Логопедическая зарядка по теме «Моя семья»

Групповое логопедическое занятие по лексической теме «Семья»

Ход игры:

1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.

Цель: Продолжать знакомить детей с домашними обязанностями, помочь детям ощутить себя частью семьи, закрепить названия ближайших родственников.

Материал: игровое поле, картинки с предметами.

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №422 «Лорик» город Екатеринбург

Родителям рекомендуется:

  • Предложить ребенку назвать свою фамилию, имя и отчество. Назвать имена и отчества каждого члена семьи, свой домашний адрес;
  • Поговорить с детьми о строении человеческого тела, о правилах личной гигиены;
  • Учить названия пальцев на руке, учить различать правую и левую стороны.

По теме дети должны знать: название частей тема человека, название и количество пальцев на руке, правила личной гигиены, состав своей семьи, называть имена и отчества своих родителей, их профессии.

Поиграйте с детьми:

  1. Послушай инструкцию, выполни ее и расскажи, что ты делал:
  • Понюхай носом, постучи кулаком, подними плечи.
  • Подними руки, похлопай в ладоши, сядь на корточки.
  • Подмигни правым глазом, топни ногой, присядь и т.п.
  1. Учим пальчиковую гимнастику:

ЧЕЛОВЕЧЕК

  1. Отгадываем загадки:

Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя)

Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, зубы, губы)

Живёт мой братец за горой, Не может видеться со мной. (глаза, нос)

Не сеют, не сажают, А сами вырастают. (волосы)

Задания по развитию речи:

  1. Подобрать слова действия: головой мы что делаем? – думаем, киваем, поворачиваем и т.д.

Ушами – мы…, глазами – мы…, носом – мы…, ртом – мы…, ногами – мы…, руками – мы…

  1. «Один — много»: образование существительных множественного числа: лоб — лбы, рот —рты, локоть — локти

Изменить таким образом: нос, глаз, ухо, щека, бровь, бок, ноздря, палец.

  1. «Он и я». Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица:

он ест—я ем; он нюхает —я нюхаю, он рисует – ………………., он едет – …………… он пишет – ………………., он рисует – ………… он идёт – …………………. он прыгает – ………..

  1. Назови все большое: нос – носище, рука – ручище, нога – …, глаз – …, губы – …, кулаки – …, локти – …, ногти – …
  1. Образование простых причастий и прилагательных «Назо­ви, какой?» Жить — живущий, расти — растущий, любить — любящий, уважать — уважающий, гладить — глаженый, стараться — старающийся, заботиться — заботящийся, отдыхать — отдыхающий.
  1. «Сложные слова»: у мамы светлые волосы, значит она – светловолосая. Составь сложные слова из словосочетаний: голубые глаза, серые глаза, карие глаза, темные волосы, рыжие волосы, светлая кожа, темная кожа.
  1. Реши логическую задачу: бабушка пришла с работы раньше, чем папа, а папа раньше, чем мама. Кто пришел с работы раньше всех, а кто позже всех?
  1. Объясни пословицы: Вся семья вместе, так и душа на месте. В дружной семье и в холод тепло. Придумайте ситуации, когда можно сказать эти пословицы.
  2. Составить рассказ о семье по плану:

Расскажи о себе и своей семье по плану

    Кто какой шарик держит?

Ход игры:

Правила: «Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы —

Зато эти фото — правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.

«Наша дружная семья»

Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья»

Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.

Ход игры:

В: Помочь маме — хорошо. Почему?

В: Ругаться с братом — плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?»

«Давай поменяемся»

Цель: Формировать представления о жизни семьи.

Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она)

умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Семья»

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Семья»

Читайте также:
Презентация: Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: учитель-логопед 1-ой квалификационной категории Шагивалеева Люция Равилевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида

Высокогорского муниципального района

расширить знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

обобщить и расширять, глагольный, предметный и качественный словарь детей по теме занятия;

закрепить грамматический строй речи (отработать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными

учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

составлять разные типы предложений;

обучать составлению рассказа по мнемотаблице.

Коррекционно-развивающие задачи:

развить общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);

совершенствовать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

стимулировать познавательные процессы;

Коррекционно-воспитательные цели:

воспитывать в детях доброжелательность, любовь, заботу и привязанность ребенка к семье.

Оборудование:

картинки семьи, мяч, тряпичный чайник с чашкой, герои пальчикового театра «семья», пиктограммы, мнемотаблица “Семья”музыкальный центр.

Предварительная работа:

показ семейных фотоальбомов, рисование портретов папы, мамы, рисование картины «Моя семья», чтение художественной литературы: Л. Гераскина «Синий цветочек для мамы», Т. Бокова «Мама, папа, я», У. Раджаб «Мамочка», Е. Благина «Огонек», «Мамин день», «Посидим в тишине».

Ход занятия

Организационный момент

Дети заходят в группу под музыку «Пусть всегда будет солнце»

Логопед приветствует детей. Предлагает детям присесть на подушки.

Логопед предлагает детям выполнить артикуляционную гимнастику

«У бабушки с дедушкой»

Жили были бабушка с дедушкой.

Как-то в гости к ним приехали гости

Одни были толстыми (надуваем щёки),

другие худыми — лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Дедушка с бабушкой им улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они к ним потянулись(губы тянутся вперёд).

Утро настало — в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Зубки почистили (широкий язык за верхними зубами

вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

Рот прополощем и губы сожмём (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

Как самоваром пыхтеть мы начнём (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Ход игры:

К детям «пришел расстроенный мишка»

. Он
«поссорился с мамой»
, потому что
«не хотел убирать на место свои игрушки»
. А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит»

детей за
«волшебную шкатулку»
и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово»

Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Наглядно-информационный материал по лексической теме «Семья»

Логопедический уголок играет важную роль в работе с семьей. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Семья» может быть использован при оформления уголка логопеда в средней группе. Данный материал включает игры на развитие мелкой моторики, игры на формирование лексико-грамматических категорий, советы и рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком по изучаемой теме.

Наглядно-информационный материал по лексической теме Семья

Проверьте, знает ли Ваш ребёнок:

  • Что такое семья (родственники, родные люди)?
  • Состав своей семьи?
  • Названия ближайших родственников (сестра, брат, дядя, бабушка и т.д.)?
  • Имя и отчество мамы и папы, их профессии?
  • Кто он для бабушки с дедушкой (внук, внучка), для родителей (сын, дочка), для брата и сестры?

Выполняйте вместе с ребёнком упражнение для пальцев «Семья»:

Этот пальчик — дедушка, (загибаем пальцы по одному, начиная с большого на одной руке) Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папа, Этот пальчик — мама, Это пальчик — я, Вместе — дружная семья. (сцепляем и сжимаем пальцы рук) Эти пальцы — дедушки, (загибаем пальцы на обеих руках) Эти пальцы — бабушки… Эти пальчики — девочки и мальчики.

Вместе с Вами учим детей.

Объясните ребёнку, что такое семья (родные люди). Назовите всех членов своей семьи (мама, папа, сын, дочка), рассмотрите фотографии ближайших родственников (дедушка, бабушка, тётя, дядя).

Называем членов семьи ласково.

Объясните малышу, что его можно назвать просто по имени (например, Маша), а можно назвать ласково (Машенька). И всех членов семьи тоже можно назвать ласково: мама – мамочка, мамуля, бабушка – бабуля, бабулечка.

Придумайте как можно больше ласковых слов.

Называем членов семьи в единственном и множественном числе.

1. Игра «Один-несколько»

Инструкция: у тебя есть бабушка, а у ребят есть… кто? (бабушки) У тебя есть сестра, а у других ребят есть… (сестры)

Читайте также:
Логопедическая викторина

2. Игра «Один-много»

Инструкция: одна дочка, а много… кого? (дочек)

Используем в речи прилагательные.

Предложите малыш придумать о каждом члене своей семьи по два-три красивых слова:

  • Мама (какая?) – хорошая, добрая, красивая.
  • Папа (какой?) – высокий, сильный и т.д.

Используем в речи глаголы.

Предложите ребенку ответить, что делает мама/папа/сестра/бабушка и т.д.

  • Мама (что делает?) – заботится, любит, обнимает, готовит
  • Папа (что делает?) – чинит, играет, работает, помогает и т.д.

Подберите картинки лото или найдите картину с изображением семьи. Пусть малыш отвечает, глядя на картинки – это поможет ему быстрее найти правильный ответ и усвоить полученные знания по лексической теме «Семья».

Жураковская Янина Викторовна, учитель-логопед высшей категории, ГБОУ детский сад № 864, г.Москва

  1. Логопедическая зарядка по теме «Моя семья»
  2. Информационный блок для родителей по лексической теме «Дикие животные»
  3. Наглядный материал по лексической теме «Зимующие птицы»
  4. Дидактический материал по теме «Наш дом, наш город, наша страна»
  5. Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме «Поздняя осень, Дикие животные готовятся к зиме»

(2 понравилось, средний балл: 3,50 из 5)

Ход игры:

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи.Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Маленькие помощники»

Цель: Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры:

Р1 — утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.

Р2 — день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.

Р3 — вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.

Р4 — ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.

В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

«Семья»

Цель: Формирование у детей понятий о семье.

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Семья»

ЕЛЕНА ГОЛЯЙКИНА
Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Семья»

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Семья»

1. Содействие стремлению детей к преодолению нарушений речи.

2. Развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности.

3. Обогащать двигательный опыт ребёнка разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр; способствовать проявлению положительных эмоций.

уточнять и обобщать знания детей о семье; расширять и активизировать словарный запас по теме «Семья»;

совершенствовать навыки словообразования, согласования существительных с прилагательными;

развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; развивать фонематическое восприятие;

совершенствовать навыки связной речи; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; пространственные представления;

создать атмосферу дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя; обеспечить высокую двигательную активность;

закрепить умения, полученные на физкультурно –образовательной деятельности; воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

Оборудование:

воздушные шарики 30 – штук, волейбольная сетка, диск релаксационный «Было тихо», презентация «Семья».

Ход занятия:

Организационный момент. Построение в шеренгу (осанка, дистанция).

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Логопед: Ребята, отгадайте загадки.

Папа, мама, брат и я –

Вместе дружная… (семья)

Нам печёт оладушки

Одевает их красиво.

Нам скажите прямо:

Кто же это? (мама).

Ребята, как назовём папу, маму, бабушку, дедушку одним словом? О ком мы сегодня будем говорить? Просмотр презентации «Семья». Какая у вас семья? Как вы помогаете взрослым дома?

Занимательная разминка

Инструктор по ф. к. :

• Ходьба на носках, руки вверх «Вырастем большими, как папа».

• Ходьба на пятках, руки перед собой «Мамочку люблю».

• Ходьба на внешней стороне стопы «Дедушка».

• Ходьба пятки вместе носки врозь «Сестра балерина».

• Бег с высоким подниманием бедра «Семья на зарядке».

2. КОМПЛЕКС ОРУ. ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Комплекс «Дружная семья»

1. И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину; хлопнуть перед лицом 8 раз под слова инструктора:

Папа, мама, брат и я

Вместе – дружная семья!

Отвести руки за спину. (7 раза)

2. Все вместе наклоняемся,

И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперёд, ладони на колени, смотреть вперёд. Вернуться в и. п. (7 раз)

Пусть я маленький,

Читайте также:
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п. (7 раз)

4. Прыгаем мы дружно,

Это очень нужно!

Кто же прыгнет выше –

И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. (8 раз подпрыгиваний; непродолжительная ходьба 5 – 6 сек., повторить 3 раза).

5. Носом воздух мы вдыхаем,

Ртом мы воздух выдыхаем.

Не страшна простуда нам,

Нам не нужно к докторам!

И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. (3 – 4 раза) .

Упражнение на восстановление дыхания

• Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»

• Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКИ

Артикуляционная гимнастика

* «Мама испекла блинчики» Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).

* «Мама испекла пирожки с разной начинкой» Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».

* «Дразнилки» Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».

* «Малыш сосет соску» Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.

* «Малыш отказывается пить горячее молоко» Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.

* «Малыш, захотел кушать» Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Наши пальцы упражняем,

Речь и память развиваем.

Этот пальчик – дедушка, Поочередно загибать пальцы,

Этот пальчик – бабушка, начиная с большого

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – буду я,

Вот и вся моя семья. Сжать руки в кулак несколько раз.

4. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ. ОВД (основные виды движения)

«Кто живёт у нас в квартире?»

Перед началом игры образуют круг. Инструктор в центре круга, он произносит текст и показывает движения, которые дети повторяют.

Кто живёт у нас в квартире? Шагают на вместе.

Раз, два, три, четыре.

Будем мы сейчас считать – Хлопают в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мама, папа, брат, сестра – Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Сосчитаю всех едва!

Самый главный – это я, Прикладывают руки к груди.

Вот и вся моя семья! Поднимают руки вверх, затем медленно опускают вниз.

ОВД «Воздушный шарик»

Инструктор делит детей на пары.

Переносят мяч, удерживая лбами. 2 раза

Переносят мяч, удерживая животами. 2раза

Переносят мяч, удерживая ногами. 2раза

5. ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

Игра «Назови ласково»

Мама – мамочка, папа – папочка, брат – братик, сестра – сестрёнка, дед – дедушка, баба – бабулечка, внук – внучек, внучка –внученька, сын – сыночек, дочь – доченька, дети – детки, семья – семейка.

Игра «Опиши какая? Какой?»

Мама какая? – веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, стройная, красивая, умная, добрая.

Бабушка какая? – добрая, спокойная, умелая, …

Папа какой? – работящий, умный, ловкий, сильный, храбрый, отважный, веселый, …

Дедушка какой? – требовательный, добродушный, трудолюбивый, мудрый…

Дети какие? – озорные, шаловливые, веселые, подвижные, шумные, неугомонные, ловкие, дружные, крикливые, драчливые, спокойные …

6. ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«Семейный волейбол»

Дети делятся на две команды. Перебрасывают воздушные шарики (30 шт.) через сетку.

Примечание: У кого из команд на площадке по свистку останется меньше шариков, та команда и выиграла.

7. РЕЛАКСАЦИЯ

ИТОГ. Оценка работы детей (Рефлексия)

О ком мы сегодня говорили? Что вам понравилось больше всего? Мне понравилось какие вы были дружные, веселые, озорные. Дома выучите с родителями фамилию, имя и отчество своих близких, домашний адрес и профессию. Поинтересуйтесь у родителей, какие еще родственники у вас есть.

Конспект физкультурно-речевого развлечения в старшей логопедической группе «У мамы руки золотые» Конспект физкультурно-речевого развлечения «У мамы руки золотые» Цель: 1. Содействие стремлению детей к преодолению нарушений речи. 2.

Конспект физкультурно-речевого развлечения в старшей логопедической группе «Зима. Зимние забавы» Конспект физкультурно-речевого развлечения в старшей логопедической группе «Зима. Зимние забавы» Цель: 1. Содействие стремлению детей.

Конспект физкультурно-речевого развлечения в старшей логопедической группе «Золотая осень, в гости тебя просим!» Конспект физкультурно-речевого развлечения в старшей логопедической группе «Золотая осень, в гости тебя просим!» Цель: 1. Содействие.

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «На кухне» Цель: содействовать стремлению детей к преодолению нарушений речи, развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности.

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Наша армия сильна» Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Наша армия сильна» Цель: 1. Содействие стремлению детей к преодолению.

Читайте также:
Система занятий по развитию важных для письма двигательных навыков

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в Африку» Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в Африку» Цель: 1. Содействие стремлению детей к.

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Веселые путешественники» Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Весёлые путешественники» Цель: 1. Содействие стремлению детей.

Конспект открытого познавательно-речевого занятия «Приготовим винегрет» в старшей группе Старшая группа Шаломина И. А. – воспитатель МДОБУ «Великосельский детский сад №14» Цель: Познакомить детей со способом приготовления винегрета.

Конспект занятия в логопедической группе «Семья» Тема: «Семья». Цель: формировать у детей правильное представление о семье Задачи: Коррекционно-обучающие: – закрепить умение описывать внешность.

Сценарий физкультурно-речевого развлечения «Тренировка спортсменов» для детей логопедической группы Цель: Обогащать и активизировать словарь детей на спортивную тему ; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, быстроту и координацию.

Конспект логоритмического занятия. Тема СЕМЬЯ

Занятие «Семья» проводится в рамках реализации авторской программы «Веселый язычок». Составители: учитель-логопед Кузина Светлана Борисовна, музыкальный руководитель Никитушина Любовь Валерьевна. МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 53 «Чебурашка», г. Клин Московской области.

Данное занятие логопеда в детском саду рассчитано на детей подготовительной к школе группы.

Ход логоритмического занятия CЕМЬЯ

1. Оргмомент.

Вход в зал под игру со словом «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор…».

Педагог дает задание детям ласково назвать членов семьи: мама — мамочка, папа — папочка, сын — сыночек и так далее.

2. Знакомство с темой «Моя семья».

Педагог просит детей назвать членов семьи.

3. Игра «Делай, как я».

Дети становятся в круг. Им нужно по подражанию передать выражение лица педагога (ребенка) и назвать его (называет тот ребенок, у кого оказался сзади кубик): улыбка, хмурое лицо, ласковый жест, пригрозить пальцем и прочее.

4. Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.

5. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения (по выбору детей 4-5 упражнений).

Артикуляционно-дыхательное упражнение «Семья криворотых».

Жила-была семья криворотых.
У папы рот был вот такой, (Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы — повторить 3 раза.)
У мамы рот был вот такой, (Натягиваем нижнюю губу на нижние зубы — повторить 3 раза.)
У дочери рот был такой, (Губы в хоботок влево — повторить 3 раза.)
У другой дочери, (Губы в хоботок вправо — повторить 3 раза.)
Но самый замечательный рот был у сына! (Хоботок к носу — повторить 3 раза.)

Вот легли они спать, но позабыли погасить свечку.
Папа говорит: «Жена, погаси свечку!»
А ей вставать неохота. Она говорит: «Дочка, погаси свечку!»
А той вставать тоже неохота, она говорит: «Сестрёнка, погаси свечку!»
А той тоже неохота. Она говорит: «Братик, погаси свечку!»
А братик говорит: «А мне неохота».

Встал папа. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
Встала мама. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
Встала сестрёнка. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
Встала другая. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
А братик говорит: «А мне неохота».

Папа: «Погаси».
Мама: «Погаси».
Сестра: «Погаси».
Другая сестра: «Погаси».
А братик говорит: «А мне неохота».

Папа: «Погаси».
Мама: «Погаси».
Сестра: «Погаси».
Другая сестра: «Погаси».
Брат: «Фу, фу, фу, погасил».

Папа: «Погасил».
Мама: «Погасил».
Сестра: «Погасил».
Другая сестра: «Погасил».
Брат: «Погасил».

Папа: «Спокойной ночи!»
Мама: «Спокойной ночи!»
Сестра: «Спокойной ночи!»
Другая сестра: «Спокойной ночи!»
Брат: «Спокойной ночи!»

Игра-миниатюра «Дружная семья» (М.А.Косицына, И.Г. Бородина: «Коррекционная ритмика», страница 96).

Цель: развитие умения действовать по представлению, отражать черты характера.

Исходное положение: дети сидят на стульях. Педагог предлагает детям по очереди изобразить действия членов семьи, которые они часто наблюдают дома: мытьё посуды, стирка белья, прочее. При этом ребёнок должен показать серию последовательных движений, отражающих определённое действие, а также различные настроения и черту характера члена семьи, которого он изображает.

Ребёнку не разрешается разговаривать, а только изображать действия при помощи мимики и жестов. Остальные дети должны понять и назвать изображение.

6. Слушание произведения, музыка и слова Е.А. Гомоновой, «Что такое семья?» (Е.А. Гомонова: «Веселые песенки для малышей круглый год», страница 84).

7. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Дети показывают пальцы на обеих руках, начиная с большого.

8. Пение «Семья» (Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева: «Логоритмические распевки», страница 14).

Читайте также:
Конструктор Bunchems на логопедических занятиях

9. Игра на развитие слухового внимания.

Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат, что педагог назвал родственника. Педагог перечисляет различных персонажей: маму, одноклассницу, папу, соседа, дядю, дворника, сестру и других.

10. Подвижная игра-хоровод «Всем, Надюша, расскажи» (музыка И. Лученка).

Дети идут по кругу и поют. В середине круга стоит ведущая (Надюша), которая показывает, что просят дети:

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как бабуси пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так бабуси пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как дедуси пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так дедуси пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как подружки пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так подружки пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как ребята пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так ребята пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как козлята скачут!

В конце ведущая, изображая козленка, пытается «рожками» забодать детей. Дети убегают, «козленок» догоняет.

11. Релаксация «Фея сна».

Исходное положение: дети сидят на стульях, расставленных по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит колыбельная музыка (по выбору педагога).

К детям подходит педагог с волшебной палочкой в руке — это «фея сна». «Фея» касается плеча одного из детей палочкой – тот засыпает: наклоняет голову и закрывает глаза. Затем «фея» обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой. «Фея» смотрит: все спят.

Логопедическое занятие «Я и моя семья»

Коррекционно – образовательные цели:

  • Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире.
  • Актуализация и активизация словаря по теме “Моя семья” (семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра, сюрприз).
  • Совершенствование навыка составления рассказа по картинке.
  • Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).

Коррекционно – развивающие цели:

  • Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.
  • Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, бережного отношения к близким людям.
  • Сюжетные картинки “Семья”, семейные фотографии, мяч, магнитная доска.
  • Чтение рассказов по теме “Семья”, составление рассказов по мнемосхемам, заучивание стихотворения “Папу с мамой берегу” Олег Бундур, беседа о семье.

Логопед: К нам на занятие пришёл Буратино. Поздоровайтесь, ребята.

Дети: Здравствуй, Буратино!

Логопед: Ребята, давайте вспомним, как зовут папу Буратино?

Дети: Папа Карло!

Буратино: Я хочу познакомиться с вами и подружиться, расскажите мне о своей семье (рассматривание семейных фотографий. Знакомство с составом семьи каждого ребенка. Каждый ребенок составляет простое предложение про одного члена семьи.). Каждый ребенок берет фотографию семьи и называет имя, отчество мамы, папы, дедушки, бабушки, имя брата, сестры.

2. Дидактическая игра «Предлоги»

Логопед: Таня, где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване.)

Логопед: Глеб, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном.)

Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Папа стоит за диваном.)

Логопед: Кира, где собака лежит? (Собака лежит перед диваном.)

Логопед: Алиса, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном.)

Логопед: Данил, где тапки стоят? (Тапки стоят под диваном.)

Логопед: Лёша, где стоит лампа? Лампа стоит около дивана.)

Логопед: Буратино! Мы с ребятами очень любим играть и предлагаем тебе с нами поиграть!

Кто – то делает вот так –

Рубит дерево вот так: Тук – тики, тук – тики, так.

Кто делает вот так – молотком стучит вот так!

Дзинь -тики, дзинь – тики, так!

Кто делает вот так – тесто шлепает вот так:

Шлеп – тики, шлеп – тики, так!

Кто делает вот так – топ – тики, топ – тики.

Лбом о столик – туки – так.

4. Мимические упражнения “Настроение”

Логопед: Ребята! Настроение – какое оно бывает?

Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!

(Изобразить добродушную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка.)

Родители ушли в гости, а ребенка оставили одного. Изобразить состояние тоски и одиночества.

Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку.

5. Подвижная игра “Домик”.

Вот внизу сидит наш пес

А на крыше кошка

Встают на носочки и тянут одной рукой вверх.

И на улицу гляжу

6. Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики, обогащение словаря.

Дети загибают пальцы на руке, начиная с большого, перечисляя членов семьи.

Хоть в саду я не скучаю,

Но о доме вспоминаю,

Потому что вся семья –

Сестры, братья – очень любят, ждут меня.

7. Рассматривание сюжетной картины “Семья”

Читайте также:
Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!

Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.

Логопед: Что делает бабушка?

Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.

Логопед: Что делает дедушка?

Ребенок: Дедушка читает газету.

Логопед: Чем занимается мама и папа?

Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.

Логопед: Чем занимаются брат и сестра?

Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.

Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?

8. Игра с мячом “Мой, моя, мои”

Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.

Ребенок: Моя семья.

Ребенок: Мои братья.

Ребенок: Мой брат.

Ребенок: Моя сестра.

Ребенок: Мои сестры.

Ребенок: Моя бабушка.

Ребенок: /Мой дедушка

Ребенок: Мои родственники.

Логопед: Мама, папа.

Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.

9. Игра ” Я и моя семья”

Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова

Логопед: Как ты называешь маму папы?

Ребенок: Бабушка, бабуля!

Логопед: Как ты называешь папу мамы?

Ребенок: Дедушка, дедуля!

Логопед: Как называешь сестру папы?

Ребенок: Тетя, тетушка!

Логопед: Как ты называешь брата мамы?

Ребенок: Дядя, дядюшка!

Логопед: А кем ты являешься маме, папе своей мамы?

Ребенок: Внуком, внучком.

Ребенок: Внучка, внученька

Логопед: Как назовешь ребенка своей тети, дяди.

Ребенок: Брат, сестра. Братик, сестренка.

Логопед: Кем ты являешься своей тете, дяде?

Ребенок: Племянница, племянник!

Логопед: Чья это сумка?

Ребенок: Мамина сумка!

Логопед: Чьи это тапочки?

Ребенок: Папины, бабушкины, дедушкины тапочки!

Логопед: Традиции в семье!

Ребенок: Семейные традиции!

Логопед: Отношения с братьями!

Логопед: Когда в семье хорошо, тепло!

Ребенок: Отношения хорошие, теплые!

10. Окончание занятия

Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!

Дети: Мы говорили сегодня о семье!

Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!

Дети читают стихи о семье.

Логопед: Ребята! Попрощаемся с Буратино и давайте его еще раз пригласим в гости!

Тетрадь логопедических игр и упражнений для детей от 5 до 7 лет. Лексическая тема: “Моя семья”

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЕЛОЧКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ТЕТРАДЬ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ.

(май, 2-я неделя)

Лексическая тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

___________________________________

(Фамилия, имя воспитанника, группа)

Слинько Мария Станиславовна

ТЕМА «МОЯ СЕМЬЯ»

(май, 2-я неделя)

Развитие общей моторики.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ребенок гладит маму.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ребенок обнимает папу.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ребенка ласкает мама.

Развитие мелкой моторики.

Этот пальчик- дедушка,

Это вся моя семья.

Загибать последовательно пальчики, начиная с большого.

Сжимать и разжимать пальчики.

Развитие мимических мышц.

Мамочка обнимает, целует своего

Мамочка ругает малыша, за то что он шалил.

Мамочка показывает малышу сюрприз.

Мамочка дарит малышу подарок.

Развитие артикуляционной моторики.

-для челюсти: открыть рот (подержать под счет до пяти)

-для губ: почмокать губами, пошлепать губами;

-для языка: почистить нижние зубки (с внутренней стороны), почистить верхние зубки.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Сосчитай до пяти.

Один старший брат, два старших брата… пять старших братьев.

Одна младшая сестра…___________________________________________

Один маленький внук…___________________________________________

Кто лишний?

Мама, папа, доктор.

Брат, сестра, соседка.

Развитие связной речи.

Родителям рекомендуется:

Побеседовать с ребенком о семье.

Сколько человек в твоей семье?

Назови всех членов твоей семьи.

Кто самый младший, кто самый старший в семье?

Кто старше всех (младше)?

Предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

Развитие общей моторики. (см.1-й день)

Развитие мелкой моторики. (см 1-й день)

Развитие мимических мышц. (см 1-й день)

Развитие артикуляционной моторики. (см 1-й день)

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови ласково»

«Чей предмет?» Образование притяжательных прилагательных.

Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры…

Кофта (чья?) – ______________________________________________

Пальто (чьё?) – ______________________________________________

Игрушка (чья?) -______________________________________________

Очки (чьи?) -_________________________________________________

Чашка (чья?) -________________________________________________

Стул (чей?) – _________________________________________________

Найди по фрагменту.

Подберите к каждому наряду детей подходящий «лоскуток ткани» и соедини линиями.

Развитие общей моторики. (см.1-й день)

Развитие мелкой моторики. (см 1-й день)

Развитие мимических мышц. (см 1-й день)

Развитие артикуляционной моторики. (см 1-й день)

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Что лишнее?

Дочь, дача, дочь, дочь.

Развитие связной речи.

Выучи наизусть пословицы.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Где лад – там и клад.

Развитие общей моторики. (см.1-й день)

Развитие мелкой моторики. (см 1-й день)

Развитие мимических мышц. (см 1-й день)

Читайте также:
Конспект по логоритмике для детей среднего возраста с ОНР

Развитие артикуляционной моторики. (см 1-й день)

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Исправь предложения.

Сначала родились мы, а потом наши родители.

Бабушка младше мамы.

Я – бабушкина дочка.

Какое слово не подходит?

Дочь, дочка, дочиста, дочурка.

Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.

Развитие связной речи.

Выучить стихотворение наизусть.

Мама – это небо! Мама – это свет!
Мама – это счастье! Мамы лучше нет!
Мама – это сказка! Мама – это смех!
Мама – это ласка! Мама любит всех!
Мама улыбнётся, мама погрустит,
Мама пожалеет, мама и простит.
Мама – осень золотая, мама самая родная!
Мама – это доброта, мама выручит всегда!
Мама – нет тебя дороже, мама всё на свете может!

Планирование работы учителя-логопеда по лексической теме “Семья”

Недельное планирование по лексической теме «Моя семья. Я в мире человек» (2-ая младшая группа)

– развивать общие речевые навыки, формирование способности к диалогу, формирование навыков связного высказывания;

– развивать речемыслительную деятельность;

– развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;

– развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику.

Словарь по теме (активизация и актуализация словаря по теме, уточнение понимания детей родственных отношений.): семья, члены семьи . родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра.

Коррекция лексико-грамматического строя речи

Примечание (оборудование):

Понедельник:

Стихотворение – на каждый день недели (воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки):

– Я люблю свою семью

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю

И щенка, и кошку Мусю!

Всех, кого я так люблю-

Имеют право на семью.

Пальчиковая гимнастика ( переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, воздействие на умственное развитие ребенка. формирование правильного звукопроизношения, через одновременное движение пальцами , развитие подражательности ): «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Это вся моя семья.

загибать пальцы по одному

Дыхание: «Цветочек для мамы» – Учитель-логопед предлагает детям насладиться ароматом чудесного цветка, который папа подарил маме: сделать глубокий вдох через нос и выдох через рот (2-3 раза) на вертушку.

Артикуляционная гимнастика:

Папа, мамочка и я – вместе дружная семья.

Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, показать зубы)

Папа удивляется, мама удивляется, удивляюсь я (поднять брови, губы вытянуть вперёд)

Папочка ругается, мамочка ругается (нахмурить брови, погрозить указательным пальцем, поджать губы)

Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).

Мимические упражнения: «Настроение» – (учить детей понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки; как настроение может влиять на поведение) – Логопед: Ребята! Настроение – какое оно бывает?

Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!

– изобразить добродушную маму;

– – изобразить непослушного и капризного ребенка;

Координация слова с движением (развитие обей моторики; обогащение словаря, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения и интонационной выразительности речи, обучение детей элементам пантомимы, налаживание положительных эмоциональных контактов между детьми в группе): «Три медведя шли домой»

Три медведя шли домой

Папа был большой – большой

Мама чуть поменьше ростом

А малыш малютка просто

Очень маленький он был,

С погремушками ходил

Дзынь – дзынь – дзынь

С погремушками ходил.

– А где живет каждая семья?

– имитируют ходьбу на месте

– тянут руки вверх

– изображают игру погремушками

– отвечают -дом, квартира

Фонематическое восприятие : «Коробочка гремит» – учить дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые по звучанию и по виду шумовые коробочки с разным наполнением: по одной чайной ложке манки, гречи, гороха. Предложить детям потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят, затем попросить найти две одинаково звучащие коробочки.

Слоговая структура слова: на каждый день недели ( развитие у детей речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритм) учитель-логопед предлагает детям повторить за ним с помощью хлопков и отстукивания простой ритмический рисунок.

Рассматривание сюжетной картины: «Семья» ( формировать у детей умение рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения; упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.)

Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!

Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.

Логопед: Что делает бабушка?

Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.

Логопед: Что делает дедушка?

Ребенок: Дедушка читает газету.

Логопед: Чем занимается мама и папа?

Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.

Читайте также:
Речевая карта и Презентация для обследования ребенка 6-7 лет

Логопед: Чем занимаются брат и сестра?

Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.

Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?

Речевая игра: «Назови ласково» (обучать построению уменьшительно-ласкательных форм) – глаз – глазик, нос – носик, рот – ротик, уши – ушки и т.д.

Цветные вертушки на каждого ребёнка.

Картинка «Моя семья»

Дыхание: см. понедельник

Артикуляционная гимнастика: см. понедельник

Мимические упражнения: см. понедельник

Пальчиковая гимнастика: см. понедельник

Координация слова с движением : см. понедельник

Речевая игра: «Я и моя семья» (развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова)

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

Слоговая структура слова (заучиваниедо конца недели) – «Вся семья вместе – так и душа на месте »

Дыхание : «Водичка, водичка умой мое личико» – вдох, на выдохе дети произносят звук «С». (повтор. 3 раза)

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц «Жуем орехи». Имитация жевания.

Упражнения для щек и губ:

Малыш отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.

Малыш, захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.

Конфетка. Поочередно надуваем щеки.

Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».

Упражнения для язычка:

Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).

Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».

Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».

Маятник настенных часов. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.

Малыш сосет соску. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения

Пальчиковая гимнастика: (переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, воздействие на умственное развитие ребенка. формирование правильного звукопроизношения, через одновременное движение пальцами, развитие подражательности): «Дружная семейка»

Раз уселась на скамейке

Наша дружная семейка:

Самой первой села мама,

Рядом — строгий наш отец.

Следом братец и сестрица.

Ну а мне где поместиться?

– сжимают пальцы в кулак

– разгибают большой палец

– разгибают указательный палец

– разогнуть средний и безымянный

2.Массаж биологически активных точек лица: «Наша доченька проснулась» –

Наша доченька проснулась – кулачками трем глаза

Ручкой вправо потянулась – поглаживают лоб от середины к ушам

Ручкой влево потянулась – поглаживают брови

Солнцу нежно улыбнулась – гладят от уголков рта к ушам.

А потом ладошкой пошлепала немножко – хлопают себя по щекам.

Ай да, доченька, краса! До чего же хороша! – хлопают в ладоши

Координация речи с движением: «Дружная семейка» (обогащение словаря, обучение элементам релаксации, закрепление знаний детей по лексической теме «Семья» )

Встаём в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева

Я и сам бегу трусцой

И качаю головой

– выполняются движения в соответствии с текстом

Речевая игра «Что куда» – ( расширение и активизация словаря; развитие связной речи) (по картинам):

– Девочка положила мяч в коробку. Куда девочка положила мяч? (в коробку)

– Где лежит мяч? (Мяч лежит в коробке.)

– Девочка вынула мяч из коробки. Откуда девочка вынула мяч? (из коробки)

– Девочка положила ложку в чашку. Куда девочка положила ложку? (в

– Где лежит ложка? (Ложка лежит в чашке.)

– Девочка вынула ложку из чашки. Откуда девочка вынула ложку? (из

– Девочка поставила цветы в вазу. Куда девочка поставила цветы? (в вазу)

– Где стоят цветы? (Цветы стоят в вазе.)

– Девочка вынула цветы из вазы. Откуда девочка вынула цветы? (из вазы)

– Девочка вошла в домик. Куда вошла девочка? (в домик)

– Где сидит девочка? (Девочка сидит в доме.)

– Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка? (из домика)

– Девочка убрала мишку в шкаф. Куда девочка убрала мишку? (в шкаф)

– Где сидит мишка? (Мишка сидит в шкафу.)

Читайте также:
Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей по лексической теме 'Посуда'

– Девочка достала мишку из шкафа. Откуда девочка достала мишку? (из шкафа)

Картинка «Моя семья»

Картинный материал артикуляционной гимнастики.

Конспект логоритмического занятия «В ожидании Нового года»

Виктория Долгополова
Конспект логоритмического занятия «В ожидании Нового года»

Логоритмическое занятие в старшей группе для детей с ОНР.

«В ожидании Нового года»

Цель: преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых и речевых психических функций.

Задачи: обучающие – формировать двигательные умения и навыки;

-развивать ловкость, силу, координацию движений;

Развивающие –развивать познавательные процессы детей (внимание, восприятие, память, воображение, мышление)

-развивать музыкальные способности детей (слуховое восприятие, ритм, темп, тембр)

-стимулировать и обогащать творческие проявления детей в игре.

Воспитательные: – способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

-воспитывать потребность в общении с музыкой.

Ход занятия

Дети входят в зал скользящим шагом, подражая движениям лыжников, под пьесу «Зимний праздник» М. Старокадомского и встают вокруг елки.

Логопед: Быстро мчимся мы на лыжах,

Зимний лес все ближе, ближе.

Попевка «На лыжах» Е. Тиличеевой.

Выпал снег, первый снег, Дети опускают руки вниз, делая плавные движения кистями («идет снег»)

Всюду шум, всюду смех. Хлопают ритмический рисунок

Я встаю на лыжню,

Всех сейчас обгоню. Делают скользящие движения ладоней друг о друга

Логопед: Посмотрите, лесные жители тоже встречают Новый год. Они украсли ёлку (показывает на ёлке игрушки). Как вы думаете кто из лесных обитателей повесил на ёлочку морковку, грибок, яблоко, бочонок меда, орешек?

Ответы детей: зайчик, ёжик, лиса, медведь, белочка.

Логопед:Вы все правильно угадали: белочки повесили много золотых орешков.

Скороговорка «Орешки»

Дети поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным и мизинцем.

сидя на тележке.

Логопед: тут раздался шум мотора. Это на самолете прилетел в лес дед Мороз.

Упражнение на координацию речи и движения «Самолет»

Логопед: и ребята и звери радостно встретили Дедушку Мороза.

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом

Ёлку нам уже принес.

На верхушке выше веток

Загорелась, как всегда,

Самым ярким, жарким светом

Песня о Деде Морозе

Логопед: Посмотрел дед Мороз по сторонам – гости здесь, звери здесь, а Снегурочки нет. Позвал он снеговика, велел ему ледяную дорогу вымостить для Снегурочки, чтобы не заблудилась она в лесу. Взял снеговик ледяной молоточек, бойко застучал им.

Ритмическая игра «Мосток»

Снеговик поет песенку и отстукивает ритм молоточком, дети повторяют, как эхо.

Скок, скок, поскок.

Всех ребят пущу!

Логопед: Вымостил Снеговик мостик, а Снегурочка не идет. Давайте позовем Снегурочку.

Дети зовут Снегурочку.

-Не откликается Снегурочка, наверное спит крепко. Пойдемте за ней. Ой, кто это рычит? Мы звали Снегурочку, а разбудили медведя.

Упражнение на координацию речи и движения

Под песню «Про медведя» Д Кабалевского

Ходит по лесу медведь

Хочет сесть и посидеть. Дети идут друг за другом вперевалочку.

Где ж такое место есть, Разводят руки в стороны, спрашивая.

Чтобы мог медведь присесть? Высматривают из под руки подходящее место.

То высок пенек, Поднимают руки на уровень груди.

То торчит сучок, Сжимают пальцы одной руки в кулак и отставляют большой палец в сторону.

То мох пересох. Сжимают и разжимают пальцы, развернув ладони вниз, вверх.

Ох! Руками высоту пня, вытирают ладонью лоб.

То низкий пень, Нагибаются и показывают

То густая тень, Разводят руки в стороны и смотрят вверх.

То узкий ров, Приближают руки, развернув ладони друг к другу.

То гнездо муравьев, Показывают руками холмик, соприкасаясь пальцами.

То кричит сорока, Взмахивая руками, как крыльями.

То колючки сбоку, Широко раздвигают пальцы.

То кустарники, Прижимают ладони друг к другу, переплетая пальцы.

То речка – Разводят руки в стороны

Нет хорошего местечка. Качают головой.

Это сказка о медведе,

О медведе –привереде. Покачиваясь, переступают с ноги на ногу.

Логопед: Ребята, какой у невыспавшегося медведя характер?

Дети: недовольный, сердитый, ворчливый, плахой, дурной, злой.

Логопед: Пойдемте быстрее мимо медведя, пока он нас не заметил.

А кто это там на дереве тараторит?

Скороговорка «Три сороки»

Три сороки- тараторки

Тараторили на горке.

Логопед: Сороки не видали Вы Снегурочки?

Сороки спрашивают у детей: назовите все 12 месяцев мы вам скажем где Снегурочка.

Стихотворение с движением «Двенадцать месяцев»

А сейчас запоминай:

Это март, апрель и май,- Дети грозят пальцем,

По очереди загибают пальцы на одной руке

Три сыночка –месяца

у весны кудесницы. Поднимают вверх три пальца

Шаловливы и ловки

Лета красного сынки: Хлопают в ладоши

От июнь, июль за ним Отводят в сторону сначала одну руку, потом другую.

Август рыбку ловит им. Прижимают ладони друг к другу и качают ими из стороны в сторону («рыбка»)

Читайте также:
Тематическое планирование коррекционной работы с учащимися 1-2 классов с НВОНР

Вот прошли весна и лето. «проходятся» пальчиками по бедрам к коленкам.

Осень в золото одета – Ставят руки на пояс и поворачиваются из стороны в сторону.

На дворе сентябрь, октябрь. Отводят в сторону сначала одну руку, потом другую.

С дождиком всегда ноябрь. Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой («дождик»)

У зимы же, посмотри, Вытягивают обе руки вперед

Дети есть –их тоже три: Поднимают три пальца.

Декабрь, январь и февраль Загибают по очереди пальцы.

Одели все в снежную шаль. Поднимают руки и постепенно опускают их, делая мягкие движения кистями рук.

Логопед: Сороки не унимаются и новое задание детям дают.

Станцевать со снежинками

Пали, пали белые снега

На холмы, поляны и луга.

Пали, пали, всюду засверкали,

До весны оставив жемчуга.

«Танец снежинок» под песню «Снежная сказка»В. Лемита.

Тихо, как в сказке,

Хлопья белые летят.

Выкрашен сад. Дети строятся в 2-3 кружка и медленно идут по кругу, поднимая и опуская руки.

Новогодний бал.

Мир заколдовал. Кружатся, соединив правые руки «звездочкой».

На окошке свой узор.

Белый ковер. Перестраиваются в большой круг и идут друг за другом, пружиня каждый шаг.

Нарядились в мех.

Будет падать снег Кружатся, подняв руки.

В небе морозном

Белых хлопьев кутерьма

Снежные звезды дарит

Дарит зима. Идут в центр круга, поднимая руки с ленточками.

Расширяют круг, в конце опускаются на одно колено, склонив голову вниз и опустив руки.

Логопед: понравился сорокам ваш танец, но они сказали, что не видели Снегурочки. Давайте подразним сорок.

Логопедическая гимнастика

1. Поворачивают голову в стороны. И. п. –сидя, спина и шея прямые. При повороте – вдох носом, при возврате в исходное положение – выдох ртом. Упражнение укрепляет мышцы шеи.

2. Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук [Ы]. упражнение отрабатывает положение языка, необходимое при постановке звука [Л].

Логопед: Пойдемте ребята дальше. Тут прилетели снегири.

Попевка «Снегири» Е. Тиличеевой

Дети поют и прохлопывают ритм попевки.

За окошком снегири.

Видно их и сквозь пургу,-

Словно яблоки в снегу.

Логопед: Снегири прилетели и сказали «Встречайте Снегурочку».

Видят звери: едет Снегурочка на медведе, а рядом с ними идет снеговик. Он отыскал Снегурочку, а по дороге, встретив медведя,пригласил косолапого на елку. Похвалил дед Мороз снеговика за усердие, а ребята стали с ним играть.

Игра «Снеговик Егорка» М. Картушиной

Дети встают в круг и берутся за руки. В центре стоит ребенок –«снеговик Егорка»

Лихо сдвинув набекрень

Прислонялся на плетень

Снеговик Егорка. Дети, взявшись за руки идут по кругу.

У него пылает нос

Весело и ярко. Ребята останавливаются и приставляют

Руки к носу, показывая длинный нос.

«Снеговик» выполняет движения вместе

На дворе стоит мороз, Скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам.

А Егорке жарко. Вытягивают руки вперед.

Приглашает он ребят Манят руками

Прокатиться с горки. Поднимают обе руки вверх и опускают вниз.

Глазки весело блестят,

Радостно Егорке. Ставят руки на пояс и качают головой

из стороны в сторону.

Раз-два! Раз-два-три! Хлопают в ладоши.

Нас, Егорка, догони! Хлопают ладошками по коленям.

Дети разбегаются, «снеговик Егорка» их догоняет.

Логопед: обрадовался дед Мороз, что внучка нашлась, стал всех подарками одаривать. И на елочке, чтоб стала еще краше, зажег огоньки.

Пальчиковая игра «На елке»

Мы на елке веселились, Дети ритмично хлопают в ладоши

И плясали и резвились. Ритмично ударяют кулачками друг о друга

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес. Вытягивают руки вперед ладонями кверху.

Дал большущие пакеты Разводят руки в стороны.

В них же –вкусные предметы: Поднимают указательный палец.

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый апельсин. Загибают на обеих руках пальцы, начиная с большого

Логопед: Месяц бродит в небесах,

Стрелки ходят на часах.

Пролетают дни, недели.

Много их на самом деле

В каждом месяце пройдет,

И наступит Новый год.

-До Нового года еще остается немного времени, и мы подготовимся к встрече с Дедом Морозом основательно, а сейчас попрощаемся с ним. Скажите, ребята, какие игры вам сегодня понравились?

Профилактика речевых нарушений в условиях детского сада Работая в детском саду, не имеющего в своём составе специализированных речевых групп, с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет,.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: