Логопедическая викторина

Сценарий викторины для педагогов «Логопедическое ассорти»

Светлана Виноградова
Сценарий викторины для педагогов «Логопедическое ассорти»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:

Всем предлагаю активное участие принять!

С коллегами опытом поделиться,

В педагогической работе это пригодится!

Сегодня я с Вами проведу викторину, которая называется «Логопедическое ассорти». Мы, с помощью жребия разделимся на две команды, для большего интереса, активности и момента соревнования ваши ответы будут оцениваться нашим компетентным жюри, в лице заведующей Куликовой Н. А. и старшего воспитателя Ляленковой В. В.

И начать нашу викторину мне хочется с игры-приветствия. (приглашаю всех педагогов в круг). Каждый из вас должен назвать свое имя и выбрать себе имя прилагательное, характеризующее его положительно, но есть одно условие – имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя.

Молодцы! Ну а теперь выберем себе по жетону и определим кто в какой команде будет играть.

Ну, что команды на местах, у всех замечательное настроение. Я думаю можно начинать.

А начнем мы с вами, как и все наши занятия с детьми, с артикуляционной гимнастики, подготовим наши язычки (выполняем артикуляционную гимнастику).

В недалёкой деревушке жили-были,

Не грустили – старичок со своею старушкой.

Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.

(открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки,

А с ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).

Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,

Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)

Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)

Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем)

Блинчик с вареньем – малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).

Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!

Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)

Все дети на них покачаться успели.

Дед пересел на коня, внуки тоже,

Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком,

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки,

Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

Мы их срезаем, в корзинку кладём,

И на лошадке домой привезём!

Вот и сказке нашей подошёл конец,

Кто слушал «Молодец!»

Конкурс №1 «Блиц»

Учитель-логопед:Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).

2. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)

3. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)

4. Что такое фонематический слух?

5. Сколько звуков в слове — деньги (пять).

6.Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.

7. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

8. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный) 9. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

10. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)

11.Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).

12. Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)

13.Необходимо заменить предложение пословицей: Учись всю жизнь. (Век живи, век учись)

1. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)

2. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)

3. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я,, ю, е).

4. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).

5. Дайте характеристику звуку «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).

6. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

7.Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.

8. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым). 9. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).

10. Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву мы пишем и читаем)

11.Продолжите: одно дупло, два дупла, пять? (дупел).

12. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

13.Необходимо заменить предложение пословицей: Не болтай. (Держи язык за зубами)

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в речевые игры – активизируем нашу речь и мышление.

Кокурс №2. Игра «Похожие слова»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть кислое слово – лимон!.

Вы, коллеги, не зевайте,

Слово к слову подбирайте!

Вы должны будете подобрать как можно больше существительных к прилагательному, которое я вам сейчас дам.

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

Задание № 3. Игра «Кошка»

Вчера была мышегонятельная,

Сегодня я диваноспальная,

Вполне подушкоодеяльная (кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Читайте также:
Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Конкурс №4: игра «Словарный штурм»

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия, прилагательные (показ картинки «БАНАН»)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет банан.

Расскажи обо мне

Вопрос команде 1: – Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили, привезли, принесли).

Вопрос команде 2: – Какой я? (желтый, зеленый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный, спелый).

Вопрос команде 1: Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).

Вопрос команде 2: Что со мной можно делать? (сорвать, купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).

Вопрос команде 1: Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).

Вопрос команде 2: Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).

Вопрос команде 1: С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).

Вопрос команде 2: Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

Игра «Гонки слонов».

Описание игры: логопед предлагает участникам «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя).

Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает участников, что они должны замереть, услышав слово «стоп».

Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп.

Конкурс №5: игра «Отвечай – не торопясь»

Предлагаю несколько заданий на сообразительность, и я сейчас посмотрю, как вы умеете слышать и выделять определённые звуки в словах.

Команда №1: Придумайте слово, которое начинается на последний звук слова «палас». (Придумывает каждый участник команды)

Команда №2: Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог, ров, род, рок)

Конкурс №6: игра «Объявление»

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Команда №1: Придумайте и составьте объявление, слова в котором будут начинаться на звук – К.

Команда №2: Придумайте и составьте объявление, слова в котором будут начинаться на звук – П.

Конкурс №7: игра «Игры – перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

• Счастье перемещается кучами – «Беда не ходит одна»

• Уйти от новой стиральной машины – «Остаться у разбитого корыта»

• От смелости затылок мал – «У страха глаза велики»

• Чужое платье далеко от лица «Своя рубашка ближе к телу»

• Корова изредка чистоту прячет «Свинья всегда грязь найдет»

• Безделью часы — унынию год «Делу время — потехе час»

• Для одного воспитателя взрослый с очками «У семи нянек дитя без глазу»

• Утка кабану приятельница «Гусь свинье не товарищ»

Названия сказок и книг:

• Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят».

• Утки – индюшки – «Гуси – лебеди».

• Бледненький кустик – «Аленький цветочек».

• Пёс без босоножек – «Кот в сапогах».

• Квадратик – «Колобок».

• Белый платочек – Красная Шапочка.

Сценарий математической викторины в подготовительной группе Цель: Обобщить и закрепить полученные знания. Задачи: 1. Закрепить умения отгадывать математические загадки. 2. Закрепить умения решать примеры.

Сценарий викторины «Берегите здоровье!» Цели: – пропаганда здорового образа жизни; – расширение и систематизация знаний о здоровом образе жизни; – воспитание интереса к проблемам.

Сценарий «Новогодней викторины» в подготовительной к школе группе Задачи: – Создать у детей радостное, праздничное настроение. – Активизировать словарный запас по теме «Новогодний праздник», упражнять.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Осеннее праздничное ассорти» СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА для детей старшего дошкольного возраста «ОСЕННЕЕ СКАЗОЧНОЕ АССОРТИ» Автор: музыкальный руководитель Пекло Л. А.

Сценарий праздника. Концертное ассорти «Милая, родная-мама дорогая» СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА – КОНЦЕРТНОЕ АССОРТИ «МИЛАЯ, РОДНАЯ – МАМА ДОРОГАЯ» Участниками праздничного мероприятия являются несколько групп ДОУ.

Сценарий викторины ко Дню города для подготовительных групп “Ростов-город, Ростов – Дон” Зал украшен фотографиями с видами Ростова-на-Дону, представлен герб города и флаг. Отведены места для двух.

Сценарий викторины для дошкольников «Знатоки спорта и ЗОЖ» Викторина для дошкольников «Знатоки спорта и ЗОЖ» Цель: пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников. Задачи: Оздоровительные:.

Сценарий викторины «Мой город» для подготовительной группы Задачи: формировать представление о родном городе, крае, коренных жителях; их быте, труде, жилище, основных занятиях и особенностях проживания.

Сценарий викторины с презентацией для педагогов «Знаете ли вы героев Великой Отечественной войны?» Викторина с презентацией для педагогов «Знаете ли вы героев Великой Отечественной войны? 1. Имя этого 19-летнего юноши стало нарицательным.

Сценарий викторины «Знаю и люблю сказки» Цель. Активизировать у детей младшего дошкольного возраста (средняя группа) знания о русских народных сказках. Задачи. Приобщать детей к.

Логопедическая игра — викторина «РЕЧЕВАЯ МОЗАИКА»

Методическая разработка

Логопедическая игра в форме викторины «РЕЧЕВАЯ МОЗАИКА»

Автор-составитель:

учитель-логопед

Кузнецова Елена Сергеевна.

Викторина «Речевая мозаика» разработана с целью создания условий для актуализации знаний и закрепления изученного материала в области речевого развития. Мероприятие представлено в игровой форме и рекомендовано для воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи вида. Соревновательный характер викторины создаётся путём разделения детей на команды, что помогает заинтересовать их и сделать более активными. По итогам мероприятия определяется победитель – команда, набравшая наибольшее количество жетонов, но поощряются все участники игры. Данное мероприятие, проводимое на завершающем этапе реализации адаптированной образовательной программы для воспитанников с общим недоразвитием речи, может стать показателем результативности образования детей в области речевого развитияили своеобразным итогом двухгодового обучения. Подобные формы занятий не только повышают интерес и эмоциональный настрой дошкольников, но и стимулируют их познавательную активность.

Читайте также:
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ

Задачи.

Образовательные:

  • закрепить у детей навык самоконтроля за собственной речью;
  • закрепить обобщающие понятия и актуализировать словарь;
  • обобщить и закрепить знания о буквах и звуках;
  • закрепить умение деления слов на слоги.
  • закреплять и совершенствовать умения проводить звукобуквенный анализ.
  • закреплять навык составления слов из букв и их прочтения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речевую коммуникацию, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, мышление;
  • способствовать автоматизации поставленных звуков и развитию связной речи;
  • совершенствовать умение из букв составлять слова;
  • развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
  • развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • развивать общую и мелкую моторики.

Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;
  • формировать навыки сотрудничества, умения взаимодействовать и содействовать друг другу в командных играх;
  • создать у детей эмоционально-позитивный настрой.

Материал и оборудование:

  • ноутбук,
  • мультимедийная доска,
  • проектор,
  • презентация,
  • мольберт – 4шт,
  • волшебная коробочка с жетонами,
  • сундучок с карточками-картинками (для подбора обобщающих слов),
  • большой сундук с кодовым замком;
  • письмо от волшебника;
  • магнитный пазл – портрет волшебника – 2шт. (для обеих команд).
  • картинки с изображением героев сказок на магнитах: ГНОМ, КОТ КОЩЕЙ, ФУНТИК, УМКА, ПИРАТ, МАЛЫШ, ЗОЛУШКА, НЕЗНАЙКА, МАЛЬВИНА, БУРАТИНО, ДЮЙМОВОЧКА).
  • школьный рюкзак — 2шт.;
  • школьные принадлежности;
  • картинки замков с разным количеством башен — 4 шт.;
  • карточки с напечатанными словами для подбора к звуковой модели;
  • медали;
  • призы.

Музыкальные средства:

музыкальное сопровождение для приветствия, награждения команд, для игры «Собери портфель», аудиозапись с голосом волшебника.

Ход мероприятия:

(Дети входят в зал под музыку и рассаживаются за столы)

Логопед: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех вас на нашей викторине «Речевая мозаика»! Ребята, вы подросли, научились правильно и красиво говорить, узнали много нового и интересного. Осталось совсем немного времени и скоро вы станете первоклассниками! У вас есть замечательная возможность показать свои знания. Сегодня в нашей викторине примут участие две команды. Поприветствуем их! Давайте познакомимся с нашими игроками, справа от меня команда «Звукарики». Слева от меня команда «Букварики».

(Раздается стук в дверь, приносят конверт).

Логопед: Ребята, посмотрите, что это такое? (Разглядывает). Какое-то послание. Давайте посмотрим, что там. (В конверте лежит разрезная картинка). Друзья, нам необходимо собрать все части в одну картинку и тогда мы узнаем, кто же прислал нам этот конверт. (Дети собирают части картинки на магнитном мольберте – получается изображение волшебника). Кто изображен на картинке?

Логопед: Всё ясно, значит, письмо нам прислал волшебник. Давайте его прочитаем. (Логопед зачитывает письмо).

«Здравствуйте, дорогие ребята, я волшебник Всезнамус! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу я решил проверить, готовы ли вы стать первоклассниками. Если пройдёте все испытания, то получите главный приз. Задания будут сложными, но интересными. Желаю вам удачи, мои друзья!».

Логопед: Я думаю, что вы достойно выполните все задания, которые приготовил Всезнамус. Команды готовы? Тогда начинаем! За каждый правильный ответ и выполненное задание я вас буду поощрять волшебными жетонами.

Внимание, внимание! Друзья!

Вот первый раунд объявляю я.

Каждому задам я по вопросу…

Отвечать на них так просто.

Не скучай и не зевай,

А ответ скорей давай!

  • Первый раунд – это «Вопрос-ответ».

Логопед: В этом раунде предлагаю провести блиц опрос. Я буду задавать вопросы по очереди каждому участнику из команд, на который вы должны дать ответ. Отвечает только тот игрок, кому адресован вопрос. Верно отвечай, жетончик получай!

  1. Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
  2. Как называется детеныш лошади? (жеребёнок)
  3. Июнь – месяц, какого времени года? (лета)
  4. Звуки мы произносим и слышим, а буквы …? (видим и пишем)
  5. Сколько месяцев в одном времени года? (три)
  6. Какой время года находится между летом и зимой? (осень)
  7. С какого дня начинается неделя? (с понедельника)
  8. Из чего состоит любое сказанное слово? (из звуков)
  9. Сок из помидоров, какой? (томатный)
  10. Какую преграду преодолевают согласные звуки при произнесении? (губы, зубы, язык)
  11. Сколько дней в неделе? (семь)
  12. Как называется время суток между утром и вечером? (день)
  13. Кто мама у ягненка? (овца)
  • Второй раунд – «Назови одним словом».

Логопед:

Разом всё назвать готово.

Например: Кофты, юбки и плащи

Оно в одежду обобщит…

Друзья, вот секретный сундучок, в нём лежат карточки-картинки. По очереди участники команд должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть изображенные предметы и подобрать к ним одно общее (обобщающее) слово.

  • Третий раунд – «Хлоп-слог».

Логопед:

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Запомни это навсегда:

На части делятся слова.

Ребята, перед вами волшебные замки. Количество башен, соответствует количеству слогов в слове. Каждому из вас необходимо назвать сказочного героя изображенного на картинке и посчитать количество слогов в данном слове. Затем нужно определить, в каком замке будет жить ваш персонаж.

(ГНОМ (1), КОТ (1), КОЩЕЙ (2), ФУНТИК (2), УМКА (2), ПИРАТ (2), МАЛЫШ (2), ЗОЛУШКА (3), НЕЗНАЙКА, МАЛЬВИНА (3), БУРАТИНО (4), ДЮЙМОВОЧКА (4)).

(Проведение игры – «Собери портфель» под музыкальное сопровождение).

Логопед: Молодцы! Отлично справились с заданиями. Дорогие друзья, я предлагаю вам устроить небольшую переменку и поучаствовать в игре — «Собери портфель». На столе лежат два портфеля. По моему сигналу, каждый игрок в команде по очереди бежит к столу с портфелем и кладет в него один из предметов, который, по его мнению, необходим для учёбы в школе, затем возвращается обратно. Посмотрим, чья команда быстро и правильно соберет портфель.

Читайте также:
Конспект занятия по автоматизации звука (Ш) в слогах, словах и фразовой речи

Логопед: Немного отдохнули и повеселились, а теперь настала пора выполнять следующие задания волшебника.

  • Четвертый раунд – «Составь слово».

Логопед:

Буквы ходят по планете.

Целый день они в гостях,

Потому что, оживают

Исключительно в словах.

Сейчас я каждому из участников команд раздам по букве одного слова, которые специально перепутал Всезнамус. С помощью цифр, указывающих порядок букв, правильно составьте слово и прочитайте его.

Цифры по прядку быстро расставляйте,

Полученное слово вслух вы прочитайте!

У Ч Е Н И К
1 2 3 4 5 6
З Н А Н И Я
1 2 3 4 5 6

Логопед: Ребята, давайте прочитаем, какие слова у вас получились?

— Первое слово – УЧЕНИК (Слайд № 8.)

— Второе слово – ЗНАНИЯ (Слайд № 9.)

— Всё верно! Вы замечательно справились с таким сложным заданием!

  • Пятый раунд – «Звуковая схема».

Логопед:

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Вот уж звуки встали в ряд,
Начинается парад!

Последнее и самое трудное задание, подготовил для вас волшебник Всезнамус. Я обнаружила загадочный сундук, но он закрыт на кодовый замок. Мы сможем открыть его, если подберём ключ-слово, которое подходит к заданной звуковой схеме. Из ряда предложенных слов записанных на карточках, вам необходимо найти только то, которое соответствует схеме. Модель звуковой схемы представлена на экране.

Карточки со словами: ПАРТА, УРОКИ, ЗАДАЧА.

Логопед: Все готовы? Тогда давайте проверим, верно, ли вы подобрали слово.

— К схеме подходит слово – УРОКИ.

— Все верно! Замечательно!

(Звучит аудиозапись). Друзья мои, вы выполняли непростые задания, преодолели все трудности и показали, как много всего знаете и готовы идти в школу. Я желаю вам новых успехов и хочу наградить всех за старания. До свидания!

Логопед: Вот и подошла к концу наша викторина. Все участники команд добросовестно потрудились, ну а теперь подведем итоги.

(Объявляются результаты. Дети награждаются медалями и сладкими призами, которые были спрятаны в сундуке).

Логопедическая викторина “Размышляй-ка” 3 класс

Логопедическая викторина “Размышляй-ка” рассчитана для проведения на параллелях 3 классов учителями – логопедами. Это мероприятие направлено на развитие психических процессов; связной речи, внимания, памяти и логического мышления; закрепление знаний полученных на уроках русского языка и расширение кругозора. Также учащиеся учатся работать в группах и быть одной сплоченной командой.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая викторина “Размышляй-ка” 3 класс»

Логопедическая викторина

«Размышляй-ка»

Учитель-логопед: Усенко Е.В.

Логопедическая викторина

Цель: В игровой форме закрепить знания полученные учащимися на логопедических занятиях и уроках русского языка, математики.

Образовательные:

– Проверить знания изученных правил детьми на занятиях и умение применять их на письме

Развивающие:

– Развивать логическое мышление

– Развивать слуховое и зрительное внимание

– Развивать связную речь

Воспитательные:

– Воспитывать умение работать в команде

– Воспитывать интерес к викторине

Оборудование: карточки с названиями команд, стишки с ошибками, презентация «Ребусы», листы 4 цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий), карточки с загадками и скороговорками, карточки с логическими задачами, карточки с заданиями по русскому языку, карточки со словами к игре «Пойми меня».

Ход мероприятия:

Мы рады приветствовать вас на интеллектуально-познавательном и развлекатель­ном шоу «Логопедическая викторина». Сегодня нашим коман­дам предстоит показать свои знания, умения и эрудицию в области математиче­ских способностей, логики, мышления, развития речи и грамматики. По результа­там конкурсов мы суммируем все баллы и определим, какая из ко­манд победит.

Сегодня в логопедической викторине будет участвовать три команды. Для начала каждая команда выберете капитана. Капитаны подойдите ко мне. На столе лежат карточки, на которых написаны названия команд. Вам нужно выбрать один из трёх карточек и прочитать название вашей команды. Итак, первая ко­манда называется «Дельфины», вторая – «Акулы» и третья команда «Киты». Хорошо. Ре­бята ни пуха вам не пера.

Команды давайте начинать. Первый конкурс называется «Блиц опрос». Я каждой команде буду задавать по вопросу. Какая из команд даст большее количе­ство ответов та и победит в этом конкурсе. За каждый правильный от­вет команда получает 1 балл.

Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)

Сколько звуков в слове семья? (5 звуков)

Он до Киева доведет. (Язык)

Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)

Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вы­расти хвост. (Ящерица)

Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)

Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)

Сколько звуков в слове карась? (5 звуков)

Как называются слова, образованные от одного корня? (Однокоренные)

Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?

Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)

Одна из двенадцати частей года. (Месяц)

На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На мокрое)

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).

Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать? (Глагол)

Буквы, которые не составляют звука. (Ь, Ъ)

Сколько звуков в слове яблоко? (7 звуков)

Молодцы команды как вы быстро ответили на вопросы и принесли своей команде первые баллы. Давайте посчитаем, сколько у каждой команды баллов.

«Второе задание»

Я сегодня утром получила письмо от Буквоеда. Он написал, что любит очень сочинять стишки-рифмы, и Буквоед прислал сегодня свои стихи вам, чтобы вы их красиво прочитали. Посмотрите стихи лежат у вас на столах. Я заглянула в эти стихи и заметила, что Буквоед перепутал буквы в словах. Ваша задача найти неправильные слова и исправить их. Та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием и выиграет в этом конкурсе.

Читайте также:
Предлог НА - конспект НОД

Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал дуб.

2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

3. На волке – сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.

4. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

5. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

6. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

7. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.

3 игра «Цветные категории»

Следующая игра называется «Цветные категории». Посмотрите на слайде изображены цвета. Под каждым цветом спрятаны разные категории. Вам нужно выбрать цвет и ответить правильно на вопрос. Та команда, которая ответит на больше вопросов победит в этом испытании. Команда за правильный ответ получает по – 1 баллу.

Первая команда начинает в этом конкурсе «Киты», затем «Дельфины и «Акулы».

Зелёная категория – Ребусы

Синяя категория – Загадки и скороговорки

Красная категория – Математика

Жёлтая категория – Русский язык

Загадки и скороговорки:

Отгадайте загадку:

У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которым на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся).

Проговорите скороговорку:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Отгадайте загадку:

Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха-Цокотуха)

Проговорите скороговорку:

Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!

Отгадайте загадку:

Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но он трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал (Колобок).

Проговорите скороговорку:

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Решите логические задачи:

У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука?

На розовом кусте 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали розами. Сколько бутонов осталось нераскрытыми?

У Юры 3 кубика, а у Гены 2 кубика. На столе коробка, в которой вмещаются 4 кубика. Смогут ли ребята уложить в эту коробку все свои кубики?

В семье четверо детей: сестер столько же, сколько и братьев. Сколько сестер в семье?

Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра воды. Сколько ведер воды взяли из бочки?

Сколько целых батонов хлеба можно составить из 6 половинок?

Задание: Найдите и подчеркните все слова с корнем «снег» /«снеж»
Двор наш заснеженный ярко блестит,
Снежная крепость в нём смехом звенит.
Лепит снежки детвора день-деньской.
Хвалятся крыши каймой снеговой.
С новой метёлкой стоит снеговик.
Снега излишки увёз грузовик.
К ёлке готовим снежинки, фигурки,
Ставим спектакль мы весёлый Снегурке.
Мы не скучаем пока по весне,
Но вот подснежники видим во сне.
( Всего 9 слов с корнем «снег» / «снеж»)

Вставьте нужные буквы.
1-й –Участники по очереди зачитывают слова со вставленными буквами!
Лыж. еж. мыш. ш..ло, луж..
Чащ. пищ. свеч. ч..й, ч..йник.
Щ..ка, тащ. крич. ч..дак, хоч..

Выберите правильный ответ:

Какие предложения составляют текст?

А. Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они очень украсили лес.

Б. В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.

В. В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.

Г. Пришла зима. Бежит мышка. А у Клавы лыжи.

4. В какой группе словосочетаний на месте пропусков пишется Ь ?

А. с. едобный гриб, построить сквореч…ник

Б. попасть в об…ятия, запасаться с…естным

В. знатное кушан..е, дружная сем..я

Г. берёзовые поч..ки, с..езд депутатов

5. Укажите сколько в тексте слов с приставкой:

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Покружились они над

рекой, над родным болотом. Стройными косяками потянулись в дальние

А. 4; Б. 5; В. 6; Г. иной ответ.

6. Укажите группу однокоренных слов:

А. школа, класс, школьный; Б. дождь, дождливый, дождевик,

В. белить, белка, беличий; Г. сон, сонный, спать.

А теперь давайте с вами подсчитаем баллы у каждой команды. За каждое

выполненное задание команда получает по 1 баллу.

4 Игра «Верно или нет»

Сейчас мы с вами поиграем в следующую игру «Верно или нет». На каждый мой вопрос даёте ответ “верно” или “нет” и объясняете, почему вы не согласны.

Волк живёт в своей норе,
А жучки живут в коре.

Спят ночами утки
В конуре иль будке.

Весною из берлоги
Выходят носороги.

Для того, кто нездоров,
Вызывают докторов.

У волчонка страшный папа –
Это мишка косолапый.

Для математики, дружочек,
Нужна тетрадочка в кружочек.

Пчёлка мчится пулей
В дом родимый – улей.

Заячья шубка вся белого цвета –
Значит, в лесу уж хозяйствует лето.

Вот пять ягодок в траве.
Съел одну, осталось две.

В школе есть урок труда?
Борщ – полезная еда?
После завтрака обед?
Есть колёса у ракет?
С улыбкой к зубному идём в кабинет?
Зубы в дырках от конфет?
Нужен вечером нам свет?
Ест бензин велосипед?
Вы весёлые всегда?

С рукавами есть жилет?
На Луне есть города?

Двойка – это не беда?
Есть у женщин борода?
Будет вечером рассвет?
В радуге есть фиолетовый цвет?
Форма круга у монет?
После пятницы среда?
Едут лыжи без следа?

Читайте также:
Дикие животные весной - конспект НОД

Теперь давайте подсчитаем сколько раз команды ответили правильно на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Сейчас эти баллы суммируем и получается вот такие баллы.

5 конкурс «Пойми меня»

И наш последний конкурс называется «Пойми меня»:

Условия конкурса:

– Задание выполняется командами по очереди на время;
– Играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания.

Задание: Прочитать слово на выбранной карточке и объяснить его следующему игроку, не употребляя однокоренных слов, чтобы тот догадался, о чем идет речь, второй игрок объясняет третьему и т.д.

Слова: язык, указка, доска

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Итог: Замечательно, теперь подсчитаем все баллы и определим победителя! Итак, в нашей логопедической викторине победителем становится команда …… Поздравляем всех команд. Наша викторина подходит к концу.

Логопедическая викторина “Что умеем, то покажем”

Презентация к уроку

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: «легкая» или «умеренная» степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. В результате поражения центральной нервной системы у этих детей наряду с физическими недостатками наблюдаются и психические и психологические проблемы. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности: восприятие, мышление, память, внимание. В связи с недостаточным развитием мышления страдает и речь. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Коррекция недостатков развития и компенсация нарушенных функций проводится на коррекционно-развивающих и логопедических занятиях, но для достижения более высоких необходимо проводить эту работу не только на уроках, но и во внеклассных занятиях.

Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедических занятиях.

Задачи:

  • Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза
  • Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных
  • Закрепить знания о сказках и сказочных героях
  • Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Для проведения логопедической викторины, объединить учащихся в две команды. Каждая команда придумывает себе название. При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Для определения очередности проводится жеребьевка.

Ведущий: В течение года вы активно посещали логопедические занятия, занимались на уроках русского языка. Настало время проверить – чему вы научились за этот год. В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно.
Сегодня в нашем игровом сражении участвуют две команды: (представление)
И так, мы начинаем!

I. Конкурс «Блиц»

За 1 минуту участники команды должны ответить на максимальное количество вопросов.

Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл

1 команда

  1. Дом для учебников. (Портфель)
  2. Буквы которые не составляют звука. (Ь, Ъ)
  3. Он до Киева доведет. (Язык)
  4. Цветок – гадалка? (Ромашка)
  5. В каком месяце есть 29 дней? (Во всех, кроме февраля, если год не високосный)
  6. Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой).
  7. Где сухого камня не найдешь? (В воде)
  8. Эмблема государства. (Герб)
  9. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
  10. Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать? (Глагол)
  11. В каком веке муку мололи греки? (Муку не мелют)
  12. Сколько гласных звуков в русском языке? (10)
  13. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
  14. Как называется основная часть слова? (Корень)
  15. Яблоко, мандарин, груша – одним словом. (Фрукты)
  16. Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)
  17. Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)
  18. Площадка для катания на коньках? (Каток)
  19. Тетрадь для записи домашних заданий. (Дневник)
  20. Шкаф, кровать, стол – одним словом. (Мебель)

2 команда

  1. Дом для денег. (Кошелек)
  2. Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).
  3. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
  4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
  5. На что больше всего похожа половина яблока. (На другую половину)
  6. Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупляется. (Петух)
  7. Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)
  8. Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое? (Прилагательное)
  9. Как называются слова образованные от одного корня? (Однокоренные)
  10. Белый, сладкий, тает в воде. (Сахар)
  11. Пиджак и брюки – одним словом. (Костюм)
  12. Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? (Медленный)
  13. Назовите букву, состоящую из двух звуков. (Любая гласная 2 ряда)
  14. На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На мокрое)
  15. Предмет, которым вытирают руки и лицо. (Полотенце)
  16. Морковь, свекла, кабачок – одним словом. (Овощи)
  17. Очень большой – одним словом. (Огромный).
  18. Одна из двенадцати частей года. (Месяц)
  19. Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вырасти хвост. (Ящерица)
  20. Наименьшая мера времени. (Секунда, миллисекунда)

II. Конкурс «Озорные буквы» . Вопросы от Незнайки

Для каждой команды подготовлены по 5 пословиц (поговорок)

Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа) З-Р.

Команды по очереди называют выбранные буквы.

  1. Буква «Р» – Мы сами с ушами (усами) Ш-С
  2. Буква «Т» – Больше дела, меньше снов (слов) Н-Л
  3. Буква «А» – Не тесто красит человека, а человек тесто (место) Т-М
  4. Буква «Ж» – Корова на дворе, молоко на столбе (столе) лишняя Б
  5. Буква «Б» – Лось до добра не доведет (ложь) С-Ж
  6. Буква «Ц» – Лес рубят, кепки летят (щепки) К-Щ
  7. Буква «Ф» – Не зная броду, не суйся в моду (воду) М-В
  8. Буква «К» – Полк в овечьей шкуре (волк) П-В
  9. Буква «Ю» – У лжи ногти коротки (ноги) лишняя Т
  10. Буква «Д» – Нашла коза на камень (коса) З-С
Читайте также:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

Оценивание: 2 балла за правильный ответ

III. Конкурс «Заморочки»

Условия конкурса:Командам выдаются карточки. Членам команды необходимо заполнить карточки, образуя новые слова: образуя прилагательные от имен существительных.
Карточки для обеих команд одинаковые.

Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл

Название команды
Пример: Гнездо грача Грачиное
Лапа собаки Собачья
Голова волка Волчья
Голова льва Львиная
Хвост глухаря Глухариный
Гнездо вороны Воронье
Гнездо журавля Журавлиное
Перо гуся Гусиное
Перо курицы Куриное
Шуба из меха Меховая
Перчатки из кожи Кожаные

Игра для зрителей «Вершки и корешки»

У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки)

Задание: Ведущий называет овощ, зрители поднимают правую руку, если названном овоще в пищу идет вершок, если – корешок, то левую руку.

Капуста (П),
Морковь (Л),
Баклажан (П),
Свекла (Л),
Картофель (Л),
Кабачок (П),
Помидор (П),
Яблоко ( Яблоко фрукт. Руки поднимать не надо),
Репа (Л),
Огурец (П)
Лимон (фрукт, руки поднимать не надо),
Редис ( Л)

IV. Конкурс «В гостях у сказки»

Условия конкурса: ведущий зачитывает краткое повествование сказки в современном изложении. Команды должны назвать сказку и имя сказочного персонажа.
Члены команды по очереди называют номер понравившегося солнышка и отвечают на вопросы.

Оценивание: 2 балла за правильный ответ.

№1. У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которым на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся)
№2. Несмотря на то, что Баба Яга, как и любая другая женщина, скрывает сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколько лет Бабе Яге? (100)
№3. Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке (Доктор Айболит)
№4. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал (Колобок).
№5. Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. Кто это? (Золушка)
№6. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха-Цокотуха)

V. Конкурс «Раз словечко, два словечко» от Кота в сапогах

На слайде две картинки с изображением мышей. Капитан команды лидирующей команды выбирает понравившуюся картинку.

Условия конкурса: Членам команды необходимо разгадать три ребуса скрывающиеся за картинкой. Если первая команда не справляется с заданием, отвечает вторая команда.

Оценивание: за каждый правильно разгаданный ребус 2 балла.

Ответы:

  1. Восемь 1. Стриж
  2. Портфель 2. Пенал
  3. Перемена 3. Запятая

VI. Конкурс «Пойми меня»

Условия конкурса:

– задание выполняется командами по очереди на время;
– играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания

Задание: прочитать слово на выбранной карточке и объяснить его следующему игроку, не употребляя однокоренных слов, чтобы тот догадался, о чем идет речь, второй игрок объясняет третьему и т.д.

Слова: язык, указка

Оценивание: Команда быстрее справившаяся с заданием получает 5 баллов, проигравшая 2 балла.

Ведущий: Замечательно, теперь подсчитаем все баллы и определим победителя! Члены жюри дополнительно определяют лидеров команд и вручают им медали «Наш лидер!»
Ну вот, наше воображаемое сражение закончилось! Все получилось дружно и весело.

Литература

  1. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, М. «Просвещение», 1991г.
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №6, 2002г. Стр. 41 «Использование речевых игр на логопедических занятиях»
  3. Научно-методический журнал «Логопед», №6, 2008г. Стр.108-113 «Новые формы проведения методического объединения»

Логопедическая викторина для учащихся начальной школы

Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках

  1. Закрепление и расширение знаний детей о пословицах;
  2. Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты, слухового восприятия, развитие умения словообразования, звукового анализа слова;
  3. Активизация и проверка имеющихся учебных знания у детей;
  4. Общее всестороннее умственное развитие учащихся.

Викторина-это отличная возможность получать знания и при этом, развлекаться со своими друзьями. Правила просты, играть легко, главное иметь богатый запас информации, а также уметь быстро принимать решения, поскольку участники викторины также стараются быстро ответить на вопросы. Данный вид работы помогает детям провести время с пользой, чего иногда сделать не получается. Викторина развивает творческую активность учащихся, их смекалку, сообразительность.

Данный вид работы проводился впервые. Задания в основном были подобраны согласно программному прохождению материала на уроках. По результатам проверки викторины все классы достойно ответили на вопросы.

По результатам опроса учителей начальной школы, выяснилось, что данный вид работы очень интересен и полезен, а самое главное нужен! Можно увеличить количество заданий, усложнить их, а где-то наоборот-облегчить. Даже поступали предложения от учителей старших классов с просьбой разработать задания для старших классов. В общем есть над чем подумать и с чем поработать. Главное, что данный вид работы нужен. Поэтому в следующем году логопедические викторины войдут в школьную жизнь на законных основаниях. До встречи!

Логопедическая викторина 1 класс

1 задание. Ответьте на вопросы

✔ Дом для учебников.
✔ Буквы которые не составляют звука.
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Яблоко, мандарин, груша – одним словом.
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.
✔ Шкаф, кровать, стол – одним словом.
✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой – одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

Читайте также:
Использование проектного метода в профилактике речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места.
Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)

✔ Мы сами с ушами
✔ Больше дела, меньше снов
✔ Не тесто красит человека, а человек тесто
✔ Корова на дворе, молоко на столбе
✔ Лось до добра не доведет

3 задание. «Заморочки». Необходимо образовать прилагательные от имен существительных.
Пример: Гнездо грача-Грачиное

✔ Лапа собаки –
✔ Голова волка –
✔ Голова льва –
✔ Хвост глухаря –
✔ Гнездо вороны –

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано. Исправьте «неправильные» слова.

1. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.

2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

3. Забодал меня котел,
На него я очень зол.

4. Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.

5. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.

5 Задание. Составить «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите.
Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква – перед буквой «Л» какое получилось слово??

6 Задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок

Логопедическая викторина 2 класс

1 задание. Ответьте на вопросы
✔ Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать?
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Как называется основная часть слова?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Площадка для катания на коньках?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.
✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
✔ Всегда во рту, а не проглотишь.
✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой – одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места.
Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)

✔ Мы сами с ушами
✔ Больше дела, меньше снов
✔ Не тесто красит человека, а человек тесто
✔ Корова на дворе, молоко на столбе
✔ Лось до добра не доведет

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача- Грачиное

✔ Лапа собаки –
✔ Голова волка –
✔ Голова льва –
✔ Хвост глухаря –
✔ Гнездо вороны –

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова

1. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.

2. На волке – сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.

3. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

4. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

5. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква – перед буквой «Л» . какое получилось слово??

6 Задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово.

Логопедическая викторина 3 класс

1 задание. Ответьте на вопросы:
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Как называется основная часть слова?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.
✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
✔ Всегда во рту, а не проглотишь.
✔ Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое?
✔ Как называются слова образованные от одного корня?
✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой – одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)

✔ Лес рубят, кепки летят
✔ Не зная броду, не суйся в моду
✔ Полк в овечьей шкуре
✔ У лжи ногти коротки
✔ Нашла коза на камень

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача – Грачиное

✔ Гнездо журавля –
✔ Перо гуся –
✔ Перо курицы –
✔ Шуба из меха –
✔ Перчатки из кожи –

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова

1. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.

2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

Читайте также:
Весенние изменения в природе - конспект

3. На волке – сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.

4. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

5. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

6. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква – перед буквой «Л». Какое получилось слово.

6 задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово.

Логопедическая викторина 4 класс

1 задание. Ответьте на вопросы
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Как называется основная часть слова?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Площадка для катания на коньках?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.
✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
✔ Всегда во рту, а не проглотишь.
✔ Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое?
✔ Как называются слова образованные от одного корня?
✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой – одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)
✔ Лес рубят, кепки летят
✔ Не зная броду, не суйся в моду
✔ Полк в овечьей шкуре
✔ У лжи ногти коротки
✔ Нашла коза на камень

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача – Грачиное
✔ Гнездо журавля –
✔ Перо гуся –
✔ Перо курицы –
✔ Шуба из меха –
✔ Перчатки из кожи –

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова.

1. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

2. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

3. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

4. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.

5. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква – перед буквой «Л». Какое получилось слово.

6 задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок – какое получилось слово.

Леворукость

Леворукость – преимущественное использование левой руки, основанное на ее врожденной или вынужденной ведущей функциональности. Особенность проявляется с раннего детства, дошкольного возраста. Левой рукой ребенок берет ложку, карандаш, игрушки, машет при прощании, опирается при вставании, преодолении препятствий. У школьников проявляется феномен зеркальных движений, затруднения пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировки «право-лево», формирования навыков письма, счета, чтения. Диагностика проводится методом функциональных проб. Коррекция не требуется.

  • Причины леворукости
  • Патогенез
  • Классификация
  • Признаки леворукости
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение леворукости
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Термин «леворукость» следует понимать дословно – активность левой руки. Данная особенность бывает врожденной или приобретенной в результате травмы. Основой является ведущая роль правого полушария в обеспечении произвольных движений. От леворукости нужно отличать левшество – устойчивый, неизменный тип организации центральной нервной системы, проявляющийся доминированием левой стороны тела – руки, ноги, глаза, уха. Не всякий леворукий ребенок – левша. Распространенность изменяется с возрастом: до года она составляет 47%, в 1-2 года – 29%, в 2-7 лет – 20%, после 8 лет – 2-8%. Преобладают представители мужского пола.

Причины леворукости

Леворукость формируется во время внутриутробного развития либо является результатом травмы натального, постнатального периода. Наибольший интерес исследователей вызывает врожденная функциональная асимметрия: выдвигаются теории о влиянии плохой экологии, ультразвуковых обследований, уровня тестостерона беременной на мануальное моторное доминирование будущего ребенка. Наиболее подтверждено участие следующих этиологических факторов:

  • Состояние здоровья матери. Беременные женщины с хроническими заболеваниями почек, сердечно-сосудистой системы, аутоиммунными патологиями, употребляющие алкоголь, курящие, подверженные стрессу имеют больший риск родить леворукого ребенка. Негативные факторы влияют на формирование полушарий головного мозга.
  • Осложнения беременности. Леворукость может быть спровоцирована гипоксией плода, конфликтом по резус-фактору, системе АВ0, фетоплацентарной недостаточностью. Левое полушарие эмбриона высокочувствительно, подвержено угнетению.
  • Травмы, заболевания. Приобретенная леворукость – результат поражения левого полушария, проявляющегося снижением функций правой руки (правосторонние формы ДЦП, постинсультного паралича). Вынужденная леворукость также развивается при тяжелых травмах конечности.
  • Наследственность. Леворукость в 10-12 раз чаще встречается у детей, имеющих родителя-левшу. Механизмы генетической передачи изучаются.

Патогенез

Феномен леворукости объясняется доминантной ролью правого полушария. Мозг человека разделен на две симметричные, но функционально неравнозначные части. При поражении одного полушария происходит частичная взаимозаменяемость функций, активизируются компенсаторные механизмы. Левостороннее мануальное предпочтение формируется при пренатальном, натальном и постнатальном поражении левого полушария. Другой патогенетической основой является повреждение непосредственно функционального органа – правой руки. Оно влечет за собой вынужденную перестройку активности полушарий. Исследования генетической основы леворукости продолжаются: определен ген (LRRTM1), предположительно связанный с левшеством.

Классификация

По внешним проявлениям леворукость классифицируется на явную и скрытую. Второй вариант определяется у людей, переученных с детства. Они пользуются правой рукой, выполняя привычные бытовые дела – письмо, шитье, готовку, прием пищи. В критических ситуациях проявляется доминирование левой. Подробная классификация основана на этиологических факторах. Выделяют следующие виды леворукости:

  • Генетическая. Рассматривается как индивидуальная особенность, вариант нормального развития.
  • Компенсаторная. Вызвана поражением левого полушария. Часто сочетается с нарушениями речи, мелкой моторики.
  • Вынужденная. Возникает при травме правой конечности, подражании леворукому родителю, другу.
  • Псевдолеворукость. Развивается из-за недостаточной латерализации мозговых функций, нарушений межполушарного взаимодействия. Тщательная диагностика выявляет амбидекстрию.
Читайте также:
Звук и буква П - конспект группового логопедического занятия

Признаки леворукости

Физически при леворукости определяется большая величина, ширина ногтевых пластин, более развитая мускулатура ведущей конечности. Функциональная активность проявляется мануальным предпочтением: человек выполняет большинство действий левой рукой, правую использует как вспомогательную. Письмо, рисование, манипуляции столовыми приборами, зубной щеткой, расческой, швейной иглой, компьютерной мышью, защита от неожиданной опасности производятся ведущей рукой.

Доминирование правого полушария ассоциируется со склонностью к творчеству, развитым конкретно-образным мышлением, повышенной тактильной чувствительностью. Начиная школьное обучение, леворукие дети испытывают сложности при адаптации. Наблюдается недостаточность развития зрительно-двигательной координации, зрительно-пространственного гнозиса, зрительной памяти. Проявляются проблемы формирования образов букв и цифр, трудности копирования. Дети медленно пишут, читают, путают сходные по написанию буквы, цифры, добавляют лишние и не дописывают необходимые элементы символов. Почерк неустойчивый, с изменяющимся наклоном, неравномерными штрихами. Встречается зеркальное написание символов (зеркальное письмо).

Осложнения

Осложнением леворукости можно назвать трудности использования инструментов, технического оборудования, созданного для праворуких. Недоступными оказываются некоторые рабочие профессии, например, станочника. Насильственное переобучение провоцирует осложнения невротического характера – усиливается раздражительность, вспыльчивость, плаксивость. Дети плохо засыпают, пробуждаются среди ночи, вскрикивают. Эмоциональное напряжение нарастает на фоне медленного прогресса в развитии мелкомоторных движений (письма, рисования, лепки, шитья). Познавательный интерес снижается, ребенок отказывается посещать школу. Тяжелые случаи сопровождаются психосоматическими реакциями – рвотой, нейродермитом, бронхиальной астмой.

Диагностика

Диагностика леворукости обычно не представляет затруднений. Часто родители самостоятельно определяют данную особенность у ребенка, наблюдая за его ежедневными действиями. Причиной обращения к специалистам становятся сопутствующие трудности развития речи, школьного обучения. Профессиональной диагностикой занимается врач-невролог. Используемые методы:

  • Клинический опрос. Врач собирает анамнез, выявляет существующие патологии ЦНС. Беседуя с родителем, уточняет имеющиеся проявления леворукости.
  • Наблюдение. Дети раннего возраста проявляют предпочтение в актуальных действиях. Левой рукой они тянутся за игрушкой, держатся за маму, опираются, вставая со стула.
  • Функциональные пробы. Дети дошкольного, младшего школьного возраста обследуются экспериментально (спонтанной активности недостаточно). Врач предлагает отрыть/закрыть бутылку с откручивающейся крышкой, завязать шнурки, переложить предмет со стола на полку, поймать небольшой мяч, похлопать.
  • Анкетирование. Для обследования школьников и взрослых используются различные шкалы, определяющие право-, леворукость, амбидекстрию. Распространено применение теста по Аннет, состоящего из 12 вопросов.

Лечение леворукости

Лечение не требуется. Однако трудности, возникающие при обучении, заставляют родителей, учителей задуматься о переучивании ребенка. Данный процесс приводит к изменению межполушарных связей мозга, имеющих биологическую основу. В итоге программа действия актуализируется в правом полушарии (доминантном), после переносится в левое, координирующее движения правой руки. Искусственно созданный «обходной» путь является энергозатратным, навыки долго формируются, часто остаются несовершенными.

В отношении леворуких людей стоит говорить не о лечении, а о создании благоприятных условий для учебной и профессиональной адаптации. Необходимо правильно организовать рабочее место: подобрать удобный угол рабочей поверхности, установить источник света справа, применять инструменты и оборудование, предполагающее использование любой рукой (например, ножницы с одинаковыми кольцами). От детей не стоит требовать письма с правым наклоном и без отрывов, важно подобрать ручку с не мажущими чернилами.

Прогноз и профилактика

При уважительном отношении окружающих, правильной организации условий обучения и труда прогноз леворукости благоприятный. Дети практически не испытывают трудностей в овладении школьными навыками, легко адаптируются в коллективе, взрослые успешно применяют свои умения в профессиональной сфере. Профилактика затруднительна, сводится к тщательному планированию беременности, ведению здорового образа жизни будущей мамой. Чтобы предупредить осложнения, необходимо отказаться от переучивания ребенка, проявлять терпимость к бытовым и учебным трудностям, относится к леворукости как к индивидуальной особенности.

Мой ребенок левша. Стоит ли переучивать

Не секрет, что в СССР социум успешно и долговременно навязывал нам свои правила: леворукость считалась недостатком и показателем необразованности. Деток-леворучек старались переучить еще в дошкольных образовательных учреждениях. Многие помнят, как воспитатель строго говорил на занятии: «Как не стыдно? Ты неверно держишь карандаш! Нужно взять его в правую руку!». Причем учителям давали на такие переучивания полный карт-бланш – в ход шли принуждения, унижения и даже наказания.

Было ли такое воспитание ошибочным или ребенка обязательно нужно было отучать от леворукости? Давайте искать истину вместе.

Почему ребенок родился левшой?

Начнем с того, что ребенок не стал левшой, а таким родился. Ведь причина леворукости – это доминирование правого полушария мозга над левым, то есть, физиологическая особенность. Левое полушарие отвечает за речевые навыки и абстрактное мышление. Правое – в ответе за образное мышление и творческие способности.

Любое полное или относительное доминирование одного полушария мозга над другим предполагает психологические и характерные особенности личности человека.

Дети с активным правым полушарием (левши) склонны к творчеству – музыке, лепке, рисованию. Среди успешных спортсменов есть значительный процент левшей. В боксе и подобных видах единоборств леворукие спортсмены удивляют мощной силой удара и методиками ведения боя. Грозный нокаутер Корри Сандерс, победивший Кличко в 2003 году, был левшой.

У детей с доминирующей левой рукой сильно развита интуиция. Они отличаются упрямством характера и неугомонным нравом. Детки-левши импульсивны и впечатлительны, им присуща частая смена настроения – от искреннего плача до бурного веселья.

Часто леворучки начинают разговаривать чуть позже своих праворуких сверстников, и это тоже считается нормой.

Читайте также:
Дикие животные весной - конспект НОД

Ученые предполагают, что гены в высшей мере ответственны за активность того или иного полушария человека, а из этого следует, что, переучивая ребенка есть, писать, рисовать правой рукой, взрослые стараются исправить заложенную самой природной человеческую сущность. Конечно, переучить левшу на правшу можно, но физиологическая составляющая юного человечка потеряет свою естественную природу.

Время для левши

На самом деле, новая эра для левшей уже давно наступила. Быть левшой – перестало считаться зазорным, и из нарушения превратилось в норму на законодательном уровне еще в 1986 году. Школьные учителя и родители перестали бороться с маленькими левшами.

Вдруг оказалось, что переучивание отрицательно сказывается на успеваемости и нервной системе ребенка, мозг и тело находятся в ощутимом дисбалансе. И если левша взял ложку в правую руку – это вовсе не означает, что мгновенно интенсивно заработало мозговое левое полушарие.

Интересный факт, что такое законное нововведение ознаменовалось выходом в свет фильма «Левша» по одноименной повести Николая Лескова.

Тест для определения ведущей руки у ребенка

Как сегодня родителям определить ведущую руку у ребенка и когда это целесообразней сделать?

Психологи считают, что тест, проводимый у деток младше трех лет, не может считаться веским основанием для диагностики ведущей руки. В этом нежном возрасте лишь закладываются все особенности физиологии человека. Определять леворучек целесообразней всего после 4 лет.

Это не так просто сделать, учитывая, что некоторые люди могут быть лишь частично левшами или правшами. Простыми словами, если ребенок держит ложку в правой руке, но все остальные действия выполняет с доминантой на левую сторону – это скрытый левша. Есть понятия не только привычной нам леворукости, но и левоглазости и левоухости. Как определить наличие таких признаков у своего ребенка?

Существует простой доступный тест.

Левоухость. Дайте вашему малышу какой-нибудь сподручный источник звуков – часики или морскую ракушку. Попросите прислушаться, дабы услышать тиканье или шум моря, и понаблюдайте, к какому именно ушку он приложит предмет. Такой тест выявит активное ухо.

Леворукость. Оцените скорость движений руки и их силу. Для этого попросите ребенка попеременно указательными пальцами обеих ручек дотронуться до листа бумаги много раз за 10 секунд. Повторите задание три раза и сосчитайте среднее значение.

Левоглазость. Определить ведущий глаз можно, предложив ребенку посмотреть в бинокль, калейдоскоп или сделать фото детским фотоаппаратом с использованием видоискателя.

Почему нельзя переучивать левшей на правшей

Давно остались в прошлом те времена, когда учителя и родители привязывали детские ручки к телу, дабы отучить левшей пользоваться удобной им рукой.

Сейчас мы уже знаем, что Минздрав категорически против такого переучивания и что принудительное «лечение» таких детей приводит к опасным последствиям.

Вот самые основные пункты возможных негативных результатов такого переучивания:

у ребенка развивается невроз. Из-за настойчивых уверений, что с ним не все в порядке, ребенок нервничает. Неустойчивая детская психика включает защитные механизмы и у ребенка начинается стресс, страхи, активизируются тревожные состояния;

малыш может утратить таланты и способности, которые были ему присущи изначально при рождении. Этот момент связан с вмешательством в сферу мозговой активности полушарий человека и изменением на них нагрузки;

у ребенка могут появиться проблемы с речью, в т.ч. заикание;

переучивание может отразиться и на концентрации внимания и успеваемости в детском саду или школе. Малышу становится сложно усвоить новую информацию, возникают проблемы с запоминанием;

есть большая вероятность возникновения сильных головных болей, ведь ведущим продолжает оставаться правое полушарие, а вся нагрузка и ответственность за новую жизнь и учение ложится на левое, у ребенка возникает мозговое/умственное переутомление, мозг не может справиться и распределить нагрузку равноценно;

заниженная самооценка и проблемы с адаптацией в коллективе – тоже частые спутники таких переобучений. Ребенок думает, что он плохой, неправильный и начинает стесняться общения с друзьями на равных, чувствуя свою неполноценность;

ухудшается зрение, что связано с нерационально и некорректно распределенной нагрузкой на глаза.

Конечно, все мы разные, и некоторые детишки легко и без последствий перенесут переучивание, но статистика все же призывает учителей и родителей задуматься: новоявленные правши реже успешны в жизни, им с трудом дается обучение в образовательных учреждениях, а у переученных из леворуких спортсменов может даже замедлиться физическое развитие.

Поэтому, если вам случилось стать родителями ребенка-левши, целесообразнее вообще ничего глобального не предпринимать, а лишь скорректировать с помощью детского психолога методы воспитания, выявить характерные психологические проблемы и умерить непоседливость таких деток. Мы предлагаем вам освоить программу профессиональной переподготовки «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» и самостоятельно помочь своим детям.

Подытожим: психологи выказывают единство во мнении, что переучивать малыша-левшу не только не нужно, но и довольно-таки опасно. Психическое развитие ребенка может видоизмениться и отрицательно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Возьмете ли вы на себя такую страшную ответственность за будущее своего родного человечка?

Нужно понимать, что каждый индивидуальный человек – это целый уникальный мир со своими особенностями, заложенными самой природой. Нет правил и нет параметров, которым он должен обязательно соответствовать.

Ваш ребенок отличается от других детей только тем, что он – левша? Стоит ли пытаться менять его личный гармоничный мир, чтобы сделать его шаблонным? Не лучше ли любить своего ребенка таким, какой он есть, и по-родительски помогать ему развивать свои собственные таланты и постигать своих собственных высот?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: