Логопедическая зарядка по теме «Осень. Лес. Деревья. Грибы»

Раз два три четыре поднимать умеет гири хоботом слоненок песня текст

Как уговорить ребенка делать зарядку? Вот рецепт: включите музыку, поставьте ноги на ширине плеч и читайте вслух веселые стихи, разработанные специально для гимнастики.

Зарядка со словами превращается в веселую игру. Комплекс упражнений для детей можно выполнять дома или в детском саду.

Раз, два, три, четыре, (шаги на месте)

Апельсин дадим мы Ире. (руки вперёд, ладонями вверх)

Пять, шесть, семь, восемь, (шаги на месте)

Ананас у Сени спросим. (руки вперёд, ладонями вверх)

Девять, десять — завернём, («моталочка» руками)

Его Боре отнесём (наклон вперёд, руки тоже вперёд, ладонями вверх)

Вот на грядке, посмотри: (наклон вперёд, дотронулись руками до пола)

Есть арбузы (руки вытянуть вперёд и округлить, затем развести в стороны)

Раз, два, три. (сцепить округлённые руки перед собой, поднять их вверх, развести в стороны)

А на ветке — абрикос. (потянуться руками вверх)

Он на солнце так подрос! (развести руки в стороны)

Ты за ним тянись, тянись, (подняться на носочки, потянуться руками вверх)

Но смотри, не оступись! (быстро присесть)

Раз, два, три, четыре, пять. (шаги на месте, руки на пояс)

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже. (прямые руки вытянуть вперёд)

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко – легко подышем…

Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире. (прямые руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть. (присели)

Раз – подняться, подтянуться, (поднялись, руки вверх)

Два – согнуться, разогнуться (наклонили туловище, выпрямились)

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать, («ножницы» руками)

Шесть – тихонько сесть. (присели)

– Сколько шишек у бельчонка? (руки вверх, потянулись на носочках)

– Сосчитай! (мама хлопает или ударяет в бубен, барабан и считает с ребёнком количество хлопков или ударов)

– А морковок у зайчонка? (прыгаем, имитируя движения зайчат)

– Сколько кукол у Танюши? (повороты вправо и влево)

– А машинок у Андрюши? (приседаем и встаём)

Разложите на пол жёлтые берёзовые листья (их нужно вырезать из картона). Объясните ребёнку, что в конце упражнения он должен будет поднять столько листьев, сколько останется на берёзе.

Ветер с листьями играет. (вытягиваем руки вперёд и делаем взмахи из стороны в сторону)

То поднимет, то бросает. (поднимаем руки вверх и встаём на носочки, затем приседаем)

Кружит в вальсе листопад (кружимся)

Поздней осени наряд. (присели руки в стороны)

На ветвях берёзки белой (покачали из стороны в сторону вытянутыми вверх руками)

Три листочка уцелело. (поднимаем три листочка)

Количество листочков каждый раз изменяйте.

Разложите на пол вырезанные из картона круги, квадраты и треугольники.

Солнечные зайчики (движемся подскоками)

Скачут, словно мячики.

Пробежали по стене (бег на месте)

И исчезли в вышине. (подпрыгиваем и поднимаем руки вверх)

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)

Будем зайчиков искать. (наклоняемся)

Собираем геометрические фигуры. После того, как все «зайчики» найдены, считаем, сколько у каждого, и определяем, какой они геометрической формы.

Идём по кругу и вместе произносим: «Сколько раз ударит бубен, столько раз мы хлопать (прыгать, топать) будем». Ведущий (сначала мама, а потом может быть и ребёнок) ударяет в бубен. Остальные повторяют задание.

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

Длинный платок или шарф изображает дорожку, прямую и извилистую, а лежащий поперек синий платок или лоскут – речку, через которую надо перепрыгнуть. Потом лежат подушки, изображающие кочки на болоте. А горка, на которую надо залезть – это стул или пень. В зависимости от возраста ребенка и от того, что у вас имеется под рукой для создания такой веселой Полосы Препятствий, можно разнообразить задания. Можно сделать домик из больших картонных коробок, или просто поставить ряд стульев, чтобы малыши под ними проползали. Если есть длинная скамейка или лавка, то можно по ней ходить, через нее перелезать и т.д. Можно склеить трубу из ижевского коврика – и проползать через эту нору.

Читайте также:
Весенние изменения в природе - конспект

Тема — Осень. Лес. Деревья. Грибы

Цель: дать представление о том,что растёт в лесу; кто в нём обитает; строение дерева, изменение его в зависимости от времени года; для чего нужны деревья, лес. Способствовать формированию представлений об основных видах грибов, с объяснением происхождения названия.Формировать обобщающее понятие «грибы», (растут в лесу, на земле, на кустах (ягоды), летом и в начале осени.

Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, клен, рябину, дуб, сосну, ель. Рассказать, что одним словом это все называется деревья.

Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья.

Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (рябина, дуб, клен, сосна).

Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.

Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.

Рассказать, что сосна и ель — хвойные деревья. Объяснить, почему они называются хвойными.

Дать понятие кустарник. Рассказать, чем кустарник отличается от дерева (дерево высокое, а куст низкий; у дерева один толстый ствол, а у куста много тонких).

По возможности сходить с ребенком в лес за грибами. Уточнить, какие съедобные грибы он знает (боровик или белый, лисички, опята, подберезовики, подосиновики, сыроежки). Уточнить знание несъедобных грибов (поганка, мухомор). Поиграть в игру «Съедобный – несъедобный». Сформировать обобщающее понятие «грибы».

Рассмотреть с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки.

Упражнения на развитие речи

Упражнение «Назови ласково»

Береза — березка, березонька, березушка.

Дуб — дубок, дубочек и т. д.

Упражнение «Один — много»

Одна береза — много берез. Один дуб — много дубов. И т. д.

Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»

Лист березы — березовый. Лист рябины — рябиновый. Ветка дуба — дубовая. И т. д.

Упражнять «Скажи наоборот» (на подбор антонимов)

У сосны иглы длинные, а у ели — …

У клена листья большие, а у березы — …

У березы ствол светлый, а у клена — …

У дуба ствол толстый, а у березы — …

Упражнения «Четвертый лишний» (на развитие логического мышления)

Береза, клен, тополь, колокольчик.

Ель, дуб, осина, тополь.

Упражнение «Какие грибы» (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут …, если посолить, мариновать, тушить и т. д.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

(Загибают пальчики по одному, начиная с мизинцев, на обеих руках одновременно.)

Мы грибы идём искать.

(Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик всё съел,

(Загибают пальчики по одному, начиная с мизинца, на обеих руках – мизинец, безымянный, средний, большой пальцы.)

Оттого и потолстел.

Читайте также:
Коррекция ведущего дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей дошкольного возраста с речевой патологией

(Совершают круговые движения большими пальцами)

Мы идём дорожками,

мы идём тропинками,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Мы идём с лукошками,

мы идём с корзинками.

(«Шагают» пальчиками по столу.)

Прямо за опушкою

вдруг нашли волнушки мы.

И пенёк с опёнками

под рябиной тонкою.

вырос под берёзою,

вырос под осиною.

А под елью, как сестрички,

ярко смотрятся лисички.*

(Загибают по очереди пальцы.)

Рекомендуем стихотворение для чтения детям

Почему грибы на ёлке,
На сучках, сидят верхом?
Не в корзине, не на полке,
Не во мху, не под листком –
У ствола и среди веток
На сучки они надеты.

Грузди, рыжики, синявки,
Толстяки боровики
Не в сухой осенней травке,
А надеты на сучки!
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?

Это Белкина кладовка,
Это Белкин летний сбор!
Вон она по веткам скачет,
Промелькнула над кустом,
Точно бойкий рыжий мячик,
С пышной шёрсткой и хвостом.

Е. Трутнева

Загадки о грибах

  • Осень, дождь на целый день,
    Листопад и мокротень.
    Только им не зябко —
    Одноножкам в шляпках. (Грибы)
  • Он стоит среди травы
    В шляпе, но без головы.
    У него одна нога,
    Но и та без сапога. (Гриб)
  • Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
    Мудрый бородач-старик, житель бора — … (Боровик)
  • Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
    Меня увидишь за версту — зовусь я – … (Подосиновик)

Логочас по теме “Осень”

Содержимое публикации

Лексическая тема: «Осень»

Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь:

названия времён года, осенних месяцев, листопад, урожай, заморозки, дождь, лужа, слякоть, ягоды, грибы, лукошко, стая, клин, вереница, берлога, дупло, запасы, листва, пора, названия деревьев, диких животных, перелётных птиц; плащ, сапоги, портфель, школа, зонт

Глагольный словарь:

похолодать, опадать, кружиться, шелестеть, запасать, менять, засыхать, сушить, дуть, моросить, подмерзать

Словарь признаков:

ранняя, поздняя, золотая, пасмурная, осенняя, мокрый, хмурый, перелётные

Словарь наречий:

мокро, сыро, ненастно, пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ветрено, хмуро

В:Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг ,

Мы по кругу все пойдём и в осенний лес зайдём (Музыка

В: (Воспитатель влючает видеопрезентацию «Осень в лесу».)
Д: (Дети подходят и слушают песенку об осени.)
В: Ребята, о каком времени года поётся в песенке?
Д: Об осени.
В: А сейчас какое время года?
Д: Осень.

В:-назовите осенние месяцы;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;

Упражнения для языка

Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густы­ми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом . Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвос­тик . Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать силь­но высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом не­подвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брус­никой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Читайте также:
Дифференциация предлогов с пространственным значением - конспект логопедического занятия

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки . Белочка угостила нас орешками. Мы их съе­ли, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала вер­хние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круго­вые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались

Вдыхаем аромат леса . Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох

Игра «Осенние слова».

– А сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.

ОПАДАЮТ, ПОСПЕВАЮТ, РАСЦВЕТАЮТ, ХМУРАЯ, ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗОЛОТАЯ, ЖАРКО, ДОЖДЛИВАЯ, ТАЕТ, ТЕПЛЕЕТ, УЛЕТАЮТ

Ветерок предлагает вам Составь связный рассказ «Осень» по первым словам в предложении;

Прошло лето и наступила .

Дни стали. Подул. Стало. Люди одеваются. На деревьях. На землю. Моросит.

вядает. На юг. Люди собирают. Скоро наступит …

В: Осенний ветерок приглашает нас в лес на прогулку. Встанем в круг и приготовим ручки.,возьмем шарики и поиграем(шарики су-джок)

Упражнение «Поздняя осень»
Цель:
– развивать ручную умелость и мелкую моторику;
– нормализовать мышечный тонус;
– стимулировать речевые области в коре головного мозга;
– закрепить словарь по лексической теме.
Оборудование: массажные мячики.
Солнышко греет уже еле – еле, перелетные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре –
Поздняя осень стоит на дворе.
Маме осенний букет отнесем.
(Дети катают Су – Джок между ладонями.)
В: Ещё ветерок хочет проверить, насколько вы внимательны. Сейчас он будет произносить слова, а вы постараетесь их запомнить и определить, какое слово лишнее.
Игра» Четвёртый лишний» (развитие слуховой памяти)
Ива – осина-огурец – берёза
Д: (повторяют слова и говорят лишнее слово, обосновывая свой ответ)
Лишний огурец – это овощ, а ива, осина, берёза – деревья.
В: Кедр – яблоко – сосна – пихта
Д: Яблоко лишнее – это фрукт, а кедр, сосна, пихта – деревья.
В: Тополь – рябина – мухомор – клён
Д: Гриб – лишнее слово, а тополь, рябина, пихта – деревья.

Игры в сухом бассейне

Скажите, с каким звуком мы знакомились на этой недели.

-Я вам предлагаю найти шарики с картинками, названия которых начинаются на звук О.

Закрепляют понятие «гласный звук»

В:Какая буква нам нужна, чтобы обозначить ее на письме, подойдите к столу с песком и выбирите ее. (все дети выбирают по букве)

Индивидуальная работа:

1.Нарисуйте ее на песке, укрась камушками (1 ребенок)(стол с песком)

Как вы думаете, мы с вами сможем сделать такую же букву из нашей волшебной проволоки.

Дети делают из мягкой проволоки и мозаики букву О.(2ребенка)

Остальные в рабочих тетрадях заштриховывают букву О

В:-Молодцы, ветерок очень доволен, вы очень много работали, давайте отдохнем:

Координация речи с движением

К нам на длинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! – Дети стоят лицом в круг;

Он пускает пузыри. ритмичные приседания

Стали мокрыми кусты, Руки вверх, потряхивание кистями

Стали мокрыми цветы. Наклон, руки к полу, потряхивание кистями

Мокрый серый воробей Встали, руки вдоль тела,

Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны

Материалы по лексическим темам

пятница, 3 января 2014 г.

Лексическая тема: Осень

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
старшей и подготовительной групп

Читайте также:
Занятие по формированию связной речи для дошкольников 5-6 лет

Лексическая тема “Осень”
Автор: Арефьева Л.Н.

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом “осенний”»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
. дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
. сыро — сырая,
. хмуро — хмурая,
. солнечно — солнечная,
. ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Читайте также:
Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
. холодная — жаркая,
. хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — . ;
школьники идут с портфелями (куда?) — . ;
листья на деревьях стали (какими?) — . ;
цветы на клумбах (что сделали?) — . ;
птицы улетают (куда?) — . ;
звери делают на зиму (что?) — . ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — .

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Читайте также:
Как развить выразительность речи ребенка

Пальчиковая гимнастика
“Осень”

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
– Листик, листик, ты откуда?
– Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

Логопедический час загадок по теме:
«Осень – золотая волшебница!»

1. Уточнить представление об осени и ее приметах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать длительный плавный выдох.

5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Оборудование: детские рисунки, осенние листья, загадки, разрезные картинки.

Ход НОД:

Орг. момент.

Дорогие дети! Я рада вас приветствовать на нашем часе загадок. А какова тема наших загадок, отгадайте:

Листья падают с деревьев.

Снова птицы улетают.

Дождь опять в окно стучится.

И когда это бывает?

– Правильно, осенью. Загадки у нас с вами будут осенние.

Основная часть.

1. Беседа

– До осени какое время года?

– Назовите осенние месяцы.

– Какая бывает осень? Если рано начинается, то это осень какая? Поздно? В октябре?

2. Игра «Осенние слова».

– А сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.

ОПАДАЮТ, ПОСПЕВАЮТ, РАСЦВЕТАЮТ, ХМУРАЯ, ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗОЛОТАЯ, ЖАРКО, ДОЖДЛИВАЯ, ТАЕТ, ТЕПЛЕЕТ, УЛЕТАЮТ.

– А что осенью опадают?

– Как называется явление природы, когда падают листья?

– И сейчас мы тоже с вами устроим листопад. Сначала подуем на листочек. Дуем бесшумно, через рот, протяжно, не надувая щек.

– А теперь подбросим вверх листочек.

– Какой замечательный листопад у нас с вами получился.

3. Рассматривание детских рисунков об осени, называние примет осени.

– Ребята, дома вы вместе со своими родителями рисовали рисунки об осени. Посмотрите, какие приметы осени изобразила…

4. Игра «Да-нет»

– Я буду задавать вопросы командам по очереди. Если это бывает осенью, вы говорите «ДА», если не бывает, говорите – «НЕТ».

Осенью растут цветы? НЕТ

Осенью растут грибы? ДА

Тучки солнце закрывают? ДА

Жаркий ветер прилетает? НЕТ

Туманы осенью плывут? ДА

Ну а птицы гнезда вьют? НЕТ

К нам букашки прилетают? НЕТ

Звери норки закрывают? ДА

Урожай все собирают? ДА

Птичьи стаи улетают? ДА

Часто-часто льют дожди? ДА

Солнце светит очень жарко? НЕТ

Можно детям загорать? НЕТ

Ну а что же надо делать –

Шорты, шляпки надевать? НЕТ

Или лучше в теплой куртке

Читайте также:
Методическая разработка логопедического занятия в первом классе - тема: Дифференциация звуков (б – п)

Погулять по переулку? ДА

Осень, осень, подожди,

Ты от нас не уходи.

Ведь холодная зима

Нам пока что не нужна.

5. Логоритмика (песня 26)

– Итак, ребята, мы с вами очень много признаков осени назвали. Осенью и птицы улетают, и погода холодная, и дождь идет. И сейчас мы поиграем с тучкой и дождиком. Встали все.

– Молодцы! Поиграли с тучкой.

6. «Осенние загадки».

  • Краснеют и желтеют,

С деревьев опадают,

В воздухе кружатся

И на землю ложатся (листья)

  • Нахмурится, насупится,

В слезы ударится –

Ничего не останется (туча)

  • Кто всю ночь по крыше льет да постукивает,

И бормочет, и поет, и убаюкает? (дождь)

  • Пыль поднимает, деревья качает,

Воет, завывает, с деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет, волны поднимает (ветер)

7. Игра «Наоборот».

– Поиграем в игру «Наоборот».

8. «Украсим словами».

– Ах, какая была осень,

«А какая?» – мы вас спросим.

Погода осенью какая? ДОЖДЛИВАЯ, ТУМАННАЯ, ХМУРАЯ, ПАСМУРНАЯ, ХОЛОДНАЯ, ВЕТРЕНАЯ.

Лес осенью какой? ЗОЛОТОЙ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ.

Дождь осенью какой?

Ветер осенью какой?

– А что люди собирают осенью?

9. Игра «Собери урожай» (разрезные картинки)

– И мы сейчас с вами будем собирать урожай. У каждого из вас лежит конверт, в нем разрезная картинка. Соберите ее.

– Что получилось у вас? Называете цвет и предмет, например, желтый помидор.

– Что такое помидор, огурец, морковь одним словом?

-Где растут овощи?

– А яблоко, груша, виноград?

– Где растут фрукты?

10. Игра «Подскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Из земли за чуб плутовку,

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Узнали вы? Я…свекла.

Летом в огороде-

А зимою в бочке –

Как зовут нас? Огурцы.

11. Пальчиковая гимнастика «Компот»

– Что готовят из овощей и фруктов?

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будим, мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Песня «Урожайная»

Итог. – О каком времени года мы говорили? На этом наш час загадок подошел к концу. Всем спасибо за внимание, участие, труд, старание.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы.

Экологический досуг для детей дошкольного возраста «Алеша Попович и Юлий…

Экологический досуг для детей дошкольного возраста «Алеша Попович и Юлий на природе» Цель: Становление осознанно – правильного и бережного отношения к.

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине Исследования доказывают, что чем ранее прививаются детям понятия и нормы поведения, касающиеся ответственности.

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой.

Читайте также:
Автоматизация звука (Ы)

Комментарии

  • Ирина

В блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования – тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать.

Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младшей группы

Содержания Глава 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3 1.1 Пояснительная записка…………………………………………….……………………..…3 1.2 Цели и задачи программы……………………………………….………………………….4 1.3 Принципы программы………………………………………………………………………4 1.4 Результаты реализации программы……………………………………………………..….4 Глава 2. Содержательный раздел…………………………………………………………… 5 2.1 Примерный календарно тематический план………………………………………………5 2.2. Формы организации детской деятельности ………………………………………………8 Глава 3. Организационный.

ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.

Тема «Компот из ягод» Нетрадиционная техника рисования : рисование пальчиком. Цель: Закреплять знание названий ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды»; Закреплять умение различать и называть цвета; Продолжать учить детей образовывать прилагательное от существительного; согласовывать существительное с прилагательным в роде; Закреплять.

ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну”

Тема: Игровая ситуация «Оденем куклу Инну» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности (д/и «Оденем куклу») Задачи: Обеспечить условия для: развития речевого слуха; выражения детьми своих мыслей, чувств, мнения, побуждения детей к речевой активности; упражнения в правильном произношении.

Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы по теме «Осень»

автор: Кириленко Лариса Александровна

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 1 «Гуси-лебеди» п.Ола»

Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы по теме «Осень»

Тема: «Осень».

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Осень».

Образовательные задачи:

— обогащение словаря по лексической теме «Осень»;

— учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;

— учить образовывать относительные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

— развитие графомоторных навыков;

Воспитательные:

— формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.

Оборудование: картинки «Времена года» (осень, зима, весна, лето), картинки к игре «Закончи предложение», картинки к игре «Скажи наоборот», картинка «Листопад», раздаточный материал – картинка «Обведите листок по точкам», цветные и простые карандаши, мяч.

Д: Посмотрите на картинку. Сколько красивых листьев на земле. Это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад. Дети должны повторить слово. Это слово обозначает: листья падают.

  • Д: Ребята, у меня перепутались картинки. Помогите мне их расставить в правильной последовательности. После осени, какое время года должно идти? И т.п. (Расставить в круг).
  • После осени, какое время года идёт? А перед осенью, какое время года было?
  • Какие вы знаете осенние месяцы?

Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают. Птицы собираются стаями и улетают на юг. Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму.

Зима, весна, лето, осень.

После осени стоит зима. Перед осенью стоит лето.

Задание. «Закончи предложение». Использовать к некоторым предложениям картинки.

Помогите мне закончить предложение. Я буду начинать предложение, а вы закончите его.

  • Летом люди выращивают урожай, а осенью … (собирают).
  • Летом погода солнечная, а осенью … (пасмурная).
  • Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью … (идут в школу).
  • Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а осенью … (желтеют, краснеют, опадают).
  • Летом птицы учат птенцов летать, а осенью … (улетают в тёплые края).

Задание. А теперь слушайте меня внимательно. Я буду говорить предложение, а вы назовёте его одним словом.

  • На улице весь день льёт дождь. Значит, какой это день? (дождливый).
  • На улице весь день светит солнце. Значит, какой это день? (солнечный).
  • На улице весь день дует ветер. Значит, какой это день? (ветреный).
  • На улице весь день облачно и моросит. Значит, какой это день? (пасмурный).
Читайте также:
Школьный логопункт, положение о логопункте

Игра «Назови ласково». Называя слова, педагог и ребёнок передают мяч друг другу.

Я буду говорить слово, а вы будете называть его ласково.

Солнце – солнышко, ветер – ветерок (ветерочек), туча – тучка, лист – листок (листик, листочек), дождь – дождик, лужа – лужица, дерево – деревце.

(Делают прыжок на носочках, руки на поясе.)

(Делают прыжок.)

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

(Руки разводят в стороны.)

От дождя себя укрыли.

(Руками образуют полукруг над головой.)

Задание «Обведи и закрась».

  • Посмотрите на рисунок, что нарисовано?
  • Сначала обведите карандашом по точкам.
  • А теперь раскрасьте его. Выберите только тот цвет, который подходит для осени».

Задание «Найди ошибки».

Определите, чего не бывает осенью.

Желтеют, краснеют, опадают.

Улетают в тёплые края.

Солнышко; ветерок, ветерочек; тучка; листок, листик, листочек; дождик; лужица; деревце.

После игры «Назови ласково» дети остаются на своих местах. Логопед проводит физ.минутку. Дети повторяют движения за дефектологом.

У каждого ребёнка на парте лежат разноцветные карандаши, разные картинки.

Нет, такого не бывает. Купаются летом.

Нет, такого не бывает. Весной набухают почки.

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе

Тема: «В осеннем лесу» ( закрепление )

  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Закрепление знаний о гласных звуках.
  • Совершенствование звукового анализа и синтеза слова.
  • Совершенствование слогового анализа.
  • Развитие кинестетической основы движения рук и артикуляторных движений.
  • Развитие дыхания и голоса. Развитие умения контролировать силу и длительность выдоха.
  • Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи, подражательности движений.
  • Активизировать и развивать словарь по теме «Деревья осенью».
  • Образование относительных прилагательных.
  • Развивать память, внимание.
  • Развивать мелкую моторику.

  • Демонстрационный материал: письмо, Котенок, Звукоед, Ёжик, символы звуков (красные и синие квадраты), схема слова, слоговые символы, листья деревьев (красные, желтые, оранжевые), предметные картинки деревья (тополь, дуб, ива, клен, осина, береза)
  • Раздаточный материал: схема слова, символы звуков и слогов, волшебные полянки (массажные варежки), волшебные листики (маленькие кусочки разноцветной ваты).

1. Организационный момент. Самомассаж.

(Граблеобразными движениями проводят пальцами

2. Знакомство с темой.

Ребята, к нам в гости пришел Ёжик из
Волшебного леса и что-то принес. Что же это? Посмотрим. Письмо.

Письмо Котенка.
Здравствуйте ребята! Этим летом я отдыхал у своей бабушки. И вот теперь возвращаюсь домой к маме. Моя дорога проходит через осенний волшебный лес. Здесь, в лесу, со мной произошла неприятная история. Я встретил Звукоеда. Вы знаете, какой он коварный. Звукоед заколдовал лесную тропинку. И теперь нужно ответить на все его вопросы о гласных звуках, об осенних деревьях, чтобы попасть домой. Иначе я больше никогда не увижу свою маму. Помогите мне, пожалуйста, ребята!
– Ну что, ребята, поможем? (Да!)
– Давайте вспомним, где проходит дорога Котенка? (Дорога проходит в осеннем волшебном лесу.)
– Так как лес волшебный, значит и загадки будут не простые.

3. Совершенствование словаря.

– Давайте посмотрим, какие деревья растут в волшебном лесу? (Рябина, дуб, клен, осина, липа, береза, ива.)
– У каждого дерева есть свои листочки. У каждого листочка есть свое имя. Вспомним, как они называются.

Лист рябины – … Лист осины – …
Лист дуба – … Лист березы -…
Лист клена – … Лист липы – …
Читайте также:
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе: Куда уходит старый год



– Молодцы! Вы вспомнили название каждого листочка.
Кто сможет ответить на такой вопрос: если у всех этих деревьев есть листья, то, как их можно назвать одним словом? (Лиственные)

4. Развитие дыхания и голоса.

Задание №1. Отгадайте загадку.
Летом вырастают, а осенью опадают? (Листья)

– Давайте вспомним, что происходит с листьями до того как они начнут опадать? (Желтеют, краснеют, вянут)
– Подует холодный осенний ветер и листья начнут опадать. Как называется это явление природы? (Листопад.)
– Слово «листопад» простое или сложное? Из каких слов оно состоит?
– Давайте покажем, как же дует ветер на волшебные осенние листочки.

Вдох носом. Плечи не поднимаются. Плавный выдох ртом, губы трубочкой. Следить, чтобы щёки не надувались.

5. Развитие кинестетической основы движения рук и артикуляторных движений.

Разозлился Звукоед и украл все листья с деревьев, чтобы наши гости не увидели волшебного листопада. Но, мы покажем Звукоеду, как наши волшебные «пальчики-листики» ложатся на волшебную полянку и поют свои песенки.

Листики волшебные на полянку сели,
Листики волшебные песенку нам спели:

А О У И Ы Э

Большой Указат Средний Безымянный Мизинец Ладонь
Палец

Тихо – нормально – громко
Громко-нормально-тихо

-Как, одним словом можно назвать все эти звуки? (Гласные)
-Почему их назвали гласными? (Можно петь, не встречают во рту преграды)
А вот и сам Звукоед. (Звукоед выставляется на доску.) Удивился он, рассердился, да призадумался. А мы пока с вами поиграем.

6. Динамическая пауза.

Листья осенние тихо кружатся Кружатся на цыпочках. Руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят Движения руками вправо – влево.
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются и кружатся.
(Нищева Н.В.)

7. Слоговый анализ слова.

Думал-думал Звукоед и решил загадать нам такую загадку: «Все слова состоят из слогов. Посчитайте, сколько слогов в названиях деревьев, которые вы видите». Составление слоговой схемы.

8. Звуковой анализ.

А тем временем Звукоед загадал нам с вами свою последнюю и самую трудную загадку. Надо отгадать загадку и составить звуковую схему слова – отгадки.

Кудри в речку опустила
И о чем – то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит. (Ива)
(litrus.net)

– Составьте звуковую схему слова ива.
Разбор звуковой схемы и составление на доске.
Вдруг Звукоед взял да и спрятал последний звук из схемы и говорит: «Вот вы и попались! Отгадайте, какой звук я спрятал? Какие звуки остались?» Затем Звукоед прячет первый, а потом второй звук.
Закрепление: почему звуки называют гласными и согласными.

9. Итог занятия. Анализ работы детей.

Сегодня мы с вами помогли Котенку ответить на следующие загадки:
– Что происходит с деревьями осенью? Что такое листопад?
– Звуковую схему какого слова мы составляли?
Выставляется Котенок.

Список литературы:

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
3. Сибагатулина А.М. Конспект совместного занятия «Виды работ при коррекции речевых нарушений.» – М.; журнал Логопед, 23.07.2006.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: