Логопедическая зарядка по теме «Инструменты. Профессии»

Игры и упражнения для детей старшей группы по теме “Инструменты”

«ИНСТРУМЕНТЫ»

Новая лексика

Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.

забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать.

кожаный, металлический, кирпичный, стеклянный, острый, тяжёлый.

Пальчиковая гимнастика

Чтобы дом построить новый, Запасают Тёс дубовый,

Кирпичи, Железо, Краску,

А потом, потом, потом

Начинают строить Дом!

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

(Разворачивают кулаки за-

гнутыми пальцами вверх.)

(Поочерёдно разгибают пальцы на каждое название на правой,

а потом на левой руке

(Ритмично сжимают и разжимают кулаки.)

(Ударяют кулаками друг о друга.)

Пальчиковая гимнастика

Мне нужны такие вещи: (Ритмично сжимают ираз-жимают ладони.)

И клещи, (Ритмично соединяют большой палец поочерёдно с указательным, средним,

безымянным на правой, а потом на левой руке.)

Напильник (Ритмично сжимают и разжимают ладони.)

Игра «Субботник»

Цели: обогащать предикативный словарь, развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель читает детям текст, дети договаривают пропущенные глаголы.

Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и мамы вышли работать на участок. Митин папа взял пилу. Он . ветки. Машина мама принесла кисточку и краску. Она . забор. Сашиному папе выдали косу. Он . траву. Родители Димы пришли с лопатами. Они . землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы . гвозди — ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво.

И. Михеева, С. Чешева.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание.

Игра «Стихи — небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Инструменты».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

Кистью гвозди забивают, Подметают молотком, Землю ножиком копают, Ну а пилят топором.

Игра «Отгадай»

Цели: развивать зрительное внимание, логическое мышление, актуализировать словарный запас по темам «Инструменты», «Профессии».

Ход игры. Ребенок рисует инструменты, относящиеся к определенной профессии. Другие дети должны отгадать название этой профессии.

Игра «Назови ласково»

Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например:

молоток — молоточек топор — .
ключ — . грабли — .

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели: формировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы.

Пила, напильник из металла — (какие?) . Лопата, линейка из дерева — (какие?) . Молоток, гвозди из железа — (какие?) . Лупа из стекла — (какая?) . Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) .

Даётся задание составить предложения с полученными словами-определениями.

Игры и упражнения по лексической теме «Инструменты»

Светлана Глущенко
Игры и упражнения по лексической теме «Инструменты»

Предметный словарь: Инструменты, молоток, пила, клещи, коловорот, стамеска, отвертка, ру-банок, клещи, гвозди, ключ, гайка, болт, кисть, краска, раствор, мастерок, ножницы, расческа, игла, нитки, мел, выкройка, нож, кастрюля, поварешка.

Глагольный словарь: Брать, подавать, расчесывать, собирать, чинить, поддерживать, учить, ухаживать, шить, стричь, причесывать, доить, кормить, пахать, сеять, собирать, летать, готовить, охранять, защищать, продавать, строить, корректировать, перевозить, рыть, создавать, рубить, то-чить, откручивать, завинчивать, отвинчивать, вдевать, пилить, вырезать, красить, наносить, рисо-вать, писать.

Словарь признаков: Нужный, полезный, интересный, трудный, красивый, необходимый, ост-рый, металлический, разный, различный, новый, маленький, большой, узкий, широкий, тупой, длинный, короткий, резиновый, шерстяная, свежий.

Координация речи с движением

То не град, то не гром –

Кровельщик на крыше.

(стоят кружком, изображают удары молотком, тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Бьёт он громко молотком –

(изображают удары молотком)

Вся округа слышит.

(закрывают уши руками)

Он железом кроет дом,

(изображают удары молотком)

Чтобы сухо было в нём.

(наклоняются, достают носки руками)

Вышивает, шьет иголка.

Пальцу больно, пальцу колко,

А наперсток в тот же миг,

К девочке на пальчик, Прыг!

Читайте также:
Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Говорит иголке: – Шей,

А колоться ты не смей.

Мет. указ. левая ладошка раскрыта, правая шьет, надевают наперсток, шьют, грозят пальчиком.

Мне нужны такие вещи:

Б. Заходер (Ритмично сжимают ираз-жимают ладони.) (Ритмично соединяют большой палец поочерёдно с указатель-ным, средним, безымянным на правой, а потом на левой руке.)

(Ритмично сжимают и разжимают ладони

Игра «Субботник»

Цели: обогащать предикативный словарь, развивать слуховое внимание, логическое мыш-ление.

ХОД игры. Воспитатель читает детям текст, дети договаривают пропущенные глаго-лы. Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и мамы вышли работать на участок. Митин папа взял пилу. Он. ветки. Машина мама принесла кисточку и краску. Она. забор. Сашиному папе выдали косу. Он. траву. Родители Димы пришли с лопатами. Они. землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы. гвозди — ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво.

И. Михеева, С. Чешева

Игра «Стихи — небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный за-пас по теме «Инструменты».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

Кистью гвозди забивают,

Землю ножиком копают,

Ну а пилят топором.

Игра «Отгадай»

Цели: развивать зрительное внимание, логическое мышление, актуализировать словарный запас по темам «Инструменты», «Профессии».

Ход игры. Ребенок рисует инструменты, относящиеся к определенной профессии. Другие дети должны отгадать название этой профессии.

Игра «Назови ласково»

Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьши-тельно-ласкательными суффиксами). Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать лас-ково различные орудия труда и инструменты.Например:

молоток — молоточек топор —.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели:формировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прила-гательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в ро-де, числе и падеже.

Ход игры.Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая сло-ва-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы.

Пила, напильник из металла — (какие). Лопата, линейка из дерева — (какие). Молоток, гвозди из железа — (какие). Лупа из стекла — (какая). Линейка, ведро из пластмассы — (какие).

Даётся задание составить предложения с полученными словами-определениями.

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями инстру-ментов. Воспитатель называет первый и последний звуки в cло-ве, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто от-гадал, вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывав” тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Слова: ножницы, топор, пила, лопата, иголка, грабли, молоток, тиски, рубанок, напёрсток.

Игра «Назови слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и после-довательность гласных звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки и схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают название инструмента по схеме.

_ И _А — пила И _ _ А — игла _ О _ — нож

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: одна отвёртка – пять отвёрток, одна пила, пять пил, один молоток,. пять молотков и т. д.

Загадки про инструменты для детей.

Зубасты, а не кусаются.

Что есть сил по затылку,

Только ножку прячет.

Нет ни дна, ни крышки.

Стоят в один ряд

Бьют Ермилку по затылку.

Только носик прячет.

А зубной боли не знают.

Толстый тонкого побьёт —

Тонкий что-нибудь прибьет.

Ответ: Молоток и гвоздь

Этот каменный круг —

Инструментам лучший друг.

Взвихрит искры над собою,

Острым сделает тупое.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне всё тут да тук.

Без головы, а в шляпе,

Одна нога, и та без сапога.

У них тяжёлый труд:

Всё время что-то жмут.

Кирпич, железо доски-ель

Просверлит без проблемы.

Мы на стройках слышим звук:

“Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук!”

Забиваем гвозди в стену.

Больно стукнет по колену.

Из досок собьёт лоток.

Очень важный инструмент.

Заготовит дров в момент.

Остры, а не тупы.

Читайте также:
Новый Год - конспект логопедического занятия

Догадались, что была

Внешне он не бросок,

В миг обтешет доску.

С ним тружусь я спозаранок.

Что в руках моих? – …

Гвозди им я забиваю,

Очень точно попадаю.

Дом для птиц построить смог,

Жужжит, а не пчела, не муха.

Звук громкий – но не шмель.

Повесить чтоб картину –

Инструмент в руках у нас,

В огороде – высший класс!

Можем грядки им копать.

Подскажите как назвать?

Сотни лет тем инструментом

Люди всюду роют землю.

Ищут клады с ней, руду,

Золото и ерунду.

Для окопа всем солдатам

Чтоб занозы не втыкать

Доску нужно обстругать.

Инструмент тот всем знаком

Гладят им, как утюгом.

Для большой доски фуганок,

А для маленькой …

Зубы имеют, а зубной боли не знают.

Сама дубовая, а пояс – ивовый.

Придет домой – растянется.

Да железный обушок,

Он у плотника в почете –

Каждый день с ним на работе.

Если попадется неровная доска,

— Вмиг подровняю ей бока.

100 поклонов отдам я ей,

Сразу станет доска ровней.

Хоть и железный,

Но зато такой любезный,

Что на спину ей положат,

Все она тотчас изгложет.

Лучше меня ты не найдешь!

Так сдружу я Деревяшки:

Планки, рейки, колобашки,

Что водой не разольешь!

(столярный клей)

Коль сожмешь ее сильней, –

Больше будет силы в ней.

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик. (иголка)

Сожмем мы гвоздь клешней своей:

Р-раз, – и никаких гвоздей!

Она с винтом пустилась в пляс,

А тот, кружась, в доске у вяз!

Я любопытный инструмент:узнаю все в один момент:

Везде сую свой нос витой, про-ткну дыру в стене,

Чтобы узнать, а что на той, об-ратной стороне!

Деревянная речка, деревянный катерок,

А над катером вьется деревян-ный дымок.

У конька у горбунка –

У него из-под копыт стружка

Что за слово, угадай,

Части в нем —загадки:

Первая — нота, Вторая – игра.

Целое встретится у столяра.

В полотняной стране

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать.

Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться –

Только пыль вокруг клубится.

Нагнут меня ребятки,

И дождь пойдет на грядки.

Из железа тучка,

А у тучки – ручка.

Эта тучка по порядку

Полила за грядкой грядку.

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами,дети:

Можем больно нака-зать! (ножницы)

Они бывают разные:

Детские и взрослые.

Детям мы кроим одежду,

Стрижем ногти на пальчиках,

Подстригаем волосы девочкам и мальчикам.

Сделаны из железа,

Умеют стричь и резать.

Когда они встречаются,

Два кольца, два конца,

А посередине – гвоздик.

Режем мы и вырезаем,

Маме шить мы помогаем.

Лишь согнут пополам — непри-годен он к делам,

А как только распрямится, Для работы пригодится.

(складной нож)

Хлопотун Егорка взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся – чистый пол!

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

Я ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Этот каменный круг —

Инструментам лучший друг:

Взвихрит искры над собою,

Острым сделает тупое.

У них тяжелый труд —

Все время что-то жмут.

Как завижу лежебоку, что валя-ется без проку,

Я прижму его к доске, да как стукну по башке,

В доску спрячется бедняжка,

Чуть видна его фуражка.

Я у людей всегда в ходу,

Хоть мой характер крут.

Где надо стукнуть — я приду,

Ведь мой – ударный – труд.

Самый бойкий я рабочий в ма-стерской.

Колочу я, что есть мочи – День-деньской.

Толстый тонкого побьет,

Тонкий что-нибудь пробьет.

(молоток и гвоздь)

Я – работник деловой,

Ухожу в работу с головой.

Шляпка – очень к лицу!

Сам худ, голова с пуд.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

(иголка и нитка)

Я – одноухая старуха

Прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха

Как паутину, я тяну.

(иголка и нитка)

Сказка об инструментах

В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?

«Я, главный»– говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»

«А я, чем тебя хуже?» – закричала отвёртка:

– «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»

-«Уж если зашёл разговор об аппаратуре – сказал паяльник

– без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные кон-такты появляются благодаря мне!»

Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напря-жение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,

«Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»

«Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?»

Сердито проворчала дрель:

– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»

– «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» – рассмеялся рубанок.

«Но, что ты будешь строгать?»

Почти хором спросили топор и пила

-«Если мы не срубим и не распилим дерево – значит мы главные!

– Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».

«Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»– важно сказала зажигалка.

– «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»

– «Да, а когда я была молодая, – сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она ти-хонько стояла в уголке

– Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»

«А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» – спросила радиола

– «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомаг-нитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»

-«Ну, уж нет, – промолвил утюг – вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали уг-лями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяе-вам».

Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гара-жа, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?

Хозяин подошел к инструментам и сказал – «Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны».Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу».

Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.

Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН «Знатоки транспорта» Тема: «Знатоки транспорта». Тип. Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН. Возраст. 5-6 лет. Задачи. Познание Обобщать.

Конспект игры-путешествия по лексической теме «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Цель: Обогащение словаря детей на тему «Посуда». Задачи: 1) коррекционно-образовательные задачи: – Развивать связную речь при составлении.

Читайте также:
Составление рассказа по серии сюжетных картинок Заяц и снеговик

Игры и упражнения для работы с детьми по лексической «Перелётные и водоплавающие птицы». Тема: «Перелётные и водоплавающие птицы». Предметный словарь: Птицы, грачи, ласточки, журавли, скворцы, зяблики, кукушки, аисты, соловей,.

Лингвистические игры по лексической теме «Овощи» Картотека лингвистических игр по лексической теме «Овощи» 1) «Что сажают в огороде» Задачи: учить детей классифицировать предметы по определенным.

Логопедические задания по лексической теме «Цветы» 1. Что это? Назови одним словом: розы, ромашки, васильки, тюльпаны… 2. Выучи стихотворение: Золотой и молодой за неделю стал седой. А.

Логопедические задания по лексической теме «Деревья» 1. Назови одним словом: берёза, дуб, ель, сосна, тополь. 2. Отгадай загадки: Что за дерево – краса, ниже пояса коса? Да волшебный,.

Подборка загадок по лексической теме «Космос» *** Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … (Гагарин) *** Звездолет — стальная птица,.

Подборка загадок по лексической теме «Весна» Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель – В гости к нам пришёл. (апрель) *** Тает снежок, ожил лужок.

Презентация по лексической теме «Мебель» Проект «Мебель для кукольного домика» Проект по лексической теме «Мебель» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети.

Сетка занятий в старшей логопедической группе по лексической теме «Инструменты и материалы» Сетка занятий Лексическая тема «Инструменты и материалы» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Ильчинская Галина Ильинична.

Конспект по лексической теме [Музыкальные инструменты. Профессии]

Дубинина Татьяна Алексеевна

учитель-логопед высшей категории МОУ Форносовская

Логопедическая тема: Словообразование с суффиксами –ист, -ач.

Цель:

Расширять словарь по теме «Музыкальные инструменты», закреплять названия музыкальных профессий.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

– развивать мелкую моторику;

– развивать артикуляционную моторику;

– развивать дыхание и голос;

– развивать слуховое и зрительное внимание;

– развивать общую моторику, координировать речь с движением;

– развивать фонематические функции;

– развивать связную речь;

– развивать память, мышление, воображение.

Образовательные:

– обогащать и активизировать словарь по лексической теме;

– учить выделять из слова первый звук;

– учить делить слова на слоги;

– формировать словообразование с помощью суффиксов –ист, – ач;

учить называть женскую и мужскую профессию, используя суффикс –к, окончание –а.

Воспитательные:

– воспитывать сдержанность, умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: зеркало (7); картинки для артикуляционной гимнастики: «Домик», «Блинчик», «Часики», «Лягушка», «Слоник», «Маляр», «Качели», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Лошадка»; схема «Песенка гласных»; пособие «Чашка» (6 шт.); музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка; ширма; карточка «Найди и назови музыкальный инструмент»; дидактическое пособие «Паровозик»; магниты; картинки: роялист, трубач, арфист, пианист, скрипач; мяч.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие
  1. Развитие мелкой моторики

Скрипач – на скрипке, Загибают по одному пальчику на левой руке,

Трубач – на трубе, начиная с мизинца.

Пианист – на пианино,

Барабанщик – на барабане,

А домбрист – на домбре:

Весь оркестр играет мне! Ладонью правой руки накрыть кулачок левой руки.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«Сказка о весёлом Язычке». Дети сидят за столом, смотрят в зеркало, выполняя упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:

«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?

В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).

Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).

Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).

На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).

Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)

Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).

Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).

Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).

  1. Развитие физиологического дыхания

Упражнение «Чашка». Дети учатся делать короткий вдох через нос и продолжительный выдох через рот. Дети держать «чашку» двумя руками перед носом. Упражнение выполняется по команде логопеда 5 раз.

  1. Развитие речевого дыхания и голоса

Логопед просит детей «пропевать» гласные звуки по схеме:

Читайте также:
Письмо об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

«А – О – У – песенку пою,

А – Ы – О – как мне хорошо!

А – Ы – У – губки я тяну.

А – Ы – И – песенка замри!»

6. Развитие слухового внимания

Игра «Какой инструмент звучал?» Дифференциация музыкальных инструментов: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка. Логопед показывает каждый инструмент, дети его называют. Затем за ширмой логопед издаёт звук каким-либо инструментом, а дети должны угадать какой инструмент звучал.

7. Развитие зрительного внимания

Игра «Найди и назови музыкальный инструмент» (наложенные силуэты)

Дети должны назвать гитару.

8. Развитие общей моторики, координация речи с движением

Ай ты, дудочка-дуда, Дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке.

Дудка заливается Топают ногами.

Пляшем дома и в саду Выставляют поочерёдно ногу на пятку.

Под весёлую дуду.

9. Развитие фонематических представлений

1) Игра «Назови в слове первый звук» Используются картинки по теме «Музыкальные инструменты»: аккордион – [а], гитара – [гь], рояль – [р], барабан – [б], скрипка – [с], труба – [т], арфа – [а], пианино – [пь], бубен – [б].

2) Игра «Паровозик». Слоговый анализ слов: скрип-ка, ги-та-ра, ба-ян, ба-ра-бан, дуд-ка, ро-яль, пи-а-ни-но, бу-бен, ак-кор-ди-он, ар-фа, тру-ба. На магнитной доске располагается дидактическое пособие «Паровозик», далее логопед приглашает к доске ребёнка, говорит ему слово и просит разделить слово на части, сколько в слове частей – столько вагончиков к паровозу нужно «прицепить».

10. Лексика и грамматика

1) Беседа: что такое «музыкальные инструменты», для чего они нужны, музыкальные профессии.

Словарь: скрипка, аккордион, гитара, бубен, треугольник, рояль, барабан, труба, арфа, пианино; оркестр; скрипач, гитарист, роялист, барабанщик, трубач, пианист, дирижёр, ноты.

Логопед: «Мы с вами только что рассматривали картинки и играли со словами, а как назвать все эти предметы одним словом? (музыкальные инструменты). Скажите, где используют музыкальные инструменты? (В театре, в опере, в филармонии). Играть на музыкальном инструменте – это искусство, человек осваивает для этого определённую музыкальную профессию. Посмотрите на картинки и назовите правильно каждого музыканта». (Логопед демонстрирует картинки с изображением музыкантов: роялиста, трубача, арфиста, пианиста, скрипача).

Игра «Назови музыкальную профессию»

На рояле – роялист

На пианино – … На гармони – …

На гитаре – … На баяне – …

На барабане – … На скрипке – …

На трубе – … На балалайке – …

Когда все музыканты собираются вместе и начинают играть, то, как это назвать одним словом? (Оркестр). Но чтобы музыка звучала красиво, в оркестре есть человек, который руководит игрой каждого музыканта. Сам он не играет на музыкальном инструменте, он стоит за пультом, перед ним ноты, в руках дирижёрская палочка. Как называется этот человек? (Дирижёр).

2) Игра «Исправь ошибку Незнайки». Вы знакомы с Незнайкой. Он всегда ошибается, потому что ничего не знает. Я сейчас буду говорить вам то, что сказал Незнайка, а вы исправьте его ошибки и скажите правильно.

Скрипач играет на трубе.

Пианист играет на барабане.

Барабанщик играет на балалайке.

Баянист играет на гитаре.

Гитарист играет на баяне.

3) Игра «Он и она». Закрепление названий музыкальных профессий. На музыкальных инструментах играют и мужчины, и женщины. Нужно правильно назвать музыканта, в зависимости от того, женщина это или мужчина. Становитесь в круг, я, бросая мяч, называю музыканта – мужчину, а кто поймал мяч называет музыканта – женщину.

Он виолончелист, а она виолончелистка

Он пианист, а она …

Он гитарист, а она …

Он баянист, а она …

Он скрипач, а она …

Он барабанщик, а она …

11. Организация окончания занятия

Чем мы занимались на занятии? О чём говорили? Назовите 5 музыкальных инструментов. (Каждый ребёнок, загибая пальчики на левой или правой руке, называет музыкальные инструменты).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Артикуляционная гимнастика / Е.М. Косинова; [ил. Г.В. Соколова]. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007. – 64 с.: ил.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 208 с.

Читайте также:
Конспект НОД 'Дифференциация звуков (с)-(ш) в слогах, словах и фразах'

Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 176 с.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 320 с. + 8 с. Цв. вкл.

Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2000. – 80 с.

Рекомендую прочесть:

  • Конспект проведения занятия в подготовительной к школе группе на тему [Посуда]
  • Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР [Животные жарких стран]
  • Конспект занятия [Как мы Путаника учили]
  • Конспект подгруппового занятия для детей по теме [Космос]
  • Конспект занятия по формированию связной речи

Автор: t@nechk@

учитель-логопед высшей категории МОУ Форносовская

Организация фронтальной непрерывной непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми в старшей группе по теме: «Строительные инструменты. Профессии на стройке»

Организация фронтальной непрерывной непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми в старшей группе
по теме: «Строительные инструменты. Профессии на стройке»

Автор конспекта ННОД:

Гартунг Алина Юрьевна

Приоритетная образовательная область : речевое развитие

Цель : обогащение, закрепление и активизация словаря по теме: «Строительные инструменты. Профессии на стройке»;

Коррекционно-образовательные:
Уточнить и активизировать словарь по теме.
-Расширить представления о профессиях на стройке, о необходимости и важности труда строителей.

Коррекционно-развивающие:

– Совершенствовать грамматический строй речи (употреблять существительные с предлогами, образовывать и употреблять относительные прилагательные)

-Развивать связную речь (составлять сложноподчиненные предложения со словами «потому что») , речевой слух, фонематическое восприятие, зрительное внимание, темпо-ритмическую сторону речи, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:

-Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: занятие проходит в кабинете логопеда, цветные карандаши, ноутбук, , презентация, песенка из м/ф «Три поросёнка», многофункциональное пособие «Волшебные круги», музыкальная игровая зарядка автор Ю. Кудинов, картинка «Поросёнок на стройке»
Планируемый результат: расширение знаний по теме: «Строительные инструменты. Профессии на стройке»

Вводная часть (мотивационный, подготовительный)

Содержание ННОД

Образовательная область,

вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Создать эмоционально-положительный настрой и стимулировать готовность к совместной деятельности. Развить слуховое внимание и восприятие.

Организационный этап

Логопед приглашает детей в кабинет.
Слайд 1: «Три поросёнка»
Логопед:
Ребята, вы узнали из какой сказки эта песенка и кто её поёт?
Дети: «Три поросёнка».
Логопед: Как их зовут?
Дети: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.
Логопед: Что делали поросята в этой сказке?
Дети: Строили домики, чтобы спрятаться от волка.

Звучит песенка из м/ф «Три поросёнка».


Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область,

вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Уточнить и активизировать словарь существительных по теме

Развить тонкую моторику рук. Развить координацию речи с движением.

Совершенствовать
грамматический строй речи (употреблять существительные с предлогами)

Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать и употреблять относительные прилагательные)

Развивать двигательную активность

Развивать фонематическое восприятие

Учить составлять сложноподчиненные предложения со словами «потому что», развивать мышление

Логопед: Сегодня мы тоже будем говорить о профессиях людей, работающих на стройке. А для начала давайте вспомним, какие строительные инструменты нам понадобятся, чтобы мы смогли построить дом.

Я стучу, стучу, стучу,

Очень гвоздь забить хочу.

Бил отверткой и пилой,

Даже бил своей ногой.

А как взял молоток

Гвоздь легко забить я смог.

Слайд 2 :Домики поросят.

Логопед: Давайте вспомним, из какого материала поросята строили домики.

Дети: В этой сказке поросята построили три домика. Ниф-Ниф построил домик из соломы, Наф-Наф — из веток, а Нуф-Нуф — из камней.

Слайд 3. Домики поросят и поросята.

Логопед: Расскажите, что делают поросята.

Первый ребенок: Ниф-Ниф стоит перед домиком.

Второй ребенок: Наф-Наф прячется за домиком.

Третий ребенок: Нуф-Нуф прячется в домике.

Четвертый ребенок: Теперь Нуф-Нуф выглядывает из домика.

Логопед: Давайте ещё раз скажем, какие домики были у поросят. Помогут нам вот такие волшебные круги. Каждый из вас будет крутить круги по очереди, и говорить, из чего сделан домик.
Логопед: Домик из соломы — какой?
Первый ребенок: Соломенный.
Логопед: Домик из дерева — какой?
Второй ребенок: Деревянный.
Логопед: Домик из камня — какой?
Третий ребенок: Каменный.
Логопед: Домик из глины — какой?
Четвертый ребенок: Глиняный.
Логопед: Крыша из железа — какая?
Пятый ребенок: Железная.
Логопед: Домик из кирпича — какая?
Шестой ребенок: Кирпичный.

Читайте также:
Фронтальное итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе (Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи)


Логопед просит детей выйти на ковер.



Логопед просит детей остаться на ковре Логопед: Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нём чаще других.
Даня долго строит дом
Добрым делом занят он.
Дети: Д.
Логопед: Верно. Звук Д. А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук Д.
Д,м,к,ж,д,р, з, д.
До, Та, Му, Да, Ко, Ду.
Дуб, зубы, тапки, Дрова, вата, кости, Добрый, светлый, Долгий.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Посмотри и назови кто лишний». Я буду показывать картинки на ней изображены люди разных профессий, ваша задача по очереди назвать какая профессия лишняя и почему.
Врач, воспитатель, каменщик, логопед.
Дети: Каменщик лишний, потому что он работает на стройке. А врач, воспитатель, логопед работают в детском саду.
Маляр, продавец, штукатур, архитектор.
Дети: Лишний продавец, потому что он работает в магазине. А маляр, штукатур, архитектор работают на стройке.
Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник
Дети: Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. А крановщик, экскаваторщик, плотник работают на стройке.
Летчик, капитан, плотник, таксист.
Дети: Лишний плотник, потому что он работает на стройке. А летчик, капитан, таксист работают на транспорте.
Логопед: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

Инструменты

Новая лексика

Существительные:

молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.

забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать.

Прилагательные:

кожаный, металлический, кирпичный, стеклянный, острый, тяжёлый.

Пальчиковая гимнастика

Чтобы дом построить новый,

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) (Разворачивают кулаки загнутыми пальцами вверх.) (Поочерёдно разгибают пальцы на каждое название на правой, а потом на левой руке.)

А потом, потом, потом

(Ритмично сжимают и разжимают кулаки.) (Ударяют кулаками друг о друга.)

Начинают строить Дом!

Е. Благинина

Пальчиковая гимнастика

Мне нужны такие вещи:

А всего нужней — Сноровка!

(Ритмично сжимают и разжимают ладони.) (Ритмично соединяют большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным на правой, а потом на

(Ритмично сжимают и разжимают ладони.)

Игра «Субботник»

Цели: обогащать предикативный словарь, развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель читает детям текст, дети договаривают пропущенные глаголы.

Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и мамы вышли работать на участок. Митин папа взял пилу. Он . ветки. Машина мама принесла кисточку и краску. Она . забор. Сашиному папе выдали косу. Он . траву. Родители Димы пришли с лопатами. Они . землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы . гвозди — ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво.

И. Михеева, С. Чешева

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание.

Игра «Стихи — небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Инструменты».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

Кистью гвозди забивают, Подметают молотком, Землю ножиком копают, Ну а пилят топором.

Игра «Отгадай»

Цели: развивать зрительное внимание, логическое мышление, актуализировать словарный запас по темам «Инструменты», «Профессии».

Ход игры. Ребенок рисует инструменты, относящиеся к определенной профессии. Другие дети должны отгадать название этой профессии.

Игра «Назови ласково»

Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты.

молоток — молоточек ключ — .

топор — . грабли — . напёрсток — .

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели: формировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по лексической теме Весна

Пила, напильник из металла — (какие?) .

Лопата, линейка из дерева — (какие?) .

Молоток, гвозди из железа — (какие?) .

Лупа из стекла — (какая?) .

Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) .

Даётся задание составить предложения с полученными словами-определениями.

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями инструментов. Воспитатель называет первый и последний звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Слова: ножницы, топор, пила, лопата, иголка, грабли, молоток, тиски, рубанок, напёрсток.

Игра «Назови слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки и схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают название инструмента по схеме.

_ И _ _ И — тиски

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки), расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты».

Ход игры. Дети сидят полукругом па стульчиках. На столе раскладывается несколько инструментов. О каждом инструменте воспитатель загадывает загадку, а дети должны отгадать, о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались.

Зубастые, а не кусаются.

Кланяется, кланяется, Придёт домой — растянется.

Сам худ, а голова с пуд.

  • (Молоток )
  • (Топор)

Скручена, связана, На кол посажена,

Конь стальной, хвост льняной.

(Игла с ниткой)

А по улице пляшет.

Быстро грызёт, Мелко жуёт, А сама не глотает.

Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой)

Наклонилась над рекой — Уговор у них такой: Обменяет ей река Окунька на червяка.

Текст для пересказа

На верстаке лежит дубовая доска. Она вся в трещинах. Цвет у неё как у гнилого сена. Но Алёша видит не только это. Он видит, что в доске скрыт столик на острых точёных ножках.

Началась работа. Инструменты в порядке. Алёша первый раз в жизни строгал брусок. Рубанок полз тяжело. Дерево сопротивлялось. Но как приятно чувствовать, как рождается новая вещь.

Какая доска лежала на верстаке? Опишите её.

–>Логопедия и развитие детей –>

Цели: – образовательные: * закрепление в словаре детей обобщающего понятия «инструменты»;

* обогащение словарного запаса дошкольников;

* формирование навыка ответа на вопрос распространенным двусоставным предложением;

* формирование грамматических категорий языка: образование форм Тв. п. существительных, словообразование существительных с уменьшительными суффиксами, образование форм Р. п. ед. ч. существительных;

– коррекционные: * коррекция дыхания, общей, мелкой и артикуляционной моторики;

* развитие связной речи детей;

* развитие внимания, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти;

* развитие темпо-ритма, координации речи с движением;

– воспитательные: * привитие интереса к труду и окружающему миру;

* воспитание нравственных качеств у детей: доброты, уважительного отношения к взрослым.

Оборудование: предметные картинки по теме «Инструменты», «Профессии», 3 картонные полоски с предметными картинками для игры «4-е лишнее», костюм для дяди Корнея (каска или шапочка, серая борода и брови, очки, белая рубашка, жилетка, коричневые штаны и сапоги, картинки для раскраски, пакетик с картошкой для дяди Корнея и печенье для детей.

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Основная часть:

1. Введение в тему, игра «4-е лишнее»:

Воспитатель: Ребята, сегодня День Рождения у Корнея Корнеевича, героя из мультфильма о Лунтике и его друзьях. Знаете его? (Да) Нравится вам дядя Корней? (Да) А чем он вам нравится? (Он добрый, трудолюбивый, всегда всем помогает, очень много знает и т. д.) Да. И кроме этого Корней Корнеевич всегда чем-то занят: что-то ремонтирует, что-то строит, копает, перетаскивает. Давайте заглянем к нему в мастерскую, поздравим его с Днем Рождения и заодно посмотрим, чем он занимается.

Чтобы попасть в мастерскую к дяде Корнею, нужно выполнить задание, которое называется «Найди 4-е лишнее» (воспитатель показывает по одной картонной полоске с предметными картинками, дети называют лишний предмет и мотивируют свой ответ) :

Молоток, стул, стол, кресло

Яблоко, пила, апельсин, банан

Огурец, помидор, лук, топор

Читайте также:
Организация инклюзивного образования в сельском детском саду

Воспитатель: Как мы одним словом назовем молоток, топор, пилу? (Инструменты)

2. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Ребята, когда мы играем с язычком, тоже изображаем два инструмента. Вспомните, какие. (Лопаточка – Иголочка) Дети показывают. А как маляр кистью красит забор? (Дети выполняют упражнение «Маляр») Как мы из стороны в сторону машем косой, когда косим траву? (Упражнение «Часики») Молодцы. Проходим в мастерскую. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь инструментов. (На доске картинки с инструментами) Давайте их назовем. (Лопата, коса, грабли, мотыга, пила, молоток, топор, отвертка, гвоздь, щипцы)

Выходит учитель-логопед в костюме Корнея Корнеевича.

К. К. : Здравствуйте, ребята. Очень рад, что вы пришли ко мне в гости.

Восп-ль: Здравствуйте, Корней Корнеевич! С Днем Рождения Вас!

Восп-ль: Дядя Корней, сколько у Вас инструментов!

К. К. : Да, инструментов много, но для каждой работы нужны свои инструменты. Есть инструменты, которые мы используем в сельском хозяйстве, чтобы копать землю, рыхлить грядки, косить траву, окучивать картошку и т. д. Это сельскохозяйственные инструменты. Назовите их, ребята. (лопата, коса, грабли, мотыга) .

Есть плотницкие инструменты. С их помощью можно изготавливать различные предметы: мебель, ящики, бочки, полочки. Этими инструментами мы пилим, рубим, заколачиваем и т. д. Назовите их, дети. (пила, молоток, топор, отвертка, гвоздь, щипцы)

Молодцы! На самом деле инструментов очень много. Мы их устанем перечислять. Скажу только, что людям разных профессий нужны разные инструменты: портному нужны нитка, иголка, ножницы; врачу – градусник, шприц, фонендоскоп; парикмахеру – фен, ножницы, расческа; музыканту – фортепиано, гармонь, скрипка и т. д. Но мы поговорим о тех инструментах, что находятся у меня в мастерской.

4. Упражнение «Раскрась» (О. И. Крупенчук) .

К. К. : Сейчас я раздам вам картинки. Раскрасьте только инструменты и те предметы, для которых эти инструменты нужны.

(1-я картинка – пила, бревно, водопроводные трубы;

2-я картинка – топор, дрова, бутылки;

3-я картинка – молоток, дрова, гвозди;

4-я картинка – ножницы, ткань, батарея;

5-я картинка – отвертка, чашки, шурупы)

5. Упражнение «Что чем мы делаем» (развитие связной речи)

– А теперь, ребята, сами расскажите, что мы делаем теми инструментами, которые вы раскрасили.

Ответы детей: Пилой мы пилим бревно (или распиливаем бревно) .

Топором мы рубим дрова (или разрубаем дрова) .

Молотком мы заколачиваем гвозди.

Ножницами мы разрезаем ткань.

Отверткой мы откручиваем шурупы.

– Молодцы! Давайте немного подвигаемся.

6. Физминутка (О. И. Крупенчук) .

(Рассказываем стихотворение и показываем соответствующие движения)

Землю я копал лопатой –

Яму выкопал когда-то.

А теперь гребу граблями

Мусор весь – в «подарок» яме.

Пилим, пилим мы с тобой

Ствол двуручною пилой.

Рубим, рубим топором

Между домом и двором.

7. Дыхательная гимнастика.

– Поработали, устали. Давайте отдохнем, подышим.

Вдох (через нос) – выдох (через рот) – 3-4 раза.

8. Игра «Отгадай» (по ТРИЗу) :

– Молодцы! Продолжаем играть. Посмотрите на картинки с инструментами. Некоторым инструментам я дал имена-дразнилки. Отгадайте, о каком инструменте я буду говорить:

* стучалка, ударялка, забивалка (молоток)

* визжалка, туда-сюда-ездилка (пила)

* разрубалка, замахивалка, раскалывалка (топор)

* по сторонам-махалка, траву-срубалка (коса)

* скоблилки, царапалки, боронилки, землеравнялки (грабли)

* копалка, в-землю-нос-совалка (лопата)

* землеприсыпалка, окучивалка (мотыга)

(Если дети затрудняются, логопед показывает действия руками)

9. Игра «Назови ласково».

– Подразнили мы инструменты, а теперь, чтобы они на нас не обиделись, давайте назовем их ласково:

10. Игра «Прятки» (с картинками) .

– Поиграем в прятки: есть молоток – нет молотка, есть пила – нет пилы, есть топор – нет топора, есть гвоздь – нет гвоздя, есть коса – нет косы, есть мотыга – нет мотыги.

11. Ритмическая игра «Молоток» (автор М. Ю. Картушина)

Воспитатель: Дядя Корней, а мы тоже знаем игру про молоток. Давайте, ребята, покажем её.

Тук-тук, тук-тук-тук! (Дети стучат кулачками друг о друга)

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат, (Стучат кулачками по коленям)

Гвозди забивать хотят.

Тук-ток, молоток, (Стучат кулачками друг о друга)

Забей гвоздиков пяток!

К. К. : Молодцы, ребята! Всё-то вы знаете!

Восп-ль: Корней Корнеевич, нам уже пора возвращаться домой. Спасибо, что уделили нам время и многому нас научили. Да, ребята? (Да) О чем мы с дядей Корнеем беседовали? (Об инструментах) Ещё раз спасибо! Но мы пришли к Вам не с пустыми руками. У Вас День Рождения. А мы знаем, что Вы очень любите картошку, поэтому дети решили Вам её подарить. (Дети дарят пакетик с картошкой)

Читайте также:
Дидактические игры на развитие фонематических представлений и слоговой структуры

К. К. : Вот спасибо! Вот так ребята! И умные, и добрые! Ну а вам от меня печенье к чаю. До свидания! Приходите в гости.

Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей

Артикуляционные упражнения по теме «Дом».

1. Развитие мелкой моторики

Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Жить без дружбы им нельзя.

Пальчики-мальчики, вы — строители,

На стройке поработать не хотите ли?

Этот пальчик цемент и песок засыпает,

Этот воду туда добавляет,

Этот включает бетономешалку,

Чтобы раствор был похож на сметанку.

На этот раствор кирпичи по линейке

Каменщик уложит, получится стенка.

Кровельщик крышу покроет железом.

Там высоко, мы туда не полезем.

Вот штукатур. Он выровнял стенку.

Маляр постарался — покрасил панели.

Электрик свет уже включил,

Сантехник воду подключил.

Осталось только подать газ —

Прекрасный дом будет у нас.

Новоселье отпразднуем в эту субботу.

Спасибо, строители, вам за работу!

2. Мимические упражнения.

Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.

Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.

Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура! Ура! Ура!»

3. Упражнения для мышц шеи

Посмотрите, где у нас потолок. Что справа от нас? Что слева?

4. Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц

Выдвигать нижнюю челюсть вперед, а за­тем оттягивать ее назад.

Выдвигать нижнюю челюсть вниз вперед.

5. Упражнения для губ и щек

Экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.

Ковш экскаватора открылся, набрал земли, высыпал.

«Оскал» с закрыванием и раскрыванием рта.

Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой «трубочкой» при сомкнутых челюстях.

Чередование позиций: «оскал» — «трубочка» — «воронка».

6. Упражнение для языка.

Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов.

Распластать язык на дне ротовой полости.

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью.

Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».

Шагаем по этажам.

Произносить слова первый, второй, тр­тий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).

Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».

8. Речевая гимнастика

Прочитать чистоговорку «Ом-ом-ом, мы построим новый дом» от лица Мишки, Зайчика, Лисы и других зверушек.

9. Психогимнастика. Пластические этюды

Образно-пластическое творчество детей.

Представить: вы строители. Наливаете краску в ведро, красите стену, ставите лестницу к стене, поднимаетесь по лестнице, забиваете гвозди молотком, сверлите дырки дрелью, вставляете стекла в раму, проводите электропроводку, открываете и закрываете замок.

Угадайте, что я делаю.

Один ребенок показывает действия строителей, а другие — угадывают.

Образные перевоплощения и оживление предметов.

Изобразить подъемный кран, груженый самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель и другие инструменты.

Изобразить дом, покинутый хозяевами; разрушенную избушку; дом, в который въезжают новоселы.

Представить себя пилой, полотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: