Логопедическая ритмика

Логоритмика. Что это и для чего

Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику.

Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

Что же такое логоритмика для детей?

Как надо проводить занятия?

Как подобрать логоритмические упражнения?

В этой статье содержатся ответы на эти и другие вопросы.

Что такое логоритмика

Логоритмикаэто игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.

Логоритмические занятия включают в себя:

  • ходьбу или марширование под музыку;
  • игры для развития дыхания;
  • упражнения для артикуляции;
  • ритмические задания;
  • речевые упражнения;
  • пальчиковые игры.

Цели и задачи логоритмики

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:

  • развить чувство ритма и такта;
  • научить правильному речевому дыханию;
  • улучшить общую и мелкую моторики;
  • развить внимание, память и слуховое восприятие;
  • включить в речь ребенка мимику и жесты;
  • научить плавности произнесения слов и фраз.

Связь моторного и речевого ритмов

Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.

Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.

А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).

То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Виды упражнений

Логоритмические упражнения довольно разнообразны.

Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы.

Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.

“Подуем на плечо”.

Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох).

Подуем на другое (дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют)

И остановимся пока.

Потом повторим все опять —

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)

Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:

Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)

Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)

Пожевали, (жевательные движения)

Постучали (стучат зубами)

И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).

Кот снежинки ртом ловил, (ловят ртом воображаемые снежинки)

Влево, вправо он ходил. (двигают языком вправо-влево)

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).

Для развития силы голоса

можно использовать такой прием:

петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.

Упражнения на активизацию внимания и памяти

Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти.

Для игры потребуется бубен. Ребенку нужно топнуть ногой, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо просто стоять на месте.

Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз нужно прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет два — ударяют руками по коленям. Счет три — щелкают руками в стороны. Счет четыре — хлопают ладонями перед грудью.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.

Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком).

“Мы капусту режем”

Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз).

Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок).

Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем).

Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки).

Ритмические упражнения

В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме (например,четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.).

Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

Туки-ток, туки-ток! (ударять кулаком о кулак четвертями)

Так стучит молоток.

Туки-туки-туки-точки! (восьмыми стучать кулачками по бедрам)

Читайте также:
Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений

Развитие чувства темпа

Такие упражнения учат чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.

Нужно топающим шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.

Машинист в нем — Дед Мороз.

Много он зверюшек разных

К нам домой сейчас привез.

Участникам надо двигаться по кругу. Под медленную музыку идут не спеша, высоко поднимая колени. Когда мелодия зазвучит в быстром темпе, нужно двигаться мелкими топочущими шагами.

Участники под быструю музыку бегут друг за другом по комнате, изображая самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолетов. Когда музыка замедляется, надо опустить руки и перейти на ходьбу.

Пальчиковые игры

Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).

Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

Маме осенний букет отнесем (сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки).

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок, (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук! Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

— Да-да-да. (три хлопка в ладоши) —

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) —

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

На тебе водички («звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой).

Спрыгни с веточки ко мне,

Дам я зернышки тебе («сыпать корм» одной рукой на ладошку другой).

Клю-клю-клю… (стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах).

Упражнения на развитие мимики

Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики.

Взрослый и ребенок — это мышки. Взрослый активно проигрывает сценку, изображая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет.

Мышке надо идти тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – “побежали” в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

Участники воображают, что они медвежата. Медвежата идут по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.

Артикуляционные упражнения

Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз.

Нужно вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке “у”, и выдохнуть долгой струей.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

“Эй, какая там погодка?”

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, к подбородку. Затем убрать язык в рот.

Упражнения на развитие фонематического восприятия

Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Детям постарше подойдет такой вариант:

Пусть ребенок топнет ногой или ударит по коленкам, когда он услышит слово с заданным звуком.

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, погремушки, колокольчик. Затем он предлагает послушать, как звучат эти предметы. Потом, спрятав их, нужно позвенеть этими предметами по очереди. Ребенку надо узнать, какой это звук, и назвать этот звучащий предмет.

Коррекция звукопроизношения

Такие упражнения позволяют научиться четко проговаривать звуки и “автоматизировать” их произношение.

Мы на машину сядем и заведем мотор.

Повезет машина нас за большой забор (надо имитировать звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса).

На машине ехали, город весь проехали.

Проезжали косогор – у нее заглох мотор (ребенок замолкает).

Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.

С ветерком там поиграет и на землю всех вернет (нужно тянуть гласный «у» с выдуванием воздуха через вытянутые трубочкой губы. При этом высота звука волнообразно изменяется — вверх и вниз).

Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (ребенок тянет «ту-ту-у-у»).

Набирает поезд ход ( произнести «чух-чух» с ускорением или замедлением темпа),

Свою песенку поет (прошипеть на выдохе «пш-ш-ш»).

На лошадке верхом все поскачем мы потом, (щелкать языком, изменяя форму губ – вытягивать трубочкой и растягивать в улыбке),

Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?

Нужно стучать ложками, при этом произнося слоги. Причем первые два слога произносятся тихо, а третий-громко.

Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Чайная посуда

Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!

Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.

Рекомендации по проведению занятий

  • Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще.
  • Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки.
  • Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку.
  • Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время.
  • Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.).
  • Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться:
    • куклы,
    • игрушки,
    • куклы-рукавички,
    • деревянные ложки или палочки,
    • кубики,
    • кольца от пирамидки,
    • колокольчики,
    • бубен, погремушки,
    • мячики и т.п.
  • Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища.
  • Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.

Результаты

Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год.

У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:

  • четкое произношение;
  • хорошую артикуляцию;
  • правильное речевое дыхание;
  • выразительную мимику;
  • отличную моторику;
  • хорошее чувство такта и ритма;
  • плавные и аккуратные движения и жесты.

Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей.

Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.

Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект

Что такое логоритмика и зачем она нужна

Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.

Краткое знакомство с термином логопедическая ритмика

Для логопедов и дефектологов физические упражнения тесно связаны с музыкальным тактом и речью. Педагоги отмечают, что логоритмика для детей является хорошим способом развить их в речевом плане, а также помочь приобрести музыкальный слух, освоить танцевальные движения.

Цели и задачи

Поскольку логопедическая ритмика способствует развитию общей моторики и речи, то, развивая двигательную активность, логоритмика для малышей помогает преодолевать речевые барьеры. Выделяют коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям, речи.

Роль и значение

Чтобы ответить на вопрос, что такое логоритмика, нужно оценить роль метода в речевом развитии малышей. Он выполняет очень важную для педагога задачу – отвлекает их от основной проблемы с речью, позволяет решить ее с помощью логоритмической игры. Малыш во время занятий открыт к общению, может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.

Каким деткам не обойтись без логоритмики

Речь — довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.

Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, малышам с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать на нее.

Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР), при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.

Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе и дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.

Виды заданий по логоритмике

Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.

Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.

Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.

Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.

Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

Читайте также:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.

Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.

Загадки

Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.

Стихотворения

С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.

Короткие сюжеты

Проигрывая маленькие сюжеты (сказки), дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.

Группа наглядных приемов

Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.

Практические приемы

Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.

Игровые приемы

Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры для самых маленьких, которые помогут настроиться на работу.

Как индивидуализировать задания

Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.

Правила проведения логоритмических занятий

Основные правила для проведения логоритмических занятий – это определенный план, последовательность, регулярное повторение пройденного материала, постепенное добавление сложности в заданиях.

Что дают такие занятия детям

Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова. Логоритмика формирует и развивает:

Логопедическая ритмика

Разделы: Логопедия

“Логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией” Г.А.Волкова.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций на основе сочетания слова, музыки и движения.

Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.

Опираясь на работы физиологов о взаимозависимости общей и речевой моторики, о связи двигательных и речевых анализаторов (А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, Е.М.Мастюкова, М.М.Кольцова) развиваю речь детей путём совершенствования общей моторики.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения. Речь с движением развивает артикуляционную моторику, моторику мышц лица, мелкую моторику.

Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений, а двигательный компонент помогает лучше запомнить текст самого стихотворения. Ритм стихотворной строки согласовывается с движениями рук, ног, туловища, с помощью чего нормализуется темп и ритм речи, развивается словарь.

Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также на качество исполнения, улучшает пластичность движений, придаёт им мягкость и выразительность, развивается слуховое восприятие.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию движений, развитию психических процессов.

Для более успешного проведения занятий необходимо выполнять следующие условия:

  • наиболее благоприятным является взаимодействие на занятии трёх специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя), причём первое занятие может проводить логопед, второе занятие проводит воспитатель.
  • занятие проводится с опорой на лексические темы, темы по развитию звукопроизношения;
  • все упражнения выполняются по подражанию;
  • игровая форма проведения занятий;
  • содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
  • упражнения направлены на согласование речи с движением;
  • занятия проводятся не реже двух раз в неделю;
  • продолжительность занятия 20-30 минут для детей 4-5 лет и до 40 минут для детей 6-7 лет
  • светлое, просторное помещение; дети занимаются в мягкой обуви и свободной одежде, не стесняющей движения;
  • нагрузку в течение занятия необходимо распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребёнка;

Примерная структура построения логоритмического занятия

Упражнения на различные виды ходьбы, бега.

Развитие общей моторики – координация речи с движением.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Мимические, артикуляционные упражнения.

Упражнения с предметами и речевым сопровождением – развитие грамматической, лексической, фонетической, звукопроизносительной стороны речи.

Фоноритмика, голосовые упражнения.

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма.

Упражненияна расслабление мышечного тонуса – релаксация.

Логоритмическое занятие

Тема занятия: Домашние животные. Совершенствование темпо-ритмической организации движений.

Цель занятия: Совершенствовать темпо-ритмическую организацию движений на материале лексической темы “Домашние животные”.

обучающие: совершенствовать умение двигаться в соответствии с ритмично исполняемой музыкой. Активизировать глагольный словарь по теме “Домашние животные”.

развивающие: развивать динамическую координацию движений, ориентацию в пространстве, чувство темпа, ритма, мелкую, артикуляционную, мимическую моторику, регулировать мышечный тонус.

коррекционные: формировать длительный плавный выдох, силу голоса, слуховое внимание.

воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, культуру коммуникации, умение работать в коллективе.

Речевой материал: глагольный словарь: роет, ржёт, лакает, скачет и т.д., чистоговорки, звукоподражания.

Оборудование: бубен, предметные картинки, изображающие домашних животных, мяч, схемы, барабаны, коврики, мягкие игрушки.

1. Упражнение на различные виды ходьбы и развитие произвольного внимания.

Дети идут по кругу в соответствии с речевым сигналом логопеда:

“лошадки” – ходьба, высоко поднимая ноги,

“козы” – ходьба на пятках,

“кошки” – ходьба на носках,

2. Упражнение на развитие дыхания.

Дети идут по кругу под спокойную музыку, по сигналу (удар в бубен) останавливаются, выполняют вдох носом – на выдохе произносят ффф (2-3 раза).

3. Упражнение на координацию речи с движением “Мы купили кошке” с музыкальным сопровождением.

Мы купили кошке
(руки вперёд ладонями вверх)
К празднику сапожки
(поставить ногу на пятку и повертеть носочком)
Причесали её усы,
(от щёк развести руки в стороны)
Сшили новые трусы.
(имитация шитья иголкой)
Только как их надевать?
(пожать плечами, руки в стороны)
Хвостик некуда девать!
(показать рукой хвостик за спиной)

4. Упражнение на развитие мелкой моторики “Котёнок-шалун”.

Котёнок мамочку зовёт: мяу-мяу, мяу-мяу.
(соединяются пальцы одноимённых рук).
Он не напился молока: мало-мало, мало-мало.
(скрещивают пальцы рук, ритмично поднимают и опускают пальцы)
Покормит мама молочком: мур-мур-мур, мур-мур-мур
(ритмично поглаживать ладонью одной руки по другой).
Свернётся маленьким клубком: ур-ур-ур, ур-ур-ур.
(потирать кулачок о кулачок).
Потом с клубочком поиграет: цап-цап-цап, цап-цап-цап.
(сжимать и разжимать пальцы).
И нитку быстро размотает: ап-ап-ап, ап-ап-ап.
(указательные пальцы движутся вокруг друг друга).

5. Массаж биологически активных зон “Кисонька”.

Дети выполняют под спокойную музыку.

СА-са-са – кисонька краса
(поглаживания ладонями шеи)
Сы-сы-сы – есть у кисоньки усы,
(растирание кулачками крыльев носа).
Исы-исы-исы – молоко для кисы
(поглаживающие движения пальцами по лбу от середины к вискам)
Иса-иса-иса – бантиком играет киса
(растирание ладонями ушей).

6. Упражнения на развитие артикуляционной, мимической моторики.

Дети выполняют артикуляционные упражнения под медленную музыку в медленном темпе, под быструю – в быстром.

  • “Кошечка лакает молоко”.
  • “Облизывается”.
  • “Коза жуёт траву”.
  • “Лошадки”.

Мимическое упражнение “Угостим кошечку”.

Дети передают мимикой, как кошечка реагирует на угощение молоком, колбаской, лимоном, рыбкой, перцем. Показывают, как она сначала принюхивается.

7. Гимнастика для глаз “Кошка-собака”.

Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках картинка с изображением кошки, у второго педагога с изображением собаки. По сигналу “кошка” – дети смотрят на кошку. На сигнал “собака” – смотрят на собаку. Двигаются только глаза. Местоположение картинок меняется.

8. Упражнение с предметом и речевым сопровождением “Что делают?”

Дети передают друг другу мяч, называя, действия животных (жуют, роют, охраняют, мяукают и т.д.).

9. Упражнение на развитие силы голоса “Эхо”.

Дети делятся на две команды и повторяют за логопедом чистоговорки. Если команде показан большой круг – произносят громко, маленький – как эхо тихо.

Ха-ха-ха, да хи-хи-хи в поле пели петухи.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко.
Му-му-му, му-му-му молока кому.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу гуси на лугу.

10. Упражнения на развитие чувства темпа.

А) Без речевого сопровождения – подвижная игра “Лошадь и кучер”.

Дети, держась за руки идут по кругу парами под медленный темп, со сменой темпа – бегут.

Б) С речевым сопровождением “Медленно-быстро”

Детям показывается схема ————- (быстро), – – – – – – (медленно) и картинка с изображением домашнего животного, дети произносят, как голос подаёт данное животное в разном темпе.

11. Упражнение на развитие чувства ритма.

Детям предлагается повторить ритмический рисунок с соблюдением количества элементов и пауз.

  • Прохлопать – протопать (повторить за логопедом).
  • Сколько услышишь аккордов проиграет музыкальный руководитель, столько раз прыгнешь, либо хлопками повторить.
  • Логопед отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.
  • Прохлопать по схеме со слогом “та” (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).

12. Музыкальная игра “Кошка – мышка”.

Из детей выбирается “кошка”, которой завязывают глаза и “мышка” с колокольчиком. “Мышка” убегает от “кошки”, звеня в колокольчик, “кошка” должна догнать “мышку”, ориентируясь на звук колокольчика.

13. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Звучит спокойная музыка, дети берут коврики.

Наши ножки устали (дети садятся на коврики, поглаживают ножки)
Они прыгали, скакали.
Наши ручки устали (поглаживают ручки)
Они хлопали, играли.
Глазки засыпают, дети отдыхают.
Дети на спину легли
И как кошечки видят сны.
Мы отдыхаем, слушаем тихую, спокойную музыку.
Нам удобно лежать и слушать музыку…
(музыка звучит бодрее)
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать.
Подняли руки вверх. Сели.
Повернулись влево-вправо.

Что увидели? (игрушки). Кого обозначают эти игрушки? (Домашних животных).

Итог. Оценка деятельности детей.

– Домашние животные рады вас видеть, и хотят с вами поиграть, а вы хотите? Возьмите их и поиграйте в группе.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Логопедическая ритмика для детей с речевой патологией.
Консультация для педагогов и музыкальных руководителей

Горохова Лидия Васильевна,
учитель-логопед , г.Ногинск-9 , Московской области,
МБДОУ №100 “Маячок”

Сертификат о публикации:

Основателем системы ритмического воспитания является швейцарский музыкант – педагог Жак- Далькоз. Применяя гимнастику для своих учеников для лучшего усвоения грамоты.

Н.Г.Александрова в 1915 году –основатель логоритмической гимнастики в России (создала ассоциацию ритмистов).

Ритмическая гимнастика – двигательная система, в основу всей системы входят упражнения, которые воспитывают и развивают чувство ритма через движения и тесно связаны с музыкальным ритмом. Музыка является как средство воздействия на движения, а движения как средство выражения музыки.

Занятия по логоритмике проводятся по четырём разделам:

1.Раздел – общеподготовительный.
а) организация детского коллектива;
б)развитие психофизических навыков.

Цели и задачи раздела:
1.Организовать коллектив.
2.Активизировать внимание.
3.Привитие навыков движения в коллективе.

2.Раздел- вспомогательные физические упражнения.(Гимнастические упражнения с речевым произношением).
Цели и задачи раздела:
1.Добиваться правильной осанки.
2.Развитие мелкой моторики.

Музыкальный ритм – сочетание звуков разных по протяжности и силе. Ритм – основа раздела, который выполняет и развивает чувства ритма через движения в речь.

1.Движение динамики совпадает с музыкой.
2.Музыкально – речевые упражнения.

4. Раздел – заключительный.
Цели и задачи раздела:
1.Успокивающие.
Проводить специальные музыкально-ритмические занятия для маленьких детей впервые было предложено профессором В.А.Гиляровским в 1930 году. Он писал: «Из того многообразного действия, которое оказывает ритмика вообще на невротика, влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику».

Если музыка вообще оказывает благоприятное воздействие на эмоционально-волевую сферу, то тем эффективнее оказывается её влияние, когда она положена в основу специальной двигательной системы, имеющей целью регулировать движения, речь и поведения ребёнка. Принимая во внимание, что при нарушениях речи наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребёнка, а задача логоритмики заключается в том, чтобы путём особых музыкально-ритмических приёмов помочь исправить моторику и речь, то-есть обеспечить полноценное развитие будущего гражданина.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ.

Логопедическая ритмика – ветвь лечебной ритмики. Лечебная ритмика является одной из форм своеобразной лечебной терапии, благотворно действующей как на физическую, так и на психическую жизнь нервнобольного. С раннего возраста приходится обращать внимание на физическое воспитание ребёнка, поэтому возникает необходимость создания в наших логопедических группах таких условий, которые обеспечат ребёнку нормальное физическое развитие. Это очень важно для детей с речевыми нарушениями. Дети в логопедической группе вынуждены часто проводить время в сидячем положении за столом. То ли они рассказывают содержание картинки, то ли играют в лото или же занимаются постановкой звуков. Но биологическая потребность детского организма заключается в движении, поэтому необходимо удовлетворить эту потребность детского организма путём ввода гимнастики и подвижных игр в режим дня ребёнка. Большинство движений, совершаемых человеком, не являются врождёнными, они развиваются в процессе жизни и зависят от окружающей среды и соответствующего воспитания.

Занятия по развитию движений, у детей осуществляются с одной стороны, физическим развитием (костно-мышечной системы, правильной осанкой, формирование правильных навыков движения, ориентировки в пространстве, согласование движения с ритмом, развитие ловкости, скорости, силы движений), а с другой стороны, воспитание выносливости, организованности, активности и других положительных черт характера.

В работе с детьми по развитию движений условно можно выделить следующие три формы:
1.Основные движения.
2.Общеразвивающие упражнения.
3.Подвижные игры.

1. Основные движения благотворно влияют на всестороннее физическое развитие детей, укрепляют мышцы, улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обогащают двигательный опыт детей. Эти упражнения способствуют укреплению нервной системы, благотворно влияют на соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, что создаёт у ребёнка уравновешенное нервно – психическое состояние.

2.Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к точным и чётким движениям, выполняемых в определённом ритме и темпе, а иногда и с музыкальным сопровождением.

3.Подвижные игры способствуют развитию инициативы, активности детей и являются наиболее эффективной формой работы по развитию движений. При проведении подвижных игр могут ставиться следующие задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитание ловкости движений.

У детей с речевой патологией мы часто наблюдаем нарушения двигательного порядка. Например, у заикающегося ребёнка не редко бывает нарушен ритм движений. Те насильственные движения в области речевого аппарата, которые возникают при заикании могут распространяться и на движение мышц лица, рук, ног и всего туловища.

У детей алаликов нередко отмечается слабая ориентировка в пространстве, нарушение координации движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать вялость движений, а иногда насильственные (гиперкинезы) или напряженные (спастические) движения. Вот почему в работе с детьми логопатами необходимо включать коррекцию их речевой и общей моторики. На занятиях обязательно нужно учитывать характерологические особенности этих детей. Каждый из них является маленькой самостоятельной личностью, поведение которой зависит от тяжести речевого нарушения. Поэтому, приступая к логоритмическим занятиям, логопед должен иметь полную характеристику на каждого ребёнка. Музыкальный работник и логопед работают в тесном контакте. При подборе материала для каждого занятия музыкальный руководитель должен учитывать корригирующее значение выбранных видов работы для тех дефектов, которые присутствуют при данном речевом нарушении. Немаловажно учитывать доступность этого материала в зависимости от степени задержки речевого и умственного развития. Подбор материала для каждого занятия должен согласовываться с этапами логопедической работы. От логопедических занятий не редко зависит не только содержание, но и направленность. Так, если музыкально – ритмические занятие перед логопедическим занятием, то задачей его является подготовка детей к речевому занятию, т.е. детей не следует перегружать новым материалом и возбуждающими играми. Когда музыкально- ритмическое занятие чередуется с логопедическим, тогда целесообразно подбирать такие упражнения, которые будут способствовать активному отдыху детей. В музыкально – ритмическое занятие, когда оно следует после логопедического, полезно включать побольше подвижных игр. Музыкально – ритмическое воспитание детей логопатов служит целям коррекции. Так, например, слушание музыки помогает воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающее действие на одних и поднимает тонус других.

Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление, по которому доносится звук, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. В работу по логопедической ритмике включаются упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, воспитание чувства музыкального ритма, речевые игры, пение. Основной принцип системы музыкально- ритмического воспитания заключается в тесной связи движения с музыкой. Музыка – как одно из наиболее доступных искусств с ее огромным эмоциональным влиянием, с ее богатыми средствами выразительности даёт возможность бесконечно разнообразить приёмы движений и характер упражнений. Гибкость системы позволяет найти её применение в разных областях и видоизменить её метод работы, в зависимости от потребностей данной области. Особенность методики заключается в том, что в упражнениях большое внимание уделяется слову. Музыка в данном случае используется для создания особого метода, направленного на исправление разнообразных форм речевого расстройства. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не только музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющей сохранить при этом принцип ритмичности в движениях. В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. На занятиях музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, т.е. музыкальный ритм является организующим моментом. Идейное содержание музыки, оттенки, темпе и и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповым расстройством речи, корригирующими часто с беспорядочным беспокойным характером движения. Таким образом, влияние музыки в упражнениях может служить целям воспитания в широком смысле слова. Значит, в основе первого метода логоритмики лежит принцип организованности, а в основе второго метода- стремление растормозить перенапряженный мышечный тонус. В основе третьего метода – развитие волевой сферы.

Логопедическая ритмика с детьми проводиться на специальных занятиях. Она может также входить элементами в логопедическое и воспитательское занятие. И в том и в другом случае формы ее разнообразны: отстучать определённый такт, изменить темп, характер или просто направление движения в зависимости от темпа или характера музыки, пения, мелодекламации, рассказывания стихотворений в сопровождении соответствующих движений, танцы, пляски, речевые игры. На логоритмических занятиях используются в основном игровые формы, чтобы вызвать больший интерес у детей и активизировать их.

Основным материалом по развитию чувства ритма в движениях являются танцы, хороводы и игры. Разучивание элементов танца непременно надо сопровождать счётом. А ещё полезнее выбирать танцы со словами, они помогут лучше прочувствовать ритм и запомнить последовательность движений.

Пример:
«Веселей танцуйте, ножки,
Раз, два, три, четыре, пять.
Громче хлопайте, ладошки,
Начинаем танцевать»
«Вправо, влево поворот,
А потом наоборот
Влево, вправо поворот…»(«Полька» С.Рахманинов)
Сделай ручкой хлоп, хлоп, хлоп,
Сделай ножкой топ, топ, топ («Полька» М.Глинка)

Также полезны игры без музыки и музыкальные: «Заинька, выходи», «Яблонька», «Скворцы и воробей» и другие. Когда движения детей будут отвечать предъявленным к ним выше требованиям, то их, как и музыку, можно использовать в работе над ритмом речи. Движения должны сочетаться с ритмико- словесным ударением стиха. Каждый шаг приходиться на ударный слог.

Пример:
«Ищут пожарные, ищет милиция
Ищут фотографы в нашей столице».
Или «По дорожке вдоль пруда
Я гуляю иногда»

Скачут на одной ножке, руки в стороны, изображая букву «Т», каждый скачок совпадает с ударением.

Буква Т
На тонкой ножке
Ловко скачет
По дорожке.
Подражают полёту птиц.
Я лечу, лечу, лечу,
Облететь весь мир хочу.
У меня на нитке
Письма и открытки.

Но мы должны всегда отдавать себе отчёт в том, в нашей работе важен не только практический материал, но и очень важна форма его подачи. В подаче важны хорошие словесные пояснения, четкость дикции, ясность изложения, увлекательность и доступность. Влияние упражнения зависит не только от существа его и его педагогической ценности, но и от умения подать задание в интересной форме, соответствующей возрасту ребёнка. Все дети и, конечно же, наши очень любят выполнять образные задания в игровом характере. Прыгают «зайчики», «мишки», «раскрыли крылышки как птички», – такие упражнения имеют всегда неизменный успех. Не меньшее удовольствие вызывает у детей процесс изображения какого-либо трудового процесса.

Пример:
«Пильщики»
Пили пила, пили живей,
Мы домик строим для зверей.
В нём серый зайчик будет жить
И с нами будет он дружить

«Плотники»
Молоточком я стучу (2 удара)
В стенку гвоздь вколочу (2 удара)
Гвоздь вбиваю сильней (2 удара)
Для картинки моей (2 удара)

Детская фантазия в этом направлении неисчерпаема, а иногда простое упражнение может обратиться в игру, не теряя своей ценности. Она же стимулирует ребёнка к выразительности движений. Можно привести ещё несколько примеров упражнений на координацию речи с движениями.

1.Один из детей – пастух, ходит среди ребят, расположившихся на лугу (полу). Пастух играет на дудочке и говорит:
«Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Я всё стадо стерегу.
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
На зелёном на лугу. (Роль пастуха исполняют поочерёдно)

2.Дети ходят по кругу на носках:
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я её не разбужу.

Словесный материал на логоритмических занятиях будет всегда служить практикой для введения приобретённых звуков в речь.

Не всегда следует доводить упражнение до совершенства. Этого не требуется, так как возобновляемые на следующих, а если нужно и на двух-трёх последующих занятиях, упражнения безусловно будут лучше и чище. Нужно терпеливо относиться к качеству выполняемых упражнений. Большую помощь может оказать метод вызова по одному, попарно или тех, которых хорошо покажут задание и смогут служить наглядным примером того, как следует правильно делать данное упражнение. Другим методическим приёмом служит соединение в пару успеваемых и неуспеваемых, младших и старших, более робких с более смелыми.

Логоритмические занятия следует проводить в виде увлекательной игры и соблюдать следующие принципы:

1.Систематичностию.
2.Переход от простого к более сложному, от знакомого к новому.
3.Планирование занятий.

В планировании занятий следует включать следующие виды работы:
1.Пение.
2.Вводные упражнения,
3.Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
4.Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
5.Упражнения, активизирующие внимания.
6.Упражнения, воспитывающее чувство музыкального ритма.
7.Игра.
8.Заключительные упражнения.

1.ЦЕЛЬ ПРИ ПЕНИИ – пение регулирует дыхание, развивает лёгкие, расширяет грудную клетку, помогает вырабатывать плавную и полнозвучную речь. В пении можно автоматизировать поставленные звуки, громко петь не нужно, лучше контролировать выразительность интонации. Кроме пения хором, можно петь отдельно, обращая внимание на артикуляцию. Слово вводится в пение. В выборе песни следует учитывать: СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКСТ ПЕСНИ, ТЕМП И ДИАПАЗОН, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ФРАЗ.

Песни желательно начинать с коротких фраз, а для заикающихся рекомендовано – слитное пение.

2.ЦЕЛЬ ВВОДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:
Даются легкие задания в виде маршировки, учат ходить по кругу. Ходить по одному, парами, соблюдая дистанцию, поворачиваться, ориентироваться в пространстве, ходить спиной по кругу, ходить наоборот, не сужая круга, строиться колонной( две колоны – поезда встретились и разошлись). Просто слушать музыку разного характера – не давая разъяснения. Под музыку можно шагать, показывать как летают птички в вальсе(кружатся, соблюдая ритм и характер музыки, движения)

В словесных упражнениях используют– расчет 1,2,3, по порядку. Дается автоматизированная речь.

3.ЦЕЛЬ УПРАЖНЕНИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС – даются упражнения на чередование напряжений и расслаблений под музыку. Этим способом ребёнок учится понимать, как управлять своими движениями. Улучшается осанка, походка, координация движений, равновесие. Здесь же фиксируется внимание на дыхание, но требуют, чтобы ребенок не выполнял упражнения с открытым ртом, не задерживал дыхание, не допускайте переход от бурных, активных движений, сразу к сидячим играм. Используют марш, чтобы отрегулировать дыхание.

4.Цель речевых упражнений без музыкального сопровождения:
Речевые упражнения – это своего рода физминутки, произношение в ритмизированном стиле. Стихи могут быть как в сочетании с движениями, так и без них. Используют наклоны, движения с лентами. При их выполнении используем стихи, согласно игре, движениям. Выбирается ведущий из детей.

5. Упражнения, активизирующие движения.
Цель упражнений, активизирующих внимания – направлены на стимуляцию внимания и памяти, на быстроту и точность реакции. Тренировка зрительной, слуховой и двигательной памяти.

6.Цель упражнений, воспитывающих чувство ритма –заострять внимание на эмоциональное содержание. Здесь передаем характер музыки, можно соотнести к игре. Плавно выполняют движения под вальс, маршируют как солдаты.

7.Цель игры: можно преследовать разные цели: подвижные игры с музыкой или без музыки, обязательно вводится речевой материал в виде отдельных слов или предложений. В игре воспитывать – выдержанность, чувство коллективизма, умение мириться с поражением.

8. Заключительные упражнения. Цель: ребёнок должен быть готов к следующему занятию, нужно постараться переключить его внимание.
Приёмы: прослушивания музыки, воспитание познавательных навыков, назвать имя композитора, раскрыть особенности этого музыкального произведения.

Литература:
Пунина З.Е. «Ритмика для детей с расстройствами речи и слуха»
Самойленко Н.С. и Гринер В.А. «Логопедическая ритмика»

ПОНЯТИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Г. А. Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в “любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией”.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем, на этой основе, – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений. Основные положения этой теории легли в основу музыкально ритмического воспитания детей в нашей стране.

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой и сразу получила высокую оценку специалистов. В первой статье по логопедической ритмике В.А.Гринер и Ю.А. Флоренская (1936) поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмике для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи.[49]

В. А. Гринер (1958) разработала практический материал для заикающихся дошкольников. Она подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.

В 1978 году в Люблине вышел в свет учебник «Логоритмика». Его автор Э. Килинска-Эвертовскаподчеркивала что дидактический метод Жак-Далькроза, признанный во всем мире, позволяет развивать у детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Это позволяет выполнять ритмические упражнения всем детям вне зависимости от интеллектуального, моторного и физического развития. Следовательно, ритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний.

Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах XXвека логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции разных форм нарушений речи. Образовавшаяся ветвь лечебной ритмики – логопедическая ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогике.[7]

Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными нарушениями речи.

Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, так как звучащий ритм служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включение его в речь.[13] Не зря понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом логопедической ритмики являются – особенности моторных и речевых функций лиц с речевыми нарушениями, а также средства ЛР.

Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и к речи.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Планирование логоритмических занятий должно осуществлятся на основе принципов, разработанных Г.А. Волковой. Принцип систематичности будет заключаться в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса.Принцип сознательности и активностизаключается в сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности.Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картины, игрушки, пиктограммы), образного слова педагога.Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Этиопатогенетический принцип требует дифференцированного построения занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Например, детям с ОНР необходимо развитие неречевых психических функций, фонематического восприятия, общей, мелкой и речевой моторики, а детям с диагнозом «стертая псевдобульбарная дизартрия» требуется коррекция моторных нарушений, развитие неречевых и речевых функций, связи между речевой и общей моторикой. Принцип учета симптоматики позволяет соотнести физические возможности детей с речевой патологией, наличием парезов при дизартрии. Учитывая возможности детей, дозируется соответствующая нагрузка. Принцип этапности, определяет логическую последовательность приобретения закрепления и совершенствования всего комплекса знаний умений и навыков. В его основу положен подход от простого к сложному.

Все принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами [13].

Дидактическое пособие «Логопедические перчатки»

Дидактическое пособие «Логопедические перчатки» и конспект индивидуального занятия на тему «Звуки Л-Лʼ».

Процесс автоматизации звуков, введение их в самостоятельную речь ребёнка становится всё сложнее и занимает большее количество времени, чем обычно. Для оптимального использования времени на индивидуальных занятиях, я использую так называемые «Логопедические перчатки». Они позволяют совместить пальчиковую гимнастику и процесс автоматизации звука в слога.

«Логопедические перчатки»

С каждым годом на дошкольном логопункте всё больше становится детей с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому процесс автоматизации звуков, введение их в самостоятельную речь ребёнка становится всё сложнее и занимает большее количество времени, чем обычно.

Для оптимального использования времени на индивидуальных занятиях, я использую так называемые «Логопедические перчатки».

Они позволяют мне совместить пальчиковую гимнастику и процесс автоматизации звука в слогах. На обычные перчатки на каждый пальчик текстильной лентой-липучкой наклеены буквы: на указательный – А, на средний – О, на безымянный – У, на мизинец – Ы. На большом пальце буквы меняются в зависимости от изучаемого звука.

Так же использую большой палец без буквы просто со смешной рожицей, когда ребёнок ещё не знает согласных букв или идёт автоматизация звука в стечении согласных. На изображении согласных букв синяя и зелёная шапочки, обозначающие твёрдый или мягкий звуки.

Данное пособие помогает мне не только сэкономить время занятия за счёт совмещения пальчиковой гимнастики с проговариванием слогов, но и сделать его интересным и весёлым для ребёнка.

Пальчиковая гимнастика с использованием «Логопедических перчаток» на примере автоматизации твёрдого звука Р в прямых и обратных слогах

Упражнение 1. «Пальчики здороваются».

Соединяем поочерёдно каждый палец с большим пальцем правой руки: ра-ро-ру-ры, затем левой руки: ра-ро-ру-ры, затем обе руки вместе: ра-ро-ру-ры. То же с закрытыми слогами: ар-ор-ур-ыр.

Упражнение 2. «Ручки здороваются».

Соединяем руки запястьями, теперь пальцы правой руки касаются большого пальца левой руки и наоборот: ра-ро-ру-ры.

Упражнение можно усложнить, меняя слоги местами: ро-ры-ра-ру.

Упражнение 3. «Играем на пианино».

Руки запястьями упираются на стол, на большие пальцы крепим буквы Э: ра-ро-ру-ры-рэ. Поочерёдно, обеими руками вместе, по заданию логопеда.

Букву Р наклеиваю на середину ладони.

Упражнение 4. «Ромашка закрывается».

Теперь пальчики поочерёдно «кланяются»: ар-ор-ур-ыр-эр.

Упражнение 5. «Ромашка открывается».

Пальчики поочерёдно «встают» с ладошки: ра-ро-ру-ры-рэ.

Варьирую слогами и руками по мере усвоения ребёнком упражнений. Для развития фонематического слуха, развития внимания и координации движений, чередую слоги: ра-ра-ро, ру-ры-ры и т.д.

Предлагаю вашему вниманию разработанное мною индивидуальное занятие с использованием «Логопедических перчаток».

Конспект индивидуального занятия

Тема « Звуки Л-Лʼ»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков Л-Лʼ.

– автоматизировать звуки Л-Лʼ в словах и предложениях;

– дифференцировать звуки Л-Лʼ в словах и предложениях;

– развивать использование грамматических категорий (использование уменьшительно-ласкательных суффиксов);

-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звуков в словах;

– расширять и активизировать словарь.

– развивать фонематический слух;

– развивать логическое мышление;

– развивать мелкую моторику (учить соотносить речь с движениями пальцев).

– формировать дружеское отношение к окружающим.

  • «Логопедические перчатки» с буквами Л на больших пальцах: на правой руке буква Л в синей шапочке, на левой – в зелёной, на левом мизинце буква И, стеклянный кубик, меховая подушечка, картинки со звуками Л-Лʼ в названиях, две бумажные куклы, одежда для них голубого и зелёного цвета, маркеры зелёный и синий.

Ход занятия

Логопед: Здравствуй! Сегодня у нас в гостях две подружки: Лола и Лиля. Они собрались в магазин и приглашают тебя с собой.

1. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала давай их научим нашим упражнениям для язычка:

Накажи непослушный язычок.

2. Пальчиковая гимнастика, совмещённая с автоматизацией звуков в слогах.

А сейчас споём песенки. Лола любит петь песни с твёрдым звуком Л, а Лиля с мягким Лʼ (надеваем перчатки, у правой руки кукла Лола, у левой – Лиля):

Поёт Лола (работаем правой рукой): ла-ло-лу-лы, теперь Лиля (работаем левойрукой): ля-лё-лю-ли.

Лола поёт громко: ла-ла-ло, Лиля тихо: ля-ля-лё (И так несколько вариантов).

Куклы поют по очереди: ла-ла-ля, лё-ло-ло, лу-ли-ля и т.д.

«Играем на пианино».

(На больших пальцах меняем буквы Л на Э)

У Лолы стеклянный камешек, по нему стучим поочерёдно пальчиками и повторяем слоги с твёрдым звуком Л,

У Лили меховая подушечка, по ней стучим и повторяем слоги с мягким звуком Лʼ.

Ребёнок выполняет несколько предложенных логопедом вариантов.

Ла-ло-лэ, ло-ло-лы, ля-ле-ле и т.д.

Затем чередуем слоги с твердым и мягким согласными звуками: ла-ле-ле, ля-ло-лу и т.д.

3. Подели картинки между куклами

Смотри, кто-то растерял картинки, назови, что на них изображено. Подели картинки между куклами: Лоле отдай картинки с твёрдым звуком Л, а Лиле с мягким звуком Лʼ.

Правильно, а теперь давай нарисуем наверху на картинках кружочки по месту звука в слове: вначале, в середине, в конце. Не забудь: твёрдые звуки мы обозначаем синим цветом, мягкие – зелёным. (Ребёнок выполняет).

4. Наши куклы пришли в магазин

Наши куклы пришли в магазин. Давай купим Лоле одежду голубого цвета, а Лиле – зелёного.

(Ребёнок выбирает одежду и проговаривает предложения)

Лола купила голубое платье. Лиля купила зелёное платье.

Лола купила голубые туфли. Лиля купила зелёные туфли.

Лола купила голубые гольфы. Лиля купила зелёные гольфы.

Лола купила голубой бант. Лиля купила зелёный бант.

Смотри, какие красивые девочки у нас получились.

5. Давай назовём ласково все предметы одежды и обуви у них.

У Лолочки голубенькое платьице. У Лилечки зелёненькое платьице. И т.д.

6. Давай подумаем, что еще из одежды и обуви можно купить?

Молодец! Ты хорошо поработал, Лола и Лиля говорят тебе: Большое спасибо!

игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

  • Главная
  • О себе
  • Занятия
  • Дистанционно
  • Отзывы
  • Контакты
Техника безопасности на логопедических занятиях

‘, CAPTION, ‘логопед’,BELOW,RIGHT, WIDTH, 300, FGCOLOR, ‘#fbe895’, BGCOLOR, ‘#206856’, TEXTCOLOR, ‘#206856’, CAPCOLOR, ‘#FFFFFF’, OFFSETX, 10, OFFSETY, 10);” onmouseout=”return nd();” > логопедом должны принести ребёнку ожидаемую пользу, они не должны принести вреда здоровью. Об этом специалист должен позаботиться прежде всего. Кроме известных, хочется остановиться также на тех моментах, которые ещё не были рассмотрены на профессиональных сайтах.

1. Массаж голыми руками либо в перчатках?

Логопедический массаж начинается с массажа лица. Проводить его нужно руками, вымытыми с мылом и обработанными специальным дезинфицирующим раствором. Массаж лица проводится с применением детского массажного масла или же без него. Когда массаж требует помещения рук в полость рта, необходимо применить одноразовые перчатки либо напальчники. Сейчас можно приобрести перчатки специально для детского логопедического массажа, они неопудренные.

2. Стерильные массажные и постановочные зонды.

Логопедические зонды для массажа и постановки звуков должны быть обработаны в стерилизаторе перед началом рабочего дня, а потом протираться этиловым спиртом. Тем не менее, многие родители беспокоятся, достаточно ли стерильный инструмент. Несмотря на то, что я считаю такую чрезмерную обеспокоенность необоснованной (в заведениях общепита ложки и вилки не протираются спиртом, и это соответствует санитарно-гигиеническим требованиям), всё же лучше предложить родителям приобрести индивидуальный набор зондов для их ребёнка.

3. Ароматерапия на логопедических занятиях.

Во время проведения релаксаций на занятиях с заикающимися иногда полезно применить аромалампу с эфирными маслами (лавандовое, ромашковое и др.). Масло лимона хорошо зарекомендовало себя в работе с детками, имеющими дефицит внимания. Однако, нужно иметь ввиду, что на эфирные масла у ребёнка может быть аллергическая реакция, иногда очень серьёзная, требующая срочной медицинской помощи. Поэтому, если Вы решили использовать на своих занятиях ароматерапию, обязательно выясните у родителей ребёнка, не аллергик ли он.

4. Гимнастика для шеи.

Физкультминутка через 10 мин после начала занятия—обычное дело для детей и педагога. А логопед, работающий с дизартриками, проводит моторную разминку и в начале урока. Разминаясь, необходимо помнить такую важную деталь. Никогда не предлагайте детям запрокидывать голову назад! Среди наших учеников могут быть дети с нестабильностью в шейном отделе позвоночника. Такое упражнение для них может закончиться потерей сознания.

5. Применение электростимуляторов.

При работе с электромиостимулятором или с электронейростимулятором уточните у родителей ученика, нет ли у него судорожной готовности по результатам исследования головного мозга. Данные электроприборы могут спровоцировать судороги. Пусть невролог, который ведёт ребёнка, даст добро на использование этих электроприборов в логопедической коррекции.

6. Безопасные игрушки.

Детские игрушки, которые используются логопедом на занятии, должны быть сертифицированными, чтобы вы могли быть уверены в их экологичности, безопасности. Я для себя сделала выбор в пользу эксклюзивных экологичных игрушек из натурального дерева, выполненных мастером по моему заказу без применения лако-красочных материалов.

7. Пособия для развития силы выдоха.

В каждом логопедическом кабинете, конечно же, есть пособия для развития дыхания. Это, как правило, свистки и детские духовые музыкальные инструменты, а также надувные игрушки и воздушные шарики. Что касается музыкальных инструментов, то они требуют обработки дезинфицирующим раствором (та часть, которая берётся в рот).

О воздушных шариках разговор отдельный. Дело в том, что надувание воздушных шаров—это упражнение, которое на протяжении многих лет использовалось не только в логопедической, но, большей частью, в лор-практике. Отоларингологи по сей день активно назначают детям надувать воздушные шары при некоторых болезнях. Как удалось нам выяснить недавно, это может принести больше вреда, чем пользы. Об опасности, которую представляет надувание воздушных шаров ртом, мы попросили рассказать сотрудника студии IDEA (оформление помещений воздушными шарами) Владимира Рязанова.

«Воздушный шарик сам по себе не предназначен для надувания его ртом. Мы используем компрессоры для этих целей, а в домашних условиях вполне можно воспользоваться насосом, стоит он недорого. В инструкции по использованию воздушных шариков написано, что их разрешается давать детям от восьми лет. Подразумевается. Что дети после восьми лет догадаются надуть его насосом, а младшие будут тянуть в рот. К примеру, те воздушные шары, которые продаются на харьковском рынке «Барабашово» нельзя давать даже в руки детям. Эти шары состоят из искусственного латекса, окрашены и покрыты токсичными химическими соединениями. Они не имеют сертификата качества и могут представлять угрозу здоровью ребёнка. Существуют и хорошие, сертифицированные шары из натурального латекса. Однако, как те, так и другие, покрываются (для хранения) веществами, которые при попадании в рот вредят здоровью. Если возникла необходимость надуть качественный шарик ртом, то его нужно тщательно помыть »

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: