Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков

Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков будут актуальны в предновогоднее время.

Тема Деда Мороза и Снегурочки, новогодней елки и подарков всегда интересовала малышей. Данные веселые и красочные игры помогут взрослым весело и с пользой провести время, а также закрепят в речи поставленные звуки.

  1. Автоматизация звуков «С», «Ш», «З», «Ж», «Р», «Л»
  2. Дифференциация звуков «С» — «Ш»; «З» — «Ж»; «Р» — «Л»

Варианты игр:

1.«Украшение новогодней елочки».

Для данной игры вам понадобится распечатать макет елочки, звезды с буквами, новогодние игрушки с картинками и ножницы для вырезания. Лучше всего вырезанные игрушки и елку заламинировать. Так игра прослужит вам намного дольше.

Новогодние игрушки с картинками распределены по цветам:

  1. Желтые игрушки на автоматизацию звука «Л»
  2. Зеленые игрушки на автоматизацию звука «Р»
  3. Белые игрушки на автоматизацию звука «Ж»
  4. Красные игрушки на автоматизацию звука «С»
  5. Синие игрушки на автоматизацию звука «Ш»
  6. Оранжевые игрушки на автоматизацию звука «З»

Как играть?

Предложите ребенку украсить новогоднюю елочку, например, шарами красного цвета. Или выбираете любые другие новогодние шары, в зависимости от того, какой звук необходимо автоматизировать.

В коробку (или любую другую емкость) можно положить игрушки двух-трех цветов или все полностью. Это зависит от возраста малыша и развития его внимания.

На верхушку накладываете звезду с буквой С (или другой) и начинаете игру.

Главное правило: автоматизируемый звук нужно произносить правильно. Только в этом случает малыш может повесить игрушку на елку.

2. «Укрась елочки разными игрушками»

Данная игра предназначена для дифференциации звуков: «С» — «Ш»; «З» — «Ж»; «Р» — «Л»

Суть данной игры примерно, как и предыдущей. Отличие в том, что новогодние игрушки дифференцируемых групп одинакового цвета.

  1. Звуки «С» — «Ш» — игрушки красного цвета
  2. На звуки «Ж» — «З» — зеленого цвета
  3. Звуки «Л» — «Р» — желтого цвета

Ребенку предлагается выбрать из игрушек одного цвета картинки со звуками «С» — «Ш» («З» — «Ж», «Р» — «Л»). На елку со звездой С повесить игрушки со звуком «С», на другую елочку — со звуком «Ш» и т.д.

3. «Разложи подарки Деда Мороза».

Данная игра также предназначена для автоматизации и дифференциации звуков.

Она разработана, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. Для тех, кому еще сложно ориентироваться в звуках можно брать мешочки одного цвета. Малыш быстро поймет, что красные мешки с подарками начинаются на звук «С», зеленые — на звук «Ж» и т.д.

Для «юных знатоков» подарки с мешочками разноцветные. Здесь уже не получится ориентироваться по цветам, необходимо прислушиваться к первым звукам в словах.

Игру можно начать так: «Дед Мороз принес ребятам подарки, но они все перемешались. Помоги разложить подарки по коробкам».

В красную коробку нужно положить мешки с подарками на звук «С», в синюю — на звук «Ш» и т.д.

Данную новогоднюю игру можно использовать для автоматизации одного звука. Главное давать четкие инструкции, например: «Выбери мешки с подарками только зеленого цвета. Что нарисовано на мешочке? На какой звук начинается данное слово?»

Если малыш уже произносит звуки «С», «Ш», «З», «Ж», «Р», «Л» тогда можно играть со всеми картинками одновременно. Это поможет ребенку в веселой и увлекательной форме научиться различать трудные звуки на слух и правильно произносить их.

Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков будут актуальны в предновогоднее время, а также на любых занятиях по коррекции речи.

Вам также будет интересно:

  1. Дидактические игры
  2. Автоматизация свистящих звуков
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Звук Л и его автоматизация
  5. Автоматизация звука Р
  6. Дифференциация звуков

Всем хорошего настроения и положительных результатов!

Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»

Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»

Пояснительная записка

Актуальность

Не секрет, что автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап. Поскольку этот процесс протекает достаточно сложно, то необходимо всеми возможными способами облегчить ребенку работу по введению нового звука в речь. Вопросы: «Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными? Как увлечь своего воспитанника? Как удивить его и вызвать положительные эмоции, а не просто проговаривать речевой материал?», – подтолкнули на создание этого пособия.

Данная авторская разработка состоит из комплекса игр и различных игровых ситуаций выполненных в компьютерной программе Microsoft Рowerpoint. Этот мультимедийный продукт объединяет в себе два мощных стимула: игра и компьютер.

Мы знаем, что те мероприятия, в основе которых лежат разнообразные игры, проходят более динамично, живо и весело. Дети легче усваивают знания, умения и навыки, которые являются целью коррекционно-развивающей и образовательно-игровой деятельности с детьми. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои знания и умения. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.

Мультимедийные технологии уже находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности. Подобный компьютерный продукт вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и сам компьютер или интерактивная доска очень привлекательны для большинства детей.

Компьютерная игра создает положительный эмоциональный фон, что сказывается на эффективности занятий.

Описание пособия и управление презентацией.

Авторский мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков» – презентация Microsoft Рowerpoint, 26 слайдов.

Читайте также:
Дифференциация звуков Ж-З - конспект логопедического занятия

Комплекс предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Носит стимулирующий характер.

Цель: автоматизировать или дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах или фразах*.

* В зависимости от уровня постановки и этапа автоматизации звука, игры проводятся с изолированным звуком или со слогами, словами, словосочетаниями, фразами содержащими этот звук.

Использование пособия позволяет решить сразу несколько задач:

– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

– повысить эффективность работы по автоматизации и дифференциации звуков;

– повысить познавательную активность и работоспособность детей;

– формировать звуковую культуру речи;

– развивать фонематический слух;

– развивать чувство ритма;

– активизировать все компоненты речевой деятельности;

– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

– регулировать поведение детей, приучая их подчиняться правилам игры;

– воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Содержание презентации:

1 слайд – титульный слайд

23 слайд – Игра «Насос» – звук [С];

45 слайд – Игра «Комарик» – звук [З];

67 слайд – Игра «Змейка» – звук [Ш];

89 слайд – Игра «Божья коровка» – звук [Ж];

1011 слайд – Игра «Паровозик» – звуки [С-Ш];

1213 слайд – Игра «Помоги улитке» – звук [Л];

1415 слайд – Игра «Загони машину в гараж» – звук [Р];

1617 слайд – Игра «Помоги Колобку» – любой звук;

1820 слайд – Игра «Клумба» – любой звук;

2122 слайд – Игра «Бабочка» – любой звук;

2325 слайд – Скрытые слайды: ссылки на интернет источники;

26 слайд – Спасибо за внимание.

На каждом слайде расположено несколько управляющих кнопок:

– «Знак вопроса» – нажатие кнопки открывает всплывающее окно с заданием игры. Чтобы окно исчезло, необходимо нажать на него.

– «Домик» – возвращает на титульный слайд, к списку всех игр.

– Чтобы листать слайды, а также, чтобы герои продвигались по лабиринтам необходимо щелкать по кнопке – .

На титульном слайде представлены все 10 упражнений, которые находятся в презентации. Чтобы сразу попасть на желаемое упражнение необходимо нажать на соответствующую картинку.

Обращаю ваше внимание, что игры работают только в режиме «Показ слайдов»! В рабочем режиме на слайдах видны все технические аспекты: триггеры, ссылки и пути анимации.

1. Игра «Насос», 23 слайд

Цель: автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Винтику и Шпунтику надо накачать спущенное колесо у машины. Помоги им найти насос, для этого четко произноси звук [С] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. В ходе игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж помогают ему в этом.

Например, взрослый просит ребенка чётко произносить слоги «са-со-су-сы» или целую фразу «У Сони коса». После каждого правильного произношения ребенком взрослый щелкает на кнопку , и насос передвигается по лабиринту к героям. Если ребенок произносит неверно, то насос не двигается и взрослый просит его постараться, быть более внимательным и произнести еще раз. У ребенка появляется стимул быстрее и правильнее выполнить задание, чтобы помочь героям.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как Винтик и Шпунтик поехали на машине.

Упражнение «Комарик», 45 слайд

Цель: автоматизация звука [З] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги комарику долететь домой до болота, для этого четко произноси звук [З] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается комар при правильном выполнении заданий со звуком [З].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как комарик прилетел на родное болото.

Упражнение «Змейка», 67 слайд

Цель: автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги змейке спрятаться в траву от палящего солнца, для этого чётко произноси звук [Ш] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается змея при правильном выполнении заданий со звуком [Ш].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как змея спряталась в траве.

Упражнение «Божья коровка», 89 слайд

Цель: автоматизация звука [Ж] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги божьей коровке добраться до своих деток, для этого чётко произноси звук [Ж] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается божья коровка при правильном выполнении заданий со звуком [Ж].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как божья коровка доползла до своих деток.

Упражнение «Паровозик», 1011 слайд

Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Очень нелегкий путь предстоит паровозику через высокие горы и холмы. Нам необходимо облегчить его путь. Когда паровозик едет вниз, язычок опускается вниз, и мы произносим звук [С]. Язычок поднимается вверх, произносим звук [Ш], и паровозик едет вверх.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как паровозик выехал на поляну.

Упражнение «Помоги улитке», 1213 слайд

Цель: автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги улитке доползти до цветка, для этого чётко произноси звук [Л] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается улитка при правильном выполнении заданий со звуком [Л].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как улитка приползла на цветок.

Упражнение «Загони машину в гараж», 1415 слайд

Цель: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Читайте также:
Речевая карта от 0 до 8 мес (логопедическое обследование в Доме ребенка)

Инструкция: Чтобы загнать машину в гараж надо завести у неё мотор, для этого четко произноси звук [Р] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается машина при правильном выполнении заданий со звуком [Р].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как машина заехала в гараж.

Упражнение «Помоги Колобку», 1617 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука (по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги Колобку убежать от лисы, для этого четко произноси звук (любой звук по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах или фразах.

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». Колобок убегает и прячется от лисы под разными ёлками, та его догоняет.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как колобок убежал от лисы.

Упражнение «Клумба», 1820 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой звук по выбору педагога).

Инструкция: слайд 18 – Давай посадим семена, чтобы выросли красивые цветы в вазоне. Для этого чётко произноси заданный звук (слоги, слова или фразы). Посмотри, как это сделаю я. Взрослый даёт образец правильного выполнения задания и нажимает на кнопку . Ребенок видит, как на экране семена перемещаются в вазон и вместо них вырастают красивые цветы. Затем взрослый предлагает ребенку посадить свою клумбу. Щелкает кнопку и переходит на 19 слайд.

Педагог просит ребенка выбирать любую семечку и после правильного выполнения задания щелкать по ней. После щелчка семечка превращается в цветок. Когда все семечки станут цветами, щелчком по кнопке переходим на 20 слайд.

– Вот какая красивая клумба у нас получилась.

Игра заканчивается, и ребенок видит, клумбу с красивыми цветами.

Упражнение «Бабочка», 2122 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой по выбору педагога).

Инструкция: Чётко произноси заданный звук, (слоги, слова, фразы) и бабочка перелетит на другой цветок.

Щелчком по кнопке появляется цветок, вторым щелчком летит бабочка на этот цветок. Поэтому можно давать задания ребенку не только на перелет бабочки, но и на появление цветка.

Игра заканчивается, и ребенок видит бабочку на лугу.

Данное пособие нашло живой отклик и интерес у детей, и подтолкнуло использовать его на любых занятиях построенных в виде квеста. Выполняя любой сложности и тематики задания, дети помогают герою.

Обозначенные педагогические приемы способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль над ходом выполнения задания.

Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных игр-презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об этом говорят следующие факты:

– Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

– Движения, звук, анимация надолго привлекают непроизвольное внимание детей и помогают развить произвольное.

– В процессе своей деятельности за компьютером дети приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут, приучаются к самостоятельности, развивается навык самоконтроля.

– Знания, умения и навыки, приобретенные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка.

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу на одном из этапов постановки звуков, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Ниже мы приведём примеры упражнений на стадии автоматизации и дифференциация звуков.

1. Автоматизация изолированного звука

Закрепление поставленного звука осуществляется на вербальном и невербальном материале: последовательное договаривание ребенком стихотворных фраз, а также самостоятельное произнесение звука при выполнении упражнений со зрительной опорой:

Также для закрепления поставленного звука и для формирования правильного вдоха и длительного выдоха используются пособие «Дорожка». На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.

При этом логопед обязательно следит, чтобы при вдохе ребенок не поднимал плечи и не делал так называемый «насыщенный» вдох, при котором кожные покровы лица начинают краснеть.

2. Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах

Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активизации межполушарного взаимодействия. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.

Используя пособие «Улитка» логопед имеет возможность в горизонтальной прорези квадрата, который находится в середине «улитки», помещать изображение комара (звук З), змеи (звук Ш) и т.д. Ребенок ставить указательный палец на начало «завитка улитки» и произносит заданный звук. При необходимости сделать дополнительный вдох – останавливается, делает вдох и продолжает движение пальца.

3. Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах

Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются»

Оборудование: связанные шерстяные наперстки с буквами.

Содержание: На каждый палец ребенка одеваются наперстки (4 — наперстка с согласной буквой на указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, 1 — с гласной буквой, на большой палец). Педагог просит ребенка, прикасаясь противопоставленными пальцами к большому пальцу, начиная с указательного и заканчивая мизинцем, проговаривать нужный слог. Например, СА, ЗА, ЗЫ

Читайте также:
Звук М - конспект занятия

Дидактическое упражнение «Ножки»

Данная методическая разработка способствует развитию статических и динамических движений пальцев рук. Ребёнок при выполнении этого задания должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам. При этом указательный и средний палец выполняют роль «ножек», которые «идут» по дорожке: указательный палец «наступает» на зеленый кружок, если согласный звук мягкий, а средний – на красный кружок (гласный звук). На синий – если согласный звук твёрдый, — и на красный.

Например: «песенка маленького насосика» (звук Сь),- указательный палец на зелёный кружочек. Заданный гласный звук (Я, Ё, И и т.д.) средний палец на красный кружок.

Ребенок «ставит ножки» на линию старта и по команде логопеда начинает «звуковую дорожку». Если ребенок произнес автоматизированный звук неправильно – он возвращается к началу дорожки и начинает всё с начала.

4. Дифференциация звуков в словах

Для этого можно использовать стихи, в которых перед ребенком стоит выбор движения по стрелке. Взрослый читает четверостишие, а ребенок соединяет линией объект и предмет стихотворения. Примером может служить материал на различение звуков С – Ш.

В клетке живет старая, умная… КРЫСА
А у нашего дома совсем старая, дырявая… КРЫША
У строителя на голове … КАСКА
В кастрюле на обед …. КАШКА»

5. Определение звука в слове

Дидактическое упражнение «Домик»

Эту игру можно использовать для формирования звукового анализа.

Логопед предлагает ребенку разложить предлагаемые ему предметные картинки на два домика: в одном «живут» картинки, в предлагаемом варианте, со звуком Р, в другом – в которых нет этого звука.

Также мы предлагаем вашему вниманию разработанные нами логопедические игры:

Игра «Божья коровка»

Цель: Закреплять умение выделять в слове первый и последний звук.

Материал: Кружочки из картона черного цвета.

Взрослый называет слово. Ребенок определяет первый звук и кладет фишку (черный кружок) на левое крылышко, затем определяет последний звук и кладет фишку на правое крылышко.

Игра «Что за стук?»

Цель: Развивать динамический праксис, слуховое внимание.

1. Ребенка просят простучать ритм с опорой на одну из схем.

2. Взрослый стучит согласно одной из схем, а ребенок угадывает, какую мебель делает столяр (на каком дереве сидит дятел, кто из животных играет на барабане, какую обувь ремонтирует сапожник и т.д.)

Скачать логопедическую игру «Что за стук?»

Игра «Цветущий кактус»

Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать навыки самоконтроля.

Страницы 3 и 5 распечатывать на одном листе с двух сторон, аналогично поступить со страницами 4 и 6. Перед тем как начать игру, потребуется вырезать все цветочки.

Перед ребенком расположить цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Логопед просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук [Ш] (С, Р, Л). Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть.

Когда все картинки будут перевернуты, ребенка просят вспомнить, что было изображено на картинке.

Ребенка можно попросить определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце).

1. Куликова Анна Владимировна, г. Архангельск

2. Катанова Нина Михайловна – г. Санкт-Петербург, ГБДОУ №41 Центрального района

3. Денисова Оксана Владимировна – г. Москва, ГБОУ ЦПМСС «Открытый Мир»

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

    • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
    • недоразвитие фонематического восприятия;
    • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
    • грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
    • отклонения в нервно-психической сфере;
    • снижение уровня познавательной активности;
    • отклонения в поведении детей.

(Коноваленко, “Фронтальные логопедические занятия”).

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком. Чаще всего картинки я вырезала из старых списанных учебников по начальной школе.

1. “Построй домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” – построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

Читайте также:
Дидактическая игра-занятие для развития ориентировки во времени

4. “Собери яблочки”.

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

5. “Украсим елочку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. “Собери бусы”.

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми – один ребенок собирает бусы с одного конца, другой – с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача – автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. “Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Веселые матрешки”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. “Сложи снежинку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. “Подбери фигуры”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.
Чтобы наглядно увидеть, как можно использовать данные игры на подгрупповых занятиях с детьми, я предлагаю конспект одного из занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Читайте также:
Формирование лексико-грамматических представлений у детей с билингвизмом

Тема: Звуки [З – З’], буква З.

  1. Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з’], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко – слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.
  3. Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

Предварительная работа: повторение сказки “Золушка”.

Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.

    Организационный момент

Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).

Психогимнастика

Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

Определение темы занятия

Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах – звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з’]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з’]).

Характеристика звуков

Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з’]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з’]? (Зеленым). Почему?

Знакомство с буквой

Педагог знакомит детей с буквой “З”. Читает четверостишие:

На эту букву посмотри
она совсем, как цифра… три.

На что еще похожа буква “З”? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.

Физминутка. Игра “Наоборот”

Чтобы работалось весело и быстро, педагог предлагает поиграть в игру “Наоборот”. Если учитель называет твердый слог, дети, наоборот, мягкий, если он называет мягкий, дети – твердый. Например “за – зя”.

Д/и “Укрась платья”

Логопед сообщает детям о том, что необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Логопед спрашивает детей, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? ([з]). А на платье сестры Разини? ([з’]). Для того чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания проводится взаимопроверка.

Работа по индивидуальным карточкам

Следующее задание злой мачехи заключается в том, что каждому ребенку надо рассмотреть свою картинку, определить, где в слове слышится звук [з] или [з’] (в начале, середине или в конце слова), и закрасить нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. Детям предъявляются картинки: зонт, заяц, зебра, ваза, роза, газета. После выполнения задания дети проводят взаимопроверку.

Звуковой анализ слов

Логопед просит посмотреть на картину (зима) и догадаться, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми сегодня познакомились ребята. Дети делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой анализ слова ЗИМА. Один ребенок работает у доски и дает полную характеристику звуков в слове.

Д/и “Разгадай слово”

Педагог предъявляет следующее задание. На карточке зашифровано слово – ЛЕЗАРКО. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО. Логопед достает небольшое зеркало и сообщает, что теперь Золушка может привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал, а ребятам надо выполнить последнее задание злой мачехи.

Д/и “Зашифрованные слова”

Задание заключается в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетрадке (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: БУЗ (зуб), ЗОКА (коза), ТОНЗ (зонт), АЗАВ (ваза), ЗАРО (роза), БРУЗ (зубр).

Итог занятия

Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей и она может отправляться на бал.
Логопед просит детей показать, какое настроение у Золушки сейчас. Спрашивает о том, какие звуки помогли справиться с заданиями злой мачехи.

Игры-ходилки для автоматизации и дифференциации звуков на занятиях по коррекции звукопроизношения

Игры-ходилки для дошкольников, направленные на автоматизацию и дифференциацию наиболее часто нарушаемых в произношении звуков.

Использование игр облегчает подготовку к занятиям, позволяет чутко реагировать на изменение личностных возможностей и потребностей детей, способствует не только автоматизации поставленных звуков, но и укреплению психологической базы речи. Внедрение данных игр в занятие создаёт благоприятную атмосферу на коррекционном зпнятии и снижает риск возникновения эффекта “кабинетной речи”.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях - конспект занятия

Содержимое разработки

Авторские игры-ходилки
для автоматизации
и дифференциации звуков
на занятиях по коррекции
звукопроизношения.

Разработка учителя-логопеда
МБДОУ №257 г.Красноярск
Арефьевой З.А.

Многолетняя практика работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста показывает, что в большинстве случаев постановка звука является лишь верхушкой айсберга трудоёмкой, продолжительной, а зачастую и монотонной работы по закреплению правильного произношения.

Многократное повторение одних и тех же слов, предложений – условие необходимое, но утомительное для детей дошкольного возраста.

Именно поэтому мы разработали и активно используем на занятиях комплекс игр-ходилок для автоматизации наиболее часто нарушаемых звуков.

Позвольте вас с ними познакомить.

– «Глупый осёл» (автоматизация звука Л)

– «Негритёнок и корона»
(автоматизация звуков Р и Рь)

– «Мишка и шишка»
(автоматизация звука Ш)

– «Старый лис»
(автоматизация звуков С и З)

Для проведения игр требуется:

– горизонтальная поверхность для раскладывания карточек (подойдёт обычный стол или ковёр, но мы используем специально изготовленный планшет, облегчающий раскладку карточек, их переворачивание и соблюдение порядка во время игры)

карточки с изображением предметов, названия которых содержат автоматизируемый звук. Слова подбираются в зависимости от звукопроизносительных возможностей детей на данный момент, а так же в соответствии с целями дополнительного этапа игры, о котором я расскажу немного позже. Важно, чтобы среди карточек была одна с ключевым словом-предметом («Глупый осёл» – «мыло», «Негритёнок и корона» – «корона», «Мишка и шишка» – «шишка», «Старый лис» – «заяц»)

– фигурки – игрушки, герои рифмованных коррекционных текстов: осёл, негритёнок, медвежонок, лиса. При разработке игр нами использовались обычные фишки – заменители, но введение игрушек, конечно же, повысило заинтересованность ребят

дополнительными атрибутами игр могут стать натуральные или нарисованные тележка, рюкзак (ранец), мешок, корзина (лукошко), сумка. Эти атрибуты пригодятся только в одном из вариантов проведения игр.

– для «вживания» в игру можно использовать предметы – иллюстраторы ключевых карточек.

На этом этапе дети знакомятся со стихотворением (коррекционным рифмованным текстом), насыщенным автоматизируемым звуком, уточняется значение незнакомых слов.

Предлагается взаимодействие с ключевым предметом каждой игры – найти в сухом пальчиковом бассейне игрушечную корону, кусок мыла (камешек), шишку, зайца (кусочек искусственного меха). Отыскать в «чудесном мешочке» главного героя стихотворения.

На столе прямоугольником раскладываются карточки, перевёрнутые рисунками вниз, а рубашками вверх – это игровое поле. Дети поочерёдно проговаривают стихотворение, передвигая фигурку по игровому полю в любом направлении, кроме диагонального и не перескакивая через карточки.

Картинка, на которой остановилась фишка, переворачивается и игрок составляет предложение типа:

– Осёл купил колбасу.
– Негритёнок подобрал сковородку.
– Мишка нашёл шайбу.
– В сугробе спряталась (или спит) собака.

Далее возможно 3 варианта продолжения игры:

вариант №1
Рекомендуется при освоении игры, с детьми младшего возраста и тогда,
когда время игры ограничено.

Картинка остаётся лежать лицевой стороной вверх, ход переходит к следующему игроку.

Ребёнку нужно рассчитать траекторию движения фишки так, чтобы проложенный маршрут не привёл его к уже «разгаданной» карточке.

Картинка снова переворачивается рубашкой вверх, ход переходит к следующему игроку.

Этот вариант тренирует зрительную память и внимание – ведь чтобы повторно не перевернуть уже «разгаданную» карточку, дети должны удерживать в памяти её расположение, а не только рассчитать маршрут, как в предыдущем варианте.

Разгаданная карточка убирается с игрового поля либо просто в стопку, либо в дополнительные атрибуты, о которых мы говорили ранее (тележка, корзина и т.п.) При этом прежде чем передать ход следующему игроку, водящий должен перечислить все предметы, убранные с игрового поля:

в тележке у ослика лежат яблоко, лом, колобок, лопата…
– в корзинке/рюкзаке/ранце у негритёнка хранятся рубин, сарафан, груша, карандаш
– в лукошке/мешке у мишки лежат шорты, шампунь и швейная машинка
– в сумке лис несёт самосвал, бусы, сапоги

К окончанию игры список предметов увеличивается, игра усложняется, у детей развивается речеслуховая память. Передвигаться по игровому полю тоже становится сложнее, ведь ни наступать, ни перепрыгивать «ямы» нельзя.

Основной этап игры заканчивается тогда, когда искомая карточка будет перевёрнута.

Обратите внимание, что одно и то же стихотворение во время игры, дети проговаривают до 10 раз, следя при этом за речью друг друга.

Детям предлагается рассказать, как герой стихотворения будет использовать найденные / купленные предметы

Можно предложить рассортировать эти предметы по количеству слогов, позиции автоматизируемого звука в слове, принадлежности к обобщающим понятиям. Найти слова-рифмы, составить предложения с найденными словами.

Если учитель-логопед предполагает проведение дополнительного этапа, особенно внимательно нужно отнестись к подбору карточек, выкладываемых на игровое поле.

Игры этого комплекса можно использовать и в случае, когда перед детьми и логопедом стоит задача дифференциации смешиваемых звуков. В таком случае рифмованный текст предлагается на один звук (или группу звуков), а картинки подбираются на оппозиционные звуки.

Компактность и мобильность этих игр облегчает подготовку к занятиям, даёт возможность чутко и своевременно отреагировать на изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений детей.

Во время этих занятий происходит не только автоматизация поставленных звуков в словах и фразах, расширяется словарный запас, но и улучшается функция самоконтроля, укрепляется психологическая база речи (память, восприятие, внимание, мышление)

Читайте также:
Причины школьной неуспеваемости

Данные игры мы практикуем в течение трёх учебных лет. Благодаря использованию различных вариантов и постепенному введению дополнительных атрибутов, они не приедаются детям и всегда являются для них приоритетными при выборе. Положительный эмоциональный фон, непринуждённая атмосфера, а так же азарт и стремление к победе позволяют быстрее включить автоматизируемые звуки в спонтанную детскую речь, что и является целью нашей работы с дошкольниками в детском саду.

Мы надеемся, что предлагаемые игры смогут стать для практикующих логопедов и заботливых родителей бесценными помощниками в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.

ЛОГОРИНА

Игра “Клубника-земляника”

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки Л-ЛЬ, развивать фонематический слух, память.

1.Взрослый произносит слова. Если ребёнок слышит звук Л кладет клубнику, звук ЛЬ – землянику.

Слова: лапа, клоун, липа, полено, палатка, пальто, колено, пила, гол, моль.

2.Ребенок повторяет слова за взрослым и определяет место звуков Л, ЛЬ в словах.

3.Взрослый просит вспомнить как можно больше слов со звуком Л.

4.Ребенок самостоятельно придумывает слова со звуками Л, ЛЬ и берет соответствующую ягоду.

Игра “Футбольный мяч”

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков (С-З, Ш-Ж, Л-ЛЬ, Р-РЬ), в словах и предложениях.

Подготовка к игре: вырезать белые и черные многоугольники по шаблону (см. стр.6)

1.Картинки со звуком С закрыть белым картоном, со звуком Ш – черным. Если правильно выполнить, то получиться футбольный мяч.

Усложнение: определить место звука в слове.

2.Запомнить все картинки, повернуть мяч и отгадать, что исчезло/изменилось.

Артикуляционная гимнастика со Смешариками

Артикуляционная гимнастика со Смешариками – это набор карточек для проведения традиционных в логопедии упражнений для развития артикуляционной моторики. Герои известного мультфильма помогут педагогам и родителям заинтересовать малыша. Если взрослый немного пофантазирует с ребенком, то, наверняка, получится увлекательная история о том, как Смешарики помогли Кате (имя ребенка) научиться правильно произносить все звуки. Каждый раз можно придумывать новую историю, так ребенок овладеет не только правильным произношением, но значительно улучшится его умение связно выражать свои мысли.

Загляни под крышку

Цель: закреплять знание основных и оттеночных цветов, упражнять в образовании относительных прилагательных, развивать внимание.

  1. Ребенку нужно подобрать крышку к кастрюле так, чтобы они были одного цвета как снаружи, так и изнутри.
  2. Ребенок поднимает крышку и говорит, какой суп варится в кастрюле: рыбный, мясной, гороховый и т.д.

Домино “Ягоды” (звуки Л-Р)

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки Р, Л, упражнять в употреблении форм дательного и творительного падежей единственного числа, закреплять умение согласовывать числительные с существительными, закреплять знание названий ягод, зрительное восприятие, фонематический слух, мышление, память.

1. Игра «Назови одним словом»

Перед ребенком раскладывается домино лицевой стороной вверх. Педагог просит ребенка назвать, что изображено на картинках, подобрать обобщающее слово.

2.Игра «Что с чем?»

Перед ребенком раскладывается домино лицевой стороной вверх. Ребенок говорит, что изображено по образцу взрослого: «Крыжовник с брусникой, клубника с голубикой…»

Каждый раз, когда ребенок кладет домино, говорит: «Кладу смородину к смородине» и т.д.

Игра “Сырный домик”

Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш, Л-Р в словах и предложениях, закрепление в речи простых предлогов.

1.Педагог сообщает, что мышата пролезают только там, где картинки со звуком Ш.

В сырный домик чтоб зайти,

Слова со звуком Ш найди.

2.Взрослый просит ребенка помочь мышатам придумать предложения со словами, в которых есть звук Ш.

Мышки в доме не скучают.

Картинки чётко назови,

3.Взрослый сажает мышат на сыр, за сыр и т.д. Ребенку нужно сказать, где находятся мышата.

Игра “Тучка”

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Логопед держит тучу, на которой расположены капельки. Ребенок берет одну капельку, выполняет артикуляционное упражнение, затем опускает капельку в прорезь и т.д. Внизу постепенно образуется «лужа». Игра заканчивается, когда все капельку упадут на землю.

Картинки к игре здесь

Игра “Улей”

Цель: закреплять умение определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.

Ход игры (на примере звука Р)

Взрослый произносит одно слово, ребенок определяет место заданного звука в слове и помещает пчелу в один из ульев.

Слова: кран, подарок, раковина, загар, корзина, сахар, рынок, рысь, мусор, карта.

Игра “Проверь себя”

Цель: автоматизация звуков С, Ш, Л, Р в словах, закрепление умения выделять первый звук в слове, развитие навыков самоконтроля.

Треугольники кладутся предметными картинками вверх. Нужно найти картинки, в названии которых первый звук одинаковый. Если задание будет выполнено верно, то на обратной стороне сложится изображение солдата. Это можно проверить, аккуратно перевернув треугольники.

Звук С: капуста-кактус, маска-мост, аист-ананас, скамейка-слон.

Звук Ш: мышка-машина, подушка-пушка, кошка-кукушка, шмель-шишка.

Звук Л: голубь – галстук, клоун-кукла, лось-лампа, масло-мыло.

Звук Р: гранат-горох, арбуз-арахис, макароны-морковь, корова-кролик.

Игра “Мышка или мишка”

Цель: развивать фонематический слух детей младшего дошкольного возраста.

Перед ребенком 5 мышек и 5 мишек (или другие картинки, названия которых звучат похоже). Задача ребенка – взять ту картинку, которую назовет взрослый.

Игра “Желуди-погремушки”

Цель: развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Подготовка к игре: связать шапочки на яйца из-под Киндер Сюрприз, наполнить мелкими предметами или крупами (по 2 яйца с одинаковым наполнителем); надеть “шапочки” на “желуди”.

К каждой коробочке оранжевого цвета нужно подобрать пару среди коробочек желтого цвета (они звучат одинаково); число коробочек может быть различным. Ребенку предъявляются сразу все коробочки и он самостоятельно отыскивает пары, либо логопед просит найти пару для конкретной коробочки.

Игра “Посади самолет”

Цель: закреплять знание основных и оттеночных цветов.

Подготовка к игре: вынуть из коробки все самолетики.

Читайте также:
Конспект непосредственно-образовательной театрализованной деятельности с использованием логопедической ритмики

Взрослый просит ребенка посадить самолеты на площадки такого же цвета.

Аналогично можно сделать игру для автоматизации или дифференциации звуков. Тогда вместо цветных кружков следует использовать предметные картинки, в названии которых содержится звук, требующий автоматизации.

Игра “Гантели”

Цель: учить составлять предложения с двумя заданными словами, определять количество слов в предложении, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки на материале слов.

Варианты игры (на примере звуков С, Ш)

1.Перед ребенком игрушки-спортсмены: лиса и мишка Мишка хочет поднимать только те гантели, на которых обе картинки со звуком Ш, а лиса, где обе картинки со звуком С (с целью усложнения задания некоторые гантели содержат по одной картинке с нужным звуком).

2.Логопед дает ребенку одну из гантелей и просит ребенка придумать предложение, где бы присутствовали оба слова (предложения могут быть шуточными). Когда предложение будет составлено, ребенок определяет количество слов в этом предложении. Чем больше слов в предложении, тем тяжелее гантели.

Игра “Виды транспорта”

Цель: расширять словарный запас, развивать связную речь, внимание.

1.Ребенок берет один из предметов, называет его, говорит, к какому виду транспорта он относится (наземный, воздушный…).

2.После того, как основа будет заполнена, взрослый просит ребенка закрыть глаза, меняет расположение предметов, просит определить, что изменилось.

3.Взрослый просит придумать 1-3 предложения со словами «грузовик», «вертолет»….

Игра “Лягушка убегает от цапли”

Цель: учить определять наличие (отсутствие) звука Ц в слове, развивать фонематический слух.

Цапля ходит по болоту,

Будто ищет там кого-то.

Ой, боюсь, что эта цапля

Лягушонка хочет сцапать.

У ребенка лягушка (см. Приложение). Чтобы убежать от цапли, нужно правильно определять, есть в слове звук Ц или нет. Если ребенок правильно определит наличие/отсутствие звука Ц в слове, то идет вперед, если нет, то возвращается назад: стол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, кольцо, место, птенец.

Игра “Холодильник”

Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать память, пространственные представления.

Подготовка к игре: папка из картона (А4), внутри которой пришиты полиэтиленовые карманы, либо сделаны прорези для размещения картинок.

1.Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).

2.Взрослый просит убрать продукт на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.

3.Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.

Примечание: некоторые картинки не содержат звуки С, Ш, Р, Л. Они используются с целью дифференциации звуков.

Найди отличия

Цель: развитие внимания.

Картинки к игре “Найди отличия” подобраны почти по всем лексическим темам. Некоторые картинки помогут логопедам в работе по автоматизации звуков.

Логопедические кубики

Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах, фразах, упражнять в употреблении простых предлогов, согласовании числительных с существительными, развивать артикуляционную моторику, связную речь, воображение.

1.Ребенок бросает желтый кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, которое выпадет на верхней грани.

2.Перед ребенком стопка предметных картинок (подобранных с учетом автоматизируемого звука) и синий кубик. Ребенок берет картинку и бросает кубик, затем считает с данным словом до того числа, который выпал на верхней грани кубика.

3.Если у ребенка красный кубик, то нужно придумать предложение с тем «маленьким словом» (предлогом), схема которого изображена на верхней грани, либо отобрать те картинки, которые подходят к данной схеме.

Игра “Лягушка”

Цель: учить дифференцировать звуки З и ЗЬ, автоматизировать звуки З, ЗЬ, развивать зрительное восприятие.

Материал: фишки синего и зеленого цветов.

1.Взрослый произносит слова со звуком З или ЗЬ. Если ребенок слышит в слове звук З, то закрывает синей фишкой большого комарика, если звук ЗЬ, то закрывает зеленой фишкой маленького комарика.

2.Взрослый произносит слоги: за, зя… Если ребенок слышит слог со звуком З, то закрывает большого комара синей фишкой, если ЗЬ, то маленького комарика – зеленой фишкой.

3.С целью автоматизации звуков З и ЗЬ ребенок повторяет слова за логопедом или придумывает их самостоятельно.

Слова: зеленый, зяблик, засуха, возить, козы, забота, музыка, зима, земля, газон, бизон, хозяин, здание, заколка.

Игра “Божья коровка”

Цель: закреплять умение выделять в слове первый и последний звук.

Материал: кружочки из картона черного цвета.

Взрослый называет слово. Ребенок определяет первый звук и кладет фишку (черный кружок) на левое крылышко, затем определяет последний звук и кладет фишку на правое крылышко.

«Путешествие в страну правильной речи». Cценарий логопедического праздника.

Терентьева Ольга Федоровна,

МБДОУ “Средняя общеобразовательная школа № 5”

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Цели:

  • Формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение и закрепление представлений о пройденых речевых звуках (гласных и согласных), закрепление их символики;
  • Закрепление навыка звукового анализа и синтеза односложных слов типа «мак», «дом», «шар», «лес», «кот», «кит», «дым» и т.д.
  • Выделение заданного звука из состава слова;
  • Развитие связной речи (диалогической и монологической);
  • Закрепление пройденных букв, создание их япких сценических образов;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивомти на художественный и музыкальный образ.

Оборудование: пазлы паровозика, плакатики с изображением звуковичков гласных и согласных звуков

Дети входят в зал подвесёлую музыку.

Логопед: -Здравствуйте,ребята. Сегодня мы с вами отправимся в Страну Правильной речи.

За чистым – чистым полем,

За дремучим – дремучим лесом,

За шумным морем

Находится страна правильной речи

А отправимся мы догадайтесь сами. И помогут нам в этом 2-е детей, кто вперёд соберёт, тот и подскажет нам на чём мы поедем.(на паровозе из Ромашково). Чтобы попасть в эту страну, нужно преодолеть препятствия и показать,чему мы с вами научились на логопедических занятиях. Но давайте возьмём с собой звуковичка, он нам поможет преодолеть препятствия. Я сейчас ему позвоню по мобильному телефону.

Читайте также:
Сказка для Язычка' для детей старшей группы

-Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки.Я услышал, что вы собрались в Страну правильной речи. Я с удовольствием поеду с вами и помогу вам.

Звуковичок: А чтобы отправиться в Страну правильной речи, сначала нужно отгадать загадки:

1.Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

2.Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке

Его следы – твои труды. (Карандаш)

3.Сели на странички

Сели рядом не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы)

4. Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш. (Ластик)

Логопед: Молодцы, все загадки отгадали.

А сейчас объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется.
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

1 остановка: Артикуляционная гимнастика.

Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре – самолёте, (удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1до 10)

На летучем большом корабле (Поднять боковые края и кончик языка – «Чашечка»)

Или с Бабой – Ягой на метле(кончик узкого языка ритмично движется вправо- влево).

На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)

И верхом на Коньке – Горбунке (поцокать язычком)

Можно в сказку взлететь на жар-птице (широкий язычок движется вверх –вниз)

Можно на Колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)

Можно въехать как слон на еже («пожевать» язычок)

Ой, мы кажется в сказке уже…

Посмотрите, какой Замок красивый (на экране) Это замок грамотеев. В этом замке живёт волшебница грамота. А вот и она.

Грамота: Здравствуйте ребята! Куда вы путь держите? (в С. П. р.) Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить задания.

1.задание «Волшебный мешочек». Вытаскивает игрушку ( на какой звук начинается название этой игрушки, придумайте слово с этим звуком)

2. задание «Хлопни в ладоши, если услышите звук «С» в словах ….»

3.задание «Топни ногой, если услышите звук в слогах «Л» в словах…..»

4.задание «Поднимите руку, если услышите звук «Ш» в словах…..»

Грамота: Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием.

А в моём замке, был один случай, про мальчика Матвея вот послушайте:

Хлеба купить попросили Матвея

Вот и пошёл он, читать не умея

Вывесок много, а мальчик один

Входит несмело Матвей в магазин.

Кто – то в халате и молвит Матвею

-Сядьте. Я голову Вашу побрею

Только тогда, покраснев от стыда

Понял Андрей, что попал не туда.

Вот, что ребята, порою бывает

С теми, кто грамоты вовсе не знает

Надо читать научиться скорей

А то ты впросак попадёшь, как Матвей.

Логопед:- Вот видите, дети, как важно уметь читать? А как нужно читать?

Грамота:-Чётко, выразительно, соблюдая паузы и ударения. Проговаривая все звуки.

Грамота прощается и уходит.

Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

2 остановка «Загадкино»

(Вбегает Буратино с книгой в руках).
Буратино: Ой, ой! Скажите мне, пожалуйста, как мне попасть в страну правильной речи.
Логопед: Здравствуй, Буратино! Мы давно ждем тебя. Поздоровайся с детьми, с гостями.
Буратино: Добрый день! Ой, дети, я не умею читать, помогите, пожалуйста, мне.
Логопед: Да, Буратино, ты зря продал Азбуку, которую купил тебе папа Карло и в школу не пошел зря. А как хорошо уметь читать!
Буратино: Я тоже обязательно научусь читать. Если папа Карло купит мне новую Азбуку, я уже ее не продам. Я хочу научиться и хорошо писать. Я очень хочу стать умным и научиться правильно говорить и писать, но меня не пускают в страну правильной речи, потому, что я не могу прочитать эту книгу.
Ребята поможем Буратино, прочитать книгу?

Ну тогда начинаем.

Нет конца у строчки,
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.

Логопед читает стихи-загадки, а дети хором отвечают а правильный ответ появляется на слайде.

В чаще голову задрав.
Воет с голоду . (Волк)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый . .. (Медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать ….. (Свинья)

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая . (Белка)

Быстрее всех от страха несется . (Заяц)

По горной круче проходил,
Обросший шерстью . (Баран)

В теплой лужице своей
Громко квакал . (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … .. (Обезьяна)

Буратино: Спасибо вам ребята, я побежал в школу.

Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

3.Остановка «Читайкино»

Логопед:-

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем:

Вот такие все они.

Нет для них преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по- порядку

Наши звуки на зарядку.

Звуки очень любят песни,

С песней жить им интересней!

Логопед указывает на Звуковичков, дети поют их песни:

«А:»! Пошире рот открой!

Не ленись и громче пой!

«У:»! надул капризно губки

Ихон вытянул как трубки.

Воткакой он привиреда-

Будет дуться до обеда.

«И:»!-улыба, весельчак, весельчак,

он смеётся звонко так!

На весёлом язычке

Скачет, звук как на седле!

Вот в задумчевом сомненье

«Э»:! высказывает мненье:

«Э», не знаю ,что сказать,может лучше помолчать?!

Округлив большие губы,

«О» прикрыл немного зубы,

Язык поглубже оттянул, спинку выгнул,

Читайте также:
Звуки (К) — (К'), буква К - конспект

«Ы» хоть гласный, но тихоня,

Всё зевает он спросонья:

«Ы» поспать ещё часок:?

Или, может выпить сок?

Игра смяом(дети определяют гласный звук в середине слов: мак, дом, кит, лук, дым, пол, сок и т.д.

Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

4. Остановка песенная (песня про Весну)

Выбегает под громкую музыку Зубастый Звукоед.

Звукоед:

Я великий звукоед

Если только захочу,

И слова проглочу!

Всех ошибок я начальник.

Логопед: Злой зубастый Звукоед

Всем словам наносит вред!

Он звук С в словах съедает

И значенья слов меняет

Звукоед: Вот я сейчас этих умненьких да разумненьких и запутаю.

Вот вам задание «Скажи правильно». Если я правильно назову слово, хлопните в ладоши.

Шанки-фанки-сянки-санки -ханки

Сляпа-шьяпа-фляпа – шляпа

Фтаруфка – штарушка- сталуска – стаюска –старушка

Пченец – птенец –птенесь –тинеть –птинеч

Звукоед: Ух, какие вы здесь все умненькие, да разумненькие. Если бы я только знал, то сюда бы не пришёл. Пойду–ка я по добру, поздорову, поищу других детей. Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

5.Остановка «Частушкино»

Буквы пишем и читаем

Их запомнить нужно все.

А живут они, ребята,

На страничках в букваре.

Они бывают разные:

Звуки гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!

Ах, ты бабушка моя,

Снова не согласна!

Ты запомни навсегда:

Букв десять гласных.

Сколько букв у алфавита

Это знает каждый

33 родных сестрицы,

Смелых и отважных


Входит незнайка

Логопед: – Здравствуй незнайка!

Незнайка: Я теперь буду Знайка, я не хочу быть незнайкой.Я научился правильно говорить,читать и даже выучил скороговорки. Вот послушайте: От топота копыт пыль по полю летит.

А вы знаете скороговорки? (да)

Усядемся на пригорке, скажем скороговорки. Скороговорка с первого пригорка.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Жвачные животные жуют жвачку.

Белые барана били в барабаны.

Петя пень пилил пилой.

Врач вручил ворчуну валерьянку.

Сшила Шура шикарную шубу.

Фотографу в бровь попала морковь.

У киски в миски сливки скисли.

Пять ребят нашли пять опят.

Наш Полкан попал в капкан.

Котик клубок укатил в уголок.

Логопед:- Пошли с нами вместе.

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

6. Остановка «Теремок букв»

Инсценировка сказки «Теремок букв»

Дети поют:

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Логопед поёт:

Буква А к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква А) поёт:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Логопед: «Никто не ответил букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить»

Дети поют:

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Логопед:

Буква У к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква У) поёт:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

В окошке теремка появляется буква А: «Это я, буква А. А ты кто?»

БукваУ: «Я буква У. Пусти меня к себе жить!»

Аналогично к теремку прибегают остальные гласные буквы.

Логопед: «Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали:»

Ребёнок «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим как гласные петь».

Дети пробуют пропеть свои буквы: «Ничего не получается!»

Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом.

Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными»

Танец приглашение (согласная приглашает гласную). В конце танца дети парами поворачиваются в круг лицом и пропевают получившиеся слоги, затем меняются местами и вновь пропевают слоги (ам-ма, ту- ут и т.д.)

Логопед: Вот ребята, мы с вами и преодолели все препятствия (звучит песня АБВГД-ка)
Логопед
: Ну что, Звуковичок, можем мы остаться в Стране Правильной речи?

Звуковичок: Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться.

А в награду я вам дарю медали.

Серия А № 0000777 № кв. 62502655103391 дата отправки 10.11.2012

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: