Логопедическая зарядка по теме «Насекомые»

Конспект логопедического занятия “Насекомые”

На занятии активизируется словарный запас детей по теме “Насекомые”, упражняются в подборе глаголов и прилагательных, закрепляют умение согласовывать числительные с существительными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Насекомые”»

Тема: «Насекомые»

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

– активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

– упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;

– совершенствовать навык определять на слух односложных и многосложных слов;

– учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;

– закреплять и развивать умение согласовывать числительные с существительными;

Коррекционно-развивающие:

– развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать любовь к природе;

Демонстрационный материал: картинки насекомых, пластмассовой набор насекомых, мяч, магнитная доска, аудиозапись издаваемых звуков насекомых (муха, пчела, комар, кузнечик)

Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с силуэтом бабочки для штриховки, цветные карандаши

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Сядут те ребята, у кого на стульчике бабочки. Сядут те ребята у кого стрекоза.

Сообщение темы занятия

Логопед: Стрекоза, бабочка – как мы можем назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?

Дети: Паук, муха, пчела, …..

Лексико-грамматические игры и упражнения

1) «Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному

Бабочка (что делает?) порхает.

Кузнечик (что делает?) прыгает

Жук что делает (что делает?) ползет

Собака (что делает?) лает

Комар (что делает?) жужжит

2) «Найди лишний» Убрать лишний предмет

Логопед: Можно ли все это, назвать одним словом НАСЕКОМЫЕ

Дети: ответы детей

3) «Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.

БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ

Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки на пояс, повороты влево – вправо, наклоны)

Прыг- скок, прыг- скок

4) Игра с мячом «Подбери прилагательное»

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Бабочка (какая?) желтая

Кузнечик (какой?) зеленый

Божья коровка (какая?) маленькая

Паук (какой?) большой

Гусеница (какая?) длинная

5) «Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.

– Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

– Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)

– Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)

– Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)

– Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)

6) «Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже

Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек

Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз

Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»

(муха, пчела, комар, кузнечик)

Работа на листочках: штриховка бабочки

вас на листочках изображены бабочки. Мы с вами выполним штриховку по образцу.

Итог занятия

Логопед: О ком мы с вами говорили на занятии?

Дети: О насекомых

Логопед: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Логопед: Занятие закончилось, вы все сегодня молодцы!

Тема: Насекомые. Дыхательная гимнастика

Тема: Насекомые.

Дыхательная гимнастика

  • «Комарик»

Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.

  • «Жук»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)

Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами)

  • «Пчёлка»

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Артикуляционная гимнастика

  • «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.
  • «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».
  • «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
  • «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
  • «Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
  • «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

Веселые упражнения для пассивной артикуляционной гимнастики

Храбрый комар

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку.

И чистил свой хоботок вот так. (Сжимать двумя пальцами губы в “хоботок”)

А потом он весело улыбался всем насекомым, которые жили рядом. ( ^ Губы фиксируются в улыбку двумя пальцами)

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и глотала насекомых. (Открывать широко рот)

Комар решил защитить друзей. Он сделал страшную мордочку, чтобы напугать лягушку. (Верхняя губа двумя пальцами поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется)

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Чайная посуда

Когда лягушка увидела комара, она так удивилась, что открыла рот. (Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами)

Тогда комар выпустил жало и полетел на лягушку. (Взять язык двумя пальцами и осторожно двигать вперед-назад)

Лягушка испугалась и тут же ускакала. (Быстро открывать и закрывать рот)

Насекомые стали махать крыльями и праздновать победу. ( ^ Взять язык двумя пальцами и качать вверх-вниз)

Прекрасная Обжорка
png” name=”рисунок 5″ align=bottom width=150 height=150 border=0>

Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон. (Сжать двумя пальцами губы в “хоботок”)

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

(«Улыбочка» – губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны)

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

– Ах! Какой вежливый слон!

Посмотрю на себя в зеркальце, – сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.

(Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Потом узкий напряженный язык выдвинуть вперед)

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела. Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.

(«Почистим зубки» – рот закрыть, круговыми движениями языка провести между губами и зубами; «Посчитаем нижние зубки» – улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается)

Затем Обжорка немножко посердилась,

(«Киска сердится» – рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх)

свернулась катушечкой и сладко уснула.

(«Катушка» – рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края при жать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта)

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.

(«Качели» – Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам)

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Трудолюбивая коровка

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиватся.

– Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, – говорили они.

– Да ты просто красный жук, – вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. («Улыбочка» – Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны)

– Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, – сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.

(«Непослушный язычок» – Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Упражнение на расслабление мышц языка) И он стал ровным, как лопаточка.

(«Лопатка» – рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу)

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой («Чашечка» – Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов) и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом. («Бублик» – зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны)

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку, («Лошадка» – Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык. Упражнение для укрепления мышц языка и подъёма его вверх) веселого маляра, («Маляр» – Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба. Упражнение для отработки подъема языка вверх и его подвижности) грибок («Грибок» – Рот открыть. Язык присосать к нёбу. Упражнение на растягивание подъязычной связки)

и даже гармошку. («Гармошка» – Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть)

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

– Божья коровка, пора ложиться спать, – обратилось к ней солнышко.

– Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, – весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем. («Вкусное варенье» – Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта)

Читайте также:
Календарный план проведения фронтальных занятий в старшей группе с ОНР

И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

(«Грибок» – Рот открыть. Язык присосать к нёбу. Упражнение на растягивание подъязычной связки)

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

(«Парашютик» – Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку. Упражнение для направления воздушной струи посередине языка)

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились . пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

Загадочная бабочка.

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв. («Птенчик» – Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости)

А бабочка ему говорит:

– Явился в желтой шубке:

Прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»

А бабочка все свое:

Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка. («Улыбочка» – Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны)

– А еще знаешь, про что-нибудь большое? – спросил он.

И тут бабочка не растерялась:

– У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя – хвост большой.

Ну, конечно, это он!

– Слон! – закричал весело птенчик. («Хоботок» – Сомкнутые губы вытянуть вперед)

– Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? – спросила бабочка.

– Я остался один, потому и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

-Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

– Это про мою лопатку. («Лопатка» – Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу)

Я отгадал. А еще знаешь? – спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

– Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался. (Надуваем шарик, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие шара).

Они даже пошлепали свои язычки, («Непослушный язычок» – Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»), но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

– Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.

(«Расческа» – «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу)

Затем друзья покачались на качелях. («Качели» – Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам)

И не заметили, как время прошло.

– А что всегда идет, а с места не сходит? – спросила бабочка.

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.

Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Конспект логопедического занятия по теме: «Насекомые. Как кузнечик помогал слабым»

Задачи: расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Насекомые»; совершенствовать словарь антонимов; совершенствовать фонематическое восприятие и слух; закреплять произношение [р]; закреплять навыки деления слов на слоги; закреплять представления о согласных звуках; дать понятие «-ча- пиши с буквой –а»; совершенствовать мелкую и общую моторику; воспитывать доброе отношение к живому, стремление проявлять заботу о них, эмоциональную отзывчивость – желание пожалеть, утешить, прийти на помощь

Оборудование: шарики «су-джок», слоговые таблички, картинки-чай, чашка, чайка, часы, туча, чаща; магнитная доска, буквы – чай, чашка; прищепочный театр, герои сказки- кузнечик, бабочка, жук, заяц, лиса, стрекоза, комар;
Дети проходят в групповое помещение
Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Организационный момент «Самомассаж»

Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли
(раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь, погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались («улыбка»)
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться («почистим зубки»)
Сядем на качели, чтобы покачаться («качели»)
Громко в барабаны мы вот так ударим («барабанщик»)
А потом от носа мы к губам сползаем (движения по спирали- носогубные складки)

Логопед. Вот и пришла к нам весна. Назовите признаки наступления весны. (прилетели птицы, они весело поют и вьют гнезда. Люди сняли теплые одежды. Небо стало голубое. Солнце светит, пригревает. Появляется травка, листочки на деревьях).
Что же еще происходит с природой? В этом нам помогут дети, они подготовили для нас загадки.

Читайте также:
Презентации по логопедии. Автоматизация звука (С) в игре Четвёртый лишний

Ребенок 1.
Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у …
Дети. Комара

Ребенок 2.
Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком
Дети. Пчела
Логопед. Как же называется дом у пчелы?
Дети. Улей.

Физминутка «Улей»

Логопед вместе с детьми выполняет физминутку.
Пчелиный дом зовется «улей»,
Пчела в него несется пулей,
А сколько в этом доме есть,
Таких же пчел еще – не счесть!
Он весь как будто на ладони-
Пчелиный, сладкий, дружный домик!

Игры с песком «Найди насекомое»

Логопед. К какой группе предметов они относятся? Кто они, назовите их одним словом.
Дети. Насекомые.
Логопед. Как вы считаете, почему их так назвали?
Ответы детей.

Логопед. Насекомые состоят из каких частей? Эти части тела отделены, отсекаются насечками. От слова насечки- насекомые. Насекомые просыпаются после зимнего сна. Кто в коре дерева, рамах окон, в земле, песке…Давайте им поможем выбраться
Дети опускают руки в сухой бассейн находят насекомых, называют их.
«Составь словечко»

Логопед. А сейчас, подойдите к магнитной доске и составьте названия своих насекомых. (дети составляют слова из карточек, на которых написаны слоги – му-ра-вей, пче-ла и т.д.)

Ребята, а я знаю одну очень интересную историю о насекомом. А вот о каком, догадайтесь сами, его название начинается на звук «м» и заканчивается на звук «й».
Дети. Муравей.

Су-джок «Муравей»

Наступила весна. Уже пригревало солнце, но по утрам еще бывало прохладно, но через час –два, солнце обогревало лицо и руки. Однажды утром проснулся муравей, и решил: там за речкой есть красивая полянка, сбегаю я на нее. Вышел он из…(муравейника) и побежал – по ровной дорожке, затем по извилистой тропинке. Добежал до речки, что дальше? Помог ему мостик-один шажок, второй шажок, так муравьишко оказался на другом берегу. Перед ним была красивая полянка, на ней росли цветы, первоцветы-ландыши, мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, крокусы. Муравьишко обежал поляну один раз, второй. Пора возвращаться. Муравей добежал до мостика, сделал один шаг, второй.. и очутился в муравейнике.

Игра с мячом «Путаница»

Логопед. Петя, тоже приготовил для нас загадку.
Ребенок 3. Прыгун длинноногий кобылкой зовется.
И стрекот кобылки в траве раздается.
И скачет кобылка как заводная.
Я более прыткой кобылки не знаю.
Дети. Кузнечик.

Логопед (прищепочный театр). Жил был кузнечик. Каждое утро он просыпался, вскакивал со своей зеленой постели и начинал делать зарядку.

Раз, два, три, четыре. движения руками перед грудью
Расправляем руки шире. с поворотами влево, вправо
На носочках покружились, кружатся
Низко-низко наклонились, наклон вперед
А потом поприседали. приседают
От зарядки мы устали! Расслабляются, «роняют» голову и руки

Логопед. Кузнечик был не простой, боевой! Он надел свой зеленый мундир и запел песенку:
У меня закон простой!
Побеждаю всех, кто злой!
Кто же слабый – помогу.
Я иначе не могу!

Только он пропел песенку, как услышал голоса. Маленького зайчика догоняет лиса, и вот- вот съест! Ребята, давайте поможем зайчику, запутаем лису. «Замени первый звук в слове на звук «р»:
Лама-рама
Лад- рад
Лак-рак
Ложки-рожки
Сок-рок
Ложь-рожь

На самом деле кузнечик закричал: «А-ну, отпусти зайца!»
– «Это ты, мне?» – с ухмылкой сказала лиса
А Кузнечик, скомандовал комарику, своему адьютанту. Тот громко затрубил:

  • Первая мелодия звучала так: тра-та-та-та;
  • Вторая : тра-тра-тра-та-та;
  • Третья: тра-та-тра-та-тра-та-та

Полетел и впился ей в кончик носа. Лиса громко завопила и убежала!

Логопед. Не успел кузнечик, помочь зайчонку как слышит жук-рогач обижает красавицу-бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога. Крылышки от этого портятся, и бабочки погибают. Как помочь бабочке? Давайте подумаем, чем отличаются жук от других насекомых, может быть тогда сможем помочь бабочкам?
Жук большой, а божья коровка…
У жука крылья короткие, а у стрекозы….
У жука усы толстые, а у бабочки….
У жука спина широкая, а у водомерки…
Жук жужжит грубо, а стрекоза….

Логопед. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу-свой боевой вертолет- и полетел прямо на жука. Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.
«Слова со слогом –ча – пиши с буквой А»

Устал кузнечик, зашел в домик, посмотрел на часы, поставил на стол чашки. Вот только конфеты не выложил. Давайте кузнечику поможем, разложим конфеты по конфетницам (при помощи прищепок).
Итак, кузнечик попил чай, помыл чашки, посмотрел на часы и пошел спать (на магнитной доске картинки- чай, чашка, кузнечик, часы) . Так закончилась эта сказка.
Кто заметил – какой звук повторялся в моих словах?

Дети. Звук Ч.
Логопед. Назовите эти слова.
Дети. Кузнечик, чай, часы, чашки.
Логопед. Что вы о нем знаете?
Дети. Он согласный, всегда мягкий.
Логопед. Какое слово здесь рассыпалось?
Дети. Часы, чай
Логопед. Почему не кузнечик?
Дети. Слово кузнечик – длинное.
Логопед. Запишите эти слова.
Дети составляют на магнитной доске слова- чай, часы
Логопед. Так как звук «Ч» всегда мягкий, то в словах где встречается слог «ча» всегда пишим букву «А», например в словах: чаща, чайка, куча, туча. А для того, чтобы вы это запомнили хорошо, наш главный герой сказки предлагает сделать памятку : «Ча» – пиши с буквой А.
Итог занятия.

Читайте также:
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по развитию лексико-грамматических категорий

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №422 «Лорик» город Екатеринбург

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №422 «Лорик» город Екатеринбург

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть насекомых (пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка, муха, комар, паук),
  • обсудить их внешний вид, выделить части тела: голову, крылья, брюшко, усики, ноги,
  • рассказать ребенку, какую пользу (вред) приносят насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе.

По теме дети должны знать:

  • названия насекомых (пчела, оса, шмель, муха, улитка, стрекоза, кузнечик, червяк, божья коровка и т.д.), части тела насекомых (жало, крылья, хоботок, брюшко, лапки…),
  • какую пользу и вред приносят насекомые,
  • чем питаются насекомые (нектаром, другими насекомыми, остатками пищи человека)

Материалы для ознакомления с темой:

Знакомимся с насекомыми в презентации: https://cloud.mail.ru/public/3PJV/2eeFYrpMX

Наблюдаем за насекомыми в красивом видео: https://cloud.mail.ru/public/2H54/5CNYv2QQE

Задания по развитию речи:
  1. «Подбери слово».Подбор глаголов к слову насекомые: Насекомые что делают? летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылеза­ют, трудятся, переносят.
  1. «Назови ласково»: паук – паучок, комар – …, таракан – …, пчела – …, муха – …, жук – …, стрекоза – …
  1. «Измени словечко»: бабочка желтая – желтенькая, бабочка белая – беленькая.

Измени таким образом: черный муравей, серый комар, красная божья коровка, синий жук, зеленый кузнечик, полосатая оса.

  1. «Чьи лапки, чья голова?»

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова. У пчелы – ……… лапки, …….. голова. У комара – …….. лапки, ………голова. У таракана – …… лапки, ……..голова. У паука – ………… лапки, ……. голова.

  1. «Насекомые-великаны»: употребление слов с увеличитель­ными оттенками. Паук – паучище, жук – жучище, му­равей – …, комар – … , чер­вяк – …, шмель – …, клоп – …., таракан – …..
  1. «Кто как передвигается?»Составление сложных предложений со значением противопоставления. Ребенок не только подбирает нужное слово, но и повторяет предложение целиком.

Муравей ползает, а бабочка … Гусеница ползает, а кузнечик … Бабочка летает, а улитка … Жук ползает, а стрекоза … Оса летает, а червяк … Улитка ползает, а стрекоза … Паук ползает, а пчела… Оса летает, а червяк… Кузнечик прыгает, а комар … Таракан ползает, а стрекоза … Бабочка порхает, а муха …

  1. Пересказать рассказ «Сороконожка» по опорным картинкам:

Жила-была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идет. Стала сороконожка надевать резиновые сапоги. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко. Стала сороконожка сапоги снимать. Пока все сняла, пошел снег. Решила сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась. С тех пор сороконожка босиком ходит.

  1. Игра «бывает – не бывает»: понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку и т.п.

  1. Закончи предложения:

Максим держит на ладони паука, хотя…… (хотя он их боится, хотя это опасный паук и т.п.) Катя увидела на улице бабочку, хотя….. (хотя была еще ранняя весна, поздняя осень) Бабочка улетела, хотя…..

    Посчитай насекомых (согласование существительных с числительными): одна муха, две мухи… пять мух.

Разгадай кроссворд

Игра «Кто к кому летит»

Лексическая тема «Насекомые» (старшая группа)

Словарная работа

Жук, бабочка, муха, божья коровка, муравей, комар, кузнечик, стрекоза, насекомое;

Голова, усы, туловище, лапки, крылья, жало, глаза, насечки, пыльца, улей, нектар, муравейник.

Красивый, разноцветный, жёлтый, мохнатый, трудолюбивый, блестящий, чёрный, коричневый, яркий, заботливый, красивый, лёгкий, вредный, полезный.

Летать, ползать, трудиться, опылять, есть, вылезать, зарываться, жужжать, кусать, жалить, пищать, стрекотать, вредить.

Высоко, низко, далеко, близко, красиво, весело, шумно.

Над, под, перед, около, за.

Пальчиковая гимнастика:

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками) Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик) А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам) Приходили муравьи И травинку принесли. Пожужжали, полетали, (Машут ладошками) От усталости упали. (Роняют ладони на колени)

Артикуляционная гимнастика:

Лошадка, Грибок, Часики, Болтушка, Чашечка – Лопатка.

Дыхательная гимнастика:

Сдуть с руки насекомое.

Лексико – грамматические игры

— Рассматривание насекомых, их частей тела. — Отгадывание загадок про насекомых. — Обобщающее понятие «Насекомые» — Вред и польза насекомых.

Бабочка какая? – красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая … Муравей – Пчела – Комар – Божья коровка – Майский жук – Кузнечик – Стрекоза –

Бабочка что делает? – летает, опыляет, прячется … Муравей – Пчела – Комар – Божья коровка – Майский жук – Кузнечик – Стрекоза –

Муравей – муравьишка Стрекоза — Жук – Усы — Муха – Крылья — Комар – Глаза –

Жук – жуки Бабочка – Муха — Божья коровка – Муравей — Комар – Кузнечик — Стрекоза – Насекомое — Ус – Крыло — Улей –

Скажи со словом «много»:

Много жуков, муравьёв, мух, насекомых, …

Читайте также:
Как отличить дислалию от дизартрии

«Что делает? – Что делают?»

Жук летает – жуки летают ползает – ползают пищит — пищат опыляет – опыляют жалит — жалят ест – едят жужжит — жужжат вылезает – вылезают улетает — улетают кусает – кусают работает — работают

— НА цветке, НАД цветком, ПЕРЕД цветком, ОКОЛО цветка, ЗА цветком.

Комар – пищит Муха – жужжит Кузнечик – стрекочет

Развитие связной речи

Составить описательный рассказ о насекомом (с помощью наводящих вопросов взрослого).

1. Кто это? 2. Части тела 3. Цвет 4. Где живёт? 5. Пользу или вред приносит?

Заучивание стихотворений

1. Я нашла себе жука На большой ромашке. Не хочу держать в руке, Пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два, Крапинка на спинке. Вот хорошая трава. На, поешь травинки.

Ой, упал, упал из рук, Нос испачкал пылью. Улетел зелёный жук, Улетел на крыльях.

2.- Где была ты? — Тут и там. — Где летала? — По цветам. — Что домой ты принесла? — Мёд, — ответила пчела.

Учитель-логопед Бузмакова Анастасия Фёдоровна Учитель-логопед Бугрова Елена Геннадьевна город Пермь

  1. Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по теме «Насекомые»
  2. Лексическая тема «Фрукты» (старшая группа)
  3. Логопедическая зарядка по теме «Насекомые»
  4. Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
  5. Лексическая тема «Продукты питания»

(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Дидактические игры

У Мишутки есть пасека. Помоги ему рассадить пчел по ульям. В синем улье живут большие полосатые пчелы, в красном – маленькие полосатые, а в желтом – все остальные. Сосчитай пчел в каждом улье. Раскрась возле каждого улья столько цветков, сколько в нем пчел.

Нарисуй снаружи банки столько же ягод, сколько их лежит внутри. Раскрась снаружи трех пчелок, а внутри банки – двух.

Сколько на лугу цветов? Сколько пчелок? Всем ли пчелкам хватит цветков? Чтобы узнать, соедини линией каждую пчелку и цветочек. Обведи столько же муравьев, сколько пчелок на рисунке.

Ищем Бабочку. Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, если их стереть, бабочка не сможет летать и погибнет. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет вкусный сок.

Приключения майского жука

После долгой снежной зимы наконец – то наступила весна. Теплые ласковые лучики солнца согрели лесную полянку и из черной сырой земли показалась голова большого жука. Он вылез из норки, пошевелил усиками, посмотрел вокруг и улыбнулся.

Майские жуки и их личинки зимуют, зарываясь в мягкую землю.

Его окружали заросли зеленой травы, яркие цветы и высокие деревья. Все было цветным и сказочно красивым. Сам жук был красно – бурого цвета, с жесткой спинкой, шестью лапками, усиками, и немного покрыт волосиками. Он увидел, что на полянке, кроме него, есть и другие насекомые: куда – то спешили по своим делам трудолюбивые муравьи, с травки на травку прыгали зеленые кузнечики, в воздухе летали и кружились воздушные бабочки и стрекозы, где – то жужжали мухи, в ярких цветках, собирая сладкий нектар, работали пчелки и шмели.

Майский жук решил, что ему надо поздороваться с обитателями сказочного мира насекомых. Он был очень вежливым. Жук подполз к трудяге муравью, поприветствовал его и спросил, что он делает. Муравей ответил, что вместе с братьями помогает ремонтировать свой большой дом – муравейник, в котором они зимовали.

Муравьи зимуют в муравейнике, закупоривая все ходы и выходы, чтобы внутрь не проникал холод.

Жук присмотрелся и увидел, что все муравьи дружно переносят камешки, песок, веточки, укрепляя жилище, а некоторые муравьи несут в свой общий дом еду – семянки растений, съедобные корешки, остатки других насекомых.

Муравьи питаются растениями, семянками, останками насекомых и их личинками.

— А где же мои братья жуки? Может ты знаешь? – спросил майский жук у муравья. Муравей ответил, что не знает, но может быть знает мудрая божья коровка.

— Где же ее найти? Помоги мне, пожалуйста? – обратился жук к муравью.

— Конечно я помогу тебе! Она живет на листьях большого дерева. – ответил муравьишка.

И майский жук с муравьем пошли искать тропинку к большому дереву, пробираясь между высоких зарослей травы и цветов. Они еще не знали, что их ждала долгая дорога, полная опасностей и приключений.

Вдруг над поляной пронеслась тень большой птицы. Все насекомые, кто успел, спрятались под листочки и травку. Черный грач кружил над поляной, выискивая насекомых, чтобы схватить своим большим клювом. Майский жук и муравей еле – еле успели спрятаться от большой птицы.

Грачи питаются мелкими насекомыми, личинками, в том числе майскими жуками.

Подвижная игра «Птицы и насекомые».

Педагог разъясняет правила игры. Дети делятся на две команды – птицы и насекомые. Можно мальчиков назначить птицами, а девочек – насекомыми или наоборот.

Звучит детская песенка «Старый жук». Воспитатель предлагает птичкам встать в круг и водить хоровод – вить большое гнездо. Детки – насекомые в это время бегают и играют, изображая жуков.

Воспитатель включает детскую песенку «Птички». С этим сигналом некоторые дети – птицы разлетаются ловить жуков, хватая за руки и стараются привести и собрать их внутрь хоровода — гнезда. Те, кого поймали, остаются в кругу и по правилам игры уже не убегают, а присаживаются на корточки. Когда будут пойманы все жуки, можно поменяться ролями.

Читайте также:
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

После игры воспитатель предлагает детям занять свои места и слушать продолжение сказки.

Майский жук очень хотел найти своих братьев, и они с муравьем продолжили свое путешествие к большому дереву, на котором жила мудрая божья коровка, чтобы узнать у нее все о братьях майского жука.

По дороге друзья увидели красивый цветок, в лепестках которого раздавалось жужжание. Это большой мохнатый шмель собирал цветочную пыльцу себе на обед.

Шмели питаются пыльцой и нектаром растений.

— Уважаемый шмель, подскажите, пожалуйста, как нам быстрее дойти до дерева? – спросил майский жук.

— Я покажу дорогу, идите за мной – ответил шмель и полетел очень низко над землей, показывая путь к дереву.

Так друзья добрались до дерева. Они поблагодарили шмеля, и он полетел собирать нектар. Майскому жуку и муравью предстояло забраться на дерево, чтобы встретить божью коровку, но они не знали как им быть. Муравей мог забраться по стволу, но жук не умел так ползать, как его друг. В этот момент наши насекомые – друзья увидели бабочку. Она летала возле дерева в поисках ярких цветов.

Бабочки летают с цветка на цветок, питаясь пыльцой и нектаром растений. Пьют нектар они хоботком.

Майский жук поздоровался с бабочкой и спросил у нее совет – как ему попасть на ветки дерева.

— Может быть ты поднимешь меня на своих крыльях? – спросил ее жук.

— Я не смогу тебя поднять, но ты можешь полететь сам – ответила бабочка. – У тебя же есть крылья!

Жук очень удивился. У него действительно есть крылья, но он ими еще не пользовался, не пробовал летать.

Майские жуки умеют летать и перемещать в полете груз, который в 850 раз тяжелее самого жука.

Бабочка и муравей посоветовали жуку расправить крылья и помахать им. Жук встал на задние лапки и пошевелил крылышками. Оказалось, что у него есть жесткие крылья, а под ними еще и мягкие прозрачные крылья. Он набрал побольше воздуха в брюшко, вздохнул несколько раз, взмахнул всеми крыльями и оторвался от земли, с шумом пролетев над поляной.

Физминутка «Майский жук».

Воспитатель предлагает детям изобразить майского жука: встать, поднять ручки – крылья, потянувшись вверх, набрать воздух и выдохнуть, проделав вдохи — выдохи несколько раз, помахать руками – крылышками, пожужжать.

— Ура! Получилось! – обрадовались бабочка и муравей. Майский жук приземлился на полянку у подножия дерева, посадил муравья к себе на плечи, и полетел на ветку дерева, а бабочка вернулась к своим цветам собирать сладкую пыльцу. На дереве друзья — путешественники увидели мудрую божью коровку. Ее спинка была красной с круглыми черными пятнами. Божья коровка была очень доброй, она всем помогала.

Божьи коровки живут на деревьях, кустарниках и в траве.

— Здравствуй, божья коровка! – обратился к ней майский жук. – Я ищу своих братьев, помоги, пожалуйста, мне!

Не успел жук договорить, как над ними пронеслась птица. Это был скворец. Он искал насекомых, которыми можно поживиться.

Жук и муравей поспешили спрятаться под листья ветки, опасаясь птицы. Они очень удивились, что божья коровка не спряталась от скворца, она его не боялась.

Птицы не охотятся на божьих коровок. Их яркий окрас отпугивает врагов.

Когда птица улетела, друзья опять обратились к божьей коровке. Она поведала майскому жуку, что он сможет встретиться со своими братьями, когда стемнеет. В темноте все майские жуки слетаются в то место, где есть свет.

Жук и муравей посмотрели туда, где было солнце. Оно как раз собиралось спрятаться за горизонт. Наступил вечер, стало темнеть. Майский жук поблагодарил муравья и божью коровку за помощь, и полетел туда, где горел фонарь, встретившись со своими братьями – жуками. Он был очень рад, что за время своего путешествия приобрел много друзей и наконец встретил своих братьев. Конец сказки.

Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы «Насекомые»

Цель: закрепление и расширение знаний детей по теме «Насекомые».

  • активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
  • упражнять детей в подборе слов-антонимов;
  • совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;
  • учить детей подбирать слова, обозначающие действия;
  • закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по плану-схеме.
  • развивать внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую и общую моторику, память.

– воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Оборудование: коробочка, игрушка «Жук», предметные картинки с изображение насекомых, мяч, мнемотаблица для составления рассказа.

1. Организационный момент

Педагог вносит коробочку.

– Ребята, посмотрите какая у меня коробочка. Угадайте, кто там. Для этого надо отгадать загадку.

В мае начинает лёт,

И гудит, как самолёт!

Сразу слышат все вокруг –

Пролетает майский . ! (Жук.)

– Правильно, это майский жук. (Педагог достает из коробочки «жука».) А каких еще жуков вы видели? (Жук-олень, пожарник, божья коровка и т.д.)

2. Основная часть.

– Сейчас наступила весна. Солнышко стало пригревать и насекомые выползают из своих укрытий.

Дети садятся на свои места.

– Сейчас мы проверим, как вы их знаете.

Педагог читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на доску.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее. (пчела).

Он работник настоящий

Читайте также:
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях логопункта

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки (божья коровка).

Ножки тонкие тащит.

Случай не упустит.

Сядет и укусит (комар).

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (оса).

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (кузнечик).

Шестилапый и мохнатый,

Зажужжал мотор крылатый.

Опылять цветущий хмель

Прилетел проворный. (шмель).

Она ярка, красива,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка).

– Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

– А паук – это насекомое?

– Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

– Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

– Назовите полезных насекомых. (Бабочка, пчела, муравей.)

– Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

– Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

3. Д/и «Четвертый лишний»

муха, комар, пчела, таракан

кузнечик, таракан, стрекоза, муравей

стрекоза, божья коровка, кузнечик, пчела

4. Д/и «Скажи наоборот»

Встаньте около меня в кружок. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». (Логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно, подбирая слово-антоним.)

Комар злой, а бабочка, наоборот, – добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

5. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо – (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

6. Чтение рассказа Ирины Гуриной «Как появляется бабочка»

– Бобочки летли, летали и присели на цветочки. (Дети садятся на ковер.)

– Я вам сеячас прочитаю рассказ Ирины Гуриной «Как появляется бабочка»

Бабочки самые красивые насекомые. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают даже гигантские, размером с птицу и маленькие – с ноготок. Вы видели когда-нибудь бабочку? Ну конечно видели! А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания?

Самка бабочки находит укромное место на нижней стороне листа и откладывает там множество крохотных яичек. В каждом из них находится малюсенькая гусеница, которая день ото дня растет. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она ест, тем быстрее растет. И однажды старая кожа, становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из нее, словно из старого платья.

Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные. Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам. Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть, и ползать, устраивается поудобнее в каком-нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями.

Старая кожа снова лопается и под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой, мягкой кожей. Его называют коконом. Внутри кокона растет бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает порхать над цветами. Тонким хоботком бабочка пьет цветочный нектар. Придет время, она тоже отложит яйца, из которых появятся прожорливые гусеницы, а потом эти гусеницы превратятся в прекрасных бабочек.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.

7. Д/и «Назови насекомое»

Педагог раздает детям различные картинки с изображением насекомых. Ребенок должен описать словами, что делает его насекомое, не показывая при этом свою картинку другим детям. По описанию ребята должны отгадать насекомое.

8. Составление рассказа с использованием мнемотаблицы «Насекомые»

  1. Солнце лето, весна.
  2. Луг на лугу.
  3. Улей пчела живет в улье.
  4. Муравейник муравей живет в муравейнике.
  5. Стадии бабочек развитие бабочки.
  6. Человек польза и вред, которые приносят насекомые.

(Примерный рассказ по мнемотаблице.)

Наступает весна, и на лугу появляются первые насекомые: жуки, бабочки, муравьи. Над цветами гудят пчелы – они собирают нектар для того, чтобы отнести его в улей и превратить в мед. Из опавших листьев, травиное и хвои муравьи строят свой домик – муравейник. Самые красивые на лугу – это бабочки. Бабочка проходит долгий путь от личинки до взрослого насекомого. Бабочки похожи на прекрасные цветы и называются по-разному: лимонницы, махаоны, крапивницы. Насекомые приносят огромную пользу – они опыляют цветы и уничтожают вредителей. Насекомыми питаются птицы.

Читайте также:
Домашние животные - конспект занятия в старшей логопедической группе

Логопедический досуг по теме «Транспорт» в логопедической подготовительной к школе группе

  • активизация словаря по теме «Транспорт»;
  • воспитывать у детей культуру поведения на улице, закрепить знания о правилах дорожного движения;
  • обобщить знания по теме: «Транспорт»;
  • способствовать развитию связной речи;
  • способствовать автоматизации поставленных звуков в речи детей;
  • развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта;
  • развивать действия контроля;

Оборудование: 15 конфет Чупа-чупс в коробочке или на подносе, аудиомагнитола с аудиозаписью; логопедические бусы (предметные картинки с различными видами транспорта, нанизанные на нитки), карта Острова Сокровищ, костюм Бабы Яги, урна (ступа), крылья, скотч или шнурки, колокольчик, дудочка — гудок (для паровоза), фланелеграф, метла, зеркало, метла, ширма.

Ход занятия:

Организационный момент:

– Привет, друзья! Звенел звонок!
Собрал он всех нас на урок!

– Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу! Чувствуйте себя спокойно и уверенно!

Введение в тему:

– Послушайте загадки, приготовьтесь их отгадать:

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копыта дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит…
(автомобиль).

Что там по морю плывет?
Это белый…
(пароход).

– Молодцы, ребятки! Отгадали все загадки! А теперь скажите, как можно назвать одним словом автомобиль, пароход, и, например, самолет? (транспорт)

– Сегодня мы отправимся в путешествие на Остров Сокровищ (показываю карту острова). Только, чтобы нам туда попасть, придется преодолеть множество препятствий. Каждый из вас отправится в путешествие на своем транспорте.

– Ребята, как называется транспорт, который передвигается по земле? (наземный).

– Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный)

– А что это за транспорт, который передвигается по воздуху?(воздушный).

– Для чего нам нужен весь этот транспорт: воздушный, водный, наземный? (перевозить людей и различные грузы)

– А какой вид транспорта самый быстрый? (воздушный).

– Приведите примеры воздушного транспорта…

Закрепление знакомых видов транспорта. Игра: «Логопедические бусы».

– Итак, мы отправляемся в путь… И первое препятствие уже перед нами.

– Посмотрите на эти бусы. В них перепутался весь транспорт. Мы эти бусы должны распутать.

– Сначала давайте назовем и снимем бусинки, где изображен водный транспорт. (*работают дети из первой команды).

– А почему кита не назвали? (это рыба, а не транспорт)

– Снимите бусинки, где есть воздушный транспорт.(*2-я команда)

– А почему не сняли картинки попугая и воздушных шаров? (Это не транспорт)

– Ну, а ребята третьей команды снимут бусинки с изображением наземного транспорта.

– Молодцы, ребята, вы распутали все бусы.

– Ребята, все-таки, чаще всего нам с вами приходится ходить пешком, поэтому сейчас я предлагаю прогуляться по улице и подышать свежим воздухом. Но для начала давайте дружно повторим некоторые ПДД:

1.- Если ты спешишь в пути через улицу пройти
Там иди, где весь народ, там, где надпись: ПЕРЕХОД.

– На светофоре красный свет,- опасен путь! Прохода нет!
А, если желтый свет горит, он «Приготовься!», говорит.

– Зеленый вспыхнул впереди… Свободен путь! Переходи!

2. — Если улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.

3. — Как вы будете переходить дорогу, если вы только что вышли из автобуса?

– Почему не следует строить горки, кататься на санках, играть с мячом возле проезжей части?

Логоритмическая минутка: «Пешеходы».

– Вижу, что с правилами дорожного движения вы хорошо знакомы. Ну, что ж, пешеходы, тогда пошагали…

А) — Очень, очень осторожно через улицу иди! (шагаем, размахивая руками)

– И налево, и направо непременно погляди! (повороты головой одновременно с указанием руки)

Б) «Веселый поезд».

– Вот мы, преодолев столько препятствий, попали на Остров Сокровищ. Сейчас доберемся на поезде до места, где спрятаны наши сокровища и заберем их. Машинистом будет Миша и поведет поезд. А мы – вагончики. Прицепились друг за друга и поехали. (Музыкальное сопровождение: фонограмма песни Крокодила Гены)

– Ну вот, наконец-то добрались… А где же наши сокровища?

Сюрпризный момент:(*Появляется Баба Яга)

– Ой, ребятушки, здравствуйте! Устали, наверное, с дороги. Присядьте, отдохните! (дети садятся на ковер)

Логопед: Здравствуйте, а Вы кто?

Б.Я.: Я-то… я Баба Яга, хозяйка этого острова. Только сначала отдохните с дороги, а уж потом разговаривать будем…На Острове Сокровищ очень тепло, светит ласковое солнце. Пусть Ваши ребятки немного полежат, позагорают под его лучами.

Релаксация под плавную спокойную музыку:
Логопед: Ребятки, прилягте на теплый песок. Вы чувствуете тепло от солнечных лучей; вы загораете и отдыхаете. Вы чувствуете, как набираетесь сил, и теперь вы уже можете путешествовать дальше.

Баба Яга: Ну, как, ребятишки, отдохнули? А теперь рассказывайте, зачем пожаловали?

Логопед: Мы пожаловали, Баба Яга, за своими сокровищами. Отдай их нам , и мы вернемся обратно.

Б.Я. Э-э-э, нет! Просто так я вам их не отдам! Вот, если поделитесь со мной своим секретом…

Читайте также:
Формирование произносительной активности у детей раннего возраста общепедагогическими и специальными методами

Логопед: Да с каким же секретом? У нас нет никаких секретов.

Б.Я. С попутным ветром эхо донесло до меня какое-то странное слово…подождите… сейчас вспомню…А-а-а! Транспорт!

– Транспорт, транспорт, а что это такое?

Логопед: Подожди, Бабушка, в этом слове нет ничего странного. Сейчас наши ребята тебе расскажут, что такое транспорт. (ребята рассказывают о различных видах транспорта свои небольшие, заранее приготовленные рассказы).

Логопед: Ну, что, Баба Яга, все поняла?

Б.Я. Все поняла. А у меня тоже есть свой транспорт: вот, ступа с метлой. Триста лет уж летаю на этой технике. Ребята, а что, если мне из нее сделать самолет? Вы мне поможете?

Логопед: Нет, бабушка, самолет не получится.

Б.Я. Какая жалость! А что получится?

Логопед: Ребята, давайте дадим название новому, будущему транспорту Бабы Яги: Ступа летает… Какое слово можно образовать из этих двух слов? (СТУПОЛЕТ)

Б.Я. Ой, как интересно! А это как? (ребята приделывают крылья ступе и хвост- пропеллер;)

Б.Я. Вот спасибо! Я теперь быстрее буду летать!

– Ну, а вы, ребятки, заслужили! Получайте свои сокровища! (достает коробку со сладостями и угощает детей)

Логопед: Ну, что ж, ребята, нам пора возвращаться домой. А хозяйке острова мы скажем: «До свидания!» (прицепились вагончиками и поехали под песню Крокодила Гены)

Воскресенская Татьяна Владимировна,
учитель-логопед,
МДОУ детский сад №1,
г. Ржев Тверская обл.

Интегрированное физкультурно-речевое занятие в старшей логопедической группе “Веселое путешествие” (тема:”Транспорт”)

Презентации к уроку

Цель: содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью.

Познавательные:

  • уточнять и обобщать знания детей о транспорте, правилах дорожного движения;
  • закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые они совершают.

Коррекционно-развивающие:

  • расширять и активизировать словарный запас по теме “Транспорт. Правила дорожного движения”;
  • совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
  • развивать речевое дыхание;
  • фонематическое восприятие;
  • совершенствовать навыки лексико-грамматических категорий;
  • учить согласовывать речь с движениями;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
  • выразительность речи движений;
  • логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;
  • чувство ответственности на дороге;
  • сопереживание к жителям волшебной страны;
  • формировать умения решать проблемные ситуации, работать и играть в коллективе.

Оборудование: презентация к занятию; две кегли, кольца кольцеброса по количеству детей; аудиозаписи: “Автобус”, “Метро”, “Машина”, “Паровоз”, “На лодке” Е.Железнова).

Ход занятия

(Дети строятся в шеренгу).

I. Оргмомент.

Логопед. Здравствуйте, дети! Вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? (Дети называют различные виды транспорта).

– А как одним словом называется все то, что вы сейчас назвали? (Транспорт)

– Как называется главный регулировщик движения наземного транспорта? (Светофор)

II. Основная часть. Введение в тему.

Логопед обращает внимание детей на воздушный шар с письмом. Достает из конверта и читает письмо: “Дорогие ребята! Злой волшебник украл главного регулировщика нашего движения – светофор. Без него мы не знаем, как нужно ездить. Помогите, пожалуйста, нам отыскать светофор. Жители волшебной страны Транспортландия”

Логопед. Ребята, поможем жителям волшебной страны отыскать светофор?

Инструктор по физической культуре.

Путь не близкий, поэтому будем путешествовать на разных видах транспорта. Но, чтобы нам с вами узнать, на чем мы сейчас отправимся в путешествие, нужно отгадать загадку:

Что за чудо – длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Дом по улице идет
На работу всех везет. (Автобус)

Правильно, это автобус. Чтобы сесть на автобус, нужно сначала дойти до остановки.

Дети перестраиваются в колонну и начинают движение в обход по залу. (обычная ходьба, ходьба на носках, на пятках, бег.)

Инструктор по физической культуре.

Вот мы с вами и дошли до остановки. А теперь нам нужно сесть в автобус.

Дети перестраиваются из одной в три колонны и выполняют ОРУ под музыку.

Звучит аудиозапись “Автобус” Е.Железнова.

II.1. Разминка “Автобус”

Вот мы в автобусе сидим Полуприседы
И сидим, и сидим,
И из автобуса глядим, все глядим.
Глядим назад, глядим вперед, Повороты головы влево-вправо
Вот так вот, вот так вот,
Ну что ж автобус не везет, не везет.
Колеса закружились, Круговые движения руками
Вот так вот, вот так вот,
Вперед мы покатились, вот так вот,
А щетки по стеклу шуршат, Скрестные движения руками
Вжик, вжик, вжик, вжик, вжик, вжик,
Все капельки смести хотят, вжик, вжик, вжик.
И мы не просто так сидим, Полуприседы
Все сидим и сидим.
Мы громко, громко все гудим, бип, бип, бип.
Пускай автобус наш трясет, Наклоны в стороны
Вот так вот, вот так вот,
Мы едем, едем все вперед, вот так вот.
Мы громко, громко все гудим, бип, бип, бип. Ходьба на месте

Инструктор по физической культуре. Внимание! Остановка! Давайте выйдем из автобуса. (Дети строятся в колонну).

Логопед: Посмотрите, ребята. Что это за дом, буква М на нем? Метро. Давайте продолжим наше путешествие в метро. Приготовьте свои пальчики.

Звучит фонограмма пальчиковой игры “Метро” из аудиопособия “Десять мышек” (автор Е. Железнова).

II.2. Пальчиковая гимнастика: упражнение “Метро”

Вот дом стоит, буква М на нем. Дети выпрямляют указательные пальцы,
кончики больших соединяют, остальные поджимают
.
Мы дверь откроем и войдем. Ладони складывают лодочкой, пальцы прижимают друг к другу;
ладони то раскрывают, то соединяют.
В метро турникет, прохода нет. Поворачивают ладони на себя, пальцы переплетают,
выпрямляют и направляют на себя.
Нам нужно сунуть в щель билет. Выпрямляют ладони, сжимают пальцы,
потирают ладонями (горизонтально полу).
Волшебная лестница едет вниз, Двигают волнообразно руками сверху вниз.
Ты за перила сам держись. Прижимают ладони друг к другу,
кладут пальцы одной руки на тыльную сторону другой.
Идут к платформе поезда. Выпрямляют ладони, сжимают пальцы,
водят руками над полом вперед-назад, то сгибая, то выпрямляя локти.
За маму там держись всегда! Обхватывают ладонью одной руки кисть другой и сжимают ее.

II.3. Игра на развитие внимания, памяти и словесно-логического мышления “Узнай слово

Читайте также:
Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда

Логопед. Остановка. Посмотрите какой необычный транспорт в Транпортландии. Давайте его расколдуем, угадав по первому слогу, какой транспорт я назову. (слайд “Путаница”)

Тро. (лейбус), ав. (томобиль, . тобус), гру. (зовик)

II.4. Игра на развитие воображения, внимания и грамматических категорий “Что перепутал художник”

Логопед. Ребята, еще раз посмотрите на транспорт в волшебной стране. Отличается он от нашего транспорта? Скажите, чем же он отличается от нашего транспорта? (Ответы детей по слайду “Путаница”) Скажите, а светофор, который мы видим, пригодится для правильного регулирования движения? Почему нет?

Инструктор по физической культуре. А теперь отправляемся дальше. А на чем, вы узнаете, отгадав загадку.

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)

II.5. Эстафета “Поезд”

Дети распределяются на две подгруппы. Каждая встает в колонну у черты – это вагоны. Перед колонной ставится кегля на расстоянии 2-3 метров. По команде дети, стоящие первыми (паровозы), бегут вперед, объезжают впереди стоящее препятствие и возвращаются обратно за вагоном. Присоединив вагон, поезд опять удаляется и вновь возвращается за третьим вагоном. Таким образом, друг к другу прицепляются все участники команд. Во время бега игроки не должны расцеплять руки, крепко держать друг друга за пояс.

Инструктор по физической культуре. Продолжаем наше путешествие, вам опять нужно отгадать загадку.

По дороге мчусь стрелой –
Не угнаться вам за мной!
У меня есть руль и шины,
А зовут меня . (Машина).

Молодцы, а это значит, что дальше мы поедем на машинах в поисках светофора. Давайте вспомним с вами правила вождения автомобиля. Вместе со мной повторяйте слова и показывайте движения.

II.6. Упражнение на координацию речи с движениями “Машина”

Едем, едем на машине, Крутить руль
Нажимаем на педаль. Сгибать ногу
Скорости переключаем, Сгибать руку к себе, от себя
Смотрим пристально мы в даль. Приложить ладонь ко лбу
Дворники счищают капли Наклонять руки в стороны
Вправо-влево – чистота!
Волосы ерошит ветер, Проводить рукой по волосам
Мы – шоферы хоть куда! Поднять большой палец вверх.

II.7. Упражнение на правильное употребление приставочных глаголов “Веселое путешествие”

Логопед: Мы вспомнили, как нужно управлять машиной, а теперь давайте вспомним, как мы будем ехать, если нам на пути встретятся различные препятствия.

Дети по картинке “Веселое путешествие” составляют рассказ с использованием приставочных глаголов.

Туда: Мы на машине ехали-ехали, на горку въехали, с горки съехали, яму объехали, по мосту проехали, до железной дороги доехали, через рельсы переехали и домой приехали.

Логопед: Скажите, а нам нужно домой? Тогда давайте продолжим поиски светофора.

Обратно: Мы от дома отъехали, через рельсы переехали, до моста доехали, по мосту проехали, яму объехали, на гору въехали. С горки съехали и далеко уехали.

Инструктор по физической культуре. Вот теперь мы готовы ехать на машинах. Только вам, как водителям, нужно быть очень внимательными на дороге. Не сталкиваться, не ехать на встречу и обязательно останавливаться по свистку полицейского.

II.8. Подвижная игра “Цветные автомобили”

Каждый играющий держит в руках кольцо (руль). С началом музыки дети разбегаются по залу, подражают езде автомобиля. По свистку, автомобили должны остановиться. Дети кладут кольцо (руль) на пол и становятся на него ногами. По команде автомобили продолжают движение.

II.9. Развитие речевого дыхания и голоса “Насос”

Логопед. Мы с вами так хорошо ехали, что у нашей машины прокололась шина. Давайте покажем, как она прокололась?

“Прокололась шина у машины”. Произносить длительно ш-ш-ш-ш.

Логопед. Чем можно ее накачать? Давайте возьмем насос и накачаем. “Накачаем шину”, Произносить длительно с-с-с-с.

Инструктор по физической культуре. Ребята посмотрите, вот и светофор. Наконец-то мы его нашли.

Давайте вспомним, сколько цветов у светофора? А что они обозначают?

II.10. Малоподвижная игра “Светофор”

– А теперь давайте поиграем со светофором.

Когда педагог показывает зеленый сигнал светофора – дети шагают.

Когда жёлтый – хлопают в ладоши.

Когда красный – замирают на месте неподвижно.

III. Итог занятия

III. 1. Релаксация

По стране волшебной мы гуляли,
Светофор там отыскали.
А теперь немножко отдохнем
И домой на лодке поплывем.

Дети расслабляются под звучание аудиозаписи “На лодке”.

Мы на лодке прокатились, снова в зале очутились.

III. 2. Оценка работы детей

Логопед. Вам понравилось наше путешествие? На чем мы сегодня путешествовали? Что мы сегодня искали? Что больше всего вам понравилось? (Дети отвечают.)

Инструктор по физической культуре. Мне понравилось, что вы сегодня были умными, быстрыми, ловкими, дружными. А теперь пришла пора прощаться и отправляться в группу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: