Логопедическая зарядка по теме «Зимующие птицы»

«Зимующие птицы»
методическая разработка по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
5min_zim_ptits.doc 198.5 КБ

Предварительный просмотр:

по лексической теме

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-т, тдд-тдд».

Любопытная Сорока. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

Развитие речевого дыхания и голоса

Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Снегирь: «Фью-фью-фыо».

  1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра: «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках. (на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зёрнышек. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

  1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон»

Я решил ворон считать: (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (Поочерёдно загибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)

Шесть ворона — на столбе, (Поочерёдно разгибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)

Семь ворона — на трубе,

Восемь — села на плакат,

Девять — кормит воронят.

Ну а десять — это галка.

Вот и кончилась считалка! (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

  1. Речевая зарядка «Воробей»

— Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не клюешь.

— Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

  1. Координация речи с движением. Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках посмотри, Хлопать руками по бокам .

В красных майках снегири. Наклонять голову в сторону .

Распушили пёрышки, На первое слово каждой строчки частое

Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам.

Головой вертят, улететь хотят. Повороты головы .

Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по комнате, взмахивая руками ,

За метелью! За метелью! как крыльями

  1. Координация речи с движениями. Физкультминутка «Воробей»

Среди белых голубей Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».

Скачет шустрый воробей. В центре скачет на корточках один ребенок — «воробей».

Откликайся, воробей, Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом

Вылетай-ка, не робей «Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.

  1. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц.

Ввести в активный словарь:

— существительные : ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь; кормушка, корм.

— прилагательные : резвый; красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие (коготки), зимующие (птицы)

— глаголы : прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

Упражнение «У КОРМУШКИ».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов).

Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ветки дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:

— Снегирь летит к кормушке (предлог к).

— Синица улетает от кормушки (предлог от).

— Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Птички на деревья сели,

Посчитай-ка: раз, два, три.

На зимовку прилетели

С красной грудкой. (снегири).

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает. (сова).

Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

—Тук-тук-тук, — в ответ нам. (дятел).

Серый маленький комочек

Чик-чирик! — замёрз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш. (воробей).

—Кар-кар-кар! — кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? . (Ворона).

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это — . (птицы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект “Зимующие птицы нашего края”; развлечение “Зимующие птицы нашего края”; материал к проекту

Природа–это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает.

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»

Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет.

Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»

Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах.

презентация о зимующих птицах нашего края “ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ”

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : “Зимующие птицы “.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую.

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект.

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме “Зимующие птицы. Автоматизация звука [c]”

Разделы: Логопедия

Цель: Коррекция звукопроизношения.

Образовательные задачи:

  • Активизировать словарный запас по теме “Зимующие птицы”.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать чувство темпа и ритма.
  • Коррекционные задачи:

  • Формирование умения одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указанных позиций.
  • Автоматизация звука “С” в прямых и обратных слогах.
  • Образование множественного числа существительных.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение к зимующим птицам.
  • 1. 0рганизационный момент .

    2. Дыхательная гимнастика.

    (Ребенок стоя держит игрушку снежинку в руке на расстоянии 10-15 см. от губ, дует, не раздувая щек, не поднимая плечи).

    Логопед: Послушай стихотворение и назови время года.

    Как подул Дед Мороз
    В воздухе морозном
    Полетели, закружились
    Ледяные звезды.

    Ребенок называет время года, о котором говорится в стихотворении, берет снежинку и выполняет дыхательную гимнастику.

    Кружатся снежинки в воздухе морозном.
    Падают на землю кружевные звезды.
    Вот одна упала на мою ладошку.
    Ой, не тай снежинка, подожди немножко.

    3. Артикуляционная гимнастика: упражнения “Улыбка – хоботок – домик открывается”, “Накажем непослушный язычок”, “Испечем блинчик”, “Лопаточка”, “Подуем на лопаточку”, “Фокус”.

    4. Уточнение произношения звука (c)

    (С применением опорных карточек)

    Положение органов артикуляции:

    а) губы слегка растянуты в улыбку;

    б) зубы раскрыты на 1-2 мм;

    в) кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к коренным зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок.

    – Произнесение многократно звука (Т), по сигналу переход на звук (и), запоминание позиции артикуляционных органов.

    – Длительное произнесение звука (Т): губы в улыбке, зубы раскрыты, кончик языка упирается в нижние резцы.

    – Упражнение “Горка” (в песочнице):ребенок сыпет песок, насыпая горку, произнося длительно “с-с-с-с”.

    5. Физкультминутка (по выбору логопеда)

    6. Закрепление проговаривания прямых и обратных слогов:

    Са -, со -, су -сы.- ас, – ос, – ус,- ис.

    Са – са – са – на лугу сидит лиса

    Со – со – со – на машине колесо

    7. Пальчиковая гимнастика

    Сбил, сколотил, (стучат кулачками друг о друга)

    Вот колесо, (рисуют в воздухе круг обеими руками)

    Сел да поехал, (рулят)

    Ах, хорошо! (покачивают головой) Оглянулся назад (оглядываются)

    Одни спицы лежат! (показывают растопыренные пальцы).

    8. Проговаривание стихотворения,

    на каждый ударный слог ребенок перекладывает горошины из одной кружки в другую.

    Снегирь, и сорока, и клест, и синицы
    Зимуют у нас эти чудные птицы.
    И чтоб они жили по – прежнему с нами,
    Мы будем кормить их, конечно же, сами.

    9. Дидактическая игра “Один – много”.

    (образование множественного числа существительных):

    Ворона, снегирь, галка, воробей, синица.

    10. Упражнение на развития речевого слуха.

    “Открой глаза, когда услышишь звук с” из звукового ряда: с-з-д-с-ш-с-с-з и т.д.

    11. “Выложи фигуру по образцу” из счетных палочек:

    В конце занятия логопед поощряет ребенка, дает задание на дом в тетради.

    Список использованной литературы.

  • Научно – методический журнал “Логопед” №2/2008.
  • Полякова М.А. Самоучитель по логопедии/ “Айрис – пресс”, М., 2007.
  • Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие/ “Феникс” – Ростов на/Д,2008.
  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006.
  • Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) “Детство – Пресс”, СПб., 2006.
  • Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом “Литера”, СПб., 2006.
  • Логопедическая зарядка по теме «Зимующие птицы»

    Цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении

    Бесплатные занятия с логопедом

    Цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении.

    Задачи:

    Образовательные: Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных. Развивающие: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко-ординации речи с движением.

    Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

    1. Организационный момент

    – Рассмотрите картинки и назовите.

    – Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

    2. Введение в тему

    – Как называются птицы, которые остаются зимовать?

    – Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

    – Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

    3. Беседа по теме.

    Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

    – Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

    – А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

    – Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

    – У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

    – Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

    – Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

    – Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

    – Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

    Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

    – Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

    – Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

    (Голубь большой, сизый, воркующий.)

    – Какие это птицы?

    – Почему их так называют?

    4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

    – Пришло время поиграть с пальчиками.

    Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
    Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
    Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
    Все равно он будет мой.

    5. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

    – Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

    Синица, снегирь, ворона, голубь.

    – А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

    6. Игра «Какой птички не стало?»

    На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:

    – Какой птички не стало?

    7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

    – Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

    Снегирь, синица, голубь, воробей

    8. Составление предложений по картине

    – Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

    – Как называется домик с кормом для птиц?

    – Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

    – Какие птицы прилетели к кормушке?

    – Сколько птиц прилетело?

    – Что едят синички?

    – Какие птицы улетают?

    – Почему нужно помогать птицам зимой?

    9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

    Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

    – Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.

    Давайте про них скажем так:

    На дереве много… синиц.
    На дереве много… дятлов.
    На дереве много… ворон.
    На дереве много… снегирей.

    10. Упражнение «Посчитай-ка»

    – Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

    Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

    Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе по теме «Зимующие птицы». Сучкова Елена Андреевна

    автор: Сучкова Елена Андреевна

    Учитель-логопед ГБОУ Школа № 118

    Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе по теме «Зимующие птицы».

    Конспект логопедического занятия в средней

    логопедической группе по теме «Зимующие птицы».

    Цель: расширить представления о разнообразии зимующих птиц.

    • закрепление умения отгадывать загадки о птицах;
    • закрепление умения употреблять имена существительные в родительном падеже;
    • закрепление умения составлять простые предложения с предлогом НА ;
    • закрепление умения выделять начальный гласный [а], проводить звуковой анализ;
    • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
    • развитие внимания, памяти;
    • воспитание наблюдательности.

    Оборудование: панно «Зимний лес», предметные картинки зимующих птиц, предметная картинка «аист», индивидуальные зеркала, кассы букв, звуковые коробочки, счетные палочки.

    Содержание занятия.

    1.Пальчиковая гимнастика.

    — Сегодня приглашаю вас совершить путешествие. Закройте глаза, а теперь откройте. Мы попали в сказочный зимний лес. А как я догадалась, что он зимний? (Везде лежит снег). Нас встречает ворона и говорит, что жители этого леса – птицы. Они появятся, если мы правильно отгадаем загадки.

    Отгадайте первую загадку.

    Желтое брюшко у маленькой птички, а зовут ее… (синичка).

    -Прилетела синица и хочет с нами поиграть в игру «Кормушка».

    Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки).
    Прилетело? Мы расскажем.
    Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику).
    Шесть щеглов и голубей,
    Дятел в пестрых перышках.
    Всем хватило зернышек. (Сжимают и разжимают кулачки).
    1. Артикуляционная гимнастика.

    — Слушайте вторую загадку.

    Все время стучит, деревья долбит.

    Но их не калечит, а только лечит. (Дятел).

    -Дятел предлагает приготовиться к путешествию. Сядем за столы. Выполним артикуляционную гимнастику. А упражнения для нее находятся в волшебной коробочке. Посмотрите на первое упражнение. (Дети перед индивидуальными зеркалами выполняют упражнение «блинчик»). Выполните второе упражнение «часики». (Дети выполняют упражнение). Посмотрите и сделайте упражнение «лошадка». (Дети выполняют упражнение).

    1. Звуковой анализ звука [а].

    — Прослушайте следующую загадку.

    Верещунья, белобока, а зовут ее …(сорока).

    -Прилетела сорока и рассказала, что у нее есть друг. Кто это? (Аист). Кто такой аист? (Аист – это дикая перелетная птица). Какой первый звук в слове аист? (Первый звук [а]). Сделаем звуковую схему для звука. Каким цветом обозначим звук [а]? (Звук [а] обозначим красным цветом). Почему? (Потому что он гласный). Какой буквой обозначим звук [а]? (Буквой А). Сделайте звуковую схему для звука [а] и напечатайте. (Дети делают звуковую схему и печатают). Расскажите, про звук [а]. (Это звук [а]. Мы его обозначили красным цветом, потому что он гласный).

    4.Физкультминутка «Снеговик».

    — Интересно, кто еще от нас спрятался. Отгадаем загадку.

    Красногрудый, чернокрылый, любит ягоды клевать.

    С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь).

    — Снегирь предлагает поиграть в игру «Снеговик».

    Давай, дружок, давай, дружок, (Дети «лепят» снежок,
    Кати по снегу свой снежок. катят перед собой снежок.
    Он превратится в толстый ком, Показывают толстый ком перед собой.
    И станет ком снеговиком. «Рисуют» восьмерку в воздухе.
    Его улыбка так светла! Показывают руками на лице улыбку.
    Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, голову, нос, метлу.
    Но солнце припечет слегка — Слегка отклоняются назад.
    Увы!- и нет снеговика. Пожимают плечами, разводят руками).

    5.Игра «Кто где сидит?» — упражнение на закрепление умения составлять простые предложения с предлогом НА .

    — Послушайте следующую загадку.

    Чик – чирик! К зернышкам прыг.

    Клюй, не робей. Кто это? (Воробей).

    — Воробей хочет поиграть в игру «Кто где сидит?».

    — Где сидит воробей? (Воробей сидит на ветке).

    — Где сидит синица? (Синица сидит на кормушке).

    — Где сидит дятел? (Дятел сидит на дереве).

    — Где сидит ворона? (Ворона сидит на снегу).

    — Где сидит снегирь? (Снегирь сидит на заборе).

    — Где сидит сорока? (Сорока сидит на ёлке).

    — Это какие птицы? (Зимующие). Что знаем о зимующих птицах? (Остаются с нами зимовать. Им хватает корма).

    6.Упражнение на развитие мелкой моторики – составление фигуры «Ёлочка» из счетных палочек.

    — Отгадайте последнюю загадку.

    Всю ночь летает, мышей добывает,

    А станет светло, спать ляжет в дупло. (Сова).

    — У совы дом на ели. Сделаем из счетных палочек елочку. Сначала делаем ствол. Кладем три палочки вертикально. Затем делаем ветки. От верхней палочки влево по диагонали вниз кладем одну палочку, а потом вправо по диагонали вниз кладем палочку. Где соединяются первая и вторая палочка, кладем вниз влево и вправо по диагонали по одной палочке. Так же делаем, где соединяются вторая и третья палочки. Получилась елочка. (Дети делают из счетных палочек елочку).

    Елочка зелёная выросла в лесу, елочку зелёную я домой несу .

    1. Игра «Кого не стало?» — упражнение на закрепление умения употреблять имена существительные в родительном падеже.

    — Кого не стало? (Не стало сороки).

    — Кого не стало? (Не стало совы).

    — Кого не стало? (Не стало синицы).

    — Кого не стало? (Не стало снегиря).

    — Кого не стало? (Не стало вороны).

    — Кого не стало? (Не стало дятла).

    — Кого не стало? (Не стало воробья).

    8.Итог.

    — Все птицы улетели. Наше путешествие закончилось. Где побывали? Кого встретили? В какие игры играли? Что запомнилось?

    Развитие речи детей 4-7 лет

    Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

    Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
    С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
    Более подробные пояснения см. “Предисловии”

    1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

    2. Расскажите, где они живут и чем питаются.

    3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

    4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н. Э. Теремковой “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, альбом 2, стр.26).
    

    5. Упражнение “Скажи, когда много” на образование существительного множественного числа.
    Ворона – вороны, синица – синицы и т.д.

    6. Упражнение “Назови ласково” на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    7. Упражнение “Посчитай птиц” на согласование числительного с существительным.

    8. Упражнение “Кто как голос подает?”
    Ворона кар-кар – ворона каркает, воробей. голубь.

    9. Упражнение “Узнай птицу по описанию”.
    Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

    10. Упражнение “Скажи одним словом”.
    У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
    У сороки длинный хвост, поэтому её называют .
    У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют .
    У вороны черные крылья, поэтому её называют .
    У дятла длинный клюв, поэтому его называют .

    11. Упражнение “Скажи наоборот” на подбор антонимов.
    (это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет)
    Воробей маленький, а ворона .
    У синицы хвост короткий, а у сороки .
    Голубь тяжелый, а воробей .
    У синицы клюв тонкий, а у вороны .

    12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.
    Послушай рассказ* и ответь на вопросы полным предложением.

      Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

    * Текст взят из альбома №2 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

    Вопросы:
    Какое было время года?
    Кого нашли дети на снегу в парке?
    Какой был воробышек?
    Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
    Когда дети выпустили воробья на волю?
    Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

    13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
    Выбегай поскорей,
    Посмотри на снегирей!
    Прилетели, прилетели!
    Стайку встретили метели,
    А Мороз – красный нос
    Им рябинки принес,
    Хорошо угостил,
    Хорошо подсластил.
    Зимним вечером поздним
    Ярко-алые грозди.

    14. Развитие мелкой моторики.

    (Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
    Сколько птиц
    К кормушке нашей
    Прилетело?
    (На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
    Две синицы, воробей,
    Шесть щеглов и голубей,
    Дятел в пестрых перышках.
    (опять сжимать и разжимать кулачки)
    Всем хватило зернышек!

    1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

    2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях (желательно в природе), рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка – единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.

    3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

    4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

    5. Упражнения на грамматический строй речи.
    Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): “Назови ласково”, “Скажи, когда много”, “Посчитай”, “Кто как голос подает”, “Скажи одним словом”.

    6. Упражнение “Чей, чья, чьё, чьи?” на образование притяжательных прилагательных.
    Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
    Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).

    7. Упражнение “Подбери признак” на согласование имен существительных с прилагательными.
    Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?). Снегирь (какой?). клест (какой?).

    8. Учить подбирать однокоренные слова.
    Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

    9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

      Кормушка.
      Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

    Для пересказа можно (желательно) использовать книгу “Пересказы круглый год” автора Т. Ю. Бардышевой из серии “Развитие речи. 4 книжки-малышки”. Книга выпущена издательством “Карапуз”, приобрести ее можно по подписке (подписной индекс 34227), на сайте издательского дома “Карапуз”. В Москве книгу можно купить в магазине “Библио-Глобус” (ул. Мясницкая, д.6).

    10. Развитие мелкой моторики.
    Нарисовать рисунок к рассказу “Кормушка”. Рисунок можно использовать при пересказе.

    11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

    Воробей
    Чуть живой,
    Не чирикает даже.
    Замерзает совсем воробей.
    Как заметит подводу с поклажей,
    Из-под крыши бросается к ней,
    И дрожит он над зернышком, бедный,
    И летит к чердаку своему.
    А гляди, не становится вредным
    Оттого, что так трудно ему…
    (Н. Рубцов)

    Ворона
    Вот ворона сидит на заборе.
    Все амбары давно на запоре.
    Все обозы прошли, все подводы,
    Наступила пора непогоды.
    Суетится она на заборе.
    Горе ей. Настоящее горе!
    Ведь не зернышка нет у вороны.
    И от холода нет обороны.
    (Н. Рубцов)

    Синица
    Скачет шустрая синица,
    Ей на месте не сидится.
    Прыг-скок, прыг-скок,
    Завертелась как волчок.
    Вот присела на минутку,
    Почесала клювом грудку
    И с дорожки на плетень,
    Тири-тири, тень-тень-тень.
    (А. Барто)

    Комментарии к статьям
    Развитие речи. Январь.

    24.01.2007, 12:09
    Ольга

    нам с доченькой очень нравятся ваши советы! спасибо! 24.01.2007, 12:22
    Марика

    Мы готовимся к школе, а ваши советы нам помогают составить план занятия. Спасибо большое! 02.02.2007, 16:35
    Рамиля

    Очень подробные занятия. Отлично использовать для логопедов в работе с родителями. 03.02.2007, 21:45
    Ольга

    Работаю логопедом в детском саду.Жаль, поздно нашла ваш сайт. Отличные рекомендации для родителей. Буду использовать в работе сама и порекомендую родителям! 18.02.2007, 16:51
    Александра

    Спасибо, хорошее методическое пособие для проведения занятий по подготовке к школе. 16.09.2007, 23:44
    Алла Тафий

    Очень хорошие методическое пособие!
    я сразу стала по нему заниматься с сыном.
    Мальчику очень нарвится заниматься. Спасибо! 11.01.2008, 12:07
    ирина

    спасибо 20.01.2008, 10:43
    Маргарита и Даня

    Огромное спасибо за помощь и прекрасные советы. 11.02.2008, 22:11
    светлана

    интересно читать о развитии речи но может быть будут новые уроки например о цветах сказках качествах людей это было бы неплохо с детьми я незанимаюсь читаю для себя 22.01.2009, 10:43
    ольга

    спасибо. очень нравится ваши занятия,занимаемся регулярно.но хотелось бы еще упражнения для развития фонетического слуха. 03.03.2009, 15:03
    Бойко Ирина Леонидовна

    Использую некоторые элементы на уроках с 1 классом. Интересно. Занимательно. 29.01.2011, 19:39
    Лидия

    Спасибо большое за материал и рекомендации.Начну заниматься с внучкой 4г8мес-ОНР 2йстепени Занимаемся 3раза в неделю с логопедом уже 2йгод Прогресс большой,но хочется побыстрее догнать 02.12.2011, 03:05
    Татьяна

    Огромное спасибо! 28.01.2012, 07:52
    Ольга

    Спасибо большое за ваш труд. 26.11.2012, 10:24
    джафар

    Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР (ОВЗ) «Зимующие птицы»

    Проскурина Светлана Ивановна

    Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 “Искорка”, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

    Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

    Проскурина С.И. Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР (ОВЗ) «Зимующие птицы» // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 18.01.2022).

    Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные: актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, сочетание существительных с числительными; образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звуко-буквенного разбора слова.

    Коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

    Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», мультимедийная презентация «Зимующие птицы», плоскостные изображения птиц, кубики с цифрами и изображениями птиц, мяч, плоскостные круги трех цветов (красный, синий, зеленый), звуковые линейки, картинки с изображением сюжета, указка с птицей.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Дети входят, звучит аудиозапись голосов птиц.

    Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте со всеми поздороваемся (дети приветствуют гостей). Все гости хотят посмотреть, какие вы умные, сообразительные, как вы много знаете и как вы готовы к школе.

    Наш девиз:

    Будем мы сейчас опять

    Смотреть, слушать, размышлять,

    Но друг другу не мешать.

    Внятно, четко говорить,

    Не вертеться, не шалить.

    2. Основная часть

    Логопед: Чьи голоса вы услышали? (Птичьи.) Сегодня мы будем говорить о птицах. Вы мне подскажите сами. И я хочу вам рассказать интересную историю, которая произошла с Совушкой.

    – Жила-была задумчивая СОВА. Сова она была неплохая, но уж очень задумчивая. Летит она, летит, а на ходу размышляет. Иногда настолько задумывается, что начинает падать.

    – Ой-ой-ой, – всегда кричит сова.

    – Бедная, я несчастная. Надоело мне быть обычной задумчивой совой, хочу стать сверхптицей! (слайд 2)

    – Решить-то она решила, но вот кто ее сделает такой? (ответы детей)

    – Поможем сове? (да)

    Логопед: Вам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, надо как следует подготовиться. Давайте сделаем артикуляционную гимнастику (слайд 3).

    А ещё мы с вами выполним дыхательную гимнастику (слайд 4):

    Тихо падает сова.

    Тихо падает серая сова.

    Тихо падает серая, пушистая сова.

    Тихо падает серая, пушистая сова, с дерева.

    Логопед: Люди, которые изучают птиц, называют ОРНИТОЛОГАМИ. Мы тоже с вами сегодня побудем орнитологами и поможем сове узнать много нового о жизни птиц, которые зимуют.

    Давайте все дружно проговорим ОРНИТОЛОГИ (слайд 5).

    – Вы готовы к выполнению заданий? (да)

    Первое задание

    Логопед: Посмотрите на экран и отгадайте загадки (слайд 6-14) и назовите птиц (ворона, сорока, воробей, дятел, сова, свиристель, голубь, синица, снегирь).

    – Как можно назвать этих птиц? (зимующие птицы)

    Игра с мячом, «Какой? Какая?» (слайд 15)

    1. Воробей (какой?) – маленький, шустрый …

    Если у воробья короткий клюв, он какой? – короткоклювый.

    2. Ворона (какая?) – осторожная, крикливая …

    Если у вороны толстый клюв, она какая? – толстоклювая.

    3. Снегирь (какой?) – нахохлившийся, голодный, яркий, весёлый …

    Если у снегиря красная грудка, он какой? – красногрудый.

    4. Синица (какая?) – маленькая, шустрая, яркая, пугливая, быстрая …

    Если у синички жёлтая грудка, она какая? – желтогрудая.

    5. Дятел (какой?) – пёстрый, работящий …

    Если у дятла длинный клюв, он какой? – длинноклювый.

    6. Сорока (какая?) – хитрая, вороватая …

    Если у сороки белые бока, она какая? – белобокая.

    Если у сороки длинный хвост, она какая? – длиннохвостая.

    Логопед: – Ребята давайте отдохнем немножко.

    Физкультминутка «Снегири» (слайд 16)

    (координация речи с движениями)

    Вот на ветках посмотри

    (по 4 поворота головы в каждую сторону поочередно)

    В красных майках снегири.

    (потряхивание кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)

    Греются на солнышке.

    Кыш! Кыш! Улетели!

    (кисти рук разжимают – «кыш», машут руками)

    За метелью, за метелью!

    Логопед: Молодцы, все задания выполнили правильно и физкультминутку выполнили хорошо.

    Второе задание

    Игра «Чей клюв, чья голова?» (слайд 17)

    (образование притяжательных прилагательных)

    У вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья.

    У сороки клюв (чей?) – сорочий, голова (чья?) – сорочья.

    У голубя клюв (чей?) – голубиный, голова (чья?) – голубиная.

    У совы клюв (чей?) – совиный, голова (чья?) – совиная.

    Логопед: Ребята, сравните птиц с людьми и животными (слайд 18).

    У человека – дети, а птицы – птенцы

    У человека – нос, а у птицы – клюв

    У животных – шерсть, а птиц – перья

    У кошки – лапы, а у птицы – ноги.

    Логопед: Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз (слайд 19), чтобы глаза отдохнули.

    Птицы прилетели, на окошко сели,

    Птицы вправо полетели,

    Птицы влево полетели,

    Птицы вверх полетели и на ветку сели,

    Птицы посидели и вниз полетели.

    Третье задание

    Игра «Слушай внимательно» (слайд 20)

    Логопед: Ребята, определите хлопками, сколько слогов в слове: ворона, сорока, воробей, дятел, сова, свиристель, голубь, синица, снегирь, сова.

    «Звуковой анализ слова» (слайд 21)

    Логопед: Рассмотрите картинку и назовите, кто изображен (сова). Давайте разберем звуковой анализ слова СОВА (работа со звуковыми линейками).

    Четвертое задание

    Игра с кубиками «Сколько птиц?» (слайд 22)

    (употребление существительных с числительными)

    Дети по очереди бросают кубик, на гранях изображены цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.).

    Игра «Назови ласково» (слайд 23)

    Логопед: Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка ит.д.).

    Пятое задание

    «Сочини чистоговорку» (слайд 24)

    Логопед: Я говорю слоги, а вы сочиняете чистоговорку. Например: ца-ца-ца – прилетела синица.

    Гирь-гирь-гирь (снегирь) – и т.д.

    «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

    «Расскажи-ка» (слайд 25)

    Логопед: Ответьте на вопросы:

    – Какое было время года?

    – Кого нашли дети в парке на снегу?

    – Какой был воробышек?

    – Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

    – Когда дети выпустили воробышка на волю?

    – Что повесили дети зимой в парке? Зачем? (рассказ детей)

    Логопед: Ребята, вы молодцы, ОРНИТОЛОГИ из вас получились отличные, много знаете о птицах, со всеми заданиями справились. Помогли СОВЕ узнать много нового и стать сверхптицей.

    Итог занятия:

    – Что вам больше всего понравилось в занятии?

    – Какую профессию сегодня вспомнили?

    – Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.

    Логопедический альбом «Профилактика и коррекция дисграфии»

    Предлагаю вашему вниманию наработки по дисграфии — 1 логопедический альбом (предназначен для родителей и учителей), который раскрывает суть дисграфии, её виды и как с ней бороться.

    Коротко о нарушениях письма и чтения

    Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: оки но — окно и т. п.

    К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка.

    Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

    Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

    Что же такое дисграфия?

    Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

    Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

    • определить его звуковую структуру, последовательность и местокаждого звука;
    • соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
    • воспроизвести с помощью движений руки букву.

    Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

    Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

    Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку?

    Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия

    Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

    Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

    Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

    Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

    Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

    • пропуски согласных;
    • пропуски гласных;
    • перестановки букв;
    • добавления букв;
    • пропуски, добавления, перестановки слогов;
    • слитное написание слов;
    • раздельное написание слов;
    • слитное написание предлогов с другими словами;
    • раздельное написание приставки и корня.

    Аграмматическая дисграфия

    Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи.

    На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

    Оптическая дисграфия

    Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв(м-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
    Определив вид нарушений процесса письма, Вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

    1 Логопедический Альбом
    «Профилактика и коррекция дисграфии»

    Подгорбунских Алла Фёдоровна,
    учитель-логопед,
    МКОУ «лицей №1″,
    г. Шадринск Курганской области

    Читайте также:
    Конспект логопедического занятия 'Дифференциация звуков (Ш) - (Ж)'. Лексическая тема 'Профессии'
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: