Логопедическая викторина ‘Вопрос на засыпку’

конспект логопедической викторины для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР)”Вопрос на засыпку”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Логопедическая викторина – интересная форма работы для повторения и закрепления навыков правильной речи у детей с общим недоразвитием речи. Цель викторины также является показать, как умеют работать в команде, совещаться, находить правильное решение.

Скачать:

Вложение Размер
vopros_na_zasypku.docx 25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ»

конспект логопедической викторины

для детей старшего дошкольного возраста

с нарушениями речи (ОНР)

Закреплять приобретённые произносительные умения и навыки, представления детей о единицах речи (звук, буква). Совершенствовать умение производить звуко – буквенный анализ, продолжать формировать фонематические представления. Закреплять умение делить слова на слоги (одно-, двух-, трехсложные слова); навык чтения слогов, слов с пройденными буквами. Продолжать закреплять и активизировать в активном словаре детей слова – антонимы. Продолжать учить детей отгадывать загадки.

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие; навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи. Развивать общую и мелкую моторику, наблюдательность, ориентировку в пространстве; память.

Воспитывать у детей умение работать в коллективе, чувство ответственности, взаимопомощи, умение выслушивать ответ товарища, не перебивая. Воспитывать интерес и желание заниматься.

Две магнитные доски, маркеры (два набора: синий, зелёный, красный), листы с «зашумленными» картинками, магниты, бейджики с названиями команд, разрезные картинки с изображением школьных принадлежностей, глубокие миски с гречкой и рисом, мелкие игрушки, ярко оформленная коробочка, буквы на магнитах, шапочки с кружочками синего, зелённого, красного цвета по числу детей, обручи синего, зелёного, красного цвета, медали для каждого; грамоты для команд, 16 султанчиков, 2 подставки для карандашей.

Разучивание девиза, приветствия болельщиков; изготовление бейджиков для команд.

-Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались на логопедическую викторину «Вопрос на засыпку», в которой примут участие две команды детей.

Цель нашей викторины – не соревнование, не желание показать кто лучше, кто хуже, а продемонстрировать, чему научились ребята, как умеют работать в команде, совещаться, обсуждать, находить правильное решение. Надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной. А сейчас давайте поприветствуем наши команды.

В зал под музыку входят дети.

-Справа от меня команда «Буквы». Команда «Буквы» приготовили девиз.

Мы – ребята боевые,

Любим мы сражаться.

Мы готовы с командой «Звуки»

Болельщики хотят сказать вам напутственные слова.

Пожелаем мы ребятам

Не скучать и не зевать,

На вопросы логопеда

-Слева от меня команда «Звуки». Команда «Звуки» приготовила девиз.

Не даём себе скучать,

С удовольствием мы будем

На вопросы отвечать!

-Ваши болельщики тоже подготовили напутственные слова.

К победе шагать!

-Оценивать игру будут жюри. Разрешите представить наше жюри:

-Наша игра состоит из восьми раундов. В каждом раунде различные задания. За каждое правильно выполненное задание каждая команда получит султанчик.

Итак, начинаем игру.

I. Раунд «Разминка»

1. Орган, без которого невозможно говорить. (Язык)

2. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

3. Без чего не напишешь в тетради? (Без ручки, карандаша, фломастера)

4. Что нужно знать, чтобы уметь читать? (Буквы)

5. Что нужно, чтобы произносить согласные звуки? (Зубы, губы, язык)

6. У каких геометрических фигур нет ни начала, ни конца? (У круга, овала)

7.У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы? (Один)

8. Как называется суп из рыбы? (Уха)

II. Раунд «Звукоград»

-А теперь поиграем в игру «Весёлые звуки». Логопед одевает детям шапочки с изображением синих, зелёных, красных кружков.

-Раз, два, три – дети в звуки превратись. Теперь вы звуки: у кого синие шапочки-согласные твёрдые, зелёные-согласные мягкие, а красные-гласные. Я буду произносить звуки, а вы внимательно слушайте, когда произнесу гласный – гласные звуки прыгают. Произношу согласные твёрдые – дети в синих шапочках хлопают в ладоши, произношу согласный мягкий –дети в зелёных шапочках-топают.

После проводится подвижная игра «Домик для звуков»

Под музыку дети бегают по залу, по сигналу (музыка прекращается «звуки» занимают свой домик (синий, зелёный, красный обруч).

Игра проводится 2-3 раза.

III. Раунд «Букваград»

1.Что мы видим, читая книгу?

(Ответ детей: буквы)

Упражнение «Будь внимательным»

На мольберте изображены буквы. Ваша задача: Команда «Буквы» обвести в кружок гласные буквы. Каким цветом вы будете их обводить? (Ответы детей). Команда «Звуки» обведут согласные буквы. Каким цветом вы будете их обводить? (Ответы детей). За выполненное задание каждая команда получит султанчик.

-Молодцы. Все справились с заданием.

IV. Следующий раунд «Физкультпривет»

-Сейчас мы узнаем, какие вы у нас внимательные. Я буду произносить слова, а вы будете выполнять движения. Будьте внимательны. А наше Жюри вас оценит.

Для команды «Буквы»:

Ты подпрыгни столько раз

Сколько бабочек у нас,

Для команды «Звуки»:

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполни наклонов.

Для команды « Буквы»:

Сколько раз ударов в бубен,

Столько раз поднимем руки.

-А теперь, со всеми поиграем в игру «Он – она».

У меня для вас игра

Под названием «он – она»

Попрошу вас не зевать,

Слово в стих мой добавлять.

Нет, конечно! Это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Что ж, сыграем ещё раз,

Обыграть хочу я вас.

Всем знакомо это слово?

Да, да, да! Она – корова.

V. Следующий раунд « Аппликация» (конкурс капитанов).

– Перед вами на столах разрезные картинки. Ваша задача собрать целое изображение картинки. После выполнения задания капитаны поднимут руки (картинки с изображением школьных принадлежностей). А теперь, капитаны, выберите с помощью считалочки еще по одному человеку для этой игры (капитаны выбирают участников игры)

– Что получилось? Как можно назвать? (школьные принадлежности). Кому это нужно? (школьникам)

-Уважаемое жюри, просим вас оценить этот конкурс.

-вы скоро пойдете в школу и знаете, что в школе есть не только уроки, но и переменки.

VI. Раунд «Переменка»

-Наша переменка покажет, насколько хорошо развиты ваши пальчики.

-Прошу команды подойти к столам в центре зала. На них миски с различными крупами-гречкой, рисом. Ваша задача найти шесть мелких игрушек, не рассыпая из миски гречку и рис. Искать, надо по очереди, каждый должен найти по одной игрушке. Команда «Буквы» ищет игрушки в рисе, команда «Звуки»-в гречке.

Дети находят игрушки и выставляют на стол. Что вы нашли? (игрушки)

Игра «Подели слоги»

-Ребята, слова- названия игрушек поделим на слоги.

Логопедическая викторина для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Вопрос на засыпку»

юлия сорокина
Логопедическая викторина для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Вопрос на засыпку»

Логопедическая викторина для детей

старшего дошкольного возраста и их родителей «Вопрос на засыпку»

• Закреплять приобретённые произносительные умения.

• Развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.

• Закреплять знания детей о единицах речи (звук, буква).

• Формировать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа.

• Развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Логопед. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались на логопедическую викторину «Вопрос на засыпку», в которой примут участие две команды, состоящие из детей и их родителей.

Цель нашего мероприятия — не соревнование, не желание показать кто лучше,а продемонстрировать, чему научились ребята, как умеют работать в команде вместе с родителями, совещаться, обсуждать, находить правильное решение. Надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной. А сейчас давайте поприветствуем наши команды.

В зал под музыку входят команды.

Представляю каждую команду: справа от меня команда «Почемучки».

Команда, каков ваш девиз?

«Почемучки» задают сто вопросов к ряду,

Получить на всё ответ

Все мы очень рады.

Знать мы многое хотим!

Вас, друзья, мы победим!

А слева команда «Всезнайки». Команда, каков ваш девиз?

Мы, всезнайки и друзья,

Победить таких нельзя!

С нами дружба навсегда!

Логопед. Теперь я напомню вам правила игры, состоящей из восьми раундов. В каждом раунде по несколько вопросов. На обсуждение вопроса у каждой команды 30 с. За это время она должна обсудить, принять решение и чей ответ будет правильным, та команда получит волшебную стрелку. Каждая стрелка — это 10 сек. времени, которые будут использованы в финальном раунде.

1 раунд «Разминка»

1. Какая ночная птица охотится на мышей и поэтому её прозвали «пернатой кошкой»?

2. Следующий вопрос без вариантов ответа. Будьте внимательны.

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?

3. Почему рыба-пила получила такое название?

а) за сварливый характер

б)похожа на пилу (+)

в) ею можно распилить всё что угодно.

Следующий раунд «Буквоград»

1. На мольберте картинка с изображёнными запутанными под различными линиями буквами.Задача: за 30 сек. Узнать и назвать буквы.

2. Что мы видим, читая книгу?

3. На мольберте изображены буквы.Задача: обвести в кружок красным маркером только гласные буквы. За выполнение задания команда получит волшебную стрелку.

Раунд «Звукоград»

1. Рассмотрите фотографию девочки, выполняющей артикуляционное упражнение. Как оно называется?

б) «Грибок» (+)

в) «Лопаточка»

2. Из чего состоит любое сказанное слово?

б) из звуков (+)

3.Послушайте внимательно инструкцию: рот открыть, широкий язык поднять к верхней губе, затем опустить к нижней. Как называется это артикуляционное упражнение?

а) «Карусели»

Раунд «Переменка»

Логопед. Наша переменка покажет, насколько хорошо развита ваша мелкая моторика.

Прошу команды подойти к столам в центре зала. На них миски с различным природным материалом – гречкой, камнями, ракушками, макаронами. Ваша задача найти 6 мелких игрушек, ничего не рассыпая из миски. Искать нужно по очереди, каждый должен найти по одной игрушке.

Раунд «Аппликация»

Логопед. Перед вами на столах разрезанная картинка. Ваша задача собрать целое изображение картинки и наклеить её на лист находящийся на мольберте. После выполнения каждый участник поднимает руку.

Логопед. Думаю, что командам надо немного отдохнуть. А мы пока поиграем с болельщиками в игру «Он-она».

Игра проходит в быстром темпе.

Посмотрим, какие наши болельщики знатоки слов.

У меня есть для вас игра под названьем «Он-она».Прошу вас не зевать, слово в стих мой добавлять.

Нет, конечно! Это кошка!

Ну ошиблись вы немножко.

Что ж, сыграем ещё раз,

Обыграть хочу я вас.

Всем знакомо это слово?

Да, да,да! Она корова.

Раунд для родителей «Внештатная ситуация».

Логопед: Пятница, вечер, вся семья собралась у телевизора и смотрит программу «Спокойной ночи, малыши», и вдруг гаснет свет…. Не ложиться же спать без сказки? Рассказать ребенку сказку, название которой написано на бумаге, которую вытянет капитан команды. («Колобок», «Репка»).

Раунд «Самый внимательный».

Логопед приглашает двух ребят из каждой команды, ставит их лицом к зрителям, перед ними на столе лежит предмет, который необходимо взять на слово «ТРИ».

Расскажу я вам рассказ,

Состоящий из фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Предмет немедленно бери.

-Когда возьмете предмет?

-На слово «три».

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два, … марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори,

Один, два, но лучше … пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне ТРИ часа пришлось прождать.

Ну что ж друзья, предмет не взяли,

Когда была возможность взять.

Раунд «Покажи стихи руками».

Логопед: У каждой команды есть стихотворение. Необходимо показать стихотворение движениями рук, туловища. Один участник (родитель) читает стихотворение, остальные показывают стихотворение движениями рук, туловища.

Снег. Снег, снежок кружится, (кружатся с поднятыми руками)

Белая вся улица! (обводят рукой перед собой полукруг)

Собрались мы все в кружок, (обводят рукой круг)

Завертелись, как снежок. (вертятся)

Кому зимой жарко.

Мерзнут ноги, (обхватывают себя руками, стучат ногой об ногу)

Мерзнут руки, (дуют на руки, словно греют их)

Мерзнут шубы, (похлопывают себя по бокам)

Мерзнут шапки, (поправляют «шапку»)

Мерзнут брюки. (показывают на брюки)

Раунд для родителей «Объясни пословицу детям».

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Перед финальным раундом необходимо подсчитать, сколько волшебных стрелок набрала каждая команда. (Каждая стрелка равна 10 сек.) Чем больше стрелок, тем больше времени у каждой команды.

Раунд «Найди картинку со звуком Р».

На столах разложены предметные картинки, содержащие в названии звук Р (по количеству игроков, и без него. Дети добегают по очереди до столика, выбирают картинку со звуком Р и прикрепляют её к магнитной доске. Для каждой команды – свой набор картинок.

Логопед: Вот и подошел к концу наш праздник.

Сегодня мы послушали наших ребят и родителей.

Увидели, как дети стараются быть активными и внимательными, выполнять правильно задания.

Старайтесь говорить красиво, четко, ясно и беречь наш великий русский язык!

А сейчас послушаем наше жюри, которое подведет итоги конкурсов.

Жюри подводит итоги конкурсов, награждает победителей и участников.

«Вопрос на засыпку». Викторина о чае для детей старшего дошкольного возраста В зале расставлены столы по количеству участвующих команд, центральный стол и стол для членов жюри. – Здравствуйте, здравствуйте, гости.

Игра «Брэйн ринг». Логопедическая викторина для детей старшего дошкольного возраста Логопедическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Брэйн ринг» Правила игры. В просторном помещении располагаются столики.

Сценарий интеллектуальной игры по ПДД «Вопрос на засыпку» Сценарий по познавательно-исследовательской деятельности Интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку» Цель игры: Создать условия для обучения.

Конспект игры-соревнования в подготовительной группе «Вопрос на засыпку» Цель. Расширять кругозор детей, помочь раскрыть их творческие способности и научить сотрудничеству и командной работе. Развивать умение.

Сценарий КВН по экологии «Вопрос на засыпку» Вопрос на засыпку Цель. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней. Развитие логического мышления, наблюдательности,.

Литературная викторина «В гостях у сказки» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста и их родителей Цель: Способствовать развитию речи детей путем создания эмоционально комфортного образовательного пространства на материале сказок. Задачи:.

Сценарий литературной викторины «Вопрос на засыпку» (подготовительная группа) Материал: фишки, эмблемы на каждую команду, 2 флажка, 2 мольберта с приклеенным к ним ватманом, на котором изображены ребусы с названием.

Сценарий викторины «Вопрос на засыпку» Нетрадиционная игра “Вопрос на засыпку” Старшая группа МДОУ Таловский Д/С №2 Воспитатель : Тупикина Л. Р. Наша игра называется “Вопрос.

Родительское собрание «Растим патриотов». Викторина для детей старшего дошкольного возраста и родителей Дорогие родители! Сегодня у нас необычный день! Сегодня мы хотим показать, как изменились Ваши дети за этот учебный год! Они пришли в нашу.

Викторина «Город, в котором я живу» (для детей старшего дошкольного возраста и родителей) Цель: воспитывать у детей любовь к малой Родине, родному городу; уточнять знания детей о городе; привлекать родителей к участию в жизни.

Логопедическая викторина “Что умеем, то покажем”

Презентация к уроку

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: «легкая» или «умеренная» степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. В результате поражения центральной нервной системы у этих детей наряду с физическими недостатками наблюдаются и психические и психологические проблемы. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности: восприятие, мышление, память, внимание. В связи с недостаточным развитием мышления страдает и речь. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Коррекция недостатков развития и компенсация нарушенных функций проводится на коррекционно-развивающих и логопедических занятиях, но для достижения более высоких необходимо проводить эту работу не только на уроках, но и во внеклассных занятиях.

Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедических занятиях.

Задачи:

  • Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза
  • Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных
  • Закрепить знания о сказках и сказочных героях
  • Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Для проведения логопедической викторины, объединить учащихся в две команды. Каждая команда придумывает себе название. При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Для определения очередности проводится жеребьевка.

Ведущий: В течение года вы активно посещали логопедические занятия, занимались на уроках русского языка. Настало время проверить – чему вы научились за этот год. В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно.
Сегодня в нашем игровом сражении участвуют две команды: (представление)
И так, мы начинаем!

I. Конкурс «Блиц»

За 1 минуту участники команды должны ответить на максимальное количество вопросов.

Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл

1 команда

  1. Дом для учебников. (Портфель)
  2. Буквы которые не составляют звука. (Ь, Ъ)
  3. Он до Киева доведет. (Язык)
  4. Цветок – гадалка? (Ромашка)
  5. В каком месяце есть 29 дней? (Во всех, кроме февраля, если год не високосный)
  6. Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой).
  7. Где сухого камня не найдешь? (В воде)
  8. Эмблема государства. (Герб)
  9. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
  10. Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать? (Глагол)
  11. В каком веке муку мололи греки? (Муку не мелют)
  12. Сколько гласных звуков в русском языке? (10)
  13. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
  14. Как называется основная часть слова? (Корень)
  15. Яблоко, мандарин, груша – одним словом. (Фрукты)
  16. Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)
  17. Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)
  18. Площадка для катания на коньках? (Каток)
  19. Тетрадь для записи домашних заданий. (Дневник)
  20. Шкаф, кровать, стол – одним словом. (Мебель)

2 команда

  1. Дом для денег. (Кошелек)
  2. Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).
  3. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
  4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
  5. На что больше всего похожа половина яблока. (На другую половину)
  6. Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупляется. (Петух)
  7. Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)
  8. Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое? (Прилагательное)
  9. Как называются слова образованные от одного корня? (Однокоренные)
  10. Белый, сладкий, тает в воде. (Сахар)
  11. Пиджак и брюки – одним словом. (Костюм)
  12. Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? (Медленный)
  13. Назовите букву, состоящую из двух звуков. (Любая гласная 2 ряда)
  14. На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На мокрое)
  15. Предмет, которым вытирают руки и лицо. (Полотенце)
  16. Морковь, свекла, кабачок – одним словом. (Овощи)
  17. Очень большой – одним словом. (Огромный).
  18. Одна из двенадцати частей года. (Месяц)
  19. Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вырасти хвост. (Ящерица)
  20. Наименьшая мера времени. (Секунда, миллисекунда)

II. Конкурс «Озорные буквы» . Вопросы от Незнайки

Для каждой команды подготовлены по 5 пословиц (поговорок)

Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа) З-Р.

Команды по очереди называют выбранные буквы.

  1. Буква «Р» – Мы сами с ушами (усами) Ш-С
  2. Буква «Т» – Больше дела, меньше снов (слов) Н-Л
  3. Буква «А» – Не тесто красит человека, а человек тесто (место) Т-М
  4. Буква «Ж» – Корова на дворе, молоко на столбе (столе) лишняя Б
  5. Буква «Б» – Лось до добра не доведет (ложь) С-Ж
  6. Буква «Ц» – Лес рубят, кепки летят (щепки) К-Щ
  7. Буква «Ф» – Не зная броду, не суйся в моду (воду) М-В
  8. Буква «К» – Полк в овечьей шкуре (волк) П-В
  9. Буква «Ю» – У лжи ногти коротки (ноги) лишняя Т
  10. Буква «Д» – Нашла коза на камень (коса) З-С

Оценивание: 2 балла за правильный ответ

III. Конкурс «Заморочки»

Условия конкурса:Командам выдаются карточки. Членам команды необходимо заполнить карточки, образуя новые слова: образуя прилагательные от имен существительных.
Карточки для обеих команд одинаковые.

Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл

Название команды
Пример: Гнездо грача Грачиное
Лапа собаки Собачья
Голова волка Волчья
Голова льва Львиная
Хвост глухаря Глухариный
Гнездо вороны Воронье
Гнездо журавля Журавлиное
Перо гуся Гусиное
Перо курицы Куриное
Шуба из меха Меховая
Перчатки из кожи Кожаные

Игра для зрителей «Вершки и корешки»

У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки)

Задание: Ведущий называет овощ, зрители поднимают правую руку, если названном овоще в пищу идет вершок, если – корешок, то левую руку.

Капуста (П),
Морковь (Л),
Баклажан (П),
Свекла (Л),
Картофель (Л),
Кабачок (П),
Помидор (П),
Яблоко ( Яблоко фрукт. Руки поднимать не надо),
Репа (Л),
Огурец (П)
Лимон (фрукт, руки поднимать не надо),
Редис ( Л)

IV. Конкурс «В гостях у сказки»

Условия конкурса: ведущий зачитывает краткое повествование сказки в современном изложении. Команды должны назвать сказку и имя сказочного персонажа.
Члены команды по очереди называют номер понравившегося солнышка и отвечают на вопросы.

Оценивание: 2 балла за правильный ответ.

№1. У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которым на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся)
№2. Несмотря на то, что Баба Яга, как и любая другая женщина, скрывает сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколько лет Бабе Яге? (100)
№3. Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке (Доктор Айболит)
№4. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал (Колобок).
№5. Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. Кто это? (Золушка)
№6. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха-Цокотуха)

V. Конкурс «Раз словечко, два словечко» от Кота в сапогах

На слайде две картинки с изображением мышей. Капитан команды лидирующей команды выбирает понравившуюся картинку.

Условия конкурса: Членам команды необходимо разгадать три ребуса скрывающиеся за картинкой. Если первая команда не справляется с заданием, отвечает вторая команда.

Оценивание: за каждый правильно разгаданный ребус 2 балла.

Ответы:

  1. Восемь 1. Стриж
  2. Портфель 2. Пенал
  3. Перемена 3. Запятая

VI. Конкурс «Пойми меня»

Условия конкурса:

– задание выполняется командами по очереди на время;
– играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания

Задание: прочитать слово на выбранной карточке и объяснить его следующему игроку, не употребляя однокоренных слов, чтобы тот догадался, о чем идет речь, второй игрок объясняет третьему и т.д.

Слова: язык, указка

Оценивание: Команда быстрее справившаяся с заданием получает 5 баллов, проигравшая 2 балла.

Ведущий: Замечательно, теперь подсчитаем все баллы и определим победителя! Члены жюри дополнительно определяют лидеров команд и вручают им медали «Наш лидер!»
Ну вот, наше воображаемое сражение закончилось! Все получилось дружно и весело.

Литература

  1. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, М. «Просвещение», 1991г.
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №6, 2002г. Стр. 41 «Использование речевых игр на логопедических занятиях»
  3. Научно-методический журнал «Логопед», №6, 2008г. Стр.108-113 «Новые формы проведения методического объединения»

«Юные грамотеи!» Викторина по речевому развитию

Кугаевская Ирина Федоровна,

МБДОУ «Детский сад № 10 «Брусничка»

г. Салехард, ЯНАО

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»

(для детей подготовительной группы)

Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.

Задачи:

– образовательные: совершенствовать фонематический слух: продолжать учить называть слова с определенным звуком; учить составлять слова из слогов (устно); упражнять в составлении простых предложений;

– развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;

– воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация для задания «Проложи ряд»; презентация для задания «Закончи предложение» (слайды с изображением отдельных картинок: один слайд – одна картинка); листы с письменным заданием для капитанов команд «Найди слово»; простые карандаши; указка; фишка (можно монетку).

Примечание: викторину можно проводить как в рамках одной группы (команды составлены из детей одной группы), так и между командами двух подготовительных групп. Ведущим викторины может быть старший воспитатель, воспитатель одной из групп, учитель – логопед, сотрудник библиотеки.

Задания оформлены таблицами для того, чтобы членам жюри было удобнее делать заметки о выполнении заданий каждой командой и только потом заносить результаты в оценочный лист.

Ответы в разминке не оцениваются. Ответы (без ошибок) на остальные задания викторины оцениваются по пять баллов. Если команда допускает ошибку, то один балл (из пяти) вычитается и команда получает за задание четыре балла.

Ход викторины:

Ведущий. Словесная разминка.

Ответы в разминке не оцениваются. Ответы (без ошибок) на остальные задания викторины оцениваются по пять баллов. Если команда допускает ошибку, то один балл (из пяти) вычитается и команда получает за задание четыре балла.

А теперь, друзья, внимание!

Ждут вас разные задания:

Словесные игры, шифровки из слов…

Посмотрим сейчас, кто ответить готов!

Кто дружит со звуком, слогом и словом.

Команды, я думаю, точно готовы.

Начнем, как обычно, с разминки.

Отвечайте точно, быстро, без запинки.

Задание 0. Игра «Какой? Какая? Какие?» (для разминки)

– сок из апельсина (какой?) – апельсиновый;

– кровать из дерева (какая?) – деревянная;

– шапка из меха (какая?) – меховая;

– кольцо из золота (какое?) – золотое;

– кувшин из глины (какой?) – глиняный;

– свитер из шерсти (какой?) – шерстяной;

– платок из пуха (какой?) – пуховый;

– кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые;

– каша из манки (какая?) – манная.

Ведущий. Показывает детям фишку или другой маленький предмет (например: декоративный камешек) и объясняет, что с помощью этого предмета будет определяться очередность хода. Можно произнести такие слова:

– Перед вами камешек…

В какой ладошке камешек надо угадать,

А если угадаете, вам первым отвечать!

Задание 1. Игра «Продолжи ряд» (на интерактивную доску выводится ряд картинок, названная команда продолжает его. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. Каждой команде для продолжения дается пять рядов. Если команда ни разу не ошиблась, получает пять очков. Если команда допускает ошибку, одно очко (из пяти) отнимается и команда получает четыре очка.

Ведущий приводит пример словесного ряда: васильки, ромашки, ноготки – розы, гладиолусы, хризантемы:

Словесный ряд для команды № 1

Словесный ряд для команды № 2

1. Банан, лимон, ананас

2. Валенки, кеды, сапоги

3. кувшин, стакан, чашка

4. вишня, клубника, слива

5.утёнок, медведь, собака

1. редис, огурцы, репа

2. пила, молоток, плоскогубцы

3. платье, пальто, рубашка

4. стол, стул, шкаф

5. жук, стрекоза, пчела

Задание 2. «Подходящее слово или кто, где живет?»

Ведущий называет слово (жилище животного), дети должны назвать животного. Например: дом – человек. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.

Если команда ни разу не ошиблась, получает пять очков. Если команда допускает ошибку, одно очко (из пяти) отнимается и команда получает четыре очка.

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

1. гнездо – птица

2. будка, конура – собака

3. улей – пчелы

1. берлога – медведь

2. дупло – белка

3. нора – лиса, барсук

Задание 3. «Зашифрованное слово».

Ведущий предлагает детям перепутанные слоги слов, дети должны поставить слоги в правильном порядке и назвать слово. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.

Если команда ни разу не ошиблась, получает пять очков. Если команда допускает ошибку, одно очко (из пяти) отнимается и команда получает четыре очка.

Задание для команды № 1

Задания для команды № 2

Задание 4. «Разложите слова». Ведущий предлагает командам разложить сложные слова на два слова. Каждой команде предлагается разложить по четыре слова. Ведущий приводит пример: листопад – листья падают.

Слова для команды № 1

Слова для команды № 2

Разминка

Ну – ка, маленький народ,

Все выходим в хоровод!

Я принимаю такое решение –

Переходим все к движению:

Три хлопка руками: 1, 2, 3!

Топаем ногами: 1, 2, 3!

А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!

Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!

А теперь мы отдыхаем

И на месте все шагаем.

Мы на месте не стоим,

Все движения повторим:

Три хлопка руками: 1, 2, 3!

Топаем ногами: 1, 2, 3!

А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!

Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!

А теперь мы отдыхаем

И на месте все шагаем.

А теперь скажу я вам:

– Все садимся по местам!

Задание 5. «Повтори шифровку». Для капитанов команд. Каждому капитану предлагается запомнить и повторить по две шифровки. Ведущий предлагает капитану одной из команд угадать, в какой руке фишка (монетка). Первым начинает отвечать капитан, который угадал, в какой руке фишка:

Шифровка для капитана команды № 1

Шифровка для капитана команды № 2

– дом – стол – арбуз – кошка – миска

– озеро – мак – заяц – карандаш – рис

– лодка – цветы – двор – книга – ужин

– поле – конь – утка – стул – грабли

Задание 6. «Рифмы». Командам по очереди предлагаются слова, на которые нужно придумать рифму. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

– свечка – печка

– день – пень

– картина – корзина

– подушка – ракушка

– ракета – конфета

– губа – труба

Задание 7. «Продолжи слово». Детям предлагаются слоги, которые дети продолжают, чтобы получилось слово. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

По – поле, пол, поляна, порог

Ва – ваза, вата, вагон

Ре – река, ремонт, рекорд

Ди – диван, дикарь, Дима

Задание 8. «Предложение с заданным словом». Командам по очереди предлагается придумать предложения с заданными словами. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.

– Медведь, ветер, снег, солнце.

Задание 9. Задание для капитанов команд. «Найди слово». Письменное задание. Дети садятся за столы и выполняют задание на карточках. Для удобства подведения итогов выполнения задания можно использовать карточки разного цвета (белые, бледно – зеленые).

УКЕНГШЩЗДОМХФЫВАДОМПРТИМСЧЯДОМЮБЬТИДОМЦУКЕН;

– УКЕНГСАДНГШЩЗХСАДФЫВАПРОЛСАДЖЯЧМИТЬБЮСАДИТЬГШ.

Задание 10. «Закончи предложение». Командам по очереди предлагается закончить предложение (по три предложения каждой команде). Для завершения предложения предлагается картинка (выводится на интерактивную доску). Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.

Предложения для команды № 1

Предложения для команды № 2

– Мы купили в подарок пять красных… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением розы).

– На Новый год мне подарили рыжую . (на интерактивную доску выводится картинка с изображением рыжей собаки).

– Маша помыла пять…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением окна).

– В сумке лежало семь… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением яблока).

– Мальчики принесли шесть…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением ведра).

– Во дворе гуляли четыре. (на интерактивную доску выводится картинка с изображением утенка).

Ведущий.

Все шифровки повторили,

Рифмы нужные нашли.

Вы с достоинством прошли!

Можно в школу собираться,

Покупать портфель пора!

Вы – большие грамотеи,

Я хвалю вас, детвора!

Автор: И. Ф. Кугаевская

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  2. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 – 6 лет. Скворцова. И. В. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «Олма – пресс Образование», 2003.
  3. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память. А. С. Герасимова. – М.: Айрис – пресс, 2008.
  4. Разминка. Стихотворные тексты для ведущего. И. Ф. Кугаевская.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004959

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Логопедическая игра — викторина «РЕЧЕВАЯ МОЗАИКА»

Методическая разработка

Логопедическая игра в форме викторины «РЕЧЕВАЯ МОЗАИКА»

Автор-составитель:

учитель-логопед

Кузнецова Елена Сергеевна.

Викторина «Речевая мозаика» разработана с целью создания условий для актуализации знаний и закрепления изученного материала в области речевого развития. Мероприятие представлено в игровой форме и рекомендовано для воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи вида. Соревновательный характер викторины создаётся путём разделения детей на команды, что помогает заинтересовать их и сделать более активными. По итогам мероприятия определяется победитель – команда, набравшая наибольшее количество жетонов, но поощряются все участники игры. Данное мероприятие, проводимое на завершающем этапе реализации адаптированной образовательной программы для воспитанников с общим недоразвитием речи, может стать показателем результативности образования детей в области речевого развитияили своеобразным итогом двухгодового обучения. Подобные формы занятий не только повышают интерес и эмоциональный настрой дошкольников, но и стимулируют их познавательную активность.

Задачи.

Образовательные:

  • закрепить у детей навык самоконтроля за собственной речью;
  • закрепить обобщающие понятия и актуализировать словарь;
  • обобщить и закрепить знания о буквах и звуках;
  • закрепить умение деления слов на слоги.
  • закреплять и совершенствовать умения проводить звукобуквенный анализ.
  • закреплять навык составления слов из букв и их прочтения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речевую коммуникацию, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, мышление;
  • способствовать автоматизации поставленных звуков и развитию связной речи;
  • совершенствовать умение из букв составлять слова;
  • развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
  • развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • развивать общую и мелкую моторики.

Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;
  • формировать навыки сотрудничества, умения взаимодействовать и содействовать друг другу в командных играх;
  • создать у детей эмоционально-позитивный настрой.

Материал и оборудование:

  • ноутбук,
  • мультимедийная доска,
  • проектор,
  • презентация,
  • мольберт – 4шт,
  • волшебная коробочка с жетонами,
  • сундучок с карточками-картинками (для подбора обобщающих слов),
  • большой сундук с кодовым замком;
  • письмо от волшебника;
  • магнитный пазл – портрет волшебника – 2шт. (для обеих команд).
  • картинки с изображением героев сказок на магнитах: ГНОМ, КОТ КОЩЕЙ, ФУНТИК, УМКА, ПИРАТ, МАЛЫШ, ЗОЛУШКА, НЕЗНАЙКА, МАЛЬВИНА, БУРАТИНО, ДЮЙМОВОЧКА).
  • школьный рюкзак — 2шт.;
  • школьные принадлежности;
  • картинки замков с разным количеством башен — 4 шт.;
  • карточки с напечатанными словами для подбора к звуковой модели;
  • медали;
  • призы.

Музыкальные средства:

музыкальное сопровождение для приветствия, награждения команд, для игры «Собери портфель», аудиозапись с голосом волшебника.

Ход мероприятия:

(Дети входят в зал под музыку и рассаживаются за столы)

Логопед: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех вас на нашей викторине «Речевая мозаика»! Ребята, вы подросли, научились правильно и красиво говорить, узнали много нового и интересного. Осталось совсем немного времени и скоро вы станете первоклассниками! У вас есть замечательная возможность показать свои знания. Сегодня в нашей викторине примут участие две команды. Поприветствуем их! Давайте познакомимся с нашими игроками, справа от меня команда «Звукарики». Слева от меня команда «Букварики».

(Раздается стук в дверь, приносят конверт).

Логопед: Ребята, посмотрите, что это такое? (Разглядывает). Какое-то послание. Давайте посмотрим, что там. (В конверте лежит разрезная картинка). Друзья, нам необходимо собрать все части в одну картинку и тогда мы узнаем, кто же прислал нам этот конверт. (Дети собирают части картинки на магнитном мольберте – получается изображение волшебника). Кто изображен на картинке?

Логопед: Всё ясно, значит, письмо нам прислал волшебник. Давайте его прочитаем. (Логопед зачитывает письмо).

«Здравствуйте, дорогие ребята, я волшебник Всезнамус! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу я решил проверить, готовы ли вы стать первоклассниками. Если пройдёте все испытания, то получите главный приз. Задания будут сложными, но интересными. Желаю вам удачи, мои друзья!».

Логопед: Я думаю, что вы достойно выполните все задания, которые приготовил Всезнамус. Команды готовы? Тогда начинаем! За каждый правильный ответ и выполненное задание я вас буду поощрять волшебными жетонами.

Внимание, внимание! Друзья!

Вот первый раунд объявляю я.

Каждому задам я по вопросу…

Отвечать на них так просто.

Не скучай и не зевай,

А ответ скорей давай!

  • Первый раунд – это «Вопрос-ответ».

Логопед: В этом раунде предлагаю провести блиц опрос. Я буду задавать вопросы по очереди каждому участнику из команд, на который вы должны дать ответ. Отвечает только тот игрок, кому адресован вопрос. Верно отвечай, жетончик получай!

  1. Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
  2. Как называется детеныш лошади? (жеребёнок)
  3. Июнь – месяц, какого времени года? (лета)
  4. Звуки мы произносим и слышим, а буквы …? (видим и пишем)
  5. Сколько месяцев в одном времени года? (три)
  6. Какой время года находится между летом и зимой? (осень)
  7. С какого дня начинается неделя? (с понедельника)
  8. Из чего состоит любое сказанное слово? (из звуков)
  9. Сок из помидоров, какой? (томатный)
  10. Какую преграду преодолевают согласные звуки при произнесении? (губы, зубы, язык)
  11. Сколько дней в неделе? (семь)
  12. Как называется время суток между утром и вечером? (день)
  13. Кто мама у ягненка? (овца)
  • Второй раунд – «Назови одним словом».

Логопед:

Разом всё назвать готово.

Например: Кофты, юбки и плащи

Оно в одежду обобщит…

Друзья, вот секретный сундучок, в нём лежат карточки-картинки. По очереди участники команд должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть изображенные предметы и подобрать к ним одно общее (обобщающее) слово.

  • Третий раунд – «Хлоп-слог».

Логопед:

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Запомни это навсегда:

На части делятся слова.

Ребята, перед вами волшебные замки. Количество башен, соответствует количеству слогов в слове. Каждому из вас необходимо назвать сказочного героя изображенного на картинке и посчитать количество слогов в данном слове. Затем нужно определить, в каком замке будет жить ваш персонаж.

(ГНОМ (1), КОТ (1), КОЩЕЙ (2), ФУНТИК (2), УМКА (2), ПИРАТ (2), МАЛЫШ (2), ЗОЛУШКА (3), НЕЗНАЙКА, МАЛЬВИНА (3), БУРАТИНО (4), ДЮЙМОВОЧКА (4)).

(Проведение игры – «Собери портфель» под музыкальное сопровождение).

Логопед: Молодцы! Отлично справились с заданиями. Дорогие друзья, я предлагаю вам устроить небольшую переменку и поучаствовать в игре — «Собери портфель». На столе лежат два портфеля. По моему сигналу, каждый игрок в команде по очереди бежит к столу с портфелем и кладет в него один из предметов, который, по его мнению, необходим для учёбы в школе, затем возвращается обратно. Посмотрим, чья команда быстро и правильно соберет портфель.

Логопед: Немного отдохнули и повеселились, а теперь настала пора выполнять следующие задания волшебника.

  • Четвертый раунд – «Составь слово».

Логопед:

Буквы ходят по планете.

Целый день они в гостях,

Потому что, оживают

Исключительно в словах.

Сейчас я каждому из участников команд раздам по букве одного слова, которые специально перепутал Всезнамус. С помощью цифр, указывающих порядок букв, правильно составьте слово и прочитайте его.

Цифры по прядку быстро расставляйте,

Полученное слово вслух вы прочитайте!

У Ч Е Н И К
1 2 3 4 5 6
З Н А Н И Я
1 2 3 4 5 6

Логопед: Ребята, давайте прочитаем, какие слова у вас получились?

— Первое слово – УЧЕНИК (Слайд № 8.)

— Второе слово – ЗНАНИЯ (Слайд № 9.)

— Всё верно! Вы замечательно справились с таким сложным заданием!

  • Пятый раунд – «Звуковая схема».

Логопед:

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Вот уж звуки встали в ряд,
Начинается парад!

Последнее и самое трудное задание, подготовил для вас волшебник Всезнамус. Я обнаружила загадочный сундук, но он закрыт на кодовый замок. Мы сможем открыть его, если подберём ключ-слово, которое подходит к заданной звуковой схеме. Из ряда предложенных слов записанных на карточках, вам необходимо найти только то, которое соответствует схеме. Модель звуковой схемы представлена на экране.

Карточки со словами: ПАРТА, УРОКИ, ЗАДАЧА.

Логопед: Все готовы? Тогда давайте проверим, верно, ли вы подобрали слово.

— К схеме подходит слово – УРОКИ.

— Все верно! Замечательно!

(Звучит аудиозапись). Друзья мои, вы выполняли непростые задания, преодолели все трудности и показали, как много всего знаете и готовы идти в школу. Я желаю вам новых успехов и хочу наградить всех за старания. До свидания!

Логопед: Вот и подошла к концу наша викторина. Все участники команд добросовестно потрудились, ну а теперь подведем итоги.

(Объявляются результаты. Дети награждаются медалями и сладкими призами, которые были спрятаны в сундуке).

Лексическая тема «Игрушки»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: игрушки, пирамидка, волчок (юла), матрешка, кубики, кукла, машина (кабина, кузов, колеса), мяч, поезд, кораблик; прилагательных: красный, желтый, зеленый (цвет), большой, маленький (величина), круглый, квадратный (форма),пластмассовый, плюшевая (материал) и т.п.; глаголов: прыгать, катать, играть, надувать, строить, убирать, бросать, делиться.

Игры и упражнения

Игра «Один – много»

кукла –

Игра «Скажи ласково»

Упражнение «Чего (кого) не стало?» – предложить ребенку запомнить 5-6 игрушек, находящихся в комнате. Затем спрятать одну или две из них, когда ребенок выйдет из комнаты и спросить «Чего не стало?». Повторить упражнение 2-3 раза.

«Узнай игрушку по её части»(кабина – машинка, колечко – пирамидка и т.д.)

Проблемные вопросы: – Почему взрослые не играют в игрушки?

Упражнение «4-ый лишний»: Назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний.

машинка – пирамидка – морковка – матрешка (морковка – это не игрушка)

кубики – апельсин – мячик – машинка

машина – кубики – матрешка – пирамидка

Упражнение “Положи игрушки” на понимание пространственных отношений: поставьте перед ребенком 4-5 игрушек. Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Что сломали у игрушки?»

У машинки отвалилось . (колесо)

«Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.

Взрослый. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки. Расскажи, где могут прятаться игрушки.

Ребенок. Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за креслом. Мячик закатился под диван и т.д.

Психоречевая гимнастика «Один — одна»:

Пирамида – кубик и т.п.

Упражнение «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»

Конструктор сделан из дерева. Какой конструктор?

Матрёшка из дерева — . Какая матрёшка?

Посудка сделана из стекла. Какая посудка?

Ведёрко сделано из пластмассы. Какое ведёрко?

Мебель для кукол. Какая мебель? И т.д.

Упражнение для развития моторики. Самомассаж рук мячиком Су-Джок

Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),

Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк -(перебрасывание мяча из руки в руку)

Мяч летает между рук.

Пальчиковая гимнастика

Танюша

У нашей Танюшки Щенок — лопоушка,

Живые игрушки: И мышка смешная

Котёнок — миленок, По кличке Норушка.

Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начи­ная с большого.

Игрушки

У Антошки есть игрушки: Это мяч. Он из резины.

Вот веселая лягушка. Разноцветная матрешка

Вот железная машина. И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

Пальчиковая гимнастика

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Танины сидят: стучат кулачками.

Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальчики.

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.

Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. и стучат кулачками.

Мои игрушки

Хороши у нас игрушки: на правой руке с подушкой большого пальца соединяем подушечки остальных пальцев на каждое слово -“клювик”

Куклы, мишки и хлопушки, то же на левой руке
С ними весело играть, две руки одновременно – “клювик” на каждое слово
Но не надо забывать:

Игрушки – не люди, одна рука “ребро”, другая -“ладонь”
Но все понимают меняем положение на каждое слово
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
(З. Петрова)

Координация речи и движения

Кукла спит

Я хожу, хожу, хожу, Ходьба на месте с высоким

Вдруг я куклу разбужу! подниманием колен.

Кукле надо отдыхать, Полуприседание, удержание позы.

Кукле хочется поспать

Я на цыпочках хожу, Потягивание на носочках, глубокий вдох.

Куклу я не разбужу. Руки на поясе, ходьба на носочках,

И ни разу, и ни разу

Я словечка не скажу. Проговаривание шепотом.

Буратино

Буратино потянулся, движения соответствуют тексту

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, —

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

“Лошадка

Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове

Причешу ей шерстку гладко. воображаемой лошадки по спинке,

Гребешком приглажу хвостик потом по хвостику.

И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колена,

руки держат воображаемые поводья.

Мячик мой.

Координация речи с движением.

Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.

Всюду, всюду он со мной. По 2 взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу.

Раз, два, три, четыре, пять. 5 прыжков на носочках, руки на поясе.

Хорошо мячом играть. Вновь по 2 взмаха – “удара”.

Мячик

Координация речи и движения, развитие общей моторики

Раз, два, прыгай, мячик. Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.

Раз, два, и мы поскачем. Ритмичные прыжки на носочках,

Девочки, и мальчики руки на поясе.

Прыгаем, как мячики.

Логоритмическая гимнастика

Робот

Стоит робот на дороге,

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочерёдно дейст¬вия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и чётко.

Речевые упражнения по лексической теме «Игрушки»

Цель: совершенствование лексико-грамматических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.

(согласование существительных с личным местоимением):

  • МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка
  • МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик
  • МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

  • мяч – мячи – много мячей
  • мячик – мячики – много мячиков
  • кукла – куклы – много кукол
  • кубик – кубики – много кубиков
  • мишка – мишки – много мишек
  • машина – машины – много машин
  • машинка – машинки – много машинок
  • собачка – собачки – много собачек
  • пирамида – пирамиды – много пирамид
  • пирамидка – пирамидки – много пирамидок
  • матрешка – матрешки – много матрешек
  • неваляшка – неваляшки – много неваляшек
  • робот – роботы – много роботов
  • самолет – самолеты – много самолетов

3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом)

  • машинка стоит – машинки стоят
  • машина едет – машины едут
  • кукла спит – куклы спят
  • кукла танцует – куклы танцуют
  • собачка лает – собачки лают
  • зайчик поет – зайчики поют
  • мяч лежит – мячи лежат
  • мишка плачет – мишки плачут
  • самолетик летит – самолетики летя

4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

  • В коробке лежат что? … (игрушки).
  • В магазине много чего? … (игрушек).
  • Петя рад чему? … (игрушкам).
  • Мама купила что? … (игрушки).
  • На столе коробка с чем? … (с игрушками).
  • Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

5. «БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

  • Большой мяч, а маленький … мячик.
  • Большой самолет, а маленький … самолетик.
  • Большой корабль, а маленький … кораблик.
  • Большой солдат, а маленький … солдатик.
  • Большой мишка, а маленький … мишутка.
  • Большой слон, а маленький … слоник.
  • Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.
  • Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.
  • Большая машина, а маленькая … машинка.
  • Большая лошадь, а маленькая … лошадка.
  • Большая кукла, а маленькая … куколка.
  • Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.
  • Большая голова, а маленькая … головка, головушка.
  • Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.
  • Большое лицо, а маленькое … личико.
  • Большая щека, а маленькая … щечка.
  • Большие брови, а маленькие … бровки.
  • Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.
  • Большой хвост, а маленький … хвостик.
  • Большие уши, а маленькие … ушки.

6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

  • Корабль синий, а кораблик … синенький.
  • Мяч круглый, а мячик … кругленький.
  • Шар желтый, а шарик … желтенький.
  • Машина быстрая, а машинка … быстренькая.
  • Кукла веселая, а куколка … веселенькая.
  • Слон грустный, а слоник … грустненький.
  • Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.
  • Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

  • Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)
  • Картонный домик из чего? (из картона)
  • Железный робот из чего? (из железа)
  • Деревянная лошадка из чего? (из дерева)
  • Плюшевый мишка из чего? (из плюша)
  • Меховая собачка из чего? (из меха)
  • Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)
  • Резиновая лягушка из чего? (из резины)
  • Оловянный солдатик из чего? (из олова)
  • Глиняная курочка из чего? (из глины)
  • Соломенный бычок из чего? (из соломы)
  • Металлическая машинка из чего? (из металла)

8. «ИЗ ЧЕГО – КАКОЙ?»

(образование относительных прилагательных):

  • Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
  • Домик из картона какой? (картонный)
  • Робот из железа какой? (железный)
  • Лошадка из дерева какая? (деревянная)
  • Мишка из плюша какой? (плюшевый)
  • Собачка из меха какая? (меховая)
  • Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
  • Лягушка из резины какая? (резиновая)
  • Солдатик из олова какой? (оловянный)
  • Курочка из глины какая? (глиняная)
  • Бычок из соломы какой? (соломенный)
  • Машинка из металла какая? ( металлическая)

9. «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно:

  • Игрушки лежат … коробке. (В)
  • Кукла спит … кроватке. (В)
  • Зайка катается … машинке. (НА)
  • Мозаика упала … стола. (СО)
  • Машинка отъехала … гаража. (ОТ)
  • Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)
  • Воздушный шарик летает … столом. (НАД)
  • Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)
  • Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)
  • Машинка катится … полу. (ПО)

10. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

(упражнение в подборе антонимов):

  • Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая).
  • Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).
  • Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).
  • У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).
  • Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).
  • Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).
  • Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).
  • Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).
  • Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).
  • Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).
  • Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

11. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

  • Резиновый мячик из дерева.
  • Меховой зайчик твердый.
  • Деревянная пирамидка мягкая.
  • У слоника короткий хобот.
  • У зайчика длинный хвостик.
  • Воздушный шарик катится вверх.
  • У Буратино короткий нос.
  • У Мальвины красные волосы.
  • Елочные игрушки висят на березе.
  • Воздушный шарик тяжелее мячика.
  • По воде плывет самолетик.
  • Петя катает кубик.
  • Глиняную уточку слепили из пластилина.
  • Говорящая кукла громко молчит.
  • Кукла моргает ушками.
  • У зайчика четыре ножки.

12. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушки покупают Ваню.
  • Мозаика складывает детей.
  • Пирамидка собирает Таню.
  • Гараж подъехал к машинке.
  • Стол лежит под мячиком.
  • Диван закатился под мячик.
  • Стол упал с пирамидки.
  • Машинка катает Петю по полу.
  • Коробка лежит в игрушках.
  • У колеса сломалась машинка.
  • Лошадка едет на мишке.
  • Коляска едет на куколке.
  • Стол летает над шариком.
  • Робот сломал мальчика.
  • Машинка починила папу.
  • У кузова большая машина.
  • У носа длинный Буратино.
  • У волос кудрявая Мальвина.
  • У хобота длинный слоник.
  • У хвоста пушистый зайка.

13. «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

(понимание смысловых отношений):

  • Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.

Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?

  • За диваном кукла, под диваном машинка.

Какую игрушку достанут из-под дивана?

Какую игрушку достанут из-за дивана?

  • Из-под стола достали мяч.

Куда он закатился: под стол или за стол?

  • На столе лото. Над столом воздушный шар.

Что выше: лото или воздушный шар?

Что ниже: лото или воздушный шар?

  • У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.

У кого в руках игрушка?

  • Мяч тяжелее воздушного шарика.
  • Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.

Какая игрушка выше?

Какая игрушка ниже?

  • Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.

Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?

  • Мяч больше кубика.
  • Слоник сделан из меха. Матрешка сделана из дерева.

Какая игрушка мягкая?

Какая игрушка твердая?

  • Плюшевый мишка мягче деревянной пирамидки.

Какая игрушка мягче?

  • Игрушки были разбросаны детьми.

Кто разбросал игрушки?

  • Робот был куплен папой.

Кто купил робота?

  • Саша купил кубики. Саша купила мяч.

Что купил мальчик?

Что купила девочка?

  • Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.

Какая игрушка у мальчика?

Какая игрушка у девочки?

  • У мальчика пять кубиков. У девочки два кубика.

У кого кубиков меньше?

У кого кубиков больше?

  • У Вани одна машинка. У Тани две куклы.

У кого игрушек больше?

У кого игрушек меньше?

14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(подумай и ответь полным предложением):

  • Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.
  • Грузовая машинка перевозит что? … грузы.
  • Настольная игра лежит где? … на столе.
  • Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.
  • Музыкальная игрушка играет что? … музыку.
  • Елочные игрушки повесили куда? … на елку.
  • У зайчика длинные что? … ушки.
  • У мишки четыре чего? … лапы.
  • У Мальвины голубые что? … волосы.
  • У Буратино длинный что? … нос.
  • У пирамидки много чего? … колец.
  • Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .
  • Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.
  • Куклу уложили спать куда? … в кроватку.
  • Куклу накрыли чем? … одеяльцем.
  • Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .
  • Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.
  • Уронили мишку куда? … на пол.
  • Оторвали мишке что? … лапу.
  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.
  • Зайку бросила кто? … хозяйка.

15. «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(работа с деформированным предложением):

  1. Кукла, спать, кроватка, в.
  2. Игрушки, полка, на, лежать.
  3. Мяч, стол, лежать, под.
  4. Сын, мама, игрушка, купить.
  5. Петя, катать, машинка, пол, по.
  6. Машинка, чинить, папа.
  7. Пирамидка, стол, упасть, со

16. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушка, игра, груша, игрушечный.
  • Икра, игра, играть, игрушки.
  • Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.
  • Мишка, мешок, мишутка, мишенька.
  • Пирамидка, кубик, робот, книга.
  • Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.
  • кукла, мяч, береза, машинка
  • барабан, матрешка, лук, самолетик
  • юла, неваляшка, тетрадь, робот
  • мяч, ромашка, кубик, мишка
Читайте также:
Технология по развитию устной и письменной речи на раннем этапе обучения грамоте
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: