочные персонажи, сделанные из картона, вставляются в катушки из-под ниток. Интересен также и театр теней. Для него необходим небольшой экран белого цвета с подсветкой и черные фигурки героев.

Можно с детьми придумать и свои необычные сказки, где героями могут быть овощи, фрукты, предметы быта. Небольшие театральные постановки приносят радость, развивают фантазию детей, укрепляют память, делают речь многообразной и правильной.

Логопедические игры для детей играют основную роль в развитии правильного произношения у дошкольников.

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории»

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Пособие позволяет комплексно решать задачи всех образовательных областей: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития; физического развития. Позволяет интенсифицировать педагогическую деятельность, направленную на своевременное и максимально эффективное преодоление имеющихся у детей нарушений речи.

Цель: Коррекция речевых нарушений старших дошкольников через игровой материал, направленный на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, к родному краю.

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
  • знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»
  • развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»;
  • формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • совершенствовать мелкую моторику

Форма организации деятельности детей – логопедические подгрупповые коррекционно – развивающие игры.

В комплект входят 6 логопедических игр:

  • «Ромашки для Наташки»,
  • «Собери семью»,
  • «Логопедическая ромашка»,
  • «Кто? Где?»,
  • «Чистоговорки»,
  • Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония».

«Ромашки для Наташки»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах с разной позицией, совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 24 карточки с ромашками.

Словарный материал:

  • звук [Ш] в начале слова: шляпа, шампунь, шоколад, шуба, шкаф, шмель, шлем, шайба, шкатулка, шут, шорты, шапка;
  • звук [Ш] в конце слова: душ, карандаш, камыш, ландыш, малыш, мышь;
  • звук [Ш] в середине слова: кошка, лягушка, петрушка, шишка, лошадь, машина.
Ход игры

Первый вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать букет ромашек для Наташи. Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш].

Второй вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать только те ромашки для Наташи, в названии которых звук [Ш] будет в начале слова (середине, конце). Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш], определяют место звука [Ш] в слове.

«Собери семью»

Цель: автоматизация звуков [Р , Л] в словах, дифференциация звуков [Р – Л], совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 18 карточек с мальчиками и девочками.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, ромашка, рыба, роза, ракета, рука, ракушка, роса, рысь;
  • звук [Л]: ласточка, лужа, лодка, ложка, лошадь, лук, ландыш, луна, лапти.
Ход игры

Логопед предлагает детям помочь родителям найти своих детишек. Дошкольники поочередно берут карточки с мальчиками и девочками, называют картинки на их костюмах, четко проговаривая звуки [Р – Л]. Раскладывают карточки, соотнося звук в слове с буквой, нарисованной на тереме.

«Логопедическая ромашка»

Цель: развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха; обогащение активного словаря, формирование познавательных действий, развитие мелкой моторики.

Оборудование: 42 лепестка, на каждом из которых картинки предметов, в названии которых есть звук [C ,З, Ш, Ж, Л, Р] . Шесть кругов жёлтого цвета с изображением букв: C ,З, Ш, Ж, Л, Р

Ход игры

Логопед:

Погляди-ка из оконца,
Там – ромашка, капля солнца.
Лепесточки собирай – звук, старайся, называй!

Логопед раздаёт лепестки играющим детям.

Дети называют картинку на своём лепестке, определяют, есть ли заданный звук в слове и вставляют в соответствующую сердцевину. После того как ромашки будут собраны, логопед хвалит детей и просит хором повторить все слова: «Молодцы, но всё же нужно повторить картинки дружно».

Дети называют картинки на каждой ромашке, четко проговаривая звуки.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, рыба, роза, ракета, ракушка, роса;
  • звук [Л] : ласточка, лужа, лодка, , ландыш, луна ,ладошки.
  • звук [Ш]: шляпа, шоколад, шезлонг, шорты, шкатулка, шлепки.
  • звук [Ж]: жук, жираф, желуди, жасмин, жаба, жилет.
  • звук [С]: сом, сок, сандалии, салат, самолет, садовник.
  • звук [З]: заяц, зонт, закат, замок, загар, зуб.
Читайте также:
Звуки Х – Х’, буква Х - конспект логопедического занятия

«Кто? Где?»

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; формирование умения правильно употреблять предлоги, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4

Словарный материал: дедушка, бабушка, папа, мама, дочка.

Ход игры

Логопед просит детей назвать тех, кто нарисован на картинке.

Первый вариант: Логопед задает детям вопросы, а дошкольники должны ответить развернутым ответом.

Кто сидит на кровати?

Кто стоит за стулом?

Кто стоит за столом?

Кто сидит на стуле?

Кто стоит между стулом и кроватью?

Кто стоит перед печкой?

Второй вариант: Логопед просит детей назвать, где находится дедушка, бабушка, мама, папа, дочка, кошка.

«Чистоговорки»

Цель: обучение детей четкому произношению поставленных звуков [Ш, С, З, Р, Л] во фразовой речи, в быстром темпе.

Оборудование: 16 карточек с чистоговорками и иллюстрациями к ним.

Чистоговорка – это веселый короткий стишок, цель которого заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у детей.

Варианты использования чистоговорок:

  • проговаривание чистоговорок по очереди или хором, коллективно;
  • проговаривание чистоговорок с различной эмоциональной окраской голоса;
  • проговаривание чистоговорок от имени сказочных героев (Карабаса Барабаса, Буратино и т. д.);
  • проговаривание чистоговорок с использованием мяча (одновременное отбивание от пола);
  • проговаривание чистоговорок с использованием массажного мячика.

Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование умения понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»; развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Оборудование: 5 иллюстраций формата А4 к тексту «Петр и Феврония».

Ход игры

Логопед предлагает детям послушать рассказ и постараться его запомнить.

В славном городе Муроме жил да был князь Павел. И был у него брат, звали его – Петр. Случилась у Павла беда. Стал прилетать к его жене змей. Пожаловалась она мужу своему, а Павел попросил её выведать у змея тайну его смерти. И рассказал змей, что суждена ему смерть «от Петрова плеча да от его меча». И решился Петр помочь брату – уничтожить змея проклятого. Взмахнул мечом, и поразил супостата. Но забрызгал змей Петра своей ядовитой кровью, и покрылось тело Петра язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: дескать, есть в рязанских землях молодая девушка, которая может его исцелить.

Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить князя, и ничего не просит в награду, но после выздоровления своего князь должен взять ее в жены, иначе лечение не подействует. Согласился князь. И после исцеления своего взял в жены Февронию.

Жили они долго и счастливо в любви и согласии. И умерли в один день и час. Похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующих обретал здесь щедрое исцеление.

После прочтения задаёт вопросы:

  • В каком городе княжил Павел?
  • Как звали его брата?
  • Кто прилетал к жене Павла?
  • При помощи чего Петр расправился со змеем?
  • Что случилось с Петром?
  • Как исцелился Петр?
  • Как звали девушку, исцелившую Петра?

После этого дает задание разложить иллюстрации к тексту по порядку. А затем просит пересказать по ним текст.

Работа над речевым дыханием
консультация по логопедии на тему

Нормализация речевого дыхания должна проводиться в определенной последовательности.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_rechevym_dyhaniem.docx 16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над правильным дыханием

Специалистам известно о тесной взаимосвязи процесса артикуляции с голосообразованием и дыханием. Коррекция речи предполагает одновременную работу по всем этим трем направлениям. Нормализация речевого дыхания должна проводиться в определенной последовательности. Сначала необходимо воспитать у ребенка правильное диафрагмально-реберное дыхание. Эта работа проводится по подражанию, а в качестве контроля выступает собственная ладонь ребенка.

Чтобы закрепить навык правильного диафрагмально-реберного дыхания и развить умение осуществлять легкий, короткий речевой вдох и длительный, плавный речевой выдох, логопед проводит с ребенком упражнения по дифференциации (различению) носового и ротового вдоха и выдоха. Эти упражнения тренируют также ритм речевого дыхания, с кратковременной обязательной паузой после выдоха.

Например: – вдох и выдох через рот;

– вдох через рот, выдох через нос;

– вдох через нос, выдох через рот.

Выполняя специальные упражнения, логопед работает над формированием длительного и плавного речевого выдоха. Задания постепенно усложняются: сначала мы тренируем речевой выдох на материале отдельных звуков, потом — слов, словосочетаний, коротких фраз, стихотворений, текстов. Вначале ребенок выполняет упражнения с опорой на контроль ладонью, потом — без такой опоры. Все задания обязательно предлагаются ребенку в игровой форме, выполняются упражнения по подражанию или по словесной инструкции логопеда.

Примерные упражнения для формирования

правильного речевого выдоха

«Топор». Ребенок ставит ноги на ширину плеч, руки опущены вниз, а пальцы рук сцеплены в «замок». Задание: быстро поднять руки и быстро вдохнуть, затем наклоняться вперед и, медленно выдыхая, произнести: «Ух!» «Гуси». Предлагаем ребенку быстро поднять руки через стороны вверх и сделать быстрый вдох. Медленно опуская руки, плавно выдыхаем и произносим «Га-га-га». Можно использовать любые звукоподражания: «Кар» — ворона, «Мяу» — кошка и пр.

«Зоопарк». Каждый ребенок выбирает, каким животным он будет. Логопед ходит по зоопарку, называет животное, а ребенок произносит соответствующее звукоподражание на плавном и длительном выдохе. «Немое кино» . Логопед беззвучно произносит какой-нибудь гласный звук. Ребенок должен угадать, что это за звук и произнести его вслух на длительном и плавном выдохе.

Далее проводится работа по формированию направленной воздушной струи. Так как при произношении значительного количества звуков требуется правильный выход воздушной струи через середину ротовой полости и в её образовании принимают участие щеки, язык и губы, то обязательно при проведении работы по развитию артикуляционной моторики параллельно проводим работу по формированию направленной воздушной струи.

Для каждого упражнения по формированию направленной воздушной струи подбирается картика-образ. Упражнения выполняются по подражанию и по словесной инструкции.

Упражнения для формирования

направленной воздушной струи

«Худышка». Картинка-образ: худенький мальчик со впалыми щеками. Выполнение: приоткрыть рот, губы сомкнуть, на счет втягивать щеки внутрь. 5-7 раз.

«Толстяк» . Картинка-образ: полный мальчик с толстыми щеками. Выполнение: Предлагаем надуть щеки и, плотно сомкнув губы, удерживать воздух в течение 15-20 секунд. Повторять 3-5 раз.

«Дудочка» . Картинка-образ: дудочка. Выполнение: Узкий язык высунуть вперед, слегка касаясь краев стеклянного пузырька. Стараться дуть на кончик языка так, чтобы раздался свист — играет дудочка.

«Пропеллер» . Картинка-образ: вертолет с пропеллером. Ребенок растягивает губы в улыбке, длительно выдыхает. Указательным пальцем ребенка двигать быстро-быстро из стороны в сторону перед губами, рассекая воздух, чтобы слышался звук пропеллера.

«Снежинка». Картинка-образ: снежинка. Ватный (или бумажный) шарик кладется на ладонь ребенка. Ребенок делает длительный плавный выдох, стараясь сдуть «снежинку» с ладони. Следить, чтобы щеки при этом не раздувались.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течении 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием речевого дыхания у детей в профилактике речевых нарушений.

“Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания”

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи.

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра.

Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)

Перспективный план работы.

Работа над речевым дыханием

Использование различных игровых приемов в работе над речевым дыханием на логопедических занятиях.

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания.

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п.

Работа над речевым дыханием

В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание.

Бесплатные занятия с логопедом

Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычного? Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох и выдох одинаковые по продолжительности, и осуществляются через нос. Речевое дыхание – процесс управляемый, при котором вдох происходит через рот и нос, а выдох идет через рот, при этом вдох значительно короче выдоха. Таким образом, для речи обычного дыхания не хватает.

Правильное речевое дыхание обеспечивает:
— нормальное голосообразование;
— четкое звукообразование;
— создает условия для поддержания нормальной громкости, плавности, интонационной выразительности, четкого соблюдения пауз.

У дошкольников, особенно у детей с ОВЗ часто наблюдается несформированность речевого дыхания, в силу их возрастных особенностей и соматической ослабленности.
Это проявляется в следующем:
— слабый вдох;
— недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый (речь звучит то громко, то тихо, едва слышно);

— неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха (ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, или не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы);

— неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя приводит к искажению звуков.

Различают 3 главных способа дыхания:

1) верхнее дыхание (ключичное);

2) среднее дыхание (грудное или межреберное);

3) нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. При этом активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Правильное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Поэтому так важно формировать у ребенка правильное речевое дыхания, для этого существует множество игр и упражнений. Рассмотрим некоторые из них.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание.
• Заниматься в чистой, проветренной комнате с нормальной влажностью воздуха.
• Заниматься не раньше чем через 1,5 – 2 часа после еды.
• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Этапы формирования речевого дыхания

1 этап – формирование неречевого дыхания.

  1. Игра «Султанчик»(султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).

Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Задача: развивать продолжительность ротового выдоха.

Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из тонкой бумаги, как ветерок,сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дуй скорей, наш ветерочек.

Задача: развивать у ребенка продолжительность ротового выдоха.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке, чтобы он быстрее остыл.(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается тонкой бумагой и прикрепляется к чашке с помощью скотча).

Ребенок дует на «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».

Задача: формировать длительный ротовой выдох.
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.

  1. Упражнение «Загони мяч в ворота»

Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

  1. Игра «Чей паровоз громче гудит»

Задача: развивать продолжительный и целенаправленный выдох (не надувая при этом щеки).

Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

Задача: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Взрослый предлагает ребенку погреть свои или мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.

Взрослый читает стихотворный текст:

«Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй, дружок.» (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха). Затем предлагается ребенку так же подуть.

  1. Игра «Отгадай по запаху»

Задача: формировать носовой вдох.

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

А. «Парные коробочки»: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.

Б. «Поставь по порядку»: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: «Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную».

Усложнение: за счет увеличения количества коробочек.

Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).

Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.

Ребенок дует через трубочку, свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.

Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Проводится с готовой игрушкой, купленной в магазине.

Взрослый знакомит ребенка со способом действия игрушки и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

2 этап – формирование речевого дыхания.

  1. Игра «У кого длиннее звук (слог)?»

Задача: формирование речевого выдоха.

Взрослый и ребёнок произносят на одном выдохе звук (слог).

Задача: формирование речевого выдоха.

Оборудование: 3-5 предметных картинок.

Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

  1. Игра «Повтори предложение»

Задача: формирование плавной слитной речи.

Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку, ребенок повторяет на одном выдохе.

  1. Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Задача: формирование плавной слитной речи.

Ребенок рассказывает любое стихотворение и в конце каждой фразы ударяет мячом об пол.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: