СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой — особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе.
1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической ^работы во вспомогательной школе должен быть направлен на формирование мыслительных операций _анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,- обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука” тщательно анализируется с точки зрения его слухового (сравнение с неречевым звуком), зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие; например, уточняется, что при произношении одних звуков участвует голос, а при произношении других — нет. В процессе дифференциации звуков необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звуков в слове. Сравниваются слова по их звуковой структуре, по наличию в них отрабатываемых звуков. Широко используется сравнение графических схем слов, нахождение в схемах одного или другого звуков.
2 С учетом характера нарушений речи логопедическая работа во вспомогательной школе должна проводиться над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи. Например коррекцию нарушения произношения звука с (на этапе автоматизации) с учетом программы по русскому языку следует сочетать с работой над предлогом с (с братом, с мамой), уточняя семантику предлога (значение совместности действия), выделяя с как самостоятельное слово предложения. При этом, отрабатывается анализ структуры предложения.
В процессе автоматизации звука с можно рекомендовать (также с учетом программы) и работу над приставкой с- (бегал — сбегал, писал — списал). При этом необходимо проводить работу по сравнению двух слов как по семантике, так и по звуковому оформлению. Для развития и уточнения лексики рекомендуются задания: назвать слова, обозначающие действия, признаки предметов, включающие звук с.
3. В процессе логопедической работы во вспомогательной школе важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане, Формирование речевых действий должно осуществляться по следующим этапам:
1) Материализация действия с опорой на вспомогательные средства. Так, работа по развитию дифференциации звуков на этом этапе предполагает использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем слов. Ребенок, выделяя звуки из слова, выкладывает фишки разного цвета в клеточки, соответствующие тому или иному звуку.
2) Выполнение действия в речевом плане. На этом этапе ребенок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства, определяет наличие одного или другого звука в слове.
3) Выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе ребенок осуществляет дифференциацию звуков без материальных и речевых опор, по представлению.
В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей.
4. Особенностями логопедической работы во вспомогательной школе являются максимальное включение анализа-тороа, актуализация ощущений разной модальности, а так-же использование максимальной и разнообразной наглядности. Так, постановке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа, кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинеститеческие ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя.
В процессе логопедической работы во вспомогательной школе широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения.
5. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.
6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1—2 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
7. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для
изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке. Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Этот факт обусловливает необходимость строить содержание логопедической работы во вспомогательной школе с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений),
8. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.
9. Характерной для логопедической работы во вспомогательной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
10. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного, самостоятельные пересказы и т.д.).
11. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
12. Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является тщательная дозировка_заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем — на более сложном. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом материале. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми.
13. При проведении логопедических занятий необходимо
ясное понимание ребенком цели занятия. В связи с этим
цели занятия должны быть изложены умственно отсталому
ребенку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
14. Для эффективного усвоения правильных речевых на
выков умственно отсталыми детьми необходим определен
ный, не очень быстрый темп работы.
15. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка
интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоцио
нальную сферу.
16. В связи с тем, что нарушения речи у умственно от
сталых детей носят стойкий характер, логопедическая рабо
та во вспомогательной школе осуществляется в более дли
тельные сроки, чем работа с нормальными детьми.
17. Несформированность контроля, слабость волевых про
цессов у умственно отсталых детей обусловливает необходи
мость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя
и родителей. Нужно так организовать педагогический про
цесс во вспомогательной школе, чтобы не только на лого
педических занятиях, но и в классе и во внеклассное время
осуществлялись закрепление правильных речевых навыков,
контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции рече
вых расстройств.
18. Логопед должен проводить работу в тесной связи с
медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплекс
ный медико-педагогический подход к устранению речевых
нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на
благоприятном фоне. Например, занятия по устранению
заикания будут более эффективны, если они проводятся на
фоне расслабления после приема соответствующих медика
ментов. При наличии чрезмерной возбудимости даже рабо
та над звуками будет более эффективной, если она прово
дится на фоне успокаивающей терапии.
19. Логопед вспомогательной школы при перспективном
планировании, учитывая необходимость участия в логопе
дической работе с детьми учителей, воспитателей и родите
лей, должен уделять большое внимание работе с педагоги
ческим коллективом школы и родителями по пропаганде
логопедических знаний.
Нарушения письма у умственно отсталых школьников
Аннотация: Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе.
Нарушения письма у умственно отсталых школьников
Нарушения развития речи сопровождаются, с одной стороны, расстройствами в овладении письменной речью, с другой — трудностями использования орфографическим правил.
Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия и т. д.).
Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.
Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у умственно отсталых детей и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова.
Нечеткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв.
Неотчетливые представления о морфологической структуре слова обусловливают большое количество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме.
Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова.
Большое количество ошибок у умственно отсталых детей связано с дефектами произношения звуков речи.
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе
При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей.
В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма во вспомогательной школе должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
Так, широко используется сравнение фонетически близких звуков (при устранении акустической, артикуляторно-акустической дисграфии, фонематической дислексии), анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова (при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза), развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза (при устранении оптической дислексии и дисграфии).
При устранении нарушений письменной речи во вспомогательной школе возникает необходимость развивать различные психические функции, начиная с самых элементарных форм.
Так, развитие фонематического анализа и синтеза начинается с выделения гласного звука на фоне других, развитие слогового анализа — с использования вспомогательных средств.
Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.
Нарушения чтения у умственно отсталых школьников проявляются уже в 1-м классе, т. е. раньше, чем нарушения процесса письма, которые выявляются у этих детей, начиная со 2-го класса. Это объясняется большей сложностью процесса письма, который усваивается умственно отсталыми детьми позднее, чем процесс чтения. В связи с этим во вспомогательной школе логопедическую работу надо начинать с коррекции нарушений чтения, одновременно осуществляя профилактику дисграфии, так как механизмы дислексии и дисграфии во многом сходны.
Таким образом, логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.
Выводы и проблемы
Система логопедической работы во вспомогательной школе и особенно в детских садах для умственно отсталых детей недостаточно разработана. Ее теоретическое обоснование представляет в настоящее время малоизученную, но актуальную проблему.
Особую значимость следует придавать диагностике и логопедическому воздействию в условиях дошкольного специального учреждения.
Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых учащихся определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. Характерным для них является позднее развитие речи. Нарушения речи у умственно отсталых учащихся являются очень распространёнными и носят стойкий характер. Устранение нарушений речи умственно отсталых учащихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся вспомогательной школы.
Нарушения речи у умственно отсталых учащихся носят системный характер. Они затрагивают как фонетико – фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом.
Наиболее частыми речевыми расстройствами у учащихся вспомогательной школы являются дефекты звукопроизношения и нарушение письменной речи.
Так как нарушения письменной речи носят стойкий характер, то её коррекция продолжается в течение всего процесса обучения учащихся в школе. И поэтому проблема нарушения письменной речи является актуальной и основной во вспомогательной школе.
Так как у учащихся отмечается нарушение слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, пространственных представлений. Поэтому нарушение какой- либо из указанных функций и вызывает нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
Кроме того, у учащихся вспомогательной школы отмечается несформированность высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации многих звуков речи, фонетического, слогового анализа и синтеза, деление предложения на слова, лексико – грамматического строя речи.
Основные ошибки на письме у учащихся вспомогательной школы:
· графические ошибки, отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. Буквы воспринимаются по разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме, наиболее часто смешиваются следующие буквы: П-Т, П-Н, П-И, У-И, Ш-И, М-Л.
· специфические фонетические замены, сюда относится замена и смешение букв, обозначающих шипящие и свистящие звуки, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, замена букв обозначающих гласные звуки.
· нарушение слоговой структуры слова, это пропуски отдельных букв и целых слогов, перестановка букв и слогов, раздельное написание частей одного слова. И слитное написание двух слов.
· грамматические ошибки, к ним относятся пропуски и неверное применение предлогов служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов.
· орфографические ошибки – преимущественно на буквы, обозначающие безударные гласные, непроизносимые согласные, на написание звонких и глухих согласных, на обозначение смягчения согласных.
Основные причины появления ошибок на письме у умственно отсталых учащихся:
· неправильное произношение всех звуков речи;
· неправильное различение звуков на слух;
· неумение выделять звук на фоне слова;
· неумение определять место звука в слове;
· несформированность грамматических систем;
· несформированность пространственных и временных представлений.
У умственно отсталых учащихся с нарушением письма страдает и связная речь.
Так как связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и носит характер последовательного и развёрнутого изложения. Связная речь формируется на основе диалогической речи.
Становление связной речи у умственно отсталых учащихся осуществляется замедленными темпами и очень длительно задерживается на этапе вопросно–ответной формы речи. Переход к самостоятельному высказыванию затягивается вплоть до старших классов.
Поэтому на занятиях по логопедии уделяется большое внимание развитию связной речи, в особенности пересказу, просить пересказывать прочитанные сказки, рассказы, просмотренные фильмы и мультфильмы.
Необходимо учить учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы, составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
И занятия по логопедии с учащимися с нарушением письменной речи не должны превращаться в бесконечные списывания и диктанты, а должны предлагаться разнообразные упражнения с чётко ограниченной системой.
Задачи логопеда в работе по коррекции письменной речи
И в работе по коррекции письменной речи у учащихся вспомогательной школы логопед должен ставить перед собой следующие задачи:
· всестороннее развитие личности логопата;
· учитывать возрастные особенности учащихся и уровень развития, и в соответствии с этим подбирать дидактический материал;
· осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
· добиваться прочности приобретённых знаний и навыков;
· строить занятия с учётом программ каждого класса по русскому языку;
· стремиться к тому, чтобы на каждом логопедическом занятии было слушание, говорение, чтение и письмо.
Задачи методической работы на логопедических занятиях состоят в обеспечении условий для становления учащихся, как субъекта учебной деятельности. Ученик должен понимать, почему он делает так, а не иначе.
Основные методы, используемые на логопедических занятиях:
· постепенное углубление занятий использующих наглядно – чувственные опоры.
Для преодоления снижения речевой активности используются двигательные реакции, сопряжённые с речью.
Основные направления коррекционной работы по исправлению письменной речи у умственно отсталых учащихся:
· выявление нарушений чтения и письма;
· развитие фонетического восприятия;
· развитие навыков звукового анализа и синтеза;
· обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им;
· развитие грамматических навыков;
· развитие связной речи.
Поэтому логопедическая работа по коррекции письменной речи должна строиться с учётом этих направлений.
Практический материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических занятий и должен быть расположен по степени нарастания сложности заданий.
Развитие фонематического восприятия
Для успешного развития фонематических процессов необходимо привлечь внимание учащихся к работе артикуляционного аппарата, приучить учащихся оценивать мысленные ощущения при проговаривании звуков, слов, различению слов близких по звуковому составу, дифференциации фонем, развитию навыков элементарного звукового анализа.
С развитием фонематического слуха осуществляется работа над звукопроизношением. Необходимо устранить все недостатки фонем, искажения, замены, отсутствие звука.
Иногда у некоторых учащихся при нарушенном фонематическом слухе даже сохранённые звуки не могут артикулироваться абсолютно чётко.
Наиболее часто у умственно отсталых учащихся на письме нарушена дифференциация следующих звуков Ц – С, Ч – Т, Ч – Щ, звонких и глухих согласных, особенно смычных Д – Т, Б – П, Г – К, свистящих З – С, шипящих Ж – Ш.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Для усвоения навыков письма большое значение имеет умение учащихся разделять слова на слоги, кроме того слоговой анализ, помогает более эффективно овладевать звуковым анализом слова. В процессе письма учащиеся часто пропускают гласные звуки, которые воспринимаются как оттенки согласных звуков. Учащиеся должны усвоить основное правило слогового деления, в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
В процессе обучения звуко — слоговому анализу необходимо научить учащихся различать знакомые звуки, знать гласные, знать изучаемые согласные звуки и их артикуляционные признаки (твёрдость – мягкость, звонкость – глухость), выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (мак), двусложных (типа липа), трёхсложных (типа машина), определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова), определять количество звуков в слове.
Главным на этом этапе работы является и выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Поэтому на логопедических занятиях учащиеся должны уметь составлять схемы предложений, придумывать слова по различным графическим схемам.
Учащиеся должны усвоить, как определять предлоги в предложении. Учить составлять схемы предложений с предлогами.
Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им
На этом этапе работы необходимо учить учащихся разным способам образования новых слов, например, образования слов с помощью различных приставок от одной гласной основы (у – шёл, при – шёл), с помощью одной приставки от гласных глагольных основ (при – шёл, при – нёс). Проводить работу по подбору однокоренных слов.
На протяжении всех логопедических занятий расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас. И ставится главная задача – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме. Проводить работу по очищению словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.
Работа по развитию лексико-грамматических навыков
При их устранении основной задачей является формирование обобщённых представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений.
Логопедическая работа строится с учётом программы по русскому языку. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, осмысливать и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.
Поэтому на логопедических занятиях используются упражнения для практического овладения категориями существительного, прилагательного, причастия, наречий, глагола.
Упражнения для уточнения расширения лексического запаса слов, упражнения по словообразованию. Работа с родственными словами, с антонимами, синонимами, с многозначностью слов.
Наиболее трудными для учащихся вспомогательной школы является употребление в письменной речи предложно – падежных конструкций, в понимании предлогов.
Развитие связной речи
Развитие связной речи, как устной, так и письменной на логопедических занятиях должно уделяться большое внимание.
На этом этапе работы проводится работа над сюжетной картинкой, серией последовательных сюжетных картин, сравнительных картин для объяснения причинно – следственных связей.
Кроме этого на занятиях необходимо использовать объяснительное чтение.
В процессе чтения выполнять чтение с делением на слоги всех слов предложения.
Даётся задание на заучивание пословиц, чистоговорок, поговорок, считалок.
Большое место в работе по нарушению письменной речи отводится составлению рассказа по серии сюжетных картинок, работе с деформированным текстом. Учащиеся учатся составлять план к прочитанному небольшому рассказу.
Одновременно проводится работа над умением самостоятельно отвечать на прочитанный вопрос, умению пересказать прочитанное по частям с использованием картинного материала.
Вводится рисование по словесному описанию.
Для пересказа даются короткие истории, тексты со скрытым смыслом.
Пишутся мини сочинения.
Формирование неречевых процессов
Учитывая особенности психической деятельности у умственно отсталых учащихся, на логопедических занятиях необходимо наряду с развитием речи учить учащихся правильно мыслить, сравнивать, обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь, развивать зрительную и слуховую память.
В начальных классах в логопедические занятия по коррекции письма включаются упражнения по развитию общей и мелкой моторики.
· учимся проводить прямые, ломанные, кривые линии;
· обводка по шаблону, трафарету, контуру;
· соединение по точкам;
· раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением ограничения. Например, заштриховать треугольник вертикальными линиями.
· рисование бардюров, состоящих из отрезков прямых и из ломанных линий.
Если учащиеся плохо запоминают буквы, используются такие приёмы и методы как:
· выкладывание букв из палочек, гороха, пуговиц;
· лепка из пластилина;
· прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
· угадывание букв по контуру из набора пластиковых букв;
· обведением пальцем контура букв, штриховка букв.
Согласно этим направлениям разрабатываются программы по коррекции чтения и письма у учащихся вспомогательных школ. [Приложение 1].
Опыт работы показал, что при использовании этих направлений при коррекции письма сокращается количество ошибок звукового состава слова, лексико – грамматических и графических.
Проводимая работа на занятиях позволяет сделать вывод о том, что логопедическая работа на письме должна быть комплексной направленной на коррекцию нарушений в письменной и устной речи, должна развивать вербальные и невербальные функции с учётом симптоматики у умственно отсталых учащихся.
Таким образом, подтверждена гипотеза о зависимости эффективности коррекции нарушений письма и снижения количества дисграфических ошибок на письме от уровня сформированности психических функций и устной речи, которые являются структурными компонентами письма.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Логопедия / под ред. Волковой Л. С. Москва.1995г.
2. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва.1999г.
3. Е. В. Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Москва.2010г.
4. Л. И. Гайдина, Л. А.Обухова. Логопедические упражнения исправления нарушений письменной речи. Москва.2007г.
5. Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. Система упражнений по коррекции чтения и письма у детей. Воронеж. 2006г.
6. Л. Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Книга для логопедов. Москва.1991г.
7. И. Н.Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. Москва.1983г.
8. Н. В. Белов. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. Минск.2011г.
9. Т. А. Воробьёва, Т. В. Гузенко. 50 уроков для подготовки руки к письму. Серия уроки логопеда. Санкт – Петербург. 2012г.
СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Р . И . Лалаева
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
В КОРРЕКЦИОННЫХ
КЛАССАХ
Книга для логопеда
ОТ АВТОРА
Рецензенты: Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор
Селиверстов В. И.
Кандидат педагогических наук
Лалаева Р.И.
Л20 Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.
для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с.: ил.
В книге дана характеристика речевых расстройств у умственно отсталых школьников, освещена методика коррекции нарушений звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, чтения и письма, а также приведены конспекты логопедических занятий.
Предназначена для логопедов и учителей начальных классов вспомогательной школы; может быть полезна студентам дефектологических
факультетов педагогических вузов.
ЪБК 74.3
© Лалаева Р.И., 1998
© Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998 Все права защищены
Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
д Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.
Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, отражающей современные представления о характере нарушений речи и особенностях их коррекции у умственно отсталых детей. Это и вызывает необходимость публикации данной книги.
В настоящем издании представлена общая характеристика нарушений речи и их коррекции у умственно отсталых школьников, раскрыты особенности логопедической работы во вспомогательной школе.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонемати-ческую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.» В данной книге отражен системный подход, который определяет содержание коррекции нарушений речи у умственно отсталых школьников.
Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников младших классов вспомогательной школы явля-
ются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи. В связи с этим коррекции этих дефектов речи уделяется особое внимание.
Данная книга рассчитана прежде всего на логопедов и учителей начальных классов вспомогательной школы, так как именно в младших классах должна осуществляться наиболее интенсивная коррекция нарушений речи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Известно, что уровни речевого развития у детей с идиотией, имбецильностью и де-бильностью существенно различаются. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Однако отсутствует явная, непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Так, среди детей с умственной отсталостью в степени дебильности встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно более высоким уровнем владения речью. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. Выделяются две группы олигофрении (Г.Е. Сухарева): 1) олигофрения с недоразвитием речи, 2) атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.
У первой группы умственно отсталых детей имеет место недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития; у второй группы, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые расстройства.
У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Особенность речевых расстройств у умственно отсталых детей
состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся начальных классов вспомогательной школы наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
У умственно отсталых детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковый сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированное™ операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровней речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы рече-
вых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.
СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой — особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе.
1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической ^работы во вспомогательной школе должен быть направлен на формирование мыслительных операций _анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,- обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука” тщательно анализируется с точки зрения его слухового (сравнение с неречевым звуком), зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие; например, уточняется, что при произношении одних звуков участвует голос, а при произношении других — нет. В процессе дифференциации звуков необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звуков в слове. Сравниваются слова по их звуковой структуре, по наличию в них отрабатываемых звуков. Широко используется сравнение графических схем слов, нахождение в схемах одного или другого звуков.
2 С учетом характера нарушений речи логопедическая работа во вспомогательной школе должна проводиться над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи. Например коррекцию нарушения произношения звука с (на этапе автоматизации) с учетом программы по русскому языку следует сочетать с работой над предлогом с (с братом, с мамой), уточняя семантику предлога (значение совместности действия), выделяя с как самостоятельное слово предложения. При этом, отрабатывается анализ структуры предложения.
В процессе автоматизации звука с можно рекомендовать (также с учетом программы) и работу над приставкой с- (бе гал — сбегал, писал — списал). При этом необходимо проводить работу по сравнению двух слов как по семантике, так и по звуковому оформлению. Для развития и уточнения лексики рекомендуются задания: назвать слова, обозначающие действия, признаки предметов, включающие звук с.
3. В процессе логопедической работы во вспомогательной школе важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане, Формирование речевых действий должно осуществляться по следующим этапам:
1) Материализация действия с опорой на вспомогательные средства. Так, работа по развитию дифференциации звуков на этом этапе предполагает использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем слов. Ребенок, выделяя звуки из слова, выкладывает фишки разного цвета в клеточки, соответствующие тому или иному звуку.
2) Выполнение действия в речевом плане. На этом этапе ребенок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства, определяет наличие одного или другого звука в слове.
3) Выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе ребенок осуществляет дифференциацию звуков без материальных и речевых опор, по представлению.
В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей.
4. Особенностями логопедической работы во вспомогательной школе являются максимальное включение анализа-тороа, актуализация ощущений разной модальности, а так-же использование максимальной и разнообразной наглядности. Так, постановке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа, кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинеститеческие ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя.
В процессе логопедической работы во вспомогательной школе широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения.
5. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.
6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1—2 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
7. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для
изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке. Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Этот факт обусловливает необходимость строить содержание логопедической работы во вспомогательной школе с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений),
8. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.
9. Характерной для логопедической работы во вспомогательной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
10. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного, самостоятельные пересказы и т.д.).
11. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
12. Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является тщательная дозировка_заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем — на более сложном. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом материале. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми.
13. При проведении логопедических занятий необходимо
ясное понимание ребенком цели занятия. В связи с этим
цели занятия должны быть изложены умственно отсталому
ребенку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
14. Для эффективного усвоения правильных речевых на
выков умственно отсталыми детьми необходим определен
ный, не очень быстрый темп работы.
15. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка
интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоцио
нальную сферу.
16. В связи с тем, что нарушения речи у умственно от
сталых детей носят стойкий характер, логопедическая рабо
та во вспомогательной школе осуществляется в более дли
тельные сроки, чем работа с нормальными детьми.
17. Несформированность контроля, слабость волевых про
цессов у умственно отсталых детей обусловливает необходи
мость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя
и родителей. Нужно так организовать педагогический про
цесс во вспомогательной школе, чтобы не только на лого
педических занятиях, но и в классе и во внеклассное время
осуществлялись закрепление правильных речевых навыков,
контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции рече
вых расстройств.
18. Логопед должен проводить работу в тесной связи с
медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплекс
ный медико-педагогический подход к устранению речевых
нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на
благоприятном фоне. Например, занятия по устранению
заикания будут более эффективны, если они проводятся на
фоне расслабления после приема соответствующих медика
ментов. При наличии чрезмерной возбудимости даже рабо
та над звуками будет более эффективной, если она прово
дится на фоне успокаивающей терапии.
19. Логопед вспомогательной школы при перспективном
планировании, учитывая необходимость участия в логопе
дической работе с детьми учителей, воспитателей и родите
лей, должен уделять большое внимание работе с педагоги
ческим коллективом школы и родителями по пропаганде
логопедических знаний.
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 315 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Особенности логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслаева Елена Николаевна
Обучение грамоте умственно отсталых школьников является одним из самых ответственных разделов обучения детей с ОВЗ. Систематически проводимая логопедическая работа по общему и речевому развитию умственно отсталых детей в большинстве случаев приводит к формированию языковой системы до уровня, позволяющего ребенку обучаться в (специальной) коррекционной школе VIII вида.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буслаева Елена Николаевна
Текст научной работы на тему «Особенности логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Особенности логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида Буслаева Е. Н.
Буслаева Елена Николаевна /Buslaeva Elena Nikolaevna – кандидат педагогических наук,
кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: обучение грамоте умственно отсталых школьников является одним из самых ответственных разделов обучения детей с ОВЗ. Систематически проводимая логопедическая работа по общему и речевому развитию умственно отсталых детей в большинстве случаев приводит к формированию языковой системы до уровня, позволяющего ребенку обучаться в (специальной) коррекционной школе VIII вида. Ключевые слова: умственно отсталые дети, специальная (коррекционная) школа VIII вида, логопедическая работа.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения [5, с. 42].
Контингент учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушение речи у большинства детей, поступающих в данную организацию, носят характер системного недоразвития, для которого характерно: нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); нарушение чтения; нарушение письма [2, с. 369].
Исходя из этого, логопедическое воздействие в этой образовательной организации должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Специфика логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой -особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта [2, с. 370].
Можно выделить следующие особенности логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида:
1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
2. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа должна проводиться над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
3. В процессе логопедической работы важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и
др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане, формирование речевых действий должно осуществляться по следующим этапам [7, с. 85]:
1) Материализация действия с опорой на вспомогательные средства. Так, работа по развитию дифференциации звуков на этом этапе предполагает использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем слов. Ребенок, выделяя звуки из слова, выкладывает фишки разного цвета в клеточки, соответствующие тому или иному звуку.
2) Выполнение действия в речевом плане. На этом этапе ребенок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства, определяет наличие одного или другого звука в слове.
3) Выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе ребенок осуществляет дифференциацию звуков без материальных и речевых опор, по представлению. В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей [7, с. 85].
4. Максимальное включение анализатора, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. Так, постановке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа, кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя [3, с. 370-371].
5. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т. д.
6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 – 2 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
7. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке. Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку.
8. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков [3, с. 370-371].
9. Частая повторяемость логопедических упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме обусловлена слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
10. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного, самостоятельные пересказы и т. д.).
11. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
12. Тщательная дозировка заданий и речевого материала обусловлена спецификой познавательной деятельности умственно отсталых детей, необходимостью постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем – на более сложном. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом материале. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми [3, с. 370-371].
13. При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. В связи с этим цели занятия должны быть изложены умственно отсталому ребенку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
14. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим определенный, не очень быстрый темп работы.
15. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.
16. В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
17. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей.
18. Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне [3, с. 370-371].
19. Логопед в специальной (коррекционной) школе VIII вида, при перспективном планировании, учитывая необходимость участия в логопедической работе с детьми учителей, воспитателей и родителей, должен уделять большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде логопедических знаний [3, с. 370-371].
Программа логопедических занятий построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза) [4, с. 95].
1. Буслаева Е. Н. Фонематическое развитие умственно отсталых учащихся младших классов. [Текст] / Буслаева Е. Н. // Логопедия, 2004. № 3 (5). С. 9-16.
2. Волкова Л. С. Логопедия [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: «Владос», 2009. 703 с.
3. Волкова О. Ю. Нетрадиционные формы логопедической работы с детьми младшего школьного возраста. [Текст] // Логопед, 2013. № 1 (86). С. 109-115.
4. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени. [Текст] // Методическое пособие. СПб.: Речь, 2006. 180 с.
5. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников: диагностика и коррекция. [Текст] // СПб.: «Союз», 2010. 224 с.
6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. [Текст] // Учебное пособие для вузов / Лебединский Виктор Васильевич. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2006. 144 с. (Высшее проф. образование). ISBN 5-7695-3072-3.
7. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. [Текст] / Шпек О.; пер. с нем. А. П. Голубева; науч. ред. текста Н. М. Назарова. М.: Академия, 2003. 432 с. (Специальная педагогика и специальная психология за рубежом). ISBN 5-7695-1481-7: 125-84.
Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ Буслаева М. Е.
Буслаева Мария Евгеньевна /Buslaeva Мапуа Evgen ‘еупа – преподаватель, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: важнейшим требованием эффективной организации волонтерской деятельности является готовность волонтера к взаимодействию с любой категорией «особых людей», в том числе с детьми, развивающимися в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной). Ключевые слова: дети с ОВЗ, волонтерская деятельность, добровольчество.
Социальные перемены, происходящие в обществе, обусловили новую постановку вопроса о профессиональной компетенции будущего специалиста по работе с молодежью. Очевидно, что на данном этапе развития российского общества необходима переориентация образования на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции, что является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущих специалистов. Теоретические знания, получаемые студентами во время учебы, безусловно, станут основой их профессионализма, но при этом важно развивать и личностные качества студентов, так как в них сконцентрирован потенциал и индивидуальное своеобразие каждой личности [5, с. 74-75].
В этой связи подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья может стать одним из приоритетных направлений профессионализации молодых специалистов, так как участие в добровольчестве помогает находить ресурсы собственного личностного совершенствования, способствует развитию рефлексии, стимулированию самореализации [11, с. 106].
Поэтому можно считать, что одной из целей реализации профессионального образования, является создание условий для самореализации личности студента, будущего организатора работы с молодежью, способного работать в условиях конкуренции и различных типах и видах организаций и учреждений, с различными категориями подростков и молодежи, в том числе с особыми образовательными потребностями, поэтому, сегодня вуз призван быть центром не только образования, но и центром формирования нравственных качеств: толерантности, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, милосердия, то есть духовного становления личности будущих организаторов работы с молодежью [7].
Кроме того, в нашем обществе наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии, инвалидностью. Дети-инвалиды одна из самых уязвимых социальных групп, их количество с каждым годом растет, за несколько последних десятилетий их число в стране выросло в 13 раз [1, с. 144]. Около 600 тысяч составляют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие нарушения физического статуса, что затрудняет их доступ к социокультурным и образовательным ресурсам. Становится очевидным, что социальные катаклизмы, происходящие в современном обществе, особенно негативно влияют на представителей групп социального риска,
Логопедическая служба
Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико- грамматическую стороны , связную речь, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.
При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений фонетической стороны речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи. В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.
Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе:
1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы во вспомогательной школе направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
2. При устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравниваются звучание, артикуляция двух звуков, устанавливаются их сходства и различия. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа
во вспомогательной школе проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико- грамматической стороны речи.
3. В процессе логопедической работы во вспомогательной школе важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (Л.Я. Гальперин,, Д.Б.Эльконин). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходим последовательный переход от одного
этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей.
4. Особенностями логопедической работы во вспомогательной школе являются максимальное включение анализаторов, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. В процессе логопедической работы широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства.
5. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием ( преимущественно развитием тонкой ручной моторики) умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно младших классов, включаются пальчиковая гимнастика , задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
7. Содержание логопедической работы во вспомогательной школе строится с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы иные, чем цели и задачи уроков русского языка.
8. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.
9. Характерной особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно -рефлекторных связей, быстрым их угасанием без достаточного подкрепления.
10. Сформированные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки не используются умственно отсталым ребенком в повседневном речевом общении. . В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки на разнообразном и обширном речевом материале не только на логопедических занятиях, но и на уроках и во внеурочной деятельности.
11.Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности.
12. Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является тщательная дозировка заданий и речевого материала.
Отчет о проведении «Недели логопедии»
В данной публикации представлен план проведения «Недели логопедии» в коррекционной школе VIII вида.
Нарушения речи у обучающихся в коррекционной школе VIII вида являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения.
Логопедическая работа в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка. Но результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро, как бы этого хотелось. Когда работаешь с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Наряду с традиционными формами проведения логопедических занятий, коррекция речи происходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм работы учителя-логопеда является ежегодное проведение «Недели логопедии».
Цель : повышение интереса к логопедическим занятиям.
- развитие коммуникативных способностей учащихся,
- развитие познавательных и психических процессов,
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов.
Для проведения «Логопедической недели» мною ежегодно составляется план мероприятий на каждый день.
План проведения Недели логопедии
Понедельник
Состоялось открытие «Недели логопедии», которое носило увлекательно-информационный характер. Викторина «Решай-ка» вывешивалась в виде стенгазеты с заданиями: ребусами, шарадами, анаграммами и другим занимательным материалом. Учителем-логопедом был выпущен информационный буклет для педагогов «Приемы профилактики и коррекции дисграфии».
Вторник
В этот день для учащихся 4 класса проведены мероприятия:
День пальчиковых игр. С целью развития ручной моторики использовались известные народные «пальчиковые» игры и упражнения, сопровождающиеся стихотворениями.
Следующий конкурс был творческий. Детям нужно было поработать своими пальчиками и слепить первую букву своего имени. Как она должна выглядеть и каким цветом – фантазия ребенка.
Затем проводилась выставка детских работ под названием «Как умелые ручки язычку помогают».
Среда
На конкурсе скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь!» учащиеся 5-7 классов удивили знанием скороговорок, умением произносить их четко, внятно, умением состязаться друг с другом, умением презентовать свою скороговорку. Воспитанникам было предложено проиллюстрировать любимые скороговорки. В холле школы была организована выставка работ детей «Веселые скороговорки в картинках».
Четверг
Среди учащихся 3 класса была проведена логопедическая игра-викторина «Подумай и скажи». Ребятам были предложены разные задания: отгадать загадки, сложить разрезанные на части картинки, отгадать слово по названию его частей, отличить гласные звуки от согласных, подобрать обобщающее слово, разделить слова на слоги, исключить «четвертый лишний». Во время игры ребята активно проявляли и использовали свои знания, полученные на логопедических занятиях. Со всеми заданиями ребята справлялись и были готовы к новым более сложным испытаниям.
Пятница
В этот день для учащихся 1 класса проведено речевое развлечение «Приключение веселого язычка». Речевое развлечение – один из актуальных видов работы с младшими школьниками. Цель: в доступной форме познакомить учащихся с органами речи, учить детей выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия. Проведенное мероприятие отличалось заинтересованностью и высокой активностью первоклассников.
Суббота
Состоялось закрытие недели логопедии. Были подведены итоги всех викторин и конкурсов. Победители награждены подарками и призами.
Проведение Недели логопедии сближает всех ребят, активизирует их, дает эмоциональный настрой для обучения. Такая форма работы важна для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она способствует развитию коммуникативных способностей учащихся, развитию познавательных и психических процессов, вызывает интерес к обучению и в дальнейшем помогает их социализации в общество.
Положительным достижением «Логопедической недели» можно считать то, что по сравнению с прошлой Неделей активность участников образовательного процесса значительно возросла.
Отчет по логопедической неделе
материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Представлен отчет по логонеделе, проходивший вна логопункте ИМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_rusakova_o.v._imk.docx | 110.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования, спорта и молодежной политики администрации Тоншаевского муниципального района Нижегородской области
по логопедической неделе
по логопедической неделе «Говоруша»
логопункта ИМК управления образования, спорта и молодежной политики администрации Тоншаевского муниципального района
Наряду с традиционными формами проведения занятий с детьми, у которых наблюдается нарушение речи, логопедическая работа проходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм работы является проведение “Логопедической недели”. Использование разнообразных нетрадиционных форм коррекционной работы, предотвращает утомление детей, поддерживает у обучающихся с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Цель логонедели: создание условий для проявления и развития языковых способностей, коммуникативного и познавательного потенциала у детей, имеющих речевые нарушения.
- образовательная: закрепить знаний, полученные на логопедических занятиях;
- коррекционно-развивающая: развивать и корригировать недостаток познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения, речи; интерес детей к логопедическим занятиям.
- воспитывающая: воспитывать умения правильно красиво говорить, бережное, уважительное отношение к слову.
Участники: обучающиеся 1-6 классов, дошкольники, родители.
С 9 по 15 декабря 2019 года на базе логопункта ИМК управления образования, спорта и молодежной политики администрации Тоншаевского муниципального района проходила Логопедическая неделя «Говоруша». Обучающимся и родителям был представлен план недели, в течение всей тематической недели имели возможность посетить запланированные мероприятия.
План логопедической недели
– Открытие «Логопедической недели «Говоруша»»;
– Творческий конкурс «Первая буква моего имени»;
– Оформление речевых уголков «Говорилки», «Азбукварик», «Учимся разговаривать».
обучающиеся, воспитанники логопункта
– Создание папок-передвижек для родителей « Мелкая моторика», «Речевые, дидактические сюжетно-ролевые игры»;
– Логозанятие «Путешествие в волшебный лес правильной и красивой речи» .
родители, обучающиеся, воспитанники логопункта
– Оформление родительского уголка «Сегодня новации- завтра традиции» («Досуг семьи в жизни ребенка»; «Причины и профилактика неправильной речи», «Игры на развитие мелкой моторики»);
-Конкурс «Иллюстрированная пословица»;
обучающиеся, воспитанники логопункта
– Мастерская для родителей «Наши руки не для скуки» ; – Оформление тематических книжных выставок для родителей и детей « Развиваем пальчики», «Времена года», «Логопедические тетради» и др. – Творческая встреча с Кокоулинолй М.А., «Нетрадиционные техники рисования».
обучающиеся, воспитанники логопункта,
– Закрытие «Логопедической недели»;
– Конкурс чтецов « Расскажи пословицу»; «Что означает мое имя».
– Выставка « Первая буква моего имени», «Иллюстрированная пословица».
обучающиеся, воспитанники логопункта
Размещение информации на сайте управления образования
– Открытие «Логопедической недели «Говоруша»».
В понедельник, детям и родителям было объявлено о начале Логонедели и всех намеченных мероприятиях, к которым они могли подготовиться и принять активное участие. Также детям были объявлены конкурсы «Первая буква моего имени », «Иллюстрированная пословица».
– Оформление речевых уголков «Говорилки», «Азбукварик», «Учимся разговаривать».
С целью развития речи и предупреждения речевых нарушений на логопункте ИМК были созданы речевые уголки. Логопедом совместно с родителями были изготовлены дидактические пособия для развития мелкой моторики: шнуровки.
– Создание папок-передвижек для родителей « Мелкая моторика», «Речевые, дидактические сюжетно-ролевые игры».
– Логозанятие «Путешествие в волшебный лес правильной и красивой речи» .
Цель: создание условий для проявления и развития языковых способностей, развитие мелкой моторики и коммуникативного и познавательного потенциала у детей, имеющих речевые нарушения. Формирование у детей грамматически правильной, чёткой, ясной речи.
В ходе занятия под музыкальное сопровождение, ребята и родители путешествовали по волшебному, сказочному лесу правильной и красивой речи, но не одни, а с героями мультфильма «Маша и медведь», Машей и медведем. Они предлагали участникам ловить падающие снежинки, в которых были заколдованы различные игры, конкурсы, упражнения:
1.Конкурс загадок «Назови сказку».
2. Конкурс «Угадай следы животных» (ребята и родители угадывают следы животных на карточках).
3. Игра «Пальцеход» (пальчиковая гимнастика со стихотворным сопровождением) , «Наши руки не для скуки» (с использованием марблс, крышечек).
4. Игра «Вкусняшка» (ребята с закрытыми глазами пробуют на вкус фрукты и овощи, угадывают название и определяют на согласование сущ. и прилагательных).
5.Упражнение “Подбери предмет к слову” (К каждому слову – действию участники подбирали названия, например: можно стирать… (одежду, платье, банты, рисунок, пыль) ; можно пить… (воду, сок, морс, компот, квас)).
6. Игра «Скажи наоборот» (участники «превращались» в упрямцев, которые делали всё наоборот. Логопед кидал мяч и называл слово, а ребенок или родитель говорить наоборот (антонимы)).
7. Упражнение «Отгадай предмет по названию его частей» (на доске вывешены части предмета, а ребята должны были определить сам предмет, например: кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик)).
8. Упражнение « Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика с ребятами, с использованием презентации).
Завершением мероприятия (рефлексия) было рисование ладошками (нетрадиционная техника рисования). Ребята рисовали дерево, а родители солнышко, и делились о своих впечатлениях по мероприятию.
– Оформление родительского уголка «Сегодня новации- завтра традиции».
Для родителей был оформлен уголок с информацией для родителей детей с нарушениями речи «Досуг семьи в жизни ребенка»; «Причины и профилактика неправильной речи», «Игры на развитие мелкой моторики».
-Конкурс «Иллюстрированная пословица» .
Цель: необходимость использования развивающих и коррекционных возможностей малых фольклорных форм (пословиц) для успешной логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями речи.
Ребята в совместной деятельности с родителями пытались передать художественный образ пословицы в рисунке, расширяли возможность его выражения в слове.
– Мастерская для родителей «Наши руки не для скуки» .
Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы. Показ родителям приёмов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В ходе мероприятия логопед рассказал родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи детей и показал важность работы по ее развитию, а также учил родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, прививал навыки игрового взаимодействия на примере различных игр и упражнений, техник.
Например: игры со стихотворным сопровождением ( Пальчиковая игра «1,2 ,3 ,4, 5……», игра с карандашом, с крышечками «Лыжи»), пальчиковые игры с элементами самомассажа (использование шишек, стеклянных шариков, карандашей), ощупывание на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (геометрические фигуры), игры с крупами (дети и родители играли руками в сухом пальчиковом бассейне из фасоли, гороха, шишек, листьев сухих, бумаги), игры на «Выкладывание узоров» (из пуговиц, ладошек, стрекоз, марблс и др. мелких деталей), «Шнуровки» (с использованием резиночек, колечек, готовых картинок и т.д).
Т.о., при выполнении многих упражнений все дети вначале учебных занятий испытывали затруднения. Но когда они проводятся регулярно, и используются разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
– Оформление тематических книжных выставок для родителей и детей
« Развиваем пальчики», «Времена года», «Логопедические тетради» и др.
Цель: найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружающем, научить их быть любознательными, наблюдательными, связно, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом.
– Творческая встреча с Кокоулинолй М.А ., «Нетрадиционные техники рисования». Так же для родителей и детей был проведен мастер-класс по использованию нетрадиционной техники рисования с участием Кокоулиной М.А.(воспитатель МДОУ д/с № 18 «Малыш»), которая несколько лет занимается изучением данной техники. Участники пробовали рисовать губками, ватными палочками, зубными щетками (разбрызгивание), пальчиками.
– Выставка « Первая буква моего имени».
- «Что означает мое имя».
Участники выставки рассказывали присутствующим, что означает его имя.
– Выставка «Иллюстрированная пословица».
- « Расскажи пословицу». Ребята, представляя свою иллюстрированную пословицу, читали ее наизусть и раскрывали ее значение.
– Закрытие «Логопедической недели». В этот день состоялось закрытие недели логопедии. Были подведены итоги всех проводимых мероприятий.
Логопедическая неделя была проведена в указанные сроки, согласно
утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач.
Положительным и важным на мероприятии было то, что все упражнения и задания были подобраны в зоне ближайшего развития детей, активизированы все психические процессы, задействованы все анализаторы, а разнообразные задания способствовали не только смене видов деятельности, но поддержанию интереса в течение всего мероприятия.
Поставленные цели и задачи были полностью реализованы, все дети были активны на протяжении всего праздника. Проведенные мероприятия соответствовали возрастным особенностям обучающихся. Для проведения мероприятий использовалась ИКТ-технология, что придавало мероприятиям эстетичность, красочность и наглядность.
Во всех мероприятиях ребята активно проявляли и использовали все свои знания, полученные на логопедических занятиях, а также на уроках по русскому языку и чтению. Со всеми заданиями ребята справлялись, и были готовы к новым более сложным испытаниям. По итогам проведения предметной недели активные участники были награждены грамотами за активное участие.
Проведение “Логопедической недели” активизирует и сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и родителей. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о проведении недели ЗОЖ
Важным условием обучения и воспитания культуры здоровья является побуждение ребенка к достижению цели: – формирования собственного здоровья, достижения успеха в данной деятельности, что осуществ.
отчет о проведении недели русского языка и литературного чтения
Отчет о проведении Недели начальных классов
Фотоотчет о проведении Недели начальных классов.
Фото-отчет по предметной неделе
“Известно, что ребёнок любит играть и не любит учиться. А нельзя ли совместить приятное с полезным? Оказывается можно. Самый доступный способ – рисование. Его ребёнок воспринимает как игру, причём бол.
Отчет о проведении “Недели начальных классов”
Отчет о проведении “Недели начальных классов”.
Отчет о проведении недели инклюзивного образования
В школе с 2012 года реализуется программа “Доступная среда”, с 2016 года в школе функционируте МО специалистов психолого-педагогичексого сопровождения, а в конце года было принято провести неделю инкл.
Отчет мероприятия посвященной «Неделе девочек» и тренингового занятия для девочек начального звена с 2 по 4 класс «Мир девочек»,
laquo;Неделя девочек» в школе прошла с 9 по 14 октября 2017 года.Тренинговое занятие для девочек начального звена с 2 по 4 класс «Мир девочек».