Логопедическая зарядка по теме «Перелётные птицы»

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы»

Наумова И.А.
учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77

Цель: закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч. Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Логопед: “Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.”

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

4. Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца-… (скворчата)

-У грача-… (грачата)

-У журавля-… (журавлята)

-У кукушки-… (кукушата)

-У аиста-… (аистята)

-У лебедя-… (лебедята).

5. Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

6. Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Читайте также:
Упражнения для формирования осмысленного чтения

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

7. Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

8. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: – Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

9. Итог занятия «Птицы улетают на юг».

Логопед называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, поочередно убирая изображения птиц с доски.

– Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.

«Перелетные птицы. Звук «С»

Задачи:

  • уточнять и расширять словарь по теме;
  • совершенствовать грамматический строй речи (правильное употребление предлогов);
  • развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать у детей внимание, мышление, память, тактильное восприятие;
  • закреплять у детей понятия «перелетные» и «зимующие» птицы;
  • развивать у детей фонематический слух;
  • развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза 1-сложных слов;
  • учить бережно относиться к нашим пернатым друзьям.

Оборудование: Модуль «Птички» для развития воздушной струи, предметные картинки по теме «Перелетные птицы», аудиозапись с голосами птиц, перышки птиц с заданиями на обратной стороне, мяч, конверты с контурами птиц, береза, Звукарики, костюмы звуков.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня к нам в гости пришли не только родители. Еще у нас в гостях много пернатых друзей. Кто это?

(Дети перечисляют, называя картинки, прикрепленные по периметру кабинета)

– Почему они называются пернатыми? (Потому что у них есть перья)

– А что еще есть у всех птиц? (Голова, туловище, две ноги, крылья, глаза, клюв)

– Как можно назвать всех птиц, которые у нас сегодня в гостях? (Перелетные птицы)

– Как называются те, которые прилетают к нам на зиму? (Зимующие)

– А как называются птицы, которые живут у нас круглый год? (Оседлые).

2. Артикуляционная гимнастика.

– Подуем на наших птичек так, чтобы они закружились в красивом вальсе. Вспоминаем правила: дуем, не надувая щек, не поднимая плеч, вдох носом, выдох ртом.

– А теперь изобразим птенцов (упр. «Птенчики»), ласточки сидят ровным рядочком на проводах, ( упр. «Заборчик»), птички чистят перышки и нахохлись (упр. «Катушка»).

– Пока птички чистились они обронили несколько перышек. Давайте посмотрим на них. Эти перышки не простые, на каждом из них есть задание, и птички предлагают нам их выполнить. Согласны?

– А теперь пройдите за столы мы приступим к выполнению заданий.

3. Задание №1. Игра «отгадай по голосу»

Дети слушают аудиозапись голосов птиц и отгадывают, уточняя как подает голос данная птица.

Это кукушка – она кукует,
это скворец – он поет,
это журавль – он курлычет,
это жаворонок – он заливается, поет,
это ласточка – она щебечет,
это утка – она крякает,
это гусь – он гогочет,
это аист – он стучит клювом,
это лебедь – он трубит,
это чайка – она кричит и т.д.

Читайте также:
Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи - конспект занятия

Затем предлагаем родителям отгадать несколько птиц.

4. Задание №2. Пальчиковая гимнастика «10 птичек стайка» с шариком суджок.

10 птичек стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – Скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Это – стриж,
Это – развеселый чиж.
Ну а это – злой орлан
Птички, птички, – по домам!»

5. Задание №3. Игра «Угадай кто это?»

У каждого на столе конверт, в котором спрятан силуэт птицы. Дети на ощупь должны отгадать, кто спрятался в их конверте. При ответе, аргументировать почему они думают, что это именно та птица.

Например: Я думаю, что это ласточка, потому что у нее маленькое туловище, маленькая голова и длинный раздвоенный хвост. Я думаю, что у меня аист, потому что у него маленькая голова, длинный клюв, крупное туловище и длинные тонкие ноги.

Затем предлагаем родителям отгадать несколько птиц.

6. Динамическая пауза «Аист».

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

7. Задание №4. Игра «Рассади птиц на ветки».

Следующее задание состоит в том, что вы должны рассадить каждый свою птичку на ветку и рассказать куда вы ее посадили.

Например: Я посалила ласточку в гнездо. А я посадил соловья на правую верхнюю ветку.

Я посадил аиста в озеро. А я посадил журавля около озера. Я посадил грача на макушку березы и т.д.

8. Динамическая пауза «Грач».

Грач качался в гамаке,
Гуси плыли по реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается,
Неплохо получается.

9. Зрительная гимнастика «Грач».

Дети только движением глаз смотрят за перемещением грача по кабинету.

10. Задание №5. Игра: «4-й лишний»

соловей, снегирь, трясогузка, ласточка. (лишний снегирь, потому что он зимующая птица, а остальные перелетные)

Выделение звука «С» из ряда слов.

– Какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? (Звук «С»)

Что вы можете рассказать про звук «С»? Какой он? (Согласный, твердый, глухой)

– Подберите звукарик к звуку «С». (Дети находят символ)

11. Задание №6. Игра «Поймай звук «С»

Хлопни, если услышишь звук «С» (ряд звуков, ряд слогов, ряд слов)

12. Задание №7. Игра «Живые звуки»

Звуковой анализ и синтез слова СОК.

Затем предлагаем родителям составить слово СУК.

13. Итог занятия.

– Ну вот ребята, вы справились со всеми заданиями наших пернатых друзей, и они вам в подарок решили подарить вот такие замечательные медали «Знаток птиц»

Понравилось вам занятие? Что вам понравилось больше всего?

Логопедическое занятие «Перелётные птицы» для детей с ОНР

Ирина Алексеенко
Логопедическое занятие «Перелётные птицы» для детей с ОНР

Цель занятия:

-развитие и коррекция речи детей по теме «Перелётные птицы».

-активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Перелётные птицы»;

-корректировать звукопроизношение через развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

-совершенствовать слуховое, зрительное внимание и речеслуховую память;

-развивать лексико-грамматический строй речи (словообразование и словоизменение);

-развивать образное мышление и воображение;

-воспитывать любовь к родной природе.

-картинки с изображением перелётных птиц (ласточка, грач, скворец, журавль, лебедь, утка, гусь, кукушка);

-репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

Читайте также:
Лексический материал по теме Синонимы

-плоскостной геометрический материал (треугольники для моделирования);

-аудиозапись голосов птиц леса;

-разноцветные картонные сердечки для поощрения детей за ответы.

-разучивание стихотворений «Про птичку» и «Гусь гуляет по дорожке».

Ход занятия:

1) Орг. момент, знакомство с темой

— Сегодня мы будем говорить о перелётных птицах. Почему они так называются?

(Потому, что улетают зимой на юг)

— Какое сейчас время года?

— А какое время года было перед осенью?

— Давайте вспомним тёплое лето.

2) Артикуляционная гимнастика

— Улыбнулись, показали свои зубки (Упр. «Улыбка»)

— Наш язычок открыл двери своего домика и выбежал на улицу погулять, посмотрел по сторонам, вверх и вниз (Упр. «Осмотрелись»)

— Вспомним, как гуляли мы по летнему парку, катались на качелях

(Упр. «Качели», скатывались с горки (Упр. «Горка»).

— А вот на старом дереве висят часы с кукушкой (Упр. «Маятник»).

— Вспомним, каких лошадей встречали мы в парке (Упр. «Лошадки»).

— На полянке было много цветов и грибов (Упр. «Грибочки»и «Цветочки»).

— Вспомним, как встретили мы дятла и котёнка. Как дятел стучал по дереву? (Упр. «Дятел»). Как котёнок лакал молоко? (Упр. «Котёнок лакает» и «Котёнок облизнулся»).

— Да, хорошо было летом! Но раз пока нельзя гулять, ведь пошёл дождь, то можно заняться домашними делами (Упр. «Подметём пол», «Побелим потолок»)

— Теперь можно и перекусить. Нальём чая в чашку (Упр. «Чашечка») и поедим вишнёвого варенья (Упр. «Вкусное варенье»).

— А теперь почистим зубки (Упр. «Чистим зубки») и прополоскаем во рту (Имитация полоскания).

— Устали? Можно и отдохнуть (Закрыть рот, язык внизу, за нижними зубами).

3) Развитие речеслуховой памяти.

— Проверим, стали ли ваши язычки послушными? Повторите цепочку слогов и скажите, на что это похоже?

(Это похоже на голоса птиц)

4) Пальчиковая гимнастика.

— Давайте теперь покажем птиц руками. (Стишок «Про птичку», дети показывают руками.)

Птичка крылышки сложила,

Птичка крылышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зёрнышки нашла,

Птичка зёрнышки поела,

5) Прослушивание птичьих голосов

— Прислушайтесь, ребята. Что вы сейчас услышали?

(Голоса птиц)

— Верно! Это щебетание, свист, пение, стрекотание называется «Птичий гомон». Этот гомон, как музыка леса. Скучно и тихо было бы в лесах, парках, садах без птиц. А ещё птицы приносят большую пользу. Кто знает, какую?

(Уничтожают насекомых-вредителей)

— Значит они – насекомоядные.

— Но вот наступает осень и некоторые птицы…

(Улетают в тёплые края).

— Кто знает, почему?

(Становится холодно и голодно).

— Какие же птицы улетают? Вот некоторые из них (Выставляются картинки птиц)

— Вот утка и гусь, значит улетают…

(Утки и гуси)

— Вот журавль, значит улетают…

Аналогично с картинками грача, кукушки, ласточки, скворца.

— Как же они улетают?

(Они улетают стаями).

— Да, но стаи бывают разные. Грачи, скворцы и ласточки улетают беспорядочными стаями. Гуси, утки, лебеди – вереницей. Журавли – клином. (Моделирую типы стай из треугольников на магнитной доске)

— Представьте, что это – птица

— Утки, гуси, лебеди вереницей.

— Ласточки, грачи, скворцы беспорядочной стаей.

— Выложите из треугольников, как улетают утки (ласточки, журавли, кукушки)

— Прощаясь, птицы издают разные печальные звуки. Представьте, что вы птицы и повторите их.

— Ласточки «чифкают» — чиф-чиф-чиф.

— Грачи «гаркают» — гар-гар-гар.

— Журавли «курлычут» — ур-ур-ур.

— Гуси «гагочут» — га-га-га.

— Утки «крякают» — кря-кря-кря.

Читайте также:
Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности

— Лебеди во время перелёта издают редкие гортанные звуки, а во время опасности «шипят» — ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

— Скворцы летят молча, хотя умеют издавать разные звуки, повторяя кваканье лягушки, мяуканье котёнка – ква-ква-мяу-мяу.

— А теперь давайте поиграем. Я называю птицу, а вы печально повторяете её прощальную песню. Будьте внимательны.

8) Развитие общей моторики

— Вспомним стихотворение «Гусь гуляет по дорожке»

— Сейчас нужно не просто правильно проговаривать слова, но и вместе со словами выполнять движения весёлого и хвастливого гуся.

Гусь гуляет по дорожке

(дети идут горделиво, высоко поднимая колени, руки за спиной)

Гусь играет на гармошке

(дети продолжают ходьбу вокруг свей оси, руки разводят в стороны, имитируя движения гармошки)

И гордится гармонист

(дети останавливаются и ладошками стучат себе в грудь)

Я га-га-га голосист.

(дети подпрыгивают и разводят руки в стороны вверх)

9) Развитие речи по картине Саврасова «Грачи прилетели»

— Итак, птицы улетают осенью далеко-далеко в тёплые края, а когда же они возвращаются?

— Что знаменательного происходит весной у всех птиц?

(У них появляются птенцы).

— Посмотрите на картину Саврасова А. К. «Грачи прилетели». Что вы видите? Расскажите.

(Только наступила весна, а грачи уже вернулись к нам. Они начали строить гнёзда на ветвях деревьев и откладывать в них яйца. А потом грачи будут выводить птенцов).

— Верно, чтобы вырастить птенцов, грачи, сначала, вьют гнёзда, чтобы было, куда откладывать яйца.

— Грачи прилетают самыми первыми из всех птиц. Они, как бы, ведут за собой весну.

10) Речевая игра «Кто у кого»

— У грачей из яиц появляются грачата.

11) Развитие зрительного внимания.

На доске выставляются карточки птиц. (Грач, ласточка, гусь, журавль, скворец, лебедь, кукушка, утка). Детям предлагается назвать каждую птицу, а потом закрыть глаза и заметить перестановки, которые были совершены на доске за это время.

— О ком мы говорили сегодня?

— Что значит слово «Насекомоядные»?

— Какие птицы улетают клином? (поодиночке? вереницей? беспорядочной стаей)

— Что такое «птичий гомон»?

— Какие птицы «ведут за собой» весну?

https://yadi.sk/i/MjSschsbqfgy6 – скачать корректную версию.

Комплексное занятие «Перелётные птицы. Геометрические фигуры. Широкий, узкий» Комплексное занятие во 2-й младшей группе на тему: “Весна. Перелётные птицы. Геометрические фигуры. Широкий, узкий.» Составила: воспитатель.

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «Перелётные птицы» Интеграция образовательных областей: Социализация, Познание, Коммуникация, Музыка. Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД «Перелётные, зимующие и кочующие птицы» для детей средней группы Цель: обогатить знания детей о зимующих, кочующих и перелетных птицах. Задачи: – закрепить названия зимующих, кочующих и перелетных птиц.

Конспект занятия по уточнению и обобщению знаний детей по теме «Перелётные птицы» Цель: Уточнение и обобщение знаний детей по теме «Перелётные птицы». Задачи: Образовательные: Активизация и уточнение словаря.

Логопедическое занятие на тему «Зимующие птицы» для детей с ОНР (старшая группа) Программное содержание: • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление.

Логопедическое занятие «Перелетные птицы» Занятие на тему: «Перелетные птицы» Программные задачи: 1. Уточнить и закрепить знания детей о жизни зимующих и перелетных птиц 2. Продолжать.

Логопедическое занятие в подготовительной группе «Перелетные птицы» Цель: Активизировать знания детей по теме «Перелетные птицы» Задачи: Коррекционно – образовательные: – закреплять и уточнять названий перелетных.

Подгрупповое логопедическое занятие для детей 5–6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Перелетные птицы» Видео одгрупповое логопедическое занятие для детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме “Перелетные птицы”[/b] Хасанова.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Составление рассказа по серии сюжетных картин

Занятие по логоритмике «Перелётные птицы» Занятие по логоритмике Миронова Ольга Анатольевна учитель – логопед МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Колосок» город Шелехов.

Занятие в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Занятие в старшей логопедической группе «Перелётные птицы». Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются;.

Конспект логопедического занятия «Весна. Перелетные птицы»

автор: Нестерова Наталья Валерьевна

Учитель-логопед МБДОУ д/с №32 «Тополек»

Конспект логопедического занятия «Весна. Перелетные птицы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «Тополёк»

Конспект

организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:

«Весна. Перелетные птицы»

для детей подготовительной группы с ОНР

Подготовила

Нестерова Наталья Валерьевна

учитель-логопед МБДОУ

детского сада № 32«Тополёк»

г. ПЯТИГОРСК, 2019 г.

Тема :«Весна. Перелетные птицы»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: Закрепить представления у детей о весне и перелетных птицах.

учить детей формировать вопросы по описанию предмета;

закрепить представления детей о перелетных птицах;

закрепить название птиц, их внешние признаки;

учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей;

активизация словаря по теме;

формирование грамматического строя речи;

упражнять в образовании сложных прилагательных;

Развивающие:

развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок;

развивать артикуляционную, мелкую моторику;

развитие внимания, памяти, мышления;

Воспитывающие:

воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы;

воспитывать самоконтроль за речью.

воспитывать умение участвовать в совместной игре;

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»; «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Словарная работа: красноклювый, черноглазый, ширококрылый, желтоклювый.

Оборудование: кукла Лунтик, предметные картинки, конверты с разрезными картинками, скворечник, игрушка-птичка, схема предлогов, карандаши.

Предварительная работа: выполнение графического диктанта.

Форма проведения : совместная деятельность.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент . (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед)

Логопед: Какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года весна.

Логопед: Какое время года было перед весною?

Дети : Перед весною была зима.

Логопед : Какое время наступит после весны?

Дети : После весны наступит лето.

Логопед: Какая часть весны сейчас?

Дети : Сейчас начало весны.

Логопед : Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если всё зазеленело и в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит.

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла…( весна)

Логопед: Ребята, а к нам на занятие пришел Лунтик (заносит куклу) Он тоже хочет узнать о птицах и о весне. Расскажем ему?

Но сначала, разомнем наш язычок ( артикуляционная гимнастика )

Давайте покажем, как природа радуется

Природа радуется приходу весны — улыбка

Дует ласковый ветерок – трубочка

Тает снег, капель – цоканье: сначала медленно, потом чаще

Травка тянется к солнышку – иголочка

Веточка качается от ветра – часики

  1. Основная часть

Беседа о весне и перелетных птицах

Логопед. Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

(отвечать предложением, начинать со слова «весной»)

1 . Что весной греет, светит, припекает?

Дети : (солнце)

Логопед :Что весной голубое, высокое, чистое?

Дети : (небо)

Логопед: Что весной бежит, журчит, поёт?

Дети : (ручьи)

Логопед : Что с крыши свисает, капает, тает?

Дети : (сосульки)

Логопед: Давайте представим, что мы попали в весенний лес.

Закройте глазки и считайте со мною до трёх. 1-2-3 чудо произойди!

— Ну , что чудо произошло? –Да!

— Ребята, мы с вами попали в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Послушайте, кто же это поёт в лесу?

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Комнатные растения’

Логопед. Конечно, ребята. А ещё ребята, весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.

-Как называются эти птицы?

Дети : перелётные

Логопед: Почему они называются перелётными?

Дети . Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.

Логопед: У вас на столе лежат конверты. Посмотрите что там лежит? Составьте из частей картинку.

У вас получились картинки с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Давайте поиграем в Игру «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Логопед. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Утки короткие лапы – коротколапая.

У Соловья желтый клюв- желтоклювый.

Логопед : Молодцы вы справились с заданием, уберите картинки в конверт.

Игра «Что делает птичка?»

На доске находятся схемы предлогов ЗА, НАД, НА, В, ИЗ, ПОД.

Рядом находится скворечник, логопед переносит птичку в разные места. Дети составляют предложения с данными предлогами и показывают схему предлога.

Стихотворение со словами- действиями.

Птицы могут летать высоко (руки вверх),

Пролетать над озерами синими ( присесть ),

Улетать из гнезда далеко (руки вперед ),

Ввысь взлетать над горами красивыми (руки вверх) .

Облетать они могут лес (взмахи руками) .

Залетать за башни высокие (встать на носки, потянуться ),

Подлетать под низкий навес (присесть)

И слетать с крыш в ямы глубокие.

Игра « Кто я?» « Что я?»

Логопед: Мы сейчас поиграем в интересную игру. У нас будет ведущий, ему на голову мы закрепим картинку. Ведущий должен задавать вопросы, а вы можете отвечать только ДА или НЕТ. Ведущий задает вопрос до тех пор пока не отгадает ,что у него изображено.( картинки: сосулька, солнце, подснежник, грач, ласточка, скворечник, гнездо)

Логопед. Дети, посмотрите, Лунтик к нам пришел не с пустыми руками. У него для нас задание, сам он справиться не смог, просит у вас помощи.

Логопед достает схему графического диктанта. Но прежде, чем приступить к работе, необходимо сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопитесь, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели ,(снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие зап е ли!( указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)

Дети выполняют графический диктант (скворечник)

Итог занятия.

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии?

Что вам понравилось на нашем занятии?

Как вы думаете, сегодня мы помогли Лунтику узнать больше о нашей планете?

На занятии хорошо работали, отвечали полными предложениями…..

Логоритмическое занятие на тему «Перелётные птицы»

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Дата публикации: 25.10.2021

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Осипова, Ж. П. Логоритмическое занятие на тему «Перелётные птицы» / Ж. П. Осипова, Н. Г. Кондакова, Р. И. Лебедева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6675/ (дата обращения: 18.01.2022).

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия: Дифференциация звуков С-Ш в речи

— закреплять и расширять знания детей по лексической теме «Перелётные птицы» (названия перелётных птиц; понятие «перелётные птицы» (уметь объяснить), куда улетают птицы, почему; названия птенцов);

— закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе;

— закреплять умение делить слова на части.

2.Коррекционные:

— развивать общую и мелкую моторику, координацию, переключаемость движений, речевое и диафрагмальное дыхание,

— регулировать мышечный тонус;

— развивать просодические компоненты речи;

— развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, координацию речи, движения и музыки, умение повторять ритмический рисунок.

3.Воспитательные:

— воспитывать любовь к птицам, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: оформление музыкального зала разноцветными листьями, облачками, силуэтами птиц на центральной стене. Сбоку от центральной стены устанавливается мультимедийный проектор. Подборка видеосюжетов о перелётных птицах. Музыкальные произведения П. И. Чайковского, А. Евтодьевой, А.Арутюнова.

Ход занятия:

Организационный момент. Психогимнастика.

Встанем дружно мы в кружок,

За руки возьмёмся.

А теперь, мои друзья,

Друг другу улыбнёмся. (Дети «дарят» друг другу улыбки.)

Что за птица пролетела

Над Кузбасскою тайгой,

В золото, багрянец лес одела,

Заворожила всех своею красотой? (Осень).

На экране появляется заставка с осенней композицией, играет мелодия А.Арутюнова «Осень».

Что же бывает осенью? (Дети называют приметы осени).

Художница-осень краской золотой

Раскрасила берёзки и иву над рекой.

Осенняя листва под ножками шуршит,

Прощается с Кузбассом, стая птиц на юг летит.

Посмотрите на экран, кто из птиц покидает наш край и улетает на юг?

Загадки:

Он весной поёт красиво,

Звонко, весело, игриво!

Что за птичка. (соловей)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам. (грачи)

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит. (жаворонок)

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут ее. (кукушка)

(На экране по очереди появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

У всех родителей есть дети, а птиц …. (птенцы). Поиграем — называем.

(Ведущий с мячом становится в круг и по очереди кидает мяч детям, называя перелётную птицу. Дети называют птенца в единственном и множественном числах и кидают мяч обратно.)

Грач-грачонок-грачата, аист-аистёнок-аистята, стриж-стрижёнок-стрижата, гусь-гусёнок-гусята, утка-утёнок-утята, скворец-скворчонок-скворчата.

А кто может правильно и быстро скороговорку повторить:

«Летели лебеди со своими лебедятами, а аисты с аистятами».

Сейчас мы все превратимся в аистов. (на экране появляется изображение аиста). Повторяем за мной стишок и движения (дети шагают за взрослым по кругу, высоко поднимая ноги).

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

Аист хочет с нами поиграть. (На голову ребёнку- голящему одевается маска аиста).

— Аист, аист, аист-птица,

Что тебе ночами снится?

— Мне? Болотные опушки!

Их ловить — не изловить…

Тебе водить! (Дети разбегаются, голящий их догоняет. Голящий меняется несколько раз.)

А теперь девочки и мальчики потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

(Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.)

эта птица-совушка, сонная головушка.

эта птица — коростель.

Эта птица- злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Читайте также:
Конспект НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте: Звуки (Х), (Х')

Птицы, птицы, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)

Вы умеете играть, а теперь пора считать. (На экране появляется схема с ритмическими рисунками. Нужно их отхлопать под музыку.)

Музыкальная игра «Повтори ритмический рисунок»

Кто же враг наших птиц? (хищные птицы).

Мы с вами опять превращаемся в птиц.

Игра на развитие музыкального внимания и слуха «Коршун летит».

По очереди включаются разнохарактерные части музыкального произведения. Если играет спокойная музыка, дети «как птички» «летают» по залу. Если играет тревожная громкая музыка, дети присаживаются на корточки и «прячутся в домики».)

Молодцы. Все спрятались от коршуна. Теперь можно и отдохнуть, полежать на полянке. (Дети укладываются на ковре, закрывают глаза и релаксируют под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня».).

Хорошо все отдохнули. А теперь споем песню про птиц «Улетают журавли».

(Дети поют песню.)

Итог занятия

Мы с вами пели и играли,

Хлопали и танцевали,

Разных птиц мы называли

и на пальцах их считали.

А теперь пришла пора

Нам прощаться детвора.

Птицам в даль мы путь укажем,

Дружно в след мы им помашем.

(На экране появляется видеосюжет с улетающими вдаль птицами. Дети машут руками над головой, провожая птиц на юг).

  1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика.
  2. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 5–6 лет.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение.

Конспект логопедического занятия “Перелетные птицы”

Тема: Перелетные птицы

Коррекционно- образовательные цели:
– Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
– Расширение словарного запаса по лексической теме,
– Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно- развивающие цели:
– Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
– Развитие общей и мелкой моторики.
– Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно-воспитательные задачи:
– Воспитание любви к животному миру.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Перелетные птицы”»

Тема: Перелетные птицы

Коррекционно- образовательные цели:
– Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
– Расширение словарного запаса по лексической теме,
– Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно- развивающие цели:
– Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
– Развитие общей и мелкой моторики.
– Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно-воспитательные задачи:
– Воспитание любви к животному миру.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, рабочие тетради.

1.Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить(упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Читайте также:
Коррекция письма (несколько приемов из опыта работы учителя-логопеда)

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»),кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. «Не ошибись».

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: “Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.”

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

6. Игра «Где птичка? »

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

7. Игра «Назови части тела птицы».

Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

6. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

7. Работа в тетрадях

Логопед: А теперь давайте с вами подпишем наши птиц и выделим звуки которые мы с вами искали.

8. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове.

Конспект логопедического занятия для старших дошкольников на тему: Весна

Под музыку Чайковского «Март» логопед читает:
(демонстрируются весенние слайды)
Кап-кап-кап – звенит капель
Побежал в лесу ручей.
Ожил и вздохнул лужок.
Пробивается цветок.
Скоро прилетят скворцы.
Весны первые гонцы.
Всё проснётся ото сна
В гости к нам пришла…
Дети: Весна!
Логопед: Позвольте мне сегодня побыть Весной и узнать ваши знания обо мне.
Весна:
Давайте вспомним как мы ждали встречи с весной, как приветствовали её весенними закличками:
Дети, взявшись за руки, образуют круг.
Закличка: «Веснянка»:
А уж ясно солнышко высоко-высоко (медленно поднимают руки вверх)
А уж ясно солнышко припекло горячо (потирают ладони и прикладывают к щекам)
Ручейками вёснушка растопила лёд (плавные движения руками вперёд)
И кораблик весело побежал вперёд (поворачиваются друг за другом и бегут на носочках)
Вот и стайка скворушек к нам летит (меняют направление движения, взмахи руками)
Занимать скворечники поспешит (останавливаются поднимают руки вверх образуя круг)
Радуется весело детвора (хлопки руками)
Все весну приветствуют: УРА! УРА! УРА!

Читайте также:
Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

Дети присаживаются.
Весна: Все рады весне. А почему?
Ответы детей: (Весной просыпается природа, становится красиво от цветущих лужков.
Весной можно подольше гулять на улице, кататься на самокате, велосипеде.
Весной распускаются цветы, солнышко сильнее греет, поют птицы. И т.д.)
Логопед: Мне очень понравились ваши ответы. А давайте похвалим весну.
Упражнение «Подбери словечко».
Весна (какая?)… (ласковая, тёплая, дружная, добрая, лучистая, яркая)
Погода (какая?)… (тёплая, весенняя, радостная, ясная, солнечная)
Небо (какое?)…(светлое, синее, голубое, безоблачное)
Ручей (какой?)… (шумный, быстрый, прозрачный, чистый, звонкий)
Птицы (какие?)….(суетливые, крикливые, заботливые, проворные)
Весна: Молодцы, ребята. Каждое время года имеет свою музыку, свою мелодию, голоса, шум. Давайте прислушаемся к звукам природы и попробуем отгадать что звучит.
Игра: «Песенки Весны».
За ширмой Весна издаёт звуки, которые дети угадывают. Например:
Шум ручья- переливают воду из ёмкостей;
Дятел- стук молоточка;
Звон колокольчика – тает сосулька, весенний дождь;
Игра на свистульке – пение птиц.
Весна хвалит детей и предлагает пройти к весенней полянке. (На доске, мольберте зелёная полянка.)
Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка. Вот только она пустая, безжизненная. Давайте мы сами оживим нашу весеннюю полянку. А поможет нам в этом наш дружок Язычок.
Артикуляционная гимнастика «Весенняя прогулка Язычка в лес»
Ранним весенним утром выглянул Язычок в окошко: широкий язык на нижней губе;
Посмотрел на право, на лево, вверх, вниз: движение языка вправо-влево, вверх-вниз;
Улыбнулся солнышку: упр. «Улыбочка»;
И поскакал по тропинке в лес: Упр. «Лошадка»;
В лесу пели птицы: «Ку-ку; ку-ку», – куковала кукушка (звукоподражание).
(На полянке появляется кукушка и размещается на полянке, затем по содержанию артикуляционной гимнастики дополняется полянка другими персонажами)
«Д-д-д»,- стучал дятел по дереву.
«Цу-цу-цу»- галдели грачи, строя гнёзда.
«Ац-ац-ац» – отвечали им скворцы.
Заслушался язычок – упр. «Лопатка».
«СССССС……»-зашумел ручеёк.
«Динь-динь»- проснулись подснежники.
«ЖЖЖЖ….»- выползли маленькие жучки.
«ЫЫЫЫ….»-раздался радостный рёв и из берлоги вылез медведь.
«Фр-Фр-Фр»- зашуршал лапками ёжик.
Вдохнул глубоко ёжик чистого весеннего воздуха, выдохнул:
«Ах, как хорошо!»
Весна: Вот посмотрите какая чудесная весенняя полянка у нас получилась.
Давайте по порядку расскажем, что же произошло на полянке весной?
Дети: Весной прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы….
Распускаются первоцветы: подснежники, вереск, мать-и-мачеха….
Выползают насекомые: мухи, жуки….
Просыпаются животные: медведи, ежи…
Весна: Ребята, какие вы молодцы. У вас получились замечательные предложения. На следующем занятии мы научимся составлять рассказ о весне.
А сейчас хочу предложить вам выполнить такое задание.
(Детям раздаётся практическое задание)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: